Сказка двенадцать месяцев википедия

Конспект урока литература 5 класс урок 37 с. я. маршак. двенадцать месяцев. пьеса-сказка и е народная основа перечень вопросов,

Конспект урока

Литература

5 класс

Урок № 37

С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».
Пьеса-сказка и её народная основа

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

• знакомство с некоторыми фактами биографии
писателя;

• художественные особенности пьесы-сказки и
нравственный смысл произведения «Двенадцать месяцев»;

• развитие представлений о пьесе как жанре;

• формирование навыка нахождения средств
выразительности и их роли в тексте художественного произведения;

• нравственные уроки пьесы-сказки «Двенадцать
месяцев».

Тезаурус

Антитеза –
одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, в котором для усиления
выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, образы,
черты характера действующих лиц.

Драма (др.-греч.
δρᾶμα –деяние, действие) – один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и
лирикой), принадлежащий одновременно к двум видам искусства: литературе и
театру, предназначенный для игры на сцене.

Драматург –
создатель драмы, раскрывает свою идею через диалоги героев.

Идея 
главная мысль произведения.

Па́дчерица –
неродная (приёмная) дочь для одного из супругов, родившаяся от предшествующего
брака второго супруга. Падчерицей может называться только тот ребёнок, который
является родным одному из супругов.

Персона́ж (фр.
personnage, от лат. persona – личность, лицо) – действующее лицо спектакля,
кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажи могут быть полностью вымышленными или
взятыми из реальной жизни.

Пьеса –
литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

Ремарка (от
франц. remarque –замечание, примечание) – авторское пояснение в драматическом
произведении, с помощью которого уточняются место действия, внешний или
духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые
ими.

Эпизод – одно
событие, имеющее начало и конец

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб.
для общеобразоват. организаций.: в 2 ч.: ч. 2 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев,
В.И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 303 с.

Дополнительная литература:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах:
Практическая методика: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996. – 254 с.

2. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и
проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007. – 79 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Раздел «Литература» на проекте «Мир
энциклопедий». URL: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/ (Дата обращения:
10.06.2019);

2. Сайт «Недописанная страница», Анна
Инфантьева, Елизавета Гуллер URL: http://s-marshak.ru/ (Дата обращения:
11.07.2019);

3. Раздел Маршак, Самуил Яковлевич на проекте
Википедия (свободная энциклопедия) URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Маршак,_Самуил_Яковлевич (Дата обращения
11.07.2019);

4. Самуил Яковлевич Маршак URL http://www.s-marshak.org/
(Дата обращения: 11.07.2019).

Теоретический материал для самостоятельного
изучения

Самое волшебное, новогоднее произведение
Самуила Маршака – это пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

Пьеса – литературное произведение,
предназначенное для постановки на сцене театра.

Она была создана в 1943 году, в период
тяжелейших испытаний, когда шла Великая Отечественная война. Сказка написана в
виде драматического произведения и разделена на четыре действия, которые в свою
очередь состоят из картин. Каждая картина – это маленькая история, произошедшая
в определённом месте: в лесу, во дворце.

Сюжет сказки Маршака схож с сюжетом
западнославянской народной сказки о волшебной встрече двенадцати месяцев в
канун Нового года. Для русского фольклора месяцы – необычные персонажи, именно
поэтому они и заинтересовали автора. Он вводит и много новых героев, расширяет
сюжет.

Герои в пьесе делятся на положительных и
отрицательных, главных и второстепенных. Интересно, что у них нет имени. В
центре произведения – Падчерица, сирота, которую обижают мачеха и сводная
сестрица. Это также характерно для фольклорной сказки, например, для «Морозко»,
«Дедова дочка и бабина дочка», «Дочь и падчерица». Построение сказки
традиционно: зачин, развитие действия, кульминация, концовка.

Знакомимся с молодой Королевой во время урока.
Канцлер просит подписать ходатайство одним из слов: «казнить» или «помиловать».
Она подсчитывает количество букв и выбирает короткое слово, даже не
задумываясь, что решает судьбу человека. Профессор пытается убедить её, что она
совершает ошибку. Заканчивается урок капризом Королевы, которая под Новый год
издаёт указ: кто принесёт ей корзину подснежников, тому она даст полную корзину
золота. Это становится завязкой пьесы, потому что все последующие действия зависят
от этого сумасбродного желания Королевы.

Жадная, злая Мачеха и её ленивая родная Дочь
хотят получить обещанные золотые монеты, поэтому в лес, в мороз и стужу, они
выгоняют Падчерицу: «Иди, и не возвращайся без цветов». Падчерица знает, что
зимой в лесу подснежников нет, но ослушаться Мачеху она не смеет. На лесной
поляне озябшая бедная девочка встречает возле костра братьев-месяцев, которые
хорошо с ней знакомы: то «у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с
вязанкой дров», то пропалывающую грядки. Братьям известно, что кроткая и
трудолюбивая девочка вынуждена терпеть злобные придирки Мачехи. Месяц Апрель
просит братьев уступить ему лишь часок, чтобы помочь сироте. За её доброту и
ласку месяцы дарят ей корзину подснежников. Месяц Апрель одарил сиротку ещё и
волшебным колечком. Если случится беда, нужно бросить колечко и сказать
волшебные слова, и все месяцы придут на помощь.

Едва Падчерица вернулась из леса, как Мачеха с
родной Дочерью, схватив корзину, понесли цветы во дворец в надежде получить
щедрое вознаграждение. Но Королева приказывает им показать место, где они
нарвали подснежники. Лгуньям пришлось рассказать о том, что это Падчерица
принесла подснежники.

Сначала Королева добра с Падчерицей, дарит ей
тёплую одежду и просит показать, где она собирала подснежники. Но девочка дала
слово месяцам, что сохранит в тайне их встречу. Королева злится, приказывает
снять с сироты шубу, обещает казнить. Жестокий холод и угрозы Королевы не могут
заставить Падчерицу нарушить данное слово. И лишь, когда со зла Королева
бросает её колечко в прорубь, девочка зовёт на помощь Апреля. Наступает
кульминация пьесы. Испорченная безграничной властью Королева была уверена, что
всё в этом мире подчиняется её приказам и всё можно купить. Автор показывает,
как Королева была искренне удивлена, когда встретила Падчерицу и Января,
которым не нужно вознаграждение, которые ценят нечто другое, непонятное для
Королевы. Когда отказываются от золота, от вознаграждения, она даже не знает,
как поступить. Просить по-другому она не умеет. Может именно поэтому она в лесу
остаётся одна. Челядь разбегается. Королева мёрзнет, не знает, как выбраться из
чащи, и становится беспомощной и кроткой.

Братья-месяцы преподносят всем жизненные
уроки: превращают Мачеху и её родную Дочь в собак. Королеву заставляют
задуматься и начать меняться. Она первый раз в жизни просит о помощи. Старый
солдат объясняет, как следует общаться. Она переборола себя и впервые в жизни
не потребовала, а попросила. Это вселяет уверенность, что всё в жизни
поправимо, стоит только захотеть. Каждый получает по заслугам: все в шубах, в
тепле, едут из лесу домой, только Королева в санях, запряжённых собаками.

Добро восторжествовало, справиться со злом в
сказке помогает не только волшебство, но и положительные качества людей. В это верил
русский народ, эта вера воплотилась в народных сказках, стала традицией. Самуил
Яковлевич Маршак в своей пьесе-сказке продолжил эту традицию.

На примере Королевы автор нам показывает, что
не стоит быть такими высокомерными, поскольку можно остаться в одиночестве и
без поддержки. Помните о золотом правиле нравственности: «Относись к людям так,
как хочешь, чтобы относились к тебе».

Теоретический материал для углублённого
изучения

Во время Великой Отечественной войны Маршак
почти не писал для детей. Но однажды ему пришло письмо от мальчика, в котором
юный читатель спрашивал, почему поэт забыл о детях и пишет только для взрослых,
когда детям так страшно?

Это письмо сыграло немаловажную роль. Маршак,
словно отвечая на него, написал сказку «Двенадцать месяцев», которую до сих пор
знают и любят все – от мала до велика.

Дети и во время войны остаются детьми, а
сказка помогает им верить в торжество добра и справедливости. В своё время сам
Уолт Дисней хотел создать мультфильм по этой пьесе, о чём написал в своём письме
к Маршаку. К сожалению, письмо дошло до адресата слишком поздно. Сказку всё же
увидели советские дети в виде художественного фильма и мультфильма, а, со
временем, даже появился японский мультфильм, созданный по мотивам произведения.

12 фактов о Самуиле Маршаке

1. Самуил Маршак говорил, что самым ярким
ранним его воспоминанием является пожар, случившийся во дворе дома, где он жил
со своими родителями.

2. Поэт подписывал свои произведения
несколькими псевдонимами. Например, он использовал имена доктор Фрикен, Уэллер
и С. Кучумов. Под прикрытием псевдонимов он публиковал сатирические стихи и
эпиграммы.

3. Первые стихи юного Самуила были
опубликованы в еврейском журнале, когда ему было пятнадцать лет.

4. Первые детские сборники Маршака были
опубликованы в 1922 году, а год спустя он основал журнал для детей «Воробей».

5. Он был не только прекрасным поэтом, но и
великолепным переводчиком – его переводы Шекспира, Вордсворта, Блейка, Остин,
Киплинга и Милна считаются классическими.

6. Маршак – почётный гражданин Шотландии. Это
звание было присвоено ему шотландским правительством за переводы поэм Роберта
Бернса на русский язык.

7. У Маршака было очень слабое зрение. Именно
по этой причине его не призвали в армию, когда началась Первая Мировая.

8. Самуил Маршак организовал в Воронеже
подростковый театр, для которого сам написал несколько пьес.

9. Человеком он был довольно рассеянным.
Однажды он прислал подруге открытку, подписанную 1930-м годом, хотя уже шёл
1960-й.

10. Советская власть лояльно относилась к
Маршаку, несмотря на то, что он помогал таким опальным поэтессам, как Анна
Ахматова и Марина Цветаева.

11. Поэма «Мистер Твистер» Маршака высмеивает
расизм. Идея написать этот памфлет пришла поэту, когда ему рассказали об одном
случае: американский турист отказался селиться в гостиницу, потому что в ней
проживал представитель негроидной расы.

12. Шотландское правительство после смерти
поэта прислало на его похороны вересковый венок.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подчеркивания элементов

Какой месяц помог Падчерице с подснежниками?
Найдите верный ответ и подчеркните:

Апрель

Декабрь

Май

Это задание на знание сюжета сказки.
Вспоминаем, что происходило с Падчерицей. Девочку отправили за подснежниками в
канун Нового года; сиротка знала, что подснежники растут только весной, но
ослушаться Мачехи не могла. Апрель упросил своих братьев уступить ему часок.

Верный ответ: Апрель

Выделение цветом

Выделите цветом верное определение слова
«драма»:

– это произведение художественной литературы,
написанное для постановки на сцене.

– это один из основных родов литературы,
отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств,
впечатлений и переживаний человека.

– повествовательный род литературы. В центре
внимания – жизнь человека, его взаимодействие с окружающими людьми, события.

Вспоминаем изученный материал. При
необходимости обращаемся к тезаурусу.

Верный ответ: – это произведение
художественной литературы, написанное для постановки на сцене.

Открытый
урок по литературе в 5 классе.

image001Тема: Самуил
 Яковлевич  Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные
и отрицательные герои пьесы.

image002Цель
и
 задачи урока:

 образовательные:


Обобщить знания о жизни и творчестве С.Я.Маршака; 


расширить представление о драме как роде литературы;

.
развить навыки анализа текста

развивающие:


учить обобщать и делать выводы,


развивать умение рассуждать ;

воспитательные:


расширить круг нравственных представлений школьников на основе сказки
С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».


воспитывать искренность, доброту, вежливость, трудолюбие, готовность прийти на
помощь, уважительное отношение к старшему поколению, чувство ответственности за
свои поступки.

Оборудование:

1
Книга «Двенадцать месяцев»

1.       
Презентация.

2.       
Выставка книг.

3.       
Рисунки учащихся к сказке.

4.       
Инсценировка сцен «королевский урок» и «Падчерицу посылают в лес»

Тип
урока: 
комбинированный.

Опережающие
вопросы и задания

Общие:— Всем прочитать полностью пьесу-сказку Маршака «Двенадцать
месяцев».
— Вспомнить известные ранее произведения Маршака.

__
Сделать рисунки к пьесе-сказке «12 месяцев».

Групповые:


Подготовить инсценировку сцены из пьесы отрывка «Королевский урок» и «Падчерицу
отправляют в лес»для исполнения в классе.

Индивидуальные:


Подготовить сообщение о С.Я.Маршаке.


Подготовить сообщение о драме и пьесе , как о роде и жанре литературы .

Эпиграф
:

Если
ты только захочешь, если ты будешь хорошим, чистым и честным, то зацветут для
тебя подснежники и в январе…

М. Алигер

1.Организационный
момент.

Приветствие
учителя
:Здравствуйте, ребята, садитесь!

Проверка
готовности учащихся к уроку.Проверка подготовленности классного помещения к
уроку.

Учитель:

— Послушайте,
ребята.

Знаешь
ли ты, сколько месяцев в году? — Двенадцать.

А
как их зовут?— Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август,
сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Только
окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так,
чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы
идут один за другим и никогда не встречаются.

Но
люди рассказывают, будто была девочка, которая видела все двенадцать месяцев
сразу. Как же это случилось?


Ребята, из какого произведения этот отрывок?


О творчестве какого писателя мы будем говорить сегодня


Совершенно верно.


Какие герои встречаются нам в этой сказке? (положительные и отрицательные)-А
теперь попытайтесь сами сформулировать тему нашего урока!

Тема: Самуил
 Яковлевич  Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

image003


А какие задачи нам предстоит с вами решить на уроке? (Что нужно сделать на
уроке?) (дети должны самостоятельно сказать о том, что запланировано в
задачах)

      2. С. Я. Маршак:
краткий рассказ о писателе

        Слово учителя

      В
России очень богатая детская литература. В мире мало стран, у которых была бы
такая же богатая и добрая литература для детей. Сейчас для нас в этом ничего
особенного нет. Мы думаем, что так было всегда. Между тем до XX века было очень
мало писателей, которые бы создавали книги специально для детей. Как писать для
взрослых — знали все, но никто не мог точно сказать, чем литература
для взрослых должна отличаться от литературы для детей.
      В 1923 г., после окончания Гражданской
войны, в Петрограде появляется человек, который осознает, как важно в новой
Советской стране создать новую литературу для детей, которая будет воспитывать
в людях самые лучшие качества. Это был Самуил Яковлевич Маршак.


Давайте познакомимся 
с основными этапами жизни и
творчества писателя.

Сообщение
подготовленного ученика 
(1 индивидуальное
домашнее задание)

image004           
Маршак С.Я.

 Маршак Самуил
Яковлевич(1887 — 1964), поэт, переводчик.
Родился 22 октября (3 ноября н.с.) в Воронеже в семье заводского техника,
талантливого изобретателя, поддерживавшего в детях стремление к знаниям,
интерес к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы провел под Воронежем. В
гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял
первые литературные опыты будущего поэта. Одна из поэтических тетрадей Маршака
попала в руки В.Стасова, известного русского критика и искусствоведа, который
принял горячее участие в
судьбе юноши. С помощью Стасова он переезжает в Петербург, учится в одной из
лучших гимназий, целые дни проводит в публичной библиотеке, где работал Стасов.

В 1904 в доме
Стасова Маршак познакомился с М.Горьким, который отнесся к нему с большим
интересом и пригласил его на свою дачу на Черном море, где Маршак лечился,
учился, много читал, встречался с разными людьми. Когда семья Горького
вынуждена была покинуть Крым из-за репрессий царского правительства после
революции 1905, Маршак вернулся в Петербург, куда к тому времени перебрался его
отец, работавший на заводе за Невской заставой.
Началась трудовая молодость: хождение по урокам, сотрудничество в журналах и
альманахах.
Через несколько лет для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию,
сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете. Во время каникул
много путешествует пешком по Англии, слушает английские народные песни. Уже
тогда начал работать над переводом сборника английских народных песенок «Дом
,который построил Джек»
В 1914 вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в
журналах «Северные записки» и «Русская мысль». В военные
годы занимался помощью детям беженцев.
С начала 1920-х участвует в организации детских домов в Краснодаре, создает
детский театр, в котором начинается его творчество детского писателя.
В 1923, вернувшись в Петроград, пишет свои первые оригинальные сказки в стихах
— «Сказка о глупом мышонке», «Пожар», «Почта»,
Усатый –полосатый ,Теремок . Возглавляет один из первых советских детских
журналов — «Новый Робинзон», вокруг которого собираются талантливые
детские писатели.
Стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для
детского театра со временем составили сборник «Сказки, песни,
загадки», неоднократно переиздававшийся и переведенный на многие языки.
Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются
пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», «Умные вещи»,
«Кошкин дом».
» Имя С.Я.Маршака известно далеко за пределами нашей Родины ,стихи его
переведены многие языки мира


Продолжаем знакомство с некоторыми фактами из жизни писателя.

Сообщение
подготовленного ученика 
(2 индивидуальное
домашнее задание)

      Перед началом Первой мировой войны
С. Я. Маршак возвращается в Россию. Он задумывается над вопросами
детского воспитания. После революции и Гражданской войны в нашей стране было много
беспризорников — детей, потерявших родителей, не имевших своего дома.
Они бродяжничали, воровали, чтобы прокормиться. Советская власть организовывала
для таких детей колонии. Одной из таких колоний в Краснодаре заведовал Маршак.
Он много думал о том, каким должен быть новый человек свободной страны, и
понял, что сам он может искусством помочь созданию такого человека. Там же, он
создает первый советский детский театр.
      И вот в 1923 году Маршак начинает работать
в Петрограде в Театре юного зрителя, пишет для него пьесы-сказки в стихах.
Маршака можно назвать создателем детского театра в России.

  Слово
учителя

   —  Маршак работает в журналах для детей и
привлекает к созданию произведений для детей многих талантливых писателей.
Благодаря ему, например, «взрослый» писатель Алексей Толстой написал знаменитую
детскую книжку «Золотой ключик, или Приключения Буратино». По его просьбе стал
писать рассказы для детей Михаил Зощенко .Одну за другой выпускает
С. Я. Маршак детские книжки. Они известны сейчас всем детям нашей
страны.

3._
Обратите внимание на выставку книг.

image005

Какие
произведения С.Я.Маршака вы знаете?

(Это
«Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Мистер Твистер», «Кошкин
дом» и др.


Маршак очень ответственно относился к своей работе для детей. Редактор журнала
«Юность» Б. Полевой рассказал, как в 1964 г. они готовили к печати пьесу
Маршака «Умные вещи». Маршак был уже тяжело болен, лишился зрения, врачи
боролись уже не за дни, а за часы его жизни. Гранки журнала послали ему для
очистки совести, полагая, что он уже не сможет их отредактировать. Но оказалось
все не так.

После
смерти С. Я. Маршака были опубликованы его стихи:

                             Я
думал, чувствовал, я жил,
                            
И все, что мог, постиг,
                            
И этим право заслужил
                            
На свой бессмертный миг.

                             

Самуил Яковлевич Маршак прожил 76 лет. Больше пятидесяти из них он посвятил
литературе.

Работа
с пьесой.

   —   Одно
из самых лучших произведений Маршака
 — пьеса-сказка «Двенадцать
месяцев».
 Она была написана в 1943  году, когда шла Великая
Отечественная война. Написана по мотивам словацкой народной сказки о девочке,
которая накануне Нового года встретила одновременно двенадцать месяцев. Но
Маршак не только пересказал сюжет сказки, а расширил его. Ввел новых героев:
маленькую королеву, ее придворных.


Как вы объясняете, что в годы тяжелейших испытаний драматург взялся за светлую
сказку для детей? Почему она оказалась нужной и интересной не только детям, но
и взрослым?

(Дети
и во время войны остаются детьми, а сказка помогает им верить в торжество добра
и справедливости).


-Дома вы прочитали сказку. Поделитесь своими впечатлениями.


Понравилась вам сказка?


Чем?


Кто желает кратко пересказать содержание сказки?


этой сказке рассказывается о том, как королева под Новый год издала указ, что
наградит того, кто принесет ей корзину подснежников. Жадные и злые Мачеха с
Дочерью посылают в лес Падчерицу. Падчерица встречает у костра 12 братьев
Месяцев. Они помогают ей, дарят ей подснежники и волшебное колечко. Мачеха с
родной Дочерью приносят подснежники во дворец, и Королева приказывает им
показать, где они нарвали цветы. Мачеха с Дочерью рассказывают о Падчерице, и
Королева со свитой, с Мачехой, Дочкой и Падчерицей едут в лес. Королева хочет
казнить Падчерицу, но братья Месяцы приходят ей на помощь, превращают Мачеху и
ее Дочку в собак, разгоняют придворных ).


Ребята, что больше всего удивило вас в этой сказке?


Какой вывод для себя вы сделали после её прочтения?

 5. Драма
как род литературы

Беседа

Перед
вами на партах произведения С.Я Маршака с названием «Двенадцать месяцев».
драматическая сказка.(отрывок из которой дан в учебнике

Скажите,
какой текст легче пересказать, а какой труднее
?
(легче пересказать текст эпической сказки , труднее — драматической)

— Почему? (Потому
что сказка написана по ролям, т.е. для исполнения не одним человеком)
— А для чего она написана? (Для постановки на сцене)
— Т.е., где же мы смогли бы, кроме книги, увидеть эту пьесу? (В театре)

image006

— Итак,
сформулируйте, что такое драма

Действительно трудно. Мы постараемся ответить на вопрос,
связанные с понятием «драма».

Вспомним, что такое роды литературы (см. материал
учебника, часть первая, с. 53)
.
Роды литературы — это три большие группы, на которые делятся
художественные произведения.
— Назовите роды литературы.
Эпос, лирика, драма.
— К какому роду литературы мы отнесем стихотворения, поэмы, рассказы,
повести, романы?
— Произведения каких видов мы отнесем к драме?
— Чем, по-вашему, отличается пьеса от других произведений?

6 Сообщение ученика о том что такое пьеса ,драма, ремарки.

  • Пьеса — драматическое произведение,
    обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо
    действия в театре, для исполнения со сцены. 
    Структура пьесы включает в себя текст действующих лиц (диалоги и
    монологи) и функциональные авторские ремарки (примечания, особенностей
    интерьера, внешности персонажей и т.д.). Как правило, пьеса начинается
    списком действующих лиц, иногда — с указанием их возраста, профессии,
    родственных связей и т.п. 
  • Сказка —
    повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных
    лицах и событиях, как правило с участием волшебных, фантастических
    сил. 

Пьеса-сказка строится по законам драматического жанра. В
основе может лежать известный сказочный сюжет, но от него, как правило,
остаётся только последовательность развития событий, способы же организации
художественного мира здесь совершенно иные. 

РЕМАРКИ — в драматическом произведении (см. Драма) краткие
замечания автора, касающиеся места и времени дейст­вия, тона и интонации
произносимых героями монологов и ре­плик,Ремарки изначально должны были
помочь актерам и режиссерам в театральной постановке пьесы. Начиная с конца
XIX века ремарки приобретают все большее значение, указывая, в частности, на
эмоциональную окрашенность того или иного эпизода, создавая определенное
настроение

Драма – это 1. Один
из трех родов литературы, определяющий произведения, предназначенные для
сценического воплощения. Отличается от эпоса тем, что имеет не
повествовательную, а диалогическую форму; от лирики – тем, что воспроизводит
внешний по отношению к автору мир. Подразделяется на жанры: трагедия,
комедия, а также собственно драма. 2. Драмой также называют драматическое
произведение, не имеющее четких жанровых признаков, соединяющее в себе приемы
разных жанров; иногда такое произведение именуют просто пьесой.

6. Закрепление.

— На что вы обратили внимание, познакомившись с произведением?

(В эпической – сразу повествование, в драматической – перечень
действующих лиц.

Из чего состоит текст драмы? (Из диалогов, т.е. речи нескольких лиц; из
монологов, т.е. речи одного лица)

— Обратимся опять к текстам. Найдите в тексте драматической сказки слова,
заключенные в круглые скобки. А в эпической сказке они есть? Что это за
слова? Зачем они нужны? (В эпической сказке их нет. Там все поясняет автор. А
в драматической сказке эти слова поясняют, как действовать актерам, а если
читаешь, узнать, как действуют персонажи).

— Это РЕМАРКИ — слова, заключенные в круглые скобки, с
помощь которых автор помогает понять, как действуют герои.

— Продолжим исследование. Давайте посмотрим, как называются составные
части драматической сказки
 (акты, действия, сцены, картины)
— А есть ли такое деление в эпической сказке? (Нет)

Дома вы читали драматическую сказку. Есть ли в ней описание (отдельное) внешности
и характера персонажей? Откуда мы узнаем об этом
?
(Из реплик героев)

— А в эпической сказке? (Из отдельных описаний автора)

Таким образом, что же у нас получилось?
(Драма – это произведение художественной литературы, написанное для
постановки на сцене.
Текст драмы состоит из монологов, диалогов и ремарок.Драма состоит из действий, актов, картин, сцен.

Что такое пьеса? 

Пьеса — литературное произведение, предназначенное для
постановки на сцене театра.

— Ребята, кто из вас был в театре?

— Какие пьесы, представления вы смотрели?

— Какие впечатления у вас остались.

А сейчас вопросы на сообразительность:

— Для чего нужны в театре антракты? (например, чтобы сменить
декорации)

-Что вместо описаний природы на сцене? (декорации, играет музык)

 Что
надо сделать, чтобы выразительно прочитать реплики «своего» героя?

 (Надо
представить характер этого героя, мысленно увидеть поступки, которые он
совершает, передать мысли и настроения действующего лица.)

.Инсценированное
выступление учащихся

сцена
«Королевский урок»

.
image007


Вопросы для анализа эпизода.

Как
вы расцениваете отношение королевы к профессору? Можно ли так относиться к
людям?(нет, проявление неуважения к взрослому человеку .Королева ведет себя
,как избалованный ребенок)

2
Чем можно объяснить капризы и нелепые поступки королевы?

(Королева — это
человек, от которого зависит жизнь государства. Но она не понимает своей
ответственности, важности каждого решения и вопросы человеческой жизни решает с
помощью подсчета слогов в слове. Она не хочет учиться и собирается переделать
законы природы. С. Я. Маршак хочет нам сказать, что своевольная
власть, которая не считается с законами, разрушительна. Королева не знает, что
такое благодарность, думает, что все можно купить, и в конце пьесы остается
одна, без своей свиты. Рядом лишь Учитель, который хотел объяснить ей, что в
мире есть не только королевская воля, но и объективные законы, и Старый Солдат,
который верен своей присяге).

  1. Какой
    урок вы извлекли для себя? (Надо уважать старших, не все зависит от
    желаний, а ещё и от возможностей; необходимо учиться, чтобы знать много).

.Инсценировка
учащимися сцены .

«Падчерицу
отправляют в лес»

image008

1.Что
мы узнаём о Падчерице в этой сцене?

(живёт
с мачехой и её дочкой, во всём им подчиняясь…)

2.
Как вы можете её охарактеризовать? Какая она?

(Падчерица воплощает
в себе лучшие человеческие качества. Она добрая, работящая, красивая,
заботливая, честная, воспитанная, она признательна людям за доброту: она
помогает Солдату, показывает ему самую пушистую елочку. Ее любят и не боятся
звери и птицы в лесу. Падчерица вежлива и верна своему слову: даже Королеве не
признается в том, как она смогла набрать зимой корзину подснежников. Когда
Месяцы дарят ей коней, сани и целый сундук нарядов, Падчерица не скупится и дарит
шубы замерзшей Королеве, Учителю и Солдату. Апрель дарит Падчерице свое
волшебное колечко. Это значит, что все месяцы, если будет надо, придут ей на
помощь).

2.
Почему Дочка сама решает идти за подснежниками? Действительно ли она этого
хочет?
(нет,хочет разжалобить мать и сестру )

3.
Почему Падчерице приходится подчиниться приказанию Старухи и Дочки? Что о них
скажите

Мачеха
и Дочка
 не любят Падчерицу, они завидуют ее красоте, доброте,
заставляют ее делать черную работу, желают ей смерти. Вдвоем они посылают
Падчерицу в лес сначала за хворостом, потом за подснежниками. Дочка подло
отбирает у Падчерицы колечко, которое ей подарил Апрель, и смеется над ее
горем. Мачеха и Дочка не хотят работать, но хотят получить золото, поэтому они
несут корзинку с подснежниками во дворец и не берут с собой Падчерицу. Сначала
они хвастают безмерно, а потом трусливо признаются Королеве в том, что не они
собирали цветы, обвиняют друг друга и в конце концов превращаются в собак).

4. Как
отнеслись к ней братья-месяцы? Почему?

(Ещё
в самом начале работы над пьесой в письме к родным Маршак писал:

«Тема
углублена тем, что героиня пьесы «12 месяцев» живет в природе и в
труде. Все месяцы ее знают: один видел ее у проруби, когда она ходила по воду,
другой в лесу, когда она рубила дрова, третий на огороде, где она поливала
рассаду, и т. д.» (23 декабря 1942 г.).

  9. Итог
урока.


Назовите положительных героев пьесы-сказки.

Положительные герои

Падчерица

Профессор

12 месяцев

Солдат


Какими положительными качествами они обладают?

(доброта,
милосердие, образованность, воспитанность, отзывчивость)


Какие отрицательные качества людей автор высмеивает в своем произведении?
(Жадность, глупость, невежество.) Кто является отрицательными героями?

Отрицательные герои

Мачеха,

Дочка,

Королева

— Чему
учит нас Маршак?

(Маршак
учит нас добру и состраданию, но делает это не в форме занудных поучений, а в
форме сказки, которая доходит до самого сердца. Мы осуждаем жадную Мачеху с
Дочкой, своенравную Королеву, глупую и неискреннюю Гофмейстерину, сочувствуем
Падчерице и Учителю Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью и ложью и
верим в добро и справедливость.)


Какие уроки получили герои сказки? Докажите, что каждому воздалось по его
заслугам.
    — Докажите, что финал пьесы, в котором Старуха и её
дочь превращены в собак , закономерен.

Вывод:

Пьеса
С. Я. Маршака «Двенадцать Месяцев» рассказывает о том, что добро
всегда побеждает зло
, что силы природы помогают только добрым и
трудолюбивым людям.

10
Демонстрация иллюстраций выполненных учениками к пьесе

— Ребята
нарисовали иллюстрации к пьесе. Своё представление о сказке.


хотела бы спросить, теперь когда мы подробно разобрали характеры героев , как
изменилось ваше отношение к каждому ?

-как
вы изобразили бы их теперь ?

Хочу
обратить ваше внимание на эпиграф и заголовок подготовленной к уроку газеты.
Как вы его понимаете ?( если иметь цель и идти к ней и быть честным
,справедливым ,образованным)

11 Домашнее
задание:

12.Выставление
оценок.

 —
Спасибо, ребята за урок!


Вы сегодня славно потрудились. Молодцы!

13.
Заключительное слово учителя

 Маршак
одним из первых понял огромное значение детской литературы: по книгам детских
писателей ребенок учится не только читать, но и говорить и мыслить. От того,
какой будет детская литература, зависит будущее страны. Маршак говорил, что
книжка для маленьких не должна быть книжкой ничтожной. И советские писатели под
руководством Маршака создали прекрасную литературу для детей, которую мы любим
и читаем уже в XXI веке.

image009

«Щелкунчик», «Двенадцать месяцев», «Морозко»: что посмотреть с детьми в театрах в новогодние праздники

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Зрители смогут посмотреть балет и послушать оперу, а также вспомнить любимые праздничные сказки.

В новогодние праздники взрослых и детей ждут в московских театрах. Гости смогут послушать шедевры итальянской и русской музыки, отправиться в сказочное путешествие и увидеть магические превращения.

Космическая музыка, балет и опера

Поход на балет «Щелкунчик» стал для многих новогодней традицией. В спектакле на музыку Петра Чайковского и либретто Мариуса Петипа исполняется хореография балетмейстера Василия Вайнонена. За рождественской сказкой можно отправиться 2 и 3 января в Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Там же 6 и 7 января в 14:00 можно посмотреть оперу по произведению Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане». Всех персонажей в царстве Тмутаракани и на острове Буяне — от ангелов, рыб и коров до деревьев и самого города — играют артисты хора и миманса. Билеты можно купить по Пушкинской карте.

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Отправиться в космическое путешествие можно с помощью постановки «Волшебный оркестр» 3 и 4 января в 12:00, 15:00 и 18:00 в концертном зале «Зарядье». Юных исследователей галактики приглашает театр «Странствующие куклы господина Пэжо» и Московский государственный симфонический оркестр под руководством пианиста и дирижера Ивана Рудина. Прозвучат фрагменты произведений Сергея Прокофьева, Йозефа Гайдна, Клода Дебюсси, Петра Чайковского и других композиторов. Постановку можно посетить по Пушкинской карте.

Кукольные театры: сказки Гофмана и Андерсена

Спектакль «Волшебный орех. История Щелкунчика» по сказке Эрнеста Теодора Амадея Гофмана покажут 4 и 8 января в 11:00, 13:30 и 16:00 в Московском театре кукол. Там же можно увидеть новогоднее представление по сказочным историям Андрея Усачева «Школа снеговиков» 6 и 9 января в 11:00, 13:30 и 16:00. Дети побывают в уютном домике Деда Мороза и узнают, где живет северное сияние.

Московский театр кукол

А на сказку Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» можно пойти в Московский детский камерный театр кукол5 и 6 января. Одну из самых пронзительных историй писателя покажут в 12:00 и 15:00.

Мексика, фокусы и танцы

Любители фокусов могут посетить мистическое шоу лучших иллюзионистов России «Лига волшебников: Новый год — время чудес». Показы пройдут 3 и 5 января в 15:00 и 19:00 в московском театре «Школа современной пьесы».

Театр «Школа современной пьесы»

Музыкально-танцевальную фантазию «Вредные советы» по стихам Григория Остера можно увидеть в этом же театре 8 января в 15:00. Хореографию создал Егор Дружинин, а костюмы и декорации — художница Мария Трегубова, обладательница театральной премии «Золотая маска».

Прекрасный подарок на Новый год — постановка «Двенадцать месяцев» в «Театриуме на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой. В основе сюжета — известная сказка Самуила Маршака о капризной принцессе, потребовавшей декабрьским днем подснежников. Постановку можно увидеть 5, 6 и 7 января в 12:00 и 15:00.

«Театриум на Серпуховке»

Отправиться из зимы в лето предлагают создатели постановки «Однажды в Мексике: Кукурузный человечек». Действие происходит в деревушке Маисета среди кукурузных полей. Главная героиня отмечает 15-летие, но праздник омрачен — ее младший брат попал в беду. Как ему помочь, можно узнать 3, 4, 8 и 9 января в 12:00 и 15:00.

Билеты на постановки можно приобрести по Пушкинской карте.

«Морозко», парижские страсти и русские сказки

Перенестись в Париж и окунуться в атмосферу творческой богемы можно в Московском театре оперетты. Постановку «Фиалка Монмартра» покажут 4 января в 13:00 и 19:00. Действующие лица самой романтичной оперетты венгерского композитора Имре Кальмана — актеры, художники и поэты. В мелодиях автора знаменитых оперетт «Сильва» и «Принцесса цирка» можно услышать и традиции французского мюзик-холла, и классические венские каноны.

Московский театр оперетты

За еще одной парижской историей можно отправиться на оперетту-мюзикл «Фанфан-тюльпан» 5 января в 13:00 и 19:00. В основе авантюрного сюжета — история о молодом парижском повесе Фанфане, который, спасаясь от преследования родственников соблазненной им девушки, записывается в армию.

Билеты на представления можно приобрести по Пушкинской карте.

Зимнюю сказку «Морозко» можно посмотреть в Московском новом драматическом театре. Музыкальную историю по мотивам сказки Владимира Одоевского «Мороз Иванович» покажут 7 января в 11:00 и 8 января в 12:00.

Новый московский драматический театр

Героев русских сказок можно увидеть в музыкальном представлении «Бабкины сказки. Возвращение чудес». Артисты московского государственного академического театра «Русская песня» подготовили новогоднее интерактивное шоу.

Московский международный дом музыки: котики и козлики

Самых маленьких зрителей в праздники порадуют котики — в новогоднем спектакле Театра кошек Юрия Куклачева «Кошки против Барабаса» помимо Буратино и Мальвины они увидят и четвероногих актеров. Детей ждет разгадка тайны золотого ключика и интерактив с артистами. Постановка рассчитана на зрителей любого возраста и пройдет 3, 4, 5, 6, 7 января в 11:00, 14:00, 17:00, а также 8 января в 11:00 и 14:00.

Театр кошек Юрия Куклачева

Музыкальная сказка «Волк и семеро смелых» тоже понравится малышам. В постановке на музыку Алексея Рыбникова, автора киномюзиклов про Буратино и Красную Шапочку, детей ждут танцы и акробатические номера. Роли исполнят ведущие артисты театра, в том числе участники телевизионного проекта «Голос». Спектакль пройдет 3, 4, 5, 6, 7 и 8 января в 11:00, 14:00, 17:00.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сказка две лягушки пантелеев краткое содержание
  • Сказка два ручья текст
  • Сказка два мороза рисунки
  • Сказка два мороза вопросы
  • Сказка два окошка петрушевская краткое содержание
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии