Сказка доброе сердце дороже красоты читать

Автор: попко оксана аркадьевна организация: мбоу школа 24 населенный пункт: ростовская область, г. ростов-на-дону оглавление: 1. актуальность мероприятия. 2.

Автор: Попко Оксана Аркадьевна

Организация: МБОУ «Школа № 24»

Населенный пункт: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону

Оглавление:

1. Актуальность мероприятия.

2. Направление.

3. Цель, задачи.

4. Внеклассные мероприятия.

5. Сценарий.

Актуальность.

Сегодня многие родители жалуются на то, что их дети перестали читать книги. Переключение на компьютеры и сотовые телефоны

привело к возникновению негативного отношения к художественной литературе. Падает культура чтения. Это выражается в скудности духовного мира школьника, поэтому библиотекарь обязан стать проводником ребёнка в мир книг. Он должен увлечь его чтением, предлагая провести урок как занятие- спектакль, литературную игру или путешествие по страницам книг.

— Когда читаешь, умей замирать от счастья, писал писатель В. Бахревский в предисловии к книге Г. Циферова « Медвежий час». Это его пожелание юным читателям, которые любят сказки. Однако я думаю, что высказывание можно отнести к любой книге. Путешествуя по книжным страницам, школьник включает своё воображение, начинает представлять себя на месте книжного героя, анализировать его поступки и проигрывать ситуации, в которых он оказывается. Проявить свои способности ученик может на внеклассном мероприятии под названием «Живая книга». Данный урок-игра направлен на расширение литературного кругозора учеников начальных классов. Работа в рамках мероприятия «Живая книга» способствует более глубокому изучению предмета «Литературное чтение».

Направление.

1. Познавательное: расширение литературного кругозора учеников.

2. Развивающее: пополнение словарного запаса ребёнка путём пробуждения его интереса к чтению. Развитие культуры речи и логического мышления путём работы в театральной группе.

3. Коммуникативное: общение со сверстниками через творческую деятельность в процессе подготовки к выступлению. Умение поделиться прочитанным с окружающими и выразить свою точку зрения по отношению к литературному герою.

Цель.

Содействие стремлению ребёнка к чтению и развитию его творческих способностей.

Задачи:

Проведение мероприятий под названием «Живая книга» должны помочь решить следующие задачи:

1. Эмоциональную.

2. Творческую.

3. Литературную.

4. Интеллектуальную.

Так как чтение внеурочной литературы для ребёнка- это и труд, и творчество, и удовольствие.

Категория участников: учащиеся 2-х, 3-х и 4-х классов.

Внеклассные мероприятия:

« Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в любимой книге-

Для него недоступно глубокое чувство человеческой дружбы, верности, привязанности».

(В.А. Сухомлинский).

«Живая книга» разработана мною как дополнительная программа к уроку «Литературное чтение». Два- три раза в четверть учащиеся 2-х, 3-х и 4-х классов участвуют в мероприятии, где им предоставляется возможность проявить свои творческие способности. Ученики на внеурочном занятии знакомятся с литературными произведениями, не вошедшими в школьный учебник. После знакомства с героями произведения они инсценируют прочитанное.

Сказки Тихого Дона. «Доброе сердце дороже красоты».

Выступают в роли ведущих и актёров.

Сами готовят костюмы и играют роли авторов любимых произведений.

Страницы « Живой книги» надолго остаются в памяти ребят и они приходят в школьную библиотеку, чтобы прочитать другие произведения писателей, чьи сказки и рассказы были, уже инсценировали. «Живая книга» с удовольствием раскрывает свои страницы и для учеников 1-х классов. Обычно такие встречи проводят ребята из 3-4-х классов. Первоклассники с удовольствием смотрят предложенные спектакли и сами мечтают принять в них участие.

В. Драгунский «Фантазёры.»

Вот и после осенних каникул ребят ждал сюрприз. Ученики 4-го класса подготовили путешествие в сказку С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

В этом году писателю исполнилось 230 лет, и мероприятие было приурочено к этой дате. Сам Аксаков писал о своей сказке следующие строки: « Сказку я слыхивал не один десяток раз, потому что она мне очень нравилась. Прошло много времени, и я забыл свой рассказ; но теперь восстанавливая давно прошедшее в моей памяти, я наткнулся на груду обломков этой сказки; много слов и выражений ожило для меня, и я попытался её вспомнить ………..»

Ведущий:

Дорогие друзья, сегодня мы с вами вместе отправимся в сказку «Аленький цветочек», а после постараемся ответить на вопросы маленького Серёжи Аксакова. Готовы?

(ответ детей – да!)

АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК.

Звучит муз. Выходит купец. Держит в руках сказку «Аленький цветочек».

1. Купец: (Открывает и читает)

— Давным-давно жил – был богатый купец, именитый человек.

— Стоп! Так это ж про меня сказочка писана! Зачем читать, коли сам всё рассказать могу.

(закрывает книгу). Начинает рассказ.

— Много всякого товара заморского у меня есть, злата, серебра не меряно, но самое большое богатство- это 3 мои дочери милые, красавицы писаные, а меньшая дочь- Настенька самая любимая.

1. Старшая сестра: (выходит в руках держит кокошник и бусы)

— Ох, батюшка родимый, посмотри, скажи, что лучше надеть кокошник с каменьями самоцветными али бусы работы тонкой басурманской?

2. Купец: (вздыхает)

— А по мне, ты Любавушка, краса ненаглядная и без этих украшеньев заморских!

2. Старшая сестра: (машет рукой)

— Ну, вы, батюшка, тоже скажете. Украшеньица эти я пуще всего люблю! (уходит)

1. Средняя сестра: (выходит, держит в руках зеркало)

— А посмотри-ка, батюшка родименький, что я на ярмарке сегодня купила. (Вертит зеркало). Стекло венецианское, торговка сказала. (Протягивает зеркало купцу). Погляди, как свет в нём отражается, как румянец мой яркий в стекле играет!

3. Купец: (со вздохом)

— Да ты и так у меня красавица, Ладушка, что зря перед зеркалом вертеться!

2. Средняя сестра: (прячет зеркало за спину, с обидой в голосе говорит)

— Ну, вы и скажете, батюшка, как же у зеркала мне не вертеться? Коли красу я свою в нём вижу. Эх, (машет рукой) ничегошеньки вы не понимаете! (поворачивается спиной и уходит)

1. Младшая дочь: (входит, говорит ласково)

— Вот вы где, батюшка родименький, идите обедать. Я давно вас кличу. Скатёрочку вашу любименькую с цветами диковинными на стол постелила.

4. Купец:

— Спасибо тебе, Настенька, только не до обеда мне. Завтра еду я в тридесятое государство, за море синее, товары везу разные. Кликни сестриц своих, речь держать буду.

2. Младшая дочь: (громко)

— Сестрицы, родненькие, идите скорей сюда! Батюшка вас кличет!

( ПРИХОДЯТ СЁСТРЫ)

5. Купец: (прохаживается взад- вперёд).

— Дочери мои милые, дочери хорошие. Еду я торговать за тридевять земель. Много ли мало ли проезжу – не ведаю. Наказываю вам жить без меня честно и смирно, а я привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите.

3. Старшая дочь: (кланяется купцу)

— Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне ни жемчуга, ни мехов, а привези ты мне золотой венец из каменьев самоцветных, и чтоб был от них такой свет как от солнца красного.

3. Средняя дочь: (кланяется отцу)

— Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни мехов соболя сибирского, а привези ты мне тувалет из хрусталю восточного, цельного, чтобы, глядя в него, видела я всю красоту поднебесную, и, смотрясь в него, я не старилась!

3. Младшая дочь: (кланяется отцу)

— Государь ты мой батюшка! Не вози ты мне ни венца самоцветного, ни тувалета хрустального, а привези ты мне аленький цветочек, краше которого не было бы на белом свете!

6. Купец: (чешет затылок)

— Ну, задала ты мне работу Настенька! (машет рукой). Аленький цветочек мудрено найти. Буду стараться, а ежели что не так, не взыщи! (уходит)

4. Старшая и средняя сёстры: (смеются)

такого нет нигде! Не найдёт его батюшка! (хихикают, уходят)

4. Младшая сестра: (задумчиво) — А я сердцем чувствую, что есть где-то цветочек аленький! Только где же?……..

Все выходят на поклон.

Ведущий:

Серёжа в детстве был мальчиком любознательным, когда Палагея рассказала ему сказку, то он вместо того, чтобы спать стал задавать ключнице разные вопросы. Мать обнаружив, что малыш не спит, выслала сказительницу из детской спальни и сказание сказок надолго прекратилось. Сейчас, ребята, вы постараетесь ответить на вопросы Сережи, и мы посмотрим, как же хорошо вы запомнили прочитанную сказку.

Выполняется задание: « Вас спросил Серёжа?» (вопросы задают купец и средняя дочь Лада)

1 вопрос.

— Как называл перед отъездом честной купец своих дочерей?

1.Плохие.

2. Добрые.

3. Милые.

4. Вредные.

( отв.: Милые)

2 вопрос.

— Сколько дней на раздумье для заказа подарков дал отец своим дочерям?

1. 1день.

2. 3 дня.

3. 5 дней.

4. 7 дней.

(отв. 3 дня.)

3 вопрос.

— Что просила привезти средняя дочь?

1. Золотой венец.

2. Шкатулку.

3. Парчи на платье.

4. Зеркало.

(отв. Зеркало. Показ отрывка из мультфильма «Аленький цветочек».)

4 вопрос.

— Что попросил у купца чудо морское зверь лесной в обмен на аленький цветочек?

1. Одного из слуг купца.

2. Одну из дочерей купца.

3. Одну из лошадей купца.

4. Всю казну купца.

( отв. Одну из дочерей купца).

5 вопрос.

— Как отреагировала младшая дочь на отцовский подарок?

1. Возрыдала.

2. Заголосила.

3. Ударилась в слёзы.

4. Залилась слезами.

(отв. Залилась слезами).

6 вопрос.

— Как Аксаков описывает голос чудища?

1. Дикий и зычный.

2. Дикий и гулкий.

3. Дикий и громкий.

4. Дикий и звонкий.

( отв. Дикий и зычный).

7 вопрос.

— Почему живя, во дворце, купеческая дочь запечалилась? Что ей приснилось?

1. Батюшка упал с лошади.

2.Батюшка потерпел кораблекрушение.

3.Батюшка нездоров.

4. Батюшка женился. (Отв. Батюшка нездоров).

8 вопрос.

— Почему чудовище не встречало купеческую дочь, когда та возвратилась во дворец?

1. Уехало к друзьям.

2. Забыло о дочери купеческой.

3.Гуляло по берегу озера.

4. Лежало мёртвое.

(отв. Лежало мёртвое. Показ отрывка из мультфильма «Аленький цветочек»).

Ведущий:

Молодцы, ребята, сразу видно, что сказку все читали. Однако чтобы книга была красочной, над её созданием ещё трудится художник иллюстратор. Сегодня вы тоже побудите художниками и попробуете проиллюстрировать сказку, а помогут вам старшая дочь купеческая Любава и младшая Настя.

(Девочки раздают заготовки рисунков, и ребята их раскрашивают. Старшие помогают младшим рисовать)

Ведущий:

Ребята, наша сегодняшняя встреча подошла к концу. Я не прощаюсь с вами, а говорю: « До новой прочитанной книги и до новых оживших страниц! Спасибо за внимание!»

Заключение:

Читая книги и разглядывая яркие иллюстрации, ученик получает импульс к творчеству, а школьный библиотекарь должен постараться, чтобы детское чтение дало хорошие всходы и стало для школьников нормой жизни.

Список литературы.

1. Школа творческого чтения. Тихомирова И. (https://litresp.ru/chitat/ru/Т/tihomirova-i/shkola-tvorcheskogo-chteniya)

2. В. А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям (https://little.com.ua/media/files/1460702288-526.pdf)

3. От продвижения чтения — к качеству чтения. И.И. Тихомирова. https://nukadeti.ru/skazki/aksakov_alenkij_cvetochektps://little.com.ua/media/files/1460702288-526.pdf

4. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». https://nukadeti.ru/skazki/aksakov_alenkij_cvetochek

Приложения:

  1. file0.docx.. 1,9 МБ

Опубликовано: 12.12.2021

В падчерице я вижу честного и трудолюбивого человека. К этому гордому званию все мы должны стремиться не на словах, а на деле.
Для мальчиков (201 слово). Мой любимый герой – Данила из сказа П. П. Бажова «Каменный цветок». Герой нравится мне тем, что он – мастер своего дела. Его больше всего волнует саморазвитие, ради него он пожертвовал всем. Это путь каждого творца.
Будучи 12-летним сиротой, мальчик попал в ученики к Прокопьичу. Тот дал ему материал и изумился, ведь Данила уже знал, как работать. У него были удивительные способности. Пожилой мастер стал учить его, но вскоре ученик превзошел его. Барин оценил его талант и дал возможность трудиться, не переставая. Жизнь Данилы наладилась, он даже сосватал Наташу. Но жениться решил только тогда, когда создаст чашу небывалой красоты. О ней он слышал лишь в легендах. Они гласили, что существует Царица Медной Горы, которая забирает к себе лучших мастеров. Он пошел к ней, невзирая на опасность. Найдя ее, он обрел и то вдохновение, которое искал. В его упорстве я узнал себя. Мне тоже близка эта целеустремленность. В любимом деле я тоже хотел бы достичь успеха, сделать что-то такое, о чем не забыли бы потомки. Поэтому мне и нравится этот персонаж.
Я считаю, что в этом герое автор изобразил настоящего профессионала, которым должен стать каждый из нас. Это очень вдохновляющий образ. Как Данила нашел свой каменный цветок, так и я хочу достичь своей цели.

Для 7-8 класса

Для девочек (202 слова). Моей любимой героиней является Делла из произведения О, Генри «Дары волхвов». Меня вдохновляет ее самоотверженное желание сделать мужа счастливым. Она – «наимудрейшая» женщина, таким эпитетом ее наградил сам автор.
Чтобы сделать супругу достойный подарок, героиня продала свои роскошные волосы. Молодая семья жила бедно, и единственным сокровищем Джима были золотые часы редкой красоты. Делла хотела подарить ему платиновую цепочку, но денег взять было неоткуда. Она смогла скопить всего лишь доллар и восемьдесят пять центов. Тогда она остригла и продала свои волосы, получив достаточную сумму для покупки. Однако женщина не знала, что муж заложил часы, чтобы купить ей драгоценный гребень для утраченных волос. Несмотря на это, их рождество получилось намного счастливее, чем у многих богатых людей. Именно такие брачные союзы, наполненные искренностью и эмоциональностью, а не деньгами, способны продержаться долгие годы. С такой верной и доброй женой, как Делла, Джим обязательно достигнет успеха.
Меня героиня впечатлила тем, что она имеет очень терпеливый и действительно твердый характер. Вместо упреков в адрес мужа, который не может заработать достаточно денег, она поддерживала его и преданно любила. Кроме того, ее поступок мне показался более сложным. Ради супруга она пожертвовала частью себя, а не просто ювелирной ценностью. У нее талант любить, а это самое важное, что может быть в жизни.
Для мальчиков (236 слов). Мой любимый литературный герой – Юшка из одноименного произведения А. Платонова. Этот незаметный мужчина обладал прекрасными качествами, которые окружающие люди не замечали. Зато тот, которого так недооценивали и презирали, даже со своими скромными возможностями сделал этот мир лучше. За это он мне и нравится.
Ефим Дмитриевич болел чахоткой, поэтому в свои 40 лет выглядел старше. Он был хилым и слабым, и его все обижали, ведь не мог никому ответить. Его образ жизни всем обитателям города казался нелепым. Мужчина не тратил заработанные деньги, пил только простую воду, никуда, кроме работы, не ходил. Только раз в год он ездил куда-то, но никто не знал, куда. Так, в атмосфере издевок и обид протекала его жизнь. В лучшем случае горожане относились к нему равнодушно, в худшем – били. В одном из таких инцидентов герой и нашел свою смерть. В ответ на упреки в ненужности Ефим ответил обидчику, что если человек рождается, значит, он уже нужен белому свету. Тогда прохожий избил больного мужчину. Только после похорон Юшки выяснилось, что все это время он отдавал свои деньги бедной сироте, чтобы выучить ее и поднять на ноги. Девушка приехала в его город и начала лечить его обитателей, помогать им бескорыстно в память о том, кто сделал для нее так много.
Юшка – феноменально добрый человек, его образ вдохновляет читателей становиться милосерднее и терпеливее. Я тоже стал замечать за собой, что хочу также спокойно реагировать на глупости других и также скромно делать хорошее дело, не ожидая похвал.

Для 9 класса

Для девочек (250 слов). Моей любимой героиней является Татьяна из романа А. Пушкина «Евгений Онегин». Это умная, нравственная и скромная девушка, пример которой поможет многим женщинам сделать правильный выбор. Интересно, что «милым идеалом» называл ее сам автор.
Татьяна – представительница мелкопоместного дворянства. Она воспитывалась няней, которая привила ей любовь к народным сказкам и традициям. С малых лет девочка полюбила чтение. В нем она черпала мудрость. Ум, светящийся в глазах, сделал ее облик индивидуальным. Но была и обратная сторона: девушка дичилась посторонних, не любила бывать в обществе, не умела произвести впечатление. Однако Онегин сразу приметил ее оригинальность, хоть и не смог оценить всех достоинств сразу. Его отказ больно ранил Татьяну, но не сломил ее характер. Девушка не переставала любить его всю жизнь, несмотря на то, что увидела все неприглядные стороны его натуры. Евгений флиртовал с ее сестрой, потом убил жениха Ольги на дуэли и вовсе сбежал из тех мест. Однако постоянство чувств – одна из тех добродетелей героини, которую она пронесла через всю жизнь. К ней добавилось также постоянство убеждений, которое не так часто встречается в людях, которые столкнулись с соблазнами. Через много лет Онегин признался Татьяне в любви, но она отвергла его, потому что уже была замужем и не могла изменить супругу. Ее добродетель стойко охраняла узы брака, даже от запоздалой любви.
Таким образом, Татьяна Ларина – «милый идеал» не только для Пушкина, но и для многих современных читателей. Она на своем примере доказывает непреложную истину: женщине нужна не столько красота, сколько мудрость и добродетель. Только тогда она исполнит свое предназначение, став верной женой и дальновидной матерью.
Для мальчиков (246 слов). Мой любимый герой – это Мцыри из одноименной поэмы Лермонтова. Этот юноша всю жизнь стремился к свободе и отчему дому, его идеалы чисты и нравственны. В его побеге выражается сила и решимость его характера. В стычке с барсом видно, что он наделен и выносливостью, и смелостью. Словом, это тот тип человека, который способен что-то сделать.
В отличие от недальновидного Калашникова и инфантильного Печорина, этот герой вызывает уважение. Покинув тюремные стены монастыря, куда его насильно увезли из родной деревни, он принялся познавать жизнь, как она есть. Мцыри не смирился с навязанной ему судьбой, он пошел против нее. Тяга к свободе и целеустремлённость привели его в мир дикой природы, где он попробовал свои силы. Он пошел искать дорогу в родной дом, чтобы воссоединиться со своим народом, но не нашел. Зато он побродил по просторам красивых долин, состязался с барсом, увидел прекрасную незнакомку. За три дня побега он прожил целую жизнь, наполненную приключениями и эмоциями. Он испытал ярость и пыл схватки, любовь и влечение, познал красоту природы и вольного существования. Несмотря на трагичный финал, его удел наполнился смыслом, а вот если бы он остался и принял сан, то потерял бы себя окончательно. На чужбине ему не было места, не было предназначения, поэтому вполне закономерно, что он умер. Но умер, повидав что-то, став кем-то, и не предав свои идеалы.
Этот герой вдохновляет читателя бороться с несправедливой судьбой и бунтовать против ее тирании. В его образе скрыты такие достоинства, как сила духа, вольнолюбие и отвага. За это мне и нравится данный персонаж.

Жил на свете молодой принц. С малых лет все твердили ему, что мудрее и красивее его никого на свете нет. И до того он возгордился, что и сам тому поверил. Вот пришла ему пора жениться, и поклялся принц, что возьмет в жены только такую девушку, у которой разум красоте под стать будет. Не хотел он для себя жены ни красивой, да глупой; ни умной, да уродливой.

Созвал старый король во дворец всех самых разумных и пригожих девушек королевства, но только ни одна из них его сыну по сердцу не пришлась. И решил тогда молодой принц сам отправиться по белу свету искать себе суженую. Переоделся он в платье попроще, сел на коня и ускакал один, без всякой свиты.

Во многих странах, королевствах он побывал, много девушек перевидал, а невесты себе так и не нашел. Одна лицом хороша, да разумом не вышла. Другая умна, да красоты ей недостает. Так и пришлось принцу ни с чем обратно домой повернуть.

Вот едет он густым, дремучим лесом, а уж смеркаться стало. Конь его притомился, и самому есть-пить хочется, а лесу конца не видать. Вдруг заметил он над деревьями дымок, а скоро и домишко показался — маленький, скособоченный, совсем в землю врос. Спешился принц, вошел в дом и видит: сидят за столом дряхлые, бедно одетые старик со старухой и ужинают черствым хлебом да молоком. Поклонился принц хозяевам и говорит:

— Здравствуйте, добрые люди. Пустите меня к себе переночевать. Путь мой неблизкий, а уж вечер на дворе.

— Как не пустить, — отвечает старик. — Не в лесу же тебе ночевать. Ночлега-то ведь с собою не возят. Только люди мы простые, небогатые. Боюсь, не сумеем угодить твоей милости.

— А мне ничего такого и не надо, — говорит принц.- Как вы, так и я.

Вышел тогда старик из дому, привязал коня и дал ему охапку сена. А старуха меж тем принялась потчевать гостя молоком с сухарями.

Поужинали они, старик и говорит гостю:

— Ложитесь, ваша милость, на постель, а мы со старухой на лавке примостимся.

— Нет,- отвечает принц. — Не хочу я быть вам в т гость. Постелите мне сена на полу — и ладно.

Растянулся принц на сене и заснул крепким сном. Очен уж он притомился в дороге. И виделись ему во сне краси вые девушки, которым недоставало ума, и умные девушки которым не хватало красоты.

Только охапка сена — не королевское ложе, на ней н разоспишься, тем более с непривычки. Пробудился прин ни свет ни заря и вдруг слышит — в верхней светелке врод бы прялка жужжит и девичий голос песню поет. И до тог хорошо пела девушка, что принц заслушался ее и обо все на свете позабыл.

А как проснулись поутру старики, он их и спрашивает:

— Кто это у вас в верхней горнице так славно поет?

Стали тут старик со старухою принца убеждать, что никого там нет, что ему, дескать, просто пригрезилось. Только принц от них не отстал, покуда они ему всю правду не выложили.

— Есть, — говорят, — у нас дочь Дагмар. Она-то и пела нынче утром. Только мы ее ото всех прячем. Живем в лесу одни и боимся, как бы не обидел ее какой недобрый человек или не увез кто от нас. Без нее мы пропадем. Прясть и ткать она мастерица. Ее трудами и кормимся.

— Так-то оно так, — отвечает им принц. — Да ведь поглядеть на вашу дочь можно? Иль уж до того она нехороша, что ее и показать людям совестно?

Не стерпел старик обиды, рассердился и крикнул дочери, чтобы она вниз спустилась. А принцу только того и надо было.

Сбежала девушка вниз и спрашивает:

— За каким делом звали, отец?

— Да вот,- говорит ей старик, — иди с гостем поздоровайся.

Взглянула девушка на принца, заалелась вся и замерла, точно к месту приросла. И принц от нее отвести глаз не может. Сколько ни ездил он по белу свету, такой красавицы встречать ему еще не доводилось. Долго они так друг на друга глядели. Потом принц опомнился. Не подобает ему, королевскому сыну, на бедную крестьянку засматриваться. Простился он с хозяевами, щедро наградил их за приют и ускакал. Вернулся принц домой, а покоя себе найти не может. Не идет у него из ума красавица Дагмар. Куда ни взглянет, куда ни пойдет — все она ему мерещится. И тогда принц решил:

— Испытаю-ка я ее, под стать ли у нее разум красоте. А коли ей ума недостает, то и думать мне о ней не зачем.

Послал он к девушке гонца с двумя шелковинками и велел ей соткать из них полог для королевской кровати. А Дагмар отломила от полена две лучинки, дала их гонцу и говорит:

— Передай принцу, пусть прикажет смастерить из этих лучинок станок, чтобы было мне на чем шелк ткать.

И понял принц, что девушка-то не глупей его! Но все-таки решил он еще раз ее испытать. Опять послал он к Дагмар ища и велел ей явиться в замок ни днем, ни вечером, ни пешком, ни в телеге, ни голой, ни одетой. Рассказала она от-у про повеление принца, а тот только руками развел:

— Мыслимое ли дело,- говорит,- этакую мудреную задачу решить!

А Дагмар улыбается:

— Ничего, батюшка. Умен принц, только ведь и я не лыком шита.

Разостлала она по земле рыбачью сеть, села на нее и велела отцу волоком тащить сеть к принцу в замок. Явилась то в замок в сумерки. День к концу шел, а вечер еще не ступил. И надела она на себя вместо платья длинную по-)тняную рубаху.

Встретил ее принц, повел во дворец и говорит старому королю:

— Батюшка, нет на свете девушки краше и разумнее, м Дагмар. Позволь мне на ней жениться, потому что ни какой другой невесте я и слышать не хочу.

Нахмурился король. Где ж это видано, чтобы принц на юстой крестьянской дочери женился? Только принц твер-| на своем стоял. Делать нечего, пришлось королю создаться. Сыграли веселую свадьбу, и зажили молодые душа Душу.

Прошло время, отец принца умер, и стал он королем, жена его королевой.

Давно не бывало в Дании такой мудрой и справедливой ролевы, как крестьянская дочь Дагмар. Помнила она, что яа в нужде выросла, и старалась помочь бедному люду, м могла. И за это любили Дагмар в народе и славили ее и красоту.

Только запала тут в сердце короля черная дума. Испу-гся он, как бы не стали люди судачить, что, дескать, коль не своим умом живет, а всеми делами в королевстве :на его заправляет. Призвал он к себе королеву и го-эит:

— Обещай мне, что не станешь никогда в мои королевские дела вмешиваться. А нарушишь это обещание — отошлю тебя назад к старику отцу в лесную избушку.

Улыбнулась Дагмар:

— Что, ж будь по-твоему. У меня ведь и своих дел довольно.

Так и повелось у них с той поры. Король страной правит суд вершит, а Дагмар хозяйство в замке ведет и в дела королевские не вмешивается. Повеселел король, и опять зажили они душа в душу.

Только случилось однажды, что два крестьянина — бедный и богатый — ехали домой с ярмарки. А ведь, известное дело, когда крестьяне с ярмарки едут, то уж непременно у первого кабачка коней остановят и пива выпить зайдут. У кого барыш велик, тот с радости пьет, а кто в убыток торговал — горе заливает. Вот и эти двое так же зашли. Выпили они чарку, выпили другую, да и засиделись допоздна.

А тем временем кобыла у бедняка принесла жеребеночка. Жеребенок маленький, несмышленый. Вскочил он на ножки, испугался чего-то и подбежал к коню богатого крестьянина.

Вышли крестьяне из кабачка и увидали жеребенка. Богатей был человек жадный. Хоть и выпил он немало, а сразу смекнул, что тут можно чужим добром поживиться.

— Глянь-ка,- говорит,- мой конь жеребеночка принес.

— Ан нет,- отвечает бедняк,-это моя кобыла ожеребилась.

А богатей с ним спорит:

— Да как же твоя, когда он возле моего коня стоит?

И затеяли они друг с другом тяжбу. Стали по судам ходить: сперва к младшему судье, потом к старшему судье, а потом и к самому главному судье. Ходят, ходят — нигде толку добиться не могут. А суды, известное дело, недешево стоят. И тут плати, и там денежки выкладывай. Богатому-то что! У него денег куры не клюют. А бедняк все свое добро просудил, хоть с сумой по миру иди.

И надумал он у короля защиты просить. Выслушал король крестьянина, и хоть умен был, а рассудил не лучше, чем глупые судьи:

— Около чьей лошади жеребенка нашли, тому и владеть им.

Идет бедняк домой, голову повесил и думает: «Не найти мне, видно, правды».

Повстречался тут ему какой-то добрый человек и посоветовал:

— Ступай-ка ты к королеве. Толкуют люди, она мудрее и справедливее короля. Авось и тебе в беде поможет.

«И впрямь, пойду к королеве,- подумал крестьянин.- Хуже не будет, а мне все одно пропадать».

Вот пришел он к королеве, рассказал, как дело было, и стал ее просить словечко перед королем замолвить.

Подумала королева и говорит:

— Помочь я тебе ничем не могу, потому что обещала королю никогда в его дела не вмешиваться. Но дам я тебе добрый совет. Поклянись только, что не проболтаешься, кто тебе его дал, не то накличешь на меня беду.

Стал тут крестьянин клясться и божиться, что язык за зубами держать станет, и тогда королева ему сказала:

— Завтра поутру возьми сеть и ступай к песчаным холмам у моря. Закинь сеть в песок, садись и жди. Король каждое утро этой дорогой на охоту ездит. Остановит он коня и спросит, что ты делаешь. А ты отвечай, что рыбу ловишь.

Удивится тогда король, как можно рыбу на сухом берегу ловить! А ты ему на это и скажи: «Коли мерин жеребенка принести может, то и рыба на сухом берегу ловиться может».

Крестьянин все в точности сделал, как королева его научила. Пришел он к морю, закинул сеть в песок и стал ждать. А тут как раз и король со свитой подоспел. Осадил король коня и спрашивает:

— Ты что тут делаешь?

— Рыбу ловлю, ваше величество, — отвечает бедняк.

Засмеялся король:

— Да ты, никак, ума решился, добрый человек! Как же можно рыбу на сухом берегу ловить?

А крестьянин ему в ответ:

— Уж коли мерин жеребенка принести может, то и рыба в песке ловиться может.

Задумался король и понял, что дело-то с жеребенком он несправедливо рассудил.

— Своим ли умом дошел ты до этого или научил тебя кто? — спрашивает он крестьянина.

— Никто меня не учил, — отвечает ему бедняк.

— Ладно,- говорит король. — Ступай следом за мной во дворец.

Поворотил он коня и вперед поскакал, а крестьянин за ним потихоньку поплелся.

Приходит бедняк во дворец и видит: сидит король на троне; по правую руку от него мешок денег стоит, а по левую — стража с секирами наготове.

— Выбирай,- говорит ему король. — Откроешь, кто тебя этой проделке научил, получишь своего жеребенка, да еще мешок золотых риксдалеров в придачу. А не откроешь — так тебя моя стража на первом же суку вздернет.

«Как тут быть? — думает крестьянин. — Скажешь правду, на королеву беду накличешь. Не скажешь — головы лишишься, дети малые сиротами останутся. Кто их поить-кормить будет?»

Пришлось ему во всем королю повиниться. Отдал король крестьянину жеребенка, денег мешок и отпустил с миром. А потом призвал к себе королеву и говорит:

— Ты наш уговор нарушила, мои дела вздумала решать. И теперь я свое слово сдержу. Собирайся тотчас и поезжай к отцу, в лесную избушку.

— Что ж,- отвечает ему королева,-моя вина, мне и в ответе быть. Только все эти годы жили мы с тобою душа в душу, и прошу я тебя напоследок исполнить три моих желания.

— Говори, какие у тебя желания? — спрашивает король.

— Выпей со мной на прощанье вина, чтоб расстаться нам по-доброму, без зла и обиды. Прикажи отвезти меня в большой карете, чтоб не пришлось мне к старику отцу пешком возвращаться. А еще позволь мне увезти с собою из дворца то, что для меня тут всего дороже, чтобы век помнить мне прошлое житье-бытье.

Запали в душу короля ее слова, и велел он принести вина, чтобы выпить с женой на прощанье. А она ему в кубок неприметно сонного зелья подмешала. Выпил король и заснул крепким сном. Тогда приказала королева его в карету отнести и увезла с собою в родительский дом. Положила она его там на кровать, а сама надела старое простое платье, села за прялку и песню запела — ту самую, что когда-то молодой принц услыхал.

Долго спал король, а под конец пробудился и видит: лежит он в лачуге на бедной крестьянской постели, а рядом королева за прялкой сидит и песню напевает.

— Опять ты мою волю нарушила, — говорит король. — Зачем ты меня сюда привезла?

— Нет,- отвечает ему королева, — я из твоей воли не вышла. Не ты ль позволил мне увезти с собой из замка то, что было там для меня всего дороже? Так неужто же ты не знаешь, что дороже тебя нет для меня ничего на свете?

— Ты и тут надо мною верх взяла, — вздохнул король. — Что ж, собирайся, поедем домой. Не оставаться же нам тут! Кто тогда без нас королевством править станет?

С той поры король свой запрет снял и во всех делах с королевой советовался. Понял он, что хоть жена и мудрее его, но только бесчестья ему в том никакого нет.

arrow prev

arrow

  • Сказка для малышки в животике
  • Сказка детский сад москва официальный сайт
  • Сказка детский сад ставрополь
  • Сказка дедушка мазай и зайцы читать полностью
  • Сказка два королевства из книги сидорычев в н