Сказка два ивана солдатских сына читательский дневник

- на прошедших уроках мы с вами очень много узнали о сказке. так, например, мы узнали, что .ответы ребят. -

— На прошедших уроках мы с вами
очень много узнали о сказке. Так, например, мы узнали, что ….(ответы ребят).

— Действительно, скоро сказка
складывается, да непросто складывается. Давайте прочитаем статью в учебнике с
этим названием. Может, мы еще что-то новое для себя узнаем.

Чтение статьи в хрестоматии.

Запись в тетради:

Композиция – построение художественного произведения.

Сюжет – последовательность событий, происходящих в произведении.

— Давайте разберемся с этими
понятиями и сначала посмотрим, как же построены волшебные сказки, с чего
начинаются, как продолжаются  – т.е. с
чем сначала разберемся? (с композицией сказки).

— Так как обычно начинается
сказка?

— Правильно, чаще всего мы встречаем именно эти слова —
«жили-были». Но мудрые сказочники обычно начинали сказку с присказки. Вот,
например, так: «Было это далеко, на море, на океане на острове Кидане стоит
дерево золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн – вверх идет – песню
поет, вниз идет – сказки сказывает. Вот было бы любопытно и занятно посмотреть.
Это еще не сказка, а  присказка, а сказка
вся впереди! Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого
хлеба. Тут и сказку поведем…».

— Как вы думаете, а зачем нужна
была присказка?

— Затрудняетесь ответить? А
когда лучше слушать сказку? В какой обстановке?

— Правильно, слушается она лучше
в потемках, хорошо бы еще печку русскую да дрова в ней потрескивают, и звучит
голос, глубокий и таинственный, как бы напевая осторожно и доверительно, не
давая себя перебивать и зажигать свет. Задача присказки в том, чтобы
подготовить душу слушателя, настроить ее на соответствующий лад.

— Часто присказки были
юмористичные. Например: «В некотором царстве, в некотором государстве под
номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову
арбуз, на нос- огурец и поставил великолепный дворец. Это не сказка, а
присказка, а сказка будет после обеда, поемши белого хлеба и мягких калачей».

— А вот присказка дразнящая и
сулящая: «Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море, на
окиане, на острове Буяне (кстати, а что это за острова Буян, Кидан, которые
встречаются в присказках? – если кого-то заинтересовал этот вопрос, я могу
подсказать, где можно найти информацию и поделиться ею с ребятами). Итак, на
море, на окиане, на острове Буяне – стоит бык печеный, возле него лук толченый,
а у него в боку нож точеный, сейчас нож вынимается – изволь кушать… И это еще
не сказка, только присказка; а кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и
куница, и прекрасная девица, сто Рублев на свадьбу, а пятьдесят на прогулянье»
.

А это означает: приготовься ко
всему и не смей перебивать; тогда все сам увидишь…

А вот присказка
ритмически-плясовая и подготовительная: «Бабушка Арина, куда ты ходила? – В
Новую деревню. – Что в Новой деревне? – Утка в юбке, селезень в кафтане, корова
в рогоже, нет ее дороже… Это присказка, сказка будет впереди. Кудель, кудель,
куда ты летела, на кусточек села, на кусточек села – соловьем запела… У нас –
не так, как у вас – и кудель поет соловьем…»

Иными словами: перестраивай
душевный лад, сходи с обыденного ума, ко всему приготовься, ничему не
удивляйся; тогда все и узнаешь…

А вот присказка
сумбурно-драчливая: «Жили-были два крестьянина: один – Антон, другой – Агафон.
«Послушай, брат! – говорит Антон. – Бедовая туча к нам несется», — а сам как
лист трясется. «Ну, что ж за беда!» — «Да ведь град пойдет, весь хлеб побьет!»
— «Какой град! Дождь будет». – «Ан град! Ан дождь!» — «Не хочу говорить с
дураком!» — сказал Антон да хвать соседа кулаком. Ни град, ни дождь нейдет, а у
них из носов да ушей кровь льет. Это еще не сказка, а присказка, сказка будет
впереди – завтра после обеда, поевши мягкого хлеба…»

А это значит: вот смешаю тебе
все карты, опрокину тебя в бессмыслицу, так после этого ты в сказкины
небывальщины лучше поверишь…

А вот еще сказка, вводящая и
вкрадчива: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да
русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали
жареные куропатки, в то время жил-был царь, по имени Горох, с царицей
Анастасиею Прекрасною…»

Эта присказка как будто берет
душу слушателя за ее детскую ручку и ведет ее с распевным уговором прямо туда,
куда надо – в мир древний и дивный, к самому царю Гороху… Сказка уж такая: она
уводит, развязывая и окрыляя воображение, а потом…. потом приводя назад
концовкой: «Я там был, мед-пиво пил; по усам текло, а в рот не попало…» Или еще
выразительнее: «на том пиру и я был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не
попало; тут меня угощали; отняли поханку от быка, да налили молока , потом дали
калача. Я не пил, не ел, вздумал утираться; со мной стали драться. Я надел
колпак, стали в шею толкать».

А это значит: сказка кончилась,
добрые люди, просыпайтесь, ведь ничего взаправду не было: только по усам текло,
а в рот-то не попало… идет жизненная проза с ее разочарованиями и выгонит всех
нас с нашего сказочного пира…

— Итак, сказка начинается? ….
(присказкой), а кончается? (концовкой)

— А между присказкой и концовкой
– зачин и развитие действия.

Запись в тетради:

            Композиция волшебной сказки.

            — Присказка,

            — зачин,

            — развитие действия,

            — концовка.

— Разберемся теперь с сюжетом
волшебной сказки. Исходя из определения, в чем нам надо разобраться? (в
последовательности событий).

— Скажите, с какого события
начали разворачиваться события в сказке «Два Ивана крестьянских сына»? (с
момента, когда братья решили пойти в город на ярмарку, чтобы купить коней).

— А в сказке «Царевна-лягушка»?
(отец велел сыновьям пустить стрелы, чтобы найти невест)

— А в сказке «Гуси-лебеди»? (с
момента, когда гуси унесли братика)

— Что делали герои дальше во всех
этих сказках? (пускались в путь)

— Известный фольклорист
В.Я.Пропп, проанализировав структуру русских народных волшебных сказок,
убедился, что определенные герои (а их обычно в сказке не очень много)
совершают определенные поступки (их число тоже ограничено). Эти поступки он
называл функциями и говорил, что последовательность функций в сказках всегда
одинакова. Согласно системе В.Я.Проппа, этих функций действующих лиц – тридцать
одна. Они не в полном составе встречаются в каждой сказке, но основные сказочные
действия все же присутствуют. Так вот он отмечал, что в сказках обычно начинают
разворачиваться действия после нарушения какого-либо запрета. В каких известных
вам сказках был запрет, его нарушил главный герой и от того должен был
пуститься в путь-дорогу? («Гуси-лебеди» — запрет не ходить на улицу, а смотреть
за братцем; «Царевна-лягушка – нельзя было сжигать кожу). А вот в сказке «Два
Ивана крестьянских сына» запрета не было.

— Давайте начнем заполнять
таблицу. Мы ее сократим до наиболее часто встречающихся функций.

            Сюжет волшебной сказки

Основные функции
действующих лиц.

1.

Запрет, нарушение
запрета

2.

Отъезд или уход из
дома. Дорога.

3.

Задача, стоящая
перед героем.

4.

Встреча с
помощниками. Испытание героя. Волшебные дары.

5.

Появление сверхсильного
противника.

6.

Борьба с ним (три
раза). Победа.

7.

Возвращение домой.
Часто свадьба.

8. *

Ложный герой.

9. *

Вновь трудные
испытания.

10. *

Беда ликвидируется.
Узнавание истинного героя.

11. *

Ложный герой
наказывается.

12.

Свадьба.

Значком * обозначаются
функции, которые не всегда бывают в сказках.

Сказка «Два Ивана крестьянских сына»

1.

Седой старичок.
Отдача поклона. Дары: богатырские кони, сабли богатырские.

Встреча с
помощником-дарителем. Даритель испытывает героя.  Волшебные дары.

2.

Испросив
благословения матери, отправляются в путь. Распутье. Завет. Платочек.
Разъезжаются по разным дорогам.

Отъезд или уход из
дома. Волшебный предмет. Дорога.

3.

Один из братьев
женится, становится царевичем.

Свадьба

4.

Бедная старушка с
худой квартиркой.

Встреча с
помощником.

5.

Освободить город от
двенадцатиглавого змея.

Задача, стоящая
перед героем.

6.

Появление
двенадцатиглавых змеев. Борьба с ними (три раза). Победа.

Появление
сверхсильных противников. Борьба с ними (три раза). Победа.

7.

Водовоз наказан.

Ложный герой.
Узнавание истинного героя. Ложный герой наказывается.

8.

Красная девица –
страшная львица проглатывает царевича.

Появление
сверхсильного противника. Беда.

9.

Борьба Ивана
крестьянского сына со страшной львицей.

Борьба со
сверхсильным противником.

10.

Пир, счастливый
конец.

Пир

            Персонажи волшебной сказки.

            — Герой волшебной сказки: два брата,
любящие свою мать, почтительные к окружающим, особенно к старым людям; младший
сын (часто лентяй), младшая дочь, часто без матери, но любимая отцом.

            — Ложный герой*

            — Сверхсильный противник: Кощей
Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, леший,

            — Помощники героя:

        Помощники-люди – старичок, бабушка
(которых встречают по дороге),

        Помощники-звери – волк, заяц, конь,
сивка-бурка, щука, медведь, жар-птица, утка, кошка и др.

        Помощники-предметы – клубок,
скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, яблоко, зеркальце, перстень, дудочка и
др.

            Помощники-слова «заветные» — 1)
Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом и др. 2) Благословение
матери. 3) Наставление родителей.

  Домашнее задание: Расписать сюжет сказки «Царевна-лягушка»(1 вар.)
и                                                            сказки
«Гуси-лебеди» (2 вар.) 

Обновлено: 29.06.2021 13:10:00

Ведение дневника читателя является обязательным для начальной школы. Это позволяет лучше осмыслить прочитанное, запомнить главных героев, важные моменты. Ведь нередко бывает, что ребенок прочитал книгу, а рассказать, о чем она не может. Попробуем разобраться, как правильно вести читательский дневник, приведем образец его заполнения на некоторых произведениях.

Читательский дневник 3 класс: образец как заполнить, ответы, пример

Виды дневника читателя

Есть два вида дневника читателя:

  1. Дневник-отчет.

  2. Дневник-анализ.

Дневник-отчет предоставляет краткую информацию о прочитанном. Задача такого дневника – дисциплинировать учащегося. Для этого вида лучше подойдет тетрадь в клетку. Он включает в себя следующие данные:

  1. Дату.

  2. Фамилию, имя автора.

  3. Название произведения.

  4. Число прочитанных страниц.

В третьем классе рекомендуется ежедневно читать по 30 минут. Это необходимый минимум. Если у ребенка есть желание, то он, конечно, может читать и больше. Заполнение дневника-отчета, обычно, у детей не вызывает затруднений.

Дневник-анализ имеет разные вариации, но чаще всего состоит из следующих пунктов:

  1. Фамилия, имя автора.

  2. Название произведения.

  3. Жанр произведения, сказка, рассказ, стихотворение, поэма, басня, сказ.

  4. Главные герои и их краткая характеристика.

  5. Сюжет.

  6. Главная мысль.

В качестве дополнения могут быть включены следующие пункты:

  1. Новые слова и их значение.

  2. Иллюстрация к прочитанному.

  3. Почему так названо произведение.

Зачем вести читательский дневник

Читательский дневник 3 класс: образец как заполнить, ответы, пример

Психологи утверждают, что ведение дневника читателя является очень важным видом деятельности. Это облегчает процесс чтения, помогает делать анализ прочитанного, понимать главных и второстепенных героев, что особенно важно в начальной школе.

  1. Дневник читателя позволяет понять главную мысль прочитанного.

  2. Правильно пересказывать, грамотно выражать свои мысли.

  3. Ребенок учится писать сочинения.

  4. Запоминает важные события, название произведения, автора.

  5. Улучшается память.

  6. Развивается навык чтения.

Кроме того, читательский дневник является своего рода шпаргалкой. Ребенок по истечении времени имеет возможность заглянуть в свои записи, вспомнить, о чем произведение. Ученик 3 класса является еще небольшим ребенком, поэтому, чтобы он помнил, о чем идет речь, детские психологи советуют время от времени просматривать написанное, вспоминать сюжет книги.

Образец заполнения дневника читателя в 3 классе

Ниже мы предложим образец заполнения читательского дневника на некоторые произведения, которые, согласно программе, проходятся в 3 классе.

Гайдар «Тимур и его команда»

  1. Аркадий Гайдар.

  2. «Тимур и его команда».

  3. Повесть.

Главные герои:

  1. Женя – девочка 13 лет, веселая, добрая, романтичная.

  2. Ольга – старшая сестра. Строгая, заботливая, смелая.

  3. Тимур – мальчик. Смелый, ответственный, решительный, добрый.

  4. Гаев Григорий – инженер, дядя Тимура. Спокойный, надежный.

  5. Квакин Мишка – мальчик. Главарь хулиганов.

Сюжет:

Отец Ольги и Женьки был на фронте, дочерям сказал на лето приехать на дачу. В первый же день своего пребывания на даче Женя обнаружила сарай, в котором находился штаб «тимуровцев». Это отряд мальчишек, которые тайно оказывали помощь людям, нуждавшимся в ней. Под их опеку попадали семьи, чьи мужчины были на фронте. Они такие дома обозначали красной звездочкой.

Кроме «тимуровцев» в дачном поселке были мелкие хулиганы, которые воровали в огородах. Женя подружилась с «тимуровцами», но Ольга увидела Тимура в окружении Квакина и запретила сестре с ним общаться. Ольга завела знакомство с Григорием, который также запретил племяннику дружить с Женей.

Однажды Ольга уехала в Москву и получила телеграмму от отца, в которой говорится, что он заедет на несколько часов повидаться с девочками. Она дает сестре телеграмму срочно приехать в городскую квартиру. Женя узнает об этом поздним вечером, электрички уже не ходят. Тогда Тимур забирает ключи от дядиного мотоцикла и отвозит расстроенную девочку в Москву. Папа знакомится с Тимуром, Ольга понимает, что ошибалась в мальчике.

Главная мысль: настоящее счастье заключается в помощи другим людям.

Паустовский «Заячьи лапы»

  1. Константин Паустовский.

  2. «Заячьи лапы».

  3. Рассказ.

Главные герои:

  1. Ваня Малявин – мальчик. Жалостливый, добрый.

  2. Дед Ларион – старый охотник. Любит природу, добрый, справедливый.

  3. Карл Иванович – детский врач. Добрый, жалостливый.

  4. Анисья – добрая женщина, пожалела зайца.

Сюжет:

Мальчик Ваня принес зайца с обожженными лапами и больными глазами к ветеринару. Тот сказал, что не умеет лечить зайцев и предложил отдать его на закуску деду. Ваня стал плакать. Тетка Анисья пожалела мальчика и зайца и предложила отнести зайца в город к детскому врачу.

Утром Ваня и его дед-охотник пошли пешком к Карлу Ивановичу. В городе в аптеке им сказали, что они пришли напрасно, детский врач уже давно никого не лечит. Но дед с Ваней нашли нужный дом. Сначала Карл Иванович рассердился на них, когда узнал, что те пришли с зайцем. Но Ларион стал умолять его полечить животное, который был тем же ребенком и рассказал, что заяц спас ему жизнь.

Дед пошел в лес и увидел зайчонка, у которого было порвано ухо. Ларион выстрелил, но промахнулся. Вдруг в лесу начался пожар, и охотник увидел знакомого зайчонка и побежал за ним. Так заяц вывел деда из горящего леса. У зайца были обожжены лапы, и он упал рядом с Ларионом без сил. Тот не смог быть равнодушным и забрал зайца домой. Врач выписал необходимое лекарство, рассказал, как лечить. С тех пор заяц стал жить вместе с дедом и Ваней.

Главная мысль: всегда за добро нужно отвечать добром.

Драгунский «Девочка на шаре»

  1. Виктор Драгунский.

  2. «Девочка на шаре».

  3. Рассказ.

Главные герои:

  1. Дениска – мальчик 8 лет. Жизнерадостный, веселый.

  2. Папа. Серьезный, любит сына.

  3. Девочка на шаре – артистка цирка.

Сюжет:

Школьный класс пошел в цирк. Дениска был рад, он давно не был в цирке. Он рассматривал артистов. Вдруг на арену выкатили большой шар голубого цвета. После чего вышла девочка в красивом платье. Она очень понравилась Дениске. Маленькая артистка с легкостью запрыгнула на шар и стала ловко перебирать ногами, двигаясь вокруг арены. Погас свет. Девочка продолжала представление, танцевала на шаре, звеня колокольчиками на запястьях. Мальчик был очарован артисткой.

Дениска пришел домой и рассказал маме с папой о понравившейся ему маленькой артистке. Папа дал обещание в ближайшей выходной сводить его в цирк. Но, он был занят работой, и цирк сорвался. Когда они все-таки попали на представление, то Дениска узнал, что девочки на шаре не будет. Она вместе с родителями уехала в другой город. Мальчик расстроился, не стал досматривать представление, просил папу купить билеты в тот город. Но папа молчал и лишь крепко сжимал руку сына.

Главная мысль: нужно ценить прекрасное и не гнаться за призрачным счастьем, понимать и оценивать возможности.

Марк Твен «Приключение Тома Сойера»

  1. Марк Твен.

  2. «Приключения Тома Сойера».

  3. Повесть.

Главные герои:

  1. Том Сойер – мальчик-сирота. Свободолюбивый, неунывающий, сорванец.

  2. Тетушка Полли. Заменила Тому мать. Добрая, строгая.

  3. Гек Финн – беспризорник. Лучший друг Тома. Никому не нужен.

  4. Бекки – девочка. Добрая, умная, красивая.

  5. Меффи – пьяница.

  6. Индеец Джо – злодей.

Сюжет:

После того, как у Тома Сойера умерли родители, его воспитанием занималась тетушка Полли. Она стремилась вырастить из него благовоспитанного ребенка. Но в нем сидел дух бунтаря. Мальчик тяготился приключениями. Все усилия тети были напрасны. Он целыми днями дрался, проказничал, бегал с соседскими мальчишками.

Гек Финн был лучшим другом Тома Сойера, вел бродяжническую жизнь. У него был отец пьяница. Мальчик не посещал школу, ходил в лохмотьях. Они вместе с Томом находили разные опасности и приключения. Тому нравилась одна красивая девочка Бекки, он всячески стремился привлечь ее внимание.

Однажды Гек и Том ночью пошли на кладбище и увидели преступление индейца Джо, который убил доктора. Весь город был взбудоражен событием и обвинил в этом пьяницу Меффи. Тем временем мальчишки ушли по реке в плавание, никого не предупредив. Все горевали и думали, что они утонули. Но, вернувшись домой, они рассказали о том, кто на самом деле совершил преступление. Полиция кинулась на поиски индейца, но не нашла. Однажды Бекки и Том пошли в пещеру, где и обнаружили мертвого Джо и его клад. Дети, испугавшись выбрались из пещеры.

Главная мысль: только благодаря смелости, дружбе, решительности можно достичь желаемого. Нужно уметь отвечать за свои поступки, приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.

Гайдар «Голубая чашка»

  1. Аркадий Гайдар.

  2. «Голубая чашка».

  3. Рассказ.

Главные герои:

  1. Света – девочка 6 лет. Любознательная, добрая.

  2. Мама. Строгая, добрая.

  3. Папа. Веселый, находчивый.

Сюжет:

Семья девочки Светы проводила лето на даче. В первый же день девочка с отцом хотели отправиться на рыбалку или за ягодами в лес. Но мама всех заставила наводить порядок. К ним в гости зашел летчик. Мама долго с ним разговаривала и пошла его провожать.

Когда мама ушла Света с папой решили сделать вертушку. Пришла мама и стала ругаться, что они заминаются ерундой вместо, того, чтобы наводить порядок. Она еще больше рассердилась, когда увидела разбитую любимую голубую чашку, обиделась и уехала в город.

Папа со Светой тоже обиделись на маму, решили уйти куда-нибудь далеко. Дошли до мельника, там разняли дерущихся мальчишек, встретили сторожа, который привел их в сад к своей дочери. Пока путешественники отдыхали, сторож им рассказал свою историю знакомства с Марусей, что они живут уже долгое время и никогда не расставались.

Папа со Светой вернулись домой, где их ждала мама. Она совсем не сердилась на них. Они провели хороший вечер, рассказали о прошедшем дне. А голубую чашку, из-за которой произошла ссора, разбили мыши.

Главная мысль: семья – это самое главное, что есть у людей.

«Никита-кожемяка»

  1. Народ.

  2. «Никита Кожемяка».

  3. Сказка.

Главные герои:

  1. Никита Кожемяка – богатырь из Украины. Отзывчивый, добрый.

  2. Змей – чудовище. Страшное, убило много людей.

  3. Царевна – девушка. Попала в плен Змею.

  4. Царь – отец царевны. Мудрый, любит дочь.

Сюжет:

Давно повадился Змей совершать налеты в Киев. Он убил много людей. Похитил царевну, но не стал есть ее, как остальных, запер у себя. За царевной увязалась собачка. После того, как змей улетал, она посылала ее с весточкой к отцу-царю. Затем собачка возвращалась обратно.

Как-то царь велел дочери узнать у Змея, кто сильней всех. Она хитростью разузнала, что его может одолеть только Никита Кожемяка. После того, как Змей улетел, царевна сообщила через собачку эту весть отцу. Царь сам поехал с просьбою к богатырю. Никита в это время одним разом мял 12 волчьих шкур. Увидев царя, он от неожиданности их все порвал. Рассердился богатырь на свой убыток и сказал, что не пойдет к Змею.

Царь собрал всех детей, которые осиротели от рук Змея, отправил их к Никите с просьбой о мести за родителей. Детям не смог отказать Кожемяка. Пошел к Змею, стал его душить. Взмолился злодей, предложил Никите поделить землю пополам. Но богатырь утопил его в Черном море, взял царевну и привел ее к отцу, пошел дальше мять кожу.

Главная мысль: нужно быть не только сильным, но и уметь проявлять хитрость и смекалку.

Мы представили образец отзывов некоторых произведений, рекомендованных к чтению в 3 классе. На их основе можно составить другие отзывы о прочитанных книгах.

Оцените статью

 

Всего голосов: 0, рейтинг: 0

  • Сказка два ивана солдатских сына читать краткое содержание
  • Сказка два жадных медвежонка слушать аудиосказку
  • Сказка два брата читать краткое содержание
  • Сказка два ивана солдатских сына слушать аудио
  • Сказка два ивана солдатских сына урок в 6 классе текст