Сказка для техники чтения 2 класс

Проверку сформированности навыка чтения желательно проводить 3 раза в год: в начале учебного года, в конце первого полугодия и в

Проверку сформированности навыка чтения желательно проводить 3 раза в год: в начале учебного года, в конце первого полугодия и в конце четвертой четверти. Но иногда учитель предпочитает проверять технику чтения по окончанию каждой четверти.

В проверку техники чтения входит не только оценка скорости чтения, но также учитывается правильность чтения, осознанность и выразительность. Об этом я более подробно писала в статье «Как проверить технику чтения ребенка».

  • Для проверки техники чтения, подбираются специальные тексты.
  • Текст должен быть незнаком ребенку, но понятен.
  • Предложения должны быть короткими, без каких-либо усложняющих конструкций или знаков.
  • Лучше, если текст для проверки чтения будет без иллюстраций и диалогов, чтобы дети во время чтения не отвлекались.
  • Текст должен быть размещен на одной странице.
  • Во время чтения текста, нельзя прерывать ребенка, исправлять ошибки. После завершения чтения, нужно вернуться к тем словам, которые вызвали затруднение или были прочитаны неправильно и попросить ребенка снова их прочитать. В процессе чтения первоклассник может следить по тексту пальцем, чтобы не потерять строчку.
  • Для проверки осознанности чтения, необходимо задать несколько вопросов по тексту.

Норма техники чтения во 2 классе

1 полугодие

Чтение правильное, осознанное, целыми словами. Соблюдается логическое ударение.
Темп чтения — 40-50 слов в минуту.

2 полугодие

Осмысленное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз, интонаций и логических ударений.
Темп чтения — 50-60 слов в минуту.

Эти тексты можно использовать не только для проверки техники чтения ребенка, но и для пересказа. Как научить ребенка пересказывать можно прочитать в статье «Учим ребенка пересказывать».

Тексты для проверки техники чтения во 2 классе



Воробьиный термометр

У меня птицы не бездельничают. Воробьи у меня температуру показывают, как термометры.

Утром только взгляну в окно на кормушку — и уже знаю, тепло на улице или холодно. Если воробьи гладенькие и поджарые, значит, тепло на улице, а если пухлые и взъерошенные, словно надутые шарики, значит, мороз трескучий, береги уши и нос!

И хоть бы когда подвели меня воробьишки. (По Н. Сладкову)

(58 слов)

Вопросы:

  1. Как автор узнает погоду по воробьям?
  2. Как выглядят воробьи, когда на улице тепло?
  3. В какую погоду воробьи распушают пёрышки?

Цветочные часы

Ребята сделали в лагере цветочные часы. По краю клумбы посадили маки. Они первыми просыпаются. Рядом разместили гвоздику. Она раскрывает лепестки после мака. За гвоздикой — ноготки. Они цветут среди дня. Самым последним на клумбе оказался душистый табак. Он показывает вечернее время.

В центре клумбы посадили подсолнухи. Их золотые головки целый день стоят лицом к солнцу. Подсолнухи будут стрелками часов.  (По В. Ветлипой)

(60 слов)

Вопросы:

  1. Какой цветок просыпается первым?
  2. Где росли подсолнухи и почему?


Ёжик

Пошёл тёмной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол её на серую иголочку. Увидел жёлтую лисичку и тоже наколол.

Заметил, наконец, в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть – да ничего не вышло. Подумал ёжик, подумал и накрыл её лопушком: пусть до утра полежит.

А утром под лопушком вместо голубой звезды нашёл красное солнышко. Вот ёж смеялся. (Г. Циферов)

(61 слово)

Вопросы:

  1. Когда ёжик пошёл гулять?
  2. Что нашёл ёжик?
  3. Во что превратилась голубая звёздочка утром?


Бобры

На берег вылез большой бобр. Хвост толстый и плоский, как лопата. Передние лапы короче задних.

Он осмотрел молоденькую осину, обхватил передними лапами ствол, начал грызть. Работал бобр быстро. Дерево рухнуло.

Бобр обгрыз ветки, потащил их к воде. Он двигался быстро, ловко. Скоро бобр появился опять и направился к дереву.

На берегу возвышались холмики. Ветки деревьев бобры облепили грязью. Это были жилища бобров. (По Ю. Дмитриеву)

(61 слово)

Вопросы:

  1. На что похож хвост у бобра?
  2. Какое дерево грыз бобёр?
  3. Как выглядят жилища бобров?


Орёл

Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.

Один раз возле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла камнями.

Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли.

Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.

(65 слов)

Вопросы:

  1. Где орёл свил гнездо?
  2. Для кого орёл поймал рыбу?
  3. Как поступили люди?


Утята и стрекоза

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.

Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.

А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. (По Е. Житкову)

( 68 слов)

Вопросы:

  1. Чем хозяйка кормила утят?
  2. Кто пугал малышей?
  3. Что делали утята, когда стрекоза улетала?


Крот

На лесной поляне  кучки рыхлой земли, будто маленькие грядки. Но кто же здесь копает землю?

Вдруг впереди трава зашевелилась. Я замер, а земля стала подниматься холмиком.

Показались две широкие лапки с когтями, мокрый нос. Ну конечно, это крот.

Выглянул на белый свет и опять в глубину нырнул. А на поляне осталась свежая кучка земли, как маленькая грядка. Летят с деревьев семена, упадут на вспаханную землю. Вырастет здесь березка или сосенка. (По Э. Шиму)

(70 слов)

Вопросы:

  1. Как выглядел крот?
  2. Что делал зверёк?
  3. Какую пользу приносят кроты?


Белка

В лесу на высокой сосне устроила белка гнездо. Всё круглое, закрытое, а с одной стороны лазейка оставлена, чтобы внутрь можно было забраться.

Белка — зверёк ловкий. Весь день с сучка на сучок, с дерева на дерево прыгает, — где ягоду сорвёт, где еловую шишку. А наступит осень — тут белка на зиму запасы примется готовить. То грибы повесит сушиться, то орехи в дупло запрячет. Холодно, голодно зимой, вот и пригодятся белке припасы.  (По В. Чаплиной)

(70 слов )

Вопросы:

  1. Где белка устроила гнездо?
  2. Какой формы гнездо у белки?
  3. Какие запасы делает белка на зиму?


Утренние лучи

Выплыло на небо чудесное солнышко. Стало рассыпать свои золотые лучи.

Первый луч попал в гнездо жаворонка. Жаворонок выпорхнул из гнезда. Он поднялся в небо и запел чудесную песенку.

Второй луч попал на зайчика. Побежал зайчик добывать на завтрак росистой травки.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и разбудил кур. Стали они червяков искать.

Четвёртый луч попал в улей. Зажужжала пчёлка, выползла из улья и полетела собирать медок с душистых цветов. (По К. Ушинскому)

(72 слова)

Вопросы:

  1. Что сделал жаворонок?
  2. На кого попал второй лучик солнца?
  3. Кого разбудил третий луч?
  4. Чем занялась пчёлка?


Руки

Посмотри на свои руки. Посмотри на них с уважением.

Вот стол. Ты за столом сидишь. Вот парта. За партой ты учишься. Вот окно. Через него ты смотришь на улицу.

Книгу, дом, хлеб, платье, пальто — всё это сделали человеческие руки. Они могут вырастить хлеб, построить дом, написать книгу, забросить мяч в сетку, отправить космический корабль на Луну. Всё могут, всё умеют человеческие руки. И человек должен уважать дело своих рук и труд другого человека. (По Л. Кассилю)

(75 слов)

Вопросы:

  1. Что могут человеческие руки?
  2. Как нужно относиться к рукам и к труду?


Морозные узоры

За ночь сильно похолодало. Настало морозное утро. На стёклах появились узоры. Лучи солнечного света играли на стекле разноцветными огоньками.

Вот длинная ветвь пальмы. Вот распустился чудесный цветок. Красив снежный узор и в блеске утреннего солнца, и в синеве зимнего вечера. 

Откуда появились снежные узоры? Их рисует Мороз Иванович. Чем он их рисует? Прозрачным паром, который всегда есть в воздухе.

На холодном стекле окна оседают тёплые пары воды. Они застывают. К ним прилипают другие капельки. Постепенно вырастает на окне сад изо льда. Сверкает сад на зимнем солнце. (По М. Гумилевской)

(82 слова)

Вопросы:

  1. На что похожи морозные узоры?
  2. Как они образуются?


Праздник урожая

Осенью жители деревни устроили праздник урожая. Из конца в конец главной улицы поставили столы. На столах стоят корзины с наливными яблоками, сочными грушами, разными овощами.

С огородов пожаловали на праздник урожая кочаны капусты. Сорок одёжек и все без застёжек. За ними — морковь. Кто поест моркови, тому прибавится крови. А вот и свёкла — мастерица румянить щёки. Огурцы, репка, редька, картофель — все овощи в сборе.

Каждый из овощей на свой лад хорош. Всякий запасся на зиму летним солнцем, летними дождиками и взял от земли частицу её большой силы.  (По И. Стрелковой)

(88 слов)

Вопросы:

  1. Когда жители устроили праздник урожая?
  2. Какие овощи пожаловали на праздник?
  3. Чем овощи запаслись за лето?


Родничок

Утром в поле родился родничок. Только солнышко поднялось, ещё и трава не обсохла, а пчёлка уже летит на работу сок с цветов собирать. Говорит пчёлка родничку:

— Родничок, родничок, ты откуда взялся?

— Я не знаю, я ещё маленький.

— Родничок, родничок, — говорит пчела, — дай водички попить.

— Пей досыта, пожалуйста.

Напилась пчёлка, отблагодарила и улетела.

Окреп родничок, веселее забулькал. Солнышко поднялось высоко над горизонтом.

Мимо пролетала птичка-синичка, она увидела его и спрашивает:

— Родничок, родничок, ты откуда взялся?

— Пей досыта, пожалуйста.

Напилась птичка-синичка воды, отблагодарила его и улетела по своим делам. А родничок стал всё больше, всё светлее, всё сильнее.

Поднялось солнышко над самым горизонтом, стало в поле совсем тепло. (По В. Белову)

(107 слов)

Вопросы:

  1. Кто первым увидел родничок?
  2. Какой был родничок?
  3. Каким становился родничок?


Если техника чтения ребенка ниже нормы, то он не сможет хорошо учиться. Необходимо повышать качество чтения и понимание прочитанного. Для этого нужно очень много читать (что очень сложно при плохом качестве чтения) или воспользоваться специальными приемами и упражнениями, т.к. причины плохого чтения могут быть разными.

В помощь медленно читающим детям и детям, которым никак не удается продвинуться в сторону увеличения скорости чтения можно помочь, используя чтение по слоговым таблицам или же, что гораздо результативнее, использовать комплексный подход, содержащий различные профессиональные методики.

Для этого я вам предлагаю воспользоваться книгами:

 БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ — это

  • готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
  • 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
  • профессиональную методику работы с таблицами.

Самые результативные методики позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.

Работая с этими слоговыми таблицами ребенок получит:

  • улучшение навыков чтения;
  • повышение скорости чтения;
  • улучшение дикции;
  • понимание прочитанного;
  • развитие мышления и внимания;
  • расширение словарного запаса;
  • повышение уверенности в себе.

Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах. Процесс чтения станет естественным и безболезненным.

Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.

слоговые таблицы для чтения карточки распечатать

слоговые таблицы для чтения карточки распечатать

Слоговые таблицы помогают развить у детей навыки быстрого чтения. Но часто бывает, что ребёнок застревает на скорости чтения 10-20 слов в минуту. Этот момент важно вовремя отследить и начать сразу выполнять нужные упражнения.

Я создала тренинг, который поможет без особого труда преодолеть этот барьер. Его удобно использовать как дома, так и при работе с целым классом. Разнообразие заданий не даст детям заскучать, а родителям и учителям не придется подолгу подбирать нужный материал и мучить детей изнурительным, невероятно трудным на этом этапе процессом — чтением.О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Скачать ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»

Вместе с тренингом в подарок вы получите небольшую книгу — 20 слоговых таблиц для отработки навыков чтения (не повторяют таблиц большой книги).

А также:

Заходите в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ.

2 КЛАСС (1 — 4)

Входная контрольная работа (10 – 15 сентября).

1 четверть.

Осколок снаряда.

Миша с папой гуляли в лесу.

— Папа, смотри, кусок железа. Какой старый и ржавый!

— Нет, Миша, это не кусок железа. Это осколок снаряда. Давно — давно была война. В этом лесу шло сражение. Здесь погибло много наших солдат. Я был ранен в грудь.

— Вот этим самым снарядом?

— Может быть этим. Я не знаю.

— Папа, а больше не будет войны?

— Мы не хотим войны, Миша. Мы сделаем все, чтобы ее не было.

(75 слов)

1. Где мальчик нашел кусок железа?

2. Что это было?

З. Откуда взялся осколок снаряда?

4. Что бы ты сделал, чтобы не было войны?

php24XhJL tehnika chteniya 2 klass 1

Ежик.

Пошел темной ночью серый ежик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол ее на серую иголочку. Увидел желтую лисичку и тоже наколол.

Заметил, наконец, в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть — да ничего не вышло. Подумал ежик, подумал и накрыл ее лопушком: пусть до утра полежит.

А утром под лопушком вместо голубой звезды нашел красное солнышко. Вот еж смеялся. Очень.

(62 слова) Г. Циферов.

1. Где гулял ежик?

2. Что он наколол на свои колючки?

З. Что сделал ежик с голубой звездочкой?

4. Во что превратилось звездочка утром?

Лphp24XhJL tehnika chteniya 2 klass 2 агутина Е.В. Чтение 1 – 4. сборник текстов для проверки техники чтения. — М.: “Издат –Школа 2000”- 112 с.

Лев и мышь.

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее; она сказала:

— Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.

Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил ее.

Потом охотники поймали льва и привязали вёревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала:

— Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, — бывает и от мыши добро.

(81 слово) А. Толстой.

1. Как помогла мышь льву?

Вphp24XhJL tehnika chteniya 2 klass 3 орон и лисица.

Ворон добыл мяса кусок и сел на дерево. Захотелось лисице мяса, она подошла и говорит:

— Эх, ворон, как посмотрю на тебя, — по твоему росту да красоте только бы тебе царем быть! И верно был бы царем, если бы у тебя голос был.

Ворон разинул рот и заорал, что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:

— Ах, ворон, коли бы еще у тебя и ум был, быть бы тебе царем.

(72 слова) А. Толстой.

1. Умная птица — ворон или глупая? Объясни, почему ты так думаешь?

1 четверть.

Художник-Осень.

(ОТРЫВОК)

…Для своей работы взяла Художник-Осень самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко- красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.

“Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть”. Так вот и обрядила она старика.

Глядит, а неподалёку, с краю поляны, густые развесистые липы и в кружок собрались, ветви вниз опустили. “Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи”.

(96 слов) По Г. Скребицкому.

1. Какие краски использует Осень?

2. Кого разукрасила осень на лесной поляне? В какие цвета?

З. Какие деревья одела Осень в золотую парчу?

php24XhJL tehnika chteniya 2 klass 3

В саду.

В саду зелень кустов и деревьев уже потускнела, даже подсохла за лето. Но зато как славно выглядывает из побуревшей листвы румяное яблоко или сизая слива!

Уже закончился сбор вишни, крыжовника, смородины, малины, началась уборка яблок, слив и груш. В августе убирают только ранние сорта, а зимние ещё красуются на деревьях и ждут своей очереди.

Заботливый садовод последний раз в этом году разрыхлил почву вокруг деревьев, под кормил их и теперь проверяет подпорки и собирает падалицу.

(74 слова) Г. Скребицкий.

1. Какие плоды собирают летом?

2. Как заботится садовник о плодовых деревьях? Расскажите.

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ.

2 КЛАСС (1 — 4)

2 четверть.

Незабудки

На самом берегу ручья, у зелёного лесного болотца, густо цветут незабудки.

Очень хороши и красивы эти маленькие голубые цветы.

В крошечных их лепестках как бы отразилась голубизна летнего неба.

Приятно смотреть на чистый голубой ковёр разросшихся у ручья незабудок. Тихо журчит, плещется лесной ручеёк.

Летают над ними стрекозы, порхают бабочки.

А высоко-высоко в голубом летнем небе над недвижными макушками высокого леса тихо плывут белые летние облака.

(66 слов) И. Соколов-Микитов.

1. Чем хороши скромные цветы незабудки?

2. На каком фоне незабудки особенно красивы?

Хитрый Лис и умная Уточка.

Зима. Хитрый Лис думает: “Замёрзло озеро. Теперь Уточка моя, никуда от меня не денется: по снегу куда не пойдет, — наследит, — по следу ее и найду”

Пришел на речку, верно: лапки с перепонками наследили на снегу у берега. А сама Уточка под тем же кустом сидит, распушилась вся.

Тут ключ из- под земли бьет, не дает льду замерзнуть, — теплая полынья, и пар от нее идет

Кинулся Лис на Уточку, а Уточка — нырк от него! — И ушла под лед.

“Ах, ты! — Лис думает — Утопилась ведь.”

Ушел ни с чем.

(94 слова) В. Бианки.

1. Как Уточка перехитрила Лиса?

2. Утонула ли Уточка?

Зphp24XhJL tehnika chteniya 2 klass 3 . Каких еще водоплавающих птиц ты знаешь?

Собака-грибник.

На лестнице я встретил маленького щенка и принёс его домой. Я дал ему кличку Майка и стал его обучать. Недели через три она прыгала через обруч, стояла на лапках. Прошло лето, за тем и осень пришла. В лесу появились грибы. Я часто ходил в лес с Майкой. В лесу она бегала за птицами, резвилась. Стал я обучать Майку находить грибы. Заметив грибы, она громко лаяла. За восемь лет Майка была моей помощницей по сбору грибов.

(74 слова) По А. Рыжкову.

1. Кого автор назвал Майка?

2. Что умела делать Майка?

3. Как она помогала собирать грибы?

php24XhJL tehnika chteniya 2 klass 2

О дятле.

Живёт у нас в лесу птица. Сама чёрная с белыми пестринками, а на затылке у неё перышки яркие, красные. Называется эта птица дятел. Целый день дятел по лесу летает, еду себе ищет. Сядет на дерево, да не на ветку, а прямо на ствол. Сидит дятел, клювом по дереву постукивает и достаёт из-под коры насекомых. Иной раз на снегу под деревом много шишек валяется. Это дятел обедал — семена из шишек добывал.

(70 слов) По Г. Скребицкому.

1. Каким автор описал дятла?

2. Чем питается дятел?

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ.

2 КЛАСС (1 — 4)

3 четверть.

Художник-Весна.

…Приступил к работе художник – Весна – Красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?

Вот стоит перед ней лес — хмурый, унылый. “А дай-ка я разукрашу его по-своему, по- весеннему!” Взяла она тонкие неясные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки.

День за днём всё наряднее пишет свою картину Весна. На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпал первые цветы подснежника, медуницы.

Ещё рисует день и другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.

Посреди луговины уже зеленеет трава. А на самых серых местах, как золотые шары, распустились цветы калужницы.

Всё оживает кругом…

(137 слов) Г. Скребицкий.

1. Почему автор называет Весну художником?

2. Как разукрасила Весна — Красна сережки осины и тополя, кусты черёмухи, яблони и груши, цветы калужницы?

Хвосты.

Прилетела Муха к Человеку и говорит:

— Ты хозяин над всеми зверями, ты все можешь сделать. Сделай мне хвост.

— А зачем тебе хвост? — говорит Человек.

— А затем мне хвост, говорит Муха, зачем он у всех зверей, — для красоты.

— Я таких зверей не знаю, у которых хвост для красоты. А ты и без хвоста хорошо живешь.

Рассердилась Муха и давай Человеку надоедать: то на сладкое блюдо сядет, то на нос ему перелетит, то у одного уха жужжит, то у другого. Надоела, сил нет! Человек ей и говорит:

— Ну, ладно! Лети ты, Муха, в лес, на реку, в поле. Если найдешь там зверя, птицу или гада, у которого хвост для красоты только привешен, можешь его хвост взять. Я разрешаю.

Обрадовалась Муха и вылетела в окно.

(128 слов) В. Бианки.

1. Для чего нужен был хвост Мухе?

2. Как муха надоедала человеку?

З. А ты как думаешь, для чего нужен хвост?

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ.

2 КЛАСС (1 — 4)

4 четверть.

Чук и Гек. (отрывок)

Жил человек в лесу возле Синих Гор. От много работал, а работы не убавлялось, и ему нельзя было уехать домой в отпуск.

Наконец, когда наступила зима, он совсем заскучал, попросил разрешения у начальников и послал соей жене письмо, чтобы она приезжала вместе с ребятишками к нему в гости.

Ребятишек у него было двое — Чук и Гек.

И жили они с матерью в далеком огромном городе, лучше которого и нет на свете.

Днем и ночью сверкали над башнями этого города красивые звезды.

И, конечно, этот город назывался Москва.

(88 слов) А. Гайдар.

1. Где жил и работал человек?

2. Сколько ребятишек у него было?

3. Как их звали и где они жили?

php24XhJL tehnika chteniya 2 klass 7

Чук и Гек. (отрывок)

Удивительная это была прогулка! Они шли гуськом к роднику по узенькой тропке. Над ними сияло холодное голубое небо; как сказочные замки и башни, поднимались к нему остроконечные утёсы Синих гор. В морозной тишине резко стрекотали любопытные сороки, меж густых кедровых вётвей бойко прыгали серьге юркие белки. Под деревьями, на мягком белом снегу, отпечатались причудливые следы незнакомых зверей и птиц. Вот в тайге что-то застонало, загудело, треснуло. Должно быть, ломая сучья, обвалилась с вершины дерева гора обледенелого снега.

Раньше, когда Гек жил в Москве, ему представлялось, что вся земля состоит из Москвы, то есть из улиц, домов, трамваев и автобусов.

Теперь же ему казалось, что вся земля состоит из высокого дремучего леса.

(111 слов) А. Гайдар.

1. Куда отправились герои отрывка на прогулку?

2. Как Геку представлялась земля раньше, до его прогулки?

2. Что казалось Геку на этой прогулке?

8

ГУ «Денисовская средняя школа №1"

image002Сборник текстов для проверки техники чтения 2 класс

2011 год

Рассмотрено на  методическом  объединении
начальных классов № 4 от 22.05.11г.

Сборник предназначен
как пособие  для учителей начальных классов при  проверке  техники чтения во
втором  классе.

Составитель:Макушева Лариса Александровна.

Пояснительная
записка

                    Чтение как вид речевой
деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков
обучающихся в начальной школе.Предлагаемые контрольные работы являются
примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка
чтения не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с
учетом требований вариативных авторских              программ.
                     Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает
учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного
навыка у младших школьников.    Обучающимся предлагается для чтения вслух
незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных
ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного
на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка
чтения учащимися.
                   Данный сборник текстов был составлен в помощь учителю. Часто
при проверке техники чтения возникает проблема при выборе текста. Поэтому при
подборе материала я ориентировалась на разный уровень подготовки класса и
каждого ученика в отдельности. Тексты можно использовать и для предварительной
подготовки к контрольной проверке техники чтения. В конце каждого произведения
даны вопросы и задания, которые позволяют проверить не только скорость чтения ,
но  так же  узнать насколько ученик понял смысл произведения.

Нормы техники чтения

Обязательный уровень:

1 четверть-40 слов

2 четверть-50 слов

3 четверть-55 слов

4 четверть-60 слов

Возможный уровень:

1 четверть-55 слов

2 четверть-60 слов

3 четверть-65 слов

4 четверть-70 слов

image005

I четверть

                                                 
1 уровень

РОСИНКА.

               Однажды
летом ночью выпала роса. Но когда вышло солнце, роса высохла, только одна
росинка не высохла. Она спряталась под листом лопуха.

               Скакала
мимо лягушка и заметила росинку. Увидела она ее и спрашивает:

-Почему
ты здесь прячешься, ведь сегодня такая хорошая погода?


очень боюсь солнца. Если я выйду из-под листа, я высохну. Ведь вы, лягушки,
спокойно можете жить на суше, а я не могу.

               Лягушка
очень обиделась и съела росинку.

(Лена К.)

(71 слово)

Вопросы
и задания:

1.Почему
не высохла росинка?

2.О
чем спросила ее жаба?

3.Как
ты  думаешь, на что обиделась жаба?
                   image007

                                                     
2 уровень

                                       ЛЕВ И МЫШЬ.

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и
поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:
– Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.
               Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала
львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:
– Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а
теперь видишь, – бывает и от мыши добро.

(А. Толстой)

(81
слово
)

Вопросы
и задания:

1..
Отчего
проснулся лев?

2.
Почему
он засмеялся?

3.
Как
мышь доброе дело сделала?

          
                                         image008                   

                                              
СТАРЫЙ
ПЁС.

Был у человека верный друг – Пёс. Шли годы. Пёс
постарел, стал плохо видеть. Раз в ясный летний день он не узнал своего
хозяина. Он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился.
Спросил:
– Значит, ты уже не узнаёшь меня?
                Пёс вильнул хвостом. Он нежно заскулил. Ему хотелось сказать:
– Прости меня, что я не узнал тебя.
                Через несколько дней человек принёс маленького щенка и сказал
Щенку:
– Живи здесь.
                Старый Пёс спросил у человека:
– Зачем тебе ещё один пёс?
– Чтобы тебе одному не было скучно, – сказал человек и ласково потрепал старого
Пса по спине
.

(В. Сухомлинский)

(94 слова)

Вопросы
и задания:

1.
Почему верный друг – Пёс залаял на хозяина, как на чужого?
2. Как к этому отнёсся человек?
3. Что тебе понравилось в этом произведении?

                                                       3
уровень

ИГРАЮЩИЕ СОБАКИ

Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на
солнышке большая дворовая собака Полкан.
               К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и
лаять: хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал
большой и угрюмой собаке.
– Погоди-ка, вот он тебе задаст, – сказал Володя, – проучит он тебя.
               Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень
благосклонно.
– Видишь ли, – сказал Володе отец, – Полкан добрее тебя. Когда с
тобою начинают играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело
кончится тем, что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному
стыдно обижать маленьких и слабых.

(К. Ушинский)

(107 слов)

Вопросы
и задания:

1.Кто беседует в
сказке?

2.Зачем лиса
может прийти к кролику?

3В какое
время суток могли происходить события, описанные в тексте?

а)
Утро;
б) день;
в) вечер;
г) ночь.

4. Найди в
тексте слово благосклонно. Отметь слово, близкое ему по смыслу:

а)
доброжелательно;
б) сурово;
в) весело.

5. Отметь
предложение, выражающее главную мысль текста:

а)
Кого уважают, того и слушают.
б) Добрый пример лучше ста слов.
в) Большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

6. Подумай, к
какому жанру мы отнесём этот текст:

а)
сказка;
б) рассказ;
в) загадка.

ВЕНИК

Жил один старик, и было у него трое сыновей. Братья
часто ссорились друг с другом.
              Старик думает: «Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся,
и всем будет худо».

Пришло время старику умирать. Позвал он сыновей и
велел принести веник. Сыновья подали отцу веник.
              Старик говорит:
– Переломите веник.
              Сыновья сказали:
– Разве можно веник переломить?
              Старик развязал поясок на венике, и прутья рассыпались.
– Ломайте прутья! – сказал старик.
              Сыновья все прутья переломали.

Старик говорит:
– Вот и с вами будет то же, что с этим веником. Если вы будете вместе дружно
жить, никакая беда вас не одолеет. А как разойдётесь по одному, тогда все
пропадёте.

(Л.Н. Толстой)

(103 слова)

Вопросы
и задания:

1. Как
жили братья между собой?

А)
Часто ссорились;
Б) жили дружно;
В) во всём поддерживали друг друга.

3. Какое
значение, на твой взгляд, автор вкладывает в слово худо?

А)
Скучно;
Б) плохо;
В) весело.

5. С
какой целью старик попросил сыновей принести ему веник?

А)
На примере прутьев в венике показать необходимость взаимной поддержки;
Б) переломить веник;
В) подмести пол в избе.

6. Подумай,
какие два выражения лучше других помогают понять главную мысль басни?

А)
С кем поведёшься, от того и наберёшься;
Б) Где мир и лад, не нужен и клад;
В) Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось;
Г) Добрый пример лучше ста слов.

7. Какой
наказ дал старик сыновьям?

II четверть

                                                 
1 уровень

ЗА ПТИЧКОЙ.

Метель в поле страшная. Колкий снег бьёт и колет всё
живое. Но в лесу снег рыхлый и от собаки даже проваливается.
                Сквозь метель Жулька увидела летящую птичку и со всех ног
бросилась за ней по снегу. Птичка плавно порхала, поднималась вверх и вертелась
в волнах ветра. Она догнала, схватила, но это была не птичка, а старый сухой
дубовый лист. Но ничего! Вот другой летит, и собака уже бежит за ним…

(М. Пришвин)

(72 слова)

Вопросы
и задания:

1. Приходилось
ли тебе видеть метель? Расскажи, какая бывает метель.
2. Как веселилась Жулька в зимнем лесу?
3. Почему она приняла сухой дубовый лист за птичку? Ответь словами текста.

2 уровень

Услужливый.

Устал Лось бродить по лесу и захотел отдохнуть. Прилёг
на поляну и попросил Зайца:
– Разбуди меня через полчасика!
                Засуетился Заяц: ведь сам Лось попросил его.
– Спи-спи! Разбужу! – пообещал он.
               Лось потянулся и закрыл глаза.
– Может, тебе сена подстелить? – предложил Заяц.
               Притащил стог сена и давай его Лосю под бок пихать.
– Спасибо, не надо! – сквозь сон сказал Лось.
– Может, тебе перед сном напиться принести? Я мигом сбегаю!
– Да нет, не надо… я спать хочу…
– Спи-спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу?
                Вскочил Лось на ноги и, зевая, поплёлся прочь.
– Куда же ты? – удивился Заяц. – Ведь ещё и двадцати минут не прошло!

 (С. Михалков)

(103 слова)

                                                        
                          image010

Вопросы
и задания:

1. О
чем Лось попросил Зайца?                                                                                                                    

2. Как
Заяц хотел услужить Лосю?                                                                
3. Почему Лось поплёлся, зевая, прочь?                                                      

КАК ДЕЛО БЫЛО.

               Однажды
охотник Игнат увидел в лесу иней на кустах. На деревьях инея нет. А над самой
землей ветки лохматятся.

               Огляделся
Игнат. Прямо против кустов сугроб. В середине сугроба дырочка небольшая.

               Утром
пришли в лес охотники. Игнат  стал прямо против дыры. Двое охотников по бокам.
Старик стал суком сугроб ворошить.

               Вдруг
медведица выскочила  из берлоги прямо на Игната. Охотник упал и выронил ружье.
Медведица пронеслась в чащу леса.

               Охотникам
без выстрела досталась богатая добыча- четыре медвежонка.

(В.Биаки.)

(76 слов.)

Вопросы
и задания:

1.Что
увидел в лесу Игнат?

2.О
чем догадался охотник?

3.
Почему охотник не выстрелил в медведицу?

4.Почему 
четыре медвежонка названы богатой добычей?

                                     
3
уровень

БОЛЬШОЕ СЧАСТЬЕ.

Однажды два мальчика решили слепить снеговика. Скатали
комки, вместо носа сунули картошку, а на голову надели горшок. Снеговик
получился таким смешным, что над ним стали все смеяться. Когда наступила ночь,
он решил уйти в лес, но в лесу над ним тоже все смеялись.
               «Пойду я на детскую площадку, – подумал он. – Может быть,
там кому-нибудь приглянусь». Наутро снеговик пришёл к самым маленьким
детям. Но и они стали над ним смеяться. От огорченья у снеговика появились
слёзы.
                Маленькая Маша подошла к снеговику и увидела слёзы. Она
побежала домой, взяла самое красивое своё ведёрко и самую красную морковку.
Платочком утёрла она снеговику слёзы, сделала ему красивый нос и шляпу.
                Снеговик стал самым счастливым снеговиком в мире!

(113 слов)

Вопросы
и задания:

1.
Как чувствовал себя снеговик после своего рождения?
2. Почему он пошёл к самым маленьким детям? На что он надеялся?
3. Оправдались ли его надежды? Расскажи, что произошло с ним.
4. Какое чувство возникло у тебя после прочтения этого текста?
5. Определи жанр этого произведения:

image011А)Это
рассказ. В)Это сказка.

 

 

 

 

                                      
КОТ ТИМОФЕЙ.

Как-то на даче подошёл к нам соседский Славка. И
говорит:
– Мой кот Тимофей за рыбой нырял.
                Мы с усмешкой взглянули на Славку. К его выдумкам все уже
привыкли.
– Не верите? – загорячился Славка. – Айда на реку!
– Сто раз тебе говорили – не завирай.
– Ладно, не верите, значит. А он нырял там, где тростник.        Вообще он у
меня всё ест. Вчера ел грибной суп и рисовую кашу с вареньем. Не верите? Пошли
– сами увидите.
               Я не выдержал.
– Идём, – говорю.
                И мы отправились к Славке. Кот увидел нас и скрылся.
                …На днях снова пришёл Славка и выпалил:
– Мой кот стащил и умял целый банан. Сенсация!
                Все рассмеялись. Только папа серьёзно спросил:
– С кожурой?

(О. Тихомиров)
(108 слов)

Вопросы
и задания:

1.
Каким ты представляешь себе Славку? Опиши его.
2. Зачем Славка пригласил к себе домой своих друзей? Что он решил им доказать?
3. О чём он сообщил друзьям на второй день? Почему он это делал?
4. Как ты думаешь, почему папа задал Славке вопрос: «С кожурой?»
5. Как дети относились к выдумкам Славки? Нравилось ли им это?
image0126. Что бы
ты посоветовал Славке?

III четверть

                                                   
1уровень

ОХРАНА ЖИВОТНЫХ.

               Широко разлилась река. Каждая поляна в лесу стала
голубым озером.

Плохо лесному зверью. Вода загнала животных на
маленькие островки. Островок не всегда спасает. Завтра его может залить вода.

               На помощь зверю приходит человек. В высоких охотничьих
сапогах он шагает по воде. В  руках у него сетка.

               Вот мечется на кочке лиса. Вода вот -вот зальет ее.
Спасатель набрасывает на бедное животное сетку. Бьется лисичка от страха,
грызет проволоку. На сухом месте лису выпускают из сетки. Беги в чащу! А
спасатели продолжают поиски. Вода все прибывает. Надо спасать лис, зайцев,
барсуков.

(90 слов)

Вопросы
и задания:

1.Почему каждая
поляна в лесу стала голубым озером?

2.Как спасаются
лесные звери?

3.Расскажи как
помогает человек .

ЯБЛОКО.

По улице шла старушка с корзинкой. В корзине были
яблоки, красные и жёлтые, очень красивые яблоки. Вот бы мне одно!
image014              
Я тихонько подкрался сзади, схватил яблоко и сунул его в карман.
Старушка ничего не заметила. Она остановилась и сказала:
– Поди-ка сюда, мальчик! Как тебя зовут?
– Петрик…
– Красивое имя. Ты, видать, хороший мальчик.
– Не знаю.
                Старушка выбрала самое румяное и самое большое яблоко:
– Съешь! Это из моего сада.
                Яблоко – то, что в кармане, – прямо жгло мне ногу.
– Почему ты не хочешь взять яблоко?
                Старушка стояла с протянутой рукой, а я…
А я выхватил яблоко из кармана, бросил его в корзину и убежал.
Когда я прибежал домой, то заплакал. Сам не знаю: почему я заплакал?

(Емельян  Буков)

(112 слов)

Вопросы
и задания:

1. Расскажи,
какое событие произошло с мальчиком.
2. Какие слова подобрал автор, чтобы показать, что мальчик опасался,
боялся чего-то?
3. Почему угощение старушки произвело на него такое впечатление?
4. Какие у тебя есть размышления по поводу поступка мальчика?

                       
                                                          2 уровень

ОЗЕРО.

Видишь, вон на том месте пройти нельзя – топко.
А когда-то там было озеро. Чистое, прозрачное. На дне каждая рыбёшка, каждый
камушек видны были. Но, о чистоте своей заботясь, поссорилось Озеро с
Ручейками:
– Вы только воду мою после дождей мутите. Поворачивайте в другую сторону!
                Удивились Ручейки, да что поделаешь – само большое Озеро
велело, а они только маленькие Ручейки…
               И побежали они стороной, в другую долину.
               А одинокое Озеро радовалось: теперь некому воду мутить.
               Но вскоре заметило: почему-то мелеет оно. И, позабыв о ссоре,
хотело оно позвать Ручейки, но уж так обмельчало, что даже не нашлось у него
волны подходящей друзей кликнуть.

(Я. Ярмыш)

(102 слова)

Вопросы
и задания:

1. Назови
персонажей произведения.
2. Почему Ручейки побежали в другую долину?
3. Как было наказано Озеро?

ВЕСЕННЯЯ ПЕСНЯ.

               Однажды
Вова с Петей принесли дяде Матвею в поле обед. Шла весна. Земля покрылась
молодой травой. В низинах зацвели первые цветы . В небе заливался жаворонок.

               После
обеда тракторист посадил ребят в кабину , и трактор тронулся по полю. А
жаворонок пел свою весеннюю песню.

               Вдруг
пение оборвалось. Крылатый певец заметался над пашнею. Над ним кружил ястреб.

               Но
тут произошло небывалое. Жаворонок влетел в окно кабины. Дядя Матвей осторожно
взял птичку в руки. Она была ранена.

               Мальчики
вылечили жаворонка и выпустили на волю. Снова над полями зазвенела весенняя
песня.

(87 слов)

(А.Мусатов)

Вопросы
и задания:

1.Каким
было весеннее поле?

2.Почему
оборвалось пение?

3.Как
мальчики спасли жаворонка?

3 уровень

ЛОШАДЬ И ЖАБА.

После дождя высыпали ребятишки за околицу. Весело им
шлёпать по грязным лужам. Вылезла на дорогу и жаба; сидит тихо на краю лужи –
хорошо ей.
               Увидели жабу дети и говорят: «У, гадина какая! Устроим ей
потеху». Наломали они острых прутьев и давай ими тыкать жабу. Всю её изранили.
Прыгает жаба, хочет спрятаться, а мальчики не пускают да ещё хохочут.
               Едет к этому месту лошадь с возом, старая, худая. Тяжело ей
тащить воз по грязной дороге. Отошли дети в сторону и смотрят, что будет с
жабой. А лошадь увидела жабу и остановилась. Мужик сердито на неё крикнул…
Колёса глубоко увязли в грязи: трудно лошади свернуть в сторону. А всё-таки
собрала она все силы и объехала жабу.
Увидел тут и мужик жабу. «Ишь ты, лошадь гадину пожалела! Тварь, а понимает!» –
сказал он.
                Воз проехал. Дети опять подошли к жабе. Постояли и отошли прочь;
хотели игру затеять, да что-то у них не ладилось: им было чего-то стыдно.

image015 (Л.Н. Толстой)

(155 слов)

1. Выбери одно из значений слова околица, употребленное в
данном тексте.

а) Окольная, непрямая дорога вокруг селения;
б) изгородь вокруг деревни;
в) окраина селения.

3. Какое значение в слово гадина вкладывают дети?

а) Отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.

4. Какое значение в слово гадина вкладывает мужик?

а) Отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.

5. Есть ли в тексте персонажи, которые у тебя вызывают
сочувствие? Почему?

6. Какой нравственный урок получили дети?

ИСТОРИЯ О ГЛУПОМ ВОЛКЕ.

Один голодный волк отправился поискать
себе чего-нибудь на обед. Тут ему повстречалась коза. Волк ей говорит:
— Иди-ка сюда, я должен тебя съесть! А коза ему отвечает:
— Если уж этого не миновать, то нечего делать, но видишь, какая я худая, во мне
немного толку, а вот я побегу домой и принесу своего козленка, тогда уж тебе,
по крайней мере, будет чем полакомиться.
                Волк согласился, а коза убежала — только ее волк и видел. Волк,
прождав ее напрасно, наконец, отправился дальше, чтобы поискать опять
чего-нибудь поесть. Ему навстречу идет овца.
— Овца, я должен тебя съесть! Овца отвечает:
— Разве ты не можешь взять кого-нибудь другого? Ведь я лучший танцор, и было бы
очень жаль, если бы я погибла.
— А ты умеешь танцевать? — спрашивает волк.
— Как же, я тебе это сейчас покажу.
                 Овца стала танцевать и, танцуя, делать все большие круги, пока
не убежала.

(Казахская
народная сказка)

(146
слов)

Вопросы
и задания:

1.Назови
персонажей сказки.

2.
Объясни смысл слова полакомиться.

3.Как
обхитрили коза и овца волка?

4.Какие
чувства у тебя вызывают персонажи сказки?

image016

                                                                                                  
                                image017

IV четверть

                                     1 уровень

      
              
image019ХЛЕБ.

Я помню, как мы с мамой шли когда-то по улице, и вдруг
мама наклонилась и что-то подняла.
– Что ты нашла, мама?
– Хлеб, – ответила она.
                    Я увидел в её руке запылённый кусок хлеба.
– Так он же грязный! – воскликнул я. – Брось его!
– Хлеб не бывает грязный. Хлеб нельзя бросать, – ответила мама.
                    Прошли годы, и я узнал настоящую цену хлеба. И теперь,
когда вспоминаю тот случай, мне становится мучительно стыдно.

(66 слов)
(Ю. Яковлев
)

Вопросы
и задания:

1. Какими воспоминаниями детства поделился с нами
писатель Юрий Яковлев?
2. Какой урок на всю жизнь ему преподнесла мама?
3. Просмотри текст и подумай: какие слова из текста могут быть пословицей?
(Подсказка: таких выражений два.)
4. Что осталось у тебя в душе после прочтения этого рассказа?

2  уровень

ЛИСА И КОЗЕЛ.

Бежала лиса, на ворон зазевалась – и попала в колодец.
Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса,
горюет.
Идёт козёл – умная голова; идёт, бородищей трясёт, рожищами мотает; заглянул от
нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает:
– Что ты там, лисонька, поделываешь?
– Отдыхаю, голубчик, – отвечает лиса, – там наверху жарко, так я сюда
забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько
хочешь.
               А козлу давно пить хочется.
– Хороша ли вода-то? – спрашивает козёл.
– Отличная! – отвечает лиса. – Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь;
здесь обоим нам место будет.
                 Прыгнул сдуру козёл, чуть лисы не задавил, она ему:
– Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не сумел – всю обрызгал.
                  Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, сама вон из
колодца.
Чуть было не пропал козёл с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога
вытащили.

(Русская народная сказка)

(118 слов)

Вопросы
и задания:

1.
Почему лиса попала в колодец?

2.
С какой целью она заманила козла к себе?

3.
Как можно по-другому озаглавить эту сказку?

3 уровень

ВЕТЕР И СОЛНЦЕ.

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор
о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться
силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой
дороге.
– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него
плащ.
                 Сказал – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался
Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду,
но ехал всё дальше и дальше.
                 Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и
снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался
поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
                 Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло
из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего
путешественника.
                  Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился,
благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и
добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

(К. Д. Ушинский)

(164 слова)

1. Где, в каком месте происходят события, описанные в
тексте?

a) На лесной тропинке;
б) в горном ущелье;
в) на большой дороге.

2. О чём затеяли спор Солнце и Ветер?

а) Кто из них нужнее;
б) кто из них сильнее;
в) кого из них больше любят.

3. Подбери словосочетание, близкое по смыслу значению
выражения дуть что было мочи.

а) Из последних сил;
б) изо всех сил;
в) по мере возможности.

4. Дай свою характеристику Солнцу.

5. Определи жанр произведения. Свой ответ обоснуй.

 

Содержание:

Пояснительная
записка………………………………….3                                                                                                 

Нормы техники
чтения………………………………….4                                                                                              

1 четверть ……………………………………………5-12                                                                                              

II четверть…………………………………………….13-19                                                                                              
                   

III
четверть……………………………………………20-27                                                                                           

IV четверть……………………………………………28-32                                                                                                              

                           Используемая
литература:

1.Газета 1
сентября «Начальная школа»

2. «Учим детей
наблюдать и рассказывать.» О.В. Мариничева, Н.В. Елкина. Ярославль . Академия
развития. Академия Холдинг 2002 г.

3.Казахские
народные сказки. Т.Дауренбеков. Алма-Ата «К
ітап» 1979 г.

4. Сборник
текстов для  изложений в начальных классах. В.И. Яковлева Москва
«Просвещение»1972 г.

5.Интернет
ресурсы.

ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ВХОДНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ (10-15 сентября)

Летучая мышь

О ней рассказывают много небылиц. Ведь летучая мышь очень необычна Не то зверь, не то птица.

Этот зверек очень полезен. Летучая мышь поедает вредных на­секомых.

Днем она спит в дупле. Широкие крылья, как плащ, закрывают мышь.

Настает ночь. Летучая мышь летит на охоту. Ночью птицы спят, а мыши их заменяют. (55 слов.)

(По Ю. Дмитриеву.)

  1. Чем необычна летучая мышь?
  2. В начале рассказа сказано, что летучая мышь «не то зверь, не
    то птица». Так кто же она?
  3. Чем полезна летучая мышь?
  4. Когда она охотится?
  5. Как летучая мышь проводит день?
  6. Объясните значение слова «небылицы».

Клесты

Весной и летом у пернатых много забот. Они вьют гнезда и вы­кармливают птенцов.

Только клесты без забот прыгают по деревьям.

Но вот начались морозы. А в гнезде у клестов голенькие птен­чики. Мать не слетает с гнезда, греет птенцов.

Почему клесты выводят птенцов осенью и зимой? Пища клестов -это еловые шишки. Они созревают только к концу года. (56 слов.)

(По Ю. Дмитриеву.)

  1. Когда клесты выводят птенчиков?
  2. Почему мать не слетает с гнезда?

3. Почему только поздней осенью и зимой клесты выводят
птенчиков?

  1. Почему другие пернатые выводят птенцов летом?
  2. Объясните значение слова «пернатые». Почему птиц так зовут?

* * *

Маленький Петя шел по тропинке.

Навстречу выбежала черная лохматая собака.

Петя испугался и хотел убежать. Но вдруг к его ногам прижал­ся маленький котенок и жалобно замяукал. Он просил защиты от страшного зверя.

Пете стыдно стало перед котенком. Мальчик поднял его и сме­ло пошел навстречу собаке.

Собака остановилась, испуганно посмотрела на Петю и скры­лась в кустах. (55 слов.)

(По В. Сухомлинскому.)

  1. Что хотел сделать Петя при виде собаки?
  2. Что помогло ему преодолеть страх?
  3. Как изменилось поведение мальчика?
  4. Озаглавьте рассказ.

* * *

Ежик говорит Маше:

— Куда я покачусь, туда и ты иди! Свернулся он клубочком и покатился между елками, между березами. Катился, катился и при­катился к избушке на курьих ножках. И сидит в той избушке Баба Яга, пряжу прядет, А Ванюшка возле крылечка золотыми яблочка­ми играет.

Подкралась Маша тихонько к избушке, схватила братца и по­бежала домой. (54 слова.)

(Из русской народной сказки «Гуси-лебеди».)

  1. Из какой сказки этот отрывок?
  2. Куда привел ежик Машу?
  3. Что делала Баба Яга в своей избушке на курьих ножках?
  4. Чем занимался Ванюшка?
  5. Как Маша спасла своего братца?
  6. Что обозначает слово «пряла»?
  7. Как вы понимаете смысл слова «подкралась»?

ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ЗА I ПОЛУГОДИЕ 2 КЛАССА

(1 четверть)

Лето

На реке раскрылись белые лилии и золотые кувшинки. Буйно цветет над водой водяная кашка.

Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. В воде плавают пузатые караси. В зеленой осоке затих, притаился зубастый щуренок. Ходко снуют по пруду на длинных лапках водяные паучки.

Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под березами. (59 слов.)

(По И. Соколову-Микитову.)

  1. Какие растения цвели над водой?
  2. О каких обитателях рек говорится в тексте?
  3. Почему щуренок притаился в осоке?
  4. Какое слово подтверждает, что щуренок — хищная рыба?
  5. Как передвигаются водяные паучки?
  6. Что обозначают слова «притаился», «снуют», «ходко»?
  7. Почему кувшинки названы «золотыми»?
  8. Перескажите текст.

Воробьиный термометр

У меня птицы не бездельничают. Воробьи у меня температуру показывают. Как термометры. Утром только взгляну в окно на кормушку — и уже знаю, тепло на улице или холодно.

Если воробьи гладенькие и поджарые, значит, тепло на улице, а если пухлые и взъерошенные, словно надутые шарики, значит, мо­роз трескучий, береги уши и нос! И хоть бы когда подвели меня воробьишки. (58 слов.)

(Н. Сладкое.)

  1. Почему рассказ назван «Воробьиный термометр»?
  2. Как автор узнает погоду по воробьям?
  3. Как можно озаглавить вторую часть текста?
  4. Как вы понимаете слова «поджарый», «взъерошенный»?

* * *

Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки.

— Не разоряй гнезда, — сказал мальчику отец. — Весной ласточка опять прилетит.

Прошла зима. В конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек прилетела и стала носиться вокруг старого гнездышка. Ра­бота закипела — и скоро гнездышко было отделано заново.

А недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные го­ловки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнездышка! (62 слова.)

(По К. Ушинскому.)

  1. 1. Озаглавьте рассказ.
  2. Что хотел сделать мальчик осенью?
  3. Как отнесся к этому отец?
  4. Как вели себя ласточки, вернувшись к старому гнезду?
  5. Чему радовался мальчик?
  6. Как понять выражение «работа закипела»?

Сила не право

Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Та­ни куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дому старший брат Сережа. Сереже показалось ве­село возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.

Миша побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и все ви­дел. (57 слов.)

(К. Ушинский.)

  1. Почему плакала Таня?
  2. Что сделал старший брат Сережа? Как он должен был поступить? А как бы вы поступили на месте Сережи?
  3. Как вы думаете, что сказал Мише отец?
  4. Почему неправы оба мальчика?
  5. Почему у рассказа такое название?

Может ли дерево взлететь?

(Сказка)

Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать.

Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Кор­ни крепко держат его в земле.

Но гордое дерево все мечтало о полете.

И вот что случилось. Пришел лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки.

Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлете­ло. (63 слова.)

(По Дж. Родари.)

  1. Кто помог дереву взлететь?
  2. Что сделал лесоруб?
  3. Что сделал столяр?
  4. Как сказано про работу ребят?
  5. Что значит слово «смастерили»?
  6. Зачем ребята мастерят авиамодели?

ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

2 четверть

Синичье гнездо

Искала синица место для гнезда. Заглянула птичка в щель поч­тового ящика. Понравилось.

Синички расширили носиками щель. Натаскали мха, шерсти, травинок.

Увидел хозяин их работу. Что делать? Попросил почтальона класть газеты прямо на крыльцо.

Вывелись птенчики. Стала кошка вокруг ящика похаживать.

Хозяйка оплела ящик ветками шиповника.

Осенью в саду летала стайка синиц. А почтальон опять кладет письма в ящик, (60 слов.)

(По И. Недоле.)

  1. Почему осенью почтальон стал снова класть почту в ящик?
  2. В чем проявилась забота хозяина и хозяйки о крылатых квар­тирантах?
  3. Почему кошка не смогла забраться в гнездышко?
  4. Как крылатые квартиранты отблагодарят хозяев? Какую
    пользу они принесут?
  5. Как по-иному можно озаглавить рассказ?

Живая шляпа

Шляпа лежала на комоде. Котенок Васька сидел на полу. Вовка и Вадик раскрашивали картинки.

Вдруг позади них что-то плюхнулось на пол. Мальчики обер­нулись и увидели на полу шляпу.

Неожиданно шляпа поползла. Она выползла на середину ком­наты и остановилась.

Мальчики испугались и побежали в кухню. Они набрали кар­тошки и стали швырять ее в шляпу. Шляпа как подпрыгнет кверху! Из нее выскочил котенок. (63 слова.)

(По Н. Носову.)

  1. Почему рассказ назван «Живая шляпа»?
  2. Почему мальчики испугались?
  3. Как удалось обнаружить котенка?
  4. Почему о шляпе сказано, что она «плюхнулась», а не «упала»?

* ♦ *

Летит дятел, несет в клюве сосновую шишку. Прилетел и усел­ся на осину. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями, а снизу еще хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жесткие, крепкие. Су­нул свежую шишку в расщелину осины, а старую вытащил клювом и выбросил. Расправился с этой, полетел за другой. (62 слова.)

(По Г. Скребицкому.)

  1. Озаглавьте рассказ.
  2. Как дятлу удается укрепиться на стволе?
  3. Опишите дятла.
  4. Как дятел расправляется с личинками?
  5. Как вы понимаете значение слова «расправился»?

Русская смекалка

Давно это было. Чистили дорогу в горах. В узком месте лежал огромный камень. Как его убрать?

Не знали тогда подъемных кранов. Не было могучих машин. Только сотня лошадей могла увезти камень.

Но простой крестьянин взялся один убрать камень. Подкопал он лопатой яму под самый камень. Камень и рухнул в яму.

Подровнял мужик землю — и дорога готова. Вот так просто рус­ский человек трудное дело сделал. (67 слов.)

(По В. Далю.)

  1. Из чего видно, что дело было трудное?
  2. Как справился крестьянин с этим делом?
  3. Объясните смысл названия рассказа.

ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

3 четверть

Высотный теремок

Шел я по лесу и вижу терем в семь этажей. Это была старая бе­реза. В ней семь дупел, одно выше другого.

Из дупла первого этажа выглянула утка. Есть такие утки, кото­рые вьют гнезда в дуплах.

Во втором этаже поселился черный дятел. А в третьем жил дя­тел пестрый.

Выше еще четыре этажа. В каждом квартира. А в квартирах живут стрижи.

Прямо сказочный теремок, только высотный. (66 слов.)

(По И. Сладкову.)

Утята и стрекоза

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубле­ных яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стре­коза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза са­дилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. (68 слов.)

(По Б. Житкову.)

  1. Чем кормила утят хозяйка?
  2. Кто пугал утят?
  3. Действительно ли стрекоза была злой?
  4. Почему утята ее боялись?
  5. Как вы понимаете значение слова «перекусает»?

♦ * *

Стояла осень. Листья в лесу облетели. Охотники разожгли кос­тер. На сковородке жарилась картошка. От нее шел вкусный запах. Вдруг в траве сердито засопел какой-то зверь. Он высунул из травы мокрый черный нос. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадно­сти. Из зарослей вылез маленький барсук. Он осмотрелся. Потом сделал шаг к костру, прыгнул и сунул нос в картошку. Запахло пале­ной кожей. Барсук бросился обратно в траву лечить нос. (68 слов.)

(По К. Паустовскому.)

  1. Когда произошел случай с барсуком?
  2. Что привело зверька к костру?
  3. Чем закончилась попытка барсука отведать картошки?
  4. Куда побежал барсук?
  5. Что обозначает слово «сопеть»?

Каникулы

«У нас каникулы!» — радуются школьники. Это слово означает перерыв в учебной работе.

Такое привычное земное слово родилось… на небе. Есть на не­бе яркая звезда Сириус. В древности ее называли Каникулой.

Появляется Каникула в ночном небе 26 июля. Это самое жар­кое время года. Тогда-то школьникам давали передышку, отпуск.

В честь звезды эти дни прозвали каникулами. Сначала так на­зывали только летний отдых. Теперь всякий перерыв в учебных занятиях зовут каникулами. (70 слов.)

(По Г. Ганейзер.)

  1. Почему можно пошутить, что слово «каникулы» родилось на
    небе?
  2. Когда появляется на небе Каникула-Сириус?
  3. Почему именно в это время давали отпуск школьникам?
  4. Что теперь мы зовем каникулами?

ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ЗА II ПОЛУГОДИЕ ,

3 ЧЕТВЕРТЬ 2 КЛАССА

Цыпленок

Птичница тетя Нюся вернулась с работы и плачет.

— Что с вами, тетя Нюся?

— Коршун утром цыпленка утащил. Только я отвернулась — хвать! — и понес. Бегу, кричу, а он так и не выпустил. До чего жалко!

Уже стемнело, ребятишки спать легли, а тетя Нюся сидит на крыльце и нет-нет да и всхлипнет.

  • Все жалеете?
  • Жалею.
  • Да на ферме-то тысяч десять этих цыплят!

— Ну, так что? Если много, так одного и жалеть не стоит?
(71 слово.)

(Э. Шим.)

  1. Почему плакала тетя Нюся?
  2. Как ее хотели успокоить?
  3. Как вы думаете, каким человеком была тетя Нюся?
  4. Назовите профессии женщин, ухаживающих за животными.
    (Птичница, телятница, доярка, свинарка.)

Дождинки

Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку прозрачную каплю-сережку.

Они долго висят, украшая сосны.

Дождь перестал. Все стихло, как бы замерло.

Солнечный луч блеснул, на миг озарил капли. Они засветились всеми цветами радуги.

Но вот слегка подул ветерок. Посыпались с сосновых иголок, словно слезинки, радужные сережки. Еще порыв. Другой. Сильнее закачались верхние ветки, обильно посыпались капли. Избавились от тяжести зеленые сосновые иглы. Ни одной сережки. Сосны об­мылись, посвежели, встрепенулись и радостно зашумели. (72 слова.)

(По В. Павлову.)

  1. Что подвешивает дождь на сосновые иглы?
  2. Как изменились капли в свете солнечного луча?
  3. Что случилось с каплями, когда подул ветер?
  4. С чем сравниваются дождевые капли и почему?
  5. Как вы понимаете смысл слова «обильно»? (Щедро, густо.)

ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

4 четверть

Муравьиная трона

Был у муравьев мостик через ручей — дерево упало, они по не­му и бегали. Люди ходили тут и каждый день давили муравьев. Однако насекомых не остановишь, если они выбрали себе тропу. Что придумать?

Кто-то сделал очень просто: взял да и положил рядом другое бревно. Муравьи ползают по своему мостику, а человек делает свои шаги по новому бревну. Муравьи, конечно, не узнали, кто о них позаботился. Но точно можно сказать: сделал это хороший че­ловек. (72 слова.)

(Из журнала «Юный натуралист».)

  1. Какой мостик был у муравьев?
  2. Кто, кроме муравьев, пользовался им?
  3. Как позаботились о муравьях?
  4. Что можно сказать о человеке, который это сделал?
  5. Объясните смысл заголовка

Лебеди

Однажды я увидел на озере двух белых птиц. Это были лебеди-кликуны. Моя бабушка сказала, что они плавают здесь уже больше двух недель. Значит, им понравилось это место. Они хотят здесь поселиться.

Я сделал для птиц плавающую кормушку. Насыпал в нее зерно, моченый хлеб. Лебеди долго не решались приблизиться к кормуш­ке. Но однажды один из них подплыл и взял хлеб.

Постепенно лебеди привыкли ко мне. Они брали угощение прямо из рук. (70 слов.)

(Из журнала «Юный натуралист».)

1. Как лебеди выбирают себе место для жилья?

2.В чем проявилась забота о птицах?

3. Как лебеди выразили доверие к человеку?

Птица-секретарь

Почему птицу зовут «секретарь»? Ее оперение напоминает одежду секретаря в старое время. Секретарем звали писца, пере­писчика. В старину писец носил за ухом гусиные перья. У птицы косицы, словно перья за ушами. У нее серая куртка и короткие штанишки.

Секретарь — отличный охотник на змей. Змея шипит, раздувает шею. Но птица закрывает ноги широким крылом. Другим крылом секретарь бьет змею по голове. Змея оглушена. Птица рвет ее на части и съедает по кускам. (71 слово.)

(По Н. Коростелеву.)

  1. Что значит слово «секретарь»?
  2. Чем птица-секретарь напоминает писца старых времен?
  3. На кого охотятся птицы-секретари?
  4. Как они защищаются от змей?
  5. Чем птица оглушает змею?

  • Сказка для средней группы для сна
  • Сказка для сна для детей 5 лет читать
  • Сказка для сна детям слушать 3 года
  • Сказка для садика сочинить своими руками
  • Сказка для свадьбы прикольные новые