37[1]
Жил-был старик, у него были кот да петух. Старик ушёл в лес на работу, кот унёс ему есть, а петуха оставили стеречь дом. На ту пору пришла лиса.
Кикереку-петушок,
Золотой гребешок!
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Так лиса пела, сидя под окном. Петух выставил окошко, высунул головку и посмотрел: кто тут поёт? Лиса схватила петуха в когти и понесла его в гости. Петух закричал:
— Понесла меня лиса, понесла петуха за тёмные леса, в далёкие страны, в чужие земли, за тридевять земель, в тридцатое царство, в тридесятое государство. Кот Котонаевич, отыми меня!
Кот в поле услыхал голос петуха, бросился в погоню, достиг лису, отбил петуха и принёс домой.
— Мотри[2] ты, Петя-петушок, — говорит ему кот, — не выглядывай в окошко, не верь лисе; она съест тебя и косточек не оставит.
Старик опять ушёл в лес на работу, а кот унёс ему есть. Старик, уходя, заказывал петуху беречь дом и не выглядывать в окошко. Но лисица стерегла, ей больно хотелось скушать петушка; пришла она к избушке и запела:
Кикереку-петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку,
Дам и зернышков.
Петух ходил по избе да молчал. Лиса снова запела песенку и бросила в окно горошку. Петух съел горошек и говорит:
— Нет, лиса, не обманешь меня! Ты хочешь меня съесть и косточек не оставишь.
— Полно ты, Петя-петушок! Стану ли я есть тебя! Мне хотелось, чтоб ты у меня погостил, моего житья-бытья посмотрел и на моё добро поглядел! — и снова запела:
Кикереку-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головка!
Выгляни в окошко,
Я дала тебе горошку,
Дам и зернышков.
Петух лишь выглянул в окошко, как лиса его в когти. Петух лихим матом закричал:
— Понесла меня лиса, понесла петуха за тёмные леса, за дремучие боры, по крутым бережкам, по высоким горам; хочет лиса меня съести и косточек не оставити!
Кот в поле услыхал, пустился в догоню, петуха отбил и домой принёс:
— Не говорил ли я тебе: не открывай окошка, не выглядывай в окошко, съест тебя лиса и косточек не оставит. Мотри, слушай меня! Мы завтра дальше пойдём.
Вот опять старик на работе, а кот ему хлеба унёс. Лиса подкралась под окошко, ту же песенку запела; три раза пропела, а петух все молчал. Лиса говорит:
— Что это, уж ныне Петя нем стал!
— Нет, лиса, не обманешь меня, не выгляну в окошко.
Лиса побросала в окошко горошку и пшенички и снова запела:
Кикереку-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головка!
Выгляни в окошко,
У меня-то хоромы большие,
В каждом углу
Пшенички по мерочке:
Ешь — сыт, не хочу!
Потом прибавила:
— Да посмотрел бы ты, Петя, сколько у меня редкостей! Да покажись же ты, Петя! Полно, не верь коту. Если бы я съести хотела тебя, то давно бы съела; а то, вишь, я тебя люблю, хочу тебе свет показать, уму-разуму тебя наставить и научить, как нужно жить. Да покажись же ты, Петя, вот я за угол уйду! — и к стене ближе притаилась.
Петух на лавку скочил и смотрел издалёка; хотелось ему узнать, ушла ли лиса. Вот он высунул головку в окошко, а лиса его в когти и была такова.
Петух ту же песню запел; но кот его не слыхал. Лиса унесла петуха и за ельничком съела, только хвост да перья ветром разнесло. Кот со стариком пришли домой и петуха не нашли; сколько ни горевали, а после сказали:
— Вот каково не слушаться!
38
Жил-был кот да баран, у них был петушок.
Вот они пошли лыки драть; пришла лиса под окошко к петушку и говорит:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляная головка!
Вот тебе с семечком лепешка.
У Карпова двора
Приукатана гора.
Стоят санки-самокатки;
Они сами катят,
Сами ехать хотят!
Петушок выглянул; она его унесла. Он доро́гой и кричит:
— Кот да баран! Меня лиса несёт за высокие горы, за тёмные леса.
Они услыхали, воротились и отняли петушка.
На другой день говорят ему:
— Смотри же, если придёт лиса — не выглядывай!
Лиса пришла, ту же песнь запела; петушок выглянул, она и унесла его. Кот да баран опять отняли. На третий день говорят ему:
— Смотри же, не гляди в окно; мы теперь далеко уйдём, не услышим, как будешь кричать.
Лиса пришла, таким сладким голосом запела, что петушок не утерпел — выглянул; она его схватила и понесла домой. Он кричал-кричал доро́гой; нет, не слыхали кот да баран. Приходят они домой, нет петушка! Они сделали гусельцы-барановы струночки и пошли к лисе выручать петушка.
У лисы было семь дочерей. Кот да баран пришли под окошко и начали играть:
— Тюк-тюк, гусельцы-барановы струночки! Жила-была лиса красна во своём золотом гнезде; у неё было семь дочерей: первая дочь Чучелка, другая Подчучелка, третья Подай-челнок, четвёртая Мети-шесток, пятая Трубу-закрывай, шестая Огня-вздувай, а седьмая Пеки-пироги!
Лиса говорит:
— Поди, Чучелка, посмотри — кто такую хорошую песню поёт?
Чучелка вышла, они стук её в лобок да в коробок.
Так всех лисиных дочерей поодиночке и забрали.
Потом вышла сама лиса. Они и её стук в лобок да в коробок; взошли в избушку, взяли петушка ещё живого, воротились домой и стали жить да быть.
39[3]
Жил кот с кочетком[4]. Кот идёт за лыками в лес и бает[5] кочетку:
— Если лиса придёт звать в гости и станет кликать, не высовывай ей головочку, а то унесёт тебя.
Вот пришла лиса звать в гости, стала кликать:
— Кочетунюшка, кочетунюшка! Пойдем на гуменцы[6] золоты яблочки катать.
Он глянул, она его и унесла. Вот он и стал кликать:
— Котинька, котинька! Несёт меня лиса за крутые горы, за быстрые воды.
Кот услыхал, пришёл, избавил кочетка от лисы.
Кот опять идёт за лыками и опять приказывает:
— Если лиса придёт звать в гости, не высовывай головку, а то опять унесёт.
Вот лиса пришла и по-прежнему стала кликать. Кочеток глянул, она его и унесла. Вот он и стал кричать:
— Котунюшка, котунюшка! Несёт меня лиса за крутые горы, за быстрые воды!
Кот услыхал, прибежал, опять избавил кочетка.
Кот опять скрутился[7] идтить за лыками и говорит:
— Ну, теперь я уйду далеко. Если лиса опять придёт звать в гости, не высовывай головку, а то
унесёт, и не услышу, как будешь кричать.
Кот ушёл; лиса опять пришла и стала опять кликать по-прежнему. Кочеток глянул, лиса опять унесла его.
Кочеток стал кричать; кричал, кричал — нет, не идёт кот.
Лиса принесла кочетка домой и крутилась уж жарить его. Тут прибежал кот, стал стучать хвостом об окно и кликать:
— Лисонька! Живи хорошенько своим подворьем: Один сын — Димеша, другой — Ремеша, одна дочь — Чучилка, другая — Пачучилка, третья — Подмети-шесток, четвёртая — Подай-челнок!
К коту стали выходить лисонькины дети, один за другим; он их всех поколотил; после вышла сама лиса, он и её убил и избавил кочетка от смерти.
Пришли оба домой, стали жить да поживать да денежки наживать.
Примечания
- ↑ Записано в Никольском уезде Вологодской губ.
- ↑ Смотри.
- ↑ Записано в Липецком уезде Тамбовской губ.
- ↑ Петух.
- ↑ Говорить, сказать.
- ↑ Место, где молотят, а также — сарай для хранения снопов.
- ↑ Собраться.
Чему учит народная сказка Кот, Петух и Лиса?
1 ответ:
1
0
В сказке «Кот, Петух и Лиса» рассказывается о том, как доверчивого петуха несколько раз спасал Кот от Лисы. Но Петух все рано продолжал выглядывать в окошко, а Лиса его воровала. Пока однажды Кот не не смог придти на помощь, так как просто не слышал криков Петуха своего товарища, и Лиса его унесла в свой дом. Однако, Кот все равно спасает Петуха, переодевшись в костюм гусляра.
Сказка учит, что не нужно слепо доверять сладким речам всем, у многих есть плохие намерения, поэтому нужно быть острожным и предусмотрительным.
Также сказка учит взаимовыручке и дружбе, если бы не Кот, который отважно спасал Петуха каждый раз, то судьба Петуха была печальной.
Читайте также
В сказке Андерсена про горошинки, стручок и девочку, на мой взгляд, всего два главных персонажа:
- Пятая, последняя, горошина, которая, вылетев из бузинной трубочки, угодила в дом бедной женщины.
- Больная девочка, сумевшая поправиться, благодаря горошинке, которая не завяла и не затерялась на крыше, а пустила ростки и превратилась в прекрасное растение.
<hr />
Вообще, очень много идет в сказке описанием самого процесса произрастания горошка, что не плохо, т.к. по отдельной теме даже пришлось делать другое задание. Впрочем и «взаимоотношениям» девочки с горошиной Андерсен уделили достаточно внимания.
<hr />
Герои 2-го плана
- Четыре горошинки, которые канули в небытие, одна так точно лопнула в канаве, разбухнув от воды…
- Мама девочки: добрая, ласковая, трудолюбивая женщина, безмерно любящая свое дитя.
- Мальчик с бузинной трубочкой, отправивший горошины по их жизненным дорожкам. Хотя, вы знаете, наверное мальчишку можно посчитать также главным персонажем, ведь не сорви он стручок и не стрельни горошинами, они могли бы все просто завянуть вместе со стручком, а девочка умереть, не встретившись со своим горошком.
В связи с тем, что научно-познавательны<wbr />й рассказ — это не просто пересказ сказки или короткое ее изложение, а уже научные факты или сведения о природе, то мой рассказ будет сконцентрирован на конкретном предмете — на горохе, который стал одним из главных персонажей этой истории.
<hr />
В сказке Андерсена про горошинку и девочку, кроме нравственных и моральных выводов, можно узнать (если внимательно читать книгу) много о том, как растет горошек.
Что нового для себя я узнал о горохе?
1-я часть сказки.
- Плод этого растения представляет из себя стручок, внутри которого находятся горошинки, растущие рядком. Т.е. стручок продолговатой формы. Если горошинок содержится около пяти штук, то получается, что размер стручка составляет примерно 6-8 см.
- Горошинки не высыпаются из стручка, пока он зеленый. Только созрев до желтого состояния, стручок лопается и выпускает горошины из своего хранилища.
- Горошина — это семена для высадки и получения нового растения.
<hr />
2-я часть сказки.
- Для прорастания гороху необходима вода и «еда». В сказке написано, что мох может заменить два эти компонента собой. Достаточно положить горошинку во влажный мох и поставить на солнце, чтобы горошинка пустила корни и дала ростки.
- Стебелек гороха напоминает вьющуюся нитку, и чтобы растение хорошо развивалось, ему ставят подпорку к основанию, а сам стебель пускают по натянутой веревке от земли до, например, крыши.
- Перед тем, как обзавестись стручком, горох цветет.
<hr />
Чтобы полностью осмыслить процесс роста горошка, следует начинать читать доклад/рассказ со второй его части.
<hr />
П.С. Кроме гороха в сказке есть интересный факт о другом растении — бузине. Если мальчик сделал из нее трубочку, значит, ствол бузины полый (пустой). Можно через него не только плевать горохом, но и на звезды ночные смотреть.
«Хвост Феи» — это название гильдии в которой состоят герои вокруг которых и движется сюжет. Само аниме о кампании друзей состоящих в этой гильдии и выполняющих разные задания или попадающие в разные передряги.
Мне думается, что основная/главная мысль этой сказки Андерсена заключена в финальных строках:
Ведь пока чайник не прошел весь свой жизненный путь, ему не было открыто то счастье, которое получает человек (чайник — это олицетворение человеческой натуры, по обыкновению Андерсенского стиля) от дарения себя другим… И как бы это не воспринималось высокопарно или насыщенно, но многие порой задумываются о том, зачем и для чего они (мы или я) пришли в этот мир. А чайник, будучи в молодости и зрелости — напыщенным гордецом, сумел, пройдя через испытания, поймать тот самый миг перехода в иное душевное состояние, которое показало ему новый мир (по большому счету!).
Как говорят, что лучше любить и не быть любимым, чем вовсе не испытать любви. Потому что счастье — это не только настоящее, это по большей части прошлое, наши воспоминания, благодаря которым многие продолжают жить…
<h2>Краткое содержание сказки «Мойдодыр»</h2>
Сказка начинается с того, что от грязного ребенка убегают вещи, одежда, домашняя утварь. Затем из комнаты выбегает умывальник Мойдодыр и начинает отчитывать грязнулю. После чего Мойдодыр позвал щетки, мыло, мочалки, которые нападают на грязнулю и начинают его тереть, скоблить и мыть. Грязнуля же убегает от них на улицу, но в городском саду сталкивается с крокодилом, который говорит, что съест его, если тот не помоется. Грязнуля со страху возвращается домой к умывальнику и моется. Затем к уже чистому ребенку возвращаются все вещи, одежда, книжки, еда. Мойдодыр радуется, танцует и приговаривает, что нужно постоянно (ежедневно) умываться, чистить зубы, соблюдать гигиену. Вот в этих последних словах Мойдодыра и заключается мораль данной сказки.
Автор: Баканова Любовь Михайловна
Организация: МДОАУ № 37
Населенный пункт: г. Оренбург
Для детей группы общеразвивающей направленности,
в возрасте от 6 до 7 лет
Приоритетное направление (образовательная область):
Формирование основ безопасности
Интегрируется: речевое развитие, физическое развитие,
Программное содержание:
Цели: формирование у детей знаний, умений и навыков безопасного и здорового образа жизни, воспитание способности и готовности детей к соблюдению усвоенных правил.
Задачи:
Обучающая: Учить предотвращать опасную ситуацию с помощью знаний личной безопасности; закрепление знаний детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях, об опасных предметах
Развивающая: Развивать способность делать выводы;
Воспитывающая: Воспитывать в детях желание помочь окружающим, если они в беде.
Предварительная работа: чтение детям сказок: «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Кот, петух, лиса», «Приключение Буратино», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Спящая красавица», «Кошкин дом»
Материал:
Иллюстрации к сказкам, 4 телефона с номерами аварийных служб, мяч, силуэт ключика, опасные предметы, для поделки: ножницы, клей, картон, цветная бумага, салфетка, книга сказок (шкатулка, где лежат вопросы)
Ход занятия:
1.Организационный момент.
2.Основная часть.
Проблемная ситуация.
В. — Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Я получила телеграмму от Феи. Она пишет «Срочно помогите!!!». Вот поэтому я вас привела в сказочную страну Феи. Вот и ее волшебная книга сказок. А вот и она.
Ф. — «Здравствуйте ребята, я знаю вы любите сказки. В моей сказочной стране многие герои попадают в беду, потому что не знают, как правильно себя вести! Научите их! Я вам дам ключик от волшебной страны, но прежде, мне нужно убедиться, а в надежные ли руки он попадет, смогут ли ваши ребята помочь героям. Чтобы это проверить, я буду задавать вопросы, а вы на них отвечайте»
В — Не переживай Фея, наши ребята помогут тебе и сказочным героям, задавай свои вопросы…
- Развитие речи.
- Вопросы:
· Этот герой попал в беду, потому что отправился один гулять без взрослых. («Колобок»)
· В этой сказке их съели, потому что они открыли ему дверь. («Волк и 7 козлят»)
· Его украла лиса, потому что он стал разговаривать с незнакомкой, а спасал его кот. («Кот, петух, лиса»)
· А этот герой поверил обманщикам коту Базилио, лисе Алисе. («Приключение Буратино»)
· Героине этой сказки попала в беду, потому что разговаривала с волком и рассказала, где живет бабушка. («Красная Шапочка»)
· А в этой сказке сестра оставила брата без присмотра, а сама ушла гулять. («Гуси – лебеди»)
— А в этой сказке зайчик не соблюдал правила дорожного движения и попал под трамвайчик, и пришлось ему делать операцию – пришивать ножки. («Айболит»)
Ф — Молодцы! Теперь у вас есть ключик от сказочной страны и вы можете туда попасть: «1, 2 – покружись, в стране сказок очутись» (шар музыкальный)
- Безопасность при пожаре
«Отгадай герои каких сказок вас встречают?»
- Детей встречают герои сказки: кот и кошка («Кошкин дом»)
В — Вы узнали эту сказку? Как называется?
В — Что случилось в этой сказке? (У кошки сгорел дом)
В — Как вы думаете почему? (У кошки были гости, они веселились, оставили дверцу печи открытой, огонь попал на ковер прожег его, пополз по занавескам и возник пожар)
В — Кто помнит отрывок из этой сказки? (… рассказывает отрывок: «Тили – бом, тили – бом, загорелся кошкин дом, кошка выскочила, глаза выпучила, бежит курочка с ведром, а собачка с помелом)
В — Кошка выскочила, глаза выпучила, почему? (Она растерялась, испугалась)
В — А кто не растерялся? (Курица, она взяла ведро воды заливать пожар)
В — А можно ли еще чем – то затушить огонь? (Можно засыпать песком, землей)
В — А что же должна была сделать кошка, когда обнаружила пожар? (Позвонить по телефону 01, 112 и вызвать пожарных)
В — И что не забыть сказать? (Назвать точно адрес, где и что горит)
2. Игра «Если возник пожар»
В — Предлагаю вам поиграть в игру «Если возник пожар» (Игра с мячом, мяч по кругу, играющий должен досказать последнее слово стихотворения)
Раз, два, три, четыре – у кого пожар в …. ? (Квартире)
Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил …. ? (Утюг)
Красный отблеск побежал. Кто со спичками …. ? (Играл)
Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил бельё над …. ? (Газом)
Помни, каждый гражданин, этот номер …. (01)
Дым увидел – не зевай. И пожарных …. (Вызывай)
Это всем должно быть ясно, что шутить с огнём …. (Опасно)
— Поиграли! Присаживайтесь на стульчики.
III. Безопасность дома и в быту
3. Детей встречает героиня сказки «Красная Шапочка»
В — А вот ещё одна сказочная героиня. Узнали?
В — Что случилось с героями этой сказки? (Волк съел бабушку и Красную Шапочку)
В — А вы знаете, эта трагедия бы не произошла если бы Красная Шапочка и бабушка знали о личной безопасности на улице и дома. Давайте скажем какие правила безопасности нарушили Красная Шапочка и бабушка. (Красная Шапочка заговорила с волком и рассказала, где живёт её бабушка. А бабушка пустила в дом незнакомца и сама сказала волку, как открыть дверь)
В — Давайте сформулируем правила личной безопасности на улице и дома.
1. Нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми.
2. Нельзя открывать дверь если дома одни.
3. На все вопросы и просьбы незнакомца отвечай нет.
4. Если в дверь звонит почтальон, слесарь, врач всё равно не открывай. Преступники могут переодеться в любую форму.
Ф – я хочу вам рассказать стихотворение:
Не пускайте дядю в дом, если дядя незнаком.
И не открывайте тете, если мама на работе.
Ведь преступник так хитер, притворится, что монтер,
Или даже скажет он, что пришел к вам почтальон.
В жизни всякое бывает с тем, кто двери открывает.
Чтоб тебя не обокрали, не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь, закрывай покрепче дверь!
В – ребята, что нужно сделать, если такая ситуация возникнет?
Д — Позвонить по телефону 02, 112 и вызвать полицию.
- Детей встречает героиня сказки «Спящая красавица»
В – А вот ещё одна героиня сказки, узнали?
Д — Спящая красавица
В — Что приключилось в этой сказке? Почему спит эта принцесса? (Принцесса не послушалась запрета короля, укололась веретеном и уснула вечным сном)
В — Давайте вспомним какие опасные предметы вы знаете? (Пила, топор, молоток, нож, иголки, кнопки, таблетки, шприц, градусник)
В — Посмотрите, у меня на столе много всяких предметов. Посмотрите какими нельзя пользоваться категорически без взрослых? (Пила, молоток, отвёртка, гвозди, таблетки, шприц, порошки)
В — А какими предметами можно пользоваться с осторожностью? (Нож, вилка, игла, ножницы)
В — А еще ребята есть предметы – помощники, которыми без взрослых нельзя пользоваться, и при их использовании нужно соблюдать правила безопасности.
В – я вам загадаю загадки, вы их отгадаете и назовете, как называются эти предметы одним словом.
5. «Отгадай загадку»
Хоть вместо сердца в нём мотор, | А она бельё стирает, |
Я не хвастая скажу: Всех друзей омоложу! Идут ко мне унылые – С морщинками, со складками, Уходят очень милые – Весёлые и гладкие! Значит, я надёжный друг, Электрический … (утюг) | Есть у меня в квартире робот. У него огромный хобот. Любит робот чистоту Он охотно пыль глотает, Не болеет, не чихает. (пылесос) |
Этот электроприбор Не видал я до сих пор. В нем согреется еда Без особого труда. Он готовит вкусно очень И не долго, между прочим. Нравится мне новая Печь…. (микроволновая) | Может жарить, может печь, Щи и вкусный борщ сварить, Может чайник вскипятить. В кухни главная она, Словно воздух нам нужна. Обойдемся я и ты Как без электро… (плиты) |
В — Молодцы, умеете отгадывать загадки. А как, одним словом, называются все эти предметы? (электроприборы)
В — Можете ли вы подсказать нашим героям правила обращения с электроприборами.
Д – ответы детей.
В — Для безопасности все эти предметы надо убирать на свои места.
6. задание. Предлагаю поиграть в игру: «Разложи правильно»
Ф — Помогите мне их разложить.
Дети раскладывают:
Инструменты (В ящик)
Таблетки (В аптечку)
Иголки, нитки (В шкатулку)
В — Отлично, Фея, расскажи правила пользования опасными предметами.
«Дома острые ножи,
Ты на место положи,
Не раскидывай иголки
Убери их все на полку.
Если ножницы достал
Убери откуда взял,
Тогда ни девочки
Ни мальчики, не порежут себе пальчики»
IV Безопасность на дороге
7. Детей встречают герои сказки: Айболит и зайчик с перебинтованной ногой
В — Что приключилось в этой сказке? (Зайчик скакал по дорожке и ему перерезало ножки, и теперь он больной и хромой, маленький заинька мой)
В — Давайте вспомним какие правила дорожного движения нужно соблюдать, чтобы не попасть в беду? Знаки дорожного движения показывать – дети объясняют их
В – ребята, что нужно сделать, если возникнет беда дома или на дороге?
Д — Позвонить по телефону 03, 112 и вызвать службу скорой помощи.
8. игра «Светофор»
В – предлагаю поиграть в игру «Светофор»
Ф — Ну вот, я думаю, что наши герои теперь в безопасности – они, знают, как поступать!
В — А нам пора в детский сад. «1, 2 покружись в детском саду очутись! »
В — Ну вот мы и в детском саду!
В — я думаю, что и вы теперь в безопасности – так как, знаете, как поступать, в сложной ситуации!
V. Заключительная часть.
В — Вам понравилось наше путешествие?
В — Я надеюсь, что вы тоже запомнили все правила, которые мы с вами повторили и будете их соблюдать вместе со своими родителями.
В – Какие правила безопасности вы запомнили и будете соблюдать?
Используемая литература
- https://multiurok.ru/files/azbuka-bezopasnosti-konspekt-zaniatiia-po-bezopasn.html
- https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-teme-moja-bezopasnost-v-podgotovitelnoi-grupe.html
Приложения:
- file0.docx.. 222,0 КБ