Сказка гарин михайловский детство темы

Н.г. гарин-михайловский детство темы неудачный день сколько лет был о теме 8 что сломал тема в саду? папин цветок кому

Н.Г. Гарин-Михайловский

Детство Темы

Неудачный день

  1. Сколько лет был

  2. о Теме (8)

  3. Что сломал Тема в саду? (папин цветок)

  4. Кому папа хотел похвастаться своим махровым цветком? (геру Готлибу – главному садовнику ботанического сада)

  5. Что Тема считал виновником того, что случилось? (свои руки)

  6. Как звали повара в доме Темы? (Аким)

  7. Как звали сына Еремея и Настасьи? (Иоська)

  8. Что просил Иоська у матери? (грошик)

  9. Как звали кобылу, на которой мама и папа ездили в город?(Буланка)

  10. На какой лошади захотел покататься Тема? (на Гнедко)

  11. Кто, по мнению Темы, имеет право его ругать? (мама и папа)

  12. За что бонна назвала Тему «думмер кнабе»? (за то, что он, играя, порвал ее юбку)

  13. Что Тема своровал с обеденного стола? (сахар для Иоськи)

Наказание

  1. Какое наказание получил Тема за его проделки? (его высек отец)

Прощение

  1. Кто из детей стал подслушивать разговор Темы и мамы перед сном? (Зина)

  2. Как назвала мама Тему? (трусом)

  3. Чего, по мнению мамы, Тема боялся больше всего? (Правды)

Старый колодец

  1. Что в каребники взял Тема, чтобы вытащить Жучку из колодца? (пару вожжей и бельевую веревку)

  2. Что делает Тема, чтобы меньше чувствовать вонь и смрад старого колодца? (дышит ртом)

  3. Кто нашел Тему у колодца? (Еремей)

  4. Что случилось с Темой, после спасения Жучки? (он заболел)

Наемный двор

  1. Как звали отца Темы? (Николай Семенович Карташев)

  2. Кому сдавал наемный двор отец Темы? (еврею Лейбе)

  3. Как звали мать Темы? (Агланда Васильевна)

  4. Как звали главного атамана ватаги мальчишек из наемного двора? (Гераська)

  5. В какие игры играли дети в наемном дворе? («Дзига», хватайка, мяч и орехи)

  6. У кого можно было найти подходящие для игры орехи? (У еврея-продавца Абрумки)

  7. Сколько копеек задолжал Тема Абрушке? (30)

  8. Кто помог вернуть дом? (мама)

  9. Кто надрал Теме уши, когда тот во дворе чуть не был стоптан быком? (мясник)

  10. Чем бросил в лицо мяснику Тема, чтобы отомстить? (камнем)

Поступление в гимназию

  1. Что стащили у Темы, когда он купался в море? (гимназический мундир)

  2. Сколько времени потребовалось чтобы изготовить новый? (неделя)

  3. Кто первым познакомился с Темой в гимназии? (Вахнов)

  4. Какое наказание получил Тема, за его проказы от педагогического совета школы? (каждый день после уроков оставаться на час)

Будни

  1. Кого дети прозвали Мумочкой? (Учителя латинского языка Хлопова)

  2. Как звали учителя немецкого языка? (Борис Борисович Кноп)

  3. Как звали учителя естественной истории? (Томылин)

  4. Какой предмет больше остальных любил Тема? (Естественная история)

  5. Чем Таня лечила кашель заболевшей Наташе? (Жженым сахаром)

Иванов

  1. Кто пришел на место умершего Бориса Борисовича Кнопа? (Роберт Иванович Клау)

  2. Кто стал настоящим другом для Темы? (Иванов)

  3. Какую особенность во внешности имел Иванов? (У него косили глаза)

  4. Кем были родители Иванова? (Он был сирота, жил у дяди)

  5. К чему приучил Иванов Тёму? (К чтению)

Ябеда

  1. Как звали учителя французского языка? (Бошар)

  2. Кем был Иван Иванович? (Надзирателем)

  3. Кто подложил в стул учителю Бошару? (Вахнов)

  4. Кого вместе с Вахновым за эту проделку исключили из гимназии? (Иванова)

  5. Кем в этой ситуации оказался Тёма? (Ябедой и доносчиком)

В Америку

  1. Кто из одноклассников –гимназистов стал новыми друзьями для Тёмы? (Данилов и Касицкий)

  2. В каком порядке сели мальчики за парту? (Карташев у стены, Данилов посередине, а Касицкий у прохода)

  3. Кто из друзей умел управляться с лодкой и имел отношение к морю? (Данилов)

  4. Что частенько случалось с Касицким? (Его постоянно кусали собаки, рвали его вещи)

  5. Что построили друзья с помощью отца Данилина? (Лодку для путешествия в Америку)

  6. На какой день было назначено отплытие лодки в Америку? (На четвертый день Пасхи, чтобы не портить родным праздник)

Экзамены

  1. Сколько экзаменов пришлось пересдавать Тёме? (3)

  2. Какое любимое лакомство Тёмы приготовила мама после экзамена ? (Просфору к чаю)

Отец

  1. Что случилось с отцом Тёмы? (Он серьёзно заболел и умер)

  2. Какое последнее наставление дал отец Тёме? (Никогда не предавать царя)

  3. Как отец назвал Тёму в последний раз? (Молодой хозяин)

1. Знакомство с автором

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (Н.Гарин – его псевдоним)

О творчестве Н.Г. Гарина- Михайловского очень точно и лаконично сказал его друг известный писатель А.М. Горький «Общий тон его книг – легкий, праздничный.»

Родился этот удивительный человек в 1852 году 20 февраля. В 2017 году исполняется 165 лет с даты его рождения. Свои детские годы он провел у моря в городе Одессе. Отец его был военным человеком, что не могло не сказаться на воспитании сына. Как и многие мальчишки того времени, он учился в гимназии, а затем закончил институт в г. Петербурге, став дипломированным инженером.

Жизнь Н.Г. Гарина- Михайловского складывалась интересно и увлекательно. Он брался за многие работы: строил дороги, участвовал в издательской деятельности, занимался сельским хозяйством. Человек он был оптимистичный и трудолюбивый, деятельный и увлекающийся. Н.Г. Гарин- Михайловский изъездил всю страну, много бывал за ее пределами (Финляндия, Корея и другие).

Его современники вспоминали о чудных историях, которые с ним часто случались. К примеру, однажды он выкупил все настенные часы у бедного старика-часовщика, чтобы таким образом помочь ему деньгами. Старик один поднимал на ноги своего малолетнего внука.

Многие свои произведения автор посвящал детям. Сам он был многодетным отцом. У него было 11 своих детей и 3 приемных.

В 2017 году отмечается 125-летие со времени издания его автобиографической повести «Детство Тёмы». Это первая часть тетералогии, Вторая часть называется «Гимназисты». Многое в этой повести действительно происходило с автором, например случай с быком или случай с собакой Жучкой. Из повести узнаешь, как была построена жизнь ребенка более 100 лет назад, удивляешься тому, сколько можно отыскать общих интересов и занятий.

До последних дней своих Н.Г. Гарин-Михайловский работал. Умер он в конце 1906 года на редакционном совещании. Больших средств своей большой семье он не оставил. Его наследством для всех стали написанные им произведения.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ произведения Детство Тёмы Гарина-Михайловского

Автобиографическое произведение Николая Гарина-Михайловского является полным описанием нелёгкого детства самого автора. В тысяча восемьсот девяноста втором году было опубликовано произведение «Детство Тёмы», который стал дебютным, самым первым произведением Николая Георгиевича Гарина-Михайловского. В повести писатель увлекательно описывает свои желания, взлёты и падения, пережитые им самим в детстве. Произведение обрело такой успех, что автор опубликовал еще три части, являющимися продолжением данной повести.

«Детство Тёмы» — повесть Николая Георгиевича Гарина-Михайловского. В нём повествуется о жизни мальчика, который являлся сыном генерала, о том, как его родители воспитывают. Повесть начинается с описания случая с любимого цветка главы семейства. Сын семьи, разбив случайно растение, не рассказывает об этом отцу, страшась очередного наказания со стороны главы семьи. Спустя много долгих лет Тёма вспоминает своё детство, о боли, об обиде и всей ненависти к отцу.

Отец Тёмы – Николай Семёнович являлся генералом и сына воспитывал он так же, как воспитывали его родители – жестоко и строго. Он придерживался мнения, что сына нельзя распускать и держать его в контроле. Мать же в свою очередь была не согласна с мнением отца и всячески спорила с ним. Отец был настолько жесток с ним, что раз выпорол из дома, из-за чего Тёма запомнил пережившие обиду и унижение на всю жизнь. Тёма стал плохо учиться и провалил все экзамены, однако ему стало стыдно перед отцом и матерью из-за чего он пересдал экзамены. Тема произведения ведёт нас к тому, что события детства формируют в нас личность, уча нас стойкости для переживания трудных жизненных препятствий.

В произведении главный герой — Тёма предстаёт перед нами добрым, и любознательным мальчиком, а его отец – Николай Семёнович Карташев – человеком жёстким и строгим. Мать главного героя – Аглаида Васильевна – женщиной мудрой и мягкой. В рассказе также много героев второго плана, которые повлияли на формирование личности Тёмы, такие, как Иванов – лучший друг главного героя, умный и дисциплинированный, Вахнов – главный хулиган из класса Тёма, Данилов и Касицкий – друзья главного героя, с которыми он планировал уехать и покорить Америку.

Само произведение состоит из двенадцати глав, начиная с методов воспитания Тёмы, где описываются способы воспитания Тёмы его отцом, после чего описывается тот самый случай с любимым цветком главы семьи, и, заканчивая временами из гимназии, где он сначала заваливает свои оценки, но потом, взяв себя в руки, пересдаёт их, получая отметку «отлично» по всем экзаменам. Рассказ, повествующий о детстве Тёмы, рассказывает нам про то, что детство – самая радостная пора в жизни человека, даже если в нём есть не самые приятные события. Детство – это большое время, когда еще совсем маленький и неопытный человек сталкивается с дружбой, расставанием, предательством, преданностью и другими ощущениями, которых раннее в его жизни не было.

2 вариант

Наконец-то пришло лето. Однако, для главного героя по имени Тема началась череда неудач. Всё началось с неаккуратных действий, которые привели к тому, что цветок отца оказался сломанным. Но это было только началом злоключений. Мальчик узнает о том, что родители собрались уезжать в другой город. После такого известия Тёма не выдерживает и начинает вести себя безобразно: рвет юбку воспитательнице, скачет на жеребце, совершает попытку кражи сахара. Мать ребенка выступает против того, что ребенка наказывали через порку, но отец имеет другое мнение. Ребенок болезненно переживает наказание. На следующее утро Тёма оказывается в горячке.

Жизнь главного героя очень насыщена, много разных дней и моментов будет в его жизни. В произведении описаны и прекрасные и вольные дни каникул, также и школьное время. Мальчик нашел новых друзей, повзрослел. Всё заканчивается тем, что Артём благополучно пересдает экзамен для перехода в третий класс.

Первая часть этого прекрасного произведения описывает первые годы детства, которые наполнены счастливыми днями. Время, когда ребенок только начинает знакомиться с этим большим миром. Всё кажется таким огромным и необъятным, а ты такой маленький в этом мире. Вокруг всё ново, ещё столько нужно узнать. Если кто-то хочет вспомнить, что такое детство, каким оно должно быть, следует прочитать эту книгу. Также помимо этого можно вспомнить, что такое быть в подчинении и зависимости от родителей и их решений.

Данная повесть поднимает многие вопросы. Здесь можно увидеть вопрос неравенства, бедности и отсутствия необходимого для существования количества средств. Можно увидеть многие особенности образования. Какие-то моменты можно использовать, как пособие для воспитателей.

В данном произведении описана тонкая психология ребенка, которая очень понадобится родителям. Это необходимо, что они понимали, что происходит в маленьком сердце ребенка. Автор описывает переломный момент, процесс социализации ребенка, когда он идет в школу. В семье ты любимый и всегда на первом месте, а в гимназии – один из многих. Здесь совсем другие правила. Артёму тяжело дается это время, его спасает любовь и понимание со стороны родителей.

Автор поднимает тему наказания, что ребенок думает и что им руководствует, когда он собирает совершить тот или иной поступок. Далее описывается, что ребенок чувствует, когда его наказывают поркой, тем более, публичной.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Детство Тёмы Гарина-Михайловского

Анализ произведения Детство Тёмы Гарина-Михайловского

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Белорусский язык — родной язык моей семьи

    Моя семья состоит из четырёх человек. Мы живём в Республике Беларусь, которая является соседкой и Украины, и России. Своим по-настоящему родным языком мы считаем белорусский, но говорим

  • Характеристика и образ Хлестакова в комедии Ревизор Гоголя сочинение 8 класс

    Главным критиком морально — нравственных устоев российской действительности, на все времена, является Н.В.Гоголь. Что он и доказал, написав бессмертную комедию «Ревизор»

  • Сочинение на тему Мудрость

    Мудрость – это способность человека обдуманно принимать верные решения с учётом возникших жизненных обстоятельств.

  • Сочинение Зачем человеку нужен язык? 5 класс

    Все нуждаются в общении. Речь идет не только о людях, но и о животных. Однако общение животных и людей радикально различается. Животные общаются преимущественно с помощью языка тела

  • Сочинение по картине Маковского Дети, бегущие от грозы 3, 6 класс

    Творческий репертуар К. Маковского изобилует произведениями на мотивы природных пейзажей, сельского бытового колорита и проявлений стихийной силы природы. Картина «Дети, бегущие от грозы» является наглядной иллюстрацией, демонстрирующей

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация «Биография и творчество Гарин-Михайловский»

Гарин-Михайловский Николай Георгиевич

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Гарин-Михайловский Николай Георгиевич

    Описание слайда:

    Гарин-Михайловский
    Николай Георгиевич

  • 2 слайд

    Гарин-Михайловский Николай Георгиевич (Михайловский Н. Г.) 1852 -- 1906

    Описание слайда:

    Гарин-Михайловский
    Николай Георгиевич
    (Михайловский Н. Г.)
    1852 — 1906

  • 3 слайд

    20 февраля 2004 исполнилось 152 года со дня рождения инженера, писателя Никол

    Описание слайда:

    20 февраля 2004 исполнилось 152 года со дня рождения инженера, писателя Николая Гарина-Михайловского /1852-1906/.
    Этот талантливый человек, неутомимый путешественник, по словам Максима Горького, был «разносторонне, по-русски даровит».
    Родился Михайловский /Гарин — литературный псевдоним/ в семье инженера, его крестным отцом был император Николай Первый.

  • 4 слайд

    Михайловский учился на юриста, а стал инженером. Окончив Институт путей сообщ

    Описание слайда:

    Михайловский учился на юриста, а стал инженером. Окончив Институт путей сообщения, начал неутомимую деятельность инженера и строителя стальных магистралей. Он мечтал опоясать всю Россию железными дорогами. Именно ему обязан своим рождением и бурным развитием город Новосибирск /Новониколаевск/. Город возник там, где, по проекту инженера, Транссибирская магистраль пересекала реку Обь.

  • 5 слайд

    В 1891 г. Н. Г. Гарин-Михайловский руководил изыскательной партией, выбравшей

    Описание слайда:

    В 1891 г. Н. Г. Гарин-Михайловский руководил изыскательной партией, выбравшей место строительства железнодорожного моста через р. Обь для Великой Сибирской железной дороги, и создал условия для возникновения Новосибирска – одного из крупных промышленных, научных центров нашей страны.

  • 6 слайд

    Первоначально Транссибирская магистраль должна была пересечь Обь в районе ста

    Описание слайда:

    Первоначально Транссибирская магистраль должна была пересечь Обь в районе старинного села Колывань. Но по настоянию начальника изыскательской партии инженера и писателя Н.Г. Гарина — Михайловского, было решено построить мост у села Кривощеково.
    Позднее Н.Г. Гарин — Михайловский писал: «Изменение первоначального проекта — моя заслуга, и я с удовольствием смотрю, что в постройке намеченная мною линия не изменена».

  • 7 слайд

    20 июля 1893 года, в густом сосновом бору на берегу Оби состоялся молебен по

    Описание слайда:

    20 июля 1893 года, в густом сосновом бору на берегу Оби состоялся молебен по случаю закладки моста, проект которого был подготовлен профессором Петербургского института путей сообщения Н.А. Белелюбским. Строительство моста требовало множества рабочих рук. Так и возник Новониколаевский поселок, впоследствии ставший крупнейшим городом Русской Азии.

  • 8 слайд

    Новосибирцы увековечили память о Н. Г. Гарине-Михайловском, присвоив его имя

    Описание слайда:

    Новосибирцы увековечили память о Н. Г. Гарине-Михайловском, присвоив его имя привокзальной площади, станции метро, школе, одной из библиотек города, Произведения Н. Г. Гарина-Михайловского и материалы о нём однажды выходили в Западно-Сибирском книжном издательстве и журнале «Сибирские огни».

  • 9 слайд

    Сибирская эпопея Н. Г. Михайловского была, по сути, лишь эпизодом в его насыщ

    Описание слайда:

    Сибирская эпопея Н. Г. Михайловского была, по сути, лишь эпизодом в его насыщенной жизни. Но объективно, это был высший взлёт, вершина его инженерной деятельности – по дальновидности расчётов, по неопровержимости принципиальной позиции, по упорству борьбы за оптимальный вариант и по историческим результатам.
    В литературу Гарин-Михайловский вошел, когда ему уже исполнилось 40.

  • 10 слайд

    Писал он урывками во время своих многочисленных поездок и экспедиций. Писател

    Описание слайда:

    Писал он урывками во время своих многочисленных поездок и экспедиций. Писатель впервые сделал героями литературных произведений рабочих железных дорог /»Инженеры», «В медвежьих углах»/. Всю жизнь он стремился возвысить человека, показать его творцом своего счастья. Повесть «Детство Темы» и ее продолжения «Гимназисты» и «Студенты» были высоко оценены критиками и тепло встречены читателями. Он принимал участие в издании газеты «Самарский вестник», журналов «Новое слово», «Начало».
    Увлекшись народничеством, в начале 80-х гг. поселился в своём имении в Самарской губернии. Пытаясь доказать жизненность «общинного быта», занялся социальным реформаторством, которое, однако, закончилось неудачей.

  • 11 слайд

    Разочаровавшись в народнических идеях, сотрудничал в марксистских изданиях, п

    Описание слайда:

    Разочаровавшись в народнических идеях, сотрудничал в марксистских изданиях, помогал партии большевиков материально.
    Гарин выступил в литературе как реалист и демократ. В рассказах 90-х гг. он отразил процесс расслоения деревни, рисовал образы технической интеллигенции и рабочих. Наиболее значительные произведения — тетралогия «Детство Темы» (1892), «Гимназисты» (1893), «Студенты» (1895), «Инженеры» (опубликовано 1907) — посвящено судьбам молодого поколения интеллигенции «переломного времени».
    .

  • 12 слайд

    Гарин-Михайловский совершил кругосветное путешествие. Помимо научных исследов

    Описание слайда:

    Гарин-Михайловский совершил кругосветное путешествие. Помимо научных исследований им был собран этнографический материал, впервые записаны корейские сказки. Путевые очерки «Вокруг света», «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» (1899)» стали также результатом его путешествия. В 1898, находясь в Корее, составил сборник «Корейские сказки» (изд. 1899).
    В начале 1900-х гг. сотрудничал в издательстве М. Горького «Знание». Издавался в журналах «Мир божий», «Русское богатство»

  • 13 слайд

    Скончался Гарин-Михайловский 10 декабря 1906 года, в Петербурге.на редакционн

    Описание слайда:

    Скончался Гарин-Михайловский 10 декабря 1906 года, в Петербурге.на редакционном заседании журнала «Вестник жизни», где читалась его пьеса «Подростки».
    «Счастливейшая страна Россия, — говорил он за несколько дней до смерти, — сколько интересной работы в ней, волшебных возможностей, …»

  • 14 слайд

    Спасибо за внимание

    Описание слайда:

    Спасибо за внимание

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература. Учебник-хрестоматия (в 2 частях)», Курдюмова Т.Ф.

Тема:
Н. Г. Гарин-Михайловский. Детство Темы. Главы из повести

Похожие материалы

  • Задания по литературе 8 класс «Ромео и Джульетта»

  • Разработка интегрированного урока по литературе на тему » Война через призму детского восприятия в повести «Иван» Вл. Богомолова и в рассказе «Салодкiя яблыкi» Вячаслава Адамчыка» (6 класс)

  • Презентация к уроку «Случились вместе два астронома в пиру»

  • Конспект урока «Случились вместе два астронома в пиру»

  • Разработка урока по теме «Романтизм в русской литературе. В.Жуковский.

  • Презентация «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». 5 класс

  • Презентация тема » М.В. Ломоносов»»

  • Презентация тема » Жизнь и творчество Басё»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448506 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

Читательский дневник по повести «Детство Тёмы» Николая Гарина-Михайловского

Автор: Николай Гарин-Михайловский.

Название произведения: «Детство Тёмы».

Число страниц: 200.

Жанр произведения: повесть.

Главные герои: Тёма.

Второстепенные герои: Зина, отец-генерал Николай Семёнович, мать Аглаида Васильевна, одноклассники Иванов и Вахнов.

Характеристика главных героев:

Тёма — мальчик, который любит играть и баловаться.

На протяжении повести взрослеет и меняется.

Характеристика второстепенных героев:

Николай Карташов — отец мальчика, генерал. Строгий и суровый, но справедливый.

Аглаида Васильевна — любящая, добрая мать. Воспитывает сына честным.

Зина — сестра Тёмы. Добрая, умная, находчивая. Всегда помогала брату.

Иванов — лучший друг Тёмы. Добрый и отзывчивый.

Вахнов — одноклассник Тёмы. Верзила и хулиган. Постоянно задирает мальчика.

Краткое содержание повести «Детство Тёмы»

В тот день на Тёму несчастья сыпались одно за другим.

Он сломал папин цветок, упал в навоз, поломал лозы, порвал юбку бонны и разбил кувшин.

Поэтому отец высек сына и строго наказал.

Тёма узнал, что собачку Жучку бросили в колодец и решил спасти её.

Он спустился в колодец, вытащил Жучку и чуть не упал.

После этого Тёма долго болел.

Он дружил и часто играл с деревенскими мальчишками.

Когда мальчик поступил в гимназии и получил новый мундир, он с ребятами пошёл купаться.

Мундир мальчика украли и ему было очень стыдно.

В гимназии у него сразу всё не сложилось.

Верзила Вахнов постоянно приставал к Тёме, из-за чего учился мальчик плохо.

Он подружился с Ивановым, но того отчислили, когда он отказался доносить на Вахнова.

Тёма, напротив, выдал Вахнова и мучился угрызениями совести.

Он сдружился с Косицким и Даниловым.

Они строили лодку, чтобы сбежать в Америку.

Но затея провалилась, а Тёма получил три двойки в гимназии.

Он хотел покончить с собой, но неудачно. Зато многое понял и принялся с жаром учить уроки.

Он успешно сдал экзамены.

Вскоре отец мальчика заболел и умер.

Детство закончилось.

План повести:

  1. Самый худший день.
  2. Порка.
  3. Пропавшая Жучка.
  4. Спасение собаки.
  5. Игры с деревенскими.
  6. Украденный мундир.
  7. Первые дни в гимназии.
  8. Проказы Вахнова.
  9. Предательство.
  10. Муки совести.
  11. В Америку!
  12. Отравление.
  13. Успехи в учёбе.
  14. Смерть отца.

Основная мысль произведения «Детство Тёмы»

Главная мысль повести заключается в том, что нужно уметь признавать свои ошибки и не перекладывать вину на других.

Основная идея повести в том, что преодолевая трудности и испытания, воспитывается характер молодого человека.

Главной мыслью повести можно назвать и то, что воспитание — это сложная наука, которая требует мудрости и терпения.

Чему учит повесть

Повесть учит быть честными не только с другими, но и самим с собой.

Учит ценить дружбу и помогать близким в трудную минуту.

Учит быть добрыми, хорошо учиться и не обманывать старших.

Краткий отзыв о повести «Детство Тёмы» для читательского дневника

Прочитав эту повесть, я подумала о том, что сколько бы неприятностей ни случалось у человека в детстве, какими бы страшными они ни казались, всё равно следуют любить жизнь и ценить эти самые бесценные годы.

Герой повести часто оказывался в сложном положении.

То сам делал что-то неправильное, то становился жертвой нападок учителей и более сильных товарищей.

Но он рос и менялся и его характер.

В конце повести Тёма уже не был тем наивным мальчиком из её начала.

Он научился ответственности, умению признавать ошибки и их исправлять.

Это интересная повесть, которая показывает нам процесс взросления героя.

Автору удалось убедительно показать, что только преодолевая самого себя и трудности, человек может изменить свою жизнь.

Стать лучше.

Главное, не совершать поступков, которых сам же потом стыдился бы.

Мне нравится главный герой повести.

Это открытый, романтичный, честный мальчик.

У него случаются промахи, он иногда мало думает о последствиях своих действий, но когда понимает, что поступил плохо, всегда старается исправиться.

Он учится на ошибках, и это замечательно.

Я всем советую прочитать эту повесть и подумать о том, что те проблемы, которые сегодня кажутся нам непреодолимыми, ужасными, завтра могут оказаться смешными.

А потому не стоит принимать поспешных, опрометчивых решений.

Пословицы к произведению:

  • Смелый поступок — половина спасения.
  • Богатством родителей не гордись — учись.
  • Дружба — как стекло: разобьёшь — не сложишь.
  • Не ошибается тот, кто ничего не делает.
  • Ошибайся, да сознавайся.

Словарь неизвестных слов:

  • Пустырь — запущенное, заросшее место.
  • Сирота — ребёнок, у которого нет родителей.
  • Помещики — владельцы загородного поместья.
  • Ябеда — тот, кто жалуется.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

– Ну, хорошо! будем играться в индейцев! – говорит Тёма.

– Нет, в индейцев опасно без мамы, ты разойдёшься.

– А я хочу в индейцев! – настаивает Тёма, и в его голосе слышится капризное раздражение.

– Ну, хорошо! – спроси у фрейлейн, ведь ты обещал, как папу и маму любишь, слушаться фрейлейн?

Зина становится так, чтобы только фрейлейн видела её лицо, а Тёма – нет.

– Фрейлейн, правда в индейцев играть не надо?

Тёма всё же таки видит, как Зина делает невозможные гримасы фрейлейн; он смеётся и кричит:

– Э, так нельзя!

Ещё читательские дневники по произведениям Николая Гарина-Михайловского:

  • «Тема и Жучка»
  • «Волшебница Ашам»
  • «Хитрая девочка»

Библиотека произведений автора пополняется.

115 лет назад, 10 декабря 1906 года умер Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

«…еврейские анекдоты не всегда
хороши. Они особенно плохи, когда не понимаешь их или когда приходится самому
играть в анекдоте роль глупую».
Горький

Увидеть Бога

Последней великой, по-итальянски: ла́удой, — песней-хвалой пращура
францискианства (нищенствующего ордена) св. Франциска Ассизского — была «Песнь
о Солнце». Восхваляющая абсолютно все божии творенья: Брата Солнце — frate sole, Сестру Луну — sora luna, Брата Ветра — frate vento, Сестру Воду — sora aqua, Брата Огня — frate focu, Мать Землю — matre terra, Сестру Смерть — sora morte.

Написанное практически на смертном одре, за «час до смерти», это
произведение античной традиции на умбрийском диалекте стало первым в мире
памятником религиозной итальянской литературе.

Вообще такие люди как Франциск появляются на земле довольно редко, считал
Максим Горький, называя их по-горьковски остро — весёлыми праведниками.

И ежели Христос, несомненно, праведник, но — увы и отнюдь — не весёлый, точнее
даже, в некоем смысле — педант. То родоначальником когорты именно «весёлых
праведников» Горький считал собственно Франциска Ассизского. Великого художника
страстной любви к жизни. Любившего человека не для поучения любви, — а потому,
что, обладая идеальнейшим искусством и счастьем восторга жизни, жизнелюбия, — он
не мог не делиться этим счастьем с людьми.

Да, обреталась в душах ещё невероятная сила сострадания, отягощённая
радением за род человеческий. Обременённая невыносимо страшным результатом кровавых
распрей, выплеснувшихся позднее гуманистическим характером решительно иных конструкций,
чем в XII—XIII вв.
И, переносясь из эпохи Франциска на шесть столетий вперёд (благо вольный формат
текста позволяет), нельзя не вспомнить свидетеля жесточайшей битвы при ломбардской
деревушке Сольферино — Анри Дюнана. Создавшего международную организацию
Красного Креста — в помощь раненым воинам, — причём со всякой стороны
конфликта!

Также нельзя забыть прославленного доктора Фёдора Га́аза (Friedrich-Joseph Haass). Москвича немецкого
происхождения. Филантропа, известного под именем «святой доктор». Члена
Московского тюремного комитета и главного врача московских тюрем. Потратившего
всё своё приличное состояние на благотворительность, поддержку бедным,
осуждённым. Жившего в тяжелейший час (в плане филантропии) властвования Николая
I.

Правда, жизнь такова, что чистому состраданию уже нет в ней места. И
кажется, в наше время оно существует как «маска стыда». Сказано сие о переломе
эпох, шлагбауме XIX—XX веков. Сказано давно. А
будто… произнесено только что, вчера, сейчас. И ведь заслужили, господа,
согласитесь. Словно не идут нам уроки прошлого впрок. Словно не ведаем мы, чем
отсутствие сострадания кончается в исторической перспективе. И…

Кстати, когда вы наблюдали весёлого праведника на своём пути? И замечали
ли вовсе? Ведь это непросто, поверьте. И говорит это больше о вас, нежели о
ком-то другом, стороннем — всё равно что увидеть Бога среди сонм страждущих,
его взалкавших, но не видящих: «От века несть слышано, яко кто отверзе очи
слепу рождену» (Ин. 9:32). — Ведь даже Христос, открыв очи слепцу, не в
силах сделать его праведником.

Весёлые праведники — люди не очень крупные. Может, они кажутся некрупными
потому, что с точки зрения здравого смысла их плохо видно на тёмном фоне
жестоких социальных отношений.

Они существуют не вследствие, а по-философски: — вопреки здравому смыслу!
Бытие этих людей совершенно ничем не извинено, не искуплено, кроме их воли быть
такими, каковы они есть на самом деле.

Но приступим…

Знакомство

Однажды вышеупомянутый Алексей Максимович в гостях у самарского
некрещёного еврея Якова Львовича Тейтеля, где Горький любил опрокинуть чашечку-вторую
кофе, — будучи по наставлению Короленко в Самаре на журналистском поприще под
псевдонимом Иегудиил Хламида, — встретил затесавшегося средь многочисленных
гостей странного незнакомца. Оказавшегося мало того что инженером Гариным. Так
ещё, ко всему прочему, писателем Гариным-Михайловским. Которого, вовсе не
бесталанного, в принципе, Горький читывал ранее. Не имея чести сталкиваться лично.

«Очерки современной деревни» Михайловского (однофамильца своего
наставника и литературного учителя, теоретика народничества Н. К. Михайловского)
весьма понравились молодому очеркисту-корреспонденту «Русского богатства». А
заочные прибаутки рисовали Г.-Михайловского персонажем абсолютно не
тривиальным, неординарным, с недурственной фантазией и далеко не спокойным
общественным бытием.

Дабы поддержать беседу, а также следуя журналистской привычке «ловить
характеры», Горький полушутя спросил инженера Гарина (чудно́ это слышать за 30
почти лет до появления толстовского «гиперболоида»; но тем не менее: элементарное
совпадение имён; причём А. Толстой описывает параболоид, а не гиперболоид; но
это к слову):

— А не лгут ли, любезный государь, что как-то вы засеяли сорок десятин маком?

— Почему же непременно — сорок? — чуть искусственно возмутился Николай
Георгиевич. И, прихмурив красивые брови, озабоченно пересчитал: — Сорок грехов
долой, если убьёшь паука. Сорок сороков церквей в Москве. Сорок дней после
родов женщину в церковь не пускают. Сороковой день… Сорокоуст. Великий пост так
или иначе связан с числом 40. Сороковой медведь — самый опасный. Чёрт знает,
откуда эта сорочья болтовня? Как вы думаете?

Горький опешил.

Видимо, Михайловскому было не очень-то интересно чьё-либо мнение.

Посему тотчас же, — хлопнув визави по плечу маленькой крепкой рукой, — он
сказал с восхищением:

— Но вот если б вы, батенька, видели этот мак, когда он зацвёл!!

Затем Гарин, отскочив от Горького, устремился в дискуссионное побоище,
разгоревшееся за соседним столом. Оставив последнего в полной прострации.

Тут-то и закралось: «Весёлый праведник?..» — подумалось тогда о
Михайловском. Несмотря на то что встреча та особых симпатий друг к другу не
вызвала. Пахнув чем-то ненатуральным. Театрально-драматическим. Мелькнув
какой-то нарочитой барской, вернее, полубарской инженерской щегловатостью,
одновременно показным демократизмом. И всё ж таки… Горькому тогда почему-то
вспомнился Франциск Ассизский…

И было от чего.

Строен. Красив этот Гарин. Двигается быстро, но изящно. Чувствуется, — быстрота
эта не от нервной расшатанности, — а от чрезвычайного избытка энергии, радости.
Расплёскиваемых вокруг без видимого сожаления.

«Зачем, зачем он исчислял со́роки?!» — недоумевал Горький, исподволь
наблюдая за Михайловским.

Говорит как будто небрежно, но на самом деле очень ловко и своеобразно
построенными фразами. Замечательно владеет вводными предложениями, кои терпеть
не мог Чехов. Не имея манерной привычки упиваться красноречием, что свойственно
чванливой адвокатуре: «Словам тесно, мыслям просторно!» — Фраза эта была непреложным
девизом Гарина-Михайловского в общении.

«Мне с Гариным хотелось о литературе побеседовать, а он меня угостил
лекцией о культуре корнеплодов, затем изрёк что-то о спорынье», — жаловался Горькому
один местный драматург, так и не сумевший полемически «оседлать» Гарина, одеть
его в литературно-драматургический тулупчик.

«Невероятная разносторонность пристрастий!» — восхищённо восклицаю я
вослед Горькому и иже с ним.

Гиперболоид

1895 год. Михайловский — инициатор,
идеолог, организатор и главный строитель ответвления Самаро-Златоустовской
железной дороги «Кротовка-Сергиевск»: на Сергиевские северные воды. (Самарская
губерния)

В России было применено тогда, с подачи нашего героя, интереснейшее с
инженерной точки зрения новшество, — инновация, как бы сейчас произнесли: —
дешёвая узкоколейка.

Эта немаловажная для Империи стройка сопряжена со множеством различных
анекдотов, связанных с начальником проекта. Не чуравшегося жизненных коллизий. К
тому же впервые ставшим руководителем столь крупного масштаба.

Как-то понадобился ему локомотив —
причём особенной конструкции…

Михайловский заявил в Министерство путей сообщения об экстренной нужде приобретения
локомотива в Германии.

Бывший железнодорожный министр, в тот момент министр финансов С. Витте,
крайне обеспокоенный пополнением госказны путём использования внутренних
резервов, ответил Михайловскому отрицательно. Предложив заказать машину в Сормове
либо на коломенских заводах: экономика должна быть экономной, как говорится.

Хитрец Гарин-Михайловский, информированный о сверхвыгодном 10-летнем
германском контракте, недавно заключённом Витте (мол, сам-то каков!), то ли из
обиды, то ли от собственной предубеждённости против министра — путём неимоверно
сложных и достаточно смелых (пошёл наперекор!) ухищрений купил требуемый
агрегат за границей. Мало того, контрабандно пригнал его в Самару! Это
сохранило ему как подрядчику несколько тысяч денег и несколько недель форы к
сдаче объекта, — что несравненно дороже, чем деньги.

Блестяще исполнив подряд, вскорости он по-юношески восторженно хвастался
не сэкономленными временем и средствами, — а именно тем, что исхитрился
пригнать локомотив контрабандой.

Сей подвиг вызван не столько силою деловой необходимости, — заключает в
воспоминаниях Горький, — сколько желанием преодолеть поставленное препятствие.
И даже проще: желанием созорничать, высунув по-хулигански язык. Показать фигу в
кармане министру Витте!

Как во всяком талантливом русском человеке — склонность к шаловливости,
проказливость — очень заметны в характере «весёлого праведника» Михайловского.

Часы

Добр Гарин тоже был специфически…

Деньги разбрасывал как Паратов в «Бесприданнице» — так, будто они его
отягощали. И он брезговал разноцветными бумажками, — на которые праздный люд
обменивает свои силы, бесценные время, жильё, порою жизнь.

Первым браком Гарин женат на богатой женщине — дочери генерала Черевина —
личного друга Александра III.
Её миллионное состояние свежеиспечённый супруг в краткий срок истратил на
сельскохозяйственные опыты. И в период 1890-х гг. жил в основном частным заработком.

Принимая жизнь непосредственно, по-детски — ну, истинно как праздник! —
он бессознательно заботился, чтоб и окружающие подобным образом воспринимали жизнь:
весело и беззаботно.

Жил широко, угощая алчущую барских яств публику изысканными завтраками и
обедами, дорогим вином. Сам ел и пил так мало, что нельзя было понять: чем же
питается его неукротимая энергия — святым духом, может?

Кроме всего обожал делать подарки. Неизменно делал приятное людям. Но не
для того, чтобы расположить их в свою пользу, а просто из приязни. Из-за врождённой
какой-то любви — к Вселенной, Всевышнему, человечеству, к родной земле. К
Государю наконец.

Расположения же он легко достигал одним беспрецедентным обаянием,
талантливостию и динамичностью. Ну и юмором конечно.

Однажды утром в редакцию «Самарской газеты» ввалился извозчик — ещё трезвый
и адекватный.

И, немного заикаясь, выдал:

— В-вам часы привезли и-и-из Сызрани.

Никаких посылок редакция не заказывала. Извозчика выпроводили вон. Он
ушёл. Побормотал с кем-то за дверью.

И снова явился:

— Еврей г-говорит, вам ч-ч-часы.

— Позови! — нервно ответили вечно занятые репортёры.

Вошёл старенький еврей в стареньком пальто и невероятной формы шляпе. Недоверчиво
осмотрел задымлённое куревом помещение и положил на трюмо листок отрывного
календаря. На котором неразборчивым почерком Гарина было накарябано:
«Пешкову-Горькому» и ещё что-то каракулями.

 — Это вам дал инженер Гарин? —
спросил Горький.

— А я знаю? — ответил еврей. — Я же не спрашиваю, как зовут клиента. Или
вот вас например. Хитро прищурился: — Есть другой Пешков-Горький — нет?

— Нет. Покажите часы.

Пожав плечами, еврей ушёл. Вернулся с извозчиком и громоздким, но не слишком
тяжёлым ящиком.

— Распишите на записку, дескать, получили.

— Это что такое? — осведомился Горький, устало кивая на ящик.

— Вы знаете: часы, — равнодушно сказал еврей.

— Ч-ч-часы, — похмельно скривился извозчик.

— Стенные?

— Ну да. Десять часов или даже более.

— Десять штук часов?

— Пусть будет штук.

Горький не выдержал:

— Ну подумайте, кто ж едет из Самары в Сызрань покупать часы? Форменный идиотизм!

Еврей, смаявшись с длинной дороги, осерчал:

— А какое мне дело думать? Мне сказали: сделай! И я сделал. «Самарская
газета»? Верно. Пешков-Горьков? И это верно. Распишитесь на записку. Что вы от
меня хотите-то?!

А произошла следующая история…

Николай Георгиевич гулял по берегу великолепной Волги — на закате солнца —
в Сызрани. Настроение было более чем благостное, — впрочем, посещавшее «весёлого
праведника» часто.

И вот на нескладной кочерыжке он увидал мальчика-еврея, удившего рыбу.

«И всё, знаете, батенька, удивительно неудачно, — позже рассказывал он, —
ерши клюют жадно. Но из трёх два срываются. Почему? Да потому что ловил он не
на крючок, а на медную булавку!» — что ввергло Михайловского в приступ
умилённого благодушия и жалости.

Разумеется, пацан оказался красавцем и необыкновенного ума. И уже
изведавший горечь жизни. (Ведь видишь всегда то, что сильно хочешь видеть, как водится.)

Человек, — далёкий, в общем-то, от наивности, — Гарин нередко встречал
людей с «необыкновенными» умом и внешностью. Просто хотелось — вот и получалось.
И виделось. И неслучайно…

Разговорившись, Гарин выяснил, что одиннадцатилетний сорванец живёт у
деда. Он и дед — кажется, единственные евреи в городе.

Магазин у опекуна скверный. Старик чинит горелки ламп, притирает
самоварные краны. Пыль, грязь, нищета. Убогость.

Тут же впав в припадок сентиментальности, Гарин взял и выкупил весь нехитрый
дедов товар: все часы, отремонтированные и нет, имеющиеся в доме. А мальчишке
дал денег — просто так. И отвалил ещё стопку книг в подарок.

После чего старый еврей и появился на пороге самарской редакции с удачно
проданной поклажей. И вполне тверёзым покамест извозчиком.

А поскольку настенные часы, — пусть и недурные, антикварные, с изразцами,
— журналистам девать было некуда, Гарин-Михайловский взял и роздал их рабочим
на строящейся железнодорожной ветке: свои люди, сочтёмся!

От чего по окрестностям долго ещё роились слухи о свалившихся с неба раритетах.
Которые осчастливленные работяги ринулись распродавать-разменивать по скупкам
да ломбардам. Пропивать по закусочным да трактирам.

Тем более что министр финансов организовал намедни при государстве винную
монополию. Что стало, — наряду с повышением качества(!) алкоголя, — наиважнейшим
источником насыщения бюджета для уверенного технократического вхождения Империи
в XX в. Век — в полном
смысле слова индустриализованный Сергеем Юльевичем Витте.

Чудесным образом не заметившим «преступной» операции инженера Гарина с пригнанным
из-за границы гиперболоидом — иностранной контрабанды. А точнее, спустившим с
рук «весёлому праведнику» его далеко и далеко не безопасное предприятие с
локомотивом.

Царь

Гарин-Михайловский считался в кругу друзей-литераторов, посвящённых
коллег-технарей прекрасным рассказчиком и документалистом!..

Филологи особенно подчёркивают период конца 1890 годов — Северокорейскую,
дальневосточную экспедицию (всего по Корее и Маньчжурии пройдено около 1600 км) и далее
кругосветку: Япония, Китай, США, Европа…

На основе полугодовых почти путешественнических дневников собрана целая
книга. Публиковавшаяся в виде разрозненных очерков под объединённым названием
«Карандашом с натуры» в журнале «Мир Божий» за 1899 год.

В странствиях сохранено и зафиксировано множество корейских сказок. Впервые
изданных, — вместе с отдельным изданием книги о путешествии, — в 1903 г.

Дневники Михайловского стали самой внушительной лептой в корейскую фольклористику:
ранее выпущены лишь 2 сказки на русском и 7 на английском языках.

Во введении Михайловский утверждает, что субъективизм в его текстах
минимален: «Я быстро, фраза за фразой, записывал со слов переводчика, стараясь
сохранить простоту речи, никогда не прибавляя ничего своего». — Хотя Гарин не
был бы Гариным, если бы фактурно не поработал над материалом. Оттого творческая
перелицовка этимологически ощутима.

В конце круиза Г.-Михайловский настолько пропитался корейским духом, что
и сам мог выступить в роли буддистского сказочника. И выступал, поражая
слушателей красочностью повествования.

Слухи о необычайных впечатлениях от кругосветки докатились аж… до
Государя. И Михайловский был приглашён в Аничков дворец. Николай Второй пожелал
выслушать его историю межконтинентальных поездок-изысканий.

Добавлю, что точной даты визита в архивах не установлено. Посему позволю
себе предположить примерно январь — февраль 1901 года. Почему, поймёте чуть
позже…

Итак, Николай Георгиевич шёл во дворец, волнительно подтянувшись и
порядочно робея. Подумать только, личный диалог с царём ста тридцати миллионов
населения! «Это не совсем обыкновенное знакомство», — отмечал он впоследствии.
Не каждому в жизни удаётся посидеть почаёвничать в царских палатах.

Невольно мечталось: человек подобного уровня должен что-то значить,
должен импонировать. Он обязательно скажет что-то сверх общих сведений:
неведомое, непознанное.

И вдруг…

Сидит симпатичный пехотный офицер. Курит, мило улыбается, изредка ставит
вопросы. Но всё не о том, что надлежит интересовать самодержца, в царствование
коего построен без преувеличения великий Сибирский путь! — и Россия выезжает на
берега Тихого океана. Где её встречают отнюдь не партнёры и — нерадостно. Без
праздничных букетов цветов и ликующе летящих кверху чепчиков.

Михайловский, отражая в заметках тот знаменательный поход, — с чьих слов
я его и воспроизвожу: — будто обрисовывает портрет императора Николая II кисти Валентина Серова.
Который создавался приблизительно в то же время, в начале зимы 1901-го.

Живописец так и изобразит царя, по-гарински: небольшим поясным портретом
сидящего человека в простой одежде без каких-либо регалий. Вылитого флегматично-провинциального
капитана, сошедшего со страниц повести Куприна.

Зачем же позвал к себе
Михайловского царь?..

Не исключено, — подверженный веяниям мистицизма, — государь исподволь
что-то почувствовал в Михайловском и захотел посредством беседы с
инженером-путешественником проверить свои предположения? — нам неведомо…

Но ведь согласитесь, не совсем похоже, что Николай II вызвал писателя, чтобы спросить
невинное: «Чтут ли нас корейцы?» — на что Гарин невпопад ответит вопросом на
вопрос: «Вы кого подразумеваете?» — начисто забыв об адъютантском предупреждении
ни в коем разе не спрашивать, только отвечать!

Но ведь как же не спросить, — рассуждал Гарин в дальнейшем, — ежели сам
царь(!) спрашивает, причём и скупо, и глупо, и безвкусно. А его дамы — вовсе
молчат: воды в рот набрали. Надутые, словно гусыни.

Старая царица удивлённо поднимала то одну, то другую бровь. Молодая,
рядом с ней, — ровно компаньонка, — сидела в застывшей позе с каменными
глазами, с обиженным лицом. Напоминая визитёру одну девицу, прожившую до 34 лет
и обидевшуюся на природу за то, что та навязала женщине обязанность иметь
детей. А — ни детей, ни даже простенького романа у девицы, к сожалению, не
случилось. И сходство царицы с нею очень как-то мешало, стесняло гостя. И было
ему страшно тоскливо и скучно на странном том приёме.

— Это провинциалы!! — недоумённо пожимая плечами, восклицал Гарин, делясь
с друзьями ошеломлением о высоком том визите.

Через неделю Г.-М. официально известили, мол, царь вручил ему орден
(«кажется, Владимира», — предположил Горький). Но награды Гарин не получал.

Потому что вскоре его административно выперли из Петербурга. За то, что
вместе с прочими литераторами подписал протест против избиения студентов и
сочувствовавшей им публики у Казанского собора. А поскольку подавление
демонстрации свершилось в марте 1901, вот я и подумал, что собственно визит
Гарина к государю произошёл где-то чуть ранее означенного времени.

Над Гариным смеялись:

— Э-эх! Ускользнул орден-то, Николай Георгиевич?!

— Чёрт бы их всех подрал! — возмущался он. — У меня тут серьёзный гешефт,
и вот — надо ехать. Нет, сообразите, нелепейшая ситуация! Ты нам не нравишься —
поэтому не живи и не работай в столице. (Выслан и отдан под надзор полиции, — авт.)
Но ведь в ином-то городе я останусь таким же, каков есть!

В том-то и суть, в том-то и суть… — глубокомысленно заключу я бесхитростную
историю про замечательного человека, инженера и писателя, истого
государственника и патриота Н. Г. Гарина-Михайловского. И повторюсь, что бытие
наше земное ничем не прощено и не искуплено, кроме воли нашей быть такими,
каковы мы есть на самом деле… А праведниками прошли мы жизнь или нет — решать, увы,
не нам.

Всего доброго, дорогие друзья-читатели!

  • Сказка гаршина attalea princeps в 5 классе читать
  • Сказка гарина михайловского книжка счастья слушать
  • Сказка ганс христиан андерсен девочка со спичками
  • Сказка гадкий утенок читать текст полностью с картинками бесплатно
  • Сказка ганса христиана андерсена русалочка слушать