Сказка для детей лермонтов михаил юрьевич

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 19 г.новоалтайска алтайского края урок чтения в 4 классем.ю.лермонтов. турецкая сказка ашик-кериб. подготовила

Муниципальное общеобразовательное учреждение

$«Средняя общеобразовательная школа № 19 г.Новоалтайска Алтайского края»

Урок чтения в 4 классе
М.Ю.Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кери$б.»

Подготовила

учитель начальных классов

Чахоткина Галина Петровна

г. Новоалтайск

2011

$

Урок чтения в 4 классе по традиционной программе

Автор учебника:

Тема: Лермонтов « Ашик-Кериб »- турецкая сказка.

$Цели урока:

Познавательный аспект

  • Создать условия, для ознакомления детей с

турецкой культурой: архитектурой, музыкой

  • Совершенствование осознанного чтения

Развивающий аспект

  • Развивать умения: анализировать, сравнивать, доказывать, обосновывать, обобщать высказывать своё мнение, работать в паре, гр$уппе

  • Развивать творческие способности

Воспитательный аспект

  • Воспитывать потребность в совершенствовании нравственных качеств: доброты, дружбы, взаимопомощи, терпения

  • Воспитывать уважение к людям другой национальности

Оборудование

  • Проектор

  • Экран

  • Компьютер

    $

  • Диск с презентацией урока

Методическое обеспечение: книга чтения для 4 класса

Тип урока: изучение нового материала

Планируемая результативность: $

  • достигнуть максимального чувственного восприятия услышанного и прочитанного

  • пробудить желание к самостоятельному чтению и анализу произведения

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

-Какое задание выполняли дома по чтению?

(Читали выразительно стихотворение М.Ю.Лермонтова

«Дары Терека»)

-О чём это стихотворение?

( О реке Терек.)

-Какая это была река?

(Быстрая, шумная, горная.)

-Кто хочет выразительно прочитать нам стих$отворение?

(Дети по желанию выходят и читают стихотворение.

После чтения одноклассники обмениваются

мнениями: что понравилось, задают

дополнительные вопросы по содержанию.)

III. Подготовка к познавательной деятельности

-Что вдохновило$ Лермонтова на написание этого

стихотворения?

(Красивая природа, горная река, любовь к Кавказу…)

-Когда Лермонтов побывал на Кавказе в первый раз?

(В детские годы.)

-Почему и зачем он туда приезжал?

(Приезжал с бабушкой на лечение, т.к. в детстве

был очень болезненным мальчиком.)

Слайд № 1

-Вот таким Лермонтов маленьким мальчиком увидел

Кавказ в детстве.

-В таком возрасте он вернулся на Кавказ, служи$л и

одновременно писал стихи, поэмы, занимался

творчеством.

IV. Изучение нового материала

1. Работа над заглавием.

-Сегодня мы будем читать ещё одно произведение

Лермонтова написанное под впечатлением о Кавказе.

-Прочитайте, как она называется ?

( «Ашик-Кериб».)

— Что можете сказать о сказке по её названию: о чём она?

( По названию трудно определить.

Дети высказывают разные предположения.)

Слайд № 2

— А по иллюстрации к обложке сказки можно предположить

о чём эта сказка?

(Дети высказываю$т разные предположения.)

2. Создание условий для благоприятного эмоционального

настроения на чтение сказки.

-Лермонтов был русским поэтом и писателем.

-Почему сказка турецкая?

( Дети высказывают своё мнение…)

$

— Лермонтов много лет жил на Кавказе, с детства понимал

язык местных жителей, сам изучал азербайджанский

язык – основной для восточных языков. Однажды он услышал эту сказку изаписал её как запомнил.

-Если не было подзаголовка о том, что это сказка турецкая,

можно догадаться, что действие происходит в другой

стране?

( Мнения детей…)

— Просмотрите содержание 1 страницы сказки.

-Где происходит действие?

( В городе Тифлизе.)

-Город Тифлиз находился на Кавказе. Сейчас на этом

месте расположен город Тбилиси. Город находится

между гор.

-Сегодня вы увидите, как выглядел старинный город Тифлиз.$

Обратите внимание на городские постройки, природу

Кавказа, чтобы лучше почувствовать атмосферу того

времени. Обратите внимание на музыкальное сопровождение. Всё вместе: архитектура, природа, и музыка и впечатлило Лермонтова на запись ска$зки «Ашик- Кериб».

Слайд № 3,4,5,6,7,8,9,10

– Детям демонстрируют особенности архитектуры,

природы, музыки народов востока.

( После просмотра дети высказывают своё мнение об

увиденном и услышанном.)

-Хотели бы вы услышать сказку и почему?

3.Художественное восприятие текста.

3.1.Установка на чтение

-Начало сказки мы сейчас прочитаем:

  • Почувствуйте настроение, которое передаёт сказка

  • По ходу чт$ения выделяйте непонятные слова.

  • Как поняли задание? ( Один ученик повторяет задание, которое нужно выполнить.)

3.2.Чтение сказки (учеником из класса)

Физкультурная пауза

4.Ра$бота с текстом после чтения.

-Выскажите, какие чувства вызвал у вас отрывок

прочитанной сказки?

(Мнения детей)

-Правильно ли мы предположили, о чём сказка?

4.1..Словарная работа.

Индивидуальная работа

$ -Зачитайте слова из текста, которые вам непонятны.

(Дети называют слова Пророк,

витязь,

газель,

Аян-Ага,

зарок,

благословение,

Ашик-Кериб,

наречённая невеста.)

Работа у парах

-Попробуйте сами найти значение этих слов.

(Детям раздаются карточки с непонятными словами и

Отдельно карточки с их значением. Соотнести слово и его значение)

Проверка (фронтально)

Слайд № 11

$( На слайде показывается слово, значение которого надо объяснить, Дети устно говорят, что оно означает,

Затем на слайде показывается точное значение этого слова

4.2. Уровень понимания текста

Фронтально

-Назовите действующих лиц в сказке.

— Какие события там происходят?

-Для чего автор описал нам эти события?

— Может ли для тебя это быть ценным?

— Была ли у Магуль-Мегери и Ашик-Кериба любовь взаимная?

-Чем вызвана печаль Ашик-Кериба?

-Можно ли было поступить по другому? Почему?

-Все ли были рады пом$очь?

4.3. Анализ поступков героев

Работа в группах

-Чтобы лучше понять поступки героев, составим их словесный портрет.

-Для этого можно использовать план (работа в группах).

  1. Как звали героя?

  2. Чем занимался?

  3. Возраст.

  4. Бедный или богатый.

  5. В какой семье воспитывался?

  6. Кто его друзья?

  7. Черты характера.

Ашик-Кериб Магуль-Мегери Куршуд-бек

$ Молодой молодая богатый красивый богатая завистливый

бедный красивая жестокий

музыкант приветливая дружелюбный добрая

приветливый

Проверка.

1 группа отвечает, 2 дополняет

3 группа отвечает, 4 дополняет,

5 группа отвечает, 6 дополняет.

-Когда девушка узнала о гибели Ашик-Кериба,

почему она не поверила? (Хорошо знала Куршуд-бека)

—Попробуйте представить, о чём она пела на саазе, а музыка тебе поможет (на слайде появляются картины с изображением Ашик-Кериба и Магуль-Мегери и звучит восточная музыка)

Слайд $№ 12

-О чём пела Магуль-Мегери? (Мнения детей)

V. Итог урока

-На кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в

друзья? Почему?

( Мнения детей)

-Хотел бы ты узнать, чем закончилась сказка?

IV. Домашнее задание

$Слайд № 13

  1. Дочитать сказку.

  2. Выделить непонятные слова.

  3. К понравившемуся отрывку нарисовать рисунок, а мы попробуем угадать этот отрывок из сказки.

Сценарий
постановки-презентации

«Юбилейные
даты русской литературы»

Михаил
Юрьевич Лермонтов

Турецкая
сказка «Ашик-Кериб»

Звучит музыка. На экране Кавказские горы. Камера
передвигается с панорамы гор на отдельную скалу с сидящим на ней поэтом.
ТРЕК
1

         Ведущая:

 Какие
необычные места, неординарные люди! В таком народе должны быть странные,
волшебные предания… Однажды… Давно
тому назад, в городе Тифлисе…

         Звучит
музыка и на сцене исполняется танец под красивую восточную мелодию. Во время исполнения
танца на экране демонстрируются  красивые виды города Тифлис.
ТРЕК 2

         Сцена 1.

Ведущая: (В это время на сцене появляется поэт-музыкант, он
исполняет грустную, восточную мелодию)

ТРЕК 3

Бывает в жизни все наоборот.

Я в этом убеждался не однажды:

Дожди идут, хоть поле солнца ждет,

Пылает зной, а поле влаги жаждет.

Приходит приходящее не в срок.

Нежданными бывают зло и милость.

И я тебя не ждал и ждать не мог

В тот день, когда ты в жизнь мою явилась…

Мимо него идут Магуль-Мегери с двумя подругами, они
весело разговаривают.

Одна
из них (Магуль-Мегери), услышав грустную мелодию музыканта,  подошла к нему и
стала слушать. Он остановился и взглянул на неё.
ТРЕК
4

Магуль-Мегери: Что ты печален?

Ашик-Кериб: Как мне
не грустить, я  тебя люблю — и ты никогда
не будешь моею. 

Магуль-Мегери: 
решимостью)
 Проси мою  руку  у  отца  моего, 
и отец мой сыграет нашу свадьбу на свои  деньги, 
и наградит меня столько, что нам вдвоем достанет. 

Ашик-Кериб: О, твой отец
ничего не пожалеет для тебя; но кто знает, что после этого
ты не будешь меня упрекать в том, что я ничего не имел
и тебе всем обязан; — нет, я положил зарок на свою душу;
обещаюсь  семь  лет  странствовать  по  свету 
и нажить себе богатство, либо погибнуть  в  дальних 
пустынях;  если  ты  согласна на это,
то по истечении срока  будешь моею. 

Магуль-Мегери: Я согласна, буду
ждать тебя семь лет, но запомни, если в назначенный день  ты не 
вернешься, то я сделаюсь женою Куршуд-бека, который давно уж за меня
сватается.

         Сцена
2. ТРЕК 5

Ашик-Кериб склонил голову
перед  своей  матерью, она благословляет его, целует в голову. Он
отдает матери сааз, вешает  через  плечо  сумку и идёт вдаль,
опираясь на посох.

Сцена 3.     ТРЕК
6

         В кадре река. К
ней приближается Ашик-Кериб.

Ашик-Кериб: Придётся
поискать брод…

Он снимает с себя
верхнюю одежду, идёт вперёд.

В кадре
появляется Куршуд-Бек. Он украдкой забирает одежду и убегает.

Ашик-Кериб оглядывается.
Растерянное лицо.

Сцена 4.

Несет Куршуд-Бек
платье Ашик-Кериба к его старой матери.

Куршуд-Бек: Твой сын 
утонул  в  глубокой  реке,  вот его одежда.

В невыразимой
тоске  упала  мать  на  одежды  любимого 
сына  и  стала обливать их жаркими слезами.  

Исполняется песня «Казачья колыбельная» (слова М.Ю.
Лермонтова)

(Это была любимая песня Ашик-Кериба в детстве)
ТРЕК  7

Спи, младенец мой
прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду —
Ты махнешь рукой…
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,
Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
Ты в чужом краю…
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.

Потом  
взяла   его вещи   и   понесла  к 
нареченной  невестке  своей,
Магуль-Мегери. ТРЕК
8

Мать: Мой 
сын  утонул,  Куршуд-бек привез его одежды;  ты  свободна. 

Магуль-Мегери: (улыбнувшись):
Не верь, это всё  выдумки  Куршуд-Бека; прежде  истечения 
семи  лет никто не будет моим мужем.

Сцена 5. ТРЕК 9

Ведущая:

Между
тем странник пришел бос и наг в одну деревню, добрые люди одели его и накормили,
а он за это пел им чудесные песни, таким образом, переходил он из деревни в
деревню, из города в город; и слава его разнеслась повсюду.

Однажды
слуга паши, в поисках песельника, услышал в одной кофейне песни Ашик-Кериба,
схватил его и повел к паше.

Слуга тащат
упирающегося 
Ашик-Кериба. Он одет в старую, рваную одежду.

Ашик-Кериб: Куда вы меня
тащите? Я человек вольный, хочу – пою, хочу – не пою, и ваш паша мне не
начальник. Отпустите!

Слуга: Нет, ты пойдёшь,
я слышал, как ты пел в кофейне – такого голоса больше ни у кого нет. Или
ответишь головой.

Втаскивает его в
зал. Паша грозно смотрит на него.

Паша: Ты останешься у
меня. Такой певец достоин исполнять свои песни во дворце. Веди его во дворец!

Сцена 6.

Ведущая:

Весело стал жить Ашик-Кериб; и  сделался
очень богат; забыл он свою  Магуль-Мегери или нет, не знаю, только срок
истекал, последний год скоро должен был кончиться, а он и не 
готовился  к  отъезду.

Но
однажды в одной лавке он увидел блюдо, которое принадлежало Магуль-Мегери, и
стал собираться в дорогу…

Сцена 7.

Звучит музыка. На сцену выходят все участники.
ТРЕК 10

Ведущая:

 И всё же, Ашик-Керибу
удалось вернуться в назначенный срок и обрести свое счастье…

Ашик-Кериб:

И сразу по-другому все пошло,

 Стал по-иному думать, жить и петь я.

Что в жизни все случиться так могло,

Не верится мне два десятилетья.

Порой судьба над нами шутит зло.

И как же я? Мне просто повезло.

Любителям восточного фольклора будет интересно читать краткое содержание сказки «Ашик-Кериб» – произведения М. Ю. Лермонтова, являющегося записью азербайджанского народного повествования. Михаил Юрьевич записал его со слов азербайджанского поэта М. Ф. Ахундова и оставил в практически неизменном виде.

Главные герои

Ашик-Кериб – нищий уличный певец и музыкант, влюбленный в Магуль-Мегери.

Магуль-Мегери – прекрасная дочь богача, хранящая верность любимому.

Куршуд-бек – поклонник Магуль-Мегери, соперник Ашик-Кериба.

Краткое содержание

Много лет назад в Тифлисе жил богач Аян-Ага, главным сокровищем которого была дочь редкой красоты – Магуль-Мегери. В этом же городе нищенствовал бедный Ашик-Кериб, зарабатывающий на хлеб игрой на саазе (музыкальном инструменте).

Талантливого уличного певца часто приглашали выступить на праздниках. Так он познакомился с красавицей Магуль-Мегери и сразу же влюбился в нее. Девушке тоже пришелся по душе уличный певец. Эта любовь не сулила молодым людям счастья из-за огромной разницы в имущественном положении.

Магуль-Мегери уговаривала возлюбленного попробовать попросить ее руки у Аян-Аги. Отец не поскупится на приданое для единственной дочери и даст денег на совместную жизнь. Ашик-Кериб был честным и умным юношей. Он говорил, что спустя много лет любимая начнет попрекать его в женитьбе ради богатства.

Ашик-Кериб заявил, что отправится странствовать, проведет вдали от родного дома семь лет и сам заработает много денег. Тогда он вернется к любимой в качестве достойного жениха. Девушка поклялась дождаться любимого, предупредив его, что по прошествии этого срока будет вынуждена согласиться на свадьбу с Куршуд-беком – своим давним поклонником.

Музыкант отправился в далекий путь. Неожиданно его пожелал сопровождать Куршуд-бек.

Странники вышли к широкой реке. Куршуд-бек попросил Ашик-Кериба переплыть ее первым. Певец преодолел реку, а когда обернулся, то увидел, что «товарищ» исчез с его вещами.

Негодяй вернулся в город с одеждой Ашик-Кериб, который, по его словам, утонул. Бедная мать пошла поделиться горем с возлюбленной сына и освободить ее от данного слова. Та лишь улыбнулась, сразу же заподозрив обман своего поклонника. Красавица не поверила в гибель суженого и была намерена ждать его весь положенный срок.

Босой и нагой Ашик-Кериб зашел в первую попавшуюся деревню и спел крестьянам несколько своих чудесных песен. Восхищенные слушатели расплатились едой и одеждой. Выступая перед людьми, уличный певец стал путешествовать.

Дорога привела Ашик-Кериба в Халаф. Там правил паша, страстно любивший музыку и пение. Узнав о появлении нового певца, он приказал немедленно привести его во дворец. Выступление Ашик-Кериба поразило правителя. Он щедро наградил юношу и оставил его во дворце. Прославившийся певец разбогател и забыл о ждущей его в Тифлисе любимой.

Магуль-Мегери хранила верность и ждала любимого уже седьмой год. Срок его странствий заканчивался. Красавица не могла поверить, что суженый пропал, а тем более разлюбил ее. В это время из Тифлиса собирался отправиться большой караван. Девушка пришла к его владельцу с золотым блюдом. По ее просьбе он должен был показывать это блюдо во всех городах по пути и объявлять, что разыскивается хозяин.

Караван посетил множество земель и остановился в Халафе. Услыхав о золотом блюде, к купцу прибежал Ашик-Кериб и узнал от него, что на днях состоится свадьба Магуль-Мегери. Певец, наконец-то, вспомнил о невесте и данном ей обещании. Семилетний срок истекал через три дня, а путь до Тифлиса занимал два месяца.

Ашик-Кериб оседлал коня и помчался домой. Через сутки непрерывной скачки обессиленный конь упал и умер. Несчастный певец уже собирался броситься с высокой скалы, но ему помешал человек на белом коне. Он уверял, что может моментально добраться в любое место. Ашик-Кериб растерялся и два раза просил перенести его не туда, куда нужно. Лишь на третий раз он пожелал попасть в Тифлис и через минуту оказался у стен города.

Чтобы Ашик-Кериба не обвинили во лжи, всадник повелел ему набрать земли из-под волшебного коня. По его словам, этой землей можно вернуть зрение старухе, ослепшей семь лет назад.

Когда могущественный незнакомец внезапно растворился в воздухе, Ашик-Кериб догадался, что встретился со святым Хадрилиазом.

Вечером певец добрался до родного дома. Мать не признала его и отказалась впустить. Поверив в его гибель семь лет назад, она ослепла от слез и переживаний. Дверь Ашик-Керибу открыла сестра. Даже когда он спел песню, мать не могла поверить, что сын вернулся.

Ашик-Кериб вместе с сестрой направился в дом, где должна была состояться свадьба Магуль-Мегери и Куршуд-бека. Он уселся посреди гостей и запел песню, в которой рассказал о своем чудесном путешествии.

Убитая горем невеста сидела за занавеской. Так и не дождавшись суженого, она намеревалась совершить самоубийство. Внезапно красавица услышала голос любимого, стремительно выбежала и обняла его.

Куршуд-бек признал право соперника на невесту, но потребовал, чтобы тот доказал чудесную силу. По просьбе певца его сестра привела слепую мать. Ашик-Кериб, славя Хадрилиаза, намазал ей землей веки и вернул зрение.

Влюбленные стали готовиться к своей свадьбе. Ашик-Кериб пообещал выдать свою сестру замуж за Куршуд-бека.

Лермонтов — одна из наиболее трагических фигур в русской литературе. Традиционно наравне сопоставляемый с Пушкиным, он во многом был ему противоположен. В нем совместились драма личности и драма целого поколения. Лермонтов был моложе Пушкина на 15 лет. Становление его поколения пришлось на первые годы царствования Николая I. В это время русское общество пережило потрясение совсем иного рода, нежели в 1812 г. — восстание декабристов и разгром декабристского движения. Идеалы, бесспорные для людей 1810 — 1820-х гг., оказались под сомнением у их младших современников. Люди 30-х гг. формировались медленнее, самостоятельно вырабатывая жизненные принципы.

Библейские и, в частности, ветхозаветные образы характерны для творчества М.Ю. Лермонтова, для его лирики, драм, прозы и поэм, являются неотъемлемым компонентом его художественного стиля. И.Б. Роднянская отмечает: «Жизненно-поэтическое мышление Лермонтова, с детства соприкасавшегося с религиозно-молитвенным обиходом в доме бабушки, было приобщено к кругу образов «Писания» и христианского культа даже в большей мере, чем умозрение многих других крупных фигур романтизма».Наиболее показательные примеры роли библейской образности в творчестве поэта — поэмы «Мцыри» и «Демон», «Сказка для детей», его лирические шедевры, переосмысляющие молитву и т.п.

Тема и центральный образ поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» ориентирует читателя и исследователя на Библию, что и было неоднократно отражено в богатой научной литературе, посвященной поэме. «Поэма… основана на библейском мифе о падшем ангеле, восставшем против Бога… герой… как бы совмещает человеческие искания Фауста с мефистофельским отрицающим началом и с мятежностью героев Мильтона и Байрона». Такое видение опоры на Книгу книг (эпизоды о низвержении с Неба Денницы) и обозначенной литературной традиции (мистерии Мильтона и Байрона), безусловно, необходимо.

Отмечалось, что фабула «Демона» формально наиболее близка к средневековым «легендам о соблазнении монахинь дьяволом». В самом деле, «сначала намечен сюжет, в котором главную роль играет борьба демона с ангелом, влюбленным в одну смертную». На поиск собственно библейского варианта сюжета автор нацеливает в еще одном сохранившемся плане поэмы: «Демон. Сюжет. Во время пленения евреев в Вавилоне (из Библии). Еврейка. Отец слепой. Он первый раз видит ее спящую. Потом она поет отцу про старину и про близость ангела — как прежде. Еврей возвращается на родину. Ее могила остается на чужбине». По указанию комментаторов, «эта библейская интерпретация осталась неосуществленной». Как видно, сюжет написанной поэмы остался и здесь, в конечном счете, не проясненным.

Желание литературоведов и интерпретаторов непосредственно связать поэму с одним из библейских сюжетов иногда приводит к явным ошибкам. Так, в авторитетной «Лермонтовской энциклопедии» сообщается, что поэт использует мотив «любви «сынов Божиих», ангелов, к «дочерям человеческим». Речь идет об увеличении численности человеческого рода после рождения праведным Ноем сыновей Сима, Хама и Иафета. Как известно, «Сын Божий = второе лице св. Троицы, Господь Иисус Христос… В Писании сынами Божиими называются и все вообще верующие, христиане, разумеется, не по естеству, а по благодати». Таким образом, это никак не ангелы. Иначе все человечество — потомки не только Адама и, позже, Ноя, но и небесных бесплотных сил! Впрочем, оговоримся, что это место Библии традиционно считается одним из наиболее сложных для толкования. С ним связаны различного рода народные иудейские верования

Между тем библейский сюжет о любви демона к девушке существует и содержится в книге Товът (ударение дается согласно церковно-славянской Библии). «Книга эта, хотя и неканоническая, отличается особенною назидательностью. Здесь ясно открываются премудрые и благие пути промысла Божия в нашей жизни, которых часто мы не примечаем, или видим в них одно стечение случайных обстоятельств. Здесь мы видим не видимое для нас благодетельное служение нам ангелов Божиих. Здесь мы видим поучительнейшие примеры добродетелей». Книга Товит «известна на разных языках, но первоначальным текстом ее признается греческий, семидесяти толковников… Не усвояя книге Товит канонического достоинства, церковь признает ее, однако, полезною для нравственного назидания. Амвросий Медиоланский написал сочинение «De Tobia», в котором ставит эту книгу выше обыкновенных сочинений человеческих, как книгу пророческую (liber propheticus)».

Подчеркнем, что неканоническая не значит апокрифическая. «Православная Церковь… почитает неканонические книги близкими по духу каноническим, составленными при свете книг богопросвещенных писателей, а потому высоко-важными и полезными; по св. Афанасию Великому, неканонические книги «назначены отцами для чтения новообращенным и желающим огласиться словом благочестия». Такой высокий авторитет издавна принадлежал и доселе принадлежит в Христианской Церкви, в частности, книге Товита. …в древней Христианской Церкви книга Товит пользовалась общею известностью и высоким уважением, а в отдельных церквах имела даже богослужебное употребление наравне с книгами Священного Писания»

Развенчание Демона, точное представление о нем, помощь Ангела-хранителя, к груди которого «прижалась» «Тамары грешная душа» — соответствуют духу и слову Библии и, в значительной степени, именно книге Товит. Любопытно в этой связи взглянуть и на некоторые факты творческой истории поэмы. Так, поэт переосмысляет роль легенды о любви демона к монахине, одного из вероятных источников сюжета: Тамара оказывается в монастыре только после смерти жениха, а не сначала, как раньше. Это позволило включить мотив ревности Демона, убивающего жениха (что приближает сюжет к библейскому), и усилить степень скорби героини, а значит и мощи все же прельщающего ее Демона (усиливается романтический накал страстей).

Принципиально важным является и новый (7-й редакции) финал. Известные легенды и литературные источники (например, мистерии Байрона) не содержат, да и вряд ли могли содержать сцены, аналогичные эпизоду прощения Тамары после ее смерти. Тамара, с учетом финала поздних редакций, предстает исключительной романтической героиней с высокой душой, умеющей по-настоящему любить. Именно так Ангел и объясняет Божию милость на частном Суде сразу после ее смерти:

«Но час суда теперь настал —

И благо Божие решенье! <…>

Ценой жестокой искупила

Она сомнения свои…

Она страдала и любила —

И рай открылся для любви!..»

Эта любовь, которой Демон пытался воспользоваться, чтобы приобщиться через нее к сущему, героиню и спасает. В конечном счете, в частности, через Ангела-хранителя, спасает ее именно Бог-Любовь. Такова важная составляющая идеи поэмы Лермонтова-романтика, на первый взгляд, неожиданная для автора многих произведений — повестей в стихах, поэм, в которых, по словам А.С. Пушкина, «от судеб защиты нет». Художественно убедительное воплощение такого «спасенья» могло быть подсказано только Библией.

Отмеченный библейский сюжет из книги Товит имеет явную типологическую связь с сюжетом лермонтовской поэмы «Демон». Вероятнее всего, он повлиял на поэму и непосредственно, не только при воплощении ее событийного ряда, но и — самое главное — при его переосмыслении, включающем посрамление демона и спасение души героини.

Однако, оценка духовного пути Лермонтова неоднозначна. Нередко исследователи сгущают темные краски в его характере, видя в нем лишь проявление «демонизма». Тем не менее поэтическое наследие Лермонтова включает в себя лирические молитвы и философские рассуждения, по искренности и глубине практически не имеющие равных в русской литературе и свидетельствующие об исключительной духовной одаренности молодого поэта, очевидно, и бывшей основной причиной выпавших на его долю тяжелых искушений.

Тема «Пророка», воспетая Пушкиным возникает так же и у Лермонтова. Но лермонтовский «Пророк» отличен от пушкинского. В них глубокая разница. У Пушкина было ясновидение Бога и мира, мгновение, которое переживал пророк; у Лермонтова другая тема: ясновидение человеческого греха. Горький дар, который отравляет пророку жизнь на земле. Это тоже соответствует библейской модели, потому что пророки видели зло мира и обличали его беспощадно.

Наиболее яркое отношение М.Ю Лермонтова с Богом отражено в стихотворении Молитва:

Не обвиняй меня, Всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что мрак земли могильной

С ее страстями я люблю;

За то, что редко в душу входит

Живых речей Твоих струя;

За то, что в заблужденье бродит

Мой ум далеко от Тебя;

За то, что лава вдохновенья

Клокочет на груди моей;

За то, что дикие волненья

Мрачат стекло моих очей;

За то, что мир земной мне тесен,

К Тебе ж приникнуть я боюсь,

И часто звуком грешных песен

Я, Боже, не Тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень,

Всесожигающий костер,

Преобрати мне сердце в камень,

Останови голодный взор;

От страшной жажды песнопенья

Пускай, Творец, освобожусь,

Тогда на тесный путь спасенья

К Тебе я снова обращусь.

1829

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему –
 
 Лермонтов Михаил Юрьевич,
Горные вершины…

Цель урока: •   познакомить с жизнью и
творчеством М.Ю.Лермонтова.

Задачи:

  • познакомить
    с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова;
  • познакомить
    со смысловым содержанием стихотворений, помочь учащимся эмоционально и
    глубоко воспринять их;
  • развивать
    навык выразительного чтения, передовая интонацией настроение;
  • прививать
    любовь к русской поэзии;
  • развивать
    связную речь, мышление, внимание, память;

Ход урока.

1. Организационный момент

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит звонок,

Зовёт нас на урок.

Урок сейчас пойдёт,

В мир знаний поведёт.

— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.

 — Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем
 хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа
со скороговоркой:

На
окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.


О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все расселись по местам? Никому не тесно?

По секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и
творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?

— Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь,
что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем
складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.

— Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы
обязательно должны справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром
и горы сдвинем». — Как вы понимаете эти слова?

2. Речевая разминка.

— Ребята, вспомним главное правило.

Дети: Каждый день всегда, везде,

  На занятиях, в игре,

  Верно, четко говорим,

  Никогда мы не спешим!

 • Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном
торте).

— Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте
одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь
задуйте, сколько вам лет.

Артикуляционная гимнастика

Ы А О У Э И

— Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо,
разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)

— Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить
логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

 и певуньей.

Учитель: 


Посмотрите внимательно на слайд и прочитайте, что там написано (Великие
русские писатели
).

Учитель: 


Вам о чем-нибудь говорит эта запись? (Работаем по данному разделу)

Учитель: 


Посмотрите внимательно на следующий слайд СЛАЙД 2 и
попробуйте правильно восстановить данные на этом слайде (необходимо учащимся
перетянуть фамилии писателей к их портретам, названия произведений к их авторам
)

Учитель: 


Кого из данных писателей мы не знаем? Какие произведения вы расположили около
этого писателя? (М. Ю. Лермонтов, «На севере диком стоит одиноко…», «Горные
вершины…»
)

Учитель: 

— Кто сможет назвать тему сегодняшнего
урока?

III. Тема урока СЛАЙД
(желательно чтоб тему урока сказал кто-то
из детей)

— Ученик: Тема
урока: Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова («Горные вершины….», «На севере
 диком стоит одиноко….»

Цели: СЛАЙД 4

  • познакомить
    с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова;
  • познакомить
    со смысловым содержанием стихотворений, помочь учащимся эмоционально и
    глубоко воспринять их;
  • развивать
    навык выразительного чтения, передовая интонацией настроение;
  • прививать
    любовь к русской поэзии;
  • развивать
    связную речь, мышление, внимание, память;

Учитель: 

— Эпиграфом к уроку я взяла слова М.Ю.
Лермонтова (читаю слова на доскеСЛАЙД 5

Есть
сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

 
                   
М.Ю.Лермонтов

—  15 октября 2014 года исполнилось
200 лет со дня рождения великого поэта России М.Ю.Лермонтова. Сложный,
противоречивый, он отразил в своем творчестве страдания метущейся души
человеческой.   Юбилейные мероприятия проходили и до
сих пор продолжаются по всей  стране, а значит, продолжаются встречи с
творчеством великого поэта. 
                   
                     
                     
             

…Безграничен
поэтический мир Лермонтова. В нем каждый человек найдет отзвук самым задушевным
думам и чувствам. Поэтому сколько людей, столько и тропинок к Лермонтову. 

IV.
Работа по теме урока

Знакомство
с жизнью М.Ю.Лермонтова

Учитель: 

— Приступая к знакомству с творчеством
этого великого человека,  мы с вами познакомимся с некоторыми страницами
его жизни. О биографии Михаила Юрьевича Лермонтова нам расскажут заранее
подготовленные ученики.

Ученик 1СЛАЙД
6
  М.Ю.Лермонтов родился 3(15) октября 1814 года в Москве СЛАЙД
7
  в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии
Михайловны Лермонтовой (урожденной Арсеньевой). СЛАЙД 8

Ученик 2: В
1817 году Мария Михайловна заболела скоротечной чахоткой и умерла в возрасте 21
года, оставив единственного сына сиротой. СЛАЙД 9

Ученик 3: После
смерти матери бабушка решительно отказала Юрию Петровичу в желании оставить
сына у него, ссылаясь на бедность армейского капитана, которая не позволит дать
мальчику хорошее образование. Сразу после смерти матери Елизавета
Алексеевна увезла любимого внука в свое имение Тарханы Пензенской губернии.
Здесь она окружила внука заботой и лаской, не жалея средств на развитие
многообразных талантов мальчика. СЛАЙД 10

Ученик 4: В
селе Тарханы Пензенской губернии, имении бабушки будущего поэта СЛАЙД
11
 Е.Арсеньевой. Здесь прошли детские годы поэта. Бабушка делала все
для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров.
Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел
французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на
флейте, фортепиано и скрипке).

Ученик 5: В
детстве Лермонтов много болел. Тяжелый недуг надолго приковывал его к постели,
приучал к задумчивости и одиночеству. Воображение стало для него новой
игрушкой. Мальчик рано почувствовал себя одиноким. Его часто охватывала тоска
по “душе родной”, способной понять его и утешить.

В 1818 и 1820 годах Елизавета Алексеевна
ездила с внуком для лечения на Кавказ. Летом 1825 года бабушка в третий раз
повезла мальчика на Кавказ на воды. Он уже подрос, смог увидеть гораздо больше,
чем в первые поездки. СЛАЙД 12. В 1827 бабушка привезла внука
в Москву, чтобы продолжить его образование. 1 сентября 1828 Лермонтов
зачисляется полупансионером в Московский университетский благородный пансион,
одно из лучших учебных заведений России. Получает гуманитарное образование, которое
пополняет самостоятельным чтением. В пансионе пишет стихи, очень рано осознав,
что поэзия — его призвание. СЛАЙД 13

Осенью 1830 поступает в Московский
университет на нравственно-политическое отделение. В 1830 – 31 годы, он
работает необычайно интенсивно: за два года перепробовал практически все
стихотворные жанры: элегия, романс, песня, посвящение, послание и т.д.

Ученик
1
. 11 июня 1840 года Лермонтов прибывает на Кавказ и принимает
участие в военных действиях. Роковые события развернулись 13 июля вечером
в доме Верзилиных, где часто собиралась молодежь.  СЛАЙД 14 Мартынов,
одноклассник Лермонтова, вызвал Лермонтова на дуэль. Дуэль состоялась 15
июля 1841 года
. Лермонтов был убит. 

Учитель: 

— Более подробно с биографией М.Ю.
Лермонтова вы познакомитесь в старших классах. О Великом поэте можно говорить бесконечно: ведь эта личность
многогранная, яркая. 
Разносторонняя одаренность Лермонтова
проявилась очень рано. Он играл на скрипке, хорошо рисовал, лепил из воска, был
талантливым шахматистом. Лермонтов написал 13 поэм, 3 драмы и около трехсот
стихотворений, написал картины и рисунки СЛАЙД 15 На его стихи
написаны романсы СЛАЙД 16

V.
Работа по учебнику

Работа
над стихотворением «Горные вершины»
Учитель:

— Ребята, какие
ассоциации возникают  у вас, когда вы слышите словосочетание «горные
вершины»? СЛАЙД 17

— Прочитайте
самостоятельно данное  стихотворение. Подумайте, какую интонацию надо
выбрать при чтении. (самостоятельная работа детей)

— Какие картины вы
 представили при чтении этого стихотворения? (ответы детей)

— Раз это стихотворение,
что мы должны почувствовать? (Ритм, рифму)

— Найдите рифмующиеся
слова. (ответы детей)

— Как надо читать это
стихотворение?  Объясните почему? (ответы детей)

— Ребята, а какие приемы
поэты используют в своих  произведениях? (Метафору, олицетворение,
сравнение
)

— Найдите эти приемы в
стихотворении. (Олицетворение – вершины спят)

— Какую музыку:
печальную, грустную или веселую вы могли бы подобрать к этому стихотворению?
Почему? (ответы детей)

— Послушайте романс,
положенный на данное стихотворение.

ЗВУЧИТ РОМАНС
«Горные вершины»

— А теперь давайте
прочитаем это стихотворение выразительно. (читают 2 человека, обсуждаем
чтение
).

— А сейчас
послушайте 
аудиозапись стихотворения М.Ю.Лермонтова «Горные вершины» Сравните
ваше чтение (ответы детей)

ЗВУЧИТ аудиозапись
стихотворения М.Ю.Лермонтова «Горные вершины»

ФИЗМИНУТКА

— Какую бы вы нарисовали
картину к данному произведению? (ответы детей)

Работа над стихотворением «На
севере диком стоит одиноко…»

Учитель:

— Рассмотрите репродукцию
картины И.Шишкина на странице 145. СЛАЙД 18 Что вы на ней
видите? Какие чувства она у вас вызывает? Почему?

— Какое название вы могли
бы дать этой картине? (ответы детей)

— А если написать
стихотворение к этой репродукции, то оно будет веселое, печальное, грустное или
можете предложить свой вариант.. (ответы детей)

— Послушайте
стихотворение, которое называется «На севере диком стоит одиноко…» Подумайте,
совпадают ли по настроению стихотворение М.Лермонтова и картина И.Шишкина?

ЗВУЧИТ аудиозапись
стихотворения М.Ю.Лермонтова «На севере диком
стоит одиноко…»

(Да. Они совпадают по
настроению
.) Чем?

Учитель:

— Давайте разберем слова,
которые вам непонятны.

Словарная работа

Риза – облачение, одежда священника при богослужении.

Утес – высокая скала.

— А сейчас прочитайте
друг другу стихотворение в паре, дайте совет, если он необходим при чтении
вашему партнёру. Оцените партнера.

Выборочное чтение

VI.
Первичная проверка понимания изученного

Учитель: 


 Теперь  ответьте на вопросы литературной игры «Откройте
для себя Лермонтова» СЛАЙД 19:  

1. В каком городе родился
М.Ю. Лермонтов? СЛАЙД 20 
(ответы
детей)

    А) Ясная
Поляна

    Б) Москва

    В)
Петербург

2. Назовите даты жизни М.Ю.
Лермонтова. СЛАЙД 21 (ответы детей)

    А) 15 октября
1814 г. — 15 июля 1841 г.

    Б)  21 июля 1814г. – 18
июля 1843 г.

    В) 15 октября 1814 г. – 15
июля 1850 г.

3. Какие чувства вы испытали  при
чтении стихотворений М.Ю.Лермонтова? СЛАЙД 22 (ответы
детей)

    А) Веселье, радость

    Б) Страх

    В) Печаль

4. Найдите лишнее произведение СЛАЙД
23 
(ответы детей)

    А) Зеркало и обезьяна

    Б)  Мартышка и очки

    В) Утёс

1.
Прочитай стихотворения. Какую интонацию ты выберешь?

Спокойную,
в которой будут присутствовать нотки грусти и раздумий.

2. Какую
музыку: печальную, грустную, протяжную, торжественную — ты мог бы подобрать к
стихотворению «Горные вершины…»?

К
стихотворению подойдет грустная, печальная, протяжная музыка, так как оно
пронизано спокойствием, усталостью, а последние строки дают надежду на отдых.

3. Найди в
этих стихотворениях сравнения, красочные определения (эпитеты), олицетворения.

Сравнения: одета, как ризой.

Эпитеты: во тьме ночной, свежей мглой, на севере диком, снегом сыпучим одета,
на утёсе горючем.

Олицетворения: вершины спят, не дрожат листы, стоит одиноко сосна, дремлет она
(сосна), снится ей (сосне), пальма одна и грустна.

4.
Рассмотри репродукцию картины И. Шишкина. Совпадает ли она по настроению со
стихотворением «На севере диком…»? Обоснуй своё мнение.

Совпадают.
И стихотворение, и картина пронизаны чувством одиночества, настроением грусти,
тоски. Лермонтов описывает заснеженную одинокую сосну на горной вершине, а
Шишкин ее изображает на картине. При этом в картине нет красочных акцентов, а в
стихотворении нет радостных слов.

VII. Рефлексия

Учитель:

— Правильно, произведение
«Утёс» написал Михаил Юрьевич Лермонтов, а два других Иван Андреевич Крылов.
Послушаем романс «Утёс», об этом стихотворении мы будем говорить на следующем
уроке
 СЛАЙД 24

ЗВУЧИТ РОМАНС
«Утёс»

VIII.  Подведение итогов урока

Учитель:


С творчеством, какого писателя знакомились сегодня на уроке? (ответы
детей
СЛАЙД 25


Что вам больше всего запомнилось из жизни поэта? (ответы детей


Что вас затронуло больше всего? (ответы детей


Какое стихотворение М.Ю.Лермонтова вам больше всего понравилось? (ответы
детей

— Надеюсь,  что наш урок оставит след в душе
каждого присутствующего и вам наверняка захочется еще раз перелистать томик
стихов поэта, прослушать романсы, положенные на его стихи, насладиться
акварелью Лермонтова-художника, потому что

Меняют русла и теченья реки,
Меняются названья городов,
А Лермонтов есть Лермонтов навеки –
Ровесник новых и былых годов.

… М.Ю. Лермонтов прожил такую короткую
жизнь, что нельзя не поразиться тем фактом, что он успел создать огромный
литературный мир и стать величайшим русским поэтом. Слава Лермонтова имеет свои
особенности. И стихи, и проза его прежде всего ставят читателя как бы перед
самим собой, заставляют задуматься о себе, о своем месте в обществе, в мире, о
вечности. Он побуждает душу стремиться к добру, к красоте, к жизни, глубоко
осознанной, к умению противостоять бурям жизни.
Домашнее задание

Учитель:

— Выучить
наизусть любое понравившееся стихотворение М.Ю. Лермонтова. У кого возникнет
желание, сделайте к нему рисунок.

  • Сказка для детей которые боятся спать одни
  • Сказка для детей в тихий час
  • Сказка для детей курочка ряба смотреть
  • Сказка для детей 3 4 лет в фиолетовом лесу
  • Сказка для детей 7 лет читать для девочек короткая