Сказка для 5 лет на ночь читать ребенку

Консультация для родителей какие сказки читать ребенку на ночьв наше время книги отошли на второй план, их заменили компьютеры, планшеты,

Консультация для родителей 

«Какие сказки читать ребенку на ночь»

В наше время книги отошли на второй план, их заменили компьютеры, планшеты, телефоны, гаджеты. Родители тоже предпочитают дать своему ребёнку планшет, как хорошо – тишина, никто не мешает им заниматься своими делами. А потом встаёт неожиданно вопрос: ребёнок не умеет общаться, правильно писать. Почему это происходит? Может быть родителям нужно вспомнить своё детство и научить ребёнка полюбить книгу?

Первыми книгами для наших детей являются сказки. Через сказки ребенка знакомят с окружающим миром, формируют характер, прививают жизненные ценности. Мы доносим до ребенка нужную информацию или правило в форме сказок.

Малыши, которые в детстве постоянно слушали сказки, гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садах, школах. Именно эти дети быстрее находят общий язык с незнакомыми людьми, и именно у них по жизни практически не бывает комплексов. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал жизнь позитивно, чтобы легко принимал неудачи, извлекая при этом из них должный урок, чтобы радовался удачам и шел к своей цели, читайте ему сказкиЧитайте сказки как можно чаще и как можно дольше: помните, сказки — это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться. Оптимальным временем считается чтение сказки перед сном, так как в это время можно еще и обсудить прочитанное и ещё сказка перед сном – это ваше общение со своим ребенком на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни. Сказка на ночь – это своего рода пожелание спокойной ночи своему ребенку.

Как же читать (рассказывать) сказку детям? Одно из главных условий — эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому. Вот некоторые правила, которые делают чтение вслух более увлекательным:

1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие.

2. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.

3. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передавать музыку ритмической речи.

4. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста, стараясь голосом передать характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте».

5. Сокращайте текст, если он слишком затянут, так как ребёнок всё равно перестанет воспринимать услышанное. Кратко перескажите окончание.

6. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать.

7. Читайте вслух каждый день, сделайте из этого семейный ритуал.

8. Не уговаривайте послушать, а позвольте ему самому выбирать книги.

Сказка представляет собой одно из наиболее доступных средств, позволяющих развивать ребенка. Правильно подобранные сказки с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей детей способны не только положительно влиять на эмоциональное состояние малышей, но также корректировать их поведение. Кроме того, слушая сказку, ребёнок получает красивый и правильный образец речи, что чрезвычайно важно для речевого развития. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки гораздо быстрее начинают правильно говорить.

К выбору сказки нужно отнестись серьёзно. В первую очередь, необходимо учитывать возраст, особенности характера ребенка и его темперамента. Например, для гиперактивных детей лучше выбрать спокойные сказки.

Страшные сказки крайне полезны для детей. Если ребенок будет знаком только с миром, полным добрых людей и существ, он может вырасти неподготовленным. Важно учитывать уровень страха, который может выдержать малыш соответствующего возраста.

Как понять подходит сказка или нет? Первый раз прочитайте сказку сами. Посмотрите на неё глазами ребенка, если появляется много моментов, которые вас смущают, лучше отложить до другого времени, пусть ребенок подрастет.

Первые сказки должны быть короткими и несложными. Смысл сказки должен быть уловимым, слова понятными и простыми.

Мы доносим до ребенка нужную информацию или правило в форме сказок. Например, через сказку «Колобок» мы объясняем, почему надо слушаться родителей, не убегать от них далеко, а сказкой «Под грибом» иллюстрируем необходимость уступать. Важно подбирать правильную сказку!

Обращайте внимание на внешний вид книги: они должны быть прочными, красочными, яркими. Множество картинок легко воспринимаются ребенком в этом возрасте, пополняя его словарный запас.

Детям от 2-3 лет подходят простые народные сказки. В них должно быть множество повторений«бил, бил – не разбил»«тянут, потянут»«катится колобок, катится» и т. п.

Лучшие русские народные сказки для детей этого возраста«Колобок»«Курочка Ряба»«Как коза избушку построила»«Теремок»«Маша и медведь»«Репка»«Козлята и волк» (обр. К. Ушинского)«Гуси-лебеди»«У страха глаза велики»«Лиса и заяц».

Какие сказки лучше читать на ночь детям.

Сказка на ночь — это своего рода пожелание спокойной ночи. Сказки можно и нужно включать в «мостик ко сну». Так называется спокойное бодрствование, расслабляющее ребенка и настраивающее на сон. Совместное чтение делает отношения между детьми и родителями более близкими, усиливает эмоциональную связь. Перед сном очень важно что-то делать вместе, ни на что не отвлекаясь, насыщать ребенка своей любовью.

Читаем ребенку сказки на ночь – учим жизни. Сказки помогают ребенку осознавать свой жизненный опыт и переживания, создавать собственный мир. Слушая сказки, малыш получает редкую возможность стать сильным, хитрым и ловким, добрым и великодушным, смелым и мужественным. То есть найти свое место в реальном мире.

 Читаем ребенку – развиваем его речь и память. Словарный запас ребенка активно формируется в возрасте от 10 месяцев до 1,5 года. В 3 года, если родители занимались с малышом, его словарный запас должен составлять от тысячи слов и больше. Поэтому так важно в этот период читать ребенку, и не только на ночь.

Также очень полезно читать стихи. При чтении стихов у ребенка развивается чувство ритма. А если еще и попросить продолжить строчку, то тренироваться будет и память. Прочитанный убаюкивающим голосом стих способен, как колыбельная, усыпить ребенка.

Существуют определенные правила чтения сказок:

1.Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие.

2. Демонстрируйте уважение к книге. Приучите детей аккуратно обращаться с книгой. Брать чистыми руками, осторожно перелистывать страницы.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Взрослый должен стоять или сидеть лицом к детям так, чтобы они могли наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

4.Читайте детям неторопливо, старайтесь передать музыку ритмической речи. Все это чарует ребенка, он наслаждается напевностью повествования, ритмом стиха.

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста, стараясь голосом передать характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивать». Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

6. Сокращайте текст, если он слишком затянут, так как ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. Кратко перескажите окончание. Однако при пересказе важно не только передать замысел и сюжет, но и сохранить стиль произведения. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы. Если вы читаете сказку на ночь, следите, чтобы у истории был счастливый конец.

7. Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их слушать.

8. Читайте вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте семейное чтение и тогда, когда ребенок научится читать.

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» ребенка, позвольте ему самому выбирать книги.

Деткам от 1-3 лет подходят сказки простые народные. В них должно быть множество повторений: «бил, бил – не разбил», «тянут, потянут», «катится колобок, катится» и т. п.

Лучшие сказки: «Колобок», «Курочка Ряба»; «Как коза избушку построила», (обр. М. Булатова); «Теремок», (обр. М. Булатова);  «Маша и медведь», (обр. М. Булатова) ; «Репка», (обр. К. Ушинского); «Козлятки и волк», (обр. К. Ушинского).

Деткам от 3 до 4 лет подойдут сказки более сложные. Также отдавайте предпочтение книгам красочным, ярким, большого формата, с большим числом иллюстраций. Также надо подбирать сказки, где главными героями являются животные и люди.

Для этого возраста, подойдут сказки с более обширным запасом слов, со сложным сюжетом. Желательно читать сказки со счастливым концом, и, конечно же, несущие идеи, которые взрослый хочет донести до своего ребенка.  Выбираем сказки, которые учат сочувствию, доброте, чтобы не происходило в сказке, в конце должно восторжествовать добро.  Если вы чувствуете, что в сказке много негативных элементов, тогда воздержитесь от чтения.

— русские народные сказки: «Теремок» обр. Е. Чарушина; «Лиса и заяц», обр. В. Даля;  «Колобок», обр. К. Ушинского; «Гуси-лебеди»; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой;    «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова;  «Снегурушка и лиса», обр. м. Булатова. «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого;  «Снегурочка и лиса»; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской. 

— сказки народов мира: «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы;   «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни;   «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова, «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой;    «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой;   «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева;  «Рукавичка»,.

— литературные сказки писателей России: «Яблоко», «Палочка-выручалочка», В. Сутеев; «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», Д. Мамин-Сибиряк; «Телефон», «Мойдодыр», «Айболит», К. Чуковский.

Средний дошкольный возраст (4 – 5лет). 

В этом возрасте детям интересно выбрать персонажей, которые им близки по духу, и если они не находят таких героев, то сказки им не интересны. Девочкам интересны сказки о принцессах и о пушистых милых зверюшках, мальчикам же нравится слушать об отважных и смелых воинах, задорных лесных обитателях, также о машинках и разной технике в главных ролях.

— русский фольклор: Сказки. «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова- Микитова; «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы. «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого.

— фольклор народов мира: Сказки. братья Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака; «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака.

— литературные сказки   писателей России: Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»;.В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения»; В. Осеева. «Волшебная иголочка «Воробьишко»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; М. Горький.  Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги).

— литературные сказки писателей разных стран: «Мафин и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько. Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерепгевской; Э. Хогарт;  А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера;Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной.

Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).

Детям старше пяти лет, читать можно почти любые сказки, главное, чтобы сюжет им нравился. Сказки должны развивать стороны личности: воображение, эмоции, мышление, приоритет поведения.  Важно не только читать ребенку, но и просить сочинять сказки. Это развивает творческое начало и воображение, а также поможет отследить желания и проблемы вашего ребенка.

— русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», обр. М.Булатова Финист —Ясный сокол», обр. А. Платонова; «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Рифмы», авторизованный пересказ Б. Шергина; «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И.Карнауховой; «Докучные сказки»; «Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;«Хаврошечка», обр. А.Н. Толстого.

— сказки народов мира: «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена); «Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой); «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева;  «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы; «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского; «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова; «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина.

— литературные сказки поэтов и писателей России: Б. Заходер. «Серая звездочка»; А. Пушкин.  «сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы); В. Катаев. «Цветик-семицветик»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»; Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Смеянцы», Небылицы в лицах»; Н. Телешов. Крупеничка»; П. Бажов. «Серебряное копытце»; В. Бианки. «Сова»; А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы); Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь».

— литературные сказки писателей разных стран: Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из «Сказок, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой; X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского; О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга» (главы), пер. с нем. Ю. Коринца; А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной; Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде. «Шляпа волшебника» (глава), пер. В. Смирнова.

Подготовительная к школе группа (дети от 6 до 7 лет).

К семи годам дети способны осмысливать многие произведения на уровне установления связей между внешними фактами. Ребенок проникает в эмоциональный подтекст, во внутренний смысл повествования. Важно пополнять литературный запас интересными сказками, развивать к ним интерес, тем самым воспитывая ребенка, способного испытывать сочувствие, сострадание к героям, отожествлять себя с персонажем который полюбился, воспитывать чувство юмора, используя смешные сюжеты. Необходимо побуждать ребенка рассказывать о своем отношении к конкретным поступкам сказочных персонажей, помогать понять скрытые мотивы героев. Воспитание должно происходить на добрых сказках, с хорошим финалом, без страшных событий.

— русский фольклор: Сказки и былины «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова; «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (но народным сюжетам); «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой; «Василиса Прекрасная», «Белая уточка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Чудесное облачко», обр. Л. Елисеевой; «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.

— фольклор народов мира: сказки. «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина; «Мальчик-с-пальчик», пер. Б. Дехтерева, «Кот в сапогах», пер. Т. Габбе; «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой; «Голубая птица», туркм. обр. А. Александровой и М. Туберовского; «Каждый своё получил», эстон., обр. М. Булатова; Из сказок Ш. Перо (франц.): «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон.

— литературные сказки поэтов и писателей России: А. Усачёв. «Про умную собачку Соню» (главы); А Ремизов, «Гуси-лебеди»; И. Соколов-Микитов, «Соль земли»; В. Даль, «Старик-годовик»; Г. Скребицкий, «Всяк по-своему»; Н. Носов, «Бобик в гостях у Барбоса»; А. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; П. Ершов, «Конёк-Горбунок»; К. Ушинский, «Слепая лошадь»; К. Драгунская, «Лекарство от послушности»; А. Ремизов, «Хлебный колосок»; К. Паустовский, «Тёплый хлеб»; Г. Фаллада, «Истории из Бедокурии» (главы), пер. с нем. Л. Цывьяна.

— литературные сказки поэтов и писателей разных стран: X.К. Андерсен, «Дюймовочка», пер. с дат. А. Ганзен; С. Топелиус, «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Любарской; Ф. Зальтен, «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина; А. Линдгрен, «Принцесса, не желающая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой; М. Мацутани, «Приключения Таро в стране гор» (главы), пер. с япон. Г. Ронской.; М. Эме, «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой; Б. Поттер, «Сказка про Джемаймлу Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой; X.К. Андерсен «Гадкий утёнок», пер. с дат. А. Ганзен.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «ЦРР- д/с «Сказка» обособленное подразделение

«Детский сад «Светлячок» комбинированного вида»

Консультация на тему: «Какие сказки читать детям 3-4 лет?»

                                                                   Подготовила воспитатель:

Купряшкина М.И.

Ковылкино 2019 год

Радость встречи с книгой

 Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл. Ребенок не может не играть, не выдумывать, не сочинять. Это неизбежно, это его способ проникновения в реальную действительность. Но что именно он выдумывает? Как сочиняет и почему сочиняет именно это? Какие нравственные и эстетические причины проявляются в детской игре, которая понемногу, зачастую незаметно для самого ребенка, становится его настоящей жизнью? Мир чтения, мир книги с ее литературными и графическими образами, помогает взрослому насытиться и направить детское воображение. Книга подает ребенку пример творчества, пример творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице, малыши встречают впервые гармоническое отражение действительности. Книжка рассказывает самое главное, показывает самое красивое. Есть в детской литературе книги разные: веселые и грустные, но они всегда жизнеутверждающие. Поэтому дети не могут не любить книгу, поэтому радуются книге, как празднику. А взрослые должны подготовить эту радость, помочь ребенку понять, почувствовать книгу во всей ее полноте.

Воспитание сказкой

До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства. В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта идея победы Добра над Злом всегда убедительна, потому что вынашивалась и рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому что пронизана верой и надеждой всего человечества в торжество добрых начал. А вера эта подкреплена временем. Именно потому так сильна сказка и именно поэтому дети так верят в нее. В почти любой народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться закономерностью. Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.

Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

Русские народные сказки

Играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьётся не на жизнь, а на смерть. Прочитайте с детьми дома такие сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, лиса и петух». Подготовьте, пожалуйста, рисунок к русской народной сказке совместно с ребенком, после прочтения, для организации выставки в группе по теме «Русские народные сказки».

Какие сказки читать ребенку на ночь?

                  Сказка на ночь — это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь — это общение с малышом на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни. Но рассказывать перед сном можно не каждую сказку, так же как не каждую интересно читать днем. Пожелания на ночь должны быть ласковыми, как поглаживания по голове и теплыми, как котенок. Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул, почитайте ему простую спокойную сказку. Прислушайтесь, как звучит сказка на ночь, прочитанная вашей бабушкой? Наверное, тихо и ровно, она успокаивает и убаюкивает маленького слушателя. В этот момент во всем мире для малыша существует только один голос. И этот голос создает его настроение, образы, мысли. Что увидит во сне ваше чадо — во многом зависит от того, что оно услышит и почувствует перед тем, как заснуть. Ведь пожелания спокойной ночи — это не пустые слова, а своего рода подведение итога дня, один из самых интимных моментов общения между взрослым и ребенком.                                                                  

   Однако сказка на ночь, насыщенная действием и эмоциями, может так увлечь малыша, что он будет переживать все события вместе с героями, волноваться за них и просить «почитать еще». Тут уж не до сна, когда царевну волк унес! Зато динамичные захватывающие сказки, прочитанные днем, поселят в малыше интерес к книгам и чтению: ведь опять закончили на самом интересном месте, а так хочется знать, что будет дальше, какие еще приключения ждут героев!

   Сказка же или стихи на ночь должны быть добрыми и незамысловатыми, чтобы успокоить и убаюкать малыша. А теплые пожелания спокойной ночи должны стать обязательной семейной традицией в любом доме.

   В психологии есть даже отдельное направление — сказкотерапия. Основная ее идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках. То есть малыш может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Маленький человечек учится сочувствию, становится более внимательным и усидчивым.

Есть мнение, что человек в своей жизни повторяет сценарий любимой сказки. Какая сказка станет любимой для Вашего малыша — Вы можете решить вместе с ним. Постарайтесь, чтобы эта сказка была со счастливым концом и учила тем же ценностям, что и Вы сами. Если Вы считаете, что «терпенье и труд все перетрут» — то читайте и обсуждайте вместе с малышом «Золушку». Если уверены, что всего можно добиться, «было бы желание» — то «Снежная королева» вместе с целеустремленной Гердой помогут Вам убедить в этом маленького слушателя. При чтении сказки обратите внимание на то, кто из героев наиболее симпатичен ребенку, с кого он берет пример. Согласитесь, Кай в той же сказке занимает пассивную позицию и не являет собой пример уверенного успешного поведения, хотя и его история заканчивается хорошо. Не пугайтесь, если Ваш малыш симпатизирует злодеям и динозаврам: попробуйте вместе найти положительные качества в этих персонажах: кто-то из них очень сильный, кто-то искренне заботится о своих детях, кто-то упорно идет к своей цели.
                       

Итак, прежде чем прозвучит волшебная сказка , пролистайте ее еще раз и убедитесь, что она короткая, простая, со счастливым концом и несет именно ту идею, которую вы сами хотели бы донести до своего малыша. Пусть пожелания спокойной ночи и сладких снов звучат в вашем доме каждый вечер, и не в двух словах, а в добрых сказках!

Примеры занятий для детей

Пример конспекта занятий для детей 3-4 лет

 1. Математика, развитие внимания

Цель:повторение темы «круг», развитие внимания

Педагог зачитывает стихотворение. Просит детей назвать предметы, которые изображены. Они похожи на круг. Педагог предлагает детям найти в классе предметы, которые похожи на круг.

2. Динамическая пауза

Цель: развитие чувства ритма, общей моторики, координации движений

Мы сегодня рано встали,

И зарядку делать стали.

Руки вверх, руки вниз,

Влево-вправо повернись.

На носочки поднимайся,

Приседай и выпрямляйся.

А теперь прямо встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз — и постоять.

Маршируют на месте.

Поднимают ручки вверх и вниз.

Повороты вправо-влево

Тянутся на носочки вверх.

Приседают.

Поднимают ручки вверх

Сжимают и разжимают кулачки.

Опускают ручки вниз.

3.Окружающий мир

Цель: познакомить детей с особенностью жизни, питания и появления на свет домашних птиц (куриц и петухов)

Материал:игрушка-цыплёнок

Педагог управляет игрушкой и общается с детьми от имени цыплёнка.

«Пи-пи-пи, здравствуйте, ребятки, меня зовут «Цыплёнок ЦЫП», а Вас как зовут?». Дети представляются, в случае, если они стесняются, то педагог помогает детям назвать себя. Цыплёнок: «Оченьприятно познакомиться, я гулял по саду и огороду и заблудился, не помню, где живу, помогите мне найти свой дом.

Педагог показывает изображения конюшни, коровника, овчарни, и последним показывает изображение курятника. Педагог при этом громко называет жилища домашних животных. Спрашивает у ребят: «Цып живёт в конюшне?»?Дети отвечают: «Нет» (в случае ошибок необходимо поправлять детей). «А кто же у нас живёт в конюшне? Лошади, правильно»

После того, как дом Цыплёнка ЦЫПа найден, цыплёнок предлагаетпознакомиться с жителямиптичьего двораи загадывает загадки.

Квохчет, хлопочет,

Детей созывает,

Всех под крылья собирает. (Курица с цыплятами)

Педагог показывает изображение курицы, описывает её. На голове у курочек гребень, небольшой, он бывает разной формы, клюв у курочки изогнутый. Цвет оперения бывает разный, чаще всего встречаются курочки-пеструшки с пёстрым оперением, но бывают и белые и чёрные курицы.  Цыплятки у курочки обычно жёлтого цвета, пушистые, у них пока нет перьев и гребешков. У кур нет на лапках перепонок, и они не умеют плавать.

Беленькие перышки,

Красный гребешок.

Кто это на колышке?  (Петя-петушок)

У петушков тоже есть гребешок, но он, как правило больше, чем гребень у курицы. В нижней части ног у петухов образуются наросты – шпоры. По ним можно определять возраст петухов: чем длиннее шпора, тем старше петушок.

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.  (Гусь)

У всех гусей вытянутая шея , а пальцы на ногах соединены перепонками для плавания. Клюв у гусей прямой, выгнутый или вогнутый. А жену гуся зовут Гусыня, а детки –маленькие гусята, они, когда маленькие также покрыты нежным жёлтым пухом, а вырастая покрываются оперением.

Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница,

Впереди корабль идет,

За собою их ведет.  (Утка с утятами)

Утки отличные пловцы, а помогают илм быстро плавать перепончатые лапки. У уточек вытянутый клюв. Домашние утки не умеют летать, не смотря на то, что у них есть крылья. Крылья у домашних уток слабые, а туловище очень тяжёлое. А мужа у утки зовут селезень. А как называются детки? Утята.

По двору он важно ходит

Раздувается как шар.

И совсем ему не лень

Бал-бал-бал кричать весь день.  (Индюк)

Индюки очень красиво окрашены, у них обычно пёстрые пёрышки и красивый хвост, который распускается веером, он служит для устрашения. Но на самом деле индюки очень трусливы, и готовы убегать при малейшей опасности, они редко летают, зато очень быстро бегают. А это индюшка с индюшатами.

Педагог показывает изображения птиц в процессе отгадывания загадок.

4. Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие полушарий головного мозга и синхронизация их работы через развитие ловкости и точности пальцев рук.

Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко-ко

Курочка клюёт зерно.

Га-га-га, — гогочет гусь, —

Я за зёрнышком нагнусь.

-Бал-бал-бал, -индюк сказал, —

Много зёрен я собрал.

Стал их селезень считать:

-Раз, два,три,четыре,пять!

 

(постукивают по столу)

(большой палец дотрагивается до                                              оставшихся пальцев)

(покрутили сложенные вместе пальцы)

(развели руки в стороны)

(подняли перед собой ладошку)

 

5. Развитие руки

Цель: учимся рисовать окружности

Материал: пустые рабочие листы и карандаши, большой лист или доска с мелом для педагога

Педагог последовательно показывает, как можно нарисовать портрет цыплёнка ЦЫПа и предлагает детям повторить.

6.Динамическая пауза

Цель: развитие чувства ритма, общей моторики, координации движений

Материал:Диск Е.Железновой№ 021 трек24 «Обезьянки»

7. Чтение и обучение грамоте

Цель: закрепление знаний о буквах и звуках А

Материалы:  изображение петуха, курицы, гуся, утки, кубики Зайцева

Педагог показывает изображение паровоза и спрашивает у детей:

  • Как гудит паровоз?
  • Уууууу
  • Если паровоз рядом с нами, то он гудит громко, как?
  • УУУУУУУУУУ, — дети кричат.
  • А если он отъехал далеко, то звук затихает и как звучит?
  • Уууууу, — дети говорят почти шёпотом (педагог подсказывает).

Педагог несколько раз говорит, что поезд то близко, то далеко и прочит гудеть в соответствии с командой.

  • Ребята, а какой звук мы произносили, когда гудели?
  • У!
  • А кто-нибудь помнит, мы на прошлом уроке видели, какая красивая буква его обозначает, найдёте на нашем кубике букву У?

Педагог раздаёт жёлтые кубики и предлагает детям найти букву У.

 Буква У напоминает ушки

У зайчонка на макушке.

У улитки рожки тоже

Так на букву У похожи.

Педагог показывает картинки с домашними птицами: петух, курица, гусь, утка и просит назвать животных, повторяет названия и долго тянет звук У.

  • Ребята, как вы думаете, есть ли звук У в слове петУх? А в слове гУсь?

Педагог пишет слова кубиками и просит найти букву У.

Педагог просит вспомнить, как выглядит буква А и найти её на кубике. После этого, если остаётся время предлагается детям назвать слова на У и на А (если дети будут затрудняться, педагог подсказывает).  Педагог по таблицам Зайцева  «пишет» слова на букву У или А.

8. Динамическая пауза

Цель: отдых, снятие статической нагрузки.отдых

Выполняем движения под музыку.

9. Развитие памяти

Цель: развитие памяти

Материал:картинки

Педагог раскладывает 4 картинки с домашними птицами и называет их вместе с детьми. Потом предлагает закрыть глаза и убирает картинку, предлагает назвать, какая птичка спряталась

10. Динамическая пауза

Цель: снятие статической нагрузки, обучение коллективным играм, удержанию в памяти задания

Материал:энергичная музыка, игрушка-кошка, стульчики или ширма

Педагог предлагает поиграть в прятки. Пока кошка сидит «дома» (домом может слушить как игрушечный домик, так и обычный стульчик) , цыплятки могут бегать по лужайке, а как только кот выходит на улицу, цыплята должны спрятаться в курятнике.

11. Творчество

Цель:развитие мелкой моторики руки, аккуратности, эстетического восприятия

Материал:ватные диски, кисточки, краски, стаканчики с водой, картонная цветная основа, клей ПВА, фломастеры, семечки

Педагог предлагает изобразить цыпляток на лужайке. Для этого раскрашиваем в жёлтый цвет ватные диски, наклеиваем их на картонную основу, фломастером подрисовываем клювики и лапки, пальчик окунаем в красную краску и ставим три красные точки – гребешок. Когда диски высохнут, чёрным фломастером подрисовываем глаз и дугу-крылышко. На полянку при помощи клея ПВА наклеиваем семечки.

Пример конспекта занятий для детей 4-5 лет

 1.Окружающий мир. Наш дом.

Цель: расширение кругозора,  знакомим детей с профессией архитектора, развиваем мышление, рассказываем о составляющих частях дома.

Материал: имитация  чертежа дома, два картонных дома, разрезанных на составляющие, иллюстрации различных домов, игрушечный объёмный домик.

Педагог начинает рассказывать начало сказки: «Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца – лубяная». Ребятки, а кто знает, что весной произошло с домом лисицы, когда солнышко стало припекать? После ответов детей подметим как важен материал из которого строят дом. Вспомним также сказку «Три поросёнка».

Давайте посмотрим из каких материалов возводят дома, строения. Перечисляем и демонстрируем: деревянные,  каменные, бетонные.

Ребятки, что есть общего у всех домов? (Окна, двери, стены, крыша и фундамент под землёй).

А кто строит дом? (Строители).Но ведь прежде чем построить дом его надо нарисовать, начертить, всё рассчитать, чтобы он не упал, не дал тещин. Кто же этим занимается? (для малышей создаётся затруднительная ситуация). Архитектор! Дословно с греческого языка можно перевести как «главный строитель».

Именно он продумывает, рассчитывает, чертит  будущий дом. От него зависит, как будет выглядеть дом или какое-нибудь здание, например, торговый центр. Нужно сделать и красиво, и надёжно. Это интересная и сложная, ответственная и творческая работа. Ребята, как вы думаете дом строят сверху или снизу?(Снизу). Педагог предлагает по рисунку (чертежу) архитектора построить дом.

У педагога готово минимум 2 варианта частей дома, чтобы малыши могли подумать какой верный. Перед тем как каждый раз прикрепить составляющую дома (можно на магнитной доске) малыши должны выбрать правильный вариант.

Итак, сначала закладывается фундамент под землёй. Он должен быть ровный, надёжный. Педагог на магните крепит нарисованный фундамент).

Далее возводятся стены (педагог  просит выбрать в соответствии с чертежом стену, прикрепляет стены).

Выбрать соответствующую чертежу  крышу (сверху крепим крышу)

Вставляем окно и дверь-выберем и эти детали по чертежу (прикрепляем).

Хвалим деток за помощь в постройке дома. Вот что у нас получилось(см. фото ниже)

Все элементы дома в точности по размеру и форме чертежа архитектора.

Возьмём игрушечный домик, важно, чтобы он был объёмный.

Расскажем, что передняя часть-это фасадная или фронтальная. Бывает  у дома терраса или веранда — летняя открытая (без стен) пристройка к дому, зданию.

Подчеркнём, что какой по высоте будет первый и второй этаж, сколько окон, какая форма крыши-это тоже продумывает архитектор, а строители строят так, как он начертит.

Объясним детям, что важно не только хорошо относиться к своему дому, но и к другим домам: не бить окна, не мусорить в подъезде, не царапать стены. Много труда люди вложили в постройку каждого дома, каждого строения, давайте уважать труд других людей!

Архитекторы должны уметь очень хорошо считать, давайте и мы с вами поучимся.

 2. Логоритмика

Цель: развитие чувства ритма, общей моторики, координации движений

Материал: диск Железновой 32 трек 4 «Платочки», по 1 платку на ребёнка.

3. Математика

Цель: закрепления счёта в пределах 10, закрепление понятий «большой», «поменьше», «самый маленький».

Материал: 10 маленьких различных игрушек, карточки с цифрами, 10 белых или цветных листов бумаги. Лист с заданием.

Педагог раскладывает в ряд 10 листов бумаги (если есть 10 свободных стульчиков, то можно использовать их). Иговорит, что наши игрушки, пришли в театр, но вот незадача, на стульчиках нет номеров (можем представить, что бумага – это как раз «стульчики»-места). У каждой игрушки есть свой билетик с номером, надо отсчитать сначала соответствующее количество мест и «посадить» игрушку на её место.

Педагог раздаёт по «билетику» — карточке с цифрой детям и выдаёт по одной игрушке. Дети по очереди подходят, отсчитывают до необходимой цифры, кладут билетик перед «сидением», а игрушку сажают.

Далее вместе с педагогом считаем от 1 до 10 уже по выложенным карточкам.

Педагог раздаёт задания и просит для каждой мышки подобрать подходящий ей по размеру домик (нарисовать линию, соединяющую мышку и домик). Начинаем от самых больших, заканчиваем самыми маленькими, или наоборот.

4. Логоритмика

Цель: учить различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди

– сзади (позади), справа – слева; различать левую и правую руки; отдых детей, следим за координацией движений.

Материал: Е. Железнова «Я еду – еду, руль кручу» трек 16 диск 28

5. Работа с предметом

Цель: развитие координации движения и логики, закрепление навыков конструирования, расширение знаний о профессии строителя и архитектора, повтор понятий выше-ниже.

Материал: кубики большие и маленькие.

Педагог предлагает построить башню. У кого будет самая большая и устойчивая башня? Время ограничено. Напомним малышам, что снизу должен быть фундамент и он должен быть устойчивый. Для этого деткам надо сообразить, что снизу надо поставить большие кубики, а сверху поменьше. После того как время истекло, смотрим у кого башня больше. Попробуем подуть на башни сбоку на верхние кубики изо всех сил-падают? У кого фундамент был из маленьких кубиков, они могут упасть. Делаем вывод: архитектор должен правильно рассчитать и нарисовать картинку (чертёж) будущего дома, а строители правильно по чертежу построить. Фундамент должен быть прочным и устойчивым.

 6. Пальчиковая гимнастика

Цель: закрепление темы дом, развитие мелкой моторики руки.

Я по лестнице иду, (Идём «указат». и средним пальцами «по лестнице».)

Свой этаж я сам найду. (То же самое другой рукой.)

Там я знаю дверь моя, (Рисуем в воздухе прямоугольник.)

Сам её открою я.(Изображаем «поворот ключа» и «открываем дверь».)

7. Постановка руки

Цель: готовим руку к письму.

Материал: рабочие листы с изображением дома, обычные графитные карандаши.

Расскажем малышам о том, что очень важно, чтобы стены дома были прямые, чтобы он не упал, фундамент должен быть ровный. Забор тоже красиво смотрится, когда он ровный и прямой. Окошечки должны быть красивыми одинаковыми. Предложим малышам аккуратно по линиям обвести наш дом и все предметы по пунктиру.

 8. Музыкальная пауза

Цель: развитие чувства ритма, общей моторики, координации движений

Материал: песенка про оленя.

(Французская народная песня)

У оленя дом большой (руки скрещены над головой, показываем рога,  затем широко их разводим)
Он глядит в своё окошко. (2 руки согнуты в локтях сначала горизонтально, а потом вертикально, изобразим окно).
Заяц по лесу бежит, (
руки согнуты в локтях и изображаем, что бежим на месте)
В дверь ему стучит!
(Кулачком стучим, словно в дверь)

— Стук, стук дверь открой, (Кулачком стучим, словно в дверь)
Там в лесу охотник злой!
(Рука согнута в кулачке, большой палец оттопырен, показываем назад, а потом словно прицеливаемся из ружья).

— Заяц, заяц забегай, (Показываем рукой жест, означающий, что можно войти).
Лапу мне давай! (
Протягиваем руку вперёд).

9. Чтение

Цель:  закрепить знания о букве М, учить читать слияния с буквой М.

Материалы:  кубики Зайцева,  иллюстрации к загадкам медведь, мыло, муха, изображение буквы М над входом в метро, листы каждому со словом «мама», цветные карандаши

Педагог просит детей внимательно послушать загадку и отгадать, какая буква загадана.

Эта буква спит в берлоге,

Моет руки, моет ноги,

Надоедливо жужжит

И по комнате кружит.

Ответ: буква М (медведь, мыло, муха)

Если дети отгадали, педагог обязательно просит детей объяснить. Дети должны назвать слова-отгадки и объяснить, что первый звук М. Про медведя педагог может спросить, что такое берлога.  Краткая беседа о том, что животные тоже имеют свои дома и сами себе их строят.

Педагог предлагает детям отгадать еще одну загадку и убедиться, правильно ли они отгадали букву. Но загадка не простая, это загадка хитрая, слушать надо внимательно и не торопиться.

Автор – И.Агеева

Видим мы в Москве метро,

 А над входом букву …

( Ответ: не О, а М)

Если дети называют О, педагог спрашивает почему О, где они видели букву О над входом в метро.

Показывается картинка с входом в метро и буквой М.

Просит детей принести кубик с буквой М.  А как написать ма?  Дети покажут кубик. Где мА.

Если нет, педагог просит послушать и первый звук тянет, второй «а» коротко произносит. Сколько здесь звуков?  Какие? М и А.

Педагог переставляет кубик на му. Буквы поменялись местами. Что получилось?  Кто так говорит?

Пропеваются  все склады на кубике. Далее педагог просит найти букву М на таблице и пропевает столбец на таблице.

Педагог берет кубик с М и кубик с А и маленькую игрушку.

А если наш помощник побежит от А к М? Что получится? Произнесем первую АААА, тянем и произносим вторую букву М. Что получается? АМ. Когда так говорят?

Поворачиваем кубик с А на У.  Также проводится беседа с м. Что такое м?

Педагог спрашивает, помнят ли ребята, почему буква М такая важная?

Составим из кубиков слово «мама».

Детям раздаются лист со словом мама, педагог просит закрасить, и они смогут потом подарить маме.

10. Динамическая пауза

Цель: развитие общей моторики, координации движений

Инвентарь: гимнастические скамейки, обруч, предметы для ограничения ползания в пространстве.

1.Игра «большой-пребольшой».  Игра способствует улучшению осанки.

Исходное положение: руки вдоль тела, голова прямо, подбородок приподнят, живот подтянут. Прямые руки поднять вверх, ладонями внутрь. Поднять голову и посмотреть в потолок. Потянуться вверх как можно выше, чтобы «стать великаном». Подняться на цыпочки, чтобы «достать до потолка». Вернуться в исходное положение и расслабиться. Вдох при подъёме, в конце упражнения.

2.Упражнение на четвереньках. Упражнение укрепляет и делает гибкими мышцы спины, рук, плечевого пояса. Ребёнок становится на пол, опираясь на руки и на ноги(на ступни, а не колени!) и ходит на четвереньках. Движение прямо, вперёд, в сторону, назад, как краб, слева направо, справа налево.

Упражнения можно выполнять под активную музыку и без обуви.

Ползаем на четвереньках по прямой между предметами, по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками; пролезаем в обруч.

11. Развитие речи

Цель: закрепление представлений об окружающем мире, расширение активного словарного запаса, развитие внимания и ловкости, знакомим с противоположными понятиями.

Материал: мяч

Педагог по очереди бросает деткам мяч и просит назвать противоположное значение (антоним).

Итак, дом может быть большой-маленький, тёмный-светлый, красивый-страшный, новый-старый, высокий-низкий, заброшенный — обжитой, одноэтажный-многоэтажный, любимый-ненавистный, и т.д.

 12. Массаж

Цель: развитие общей моторики, координации движений.

Инвентарь: массажёр с колёсиками (или ёжик, если нет такого массажёра)

Расскажем малышам, что раньше дома были деревянные, и надо было распиливать брёвна, прежде чем построить дом.

Упражнение «Пила».

«Пила» — имитируем движение пилы массажёром по рукам. Затем можно помассажировать таким же способом ступни.

Пилим, пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.

 13. Творчество

Цель: учимся аккуратности, развиваем мелкую моторику и глазомер, закрепляем материал и навык катания колбасок из пластилина.

Материал: пластилин, коробочка картонная — заготовка для дома, зелёный картон.

Расскажите деткам о том, что сегодня они сами смогут сделать вот такую избушку!

Ход работы:

1.Из маленькой коробочки вырежем заготовку.

2.Сделаем крышу и окошко. Крышу ничем склеивать не надо, так как сверху будет крыша из пластилина. Эту часть работы лучше выполнить до начала занятия педагогу, так как дети могут не успеть выполнить целиком поделку.

3.Раздаём пластилин заранее сформированный в одинаковые шарики  и просим накатать «колбасок»,то есть брёвен для нашей избушки.

4. Наклеим пластилиновые брёвна и крышу на нашу заготовку-избушка готова! Можно выставить её на зелёный картон, словно она на травке. Во время работы можно поспрашивать и напомнить о частях дома, где фасадная часть.

Примеры занятий для детей

  • Сказка дикие лебеди рисунки
  • Сказка дикие лебеди читать краткое содержание
  • Сказка димитровград отель телефон
  • Сказка джек и бобовый стебель чему учит
  • Сказка джек и бобовый стебель сказка джек и бобовый стебель