Сказка двенадцать месяцев читательский дневник 3 класс

тает месяц молодой, гаснут звезды чередой, из распахнутых ворот солнце красное встат. солнце за руки ведт новый день и новый

« Тает месяц молодой, Гаснут звезды чередой, Из распахнутых ворот Солнце красное встаёт. Солнце за руки ведёт Новый день и новый год! »
— Цитата из фильма

Все двенадцать месяцев у костра
«Двенадцать месяцев»

— пьеса-сказка
Самуила Маршака
, основанная на одноимённой чешской / словацкой народной сказке, переработанной Боженой Немцовой.

В 1956 г. был снят одноимённый мультфильм (реж. Иван Иванов-Вано

, «Союзмультфильм»), который с тех пор является едва ли не самым популярным новогодним мультфильмом, так как действие его происходит в канун Нового года и сразу после.

Позже, в 1972, Анатолий Граник снял двухсерийный фильм (падчерица — Н. Попова

, королева —
Л. Жвания
, профессор —
Н. Волков-старший
, мачеха —
О. Викландт
, шепелявая мачехина дочка —
М. Мальцева
, солдат —
Л. Куравлёв
, гофмейстерина —
Т. Пельтцер
, Апрель —
А. Босов
).

В 1980-м вышло японское аниме, получившееся темнее и острее.

Также существует аудиоспектакль https://www.youtube.com/watch?v=2KEQbtZJzJE.

Сходный сюжет — в фильме «Морозко».

Сюжет[править]

В самый канун Нового Года бедно одетая Падчерица, посланная мачехой в лес за хворостом в самый мороз, узнаёт от Старого Солдата легенду, что перед Новым Годом можно встретить в лесу разом все двенадцать месяцев, пережить все времена года поочередно. Падчерица взамен помогла Солдату выбрать лучшую ёлку для самой Королевы.

Тем временем юная Королева, тоже сирота, ленивая, избалованная и не желающая учиться, узнаёт от своего Профессора о подснежниках и приказывает немедленно принести ей их целую корзину. Когда ей пытаются объяснить, что подснежники распускаются не раньше апреля, королева угрожает казнить всех. «Я издам новый закон природы», и точка!

Злая Мачеха со своей родной Дочкой узнали о королевском указе и, мечтая обогатиться, снова послали Падчерицу в лес. Та чуть не замерзла, когда, спасаясь от Волка, увидела впереди костер. Возле него сидели все двенадцать Месяцев. Они собрались в новогоднюю ночь, чтобы проследить, все ли в порядке в их природных владениях. Так как все Месяцы давно хорошо знали Падчерицу, то согласились ей помочь. На короткое время зима сменилась весной, и Падчерица собрала полную корзину подснежников. На прощание Апрель-месяц, которому она понравилась, подарил ей обручальное колечко. Падчерица поклялась никому не показывать к ним дороги.

Наутро Королева, не желавшая признавать наступление Нового Года без подснежников, очень обрадовалась, когда ей их принесли. И пожелала сама побывать там, где якобы нашли их Мачеха с Дочкой. Те решили обмануть Падчерицу, поехав на санях по её следам.

Схваченная людьми Королевы, Падчерица отказалась выдать, где нашла подснежники. Тогда с неё сняли тёплую одежду и сорвали обручальное кольцо. Но тут закружил вихрь и унёс Падчерицу. Королева и её придворные остались в лесу одни.

Тут и начались чудеса. Сначала за короткое время растаял снег и пришла весна. За ней пришло лето, а когда все сбросили шубы — снова ударили холода и дожди, все стали мерзнуть без тёплой одежды. Придворные сбежали на лошадях Королевы, бросив её одну. С ней остались лишь Профессор и Солдат.

Тогда к замёрзшей Королеве вышел сам хозяин зимы — Январь-Месяц. Он спросил каждого, чего они хотят, причём Мачеха с Дочкой, пожелавшие себе хоть какие-нибудь шубы, хотя бы на собачьем меху, тут же перессорились. Январь дал им шубы… и превратил в собак. Пока на три года, а там посмотрит на их поведение. Остальным позволено было согреться у костра Месяцев, где встретила их и Падчерица в нарядной одежде. Ей Месяцы подарили прекрасные сани и лошадей, а Королеве, привыкшей приказывать, впервые в жизни пришлось попросить, чтобы Падчерица согласилась подвезти её.

Проводив нежданных гостей, братья-Месяцы встречают Новый Год. Восходит солнце.

«12 месяцев» на сцене и экранах

Изначально Самуил Яковлевич задумывал «12 месяцев» как пьесу, которую поставят в МХАТе. В военные годы он активно сотрудничал с газетой «Правда» и другими изданиями и, хотя загрузка была очень серьезной, от цели не отступился.

«Загруженный ежедневной спешной работой в газете, над листовкой и плакатом, я с трудом находил редкие часы для того, чтобы картину за картиной, действие за действием сочинять сказку для театра…», — писал он.

Однако первым пьесу поставил Театр юного зрителя (в 1947-м), а уже потом, через год, — МХАТ. Интересно, что больше всего автор переживал, понравятся ли «12 месяцев» актерам.

В МХАТе спектакль создал режиссер и педагог ГИТИСа Платон Лесли, который позже вступил в должность заведующего труппой. Его сорежиссерами стали народный артист СССР Виктор Станицын и лауреат Сталинской премии Николай Горчаков. Главные роли сыграли Анастасия Георгиевская, Евгения Морес, Вера Бендина, Григорий Конский, Владлен Давыдов и другие. Музыку написал Борис Асафьев — консультант Большого театра, глава научно-исследовательского кабинета при Московской консерватории имени П.И. Чайковского.

В 1956 году Иван Иванов-Вано и Михаил Ботов сняли по «12 месяцам» мультфильм. Сценарий написал Маршак вместе с драматургом Николаем Эрдманом. Автором музыкального оформления стал Моисей Вайнберг, который через год напишет музыку к фильму «Летят журавли».

Через 16 лет сказкой заинтересовался режиссер Анатолий Граник, известный по комедиям «Алеша Птицын вырабатывает характер» и «Максим Перепелица». Он снял двухсерийный фильм с Николаем Волковым-старшим, Татьяной Пельтцер, Леонидом Куравлевым и Ольгой Викландт.

Персонажи[править]

  • Собственно Двенадцать Месяцев
    — антропоморфная персонификация времён года, отвечающая за порядок в природе. Выглядят все в соответствии со своей ролью: зимние Месяцы — стариками в теплых шубах, весенние, июнь и июль — юноши типа бисёнэн, август и осенние — зрелые мужчины, каждый с атрибутикой своего времени. Обычно передают друг другу посох, как символ своей власти, строго по очереди, но, если понадобится, могут и поменять ненадолго свой порядок. Апрель — прекрасный принц для Падчерицы.
  • Падчерица
    — главная героиня, сирота, девушка-подросток. Живёт почти в рабстве у Мачехи, но, несмотря на это, всегда доброжелательна, приветлива ко всем, и даже своих родственниц по-своему любит. Благодаря этим качествам пользуется милостью Месяцев и прочих природных сил и становится невестой Апреля.
  • Мачеха
    — худший вариант тропа. Жадная и сварливая старуха. В итоге стараниями Месяцев превращается вместе со своей Дочкой в собаку, впрочем, с испытательным сроком для исправления.
  • Дочка
    Мачехи от первого брака, такая же склочная, как мать, и ленивая вдобавок.
  • Королева
    — ровесница Падчерицы, тоже сирота, в юные годы уже правящая некоей, судя по титулу правительницы и зимней погоде, неизвестной восточноевропейской страной. Очень своенравна, считает, что, раз она королева, то ей никто не указ, может, не задумываясь, приказать казнить неизвестно кого (лишь потому, что слово «казнить» короче, чем «помиловать», а ей лень писать долго). Словом, альфа-сука, а, с поправкой на своё положение, могла бы вырасти в настоящую злую королеву, если бы не полученный в юности урок. После него, хочется верить, изменится к лучшему. При этом отнюдь не глупа — по крайней мере, со своими придворными она обращается не лучше, чем они заслуживают.
  • Профессор
    — старый гувернёр-учитель королевы, с трудом пытавшийся привить ей хоть какие-то знания о мире. Даже рискнул головой, чтобы объяснить ей, что тридцать второго декабря всё-таки не бывает в природе.
  • Солдат
    , первым рассказавший Падчерице о Месяцах; по легенде, дед его деда тоже когда-то встретил их в лесу под Новый Год. Также Солдат был единственным, кто пожалел Падчерицу, когда с неё содрали одежду, и тайком укрыл её шинелью. А на предложение Месяцев о награде попросил лишь погреться у костерка.
  • Канцлер, Прокурор, Генерал, Гофмейстерина, Главный Лесничий, Главный Садовник, Посол Западной Державы, Посол Восточной Державы
    — придворные Королевы, показанные главным образом во дворце. Те из них, что сопровождали Королеву в лес, сбежали, оставив её, либо их сдуло бурей.
  • Мудрый ворон
    , который знает всё на свете.
      Откровение у холодильника: и, похоже, он не просто так хвастается перед лесным зверьём. Неспроста он показан в моменте, когда королевские глашатаи объявляют указ о подснежниках, а в конце пьесы — сидит на дереве над костром Месяцев. Похоже, что Ворон — их глаза и уши, от него-то Месяцы и осведомлены так хорошо о Королеве и её дворе, и знают, что с ними делать. Вот, должно быть, смеялись-то, когда Ворон им сообщил, что понадобились подснежники среди зимы!
  • Злой и страшный серый волк
    , в мультфильме едва не выследивший Падчерицу, когда её послали за подснежниками. В пьесе к падчерице отношения не имеет, а просто голодный и трусливый мимокрокодил: появляется на сцене дважды, оба раза выставляется на посмешище вороном, служа для разрядки смехом.
  • Белка
    с её меметичной, ушедшей в народ фразой «Не спи — замёрзнешь!».
  • Трусишка зайка серенький
    , в самом начале пьесы играющий в горелки с белками, которые выдают считалку: «Косой, косой, не ходи босой, а ходи обутый, лапочки закутай, если будешь ты обут, волки зайца не найдут, не найдёт тебя медведь, выходи — тебе „гореть“ [то есть водить в игре]!».
  • Персонажи пьесы

    В пьесе участвует довольно много действующих лиц. Словесный портрет героев произведения отражает их характеристики:

    • Падчерица. Главная героиня, скромная, трудолюбивая сирота.
    • Старуха. Злая мачеха, которая не жалеет приёмную дочь.
    • Дочь старухи. Ленивая, жадная, и этим похожа на свою мать.
    • Королева. Капризная девушка, которая не слушает советы взрослых.
    • Профессор. Внешне он похож на астролога, старается учить Королеву, несмотря на её капризы.
    • Солдат. Немолодой, старый служака.
    • Двенадцать братьев. Каждый из них олицетворяет собой один из месяцев природного года.
    • Придворные. Они трусливые и соглашаются со всеми капризами Королевы.

    Что здесь есть[править]

    • Аллюзия — в пьесе Профессор диктует Королеве стихотворение А. Плещеева «Травка зеленеет…», причём ученица пишет «зенелеет». Также там цитируется стихотворение самого Маршака про апрель.
  • А остальные куда смотрели? — в пьесе, в отличие от мультфильма, Королева, когда до неё стало доходить, как сильно влипла, упрекает своих спутников: «А чего вы всякого дурацкого слова слушаетесь? Знаете же, что я ещё маленькая!»
      Потому что «слово „казнить“ короче, чем слово „помиловать“!„ а ещё есть слово“сжечь». Не послушаешься тут! Хотя профессор и возражал ей, и уму-разуму учить пытался.
  • У Маршака[1] тут очень возможен скрытый бонус для взрослых — но как минимум пьеса (как и любое другое классическое произведение) глубока, многопланова и наталкивает на размышления… Почему малолетняя королева (и далеко не образец адекватности) числится единовластной и полновластной правительницей, и почему подобные фортеля сходят ей с рук?.. Вообще-то во всех приличных королевствах для таких случаев существуют регенты, лорды-протекторы или опекунские советы. Так что либо наша Королева — Джоффри-якобы-Баратеон в гендерной инверсии (что вряд ли), либо за её спиной стоят некие серьёзные дяди, решающие свои серьёзные проблемы. А чтобы деточка не упрямилась, не смотрела по сторонам, не пыталась наводить порядок и подписывала всё, что дают — дяди тонко поощряют её капризы, включая казни всяких жалких людишек. Так что, вероятно, долго после возвращения во дворец Королева не проживёт. Если братья-месяцы (или какие-то их друзья/коллеги, не менее бессмертные и влиятельные) не позаботятся о том, чтобы защитить раскаявшуюся государыню от покусителей.
  • Когда в детской (!) телепередаче «Будильник» 1970-х гг. несколькими актёрами был разыгран фрагмент данной пьесы — канцлер (Г. Бортников), явившийся к королеве (Е. Симонова) с «одним рескриптом и тремя указами, а также постановлением-бланком „казнить или помиловать“», еле скрывал своё торжество, разве что рожи украдкой не строил профессору (Л. Броневой), на тему «Бе-бе-бе, старик, выйдет не по-твоему, а ПО-НАШЕМУ!». Умели советские театральные актёры вскрывать неочевидное! Такую бездну нюансов передавали, хотя бы и одной лишь немой игрой…
  • А ещё Королева, Мачеха и Дочка переругивались, обсуждая указ Королевы, с которого начались и её беды, и неприятности всех остальных. Указ вовсе не обязывал всех подданных королевства бежать за цветами в разгар зимы и не грозил смертью тем, кто этого не сделает. Под раздачу попали лишь придворные (надо же на ком-то выместить досаду). А вот Мачеха с Дочкой вполне могли забить на него, ничем не рискуя, что и подметила Королева. «Подснежников ей захотелось!» «А вам золото понадобилось!».
  • Внезапная мистика — большинство людей здесь явно живут своей обычной жизнью, не веря ни во что сверхъестественное, и волшебство Братьев-Месяцев всех застаёт врасплох.
  • Вычурная военная форма — в фильме 1972 г. Начальник королевской стражи носит белый мундир с красными манжетами и поперечными широкими полосами на груди; у рядовых одна штанина — красная, другая — синяя.
  • Единственный нормальный человек — Профессор. Его фраза: «Хочу, чтобы всё было на своём месте и в своё время: зима — зимой, лето — летом, а я — у себя дома», может служить кредо данного тропа.
      А также Солдат. Он и с Падчерицей обращается по-человечески, и жалеет Королеву-сироту, которую «некому поучить уму-разуму», и в чудеса верит — и при этом не ждёт от братьев-месяцев никаких чудес.
  • Забавный попугай — присутствует при дворе Королевы, поздравляет её с Новым Годом, за что чуть не лишается головы. В книге нет.
  • Золотая шевелюра зла — блондинка Королева имела задатки превратиться в такое, но хочется верить, что после полученного урока не станет.
  • Лёгкое золото — Мачеха довольно легко держит в руках корзину, полную золотых монет. Между тем её бы смог оторвать от земли разве что сильнейший человек в мире, да и дно корзины не выдержало бы такой вес.
      В пьесе Мачеха уложила в корзину собранные подснежники поверх земли, чтобы получить больше золота. Королева поняла её хитрость и сама её потроллила: «По монете за каждый цветок, а земля в моём королевстве и так принадлежит мне». Корзину, полную земли, которую монеты прикрывают сверху, держать тяжело, но можно.
  • Не знает экономики — в пьесе, когда старуха и дочка отправляют падчерицу за подснежниками, то предполагают, что она может замерзнуть, однако утешаются таким соображением: «А уж хлеба сколько на нее идет! Утром кусок, да за обедом краюшка, да вечером горбушка. Сколько это в год выйдет — посчитай-ка. Дней-то в году много!» Неужели они думают, что наём прислуги обойдется дешевле?
  • Оздоровительная порка — Королева была готова обречь Падчерицу замёрзнуть в лесу, но это чуть не случилось с ней самой. Хочется верить, что станет достаточным наказанием: по крайней мере, к концу она избавилась от прежней жестокости и высокомерия.
      А Мачеха с Дочкой для исправления превратились в собак. Хотя у них остаётся шанс снова стать людьми, если через три года станут вести себя лучше.
  • Песня про меня — все заклинания Братьев-Месяцев, имеющие стихотворную форму.
  • Пошёл ты, ментор! — с прикрученным фитильком. Королева не любит учиться и даже угрожает Профессору казнить его за то, что тот всё время не соглашается с её словами (например, что восемью восемь будет три). Испуганный Профессор какое-то время терпит, но затем взрывается: «Не бывает тридцать седьмого декабря! Это доказано наукой, а наука для меня дороже головы!». Однако Королева прощает ему эту дерзость: «Я слыхала где-то, что короли иногда любят, когда им говорят правду». Похоже, она всё-таки уважает старого учителя за то, что он не лебезит перед ней, как прочие придворные.
  • Роман однодневки с вечностью — Апрель, бессмертная природная сущность, и краткоживущая по его меркам Падчерица, с которой он обручился. Разве что Месяцам каким-то образом удастся её забрать к себе? Во всяком случае, он ей обещает: «Хоть и говорят, что Апрель — месяц обманчивый, а никогда тебя апрельское солнце не обманет!»
      Маршак сам писал, что концовка далась ему сложно, потому что пьеса не могла (не то время) закончиться свадьбой Падчерицы и Апреля, и пришлось остановиться на том, что каждый месяц, включая Апрель, будет лично навещать её в своё время. А когда жизнь Падчерицы окончится, кто помешает Апрелю обручиться с другой хорошей девушкой? Обручение ведь ещё не свадьба и после смерти невесты аннулируется. Да и первая ли Падчерица у Апреля?
  • Раздуть в адаптации — сюжет пьесы (и соответственно мультфильма) значительно расширен и переработан по сравнению с исходной сказкой, что определённо пошло произведению на пользу. В оригинале нет ни новогодних мотивов, ни королевы с придворными (и всех связанных с ними сюжетных линий) — есть лишь мачеха, дочка и падчерица. И братья-Месяцы, конечно.
      Адаптационная любовная линия — если считать пресловутое обручальное колечко указанием на таковую.
  • Выйти на замену — в сказке Падчерица получила возможность набрать подснежники от Марта, а не Апреля. А это, возможно, в связи с климатическими особенностями? В более тёплой Чехии подснежники, может быть, и расцветают в марте, но в пьесе и мультфильме зиму сделали под стать русской, и тут уж их не дождешься раньше апреля. Зато именно Март Падчерицу с Апрелем и сосватал: твоя, мол, гостья…
  • Светлее и мягче. В сказке мачеха посылает падчерицу за подснежниками среди зимы просто потому что может, а её дочка провожает «сестру» словами: «Если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не станет». На этом фоне простая и понятная человеческая жадность, которую они проявляют в пьесе, смотрится ещё вполне терпимо.
  • Пощадить в адаптации — те же мачеха и её дочь: в сказке они насмерть замерзают в лесу, а в пьесе отделываются превращением в собак, и то с возможностью вернуть прежний облик.
  • Самоплагиат — в пьесе появление Марта и Апреля сопровождается стихотворениями из «календарного» цикла Маршака.
  • Фефекты фикции — в фильме 1972 г. мачехиной дочке добавили сепелявость. «На субку хватит?..». «Где моя субейка?!».
  • В пьесе Маршака волк с надрывом исполняет филк на… «Очи чёрные». Это у него «песня про меня», а на злодейскую песню — скорее пародия. Спит под Новый год весь лесной народ, все соседи спят, все медведи спят, я один не сплю, думу думаю-у, думу думаю-у про беду-у мою-у!..[2] Во время театральных постановок обычно вызывало гомерический хохот тех, кто опознал оригинал.
      В мультфильме мотив намеренно взяли другой (а стихи Волк пропевает те же, что в пьесе), потому что «в детский мультфильм нельзя песню пьяниц, цыганщину».
  • Хорошая девушка — Падчерица. Хороший парень — Солдат.
  • Человеко-звериный сеттинг — с прикрученным фитильком: животные не антропоморфные, но говорящие.
  • Язык диссертации — Профессор в пьесе, как и положено учёному мужу:
  • « Профессор

    . …Зимой в странах умеренного климата… жители носят зимой тёплую одежду из меха и пуха.
    Королева
    . «Муха — пуха»… Что вы хотите сказать?
    Профессор
    . Я хочу сказать, что эта девушка нуждается в тёплой одежде. Смотрите, она совсем замёрзла!
    Королева
    . На этот раз вы, кажется, правы, хотя могли бы говорить покороче. Вы пользуетесь каждым удобным случаем, чтобы дать мне урок географии, арифметики или даже пения!.. Принесите этой девушке
    тёплую одежду из меха и пуха
    , или, говоря по-человечески, —
    шубу
    !..

    »
    — И принесли!

    История создания

    Самуил Маршак любил писать для детей, так как в его детстве таких произведений не было. Но во время войны Самуил Яковлевич стал писать произведения для взрослых, пока однажды не получил письмо от мальчика, в котором ребёнок рассказывал, как ему в эту ужасную пору страшно, и спрашивал, почему его любимый писатель перестал писать для детей.

    Услышав просьбу ребёнка, известный писатель Маршак тут же принялся за работу. В 1943 году появилась пьеса-сказка «Двенадцать месяцев», в основу которой легла словацкая легенда о братьях-месяцах и новогоднем костре.

    Самая новогодняя сказка[править]

    Маршак начал писать пьесу зимой 1942 г. Он хотел создать сказку не только для детей, но и для взрослых, которая рассказывала бы о добре — о том, что оно всегда будет вознаграждено.

    В 1963 в письме другу литературному критику Станиславу Рассадину Маршак объяснял, что за основу сюжета пьесы взял чешскую или богемскую легенду о 12 месяцах, которую слышал в чьем-то устном изложении. Возможно, тот его неназванный собеседник пересказал ему сказку чешской писательницы XIX в. Божены Немцовой, основанную в свою очередь на старинной словацкой сказке. Сказка Немцовой была написана под католическое Рождество 1862, вскоре ее перевел на русский Николай Лесков.

    В короткой сказке Немцовой гораздо меньше персонажей, чем у Маршака: мачеха, ее нерадивая дочь Елена, добрая падчерица Морушка да волшебники-месяцы, сидящие у костра. Капризы Елены дважды отправляют Морушку в зимний лес — сперва за фиалками, потом за яблоками. В третий раз туда идут сами мачеха и сводная сестра — и замерзают, разгневав тамошних обитателей.

    Маршак не только добавил новых действующих лиц и разнообразил сюжет, но и изменил время действия. В сказке Немцовой и, видимо, исходной легенде события разворачиваются в середине января, а Маршак перенес их на пару недель раньше, так что развязка, в которой зло наказано, а добро торжествует, происходит как раз к Новому году.

    Главный акцент в пьесе сделан на теме труда, а не волшебства. Почему месяцы оказались так благосклонны к падчерице? Они на протяжении всего года видели, как она много она работает — рубит дрова, набирает воду в проруби, поливает рассаду в огороде, — и прониклись к ней симпатией.

    Очень интересен ход с капризной и гордой королевой: тому, кто принесет ей подснежники, она обещала меха и сани, но в итоге ей самой пришлось просить и то, и другое у падчерицы — чтобы не замерзнуть и уехать домой. Героиня поняла, что не все дается просто так, «перековалась», как тогда говорили. А преодоление себя — тоже труд.

    Основная идея автора

    Тема произведения созвучна русским пословицам о лени и трудолюбии, о правде и лжи. Маршак постарался избежать навязывания морали, он в стихах дал описание природы и показал, что человек будет наказан, если попробует изменить гармоничный порядок в мире для эгоистических целей. В этом главная мысль пьесы.

    В сказке «12 месяцев» персонажи помогают читателю понять, что нужно верить в чудеса, быть добрым и чутким. Человек должен бережно относиться к природе, тогда она откроет ему свои тайны и богатства.

    Виктория

    Справедливая сказка. Злые обманщицы наказаны. Они получили то, что заслужили за свои поступки.

    Света

    Мне понравились двенадцать братьев-месяцев. Легко запоминаются стихи про каждый месяц. Читала их младшему брату, ему понравилось.
    Лена

    Пересказ для читательского дневника

    Известную сказку Самуила Маршака «Двенадцать месяцев» стоит записать обязательно и в читательский дневник. Ученикам можно предложить краткий пересказ какого-то отдельного эпизода, который им понравился или запомнился больше всего. Также можно в дневник для чтения включить описание героев, их подробную характеристику и то, как они выглядят. Но чаще всего ученики составляют небольшой, но полный план:

    • Падчерица встречает в лесу солдата.
    • Приказ королевы о подснежниках.
    • Мачеха отправляет девушку в лес.
    • Встреча с двенадцатью месяцами.
    • Необычные подарки от братьев-месяцев.
    • Поход за земляникой.
    • Чудесные превращения злых героев в собак.
    • Богатые подарки для главной героини.
    • Можно вставить в читательский дневник и отзывы детей, которые бы отражали отношения читателей к героям сказки и к самому сюжету. Иногда некоторые даже делают небольшие рисунки, пытаясь изобразить какой-то эпизод или героев сказки.

    Художественные особенности

    Анализ волшебной сказки показал, что нужно всегда помогать другим людям, совершать добрые поступки. И это основная мысль этого произведения. Рассматривая поступки героев «12 месяцев», ребята понимают, что плохие люди всегда будут наказаны. Содержание сказки отражает действительность, так как есть в мире люди, которые ради золота готовы на всё. Они могут предать и обмануть.

    В сказочном произведении Самуила Маршака прекрасно сочетается реальность и фантастика. Все поступки героев и их характеры реалистичны. Но, безусловно, есть в этой сказке и волшебные моменты:

    • разговоры птиц;
    • братья-месяцы предстают в облике людей;
    • резкая смена природных сезонов.

    Такое необычное сочетание позволяет читателю полностью погрузиться в мир этой удивительной зимней истории. И уже с самого начала прочтения сказки хочется узнать, как закончится это произведение. Сюжет этого волшебного литературного сочинения посвящён и трудолюбию.

    Отзыв о падчерице

    Главная героиня сказки не может не нравиться, так как она спокойная и очень покладистая. Её жалко, так как девочка вынуждена терпеть издевательства мачехи. А ведь каждому ребёнку в таком возрасте хочется чувствовать материнскую любовь и заботу. Но девочка терпит все унижения и старается во всем угодить злой старухе и её дочери.

    Эпизод, когда падчерицу в холодную стужу заставляют идти в тёмный лес, обычно вызывает слёзы. Девочку жалко, и сложно представить современного ребёнка на её месте. Ведь она могла бы потеряться или замёрзнуть. Но волшебство всё-таки случается. И девочку спасают, обогревают и помогают исполнить поручение. Падчерица никого не обманывает, честно рассказывая, как она собрала подснежники. Её открытости и честности остаётся лишь только удивляться.

    И никакие другие силы на свете не смогут изменить такое искренне сердце, в котором царит любовь и доброта. Она, настрадавшись сама, готова всех простить. Но, самое главное, что всё-таки финал сказки счастливый и теперь главной героине не придётся терпеть унижения и страдать. Хочется верить, что, став взрослой, она не растеряет своё большое сердце, способное искренне любить и прощать.

    Автор: Самуил Яковлевич Маршак     Год написания: 1943

    Жанр: сказка    Главные герои: Падчерица, Королева, Мачеха и дочка, Двенадцать месяцев.

    Сюжет: Под Новый год выпускают указ о том, чтобы отыскать принцессе корзину подснежников за большое вознаграждение. Коварная мачеха с дочкой стремятся заполучить драгоценные монеты. Сами они скупы и ленивы, поэтому посылают падчерицу в бор. В бору девчонка повстречала двенадцать братьев, имеющих имена, совпадающие с месяцами всех времен года. Они даруют ей лукошко подснежников и после несколько раз помогают ей. Когда королева видит подснежники, понимает, что ее одурачили и приказывает казнить падчерицу, на помощь приходят братья-месяцы. Они наказывают принцессу, мачеху и ее дочь. А девочку одаривают подарками за ее доброту и отзывчивость.

    Главная мысль: Сказка повествует о том, что доброта и трудолюбие всегда будет вознаграждаться, а люди с недобрыми намерениями получают по заслугам.

    Краткое содержание Двенадцать месяцев

    В зимнем бору плутает падчерица, пришедшая за хворостом. Она встречает военного человека, который рассказывает ей про забавы зверей. Помогая ей собрать вызанку хвороста, говорит о том, что в новогоднюю ночь происходят всякие чудеса и что прибыл он в бор за елью во дворец. Когда лес становится пуст, являются братья-месяцы и зажигают огонь в костре.

    Королева, которой всего четырнадцать лет, осталась без родителей. Профессор с седой бородой обучает ее правописанию и арифметике, но не весьма благополучно, так как молодая королева не терпит, чтобы ей указывали. Она хочет, чтобы на следующий день наступил весенний месяц апрель, и издает указ о том, что готова заплатить большое вознаграждение тому, кто отыщет ей лукошко подснежников. Слуги объявляют о том, что завтра будет весна.

    Мачеха грезит получить монеты. Как только не родная дочь возвращается домой, ее посылают обратно в лес – за весенними цветами для королевы.

    Падчерица замерзла и находит поляну, где пылает костер, а вокруг собрались все месяца. Услышав рассказ девочки, Апрель вызывается помочь. Вдруг кругом расцветают подснежники, девочка собирает целую корзину. Весенний месяц дарит ей перстень и обещает прийти на помощь, как только позвучат волшебные четверостишия. Братья просят добрую девушку о том, чтобы эта встреча стала тайной.

    Девочка отдает подснежники своей не родной матери, а та, в свою очередь крадет даренный перстень. Не принимая мольбы падчерицы о том, чтобы вернуть кольцо, она несет цветы королеве.

    В дворце не начитается пиршество Нового года до тех пор, пока мачеха не приносит желанные подснежники. Принцесса пытается узнать, где нашли мать с дочерью цветы зимой. Но услышав нелепый рассказ, приказывает слугам отвезти ее в это сказочное место.

    Мать признается, что собрала подснежники ее не родная дочь. Королева грозится казнить девчонку, если та не расскажет ей, о тайном местечке, где можно найти подснежники, от злости кидает кольцо в реку. В этот момент девушка шепчет заветные слова. Сразу приходит весна, потом лето, следом осень, а за ней снова зима. Вдруг является старичок, и выполняет желания всех поочередно.

    Труд и доброта украшает человека.

    5 класс

    Оцените произведение:

    • 4.01
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    Голосов: 1508

    Читать краткое содержание Двенадцать месяцев (12 месяцев). Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

    Картинка или рисунок Двенадцать месяцев (12 месяцев)

    Двенадцать месяцев (12 месяцев) для читательского дневника

    Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

    • Бажов

      Павел Петрович Бажов появился на свет в семье металлурга. Духовное формирование мальчика происходило в среде горняков, людей серьезных и упорных, и в то же время по-своему творческих. С детства он впитал в себя рассказы заводских рабочих

    • Краткое содержание Колыбельная для брата Крапивина

      Главного героя зовут Кирилл. Он учится в седьмом классе. В начале года он попадает в очень неприятную ситуацию. Так случилось, что он был в раздевалке для учителей и его обвинили в краже.

    • Краткое содержание Священная книга оборотня Пелевин

      Главным героем данного романа является лиса-оборотень по имени А Хули, жизнь которой подробно описана на страницах этой книги. На тот момент её возраст приближался к отметке 2000 лет. Проживала она на территории Москвы

    • Краткое содержание Кафка Замок

      Господин К., главное действующее лицо романа, оказывается прилежащей к Замку Деревне. К. утверждает, что приехал по приглашению из Замка, который нанял его в качестве землемера, и будет дожидаться своих помощников в гостинице

    • Краткое содержание Тургенев Лес и степь

      Эта глава из произведения «Записки охотника» представляет собой, скорей, очерк. Конечно, у Тургенева всегда много внимания уделяется прекрасной русской природе, но именно здесь совсем нет героев. Разве охотник с его ощущениями природы

    В учебнике литературы для 5 класса размещён отрывок из пьесы «12 месяцев». Автор — детский писатель Самуил Маршак. Сначала у него получилась волшебная сказка, по смыслу похожая на «Морозко». Персонажи были взяты из легенды о братьях-месяцах, которые собираются у костра в новогоднем лесу. Позже писатель вносил в сюжет изменения, так получилась пьеса для детей. Читательский дневник по сказке «12 месяцев» поможет лучше запомнить текст и провести его анализ.

    История создания

    Самуил Маршак любил писать для детей, так как в его детстве таких произведений не было. Но во время войны Самуил Яковлевич стал писать произведения для взрослых, пока однажды не получил письмо от мальчика, в котором ребёнок рассказывал, как ему в эту ужасную пору страшно, и спрашивал, почему его любимый писатель перестал писать для детей.

    Услышав просьбу ребёнка, известный писатель Маршак тут же принялся за работу. В 1943 году появилась пьеса-сказка «Двенадцать месяцев», в основу которой легла словацкая легенда о братьях-месяцах и новогоднем костре.

    Характеристика героев

    В сказке много различных персонажей. Всех героев сказки «12 месяцев» можно разделить на положительных и отрицательных. К добрым можно отнести следующих действующих лиц:

    • падчерица;
    • солдат;
    • братья-месяцы;
    • профессор.

    Главная героиня — падчерица, которая с утра до вечера трудится, но всё равно мачеха ею недовольна. Девочка очень добрая и отзывчивая, скромная и спокойная. Она по сюжету встречается в зимнем лесу с братьями-месяцами, которые по характеру отражают то время года, которое они представляют. Март — это мальчишка, задорный и весёлый. И совсем другое дело Декабрь, который и внешне выглядит старше всех и рассуждает правильно. Он готов помочь девочке.

    Многие персонажи сказки «12 месяцев» не имеют имени, так как автор хотел показать общество в целом. К отрицательным можно отнести следующих героев:

    • мачеха;
    • дочка;
    • королева.

    Мачеха и её дочка в сказке — коварные и лживые, думают только о своей выгоде и ради этого выгоняют падчерицу в сильнейший мороз на улицу, заставляя идти в лес за подснежниками. Избалованной и капризной девочкой показана в сказке и королева. Она глупа и не желает учиться, а все вокруг неё лишь соглашаются с её прихотями и желают исполнить любое её желание.

    Персонажи пьесы

    В пьесе участвует довольно много действующих лиц. Словесный портрет героев произведения отражает их характеристики:

    • Падчерица. Главная героиня, скромная, трудолюбивая сирота.
    • Старуха. Злая мачеха, которая не жалеет приёмную дочь.
    • Дочь старухи. Ленивая, жадная, и этим похожа на свою мать.
    • Королева. Капризная девушка, которая не слушает советы взрослых.
    • Профессор. Внешне он похож на астролога, старается учить Королеву, несмотря на её капризы.
    • Солдат. Немолодой, старый служака.
    • Двенадцать братьев. Каждый из них олицетворяет собой один из месяцев природного года.
    • Придворные. Они трусливые и соглашаются со всеми капризами Королевы.

    Жанр и главная мысль

    Анализируя сюжет «12 месяцев» и персонажей, следует обратить внимание, что произведение относится к жанру волшебной сказки. Основными его элементами являются:

    • волшебные превращения;
    • сказочный помощник-колечко;
    • говорящие звери и 12 месяцев.

    Главная мысль сказки заключается в том, что не стоит торопиться, так как всему своё время. Смысл произведения: только доброе сердце умеет творить чудеса. Когда человек добрый, ему стараются помочь все вокруг.

    Сказка Маршака учит, что добро всегда побеждает зло. Об этом гласят и народные пословицы на эту тему. Например, что доброе дело никогда не остаётся без награды. В этом и заключается мораль этой волшебной сказки.

    Краткий сюжет

    В одной семье умерла мать, оставив после себя дочку. Вскоре её отец женился на злой и жадной женщине, которая любила лишь только себя и свою глупую дочь. Плохо стало жить падчерице в доме у мачехи. Невзлюбила та девушку и постоянно заставляла её работать, не давая даже минутку отдохнуть.

    Всё это происходило в королевстве, в котором правила девочка. Королева не любила учиться, была капризная и глупая. Её образованием занимался профессор, который был мудр и ещё пытался спорить с капризами маленькой королевы. Но она всё время обещала его казнить, поэтому мудрый старик не пытался настаивать на обучении и во многом соглашался с капризной девочкой.

    И вот однажды королеве захотелось накануне Нового года подснежников. Она отдала приказ, что тот, кто принесёт ей корзину весенних цветов, получит взамен такую же корзину золота. Услышала такое желание королевы и жадная мачеха, которая тут же отправила в лес за подснежниками падчерицу.

    В лесу было холодно и темно, поэтому бедной девочке было очень страшно. Но она встретила в самой лесной гуще 12 месяцев, которые решили помочь падчерице. Они сделали так: на некоторое время Апрель вступил в свои права, и поляна покрылась подснежниками, которые девушка тут же собрала. Поблагодарив месяцы и отправляясь домой, героиня получила в подарок от Апреля ещё и волшебное кольцо.

    Дочь и падчерица

    Во многих сказках встречаются такие персонажи как дочь и падчерица. Причем падчерица – дочь отца и живет она в его доме, а значит в своем, а дочь — родная дочь матери, которая вошла в уже готовый дом, ею не созданный. Об отце говорится, но его, как действующего лица, нет. На мой взгляд – отец – дух человека, мачеха – земное тело человека, материя.

    Мы знаем, что после падения из Эдема, человечество оказалось в дуальном мире, в мире, где существует свет и тьма, добро и зло, тепло и холод ит.д. то есть в мире двух противоположностей. Условно они обозначаются плюс и минус (дух – положительные качества — плюс, материя –отрицательные качества — минус). В Ветхом Завете есть (Бытие, гл 25, ст.22 и дальше) интересные персонажи: Исаак – сын Авраама, жена его Ревекка, которая родила 2 сыновей. «…, Сыновья, еще находясь в утробе ее стали биться. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве (человек, освобождающий свою душу от всего «звериного» — дружащий с совестью), человек полей – свободный от привязки к материальным ценностям, чувственный. А Иаков был человеком кротким, живущим в шатрах (любил роскошь). Исаак (отец) любил Исава, Ревекка (мать) любила Иакова». То есть по сути те же два персонажа. Причем сказано, что Исав был старшим. От голода он продал свое первородство (…что за честь, коли нечего есть…) Иакову. Иаков вместе с матерью (приземленные качества души), хитростью испросили у отца благословения – Иаков «сыграл» Исава и отец благословил: «да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, да послужат тебе народы, будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей… Исав же получил такое благословение: от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи (шеи) твоей».

    Заметьте: Иакову – даст тебе Бог, а Исаву – от тука земли будет обитание твое. И еще: — да поклонятся тебе сыны матери твоей. То есть поклонятся те, кому дороги те же ценности – богатства мира.

    Волшебные превращения

    Когда же падчерица вернулась домой, злая мачеха и её дочь, отобрав у девочки корзину с подснежниками и волшебное кольцо, немедленно отправились во дворец. Но всё-таки им пришлось сознаться, что цветы собрали не они, а падчерица. Королева тут же приказала привести девочку, так как она хотела с ней немедленно отправиться в лес за земляникой.

    Но так как в лесу бушевала метель, придворные быстро замёрзли. Тогда королева бросила волшебное колечко в прорубь и неожиданно наступила весна, затем лето и осень, и очень быстро опять наступила зима.

    Но зато появился Январь, который и стал исполнять желания:

    • профессор просил, чтобы в природе всё шло своим порядком;
    • солдат мечтал согреться;
    • мачеха и дочка потребовали шубы, а затем превратились в собак;
    • падчерица ничего не просила и получила в подарок сундук с богатством.

    И вскоре все благополучно выбрались из леса. И после этого девочка больше не страдала от унижений своей мачехи.

    Взросление души

    «…А теперь послушай, что я скажу. Довелось тебе нынче в последнюю ночь старого года, в первую ночь Нового года встретиться со всеми двенадцатью месяцами разом. Когда еще расцветут апрельские подснежники, а у тебя уж корзинка полна. Ты к нам по самой короткой дорожке пришла, а другие идут по длинной дороге – день за днем, час за часом, минута за минутой. Так оно и полагается. Ты этой короткой дорожки никому не открывай, никому не указывай. Дорога эта заповедная». Все великие люди каким-то образом прозрели: открыли законы всемирного значения, написали бессмертную музыку, картины, которыми восхищаются люди уже много веков и т.д. Но как они получили эти великие дары?

    «Ну, а дорогу-то в лес, к подснежникам, ваша зверушка показать может? Да уж, верно, может. Только вот захочет ли… — Ну, я тоже упрямая! Посмотрим, кто кого переупрямит!» Мы приходим в этот мир с какими-то качествами (это нам подсказывают звезды в общих чертах – в начале 90 стых мы все очень увлекались гороскопами). Эти данные нашего тела и нашей души достались нам от предков – родового древа, а как мы распорядимся этим «капиталом»: преумножим его или растранжирим (притча о талантах), это зависит от наших усилий.

    В каждом из нас есть такие качества характера: мужество, стремление к совершенству, равновесие, взаимопомощь, самоотверженность, справедливость, умение быть благодарным, быстрота мышления, беспристрастие, творческая самореализация, беззаветное служение, артистичность. Мы рождаемся с одним из этих, или примерно, качеств характера, но за жизнь желательно обрести и все остальные. Это означает в сказке ускоренную встречу с каждым месяцем года. Достигается это конечно огромным трудом: душа соединяется с духом (огонь костра) в человеке. Устремленный и ищущий (ищите и обретете, стучите и вам откроется, просите и дастся вам) становится сильным духом, обретает полную гармонию в душе: «Теперь уж не ты у нас, а мы у тебя гостить будем. Все по очереди перегостим. Каждый со своим подарком придет». – Так сказали месяцы трудолюбивой падчерице.

    Конечно у каждого положительного качества есть и их противоположности. В сказке есть отрицательные персонажи, носители негативных качеств. Каждый из них получил в итоге, что «заработал», извлек из ситуации свои уроки.

    Это, естественно, один из пластов информации, заложенной в сказке. Со временем может и еще что – то откроется, что сокрыто. Может у кого-то есть другие соображения по этой сказке? Кстати, есть интересная тема – космический портал. Отражена ли она в сказках?

    Жанр:

    сказка
    Главные герои:
    Падчерица, Королева, Мачеха и дочка, Двенадцать месяцев.

    Сюжет:

    Под Новый год выпускают указ о том, чтобы отыскать принцессе корзину подснежников за большое вознаграждение. Коварная мачеха с дочкой стремятся заполучить драгоценные монеты. Сами они скупы и ленивы, поэтому посылают падчерицу в бор. В бору девчонка повстречала двенадцать братьев, имеющих имена, совпадающие с месяцами всех времен года. Они даруют ей лукошко подснежников и после несколько раз помогают ей. Когда королева видит подснежники, понимает, что ее одурачили и приказывает казнить падчерицу, на помощь приходят братья-месяцы. Они наказывают принцессу, мачеху и ее дочь. А девочку одаривают подарками за ее доброту и отзывчивость.

    Главная мысль:

    Сказка повествует о том, что доброта и трудолюбие всегда будет вознаграждаться, а люди с недобрыми участями получают по заслугам.

    В зимнем бору плутает падчерица, пришедшая за хворостом. Она встречает военного человека, который рассказывает ей про забавы зверей. Помогая ей собрать вызанку хвороста, говорит о том, что в новогоднюю ночь происходят всякие чудеса и что прибыл он в бор за елью во дворец. Когда лес становится пуст, являются братья-месяцы и зажигают огонь в костре.

    Королева, которой всего четырнадцать лет, осталась без родителей. Профессор с седой бородой обучает ее правописанию и арифметике, но не весьма благополучно, так как молодая королева не терпит, чтобы ей указывали. Она хочет, чтобы на следующий день наступил весенний месяц апрель, и издает указ о том, что готова заплатить большое вознаграждение тому, кто отыщет ей лукошко подснежников. Слуги объявляют о том, что завтра будет весна.

    Мачеха грезит получить монеты. Как только не родная дочь возвращается домой, ее посылают обратно в лес – за весенними цветами для королевы.

    Падчерица замерзла и находит поляну, где пылает костер, а вокруг собрались все месяца. Услышав рассказ девочки, Апрель вызывается помочь. Вдруг кругом расцветают подснежники, девочка собирает целую корзину. Весенний месяц дарит ей перстень и обещает прийти на помощь, как только позвучат волшебные четверостишия. Братья просят добрую девушку о том, чтобы эта встреча стала тайной.

    Девочка отдает подснежники своей не родной матери, а та, в свою очередь крадет даренный перстень. Не принимая мольбы падчерицы о том, чтобы вернуть кольцо, она несет цветы королеве.

    В дворце не начитается пиршество Нового года до тех пор, пока мачеха не приносит желанные подснежники. Принцесса пытается узнать, где нашли мать с дочерью цветы зимой. Но услышав нелепый рассказ, приказывает слугам отвезти ее в это сказочное место.

    Мать признается, что собрала подснежники ее не родная дочь. Королева грозится казнить девчонку, если та не расскажет ей, о тайном местечке, где можно найти подснежники, от злости кидает кольцо в реку. В этот момент девушка шепчет заветные слова. Сразу приходит весна, потом лето, следом осень, а за ней снова зима. Вдруг является старичок, и выполняет желания всех поочередно.

    Художественные особенности

    Анализ волшебной сказки показал, что нужно всегда помогать другим людям, совершать добрые поступки. И это основная мысль этого произведения. Рассматривая поступки героев «12 месяцев», ребята понимают, что плохие люди всегда будут наказаны. Содержание сказки отражает действительность, так как есть в мире люди, которые ради золота готовы на всё. Они могут предать и обмануть.

    В сказочном произведении Самуила Маршака прекрасно сочетается реальность и фантастика. Все поступки героев и их характеры реалистичны. Но, безусловно, есть в этой сказке и волшебные моменты:

    • разговоры птиц;
    • братья-месяцы предстают в облике людей;
    • резкая смена природных сезонов.

    Такое необычное сочетание позволяет читателю полностью погрузиться в мир этой удивительной зимней истории. И уже с самого начала прочтения сказки хочется узнать, как закончится это произведение. Сюжет этого волшебного литературного сочинения посвящён и трудолюбию.

    Основная идея автора

    Тема произведения созвучна русским пословицам о лени и трудолюбии, о правде и лжи. Маршак постарался избежать навязывания морали, он в стихах дал описание природы и показал, что человек будет наказан, если попробует изменить гармоничный порядок в мире для эгоистических целей. В этом главная мысль пьесы.

    В сказке «12 месяцев» персонажи помогают читателю понять, что нужно верить в чудеса, быть добрым и чутким. Человек должен бережно относиться к природе, тогда она откроет ему свои тайны и богатства.

    Виктория

    Справедливая сказка. Злые обманщицы наказаны. Они получили то, что заслужили за свои поступки.

    Света

    Мне понравились двенадцать братьев-месяцев. Легко запоминаются стихи про каждый месяц. Читала их младшему брату, ему понравилось.
    Лена

    Пересказ для читательского дневника

    Известную сказку Самуила Маршака «Двенадцать месяцев» стоит записать обязательно и в читательский дневник. Ученикам можно предложить краткий пересказ какого-то отдельного эпизода, который им понравился или запомнился больше всего. Также можно в дневник для чтения включить описание героев, их подробную характеристику и то, как они выглядят. Но чаще всего ученики составляют небольшой, но полный план:

    • Падчерица встречает в лесу солдата.
    • Приказ королевы о подснежниках.
    • Мачеха отправляет девушку в лес.
    • Встреча с двенадцатью месяцами.
    • Необычные подарки от братьев-месяцев.
    • Поход за земляникой.
    • Чудесные превращения злых героев в собак.
    • Богатые подарки для главной героини.
    • Можно вставить в читательский дневник и отзывы детей, которые бы отражали отношения читателей к героям сказки и к самому сюжету. Иногда некоторые даже делают небольшие рисунки, пытаясь изобразить какой-то эпизод или героев сказки.

    Дуальность мира

    Наш мир, дуальный мир, как бы разделен на два народа. И вся история человечества отслеживает постоянные войны: между государственными системами, между государствами, внутри государств тоже неоднородно (отсюда революции). Даже в семьях одни дети ближе и родней матери, другие – отцу. И много бывает обид на то, что одного ребенка больше любят, а другого меньше. То есть разделение идет по всем планам бытия (что наверху, то и внизу; что в малом, то и в большом). Конечно же само разделение это плохо, но у него есть и свои положительные стороны (как у любого явления в нашей жизни): мы быстрее развиваемся и получаем много опыта именно во время серьезных испытаний. Много передач смотрела по телевизору, да и книги читала о жизни великих людей. Столько труда и невзгод, что диву даешься: как они выжили, откуда бралось столько жизненной силы? А сколько для людей сделали! Это и Святые всех времен и народов, великие ученые, поэты, музыканты, воины! Невольно сравниваешь их судьбы с судьбой падчерицы из сказки.

    Отзыв о падчерице

    Главная героиня сказки не может не нравиться, так как она спокойная и очень покладистая. Её жалко, так как девочка вынуждена терпеть издевательства мачехи. А ведь каждому ребёнку в таком возрасте хочется чувствовать материнскую любовь и заботу. Но девочка терпит все унижения и старается во всем угодить злой старухе и её дочери.

    Эпизод, когда падчерицу в холодную стужу заставляют идти в тёмный лес, обычно вызывает слёзы. Девочку жалко, и сложно представить современного ребёнка на её месте. Ведь она могла бы потеряться или замёрзнуть. Но волшебство всё-таки случается. И девочку спасают, обогревают и помогают исполнить поручение. Падчерица никого не обманывает, честно рассказывая, как она собрала подснежники. Её открытости и честности остаётся лишь только удивляться.

    И никакие другие силы на свете не смогут изменить такое искренне сердце, в котором царит любовь и доброта. Она, настрадавшись сама, готова всех простить. Но, самое главное, что всё-таки финал сказки счастливый и теперь главной героине не придётся терпеть унижения и страдать. Хочется верить, что, став взрослой, она не растеряет своё большое сердце, способное искренне любить и прощать.

    Маршак Самуил

    1887 — 1964

    Сказку «Двенадцать месяцев» Маршак написал в ответ на письмо мальчика, который хотел, чтобы писатель продолжал писать сказки для детей. Сюжет произведения «Двенадцать месяцев» — это переработка известной словацкой сказки. Вариант, предложенный Маршаком, получил широкое распространение. Предлагаем ученикам один из примеров написания читательского дневника по сказке Самуила Маршака «Двенадцать месяцев».

    1. Время и место действия

    Произведение «Двенадцать месяцев» Маршак сочинил зимой 1942 – 1943 гг. в Москве, Время, описанное в сказке – это 17-19 вв., когда еще люди жили бедно и голодно, носили рваные платки, ходили в лес за хворостом, топили печи. Как написано в сказке, действие происходит в Богемии, горной стране. Раньше была такая страна, которая располагалась на месте современной Чехии.

    2. Главные герои

    Падчерица — девочка со спокойным и добрым характером. Она умеет помогать людям.

    Мачеха — злая женщина, ненавидящая свою приемную дочь. Мачеха хочет избавиться от падчерицы.

    Дочка мачехи — девочка с таким же характером, как у ее матери. Ей ненавистна ее сводная сестра. Злость, жадность, наглость, зависть к сводной сестре, приведут дочку мачехи к трагическому финалу.

    3. Чему учит произведение

    Существуют природные циклы, которые невозможно поменять. Если человек ощущает себя хозяином природы и считает, что может ее изменить, если он вмешивается в естественный ход времени, то от этого могут выйти одни только неприятности. Произведение Маршака учит доверять силам природы, а не требовать от них невозможного.

    Сказка учит доброте, гуманности, хорошему отношению к людям. Она укрепляет веру в то, что в борьбе Добра и Зла, обязательно победит Добро. Она помогает человеку поверить то, что Чудеса случаются, когда человек дружит с природой.

    Сказка учит верить в то, что даже в самых трудных ситуациях есть выход. И его подскажет сама жизнь, сама природа. Не нужно отчаиваться, а спокойно идти на огонек надежды. И природа обязательно поможет человеку.

    4. Краткий пересказ

    Мачеха отправляет свою падчерицу за подснежниками в лес зимой. Дочка мачехи поддерживает свою мать. В лесу падчерица увидела костер, вокруг которого расположились Двенадцать месяцев. Они придумали как помочь девочке собрать подснежники. Дочь мачехи тоже идет к братьям-месяцам за подарками, но в ответ получает метель да стужу. Дочь мачехи и ее мать замерзают в лесу.

    Смотрите более подробный краткий пересказ «12 месяцев» Маршак С.Я.

    5. Вывод

    Эта сказка учит не вмешиваться в природу. Если человек думает, что он – хозяин природы, то это не так. В природу не стоит вмешиваться, с ней можно просто подружиться. И тогда она щедро одарит каждого, кто уважает, ценит ее.

    Когда читаешь сказку, то радуешься за падчерицу. Справедливость восторжествовала, Добро победило Зло. Злые мачеха и ее дочь наказаны, а падчерица прожила долгую и счастливую жизнь. И понимаешь, что счастье приходит к людям с добрым сердцем. Им помогает сама природа, которую в сказке олицетворяют двенадцать месяцев. Злые люди накажут сами себя. Ведь никто не заставлял дочку и мачеху идти в лес. Переполненные завистью к падчерице, они сами выбрали свою судьбу: замерзнуть в лесу.

    Мне не очень нравится, что падчерица пошла в лес по требованию мачехи. Могло бы так случиться, что она замерзла в лесу, если бы не встретила она братьев-месяцев. Лучше бы она убежала из дома, в котором ее не любят и так сильно желают ей зла, что отправляют на верную гибель.

    В сказке есть и Волшебство, и необычные персонажи – Двенадцать месяцев, и Чудо. Мне сказка очень понравилась. Ее интересно читать, а в новогодние праздники мне нравится смотреть мультфильм, отснятый по мотивам этой сказки. Каждый из нас хочет, чтобы в жизни Добро побеждало Зло и восстанавливалась Справедливость.

    6. Система образов произведения

    Образная система построена на противоборстве двух сил – Добра и Зла.

    Доброе начало олицетворяют падчерица и Двенадцать месяцев, представляющие собой силы природы. Силы Зла – это Мачеха со своей Дочерью. Природа всегда поможет добрым и трудолюбивым людям, не нарушающим ход природных явлений. Поэтому Падчерица и братья месяцы находятся в единстве. Силы Зла – Мачеха и ее дочь, также создают единение, поддерживают друг друга. Их сила направлена против падчерицы. Они желают ей зла, дают ей невыполнимое задание, хотят, чтобы она замерзла в лесу. Но силы Добра – сама Природа в образе Двенадцати месяцев, спасают девочку от неминуемой гибели.

    В сказке используются важные образы-символы:

    • двенадцать месяцев;
    • холодный и заснеженный лес;
    • огонек, на который шла девочка;
    • костер, аж до солнца, вокруг которого собрались братья-месяцы;
    • цветущий сад, выращенный уже взрослой девушкой-падчерицей.

    7. Словарь незнакомых слов

    Падчерица — дочь, которая приходится неродной одному из супругов.
    Буран — снежная буря, метель на открытой местности.
    Поземка — метель, которая кружит снег, поднятый с земли.
    Бурелом — деревья в лесу, поваленные после бури.
    Страна Богемия — древнее название местности, на котором сейчас расположена Чехия.

    8. Цитаты, афоризмы

    Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.

    «Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками — куда ни поглядишь. Набрала она полную корзину, полный передник».

    «А больше тебе ничего месяцы не дали? — Да я больше ничего и не просила».

    «Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой. Далеко еще до июня-месяца. Я теперь лесу хозяин, тридцать один день здесь царствовать буду».

    У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! — говорили люди.


    Маршак «Двенадцать месяцев»

    Читайте краткое содержание других произведений С. Маршака:

    «Вот какой рассеянный»

    Жанр: авторская волшебная пьеса-сказка

    Главные герои сказки «Двенадцать месяцев» и их характеристики

    1. Падчерица.  Очень добрая и милая девочка, которой все готовы помогать.
    2. Королева. Девочка 14 лет, капризная и своенравная. Не думает о том, что делает и всегда выбирает самое простое и легкое решение.
    3. Солдат. Мудрый и добрый.
    4. Профессор, учитель Королевы, старый и мудрый ученый в мантии. Пытается научить чему-то Королеву, но боится оказаться казненным.
    5. Старуха, мачеха Падчерицы, жадная и злая.
    6. Дочка Старухи, такая же жадная.
    7. Двенадцать месяцев, не добрый и не злые, все с разными характерами, но справедливые.

    Также есть в сказке множество второстепенных героев — лесные звери, придворные.

    План пересказа сказки «Двенадцать месяцев».

    1. Падчерица в лесу
    2. Старый солдат и елочка
    3. Королева учит уроки
    4. Королева издает указ
    5. Старуха отправляет Падчерицу за подснежниками
    6. Падчерица встречает Двенадцать месяцев
    7. Падчерица приносит подснежники и колечко
    8. Старуха забирает колечко
    9. Королева принимает послов
    10. Старуха приносит цветы
    11. Королева собирается в лес
    12. Старуха приводит Падчерицу
    13. Колечко бросают в прорубь
    14. Падчерица исчезает
    15. Меняются времена года
    16. Королева мерзнет
    17. Месяц Январь и исполнение желаний
    18. Падчерица получает подарки
    19. Падчерица всех прощает.

    Краткое содержание сказки «Двенадцать месяцев» для читательского дневника в 6 предложений:

    1. Падчерица собирает в зимнем лесу хворост и встречает солдата
    2. Королева хочет получить на новый год свежие подснежники
    3. Мачеха отправляет Падчерицу в лес, и та встречает Двенадцать месяцев, которые дарят ей цветы и кольцо
    4. Мачеха приносит Королеве подснежники и Королева всех ведет в лес за ягодой
    5. В буран все мерзнут, а Январь превращает Мачеху и ее дочь в собак
    6. Падчерица получает богатые дары от Двенадцати месяцев и прощает Королеву.

    Главная мысль сказки «Двенадцать месяцев» 

    Всему свое время и каждому свой черед.

    Чему учит сказка «Двенадцать месяцев»

    Доброе сердце способно творить чудеса. Доброму человеку все стремятся помочь. Невежество приводит к беде. Нельзя изменить ход времени. Зло всегда будет наказано, а добро победит.

    Признаки волшебной сказки:

    Волшебный помощник — золотое колечко

    Волшебные превращения — смена времен года, превращение Старухи и дочки в собак

    Волшебные существа — двенадцать месяцев

    Говорящие звери.

    Пословицы к сказке «Двенадцать месяцев»
    Все в свой срок, придет времечко, вырастет и семечко
    Доброе дело без награды не остается
    Жадность всякому горю начало.

    Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Двенадцать месяцев»

    Последний день года. В зимнем лесу Падчерица собирает хворост и встречает Солдата. Солдат ищет елку для Королевы и Падчерица показывает ему самую красивую елочку.

    Королевский дворец. Профессор учит Королеву, но Королева учится не хочет. Она подписывает приказ о казни человека и Профессор ей делает замечание. Королева говорит, что может казнить Профессора и тот во всем с ней соглашается.

    Королева издает указ принести во дворец корзину подснежников, обещая взамен корзину золота и шубу.

    Старуха и ее дочь собираются найти подснежники и готовят корзину. Они заставляют Падчерицу вновь идти в лес за подснежниками.

    Падчерица в лесу выходит на огонек и встречает Двенадцать месяцев, которые выслушав историю девочки, решают ей помочь. На несколько минут наступает апрель и цветут подснежники. Апрель дарит Падчерице золотое волшебное колечко.

    Старуха с дочерью радуются корзине подснежников и Дочка забирает себе золотое колечко. Они идут во дворец.

    Королева объявляет, что декабрь не закончится, пока не принесут подснежники, и принимает послов и корзины с цветами. Но подснежников в них нет. Приходят Старуха и дочка.

    Старуха рассказывает как они собирали подснежники и Королева велит принести шубы, чтобы всем отправится в лес за земляникой. Старуха признается, что это Падчерица собирала подснежники. Королева посылает солдат за Падчерицей и велит всем собираться в лес.

    Королева и придворные мерзнут в лесу. Они удивляются тому, что солдатам жарко.

    Старуха приводит Падчерицу. Падчерица говорит, что ей нужно ее колечко. Королева бросает колечко в прорубь. Падчерица обращается к Апрелю. Наступает весна, а Падчерица исчезает.

    Наступает лето, появляются ягоды, потом приходит осень и снова зима. Послы и придворные убегают.

    Появляется старик Январь и начинает исполнять желания. Профессор просит чтобы все снова шло своим чередом, Солдат хочет согреться, Старуха и Дочка просят шубы. Они получают шубы на собачьем меху и превращаются в собак.

    Падчерица сидит у костра с Двенадцатью месяцами. Апрель возвращает ей колечко. Месяцы дарят Падчерице сундук с подарками.

    К костру добираются Королева, Профессор, Солдат и собаки. Падчерица узнает в собаках Мачеху и дочку.

    Королева просит Падчерицу подвезти их в санях, Падчерица всех сажает в сани и дает шубы. Месяцы желают всем счастливого пути.

    Иллюстрации и рисунки к сказке «Двенадцать месяцев»

    1

    2

  • Сказка двенадцать месяцев читать полностью маршак
  • Сказка две лягушки читать текст
  • Сказка две лягушки пантелеев рисунки
  • Сказка две лягушки японская сказка
  • Сказка двенадцать месяцев актеры и роли 1972