Сказка для второклассника читать

Славику в школе задали задачу на дом. не сказать, что что-то очень сложное на деление. нормальная такая задачка для

Славику в школе задали задачу на дом. Не сказать, что что-то очень сложное – на деление. Нормальная такая задачка для второклассника: разделить орехи между тремя девочками. Мальчик начал читать условие: «Оле, Вере и Кате дали двадцать четыре ореха…»

– Нормально, – подумал Славик, – двадцать четыре. Это вам не пять или шесть. И даже не двенадцать. Двадцать четыре, это же… вот такая куча.

И он представил перед собой горку орехов. И даже рукой над столом обозначил приблизительную высоту свалившегося на девочек счастья. По всему получалось, что орехов очень много, каждый виделся мальчику размером с апельсин – куча рисовалась довольно большая. Славик ещё раз погладил горку воображаемых орехов и тот, что был сверху даже постарался взять. Широко растопыренные пальцы ощупывали воздух и не желали сжиматься до маленького размера, так и пружинили на границах «апельсинового периметра».

– Да-а, – вздохнул паренёк, – здоровучие!

Но потом Славик подумал, что, щупая воздух, задачу не решить, а время идёт – с Барбосом погулять ещё нужно, да и пацаны ждут уж, наверное, – и снова начал читать условие: «Оле, Вере и Кате дали двадцать четыре ореха. Сколько орехов будет…»

– И чего там, – поморщил нос второклассник. – Сколько дали, столько и будет – двадцать четыре.

Он посмотрел в тетрадь, но там после слова «ответ» пока было пусто. Вздохнул и снова взялся читать про эти злополучные орехи.

– Лучше бы про яблоки задали, – рассуждал ученик, – с яблоками проще. Они как раз такие.

И мальчик перевёл глаза на то место, где до этого воображал кучку орехов. Протянул руку и продолжил оглаживать горку.

– С яблоками, конечно, лучше, – водил рукой в воздухе Славик. – Яблоки вкусные. Их все любят. И девчонки на переменках тоже грызут. Были бы яблоки…

В комнату зашла бабушка.

– Задачку решил?

Мальчик изобразил сосредоточенность и уставился в учебник.

– Понятно, – протянула бабушка, намекая, что уроки мальчик делает уже давно и пора бы заканчивать. –Ты условие читал?

– Читал, – буркнул себе под нос паренёк. – Про орехи.

– Так-так, – бабушка наклонилась ближе и взглянула в книгу. – Какой номер? Ну, и что сложного?

– Сложно, – нахмурился мальчик.

– Давай-ка ещё раз, Громко читай, с выражением, чтобы каждое слово понимал.

Против авторитета бабушки мальчик возразить не мог и монотонно затянул:

– Оле, Вере и Кате дали двадцать четыре ореха. Сколько орехов у каждой девочки, если их у всех оказалось поровну?

Славик прочитал и замер в ожидании. Чего он хотел дождаться, он бы не объяснил никому – просто смотрел на пустую страницу тетради, где после слова «ответ» должны появиться цифры. Откуда они должны появиться, Славик об этом не думал. После небольшой паузы его пальцы самопроизвольно стали ковырять накладку на столе, которая проходила по краю. Накладка пружинила, но при этом была твёрдая. «Интересно, – подумал мальчик, – она приклеена или просто вставлена». Напрягся и несколько раз постарался зацепить ногтями. Раздались щелчки, накладка не поддавалась.

Бабушка выжидала, но не замечая у внука сосредоточенности на задаче, решила вернуть его к математике.

– Про что задача?

– Ага, – обернулся Славик. – Зачем им орехи? Пусть бы яблоки были.

– А-а, – бабушка поправила очки. – Я ведь тебя спрашиваю не о том.

– А о чём?

– Что нужно сделать?

Славик нахмурился. Он же только что объяснил, что, если бы была задача про яблоки, он бы её запросто решил. А тут орехи.

– С тобой всё ясно, – несильно шлёпнула ладонью по столу бабушка и повернулась к двери. – Сейчас, погоди. Есть у меня наглядное пособие.

И она вышла из комнаты. Славик с недоумением смотрел ей вслед. Бабушка вернулась через минуту и продемонстрировала внуку пакет с грецкими орехами:

– Отсчитывай двадцать четыре штуки.

Мальчик радостно хмыкнул и запустил внутрь руку:

– Один, два, три…

– Всё, готов? – дождалась бабушка, когда необходимые для наглядности орехи образовали отдельную кучку. – Условие задачи помнишь?

– Помню.

– Что требуется?

– Орехи дать.

– Кому дать?

– Девочкам.

– Значит, что нужно сделать?

– Поделить.

– Вот и дели.

– Как же я поделю эти орехи, если девочки в книжке?

– Славик, – строго взглянула бабушка, – не балуй. Думай.

– Ну правда, бабушка, – скривил физиономию измученного математическими изысканиями страдальца второклассник. – Как я?.. Они там, а я тут, и тоже орехи тут.

– Хорошо, – бабушка смягчилась, ¬– можешь для решения поделить между собой, мной и Барбосом. Справишься?

Славик закивал головой.

– Ну, ты решай, а я пока пойду на кухню, чайник включу, – бабушка вышла.

Вернулась и еле удержалась, чтобы не засмеяться. Внук сидел на полу перед тремя разными по величине кучками орехов, но при этом гордо заявил:

– Готово!

– Что ж, наглядное пособие, вижу, сработало. Эта кучка для кого? – бабушка указала на скромно прижавшиеся друг к другу пять орехов.

– Для тебя.

– А эта? – указала на другую, на пару орехов больше.

– Барбосу, – вскинул брови мальчик.

– Ну и… – палец бабушки медленно обвёл самую большую, – я так понимаю…

– Моя, – самым искренним образом согласился Славик.

– И какой же ответ получается в задаче?

Паренёк пометался взглядом между тремя неравномерными кучками и текстом в задачнике. Затем он почесал себе лоб и уставился на бабушку в ожидании подсказки.

– Что нужно было сделать? – намекнула бабушка.

– Разде… Так я ведь поделил, – вспыхнул мальчик, понимая, что что-то здесь сделал не так, что есть какой-то подвох.

– Вижу-вижу, – улыбалась бабушка. – Ты поделил, наверное, по принципу: кто больше орехи любит и кто их сможет съесть за один раз?

Мальчик опустил глаза и замялся.

– А нужно было как?

– Поровну.

И бабушка, уже больше не надеясь на внука, взялась делить сама:

– Этот – тебе, этот – Барбосу, этот – мне…

– А, я теперь понял, – оживился Славик и быстро распределил всё на равные кучки.

– Понял? – подмигнула бабушка.

– Понял.

– Ответ какой?

Расплываясь в улыбке, мальчик склонился над тетрадью, выписывая восьмёрку. Но чуть позже, когда перед прогулкой Славик стоял в прихожей рядом с радостно виляющим хвостом Барбосом, он, анализируя недавние события, серьёзно заявил:

– Вот была бы задача про яблоки, я бы её сразу решил, – и чуть подумав, добавил, – А ещё лучше, чтобы про абрикосы… И чтобы с этим… с наглядным примером.

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования
№12

имени Героя
Советского Союза И. А. Маликова»

г. Ногинск,
Московская область

                                                                               
УТВЕРЖДАЮ:

                                        Директор
МБОУ ЦО №12

  ________ (Фурда
Н. Ф.)

                                      
_____________
Дата

               
                                                                                                                      
М.П.

РАБОЧАЯ 
ПРОГРАММА  ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курс «Как хорошо
уметь читать»

2г  класс

 Составитель: Смирнова
Светлана Евгеньевна

учитель начальных
классов

2021 г.

Планируемые результаты освоения курса «Как хорошо уметь
читать» , 2 класс

Реализация программы обеспечивает достижения учащимися следующих
результатов:

Личностные результаты

  • Осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды смыслового чтения (ознакомительное,
    изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения
    дополнительной информации.

 Метапредметные результаты

  • Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной
    деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои
    результаты.
  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из
    аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым
    библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
    аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою
    этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и
    т. д.

Предметные результаты

Выпускник научится во 2 классах

  • Использовать лексику, необходимую для выражения чувств;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
    выборочное, поисковое);
  •  уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  •  пользоваться справочными источниками для понимания и получения
    дополнительной информации;
  • активно участвовать в диалоге при обсуждении произведения или его
    фрагмента;
  • работать с текстом художественного произведения;
  • сравнивать произведения, принадлежащие к разным видам искусства,
    для обнаружения в них сходства.

Выпускник получит возможность научиться во 2 классах

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать
    несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения
    о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • овладеть приемами смыслового чтения.

Содержание учебного курса

Здравствуй, книга!

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка,
титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой.
Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).
Обложка книги: информация о книге (название книги0, иллюстрация (определение
темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная
библиотека. Правила поведения  в библиотеке.

Книги о Родине и родной природе

Книги о Родине и родной природе детских писателей
(книга-произведение и книга — сборник).

Структура книги, справочный аппарат книги.

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной
книгой (рассматривание, чтение или слушание).

Писатели детям

Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К.Чуковский,
С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).

Детские книги с рассказами современных писателей (М.
Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина, С.Степанов и др.).

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание
одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирование картин — эпизодов из выбранной книги.

Народная мудрость. Книги-сборники

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских
книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Творческая работа «Сочини загадку».

По страницам книг В. Сутеева

Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения).
Структура книги-сборника.
Прием
смыслового чтения «Задай вопрос»

В. Сутеев – автор и художник – оформитель.

Игра «По страницам сказок В. Сутеева».

Библиографическая справка (информация) об авторе в
структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

Сказки народов мира

Книги-сборники «Русские народные сказки».
Книги-произведения.
Прием
смыслового чтения «Верные и неверные утверждения»

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки
книг.

Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок»,
инсценирование.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).

Книги русских писателей-сказочников

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения
Буратино».

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого
«Приключения Буратино».
Прием
смыслового чтения «Отсроченная отгадка»

Инсценирование отдельных историй.

Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

Детские писатели

Книги С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.

К.Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники. Прием смыслового чтения «Восстанови текст»

Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.

Книги-сборники произведений современных детских писателей.

Сказки зарубежных писателей

Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро
«Красная Шапочка» в разных изданиях.

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник
историй. Герои книги.  Слушание и чтение отдельных историй.

Книги-сборники стихотворений для детей

Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А. Барто,
В. Берестова, С.Михалкова.

Прием смыслового чтения «Восстанови текст»

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию.
Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге».

Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Дети – герои книг

Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.).

Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов
«Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др.)
Приемы смыслового чтения

Дети- герои стихотворений (А. Барто «В школу», С.Михалков
«Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)

Книги о животных

Книги-сборники о животных.

Книги В.Бианки, Г. Скребицкого, Б. Житкова.

Тематическое планирование по внеурочной деятельности

 «Как хорошо уметь читать» 2 класс.

п/п

Название темы

Количество часов

1

Здравствуй, книга!

4

2

Книге о Родине и родной природе.

5

3

Писатели детям.

7

4

Народная мудрость. Книги-сборники.

4

5

По страницам книг В. Сутеева.

5

6

Сказки народов мира.

6

7

Книги русских писателей-сказочников.

6

8

Детские писатели.

7

9

Сказки зарубежных писателей.

7

10

Книги-сборники стихотворений для детей.

4

11

Дети – герои книг

7

12

Книги о животных.

4

Итого:

66

Тематическое планирование (развернутое)

п/п

п/п

Тема урока

1.Здравствуй, книга! (4 ч)

1

1

Учебные книги второклассника. Правила работы с книгой.

2-3

2-3

Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении
(книга-произведение)

4

4

Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.

2.Книге о Родине и родной природе. (5 ч)

5-8

1-4

Книги о Родине и природе. Прием смыслового чтения «Задай вопрос»

9

5

Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.

3.Писатели детям (7 ч)

10-13

1-4

Книги-сборники писателей-классиков о детях.

14-15

5 – 6

Книги современных писателей о детях.

16

7

Выставка книг. Слушание и рассматривание одной из книг.
Художники-иллюстраторы.

4.Народная мудрость. Книги-сборники.( 4 ч)

17-18

1-2

Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки»,
«Скороговорки и считалки»

19-20

3-4

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини
загадку».

5.По страницам книг В. Сутеева.( 5 ч)

21-23

1 -3

Книги В. Сутеева. Структура книги-сборника. Прием смыслового чтения
«Задай вопрос»

24

4

В. Сутеев – автор и оформитель книг для детей.

25

5

Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева»

6.Сказки народов мира (6 ч)

26-27

1-2

«Русские народные сказки». Книги-произведения.

28-30

3-5

Сказки народов России и народов мира. Прием смыслового чтения «Верные
и неверные утверждения»

31

6

Конкурс «Герои народных сказок». Проектная деятельность
(коллективная). Домики-сказки.

7.Книги русских писателей — сказочников.( 6 ч)

32

1

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

33-36

2- 5

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения
Буратино». Прием смыслового чтения «Отсроченная отгадка»

37

6

Творческая работа «Встреча  с Буратино».

8. Детские писатели( 7 ч)

38-39

1 -2

Книги С.Маршака. Выставка книг.

40-41

3-4

Книги- сборники произведений К.Чуковского. Прием смыслового чтения
«Восстанови текст»

42-44

5-7

Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина

9.Сказки зарубежных писателей.( 7 ч)

45-47

1-3

Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.

48-50

4-6

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй.
Герои книги.

51

7

В гостях у сказки.

10.Книги-сборники стихотворений для детей (4 ч)

52-54

1-3

Стихотворения для детей. Книги-сборники. А. Барто. В.Берестов.
С.Михалков. Прием смыслового чтения «Восстанови текст»

55

4

Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов «Слушаем и читаем стихи
детских поэтов»

11.Дети – герои книг.( 7 ч)

56

1

Дети – герои сказок. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
«Терёшечка» и др.)

57-61

2-6

Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н. Носов
«Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др.) .Приемы смыслового чтения

62

7

Дети – герои стихотворений. (А. Барто «В школу», С.Михалков «Фома»,
Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)

12.Книги о животных (4 ч)

63-65

1-3

Книги В.Бианки. Г. Скребицкого.

66

4

По страницам любимых книг. Выставка книг.

Приложение
1.

Календарно
— тематическое планирование. Как хорошо уметь читать. 2 класс Г.

Учитель
Смирнова С.Е.

№ п/п

№ урока

в теме

Тема
урока

Дата

Корректировка

Здравствуй, книга! (4 часа)

1

1

Учебные книги второклассника. Правила работы
с книгой.

2-3

2-3

Художественные книги. Большеформатная книга
в типовом оформлении (книга-произведение)

4

4

Экскурсия в школьную библиотеку. Правила
поведения в библиотеке.

Книге о Родине и родной природе. (5
часов)

5-8

1-4

Книги о Родине и природе. Прием смыслового
чтения «Задай вопрос»

9

5

Элементы книги. Книга-произведение и
книга-сборник.

Писатели детям (7 часов)

10-13

1-4

Книги-сборники писателей-классиков о детях.

14-15

5 – 6

Книги современных писателей о детях.

16

7

Выставка книг. Слушание и рассматривание
одной из книг. Художники-иллюстраторы.

Народная мудрость. Книги-сборники.( 4
урока)

17-18

1-2

Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники
«Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки»

19-20

3-4

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».

По страницам книг В. Сутеева.( 5 часов)

21-23

1 -3

Книги В. Сутеева. Структура книги-сборника.
Прием смыслового чтения «Задай вопрос»

24

4

В. Сутеев – автор и оформитель книг для
детей.

25

5

Литературная игра «По страницам сказок В.
Сутеева»

Сказки народов мира (6 часов)

26-27

1-2

«Русские народные сказки».
Книги-произведения.

28-30

3-5

Сказки народов России и народов мира. Прием
смыслового чтения «Верные и неверные утверждения»

31

6

Конкурс «Герои народных сказок». Проектная
деятельность (коллективная). Домики-сказки.

Книги русских писателей — сказочников.( 6
часов)

32

1

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого
«Приключения Буратино».

33-36

2- 5

Слушание и чтение историй из книги А.Н.
Толстого «Приключения Буратино». Прием смыслового чтения «Отсроченная
отгадка»

37

6

Творческая работа «Встреча  с
Буратино».

Детские писатели( 7 часов)

38-39

1 -2

Книги С.Маршака. Выставка книг.

40-41

3-4

Книги- сборники произведений К.Чуковского.
Прием смыслового чтения «Восстанови текст»

42-44

5-7

Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е.
Чарушина

Сказки зарубежных писателей.( 7 часов)

45-47

1-3

Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных
изданиях.

48-50

4-6

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».
Книга-сборник историй. Герои книги.

51

7

В гостях у сказки.

Книги-сборники стихотворений для детей (4
часа)

52-54

1-3

Стихотворения для детей. Книги-сборники. А.
Барто. В.Берестов. С.Михалков. Прием смыслового чтения «Восстанови текст»

55

4

Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов
«Слушаем и читаем стихи детских поэтов»

Дети – герои книг.( 7 часов)

56

1

Дети – герои сказок. («Сестрица Алёнушка и
братец Иванушка», «Терёшечка» и др.)

57-61

2-6

Дети – герои рассказов. (В. Осеева
«Совесть», «Мушка», Н. Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др.).Приемы
смыслового чтения

62

7

Дети – герои стихотворений. (А. Барто «В
школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)

Книги о животных (4 часа)

63-65

1-3

Книги В.Бианки. Г. Скребицкого.

66

4

По страницам любимых книг. Выставка книг.

Пояснительная записка

Нормативную правовую основу настоящей программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» составляют следующие документы:

Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МКОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области, принятое на заседании педагогического совета школы (протокол №1 от 30.08.2021 г.), введенное в действие приказом по школе №43 от 31.08.2021 г.

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке разработана с учётом Примерной программы начального общего образования по родной литературе и авторской программы Александровой О. М., Вербицкой Л. А. и др. «Родная литература». Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2020 год.  

Рабочая программа ориентирована на учебник Александровой О. М., Вербицкой Л. А. и др. «Родная литература», Москва, «Учебная литература», 2020 г.

Цель программы — формирование читательской компетенции младшего школьника.

Задачи программы:

1) формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;

2) формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;

3) развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;

4) формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

5) формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;

6) развитие воображения, творческих способностей;

7) формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;

8) обогащение представлений об окружающем мире

Согласно учебному плану на изучение предмета «Литературное чтение на родном языке» в 3  классе  отводится  35 часов из расчета  1 час в неделю.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» опирается на содержание основного курса «Литературное чтение», сопровождает и поддерживает его, соотносится с включенным в него содержанием, но при этом не дублирует это содержание.

В содержании программы выделены следующие разделы: «Виды речевой и читательской деятельности», «Круг детского чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность обучающихся».

При определении содержания курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» в центре внимания находятся:

1. Важные для национального сознания концепты, существующие в культурном пространстве на протяжении длительного времени – вплоть до современности (например, доброта, сострадание, чувство справедливости, совесть и т. д.). Работа с этими ключевыми понятиями происходит на материале доступных для восприятия учащихся начальной школы произведений русских писателей, наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры. Знакомство с этими произведениями помогает младшим школьникам понять ценности национальной культурной традиции, ключевые понятия русской культуры.

2. Интересы ребенка младшего школьного возраста: главными героями значительного количества произведений выступают сверстники младшего школьника, через их восприятие обучающиеся открывают для себя представленные в программе культурно-исторические понятия. В программу включены произведения, которые представляют мир детства в разные эпохи, показывают пути взросления, становления характера, формирования нравственных ориентиров; отбор произведений позволяет ученику глазами сверстника увидеть русскую культуру в разные исторические периоды. В программе представлено значительное количество произведений современных авторов, продолжающих в своем творчестве национальные традиции русской литературы, эти произведения близки и понятны современному школьнику.

3. Произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отраженные средствами других видов искусства, что позволяет представить обучающимся диалог искусств в русской культуре.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Обучающиеся научатся:

— осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;

— использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

— устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопрос по прочитанному или прослушанному произведению;

— самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

— находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Обучающиеся получат возможность научиться:

— составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;

— сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;

— сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;

— сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

— самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;

— рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.

— понимать понятия притчи, былины, мифы, литературная сказка;

— отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;

— сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по темам;

— сравнивать былину  сказочный текст;

— сравнивать поэтический и прозаический тексты былины;

— определять ритм стихотворения.

— делать творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведений;

— самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, репродукций картин художников, серии иллюстраций, личного опыта.

Метапредметные результаты (на курс)

Регулятивные:

— самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;

— составлять план решения вопросов совместно с учителем;

— работать в соответствии с заявленным планом;

— корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

— в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Познавательные:

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

— устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать; создавать собственное высказывание по аналогии;

— проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

— находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

— самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана рассказывать о героях, событии.

Коммуникативные:

— составлять высказывания под руководством учителя в устной и письменной форме;

— владеть монологической и диалогической формой речи;

— высказывать и обосновывать свою точку зрения;

— слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

— строить понятные для партнера (собеседника) высказывание;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные (на курс)

в результате формирования личностных универсальных учебных действий у ребенка  будут сформированы:

— внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;

— мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературы как источнику получения информации;

— умение отвечать на вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести, жить с чистой совестью?»;

— умение самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;

— способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

Содержание учебного предмета

Содержание программы разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе.

К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы. Активно включена в программу региональная литература (произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка, П.П. Бажова, В.П. Астафьева, С.Г. Георгиева, Л.И. Давыдычева, В.П. Крапивина).

Литературное образование  представлено шестью тематическими разделами, в которые входят произведения разных жанровВ первый раздел «Все мы родом из детства…» включены рассказы о детстве И.М. Пивоваровой из сборника  «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса», рассказы о семье и близких людях С.Г Георгиева «Дедушка» и А.Г. Алексина «Самый счастливый день». Второй раздел «Думают ли звери?» посвящен литературе о природе и животных, сюда вошли как стихотворения отечественных поэтов (Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Николая Рубцова, Саши Черного), так и рассказы современных писателей (В.П. Астафьев «Белогрудка», Г.А. Скребицкий. «Кот Иваныч», Ю.Д. Дмитриев «Таинственный ночной гость»).

Раздел «Вверх ногами» знакомит школьников с игровой литературой, развивающей «чувство слова», нестандартное мышление и творческое воображение детей. Он представлен стихотворениями  классиков современной детской поэзии Н. Матвеевой, И. Токмаковой,. Б. Заходера, Ю. Мориц, О. Григорьева, а также необычными, «фантазийными» рассказами и сказками Тима Собакина, Л. Петрушевской и чешского писателя Милоша Мацоурека.

В четвертом разделе, озаглавленном «Школьные годы чудесные», представлены рассказы, повести и сказки, посвященные школьной тематике: «История Ивана Семенова, второклассника и второгодника» Л.И. Давыдычева, «История с азбукой» В.К. Железникова, «Маленькая Баба-Яга» классика немецкой детской литературы Отфрида Пройслера и «Меховой интернат» Э.Н. Успенского. Произведения, включенные в раздел «Преданья старины глубокой», знакомят учащихся в художественной форме с историей отечества, начиная с периода Древней Руси. Сюда вошли отрывки из «Повести временных лет» («Сказание о князе Олеге») и знаменитой воинской повести 15 века «Сказание о Мамаевом побоище», третьеклассники также знакомятся с выдающейся детской исторической энциклопедией 19 века А.О. Ишимовой «История России в рассказах для детей», в свое время высоко оцененной А.С. Пушкиным и В.Г. Белинским.

Завершает программу раздел «Обыкновенное чудо», состоящий из произведений сказочного и фантастического характера, таких, как: сказки Н.К. Абрамцевой, сказочная повесть классика шведской детской литературы Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», фантастическая повесть Кира Булычева «Путешествие Алисы».

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на детских праздниках и утренниках.

Тематическое планирование 

Календарно — тематическое планирование по литературному чтению на родном (русском) языке на 3 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Домашнее задание

план

факт

Все мы родом из детства… (7 ч.)

1

Вводное занятие. Знакомство с книгой.

1

Принести детские книги

2

Странички дневника нашего детства

1

Нарисовать иллюстрацию

3

Наши самые близкие люди

1

Проект «Моя семья»

4

Что такое счастье?

1

Найти и прочитать рассказы о счастье

5

Мир детства в сказках Х.К. Андерсена

1

Иллюстрация к сказке «Дюймовочка»

6

Аркадий Гайдар и герои его книг.

1

Читать рассказы А. П. Гайдара

7

Аркадий Гайдар и герои его книг.

Читать рассказы А. П. Гайдара

Думают ли звери? (7 ч.)

8

Думают ли звери?

1

Выучить понравившееся стихотворение

9

Мы хозяева нашей земли

1

Дочитать рассказа В. П. Астафьева «Белогрудка»

10

Друзья моего детства

1

Рассказ о домашнем питомце-друге

11

Наши соседи по планете

1

Принести энциклопедию о планете

12

Наши соседи по планете

1

Читать рассказы о животных других стран

13

Рассказы о животных

1

Сообщение о любимом питомце

14

Рассказы о животных Е.И. Чарушина

1

Сообщение о любимом питомце

Вверх ногами (5 ч.)

15

Все наоборот

1

Выучить стих. Т. Собакина

16

Веселые игры со словами

1

Составить загадку

17

Кто такие «пуськибятые»?

1

Выучить потешку, считалку

18

Хохотальная путаница

1

Иллюстрация к стихотвор. П. Мориц

19

Странные сказки о вещах

1

Дочитать сказки

Школьные годы чудесные… (7ч.)

20

Трудно ли учиться в школе?

1

Вспомнить интересную историю из школьной жизни

21

Трудно ли учиться в школе?

1

Иллюстрация школьной жизни по фото

22

Школьные рыцари

1

Составить рассказ «Мой верный рыцарь»

23

Учитель-волшебник

1

Рассказ «Мой учитель»

24

Учитель — волшебник

1

Дочитать сказку О. Пройслер «Маленькая Баба – Яга»

25

Поиграем в школу

1

Читать Рассказы Э. Н. Успенского

26

Поиграем в школу

1

Читать Рассказы Э. Н. Успенского

Преданья старины глубокой… (3 ч.)

27

Откуда мы родом?

1

Принести энциклопедии о России

28

Кто наши предки? Великие русские князья

1

Сообщение о князе Олеге

29

Героические страницы нашей истории

1

Найти и прочитать произведения о  воинах, их подвигах.

Обыкновенное чудо (6 ч.)

30

Сказки для добрых сердец

1

Принести рассказы о дружбе

31

О чудесах дружбы

1

Рассказ «Мой друг»

32

Детская фантастика

1

Иллюстрирование книг о фантастике

33

Детская фантастика

1

Иллюстрирование книг о фантастике

34

Заключительное занятие.

1

 —

35

Резервный урок

1

 —

Сказка для второклассника читать

Ваш ребёнок только закончил первый класс, и теперь его ждут настоящие школьные каникулы! Лето — это маленькая жизнь, особенно для юных школьников. Море приключений, интересных занятий и новых друзей. Отличным времяпрепровождением, особенно уютным вечером или дождливым днём, станет чтение книги.

Читать летом после 1 класса необходимо, чтобы не снижались скорость и техника чтения. Кроме того, чтение улучшает орфографическую зоркость, повышает общую грамотность, учит говорить литературным языком.

В этой статье вы найдёте список литературы на лето для внеклассного чтения после 1 класса, составленный по разным программам. Необязательно стараться одолеть все книги. Лучше выбрать те, что точно понравятся ребёнку и привьют ему любовь к чтению на долгие годы.

Содержание:

Список литературы на лето «Школа России»

Сказка для второклассника читать

Список «Школа Россия» — основной, он входит в учебно-методический комплекс российских образовательных учреждений. Именно его дают на летнее чтение большинство учителей начальной школы, когда ученики заканчивают первый класс и переходят во второй.

Русская литература

  1. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
  2. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».
  3. Л. Н. Толстой «Три медведя», «Котёнок», «Булька», «Два товарища».
  4. Н. Носов «Живая шляпа», «Ступеньки», «Заплатка», «Затейники», «Приключения Незнайки и его друзей».
  5. М. М. Зощенко «Ёлка».
  6. В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик».
  7. П. П. Бажов «Серебряное копытце».
  8. М. Пришвин «Ёж», «Берестяная трубочка», «Лисичкин хлеб».
  9. В. Бианки «Как муравьишка домой добирался», «Аришка трусишка», «Кто чем поёт».
  10. В. В. Медведев «Обыкновенный великан».
  11. Э. Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Фёдор, пёс и кот».
  12. А. М. Волков «Волшебник изумрудного города».

Зарубежная литература:

  1. Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Русалочка», «Гадкий утёнок».
  2. Братья Гримм «Сладкая каша», «Золотой гусь».
  3. Ш. Перро «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная шапочка».
  4. Дж. Родари «Путешествие голубой стрелы».
  5. Т.  Янсон «Маленькие тролли и большое наводнение».
  6. А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне».
  7. А. Милн «Винни Пух и все-все-все».
  8. Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави», «Отчего у верблюда горб», «Слонёнок», «Откуда взялись броненосцы».

Стихи:

  1. Б. Заходер «Весёлые стихи», «Птичья школа».
  2. С. Михалков «Про мимозу», «Дядя Стёпа», «Чистописание».
  3. С. Маршак «Дремота и зевота», «Рассказ о неизвестном герое», «Детка в клетке», «Школьнику на память».
  4. К. Чуковский «Доктор Айболит».
  5. Г. Б. Остер «Вредные советы», «Зарядка для хвоста».

Читайте также Сколько ребёнок должен читать слов в минуту?

Список на лето по программе «Перспектива»

Сказка для второклассника читать

  1. Сказки народов России.
  2. Русские народные сказки.
  3. Потешный фольклор: скороговорки, считалки, небылицы.
  4. В. Жуковский «Котик и козлик», «Птичка».
  5. А. Пушкин «Птичка Божия не знает…».
  6. В. Даль «Что значит досуг?» .
  7. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца».
  8. А. Толстой «Колокольчики мои».
  9. Л. Толстой «Филипок».
  10. К. Ушинский «Рассказы о животных».
  11. Н. М. Артюхова. «Подружки».
  12. В. Бианки «Латка», «Аришка-трусишка».
  13. Г. Остер «Вредные советы».
  14. Л. Пантелеев. «Как поросёнок говорить научился».
  15. С. Маршак «Весёлый счёт от 1 до 10», «Багаж», «Детки в клетке».
  16. Т. Собаки. «Песни бегемотов».
  17. А. Усачев. «Умная собачка Соня».
  18. Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок».
  19. Д. Биссет «Про поросёнка, который умел летать».
  20. Братья Гримм «Король-Дроздовик».

Список книг на лето «21 век»

Сказка для второклассника читать

  1. Русские народные сказки.
  2. Сказки братьев Гримм.
  3. Сказки Андерсена.
  4. С. Михалков «Праздник непослушания».
  5. И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А», «Счастливо, Ивушкин!» и др.
  6. А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
  7. К. Чуковский. Стихи и сказки.
  8. С. Маршак. Сказки, песни, загадки.
  9. П. Бажов «Серебряное копытце».
  10. В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
  11. В. Осеева «Волшебное слово», «Добрая хозяюшка» и др.
  12. Е. И. Чарушин. Рассказы.
  13. В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» и др.
  14. Н. Н. Носов «Фантазеры», «Затейники» и др.
  15. В. Бианки «Хвосты», «Чей нос лучше», «Кто чем поёт?», «Как муравьишка домой спешил» и др.
  16. Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки».
  17. Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах», «Спящая красавица».
  18. В. Катаев «Цветик-семицветик».
  19. Стихи русских поэтов о природе.
  20. Стихи Заходера.

Список литературы для чтения летом «2100»

Сказка для второклассника читать

  1. Русские народные сказки «Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Василиса Прекрасная», «Пёрышко Финиста-ясна сокола», «Сказка о молодильных яблочках и живой воде».
  2. Былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Илья Муромец и Соловей Разбойник».
  3. Сказки народов мира:  сказки народов Прибалтики, татарские народные сказки, тридцать три Егорки (скороговорки), японские народные сказки.
  4. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
  5. П. Бажов «Сказы».
  6. П. П. Ершов «Конёк-Горбунок».
  7. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
  8. М. Коршунов «Петька и его, Петькина жизнь», «Дом в Черёмушках».
  9. Е. Чарушин «Никита и его друзья».
  10. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».
  11. А. Курляндский «Возвращение блудного попугая и другие истории для самых маленьких и больших ребят».
  12. А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
  13. В. Хмельницкий «Соловей и бабочка».
  14. В. Берестов «Как найти дорожку».

Стихи:

  1. Заходер стихи и сказки.
  2. О. Григорьев «Стихи».
  3. Л. Квитко. Стихи для детей.
  4. С. Маршак. Сказки, песни, загадки.
  5. Н.Матвеева. Стихи.
  6. Г. Остер «Вредные советы».
  7. Ю. Мориц «Большой секрет для маленькой компании», стихи.
  8. И. Демьянов «Ребятишкина книжка».
  9. А. Шибаев «Язык родной, дружи со мной».
  10. Ю. Владимиров «Чудаки».

Зарубежные авторы:

  1. Родари «Приключения Чиполлино».
  2. Т. Янсон «Ветер в ивах».
  3. А. Милн «Винни-Пух и все-все-все».
  4. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон».
  5. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
  6. Дж. Р. Р. Толкиен «Хоббит».
  7. Т. Янсон «Шляпа Волшебника».

Задания на лето для будущего второклассника

Сказка для второклассника читать

Чтобы ребёнок за длинные каникулы не потерял приобретённые в первом классе знания и навыки, выполняйте несколько простых упражнений. Заниматься стоит по несколько минут в день, и ни в коем случае не заставлять ребёнка учиться силком. Так вы рискуете вызвать у юного школьника нелюбовь к учёбе и поглощению новых знаний.

Русский язык

1. Повторить (или выучить) словарные слова, написание которых первоклассник должен знать наизусть:

Весело, воробей, ворона, девочка, дежурный, деревня, заяц, карандаш, класс, корова, лисица, мальчик, машина, медведь, молоко, пальто, пенал, петух, работа, ребята, собака, сорока, тетрадь, ученик, ученица, учитель, хорошо, язык.

2. Переписывать и писать под диктовку тексты небольших размеров (по 30-40 слов).

3. Доделать задания в школьной печатной тетради.

Математика

1. Выучить наизусть таблицу сложения и вычитания в пределах 10. Начать знакомиться с таблицей умножения.

Мы подготовили подробные инструкции о том, как быстро и легко выучить таблицу умножения. Смотрите видео выше или читайте материал в блоге — Как быстро выучить таблицу умножения: проверенные способы. 

2. Доделать задания в школьных печатных тетрадях.

Чтение

Каждый день читать по 15-20 минут книгу из списка литературы, выбранного выше.

Лайфхак для родителей: найдите правильную мотивацию к чтению для дошкольника или младшего школьника. Вместе придумайте желанную цель, на которую ребёнок будет копить, выполняя те или иные задания от родителя. Осуществить это помогает приложение «Где мои дети» и новая функция «Задания для ребёнка»!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

iphone-X

Мобильное приложение «Где мои дети»

Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом.
Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

appStore

GooglePlay

AppGallery

Загрузить приложение

iphone-X

Сказка для второклассника читать

Окончание третьего класса – важный этап в жизни ребёнка. По мнению педагогов, именно в этот период у детей появляется огромный интерес и тяга к знаниям. Вместе с тем, конечно, младшим школьникам, хочется провести летние каникулы с друзьями и хотя бы на время забыть о домашних заданиях и учебниках. Родителям также не хочется загружать детей уроками, однако полностью отказываться от познавательного процесса на всё лето тоже не стоит. Мы подготовили для вас список книг для чтения летом после 4 класса.

Программа по чтению будущего пятиклассника ощутимо сложнее той, которую изучают в младшей школе. Список изучаемых текстов можно разделить на несколько групп:

  • русские народные сказки;
  • произведения русских писателей XIX в.;
  • произведения отечественных авторов XX в.;
  • зарубежная литература;
  • мифы Древней Греции.

Чтобы лучше усвоить материал и в течение учебного года не перегружать ребёнка, рекомендуем начать подготовку уже сейчас. Тем более, что после 4 класса в рекомендованном списке литературы есть внушительные по своему объёму произведения. Например, «Старик Хоттабыч», «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и «Приключения Электроника».

Необходимо читать в среднем 6-7 страниц ежедневно, чтобы освоить всю программу за летние каникулы.

Содержание:

«Школа России»: список литературы на лето

список чтения после 4 класса

Русская литература

  1. В. Брагин «В стране дремучих трав».
  2. А. Усачёв «Великий могучий русский язык».
  3. С. Прокофьева «Тайна хрустального замка».
  4. Л. Гераскина «В стране невыученных уроков».
  5. К. Булычёв «Сто лет тому вперёд», «Девочка с Земли», «Тайна Третьей планеты».
  6. В. Крапивин « Мушкетёр и фея», «Мальчик со шпагой».
  7. Ю. Ситников «Возвращение кота».
  8. Т. Ломбина «Дневник Пети Васина и Васи Петина».
  9. Р. Погодин «Дубравка».
  10. В. Зарапин «Опыты на воздухе. Весёлые научные опыты для детей и взрослых».
  11. В. Медведев «Баранкин! Будь человеком!»
  12. С. Алексеев «Идёт война народная», «Ради жизни на земле».
  13. Е. Велтистов «Приключения Электроника».
  14. Ю. Олеша «Три толстяка».
  15. Б. Зубков «Как построили небоскрёб», «Из чего все машины сделаны?»
  16. М. Константиновский «О том, как устроен атом», «О том, как работает автор».
  17. Г. Шторм «Подвиги Святослава», «На поле Куликовом».
  18. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила».

Зарубежная литература

  1. Эдит Патту «Восток».
  2. Д. Даррел «Зоопарк в моем багаже».
  3. Л. Кэрролл «Алиса в Стране Чудес».
  4. Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
  5. Л. Мальмузи «Неандертальский мальчик в школе и дома».
  6. Ф. Зальтен «Бемби».

Список литературы на лето по программе «Перспектива»

список литературы для 4 класса

Русская литература

  1. Русские народные сказки: «Василиса Прекрасная», «Финист – Ясный Сокол».
  2. В. Жуковский «Спящая царевна».
  3. Сказки А. Пушкина.
  4. Н. Гоголь «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь, или Утопленница».
  5. И. Крылов «Басни».
  6. Юмористические рассказы А. Чехова («Толстый и тонкий», «Налим», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия» и др.).
  7. И. Тургенев «Муму».
  8. Л. Толстой «Кавказский пленник».
  9. В. Короленко «Дети подземелья».
  10. А. Куприн «Чудесный доктор»
  11. А. Платонов «Волшебное кольцо»
  12. К. Паустовский «Кот-ворюга»
  13. В. Астафьев «Васюткино озеро»
  14. В. Белов «Скворцы»
  15. В. Осеева «Васек Трубачёв и его товарищи»
  16. М. Горький «Дед Архип и Ленька»
  17. К. Булычёв «Путешествие Алисы», «Гостья из будущего»

Зарубежная литература:

  1. Мифы и легенды Древней Греции (под редакцией Н. Куна).
  2. Г. Андерсен «Соловей», «Снежная королева».
  3. В. Гауф «Карлик Нос».
  4. Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
  5. Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе».
  6. А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста».
  7. Дж. Родари «Сказки по телефону» или «Говорящий сверток», «Голубая стрела».
  8. М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна».
  9. Д. Толкин «Хоббит, или туда и обратно».
  10. О. Уайльд «Соловей и роза».
  11. Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес».
  12. А.Сент-Экзюпери «Маленький принц».
  13. Р. Стивенсон «Остров сокровищ».
  14. Дж. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень».

Список литературы на лето «21 век»

Список литературы на лето 4 класс

Русская литература

  1. Русские народные сказки «Марья Моревна», «Иван-Царевич и Серый Волк» и др.
  2. Библейские предания «Блудный сын», «Суд Соломона».
  3. Русские былины о богатырях.
  4. Басни И. Крылова, Л. Толстого, А. Измайлова, И. Хемницера.
  5. Сказки Ш.Перро.
  6. П. Ершов «Конёк-Горбунок».
  7. Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».
  8. В. Жуковский «Война мышей и лягушек».
  9. В. Одоевский «Городок в табакерке».
  10. В. Даль «Сказка об Иване молодом сержанте, Удалой Голове, без роду, без племени, спроста без прозвища».
  11. М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключение Гекльберри Финна».
  12. Х. Андерсен «Дикие лебеди».
  13. Сказки В. Гауфа.
  14. Сказки Б. Гримм.
  15. А. Куприн «Четверо нищих».
  16. В. Катаев «Сын полка».
  17. Е. Ильина «Четвертая высота».
  18. Н. Вагнер «Сказки Кота-Мурлыки».
  19. Д. Свифт «Путешествие Гулливера».
  20. К. Булычёв «Тайна третьей планеты», «Приключения Алисы», «Девочка с Земли».
  21. Л. Лагин «Старик Хоттабыч».
  22. П. Треверс «Мэри Поппинс на Вишнёвой улице».
  23. Е. Велтистов «Приключения Электроника».

Список литературы для чтения летом по программе «2100»

Сказка для второклассника читать

Русская литература

  1. Г. Сапгир «Стихи».
  2. Е. Велтистов «Приключения Электроника».
  3. Стихи Ю. Мориц.
  4. А. Пушкин «Борис Годунов», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде».
  5. Н. Кончаловская «Наша древняя столица».
  6. «Повесть временных лет».
  7. Д. Герасимов «О поселянине и медведице».
  8. Савватий (Терентий Васильев) «Азбуковное учение».
  9. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука».
  10. А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные самим им для своих потомков».
  11. Н. Новиков журнал «Детское чтение для сердца и разума».
  12. Басни И. Крылова.
  13. А. Одоевский «Городок в табакерке».
  14. А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители».
  15. В. Жуковский «Спящая царевна».
  16. В. Даль «Война грибов с ягодами».
  17. А. Ишимова «История России в рассказах для детей».
  18. Стихи А. Плещеева.
  19. Стихи А. Майкова.
  20. Стихи Ф. Тютчева.
  21. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
  22. Л. Толстой «Два брата».
  23. К. Ушинский «Детский мир и хрестоматия», «Жалобы зайки».
  24. А. Куприн «Слон».
  25. Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки».
  26. Б. Житков «Морские истории».

ТОП-10 современных произведений для чтения летом

Список литературы на лето 4 класс

  1. С. Седов «Сказки про мальчика Лёшу».
  2. М. Бершадская «Большая маленькая девочка».
  3. С. Востоков «Не кормить и не дразнить».
  4. А. Гиваргизов «С детского на детский», «Записки выдающегося двоечника», «Про драконов и милиционеров».
  5. Т. Михеева «Асино лето».
  6. М. Ботева «Мороженое в вафельных стаканчиках».
  7. А. Перова «Волки на парашютах».
  8. Т. Крюкова «Блестящая калоша с правой ноги», «Ровно в полночь по картонным часам».
  9. М. Бородицкая «Последний день учения».
  10. М. Дружинина «Классный выдался денёк!».

Что ещё почитать будущему пятикласснику

Список литературы на лето для чтения после 4 класса

Если список литературы у ребёнка подходит к концу, предлагаем ещё несколько книг, которые в школьную программу не входят, однако уже многие годы не оставляет равнодушным юных читателей.

  1. Л. Давыдычев «Рассказ про Ивана Семёнова второгодника и второклассника».
  2. Л. Кассиль «Дорогие мои мальчики», «Будьте готовы, Ваше высочество», «Кондуит и Швамбрания».
  3. В. Крапивин «Мушкетёр и фея», «Мальчик со шпагой», «Бегство рогатых Викингов».
  4. В. Осеева «Динка», «Динка прощается с детством».
  5. А. Фраерман «Дикая собака Динго».
  6. Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье».
  7. Э. Сетон-Томпсон «Снап», «Виннипегский волк», «Чинк».
  8. А. Линдгрен «Мы все из Бюллербю», «Расмус-бродяга», «Братья Львиное Сердце», «Ронни дочь разбойника».
  9. Дж. Родари «Сказки по телефону», «Говорящий свёрток».
  10. Р. Стивенсон «Остров сокровищ».
  11. Э. По «Золотой жук».
  12. А. Конан Дойл «Затерянный мир».

Чтобы лучше запомнить прочитанное и зафиксировать главные моменты, рекомендуем вести читательский дневник.

Задания после 4 класса на лето

список для чтения на лето 4 класс перспектива

Летняя пора – уникальное время, чтобы не только подтянуть и освежить полученные знания, но и подготовиться к новому учебному году. Чтобы сохранить уровень полученных в школе навыков и умений, необходимо уделять занятиям минимум 15 минут ежедневно. Такую методику используют во многих странах мира. Это помогает не только поддерживать познавательную деятельность, но и придерживаться дисциплины даже в период летнего отдыха.

Русский язык

  1. Производить синтаксический разбор предложений (простых и сложных).
  2. Разбирать слово как часть речи, работать над составом слова.
  3. Писать изложение текста (90-100 слов).
  4. Писать сочинения по плану (0-25 предложений).
  5. Повторять все изученные правила русского языка (это нужно делать в августе перед началом учебного года).

Математика

  1. Вычислять периметр и площадь прямоугольника, многоугольника.
  2. Решать уравнения, применяя правила нахождения компонентов.
  3. Применять правила выполнения операций с числами в 3-4 действия со скобками и без.
  4. Работать с единицами величин (длина, масса, площадь, время).

Чтение

  1. Тренировать скорость чтения (минимум 80 слов в минуту).
  2. Читать группами слов, без пропусков и перестановок букв и слогов, соблюдая орфоэпические нормы и интонацию.
  3. Формулировать своё отношение к сюжету, героям и их поступкам.

Лайфхак для родителей: найдите правильную мотивацию к чтению для дошкольника или младшего школьника. Вместе придумайте желанную цель, на которую ребёнок будет копить, выполняя те или иные задания от родителя. Осуществить это помогает приложение «Где мои дети» и новая функция «Задания для ребёнка»!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

iphone-X

Мобильное приложение «Где мои дети»

Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом.
Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

appStore

GooglePlay

AppGallery

Загрузить приложение

iphone-X

  • Сказка для девочки 5 лет про принцесс
  • Сказка для взрослых с репликами
  • Сказка для взрослых кроссворд
  • Сказка для взрослых на праздник
  • Сказка для взрослых мультфильм