Сказка для поднятия самооценки ребенку

Коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста с онродной из общих закономерностей проблемы ребенка с недостатками речевого развития являются отклонения

Коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Одной из общих закономерностей проблемы ребенка с недостатками речевого развития  являются отклонения в формирования личности. Трудности социальной адаптации таких детей, сложности их взаимодействия с социальной средой отмечали Л.С.Выготский, Ж.И.Шиф, В.И.Лубовский. Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки.

Изучая особенности развития дошкольников с ОНР, А.О.Слинько отмечает, что несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников.

Личность ребенка с ОНР характеризуется специфическими особенностями, среди которых имеют место заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности.  Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых.

Такие дети нуждаются в особом подходе и психологической  помощи. С этой целью разработана коррекционно-развивающая программа по коррекции тревожности у детей дошкольного возраста с ОНР. Основными направлениями данной программы является: повышение самооценки и уверенности ребёнка в себе; обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; развитие навыков владения собой в трудных ситуациях. В результате работы по программе решались следующие задачи:

 — снятие напряжения в коллективе;

 — раскрепощение неуверенных в себе детей;

 — развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия;

 — способствовать сплочению детского коллектива.

Занятия могут посещать дети с проблемами в общении, с высоким уровнем тревожности от 6 до 10 человек. Занятия проводятся по подгруппам 2 раза в неделю. Количество часов – 16.

Работа осуществляется с помощью приемов игровой психокоррекции, приемов гештальтерапии и телесноориентированной психотерапии, сказкотерапия, работа с семьёй. Таким образом, учитывается, что тревожные дети чаще, чем другие, испытывают беспокойство, плохо концентрируют внимание на заданиях, напряжены (имеют мышечные зажимы в области лица, шеи, плечевого пояса), раздражительны. С целью взаимодействия с  детьми с ОНР были подобраны игры и упражнения, разработаны занятия. Методы, используемые в работе по программе, способствовали снижению индекса тревожности, дети учились видеть и подчеркивать свои положительные качества и качества сверстников, у детей повышалась самооценка, формировались навыки владения собой, дети знакомились со способами поведения в трудных ситуациях. Работа по данной программе позволила создать комфортные условия для личностного развития воспитанников.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности

Тема: «В гостях у сказки»

Группа: старшая группа

Цель: развитие эмоциональной сферы.

Задачи:

  1. Развивать умения распознавать настроение окружающих.
  2. Развивать умения  различать и называть основные эмоции и чувства, выражать их с помощью мимики, пантомимики, соотносить мимику и жесты с эмоциональным состоянием.
  3. Формировать интерес к продуктивной деятельности.
  4. Развивать навыки использования изобразительных средств.
  5. Воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к окружающим.

Планируемые    целевые  ориентиры: 

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; воспитывать уважительное отношение к окружающим, развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Методы и приёмы:

Практические — дидактические игры: «Узнай пиктограмму!», «Будь внимателен», «Угадай-ка», упражнение «Сад», элементы тренинга: ритуалы приветствия и прощания, рефлексия (Приложение 2).

Наглядные – работа с пиктограммами.

Словесные – беседа, чтение сказки (Приложение 1).

Материал и оборудование: столы и стулья, краски и кисточки, цветные карандаши, музыка, свеча, пиктограммы настроения (грусть, злость, радость, удивление), ноутбук, интерактивная доска  с играми на внимание, изображение жар-птицы.      

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Динамическая пауза: игра «Будь внимателен»,

упражнение «Сад»,  элементы тренинга: ритуалы приветствия и прощания, рефлексия

Игровая

Игра «Угадай-ка»

Продуктивная

Раскрашивание шаблона «Жар–птица»

Коммуникативная

Мимическая гимнастика «Узнай пиктограмму», работа с пиктограммами,  упражнение «Давайте поздороваемся»

Чтение художественной литературы (восприятие)

Чтение сказки, беседа

Музыкальная

Музыкальное сопровождение игр и упражнений

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Психолог с каждым по очереди встречается взглядом, ладошками, щечками. Начинает совместную деятельность ритуалом приветствия.

Дети в кругу касаются друг друга ладошками, щечками.

Создать положительный эмоциональный настрой в группе.

2.

Сообщает, что сегодня они отправятся в  сказку при помощи волшебной свечи. Чтение сказки.

Слушают, смотрят на огонь.

Получают положительный настрой, активно включаются в предстоящую деятельность.

3.

Проводит релаксационное упражнение «Сад».

Слушают, выполняют упражнение.

Выполняют движения, имитирующие явления природы.

4.

Психолог продолжает чтение сказки.

Слушают сказку.

Получают информацию о настроении каждого героя сказки.

5.

Предлагает выполнить ряд упражнений с помощью мимики.

Активно выполняют упражнение, называют эмоцию.

Умеют показывать и соотносить мимику и жесты с эмоциональным состоянием.

6.

Беседа о настроении каждого героя, проводит упражнение с пиктограммами. Побуждает детей к активизации необходимых знаний.

Сообщают ответы и показывают эмоцию на карточках.

Умеют различать и называть основные эмоции и чувства выражать их с помощью мимики, пантомимики, соотносить мимику и жесты с эмоциональным состоянием, умеют работать с пиктограм-мами.

7.

Проводит игру на внимание «Угадай-ка».

Выбирается ведущий. Дети стоят плечом к плечу и передают под музыку за спиной небольшой предмет. Музыка заканчивается, предмет прекращают передавать, ведущий должен догадаться по мимике и позе, у кого предмет.

Развивать внимание.

8.

Проводится игра «Будь внимателен».

Дети на слово «зайчик» выполняют прыжки, «птицы» летают, раскинув руки, «лошадка» — ударяют копытом, «цапля» — стоят на одной ноге.

Развивать внимание, память, способствовать снижению психоэмоцио-нального и мышечного напряжения.

9.

Беседа по сказке, завершение чтения сказки.

Активно включаются в беседу, слушают продолжение сказки.

Воспитывать вниматель-ное и доброжелательное отношение к окружаю-щим.

10.

Просит детей помочь художнику раскрасить «Жар птицу».

Дети активно включаются в продуктивную деятельность, раскрашивают шаблоны красками или цветными карандашами по своему выбору под спокойную музыку.

Формировать интерес к продуктивной деятельнос-ти, развивать навыки использования изобрази-тельных средств, разви-вать воображение и чувственное восприятие.

11.

Подведение итогов совместной деятельности с элементами тренинга: ритуал прощания, рефлексия.

Дети делятся своими впечатлениями о путешествии в сказку. Прощаются, задувая свечу.

Развивать эмпатийные качества, умение рефлексировать.

Приложение 1

Сказка

Давным-давно в одном царстве — государстве жил — был царь, и было у него три сына. Государство было большое, самым красивым в нем был сад. В нем росли яблони, персики, ивы, березы, кустики, ягоды, травинки. Но самым красивым деревом была яблоня с прекрасными волшебными яблоками. Стала на эту яблоню прилетать Жар-птица и клевать эти яблочки. Приказал царь сыновьям сторожить яблоню. И вот настала очередь младшего сына Ивана сторожить. Вот притаился он под деревом и стал ждать. В полночь прилетела Жар-птица. Вся-то она из золота, глаза у нее хрустальные, и сияют ее перышки так, что в саду стало светло. Дивится на нее Иван-царевич, выпрямился и схватил Жар-птицу за хвост. Но вырвалась она из его рук и улетела. А в руках у царевича осталось всего одно перо из ее хвоста. Поднял он руку с пером Жар-птицы, засияло, засветилось все вокруг, и пошел он во дворец — радостный, что поймал вора. Идет, а вокруг… суетятся люди с разным настроением. И все, кто встречались ему на пути, останавливались и изумлялись дивному свету от золотистого пера Жар-птицы. Когда он пришел во дворец, увидел царь такую красоту, потеплело, подобрело у него в сердце. Попросил он художника нарисовать ему птицу волшебную, чтобы подарить всем частичку тепла и доброты. Выполнил художник просьбу царя.

Приложение 2

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Дети стоят в кругу. Психолог с каждым по очереди встречается взглядом. Затем в кругу дети касаются друг друга ладошками, щеками.

Упражнение «Сад»

Дети выбирают для себя растение, которое им   нравится. По команде педагога дети превращаются в сад. Под сопровождение музыки имитируют движения растений под определенное явление природы.

Мимическая гимнастика «Узнай пиктограмму»

Сморщить лоб, поднять брови. Какое это настроение? (удивление). Расслабиться. Сохранить лоб гладким.

Сдвинуть брови, нахмуриться. Какое это настроение? (злость). Расслабиться.

Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, все тело напряжено. Какое это настроение? (страх, ужас). Расслабиться.

Улыбнуться, подмигнуть. Весело, вот я какой! Какое это настроение? (радость).

Игра «Угадай-ка»

Выбирается ведущий. Дети стоят плечом к плечу и передают под музыку за спиной небольшой предмет. Музыка заканчивается, предмет прекращают передавать, ведущий должен догадаться по мимике и позе, у кого предмет.

Игра «Будь внимателен»

Дети отдыхают.  На слова «зайчик» выполняют прыжки, «птицы»- летают, раскинув руки, «лошадка» — ударяют копытом, «цапля»- стоят на одной ноге.

Литература

  1. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи – Москва: Книголюб, 2014
  2. Волковская Т.Н. Организационно-методические основы психологической помощи лицам с недостатками речи – Москва: Книголюб, 2011
  3. Королева С.Г.  Развитие  творческих способностей  детей 5-7 лет — Волгоград: Учитель, 2010 

Тема:  Наши
проекты. Математическая сказка.

3 класс

УМК «Школа России»

Тип проекта:
информационный, творческий, краткосрочный.

Цель проекта:
формирование навыков проектной деятельности на уроках математики  через создание
детского сборника  «Математические сказки», ориентированного на аудиторию
учеников первого- второго класса.

Образовательные
задачи:

Выполнять задания творческого и поискового
характера

Составлять сказки и рассказы с
использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел,
геометрических фигур, математических терминов.

Анализировать и оценивать составленные
сказки с точки зрения правильности использования в них математических
элементов.

Воспитательные задачи:

У учащегося будут сформированы:

 — интерес к предметно исследовательской
деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

 — оценка одноклассников на основе
заданных критериев успешности учебной деятельности;

 — интерес к познанию окружающего мира;

   – ориентация на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной учебной задачи;

    – самооценка на основе заданных
критериев успешности   учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:
определение целей деятельности, составление плана действий для достижения
результата творческого характера.

-находить наиболее эффективные способы
решения поставленной задачи;

-вносить необходимые дополнения в план и
способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его эталона;

Познавательные:
умение вести поиск, выделять, анализировать и синтезировать необходимую
информацию для ее дальнейшего представления;

-подбор занимательного материала
математического характера, соответствующего составленному плану

-создавать устные и письменные
высказывания.

Коммуникативные:
организовывать взаимодействие в группе                           (распределять
обязанности, договариваться друг с другом);

-доступно излагать свои мысли,
аргументировать и давать оценку действий;

-оформлять свои мысли в устной речи, при
необходимости отстаивать свою позицию.

Мотивация к познанию, к работе:
личный интерес учащихся, самореализация.

Оборудование:
Учебник по математике (УМК «Школа России» МИ.МОРО, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова,
С.И.Волкова, С.В.Степанова, 1 ч.);  источники информации: 1. книги,
энциклопедии, Интернет; 2. проектор, экран, презентация

                                               
Ход урока
1. Организация класса.
Все услышали звонок?

Поспешите на урок!

Вместе дружно сели.

 Начинаем наш урок

 2. Мотивация учебной
деятельности, сообщение темы урока.

Сегодня мы проведём  необычный
урок математики, который называется…

Чтобы узнать тему урока, надо  выполнить  задания. За каждое  правильно
выполненное  задание вы получите  букву.  Из букв составите  слово. Это и будет
тема нашего урока.

1.Таблица  умножения  (буква  С)  работа
в паре

8 * 3                  
32 : 4

9 * 4                   
54 : 9

8 * 6                   
49 : 7

3 * 7                   
36 : 9

7 * 8                    
42 : 6

2.Найди  значение  выражений  (буква К) индивид
работа

4 * (15 – 6)                   42 : (13 –
6)

45 : (18 :2)                     48 : 6 *
4

3. Реши  уравнения. (Буква А) индивидуальное
задание

Х + 18 = 78            х – 25 = 30      

4. Сравни  величины. (Буква  З) индивид
работа

5 см  …  15 мм                 9 дм …  80
см

98 см …  1 м                    20 см …  1
дм

7 см … 70 мм                  9 дм … 80 см

5. Реши  задачи. (Буква  К) работа в
паре.

— За  3  одинаковые  аквариумные рыбки
заплатили  24 р.  Сколько  стоит  одна рыбка?

— У  Димы  5 р, а у Кости  в 5 раз больше.
Сколько рублей у Кости?

— Найди  периметр прямоугольника со
сторонами 6 см и  3 см.

— Масса подушки 2 кг. Узнай массу 6 таких
подушек.

6. Реши  примеры.  (Буква  И) индивидуальное
задание

43 + 52              74 – 40            
64 + 36           53 – 28

— Молодцы! Справились  с заданием.
Составьте  из  букв  слово.

(слово  СКАЗКИ)

Все люди: и взрослые, и дети
любят сказки. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
В сказках исполняются многие мечты людей. В сказках человек мог побывать и
глубоко под землёй, в подводном царстве, в космических далях, там, где не
ступала нога человека. Давайте вспомним присказку «Сказка – ложь, да в ней
намёк – добрым молодцам – урок». Чему учат сказки? (Ответы детей)

3. Формулирование
проблемы, планирование деятельности
.

— Какие  бывают  сказки?  (волшебные,
бытовые, о животных)

— А  какими   могут  быть  еще  сказки?
(Математические)

— Попробуйте
сформулировать тему урока.

Можно ли сочинить собственную
математическую сказку?

— Чему мы сегодня
будем учиться?

— Верно,
сегодня мы с вами будем писателями-сказочниками и придумаем свои математические
сказки.

— Кому 
будет интересно  читать ваши сказки?  

— Чем
будет отличаться  математическая  сказка  от других  сказок?


Для чего нужны математические сказки?

(— Они, как и все сказки, учат добру и ещё
помогают понять математические правила)

ФИЗМИНУТКА

Потрудились — отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем
улыбки подарили.

4. Реализация  проекта.

Чтение
начала сказки на стр. 50 учебника.

Учащиеся
читают начало сказки с остановками, выясняя вопросами детали.

— Почему
треугольник, увидев радостного соседа, удивился и рассердился? (У квадрата
углов стало не 4, а 5. Он стал пятиугольником.)

— Как вы
думаете, что могло произойти дальше? 

(Работа  в
группах) Дети  сочиняют продолжение сказки.

Чтение 
окончания  сказки.

Вот с какой интересной математической сказкой мы познакомились в
царстве Волшебной геометрии. Чему нас научила эта сказка? (Если у фигуры
отрезать один угол, то на его месте получится 2 угла, так как угол не может
исчезнуть, из этого следует, что у квадрата получилось 5 углов (3 других + 2
получившихся)) (Наглядно показываю детям: от фигуры отрезаю угол)

5.
Закрепление во внешней речи.

— Темы математических сказок могут быть самыми различными. Прочитайте темы математических сказок, предложенные авторами учеб­ника.

— Как вы думаете, о чем может быть сказка?

Совместное составление плана
работы по сочинению сказки:
1.Прочитать темы,
предложенные в учебнике.

2.Выбрать понравившуюся тему (или
придумать свою).

3.Определитесь в своём выборе:
какую сказку вы будете сочинять – волшебную, бытовую, анималистическую.

4. Выбрать героев, подумайте об их
именах.

5. Определить характер героев
(добрые, злые).

6. Собрать информацию о
«математических» героях.

7. Определить сюжет –
последовательность событий.

8. Придумать задания героям сказки

9. Подумать о морали – чему учит
ваша сказка, на какой вопрос отвечает.

10. Запишите её.

11.Оформите свою сказку: выполните
рисунки.

6.
Рефлексия учебной деятельности. Оценивание.

Вот и пришло время к окончанию нашего путешествия по волшебной
математике.


Какова была цель нашей деятельности?


Достигли ли цели?

— Оцените свою деятельность на уроке.

7. Домашнее задание.

С. 50-51 Выполнить проект в течение
недели.

План работы над сказкой:
1.Прочитать темы, предложенные в
учебнике.

2.Выбрать понравившуюся тему (или
придумать свою).

3.Определитесь в своём выборе: какую
сказку вы будете сочинять – волшебную, бытовую, анималистическую.

4. Выбрать героев, подумайте об их
именах.

5. Определить характер героев (добрые,
злые).

6. Собрать информацию о
«математических» героях.

7. Определить сюжет –
последовательность событий.

8. Придумать задания героям сказки

9. Подумать о морали – чему учит ваша
сказка, на какой вопрос отвечает.

10. Запишите её.

11.Оформите свою сказку: выполните
рисунки.

План работы над сказкой:
1.Прочитать темы, предложенные в
учебнике.

2.Выбрать понравившуюся тему (или
придумать свою).

3.Определитесь в своём выборе: какую
сказку вы будете сочинять – волшебную, бытовую, анималистическую.

4. Выбрать героев, подумайте об их
именах.

5. Определить характер героев (добрые,
злые).

6. Собрать информацию о
«математических» героях.

7. Определить сюжет –
последовательность событий.

8. Придумать задания героям сказки

9. Подумать о морали – чему учит ваша
сказка, на какой вопрос отвечает.

10. Запишите её.

11.Оформите свою сказку: выполните
рисунки.

План работы над сказкой:
1.Прочитать темы, предложенные в
учебнике.

2.Выбрать понравившуюся тему (или
придумать свою).

3.Определитесь в своём выборе: какую
сказку вы будете сочинять – волшебную, бытовую, анималистическую.

4. Выбрать героев, подумайте об их
именах.

5. Определить характер героев (добрые,
злые).

6. Собрать информацию о
«математических» героях.

7. Определить сюжет –
последовательность событий.

8. Придумать задания героям сказки

9. Подумать о морали – чему учит ваша
сказка, на какой вопрос отвечает.

10. Запишите её.

11.Оформите свою сказку: выполните
рисунки.

План работы над сказкой:
1.Прочитать темы, предложенные в
учебнике.

2.Выбрать понравившуюся тему (или
придумать свою).

3.Определитесь в своём выборе: какую
сказку вы будете сочинять – волшебную, бытовую, анималистическую.

4. Выбрать героев, подумайте об их
именах.

5. Определить характер героев (добрые,
злые).

6. Собрать информацию о
«математических» героях.

7. Определить сюжет –
последовательность событий.

8. Придумать задания героям сказки

9. Подумать о морали – чему учит ваша
сказка, на какой вопрос отвечает.

10. Запишите её.

11.Оформите свою сказку: выполните
рисунки.

На чтение 15 мин. Опубликовано

Материалов в разделе: 679

Для родителей

Детство каждому человеку дано разное: кому-то безоблачное, кому-то посложнее. Но практически каждый взрослый всю жизнь несёт в памяти от первых лет жизни одно и то же. Это, конечно, сказки. Из поколения в поколение переходит традиция: вечером ребёнок выбирает книжку, и папа или мама принимаются за чтение. Сказка — тот самый параллельный мир, в который даже взрослые охотно бегут от непростых или скучных реалий. Это фантазия, где сильные и справедливые герои легко побеждают любое зло.

Мир волшебных сказок всегда добр, и именно это качество подспудно учит ребёнка ориентироваться в тех или иных жизненных ситуациях. Трудности преодолеваются, даже самый сложный путь рано или поздно приводит к цели. Современный ребёнок предпочитает и книжки, и мультфильмы с новыми героями, которые обновляются чаще, чем поколения. И тем не менее — Лунтик, Фиксики, даже Бетмен или какой-нибудь Человек-Паук никогда не смогут отменить русские народные сказки, волшебные истории Андерсена или страшные сказки братьев Гримм. Наши глубоко «очеловеченные» Ёж, Медведь, Волк, Лиса, Заяц и в далёком космическом будущем, спустя многие столетия будут сопровождать каждого ребёнка с первых его шагов.

Именно они так ненавязчиво и так глубоко прививают нам непреложные истины. «Слабых не обижай!» – говорит нам сказка про Медведя. «Помогай всем, кто попросит!» – учат приключения Ёжика. «Не дай себя обмануть!» – предупреждают сказки про Лис. И маленький человек обязательно сделает правильные выводы. Детские сказки полны жизни, в них всё — правда. Именно поэтому каждому ребёнку они бывают близки и понятны.

Наверное, не нужно объяснять родителям, насколько полезно для воспитания малыша вечернее чтение сказок. Многие будущие мамы начинают приобщать к фольклору ещё не родившееся дитя. Это входит в прекрасную привычку. Размеренный говор успокаивает, умиротворяет, вселяет уверенность в завтрашнем дне, что для женщины в интересном положении немаловажно. А волшебный сказочный мир, вполне возможно, любимым голосом мамы приглашает нового человека планеты Земля безбоязненно присоединиться к живущим, чтобы продолжить слушать сказки каждый вечер.

    Любой ребенок с удовольствием погружается в волшебный мир фантазий. А чтение сказок, помимо удовольствия, приносит еще и громадную пользу. Как научиться интересно читать сказки, и какие из них понравятся детям разного возраста – поговорим об этом сегодня.

    image

    Развитие воображения

    Способность фантазировать – уникальное свойство человеческой психики, и начинает развиваться оно в самом раннем детском возрасте. Под влиянием воображения развивается способность мыслить неординарно, формируется мышление в целом.

    image

    Чтение сказок дает возможность мысленно представлять сюжет и героев, в отличие от готового изображения на экране телевизора.

    Сказка помогает ребенку даже определиться с выбором будущей профессии.

    Критическое мышление

    Чтение сказки на ночь наполнено для детей большим смыслом. Следя за развитием фантастического сюжета, ребенок постепенно учится понимать, что поступки героев влекут за собой определенные события, осмысливая их выбор. Таким образом, у ребенка формируется навык критического мышления.

    Выдумка и фантазия позволяет оценить героев, невзирая на «статус» – ребенок должен понимать, что принцы и принцессы не всегда выступают положительными персонажами и поступают правильно. Через сказку он неосознанно учится тому, как следует поступать.

    Умение отличать хорошее от плохого

    Почти все сюжеты сказок основаны на борьбе добра и зла. В итоге добро всегда побеждает. На примерах героев ребенком может оценить последствия поступков и разобраться, какие из них – хорошие, а какие – плохие.

    Короткие и поучительные сказки заставляют задумываться и разбираться в себе, чтобы сделать в жизни правильный нравственный выбор. Ребенок начинает ценить такие понятия, как дружба, смелость, искренность и справедливость.

    Сказки дают много ответов на вопросы, которые бывает сложно задавать родителям, таким образом помогая ребенку справиться с внутренним беспокойством. Дети могут узнать себя в некоторых персонажах, применить их модель поведения в жизни.

    Какие сказки интересны детям

    Размышляя о том, какие сказки лучше подходят для детей, вспомните об интересах к определенным темам – их обычно легко отследить. Например, ребенок неравнодушен к животным, или его захватывают истории про отважных путешественников, мореплавателей, разные фантастические сюжеты.

    Подбирая сказку в зависимости от интересов конкретного ребенка, вы можете быть уверены в том, что он дослушает ее до конца с самым живым интересом.

    Сказки для детей до 3 лет

    Первая литература для малышей должна быть простой и понятной, с легко уловимым смыслом. Главные герои должны представлять собой уже знакомых ему персонажей, будь то люди или животные. Короткие сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок» понятны любому малышу, он сможет легко следить за сюжетом.

    Что касается того, как читать сказки детям до трех лет, то делать это надо не спеша, немного нараспев и с выражением – это поможет малышу заинтересоваться, живо представив себе всех героев.

    Жестикуляция и гримасы в процессе чтения тоже очень важны – они передадут весь спектр эмоций. Выбирайте яркие, хорошо иллюстрированные книги.

    Сказки для детей 3-7 лет

    Дошкольная психология рассматривает сказку не только как часть воспитательного процесса и инструмент познания мира. Сказки незаменимы для развития речи у детей. Они помогут ребенку научиться формулировать и задавать вопросы, строить отдельные фразы и предложения.

    После прочтения книги лучше всего обсудить сюжет, побудив малыша к живой беседе. Внимательно выслушивайте его вопросы и отвечайте на них, помогая ему осмыслить сюжет и характер героев.

    Важно, чтобы он учился самостоятельно размышлять, высказывать свое мнение. В таком возрасте ребенок еще верит в магию, настоящих волшебников. «Снежная королева», «Русалочка», «Золушка», «Конек-горбунок», «Доктор Айболит» – прекрасный выбор для малышей этой возрастной группы.

    • Оригинальные поделки для интерьера – секреты создания уюта в доме
    • Как научить ребенка читать: простые правила и советы родителям как научить читать в домашних условиях
    • Зарядка для детей: комплекс упражнений для самых маленьких и школьников

    Сказки для школьников

    Младшие школьники много фантазируют, уже могут читать самостоятельно, легко осмысливают сюжет и «примеряют» его на себя. Им будут интересны «Двенадцать месяцев», «Волшебник изумрудного города», сказки о Карлсоне и Гулливере. Подойдут сказки Джанни Родари, Астрид Линдгрен, Милна.

    Обязательно отслеживайте реакцию ребенка на прочитанное – он всегда даст понять, понравился ли ему сюжет или нет, что в книге его особенно привлекло. Прививать ребенку любовь к чтению лучше всего как можно раньше.

    Станьте для малыша проводником в удивительный фантастический мир сказок. Не отказывайте ему в просьбах прочитать интересную сказку и помните о том, что мы тоже когда-то были любознательными, верящими в чудеса детьми!

    Фото сказок для детей

    Истерика у ребенка: советы родителям что делать и как воспитывать детей правильно

  • Как научить ребенка ползать: правильные упражнения и советы родителям по обучению малышей
  • Как научить ребенка рисовать – пошаговая инструкция для родителей и воспитателей

    Гендерное воспитание дошкольников: особенности воспитания мальчиков и девочек

  • Самооценка ребенка – советы как сформировать и поднять самооценку детей
  • Как воспитывать девочку – правила, тонкости, советы и особенности воспитания
  • Также рекомендуем просмотреть:

    Читайте здесь:   Гендерное воспитание дошкольников: особенности воспитания мальчиков и девочек

    Читаем сказки детям: сказки для детей разного возраста

    Сказки для детей – это первые книги, с которыми знакомится ребенок. Благодаря сказкам и играм у малышей происходит знакомство с окружающим миром и формируется личность. Иногда нотации родителей бессильны. Тогда на помощь приходят сказки, в которых информация представлена в доступной и доходчивой форме.

    Как выбрать сказки для детей?

    Сказки на ночь — это идеальный способ подготовить ребенка ко сну. Сказки обладают мощной энергетикой и оказывают большое влияние на малышей. При выборе сказок следует учитывать не только содержание истории, но и обращать внимание на иллюстрации. В первую очередь нужно ориентироваться на возраст ребенка. Сказка должна быть интересной и не вызывающей отрицательных эмоций, а тем более пугающей.

    Не стоит забывать об индивидуальных особенностях ребенка, и принимать во внимание его характер и темперамент. Для детей с повышенной возбудимостью не подойдет сказка, имеющая динамичный сюжет. Гиперактивному малышу лучше всего прочитать спокойный рассказ.

    Шалунам не стоит читать сказки про детей и героев, которые не отличаются спокойным нравом, хулиганят. С другой стороны сорванцу полезно узнать, что хулиган в сказке получает заслуженное наказание.

    Определить, подходит ли сказка малышу, не сложно. Для этого родители на время должны стать детьми и взглянуть на рассказанную историю его глазами. Если в сказке имеются непонятные и спорные моменты, то лучше подождать, когда ребенок подрастет, и сможет в полной мере насладиться литературой.

    Сказки для самых маленьких

    Детям до 3 лет подойдут сказки с простым сюжетом, изложенным простыми словами, которые понятны малышу. Лучше всего, если персонажи будут представлены животными, которые известны ребенку.

    Сказки для самых маленьких – это: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Зайкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Лиса и Журавль». Их сюжет простой, текст содержит множество повторений и не отличается большой длиной.

    Детям, которые скоро достигнут трехлетнего возраста, можно познакомится с такими сказками, как «Царевна-лягушка», «Дюймовочка», «Василиса Прекрасная» и другими русскими народными сказками.

    Лучшие сказки для детей от 3 до 7 лет

    Дошкольникам простые рассказы будут не интересны, поэтому им понравятся более сложные истории. При этом выбор сказки для детей остается неизменным: понятный сюжет, знакомые персонажи, доступный для понимания язык.

    Дети от 3 до 7 лет должны читать поучительные сказки, которые содержат мораль. Это даст толчок их развитию и заставит задуматься при осмыслении истории.

    Не одно поколение малышей выросло на таких сказках, как «Три поросенка», «Маша и Медведь», «Гуси-Лебеди», «Кот в сапогах», «Буратино», а также сказках Бажова, братьев Гримм и Кристиана Андерсена. Неизгладимое впечатление производят на детей сказки в стихотворной форме: «Мойдодыр», «Муха Цокотуха», «Доктор Айболит», «Конек-Горбунок» и произведения А.С. Пушкина.

    Сказки для младших школьников

    Дети младшего школьного возраста уже могут читать сказки самостоятельно. Им будут интересны сказки для детей, в которых главные герои напоминают им самих себя. В этом возрасте ребенок старается “примерить” на себя образы персонажей сказок и фантазирует о приключениях и путешествиях.

    Младшие школьники взахлеб читают такие книги: «Карлсон, который живет на крыше», «Путешествия Гулливера», «Путешествие голубой стрелы», «Волшебник изумрудного города», «Двенадцать месяцев».

    Сказки для подростков

    Сказка нужна не только маленьким детям, но и подросткам. Однако для них сказки трансформируются в фантастику и фэнтези, а также детективные истории. Обязательные для чтения подростков книги Льюиса Кэрролла, Жюля Верна, Марка Твена, Конан Дойла.

    Читая интересные истории про приключения сказочных персонажей, нужно следить за реакцией ребенка. Так вы сможете понять нравится сказка ему или нет. Чтение сказок детям с самого маленького возраста открывает в будущем путь в мир книги. Это поможет детям и во взрослой жизни.

    Сказки для самых маленьких. Сказки для малышей с картинками

    В этом разделе вы найдете сказки для самых маленьких деток. Любимые сказки для малышей с картинками

    • Лис и Мышонок. Виталий Бианки
    • Ёлка. Сказки и картинки Владимира Григорьевича Сутеева
    • Кот-рыболов. Сказки и картинки Владимира Григорьевича Сутеева
    • Мешок яблок. Сказки и картинки Владимира Григорьевича Сутеева
    • Палочка-выручалочка. Сказки и картинки Владимира Григорьевича Сутеева
    • Это что за птица? Сказки и картинки Владимира Григорьевича Сутеева
    • Кто сказал «мяу»? Сказки и картинки Владимира Григорьевича Сутеева
    • Под грибом. Сказки и картинки Владимира Григорьевича Сутеева
    • Петух и Краски. Сказки и картинки Владимира Григорьевича Сутеева
    • Капризная кошка. Сказки и картинки Владимира Григорьевича Сутеева
    • Мышонок и Карандаш. Сказки и картинки Владимира Григорьевича Сутеева
    • Разные колеса. Сказки и картинки Владимира Григорьевича Сутеева
    • Яблоко. Сказки и картинки Владимира Григорьевича Сутеева
    • Кораблик. Сказки и картинки Владимира Григорьевича Сутеева
    • Три котенка. Сказки и картинки Владимира Григорьевича Сутеева
    • Цыпленок и Утенок. Сказки и картинки Владимира Григорьевича Сутеева
    • Хвосты
    • Петушок — золотой гребешок и чудо-меленка
    • Соломенный бычок
    • Колосок
    • Рукавичка
    • Цыпленок. Корней Иванович Чуковский
    • Усатый-полосатый. Маршак Самуил Яковлевич
    • Где обедал воробей? Маршак Самуил Яковлевич
    • Сказка о глупом мышонке. Маршак Самуил Яковлевич
    • Сказка об умном мышонке. Маршак Самуил Яковлевич
    • Кто колечко найдёт? Маршак Самуил Яковлевич
    • Теремок (третий вариант)
    • Теремок (второй вариант)
    • Снегурушка и лиса (Девочка и лиса)
    • У страха глаза велики
    • Заяц и Ёж. Сказка братьев Гримм
    • Крылатый, мохнатый да масленый
    • Кот — серый лоб, козел да баран
    • Кот и лиса
    • Заяц — хваста
    • Снегурочка
    • Петушок и бобовое зернышко
    • Бобовое зернышко
    • Принцесса на горошине. Ганс Х. Андерсен
    • Колобок (второй вариант)
    • Бычок – чёрный бочок, белые копытца
    • Жихарка
    • Заячьи слёзы
    • Полкан и медведь
    • Храбрый баран
    • Петушок — золотой гребешок
    • Лиса и журавль
    • Курочка ряба
    • Репка
    • Волк и козлята (Волк и семеро козлят)
    • Дружба зверей (Зимовье)
    • Три поросенка (Сказка про трех поросят)
    • Красная Шапочка. Сказка Шарля Перро
    • Лисичка со скалочкой. Русская народная сказка
    • Три медведя
    • Горшочек каши. Сказка братьев Гримм
    • Зимовье зверей
    • Маша и медведь
    • Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
    • Мальчик с пальчик
    • Гуси — лебеди
    • Колобок
    • Терем-теремок (первый вариант)

    Здравствуйте, дорогие родители!

    Пальчиковые сказки, или их еще называют «потешки», очень полезны для развития ребенка. Это вид народной забавы, так в старину забавляли и развивали ребенка, который еще не говорит, но уже понимает речь взрослого.

    Такие мини-игры развивают у малыша усидчивость, умение слушать, чувство ритма. Дети учатся улавливать  взаимосвязь движений с окружающим миром.

    Начинать такие упражнения можно не только с года, можно и раньше, просто к годику ребенок уже более осознанно понимает ваши слова.

    image Сначала взрослый делает движения сам, показывает ребенку движения. Потом делает движения руками ребенка, одновременно произнося стишок. Если малыш не противится, поощряйте его, хвалите, какой он молодчинка! Если противится, ничего страшного, не заставляйте его, попробуйте в другое время. Следите за его настроением. Бывает ребенок хочет активной игры и ему нужно бежать, ползти и тут его не усадишь на месте, а бывает момент, когда он задумался, успокоился, вот рассматривает что-то — вот он это момент!

    Короче, экспериментируйте, пробуйте, никто так не знает малыша, как его мама!

    Предлагаю небольшую подборку таких пальчиковых игр:

    1.На двери висит замок. ( Переплетаете пальцы в замок и раскачиваете его туда-сюда)

    Кто его открыть бы смог? (Разводите руки по сторонам с вопросительным выражением лица)

    Постучали, (Постукиваете переплетенные ладошки друг о друга)

    Покрутили, ( Крутите совмещенные ладошки туда-обратно, но не разжимаете пальцы)

    Потянули, ( Тянете руки в противоположные стороны)

    И открыли! ( Резко отпускаете руки и разводите их широко-широко)

    2.Мы делили апельсин! (Наш кулачок правой руки будет «апельсином», держим его перед собой)

    Много нас (Левая рука растопырена — это «мы»)

    А он один (Смотрим на кулачок)

    Эта долька для котят  (Отгибаем один пальчик)

    Эта долька для утят (Отгибаем следующий пальчик)

    Эта долька для ужа (Отгибаем третий пальчик)

    Эта долька для чижа (Четвертый)

    Эта долька для бобра (Пятый)

    А для волка кожура! (Встряхиваем бывшим кулачком — словно кожурой)

    Разозлился волк — беда,

    Разбегайтесь кто куда! (Играя слегка щекотим малыша)

    Содержание

    image

      3.  Стенка, стенка (Потрогать щечки),

    Потолок (Потрогать лобик),

    Две ступеньки (Прошагать пальцами по губам)

    Дзинь — звонок! (Нажать на носик)

    4.Сидели два медведя на тоненьком суку:

    (Руки согнуты в локтях сжаты кулаки, прижаты к туловищу и поворачиваются из стороны в сторону)

    Один читал газету, (Разводим руки в стороны имитируя газету)

    Другой молол муку. (Стучим одним кулаком по другому)

    Раз ку-ку, два ку-ку оба плюхнулись в муку! (Кулаки падают на колени)

    Нос в муке, (Показывают на нос)

    Хвост в муке, (Показываем рукой за спину)

    Ухо в кислом молоке! (Беремся за ушко)

    5. Вышли зайки на лужок, (Поставьте все пальцы одной руки на стол)

    Встали в маленький кружок, (Поставьте пальчики, имитируя кружок из пальцев)

    Раз зайка, два зайка, (Пересчитайте заек, поднимайте пальчики)

    Будем лапками стучать ( Стучите пальчиками по столу)

    Постучали, постучали и устали! сели отдыхать. (Согните пальцы в кулак)

    6.Это домик (Обе ладони приставьте к друг другу , имитируя домик)

    Это крыша. (Соедините ладони и переплетите пальцы)

    А труба еще повыше!(Поднимите все пальцы вверх, при этом не расцепляя их)

    7. Ладушки-ладушки (Хлопаем в ладошки на ударных слогах)

      -Где были? — у бабушки. 

      -Что ели? —  кашку.

      -Что пили? — бражку.

    Кашка сластенька (Гладим рукою ребенка его животик)

    Бабушка добренька (Гладим рукой ребенка его голову)

    Попили-поели (Снова гладим животик)

    И домой полетели! (Машем ручками — «улетаем»)

    8. Тесто pучками помнем (Сжимаем- pазжимаем пальчики)

    Сладкий тоpтик испечем (Как — будто мнем тесто)

    Сеpединку смажем джемом (Кpуговые движения ладошками)

    А веpхушку сладким кpемом (По плоскости стола)

    И кокосовою кpошкой

    Мы пpисыплем тоpт немножко… («Сыплем кpошку» пальчиками обеих pук)

    А потом заваpим чай,

    В гости дpуга пpиглашай. (Целуем и обнимаем ребенка)

     image 9. Вот кулак, (Показываем кулачок)

    А вот ладошка. (Разжимаем кулак)

    На ладошку села кошка. (На ладошку садим кулачок другой руки- «кошка»)

    И пошла-пошла-пошла. (Перебираем пальчиками, имитируя шаги)

    В норке мышь себе нашла.( Доходим до подмышки ребенка и слегка его щекотим)

    10. Ути-ути полетели (Машем руками ребенка, как — будто летим)

     На головку к (Имя ребенка) сели. (Ручки кладем на головку)

    Поклевали, поклевали, ( Слегка щиплем пальцами голову ребенка)

    И домой улетали! (Опять машем ручками)

    Ну вот, на этом пока все, до новых встреч!

     С уважением, Юлия Полонская

    png;base64,iVBORw0KGgoAAAANSUhEUgAAAAEAAAABCAQAAAC1HAwCAAAAC0lEQVR42mNkYAAAAAYAAjCB0C8AAAAASUVORK5CYII=

    Сказка для поднятия самооценки ребенку


    © Предоставлено: Parents.Ru


    Разве так может быть? Мы ведь привыкли слышать, что самооценку ребенка надо холить, лелеять, растить и укреплять. И не заметили, как вместо самооценки у ребенка выросло самомнение до небес.



    Сказка для поднятия самооценки ребенку


    © Getty Images


    Ребенок с завышенной самооценкой считает, что всегда прав и не терпит никаких замечаний в свой адрес. Он не умеет адекватно оценивать свои возможности и не видит в себе недостатков. К чему приводит чрезмерное самомнение у ребенка и как с этим бороться?

    Примерно до трех лет ребенок воспринимает себя всезнающим и всемогущим. На этом возрастном этапе он понимает только одно: «я существую». По-настоящему еще ничего не знает о себе и своих качествах. Сначала ребенок учится оценивать других, потом — себя. В три-четыре года малыш уже хочет быть, как взрослый. Однако своих реальных возможностей не учитывает, а приписывает себе все положительные качества, которые одобряют родители. И при оценке себя повторяет мнение взрослого — я послушный, потому что так сказал папа.

    Примерно до шести лет завышенная самооценка — это нормально. Затем она планомерно снижается. Ребенок начинает ориентироваться на результаты своей деятельности и место, которое он занимает среди сверстников. К концу младшего школьного возраста самооценка становится адекватной. Но иногда этого не происходит. Причина в том, что родители где-то перехвалили ребенка и переборщили с одобрением всех его действий.

    Признаки завышенной самооценки

    По поведению ребенка всегда можно понять, что у него чересчур развито самолюбие. Важно вовремя корректировать поведение. Давайте разберемся, какие признаки говорят о завышенной оценке, и как бороться с этими проявлениями. 

    1. «Я уже все знаю и все умею» 

    Ребенок с чрезмерным самомнением склонен переоценивать свои возможности. Он настолько уверен в себе, что частенько выбирает непосильные задачи. Вспомните Незнайку, который брался за все подряд — играть, рисовать, водить машину, не имея никакого умения делать это. Он был непременно уверен, что в этом ничего сложного, и что он может справиться с любым делом. 

    Что делать

    Хвалите только за реальные результаты. Чередуйте похвалу с критикой, только конструктивной. Учите прогнозировать результат и  выделять промежуточные действия. Проговаривайте с ребенком то, что он реально умеет, а чему следует немного поучиться, потренироваться. Позволяйте ребенку столкнуться с реальностью, получить негативный опыт и посмотреть на себя со стороны. Хочет попробовать пойти на соревнования без подготовки? Пусть попробует, и когда у него ничего не получится, поймет, как важно адекватно оценивать свои способности и возможности. 



    Сказка для поднятия самооценки ребенку


    © Getty Images


    2. «Я самый лучший» 

    Типичное проявление завышенной самооценки — когда ребенок ставит себя выше остальных. Все внимание окружающих должно принадлежать только ему. Других детей частенько использует, чтобы выделиться на их фоне: «Вот у него не получилось, а я вот как могу!» Такие дети не терпят конкурентов ни в чем и часто ревнуют своих родителей. Мама похвалила кого-то другого — сразу слезы: «А как же я?» Маленькому зазнайке важно, чтобы все внимание было обращено на него, и чтобы мама всегда хвалила только его. А если мама не дай Бог скажет, что он в чем-то неправ, то тут же может услышать: «Понятно, ты меня не любишь и не ценишь».

    Что делать

    Учите ребенка привыкнуть к тому, что он не один такой крутой на всей планете. Другие дети также заслуживают похвалы, у каждого есть свои достоинства. Например, Маша хорошо клеит, Федя быстрее бегает, а Миша отлично строит. У других ребят тоже можно чему-то поучиться. Объясните ребенку: «Если мама делает замечание и хвалит кого-то другого, то это не значит, что она стала меньше тебя любить. Тебе ведь приятно от похвалы, почему же не сделать также приятно кому-то другому?». При этом, конечно же, не забудьте сказать своему ребенку, что он тоже отлично играет в футбол или делает потрясающие фигурки из пластилина. 

    3. «Без советчиков обойдусь» 

    Ребенка с завышенной самооценкой не интересует мнение окружающих. Для него существует два мнения: его и неправильное. Занимаясь чем-то в команде, он сразу приступит к выполнению задания, даже не обсудив с другими участниками. Или попросту пропустит мимо ушей и сделает на свой лад. Если вступит в спор — не остановится, пока последнее слово не останется  за ним. Будет говорить, что все не так, даже если оппонент прав. Просто такой ребенок не замечает собственные недостатки и не признает, что кто-то может сделать что-то лучше его. Помните мультик «Песенка мышонка?» Глядя на то, как товарищи хорошо кладут кирпичи, мышонок рассердился и заявил: «Я еще получше вас все сделаю!» А в итоге у него ничего не вышло, пока он не научился у других.

    Что делать

    Учите ребенка спрашивать мнение других людей. Можно начать с игры в интервью. Предложите ребенку поспрашивать у своих друзей, бабушек, дедушек, братьев, сестер, какой цветок они считают самым красивым. Или, например: «Буратино — хороший друг или нет?». Ребенок будет выслушивать ответы по разным вопросам и научится принимать не только свою точку зрения. Развивайте навыки работы в коллективе и умение просить о помощи.



    Сказка для поднятия самооценки ребенку


    © Getty Images


    4. «Виноваты все, кроме меня»

    Р успехи приписывает своим способностям, а неудачи — обстоятельствам или окружающим. Такие дети, если, например, споткнуться о камень, обвиняют не себя, а камень, который «не так» лежал на дороге. Опять вернемся к Незнайке. Потерпев неудачу, он говорил: «Эка важность! Не барское это дело». Не получилось играть? Это у него просто инструменты музыкальные «не такие». Не понравились всем его стихи? Да это просто другие не понимают его таланта! И не важно, что всем строки были обидны.

    Что делать

    Развивайте в ребенке умение видеть свои ошибки и извиняться. Тренируйте этот навык сначала дома, на простых повседневных вещах. Например, ребенок случайно разлил суп и возмущается, что ему слишком много налили. Постарайтесь донести до ребенка: «Ничего страшного, что ты пролил суп. Но мне будет приятно, если ты извинишься». Объясняйте, что все люди иногда ошибаются, и это нормально.

    5. «Мне все должны»

    Заносчивость и королевские замашки — это тоже признаки завышенной самооценки. Маленький зазнайка не только часто расхваливает себя и «якает», но и проявляет высокомерие и бестактность. У Агнии Барто есть стихотворение «Королева» — про третьеклассницу Настасью с короной из капрона на голове. Точно также с детьми-самолюбами: их частенько заносит, и они считают, что им все должны — повесить куртку, донести рюкзак. А еще они могут запросто перебить в разговоре и считают это нормальным. Со взрослым они могут разговаривать как с другом, не соблюдая субординацию.

    Что делать

    Развивайте эмоциональный интеллект и критичность к своему поведению. Важно помочь ребенку научиться понимать свои эмоции, наблюдая сначала за другими людьми, а потом — за собой. Так он сможет контролировать себя и соблюдать правила приличия. Ребенок увидит, что когда ему обидно или плохо из-за чего-то, то и другие могут испытывать то же самое. Таким образом, он поймет, как другим может быть неприятно из-за его поведения. Прививайте культуру общения и уважение к старшим. 



    Сказка для поднятия самооценки ребенку


    © Getty Images



    Чем опасно чрезмерное самомнение ребенка 

    Завышенная самооценка закрепится, если любые действия взрослеющего чада будут оценивать, как положительные. Когда воспитание в семье строится по принципу кумира и некритичности, выровнять самооценку не получится.

    Когда ребенок растет, уверенный во вседозволенности, это опасно тем, что он так и не научится адекватно оценивать свое поведение, результаты и возможности. Он начнет слишком болезненно воспринимать свои неудачи. Кроме того, такой ребенок всегда будет недооценивать других. Это отрицательно повлияет на формирование дружеских, партнерских и личных отношений. Со временем с ним даже могут перестать общаться другие дети, и он останется один. 

    Во взрослой жизни такой ребенок столкнется с реальным положением вещей и своей неспособностью справиться с серьезным делом. Потакать и терпеть его капризы  уже никто не будет. Это может закончится депрессией и неврозом.

    Как скорректировать самооценку

    Нормализация самооценки потребует от вас много сил и терпения. Прежде всего, проанализируйте свои ошибки в воспитании. Старайтесь реалистично оценивать достижения ребенка, избегайте чрезмерного восхищения. Удовлетворяйте желания и прихоти ребенка в разумных пределах. Проговаривайте с ребенком чувства и эмоции, не сравнивайте его с другими, обвиняя в неудачах.

    Ребенку важно научиться видеть свои ошибки и принимать свои недостатки. Развивайте в ребенке способность последствия своих поступков и брать на себя ответственность за результат. Приучайте спрашивать мнения у других, просить о помощи, извиняться. Но делать все это нужно аккуратно и максимально корректно по отношению к ребенку. Иначе вы можете столкнуться с конфликтами и проявлением вспышек агрессии. 

    Материалы по теме:

    • Людмила Петрановская: «Осознанное родительство придумали не от хорошей жизни»
    • Почему в детской лучше не клеить обои с пони и машинками
    • Что подарить ребенку на Новый год по типу его детской природы: 4 варианта
    • «Я пошла» — почему нельзя говорить эту фразу ребенку, когда он не хочет идти домой
    • Как похудеть к Новому году без диет и спорта: 4 дыхательные техники

    Корпорация Майкрософт и ее партнеры могут получить комиссионные, если вы приобретете что-либо по рекомендованным ссылкам в этой статье.

    Опыт работы педагога-психолога

    МБДОУ «Детский сад № 34»
    Лавреновой Дианы Александровны

    по теме: «Развитие самооценки у детей

    старшего дошкольного возраста».

    Мы ошибаемся только дважды:

    когда оцениваем себя и

    когда оцениваем других

    Леонид Балцан

    Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются самооценка .

    Актуальность формирования самооценки обусловлена тем, что на современном этапе развития нашего общества возрастает роль общественно значимой активности личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность как в отношении к другим людям, так и к самому себе.

    Дошкольный возраст – первый период когда ребенок осознает самого себя, причины, мотивы и потребности в мире отношений между людьми. И как никогда важно в этот период заложить основы для формирования адекватной самооценки. Это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи и удачно решать их.

    По мере развития ребенка, он учится понимать себя, давать оценку собственным качествам, то есть происходит формирование оценочного компонента самосознания – самооценки.

    Оценка дошкольника самого себя во многом зависит от оценки взрослого. Занижение взрослым каких-либо результатов ребенка, сказывается отрицательно. А завышенная оценка взрослого, дает искаженный результат.

    Цель моей работы: повышение уровня компетенции по теме: «Развитие самооценки у детей старшего дошкольного возраста».

    Задачи:

    1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.

    2. Подобрать комплекс диагностических методик для определения уровня самооценки детей в старшем школьном возрасте.

    3.Повысить уровень самооценки у детей.

    4. Развитие коммуникативных навыков.
    Реализация поставленных задач проводилась 
    по основным направлениям деятельности педагога — психолога:

    — психологическое консультирование,

    -психопрофилактика,

    -психодиагностика,

    -коррекционно-развивающая работа.

    Психологическую работу я строила со всеми участниками образовательного процесса: с детьми, родителями дошкольников и педагогами ДОУ.

    Для приобретения большей информации в данной теме, и подбора диагностического материала, я использовала литературу следующих авторов:

    1. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. //Избр. психол. труды. – М., 1980.

    1. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М. ,2008

    2. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 31– 38.

    3. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. – Минск, 1993.

    4. Прима Е.В., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н. Развитие социальной уверенности у дошкольников. – М., 2003.

    5. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М., 1996.

    6. Уманец Л.И. От самооценки в игре – к познанию себя. / Л.И. Уманец // Дошкольное воспитание. – 1983. – № 4. С. 20 – 21.

    7. Уманец Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников / Л.И. Уманец // Вопросы психологии. – 1986. – № 11. – С. 61 – 67.

    8. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум. – М., 1999.

    9. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников. / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. – 1983. — № 8. С. 55 – 61. 

    Свою работу я строила поэтапно: 

    1. Подготовительный этап

    2. Диагностический этап

    3. Практический этап

    4. Заключительный этап

    Подготовительный этап:

    • анализ затруднений, постановка проблемы;

    • изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение имеющегося опыта;

    • подбор диагностик, для определения уровня самооценки детей в старшем школьном возрасте.

    Диагностический этап:

    • выявление уровня самооценки детей в старшем школьном возрасте, с помощью подобранных диагностик:

    Методика “ Лесенка” (В.Г. Шур, С.Г. Якобсон) 

    Методика «Кактус» Панфиловой.

    Методика «Рисунок семьи»

    По результатам проведённой диагностики можно сделать выводы, что у детей в старшем дошкольном возрасте преобладает завышенная самооценка, выявились также дети с заниженной самооценкой, тревожным состоянием.

    Практический этап:

    Для формирования положительной самооценки у детей старшего дошкольного возраста планирую более сложные и разнообразное игровое пространство, которое направленно на формирование позитивного отношения ребенка к самому себе, другим людям, снятие психоэмоционального напряжения, формирование чувства близости с другими людьми, уменьшение тревожности, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние.

    В формировании у ребенка педагогически целесообразной самооценки большие возможности дает игра. Коррекционные занятия проводятся в форме игровой терапии в течение всего курса.

    В игре можно не только формировать положительную самооценку, но и развивать ее регулятивную функцию. Из всей совокупности факторов, действующих на формирование отношения личности к себе в процессе деятельности, можно выделить две группы, наиболее существенных: во-первых, собственные достижения и их самооценка, а также соотнесение своей оценки с общественной оценкой и оценкой теми членами коллектива, мнение которых по определенным для личности критериям является значимым; во-вторых, отношение других людей, партнеров по совместной деятельности, к данному человеку как личности.

    Дети старшего дошкольного возраста, начинают осваивать сложные взаимодействия в сюжетно-ролевых играх, отражающие жизненные ситуации. С помощью игры можно помогаю ребенку понять, что он сам может быть успешным. Моделируя жизненные ситуации, игра дает бесценный опыт и может научить гордиться собой. Она позволяет пережить те трудности, с которыми можно встретиться в реальной жизни, поможет почувствовать внутреннюю силу и сформировать целеустремленность.

    Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Игра помогает детям ощутить единение с другими, дать понять, что ребенок не одинок. Бывает так, что у ребенка уже есть негативный опыт общения и им приходится заново учится доверять другим. Игровое пространство помогает ускорить и обезопасить этот процесс.

    В игре учу детей правилам хорошего тона, в них взращивается культура общения. Именно в игре закладывается основа уважения к себе как к личности и понятие, что право на уважение имеет каждый.

    Игры учат заботиться о сверстнике, при этом забота не проявляется непосредственно. С каждой новой игрой и каждым новым упражнением возводятся по маленькому кирпичику стены заботы о других, которые потом позволят построить целый дом уважительного отношения к себе и другим.

    В рамках повышения психологической и педагогической компетентности педагогов провожу тематические консультации: «Игры, в которые играют », «Как помочь ребенку справиться с отрицательными эмоциями?», «Эмоциональная жизнь ребёнка», «Как повысить самооценку ребёнка?», «Взаимодействие педагогов с застенчивыми и тревожными детьми в ДОУ», 

    Коррекционную работу с детьми я провожу в рамках кружка «Сказкотерапия» по следующим направлениям:

    — обучение приемам саморегуляции, отработка навыков общения возможных конфликтных ситуациях,

    — формирование эмпатии;

    — развитие внимания, контроля поведения;

    — отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

    — повышение уверенности, самооценки дошкольников.

    Занятия строю по принципу: знакомство с чувствами, пропуская их через все каналы восприятия информации, то есть, аудиальную, визуальную, кинестетическую. 

    Аудиальный канал – детям показываются пиктограммы и картинки с изображением чувств, они наблюдают за мимикой сверстников и психолога. Визуальный канал – слушают музыку, проговаривают воспоминания вслух из своего прошлого опыта, слушают остальных детей. Кинестетический канал – рисуют, показывают чувства телодвижением.

    Основные методы, применяемые на занятиях: элементы сказкотерапии с импровизацией, аутотренинг с использованием записей релаксационной музыки, арттерапия, песочная терапия, развивающие игры В.В. Воскобовича ( обучающий комплекс «Ларчик»), интерактивная доска.

    В коррекционной работе активно использую отрывки музыкальных произведений Чайковского, Вивальди «Времена года» и др. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует творческий потенциал. Организация взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом. 

    Так же необходимо создавать на занятиях детям ситуацию успеха. Ситуация успеха — некий взлёт для человека, своеобразный прыжок на ступень выше в своём личностном развитии. Ощущение успеха рождается у субъекта, сумевшего преодолеть свой страх, своё неумение, застенчивость, непонимание, робость, растерянность, затруднение и прочее. Для создания ситуации успеха использую приёмы:

    1.Снятие страха перед деятельностью, освобождение ребёнка от психологического зажима. Убеждайте воспитанника: «это просто, легко. Не получится — ничего страшного, поищем другой способ»

    2. Оказание скрытой помощи, когда воспитатель в контексте слов, обращённых к ребёнку, вплетает незаметные, но основополагающие подсказки. Например, «мне бы хотелось, чтобы ты не забыл о..», «я надеюсь, что вот это нам непременно удастся»;

    3. Приём авансирования личности, провозглашение достоинств до того, как ребёнок приступил к исполнению какой-либо деятельности («У тебя это непременно получится, потому что у тебя хорошая зрительная память» и т.п.).

    4. Приём персональной исключительности (обращение к ребёнку словами «только ты и можешь…», «никто, кроме тебя…» и т.п.)

    «Эмоциональное поглаживание».«Молодец. Умница. Ты очень способный, сообразительный» сопровождается лёгким поглаживанием, ласковым прикосновением.

    Необходимо как можно чаще называть ребёнка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. Воспитателям с этой целью можно отмечать достижения ребёнка на специально оформленных стендах («Звезда недели», «Наши успехи», «Это мы можем…», «Я сделал это!» и т.д.), награждать ребёнка грамотами, жетонами. Кроме того, можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений (что-то раздать, написать).

    Также для поднятия самооценки у детей старшего дошкольного возраста использую различные упражнения такие как: «Волшебный клубочек» для улучшение межличностных отношений в коллективе. Дети садятся в круг, воспитатель предлагает, передавая друг другу клубок шерстяных ниток и наматывая часть нитки на запястье, говорить следующее: «Меня зовут… Больше всего на свете я люблю…, а не люблю… Хочу с тобой дружить, потому Что…». После того как высказались дети, воспитатель подводит итог: «Наш клубочек волшебный смог нас объединить, теперь мы самый настоящий коллектив. Упражнения «Комплименты» который способствует для повышения самооценки участников и актуализирует их личностные ресурсы. Дети делятся на две подгруппы и образуют два круга, один в другом. Внутренний и внешний круги стоят лицом друг к другу. Для этого в течение одной минуты те, кто стоит во внешнем круге, будут говорить комплименты стоящему напротив них участнику из внутреннего круга. Затем внешний круг передвинется по часовой стрелке на одного человека, и задание повторится уже с другими партнерами. Внешний круг будет двигаться до тех пор, пока первые пары не совпадут 

    Основные принципы моей работы в процессе коррекционно-развивающих занятий с детьми:

    -признание индивидуальности, ценности, уникальности ребенка;

    -уважительное, доброжелательное отношение к детям;

    -обязательная положительная эмоциональная оценка малейших достижений ребенка.

    Заключительный этап.

    • Подведение итогов работы

    • Использование опыта проведенной работы самим педагогом-психологом, в процессе дальнейшей работы.

    • Распространение своего опыта по данной теме.

    Проведя работу в данном направлении, я сделала выводы, что развитие самооценки в старшем дошкольном возрасте оказывает большое влияние на развитие личности в целом. У детей должна быть сформирована адекватная самооценка для успешного формирования личности, а также для самосознания и самоконтроля. При помощи сказкотерапии, игр, арттерапии, песочной терапии, создания ситуации успеха и т. д. мне удалось скорректировать отношения между детьми, а также отношения детей к другим и к себе. Работу по развитию самооценки детей, предполагаю продолжать в будущем, используя новые методы и технологии.

    Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/470715-opyt-raboty-pedagoga-psihologa-mbdou-detskij-

  • Сказка для наташи мультфильм 1986 актеры
  • Сказка для первого класса аудио
  • Сказка для молодоженов на свадьбе
  • Сказка для младенцев читать
  • Сказка для мамы на день матери в начальной школе