Сказка девочка снегурочка слушать

Интересный сказка девочка снегурочка читать онлайн полностью, владимир дальжили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат.

Интересный Сказка Девочка Снегурочка читать онлайн полностью, Владимир Даль

Сказка Девочка Снегурочка читать онлайн полностью, Владимир ДальЖили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек да и говорит:

— А что, старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая!

Старуха на комочек посмотрела, головой покачала да и говорит:

— Что же будешь делать — нет, так и взять негде. Однако старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять. Вот и слышат старики -пищит что-то в горшочке под ветошкой; они к окну — глядь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, и говорит им:

— Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.

Вот старики обрадовались, вынули ее, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик, завернув Снегурочку в полотенечко, стал ее нянчить и пестовать:

Спи, наша Снегурочка,

Сдобная кокурочка, *1

Из вешнего снегу скатана,

Вешним солнышком пригретая!

Мы тебя станем поить,

Мы тебя станем кормить,

В цветно платье рядить,

Уму-разуму учить!

Вот и растет Снегурочка на радость старикам, да такая-то умная, такая-то разумная, что такие только в сказках живут, а взаправду не бывают.

Все шло у стариков как по маслу: и в избе хорошо, и на дворе неплохо, скотинка зиму перезимовала, птицу выпустили на двор. Вот как перевели птицу из избы в хлев, тут и случилась беда: пришла к стариковой Жучке лиса, прикинулась больной и ну Жучку умаливать, тоненьким голосом упрашивать:

— Жученька, Жучок, беленькие ножки, шелковый хвостик, пусти в хлевушок погреться!

Жучка, весь день за стариком по лесу пробегавши, не знала, что старуха птицу в хлев загнала, сжалилась над больной лисой и пустила ее туда. А лиска двух кур задушила да домой утащила. Как узнал про это старик, так Жучку прибил и со двора согнал.

— Иди, — говорит, — куда хочешь, а мне ты в сторожа не годишься!

Вот и пошла Жучка, плача, со старикова двора, а пожалели о Жучке только старушка да дочка Снегурочка.

Пришло лето, стали ягоды поспевать, вот и зовут подружки Снегурочку в лес по ягодки. Старики и слышать не хотят, не пускают. Стали девочки обещать, что Снегурочки они из рук не выпустят, да и Снегурочка сама просится ягодок побрать да на лес посмотреть. Отпустили ее старики, дали кузовок да пирожка кусок.

Вот и побежали девчонки со Снегурочкой под ручки, а как в лес пришли да увидали ягоды, так все про все позабыли, разбежались по сторонам, ягодки берут да аукаются, в лесу друг дружке голоса подают.

Ягод понабрали, а Снегурочку в лесу потеряли. Стала Снегурочка голос подавать — никто ей не откликается. Заплакала бедняжка, пошла дорогу искать, хуже того заплуталась; вот и влезла на дерево и кричит: «Ау! Ау!» Идет медведь, хворост трещит, кусты гнутся:

— О чем, девица, о чем, красная?

— Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнцем подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки, в лес завели и покинули!

— Слезай, — сказал медведь, — я тебя домой доведу!

— Нет, медведь, -отвечала девочка Снегурочка, -я не пойду с тобой, я боюсь тебя -ты съешь меня! Медведь ушел. Бежит серый волк:

— Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?

— Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!

— Слезай, — сказал волк, — я доведу тебя до дому!

— Нет, волк, я не пойду с тобой, я боюсь тебя -ты съешь меня!

Волк ушел. Идет Лиса Патрикеевна:

— Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?

— Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!

— Ах, красавица! Ах, умница! Ах, горемычная моя! Слезай скорехонько, я тебя до дому доведу!

— Нет, лиса, льстивы твои слова, я боюся тебя — ты меня к волку заведешь, ты медведю отдашь… Не пойду я с тобой!

Стала лиса вокруг дерева обхаживать, на девочку Снегурочку поглядывать, с дерева ее сманивать, а девочка не идет.

— Гам, гам, гам! — залаяла собака в лесу. А девочка Снегурочка закричала:

— Ау-ау, Жученька! Ау-ау, милая! Я здесь — девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подруженьки у дедушки, у бабушки в лес по ягодки, в лес завели да и покинули. Хотел меня медведь унести, я не пошла с ним; хотел волк увести, я отказала ему; хотела лиса сманить, я в обман не далась; а с тобой. Жучка, пойду!

Вот как услыхала лиса собачий лай, так махнула пушняком своим и была такова!

Снегурочка с дерева слезла. Жучка подбежала, ее лобызала, все личико облизала и повела домой.

Стоит медведь за пнем, волк на прогалине, лиса по кустам шныряет.

Жучка лает, заливается, все ее боятся, никто не приступается.

Пришли они домой; старики с радости заплакали. Снегурочку напоили, накормили, спать уложили, одеяльцем накрыли:

Спи, наша Снегурочка,

Сдобная кокурочка,

Из вешнего снегу скатана,

Вешним солнышком пригретая!

Мы тебя станем поить,

Мы тебя станем кормить,

В цветно платье рядить,

Уму-разуму учить!

Жучку простили, молоком напоили, приняли в милость, на старое место приставили, стеречь двор заставили.

Сноски:

1. Кокурочка — булочка.

Иллюстрации нарисовал Конашевич В.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Урок русского языка в 10 классе

Тема:
Р. р. Сравнительная характеристика сказки В. И. Даля
«Девочка Снегурочка» и русской народной сказки «Снегурочка»

Цель: Обучать сопоставительному анализу текстов художественных
произведений в единстве формы и содержания; развивать навыки анализа,
сравнения, сопоставления художественных произведений с привлечением базовых
понятий по теории языка и литературы; вырабатывать умения обобщать,
систематизировать учебный материал, понимать проблему текста, выделять причинно-следственные
связи в высказываниях, формулировать выводы; формировать умения
слушать и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, эффективно
сотрудничать, сжато выборочно передавать содержание текста, выбирать наиболее
эффективные пути решения поставленной задачи;
 совершенствовать
духовно-нравственные качества личности; воспитывать сознательное отношение к
языку как к духовной ценности и средству общения, осознание эстетической
ценности русского языка.

Ход урока

1.
Актуализация опорных знаний. Вступительное слово учителя.

     Снегурочка –
наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского
духа. Образ Снегурочки является уникальным для русской культуры. Жизнь
Снегурочки окутана тайнами и легендами. Не очень понятно даже, откуда взялась
эта юная спутница Деда Мороза. В русских народных сказках Снегурочка никак не
связана с ним. По одним данным, ее родила Большая Ель. Девушка внезапно
появилась из-под пушистой еловой ветки, по другим — она дочь Весны Красны и
Мороза, а возможно, её вылепили из снега бездетные старики. Вылепили себе на
радость, да уберечь не смогли…

Образ
Снегурочки привлекал многих писателей и художников, и каждый находил в этом
образе свои неповторимые черты. Самое известное в литературе произведение
об этом персонаже – пьеса А. Н. Островского «Снегурочка», а в живописи –
картина художника В. М. Васнецова с одноименным названием.

Выступления
подготовленных учащихся с сообщениями о пьесе Островского и картине Васнецова.

2.
Мотивация учебной деятельности.

Многие писатели собирали и записывали
народные сказки. В. И. Даль, проведя 50 лет своей жизни среди простого народа,
просто не мог не записать услышанных им сказок. Хотя главный труд его жизни –
«Толковый словарь живого великорусского языка», великий учёный-лингвист собрал
более  тысячи народных сказок.

Он был удивительно бескорыстен и до
такой степени не придавал значения этому огромному труду, что подарил около
тысячи сказок издателю Афанасьеву, а Пушкину подарил сюжет сказки о золотой
рыбке. Под своим именем Даль опубликовал всего несколько сказок, и в их числе –
«Девочка Снегурочка». Очевидно, это были самые любимые сказки писателя.

Вспоминая прочитанные ещё в детстве
сказки, вы заметили, что далевская «Девочка Снегурочка» резко отличается от
других народных сказок, имеющих название «Снегурочка». Этот факт вызывает
интерес у каждого внимательного читателя. Готовясь к уроку, вы ознакомились с
текстами обеих сказок и продумали ответы на предложенные вам вопросы. Сейчас
нам предстоит провести коллективную исследовательскую работу по сопоставлению
сказки Даля и русской  народной сказки «
Снегурочка».

Анализируя тексты сказок,
вы будете развивать навыки анализа в единстве формы и содержания, применять на
практике базовые понятия по теории языка и литературы, вырабатывать умения
обобщать, систематизировать учебный материал, понимать проблему текста.

3. Коллективное обсуждение вопросов по
сравнительному анализу сказок в форме беседы.

Назовите общее в обеих сказках.

Общее в сказках – это то, что присуще
вообще народным сказкам
:

Зачин:
«Жили-были старик со старухой».

Множество просторечных слов с
уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Народные поговорки:
«стала дочка расти не по дням, а по часам», «души в ней не чают», «работа в руках
спорится» (народная сказка); «всё шло у стариков как по маслу», «лиса … была
такова» («Девочка Снегурочка»).

Сравнения:
«беленькая, точно снег», «обрадовалась граду, точно жемчугу перекатному»,
«Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату» (народная
сказка); «девочка беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок» («Девочка
Снегурочка»).

Постоянные эпитеты:
коса русая, чёрная туча (народная сказка); вешний снег, вешнее солнце, шёлковый
хвостик, девица красная, серый волк («Девочка Снегурочка»).

— При внимательном изучении текстов можно заметить,
что различий в сказках гораздо больше, чем общих моментов, и это говорит о том,
что Даль, отдав дань традиционным признаком народных сказок о Снегурочке,
создал своё оригинальное произведение с иным замыслом и вложил в неё своё
понимание народной идеи вечного обновления жизни. 

 —
Итак, какова роль зимы и весны в появлении Снегурочки на свет в первой и во
второй сказке?

В обеих сказках Снегурочка появляется
у старика и старухи из снега. Это их единственная радость в старости, потому
что своих детей у них нет.

Но в русской народной сказке
Снегурочку лепят дед и баба. Жизнь девочки из снега поддерживается только
холодом, а с наступлением весны она чувствует себя плохо. Весна как бы отторгает
все зимние забавы, в том числе и Снегурочку.

В сказке Даля, наоборот, весна
помогает Снегурочке появиться на свет. Под лучами весеннего солнышка тает
комочек снега, поднятый стариком, и весна вдыхает жизнь в этот снег.

Нас заинтересовала такая деталь: в
русской народной сказке Снегурочка рождается из зимнего снега, а в
далевской – из вешнего снега, да ещё и под лучами солнца.


Раскройте роль подруг в судьбе Снегурочки.  Какова цель прогулки в лес в
каждой из сказок?

В обеих сказках у Снегурочки
появляются подруги. Они-то и стали невольными виновницами беды, постигшей
Снегурочку. Только беда в сказках совершенно разная. Если в народной сказке
трагедия Снегурочки в том, что она вслед за подругами прыгнула через костёр и в
нём сразу растаяла, то далевской Снегурочке, рождённой от весеннего солнца,
огонь и жара не грозят. Она отправилась с подругами в лес за грибами и ягодами
и заблудилась там из-за своей неопытности.

Отношение Снегурочки и стариков
к прогулке в лес с подругами.

В народной сказке Снегурочка не хочет
идти в лес с подругами, потому что плохо чувствует себя летом, а старуха
уговаривает её, надеясь, что веселье с подружками пойдёт ей на пользу. В сказке
Даля наоборот: Снегурочка прекрасно чувствует себя летом и сама просится
отпустить её в лес, а старики «и слышать не хотят, не пускают». И отпустили они
дочку с опаской, только после обещаний подруг следить за Снегурочкой.


Как вы считаете, каков конец сказок: счастливый или печальный?

Народная сказка заканчивается
печально: «Прыгнула над огнём и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко
».
На все призывы подруг им окликнулось только эхо в лесу.
В
такой концовке нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене
сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает,
превращаясь в облачко). Здесь обнаруживается связь с календарным (купальским)
обрядом прыганья через костер. Снегурочка как сезонный (зимний) персонаж
погибает с приходом лета.

А в сказке Даля животные дают
Снегурочке шанс вернуться домой.

Таким образом, сказка Даля имеет
счастливый конец, что является особенностью народных сказок.

 Народная сказка тоже не исключение в
этом плане. Просто в ней мы воспринимаем Снегурочку не как живое существо, а
как символ зимы, и с её исчезновением у нас не возникает чувства грусти: ведь
грустить о растаявшей Снегурочке – это всё равно, что грустить летом о
растаявших снеговиках. Все знают, что смена времён года – это закон природы, и
Снегурочка вернётся в положенное ей время. Поэтому не подружки виновны в гибели
Снегурочки, а наступившее лето, ведь гулянья с кострами происходят на Ивана
Купалу. Кстати, в народной сказке не случайно отсутствует и реакция стариков на
исчезновение Снегурочки.


В какой из сказок присутствует дополнительный сюжет и в связи с ним
дополнительные герои?

Можно заметить ещё одну
примечательную особенность сказки Даля: присутствие в ней животных. В «Девочке
Снегурочке» животные делятся на диких и домашних. Снегурочка не доверяет таким
хищникам, как медведь, волк и лиса, зато спокойно принимает помощь верной
собаки: «Я в обман не далась, а с тобой, Жучка, пойду». А эпизод, связанный с
доверчивой Жучкой и хитрой лисой, присутствует здесь, как сказка в сказке. В
свою очередь, и Снегурочка даёт возможность провинившейся собаке вернуться
домой. Увидев внучку целой и невредимой, старик прощает собаку за прежние
провинности и оставляет на подворье.


К какому виду сказок можно отнести народную, а к какому – сказку Даля?

Обе сказки относятся к волшебным, но
сказка Даля ещё относится и к сказкам о животных.


Внешность Снегурочки в одной и в другой сказке; качества её характера
(подтвердить цитатами); в какой из сказок эти качества больше проявляются в человеческих
поступках Снегурочки и в каких?

Обе сказки разнятся такими деталями
внешности героини:

В народной сказке у Снегурочки
«румянца нет вовсе», а у Даля она «вешним солнышком пригрета и нарумянена».

        
Сказка Даля не зря называется «Девочка Снегурочка»: его Снегурочка уже человек,
разбирающийся в характерах животных, и на неё смена времён года не влияет. При
своём рождении она прошла испытание солнечными лучами: снег в горшочке растаял,
и только после этого появилась Снегурочка. И старики очень беспокоятся,
отпуская Снегурочку в лес. Они относятся к ней не как к сказочному существу, а
как к человеку.

В народной сказке прославляются такие
качества Снегурочки: «…и умная, и смышлёная, и весёлая. Со всеми ласковая,
приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоёт –
заслушаешься». Далевская Снегурочка «умная, разумная, …такие только в сказках
живут, а взаправду не бывают». Здесь автор проводит тонкую грань между
превращением сказочной Снегурочки в обычную девочку. Эта новая Снегурочка свои
лучшие качества проявляет в человеческих поступках: она добрая и ласковая по
отношению к Жучке (называет её «Жучечка», «милая», жалеет, когда старик прогнал
собаку со двора), она и трудолюбивая (идёт с подружками в лес не гулять, а
собирать ягоды), она и смышлёная (не поддаётся на похвалы и посулы диких
животных).


В какой из сказок соблюдается народная традиция повторов?

В сказке Даля мы находим народную
традицию повторов: трижды повторяется разговор Снегурочки с медведем, волком и
лисой; старуха дважды поёт колыбельную песню.


Сделайте вывод: какая из сказок стоит ближе к традиционному
изображению Снегурочки в народном творчестве, а какая отличается своей
оригинальностью и выходит за пределы традиций, в чём?

На основании сопоставительного
анализа сказок можно сделать вывод о том, что русская народная сказка стоит
ближе к традиционному изображению Снегурочки в народном творчестве, а сказка
Даля необычна, оригинальна и выходит за пределы традиций. Очевидно, именно
поэтому она и была дорога Далю, и он издал её под своим именем.

4. Подведение итогов урока.
Оценивание ответов учащихся.

Домашнее задание:
сочинение-миниатюра на тему

 «Мои любимые сказочные
героини».

  • Сказка девочка и разбойники читать
  • Сказка девочка и кувшинчик читать
  • Сказка девочка даль девочка снегурочка читать
  • Сказка двенадцать месяцев иллюстрации
  • Сказка двенадцать подвигов геракла