Сказка два жадных медвежонка чему учит сказка

Автор: глушкова инна юрьевнадолжность: воспитательучебное заведение: мадоу 1населнный пункт: томскнаименование материала: технологическая карта нод для детей средней группытема: два

Автор: Глушкова Инна Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 1
Населённый пункт: Томск
Наименование материала: Технологическая карта НОД для детей средней группы
Тема: «Два жадных медвежонка»
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 г. Томска

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности

детей в средней группе по теме: «Два жадных медвежонка»

Автор конспекта ННОД: Глушкова Инна Юрьевна, воспитатель МАДОУ № 1

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе

«Два жадных медвежонка»

Автор конспекта ННОД: Глушкова Инна Юрьевна, воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ №1 г. Томск

Задачи приоритетной образовательной области:

«Речевое развитие»

Формирование умения понимать образное содержание и идею сказки «Два жадных медвежонка».

-Стимулировать детей к коллективному пересказу сказки.

-Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической формы речи.

-Формирование словаря, интонационной выразительности речи.

-Способствовать эмоциональному восприятию сказки.

Задачи ОО в интеграции:

«Социально-коммуникативное»: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие умения слушать и слышать взрослого, не

перебивать, развитие умения вступать в контакт, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, навыков

сотрудничества, коммуникативных навыков, развитие эмоциональной отзывчивости, развитие уважительного и доброжелательного

отношения к окружающим;

«Познавательное развитие» : развитие любознательности и познавательной мотивации ; формирование познавательных действий(внимание,

память, мышление) ; развитие воображения и творческой активности.

«Физическое развитие»: обогащение двигательного опыта, развитие координации движений, мелкой и крупной моторики.

Результат образовательной деятельности:

ребенок отвечает на вопросы, участвует в диалоге, проявляет самостоятельность, активно взаимодействует со

сверстниками и взрослыми, эмоционально реагирует, сопереживает, ребенок обладает развитым воображением, проявляет волевые усилия, у ребенка развита

крупная и мелкая моторика, ребенок проявляет любознательность,

способен к принятию собственных решений, использует речь для выражения своих

мыслей.

Предпосылки учебной деятельности: формирование познавательной мотивации; умение работать по инструкции взрослого, умение удерживать

задачу на протяжении всего времени выполнения задания; формулировать собственное мнение, строить монологическое высказывание, вести

устный диалог в соответствии с грамматическими и синтетическими нормами родного языка, слушать собеседника, оказывать в сотрудничестве

взаимопомощь, участвовать в совместной деятельности; умение работать по заданному алгоритму, умение производить анализ и синтез объектов,

умение устанавливать причинно-следственные связи, сериацию, умение работать по иллюстрации.

Оборудование для педагога: сундучок, игрушки: 2 медвежонка, сыр; магнитная доска, магниты, телевизор (ноутбук), флешка с записью

музыкальной зарядкой «Два медвежонка».

Оборудование для детей: иллюстрации к сказке «Два жадных медвежонка», картинки для рефлексии с изображением веселого и грустного

медвежонка.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание ННОД

Образовательная

область (вид

деятельности)

Формы

работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Воспитатель: « Мы за руки возьмемся, друг

другу улыбнемся, и скажем дружно:

«Здравствуйте»!

(Воспитатель рассказывает присказку)

Любят сказку все на свете,

Любят взрослые и дети,

Любят слушать и смотреть,

Сказки могут душу греть

— Ребята, а вы любите сказки? Я их тоже очень

люблю, ведь именно сказка ведет нас в мир

приключений и волшебства.

— Принесла я вам волшебный сундучок. Хотите

узнать, что там? Садитесь поудобнее. (садятся

на коврик в кружок) (Предлагаю загадки)

1. Ходит летом без дороги

Между сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос.

Дети : медведь, медвежонок.

(Достаю из сундучка игрушку – медведя и

ставлю на ковер)

— Верно, медвежонок. Один медвежонок.

СКР

(коммуникативная,

игровая)

ФР (двигательная)

РР

РР (коммуникатив-

ная)

ПР

Ритуал начала

деятельности

Ситуативный

разговор

Игровая

ситуация

Загадки

Вопросы

Слово

Движение

Игрушки:

Медвежа-

та и сыр

Слово

Развитие свободного

общения и

взаимодействия

ребенка со взрослым и

сверстниками;

развитие

эмоциональной

отзывчивости.

Развитие

познавательной

мотивации;

Развитие

воображения,

мышления, внимания,

памяти.

Развитие

Активно взаимодействует

со взрослыми и

сверстниками.

Ребенок включён в

общение, достаточно

хорошо владеет устной

речью, знает назначение

предметов

Ребенок проявляет

(затем достаю еще одного медвежонка и

ставлю рядом)

— Еще один медвежонок.Сколько их? (два) — — —

— Правильно, два медвежонка.

-Следующая загадка.

2. Сделан он из молока,

Но тверды его бока.

В нем так много разных дыр.

Догадались ? Это…?

Дети: сыр (достаю игрушку муляж сыра и

кладу рядом с медвежатами).

(Обращаю внимание детей на предметы из

сундучка)

— Два медвежонка, сыр…,вам никакую сказку

они не напоминают?

Дети: «Два жадных медвежонка»

— Верно, два медвежонка и сыр мы можем

встретить в сказке «Два жадных медвежонка»

— Назовите мне других героев этой сказки?

Дети: Медведица, Лиса.

-Это очень интересная и поучительная

история. Давайте вместе ее вспомним и

расскажем.

Игровая

ситуация

любознательности.

Развитие творческой

активности.

любознательность;

обладает развитым

воображением.

Адекватно проявляет свои

чувства.

Знаком с произведениями

детской литературы.

Проявляет инициативу.

Основная часть ( содержательный этап)

(Вместе с детьми подходим к столу, на

котором лежат картинки с иллюстрациями по

данной сказке. Предлагаю взять картинки)

— Возьмите по одной картинке.

— Вы узнали, что на них изображено?

Дети: это картинки к сказке.

— Верно. Это иллюстрации к сказке «Два

жадных медвежонка». Внимательно

рассмотрите и разложите их по порядку.

Вспомните, с чего начиналась сказка, что

дальше в ней происходило, и чем она

закончилась. (Дети рассматривают, вместе

обсуждают, помогают друг другу, определяют

где начало, где конец. Затем воспитатель

предлагает детям оценить правильность

выполнения своей деятельности)

-Давайте посмотрим , сказка выложена

правильно?

Дети: да, правильно.

— А сейчас, по очереди, каждый возьмет свою

картинку, прикрепит ее на доску, и присядет

на стульчик. (дети прикрепляют на магнитную

доску свои картинки в порядке сюжета сказки,

и садятся на стульчики возле доски.

— Сказка собрана, пора ее и рассказать.

СКР (игровая)

ПР (игровая,

коммуникативная)

РР

(игровая,коммуни-

кативная)

Игровые

ситуации

Вопросы

Моделирова-

ние

Иллюстра

ции

Слово

Иллюстра

ции

магниты

Формирование

познавательных

действий.

Развитие творческой

активности.

Формирование

готовности к

совместной

деятельности.

Приобщение к

элементарным

общепринятым

нормам и правилам.

Проявляет

самостоятельность.

Активно взаимодействует

со сверстниками и

взрослым.

Способен к волевым

усилиям, следует нормам

поведения и правилам в

разных видах

деятельности.

Интересуется причинно –

следственными связями.

(Дети по очереди начинают рассказывать

сказку по картинкам. Воспитатель обращает

внимание детей на то, что мы вместе

рассказываем одну сказку и если кто-то

затрудняется, то можно друг — другу помогать.

Перебивать говорящего нельзя).

— Молодцы, хорошо вы знаете сказку.

(Воспитатель задает вопросы на понимание

идейного содержания сказки)

— Скажите, пожалуйста, а почему Лиса смогла

обмануть медвежат?

— Как, все – таки, « жадность» наказала

медвежат?

-Вы говорите, что медвежата жадные. А кого

мы называем жадными?

Дети: кто не делится, ничего другому не дает.

— Жадным быть плохо?

Дети: плохо.

— А если жадным быть плохо, то, каким быть

хорошо?

Дети: не жадным.

— Не жадным, это значит каким?

Дети: кто делится.

— А каким словом еще называют тех, кто не

РР

СКР

СКР

ПР

РР

Рассказыва

ние

Беседа

Вопросы

Вопросы

Беседа

Слово

Слово

Аудирова

Развитие связной речи

(диалогической),

воспитание

внимательного

доброжелательного

отношения друг к

другу.

Развитие речевой

активности, активиза-

ция словаря, развитие

связной речи.

Формирование

грамматического

строя речи.

Развитие

Активно взаимодействует

со сверстниками и

взрослым.

Способен к волевым

усилиям.

Достаточно хорошо

владеет устной речью,

выражает свои мысли.

Знаком с произведениями

детской литературы.

Адекватно проявляет свои

чувства.

Различает условную и

жадный? (Воспитатель знакомит со словом

«щедрость»)

— Ребята, а как по — другому могли поступить

медвежата?

Дети: найти сыр и отнести маме медведице, не

спорить, у кого больше или меньше…

— Если бы не были медвежата жадными, то

были бы сытыми и веселыми. Такими

веселыми, как медвежата, с которыми мы

сейчас потанцуем. (Воспитатель включает

музыкальную видео — зарядку «Два

медвежонка». Дети вместе с воспитателем

выполняют движения под музыкальное

сопровождение на TV )

Заключительная часть (рефлексивный

этап)

(Дети с воспитателем садятся на ковер).

— Сказка ложь, да в ней намек

Добрым молодцам урок!

— А чему нас учит сказка «Два жадных

медвежонка?

СКР

ФР (двигательная,

музыкальная)

СКР

(коммуникативная,

игровая)

Игровая

проблемная

ситуация

Игровые

двигательные

упражнения

Рефлексия

Вопросы

ние

Слово

Движение

Телевизор

Слово

познавательной

активности

Развитие

диалогической и

монологической речи.

Обогащение

активного словаря

Развитие потребности

в двигательной

активности.

Развитие

координации, крупной

моторики.

Сохранение и

укрепление

физического и

психического

здоровья детей.

Развитие свободного

общения, связной

речи (диалогической).

Развитие речевой

реальную ситуации.

Проявляет инициативу и

самостоятельность.

Развита крупная мотрика,

ребенок подвижен,

владеет основными

движениями,

контролирует и управляет

ими.

Взаимодействует со

сверстниками и

взрослыми.

Знаком с произведениями

детской литературы.

Использует речь для

Дети: не быть жадным!

— Да. Правильно. Не жадничать

— А вы жадные?

Дети: нет, мы не жадные.

— Я очень рада, что вы щедрые, а еще вы

добрые, умные и воспитанные детки.

Оставайтесь такими всегда.

(Показывает детям карточки с изображением

веселого и грустного медвежонка)

— Выберите медвежонка веселого, если вам все

понравилось, было интересно и понятно,

— А если было немного трудно или непонятно,

то возьмите грустного медвежонка. (Дети

выбирают медвежат).

(Воспитатель обращается к детям с просьбой

аргументировать свой выбор)

— Вы выбрали веселых медвежат, а чем вам

понравилось, что было особенно интересно?

(спрашивает каждого ребенка).

(Воспитатель благодарит и хвалит детей за

активность и совместную деятельность).

РР

Ситуативный

разговор

Картинки

Слово

активности.

Развитие общения и

взаимодействия

ребенка со взрослыми

и сверстниками.

Развитие навыков

сотрудничества,

эмоциональной

отзывчивости.

выражения своих мыслей,

чувств.

Сказка «Два жадных медвежонка»

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»

По ту сторону стеклянных гор, за шёлковым лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В этом нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чаще, жила старая медведица. У неё было два сына. Когда медвежата выросли, они решили, что пойдут по свету искать счастья.

Поначалу пошли они к матери и, как положено, распрощались с ней. Обняла старая медведица сыновей и наказала им никогда не расставаться друг с другом.

Обещали медвежата исполнить наказ матери и тронулись в путь-дорогу.

Шли они, шли. И день шли и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. Медвежата проголодались.

Понурые брели они рядышком.

— Эх, братик, до чего же мне есть хочется! — пожаловался младший.

— И мне хочется! — сказал старший.

Так они всё шли да шли и вдруг нашли большую круглую головку сыра. Хотели было поделить её поровну, но не сумели. Жадность одолела медвежат: каждый боялся, что другому достанется больше.

Спорили они, рычали, и вдруг подошла к ним лиса.

— О чём вы спорите, молодые люди? — спросила лиса.

Медвежата рассказали ей о своей беде.

— Какая же это беда! — сказала лисица. — Давайте я вам поделю сыр поровну: мне, что младший, что старший — всё одно.

— Вот хорошо-то! — обрадовались медвежата. — Дели!

Лиса взяла сыр и разломила его на две части. По расколола головку так, что один кусок — это даже на глаз было видно — был больше другого.

Лиса успокоила их:

— Тише, молодые люди! И эта беда не беда. Сейчас я всё улажу.

Она откусила добрый кусок от большей части и проглотила его. Теперь большим стал меньший кусок.

— И так неровно! — забеспокоились медвежата.

— Ну, полно! — сказала лиса. — Я сама знаю своё дело.

И она откусила кусок от большей части. Теперь больший кусок стал меньшим.

— И так неровно! — закричали медвежата.

— Да будет вам! — сказала лиса, с трудом ворочая языком, так как рот её был набит вкусным сыром. — Ещё самая малость — и будет поровну.

Лиса продолжала делить сыр.

А медвежата только чёрными носами водили туда- сюда, туда-сюда — от большего куска к меньшему, от меньшего — к большему.

Пока лисица не наелась досыта, она всё делила и делила.

Но вот куски сравнялись, а медвежатам почти и сыра не осталось: два крохотных кусочка.

— Ну что ж, — сказала лиса, — хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата!

И, помахав хвостом, она убежала.

Так-то вот бывает с теми, кто жадничает!

Вопросы по сказке

• Где жили два брата-медвежонка? Как ты представляешь себе этот лес?

• Что наказывала медвежатам мать, когда они отправились в дорогу? Какими хотела мать видеть своих детей: дружными, заботящимися друг о друге или злыми, жадными?

• Какими же оказались медвежата? Почему они не смогли поделить головку сыра?

• Как ты думаешь, почему лиса взялась помогать братьям? Что ей хотелось?

• Как лиса делила сыр? У неё так случайно получалось или она специально делала, чтобы кусочки были неравными?

• Чем закончилась сказка? Как братья были наказаны за жадность?

• Какими словами можно сказать о лисе? (Хитрая, коварная, обманщица, плутовка.)

• Давай придумаем, как могла бы закончиться сказка, если бы медвежата не жадничали. Начни рассказывать так: «Шли братцы, шли по дорожке, пока не нашли круглую головку сыра. Старший медвежонок говорит. »

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой сказка «Два жадных медвежонка».
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа) на тему

picture 733468 1456053492

Конспект был составлен с целью учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки с помощью мнемодорожке.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Карамелька»

Щёлковского муниципального района Московской области

конспект НОД чтение художественной литературы: венгерская сказка «Два жадных медвежонка»

Кравцова Ольга Михайловна, воспитатель

Конспект НОД по чтению художественной литературе

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»

Задачи: Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, понять связь между содержанием и названием сказки.

Учить детей пересказывать сказку «Два жадных медвежонка» по мнемодорошке.

Учить понимать и оценивать характер и поступки героев сказки.

Организация творческой деятельности на основе знаний художественного произведения.

Оборудование: Книжка с иллюстрациями к сказке «Два жадных медвежонка», настольный театр к сказке, мнемодорожка по сказке «Два жадных медвежонка», диск со звуками леса, ватман с изображением двух медвежат, заготовки сырных кружочков из бумаги, кусок сыра с крупными дырками из бумаги.

Воспитатель: Сегодня ребята, к нам пришли два гостя. Кто это? (Показ игрушек, два медвежонка). Эти два медвежонка — братья. И сейчас вы узнаете, что с ними произошло. Слушайте и смотрите сказку «Два жадных медвежонка».

Чтение сказки сопровождается показом настольного театра.

По ту сторону стеклянных гор, за шелковым – лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У старой медведицы было два сына. Когда медвежата подросли, решили они пойти по белу свету счастья искать.

Поначалу пошли они к матери и, как положено, распрощались с ней. Обняла старая медведица сыновей и наказала им никогда не расставаться друг с другом.

Обещали медвежата исполнить приказ матери и тронулись в путь-дорогу. Сначала пошли они по опушке леса, а оттуда – в поле. Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. А по дороге достать было нечего.

Понурые брели рядышком медвежата.

– Э, братик, до чего же мне есть хочется! – пожаловался младший.

– А мне и того пуще! – сокрушенно покачал головой старший.

Так они все шли да шли, покуда вдруг не набрели на большую круглую головку сыра.

Хотели было поделить ее по справедливости, поровну, но не сумели.

Жадность одолела медвежат, каждый боялся, что другому достанется большая половина.

Спорили они, ругались, рычали, как вдруг подошла к ним лиса.

– О чем вы спорите, молодые люди? – спросила плутовка.

Медвежата рассказали о своей беде.

– Какая же это беда? – сказала лисица. – Это не беда! Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что старший – все одно.

– Вот это хорошо! – воскликнули с радостью медвежата. – Дели!

Лисичка взяла сыр и разломила его надвое. Но старая плутовка разломила головку так, чтобы один кусок был больше другого. Медвежата враз закричали:

– Этот больше! Лисица успокоила их:

– Тише, молодые люди! И эта беда – не беда. Малость терпения – сейчас все улажу.

Она откусила добрый кусок от большей половины и проглотила его. Теперь большим стал меньший кусок.

– И так неровно! – забеспокоились медвежата. Лисица посмотрела на них с укоризной.

– Ну, полно, полно! – сказала она. – Я сама знаю свое дело!

И она откусила от большей половины здоровенный кусок. Теперь больший кусок стал меньшим.

– И так неровно! – вскричали медвежата в тревоге.

– Да будет вам! – сказала лиса, с трудом ворочая языком, так как рот ее был набит вкуснейшим сыром. – Еще самая малость – и будет поровну.

Так и шла дележка. Медвежата только черными носами водили туда-сюда – от большего к меньшему, от меньшего к большему куску. Покуда лисица не насытилась, она все делила и делила.

К тому времени, как куски сравнялись, медвежатам почти сыра не осталось: две крохотные крошки!

– Ну что ж, – сказала лиса, – хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! – захихикала и, помахав хвостом, убежала.

Так-то вот бывает с теми, кто жадничает.

Воспитатель: Понравилась ли вам сказка «Два жадных медвежонка»?

Воспитатель: Что вы узнали о медвежатах, какие они? Почему лисе так легко удалось их обмануть?

Дети: Они были жадными и глупыми.

Воспитатель: Где жили медвежата?

Дети: В густом лесу.

Воспитатель: Как вы думаете, почему лиса взялась помогать братьям-медвежатам?

Дети: Она хотела их обхитрить, чтобы самой наесться сыром.

Воспитатель: Что можно сказать о лисе? Какая она?

Дети: Лиса хитрая и жадная.

Воспитатель: Как были наказаны медвежата за жадность?

Воспитатель: Как по-вашему, почему сказка так называется?

Дети: Потому что в сказке рассказывается о двух жадных медвежат, которые не умели дружить.

Воспитатель: Ребята, а вы умеете дружить?

Воспитатель: Давайте покажем нашим гостям как у нас это получается.

«Дружба» (дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!

Дидактическое упражнение «Раздели сыр»

Детям предлагается на жёлтые круги из бумаги (сыр) приклеить кружочки поменьше (дырки в сыре), взять карандаш черного цвета и провести им линию сверху вниз так, чтобы разделить круг (сыр) на две равные части, а эти части ещё на две части. А потом их приклеить на приготовленный ватман с двумя медвежатами.

Воспитатель: Молодцы ребятки, хорошо вы потрудились, отлично у вас получилось разделить сыр для медвежат. Давайте и мы с вами попробуем насколько вкусный бывает сыр. (Дегустация сыра).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия содержит хороший программный материал по ознакомлению с художественной литературой, а также много занимательного материала.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ».

Занятие включает показ настольного театра, пальчиковую гимнастику, загадки о животных.

Знакомство с творчеством Чуковского.Физминутка «Айболит».

Путешествие на телевизионный канал: « В гостях у сказки» Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы. Цель и задачи: Продолжит.

Образовательное мероприятие в средней группе на тему «Два жадных медвежонка». По программе «Развитие».

развивать восприятие, умения отгадывать загадки; рассматривать игрушки животных.

Сказка Два Жадных Медвежонка

cover

Поучительная русская народная сказка «Два жадных медвежонка» учит быть щедрым, всегда делиться со своими друзьями и родными и не верить каждому встречному. Было у медведицы два сына и когда они подросли, то отправились счастье свое искать. Шли они долго, пока все запасы провизии не закончились. Так и брели по дороге печальные медвежата, пока не увидели на пути головку сыра. Хотели они ее поделить честно, но были слишком жадными и боялись, что брату больше достанется. Подошла к ним хитрая Лиса и предложила помочь. С радостью согласились глупые медвежата.

Два жадных медвежонка

По ту сторону стеклянных гор, за шёлковым лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В этом нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чаще, жила старая медведица. У неё было два сына. Когда медвежата выросли, они решили, что пойдут по свету искать счастья.
Поначалу пошли они к матери и, как положено, рас­прощались с ней. Обняла старая медведица сыновей и наказала им никогда не расставаться друг с другом.
Обещали медвежата исполнить наказ матери и трону­лись в путь-дорогу.
Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. Медвежата проголодались. Понурые, брели они рядышком.
— Эх, братик, до чего же мне есть хочется! — пожало­вался младший.
— И мне хочется! — сказал старший.
Так они всё шли да шли и вдруг нашли большую круг­лую головку сыра. Хотели было поделить её поровну, но не сумели. Жадность одолела медвежат: каждый боял­ся, что другому достанется больше.
Спорили они, рычали, и вдруг откуда ни возьмись по­дошла к ним лиса.
— О чём вы спорите, молодые люди? — вкрадчиво спро­сила лиса.
Медвежата рассказали ей о своей беде. — Какая же это беда! — сказала лисица. — Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что стар­ший — всё одно.
— Вот хорошо-то! — обрадовались медвежата. — Дели!
Лиса взяла сыр и разломила его на две части. Но рас­колола головку так, что один кусок — это даже на глаз было видно — был больше другого.
Медвежата закричали:
— Этот больше! Лиса успокоила их:
— Тише, молодые люди! И эта беда не беда. Сейчас я всё улажу.
Она откусила добрый кусок от большей части и про­глотила его. Теперь большим стал меньший кусок.
— И так неровно! — забеспокоились медвежата.
— Ну, полно, — сказала лиса. — Я сама знаю своё дело! И она откусила кусок от большей части. Теперь боль­ший кусок стал меньшим.
— И так неровно! — закричали медвежата.
— Да будет вам! — сказала лиса, с трудом ворочая язы­ком, так как рот её был набит вкусным сыром. — Ещё самая малость — и будет поровну.
Лиса продолжала делить сыр. А медвежата только чёрными носами водили туда-сюда, туда-сюда: от боль­шего куска — к меньшему, от меньшего — к большему.
Пока лиса не наелась досыта, она всё делила и делила.
Но вот куски сравнялись, а медвежатам почти и сыра не осталось: два крохотных кусочка.
— Ну что ж, — сказала лиса, — хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! — И, по­махав хвостом, она убежала.
Так-то вот бывает с теми, кто жадничает!

Автор: Медведкова Татьяна Михайловна

Организация: ГБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 44

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург, Выборгский район

«Сказка будит и пленяет мечту. Она даёт ребёнку первое чувство героического …
Она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, любовь к родине, милой матушке, отличие «правды от кривды».
И.А.Ильин

В настоящее время проблема нравственного воспитания детей остро стоит перед обществом. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромное количество информации: СМИ, кино, интернет. Все чаще встречаются примеры жестокости детей, агрессии друг к другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Все это побуждает педагогов находить эффективные способы формирования нравственных представлений у детей с раннего возраста.

Старший дошкольный возраст является сензитивным для морального развития. Это период, когда закладываются основы нравственного поведения и отношения. Одновременно это очень благоприятно для формирования морального облика ребенка, особенности которого часто проявляются в течение всей последующей жизни.

На этом этапе закладывается фундамент для приобретения любых социальных навыков и знаний в будущем и формируется общий характер поведения, когда ребенок входит в мир социальных отношений, усваивает элементарные морально-нравственных требования и обучает их реализации. В этот период происходит формирование дружеских отношений между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине. Данная проблема является очень актуальной для современных детей. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.

  • Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке. Необходимо чутко относиться к выбору сказок, не читать сокращенные;
  • Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются;
  • Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.
  • Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Общеизвестно, что каждый народ имеет свои национальные сказки, которые связаны между собой.

Русский лингвист, исследователь сказок В.Я. Пропп писал: «Сказка — символ единства народов».

Проблема ещё состоит в том, что в наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение.

Сказки помогают дошкольникам усвоить нравственные понятия «добрый», «скромный», «отзывчивый», «вежливый» и др., уточнить ранее сформировавшиеся представления об этих качествах, связать их со своим опытом, правильно оценивать собственное поведение и поступки сверстников.

В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Ценность в воспитании нравственных качеств у детей представляют сказки великого русского поэта А. С. Пушкина. Сказки для детей, написанные поэтом, одно из мощных средств воспитания нравственных качеств. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его сказок всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребёнка.

В ходе работы со сказкой, следует использовать различные формы педагогического взаимодействия: рассказывание тематических (наполненных нравственным, поучительным содержанием) сказок, их пересказ, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса на лучшего знатока сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

При работе со сказкой можно выделить несколько этапов:

— Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

— Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки, чему та или иная сказка учить.

Например:

  • сказка «Зимовье» учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;
  • сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;
  • Наказ слушаться родителей, старших, будь добрым и смелым звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка»;
  • Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики»;
  • хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк»;
  • Трудолюбие и доброта в сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Морозко», «Красная Шапочка «Золушка»);
  • Честность, справедливость, мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Лиса и козел»);
  • Осуждается жадность и поощряется щедрость «Два жадных медвежонка», смелость восхваляется «Тараканище», «Жихарка».

Подведение итога такой деятельности состоит в том, что дети приходят к следующим умозаключениям:

  • «Нельзя обижать других»;
  • «Нужно вежливо разговаривать друг с другом»;
  • «Надо заботиться друг о друге»;
  • «Надо играть дружно, не ссориться»;
  • «Не хорошо жадничать».

Игра – драматизация является хорошей школой морали в действии, своеобразной формой совместных переживаний детей, где они учатся подчинять свои желания и интересы общей цели. При подготовке инсценировки сказки дети самостоятельно могут выбирать детей на роль героев сказки, разучивание ролей и подготовку костюмов следует проводить совместно с детьми, это дополнительно стимулирует интерес к сказке. При таком подходе даже небольшие по объёму сказки дают огромный воспитательный эффект. Такое «примеривание» на себя ролей сказочных героев, сопереживание им, делает еще более близкими и понятными проблемы персонажей сказки. На основе сказочных сюжетов дети учатся объективно оценивать поступки сказочных персонажей. И этот опыт ложится в основу умения оценивать поступки сверстников и свои собственные. Анализируя опыт работы и возрастные особенности детей дошкольного возраста, я сделала вывод, что наиболее эффективной формой нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста является сказка.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что сказка имеет большое влияние на детей, а также является очень действенным инструментом в воспитании нравственных качеств старших дошкольников.

Приложения:

  1. file0.docx.. 20,8 КБ

Опубликовано: 16.12.2021

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сказка два клена шварц краткое содержание
  • Сказка два брата братья гримм
  • Сказка два веселых гуся слушать
  • Сказка два богатыря читать
  • Сказка да здравствует орфограмма
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии