Снегурочка
Русская народная сказка «Снегурочка» с рисунками Л. Ходакова
Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.
Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.
— А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега дочку сделаем.
— Давай, — говорит старуха.
Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок.
Глядь — а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.
Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет — заслушаешься.
Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки.
А Снегурочка вдруг запечалилась.
— Что с тобой, дочка? — спрашивает старик. — Что ты такая невеселая стала? Иль тебе не можется?
— Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.
Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.
А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше — дождичек.
Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному.
А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.
За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:
— Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.
Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила:
— Поди, дочка, повеселись с подружками!
Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.
А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала.
Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они — а Снегурочки нет.
Снегурочка: Сказка
Жил-был крестьянин Иван, и была у него жена Марья. Жили Иван да Марья в любви и согласии, вот только детей у них не было. Так они и состарились в одиночестве. Сильно они о своей беде сокрушались и только глядя на чужих детей утешались. А делать нечего! Так уж, видно, им суждено было. Вот однажды, когда пришла зима да нападало молодого снегу по колено, ребятишки высыпали на улицу поиграть, а старички наши подсели к окну поглядеть на них. Ребятишки бегали, резвились и стали лепить бабу из снега. Иван с Марьей глядели молча, призадумавшись. Вдруг Иван усмехнулся и говорит:
— Пойти бы и нам, жена, да слепить себе бабу!
На Марью, видно, тоже нашел веселый час.
— Что ж, — говорит она, — пойдем, разгуляемся на старости! Только на что тебе бабу лепить: будет с тебя и меня одной. Слепим лучше себе дитя из снегу, коли Бог не дал живого!
— Что правда, то правда… — сказал Иван, взял шапку и пошел в огород со старухою.
Они и вправду принялись лепить куклу из снегу: скатали туловище с ручками и ножками, наложили сверху круглый ком снегу и обгладили из него головку.
— Бог в помощь? — сказал кто-то, проходя мимо.
— Спасибо, благодарствуем! — отвечал Иван.
— Что ж это вы поделываете?
— Да вот, что видишь! — молвит Иван.
— Снегурочку… — промолвила Марья, засмеявшись.
Вот они вылепили носик, сделали две ямочки во лбу, и только что Иван прочертил ротик, как из него вдруг дохнуло теплым духом. Иван второпях отнял руку, только смотрит — ямочки во лбу стали уж навыкате, и вот из них поглядывают голубенькие глазки, вот уж и губки как малиновые улыбаются.
— Что это? Не наваждение ли какое? — сказал Иван, кладя на себя крестное знамение.
А кукла наклоняет к нему головку, точно живая, и зашевелила ручками и ножками в снегу, словно грудное дитя в пеленках.
— Ах, Иван, Иван! — вскричала Марья, задрожав от радости. — Это нам Господь дитя дает! — и бросилась обнимать Снегурочку, а со Снегурочки весь снег отвалился, как скорлупа с яичка, и на руках у Марьи была уже в самом деле живая девочка.
— Ах ты, моя Снегурушка дорогая! — проговорила старуха, обнимая свое желанное и нежданное дитя, и побежала с ним в избу.
Иван насилу опомнился от такого чуда, а Марья была без памяти от радости.
И вот Снегурочка растет не по дням, а по часам, и что день, то все лучше. Иван и Марья не нарадуются на нее. И весело пошло у них в дому. Девки с села у них безвыходно: забавляют и убирают бабушкину дочку, словно куколку, разговаривают с нею, поют песни, играют с нею во всякие игры и научают ее всему, как что у них ведется. А Снегурочка такая смышленая: все примечает и перенимает.
И стала она за зиму точно девочка лет тринадцати: все разумеет, обо всем говорит, и таким сладким голосом, что заслушаешься. И такая она добрая, послушная и ко всем приветливая. А собою она — беленькая, как снег; глазки что незабудочки, светло-русая коса до пояса, одного румянцу нет вовсе, словно живой кровинки не было в теле… Да и без того она была такая пригожая и хорошая, что загляденье. А как, бывало, разыграется она, так такая утешная и приятная, что душа радуется! И все не налюбуются Снегурочкой. Старушка же Марья души в ней не чает.
— Вот, Иван! — говаривала она мужу. — Даровал-таки нам Бог радость на старость! Миновалась-таки печаль моя задушевная!
А Иван говорил ей:
— Благодарение Господу! Здесь радость не вечна, и печаль не бесконечна…
Прошла зима. Радостно заиграло на небе весеннее солнце и пригрело землю. На прогалинах зазеленела мурава, и запел жаворонок. Уже и красные девицы собрались в хоровод под селом и пропели:
— Весна-красна! На чем пришла, на чем приехала.
— На сошечке, на бороночке!
А Снегурочка что-то заскучала.
— Что с тобою, дитя мое? — говорила не раз ей Марья, приголубливая ее. — Не больна ли ты? Ты все такая невеселая, совсем с личика спала. Уж не сглазил ли тебя недобрый человек?
А Снегурочка отвечала ей всякий раз:
— Ничего, бабушка! Я здорова…
Вот и последний снег согнала весна своими красными днями. Зацвели сады и луга, запел соловей и всякая птица, и все стало живей и веселее. А Снегурочка, сердечная, еще сильней скучать стала, дичится подружек и прячется от солнца в тень, словно ландыш под деревцем. Ей только и любо было, что плескаться у студеного ключа под зеленою ивушкой.
Снегурочке все бы тень да холодок, а то и лучше — частый дождичек. В дождик и сумрак она веселей становилась. А как один раз надвинулась серая туча да посыпала крупным градом. Снегурочка ему так обрадовалась, как иная не была бы рада и жемчугу перекатному. Когда ж опять припекло солнце и град взялся водою, Снегурочка поплакалась по нем так сильно, как будто сама хотела разлиться слезами, — как родная сестра плачется по брату.
Вот уж пришел и весне конец; приспел Иванов день. Девки с села собрались на гулянье в рощу, зашли за Снегурочкой и пристали к бабушке Марье:
— Пусти да пусти с нами Снегурочку!
Марье не хотелось пускать ее, не хотелось и Снегурочке идти с ними; да не могли отговориться. К тому же Марья подумала: авось разгуляется ее Снегурушка! И она принарядила ее, поцеловала и сказала:
— Поди же, дитя мое, повеселись с подружками! А вы, девки, смотрите берегите мою Снегурушку… Ведь она у меня, сами знаете, как порох в глазу!
— Хорошо, хорошо! — закричали они весело, подхватили Снегурочку и пошли гурьбою в рощу. Там они вили себе венки, вязали пучки из цветов и распевали свои веселые песни. Снегурочка была с ними безотлучно.
Когда закатилось солнце, девки наложили костер из травы и мелкого хворосту, зажгли его и все в венках стали в ряд одна за другою; а Снегурочку поставили позади всех.
— Смотри же, — сказали они, — как мы побежим, и ты также беги следом за нами, не отставай!
И вот все, затянувши песню, поскакали через огонь.
Вдруг что-то позади их зашумело и простонало жалобно:
Оглянулись они в испуге: нет никого. Смотрят друг на дружку и не видят между собою Снегурочки.
— А, верно, спряталась, шалунья, — сказали они и разбежались искать ее, но никак не могли найти. Кликали, аукали — она не отзывалась.
— Куда бы это девалась она? — говорили девки.
— Видно, домой убежала, — сказали они потом и пошли в село, но Снегурочки и в селе не было.
Искали ее на другой день, искали на третий. Исходили всю рощу — кустик за кустик, дерево за дерево. Снегурочки все не было, и след пропал. Долго Иван и Марья горевали и плакали из-за своей Снегурочки. Долго еще бедная старушка каждый день ходила в рощу искать ее, и все кликала она, словно кукушка горемычная:
— Ау, ау, Снегурушка! Ау, ау, голубушка.
И не раз ей слышалось, будто голосом Снегурочки отзывалось: «Ау!». Снегурочки же все нет как нет! Куда же девалась Снегурочка? Лютый ли зверь умчал ее в дремучий лес, и не хищная птица ли унесла к синему морю?
Нет, не лютый зверь умчал ее в дремучий лес, и не хищная птица унесла ее к синему морю; а когда Снегурочка побежала за подружками и вскочила в огонь, вдруг потянулась она вверх легким паром, свилась в тонкое облачко, растаяла… и полетела в высоту поднебесную.
Сказка «Снегурочка»
“Снегурочка” – русская народная сказка о девочке, которую старик со старухой вылепили из снега и сделали своей дочкой. Эта добрая, но печальная история должна научить малышей быть осторожными и не идти на поводу у чужого мнения.
Жили-были старик со старухой и не было у них детей. Долго они горевали и решили однажды вылепить себе дочку из снега. Девочка получилась необыкновенно красивая. И как же рада были дед с бабой, когда Снегурочка ожила. Зимой их дочка была очень веселой, а с приходом тепла погрустнела. Пошла она однажды с подружками с лес погулять и через костер попрыгать.
Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!
Снегурочка
Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жили-были дед да баба. Всего у них было вдоволь – и коровушка, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было. Очень они печалились, всё горевали. Вот раз зимой пало снегу белого по колено. Ребятишки соседские на улицу высыпали – на санках кататься, снежками бросаться, да и стали снежную бабу лепить.
Глядел на них дед из окошка, глядел и говорит бабе:
– Что, жена, призадумавшись сидишь, на чужих ребят глядишь, пойдём-ка и мы, разгуляемся на старости лет, слепим и мы снежную бабу.
А на старуху, верно, тоже весёлый час накатил. – Что ж, пойдём, дед, на улицу. Только на что нам бабу лепить? Давай-ка вылепим дочку Снегурочку.
Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки – роток. Куда как хороша снежная дочка Снегурочка! Смотрят на неё дед с бабой – не насмотрятся, любуются – не налюбуются. А у Снегурочки роток улыбается, волосок завивается.
Шевельнула Снегурочка ножками-ручками, с места сдвинулась да и пошла по огороду к избе.
Дед и баба точно ума лишились – к месту приросли.
– Дед, – баба кричит, – да это у нас доченька живая, Снегурочка дорогая! И в избу бросилась. То-то радости было!
Растёт Снегурка не по дням, а по часам. Что ни день – Снегурка всё краше. Дед и баба на неё не насмотрятся, не надышатся. А собой Снегурка – как снежинка белая, глазки что голубые бусины, русая коса до пояса. Только румянца у Снегурки нет как нет да в губах ни кровиночки. А и так хороша Снегурушка!
Вот пришла весна-ясна, понабухли почки, полетели пчёлы в поле, запел жаворонок. Все ребята рады-радёшеньки, девушки весенние песни поют. А Снегурочка заскучала, невесела стала, всё в окошко глядит, слезы льёт.
Вот и лето пришло красное, зацвели цветы в садах, созревает хлеб в полях.
Пуще прежнего Снегурка хмурится, всё от солнца прячется, все бы ей в тень да в холодок, а того лучше под дождичек.
Дед да баба все ахают:
– Уж здорова ли ты, доченька? – Здорова я, бабушка.
А сама всё в уголок прячется, на улицу не хочет. Вот раз собрались девушки в лес по ягоду – по малинку, черничку, алу земляничку.
Стали и Снегурку с собою звать:
– Пойдём да пойдём, Снегурочка. – Пойдём да пойдём, подруженька. Неохота Снегурочке в лес идти, неохота Снегурочке под солнышко. А тут дед и баба велят:
– Иди, иди, Снегурочка, иди, иди, деточка, повеселись с подружками.
Взяла Снегурочка кузовок, пошла в лес с подружками. Подружки по лесу ходят, венки плетут, хороводы водят, песни поют.
А Снегурочка нашла студёный ручеёк, около него сидит, в воду глядит, пальцы в быстрой воде мочит, каплями, словно жемчугом, играет.
Вот и вечер пришёл. Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костёр из хворосту, стали через костёр прыгать. Неохота прыгать Снегурочке. Да пристали к ней подруженьки. Подошла Снегурочка к костру. Стоит-дрожит, в лице ни кровинки нет, русая коса рассыпалась. Закричали подруженьки:
– Прыгай, прыгай, Снегурочка!
Разбежалась Снегурочка и прыгнула.
Зашумело над костром, застонало жалобно, и не стало Снегурочки.
Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.
Снегурочка русская народная сказка
Снегурочка слушать
Снегурочка читать
Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.
Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.
— А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега дочку сделаем.
— Давай, — говорит старуха.
Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок.
Глядь — а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.
Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет — заслушаешься.
Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки.
А Снегурочка вдруг запечалилась.
— Что с тобой, дочка? — спрашивает старик. — Что ты такая невеселая стала? Иль тебе не можется?
— Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.
Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.
А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше — дождичек.
Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.
За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:
— Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.
Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила:
— Поди, дочка, повеселись с подружками!
Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.
А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала.
Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они — а Снегурочки нет.
Русская сказка
Читайте, смотрите и слушайте детские сказки
Снегурочка
- Дурак и береза
- Лиса-повитуха-5
Русская народная сказка «Снегурочка»
Детям и взрослым образ Снегурочки напоминает о зиме, новогодних праздниках и Дедушке Морозе. Но возник этот персонаж безотносительно к привычному для нас типажу девушки в голубой шубке с русыми косами.
Своим появлением этот образ обязан русскому фольклору, который, в свою очередь, позаимствовал его из мифологических представлений о лесных духах. В культуре празднования Нового Года он появился только в 1935 году. До тех пор Снегурочка существовала как персонаж русской народной сказки, пьесы А.Н. Островского и оперы Н.А. Римского-Корсакова.
Снегурочка в русской народной сказке – это девочка, которую бездетные баба и дед вылепили из снега. К их изумлению снежная фигура ожила и превратилась в живого человека. И все у нее было, как у обыкновенного человеческого ребенка, только вот с наступлением весны, Снегурочка стала все чаще печалиться и плакать. Дед и баба стали замечать, что девушка радуется дождю и граду, а лучи солнца приводят её к огорчению. Родители, пожелав развеселить свою волшебную дочь, отправили ее вместе с другими девушками в лес собирать грибы и ягоды. Снегурочка поддалась на уговоры и отправилась с подружками. Девушки в лесу решили прыгать через костер, прыгнула и Снегурочка. Огонь растопил ее, и превратилась она в маленькое облако. Финал довольно печальный.
Отсутствие счастливой концовки необходимо для того, чтобы донести до читателя основной смысл и назидательную мысль.
Трактовать содержание сказки можно следующим образом: каждый человек особенный и у каждого свой путь, не стоит пытаться быть таким как все и уступать требованиям общества.
История будет поучительна как для детей, так и для их родителей.
Детей она научит отстаивать свои интересы, сохранять собственную независимость и не идти на поводу у окружающих. Бедой может обернуться любой, даже самый безобидный поступок, поэтому нужно думать о последствиях, даже если все вокруг настаивают на этом.
Родителям сказка тоже преподносит урок: не надо пытаться сделать своих детей такими, как все, напротив, нужно видеть в ребенке индивидуальность.
Еще один содержательный пласт текста направлен на объяснение различных явлений природы: снег, растаяв, испаряется и становится облаком, из которого идет дождь. Сказка в образной форме дает наглядное представление ребенку о том, как это происходит.
В фольклорном тексте живописно переданы картины русской природы: наступление зимы, приход весны и лета. Из сказки можно почерпнуть информацию о быте крестьянских семей, особенно детворы: зимой они лепят снежных баб и играют в снежки, летом их развлечением становятся салки, сбор грибов и ягод, песни и хороводы, прыжки через костер, плетение венков. Полезным будет узнать и о том, как Снегурочка помогает своим родителям вести домашнее хозяйство.
Читайте русскую народную сказку «Снегурочка» на нашем сайте бесплатно и без регистрации.
Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.
Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.
— А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега дочку сделаем.
— Давай, — говорит старуха.
Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь — а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.
Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет — заслушаешься.
Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки.
А Снегурочка вдруг запечалилась.
— Что с тобой, дочка? — спрашивает старик. — Что ты такая невеселая стала? Иль тебе не можется?
— Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.
Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.
А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше — дождичек.
Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.
За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:
— Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.
Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила:
— Поди, дочка, повеселись с подружками!
Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.
А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала.
Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они — а Снегурочки нет.
Снегурочка — Русская сказка
Снегурочка (русская сказка)
Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно горе — детей у них не было. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про своё горе думают.
— А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега дочку сделаем.
— Давай, — говорит старуха.
Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок.
Глядь — a y Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.
Обрадовались старики, привели её в избу. Глядят на неё, не налюбуются.
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то всё краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растёт дочка и умная, и смышлёная, и весёлая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоёт — заслушаешься.
Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинках, запели жаворонки. А Снегурочка вдруг запечалилась.
— А что с тобой, дочка? — спрашивают старики. Что ты такая невесёлая стала? Иль тебе неможется?
— Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.
Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.
А Снегурочка день ото дня всё печальнее, всё молчаливее становится. От солнца прячется. Всё бы ей тень да холодок, а ещё лучше — дождичек.
Раз надвинулась чёрная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.
За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:
— Идём с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.
Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха её уговорила:
— Пойди, дочка, повеселись с подружками!
Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.
А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костёр и давай друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала.
Побежала она в свой черёд за подружками.
Прыгнула над огнём и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они — а Снегурочки нет.
Стали они кликать её:
— Ау, ау, Снегурушка!
Только эхо им в лесу откликнулось…
Русская народная сказка в картинках. Иллюстрации.
Сказка Снегурочка читать:
Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно горе – детей у них не было. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про своё горе думают.
– А что, старуха, – говорит старик, – давай мы себе из снега дочку сделаем.
– Давай, – говорит старуха.
Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок.
Глядь – a y Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.
Обрадовались старики, привели её в избу. Глядят на неё, не налюбуются.
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то всё краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растёт дочка и умная, и смышлёная, и весёлая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоёт – заслушаешься.
Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинках, запели жаворонки. А Снегурочка вдруг запечалилась.
– А что с тобой, дочка? – спрашивают старики. Что ты такая невесёлая стала? Иль тебе неможется?
– Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.
Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.
А Снегурочка день ото дня всё печальнее, всё молчаливее становится. От солнца прячется. Всё бы ей тень да холодок, а ещё лучше – дождичек.
Раз надвинулась чёрная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному.
А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.
За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:
– Идём с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.
Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха её уговорила:
– Пойди, дочка, повеселись с подружками!
Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.
А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костёр и давай друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала.
Побежала она в свой черёд за подружками.
Прыгнула над огнём и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: “Ау!” Обернулись они – а Снегурочки нет.
Стали они кликать её:
– Ау, ау, Снегурушка!
Только эхо им в лесу откликнулось.
Тема
урока: Русская народная сказка «Снегурочка».
Цель
урока: повышение навыков сознательного,
правильного и выразительного чтения.
1. Образовательная:
изучить русскую народную сказку «Снегурочка», определить художественное
своеобразие текста.
2. Развивающая:
развивать умения анализировать, умения выразительно и правильно читать,
рассуждать, пересказывать, развивать творческие способности.
3. Воспитывающая:
создать условия для формирование интереса к литературному произведению.
Методы:
метод творческого чтения, репродуктивный,
интерпретация, частично — поисковый, исследовательский
Оборудование:
учебник литературного чтения 2 класс, 1 часть, Л.А.
Ефросинина, иллюстрации Снегрочки, аудиозапись сказки, памятка «Как составить
синквейн»
№
Этапы
урока / Цель урока.
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
УУД
1
Орг.
Момент
Цель: ввести
учащихся в учебную ситуацию
На уроке тишина
Нам особенно
нужна
Уходите разговоры
в вестибюли, в коридоры
Не мешайте нам
читать,
На вопросы
отвечать!
Приветствуют учителя. Организуют рабочее
место.
Л:сформирована
учебная мотивация;
формирование
навыков самоорганизации
2
Проверка
домашней работы
Цель:
проверить, как дети выполнили домашнее задание, все ли готовы к уроку
-Ребята,
какое произведение мы изучали на предыдущем уроке?
—
Кто его автор?
-А
сейчас мы с вами прочитаем произведение «Девочка Снегурочка» по ролям.
—
Мы изучали произведение «Девочка Снегурочка»
—
Автор произведения Владимир Иванович Даль
Читают
сказку по ролям.
Л: ученик
осознает смысл учения
П:владеет
способом решения проблемы, умеют осмысленно читать и извлекать нужную
информацию
3
Подготовка к восприятию новой темы
Цель: настроить на восприятия нового
текста, определить тему и цель урока
—
Откройте учебник на странице 138 и определите тему нашего урока.
—
Какова цель нашего урока?
Открывают
учебник, говорят тему: Русская народная сказка «Снегурочка».
—
Изучить сказку «Снегурочка», проанализировать, научиться, выразительно
читать.
П: поиск и
выделение необходимой информации ;
– выбор наиболее эффективных способов
решения задач ;
— планирование;
К: использование
критериев для обоснования своего суждения.
4
Первичный
синтез
Цель:
отработать навыки слушания и понимания текста
—
Какие произведение русского народного творчество мы изучили?
-Как
вы думаете, почему сказка названа «Снегурочка»?
—
Скажите, кто такая Снегурочка?
—
Объясните значение следующих слов:
-Миновала
зима
Ступай
Студеный
ручеек.
Сапожки
сафьяновые
Атласная
лента
—
Как вы понимаете выражение:
Холодком
дохнет?
—
Сейчас прослушаем сказку, а вы внимательно слушайте, а потом ответьте на
вопросы.
— Мы изучили, скороговорки
загадки, также мы изучили сказку « У страха глаза велики», «Дети деда
Мороза».
— Потому
что речь в сказке будет идти о Снегурочке, она главный герой произведения
— Это сказочный
и новогодний персонаж, внучка Деда Мороза, его постоянная
спутница и помощница.
—
Прошла.
—
Иди.
— Холодный.
— сапожки из
овечьих шкур
-текстильное
изделие, сделанное из шелка
— Похолодает.
-Дети
внимательно слушают.
5
Физкультминтка
Встанем,
дети,
(Встали.)
Скажем
тихо:
Раз,
два, три, четыре, пять. —
(Шагаем.)
Приподнялись,
(Поднялись
на носочках.)
Чуть
присели
(Приседаем.)
И
соседа не задели,
(
Садимся.)
А
теперь придется встать, (Встали, потянулись.)
Тихо
сесть, (Ровненько сели.)
Повторяют
движения за учителем
6
Анализ
текста
Цель: учить
понимать замысел автора, определить тему и идею произведения
—
Кто герои сказки?
Почему
дед и баба стали лепить Снегурочку? Расскажите.
Как
они отнеслись к появлению у них Снегурочки?
—
В какое время года начинаются события?
—
Как росла Снегурочка? Зачитайте.
Какая
выросла Снегурочка?
—
Какое настроение было у Снегурочки, когда пришла весна?
—
Почему она не выходила на улицу?
-Почему
растаяла Снегурочка?
—
Во что превратилась Снегурочка?
—
Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка? может ли она опять появиться на
земле?
—
Рассмотрите иллюстрацию на стр. 141
Найдите
и прочитайте отрывок, которыйподходит к нему
— Снегурочка,
дед, бабка, подружки.
—
Потому что у них не было детей, они очень горевали.
— С радостью,
они испытывали счастьем.
—
События начинаются зимой
— Не по дням, а
по часам. Что не день – все умнее, да милее становится.
—
Грустное, по белым щекам слезы катились, боится за порог выйти.
—
Боялась выйти за порог, потому что было жарко.
— Потому
что прыгнула через костер.
—
Превратилась в облачко.
— Нет,
наступит зима, и бабушка с дедушкой могут снова ее слепить.
—
Рассматривают иллюстрацию и зачитывают отрывок.
—
«Смотрят девушки – где же Снегурочка? Нет её. Только над костром белый пар
вьется. Свился в тонкое облачко, и полетело облачко высоко, высоко — другие
облака догонять. Растаяла Снегурочка.
П: поиск и
выделение необходимой информации ;
– выбор
наиболее эффективных способов решения задач ;
—
планирование;
К:
использование критериев для обоснования своего суждения
7
Вторичный
синтез
Цель: подготовить
детей к выразительному чтению сказки
Выразительное
чтение 3 части по ролям.
— Давайте
прочитаем 3 часть сказки по ролям, но прежде чем начать читать, нам
необходимо узнать, сколько действующих лиц нам понадобиться?
При чтении
постарайтесь выразительно читать и передать характер героев.
— Нам
понадобиться 4 героя: автор, девушки, Снегурочка, бабушка.
— Читают
самостоятельно.
К:
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
Л:следование
в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
8
Подведение
итогов
Цель: обобщить
и систематизировать знания учащихся
-Какое
произведение мы сегодня изучили?
—
Авторская ли эта сказка?
-Счастливы
ли были дед и бабка в начале сказки? Почему?
—
А когда счастье поселилось в их доме?
—
Значит, без детей нет счастья в семье. Вот мы и раскрыли тайну
сказки. Это сказка о семейном счастье, которое без детей не бывает.
-Какой
была Снегурочка?
Составление
синквейна под руководством учителя, используя памятку.
Записывает
на доске.
—
Сказка Снегурочка.
—
Нет, ее сочинил народ.
—
Да, потому что у них не было детей, а появилась Снегурочка и в дом пришло
счастье.
—
Когда слепили Снегурочку.
-Послушно,
доброй, помощница.
Снегурочка.
Добрая,
послушная.
Заботится,
помогает, грустит.
Радует
деда с бабкой, веселит.
Доченька.
П:контроль и оценка процесса и результатов деятельности
;
Л:
самооценка на основе критерия успешности;
К:использование критериев для обоснования своего
суждения;
9
Домашняя
работа
Цель:
дать установку на тренировку определенных умений.
Сообщает
задание на дом:
—
Сочините свою сказку о Снегурочке, используя прием «Сказка за 10 минут)
— Слушают
внимательно учителя и записывают задание в дневник.
Л: Способность
организации самостоятельной учебной деятельности