Сказка девочка снегурочка читать текст полностью

Интересный сказка девочка снегурочка читать онлайн полностью, владимир дальжили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат.

Интересный Сказка Девочка Снегурочка читать онлайн полностью, Владимир Даль

Сказка Девочка Снегурочка читать онлайн полностью, Владимир ДальЖили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек да и говорит:

— А что, старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая!

Старуха на комочек посмотрела, головой покачала да и говорит:

— Что же будешь делать — нет, так и взять негде. Однако старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять. Вот и слышат старики -пищит что-то в горшочке под ветошкой; они к окну — глядь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, и говорит им:

— Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.

Вот старики обрадовались, вынули ее, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик, завернув Снегурочку в полотенечко, стал ее нянчить и пестовать:

Спи, наша Снегурочка,

Сдобная кокурочка, *1

Из вешнего снегу скатана,

Вешним солнышком пригретая!

Мы тебя станем поить,

Мы тебя станем кормить,

В цветно платье рядить,

Уму-разуму учить!

Вот и растет Снегурочка на радость старикам, да такая-то умная, такая-то разумная, что такие только в сказках живут, а взаправду не бывают.

Все шло у стариков как по маслу: и в избе хорошо, и на дворе неплохо, скотинка зиму перезимовала, птицу выпустили на двор. Вот как перевели птицу из избы в хлев, тут и случилась беда: пришла к стариковой Жучке лиса, прикинулась больной и ну Жучку умаливать, тоненьким голосом упрашивать:

— Жученька, Жучок, беленькие ножки, шелковый хвостик, пусти в хлевушок погреться!

Жучка, весь день за стариком по лесу пробегавши, не знала, что старуха птицу в хлев загнала, сжалилась над больной лисой и пустила ее туда. А лиска двух кур задушила да домой утащила. Как узнал про это старик, так Жучку прибил и со двора согнал.

— Иди, — говорит, — куда хочешь, а мне ты в сторожа не годишься!

Вот и пошла Жучка, плача, со старикова двора, а пожалели о Жучке только старушка да дочка Снегурочка.

Пришло лето, стали ягоды поспевать, вот и зовут подружки Снегурочку в лес по ягодки. Старики и слышать не хотят, не пускают. Стали девочки обещать, что Снегурочки они из рук не выпустят, да и Снегурочка сама просится ягодок побрать да на лес посмотреть. Отпустили ее старики, дали кузовок да пирожка кусок.

Вот и побежали девчонки со Снегурочкой под ручки, а как в лес пришли да увидали ягоды, так все про все позабыли, разбежались по сторонам, ягодки берут да аукаются, в лесу друг дружке голоса подают.

Ягод понабрали, а Снегурочку в лесу потеряли. Стала Снегурочка голос подавать — никто ей не откликается. Заплакала бедняжка, пошла дорогу искать, хуже того заплуталась; вот и влезла на дерево и кричит: «Ау! Ау!» Идет медведь, хворост трещит, кусты гнутся:

— О чем, девица, о чем, красная?

— Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнцем подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки, в лес завели и покинули!

— Слезай, — сказал медведь, — я тебя домой доведу!

— Нет, медведь, -отвечала девочка Снегурочка, -я не пойду с тобой, я боюсь тебя -ты съешь меня! Медведь ушел. Бежит серый волк:

— Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?

— Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!

— Слезай, — сказал волк, — я доведу тебя до дому!

— Нет, волк, я не пойду с тобой, я боюсь тебя -ты съешь меня!

Волк ушел. Идет Лиса Патрикеевна:

— Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?

— Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!

— Ах, красавица! Ах, умница! Ах, горемычная моя! Слезай скорехонько, я тебя до дому доведу!

— Нет, лиса, льстивы твои слова, я боюся тебя — ты меня к волку заведешь, ты медведю отдашь… Не пойду я с тобой!

Стала лиса вокруг дерева обхаживать, на девочку Снегурочку поглядывать, с дерева ее сманивать, а девочка не идет.

— Гам, гам, гам! — залаяла собака в лесу. А девочка Снегурочка закричала:

— Ау-ау, Жученька! Ау-ау, милая! Я здесь — девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подруженьки у дедушки, у бабушки в лес по ягодки, в лес завели да и покинули. Хотел меня медведь унести, я не пошла с ним; хотел волк увести, я отказала ему; хотела лиса сманить, я в обман не далась; а с тобой. Жучка, пойду!

Вот как услыхала лиса собачий лай, так махнула пушняком своим и была такова!

Снегурочка с дерева слезла. Жучка подбежала, ее лобызала, все личико облизала и повела домой.

Стоит медведь за пнем, волк на прогалине, лиса по кустам шныряет.

Жучка лает, заливается, все ее боятся, никто не приступается.

Пришли они домой; старики с радости заплакали. Снегурочку напоили, накормили, спать уложили, одеяльцем накрыли:

Спи, наша Снегурочка,

Сдобная кокурочка,

Из вешнего снегу скатана,

Вешним солнышком пригретая!

Мы тебя станем поить,

Мы тебя станем кормить,

В цветно платье рядить,

Уму-разуму учить!

Жучку простили, молоком напоили, приняли в милость, на старое место приставили, стеречь двор заставили.

Сноски:

1. Кокурочка — булочка.

Иллюстрации нарисовал Конашевич В.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

В некотором царстве в некотором государстве жил был царь Торопыга и была у него дочь Фёкла. Царь очень любил свою маленькую принцессу и безотказно баловал. Однажды незадолго до Нового года принцесса Фёкла пошла прогуляться и по дороге встретила одинокого кота.
— Привет котик, чего ты такой грустный? — спросила девочка,
— Здравствуйте принцесса Фёкла! Как же мне одинокому не грустить? Где бы я ни был всюду чужой. Скоро Новый год, все готовятся к празднику и ждут чудес. У меня же всё как всегда, в этом году опять буду в волшебную ночь один. — ответил он,
— Это не правда ты обязательно обретёшь свой дом и верных друзей. Хочешь, пошли ко мне жить! — предложила принцесса,
— Меня царь Торопыга прогонит. — ответил кот,
— Нет, не прогонит! Мой папа очень добрый, встретит и примет тебя со всей душой. — сказала она.
Кот немного подумал и решил, что нечего ему терять и если его прогонят, то он больше никогда не будет даже мечтать о чуде.
— Я пойду с Вами принцесса! — с радостью сказал он.

Принцесса Фёкла и кот пришли во дворец. Огромный царский замок, вылитый из чистого золота и серебра мерцает бриллиантами и самоцветными камнями. Лестницы дворца игриво переливаются перламутровым оттенком, а пристройки с множеством башен и крыш имеют красивые разнообразные формы. Внутри роскошного дворца сидит на высоком троне великий и могущественный царь Торопыга.

Девочка подошла к отцу с котом и сказала:
— Папа, когда я гуляла, встретила одинокого котика. Мы подружились, можно он останется с нами жить?
— Конечно доченька, пойди, скажи своей няне, чтобы помогла тебе накормить котика. Угостите его всем самым вкусным.
 — сказал царь.

Царь Торопыга обладал только хорошими человеческими качествами. Он очень великодушный и справедливый, умеющий понимать и прощать. В народе его величали «настоящий царь-батюшка».

Маленькая принцесса с котиком подошли к няне и девочка сказала:
— Няня, помоги мне накормить моего нового друга. Папа велел накормить котика всем самым вкусным.

По приказу царя Торопыги кота накормили самыми изысканными угощениями: форелью, отбивным мясом и сметанкой.

С тех пор принцесса Фёкла и кот не расставались ни на минуту. Девочка назвала его Кот-Баюн потому, что он ей перед сном напевал свои песенки:
— Принцесса Фёкла засыпай
  Под мою песню баю-бай.
  Наступит скоро Новый год,
  Водить будем хоровод!

— Принцесса уснула. Пойду-ка я в лес схожу за ёлочкой, а потом как только принцесса проснётся, мы с ней будем ёлочку наряжать красивыми блестящими игрушками и яркими огоньками. — подумал Кот-Баюн и отправился в лес.

Царская дочь так крепко спала, что даже не услышала, как нежданно не гаданно в комнату через приоткрытое окошко ворвалась летучая мышь Нонна. Она схватила спящую малышку и по просьбе бабы Яги потащила её в избушку на курьих ножках.

Бабка Ёжка с нетерпением ждала Нонну, то в бинокль по сторонам поглядит, то в подзорную трубу посмотрит. Уж очень хотелось бабусе поскорее заточить принцессу в своей избушке и потребовать с царя Торопыги за неё не малый выкуп.

Летучая мышь тащила принцессу Фёклу через заснеженные горы и поля, через леса дремучие. Вдруг из леса послышались голоса Деда Мороза и Снегурочки.
— Лес всегда такой таинственный и загадочный, правда внученька? — спросил Дед Мороз,
— Да дедушка, здесь много чего волшебного. — ответила Снегурочка,
— Давай-ка Снегурочка посмотрим, всё ли в лесу в порядке. — сказал Дед Мороз.

Нонна заторопилась, забоялась, что Дедушка Мороз её заморозит и превратит в сосульку.
— Слышишь дедушка шорох и писк? — спросила Снегурочка,
— Да как не слышу? Хлопанье крыльев и писк летучей мыши Нонны издалека слышно. Она наверно опять для бабы Яги добычу тащит, не погубила бы кого-нибудь. Пойдём-ка внученька в гости к бабе Яге наведаемся. — сказал Дед Мороз.

Раздобыв в лесу самую красивую ёлку для украшения дворца Кот-Баюн вернулся обратно и подумал:
— Тихо в доме, по всей видимости принцесса Фёкла ещё не проснулась. Как раз успею поставить ёлочку и вытащить коробку с игрушками. Но сначала я всё таки наведаюсь в комнату принцессы, вдруг она уже проснулась.

Только Кот-Баюн направился в сторону комнаты принцессы Фёклы, как по дороге его задержал напуганный царь Торопыга.
— Баюн, ты незнаешь где принцесса Фёкла? — спросил царь,
— Полагаю ещё спит. — ответил он,
— Нет, она пропала. Я уверен её похитила летучая мышь Нонна. Я не раз слышал, что она уже давно по ночам крадёт маленьких принцесс и несёт их к бабе Яге. — сказал царь Торопыга.
Няня услышала и встрепенулась:
— Что случилось с моей воспитанницей?,
— Пропала.
 — ответил царь,
— Я скорее побегу к избушке на курьих ножках и спасу нашу красавицу. — отважно сказал Кот-Баюн.

Наконец летучая мышь Нонна добралась до глубокой чащи лесной, где на холмике между деревьев стоит избушка на курьих ножках и поворачивается то к лесу задом, то к лесу передом.
— Ну наконец-то. Вот она моя сладкая девочка! — сказала баба Яга и приказала Нонне покрепче связать её, а потом со злостью промолвила:
— А теперь иди прочь! Ты сделала своё дело.

Принцесса Фёкла проснулась и увидела, что она находится в плену в тесной избушке, а над ней склонилась страшная баба Яга. Девочка закричала:
— Где я? Папа, Кот-Баюн, няня где Вы?
— Тихо деточка, не кричи. Ты же любишь на Новый год подарочки, вот и я люблю. На этот раз мой подарочек ты.
 — сказала баба Яга,
— Не хочу! Я хочу обратно во дворец! — продолжала принцесса Фёкла,
— Да замолчи! — крикнула баба Яга и сказала:
— Иначе я тебя прямо сейчас насажу на лопату!

Царская дочь продолжала плакать, а баба Яга опять в подзорную трубу посматривает, да в бинокль поглядывает, едет дворцовая карета или ещё нет.

Тем временем Кот-Баюн быстро бежал по лесу в сторону избушки бабы Яги и по пути встретил Деда Мороза и Снегурочку.
— Куда ты так спешишь, котик? — спросил Дед Мороз,
— Во дворце случилась беда! Дочь царя Торопыги похитила летучая мышь Нонна в подарок для бабы Яги. Я очень спешу. — ответил Кот-Баюн,
— Постой. — сказала ему Снегурочка, а потом обратилась к Деду Морозу:
Дедушка, мы ведь с тобой недавно слышали шорох. Теперь я уверенна, что это была Нонна.
— Верно, и мы сразу направились в сторону избушки на курьих ножках. Сейчас я вызову свои сани и тройку белогривых лошадей! Доедем быстро! — ответил Дедушка Мороз и сказал:
— Эй Вы сани мои волшебные, быстроходные и тройка коней белогривых, сию мгновение явитесь к нам на помощь!

Дед Мороз стукнул посохом и сани с лошадьми в тот миг явились. Дед Мороз, Снегурочка и Кот-Баюн быстро отправились спасать принцессу Фёклу. Когда они приближались к избушке, бабка Ёжка услышала звон саней и заглянула в бинокль.
— Ух, что же делать мне? Куда деться? Сейчас они наведаются ко мне в гости, и из-за тебя неугомонная девчонка дед избу мою заморозит, а меня превратит в сосульку до весны. Лучше бы я тебя уже зажарила, да пообедала. — сказала баба Яга.
Принцесса обрадовалась и храбро сказала:
— Так тебе и надо злая старуха!
— Ах, это я старуха? Да как ты смеешь дерзить!
 — сказала баба Яга и взяв свои заколдованные ножницы и ухват для чугуна продолжила:
— Ну ничего, я тебя всё равно успею развязать и зажарить!

Принцесса Фёкла даже не успела закричать, как в избушку ворвались Дед Мороз, Снегурочка и Кот-Баюн. Дедушка Мороз стукнул быстро посохом и освободил из плена принцессу.
— Ах, ты ведьма старая! Я то подумывал тебе к Новому году избушку подлатать. — сказал Дед Мороз,
— Ох, Дедушка Мороз, прости, ошибочка вышла! Забирай свою девочку! — ответила баба Яга.

Снегурочка взяла принцессу Фёклу за ручку и сказала:
— Хитрая ты баба Яга, не будет тебе прощения, правда дедушка?
— Конечно не будет! Такое прощать нельзя! Ждёт колдунья тебя наказание! — сказал Дед Мороз и стукнул посохом.

— Теперь баба Яга нам не страшна? — спросил Кот-Баюн,
Теперь она заморожена до весны и избушку я её заморожу. — ответил Дед Мороз.

Все вышли на улицу. Принцесса Фёкла увидела, что летучая мышь Нонна опять около избушки на курьих ножках околачивается, видимо пришла за новым поручением старой колдуньи.
— Я уверена, это она ворвалась в мою комнату и сюда меня притащила! — закричала принцесса Фёкла,
— Это всем понятно. Её тоже ждёт наказание. — ответил Дед Мороз,
— Нет дедушка, не надо. Прости пожалуйста, главное ведь царская дочь не пострадала. — сказала Нонна.

Дед Мороз без слов стукнул посохом и превратил летучую мышь Нонну в сосульку. Он закрыл её в избушке вместе с бабой Ягой и стукнув посохом заморозил избушку.

— Ну вот и всё! Виновные все наказаны! Навели мы с тобой порядок внученька! — сказал Дед Мороз,
— Да, дедушка. Но всё таки мы ещё не всё сделали. Нам надо принцессу Фёклу и Кота-Баюна отвезти во дворец. — сказала Снегурочка.

Все сели в сани и поехали во дворец. Там их нетерпеливо ждали царь Торопыга и няня. Неожиданно послышался топот лошадей. Царь и няня вышли на крыльцо дворца и увидели, как в санях запряжённых тройкой белогривых лошадей едут Дед Мороз, Снегурочка, принцесса Фёкла и Кот-Баюн.
— Радость-то какая! — сказала няня.

Царь Торопыга спустился с крыльца и крепко обнял свою любимую дочь. Пригласил он в гости к себе во дворец Деда Мороза и Снегурочку. Во дворце ярко мерцала украшенная разноцветными игрушками ёлка, а на столе были приготовлены угощения.

Вскоре главные дворцовые часы пробили двенадцать. Придворные запустили салюты, во дворце завели весёлый хоровод, наступил Новый год!

Эвенкийская Снегурочка Аяткан рассказала, чем отличается от русской

Фото: Ангелина Сафронова

Амурчанка Ангелина Сафронова уже два года выступает в роли эвенкийской снегурочки – Аяткан. Корреспондент Амур.инфо в преддверии наступающего Нового года встретился с ней и узнал о том, когда эвенки празднуют начало года, кто такие Амаки Инин и Аяткан и когда амурские дети смогут познакомиться с культурой эвенков на празднике Тугэни Нимнакан.

— Ангелина, расскажите немного о себе.

— В 2020 году, когда началась пандемия коронавируса, я переехала в Благовещенск из Москвы. Я посчитала нужным вернуться домой, и так получилось, что осталась здесь. Меня пригласили поработать в Амурский областной Дом народного творчества в качестве режиссёра и наёмного артиста в зимней сказке, и я согласилась. Итогом нашей совместной работы остались довольны и я, и руководство АОДНТ, и здесь я стала работать на постоянной основе.

Я – этнопевица. Мой народ эвенков относится к коренным малочисленным народам, поэтому я стараюсь, чтобы в репертуаре было больше песен на эвенкийском языке. Конечно, у меня в репертуаре есть песни и на других языках, но их исполняю реже. Я считаю, что надо популяризировать свою культуру. Я стараюсь исполнять песни именно на эвенкийском языке, чтобы нашу молодёжь, наше подрастающее поколение мотивировать на изучение родного языка. Сколько бы я не ездила по районам, по посёлкам, где проживают эвенки, в том числе и в других республиках, всем интересно – о чём мои песни. И я могу людям объяснить, рассказать об этом, популяризировать нашу культуру.

— А вы разговариваете на эвенкийском?

— Я разговариваю на бытовом уровне. Но когда попадаются сложные, глубокие тексты, я, конечно, прибегаю к помощи людей, которые лучше знают эвенкийский язык. У нас много языковедов и филологов, которые в этой сфере работают.

022f43a0fbc90222b1f5b9f0fec5bfbc

— Расскажите побольше о Амаки Инин (Дедушка Мороз) и Аяткан (Снегурочка).

— Начнём с Амаки Инин: «амаки» по-эвенкийски это «дед», «инин» значит «мороз». Образ этого персонажа собирательный, сказочный, больше театрализованный. При его создании мы отталкивались от эпоса, эвенкийских сказок, которые у нас есть. Но по сути эти образы вымышленные. Амаки Инин – это образ, созданный для детей, как и Аяткан.

Слово «аяткан» с эвенкийского переводится как «доброта, милосердие». По сюжету, который мы рассказываем, идёт борьба добра со злом. По-другому быть не может! Чтобы что-то произошло, должен произойти конфликт. Даже рожь просто так не прорастёт. И Аяткан очень добрый персонаж. Она помощница Деда Мороза. Играет с детьми, делает всё, чтобы они верили в чудо (улыбается), чтобы надежда и вера в хорошее никогда не пропадала.

— У эвенкийского народа есть духи зимы, снега?

— Ну, конечно. Например, в октябре, когда падает первый снег, у нас есть праздник, который называется Синил Гэн. Кстати, наш традиционный Новый год отмечается летом. Сейчас объясню почему. Так как эвенки люди оленные, то и наш цикл жизни зависит от природы. У оленя весной отпадают старые рожки, а именно летом начинают расти новые. И с этого времени у нас начинается новый цикл жизни: когда всё оживает, всё расцветает. Когда прокукует первая кукушка – это значит всё, наступил новый год. Если будем отталкиваться от языческой мифологии, а эвенки – это язычники, у нас много богов, то новый год наступает в день летнего солнцестояния. Зимой такого праздника, как Новый год в понимании европейцев, у нас нет. Сейчас мы живем совместно с другими народами, и пришла вот такая идея создать Амаки Инин и Аяткан, создать эвенкийскую сказку. Эти образы появились на основе старых легенд, которые передавались из поколения в поколение.

— Костюмы Амаки Инин и Аяткан расшиты различными узорами. Они имеют какую-то смысловую нагрузку или это просто декоративные элементы?

— Конечно, узоры на костюмах имеют смысл! Всё что вышивается, всё, что показывается рисунками, отражает наш мир. Мы живём в трёх мирах: верхнем, среднем и нижнем. Люди живут в среднем мире, в нижнем живут «авахи» (злые духи), в верхнем мире живут добрые духи, те, которым мы поклоняемся, ведь у нас много богов.

К примеру, орнамент с кругами означает солнце. Мы поклоняемся солнцу. Завитушка, как крючочек о двух концах на рукаве, – это традиционный орнамент амурских эвенков, который говорит о том, что мы живём рядом с Амуром. Цепочка из ромбов символизирует наше объединение с природой. Любой наш орнамент расскажет о нас: откуда мы, с какой территории, чем мы занимаемся. Хотела бы отметить костюм Деда Мороза: его выполнила дизайнер, член Союза художников Санатова Светлана. Благодаря её работе получился такой волшебный образ.

— А что символизируют рожки на голове Аяткан?

— Связь с космосом (смеётся). Так как у нас край оленный и амурские эвенки занимаются оленеводством, поэтому и используем рога как элемент костюма. Образ весь продуман. Вот почему белые рога? Почему костюм белый? В нашей мифологии белый олень считается священным. Его нельзя убивать. Именно поэтому мы выбрали белый цвет для костюмов. В наших легендах очень много значения уделяется именно оленям. Поэтому рога стали символом того, что мы всю свою жизнь связываем с этими животными. Олень – это не только транспорт. Олень – это и еда, это и одежда, и музыкальные инструменты. Полностью вся наша жизнь связана с оленями. У нас говорят: «Эвенк без оленя не эвенк».

b05cc121ea055cc9b740fdc5ed87fac1

— Расскажите, как вам удалось попасть на Всероссийский съезд Дедов Морозов и Снегурочек?

— Так как я работаю в АОДНТ, к нам приходит информация о многих конкурсах. Когда мне сказали, что есть возможность поехать на Всероссийский съезд Дедов Морозов и Снегурочек, я начала узнавать про него. Оказалось, это такое крутое мероприятие! В этот раз в Ханты-Мансийске прошёл ХIV Всероссийский съезд. Так как сейчас пандемия, то провести игровую программу на месте мы не смогли. Мы показывали только свои визитки, общались с людьми, другими участниками, детьми. А сам конкурс проходил заочно. Мы подавали на конкурс в двух номинациях: «Лучшее театрализованное представление для детей» и «Эстрадный номер», где я исполнила свою авторскую песню про Новый год.

В очном формате в Ханты-Мансийске встретились десять пар Дедов Морозов и Снегурочек из других регионов, самый главный Дедушка Мороз из Великого Устюга и местный Дед Мороз из Ханты-Мансийска. Его, кстати, зовут Валерий, и он родом из Свободного. Когда он узнал, что мы из Благовещенска, то так нас обнимал! Как родной отец! (смеётся). Было очень приятно!

1037ae3b41ad5901afd679e0202f19f9

— Какие эмоции остались от этой поездки?

— Это было так волшебно побывать там! Это действительно сказка, которую мы подарили многим детям. Сейчас Ханты-Мансийск считается новогодней столицей, потому что именно здесь проводится в 14 раз такой съезд.

Мы попали в Большую семью всех Дедов Морозов и Снегурочек. Все люди, которые приехали на съезд, – это профессиональные театральные актёры, которые не один год работают в этих образах. Самое приятное в этой поездке – это отдавать, отдавать эти позитивные эмоции детям, дарить им сказку. Наша пара, я и Руслан Валеев (Амаки Инин), ездили поздравлять с Новым годом детей в детскую областную больницу. Всех Дедушек Морозов и Снегурочек отправили в разные места: кого-то в больницу, кого-то в многодетную семью, кого-то в детский дом и так далее.

Это прекрасная социальная акция! Мы не просто приехали, чтобы себя показать. Нет. Мы действительно сделали добрые поступки, добрые дела. Когда ты делаешь добро, то чувствуешь себя счастливым человеком.

— А амурские дети смогут познакомиться с Амаки Инин и Аяткан?

— На этих выходных, 26 декабря, в 12 часов дня в сквере АОДНТ мы будем показывать нашу сказку, которая называется «Тугэни Нимнакан» (по-русски «Зимняя сказка»). Дети послушают наши песни, посмотрят наши танцы и поучаствуют в них, поиграют в эвенкийские игры и смогут принять участие в обряде кормления огня. Мы своей сказкой показываем эвенкийскую культуру и делимся ею со всеми желающими.

1c97906e90bf11d7984f7c0c7c373912

— Совсем скоро 31 декабря и большинство амурчан будут праздновать Новый год. Что бы вы пожелали им?

— Главное, что я хочу всем пожелать, это крепкого здоровья. Чтобы каждый из нас всё-таки верил в чудо, верил в добро. Будьте отзывчивы, будьте миролюбивы – и всё будет хорошо.

Просмотров всего: 604

#Новый год
#лонгрид
#культура

распечатать


whatsapp64

telegram64

Тема урока: В. Даль «Девочка Снегурочка» (первый урок).

Цели: знакомство с авторской сказкой с опорой на знания народной сказки, формирование навыка моделирования обложки, обучение работе с текстом, выборочному чтению, умению работать в парах, в группе.

Задачи: 

1.Образовательные:

— продолжать знакомство с авторскими (литературными) сказками;

— формировать навык беглого осознанного чтения;

— формировать умение работать с учебным текстом.

2. Развивающие:

— развитие мышления: учить сопоставлять, выделять главное;

— развитие монологической и диалогической речи;

— развитие выразительного чтения;

— развитие памяти;

— развитие эмоциональной сферы.

3. Воспитательные:

— воспитание трудолюбия, умения работать в паре;

— воспитание доброжелательности.

Планируемые результаты УУД:

  1. Предметные: развивать умение слушать художественный текст, различать литературные жанры, развивать навык осознанного чтения

  2. Метапредметные: а) регулятивные- формировать умение высказывать свое отношение к произведению; б) познавательные- продолжать знакомство с авторскими сказками, устанавливать связи между героями и событиями; в) коммуникативные- учиться работать в малых группах, учить формулировать полные ответы, выслушивать мнения других людей

  3. Личностные: оценивать личные достижения и достижения других, формировать нравственные понятия о добре и зле.

Оборудование: 

  • учебник «Литературное чтение», 2 класс, часть 1, автор Л.А.Ефросинина, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2016 г., 

  • тетрадь «Литературное чтение»  №1, 2 класс, автор Л.А.Ефросинина, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2016 г.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

  1. Актуализация (подготовка к восприятию нового материала) .

-Давайте вспомним с вами такое понятие как «фольклор». Что оно значит? (устное народное творчество)

-Какие произведения фольклора нам известны? (пословицы, загадки, песенки, потешки, сказки…)

-Какое самое любимое фольклорное произведение у детей? (сказки)

-Какие бывают сказки? (народные и авторские или литературные)

-Послушайте фрагмент из сказки и определите ее название и автора:

1) «Разыгрались девушки, разожгли костер, стали через него прыгать. Подошла и она к костру, стоит, дрожит. Подружки торопят.

2) Разбежалась она, прыгнула. Зашумело над костром, застонало, и не стало девицы. Только белый пар облачком в небо полетел».

(читают текст две ученицы)

-Определили? (Русская народная сказка «Снегурочка»)

-Откуда вы знаете эту сказку? (родители, бабушка, мультфильм, учитель)

-Какие герои в сказке? (старики, Снегурочка, девушки-подружки)

-Как вы думаете, а есть ли авторская сказка про Снегурочку? (да,нет)

-Хотите узнать?

  1. Знакомство с новым материалом

Откройте учебник на с.144 и прочитайте название нового произведения:

В.И.Даль «Девочка Снегурочка»

-Что общего? (Героиня Снегурочка)

-Будет ли отличаться? (да, потому что авторская)

-Какой литературный жанр? (сказка, потому что волшебная героиня, в жизни нет Снегурочки)

Моделирование обложки. Что укажем: автор, название, сказка-круг, синий цвет-волшебная)

-Подберем однокоренные слова к слову Снегурочка (на доску вывешиваем таблички: снег, снеговик, снежок, снегопад, снежная)

Владимир Иванович Даль, автор сказки, собирал однокоренные слова, пословицы, поговорки и другие произведения фольклора. Прославился как автор «Толкового словаря живого великорусского языка», на который затратил 53 года.

-Как вы думаете, все ли слова в сказке нам будут понятны? Почему? (жил давно, слова устарели).

4.Словарная работа.

-Как же нам определить значение незнакомых устаревших слов? (толковый словарь)

Попробуйте найти толкование слова «ветОшка»

Ветошка – лоскут старой ткани.

Кабы – если бы.

Пестовать – нянчить, лелеять, заботливо воспитывать.

Как по маслу- легко, без каких-либо затруднений.

Умаливать-умолять, просить.

Вешнего – весеннего.

Пушняк-хвост (пушистый хвост).

Кокурочка – булочка, булка.

Кузовок – плетёная корзиночка для ягод и грибов.

Лобызала – целовала.

Хлевушек (хлев) – помещение для животных.

5.Первичное восприятие сказки В. Даля «Девочка «Снегурочка» (слушание)

учитель читает с.144-150

6. Беседа после первичного восприятия

— Кому понравилось произведение? 

— Что понравилось? Когда волновались, переживали?

-Похожа на народную сказку? (да-название, герои некоторые, появление Снегурочки; нет-авторская, есть другие герои, конец сказки другой). Почему есть различия? (авторская)

-Какие герои в сказке Даля? (старики, Снегурочка, дувицы-подруженьки, Жучка, Лиса, Волк, Медведь)

-Кого можно назвать положительным героем? Почему?

-А Лисица? (отрицательный герой) Докажите (Жучку подвела, Снегурочку хотела заманить )

-Услышали устаревшие слова? У кого был пушняк? (хвост Лисицы)

-Кого называли кокурочкой? (Снегурочку)

-Кто и кого лобызал? (целовали)

-Какие испытания выпали на долю Снегурочки?

-Чтобы произошло, если бы Жучка не помогла Снегурочке?

7. Физминутка.

В наших тепленьких сапожках

Мы потопаем немножко.

Руки тоже мы согреем и

Похлопаем скорее.

Рукавицы мы надели,

Не боимся мы метели.

Мы с Морозом подружились,

Как снежинки закружились.

8.Работа с произведением, выборочное чтение.

-с.144 В какое время года происходит событие? Докажите словами из текста.

-О чем печалились старики?

-Что случилось с Жучкой? Почему ее выгнали?

-Куда и почему попала Снегурочка?

-Что произошло бы, если Снегурочка не пошла бы за ягодами?

-Почему Снегурочка не приняла помощь зверей?

-Чем окончилась сказка?

9. Работа в парах в тетради, картинный план.

Откройте тетрадь на с.66, рассмотрите иллюстрации и определите порядок событий, проставьте цифры и выберите «ключевые» слова.

-В какой работе нам это пригодиться? (пересказ)

Проверка работы по эталону (на доску вывести)

10. Подведение итога урока. Рефлексия. 

— С каким произведением познакомились? Почему говорим, что это сказка?

— Кто автор сказки? 

-Подберите из слов подходящие к сказке (на доске на карточках слова на этическую тему: хитрость, верность, жадность, доброта, помощь, честность, злоба)

— «Сказка-ложь, да в ней намек, добру молодцу урок». Какой урок дает нам В.Даль ? (верность, дружба, помощь, взаимовыручка)

-Поднимите руки и хлопните в ладоши те, кому понравился урок. Чем, что именно? 

-Поднимите руки те, у кого что-то не удалось? Над чем еще нужно потрудиться?

9. Домашнее задание

Задание на дом по выбору: 1)учебник с. 144-150 чтение по ролям; 2) ТПО с.66 подготовить краткий пересказ по картинному плану в тетради; 3) придумать свою сказочную историю о Снегурочке.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/449515-dal-devochka-snegurochka

  • Сказка девочка снегурочка слушать
  • Сказка девочка и разбойники читать
  • Сказка девочка и кувшинчик читать
  • Сказка девочка даль девочка снегурочка читать
  • Сказка двенадцать месяцев иллюстрации