БАБУШКА И ВНУЧКА
(В. Осеева)
Мама принесла Тане новую книгу.
Мама сказала:
— Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.
— Садись, бабушка! — сказала Таня. — Я прочитаю тебе один рассказик.
Таня читала, бабушка слушала, а мама хва-лила обеих:
— Вот какие умницы вы у меня!
ДЕВОЧКА С КУКЛОЙ
(В. Осеева)
Юра вошёл в автобус и сел на детское место. Вслед за Юрой вошёл лейтенант. Юра вскочил:
— Садитесь, пожалуйста!
— Сиди, сиди! Я вот здесь сяду!
Лейтенант сел сзади Юры. По ступень-кам поднялась старушка. Юра хотел предло-жить ей место, но другой мальчик опере-дил его.
«Некрасиво получилось», — подумал Юра и стал зорко следить за дверью.
С передней площадки вошла девочка. Она прижимала к себе туго свёрнутое байковое одеяльце, из которого торчал кружевной чепчик.
Юра вскочил:
— Садитесь, пожалуйста!
Девочка кивнула головкой, села и, раскрыв одеяло, вытащила большую куклу.
Пассажиры засмеялись, а Юра покраснел.
— Я думал, она женщина с ребёнком, — смущённо пробормотал он.
Лейтенант одобрительно похлопал его по плечу:
— Ничего, ничего! Девочкам тоже надо уступать место! Особенно девочке с кук-лой!
КТО ВСЕХ ГЛУПЕЕ
(В. Осеева)
Жили-были в одном доме мальчик Ваня, де-вочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплё-нок Боська.
Вот однажды вышли они все во двор и усе-лись на скамейку — мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.
Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. От нечего делать взял да и дёрнул за косичку Таню. Рас-сердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да ви-дит — мальчик большой, сильный.
И ударила девочка ногой Барбоса. Завизжал Барбос, оби-делся, оскалил зубы. Таня — хозяйка, трогать её нельзя. И цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои пёрышки; хотела цыплёнка Боську своим клювом ударить, да раздумала. Вот и спрашивает её Барбос:
— Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.
— Я не такая глупая, как ты, — отвечает Барбосу утка.
— Есть глупее меня, — говорит пёс и на Таню показывает.
Услыхала Таня.
— И глупее меня есть, — говорит она и на Ваню смотрит.
Оглянулся Ваня — сзади него нет никого.
«Неужели я самый глупый из всех?» — по-думал Ваня.
ПАПА-ТРАКТОРИСТ
(В. Осеева)
Витин папа тракторист. Каждый вечер, когда Витя ложится спать, папа собирается в поле.
— Папа, возьми меня с собой! — просит Витя.
— Вырастешь — возьму, — спокойно отве-чает папа.
И всю весну, пока папин трактор выез-жает на поля, между Витей и папой происходит один и тот же разговор:
— Папа, возьми меня с собой!
— Вырастешь — возьму.
Однажды папа сказал:
— И не надоело тебе, Витя, каждый день просить об одном и том же?
— А тебе, папа, не надоело каждый раз отвечать мне одно и то же? — спросил Витя.
— Надоело! — засмеялся папа и взял Витю с собой в поле.
ЗЛАЯ МАТЬ И ДОБРАЯ ТЁТЯ
(В. Осеева)
У Дашеньки были мама и тётя. Они обе лю-били свою девочку, но воспитывали её по-раз-ному.
Мама заставляла Дашеньку рано вставать, прибирать комнату, учить уроки. Она учила свою дочку шить и вышивать, любить труд и не бояться никакой работы…
А тётя ничего не заставляла делать; она сама решала за Дашеньку задачки, на целый день отпускала девочку в лес с подругами.
— У меня злая мать и добрая тётя! — го-ворила подругам Дашенька.
Но прошли годы, прошло с ними и дет-ство. Выросла Дашенька, поступила на рабо-ту. Не нахвалятся на неё люди — золотые ру-ки у Дашеньки: за что ни возьмётся, быстрей всех сделает…
— Кто же это научил тебя так рабо-тать? — спросят, бывало, женщины.
Загрустит Дашенька, опустит голову.
— Учила меня моя мама, спасибо ей.
А о тёте Дашенька ничего не скажет…
ПУГОВИЦА
(В. Осеева)
У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала её к лифчику.
— А что, бабушка, — спросила она, — все ли мальчики и девочки умеют пришивать свои пуговицы?
—Вот уж не знаю, Танюша; отрывать пуго-вицы умеют и мальчики и девочки, а приши-вать-то всё больше достаётся бабушкам.
—Вот как! — обиженно сказала Таня. — А ты меня заставила, как будто сама не ба-бушка!
СВОИМИ РУКАМИ
(В. Осеева)
Учитель рассказывал ребятам, какая чудес-ная жизнь будет при коммунизме, какие бу-дут построены летающие города-спутники и как люди научатся по своему желанию изме-нять климат, и на севере начнут расти южные деревья.
Много интересного рассказывал учитель, ребята слушали затаив дыхание.
Когда ребята вышли из класса, один маль-чик сказал:
— Я хотел бы заснуть и проснуться уже при коммунизме!
— Это не интересно! — перебил его дру-гой. — Я хотел бы видеть своими глазами, как это будет строиться!
— А я, — сказал третий мальчик, — хотел бы всё это строить своими руками!
ЛЕКАРСТВО
(В. Осеева)
Одна маленькая девочка всегда говорила своей маме: «Подай! Принеси!»
Однажды мама заболела и позвала доктора, а девочка в это время сидела на стульчике и кричала:
— Мама! Подай куклу! Принеси молока!
Доктор услышал и сказал:
— Пока дочка не отвыкнет командовать, ма-ма не выздоровеет.
Девочка очень испугалась. И с тех пор, как только ей было что-нибудь нужно, она говорила:
— Я сама! Я сама!
И мама скоро выздоровела.
ПЕЧЕНЬЕ
(В. Осеева)
Мама высыпала на тарелку печенье. Ба-бушка весело зазвенела чашками. Вова и Ми-ша уселись за стол.
— Дели по одному, — строго сказал Миша. Мальчики выгребли всё печенье на стол и разложили его на две кучки.
— Ровно? — спросил Вова. Миша смерил глазами кучки.
— Ровно. Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала чай. За столом было тихо.
Кучки печенья быстро уменьшались.
— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова. Мама и бабушка молчали. Когда всё пе-ченье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.
Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала ко-рочку хлеба…
НАВЕСТИЛА
(В. Осеева)
Валя не пришла в класс. Подруги посла-ли к ней Мусю.
— Пойди и узнай, что с ней: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала Валю в постели. Валя лежала с завязанной щекой.
— Ох, Валечка! — сказала Муся, присажи-ваясь на стул. — У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый на-рыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…
— Моя мама тоже на работе, — сказала Валя, держась за щёку. — А мне надо бы по-лосканье…
— Ох, Валечка! Мне тоже давали поло-сканье. И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка, го-рячая-горячая…
Валя оживилась и закивала головой:
— Да, да, грелка… Муся, у нас в кухне стоит чайник…
— Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик!
Муся вскочила и подбежала к окну.
— Так и есть — дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!
Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:
— Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!
Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.
— Ну что? Что она говорила? Что ей нуж-но? — спрашивали Мусю девочки.
— Да у неё такой же флюс, как был у меня! — радостно сообщила Муся. — И она ничего не говорила! А помогают ей только грел-ка и полосканье!
ТРИ СЫНА
(В. Осеева)
Было у матери три сына — три пионера. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трёх сыновей — трёх бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Верну-лись к матери три героя: лётчик, танкист и моряк!
ЖАДНАЯ МАТЬ
(В. Осеева)
Когда мальчик был маленький, люди го-ворили:
— У этого ребёнка жадная мать: она ни-когда не даст ему даже конфетки, не разделив её пополам.
Когда мальчик вырос, люди говорили:
— У этого парня счастливая мать: он ни-когда не съест куска, не разделив его с ней пополам.
КТО НАКАЗАЛ ЕГО?
(В. Осеева)
Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.
— Кто наказал его? — спросила соседка.
— Он сам наказал себя, — ответила мама.
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ, ТОГО НЕЛЬЗЯ
(В. Осеева)
Один раз мама сказала папе:
И папа сразу заговорил тихо.
Нет уж! Чего нельзя, того нельзя!
ОБИДЧИКИ
(В. Осеева)
Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.
— Не жалуйся, — сказала однажды мать. — Надо самому лучше относиться к това-рищам, тогда и товарищи не будут тебя оби-жать!
Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Са-ша, что-то искал.
— Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял её, — хмуро пояснил он. — Не ходи сюда, а то затопчешь!
Толя вспомнил, что сказала ему утром ма-ма, и нерешительно предложил:
— Давай поищем вместе!
Мальчики стали искать вместе. Саше по-счастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.
— Вот она! — обрадовался Саша. — Испу-галась нас и нашлась. Спасибо тебе! Выходи во двор! Ребята не тронут! Я сейчас, только за хле-бом сбегаю!
Он съехал по перилам вниз. Из тёмного пролёта лестницы весело донеслось:
— Вы-хо-ди!
СТОРОЖ
(В. Осеева)
В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолёты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он со-брал около себя целую кучу игрушек и охра-нял их от ребят.
— Моё! Моё! — кричал он, закрывая иг-рушки руками.
Дети не спорили — игрушек хватало на всех.
— Как мы хорошо играем! Как нам весе-ло! — похвалились ребята воспитательнице.
— А мне скучно! — закричал из своего угла мальчик.
— Почему? — удивилась воспитательница. — У тебя так много игрушек!
Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.
— Да потому, что он не игральщик, а сторож, — объяснили за него дети.
КАРТИНКИ
(В. Осеева)
У Кати было много переводных картинок. На переменке Нюра подсела к Кате и со вздо-хом сказала:
— Счастливая ты, Катя, все тебя любят! И в школе, и дома…
Катя благодарно взглянула на подругу и смущённо сказала:
— А я бываю очень плохая… я даже сама это чувствую…
— Ну что ты! Что ты! — замахала руками Нюра. — Ты очень хорошая, ты самая добрая в классе, ты ничего не жалеешь… У другой девочки попроси что-нибудь, она ни за что не даст, а у тебя и просить не надо… Вот, напри-мер, переводные картинки…
— Ах, картинки… — протянула Катя, вы-тащила из парты конверт, отобрала несколько картинок и положила их перед Нюрой. — Так бы сразу и сказала…
ДОЛГ
(В. Осеева)
Принёс Ваня в класс коллекцию марок.
— Хорошая коллекция! — одобрил Петя и тут же сказал: — Знаешь что, у тебя тут много марок совершенно одинаковых. Ты дай их мне, я тоже начну собирать коллекцию. А на празд-ники, когда отец даст мне денег, я куплю марок и поделюсь с тобой.
— Бери, конечно! — согласился Ваня.
На праздники отец не дал Пете денег, а купил ему марки сам. Марки были очень кра-сивые, но одинаковых не было, и Петя не смог отдать товарищу долг.
— Я тебе потом отдам, — сказал он Ване.
— Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Я и думать про них не хочу! — зама-хал руками Ваня. — Вот давай лучше в пёрышки сыграем!
Вытряхнул он на парту целую кучу новень-ких перьев. Стали играть. Не повезло Пете — проиграл он десять перьев. Насупился.
— Кругом я у тебя в долгу!
— Какой это долг! — говорит Ваня. — Я с тобой в шутку играл!
Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у него толстый, по лицу веснушки рассыпа-лись, глаза какие-то круглые…
«И чего я с ним дружу? — подумал Пе-тя. — Только долги набираю».
И стал он от товарища бегать. С другими мальчиками дружит, а у самого какая-то обида на Ваню.
Ляжет он спать и думает:
«Прикоплю ещё марок, и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам: вместо десяти перьев — пятнадцать…»
А Ваня о Петиных долгах и не думает. Удивляется он, что это такое с товарищем слу-чилось.
Подходит он как-то к нему и спрашивает:
— За что ты косишься на меня, Петя?
Не выдержал Петя. Покраснел весь, нагово-рил товарищу грубостей.
— Ты думаешь, ты один порядочный… А другие — нет. Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видал?
Попятился Ваня от товарища, захлебнулся от обиды, хотел что-то сказать, и только рукой махнул.
Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване:
— Получай все долги сполна! — Сам ра-достный, глаза блестят. — Ничего за мной не пропало!
— Нет, пропало, — говорит Ваня. — И того, что пропало, не вернёшь ты мне уже никогда!
ПЕРЫШКО
(В. Осеева)
У Миши было новое перо, а у Феди ста-рое. Когда Миша пошёл к доске, Федя обменял своё перо на Мишино. Миша это заметил и на переменке спросил:
— Зачем ты взял моё пёрышко?
— Подумаешь, невидаль — пёрышко! — закри-чал Федя. — Нашёл чем попрекать! Да я тебе таких перьев завтра двадцать принесу!
— Мне не надо двадцать! А ты не имеешь права так делать! — рассердился Миша.
Вокруг Миши и Феди собрались ребята.
— Жалко пёрышка! Для своего же това-рища! — кричал Федя. — Эх, ты!
Миша стоял красный и пытался рассказать, как было дело:
Да я не давал тебе… Ты сам взял… Ты обменял…
Но Федя не давал ему говорить. Он раз-махивал руками и кричал на весь класс:
—
Эх, ты! Жадина! Да с тобой никто из ребят водиться не будет!
— Да отдай ты ему это пёрышко, и дело с концом! — сказал кто-то из мальчиков.
— Конечно, отдай, раз он такой… — поддержали другие.
— Отдай! Не связывайся! Хорош гусь! Из-за одного пера крик подымает!
Миша вспыхнул. На глазах у него показа-лись слёзы. Федя поспешно схватил свою руч-ку. вытащил из неё Мишино перо и бросил его на парту:
— На, получай! Заплакал! Из-за одного пё-рышка!
Ребята разошлись. Федя тоже ушёл. А Ми-ша всё сидел и плакал.
МЕЧТАТЕЛЬ
(В. Осеева)
Юра и Толя шли неподалёку от берега реки.
— Интересно, — сказал Толя, — как это со-вершаются подвиги? Я всё время мечтаю о по-двиге!
— А я об этом даже не думаю, — ответил Юра и вдруг остановился…
С реки донеслись отчаянные крики о помо-щи. Оба мальчика помчались на зов… Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону кни-ги и, достигнув берега, бросился в воду.
А Толя бегал по берегу и кричал:
— Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?
Между тем Юра с трудом втащил на берег плачущего малыша.
— Ах, вот он! Вот кто кричал! — обрадо-вался Толя. — Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что бы-ло бы!
СЛУЧАЙ
(В. Осеева)
Мама подарила Коле цветные карандаши.
Однажды к Коле пришёл его товарищ Витя.
— Давай рисовать!
Коля положил на стол коробку с каранда-шами. Там было только три карандаша: крас-ный, зелёный и синий.
— А где же остальные? — спросил Витя.
Коля пожал плечами.
— Да я роздал их: коричневый взяла под-ружка сестры — ей нужно было раскрасить крышу дома; розовый и голубой я подарил одной девочке с нашего двора — она свои по-теряла… А чёрный и жёлтый взял у меня Пе-тя—у него как раз таких не хватало…
— Но ведь ты сам остался без каранда-шей! — удивился товарищ. — Разве они тебе не нужны?
— Нет, очень нужны. Но всё такие случаи, что никак нельзя не дать!
Витя взял из коробки карандаши, повертел их в руках и сказал:
— Всё равно ты кому-нибудь отдашь, так уж лучше дай мне! У меня ни одного цветного карандаша нет!
Коля посмотрел на пустую коробку.
— Ну, бери… раз уж такой случай… — пробормотал он.
СТРОИТЕЛЬ
(В. Осеева)
На дворе возвышалась горка красной глины. Сидя на корточках, мальчики рыли в ней замыс-ловатые ходы и строили крепость. И вдруг они заметили в сторонке другого мальчика, ко-торый тоже копался в глине, макал в жестянку с водой красные руки и старательно обмазывал стены глиняного дома.
— Эй, ты, что ты там делаешь? — окликну-ли его мальчики.
— Я строю дом.
Мальчики подошли ближе.
— Какой же это дом? У него кривые окна и плоская крыша. Эх ты, строитель!
— Да его только двинь — и он развалит-ся! — крикнул один мальчик и ударил домик ногой.
Одна стена обвалилась.
— Эх, ты! Кто же так строит? — кричали мальчики, разрушая свежевымазанные стены.
Строитель сидел молча и, сжав кулаки, смо-трел на разрушение своего дома. Он ушёл толь-ко тогда, когда рухнула последняя стена.
А на другой день мальчики увидели его на том же месте. Он снова строил свой глиняный дом и, макая в жестянку красные руки, стара-тельно воздвигал второй этаж…
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное сердитое лицо мальчика, сказал:
С тобой что-то случилось?
Таня и мама украшали елку. На елку пришли гости. Танина подруга принесла скрипку. Пришел брат Тани — ученик ремесленного училища. Пришли два суворовца и Танин дядя.
Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.
Интересно, — сказал Толя, — как это совершаются подвиги? Я все время мечтаю о подвиге!
А я об этом даже не думаю, — ответил Юра и вдруг остановился…
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.
У меня есть знакомые: Миша, Вова и их мама. Когда мама бывает на работе, я захожу проведать мальчиков.
Здравствуйте! — кричат мне оба. — Что вы нам принесли?
Пошли пионеры в лес по орехи.
Забрались две подружки в густой орешник, нарвали орехов полную корзинку. Идут по лесу, а синие колокольчики кивают им головками.
У Кати было много переводных картинок. На переменке Нюра подсела к Кате и со вздохом сказала:
Счастливая ты, Катя, все тебя любят! И в школе и дома…
Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.
Кто наказал его? — спросила соседка.
Он сам наказал себя, — ответила мама.
У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит — одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:
Принеси мне кубики!
Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.
А куклу? Где моя кукла? — кричит опять девочка.
Посмотрел на это доктор и сказал:
Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!
Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.
Не жалуйся, — сказала однажды мать, — надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!
У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала ее к лифчику.
А что, бабушка, — спросила она, — все ли мальчики и девочки умеют пришивать свои пуговицы?
Вот уж не знаю, Танюша; отрывать пуговицы умеют и мальчики и девочки, а пришивать-то все больше достается бабушкам.
Вот как! — обиженно сказала Таня. — А ты меня заставила, как будто сама не бабушка!
Было у матери три сына — три пионера. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трех сыновей — трех бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Вернулись к матери три героя: летчик, танкист и моряк!
Мама принесла Тане новую книгу.
Мама сказала:
Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.
Садись, бабушка! — сказала Таня. — Я прочитаю тебе один рассказик.
Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:
Вот какие умницы вы у меня!
Витин папа тракторист. Каждый вечер, когда Витя ложится спать, папа собирается в поле.
Папа, возьми меня с собой! — просит Витя.
Вырастешь — возьму, — спокойно отвечает папа.
Еще с вечера Наташа и Муся решили после завтрака сбегать на речку.
Какое я место знаю! — перегнувшись через спинку кровати, шептала Наташа. — Вода чистая, прохладная… Мелко-мелко! Никак не утонешь! Как раз для тех, кто плавать не умеет.
Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали своего бывшего учителя.
Однажды к нему пришли два мальчика и сказали:
Наши матери прислали нас помочь вам в хозяйстве.
На каникулы выдался сильный мороз. Москва стояла белая, нарядная; в скверах застывшие деревья закудрявились от инея. Юра и Саша бежали с катка. Мороз колол им щеки, пробирался сквозь варежки к закоченевшим пальцам.
Учитель рассказывал ребятам, какая чудесная жизнь будет при коммунизме, какие будут построены летающие города-спутники, и как люди научатся по своему желанию изменять климат, и на севере начнут расти южные деревья…
На дворе возвышалась горка красной глины. Сидя на корточках, мальчики рыли в ней замысловатые ходы и строили крепость. И вдруг они заметили в сторонке другого мальчика, который тоже копался в глине, макал в жестянку с водой красные руки и старательно обмазывал стены глиняного дома.
Слава и Витя сидели на одной парте.
Мальчики очень дружили и как могли помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили:
У Миши было новое перо, а у Феди старое. Когда Миша пошел к доске, Федя обменял свое перо на Мишино и стал писать новым. Миша это заметил и на переменке спросил:
Зачем ты взял мое перышко?
Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.
Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой.
Два мальчика стояли на улице под часами и разговаривали.
Я не решил примера, потому что он был со скобками, — оправдывался Юра.
А я потому, что там были очень большие числа, — сказал Олег.
Принес Ваня в класс коллекцию марок.
Хорошая коллекция! — одобрил Петя и тут же сказал: — Знаешь что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе.
Люди возвращались. На маленькой голубой станции, уцелевшей от бомбежек, беспорядочно и суетливо выгружались из вагонов женщины и дети с узлами и авоськами. По обеим сторонам дороги заколоченные домики, глубоко зарывшись в сугробы, ждали своих хозяев.
Я была больна и целые дни проводила на балконе. Наверху синело небо с мягкими разорванными облачками; в полинявшей осенней зелени деревьев кричали воробьи. А внизу прыгали, смеялись и играли дети… Я не прислушивалась к их голосам, не запоминала их лиц и имен.
Кузнечик вспрыгнул на бугорок, погрел на припёке зелёную спинку и, потирая лапки, затрещал:
– Пр-р-е-е-красный день!
– Отвр-ратительный! – отозвался дождевой червяк, глубже зарываясь в сухую землю.
– Как! – подпрыгнул кузнечик. – На небе ни одного облачка. Солнышко так славно припекает. Каждый скажет: прекрасный день!
– Нет! Дождик да мутные тёплые лужи – это прекрасный день.
Но кузнечик не согласился с ним.
– Спросим третьего, – решили они.
В это время муравей тащил на спине сосновую иглу и остановился отдохнуть.
– Скажите, – обратился к нему кузнечик, – какой сегодня день: прекрасный или отвратительный?
Муравей вытер лапкой пот и задумчиво сказал:
– На этот вопрос я отвечу вам после захода солнца.
Кузнечик и червяк удивились:
– Что ж, подождём!
После захода солнца пришли они к большому муравейнику.
– Ну, какой сегодня день, уважаемый муравей?
Муравей показал на глубокие ходы, прорытые в муравейнике, на кучи сосновых иголок, собранных им, и сказал:
– Сегодня чудесный день! Я хорошо поработал и могу спокойно отдохнуть!
Болтушки
Три сороки сидели на суку и болтали так, что дуб трещал и отмахивался зелёными ветками от болтушек.
Вдруг из лесу выскочил заяц.
– Подружки-болтушки, придержите язычки. Не говорите охотнику, где я.
Присел заяц за куст. Замолчали сороки.
Вот идёт охотник. Невтерпёж первой сороке. Завертелась она, захлопала крыльями.
– Кра-кра-кра! Удобный сучок, да болит язычок!
Посмотрел охотник наверх. Не стерпела и вторая сорока – широко раскрыла клюв:
– Кра-кра-кра! Поговорить!
Оглянулся кругом охотник. Не стерпела и третья сорока:
– Тр-ром! Тр-ром! За кустом!
Выстрелил охотник в кусты.
– Проклятые болтушки! – крикнул заяц и помчался что было духу.
Не догнал его охотник.
А сороки долго удивлялись:
– За что же это нас обругал заяц?
Добрая хозяюшка
Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт:
– Ку-ка-ре-ку! Доброе утро, хозяюшка!
Подбежит к девочке, поклюёт у неё из рук крошки, сядет с ней рядом на завалинке. Пёрышки разноцветные словно маслом смазаны, гребешок на солнышке золотом отливает. Хороший был петушок!
Увидала как-то раз девочка у соседки курочку. Понравилась ей курочка. Просит она соседку:
– Отдай мне курочку, а я тебе своего петушка отдам!
Услыхал петушок, свесил на сторону гребень, опустил голову, да делать нечего – сама хозяйка отдаёт.
Согласилась соседка – дала курочку, взяла петушка.
Стала девочка с курочкой дружить. Пушистая курочка, тёпленькая, что ни день – свежее яичко несёт.
– Куд-кудах, моя хозяюшка! Кушай на здоровье яичко!
Съест девочка яичко, возьмёт курочку на колени, пёрышки ей гладит, водичкой поит, пшеном угощает. Только раз приходит в гости соседка с уточкой. Понравилась девочке уточка. Просит она соседку:
– Отдай мне твою уточку – я тебе свою курочку отдам!
Услыхала курочка, опустила пёрышки, опечалилась, да делать нечего – сама хозяйка отдаёт.
Стала девочка с уточкой дружить. Ходят вместе на речку купаться. Девочка плывёт – и уточка рядышком.
– Тась-тась-тась, моя хозяюшка! Не плыви далеко – в речке дно глубоко!
Выйдет девочка на бережок – и уточка за ней.
Приходит раз сосед. За ошейник щенка ведёт. Увидала девочка:
– Ах, какой щеночек хорошенький! Дай мне щенка – возьми мою уточку!
Услыхала уточка, захлопала крыльями, закричала, да делать нечего. Взял её сосед, сунул под мышку и унёс.
Погладила девочка щенка и говорит:
– Был у меня петушок – я за него курочку взяла; была курочка – я её за уточку отдала; теперь уточку на щенка променяла!
Услышал это щенок, поджал хвост, спрятался под лавку, а ночью открыл лапой дверь и убежал.
– Не хочу с такой хозяйкой дружить! Не умеет она дружбой дорожить.
Проснулась девочка – никого у неё нет!
Кто всех глупее?
Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.
Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.
Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно!
Взял да и дёрнул за косичку Таню.
Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит – мальчик большой и сильный.
Ударила она ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить её, да Таня – хозяйка, трогать её нельзя.
Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои пёрышки. Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала.
Вот и спрашивает её Барбос:
– Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.
– Я не такая глупая, как ты, – отвечает Барбосу утка.
– Есть глупее меня, – говорит пёс и на Таню показывает.
Услыхала Таня.
– И глупее меня есть, – говорит она и на Ваню смотрит.
Оглянулся Ваня, а сзади него никого нет.
Волшебная иголочка
Жила-была Машенька-рукодельница, и была у неё волшебная иголочка. Сошьёт Маша платье – само себя платье стирает и гладит. Разошьёт скатерть пряниками да конфетками, постелит на стол, глядь – и впрямь сладости появляются на столе. Любила Маша свою иголочку, берегла её пуще глаза и всё-таки не уберегла. Пошла как-то в лес по ягоды и потеряла. Искала, искала, всю травку обшарила – нет как нет иголочки. Села Машенька под дерево и давай плакать.
Пожалел девочку Ёжик, вылез из норки и дал ей свою иголку:
Поблагодарила его Маша, взяла иголочку, а сама подумала: «Не такая моя была».
И снова давай плакать.
Увидела её слёзы высокая старая Сосна – бросила ей свою иголку:
– Возьми, Машенька, может, она тебе пригодится!
Мама принесла Тане новую книгу.
Мама сказала:
Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.
Садись, бабушка! — сказала Таня. — Я прочитаю тебе один рассказик.
Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:
Вот какие умницы вы у меня!
Три сороки сидели на суку и болтали так, что дуб трещал и отмахивался зелеными ветками от болтушек.
Вдруг из лесу выскочил заяц.
Подружки-болтушки, придержите язычки. Не говорите охотнику, где я.
Присел заяц за куст. Замолчали сороки.
Вот идет охотник. Невтерпеж первой сороке. Завертелась она, захлопала крыльями.
Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.
Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.
Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно! Взял да и дёрнул за косичку Таню.
Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит — мальчик большой и сильный.
Ударила она ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить её, да Таня — хозяйка, трогать её нельзя.
Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои пёрышки. Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала.
Проснулся я, слышу – залаял Дружок.
Гляжу – на кого он? На первый снежок!
Конечно, он не жил на свете зимой
И с горки ещё не катался со мной.
Коньков не видал. Ну и лает, чудак.
А вот посмотрел бы на взрослых собак!
Они так и рвутся на первый снежок…
Бежим-ка и мы поскорее, Дружок!
И если явился со снегом мороз,
Огнём загорится холодный твой нос,
Жила-была Машенька-рукодельница, и была у неё волшебная иголочка. Сошьёт Маша платье – само себя платье стирает и гладит. Разошьёт скатерть пряниками да конфетками, постелет на стол, глядь – и впрямь сладости появляются на столе. Любила Маша свою иголочку, берегла её пуще глаза и всё-таки не уберегла. Пошла как-то в лес по ягоды и потеряла. Искала, искала, все кустики обошла, всю травку обшарила – нет как нет её иголочки. Села Машенька под деревом и давай плакать.
Пожалел девочку Ёжик, вылез из норки и дал ей свою иголку.
– Возьми, Машенька, может, она тебе пригодится!
Поблагодарила его Маша, взяла иголочку, а сама подумала: «Не такая моя была». И снова давай плакать. Увидела её слёзы высокая старая Сосна – бросила ей свою иголку.
Произведения разбиты на страницы
Сказки и рассказы Валентины Осеевой пропитаны нестерпимым желанием показать нашим детям как различать злые и добрые намерения, как правильно анализировать сои действия. Кажде из её маленьких произведений навсегда остаётся в душе у детей, заставляет поразмыслить о жизни вокруг. В. Осеева много работала с детьми и понимала, как важно дать твердые моральные ориентиры, а также поселить в их сердцах добро. Её крохотнын стихи и рассказы дают деткам правильные модели человеческого поведения, учат уважению к взрослым и любви ко всем людям, чуткости к близким. В захватывающей форме, на доступных ребятам шаблонах Осеева осознать читателям настоящую дружбу и верность, как можно только с помощью доброго слова помочь человеку. В своих сказках автор подсказывает юным читателям как общаться с другими ребятами, как решать жизненные ситуации, которые для родителей кажутся пустяковыми.
Читать стихи, рассказы и сказки В. Осеевой очень важно, так как они откроют детям, что такие пороки как вредность, предательство, эгоизм и жадность делают жизнь еще хуже, чем внешние проблемы. Написанные понятным и захватывающем стилем, они дадут читателям много полезных советов и обогатят его душу.
Мама принесла Тане новую книгу.
Мама сказала:
Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.
Садись, бабушка! — сказала Таня. — Я прочитаю тебе один рассказик.
Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:
Вот какие умницы вы у меня!
Три сороки сидели на суку и болтали так, что дуб трещал и отмахивался зелеными ветками от болтушек.
Вдруг из лесу выскочил заяц.
Подружки-болтушки, придержите язычки. Не говорите охотнику, где я.
Присел заяц за куст. Замолчали сороки.
Вот идет охотник. Невтерпеж первой сороке. Завертелась она, захлопала крыльями.
Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.
Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.
Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно! Взял да и дёрнул за косичку Таню.
Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит — мальчик большой и сильный.
Ударила она ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить её, да Таня — хозяйка, трогать её нельзя.
Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои пёрышки. Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала.
Проснулся я, слышу – залаял Дружок.
Гляжу – на кого он? На первый снежок!
Конечно, он не жил на свете зимой
И с горки ещё не катался со мной.
Коньков не видал. Ну и лает, чудак.
А вот посмотрел бы на взрослых собак!
Они так и рвутся на первый снежок…
Бежим-ка и мы поскорее, Дружок!
И если явился со снегом мороз,
Огнём загорится холодный твой нос,
Жила-была Машенька-рукодельница, и была у неё волшебная иголочка. Сошьёт Маша платье – само себя платье стирает и гладит. Разошьёт скатерть пряниками да конфетками, постелет на стол, глядь – и впрямь сладости появляются на столе. Любила Маша свою иголочку, берегла её пуще глаза и всё-таки не уберегла. Пошла как-то в лес по ягоды и потеряла. Искала, искала, все кустики обошла, всю травку обшарила – нет как нет её иголочки. Села Машенька под деревом и давай плакать.
Пожалел девочку Ёжик, вылез из норки и дал ей свою иголку.
– Возьми, Машенька, может, она тебе пригодится!
Поблагодарила его Маша, взяла иголочку, а сама подумала: «Не такая моя была». И снова давай плакать. Увидела её слёзы высокая старая Сосна – бросила ей свою иголку.
Произведения разбиты на страницы
Сказки и рассказы Валентины Осеевой пропитаны нестерпимым желанием показать нашим детям как различать злые и добрые намерения, как правильно анализировать сои действия. Кажде из её маленьких произведений навсегда остаётся в душе у детей, заставляет поразмыслить о жизни вокруг. В. Осеева много работала с детьми и понимала, как важно дать твердые моральные ориентиры, а также поселить в их сердцах добро. Её крохотнын стихи и рассказы дают деткам правильные модели человеческого поведения, учат уважению к взрослым и любви ко всем людям, чуткости к близким. В захватывающей форме, на доступных ребятам шаблонах Осеева осознать читателям настоящую дружбу и верность, как можно только с помощью доброго слова помочь человеку. В своих сказках автор подсказывает юным читателям как общаться с другими ребятами, как решать жизненные ситуации, которые для родителей кажутся пустяковыми.
Читать стихи, рассказы и сказки В. Осеевой очень важно, так как они откроют детям, что такие пороки как вредность, предательство, эгоизм и жадность делают жизнь еще хуже, чем внешние проблемы. Написанные понятным и захватывающем стилем, они дадут читателям много полезных советов и обогатят его душу.