Сказка это повествовательное обычно народно поэтическое произведение

Инфоурок литература презентациипрезентация по литературе 5 класс. тема единство природы и человека в сказке м.м.пришвина кладовая солнца описание презентации

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе 5 класс. Тема «Единство природы и человека в сказке М.М.пришвина «Кладовая солнца»

Урок литературы 5 классВыполнила: Учитель первой категории МБОУ «Парабельская...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Урок литературы 5 классВыполнила: Учитель первой категории МБОУ «Парабельская

    Описание слайда:

    Урок литературы
    5 класс
    Выполнила:
    Учитель первой категории
    МБОУ «Парабельская гимназия»
    С.В.Матсакова

  • 2 слайд

    С природой одною он жизнью дышал: Ручья разумел трепет

    Описание слайда:

    С природой одною он жизнью дышал:
    Ручья разумел трепетанье,
    И говор древесных листов понимал,
    И чувствовал трав прозябанье.

  • 3 слайд

    Сказка это повествовательное обычно народно поэтическое произведение

  • 4 слайд

    Сказка это повествовательное обычно народно поэтическое произведение

  • 5 слайд

    Имена героев произведения ? Название болота , возле которого жили дети?Топкое

    Описание слайда:

    Имена героев произведения ?
    Название болота , возле которого жили дети?
    Топкое место в болоте?
    Как вы поняли выражение «Осиротели двое детей» ?

    Что случилось с родителями Насти и Митраши?

    О какой Отечественной войне идёт здесь речь?

    А что значит Отечественная?

    Какое хозяйство досталось детям после родителей?
    Почему автор называет это хозяйство «богатством»?
    В каком году написана сказка – быль « Кладовая солнца»?

  • 6 слайд

    . Быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отли

    Описание слайда:

    . Быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.

  • 7 слайд

    Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вым

    Описание слайда:

    Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.

  • 8 слайд

    «Сказка ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам – урок!»

    Описание слайда:

    «Сказка ложь, да в ней намёк.
    Добрым молодцам – урок!»

  • 9 слайд

    Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама приро

    Описание слайда:

    Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя.
    Пришвин даёт нам понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.

  • 10 слайд

    «Охранять природу – значит любить Родину» М.М. Пришвин.

    Описание слайда:

    «Охранять природу – значит любить Родину»
    М.М. Пришвин.

  • 11 слайд

    Домашнее задание: Написать сочинение -размышление на тему «Охранять природу -

    Описание слайда:

    Домашнее задание:
    Написать сочинение -размышление на тему «Охранять природу — значит охранять родину». 
    Закончить предложение. «Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: человек должен быть …..
    Выписать эпитеты к слову солнце.
     

  • 12 слайд

    Сказка это повествовательное обычно народно поэтическое произведение

  • 13 слайд

    Ресурсы М.М.Пришвин https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D0%9F%D

    Описание слайда:

    Ресурсы
    М.М.Пришвин https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%88%D0%B2%D0%B8%D0%BD&pos=3&img_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0039%2F001a2b70-7e871c47%2Fhello_html_35ee7906.png&rpt=simage
    https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B0&from=tabbar&pos=2&img_url=https%3A%2F%2Fm.eradetstva.ru%2Fproducts_pictures%2Fbig%2FKladovaya_solnca_rasskazy_o_prirode-55057-00.jpg&rpt=simage
    plesheevo-lake.ru

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Презентация к уроку литературы по теме М.М.Пришвин «Кладовая солнца»

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Рыжкова Т.В., Костюхина М.С., Вирина Г.Л. и др. / Под ред. Сухих И.Н.

Похожие материалы

  • Урок литературы в 10-м классе по теме «Любовная лирика в творчестве Н.Некрасова»

  • Литературное чтение 4 класс М.М. Зощенко «Ёлка»

  • Тест по отрывку из повести М.Горького «Детство» 7 класс

  • Конспект урока по литературе для 6 класса на тему: И.И. Дмитриев

  • А.С. Пушкин. Краткие сведения о детстве

  • Презентация на тему «Герои пьесы Гроза» А.Н.Островского

  • С.В. Михалков. Басни. Презентация к уроку литературы, 5 класс

  • И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446343 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКИХ НАРОДНЫХ
СКАЗОК

Каждый народ имеет свой сказочный эпос.
Сказка – это один из древнейших видов словесного искусства. Она содержит
жизненную и социальную философию народа, которая определяется его бытом,
историей. «Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение
о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных,
фантастических сил» [4, с. 707]. Она представляет собой один их жанров
фольклора или литературы.

Исключительно велика художественная
значимость русской народной сказки. Сказка как продукт устного народного
творчества вобрала в себя национальные черты русского народа. Ее национальная
специфика отражается в языке, подробностях быта, характере описания пейзажей.
Она в полной мере воссоздает уклад русской жизни.

Уже в Древней Руси сам народ выделял
сказку как особый жанр устной поэзии, различая её с преданием, легендой и
мифом.

Сказка на Руси издавна являлась одним из
любимых и популярных видов фольклора среди народа. Она была проста и понятна,
близка каждому человеку. В сказках проявилось духовное своеобразие русского
народа, его восприятие окружающего мира, его мировоззрение.

Являясь одним из жанров фольклора, сказка
раскрывает философию, этику и эстетику народа. Она обладает наиболее отмеченной
национально-культурной спецификой. Сказка является средством нравственного
воспитания личности, примером человеческих добродетелей.

Русские народные сказки – неисчерпаемый
источник мудрости народа, запечатлевшего в нем свои идеалы и устремления. Они
хранят в себе знания и опыт народа, носят нравственно-воспитательный,
поучительный характер. Русские народные сказки являются хранилищем народного
сознания. Они проникнуты глубокой верой в силу добра и справедливости, в победу
нравственного начала в человеке.

Особенный интерес представляют русские
народные сказки с точки зрения их стилистической специфики. Не только их
содержание, но и стилистические особенности текста служат средством
нравственного воспитания читателя.

Широко используются в русских народных
сказках слова, имеющие эмоционально-стилистическую окраску. Так, характерно
применение диминутивов, то есть «слов с аффиксом, придающим значение
уменьшительности» [2, с. 13]. Для точного отображения оценки предметов и
явлений действительности в русских народных сказках используются уменьшительно-ласкательные
аффиксы: братец, теремок, «петушок-золотой гребешок», «Крошечка-Хаврошечка»,
«стрелец-молодец» [1]. Основной их функцией является придание изложению
плавности, эмоциональности, напевности. Так, в сказке «Сестрица Аленушка и
братец Иванушка» уже в самом названии четырежды употреблены имена
существительные, имеющие уменьшительно-ласкательное значение. Они не только
отражают субъективную оценку автора к героям, но и несут в себе эмоциональный
аспект.

Часто в русских сказках употребляются
краткие, усеченные формы прилагательных. Сегодня, хотя краткая форма
прилагательных и существует, она становится все менее употребительной. Сказки
же являются источником многочисленных примеров использования таких
прилагательных («красна девица», «добры молодцы», «красно солнышко», «сине
море»). Они придают речи особую образность и выразительность. Нередко в них
используются и краткие формы глаголов («хвать» вместо схватил, «подь» вместо
пойди).

Для русских народных сказок характерно
частое использование эмоционально-экспрессивной лексики, позволяющей выразить
положительную или отрицательную оценку героев и происходящих событий. Так, при
прочтении сказок читатель неоднократно встречается с такими выражениями, как
«добрый молодец», «красная девица», «добрый конь», которые явно показывают
положительное отношение к героям.

Одной из особенностей народных сказок
является широкое использование определенных сочетаний слов, одинаковых
конструкций: «в некотором царстве, за тридевять земель — в тридесятом
государстве», «в тридевятом царстве», «пир на весь мир», «ни в сказке сказать,
ни пером описать», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»,
«долго ли, коротко ли», «идти куда глаза глядят», «стали они жить — поживать и
добра наживать». Сказки являются отражением богатства речи народа. Особая
выразительность повествования достигается за счет использования различных
оборотов речи. Для русских народных сказок свойственно использование
многочисленных эпитетов, метафор, которые изменяют эмоциональную окраску
произведения («золоченая карета», «красное солнце», «ясный месяц», «могучие
плечи»). Наряду с ними используются метафорические эпитеты («сахарные уста»,
«живая/мертвая вода»). В русских сказках часто употребляются постоянные эпитеты
(«красна девица», «добрый молодец», «серый волк», «добрый конь», «чисто поле»,
«красавица писаная») и устойчивые словосочетания («ниже плеч буйну голову
повесил», «идти куда глаза глядят», «пир на весь мир»).

Олицетворения в русских народных сказках
придают повествованию особую динамичность («Сестры хотели их сбить — листья
глаза засыпают, хотели сорвать — сучки косы расплетают»).

Разговорно-обиходный стиль богат
фразеологизмами. Из народных сказок в русскую речь пришли многие фразеологизмы
(«и я там был, мёд-пиво пил», «избушка на курьих ножках», «Кощей Бессмертный»,
«Лиса Патрикеевна», «сказка – ложь, да в ней намек», «сказано – сделано», «при
царе Горохе», «ни в сказке сказать, ни пером описать»). Использование таких
фразеологических оборотов позволило дать яркую, точную характеристику герою,
логично, последовательно изложить свои мысли, сделать речь более эмоциональной.
Так, в русской народной сказке «Гуси-лебеди» читателю неоднократно встречаются
такие фразеологизмы, как «заливаться слезами» («Она его кликала, слезами
заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не
откликнулся»), «дурная слава» («Тут она догадалась, что они унесли ее братца:
про гусей-лебедей давно шла дурная слава – что они пошаливали, маленьких детей
уносили»), «ни жив ни мертв» («Девочка сидит ни жива, ни мертва, плачет…»).

В тексте сказок часто встречаются
междометия, позволяющие показать эмоциональное состояние героев («Ах,
Иван-царевич, что же ты наделал!»).

Русским народным сказкам свойственно
использование таких стилистических фигур, как анафора (единоначатие),
синтаксический параллелизм («Пустил стрелу старший брат. Упала стрела на
боярский двор, и подняла ее боярская дочь. Пустил стрелу средний брат —
полетела стрела к богатому купцу во двор. Подняла ее купеческая дочь. Пустил
стрелу Иван-царевич — полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее
лягушка-квакушка…»), лексические повторы («Избушка, избушка, повернись к лесу
задом, ко мне передом!»), придающие повествованию особую динамичность,
подчеркивающие структурную связь двух или трех элементов стиля произведения.

Характерно для русских народных сказок
использование и такой стилистической фигуры речи, как умолчание («Пустил стрелу
Иван-царевич — полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее
лягушка-квакушка…», «Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла к утру каравай
хлеба…»). Данный «стилистический прием, при котором выражение мысли остается
незаконченным, ограничивается намеком» [3] позволяет передать взволнованность
речи, предполагает, что читатель сам догадается о невысказанном.

Построение предложений без использования
союзов позволяет достичь эффекта динамичности, стремительности («Все гости
переполошились, повскакали со своих мест», «Стали гости есть, пить,
веселиться», «Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались пляски»).
Бессоюзие в русских народных сказках служит для усиления экспрессии.
Употребление асиндетона позволяет передать быструю смену действий, впечатлений
героев, картин, служащих фоном для происходящих событий.

В речи персонажей отражены наиболее
характерные особенности лексики разговорного стиля. В русских народных сказках
используются многочисленные устаревшие слова, архаизмы (горница), просторечия и
разговорная лексика (тужить, кликать, пособить, мудреный, пляски, кособокий).
Они являются одним из важнейших компонентов лексики живой разговорной речи
носителей литературного языка. Просторечные слова используются как
стилистическое средство для придания речи шутливого, иронического оттенка. Они
употребляются в русских народных сказках как выразительные, экспрессивные
синонимы слов нейтральной лексики.

Таким образом, жанровые особенности
русских народных сказок, используемые в них тропы и стилистические фигуры речи,
придают повествованию образность и выразительность, позволяют сделать текст сказки
понятным и доступным каждому читателю.

Список литературы:

1.     Афанасьев
А. Н. Народные русские сказки. — 2-е изд., вновь пересм. — М.: К. Солдатенков,
1873. — Кн. I—IV

2.     Варбот
Ж.Ж., Журавлев А.Ф. Краткий понятийно-терминологический справочник по
этимологии и исторической лексикологии. – Российская академия наук: Институт
русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 1998. – 54 с.

3.     Ефремова
Т. Новый словарь русского языка – М.: Русский язык, 2000.

4.     Ожегов
С.И. Словарь русского языка – 25-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство
Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. – 976 с.


Тема:
 С. Я. Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев»

Цель: Расширение знаний детей о творчестве С.Я.Маршака. Дать знания о театральном искусстве на примере сказки-пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

Задачи урока:

образовательные:

  • раскрыть стороны профессиональной деятельности С.Я.Маршака; 
  • дать представление о драматическом роде литературы, рассмотреть  жанровые особенности произведения.
  • развивать навыки осознанного выразительного чтения;

развивающие:

  • учить обобщать и делать выводы,
  • развивать умение рассуждать;

воспитательные:

  • расширить круг нравственных представлений школьников на основе сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

Методы обучения: словесные и наглядные, частично-поисковые, мотивации, стимулирования, использование АМО на разных этапах урока.

Средства обучения: презентация о театре, жизни С.Я.Маршака, аудиозапись сказки «Двенадцать месяцев», цикл музыкальной композиции П.И.Чайковского «Времена года», толковый словарь Ожегова.

Оборудование: мультимедийное оборудование

Ход урока

1.Организационный момент.

а) приветствие

Здравствуйте, ребята, садитесь!

б) Проверка готовности учащихся к уроку.

— Начинаем урок   литературного чтения. Большую роль играет волшебница-речь.  Речь каждого человека должна быть понятной, красивой.
-Ребята, а вам нравится урок  литературного чтения? Почему?
-Действительно, на уроках чтения мы учимся красиво говорить, правильно и выразительно читать, учимся любить природу, уважать людей, быть добрыми и справедливыми, честными и вежливыми. А пропуском на наш урок будет считалочка:
2. Актуализация ранее изученного.

Проверка домашнего задания.

/выразительное чтение стихотворения М.Бородицкой/

3. Изучение нового материала.

— Послушайте, ребята.Знаете ли вы, сколько месяцев в году?

-Двенадцать.

-А как их зовут?— Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. Но люди рассказывают, будто была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. Как же это случилось?

— Ребята, из какого произведения этот отрывок?

— Какие герои встречаются нам в этой сказке? (положительные и отрицательные)

— О творчестве какого писателя мы будем говорить сегодня?

— Совершенно верно. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством С.Я.Маршака.

— Попытайтесь сами сформулировать тему нашего урок

— А какие задачи нам предстоит с вами решить на уроке? (Что нужно сделать на уроке?)

4. Введение в тему.

— С.Я.Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Четырёх лет писал стихи, а с одиннадцати лет учился в гимназии и переводил древне-римского поэта Горация. Семья переезжала из одного города в другой, устроились на постоянное жительство в Петербурге. Учился в Англии, окончил Лондонский университет. С.М. Маршак был очень старательным и любил учиться. Он писал для детей стихи, сказки, загадки, пьесы.  В 1920году создал в г.Краснодаре один из первых детских театров, писал пьесы для театра.

— А знаете ли вы, каким человеком был Самуил Яковлевич Маршак? Люди, близко знавшие его, говорят, что Маршак, как все люди, был разным: добрым, веселым, сердитым, щедрым, строгим, взыскательным. Но все вспоминают о нем, как об очень талантливом и трудолюбивом человеке. Маршак и в своём творчестве был разным: поэтом, редактором ж урнала, переводчиком стихов, сатириком, драматургом. Невозможно на одном уроке познакомиться со всеми сторонами творчества поэта.

Сегодня мы будем говорить о нём как о драматурге, начнём знакомство с его драматической сказкой  «Двенадцать месяцев».

Пьесу-сказку «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршак писал во время Великой Отечественной войны. Она была опубликована в 1943 году, после чего была поставлена в Московских театрах. Из славянского фольклора взяты человеческие образы времён года. Именно в древних сказаниях возникли человеческие образы времен года. По одной из  версий — Самуил Маршак заимствовал этот сюжет у известной чешской писательницы Божены Немцовой. Известно, что западнославянская легенда подсказала только завязку пьесы, а не весь сюжетВ письме родным С.Я.Маршак писал: «Тема углублена тем, что героиня пьесы «Двенадцать месяцев» живёт в природе и в труде.

— Как вы объясняете, что в годы тяжелейших испытаний драматург взялся за светлую сказку для детей? Почему она оказалась нужной и интересной не только детям, но и взрослым?

(Дети и во время войны остаются детьми, а сказка помогает им верить в торжество добра и справедливости).

-Дома вы прочитали сказку. Поделитесь своими впечатлениями.

— Понравилась вам сказка?

— Чем?

— Кто желает кратко пересказать содержание сказки?

(В этой сказке рассказывается о том, как королева под Новый год издала указ, что наградит того, кто принесет ей корзину подснежников. Жадные и злые Мачеха с Дочерью посылают в лес Падчерицу. Падчерица встречает у костра 12 братьев Месяцев. Они помогают ей, дарят ей подснежники и волшебное колечко. Мачеха с родной Дочерью приносят подснежники во дворец, и Королева приказывает им показать, где они нарвали цветы. Мачеха с Дочерью рассказывают о Падчерице, и Королева со свитой, с Мачехой, Дочкой и Падчерицей едут в лес. Королева хочет казнить Падчерицу, но братья Месяцы приходят ей на помощь, превращают Мачеху и ее Дочку в собак, разгоняют придворных ).

— Ребята, что больше всего удивило вас в этой сказке?

— Какой вывод для себя вы сделали после её прочтения?

Новогодняя сказка «Двенадцать месяцев» берет свое начало из славянского фольклора.. Еще в самом начале работы над сказкой в письме к родным Маршак писал: «Тема углублена тем, что героиня пьесы «12 месяцев» живет в природе и в труде. Все месяцы ее знают: один видел ее у проруби, когда она ходила по воду, другой в лесу, когда она рубила дрова, третий на огороде, где она поливала рассаду, и т. д.»

5. Драма как род литературы

Перед вами на партах произведения С.Я Маршака с названием «Двенадцать месяцев».
драматическая сказка.(отрывок из которой дан в учебнике

— Скажите, какой текст легче пересказать, а какой труднее? (легче пересказать текст эпической сказки , труднее — драматической)

— Почему? (Потому что сказка написана по ролям, т.е. для исполнения не одним человеком)
А для чего она написана? (Для постановки на сцене)
— Т.е., где же мы смогли бы, кроме книги, увидеть эту пьесу? (В театре)

Вспомним, что такое роды литературы (см. материал учебника, часть первая, с. 53).
Роды литературы — это три большие группы, на которые делятся художественные произведения.
— Назовите роды литературы.
Эпос, лирика, драма.
— К какому роду литературы мы отнесем стихотворения, поэмы, рассказы, повести, романы?
— Произведения каких видов мы отнесем к драме?
— Чем, по-вашему, отличается пьеса от других произведений?

Пьеса — драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо действия в театре, для исполнения со сцены. 
Структура пьесы включает в себя текст действующих лиц (диалоги и монологи) и функциональные авторские ремарки (примечания, особенностей интерьера, внешности персонажей и т.д.). Как правило, пьеса начинается списком действующих лиц, иногда — с указанием их возраста, профессии, родственных связей и т.п. 

Сказка — повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, как правило с участием волшебных, фантастических сил. 
Пьеса-сказка строится по законам драматического жанра. В основе может лежать известный сказочный сюжет, но от него, как правило, остаётся только последовательность развития событий, способы же организации художественного мира здесь совершенно иные. 

Ремарки — в драматическом произведении (см. Драма) краткие замечания автора, касающиеся места и времени действия, тона и интонации произносимых героями монологов и реплик,Ремарки изначально должны были помочь актерам и режиссерам в театральной постановке пьесы. Начиная с конца XIX века ремарки приобретают все большее значение, указывая, в частности, на эмоциональную окрашенность того или иного эпизода, создавая определенное настроение

Драма – литературное произведение, построенное в форме диалога и предназначенное для исполнения на сцене.

Я хочу познакомить вас с особенностями драматических произведений.

— начинается со списка действующих лиц.

— состоит из действий (актов);

— действия делятся на картины;

— имеются краткие ремарки (заметки, подсказки) автора.

При постановке пьесы в театре перед началом зрители приобретают программки, в которых перечислены главные действующие лица пьесы и исполнители. На сцене не звучат слова автора, которые поясняли бы поступки героев. Актеры произносят слова, играя каждый свою роль. Вместо описаний природы на сцене стоят декорации, играет музыка.

Некоторые ребята нашего класса занимались в кружке «Волшебный мир театра». Вы знакомились с постановкой голоса, учились владеть мимикой, жестами, участвовали в постановке небольших сценок. Это был ваш первый опыт  работы на сцене. Кому было интересно этим заниматься? А кто в будущем хотел бы стать актером? Какие качества для этого нужны на ваш взгляд?

6. Физминутка

Игра «Угадай героя»

«Сначала надо думать, а потом писать….» (профессор

«Я издам новый закон природы!» (королева)

«Не спи – замерзнешь!» (белочка)

« И платочек на ней тот же самый, дырявый, и сапожонки худые, что днем на ней были» (январь)

«А чтобы и в самом деле не забыла, вот тебе колечко на память.» (апрель)

«Ну, брат Январь, конец зимней весне приходит. Бери свой посох.» (декабрь)

7. Работа по учебнику.

— Откройте учебник на с.85

— Рассмотрим список действующих лиц к драматической сказке «12месяцев»  

— Какие пояснения даны автором?

— Что надо сделать, чтобы выразительно прочитать реплики «своего» героя?

— Надо представить характер этого героя, мысленно увидеть поступки, которые

  он совершает, передать мысли и настроения действующего лица.

8.Словарная работа.

-В пьесе встретятся незнакомые нам слова. Давайте поработаем над ними. Найдите в учебнике толкование слов:

КАНЦЛЕР, ГЛАШАТАЙ, МАНТИЯ, РЕСКРИПТ…

9. Чтение первого действия (по ролям).

Проверка первичного восприятия.

— Какие слова «выдают» характер Королевы?

— Королева действительно любит цветы? 

— Как можно охарактеризовать её поступок?

Королева – это человек, от которого зависит жизнь государства. Но Маршак нам показал другую Королеву – безответственную, своевольную, неблагодарную, в силу своих недостатков очень одинокую.

— Что вы можете сказать о характере Профессора?

— Когда происходят события сказки?

— Как вы думаете, найдется ли кто-то, желающий выполнить заведомо невыполнимый приказ Королевы?

— Почему?

10. Итог  урока.

— С каким произведением мы начали знакомство на сегодняшнем уроке?

— Кто его автор?

— Когда Маршак начал работу над сказкой «12 месяцев»?

— Назовите отличительные особенности драматического произведения?

— Вам  интересно узнать,  как будут развиваться события?

— Продолжение сказки мы будем читать на следующем уроке.

11. Домашнее задание.

1. Подготовить инсценированное чтение текста « Двенадцать месяцев».

2. Сделать афишу к сказке.

Сказ или сказка?

20210413 vu tg sbscrb2

Отличие сказа от сказки. Жанровые особенности. Примеры

empty avatar

Содержимое разработки

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

img4

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

img5

Для того, чтобы сравнить эти два жанра, нам необходимо:

  • найти общее между ними;
  • найти различия;

img6

  • В сказках герой часто путешествует. Переходит в чуждый ему мир фантастических существ: Кощея Бессмертного, Бабы-Яги.
  • Вспомните такие сказки.
  • А был ли подобный мотив «дороги» в сказе Бажова?

img7

В сказе действительно есть переход героя в иной мир:

  • «И вот пошли. Она впереди. Степан за ней. Куда она идет – все ей открыто. Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые… И платье на ней – на Хозяйке-то – меняется».
  • Реален ли мир Хозяйки или волшебен?

img8

А вы знаете, что цифра «3» – священное число для сказок?

  • Вспомните, чего в сказках бывает по три.
  • три дороги на распутье, три брата, три сестры, трёхголовый змей, три испытания.
  • Что из вышеперечисленного встречается в сказе у Бажова?

img9

Три испытания Степана: какие?

  • Первое испытание: сказать приказчику, чтобы тот «убирался» с Красногорского рудника.
  • Второе испытание: на верность невесте.
  • Третье испытание: забыть Хозяйку Медной горы.

img10

Табу. Его нарушение.

  • Табу – система запретов на совершение определенных действий.
  • В сказках герои постоянно сталкиваются с какими-то запретами. Какими?
  • И нарушение этих табу зачастую приводит к печальным последствиям.
  • А нарушает ли какие-то запреты Степан в сказе?

img11

А теперь давайте вспомним, как обычно начинаются сказки.

  • «Жили-были…», «в некотором царстве, в некотором государстве…».
  • Подобное традиционное начало в фольклоре называется «зачином».
  • А как начинаются сказы Бажова?

img12

Мы видим, что сказы Бажова начинаются как обычные рассказы реалистического содержания.

  • Указывается не абстрактное место (тридевятое царство), а вполне конкретные места: Россия, Урал, Гумешки.
  • И определенное время: 19 век.

img13

Текст сказа содержит бытовые реалии России 19 века.

  • Вспомните все явления жизни, характерные для того времени, которые мы встречаем в тексте.
  • Шахты, затопление шахт, профессиональные болезни шахтёров;
  • крепостное право, вольная грамота;
  • Санкт-Петербург – центр жизни России…

img14

А теперь сравним конец сказа и сказки.

  • Чем всегда заканчиваются сказки?
  • Несмотря на нарушение запрета герой получает второй шанс.
  • А чем кончаются сказы Бажова?
  • Почему герой не получает второго шанса?

img15

  • В «Хозяйке медной горы» Степан, так и не получив счастья, умирает;
  • В «Горном мастере» у Данило и Кати только иллюзия счастья;
  • В «Серебряном копытце» драгоценные камни оказались снегом.
  • Конец сказа лишен чудесного, он обыден и реален. То, что казалось волшебством, оборачивается обычной жизнью.

img16

img17

Мы разобрались, чем отличается сказ от сказки.

Попробуйте самостоятельно дать определение жанру сказа.

Сказка и Сказ. Сходства и различия.

picture 377658 1440937926

Бескраен, бездонен сказочно-сказовый рудный Урал. Речисты мастеровые уральские старики. В старом колодце синюю старуху ведьму они поселили. Горного козла дотошный трудовой уральский люд серебряным копытцем подковал.
А про тайную силу, что нутро гор сторожит, людей привораживает, не одна, не две побывальщины. В темноте ведь светлые-то камешки добывались. А там мало ли страхов. И свою тень за горное чудище примешь. Сколько там невиданной красоты да каменной росписи.

Скачать:

Вложение Размер
skazy_bazhova_p.p.pptx 2.86 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

сказка и Сказ. Сходства и различия. Проект подготовила ученица 5Б класса МБОУ «Лицей» р . п . Степное Даутова Олеся Руководитель: Перова Н.В. Муниципальный конкурс художественного творчества, посвящённый 135- летию П.П. Бажова «ДРАГОЦЕННЫЕ РОССЫПИ»

Бескраен, бездонен сказочно-сказовый рудный Урал. Речисты мастеровые уральские старики. В старом колодце синюю старуху ведьму они поселили. Горного козла дотошный трудовой уральский люд серебряным копытцем подковал. А про тайную силу, что нутро гор сторожит, людей привораживает, не одна, не две побывальщины. В темноте ведь светлые-то камешки добывались. А там мало ли страхов. И свою тень за горное чудище примешь. Сколько там невиданной красоты да каменной росписи.

На Урале в устной передаче слышали сказы, вероятно, многие, но только Бажову удалось собрать и огранить их точно так, как исстари гранят камни-самоцветы, С точки зрения Бажова, историческую ценность народных преданий, рассказов рабочих нужно видеть прежде всего в отражении взглядов народных масс на факты, события прошлого. Знание писателем истории края помогло ему уяснить особенности уральского фольклора и местных диалектов.

Родился Павел Петрович Бажов в рабочей семье Петра Васильевича и Августины Степановны Бажовых в городе Сысерти 27 января 1879 года. О своем детстве Павел Петрович пишет в книгах «Уральские были», «Зеленая кобылка», «Дальнее — близкое» и в авторском предисловии к книге «Малахитовая шкатулка».

С детства Павел Бажов очень много слышал рассказы о Медной горе от бабушки и отца. Жил он в Сысерти и в Полевском, поэтому многие действия его сказов протекают в этих городах. В очерках «Уральские были» уже использовались такие наблюдения, воспоминания, которые позднее в художественной обработке вошли в сказы «Малахитовая шкатулка».

Недавно мы прочитали сказ Павла Петровича Бажова «Медной горы хозяйка». Он очень похож на сказку, не правда ли? Он похож на сказку, но это не сказка.

Так чем же отличается сказ от сказки?

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

В сказках герой часто путешествует. Переходит в чуждый ему мир фантастических существ: Кощея Бессмертного, Бабы-Яги. А был ли подобный мотив «дороги» в сказе Бажова?

В сказе действительно есть переход героя в иной мир: «И вот пошли. Она впереди. Степан за ней. Куда она идет – все ей открыто. Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые… И платье на ней – на Хозяйке-то – меняется».

цифра «3» – священное число для сказок Три дороги на распутье, три брата, три сестры, трёхголовый змей, три испытания. Что из вышеперечисленного встречается в сказе у Бажова?

Три испытания Степана: какие? Первое испытание: сказать приказчику, чтобы тот «убирался» с Красногорского рудника. Второе испытание: на верность невесте. Третье испытание: забыть Хозяйку Медной горы.

Зачин сказок «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…». Нередко сказки начинаются прямо с описания действия: «Попался было бирюк в капкан…».

сказы Бажова Начинаются как обычные рассказы реалистического содержания. Указывается на вполне конкретные места: Россия, Урал, Гумешки. И определенное время: 19 век.

Текст сказа содержит бытовые реалии России 19 века. Вспомните все явления жизни, характерные для того времени, которые мы встречаем в тексте. Шахты, затопление шахт, профессиональные болезни шахтёров; крепостное право, вольная грамота; Санкт-Петербург – центр жизни России…

Финал сказок Добро всегда побеждает зло!

А каков финал в сказах Бажова? В «Хозяйке медной горы» Степан, так и не получив счастья, умирает; В «Горном мастере» у Данило и Кати только иллюзия счастья; В «Серебряном копытце» драгоценные камни оказались снегом. Конец сказа лишен чудесного, он обыден и реален. То, что казалось волшебством, оборачивается обычной жизнью.

Вывод: П.П.Бажов написал прекрасные сказы. Они лаконичны, их легко читать. Они универсальны, поскольку свободно воспринимаются детьми и взрослыми, а создаваемая в них система этических принципов легко переносится на жизнь при любом режиме и пригодна для любой профессии. Основным отличием сказа от сказки является роль рассказчика. В сказе он является свидетелем той истории, которую пересказывает слушателям. Он все видел собственными глазами, хотя и не являлся персонажем или героем истории. В сказке речь ведется от третьего лица и рассказчик не играет никакой роли.

Сказка — это что такое: особенности жанра

fddd80e9e3e1e118

Раскрытая книга: UGC

Сказка — это один из первых жанров устного народного творчества, с которыми знакомятся дети. Научные знания о сказке формируют уроки литературы в школе. Восполнить пробелы в знаниях, конкретизоваться и расширить их помогут сведения, представленные в статье.

Сказки: что это такое, признаки

Сказки — это один из самых удивительных по информативности, силе эстетического и воспитательного влияния жанров в фольклоре. Это не просто интересные и поучительные истории, которые рассказывают или читают маленьким детям на ночь. В сказках отображено мировоззрение, мировосприятие того или иного народа, его ментальность и ценности.

4f9077f2c738d456

Хотите получить исчерпывающий ответ на вопрос «сказка — что это такое»? Тогда приглашаем в удивительный мир поэтики сказки, который позволяет точно и безошибочно определять этот жанр, давать ему характеристику:

Научный стиль: примеры из литературы, особенности

Что такое сказка?

Народная сказка — это эпический жанр фольклора. Она отличается от остальных повествовательных форм (легенд, пересказов) тем, что ее предназначение — удивлять, возбуждать фантазию, радовать, в увлекательной форме рассказывать о мироздании и человеке, учить нормам морали.

Не всегда легко определить границы между сказкой и другими формами фольклорного эпоса. Например, в былине о путешествии Садко в подводный мир есть элементы волшебной сказки, а в сказке «Чудесная дудочка» (о сестроубийстве) развивается сюжет баллады. Поэтому важно знать, какие признаки присущи сказочному жанру.

d018d1aa71caea32

Как появилась сказка как жанр?

Первоначальный источник сказочных мотивов и сюжетов — мифологическое и магическое мировоззрение человека. Знакомая с детства сказка о Колобке — история, в которой представлены первоначальные представления человека о времени: движение солнца по небу ассоциировались с путешествием Колобка, звери, с которыми он встречался, — с элементарным отсчетом времени (утро, полдень, вечер и ночь).

Поговорки и пословицы о школе и знаниях

В момент распада первобытного строя мифологическое мышление утратило свою силу: люди больше узнают мир, происходит первоначальное накопление практических знаний о мире, формируется научное познание. Поэтому сказки теряют свою магическую природу и начинают восприниматься, как художественные произведения, предназначение которых — развлекать и поучать. Этот подход дал жизнь традиции рассказывать сказки детям для забавы или в назидание.

Развитие сказки на этой стадии не остановилось. Жанровые разновидности сказок пополнялись в процессе развития общества. Даже в современном мире взрослые люди с наслаждением окунаются в мир сказок, хотя большинство сказочных сюжетов теперь представлены в романах и повестях, художественных фильмах и комиксах.

ea80491c80284d60

Какие есть признаки сказки как жанра?

Существует ли судьба у человека?

Сказка, как и любой другой жанр народного творчества, имеет свои художественные маркеры — признаки. Помимо устной формы, вариативности и анонимности, имеют такие особенности:

1. Волшебные события.

Все события в сказках — это вымышленный, чудесный мир, в котором есть вещи, люди, наделенные фантастическими свойствами и возможностями.

2. В основе конфликта — противопоставление (антитеза).

Сказка — это воплощение народной мечты, чаяний человека. Поэтому сюжет в них строится на конфликте добра и зла, разворачивается между негативными и позитивными героями, красивыми и безобразными персонажами.

3. Герой — носитель одного главного качества.

Сказочные герои бывают мудрыми или глупыми, слабыми или сильными, трудолюбивыми или лентяями. Они — воплощение определенной черты характера человека, его натуры. Это качество отображается в имени, прозвище героя, его портрете или изображении его жилища.

Существует ли магия в реальной жизни?

В сказке герой статичен, его характер неизменен на протяжении всего повествования. Позитивные герои проходят испытания и обязательно побеждают антиподов.

4. Композиционные особенности сказки.

У сказки четкая трехчленная композиция, в которой выделяются зачин (« В некотором царстве-государстве…») и концовка (« И я там был, мед-пиво пил» и т. д.). Особенный признак сказки — троистость. Это могут быть три брата — главных героя, три испытания, которые проходит главный герой, три встречи или поездки и т. д.

Пространство в сказках может расширяться до морей и океанов, до тридевятых царств-государств или сужаться до волшебной рукавички, в которой прячутся звери, или игольного ушка.

«Ромео и Джульетта»: краткое содержание и анализ

Народная сказка призвана не только развлекать и удивлять, главная ее задача — поучать. Детские сказки показывают наглядно, что есть добро, а что есть зло, какие моральные качества ценятся, а какие порицаются обществом, и т. д.

Какие бывают сказки

Сказки отличаются сюжетами и персонажами. Эти различия позволили ученым выделить три основных типа сказок. Рассмотрим каждый из них:

Сказки о животных

Сказки про животных возникли на заре становления общества, в период, когда человек присваивал продукты природы и имел покровителей в животном мире — тотемов. Чтобы спастись от хищников и добыть пропитание, людям нужно было применить ловкость, хитрость, изобретательность. Именно об этом рассказывается в сказках о животных.

Мнемоника: как подчинить собственную память

То, что люди соотносили себя с определенными животными, отобразилось в некоторых именах сказочных персонажей: Михаил Потапович, Лиса Патрикеевна и т. д. Обычно в образах животных воплощались какие-то качества людей: жадность, глупость, жестокость, хвастовство, лицемерие, трусость и т. д.

560ed55b620d205e

Кадр из мультфильма «Маса мен Аңдар»: UGC

В сказках фигурируют как представители дикой фауны (лиса, заяц, волк, кобылица, конь и т. д.), так и одомашненные животные (собака, кот, гусь, петух, баран и пр.). Часто дружба и взаимовыручка прирученных животных противопоставлялись хищной натуре обитателей леса (русские сказки: «Кот, лиса, петух», «Лиса-повитуха», «Звери в яме»; казахские сказки: «Лиса, верблюд, волк, лев и перепелка», «Лисица и обезьяна», «Мечта голодного волка», «Ласточка и богомол» и пр.).

«Шинель»: краткое содержание повести Гоголя

Эти сказки обобщали жизненный и трудовой опыт людей, выполняли важную дидактическую функцию — передавали знания от взрослых детям: учили, как нужно поступать в той или иной ситуации, как распознавать жестокого или хитрого человека, как ему противостоять, как правильно вести себя в обществе.

Волшебные сказки

Волшебная сказка отличается тем, что в ней действуют люди или персонифицированные силы природы, персонажи мифологии (Водяной, Солнце, Месяц, Ветер, Кащей Бессмертный, Баба Яга или мыстан и т. д.).

В них описываются фантастические события, которые раскрывают главный конфликт — противостояние добра и зла, правды и лжи, лукавства и искренности, силы и ума, жизни и смерти (например, из русского фольклора («Бой на Калиновом мосту», «Сивко-Бурко», «Волшебное кольцо») или казахского сказочного эпоса («Савраска», «Заговоренная девушка», «Три брата и прекрасная Айлу», «Три брата-странника», «Каражай» и пр.).

Анекдоты, смешные до слёз

a9e753dc9497bfbd

Кадр из мультфильма «Ермагамбет»: UGC

Герои пользуются предметами, которые наделены чудесными свойствами: яблоками, которые омолаживают, гребнем, из которого вырастают деревья, медом или водой, которые придают сил или оживляют умерших, залечивают раны, травой, которая помогает слышать голоса животных и птиц и т. д.

Часто героям на помощь приходят волшебные животные: кони, которые умеют говорить и умеют быстро передвигаться в пространстве, птицы, которые приносят зерна целебных растений или предвещают судьбу, волк или лев, которые защищают человека и т. д.

В волшебных сказках отображается инициация молодых людей — их переход во взрослую жизнь, где им приходится сталкиваться с плохими и хорошими людьми, делать правильный выбор, следовать определенным нормам морали.

Что такое синквейн и как его составить?

Герои сказок — мужественные и смелые, умные и выносливые. Они преодолевают различные препятствия и всегда побеждают благодаря своим высоким моральным и душевным качествам.

Бытовые сказки

Бытовая сказка — это история, которая происходит с обычными людьми в повседневной жизни. В них нет чудес, необычных героев, удивительных мест. События разворачиваются в условно реальном пространстве. В отличи от житейских историй в бытовых сказках описываются необычные происшествия или явления.

Например, в казахской сказке «Щедрый и Скупой» вознаграждается богатством и новыми умениями человек, который поделился пищей и водой со спутником, и наказывается скупой человек. В сказке «Раб конюх» награждается честный конюх и карается коварный и завистливый визирь.

Книга — это: цитаты для детей

b1b52d1c48468111

Кадр из мультфильма «Жанадыл»: UGC

Герои бытовых сказок — простые обыватели, которые вступают в конфликты друг с другом или представителями высших сословий — купцами, ханами или царями, визирями, муллами или попами. Иногда их враги — персонифицированные образы Горя, Доли, Хвори и пр.

Сюжет в бытовых сказках развивается из-за столкновения героя со сложными житейскими обстоятельствами — болезнью, бедностью, глупостью или жадностью, враждебностью наделенных властью людей.

Наиболее популярные сюжеты таких сказок связаны с победой бедных, но умных людей над жадными и высокомерными богачами («Жигит и богач», «Щедрый и Скупой», «Искусство Егельмана»). Часто основа таких сказок — анекдотические житейские ситуации («Хитрый Алдар-Косе»).

Бытовые сказки обладают сильным поучительным потенциалом. Они утверждают высокие морально-этические ценности.

Литературные сказки

Мотивы и особенность повествования, художественный и дидактический потенциал сказок настолько ценны и влиятельны, что писатели также пользуются этим жанром, создавая оригинальные и интересные сюжеты. Так появилась литературная сказка. Это результат творчества одного человека — автора.

3128324f7608ad73

Кадр из мультфильма «Приключения Буратино»: UGC

К этому типу сказок относят произведения Андерсена, Шарля Перро и братьев Гримм. Многие национальные писатели обращались к этому жанру, создавая красочные, поучительные и интересные сказки: А.Пушкин «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о рыбаке и рыбке», В.Даль «Девочка Снегурочка», П.Ершов «Конек-Горбунок», Корней Чуковский «Айболит», А.Кунанбаева «Не хвались, коль не учён», З.Наурзбаева и Л.Калаус «В поисках золотой чаши…», В.Прохоренко «Сказки с хвостиками».

Сказка — это не просто веселый, необычный, интересный мир, в котором действуют неординарные герои. Это рассказы, которые полны смыслов, важных для становления личности человека. Сказки знакомят ребенка с представлениями о мире и человеке, о ценностях, которые актуальны для его народа. Народная сказка — это первое и увлекательное путешествие, которое совершает ребенок в духовный мир своей нации.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Презентация по литературе по теме: » Чем отличается сказ от сказки?»

img0

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема исследовательской работы: «Отличие сказа от сказки»

Гипотеза: и сказка, и сказ – произведения устного народного творчества

Цель: познакомиться с устным народным творчеством: сказками и сказами, их сходством и отличием

Задачи: проанализировать структуру сказа и сказки; определить их сходство и различие.

Объект исследования: устное народное творчество

Предмет исследования: сказ и сказка

Что такое фольклор? Устное народное творчество (фольклор) — это произведения, автором которых является народ. Эти произведения передавались из уст в уста.

Николай Семёнович Лесков « Сказ о тульском мастере Левше и о стальной блохе»

Павел Петрович Бажов « Медной горы Хозяйка»

А как начинается сказ П.П. Бажова « Медной горы Хозяйка»? «Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то. День праздничный был, и жарко — страсть. Парун чистый. А оба в горе робили, на Гумешках то есть. Малахит-руду добывали, лазоревку тоже. Ну, когда и королек с витком попадали и там протча, что подойдет».

Значение слов 1.Парун – это значит зной, сильная жара, солнцепёк. 2. На Гумешках – на камешках значит. 3. Протча- другое, прочее. 4. Лазоревка – камень лазурного цвета ( лазурит) 5. Северушка – приток реки Чусовой

Пример из сказа П. П. Бажова « Серебряное копытце» «Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку. Спросил у соседей, — не знают ли кого, а соседи и говорят: — Недавно на Глинке осиротела семья Григория Потопаева. Старших-то девчонок приказчик велел в барскую рукодельню взять, а одну девчоночку по шестому году никому не надо. Вот ты и возьми ее».

Пример из сказа П. П. Бажова « Серебряное копытце» «Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку. Спросил у соседей, — не знают ли кого, а соседи и говорят: — Недавно на Глинке осиротела семья Григория Потопаева. Старших-то девчонок приказчик велел в барскую рукодельню взять, а одну девчоночку по шестому году никому не надо. Вот ты и возьми ее».

Основные отличия сказа от сказки 1. Сказка — придуманная история. Сказ — то, что было на самом деле. 2. Сказ чаще всего ведется от лица рассказчика, в сказке нет рассказчика. 3. Сказка имеет сюжет постоянный, а сказ может менять содержание, каждый рассказывающий меняет сюжет по своему усмотрению. 4. В сказке добро побеждает зло, в сказе не всегда 5. В сказе место действия реальное, конкретное, в нем живет рассказчик.

Заключение Какая бы сказка ни была – авторская, народная, социально-бытовая, волшебная или повествующая о животных – она обязательно чему-то научит читателя. Самое интересное, что совершенно неважно то, кто читает историю. И взрослые, и дети обязательно почерпнут из нее что-то полезное. И сказка, и сказ каждого заставит задуматься, передаст мудрость народа (или автора) и оставит неизгладимое хорошее впечатление в головах читателей. Эффект нисколько не преувеличен.

Итоги опроса: На вопрос: знают ли они , что такое сказка, ответили 90% , не знают10%. Читали они сказки? На этот вопрос ответили 100% Какие сказки больше всего любят? Волшебные сказки — 80%. Сказки о животных-10%. Социально – бытовые -10% На вопрос: что такое сказ, правильно ответили 50%, затрудняются 25%, не знают-25 %. Какие сходства и различия есть у сказов и сказок? Знают 40%, затрудняются 20%, не знают 40%.

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

a loader

  • Нестерова Ирина НиколаевнаНаписать 3105 27.03.2019

Номер материала: ДБ-522649

  • Литература
  • 6 класс
  • Презентации
    06.02.2019 203
    05.02.2019 140
    04.02.2019 475
    29.01.2019 265
    29.01.2019 125
    28.01.2019 116
    24.01.2019 445
    12.01.2019 160

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

10d9 0007ec90 660c68b1

Вырос средний балл поступающих в педагогические вузы России

Время чтения: 2 минуты

1148 0007ecff c60638e8

Учебный год начнется в традиционном формате

Время чтения: 1 минута

085a 0007e411 bb710762

Минпросвещения РФ реализует проект по развитию сети школьных библиотек

Время чтения: 4 минуты

1147 0007ecfe 7b9023e7

Минпросвещения обсудит с экспертами развитие ученического самоуправления

Время чтения: 2 минуты

10e3 0007ec9a d6dea043

В Дагестане планируют строительство центра для одаренных детей

Время чтения: 1 минута

05d3 0007e18a be98a7bd

Новосибирская область планирует досрочно внедрить доставку материалов ЕГЭ по интернету

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Сказки и их виды

6d0df2fdbf3c0576ec381212e9394199Анна Козлушкина
Сказки и их виды

«Сказки и их виды«

Сказка – неотъемлемая часть детства. Вряд ли найдется человек, который, будучи маленьким, не выслушал множество самых разных историй. Повзрослев, он пересказывает их своим детям, которые понимают их по-своему, вырисовывая в воображении образы действующих персонажей и переживая эмоции, которые сказка передает.

Что такое сказка? Какие бывают сказки? Именно на эти вопросы попробуем ответить далее.

Согласно научному определению в литературе, сказка – «эпический литературный жанр, повествование о каких-либо волшебных или авантюрных событиях,которое имеет четкую структуру: зачин, средина и концовка». Из любой сказки читатель должен извлечь какой-то урок, мораль. В зависимости от вида, сказка выполняет и другие функции. Существует много классификаций жанра.

Основные виды сказок.

Какие бывают сказки? Каждый из нас согласится с тем, что в отдельный вид стоит выделить сказки о животных. Второй вид – волшебные сказки. И, наконец, существуют так называемые бытовые сказки. Все виды имеют свои особенности, которые становятся понятными путем сравнительного их анализа. Попробуем разобраться более подробно в каждом из них.

Какие бывают сказки о животных?

Существование таких историй вполне обосновано, ведь животные – существа, которые обитают с нами в непосредственной близости. Именно этот факт повлиял на то, что народное творчество использует образы животных,причем самых разнообразных: как диких, так и домашних. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что животные, встречающиеся в сказках, представлены не как типичные животные, а как особенные животные, наделенные человеческими чертами. Они живут, общаются и ведут себя как настоящие люди. Такие художественные приемы позволяют сделать образ понятным и интересным, наполнив его при этом определенным смыслом.

В свою очередь, сказки о животных также можно разделить на сказки с участием диких или домашних животных, предметов или объектов неживой природы. Часто литературоведы, говоря о том, какие бывают жанры сказок, классифицируют их на волшебные, кумулятивные и сатирические. Также в эту классификацию входит и жанр басни. Можно разделить сказки о животных на произведения для детей и для взрослых. Часто в сказке присутствует человек, который может выполнять главенствующую или второстепенную роль.

Обычно со сказками о животных дети знакомятся еще в возрасте от трех до шести лет. Они наиболее понятны маленьким читателям,так как те встречаются с постоянными персонажами: хитрой лисой, трусливым зайцем, серым волком, умным котом и так далее. Как правило, основная черта каждого животного и является его характерной особенностью.

Какие бывают построения сказки о животных? Ответ – самые разные. Кумулятивные сказки, к примеру, подбираются по принципу сюжетной связи, где встречаются одни и те же герои, просто в разных обстоятельствах. Часто герои сказочных историй имеют имена в уменьшительно-ласкательной форме (Лисичка-Сестричка, Зайчик-Побегайчик, Лягушка-Квакушка и так далее).

Второй вид — волшебная сказка.

Какие бывают литературные сказки о волшебстве? Основная характерная черта этого вида – волшебный, фантастический мир, в котором живут и действуют главные герои. Законы этого мира отличаются от привычных, в нем все не так, как на самом деле, что привлекает юных читателей и делает этот вид сказок, несомненно, самым любимым среди детей. Волшебное окружение и сюжет позволяют автору проявить все свое воображение и использовать как можно больше соответствующих художественных приемов, с целью создать произведение специально для детской аудитории. Не секрет, что детское воображение безгранично, и удовлетворить его очень и очень непросто.

В большинстве случаев этот вид сказок имеет типичный сюжет, определенных героев и счастливый финал. Какие бывают сказки о волшебстве? Это могут быть повествования о героях и фантастических существах, сказки о необычных предметах и различных испытаниях, которые преодолеваются благодаря волшебству. Как правило, в финале герои женятся и живут долго и счастливо.

Отметим, что герои волшебных сказок воплощают множество положительных качеств. Среди основных тем этого литературного жанра – борьба добра и зла, борьба за любовь, правду и другие идеалы. Обязательно должен присутствовать отрицательный герой, который в финале будет повержен. Структура сказки обычная – зачин, основная часть и концовка.

Бытовые сказки.

Такие истории повествуют о событиях обычной жизни, освещая различные социальные проблемы и человеческие характеры. В них автор высмеивает негативные человеческие качества. Такие сказки бывают социальными и сатиричными, с элементами волшебной сказки и многие другие. Здесь высмеиваются отрицательные качества богачей и тщеславных людей, в то время как представители народа воплощают в себе положительные черты. Бытовые сказки показывают, что главное – не деньги и сила, а доброта, честность и ум. Литературоведы утверждают – и это факт – что писались они во времена, когда люди переживали социальные кризисы, стремились изменить строй общества. Среди популярных художественных приемов здесь выделяются сатира, юмор, смех.

Какие типы сказок бывают?

Кроме приведенной выше классификации, сказки еще делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уст в уста из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен. Рассмотрим каждый из типов отдельно.

Народные сказки.

Народные сказки по праву считаются мощным источником исторических фактов, информации о быте и общественном строе определенного народа. Каждый из народов за свою историю придумал огромное количество поучительных историй для взрослых и детей, передавая свой опыт и мудрость следующим поколениям.

Народные сказки отражают человеческие отношения и смену моральных принципов, показывают, что основные ценности остаются неизменными, учат проводить четкую грань между добром и злом, радостью и горем, любовью и ненавистью, правдой и кривдой.

Особенностью народных сказок является то, что в простом и легко читаемом тексте скрывается глубочайший социальный смысл. Кроме того, они сохраняют богатство народного языка. Какие народные сказки бывают? Они могут быть и волшебными, и бытовыми. Много народных сказок повествует о животных.

Часто возникает вопрос о том, когда была придумана первая русская народная сказка. Это наверняка останется тайной, и можно только предполагать. Считается, что первыми «героями» сказок были явления природы – Солнце, Луна, Земля и прочее. Позднее они стали подчиняться человеку, и в сказки вошли образы людей и животных. Есть предположение, что все русские народные повествования имеют под собой реальное основание. Иными словами, какое-то событие пересказывалось в форме сказки, изменялось на протяжении веков и дошло до нас в том виде, к которому мы привыкли.

Какие бывают русские народные сказки, разобрались. Пора поговорить о сказках, авторы которых хорошо известны читателям.

Авторские сказки.

Обычно авторское произведение является субъективной обработкой народного сюжета, однако и новые истории встречаются довольно часто. Характерные черты авторской сказки – психологизм, возвышенная речь, яркие персонажи, использование сказочных клише.

Еще одной особенностью этого жанра является то, что она может быть прочитана на разных уровнях. Так, одна и та же история воспринимается по-разному представителями разных возрастных групп. Детские сказки Шарля Перро ребенку кажутся невинным рассказом, в то время как взрослый человек найдет в них серьезные проблемы и мораль. Часто книги, ориентированные изначально на юного читателя, растолковываются взрослыми по-своему, равно как и фантастические истории для взрослых приходятся по вкусу детям.

Кто они, авторы сказок? Наверняка все слышали о «Сказках моей матушки Гусыни» Шарля Перро, сказках итальянца Гоцци, произведениях немецкого писателя Вильгельма Гауфа, братьев Гримм и датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена. Нельзя забывать и о русском поэте Александре Пушкине! Их истории обожают дети и взрослые по всему миру. На этих сказках растут целые поколения. Вместе с тем все авторские произведения интересны с точки зрения литературоведения, все они подпадают под определенную классификацию, располагают своими художественными особенностями и авторскими приемами. По самым известным и любимым сказкам снимают фильмы и мультфильмы.

Итак, мы разобрались, какие бывают сказки. Какая бы сказка ни была – авторская, народная, социально-бытовая, волшебная или повествующая о животных – она обязательно чему-то научит читателя. Самое интересное, что совершенно неважно то, кто читает историю. И взрослые, и дети обязательно почерпнут из нее что-то полезное. Сказка каждого заставит задуматься, передаст мудрость народа (или автора) и оставит неизгладимое хорошее впечатление в головах читателей. Эффект нисколько не преувеличен. Существуют даже так называемые терапевтические сказки, которые способны перевоспитать и отучить от самых разных вредных привычек!

Виды поддерживающей коммуникации Виды поддерживающей коммуникации. Что понимают под альтернативной/поддерживающей коммуникацией? Педагогические и/или терапевтические мероприятия,.

detsad 1135680 1557988717Лэпбук «Виды бумаги» Юлия Филипенко Хочу представить свой лэпбук «Виды бумаги». Данный лэпбук был изготовлен для проекта «Бумага в нашей жизни». В нём представлены.

Основные виды рассказывания Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Компьютер широко вошёл в нашу повседневную.

Презентация «Виды леса» Формирование экологической культуры и экологического сознания – одно из основных направлений в воспитании дошкольников. Именно поэтому большое.

Презентация «Виды театров» Виды театров: Театр масок Пальчиковый театр Перчаточный театр Театр картинок на фланелеграфе Театр ложек, шапочек, на палочках Теневой театр.

Виды дидактических игр Виды дидактических игр. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами (игрушками,.

Виды игровой деятельности Виды игровой деятельности I вид – предметная игра. Характеризуется во взаимодействии ребенка с игрушкой, через игрушку он познает форму,.

Виды одаренности 1 слайд Виды одаренности Нельзя кого – либо изменить, передовая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию.

Виды воспитания в ДОУ и семье Семья – это отражение жизни ребенка. Поэтому важно родителям дать правильное воспитание во всех сферах. Какие же это сферы и на что нужно.

Занятие «Зимние виды развлечений» «Зимние развлечения» Цель: развитие творческой инициативы и самостоятельности детей, умения на практике применять имеющиеся знания и умения.

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………………………………2
  2. Основная часть……………………………………………………………………………3
  1.  Что такое сказка……………………………………………………………………. 3
  2. Виды сказок…………………………………………………………………………..3
  3. Композиция сказки…………………………………………………………………..3
  1. Заключение……………………………………………………………………………….5
  2. Приложение………………………………………………………………………………6

1. Введение.

Актуальность темы.

 Вы знаете, что такое сказка? Где она живёт? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живёт человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые и дети. В них много разных чудес. Чудеса сказки особенно очаровывают нас своей сказочной фантазией.

Все дети любят сказки, многие даже сочиняют их сами, но волшебная сказка хранит в себе секреты. Знание их поможет сочинить настоящую волшебную сказку.

Цель исследования: изучить особенности волшебных сказок.

Задачи исследования:

—  Выделить отличия волшебной сказки от других видов сказок.

—  Узнать, с помощью чего можно сочинить волшебную сказку.

—  Создать памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку».

—  Сочинить волшебную сказку.

 Объект исследования: волшебные сказки

Предмет исследования: законы создания волшебной сказки.

 Методы исследования:

—  анализ художественной литературы и интернет-источников по данной теме;

—  описательный метод (наблюдение, классификация, обобщение);

—  анкетирование.

Гипотеза: волшебные сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок.

2. Основная часть.

2.1. Что такое сказка.

Сказки – это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях. Во всём мире люди рассказывают сказки, развлекая друг друга. 

В мире много сказок, их с интересом читают и взрослые, и дети. Известно, что сказка – это жанр литературного творчества (Википедия). В толковом словаре русского языка (Ожегов С.,) сказано, что «сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил», еще дается такое определение – «выдумка, ложь (разг.)» или «то же, что чудо».

2.2. Виды сказок

Существует три основных вида сказок: волшебные, бытовые и сказки о животных. По авторству: литературные и народные.

Признаки волшебных сказок:

—  особая композиция;

—  троекратное повторение;

—  положительные и отрицательные герои;

—  сверхъестественные силы, помощники, магические предметы;

—  чудесные превращения;

—  добро побеждает зло.

2.3. Композиция сказки

Сказка строится по своим законам, у нее есть особые элементы, без которых она не будет настоящей, благодаря которым она сохраняют одну из своих важных особенностей – напевность.

Присказка нужна для того, чтобы подготовить к слушанию сказки, заинтересовать ею. Она — необязательная часть волшебной сказки. Можно начать с забавной присказки, присказки-небылицы: “В некотором царстве, в некотором государстве, под номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос — огурец и построил чудо-дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет после обеда, после мягких калачей”.

Зачин в сказке нужен для того, чтобы сделать ее начало более интересным и загадочным: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…”; «За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…».

Завязка – это начало событий.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой (или отгадывают трудные задачи) и всегда побеждают её.

Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Концовка нужна для того, чтобы ограничить вымышленный мир сказок от реальной жизни и вернуть слушателя к действительности. Например: «Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить-поживать – добра наживать».

В сказках есть борьба добра со злом, а значит, без злодеев в них не обойтись.

Таким образом, можно сделать вывод, что волшебные сказки похожи друг на друга. Именно в народных сказках сохраняются все функции, и соблюдается схема. В авторских, литературных сказках этого может не быть.

          При сочинении собственной сказки можно использовать все функции, а можно часть из них опустить. Главное – попасть из точки «жили-были» в точку «счастливый конец».

Итак, можно сделать вывод, что, опираясь на схему, можно самостоятельно сочинить волшебную сказку

        Совместно с классным руководителем я создал памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку». ( Приложение1)

Заключение

Работая над проектом, я читал волшебные сказки и убедился, что они отличаются от других сказок благодаря волшебным предметам, чудесам и особому построению сюжета.

        Сказку можно сочинить самому, зная ее особенности. Работа над проектом помогла мне научиться превращать обыкновенные истории в настоящие волшебные сказки: где есть добро и зло, помощники и волшебные предметы, препятствия и трудные испытания.

       И я сочинил собственную волшебную сказку. ( Приложение 2)

Приложение 1

ПАМЯТКАСказка это повествовательное обычно народно поэтическое произведение

Функция волшебной сказки

Пример

Зачин, создание сказочного пространства

«Давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»

Особое обстоятельство

«Солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»

Запрет

«Не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»

Нарушение запрета

Персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют

Герой покидает дом

При этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, например, с благословения родителей разыскивать сестренку

Появление друга-помощника

Серый волк, кот в сапогах

Волшебные предметы

Ковер-самолет, меч-кладенец, скатерть-самобранка и т.п.

Враг начинает действовать

Змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко

Даритель испытывает героя

Новый персонаж – волшебник, гном, старушка

Герой выдерживает испытание

Справляется со всеми испытаниями

Получение волшебного средства

Оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем

Герой вступает в битву с врагом

Это может быть открытый бой — со Змеем Горынычем…

Враг  повержен

Врага не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости

Герой возвращается домой

На ковре-самолете….

Счастливый конец

Пир на весь мир, свадьба, полцарства в придачу

Приложение 2

Волшебная рыбка

В некотором царстве, в подводном государстве жила была маленькая рыбка, по имени Милли.

Да непростая рыбка, у нее был волшебный хвостик. Она им плохих рыб наказывает, хорошим помогает.

Каждый день Милли веселилась со своими друзьями рыбками Никки и Микки. Они пели песни, танцевали, играли в прятки.

Одним прекрасным утром, как обычно Милли поплыла к своим друзьям, чтобы поиграть с ними.

Но на их полянке никто не веселился.  Кругом было много мусора, цветы и водоросли вырваны, а вода была очень мутная.

— Что случилось спросила Милли у своих друзей Никки и Микки? — Кто вас так напугал?

— Это была большая и страшная акула – сказали они. Она поселилась в нашем домике и обещала нас съесть.

— Не волнуйтесь, сказала Милли. Я помогу выгнать ее и рассказала свой план.

Рыбки дождались ночи. И когда акула уснула, Милли подплыла к ней, махнула своим волшебным хвостиком и у акулы исчезли все зубы.

Проснулась акула, выбралась из домика и хотела схватить зубами маленьких рыбешек. Но не смогла, ведь у нее не было зубов. Все рыбки стали над ней смеяться. Без зубов она не страшная.

Заплакала акула. Ей стало стыдно за свое поведение.

— Простите меня- сказала акула. Я больше не буду вас обижать. Верните мне пожалуйста мои зубки.

И рыбкам стало жалко акулу.

— Милли снова махнула своим волшебным хвостом. Появились у акулы зубы. Она поблагодарила всех рыбок и уплыла, и больше никогда не появлялась.

А Милли со своими друзьями стали веселиться как прежде.

  • Сказка это литературное произведение или нет
  • Сказка это жанр какого стиля
  • Сказка это определение 5 класс литература
  • Сказка это определение 3 класса литература для детей
  • Сказка экспромт на новый год