Сказка две лягушки читать текст

С. михалков аисты и лягушки оборудование: учебник о.в. кубасовой литературное чтение, 2 класс. раздаточный материал. материалы на
С. Михалков «Аисты и лягушки»

Оборудование:

·                                 Учебник О.В. Кубасовой “Литературное чтение”, 2 класс.

·                                 Раздаточный материал.

·                                 Материалы на электронных носителях

·                                 Потрет С.В. Михалкова; выставка книг писателя.

Ход урока

I.                                                         Организационный момент:

АУТОТРЕНИНГ.

Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.

— Вы чувствуете солнечное тепло? Пусть сегодня на уроке благоприятствует теплая дружеская атмосфера.- Садитесь, пожалуйста.

II. Постановка учебной задачи:

У: Для чего в школе необходим урок литературного чтения? Чему на этом уроке мы должны учиться?

У: Молодцы! Сегодня мы продолжаем совершенствовать и развивать эти навыки, и конечно же, познакомимся с новым произведением.

III. Звуковая разминка

У: Прежде чем перейти к реализации основных целей и задач урока, проведем звуковую разминку.

Какую цель она преследует?

Д: Научиться четко, произносить звуки, читать целыми словами, развивать зрительную память, внимание, речь, расширить словарный запас.

У: Выполняем упражнение № 1 (ИКТ). Вдохнув ртом и носом, на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки сначала с глухим звучанием, затем со звонким. Для удлинения выдоха постепенно увеличивайте количество слогов на выдохе.

Чтение блоков

Бак     без     бид     боч     бум     бык     

Вар     вес     виз     вод      вуз     выс

Газ      Гер    гит     год      Гус      душ

Жар    жел   жим    жор     жук    Жур 

Зар     зем     зим     зол      зуб     зыб

Кар     кем    кин     кол     куб     кыш

Лак     лес     лис     лом     лук    лыж

Мак    меч    мир     моч   мух     мыл

Наг     нез     ник      нор   нут     ныр

Мак    меч    мир     моч   мух     мыл       

Наг     нез     ник      нор   нут     ныр              

Так     тез     тип     топ     туз     тыч

Фас    фес    фин    фор     фут    фыр

Хар    хек     хищ   хор      худ

Цап    цек     цир   цок      цуп     цып

Чаш   чер     чик    чок     чуш

Шап  шес     шиф  шов    шуб щуп

Упражнение № 2 Таблица Шульца

4      20    11     24    7

18    15      5     17    14

 2      22    16    10    21

12     9      19    13    8

25     1        6      3     23

Упражнение № 3 Выдели голосом подчёркнутые слова.

Выполни упражнения на расстановку логического ударения (выделяя голосом наиболее важные по смыслу слова). Прочитай, расставляя логические
ударения в вопросе и ответе:  

Скороговорки

Цапля, стоя на крыльце, написала букву «Ц»? Цапля, стоя на крыльце, написала букву «Ц».

Цапля, стоя на крыльце, написала букву «Ц» ? Цапля, стоя на крыльце, написала букву «Ц» .

Цапля, стоя на крыльце, написала букву «Ц» ? Цапля, стоя на крыльце, написала букву «Ц» .

Цапля, стоя на крыльце, написала букву «Ц» ? Цапля, стоя на крыльце, написала букву «Ц» .

Не найду я ушки у нашей лягушки? Не найду я ушки у нашей лягушки!

Не найду я ушки у нашей лягушки? Не найду я ушки у нашей лягушки!

Не найду я ушки у нашей лягушки? Не найду я ушки у нашей лягушки!

Не найду я ушки у нашей лягушки? Не найду я ушки у нашей лягушки !

IV. Проверка домашнего задания.

У: Что мы проверяем на данном этапе урока?

Д: Проверяем свои навыки: правильность, беглость, осознанность, выразительность.

IV. Проверка домашнего задания.

У: Скажите, пожалуйста, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

Д: Мы познакомились с произведением “Волшебные краски”.

У: Кто автор этого произведения?

Д: Это произведение написал Е. Пермяк.

У: Посмотрите на данную таблицу жанров литературных произведений и выберите тот, к которому относятся “Волшебные краски” и почему?

Жанры:

§                                  Рассказ

§                                  Сказка

§                                  Басня

§                                  Былина

§                                  Стихотворение

§                                  Песня

* Выслушиваются ответы детей и приходим к выводу, что это – сказка.

У: А сейчас проверим, как вы подготовились к чтению и пересказу данного произведения.

У: Приготовьтесь к работе в парах.

* Дети 1 варианта – читают отрывок 1/2 страницы, пересказывают, отвечают на вопрос по содержанию текста – товарищу по парте 2 варианта. Затем дети меняются ролями. Чтение вполголоса. По команде учителя “Начали!” дети начинают работу. По команде “Стоп! Закончили работу!” – заканчивают работу.

*Дети выполняют задание, работая в парах.

У: Спасибо!

Коллективная работа

У: Выборочное чтение.  

1 вопрос – Найди и прочитай, что написано о волшебных красках;

2 вопрос – Прочитайте ту часть сказки, где описаны рисунки, которые сделал добрый мальчик;

3 вопрос – Почему так получилось, краски то ведь были волшебными?

4 вопрос – Как мальчик относился к людям? Это хорошо или плохо?

5 вопрос – А чтобы рисунки получались хорошими, что нужно для этого?

6 вопрос – Научился ли мальчик рисовать в будущем?

7 вопрос – Какими красками он рисовал всю оставшуюся жизнь?

8 вопрос – Почему у него стало получаться рисовать даже простыми красками?

9 вопрос – А что думали люди, глядя на эти рисунки?

У: Найдите и прочитайте самую важную на ваш взгляд часть сказки.

* Дети находят данную часть и читают.

У: Какой вывод вы сделали для себя из содержания данного произведения?

* Дети зачитывают выводы и показывают рисунки, приготовленные дома.

У: Какие пословицы о труде можно отнести к данному произведению?

Физкультминутка: гимнастика для глаз.

V. Знакомство с новым произведением.

.У: Сегодня мы познакомились с произведением известного детского поэта и писателя. А впрочем, послушайте отрывок из его стихотворения:

Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал…

(Дело было вечером,
Делать было нечего
).

Д: Написал это стихотворение С.В. Михалков.

* Учитель открывает портрет С.В. Михалкова.

У: Какие произведения С.В. Михалкова вам знакомы?

* Дети называют произведения, а учитель составляет выставку книг писателя; рассматриваются 2–3 книги, их год издания; называются издательство, художники-оформители и т.д.

У: Для кого Сергей Владимирович пишет свои произведения? О ком они?

Д: Он пишет свои произведения для нас, детей; они о детях, о животных.

У: Многие удивляются, как в таком преклонном возрасте С. Михалков продолжает писать произведения для детей.

– Как вы думаете? Почему?

*Выслушиваются мнения детей.

2. У: На прошлом уроке некоторые дети получили задание – найти материал о жизни С. Михалкова. Поделитесь с нами это информацией.

* 2–3 ученика рассказывают биографию поэта.

– Молодцы! Спасибо!

У: Прочитайте название нового произведения (с. 42).

– Можно ли по заглавию узнать, кто герои этого произведения?

– Но так ли это? Попробуем ответить на этот вопрос после прочтения произведения.

Чтение-спринт (по команде учителя “Начали!” “Стоп!”)

У: Возьмите простой карандаш и при чтении подчеркните непонятные слова.

* Дети читают и выделяют непонятные слова.

У: А теперь, чтобы ещё лучше понять это произведение, я прочитаю его ещё раз.

* Читает учитель

– Какие слова вам были непонятны?

– Поделитесь своими впечатлениям о прочитанном (дети делятся своими впечатлениями)

Физминутка про лягушку

На болоте две лягушки,

Две зеленые квакушки

Утром рана умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровье в чем секрет!

Всем друзьям – физкульт-привет!

У: Соответствует ли заголовок содержанию произведения? Почему?

– Сколько персонажей вы насчитали?

– А почему же тогда назвали “Аисты и лягушки”?

– Посоветуйтесь с товарищами и скажите, к какому из этих литературных жанров можно отнести это произведение?

Д: Мы считаем, что это басня или сказка.

У: Что такое басня?

– О чем же, если вы считаете это произведение басней, оно рассказывает?

Д: Басня рассказывает о взаимоотношении животных.

У: Взаимоотношения животных отчасти напоминают взаимоотношения кого?

Д: Такие взаимоотношения напоминают взаимоотношения людей.

У: А что же в этом произведение сказочного?

– Значит, текст “Аисты и лягушки” можно назвать сказкой о животных? Или нет?

Над этим вопросом мы ещё подумаем.

У: Совсем по-детски выглядит этот спор. Скажите, какие качества своих персонажей осуждает писатель, выставляя их напоказ?

Д: Автор осуждает неуступчивость, болтливость, назойливость, хвастовство героя этого произведения.

У: Какие чувства испытывают сами персонажи?

– Какой эпизод произведения соответствует иллюстрации в учебнике?

* Дети делятся своим мнением.

У: Итак, давайте попробуем доказать, сказка это или басня.

– Как вы думаете, это произведение писалось ради аиста или лягушки?

Д: Я думаю, что оно написано для людей.

У: Найдите слова в тексте, которые вы считаете главными?

* Дети находят и читают отрывок.

– Чему хочет нас научить автор?

Д: С. Михалков хочет нас научить быть скромными, не хвастаться, уметь дружить, не ссориться и т.д.

– Значит в этом произведении больше нравоучительности, чем занимательности и сказочности?

Д: Мы думаем, что здесь больше нравоучительности.

У: Тот главный отрывок текста, который вы прочитали, автор называет выводом, моралью.

А мораль бывает где?

Д: В басне.

У: Хотя аист и рассердился на лягушку по-человечески, а поступает он с ней, как настоящий живой аист.

Вот что получается, когда не умеют дружить. Сам автор считает это произведение поучительной сказкой, но во многих сборниках она отнесена к басням.

Ведь басня это- короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи.

У: Можно ли это произведение (басню) прочитать по ролям? Почему?

– С какой интонацией вы должны произносить слова героев?

Работа в парах.

У: – Сейчас поработаем в парах. Прочитайте 1/2 текста товарищу выразительно, соблюдая все знаки препинания, передавая нужную интонацию голоса героев.

Чтение по ролям

Сначала читают и инсценируют басню “Аист и лягушка” подготовленные дети (2 ученика), а затем 2–3 раза прочитывается сказка по ролям учениками класса.

* Дается оценка чтения по ролям и её аргументирование.

У: Учитывая все замечания, дома вам необходимо закрепить умение читать по ролям.

. Домашнее задание

У: С. Михалков написал много таких смешных сказок, басен; посетите библиотеку и найдите другие басни; выберите ту, которая вам больше всего понравилась, прочитайте её. В тетрадях по чтению сделайте рисунок и вывод по данному произведению.

VIII. Итог урока.

Итак, урок подходит к завершению. Мне хочется поблагодарить вас за работу, оценить её и задать несколько вопросов:

– С каким произведением мы познакомились?

– Кто автор?

– Чему научила вас эта басня?

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ПО ТЕМЕ

Л. ПАНТЕЛЕЕВ  «
ДВЕ ЛЯГУШКИ»

Дата: 17.02.2020г.

Учитель: Якушева Татьяна Васильевна

Предмет: литературное чтение

Класс:

Тема: Л.Пантелеев  «Две лягушки»

 Цель:

ü
формирование читательской
компетентности учащихся способствование осознанию себя как грамотного читателя,
способного к творческой деятельности;

ü
развитие умения
аргументировать свою деятельность, выражать отношение к героям, событиям, языку
произведения.

Планируемы
результаты:

Предметные:

ü
продолжить знакомство с
творчеством Л. Пантелеева; 

ü
проанализировать характер
героев с опорой на сюжет, понять мотивацию поведения;

ü
учащиеся научаться
осознанно,  читать с целью удовлетворения интереса, приобретение читательского
опыта.

Метапредметные:

(познавательные
УУД)

§ 
находить необходимую
информацию для выполнения учебных заданий;

§ 
строить речевое
высказывание в устной форме;

§ 
учить основам смыслового
чтения, выделять существенную информацию.

(коммуникативные
УУД)

§ 
слушать и вступать в
диалог, формировать собственное мнение и позицию;

§ 
учувствовать в
коллективном обсуждении;

§ 
строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.

(регулятивные
УУД)

§ 
принимать и сохранять
учебную задачу;

§ 
выделять необходимую
информацию из текста;

§ 
оценивать правильность
выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.

(личностные
УУД)

§ 
формировать мотивационную
основу учебной деятельность, учебно- познавательный интерес к новому учебному
материалу;

§ 
развитее этических чувств
как регуляторов морального поведения;

§ 
развивать способность к
самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: портрет Л. Пантелеева, учебник, раздаточный
материал,

Ход урока.

I.
Организационный момент.

1. Учитель
приветствует и знакомится с детьми.

Я очень рада
встрече с вами. Давайте друг другу улыбнемся.

П. Сообщение
темы урока.

Учитель:
Ребята, какие жанры литературных произведений вы знаете?

( рассказы,
сказки басни, загадки пословицы, …

-Ачто свойственно для сказки?  (жили-были, герои разговаривают)  

 предугадывание предстоящего чтения).

Не падай духом

Иногда
можно услышать такое выражение—не падай духом!

—Как вы его понимаете? ( старайся, иди вперёд,

—В какой
жизненной ситуации люди говорят друг другу «Не падай духом!» А вам говорили когда-нибудь
так?

—Что нужно делать, когда попадаешь в беду?( бороться, находить
выход из ситуации) :

 «Влияют ли качества характера человека
на его способность преодолевать трудности?»

—А может
ли такая история быть в нашей книге?

О ком пойдёт речь в нашем произведении сегодня ?

Загадка:

Скачет зверушка

Не рот, а ловушка

Попадут в ловушку

И комар и мушка.

Кто догадался, о ком мы сегодня будем
читать на уроке?


лягушке) Слово учителя.

— Лягушки
— удивительные животные, они земноводные. Земноводных называют амфибиями.
Рождаются они в воде, и первую часть жизни живут в воде, а потом выходят на
сушу. Это безвредные животные.

— Чем они
питаются? (Комарами)

— А вы знаете, что в средней полосе России встречаются всего
четыре вида лягушек: озерная и прудовая (зеленой окраски), а так же травяная и
остромордая (коричневой окраски). Их длина достигает 17 см.

2.Работа по
теме урока.

Тема урока: «Две
лягушки»  Л. Пантелеев

Цель:по
знакомиться  с произведением  Л. Пантелеева  «Две лягушки»

План:

1.    
Познакомиться с биографией
и творчеством  Л.Пантелеева.

2.    
Слушание произведения.

3.    
Проанализировать 
произведение «Две лягушки».

Знакомство с
биографией и с творчеством Л. Пантелеева. 

Псевдоним-
Алексей Иванович Еремеев

Л. Пантелеев (1908 по 1987 гг) – детский
писатель. Родился в Петербурге, в семье военного. Писать свои первые
произведения начал в 18 лет.

— Л.Пантелеев — это
псевдоним, т.е. вымышленное имя или фамилия, которым подписывают некоторые
писатели свои произведения в печати. Этот псевдоним принадлежит Алексею Ивановичу
Еремееву — бывшему беспризорнику, воспитаннику Петроградской школы для
трудновоспитуемых ребят.

Самые яркие
произведения автора: «Буква «Ты», «Честное слово»,
» соавтор книги «Республика Шкид»

-Сегодня на уроке
литературного чтения мы познакомимся с  новым произведением  где герои не одна,
а…

 Давайте его
прослушаем.

1.    
Диафильм

Учитель: Работаем с маршрутным листом.

Какой жанр у 
данного произведения? Выберите в маршрутном листе правильный ответ. (проверим)
(сказка)

 I этап
маршрутного листа.

Басня

Сказка

Рассказ

Обведи
правильный ответ

Учитель: докажите что это сказка? Речевые  обороты:

(Сдайд: жили были, герои думают, говорят, повторы)

Учитель:  у этой сказки есть автор. Значит эта сказка  -авторская?

3 пункт
плана-Анализ сказки.

Задайте по
тексту вопрос, который может определить, насколько точно вы поняли  его
содержание.

. Работа по
содержанию.

1 абзац-

-Где жили лягушки-
подружки?

-Прочитайте, какими
они были по характеру?

2 абзац

-Куда попали лягушки
во время прогулки?

3 абзац

-Почему лягушки не
смогли выбраться?

4 абзац-

-Что случилось с
лягушкой лентяйкой?

-Прочитайте, какое
решение она приняла?

5 абзац

-Что вы можете
сказать о второй лягушке?

6 абзац-

-Как спаслась
лягушка?

Учитель: В тексте  нам встретились новые и малоупотребляемые
слова. слова.

БА-РАХ-ТАТЬ-СЯ        
—   БАРАХТАТЬСЯ

БУЛ- ТЫ-ХАТЬ-СЯ       
—   БУЛТЫХАТЬСЯ

ЗА-ХЛЕБ-НУТЬ-СЯ  
—      ЗАХЛЕБНУТЬСЯ

II этап
маршрутного листа.  (словарная работа)

1. Барахтаться

неглубокая и
неширокая траншея

2. Канава

делать
беспорядочные движения,

находясь в
жидкости

3. Погреб

Настойчивый,
стойкий, непреклонный

4. Бултыхаться

кладовая ниже
уровня земли,

для хранения
овощей и продуктов.

5. Упрямый

барахтаться,
плескаться

 Соедини слово с
его значением

Работа с
учебником (страница …..)

— Работаем с
учебником. Предлагаю прочитать сказку по частям. Стр. 115  и  озаглавить .

План

1.    
Две лягушки.

2.    
Шалости в погребе.

3.    
Лягушка-
лентяйка.                          Записать план в тетрадь

4.    
Храбрая лягушка.

5.    
Неожиданное спасение.

Ученики: Трусливая и ленивая  лягушка не стала
бороться за жизнь. А храбрая и упорная решила спасти себя.

Учитель: Прочитайте главную мысль прочитанной сказки?
(пока силы есть , буду бороться

Подобные ситуации
бывают с людьми?

Учитель. Молодцы вы  подметили главные черты в
характере героев сказки.  Давайте  составим сравнительную характеристику 
главных героев. Работаем с маршрутным листом задание № 3…. (слайд с ответом)

III этап
маршрутного листа. 

1 лягушка (лесная) image001

Характеристики

(соедини стрелками)

2 лягушка( городская) image002

Сильная

Лентяйка

Веселая

Трусливая

Храбрая

Настойчивая

Засоня

Волевая

Унылая

Безвольная

 Соедини
стрелками

Как
действовала в ситуации 1 лягушка: поплавала, побультыхалась, не вылезти, утону-
пессимист Неуверенный в себе человек, который не верит в успех и не
прикладывает усилий, чтобы найти выход из трудной ситуации и добиться успеха.

2 лягушка-
поплаваю, выйдет, буду бороться-
оптимист

Уверенный в себе
человек, настойчивый, упорный, не унывающий в любой ситуации, который всегда
верит в успех и прилагает усилия, чтобы найти выход из трудной ситуации и
добиться успеха.

— Могут ли люди тоже
попасть в сложные ситуации и бороться с трудностями или наоборот, не
справляться с жизненными испытаниями? — Кого вам напоминают эти лягушки?
Правильно. Они напоминают людей. Оптимист. Уверенный в себе человек, настойчивый,
упорный, не унывающий в любой ситуации, который всегда верит в успех и прилагает
усилия, чтобы найти выход из трудной ситуации и добиться успеха.  
Пессимист. Неуверенный в себе человек, который не верит в успех и не
прикладывает усилий, чтобы найти
выход  из  сложной ситуации и
добиться успеха.

 Учитель:?

С какой лягушки
надо брать пример?

Для кого написал
Л.Пантелеев сказку?( для детей)

А взрослые могут
читать её? Почему?(Л.Пантелеев писал и подразумевал людей)

Вывод: И врослые и дети могут научиться из этой 
сказки чему?(Выход из трудной ситуации)

 Проверка
на слайде
(самооценка сигнальные
карточки)

Физкультминутка

image003 

Учитель: в жизни бывают различные ситуации: веселые,
грустные, трудные. Какая ситуация была описана в этой истории? (трудная)

А.С.Пушкин сказал:
«Сказка- ложь, да в ней намёк,добрым молодцам урок…;

— Что автор хотел
показать этим  произведением? (никогда не сдаваться). Подтвердите словами
текста.

— В чем мудрость
этой сказки.?( Быть терпеливым, храбрым, старательным, стремиться справиться
с трудностями)

 Учитель:
Повернитесь к  своему соседу по парте, и дайте несколько советов как нужно
вести себя в трудной ситуации.

Вернемся к вопросу, который был задан в
начале урока:

«Влияют ли качества характера
человека на его способность преодолевать трудности?»

– Какими качествами должен обладать
человек, чтобы преодолевать трудности?

– Какие черты характера будете
воспитывать в себе?

. Прочитайте и подумайте, какая из них
наиболее полно отражает главную мысль рассказа?

·                                
Кто не
работает, тот не ест.

·                                
Смелый
побеждает, а трус погибает.

·                                
Лентяй
поленился, а упорный добился.

·                                
Под лежачий
камень и вода не течёт.

·                                
Без труда не
вытащишь и рыбку из пруда.

Переход к
эпиграфу
  Вы все
молодцы, вы на уроке боролись, искали, находили правильные ответы. И если у вас
что-нибудь, когда-нибудь не будет получаться, и  почти опустятся руки, вы не сердитесь,
не злитесь, не ругайтесь.

Бороться и искать
найти, и не сдаваться,

Хороший девиз во
все времена.

Не стоит лишь в
силах своих сомневаться.

И давайте скажем
хором «Не падай духом, борись, ищи ,не отступай и
не сдавайся»

            -Можем
мы эту сказку назвать поучительной? Почему? Чему она нас учит? (Не падать
духом
)

-Какова главная мысль сказки? (Никогда не опускать руки и
не сдаваться
).

Рефлексия. image004

Викторина по сказке А. Пантелеева «Две лягушки»

1.   
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_1.png Где
жили лягушки?

Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png в
болоте 
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png в
канаве 
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png в
городском парке 
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png в
пруду 

1.   
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_1.png Когда
лягушки пошли погулять?

Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png вечером 
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png ночью 
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png на
рассвете 
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png днём 

1.   
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_1.png Куда
лягушки забрались?

Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png в
кухню 
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png в
погреб 
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png в
сарай 
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png в
комнату 

1.   
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_1.png Что
из перечисленного НЕ любят лягушки?

Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png плесень 
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png мох 
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png сметану 
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png грибы 

1.   
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_1.png Куда
они свалились?

Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png в
горшок со сметаной 
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png в
бутылку с кефиром 
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png в
блюдце с молоком 
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png в
банку с вареньем 

1.   
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_1.png О
чём НЕ подумала ленивая лягушка?

Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png «Пока
есть силы, буду барахтаться» 
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png «Только
время даром тратить» 
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png «Уж
лучше я сразу утону» 
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png «Только
нервы даром трепать» 

1.   
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_1.png О
чём думала храбрая лягушка?

Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png «Все
равно мне отсюда не вылезти» 
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png «Что
же я буду напрасно барахтаться» 
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png «Нет,
сдамся» 
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png «Нет,
братцы, утонуть я всегда успею» 

1.   
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_1.png Какое
выражение употребила лесная лягушка в своих мыслях?

Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png «Шалишь,
лягушачья смерть» 
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png «Балуешься,
лягушачья смерть» 
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png «Озорничаешь,
лягушачья смерть» 
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png «Резвишься,
лягушачья смерть» 

1.   
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_1.png Что
случилось со сметаной?

Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png она
высохла 
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png из
нее получился сыр 
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png из
нее сбилось масло 
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png из
неё получился творог 

1.   
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_1.png В
каких словах выражена главная мысль сказки?

Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png «Не
падай духом!» 
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png «Откуда
взялось масло?» 
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png «А
там – что будет» 
Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56cb7032135ce/user_file_56cb7032135ce_0_2.png «Как
уж придётся» 

Конспект  урока по
литературному чтению в 3 классе

Тема: Образ
героя – животного в авторской  сказке В. М. Гаршина

             «Лягушка – путешественница».    

Цель: формировать
представление учащихся об   особенностях жанра     литературной  сказки о
животных.

Задачи:

— обучающие              
учить давать характеристику герою сказки,

                                        
используя приём  «словесное рисование» ;                                      
-развивающие —           развитие творческих способностей,
связной

                                      
речи, памяти;

-воспитательные
—   
содействовать воспитанию нравственных качеств:

                                     
Находчивости, сообразительности, смелости,

                               
      правдивости.

Тип урока
:               
урок обобщения и систематизации знаний

Необходимое
техническое оборудование :
мультимедийная
презентация, индивидуальные карточки для тестирования.

                            
 Ход урока

1.Организационный
момент
-Долгожданный дан звонок, начинается урок.

— Ребята!
Готовы к уроку?!

 -Давайте
улыбнёмся друг другу, поприветствуем друг друга!
2.
     Проверка
домашнего задания
 
 — Домашнее задание (нарисовать рисунок к сказке)
(показать по рядам, показать друг другу, оценить)

3.Речевая
разминка


Прочитаем «жужжащим чтением». (Слайд 1)

Вдоль по речке, по водице.
Плывёт лодок вереница.
Впереди корабль идёт, 
За собою всех ведёт. (Утка с утятами)

* * *
Выпучив  глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает. 
(Лягушка.)

       Что
это за текст ?(загадка)
1)Прочитайте текст про себя
2)Прочитайте тихо с нарастанием
3)Читать громко с переходом на тихое чтение
4)Вопросительно
5)С радостью, все вместе
— Как вы думайте, почему к этому уроку я выбрала именно эти загадки ?
(Ответы детей  Слайд 2)
4.  Актуализация
знаний

— Сегодня мы отправимся в бюро находок. Слайд
3

 (Иллюстрации « Каша из топора», «Золушка»,
«Сказка о мёртвой царевне», «Лиса и журавль», «Маша и медведь», «Лягушка –
путешественница».)

Учитель читает вопросы:

1. В какой сказке герой, имеющий отношение
к службе, приготовил обед из металлического орудия для рубки леса?( «Каша из
топора»).

2. В какой сказке говорится про обувное
изделие, потерянное владелицей на балу?( «Золушка» Ш. Перро).

3. В какой сказке было говорящее зеркало?(«Сказка
о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин).

4. Какая сказка заканчивается словами «Как
аукнулось, так и откликнулось» и с тех пор дружба врозь? («Лиса и журавль»).

5. В какой сказке героиня приговаривала
следующие слова «Высоко сижу, далеко гляжу… »?( «Маша и медведь»).

6. Героиня сказки мечтала о тёплых
странах, где много мошек. (В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»).

Слайд 4.

 Таблица

— На какие две группы можно разделить
названные вами сказки? (Народные, авторские или литературные)

— Каковы особенности литературной сказки?

— Чем она отличается от народной?

Народная сказка

Литературная сказка

1.
Автор — народ

1.
Автор – конкретное лицо

2.
Существует в устной форме.

2. Создаётся в письменной форме.

3.
Каждая сказка существует в нескольких вариантах. Создатель может вносить
изменения.

3. Внесение изменений не допускается.

4.
Время создания определить невозможно.

4. Время создания сказки известно.

5. Народная сказка ограничена жанром:

— волшебная;

— бытовая;


о животных;

5. Не ограничивается определённым
жанром; включает в себя черты и бытовой, и волшебной, и сказки о животных, и
даже фантастику.

5.     Работа
по теме урока

Слайд 5.

— Сегодня на уроке чтения мы продолжим
работу со сказкой В. М. Гаршина «Лягушка – путешественница». Будем учиться
читать выразительно, давать характеристику главному герою сказки, развивать
внимание и сообразительность.

Составление образа героя – животного
приёмом словесного рисования
.

Всеволод Михайлович Гаршин написал сказку
«Лягушка-путешественница», когда ему было 32 года. И вот уже почти 120 лет её
читают дети. Эта сказка пронизана такой лёгкой иронией, что читать её одно
удовольствие. Главный герой этого произведения имеет разнообразные качества
характера.

Давайте их назовём.

— Какая лягушка?

Да, только умный будет вести себя так,
чтобы не уронить своё достоинство
. Слайд 6

Давайте возьмём слово умная для
словесного рисования образа лягушки. Докажите это.

А теперь прочитайте, о чём она думала во
время тёплого дождика.

Прочитать постарайтесь так, чтобы нам,
слушателям, удалось представить, как лягушке было приятно сидеть под дождём.
Если наша героиня наслаждается жизнью, значит, какая ещё черта характера ей
присуща? Занесём в свой словарик ваши ответы – жизнелюбивая, жизнерадостная,
оптимистичная.

Физкультминутка
 Слайд 7

На болоте две
подружки,
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались, 
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Видим, скачут по опушке
Две весёлые лягушки,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгай с пятки на носок.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям – физкультпривет!

(Ученики
выполняют движения согласно текста.)

— Несмотря на то, что лягушка так любила
жизнь, была умна, можно ли её назвать осторожной? Докажите текстом.

— Обратите внимание на тонкую авторскую
иронию. К какой утке обратилась с вопросом лягушка? Самая толстая утка, по её
мнению, значит, самая умная?

— А вспомните, где лягушка размышляла? И
что она придумала? Прочитайте. Передайте голосом лягушачий восторг.

— А теперь прочитайте предложение, в
котором говорится о выражении её морды, когда она сообщала уткам о своём
решении. Передайте голосом иронию автора.

— Прочитайте, как путешествовала лягушка с
утками. Подумайте, если б лягушка была осторожна до трусости, отправилась бы
она в такое опасное путешествие? Какую черту характера лягушки можно добавить?
Внесём слово «храбрая». Что лягушке не совсем нравилось во время полёта?
Прочитайте.

-Чему радовалась лягушка во время полёта?
Кем она гордилась? Докажите текстом. Какое слово мы добавим к характеристике
нашей героини? -Запишите в словарик «самолюбивая», «себялюбивая»,
«самовлюблённая».
О какой черте характера говорит поведение лягушки на
отдыхе? Почему вы так считаете? Допишите ещё одно слово – «хитрая».
Иногда эти черты характера, сочетаясь друг с другом, порождают хвастовство.

— Как вы, ребята, считаете, это
положительная черта характера? Можно ли лягушку назвать хвастливой? Почему? Слайд
8

Слайд 9.

УМНАЯ САМОЛЮБИВАЯ РЕШИТЕЛЬНАЯ

ЖИЗНЕЛЮБИВАЯ ХИТРАЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНАЯ

ХРАБРАЯ ХВАСТЛИВАЯ ЛЮБОПЫТНАЯ

— Давайте эпизод прочитаем по ролям.
Найдите  абзац «На следующем отдыхе»…

— Распределим роли. Читать до слов «Утки
громко закричали… »

— Прочитайте, как лягушка вела себя в
чужом пруду. Вот так бесславно закончилось путешествие главной героини сказки.

— Расскажите, какой была лягушка.

6. Закрепление изученного.

1. — Почему не состоялось путешествие
Лягушки? Выбери правильный ответ.

а) лягушки не умеют летать;

б) прутик, за который держалась лягушка,
оказался непрочным;

в) из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

2. Вывод.

Ведь именно оно
помешало ей довести до конца хорошо начатое дело. Проблема хвастовства лежит в
основе произведения В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница». 
– Мы проанализировали с вами отношение автора в начале произведения к нашей
героини, а как он к ней относится в конце, изменилось ли его отношение. Давайте
посмотрим.
Чтение от слов: «Это я! Это я! И с эти криком…» до слов: «…на
краю деревни». 
Слайд 10
ПОЛЕТЕЛА ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ
БЕДНАЯ СПУТНИЦА
ДРЫГАЛА ВСЕМИ ЛАПАМИ
БУЛТЫХНУЛАСЬ В ВОДУ

– Посмотрите на
доску и прочитайте ещё раз. Какими пользовался словами Гаршин в начале сказки.
– А теперь, какими  словами он пользовался в конце. 
– Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине, судя по тому, как
он описывает падение?

7. Обобщающая
беседа
1)    Что
понравилось в произведении?
2)    Можно ли поговорку «Хвастовство само себя показывает»
соотнести с прочитанной сказкой? (Да, можно. Если бы лягушка не была такой хвастливой,
то, может быть, и долетела бы с утками до юга)
3)    Определите жанр произведения. (Сказка)
8. Работа в парах
Выберите правильный ответ и докажите, почему лягушка такая.
a)     Смелая
Глупая
Застенчивая
b)    Изобретательная
Нерешительная
Трудолюбивая
c)     Красивая
Хвастливая
Утешительная
d)    Добрая
Жестокая
Любопытная

 9.   Составление
синквейна
по уроку.(самостоятельная работа, выборочная проверка — зачитывают)

Слайд 11.

— Кто герой сказки? Лягушка

— Как она выглядит? Пучеглазая, толстая

— Каковы её действия в сказке? Соображает,
болтает, хвастается

— Что в характере лягушки вам понравилось?
Изобретает необыкновенный способ летать

Путешественница.

10.     Итог
урока
?

– Понравилась ли
вам наша главная героиня сказки и почему?
– Чему научила вас эта сказка? (Нельзя хвастаться, т. к. хвастовство
мешает совершать хорошие поступки). Слайд 12

11.Домашнее
задание
 Выделить для себя яркий эпизод сказки  и подготовить
пересказ.  

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА»

V КЛАСС

Аннотация. В статье даётся система работы по
изучению сказки «Царев- на-лягушка.

Ключевые слова: устное народное творчество,
волшебная сказка, фанта- стическое и реальное, анализ эпизодов, разные виды пересказов,
особен- ности народной сказки.

Abstract. The article provides the system for the studying
of the “The Frog Prin- cess” fairy tale and Russian proverbs.

Keywords: folklore, fairy tale, fantastic and reality,
analysis of episodes, different types of retellings, proverbs, people’s wisdom
and experience, brevity and expressiveness.

«В некотором царстве, в некотором госу-
дарстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич…» —
так, поэ- тически настраивая слушателей на восприятие дальнейшего хода событий,
начинается рус- ская народная сказка «Царевна-лягушка», так начинаются и многие
другие сказки, относя- щиеся к волшебным.

Народные сказки, передаваясь из поко- ления в
поколение, из уст в уста, постоянно совершенствовались. «Царевна-лягушка» мо-
жет служить примером высокого мастерства сказителей, сказка необычайно поэтична
и слажена. Именно высокие художественные достоинства сделали её любимым
хрестома- тийным текстом для школы, она издавна вхо- дит в школьные программы и
всегда вызывает интерес у детей 5 класса.

«Царевна-лягушка» — волшебная сказка.
Обращаясь к волшебным сказкам, нужно учи- тывать их особенности при изучении в
пятых классах. Волшебная сказка, происхождение которой фольклористы относят к
доклассово- му обществу, к временам глубокой древности, сохраняет черты давних
традиций, давно за- бытых верований. Она сочетает в себе сверхъ- естественное,
фантастическое и вполне ре- альные элементы действительности. Чем туже сплетены
узлы фантастического и реалисти- ческого миров, тем предметнее, ярче, убеди-
тельнее сказка и её герои.

Фантастичны превращения Василисы Премудрой в
то время, когда она должна ис- печь хлеб, выткать ковёр за одну ночь, но ра-
ботает она так же деловито, как обычная крестьянская девушка, сам процесс труда
реа- лен до мельчайших подробностей, поэтому сказка становится ещё интересней,
а события, описанные в ней, достоверней.

Нет ничего невероятного в том, что сред- ний и
старший сыновья царя женятся на бога- тых невестах, что младший оказывается са-
мым обездоленным, но необычно, что третью стрелу… держит лягушка. Однако без
первых двух реальных описаний, без предварительной психологической подготовки
слушателя и чи- тателя к восприятию столь необычного собы- тия сказка многое
утратила бы в своей худо- жественности.

В.Долгов. Илл. к сказке «Царевна-лягушка».
2001

Важно учесть это обстоятельство при из- учении
сказки: в связи с возрастом при первом прослушивании «Царевны-лягушки» дети
вос- принимают её наивно-реалистически, текст для них не разделяется на
фантастическое и реальное. При анализе и дальнейшем разборе сказки учитель от
эпизода к эпизоду, от слова к слову показывает соединение реального и
фантастического планов, помогает сделать первые шаги к осознанию специфики
литера- туры как искусства.

Важно, чтобы учитель литературы, при- ступая к
изучению сказки «Царевна-лягушка», не настраивался на слишком лёгкий тон, что-
де тема проста, детям доступна, а потому все занятия в классе могут свестись к
прочтению и пересказу, что только изучение литератур- ных произведений
потребует более серьёзной работы. Внимательное прочтение сказки по- может
учащимся убедиться в цельности ха- рактеров произведений устного народного
творчества, осознать силу поэтических средств выражения и художественную цен-
ность изучаемой сказки.

Первый урок по изучению сказки «Царев-
на-лягушка», которая уже прочитана учащими- ся, начинается с небольшой беседы о
том, по- чему эту сказку мы называем волшебной.

Вступительное слово учителя может быть самым
разнообразным по форме: непреры- ваемый рассказ; рассказ, иллюстрируемый
отдельными выдержками из различных на- родных сказок, приводимыми либо самим
учи- телем, либо учащимися, которые вспоминают другие прочитанные ими или известные
им сказки. Вот один из возможных вариантов вступительного слова учителя:

В.Долгов. Илл. к сказке «Царевна-лягушка».
2001

«Сказка, к изучению которой мы присту- паем,
относится к волшебным, у неё даже на- звание необычное — “Царевна-лягушка”. От-
куда же в сказках появились все эти чудеса? Постараемся разобраться в этом. Вы
уже знаете, что создавались сказки в далёкие вре- мена, когда труд человека был
необычайно тяжёлым, изнуряющим, орудия труда наипро- стейшими, когда человек
боялся природы, не умел разумно пользоваться ею. Именно по- этому природа
представлялась человеку страшной, могучей, неподвластной человеку, и он
обожествлял её. Зверям приписывалось божественное происхождение: считалось, что
они могли говорить человеческим языком, ду- мать и чувствовать. Человек
старался “задоб- рить” силы природы. Так возникло почитание так называемых
священных животных, появи- лись сказки и небылицы, где царевна превра- щается в
лягушку, герою помогают разумно действующие звери. Следовательно, сказки

— это не простая выдумка сказочников, а от-
ражение давних верований. Мечта народа о лучшей жизни, лёгком и радостном
труде, по- корении природы, победе добра над злом вы- разилась во многих
народных сказках; об этом мы узнаем, когда будем перечитывать сказку
“Царевна-лягушка”.

У народной сказки много авторов и много
вариантов, каждый из вариантов имеет право на существование. Мы можем прочитать
в различных сборниках одну и ту же сказку, где

герои названы по-разному, их поступки могут
отличаться друг от друга. “Царевна-лягушка”, например, насчитывает 24 варианта.
Когда вы будете хорошо знать тот текст, который поме- щён в
учебнике-хрестоматии, можно будет сравнивать его с другими вариантами, кото-
рые нетрудно найти в библиотеках.

В сказке “Царевна-лягушка” встречаются
привычные для волшебных сказок начало (“В некотором царстве, в некотором
государстве… ”), концовка, троекратные повторения (было три брата, их жёны
получили от царя три зада- ния), постоянные эпитеты (добрый молодец, красная
девица), необыкновенные превраще- ния главной героини. Что они значат, как
помо- гают нам узнать героев, оценить их поступки? Чему нас учит сказка? Будем
же внимательно читать, перечитывать, слушать, наблюдать».

После вступительного слова учитель обра- тит
особое внимание на манеру произнесения, верное интонирование описаний (Кащеева
дуба, ковра, хлеба, работы Василисы Премуд- рой и пр.), чередование
повторяющихся собы- тий (встречи царевича с медведем, зайцем, се- лезнем,
щукой, приказы царя и оценки работы невесток), выявление характеров героев (Ва-
силисы Премудрой, Ивана-царевича), главных мыслей сказки (выражение народной
мечты о покорении природы, победе добра над злом).

Фронтальная беседа после чтения выявит,
насколько понят общий смысл текста, и на- строит учащихся на дальнейшую работу

освоение навыка художественного рассказы-
вания отдельных фрагментов текста:

1.            Как начинается сказка? Встречали
ли вы подобное начало в других сказках? Кто помнит иное начало сказки, но тоже
характерное для народных сказок? Произнесите правильно на- чальные строчки и
сделайте вывод о том, какое начало свойственно волшебной сказке.

2.            Можете ли вы сказать, как звали
царя и всех трёх братьев Ивана-царевича? Может ли кто-нибудь объяснить, почему
назван по име- ни только Иван-царевич? (Желательно подве- сти учащихся к выводу
о том, что сказка лако- нична и экономна в средствах изображения. В ней Иван —
один из главных героев, и он сразу выделен тем, что назван по имени.)

3.            Какие мечты народа воплощены в
сказ- ке? Кажутся ли они вам несбыточными? Есть ли среди них такие, которые в
наше время уже сбылись?

4.            Подумайте и скажите, как надо
расска- зывать сказку, чтобы слушать её было инте- ресно. Встречались ли вам
люди (родные, знакомые), которые интересно рассказывают сказки? (Не забудем
сказать о том, как важно сохранять во время пересказа зачины, кон- цовки,
троекратные повторы, постоянные эпи- теты, выбрать соответственный неторопливый
темп речи, сохранить связность, напевность, обыграть диалоги и пр.)

Такая беседа поможет выяснить, понят ли
школьниками сюжет сказки, её основные ге-

рои, каково первое впечатление от прочитан-
ного текста.

От последних вопросов легко перейти к новому
виду работы — обучению художествен- ному пересказу сказки. Этот вид работы тре-
бует от учителя кропотливой и длительной ра- боты: выяснить, какой именно текст
предстоит учащимся пересказать, что в нём сохранить без изменения, что передать
своими словами, какие интонации более всего подходят, как строится диалог, как
связан эпизод с преды- дущими и последующими, какова главная мысль эпизода, что
в нём самое важное.

Учащиеся 5 класса любят слушать чтение,
рассказывать сами, однако рассказы их одно- типны, их можно назвать свободными,
в них встречаются мельчайшие подробности, чаще всего не главные для текста, но
чем-то заинте- ресовавшие рассказчика. Вместе с тем в их пе- ресказах иногда
трудно уловить логику событий, характеры героев остаются в тени, диалоги пе-
ресказываются неинтересно, даже бойкие пе- ресказы хаотичны. Труднее всего для
учащих- ся — художественный и краткий пересказы.

Обучение художественному пересказу, то есть
пересказу, в котором максимально сохраняется авторский текст, его особенно-
сти, — дело ответственное, сложное и чрез- вычайно полезное. Школьникам 5
класса трудно подготовить к такому пересказу всю сказку или большой рассказ
целиком, по- этому начинать работу целесообразнее с подготовки отдельных
эпизодов, от произве- дения к произведению увеличивая объём отрывков.

Для этого этапа работы заранее на доске должен
быть написан или вывешен план, кото- рый будет ориентиром в подготовке домаш-
него задания. Учитель открывает на доске текст этого плана и отрабатывает с
учащимися один-два эпизода. Вот эпизоды, которые сле- дует подготовить учащимся
к следующему уроку для художественного пересказа:

1.            Выбор невест, или Как сватались
царе- вичи.

2.            Первый приказ царя (испечь
каравай хлеба).

3.            Второй приказ царя (выткать
ковёр за одну ночь).

4.            Третий приказ царя (приехать на
пир).

5.            Встреча царевича с медведем,
зайцем, селезнем, щукой.

6.            Иван-царевич и Баба-яга.

7.            У Кащеева дуба, или Чем
закончилась сказка.

Сказка — самый благодарный и благодат- ный
текст для того, чтобы показать, как звучит связная, напевная речь. Сказка легко
делится на отдельные эпизоды, пересказы этих эпизо- дов отрабатываются вместе с
учителем, класс внимательно следит за рассказчиками. В не- которых случаях
учителю полезно показать детям образец такого фрагментарного худо- жественного
пересказа:

«В некотором царстве, в некотором госу-
дарстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич.

Позвал однажды царь сыновей своих и го- ворит
им:

—           Дети мои милые! Пора вам о
невестах подумать!

—           За кого же нам, батюшка,
посвататься? Предложил им царь натянуть тугие луки: куда стрела упадёт, там и
свататься. Так и

сделали братья.

Пустил стрелу старший брат — подняла её
боярская дочь.

Пустил стрелу средний брат — подняла её
купеческая дочь.

Пустил стрелу Иван-царевич — подняла её
лягушка-квакушка.

Старшие братья свои стрелы сразу нашли, а Иван-царевич
два дня ходил по лесам и го- рам, на третий день в топкое болото зашёл. Смотрит
— сидит лягушка-квакушка, его стре- лу держит.

Хотел было бежать царевич, отступить от
находки, а лягушка и говорит ему человече- ским голосом: “Бери стрелу, Иван-царевич,
а меня замуж возьми. Жалеть не будешь…” По- думал-подумал Иван-царевич,
завернул её в платочек, принес в своё царство-государство». На первых порах
работы над художествен- ным пересказом образец пересказа учителя особенно
полезен для учащихся. Если уча- щиеся не овладели техникой краткого пере-
сказа, то учителю придётся ещё раз обратиться к этому виду работы. В этом
случае у учителя также должен быть готов образец краткого пе- ресказа того же
эпизода, который был исполь- зован для художественного пересказа: «В не-
котором царстве, в некотором государстве жил-был царь, было у него три сына,
младшего звали Иван-царевич. Позвал однажды царь сыновей и сказал, что пора им
подумать о не- вестах. Натянули братья луки: куда стрела по- падёт, туда и
свататься будут. Стрелы старше- го и среднего братьев подняли боярская и ку-
печеская дочери, а стрелу Ивана-царевича — лягушка-квакушка. Делать нечего —
принёс царевич лягушку в своё царство-государство».

К следующему уроку школьники готовят для
художественного пересказа текст всей сказки, но рассказывать они её будут по
эпи- зодам, названия которых были записаны на доске.

Второй урок целиком посвящается рабо- те с
текстом, более всего на уроке звучит сказка: в чтении учащихся и в их
пересказах, развёрнутых ответах на вопросы учителя, бе- седе об иллюстрациях
В.Васнецова, И.Били- бина, словарной работе1.

«Царевна-лягушка» — так названа сказка, самим
названием отдающая дань любимой и главной героине. Какая же она, эта героиня,
почему кажется прекрасной, почему называ- ется Премудрой? Вспомним, какой мы
видим Василису Премудрую в начале сказки…

Начиная работу с эпизодом «Выбор не- вест, или
Как сватались царевичи», учитель предлагает вспомнить, что царевич вначале
хотел отступить от своей находки, бежать. По- чему?

Внешний облик лягушки испугал его, опечалил.
Запомним, что так испугало, а впо- следствии мучило Ивана-царевича. Из-за
внешнего облика Царевны-лягушки над ним смеялись братья, всё это приводит
царевича к

поспешному решению поскорее избавиться от
лягушечьей кожи, сжечь её при первой же возможности.

Итак, царевич хотел отступить, но что удержало
его от подобного намерения? Как мы можем объяснить его последующее пове- дение?
Школьники внимательно вчитываются в текст. Лягушка говорит человеческим голо-
сом, говорит убедительно: «Возьми, Иван-ца- ревич, жалеть не будешь!» Её
немногие слова говорят о многом: лягушка-то необыкновен- ная, речь её спокойна,
полна какого-то не- объяснимого достоинства.

Что же удивляет в Царевне-лягушке? Ка- кой она
предстаёт перед нами в первый раз? А Иван-царевич? Выводы делают сами уча-
щиеся.

В работе над художественным пересказом эпизода
«Первый приказ царя» можно задать такие вопросы: как встречает Царевна-лягуш-
ка Ивана-царевича? Какими словами? Произ- несите их («Что ты так запечалился?
Иль услы- шал от своего отца слово неласковое?»). Ис- пытания, которым
подвергает царь своих невесток, помогают ещё более убедиться в необыкновенных
достоинствах Царевны-ля- гушки. Прислушаемся к её словам: царевна сразу
догадывается, что царевич опечален. Обратим внимание на то, какой теплотой, че-
ловеческой заботой проникнуты её слова, как задушевна её речь.

Знает ли царевна, что выполнит приказ царя?
Почему не говорит об этом сразу царе- вичу? (Царевна успокаивает
Ивана-царевича:

«Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше
спать-почивать: утро вечера мудренее»). Ца- ревна знает, что выполнит задание
царя, но не торопится заранее сказать об этом. Учащимся нетрудно объяснить это,
заметить в царевне качества скромного и умного человека.

Как можно объяснить, что именно в эпизо- де, в
котором описывается труд царевны, она впервые названа Василисой Премудрой? Для
чего столь подробно описывается самый труд её? («…обернулась красной девицей
Василисой Премудрой — такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером
описать! Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшенич- ную,
замесила тесто белое, испекла каравай — рыхлый да мягкий, изукрасила каравай
разны- ми узорами мудрёными: по бокам — города с дворцами, садами да башнями,
сверху птицы летучие, снизу — звери рыскучие».)

Стоит обратить внимание, что царевну на-
зывают Премудрой тогда, когда рассказы- вают, как она трудится, и на то, что в
этом эпи- зоде соединены волшебное превращение ля- гушки в царевну и вполне
реальное описание её труда.

Работу с пересказом третьего эпизода —

«Второй приказ царя (выткать ковёр)» можно
несколько усложнить, предложив учащимся вопрос: чем отличается работа Василисы
Пре- мудрой от работы других невесток? (Она ткёт сама, невестки созывают
мамушек, нянюшек и красных девушек. От прикосновения её иглы ковёр сразу
оживает, хотя и неизвестно, чем она вышивает, мамушки вышивают и ткут «кто
серебром, кто золотом, кто шёлком», но ника-

кого волшебства в их работе не происходит.)
Итак, что нас удивляет в описании труда Васи- лисы Премудрой? Она всё делает
сама, труд её волшебный: всё оживает под искусными руками мастерицы. Описывая
необычную ра- боту Василисы Премудрой, автор-народ из- меняет даже стиль
изложения, появляется иной ритм, прочитайте и проследите (этот текст надо
заранее написать, а затем обратить на него внимание учащихся):

Где кольнёт иглой раз — цветок зацветает,

Где кольнёт другой раз — хитрые узоры идут,

Где кольнёт третий — птицы летят…

Совсем иное дело у других невесток: здесь
говорится о том, чем вышивали ковер, но ни- где не сказано, как они вышивали,
не сказано о радости их творческого труда, его нет. Сказ- ка это подчёркивает.

Вспомним и прочитаем эпизоды, в кото- рых
рассказывается, как постепенно возрас- тает восхищение царевича работой Василисы
Премудрой. Выводы делают дети. Необыкно- венное искусство удивило царевича. Его
удив- ление возрастает по мере того, как проявляет- ся мастерство царевны.

«…Глянул царевич на каравай — диву дал- ся:
никогда таких не видывал!»

«…глянул на ковёр да так и ахнул: такой этот
ковёр чудесный, что ни вздумать, ни взга- дать, разве в сказке сказать!»

Больше, чем испечённому караваю, уди- вился
царевич сотканному царевной ковру, он уже не «диву дался», но «ахнул». Если в
первом случае хлеб был такой, каких он «никогда не видывал», то во втором
случае ковёр был та- кой, «что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке
сказать». Здесь не только мастерство царевны отмечает народ, но и умение Ивана-
царевича оценить это мастерство.

Искусство, мастерство Василисы Премуд- рой
выделяет и царь. Школьники перескажут, как по-разному отнёсся царь к сделанному
своими невестками: резко, негодующе отвер- гает он сделанное старшей и средней
невест- ками, но восхищается трудом Василисы Пре- мудрой: каравай старшего
царевича приказал царь псам бросить, каравай среднего — от большой нужды есть,
каравай младшего —

«только в большие праздники есть!».

Ковром старшего «только от дождя лоша- дей
покрывать», ковёр среднего «…только у ворот… стелить», а ковёр младшего
царь рас- порядился в его горнице «по большим празд- никам расстилать!».
Полезно, чтобы школьни- ки постарались проанализировать оценки царя предметам,
сделанным его невестками. Нужно также объяснить, почему, оценивая ра- боту
Царевны-лягушки, царь повторяет выра- жение «по большим праздникам» и что оно
означает? Что хочет подчеркнуть автор-народ такой оценкой?

Художественный пересказ четвёртого эпизода —
«Пир» — поможет учащимся пред- ставить торжество царевны-лягушки над не-

умехами-невестками. Апофеозом мудрости царевны
является её появление на царском пиру: гремит гром, силы природы, подчиняясь
Василисе Премудрой, откликаются на её пре- вращение и появление. На пиру по
мановению её руки остатки пищи превращаются в озёра и лебедей, затем неожиданно
исчезают. Под- линная красота Василисы Премудрой — внеш- няя и внутренняя —
открылась всем. Что инте- ресного мы увидели в поведении Царевны- лягушки на
пиру? Какой мы видим её впервые? Интересно проходит работа с иллюстра- циями
В.Васнецова и И.Билибина. Учащиеся сравнивают трактовку Васнецова и Билибина:
Васнецов обращает внимание на танец Васи- лисы Премудрой, на музыкантов, её
окружаю- щих, Билибин — на то, как Василиса Премуд- рая удивляет всех
необыкновенными волшеб- ствами,        что         передаётся       через    лица
присутствующих на балу, нарисованных не-

обычайно выразительно.

Во время пересказа эпизода «Пир», бесе- ды и
работы с иллюстрациями Билибина и Васнецова учащиеся обратят внимание не только
на волшебства, которыми столь щедро удивила всех царевна, но и на её красоту,
ко- торая впервые стала всем очевидной. После этого школьники легко объяснят,
почему так торопится сжечь и сжигает лягушечью кожу царевич. Царевна
опечалилась, но она не бра- нит Ивана-царевича, а лишь горестно упрекает его и
одновременно помогает советом: «А те- перь прощай, ищи меня за тридевять
земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у
Кащея Бес- смертного. Как три пары железных сапог из- носишь, как три железных
хлеба изгрызёшь — только тогда и разыщешь меня…» Василиса Премудрая не
говорит, где искать её, но пред- упреждает, что путь будет долгим и трудным.
Это предостережение — тоже помощь.

Последний раз звучат слова Василисы Премудрой
в самом конце сказки: «Ну, Иван- царевич, сумел ты меня найти-разыскать, те-
перь я твоя весь век буду!» Царевна сдержала своё слово, осталась верной
царевичу.

Какой же предстаёт перед нами Василиса
Премудрая? Как относится Иван-царевич к царевне? Почему даже тогда, когда она
встре- чается впервые царевичу некрасивой лягуш- кой, что-то заставляет его
прислушаться к её словам, советам? Чем удивляет и покоряет она всех? Эти
вопросы прозвучат в беседе с учащимися и подведут их к соответствующим выводам
о цельности характера Василисы — Премудрой, прекрасной, сердечной, скром- ной,
терпеливой, заботливой, трудолюбивой, доброй, выразительницы народной мечты о
покорении природы, освоении более совер- шенного и радостного труда. В Василисе
Пре- мудрой соединены лучшие черты русского на- родного характера. И ещё:
Иван-царевич, впервые видя Царевну-лягушку, опечалился и задумался. Но,
подумав, всё-таки взял её с собой. Этот его поступок народ осмысляет и как
проявление милости, и как проявление бе- режного отношения к природе и к
каждому живому существу на свете. Он верит, что имен- но за такое отношение
рано или поздно насту-

пит справедливое воздаяние. А непродуман- ный
поступок Ивана-царевича (сожжение ля- гушечьей кожи), под которым народ
разумеет грубое, бесцеремонное разрушение природы, ведёт к печальным
последствиям, за которые приходится платить дорогую цену.

Задание на дом: подготовить выборочный
пересказ «Путь Ивана-царевича в поисках Ва- силисы Премудрой».

Третий урок начинается беседой (что было после
того, как царевич сжёг лягушечью кожу?). В ходе этой беседы учитель ведёт уча-
щихся от размышлений о характере Василисы Премудрой к обсуждению того, достоин
ли её Иван-царевич. Не надо бояться, если сначала некоторые учащиеся будут
говорить о том, что едва ли можно считать его достойным («Ведь он сжёг
лягушечью кожу», «Он хотел сначала отступить…»). В этом случае беседа
проходит ещё живее, потому что школьники начинают убеждать своих товарищей, что
царевич иску- пает свою вину, вспоминают путь Ивана-ца- ревича, рассказывают о
его поступках.

Каким же предстает в сказке Иван-царе- вич?
Если Василиса Премудрая отличается в первую очередь мудростью, то Иван-царевич

— активностью, милосердием и верностью,
которые более всего проявляются при его встрече с Василисой Премудрой и во
время её поисков.

После царского пира — кульминационного эпизода
сказки, когда Иван-царевич сжигает лягушечью кожу, наступает резкий поворот
сюжета: действие убыстряется, сказка прини- мает более динамический характер.
Меняются и характеры героев. Мы почти ничего не узна- ём о лягушке — она на
время исчезает из на- шего поля зрения, но меняется характер Ива- на-царевича.
Он вынужден волею обстоя- тельств принимать самостоятельные решения и, главное,
самостоятельно действовать.

Изменился ли Иван-царевич с тех пор, ко- гда
мы встретились с ним впервые? Как? Он хотел тогда «отступить», а сейчас? Сразу
ли он решает идти на поиски царевны?

«…Загоревал Иван-царевич неутешно.
Снарядился, взял лук да стрелы, надел желез- ные сапоги, положил в заплечный
мешок три железных хлеба и пошёл искать жену свою, Василису Премудрую…» (Этот
эпизод учащие- ся кратко рассказывают, отмечают, что царе- вич ни минуты не
раздумывает, его решение неизменно и появляется оно сразу же после исчезновения
царевны.)

Привычная сказочная формула: «Долго ли шёл,
коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело
делает- ся, две пары железных сапог протёр, два же- лезных хлеба сглодал» —
рассказывает о том, какой путь проделал Иван-царевич (школьники эти строки
читают и объясняют, понимая, что эти строки характеризуют царевича).

Вспомним о встречах Ивана-царевича со старым
старичком, Бабой-ягой, медведем, се- лезнем, зайцем, щукой. Как поведение царе-
вича во время этих встреч характеризует его? Как к нему относятся все, кто
встретился в пути? Почему в сказке подчёркивается, что царевич был голоден?
Почему хотел убить

зверей и не убил? Приходим к выводу: не только
жалость и доброта царевича переси- лили его голод, но и бережное отношение к
природе, умение по-доброму распорядиться ею. Постарайтесь объяснить, почему все
по- могают царевичу2.

Путь Ивана-царевича кончается у Кащеева дуба,
описание которого необычайно инте-

ресно тем, что подчёркивает, насколько труд-
но было победить Кащея Бессмертного, на- сколько неприятен и ненавистен Кащей
всему живому: ведь дуб «ветками красное солнце закрыл». Учащиеся соревнуются,
кто вырази- тельнее прочитает наизусть описание дуба и объяснит значение этого
описания. Чтобы по- мочь школьникам, учитель поставит вспомо-

гательный вопрос: «Была ли необходима по- мощь
царевичу в борьбе с Кащеевым дубом? Может быть, он справился бы один? Какой
этот дуб?» Прочитаем наизусть описание дуба:

«Стоит тот дуб, вершиной в облака упира- ется,
корни на сто вёрст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл. А на самой
его вершине — кованый ларец…» начале сказки: молчалив, даже боязлив, над ним
смеются братья, потому что он женится на лягушке. Но вот оказывается, что
лягуш- ка — царевна, она прекрасна и мудра. Братья уже не смеются над
Иваном-царевичем (ведь осрамились они со своими жёнами), а сам ца- ревич
отправляется искать Василису Премуд- рую. По пути он находит много помощников:
ему помогают звери, люди, даже Баба-яга. Жалость к животным, смелость,
терпение, вы- носливость — вот немногие, но яркие черты Ивана-царевича. Он
снискал уважение к себе тем, что справедлив, добр, смел, достоин ува- жения и
что борется он против Кащея, которо- го даже Баба-яга называет злодеем3.

Заканчивается урок словом учителя, под-
водящим итог проделанной работе.

Вот примерное содержание заключитель- ного слова
учителя: «Итак, мы с вами читали, пересказывали, выясняли смысл волшебной

сказки “Царевна-лягушка”. Теперь, зная хоро-

Вера Яновна окончила МГПИ им. В.И.Ленина в
1953 году. Начала свою тру- довую деятельность в подмосковной школе

№ 6 г. Балашихи и всегда с благодарностью и
теплотой вспоминает дружный коллектив учителей, который принял её, проявив вни-
мание и заботу. Здесь пришло ясное осо- знание своего призвания, верности из-
бранного жизненного пути.

Затем была ответственная работа председателем
Учебно-методического со- вета Министерства просвещения РСФСР. В 1967 году,
завершив обучение в аспи- рантуре на кафедре методики преподава- ния литературы
МГПИ, Вера Яновна защи- тила кандидатскую диссертацию по разви- тию устной речи
школьников, подготовила сборник «В защиту живого слова», посвя- щённый этой
всегда актуальной проблеме. В дальнейшем жизнь привела В.Я.Ко- ровину в НИИ
школ при МП РСФСР, где она продолжала разрабатывать систему рабо- ты по
обогащению речи учащихся, методику проведения вводных и заключительных уроков,
изучения творчества русских и за- рубежных писателей. В результате выходят
первые вариативные сборники, составлен- ные В.Я.Коровиной: «Сказки Пушкина в
школе», «Пушкин в школе», позднее — «От упражнений к системе развития речи», «На
подступах к риторике», «Фольклор и лите- ратура»; учебные хрестоматии: «Русские
поэты о родной природе», «Мифы народов мира», «Наш ХIХ век» (в соавторстве с

В.И.Коровиным) и др.

В 1994 году Вера Яновна защитила докторскую
диссертацию. Вместе с В.И.Коровиным и авторским коллективом

она принимает самое активное участие в
составлении так необходимого школе пуш- кинского энциклопедического словаря.

Программа и линия учебников, подго- товленные
коллективом авторов под ре- дакцией Веры Яновны, включает прове- ренные
временем классические художе- ственные произведения, предусматривает
формирование знаний и умений, позво- ляющих учителю за школьные годы вырас-
тить квалифицированных читателей и вос- питать их в любви к родной литературе,
ис- тории, культуре. Иными словами, Вера Яновна всю жизнь самоотверженно служит
делу школьного литературного образова- ния в нашей стране, всегда стремится по-
мочь учителю-словеснику выстроить такую систему работы, которая вовлекала бы
де- тей в творческое осмысление прочитанно- го, учила их анализировать,
оценивать ху- дожественное произведение, видеть ма- стерство писателя,
особенности его стиля, развивала устную и письменную речь уча- щихся, их
творческие способности.

Глубокоуважаемая Вера Яновна! За Вами стоит не
одно поколение школьных учителей, работающих по Вашим учебни- кам и
методическим пособиям. За Вами — сотни тысяч российских школьников, ус- пешно
обучающихся по Вашей программе. От всей души поздравляем Вас с юбилеем, желаем
крепкого здоровья, удовлетворе- ния от достигнутого, творческого и насы-
щенного работой долголетия, новых замы- слов и их свершения, прежней преданно-
сти делу своей жизни!

Редакция журнала

шо её содержание, вернёмся к разговору о том,
что сказки создавались не одним челове- ком, а целым коллективом. Сказочники,
пере- сказывая сказку из уст в уста, что-то добавля- ли, что-то изменяли, в
связи с этим появлялись различные варианты одной и той же сказки.

Мы говорили с вами о том, что “Царевна-
лягушка” имеет 24 различные записи. Какие же они, послушайте и сравните с тем
вариантом, который мы только что прочитали: в некоторых записях об обрядах
свадеб не говорится ничего, в других сказано, что во время венчания лягушку
держали на блюдце, в третьих подробно описы- вается, как Иван едет на свадьбу в
карете, а ля- гушку несут на золотом блюде, встречаются тексты, где лягушка
каждую ночь становится красавицей, а днём снова превращается в ля- гушку. В
некоторых текстах царевич сокруша- ется о своих несчастьях молча, в других
говорит: “Чего у меня сделат лягуша! Все станут сме- яться. Лягуша ползат по
полу, только квакат”. В некоторых текстах у Василисы нет имени, её называют
душой-девицей, иногда её имя ме- няется, она становится Еленой Прекрасной, в
других — созывает на помощь мамок-нянек.

Устное народное творчество создаётся народом,
выражает мечты многих поколений. Какие же мечты народа воплощены в сказке
“Царевна-лягушка”»? Учащиеся отвечают, вспоминая о том, как быстро и
необыкновенно удачно справилась лягушка с работой.

Сказка «Царевна-лягушка» рассказывает о том,
как добиваются герои победы, добра и справедливости. Добро и справедливость по-
беждают, но для этого сами герои проходят через трудности и испытания, и только
тогда, когда они сами становятся достойными этого высшего счастья, добро
торжествует.

Мудрость Василисы Премудрой мы наблю- даем на
протяжении всей сказки: она не только мудро отвечает, спрашивает, но печёт
необык- новенный хлеб, ткёт чудесный ковёр, живёт в согласии с природой,
которая ей помогает: гремит гром, предупреждая её появление; об- разуется озеро
с плывущими по нему лебедями. Так воплощается в сказке народная мечта о
единстве человека с природой, об умелом и бе- режном отношении человека к
природе, которая тоже не остаётся безучастной к человеку.

Иван-царевич в начале сказки мало дей- ствует,
кажется не очень умным, но, встреча- ясь с Василисой Премудрой, становится дру-
гим. Оказывается, в нём заложены и ум, и му- жество, и терпение.

Сказка «Царевна-лягушка» убеждает нас в том,
что и в жизни человек многого может добиться благодаря разуму и труду, сердеч-
ности и доброте, смелости и уму.

Уроки в различных школах (городских и
сельских) показали, что при нормальном темпе урока, когда учитель не разрешает
себе повто- рять одни и те же вопросы, отвлекаться от ос- новных вопросов, учащиеся
вполне успевают выполнить то, что запланировано на уроке.

К следующему уроку учащиеся готовят краткий
пересказ сказки, cтараясь передать самое основное в её содержании: приказ царя;

царевичи в поисках стрел; встреча с лягушкой;
мастерство царевны; сжигание лягушачьей кожи и поиски Василисы; старый
старичок; встреча Ивана-царевича с животными; Баба Яга; у Кащеева дуба; помощь
зверей; возвра- щение Ивана-царевич с Василисой Премуд- рой в своё
царство-государство. Учащимся предлагается также ответить на вопросы, по-
мещённые в учебнике-хрестоматии, напри- мер: «Почему эту сказку мы называем
вол- шебной? За что превратил Кащей Бессмерт- ный Василису Премудрую в лягушку?
Что ценит народ в людях и что осуждает?»

Кроме того, все учащиеся получают за- дание на
дом прочитать в учебнике-хресто- матии статью о сказках, которая поможет за-
крепить сведения, полученные в классе и не- обходимые для дальнейшего изучения
народного творчества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1Словарная работа организуется учителем,
например, во время работы с первым эпизо- дом сказки. Можно провести небольшие
на- блюдения с учащимися, спросив их, что и как меняется, если вместо слов: «В
некото- ром царстве, в некотором государстве жил-

был царь» — мы скажем: «В некотором царстве
жил царь…» или: «В государстве жил царь». Что изменилось? Как?

Во время пересказа эпизода «Приказы царя»
интересно обратить внимание на оттенки значений глаголов, передающие печаль ца-
ревича: опечалился, запечалился, печалить- ся — и на использование инверсий,
которые часто встречаются в обычной разговорной речи, усиливают и подчёркивают
главную мысль, оттеняют определения и эпитеты: слово неласковое, ковёр
чудесный, утро вечера мудренее, столы дубовые, скатерти узорчатые. Устное
народное творчество во- обще и сказки в частности помогают уча- щимся осмыслить
истоки искусства слова. 2«Природа и все животные ненавидели Ка- щея
Бессмертного, а поэтому помогали Ивану-царевичу в поисках Василисы Пре- мудрой…
Царевич был добрым, смелым, терпеливым, настойчивым, сначала не- счастным, его
все любили и хотели ему по- мочь…» — из ответов учащихся.

3Вспоминаются слова М.Горького, который

характеризует обобщённый образ сказочно- го
героя, сначала незаметного, преследуемо- го, кажущегося не очень умным, но
затем проявляющего самые светлые черты народ- ного характера: «Герой фольклора
— “ду- рак”, презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их,
всегда — побе- дитель всех житейских невзгод».

  • Сказка две лягушки пантелеев рисунки
  • Сказка две лягушки японская сказка
  • Сказка двенадцать месяцев актеры и роли 1972
  • Сказка две сестры читать
  • Сказка двадцать лет под кроватью