Сказка где иван превратился в медведя как называется

Время чтения: 9 мин.сказка морозко толстой живало-бывало, жил дед да с другой женой. у деда была дочка и у

Время чтения: 9 мин.

Сказка Морозко (Толстой)

Живало-бывало, – жил дед да с другой женой. У деда была дочка и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и недовернешься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница.

Сказка Морозко - картинка 1

Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела еще до свету… Ничем старухе не угодить – все не так, все худо.

Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

– Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

Сказка Морозко - картинка 2

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь: – Садись, милая дочь, в сани. Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал.

Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит – невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:

– Тепло ли тебе, девица?

– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Сказка Морозко - картинка 3

Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Она чуть дух переводит:

– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:

– Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Тут Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.

Сказка Морозко - картинка 4

А мачеха по ней уж поминки справляет, печет блины и кричит мужу: – Ступай, старый хрыч, вези свою дочь хоронить!

Поехал старик в лес, доезжает до того места, – под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками.

Сказка Морозко - картинка 5

Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой. А дома старуха печет блины, а собачка под столом:

– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха бросит ей блин:

– Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут…»

Собака съест блин и опять:

– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха блины ей кидала и била ее, а собачка – все свое…

Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идет падчерица – в злате-серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжелый.

Сказка Морозко - картинка 6

Старуха глянула и руки врозь…

– Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место…

Старик посадил старухину дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал.

Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает:

Сказка Морозко - картинка 7

– Тепло ли тебе, девица?

А она ему:

– Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко…

Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

– Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко…

Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

– Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

Сказка Морозко - картинка 8

Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела. Чуть свет старуха посылает мужа:

– Запрягай скорее, старый хрыч, поезжай за дочерью, привези ее в злате-серебре… Старик уехал. А собачка под столом:

– Тяф! Тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут.

Сказка Морозко - картинка 9

Старуха кинула ей пирог: – Не так тявкаешь! Скажи: «Старухину дочь в злате-серебре везут…»

А собачка – все свое: – Тяф, тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут…

Заскрипели ворота, старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мертвая. Заголосила старуха, да поздно.

Сказка Морозко (Афанасьев)

У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за все ее гладят по головке да приговаривают: «Умница!» А падчерица как ни угождает — ничем не угодит, все не так, все худо; а надо правду сказать, девочка была золото, в хороших руках она бы как сыр в масле купалась, а у мачехи каждый день слезами умывалась. Что делать? Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймется, все будет придумывать да зубы чесать. И придумала мачеха падчерицу со двора согнать:

— Вези, вези, старик, ее куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали, чтобы мои уши о ней не слыхали; да не вози к родным в теплую хату, а во чисто поле на трескун-мороз!

Старик затужил, заплакал; однако посадил дочку на сани, хотел прикрыть попонкой — и то побоялся; повез бездомную во чисто поле, свалил на сугроб, перекрестил, а сам поскорее домой, чтоб глаза не видали дочерниной смерти.

Осталась бедненькая одна в поле, трясется и тихонько молитву творит. Приходит Мороз, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает:

— Девушка, девушка, я Мороз красный нос!

— Добро пожаловать, Мороз. Знать, бог тебя принес по мою душу грешную.

Мороз хотел ее тукнуть и заморозить; но полюбились ему ее умные речи, жаль стало! Бросил он ей шубу. Оделась она в шубу, поджала ножки, сидит.

Опять пришел Мороз красный нос, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает:

— Девушка, девушка, я Мороз красный нос!

— Добро пожаловать, Мороз. Знать, бог тебя принес по мою душу грешную.

Мороз пришел совсем не по душу, он принес красной девушке сундук высокий да тяжелый, полный всякого приданого. Уселась она в шубке на сундучке, такая веселенькая, такая хорошенькая!

Опять пришел Мороз красный нос, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает. Она его приветила, а он ей подарил платье, шитое и серебром и золотом. Надела она его и стала такая красавица, такая нарядница! Сидит и песенки попевает.

А мачеха по ней поминки справляет; напекла блинов.

— Ступай, муж, вези хоронить свою дочь. Старик поехал. А собачка под столом:

— Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!

— Молчи, дура! На блин, скажи: старухину дочь женихи возьмут, а стариковой одни косточки привезут!

Собачка съела блин да опять:

— Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!

Старуха и блины давала, и била ее, а собачка все свое:

— Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не возьмут!

Скрипнули ворота, растворилися двери, несут сундук высокий, тяжелый, идет падчерица — панья паньей сияет! Мачеха глянула — и руки врозь!

— Старик, старик, запрягай других лошадей, вези мою дочь поскорей! Посади на то же поле, на то же место.

Повез старик на то же поле, посадил на то же место. Пришел и Мороз красный нос, поглядел на свою гостью, попрыгал-поскакал, а хороших речей не дождался; рассердился, хватил ее и убил.

— Старик, ступай, мою дочь привези, лихих коней запряги, да саней не повали, да сундук не оброни! А собачка под столом:

— Тяв, тяв! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной в мешке косточки везут!

— Не ври! На пирог, скажи: старухину в злате, в серебре везут!

Растворились ворота, старуха выбежала встретить дочь, да вместо ее обняла холодное тело. Заплакала, заголосила, да поздно!

Äèâó ïîðîé äà¸øüñÿ, êàêàÿ ãëóáîêàÿ íðàâñòâåííàÿ èäåÿ è ìóäðîñòü çàêëþ÷åíû â ñêàçêàõ. Ñðåäè êîòîðûõ îñîáî õî÷åòñÿ âûäåëèòü ôèëüì-ñêàçêó “Ìîðîçêî” (ñíÿòûé ïî ìîòèâàì äâóõ ðóññêèõ íàðîäíûõ ñêàçîê: “Ìîðîçêî” è “Èâàí-ìåäâåæüÿ ãîëîâà”). Ïîñêîëüêó îí ÿâëÿåò ñîáîé ÿðêóþ è î÷åíü òî÷íóþ èëëþñòðàöèþ âàæíåéøåé åâàíãåëüñêîé èñòèíû, èìåþùåé äëÿ êàæäîãî èç íàñ êîëîññàëüíîå çíà÷åíèå (à äëÿ òåõ ïîëèòèêîâ, áèçíåñìåíîâ, ïðåäñòàâèòåëåé øîó-áèçíåñà è ò.ä., êîè ëþáÿò çàíèìàòüñÿ áëàãîòâîðèòåëüíîñòüþ ïåðåä îáúåêòèâàìè òåëåêàìåð, îíà âîîáùå ìîæåò ÿâèòüñÿ øîêîì).
     Èòàê, êàêèì âíà÷àëå ïðåäñòà¸ò ïåðåä çðèòåëÿìè îäèí èç ãëàâíûõ ãåðîåâ ôèëüìà – Èâàí, “âäîâèé ñûí”? Îí ñìîòðèò íà ñåáÿ â çåðêàëüöå è ëþáóåòñÿ ñîáîé. Âñïîìíèì ñëîâà åãî ïåñíè:
               
— íå êîñîé è íå ðÿáîé;
— à òàêîé, êàê íàäî…

     È äåëàÿ Íàñòå ïðåäëîæåíèå, Èâàí èõ ïîâòîðÿåò. Ïîñëå ÷åãî ãîâîðèò î ñâîèõ äîñòîèíñòâàõ: îí è ïàõàðü, è âîèí, è îõîòíèê. Ïðè÷¸ì, â äîêàçàòåëüñòâî âåðíîñòè ñâîèõ ñëîâ òóò æå öåëèòñÿ èç ëóêà â ìåäâåäèöó, âîçëå êîòîðîé èãðàþò ìåäâåæàòà.
Íàñòÿ ïðîñèò åãî íå óáèâàòü çâåðÿ.
     — Äà ëàäíî… — îòâå÷àåò åé Èâà텠
     À âñïîìíèì åãî âñòðå÷ó ñî “ñòàðè÷êîì-áîðîâè÷êîì”, ëåñíûì âîëøåáíèêîì. Êîòîðûé äàðèò Èâàíó ëóê ñî ñòðåëàìè. È íàïîìèíàåò ìîëîäöó, ÷òî âîîáùå-òî çà ïîäàðêè áëàãîäàðÿò, à óæ ñòàðèêàì (êàê ýòî áûëî ïðèíÿòî ðàíüøå) îòäàþò “çåìíîé ïîêëîí”. Íà ÷òî â îòâåò ñëûøèò îò Èâàíà:
     — Êàæäîìó êëàíÿòüñÿ – ãîëîâà îòâàëèòñÿ… Ïóñêàé òåáå ìåäâåäü â íîãè êëàíÿåòñÿ…
     È äåëî çäåñü íå òîëüêî â íåáëàãîäàðíîñòè Èâàíà, íî áîëåå âñåãî — â åãî îòúÿâëåííîì ýãîèçìå, ñåáÿëþáèè, ãîðäîñòè – îäíîì èç ñàìûõ îòâðàòèòåëüíûõ êà÷åñòâ ÷åëîâåêà ñ òî÷êè çðåíèÿ õðèñòèàíñòâà…
     Âîò ïî÷åìó â ýïèçîäå ñ Íàñòåé, êîãäà Èâàí â äîêàçàòåëüñòâî ñâîåé ëîâêîñòè öåëèòñÿ â çâåðÿ (ïðîÿâëåíèå áåññåðäå÷èÿ è òîé æå ãîðäîñòè), åãî ãîëîâà ïðåâðàùàåòñÿ â ìåäâåæüþ. Ïðè÷¸ì Èâàí äàæå â ìûñëÿõ íå âåä¸ò óïðåêíóòü â ïðîèñøåäøåì ñåáÿ. Ïîäîáíî Àäàìó, îí îáâèíÿåò â ñâîåé áåäå æåíùèíó (òî åñòü îñóæäàåò áëèæíåãî). Íàçûâàÿ Íàñòþ “âåäüìîé ïðîêëÿòîé” è “çìå¸é ïîäêîëîäíî锅
     ×òî ïðîèñõîäèò ñ ãåðîåì äàëüøå?
     Ñî ñòîíàìè îí áðåä¸ò ïî ëåñó… È âäðóã íà áîëüøîì êàìíå âèäèò íàäïèñü: “Íå áûë áû òû íåâåæåé – íå õîäèë áû ñ ðîæåé ìåäâåæüåé”. Òîãäà ãåðîé íà÷èíàåò ïîíèìàòü èñòèííóþ ïðè÷èíó ñëó÷èâøåãîñÿ ñ íèì è áåæèò èñêàòü “ñòàðè÷êà-áîðîâè÷êà”. Êîòîðûé âñêîðå ïåðåä íèì ÿâëÿåòñÿ.
     Íà ýòîò ðàç Èâàí ïàäàåò ïåðåä äåäóøêîé íà êîëåíè.
     — Íàó÷èë òû ìåíÿ óìó-ðàçóìó, — ïî÷òè ñ ïëà÷åì ãîâîðèò îí âîëøåáíèêó, — ïðîñòè ìåíÿ. È ïîäñêàæè, êàê ìíå âåðíóòü ÷åëîâå÷åñêèé îáëèê.
     ×òî äåëàåò â îòâåò “ñòàðè÷îê-áîðîâè÷îê”? Òóò æå ðàñêîëäîâûâàåò Èâàíà ñâîåé âîëøåáíîé ñèëîé? Îòíþäü. Èáî ÷åëîâå÷åñêèé îáëèê íå ïðèâíîñèòñÿ ñî ñòîðîíû, ïî ÷üåìó-òî æåëàíèþ èëè ïðèõîòè (â ÷àñòíîñòè, òåõ, êòî ðàáîòàåò íàä èìèäæåì ïîëèòèêîâ, áèçíåñìåíîâ èëè ðàçíîãî ðîäà “çâ¸çä”); îí òàêæå íå äà¸òñÿ ðàäè ëþáîâàíèÿ ñîáîé (“Ïðîñèòå, è íå ïîëó÷àåòå; ïîòîìó ÷òî ïðîñèòå ÍÅ ÍÀ ÄÎÁÐÎ, à ÷òîáû óïîòðåáèòü äëÿ âàøèõ âîæäåëåíèé” (Èàê. 4, 3)).
     — Âñïîìíè, — ãîâîðèò ñòàðè÷îê Èâàíó, — êàê òû æèë? Ëèøü ñåáå ñëóæèë (â íåêîòîðûõ ìåñòàõ òåêñò ñêàçêè èìååò ñòèõîòâîðíóþ ôîðìó). Ñåáÿ óáëàæàë, à ëþäåé îáèæàë… Âîò è Íàñòþ íàïðàñíî îáèäåë…
     Èíûìè ñëîâàìè, äåäóøêà-âîëøåáíèê ïðåäëàãàåò Èâàíó ïåðåñìîòðåòü ñâî¸ îòíîøåíèå ê ìèðó è ëþäÿì. Íî ÿâëÿåòñÿ ëè ýòî äîñòàòî÷íûì äëÿ òîãî, ÷òîáû ñòàòü ÷åëîâåêîì?
     — Òåïåðü íå çíàþ, — êà÷àåò ãîëîâîé ñòàðè÷îê, — ïîéì¸øü ëè òû ìåíÿ?
     — À òóò è ïîíèìàòü íå÷åãî, — ñ îòòåíêîì òîé æå ãîðäîñòè îòâå÷àåò Èâàí. – Âîò ïîéäó è ñäåëàþ äîáðîå äåëî. È ÷åðåç ñâîþ “äîáðîòó” ïðåæíèé âèä îáðåòó…
     È îí ñî âñåõ íîã êèäàåòñÿ ïðî÷ü.
     Êàê “ñòàðè÷îê-áîðîâè÷îê” íè îêëèêèâàåò Èâàíà, òîò åãî óæå íå ñëóøàåò (î÷åíü æàëü, ÷òî ìíîãèå èç íàñ ïîñòóïàþò àíàëîãè÷íî: èùóò ïóòü ê ñîâåðøåíñòâó, îïèðàÿñü íå íà Áîæèå ñëîâî, à íà ñâîé îãðàíè÷åííûé ðàçóì)…
    
     È âîò õîäèò Èâàí ïî ëåñó è èùåò, êîãî áû îáëàãîäåòåëüñòâîâàòü. Íî ëþäè, åñòåñòâåííî, îò íåãî øàðàõàþòñÿ; ñ êðèêàìè “îáîðîòåíü” ðàçáåãàþòñÿ âðàññûïíóþ… Ëèøü îäíàæäû óñïåâàåò Èâàí áðîñèòü äåíåæêó â êðóæêó íèùåãî ñ ïîêàëå÷åííîé íîãîé. Òîò áëàãîäàðèò åãî, îáîðà÷èâàåòñÿ è… âìèã çàáûâàåò î ñâîåé õðîìîòå, â íåñêîëüêî ñåêóíä ïðåîäîëåâàÿ äîâîëüíî êðóòîé õîëì.
     À ÷òî æå Èâàí? Èíòåðåñóåòñÿ, ãäå ýòîò êàëåêà æèâ¸ò, íà êàêèå ñðåäñòâà ñóùåñòâóåò, êòî çà íèì óõàæèâàåò? Íèñêîëüêî. Ãåðîé ñðàçó ïîñëå ñâîåãî “áëàãîäåÿíèÿ” ñìîòðèò ÍÀ ÑÅÁß â çåðêàëüöå, êîòîðîå ïîñòîÿííî íîñèò ñ ñîáîé. Ìîë, íå ñëåòåëà ëè ñ åãî ôèçèîíîìèè ìåäâåæüÿ øåðñòü? Îêàçàëîñü, íåò. Îäíàêî Èâàí è çäåñü ñîâåðøàåò îøèáêó: îí ïûòàåòñÿ ïîñòèãíóòü äóõîâíóþ èñòèíó íå ñåðäöåì, à óìîì. È äåëàåò ñîîòâåòñòâóþùèé “äåëîâîìó ÷åëîâåêó” âûâîä:
     — Çíàòü, îäíîãî ïÿòàêà ÌÀË΅ (õàðàêòåðíûé äëÿ íàøèõ äíåé ýëåìåíò ïîêóïêè “èìèäæà”).
     È ñíîâà èä¸ò ñîâåðøàòü ïîäâèãè…
    
     È âîò îäíàæäû â ëåñó îí ñëûøèò ïðèçûâ î ïîìîùè. Áåæèò íà ãîëîñ. È âñêîðå âèäèò ñãîðáëåííóþ ñòàðóøêó, êîòîðóþ ïðèäàâèëà ê çåìëå âÿçàíêà õâîðîñòà (áàáóøêà îêàçàëàñü ñëåïàÿ, ïîýòîìó íå ìîãëà âèäåòü óðîäñòâà Èâàíà).
     — ×òî ñëó÷èëîñü? – ïîäáåãàåò îí ê íåé.
     — Îõ, ñûíîê, — ïðè÷èòàåò òà, — îòíåñè ìåíÿ ñ ïîêëàæåé äîìîé. Ñäåëàé äîáðîå äåëî.
     — Äîáðîå äåëî? – çàãîðàåòñÿ Èâàí. – Êàê ðàç ýòî ìíå ïîçàðåç íóæíî…
     Îí ñàæàåò ñòàðóøêó ñ âÿçàíêîé õâîðîñòà ñåáå íà ñïèíó è – âïåð¸ä.
     — Äàëåêî ëè òû æèâ¸øü? – ñïðàøèâàåò îí ïðè ýòîì áàáóøêó.
     — Îõ, è äàëåêî, ìîëîäåö, — îòâå÷àåò òà.
     — Ýòî õîðîøî, — ãîâîðèò Èâàí. Î÷åâèäíî, â óìå óæå ïîäñ÷èòûâàÿ ÑÒÎÈÌÎÑÒÜ ñâîåãî òðóäà…
     È âîò, ñïóñòÿ íåêîòîðîå âðåìÿ îí ïðèíîñèò ñòàðóøêó ê å¸ äîìó, áûñòðî ññàæèâàåò å¸ ñî ñâîåé ñïèíû è òóò æå ñìîòðèò íà ñåáÿ â çåðêàëüöå. Óâû, íåñìîòðÿ íà ñäåëàííîå èì î÷åðåäíîå è áîëåå âåñîìîå(!) “äîáðî”, îò çâåðèíîé ìîðäû îí òàê è ÍÅ ÎÑÂÎÁÎÄÈËÑß (ýòîò âàæíåéøèé ôàêò íåïëîõî áûëî áû ïîìíèòü ìíîãèì èç íûíåøíèõ “áëàãîäåòåëåé” è òâîðöîâ èõ “èìèäæà”!).
     È îïÿòü ãåðîé èùåò ïðè÷èíó íåóäà÷è íå â ñåáå, íå â ñâî¸ì ïîíèìàíèè èñòèíû, à â îêðóæàþùèõ:
     — ÎÁÌÀÍÓË ìåíÿ “ñòàðèꔅ
     Èâàí äåëàåò âûâîä, ÷òî “êîëäóí” ïðîñòî îòîìñòèë åìó çà îáèäó è ÷òî åìó, Èâàíó, óæå íèêîãäà íå ñòàòü ÷åëîâåêîì. Îí â çëîáå ðàçáèâàåò çåðêàëüöå è ñ ìåäâåæüèì ð¸âîì èä¸ò íàçàä.
     Çàìåòèì, ÷òî ýòî áûë î÷åðåäíîé, ïîñëå “ïîêàÿíèÿ”, øàã íà ïóòè ê ñïàñåíèþ – ãåðîé ïåðåñòà¸ò çàíèìàòüñÿ ñàìîëþáîâàíèåì (íåâàæíî, ñâîåé âíåøíîñòüþ, áîãàòñòâîì èëè âëàñòüþ)…
     Èòàê, ïîëíûé îò÷àÿíèÿ è òîñêè, Èâàí áðåä¸ò ïî ëåñó… È êîãäà îí ïðîõîäèò ìèìî òîãî ìåñòà, ãäå ñàæàë ñòàðóøêó íà ñïèíó, âèäèò ëåæàùóþ íà òðàâå êîðÿâóþ ïàëêó. Ïðèñìàòðèâàåòñÿ ê íåé.
     “À êëþêà-òî áàáêèíà, — óçíà¸ò îí å¸. È âäðóã åìó â ãîëîâó ïðèõîäèò ìûñëü, ñîâåðøåííî äëÿ íåãî íîâàÿ, äî ýòîãî åìó íå ñâîéñòâåííàÿ: – Êàê æå îíà áåç íå¸ õîäèòü ñòàíåò?.. Íàäî ÎÒÍÅÑÒ܅”
     Òî, ÷òî ïðîèçîøëî â ýòîò ìîìåíò â ñåðäöå Èâàíà, ÷åëîâå÷åñêèé ðàçóì ïîíÿòü íå â ñîñòîÿíèè. Ýòî åñòü âåëè÷àéøàÿ ÁÎÆÈß ÒÀÉÍÀ, ñîêðûòàÿ îò ëþäåé (âî âñÿêîì ñëó÷àå, ïîêà ìû æèâ¸ì íà Çåìëå, â ôèçè÷åñêîì ìèðå). Ìû íèêîãäà íå  óçíàåì, êàê, ñ ïîìîùüþ êàêèõ ìåõàíèçìîâ è ïî êàêèì ïðè÷èíàì ÷åëîâåê íà÷èíàåò ÷óâñòâîâàòü ñòðàäàíèÿ ÄÐÓÃÎÃÎ. Ìû ìîæåì òîëüêî îùóòèòü ðåçóëüòàò ýòîãî ïðåâðàùåíèÿ – è òî ëèøü íà ñàìîì ñåáå (èáî “÷óæàÿ äóøà — ïîò¸ìêè”). Ìû çíàåì, ÷òî ïåðâîé è åäèíñòâåííîé ðåëèãèåé, ïðîâîçãëàñèâøåé ÷óâñòâî ñîñòðàäàíèÿ áëèæíåìó êàê íàèâûñøóþ äîáðîäåòåëü, ÿâëÿåòñÿ õðèñòèàíñòâî. Íå òîëüêî “äåëàíèå äîáðûõ äåë”, êàê î òîì âîçâåùàþò ïðàêòè÷åñêè âñå ðåëèãèè ìèðà, íî ïðåæäå âñåãî ×ÓÂÑÒÂÎ ñîñòðàäàíèÿ. À ýòî îãðîìíåéøàÿ ðàçíèöà (âñïîìíèì âåëè÷àéøèå ñëîâà àïîñòîëà Ïàâëà: “…åñëè ÿ ðàçäàì âñ¸ èìåíèå ì à ëþáâè íå èìåþ, íåò ìíå â òîì ÍÈÊÀÊÎÉ ïîëüçû” (1 Êîð. 13, 3)).
     Ñêîëüêî áû òîò, ïðåæíèé Èâàí íè ïîáðîñàë â êðóæêè íèùèõ ïÿòàêîâ è ñêîëüêî áû îí ñòàðóøåê íà ñâî¸ì ãîðáó íè ïåðåíîñèë, — îí íèêîãäà íå ïåðåñòàë áû èìåòü îáëè÷èå çâåðÿ. Íèêîãäà! Ïî òîé ïðîñòîé ïðè÷èíå, ÷òî âñå ýòè “äîáðûå äåëà” îí ñîâåðøàë, ïðåñëåäóÿ ËÈ×ÍÓÞ öåëü, æåëàíèå èìåòü îò íèõ, êàê ñåé÷àñ ãîâîðÿò, “äèâèäåíäû”. Ñî÷óâñòâóÿ ïðè ýòîì íå òåì ëþäÿì, êîìó îí òàêèì îáðàçîì ïîìîãàë, à ÑÀÌÎÌÓ ÑÅÁÅ!
     À âîò êîãäà, óâèäåâ ñòàðóøêèíó êëþêó, îí ïîäóìàë: “êàê æå îíà ñòàíåò áåç íå¸ õîäèòü?”, — îí âïåðâûå â ñâîåé æèçíè íà÷àë ïåðåæèâàòü ÍÅ ÇÀ ÑÅÁß, âîëíîâàòüñÿ íå çà ñâî¸ îáëè÷üå; îí óæå íå ñòàâèë öåëü ñ ïîìîùüþ î÷åðåäíîãî “áëàãîäåÿíèÿ” ÷òî-òî çàèìåòü. Ïîñêîëüêó óæå ñìèðèëñÿ ñî ñâîèì ïîëîæåíèåì è íå âåðèë â áëàãîïîëó÷íûé èñõîä. Òåïåðü åäèíñòâåííûì ìîòèâîì åãî íàìåðåíèÿ “ñäåëàòü äîáðîå äåëî” ÿâèëîñü ñî÷óâñòâèå ÁËÈÆÍÅÌÓ.
    È èìåííî â ýòîò ìîìåíò ê íåìó âîçâðàùàåòñÿ ×ÅËÎÂÅ×ÅÑÊÈÉ ÎÁËÈÊ.
     ýòîì è åñòü âåëè÷àéøàÿ èñòèíà õðèñòèàíñòâà, âîçâåù¸ííàÿ íàì â Åâàíãåëèè è ïðåäåëüíî ÷¸òêî îòðàæ¸ííàÿ â ýòîé ñêàçêå. Íå âíåøíèå äåëà, êàêèìè áû îíè “äîáðûìè” íè êàçàëèñü, ñïîñîáíû âåðíóòü ïàäøåìó ÷åëîâåêó “îáðàç è ïîäîáèå Áîæèå” (â ñðàâíåíèè ñ êîòîðûì ìû âñå ñåé÷àñ èìååì âìåñòî ëèö “ìåäâåæüè ìîðäû”). Íå îäíî ëèøü “èñïîëíåíèå ïðåäïèñàíèé” è íå “ìåõàíè÷åñêîå”, áåçäóøíîå ñîáëþäåíèå çàêîíà. À èñêëþ÷èòåëüíî äîáðîå ÑÅÐÄÖÅ. ×èñòàÿ è ñîñòðàäàòåëüíàÿ ÄÓØÀ. Êîòîðóþ óæå íå ïîíàäîáèòñÿ ïóãàòü “êíóòîì” çà íàìåðåíèå ñîâåðøèòü çëî è ñîáëàçíÿòü “ïðÿíèêîì” íà äåëàíèå äîáðà. Èáî íåíàâèñòü êî âñåìó íåäîñòîéíîìó è ðàäîñòü îò äåë ìèëîñåðäèÿ óæå íå áóäóò îáóñëîâëåíû ëè÷íîé âûãîäîé ÷åëîâåêà, à ñòàíóò ñâîéñòâåííû åãî ÏÐÈÐÎÄŅ

  • Сказка где есть шапка невидимка
  • Сказка где есть кикимора
  • Сказка где есть герой ежик
  • Сказка где есть леший
  • Сказка где есть водяной