Сказка два брата лев николаевич толстой читать

в одном огромном лесу жил-был лесничий по имени чернобородый. у него было два сына, старший двенадцати лет, и младший

“В одном огромном лесу жил-был лесничий по имени Чернобородый”. У него было два сына, Старший двенадцати лет, и Младший – девятилетний. Братья часто ссорились, “как чужие”, поэтому лесничий был весел только в лесу. Однажды, 28 декабря, Чернобородый сообщил сыновьям,

Что новогодней елки в этом году у них не будет. Елочные украшения надо покупать в далеком городе. Маму одну через лес он не пошлет, сам лесничий “не умеет по магазинам ходить”, а оставить братьев одних нельзя – “старший брат младшего совсем погубит”. И тогда Старший поклялся, что не будет обижать Младшего три дня – пока не вернутся родители.

Мама наготовила обедов, а отец принес дров и дал Старшему коробок спичек. А потом родители уехали. “Первый день прошел хорошо. Второй – еще лучше”. Беда случилась вечером 31 декабря. Старший читал интересную книгу, а Младшему было скучно, и он приставал к брату.

Тогда Старший схватил братишку и с криком “Оставь меня в покое!” выкинул за дверь. На миг ему стало жалко Младшего, ведь на улице было холодно, а малыш – без теплой одежды. Потом мальчик решил, что за несколько минут ничего с братом не случится. Он хотел прочесть несколько строчек, но зачитался и вспомнил о Младшем, когда на улице уже стемнело. Старший выскочил во двор, но Младшего нигде не было.

В этот момент вернулись родители. Чернобородый узнал, что случилось, и борода его поседела от горя. Он послал Старшего на поиски брата, и велел без Младшего не возвращаться.

Мальчик вышел к горам. До них было семь недель быстрой езды, а Старший добрался за ночь – из-за горя он не замечал проходящего времени. Вдруг он услышал далекий легкий звон, и пошел на него. Несколько часов спустя Старший очутился в лесу из прозрачных ледяных деревьев с прозрачной ледяной землей. Ветер раскачивал ледяные сосны, и они тоненько звенели. Это лес был домом Прадедушки Мороза. Дедушка Мороз был его сыном, и старик проклял его за добродушие. Главным для Прадедушки Мороза был покой, поэтому он и решил взять Старшего в ученики. Мороз распорядился, чтобы холод до поры не трогал мальчика и привел его в свой ледяной дом из 49 комнат. По дороге старик сообщил, что Младший заперт в самой последней комнате. Все это Мороз говорил бесстрастным голосом, словно читал книгу.

Старик поручил Старшему “успокаивать” лесных птиц и мелких зверюшек. Мороз приносил их из лесу полузамерзшими, а мальчик должен был вертеть их над черным ледяным пламенем, пока они не становились прозрачными. Комнату 49 Старший нашел сразу, но дверь комнаты была сделана из ледяного дуба, такого твердого, что даже топор его не брал.

Много дней Старший думал, как спасти брата, а Прадедушка Мороз хвалил его за спокойствие. Наконец мальчик вспомнил, что в кармане у него остался коробок спичек. Однажды днем, когда старик ушел за новой порцией зверушек, Старший сбегал за дровами в живой лес и развел огонь у дверей 49-го зала. К вечеру дверь немного подтаяла, а на следующий день Старший попробовал подержать над теплым пламенем полузамерзшую птицу. Птичка ожила. С тех пор Старший каждый день оживлял лесных птиц и зверушек и строил для них снежные домики по углам зала. За этим и застал его Прадедушка Мороз. Он дохнул на пламя, и оно стало черным, а дверь снова заледенела.

Старший проплакал целый день, а ночью его разбудили лесные друзья. Они достали из снежной шубы Прадедушки Мороза ключи, и мальчик смог открыть 49-ую дверь. Младший “был весь прозрачный” ледяной, а на щеке его застыла слеза. Старший схватил брата и побежал. Он сумел выбраться из ледяного дома и уже почти добежал до живого леса, когда Прадедушка Мороз кинулся в погоню. Лесные друзья бросились старику в ноги, и он упал. Они делали это снова и снова, пока мальчик не добрался до живого леса.

Старший бежал, неся Младшего осторожно, чтобы не разбить. Он надеялся, что отец вылечит брата. От радости мальчик не заметил, как добрался до знакомых мест. Здесь уже была весна, только кое-где лежали остатки снега. На такой снежной “лепешке” Старший и поскользнулся, услышав при этом злорадный голосок Прадедушки Мороза. Младший ударился о корень и разбился.

Старший плакал, пока не уснул. Тем временем белки собрали Младшего по кусочкам, склеили березовым клеем и положили на солнышко. Когда Старший проснулся, Младший уже ожил и даже слеза на его щеке растаяла. Вместе братья вернулись к родителям. Борода Чернобородого снова почернела от радости. С тех пор братья не ссорились. Иногда Старший просил брата оставить его в покое, но совсем ненадолго, и Младший всегда его слушался.

Сочинения по темам:

  1. Усадьба в Карпатских горах. Здесь, женившись и решив остепениться и заняться хозяйством, поселился некий волшебник. Он влюблен в свою жену…

Жанр:

сказка
Главные герои:
мальчики братья, их Чернобородый отец, Прадедушка Мороз — злой колдун

В большом лесу жил да был заведующий лесничеством, которого прозвали Чернобородый, и было у него 2 сына. Старшему исполнилось 12 лет, младшему – 9. Но не было мира между братьями, все ссоры да конфликты. И вот, незадолго до нового года, лесничий сказал своим детям, что не будет нынче ставить новогоднюю елку. Украшения для елки продаются далеко в городе, мать одну через дремучий лес не отправит, сам же не пойдет никуда, а детей одних оставить тоже не получится, разругаются совсем. Услышав это, старший брат пообещал вести себя хорошо и не трогать братишку, пока родители будут в отъезде.

Родители перед отъездом заготовили для детей все, что может потребоваться им в течение нескольких дней, да и уехали в город за подарками. Первые два дня прошли спокойно, а вот перед самой новогодней ночью, произошла трагедия. Старший был очень занят чтением интересной книги, младший к нему начал лезть, тот возьми и психани и выкинул братишку на улицу. Немного погодя, когда книжка была уже дочитана, он спохватился за младшего брата, выскочил на улицу, но того уже и след простыл, а на улице темень да холод.

И тут же из города приехали родители, отец как узнал о случившемся, так и посидел тут же. Отправил брата, чтоб тот разыскал своего младшего и приказал, без него домой не возвращаться.

Юноша отправился к горам, до которых и на лошади верхом добираться с неделю не меньше, а он справился с этим расстоянием всего за ночь, уж сильно был расстроен он. И вдруг, неожиданно, вдалеке услышал приятный звон, к которому он и поспешил. Через некоторое время юноша оказался в сказочном лесу, где его окружали прозрачные ледяные деревья, и такая же была и земля под его ногами. Ветерок раскачивал деревья, которые и раздавали мелодичный звон. Этот лес являлся уютным пристанищем для Прадедушки Мороза. Таким образом, Старший оказался в ледяном дворце из сорока девяти комнат – владения Прадеда Мороза, который запер его под ключ. Мальчику нужно было «дорабатывать» зверюшек до прозрачного состояния, их приносил дедушка из леса.

Старший все думал, как помочь Младшему спастись из этого дворца. Много дней прошло, прежде чем он вспомнил о коробке со спичками, который давным-давно затерялся у него в кармане.

Понемногу он стал размораживать лесных зверей да птиц. Было не просто, мешал ему дед, но когда он смог дойти до брата и забрать его из ледяной комнаты, спасенные им птицы и зверята, помогли сбежать из злобного дворца. И бежал тот быстрее лани, быстрее всего живого пока не домчался до дома своего.

А там и младший брат ожил, и дед, обрадовавшись своим детям, снова заимел черную красивую бороду.

Эта книга учит

дорожить своими близкими, любить их и ценить.

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Мой Марс Шмелева
    По жанровой направленности произведение является рассказом о животных, главным героем которого является двухгодовалый сеттер по кличке Марс, представленный автором в виде рыжего пса с ласковыми глазами, преданного друга писателя.
  • Краткое содержание Стёпкина любовь Шукшина
    Главный герой рассказа — шофер Степан Емельянов, житель алтайского села. Так получилось, что в это село из Воронежа приехала Элла, устроившаяся на работу учетчицей в тракторную бригаду. А также девушка принимала участие
  • Краткое содержание Островский Доходное место
    Москва. Годы правления царя Александра II. Аристарх Владимирович, фамилия которого Вышневский – чиновник, который как оказывается, очень важен в своем деле. Но он же старый, и если ему везет в деловых делах,
  • Краткое содержание Неизвестный солдат Рыбаков
    Сдав последний экзамен и окончив школу, Сергей Крашенинников приезжает в небольшой городок, к своему деду. Юноша начинает трудиться в строительной бригаде. Рабочие занимались проектировкой и возведением дорог
  • Краткое содержание Маршак Багаж
    Действие происходит на неизвестной железнодорожной станции. Женщина сдает в багаж крупные вещи: диван, чемодан, саквояж, корзину, картину, картонку. Также в открытом багажном вагоне поедет маленькая собачонка.

Главные герои сказки Е.Шварца «Два брата» — дети лесника. Звали братьев Старший и Младший. Старшему было двенадцать лет, а Младшему – всего пять. Между братьями часто вспыхивали ссоры и отца это очень огорчало. Однажды, в канун Нового Года, родители мальчиков поехали на три дня в город за покупками. Лесник взял со Старшего обещание, что тот будет заботиться о Младшем и не станет ссориться с ним. Родители оставили сыновьям еду на три дня, дрова и спички.

Первые два дня прошли хорошо, а на третий день младший брат, которому стало скучно, попросил старшего поиграть с ним. Старший в это время читал книгу, он накричал на Младшего и выставил его на улицу, после чего снова сел читать. Когда он вспомнил о брате, был уже вечер. Старший выскочил из дома, и стал искать Младшего, но его нигде не было.

Когда вернулись родители, отец сказал Старшему, чтобы тот уходил из дома и не смел возвращаться, пока не найдет Младшего. Старший отправился на поиски. Он ушел так далеко от дома, что добрался до заснеженных гор. Мальчик попал в очень странное место, где деревья и земля были прозрачными, как лед. Здесь он встретил старика, которого звали Прадедушка Мороз. Это был отец Деда Мороза.

Прадедушка Мороз привел Старшего в свой ледяной дом и сказал, что мальчик останется здесь навечно. Он добавил, что его брат, Младший, тоже находится здесь. Прадедушка Мороз заставил Старшего замораживать птиц и зверей в огромной ледяной печке.

Но мальчик с первого дня плена стал думать о том, как ему освободить брата и вернуться домой. Одновременно с этим он, по возможности, спасал от замораживания некоторых птиц и зверей, устраивая им потайные убежища в ледяном доме.

Старший постоянно пытался открыть ледяную дверь, за которой находился Младший, но у него ничего не выходило. В хозяйстве Прадедушки Мороза он нашел топор и пробовал рубить им ледяную дверь, но лед не поддавался. Потом Старший вспомнил, что у него в кармане есть спички. Он дошел до живого леса и принес дров. Мальчик пытался с помощью костра растопить дверь, но Прадедушка Мороз застал его за этим занятием и пригрозил заморозить его. Старик отобрал у мальчика топор и отправился спать.

Пока он спал, на помощь Старшему пришли спасенные им звери и птицы. Они вытащили у спящего Прадедушки Мороза ледяные ключи, и дверь удалось открыть. За дверью Старший увидел Младшего, превращенного в ледяную статую. Он взял младшего брата на руки и побежал прочь из ледяного дома.

Прадедушка Мороз пытался его догнать, но ему помешали это сделать зайцы, отважно бросавшиеся прямо под ноги старика. Старшему удалось оторваться от погони, но в какой-то момент он упал, и тело Младшего разбилось на мелкие кусочки.

И вновь спасенные Старшим звери пришли ему на помощь. Они собрали все кусочки и склеили березовым соком. После это звери стали отогревать Младшего своим теплом до тех пор, пока не взошло солнце. От солнечного тепла Младший начал оживать, и вскоре из ледяной статуи превратился в обычного спящего мальчика. Когда он проснулся, то не помнил, что с ним произошло. Братья вернулись домой и с тех пор жили мирно и счастливо.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки Шварца «Два брата» заключается в том, что между родными людьми не должно быть ссор и размолвок. Старшие должны заботиться о младших, а младшие должны слушаться старших.

Сказка Шварца учит быть ответственным и заботливым, и всегда выполнять свои обещания.

Сказка учит мудро относиться к жизни.

В сказке Е.Шварца «Два брата» мне понравился Старший, который сумел найти и освободить из ледяного плена Младшего. Старший не только спас брата, но и помог сохранить жизнь многим птицам и зверям.

Какие пословицы подходят к сказке «Два брата»?

Любовь братская лучше каменных стен. Кому поручают, тот и отвечает. Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет. Мороз любви не студит.

«В одном огромном лесу жил-был лесничий по имени Чернобородый». У него было два сына, Старший двенадцати лет, и Младший — девятилетний. Братья часто ссорились, «как чужие», поэтому лесничий был весел только в лесу. Однажды, 28 декабря, Чернобородый сообщил сыновьям, что новогодней ёлки в этом году у них не будет. Ёлочные украшения надо покупать в далёком городе. Маму одну через лес он не пошлёт, сам лесничий «не умеет по магазинам ходить», а оставить братьев одних нельзя — «старший брат младшего совсем погубит». И тогда Старший поклялся, что не будет обижать Младшего три дня — пока не вернутся родители.

Мама наготовила обедов, а отец принёс дров и дал Старшему коробок спичек. А потом родители уехали. «Первый день прошёл хорошо. Второй — ещё лучше». Беда случилась вечером 31 декабря. Старший читал интересную книгу, а Младшему было скучно, и он приставал к брату. Тогда Старший схватил братишку и с криком «Оставь меня в покое!» выкинул за дверь. На миг ему стало жалко Младшего, ведь на улице было холодно, а малыш — без тёплой одежды. Потом мальчик решил, что за несколько минут ничего с братом не случится. Он хотел прочесть несколько строчек, но зачитался и вспомнил о Младшем, когда на улице уже стемнело. Старший выскочил во двор, но Младшего нигде не было. В этот момент вернулись родители. Чернобородый узнал, что случилось, и борода его поседела от горя. Он послал Старшего на поиски брата, и велел без Младшего не возвращаться.

Мальчик вышел к горам. До них было семь недель быстрой езды, а Старший добрался за ночь — из-за горя он не замечал проходящего времени. Вдруг он услышал далёкий лёгкий звон, и пошёл на него. Несколько часов спустя Старший очутился в лесу из прозрачных ледяных деревьев с прозрачной ледяной землёй. Ветер раскачивал ледяные сосны, и они тоненько звенели. Это лес был домом Прадедушки Мороза. Дедушка Мороз был его сыном, и старик проклял его за добродушие. Главным для Прадедушки Мороза был покой, поэтому он и решил взять Старшего в ученики. Мороз распорядился, чтобы холод до поры не трогал мальчика и привёл его в свой ледяной дом из 49 комнат. По дороге старик сообщил, что Младший заперт в самой последней комнате. Всё это Мороз говорил бесстрастным голосом, словно читал книгу.

Старик поручил Старшему «успокаивать» лесных птиц и мелких зверюшек. Мороз приносил их из лесу полузамёрзшими, а мальчик должен был вертеть их над чёрным ледяным пламенем, пока они не становились прозрачными. Комнату 49 Старший нашёл сразу, но дверь комнаты была сделана из ледяного дуба, такого твёрдого, что даже топор его не брал.

Много дней Старший думал, как спасти брата, а Прадедушка Мороз хвалил его за спокойствие. Наконец мальчик вспомнил, что в кармане у него остался коробок спичек. Однажды днём, когда старик ушёл за новой порцией зверушек, Старший сбегал за дровами в живой лес и развёл огонь у дверей 49-го зала. К вечеру дверь немного подтаяла, а на следующий день Старший попробовал подержать над тёплым пламенем полузамёрзшую птицу. Птичка ожила. С тех пор Старший каждый день оживлял лесных птиц и зверушек и строил для них снежные домики по углам зала. За этим и застал его Прадедушка Мороз. Он дохнул на пламя, и оно стало чёрным, а дверь снова заледенела.

Старший проплакал целый день, а ночью его разбудили лесные друзья. Они достали из снежной шубы Прадедушки Мороза ключи, и мальчик смог открыть 49-ую дверь. Младший «был весь прозрачный» ледяной, а на щеке его застыла слеза. Старший схватил брата и побежал. Он сумел выбраться из ледяного дома и уже почти добежал до живого леса, когда Прадедушка Мороз кинулся в погоню. Лесные друзья бросились старику в ноги, и он упал. Они делали это снова и снова, пока мальчик не добрался до живого леса.

Старший бежал, неся Младшего осторожно, чтобы не разбить. Он надеялся, что отец вылечит брата. От радости мальчик не заметил, как добрался до знакомых мест. Здесь уже была весна, только кое-где лежали остатки снега. На такой снежной «лепёшке» Старший и поскользнулся, услышав при этом злорадный голосок Прадедушки Мороза. Младший ударился о корень и разбился.

Старший плакал, пока не уснул. Тем временем белки собрали Младшего по кусочкам, склеили берёзовым клеем и положили на солнышко. Когда Старший проснулся, Младший уже ожил и даже слеза на его щеке растаяла. Вместе братья вернулись к родителям. Борода Чернобородого снова почернела от радости. С тех пор братья не ссорились. Иногда Старший просил брата оставить его в покое, но совсем ненадолго, и Младший всегда его слушался.

Литературное произведение играет огромную роль в жизни каждого человека. Интересные и поучительные книги как источник жизни, из которого черпают знания читатели всех возрастов. И в большинстве случаев это является «палочкой выручалочкой» в различных жизненных ситуациях.

Пословицы к сказке «Два брата» (Л. Н. Толстой)

Задания с использованием пословиц очень часто задают в школе. Так, в 3 классе встречается задание:

  • Подбери пословицы, которые подходят к сказке «Два брата» (Лев Толстой).

Сборники пословиц русского народа помогают найти нужные выражения. Если поразмыслить о ключевых темах произведения, подобрать их будет легко.

Сказка Льва Николаевича Толстого имеет некий философский смысл и отражает два взгляда на жизнь: пассивный и активный. Старший сын — рассудительный, осторожный, а младший — энергичный, решительный. Между братьями завелся спор по поводу того: делать ли, как написано на камне. В итоге каждый брат пошел своей дорогой. Один рискнул и стал царем. Его жизнь круто переменилась, стала насыщенной и яркой. А второй брат не стал рисковать и менять свою жизнь. Он остался жить в деревне, жизнь текла ровно, гладко и не была ничем примечательной.

Мораль сказки в том, что у каждого свой путь в этой жизни, каждый волен влиять на свою судьбу сам. И каков бы ни был выбор, он верный. И нужно его понять и принять. Так и два брата. Как бы они ни спорили между собой, все равно остались дружны и то же время верны сами себе, своим собственным убеждениям

Но вернемся к пословицам. В самом произведении они уже содержатся:

  • «Искать большого счастия — малое потерять», «Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки» — говорит старший брат.
  • «Волков бояться, в лес не ходить», «Под лежачий камень вода не потечет» — говорит младший брат.

Все эти выражения созданы русским народом, они мудры и образны. Если задуматься об их смысле, выходит, что и так, и так может быть. И все эти суждения верны.

К сказке «Два брата» («2 брата») Л. Н. Толстого подходят и такие пословицы:

О жизни, судьбе, добром братстве

Говори, но не спорь, а хоть спорь, да не вздорь. Брат мой, а ум у него свой. Любовь братская лучше каменных стен. Нет друга супротив родного брата. Старший брат как второй отец. Брат с братом на медведя ходят. Доброе братство лучше богатства.

Жизнь прожить — не поле перейти. Надо взять от жизни все, что она может дать. Радостная жизнь веселит сердце. Проживешь ладно, коли жизнь построишь складно. Жизнь — не камень: на одном месте не лежит, а вперед бежит Жизнь дана на смелые дела. Кто хочет от жизни толка добиться, тот ничего не боится. Жизнь прожить — не лапоть сплесть. Живи смирнее, так всем будет милее. Живем ни худо, ни красно, а хлеб едим не напрасно. Не живи, как хочется, а живи, как можется. Поживи на свете, погляди чудес.

От времени возьми все, что можешь. То и счастье, что иному ведро, иному ненастье. Кому что на роду написано. Кому что бог даст. Чему быть, того не миновать. Чему быть, тому и статься. Как чему быть, так и быть. Что будет, то будет, того не минуешь. Что будет, то будет; а будет то, что бог даст. Жизнь жизни рознь. Житье на житье не приходится. Свое, так свое: мило, хотя и гнило. Каждый паучок знай свой уголок. Свой хлеб слаще чужого калача. Всякий при своем болоте хорош. Свой быт милее.

Пословицы, характеризующие братьев

Кто ничем не рискует, тот ничего не получает. Нет дела без риска. Не рискуя, не добудешь. Куда кривая не вынесет. От глупого риска до беды близко. На свой страх и риск.

Когда робость приходит, победа уходит. Кто робеет, того бьют. Сиденьем города не берут. Сидит, как курица на яйцах. Долго сидел, да ничего не высидел. Сижу у моря да жду погоды. Сидеть сложа руки. Сидят вместе, а глядят врозь. Кто сидит на печи, тот гложет кирпичи.

Сила да ум — счастье. Силен медведь, да в болоте лежит. И сила уму уступает. Сила без ума — обуза.

Не везде сила, где умение, а где и терпение. Терпение и труд все перетрут. На всякое хотение имей терпение. Не везде сила; где умение, а где и терпение. Терпеть не беда, было бы чего ждать. На хотение есть терпение.

Любому молодцу скромность к лицу. Живем не пышно — нигде не слышно. Живут скромно, да едят скоромно.

Смелых мир любит. Смелое слово поддерживает сердце. Смелый сам создает себе славу. Смелый там найдет, где робкий потеряет. Смелый приступ — половина победы. В судьбе, как и в борьбе, выигрывает смелый.

Сказка «Два брата» была написана Львом Толстым для детей Яснополянской школы. Произведение не потеряло своей актуальности до сих пор, и нас оно тоже учит житейской мудрости.

Евгений Львович Шварц

Родился в 1986 году двадцать первого октября. Его отец Лев Борисович Шварц был крещеным евреем, получил медицинское образование, позже стал земским врачом. Мать Мария Федоровна Шелкова окончила врачебно-акушерские курсы. В постоянных переездах из-за службы отца прошло детство писателя. В возрасте восьми лет он переехал с семьей в Майкоп, где он и провел большую часть своей жизни.

В Москве в 1914 году он поступает в университет на юриста, но спустя два года понимает, что это не его призвание, и всецело посвящает себя литературному письму и театру. С 1917 года стал играть в театрах-студиях, критики сулили ему превосходное актерское будущее, но уже в 20-х годах он оставляет сцену. Вплоть до 1924 года работал секретарём в литературных делах К. И. Чуковского, затем занялся журналистской деятельностью.

Творчество писателя

Произведения великого драматурга, прозаика, сценариста советского времени Евгения Львовича Шварца наполнены правдивыми жизненными ситуациями, которые, безусловно, заставили задуматься, научили огромное количество людей правильным поступкам.

Пьеса «Ундервуд», написанная в 1929 году, стала стартовой работой для выхода всех последующих пьес выдающегося сценариста. Знаменитые сказки, на которых выросло не одно поколение, например, сказка Шварца «Два брата» (год написания 1998), «Снежная королева» (год написания 1938), «Красная шапочка» (год написания 1936), «Золушка» (год написания 1946).

Были сняты фильмы по сценарию писателя: «Дон-Кихот», «Первоклассница». В них сыграли знаменитые, талантливые актеры Ф. Раневская, Э. Гарин, и др. Только после смерти Сталина на съезде писателей оценив работы Шварца и назвав его талант эксцентричным и милосердным, дала свободный выход в свет сборнику пьес писателя.

Годы Великой Отечественной войны и тяжелая блокада Ленинграда, участие в «Ледяном походе» негативно отразились на здоровье драматурга. 15 января 1958 года скончался Евгений Шварц.

«Два брата»: краткое содержание

На большой территории лесных угодий жил лесничий, охраняющий и оберегающий деревья. Весело он ходил по лесу, разговаривал с каждым кустиком, деревцем, знал каждое по имени. Однако домой ему возвращаться не хотелось из-за ссоры его сыновей. Звали их Старший и Младший. Относились друг другу как чужие и постоянно ссорились два брата. Шварц делает их главными героями своей сказки.

И вот накануне Нового года позвал отец сыновей и сказал им, что елку он им в этом году не сможет устроить, потому как за украшениями в город ехать нужно, а одних оставлять никак — нет доверия у отца. Но старший сын пообещал, что все будет в порядке, и они не подведут отца. Родители поверили сыну и уехали, обещая вернуться в восемь вечера тридцать первого декабря.

Первые два дня все было спокойно и дружно у братьев. На третий день Старший занялся своими делами: ему очень захотелось почитать, это было его страстью, особенно нравилась ему книга «Приключения Синдбада-морехода». А младшему мальчику очень скучно было одному, вот и стал он просить брата поиграть с ним. Но Старший как раз дошел до самого интересного момента, ему хотелось узнать, чем же всё закончится. Он начал гнать от себя братишку, прося оставить в покое. Однако мальчик не унимался, и тогда Старший выгнал малыша из дома на мороз и запер дверь. Он, конечно же, собирался запустить брата обратно, как только дочитает, но совсем забыл про время.

Опомнившись, он со всех ног побежал на улицу, но младшего брата нигде не было, он как будто растворился. Тут приехали родители. Узнав правду, отец отправил сына на поиски брата, сказав не возвращаться без Младшего.

Вскоре Старший оказался в лесу, где встретил старика Прадедушку Мороза. Тот сообщил, что мальчик находится у него, и теперь, чтобы вернуть брата, наш герой должен работать на старика: вертеть перед ледяной печкой птиц, лесных маленьких зверьков, чтобы те стали ледяными и прозрачными.

Несколько недель спустя мальчик понял, что Мороз не собирается отпускать их с братом, и стал думать, как же выбраться. Он начал жечь костер, в котором стал растапливать замерших лесных зверьков.

Анализ сказки Л.Н. Толстого «Два брата» + фрагмент урока. материал по теме

Сказки – популярный жанр народного творчества, устные повествования с использованием фантастических элементов.

Лев Николаевич Толстой — один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый многими как один из величайших писателей мира.

Художественное совершенство, выразительность, простота и естественность языка, универсальная содержательность и доступность детскому восприятию — отличительные особенности произведений Толстого, вошедших в “Азбуку”, “Книги для чтения”. В них представлены произведения почти всех жанров литературы˸ повесть, рассказ, басня, сказка, научно-познавательная статья и рассказ.

Отличительными чертами написанных Толстым сказок для чтения были высокая выразительность и простота, абсолютно полная доступность детскому разуму, замечательный русский язык. Весь список сказок Толстого составлен из русской жизни, в основном из жизни деревни.

Лев Николаевич Толстой часто применял всем понятный и так любимый жанр басни, в которых через аллегории ненавязчиво, осторожно преподносил совершенно разные назидания, замысловатую мораль. Рассказы и сказки по темам пословиц Льва Толстого воспитывают в ребенке трудолюбие, смелость, честность и доброту. Представляя собой своеобразный маленький урок — запоминающийся и яркий, басня или пословица учит пониманию народной мудрости, обучению образным языкам, способности в обобщенной форме определять ценность людских поступков.

Великий знаток народной крестьянской жизни и человеческой души Лев Николаевич Толстой в разные периоды своей долгой жизни обращался к писанию сказок. Сначала он писал их для «Азбуки» и «Русских книг для чтения». Книги предназначались для школ. Но и те и другие сказки объединяет общий склад: в них Лев Толстой постоянно является строгим моралистом. Такова и сказка о двух братьях. Сказка похожа на притчу. У нее своя мораль, свой вывод, сделанный писателем в пользу жизни, полной волнения и борьбы за счастье.

Большинство рассказов посвящены нравственной теме и воспитанию и занимают, порой, всего несколько строк. В них содержатся намеки, из которых читателям необходимо уметь извлечь добрые, хорошие, нравственные уроки.

В сказке «Два брата» рассказывается о выборе, который нужно принять каждому из братьев. Поучительная составляющая, пусть и облаченная в незатейливую форму, что не является минусом, так как не будет отвлекать от самой сути сказки-притчи, здесь занимает главенствующее место. Но строгого морального поучения здесь нет. Каждый из братьев, после того как они прочитали послание на камне, приводит аргументы в пользу своих убеждений. Это показывает многообразие человеческих взглядов и суждений, что препятствует однозначному поучительному выводу о том, что хорошо, а что плохо. Этим мне данное произведение понравилось: в нем есть нравственно-поучительная составляющая, но не линейная. Что правильно: у каждого есть выбор, и у каждого он свой. Никто не знает, что было бы, если бы мы поступили иначе, или что будет, если поступить именно так, и какие последствия это может повлечь. В итоге один брат поступает как написано на камне, а другой решает не следовать написанному. В конце они оба оказываются в одном месте, каждый со своим жизненным путем за плечами, и каждый, по-прежнему, считает, что он прав. Однозначно судить, кто прав, тут нельзя, но можно предложить сделать это детям: а как бы они поступили? Узнать, какой вывод из этой сказки видят они? Объяснить им, что не всегда точка зрения каждого из них является правильной, и нужно уважать чужой выбор и мнение. Эта сказка хорошо демонстрирует то, что не всегда можно четко разделить, где хорошо, а где плохо.

— На доске начало фраз, ваша задача — закончить их.

«Сказка — ложь, да в ней намёк,…

Скоро сказка сказывается, да не…»

— Как можно назвать эти фразы?

— Что такое « пословица»?

— Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к « Толковому словарю» знаменитого учёного Ожегова С. И.

— Попробуем собрать предложение — определение слова «пословица». (Пословица — это краткое народное изречение с поучительным содержанием).

— К этому определению мы ещё вернёмся сегодня на уроке.

— Посмотрите на доску и прочитайте слова.

«Зло, зачин, добро, концовка, помощник, кульминация.»

— К какому литературному жанру можно отнести эти слова?

— А что такое сказка?

— Значит что мы будем делать сегодня на уроке?

— Да, действительно, мы познакомимся со сказкой Льва Николаевича Толстого «Два брата». Мы должны увидеть воспитательное значение этого произведения. Но прежде, чем приступить к чтению сказки, я хотела бы познакомить вас с биографией замечательного писателя — Льва Николаевича Толстого.

— Л. Н. Толстой — знаменитый писатель-классик (это писатель, произведения, которого имеют огромное неоценимое значение), который известен не только в России, но и за рубежом. Родился он в 1828 году в богатой семье, получил отличное образование. Известен этот человек не только как писатель, но и как педагог. Лев Николаевич всегда переживал из-за того, что дети из бедных семей не могли учиться, не могли получать должных знаний. Именно по этой причине в 1859 году Л. Н. Толстой открыл в своём имении «Ясная поляна» бесплатную школу для детей из бедных семей. Он сам был в этой школе учителем, сам писал для своих маленьких учеников учебники для чтения. Свой знаменитый учебник «Русская азбука» он начал писать в 1859 году, работая над ним около 20-ти лет, закончил в середине 70-х годов. Сюда вошли более ста его новых сказок и рассказов на разные темы: о детских отношениях, о дурных привычках, а так же познавательные рассказы и сказки.

— Как вы думаете, судя по названию, о чём будет наша сегодняшняя сказка?

— А как узнать, верны ли ваши предположения? Правильно. Нам нужно прочитать сказку. Открывайте учебники на стр. 59. Сейчас будем читать по очереди, по ходу сказки я вас буду останавливать и задавать вопросы. Поэтому слушайте внимательно и следите за чтением.

— 1 абзац: «…и вместе найдем счастье». Кто первый предложил пойти в таинственный дом? Почему?

— 2 абзац: «…Меньшой брат пошел, а старший остался» Как называется разговор двух людей между собой? Что вы узнали из этого диалога о характере братьев? Чья речь в диалоге более энергична, убедительна? Чем проникнуты слова старшего брата? (Слова старшего проникнуты сомнениями, представлением о непреодолимых трудностях; слова меньшого — решимостью, готовностью преодолеть любые трудности).

— Подсказывает ли вам диалог в ответе, кто пойдет искать счастье?

— 3 абзац: чтение до конца. Завершился ли спор братьев о счастливой жизни? Подсказал ли автор читателям ответ, кто из братьев прав? А как вы думаете, почему?

— Подтвердились ли ваши предположение о сказке?

— А какая это сказка? (Бытовая с элементами волшебства)

— К какому жанру относится? (Смешанный, история из жизни, морально-нравственная)

— На что похожа сказка? (Рассказ, но это сказка, так как реальное переплетается с волшебством)

— Похожи ли братья друг на друга по поведению, по своим взглядам?

— Чем же различны братья? А давайте заполним сравнительную таблицу с помощью текста. Будем сравнивать черты характера младшего и старшего брата.

Старший Младший
Рассудительный Решительный
Практичный Ищет лучшее в жизни
Спокойный Смелый
Живёт, как жизнь поведёт Мужественный
Довольствуется малым Эгоист

— Эта таблица помогает нам увидеть, насколько братья были разными. Если они разные, могли ли они одинаково думать, рассуждать, поступать?

— Прокомментируйте доводы старшего. Можно ли с ними согласиться? (Да, можно согласиться. Потому, что действительно может случиться так, как он говорит)

— Прокомментируйте доводы младшего. Можно ли согласиться с ними? (Да. Можно. Он другой и мыслит по-другому)

— А если был бы третий брат, могли ли родиться другие доводы? (Да. Могли бы. Он тоже другой человек)

— Рассудила ли братьев жизнь? (Нет. Каждый остался при своем мнении)

— Вы обратили внимание, что в сказке «Два брата» много пословиц? Найдите их и прочитайте

«Искать большого счастья – малое потерять»

«Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки»

«Волков бояться, в лес не ходить»

«Под лежачий камень вода не потечет».

— Почему автор вводит в текст так много пословиц? (В них мудрость народа). Как они помогают понять смысл сказки? (Показывают отношение к жизни каждого из братьев)

– Кого из братьев вы считаете правым? (Каждый по-своему прав, за каждым своя правда)

— Как помогают пословицы понять смысл сказки? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, обратимся к определению «Пословицы».

— Кого из братьев считаете счастливым вы? (Дети высказывают свои мнения.)

— Ваши мнения разделились. Как вы думаете, почему это произошло? (Потому что каждый из нас понимает смысл счастья по-своему.)

— Почему родные братья выбрали разный путь в жизни? (Разные нравственные принципы, взгляды, своё отношение к жизни, потому что все люди разные)

— Пришла пора ответить на главный вопрос урока. В чём заключается мудрость этой сказки? (Сказка учит тому, что все люди на свете разные и по-разному понимают смысл жизни. Надо уважать мнение каждого человека)

— Лев Николаевич Толстой очень просто и понятно говорит в этой сказке о серьёзных вещах: о том, как по-разному можно прожить жизнь, потому, что по-разному люди понимают, в чём смысл жизни и в чём счастье!

Счастливое возвращение

Спасенные животные решили помочь мальчику и выкрали у спящего старика ключи. Старший открыл дверь, за которой нашел замершего братика со слезами на глазах. Схватив его, он бросился прочь из леса. Но за ними погнался Прадедушка Мороз, и мальчик впервые стал ощущать холод, но продолжал бежать. В хвойном лесу он поскользнулся, выронил брата, и тот разбился на мелкие кусочки. Старший заплакал, а после, выбившись из сил, уснул.

На помощь мальчику пришли благодарные лесные жители. Всю ночь они собирали и складывали кусочки и до самого утра грели братика своим теплом. Проснувшись с первыми лучами солнца, Старший увидел моргающие глаза брата. Его радости и счастью не было конца. Вскочив, мальчики побежали к родительскому дому. С тех пор ребята жили дружно и не ссорились. Лишь изредка старший брат просил не мешать ему, но тут же добавлял, что совсем ненадолго. Так заканчивает свою сказку Евгений Шварц.

«Два брата»: анализ произведения

Мир сказок Е. Л. Шварца особенный, многоликий. Он сочинял не просто новое в сюжете, а открывал то, что необходимо для читателя в данный момент времени, то, что может сделать его жизнь светлее.

Об этом и произведение «Два брата». Шварц раскрывает отношения родных людей в семье, что, безусловно, является огромной проблемой человечества. В настоящее время многие уделяют огромное количество времени своему личному пространству, не обращая внимания на близких людей. Обиды, ссоры отдаляют родных друг от друга, делая их чужими. На примере произведения «Два брата» Шварц призывает любить, ценить близких людей, дорожить проведенным с ними временем и стараться быть с ними как можно больше, ведь никогда не знаешь, когда их потеряешь.

Два брата

Жили в деревне два брата, один богатый, другой бедный. Бедный брат просил, просил богатого брата о помощи, но все без толку. Богатый брат был очень жадный. Решил бедняк обхитрить его. Вот и говорит как-то своей жене: — Купи куропатку, а я с братом на охоту пойду да возьму с собой кролика. А потом пошлю кролика домой, скажу ему, чтоб передал тебе, чтобы жарила ты куропатку и ждала нас с братом к ужину.

Так всё и вышло. На охоте вынул бедняк кролика из-за пазухи и говорит: — Беги, дружок, домой да накажи жене, чтоб жарила куропатку и ждала нас с братом к ужину.

Дал кролику шлепка, тот и помчался. Богатый брат так удивился, что про охоту позабыл, только и думает, как бы поскорее вернуться да узнать, хорошо ли кролик поручение выполнил. Вот пришли домой, бедняк и спрашивает жену: — Готов ли ужин, жёнушка? Передал тебе кролик мой наказ? — А как же! Куропатка на столе, кушайте на здоровье.

Раззадорился богач.

— Продай мне кролика, — говорит. — Что ты, что ты, как продать? Я его и туда, и сюда, и всюду посылаю. — Продай, я тебе хорошо заплачу.

Согласился бедняк, продал, да совсем другого, из крольчатника. Первого-то кролика след давно простыл. Забрал богач кролика, дал ему поручение, выпустил — и поминай как звали!

Прошло сколько-то времени, кончились у бедняка деньги, он и говорит жене: — Давай опять заставим брата раскошелиться. Намешай-ка ты в корм нашей старой ослице мелких монет, а я его в гости позову. Пусть увидит деньги в навозе, я скажу, это ослица нам деньги делает.

Как увидал богач золото, обомлел и давай просить: продай да продай ему ослицу.

— Ни за что не продам,- отвечает бедный брат. — Я с ней разбогател, скоро совсем богачом заделаюсь. Ещё чего! Я тебе кролика уступил, да за гроши, а ты его упустил! Не продам. — Продай, брат, проси за ослицу сколько хочешь.

Долго пришлось бедняка уговаривать. Наконец он согласился, взял за ослицу кучу денег.

Повёл богатый брат ослицу домой. Конюшню приказал вычистить, задать ослице богатого корма, а сам ждет. А денег всё нет и нет. Через несколько дней побежал он к бедняку: — Ты меня надул, одурачил! — Это я дурак, раз продаю тебе своё самое дорогое, а ты не бережёшь ничего, знай портишь. Никогда теперь не уступлю тебе!

Был в том краю такой обычай. Если кто резал поросенка, бочок свежатинки обязательно должен был отнести аббату. А богачу вовсе не хотелось делиться мясом. Стал он бедному брату жаловаться и обычай тот ругать. Бедняк его и надоумил: — Как зарежешь поросёнка, оставь его на ночь во дворе, а утром спрячь и говори всем, что поросёнка, мол, украли.

Обрадовался богач и сделал всё в точности, как бедняк посоветовал. Подвесил тушу во дворе и спать пошёл. Хитрый бедняк хвать ночью поросёнка! Наутро смотрит богач — нет поросёнка! Побежал он к бедному брату, кричит, жалуется, а тот хохочет: — Молодец, брат! Так и говори всем, и не надо будет ничего аббату отдавать!

Богач ещё громче кричит, ещё сильней ругается — он-то знает, что мясо и вправду украли! А бедный прямо надрывается от смеха. Так и ушёл богач домой ни с чем.

А пройдоха посмеялся вволю да и говорит жене: — Ну, жена вот мы с тобой и свининкой разжились.

Так жадному богатею и надо.

Урок
литературы в IV классе

Программа
«Школа — 2100»

Тема:
Л.Н. Толстой. «Два брата» (сказка).

Тема:
Л.Н. Толстой. «Два брата» (сказка). Цели: развивающая — развитие вообра- жения,
творческого мышления, памяти, связной речи; воспитательная — воспита- ние
умения понимать ближнего; образова- тельная — обучение умению делить текст на
части, составлять план, ставить вопросы

к
тексту.

Оборудование:
рисунки «камня счастья», «старшего брата», «младшего бра- та»; таблички слов:
«рассудительный» — 2 шт., «смелый», «решительный», «осто- рожный», «Искать
большего счастья — ма- лое потерять», «Не сули журавля в небе, а дай синицу в
руки», «Волков бояться, в лес не ходить», «Под лежачий камень и вода не
потечет», «План», «Находка», «Камень»,

«Камень
счастья», «Спор», «Жизнь брать- ев»; портрет Л.Н. Толстого.

Ход
урока.

1.         Организационный
момент.

—        У
нас сегодня необычный урок, где много гостей. Давайте поприветствуем их.
Настройтесь на работу.

2.         Вступительная
беседа.

—        С
каким писателем мы познакоми- лись во время предыдущего путешествия? Каким
человеком представляется вам Лев Николаевич Толстой по воспоминаниям его
учеников?

Кто
может дополнить своими сведения- ми рассказ товарищей?

Рассказ
ученицы:

—        Лев
Николаевич Толстой родился в Ясной Поляне, недалеко от Тулы. В семье было
пятеро детей. Когда мальчику не было еще и двух лет, умерла его мать.
Воспитыва- ла детей родственница. Они получили дво- рянское воспитание. Братья
Толстые изда- вали в семье рукописный журнал «Детские забавы», куда помещали
свои стихи, сочине- ния, сценки. В шестнадцать лет Лев Нико- лаевич поступил в
Казанский университет.

Толстой
служил на Кавказе. Будучи во- енным, участвовал в Крымской войне, в обороне
Севастополя.

Вернувшись
в Ясную Поляну, он от- крыл школу для бедных крестьянских детей.

Учитель
(У.) Как вы думаете, почему

Лев
Николаевич Толстой, граф, дворянин, вдруг решил открыть в Ясной Поляне шко- лу
для крестьянских детей?

Дети
(Д.). Он хотел научить детей чи-

тать,
чтобы они стали лучше жить.

Дать
счастье общения с книгой, ведь раньше не было телевизоров и радио, все можно
было узнать только из книг.

У. О
каких качествах личности Толсто-

го
это говорит?

Д.
Он очень добрый. Человек широкой души.

У.
Лев Николаевич Толстой не просто

решил
открыть новую школу, он сам стал

            НАЧАЛЬНАЯ 
ШКОЛА.  2005. № 1  

там
учителем. Более того, для своих учени- ков он не взял учебники других авторов,
а сам создал для них «Азбуку» и «Книги для чтения». Он написал произведения
разных жанров. С ними мы и познакомимся на уро- ках литературного чтения.

Особенности
какого жанра перечислены у меня на доске: зачин, концовка, волшеб- ство,
трехкратные повторы?

Д.
Это сказка.

У.
Какие бывают сказки?

Д.
Сказки бывают литературные и ав- торские.

У.
На какие группы еще можно разде-

лить
сказки?

Д.
Сказки делятся на социально-быто- вые, волшебные и сказки про животных.

У.
Сегодня мы познакомимся с автор-

ской
сказкой Толстого «Два брата». В кон- це мы ответим, почему именно эту сказку он
сочинил для своих яснополянских школьников.

3.         Работа
с текстом.

У.
Дома вы самостоятельно знакомились со сказкой. С чего вы начали свою работу?

Д.
Мы сначала рассмотрели иллюстра-

цию.
Попробовали догадаться, о чем будет сказка.

У.
Какова тема сказки и кто ее главные

герои?

Д.
Это сказка о двух братьях. Наверное, они идут путешествовать.

У.
Можно ли только по иллюстрации

сказать
о характере главных героев?

Д.
По иллюстрации говорить сложно. Может, они в этот момент просто расстро- ились.

Первое
впечатление обманчиво.

У.
Сколько частей вы выделили в сказ- ке? Давайте проверим.

Д.
Три части.

Четыре
части.

4.         Работа
с текстом во время чтения.

1)         Работа
над первой частью.

У.
Сколько абзацев вы отнесли к первой части?

Д.
Один, два.

У.
Какие незнакомые слова встрети- лись?

Д.
Подле — возле.

Без
оглядки по-другому — очень быстро.

У.
Прочитайте, как начинается сказка.

(Дети
зачитывают первое предложение.) У. Вышли братья попутешествовать и оказались
перед камнем. (Учитель крепит на доске аппликацию камня.) А простой ли

это
камень?

Д.
Это волшебный камень. Это проверка для братьев.

У. Какое
задание дано братьям.

Прочитайте.

(Дети
зачитывают слова, написанные на камне.)

У.
Сложное ли задание дано братьям?

Д. Я
думаю, что это сложное задание. Надо пойти в лес и найти там речку, можно и
заблудиться.

Я
считаю, что это сложное задание, так как тяжело украсть у медведицы медвежон-
ка, она может и разорвать.

У.
Это задание на камне — ключ к

счастью.
Какая главная мысль первой части?

Д.
Братьям нужно сделать выбор. Каж-

дому
придется выбрать свое счастье.

У.
Какое из предложенных мною назва- ний наиболее точно отражает мысль пер- вой
части: «Камень», «Находка», «Камень счастья»?

(Учитель
прикрепляет на доске таблич- ки: «План», «Камень счастья».)

Д.
Мне кажется, «Камень счастья», дру-

гие
не точно отражают мысль. Находка мо- жет быть разной, камень может тоже быть
разным.

У.
Какие вопросы вы бы задали автору

по
первой части?

Д.
Почему появился такой камень перед братьями?

Какое
счастье их ожидает? Может, автор хотел их испытать?

У.
Чем можно объяснить появление это-

го
камня именно перед этими братьями?

2)         Работа
над второй частью.

У.
Каким бы предложением вы закончи- ли вторую часть? Прочитайте.

Д.
«Меньший брат пошел, а старший ос-

тался».

У.
Давайте прочитаем вторую часть. Чи- таем со слов «Братья прочли, что было на-
писано…» до слов «Может, нас там ждет та- кое счастье, какого нам и вовсе не
нужно».

(По
ходу чтения дети объясняют слова:

«написано
на смех» — значит неправда,

            ВОСПИТАНИЕ
И ОБУЧЕНИЕ

«пропадем
ни за что» — пропадем нап- расно.)

У.
Подберите синоним к слову сказал. Д. Он рассуждал, говорил, доказывал. У.
Значит, старший брат какой?

Д.
Он рассудительный.

(На
доске прикрепляется аппликация портрета старшего брата, под ней табличка со
словом рассудительный.)

У.
Как говорит старший брат?

Д.
Он осторожничает. Он доказывает, но не торопится идти в лес.

У.
Как это его характеризует?

Д.
Старший брат осторожный.

У.
Прикрепляем табличку со словом ос- торожный. Читаем дальше третий абзац со
слов: «А меньшой сказал…» до слов «Чтоб подумали, я что-нибудь побоялся».

Во
время чтения проведем словарную работу. Как вы понимаете выражение оста- нется
ни при чем?

Д.
Это значит — останется ни с чем.

У. А
что можно сказать о младшем брате?

Д.
Он тоже рассудительный, но он ре-

шительный.
Младший брат ничего не боит- ся, значит, он смелый.

(На
доске появляются аппликация портрета младшего брата. Под ней слова:
рассудительный, смелый, решительный.)

3)         Чтение
второй части до конца.

У.
Что приводят братья для пущей убе- дительности? Почему?

Д.
Они приводят пословицы, так как в

них
содержится мудрость народа.

У.
Прочитайте пословицы, которые приводит старший брат. Как вы понимаете их смысл?
(Учитель прикрепляет на доске таблички с написанными пословицами под
характеристикой старшего брата.)

Д.
«Искать большего счастья — малое

потерять».
Это значит: пока за большим счастьем бегаешь, все другое пропустишь или другие
его разберут.

«Не
сули журавля в небе, а дай синицу в руки» — лучше иметь то, что есть, чем
ничего.

У. А
младший?

(Учитель
прикрепляет на доске таблич- ки с написанными пословицами под харак- теристикой
младшего брата.)

Д.
«Волков бояться — в лес не ходить».

«Под
лежачий камень и вода не поте- чет». Если ничего не делать, то у тебя ниче- го
и не будет. Чтобы что-то у тебя было, на- до потрудиться.

У.
Почему на одну и ту же надпись

братья
реагируют по-разному? С кем бы вы согласились?

Д.
Потому что они разные по характеру.

Братья
разные, у каждого свой взгляд на жизнь.

Я
считаю, что прав старший брат, может, их ждет то, что им и не надо.

А я
считаю, что прав младший брат. Сто- ит рискнуть, может, им повезет и жизнь из-
менится в лучшую сторону.

У.
Как автор дает характеристику героев?

Д.
Автор характеризует героев через их диалог.

Братьев
характеризует то, какие посло- вицы они привели в подтверждение своих слов.

У.
Давайте еще раз выразительно пере-

читаем
вторую часть по ролям.

Что
мы должны передать при чтении?

Д.
Мы должны передать характер брать- ев, их убеждения, настроение.

У.
При помощи чего мы это передадим?

Д.
При помощи громкости и тона, а так- же темпа речи.

У.
Давайте определим, как следует чи-

тать
за старшего брата?

Д.
За старшего брата следует читать медленно, рассудительно, неторопливо. Бо- лее
низким тоном.

У. А
как надо читать за младшего брата?

Д.
За младшего брата надо читать более быстрым темпом, более темпераментно. Тон
должен быть выше, чем у старшего.

4)         Чтение
и оценивание чтения диалога детьми.

У. А
если бы был еще один брат, могли

ли
родиться другие доводы?

Д.
По-моему, если бы был третий брат, то он мог бы согласиться с одним из братьев.

У.
Как бы вы могли озаглавить вторую

часть?

Д.
«Выбор братьев». «Спор».

(Учитель
прикрепляет табличку со сло- вом спор вторым пунктом плана.)

5)         Работа
над третьей частью.

У.
Третью часть вы прочитаете сейчас самостоятельно.

            НАЧАЛЬНАЯ 
ШКОЛА.  2005. № 1  

Вы должны
подготовить интересные вопросы к тексту для своих товарищей, а также
подчеркнуть слова, требующие объ- яснения.

(Чтение
части детьми.)

У.
Какие слова требуют объяснения?

Д.
«Без оглядки», то есть очень быстро,

«странствовать» 
—  значит путешествовать,

«ни
бедно, ни богато», то есть средне, как все люди.

У.
Какие вопросы вы зададите своим од-

ноклассникам?

Д.
Какое счастье ожидало младшего брата?

Можно
ли считать это счастьем?

У. А
что для вас является счастьем?

Д.
Для меня счастье — это хорошо учиться.

Для
меня счастье — это быть богатым… У. Зачитайте, как жил старший брат? Д. «Ни
бедно, ни богато».

У.
Рассудила бы братьев жизнь?

Д.
Мне кажется, каждый прав по-своему.

Каждый
из братьев остался при своем мнении.

У. А
кого считает правым автор?

Д.
Никого. Автор дает нам возможность самим это решить.

У.
Как мы озаглавим третью часть?

Д.
«Жизнь братьев».

6)         Работа
с текстом после чтения сказки.

У. В
чем же мудрость этой сказки? Как вы поняли ее главную мысль?

Д.
Мне кажется, что каждый в жизни

выбирает
свою дорогу.

Один
живет ярко, словно звезда, — вспыхнул и погас; другой как речка — течет
медленно и размеренно.

У.
Попробуйте, как братья, выразить ее

с
помощью пословиц.

Д.
Нет худа без добра. Кому что на роду написано. Каждому свое.

У.
Сказка написана простым и понятным

языком.
А просто ли нам было понять ее?

Д.
Нет, в сказке заключен глубокий смысл.

У.
Чем сказка Толстого отличается от народной?

Д. В
этой сказке нет концовки, нет за-

чина.

У.
Какую мораль имеет сказка?

Д.
Эта сказка показывает, что в жизни каждый сам выбирает свой путь.

У. А
произведения какого жанра тоже

имеют
мораль?

Д. В
басне тоже есть мораль.

У.
На что похожа сказка Толстого?

Д.
Эта сказка похожа на басню или на поучительный рассказ.

У.
Почему именно такую сказку он на-

писал
для своих яснополянских школь- ников?

Д. В
этой сказке Толстой показал детям

два
взгляда на жизнь: активный и пассивный. У. Лев Николаевич Толстой является
основоположником жанра короткого рас- сказа. При минимуме объема текста  дать

максимум
содержания.

Как
это произведение характеризует пи- сателя?

Д.
Лев Николаевич не просто писатель,

он
философ.

7)         Домашнее
задание.

У.
Дома я предлагаю вам познакомиться с другими произведениями Льва Николае- вича
Толстого: «Какая бывает роса на тра- ве», «Как ходят деревья».

Для
тех, кто выбирает творческое зада- ние: переделайте сказку Толстого, чтобы она
стала волшебной.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ
ЛИТЕРАТУРА

Бунеев
Р.Н., Бунеева Е.В. В океане света. 4 класс, 1 часть. М.: Баласс, 2002 и
последующие годы.

Очерки
о детских писателях: Справ. для учи- телей нач. классов // Приложение к книгам
для чтения серии «Свободный ум» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. М.: Баласс, 1999.

Аркадьева
А.В. Из опыта работы по книге для чтения «В океане света» // Свободный ум:
Метод. рекомендации для учителя / Под ред. Е.В. Бунеевой М.: Баласс: С-инфо,
1966.

Тема урока: Лев Николаевич Толстой «Два брата»

Цели и задачи: 1. Организовать
учебную деятельность детей по ознакомлению с творчеством Л.Н.Толстого.

2. Создать условия для
повторения знаний о сказке.

З. На
основе материала урока учить детей работать с текстом, развивать речь учащихся.

Ход урока:

1 . Упражнения в тренировке
выразительного чтения.

Учитель: Ребята! У вас
хорошее настроение? Вот такое? О.

У меня тоже такое настроение.
Начнём наш урок.

Человек, который хочет научиться выразительно читать,
должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам
потренироваться. Покажите мне такое настроение: е. А теперь, вот такое: е. А
сейчас, вот такое: Д. (Дети несколько раз тренируются)

Мы будем читать стихотворение с разными настроениями: 0,9,
е.

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка — умница и прелесть,

С нами рядышком живёт.

(Дети поочерёдно читают то с радостью, то с грустью, то с
равнодушием)

А теперь, усложним задание: к
нашему настроению добавим и силу голоса.

Мы будем читать стихотворение тихо; громко; нормальным
голосом.

Вывод: Когда мы читаем выразительно, то используем силу
нашего голоса и мимикой помогаем передать настроение героев.

Учитель: Ребята, кто
догадался, с какими произведениями мы будем сегодня работать на уроке? (Со
сказками)

2. Актуализация знаний.

Учитель: Из какой сказки этот отрывок?

«Девочка вошла
в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка очень
большая, вторая поменьше, третья маленькая. Подле каждой чашки лежала ложка:
большая, средняя, маленькая.

Девочка захотела сесть. Видит, у
стола стоит три стула. Один большой — Михайлы

Иваныча, другой поменьше —
Настасьи Петровны, третий маленький — Мишуткин.

( Из сказки «Три медведя»
Л.Н.Толстого)

Учитель: С творчеством
какого писателя мы будем сегодня знакомиться?

( С творчеством Л. Н. Толстого)

Учитель: Это тема нашего
урока.

З. Знакомство с биографией
писателя.

(На доске вывешены тема урока,
портрет писателя, таблица («Произведения

Л.Н.Толстого», стоят книги с его
произведениями)

Сообщение о
писателе готовит хорошо читающий ученик, увлекающийся литературой.

Лев Николаевич
Толстой был удивительным человеком. Он прожил долгую, интересную жизнь. Когда
Толстой был маленьким, он любил гулять в парке, в лесу и мечтать о том, чтобы
все люди на земле были счастливы. Став взрослым, он не оставил своей мечты и
организовал для бедных детей школу в своём имении «Ясная поляна». Там он обучал
их всему, что знал сам. Обучая детей, он писал для них сказки, басни; составил
«Азбуку». Посмотрите, сколько замечательных произведений для детей написал Лев
Николаевич Толстой. Лев Николаевич так умел общаться с людьми, что все его
считали другом, товарищем.

Учитель: Спасибо.
Посмотрите на таблицу:

Учитель: Какие
произведения мы с вами уже знаем и можем вписать в

нашу таблицу? (сказки, басни)

В конце изучения нашей темы мы заполним всю таблицу.

4. Первичное знакомство со
сказкой.

(Сказку Л.Н.Толстого читают хорошо читающие дети)
Беседа после чтения:

image003. Понравилась ли вам сказка?
Ваши впечатления.

2. Почему Лев Николаевич Толстой
определил жанр своего произведения как «сказка»?

З. Что это за сказка? (бытовая,
литературная)

4. С каким настроением надо
читать эту сказку? Какова сила голоса? Учитель: Вам в сказке встретились
такие выражения:

*         
Любо было на них смотреть.

*         
Подивились.

*         
Зерна не убыло.

Как вы понимаете их значение?

Физминутка. Как говорят части
тела?

Мы с вами умеем хорошо говорить.

А как говорят наши части тела?
Покажем? image004 Как
голова говорит «да»?

*         
Как голова говорит «нет»?

*         
Как плечи говорят «не знаю»?

*         
Как рука говорит «до свидания»?

*         
Как палец ругается?

*         
Как рука говорит «иди сюда»?

*         
Как руки здороваются?

*         
Как ноги говорят «не хочу»?

*         
Как голова и руки говорят «мы спим»?

5. Вторичное
знакомство со сказкой.

(Сказку Л.Н.Толстого читают дети «жужжащим чтением)
Беседа после чтения:

1       
. Назовите главных героев сказки.

2       
Найдите и прочитайте, чем занимались братья.

З. Как они поделили зерно?

4.    
О чём думал старший брат? Прочитайте.

5.    
О чём думал младший брат? Прочитайте.

6.    
Почему зерна не убыло?

7.    
Почему ещё крепче стала любовь между братьями?

8.    
Какие братья? Опишите их, используя слова для справок:

Добрые, жадные,
честные, трудолюбивые, отзывчивые, злые, верные, заботливые, грубые, щедрые.

9.    
Чему учит нас сказка?

Учитель: Прочитайте сказку ещё раз
и подумайте, какая из трёх пословиц больше всего подходит к нашему
произведению? Почему? (Читают слабо читающие дети)

*         
Семеро одного не ждут.

*         
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. image005 Хлеб всему голова.

Физминутка. Зарядка для глаз.

Очень долго мы читали,

Даже глазки у нас устали,

Вправо, влево посмотрите, И
немножко отдохните.

*         
Зажмурили глазки, открыли (3 раза)

*         
Посмотрели на часы, на парту (З раза)

*         
Широко открыли глаза, закрыли (З раза)

6. Рефлексия.
Закрепление знаний.

Учитель: Игра
«Перевёртыши». Я читаю вам сказку, а вы, если слышите, что какие-то факты не
соответствуют её содержанию, то хлопаете в ладоши и исправляете.

В одном селе жили два друга (брата). Землю пахали,
траву (хлеб) сеяли. У старшего брата детей не было, а у младшего было семеро
(пятеро) детей. Жили братья дружно, что любо было на них посмотреть. Одною
осенью поспел у них картофель (хлеб). Они убрали и поделили поровну зёрна.
Пришёл вечер (ночь).

Лёг старший брат, не спится ему. Он
думал: «Хорошо ли мы хлеб поделили? У брата семья большая, ему на детей хлеба
много надо. Пойду и подложу ему своих яблок (зёрен)». Так и сделал.

Не спалось
ночью и младшему брату. Он думал: «Хорошо ли мы с братом хлеб поделили? Мы-то с
женой молодые; дети нам на помощь растут; А брат с женой одинокие, постарее
нас. Надо ему хлеба от меня прибавить>>. Задумал и сделал.

Днём смотрят приятели (братья): зерна не
убыло. Подивились, но друг другу ничего не сказали. И так несколькодней (ночей)
братья друг другу хлеб перекладывали, пока один другого на месте не застал.

С тех пор ещё
крепче стала любовь между братьями. И прожили они счастливо до глубокой молодости
(старости).

Молодцы! Какие внимательные
читатели.

Учитель: А теперь
работаем в парах, задание в тетрадях на с. 41 Nel, З

7. Поведение итогов.

1.    
С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?

2.    
Что интересного вы запомнили из его биографии?

З. Какое произведение мы
прочитали сегодня?

4. Чему оно нас учит?

8. Домашнее задание.

С. 108-109 найти в библиотеке
книгу ЛН Толстого- детям. выразительно читать.

Учитель: Спасибо за работу
на уроке. Какое у вас настроение. покажите мне: 0,9, (9

  • Сказка два брата евгений шварц распечатать
  • Сказка дачный поселок чернолучинский
  • Сказка два брата льва николаевича толстого
  • Сказка даля старик годовик текст
  • Сказка два брата евгений шварц слушать