Сказка дедушка мазай и зайцы читать полностью

Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: н. а. некрасов дедушка мазай и зайцышкола россии 3 класссоставитель: маметова

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»Школа России 3 классСоставитель: Маме...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»Школа России 3 классСоставитель: Маме

    Описание слайда:

    Н. А. Некрасов
    «Дедушка Мазай и зайцы»
    Школа России 3 класс
    Составитель: Маметова Елена Алексеевна
    Учитель начальных классов

  • 2 слайд

    В кругу друзей лучше читать,Легче думать, и побеждать!

    Описание слайда:

    В кругу друзей лучше читать,
    Легче думать, и побеждать!

  • 3 слайд

    Берегите эти воды, эти земли, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей

    Описание слайда:

    Берегите эти воды, эти земли,
    Даже малую былиночку любя.
    Берегите всех зверей внутри природы,
    Убивайте лишь зверей внутри себя.
    Е. Евтушенко

  • 4 слайд

    Как вы понимаете эти строки? О каких зверях внутри нас говорит автор? Это чел

    Описание слайда:

    Как вы понимаете эти строки?
    О каких зверях внутри нас говорит автор?
    Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень
    К чему призывает автор?
    Автор призывает нас беречь и лю­бить природу, все то, что нас окружает
    Прочитаем выразительно.

  • 5 слайд

    — Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Николая Алексеевича Некр

    Описание слайда:

    — Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Николая Алексеевича Некрасова. Прочитайте, как оно на­зывается.
    «Дедушка Мазай и зайцы»

  • 6 слайд

    Рассмотрите иллюстрацию. Можете еще до чтения стихо­творения сказать, о чем т

    Описание слайда:

    Рассмотрите иллюстрацию. Можете еще до чтения стихо­творения сказать, о чем текст?
    Наверное, о том, как дед Мазай спасал зайцев

  • 7 слайд

    Что больше всего тронуло? удивило? рассмешило? Больше всего тронуло то, как д

    Описание слайда:

    Что больше всего тронуло? удивило? рассмешило?
    Больше всего тронуло то, как дед Мазай спасал зайцев. Удивило то, как зайцы
    были послушны. Было смешно читать, как автор говорит о зайцах. Особенно о
    зайчихе: Еле жива, а толста, как купчиха!/ Я ее, дуру, накрыл зипуном…
    С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чем он переживает?
    Мазай переживает о том, что дичь ловят се­тями, силками давят

  • 8 слайд

    Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? Бревен нагоняет много в поло

    Описание слайда:

    Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?
    Бревен нагоняет много в половодье весной. Он их собирал
    Нарисуйте словами картину половодья.
    Словесное рисование детьми
    Из каких слов ясно, что деду Мазаю по-настоящему жаль зайцев, что он любит этих зверьков?
    Он их называет так: бедные зверьки, зайцы мои, зайчики, зайчишко, горемыка, плу­ты косые
    Он их называет так: бедные зверьки, зайцы мои, зайчики, зайчишко, горемыка, плу­ты косые
    Мимо бревно суковатое плыло, / Сидя, и стоя, и лежа пластом, / Зайцев с десяток спасалось на нем. / «Взял бы я вас — да потопите лодку!» / Жаль их, однако, да жаль и находку —/ Язацепился багром за сучок/ И за собою бревно поволок..

  • 9 слайд

    Только ли ради потехи прокатил он «деревней зайчишек»?Нет, он плыл к месту, г

    Описание слайда:

    Только ли ради потехи прокатил он «деревней зайчишек»?
    Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов

  • 10 слайд

    Словарная работаКак понимаете выражение «сотнями гинут»? Сотнями по­гибаютБаг

    Описание слайда:

    Словарная работа
    Как понимаете выражение «сотнями гинут»?
    Сотнями по­гибают
    Багор — шест с металлическим крюком и острием.
    Аршин — старая русская мера длины, равная 0,71 м.
    Сажень — старинная русская мера длины, равная трем аршинам.
    Зипун — крестьянский кафтан из грубого толстого сукна.

  • 11 слайд

    Можно ли сказать, что в произведении изображен не ска­зочный, а реальный случ

    Описание слайда:

    Можно ли сказать, что в произведении изображен не ска­зочный, а реальный случай из жизни?

    Как относится поэт к главному герою?

  • 12 слайд

    Домашнее задание: выучить наизусть понравившийся отрывок.

    Описание слайда:

    Домашнее задание:

    выучить наизусть
    понравившийся отрывок.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Дедушка Мазай и зайцы

Похожие материалы

  • Презентация по литературному чтению на тему «Из детских журналов» (2 класс)

  • Презентация по литературному чтению «Чуковский К.И — биография»

  • Проектная деятельность по теме «Устное народное творчество»

  • Презентация по литературному чтению «В мире книг…»

  • Презентация по литературному чтению «Филипок»

  • Ю.И.Коваль, «Сказка о серебряном соколе»

  • Рабочая программа по литературному чтению

  • Проверочная работа по литературному чтению «»Великие русские писатели»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5459795 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

 ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

3
класс

Учитель
Пашаева Э.Э.

Дата  09.12.2021

Урок
39

Тема:      Н.
Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

 Тема:
Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Цели:
продолжить ознакомление с творчеством Н.А. Некрасова; ознакомить с
его новым произведением; учить детей делить текст на части, анализировать
содержание прочитанного; обучать правильному чтению стихов; развивать память,
речь, мышление.

Планируемые
результаты:
учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью
интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты;
наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные
выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением удар­ных и безударных
слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова; оценивать свою работу и
работу своих товарищей.

Оборудование:
карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов Н.А.
Некрасова, его портрет, презентация по теме.

Ход
урока:

I.                  
Организационный момент

II.
Проверка домашнего задания

с.168
– выразительное чтение; с.169-чтение стихотворения наизусть.

III.
Речевая разминка

—  Прочитайте стихотворение Е. Евтушенко. Читаем все вместе,
медленно.(карточки)

Берегите
эти воды, эти земли,

Даже
малую былиночку любя.

Берегите
всех зверей внутри природы,

Убивайте
лишь зверей внутри себя.

— 
Как вы понимаете эти строки?

— 
О каких зверях внутри нас говорит автор?

(Это
человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень и т. п.)

— 
К чему призывает автор?

(Автор
призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает.)

— 
Прочитаем выразительно.

IV.
Работа по теме урока

1).
Беседа

— 
Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Николая Алексеевича Некрасова.
Прочитайте, как оно называется.

(«Дедушка
Мазай и зайцы».)

— 
Рассмотрите иллюстрацию. Можете еще до чтения стихотворения сказать, о чем
текст?

(Наверное,
о том, как дед Мазай спасал зайцев.)

2).
Чтение стихотворения учителем

— 
Что больше всего тронуло? удивило? рассмешило?

(Больше
всего тронуло то, как дед Мазай спасал зайцев.

Удивило
то, как зайцы были послушны.

Было
смешно читать, как автор говорит о зайцах. Особенно о зайчихе:

Еле
жива, а толста, как купчиха!/

Я
ее, дуру, накрыл зипуном…)

Физкультминутка

V.
Продолжение работы по теме урока

1).
Работа по ПРЕЗЕНТАЦИИ

Слайд
2:

               
-О каком интересном случае из своей жизни рассказывает дед Мазай? Когда
произошёл этот случай?

Слайд3:

                         
Словарная работа:

Силки
петли для ловли птиц и мелких животных.

Багры
шесты с металлическим крюком и острием.

Тягота
тяжесть, груз.

Потеха
забава, веселье.

Лопочут
говорят много, быстро, неясно.

Гуторить
беседовать.

Ухнул
издал резкий звук.

Аршин
старая русская мера длины, равная 0,71 м.

Сажень
— старинная русская мера длины, чуть более двух метров, равная
трем аршинам.

Зипун
— крестьянский кафтан из грубого толстого сукна.(карточка)

Слайд4:

               
Назовите близкие по смыслу слова (синонимы)

Кабы
если

Гинут
погибают

Этак
гуторя –
так беседуя

Чур
только

Дали
стречка –
стремительно убежали

2).
Чтение стихотворения учащимися.

3).
Беседа после чтения

— 
С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чем он переживает?

(Мазай
переживает о том, что дичь ловят сетями, силками давят.)

— 
Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?

(Бревен
нагоняет много в половодье весной.Он их собирал.)

— 
Нарисуйте словами картину половодья.

 (Словесное
рисование детьми.)

— 
Из каких слов ясно, что деду Мазаю по-настоящему жаль зайцев, что
он любит этих зверьков?

(Он
их называет так: бедные зверьки, зайцы мои, зайчики, зайчишко,

                         
                             горемыка, плуты косые.)

— 
Какую находку было жаль бросать Мазаю? Прочитайте отрывок.

(Мимо
бревно суковатое плыло, /

Сидя,
и стоя, и лежа пластом, /

Зайцев
с десяток спасалось на нем. /

«Взял
бы я вас — да потопите лодку!» /

Жаль
их, однако, да жаль и находку —/

Язацепился
багром за сучок/

И
за собою бревно поволок…)

— 
Только ли ради потехи прокатил он «деревней зайчишек»?

(Нет,
он плыл к месту, где река не вышла из берегов.)

4).
Озаглавливание иллюстраций к стихотворению.

Слайды
5-11.

                   
-Посмотрите на рисунки и подумайте, как их можно озаглавить. Найдите названия в
тексте.

5).
Подготовка к выразительному чтению

6).
Выразительное чтение учащимися.

I.                  
Рефлексия

VII.
Подведение итогов урока

— 
Можно ли сказать, что в произведении изображен не сказочный, а реальный случай
из жизни?

— 
Как относится поэт к главному герою?

VIII.
Домашнее задание

С.170-172
– выразительное чтение стихотворения.

·        
 

I

В августе, около Малых Вежей,
С старым Мазаем я бил дупелей.
Как-то особенно тихо вдруг стало,
На́ небе солнце сквозь тучу играло.
Тучка была небольшая на нем,
А разразилась жестоким дождем!
Прямы и светлы, как прутья стальные,
В землю вонзались струи дождевые
С силой стремительной… Я и Мазай,
Мокрые, скрылись в какой-то сарай.
Дети, я вам расскажу про Мазая.
Каждое лето домой приезжая,
Я по неделе гощу у него.
Нравится мне деревенька его:
Летом ее убирая красиво,
Исстари хмель в ней родится на диво,
Вся она тонет в зеленых садах;
Домики в ней на высоких столбах
(Всю эту местность вода понимает,
Так что деревня весною всплывает,
Словно Венеция). Старый Мазай
Любит до страсти свой низменный край.
Вдов он, бездетен, имеет лишь внука,
Торной дорогой ходить ему — скука!
За́ сорок верст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочем:
«Лес не дорога: по птице, по зверю
Выпалить можно». — А леший? — «Не верю!
Раз в кураже я их звал-поджидал
Целую ночь, — никого не видал!
За день грибов насбираешь корзину,
Ешь мимоходом бруснику, малину;
Вечером пеночка нежно поет,
Словно как в бочку пустую удод
Ухает; сыч разлетается к ночи,
Рожки точены, рисованы очи.
Ночью… ну, ночью робел я и сам:
Очень уж тихо в лесу по ночам.
Тихо как в церкви, когда отслужили
Службу и накрепко дверь затворили,
Разве какая сосна заскрипит,
Словно старуха во сне проворчит…»
Дня не проводит Мазай без охоты.
Жил бы он славно, не знал бы заботы,
Кабы не стали глаза изменять:
Начал частенько Мазай пуделять.
Впрочем, в отчаянье он не приходит:
Выпалит дедушка — заяц уходит,
Дедушка пальцем косому грозит:
«Врешь — упадешь!» — добродушно кричит.
Знает он много рассказов забавных
Про деревенских охотников славных:
Кузя сломал у ружьишка курок,
Спичек таскает с собой коробок,
Сядет за кустом — тетерю подманит,
Спичку к затравке приложит — и грянет!
Ходит с ружьишком другой зверолов,
Носит с собою горшок угольков.
«Что ты таскаешь горшок с угольками?» —
Больно, родимый, я зябок руками;
Ежели зайца теперь сослежу,
Прежде я сяду, ружье положу,
Над уголечками руки погрею,
Да уж потом и палю по злодею! —
«Вот так охотник!» — Мазай прибавлял.
Я, признаюсь, от души хохотал.
Впрочем, милей анекдотов крестьянских
(Чем они хуже, однако, дворянских?)
Я от Мазая рассказы слыхал.
Дети, для вас я один записал…

II

Старый Мазай разболтался в сарае:
«В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили;
Зайцы вот тоже, — их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, —
Нет! еще мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?.. Я раз за дровами
В лодке поехал — их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет —
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, — ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой:
„То-то! — сказал я, — не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!“
Этак гуторя, плывем в тишине.
Столбик не столбик, зайчишко на пне,
Лапки скрестивши, стоит, горемыка,
Взял и его — тягота не велика!
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится зайчиха —
Еле жива, а толста как купчиха!
Я ее, дуру, накрыл зипуном —
Сильно дрожала… Не рано уж было.
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем
„Взял бы я вас — да потопите лодку!“
Жаль их, однако, да жаль и находку —
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок…
Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
„Глянъ-ко: что делает старый Мазай!“
Ладно! любуйся, а нам не мешай!
Мы за деревней в реке очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились:
Смотрят, на задние лапы встают,
Лодку качают, грести не дают:
Берег завидели плуты косые,
Озимь, и рощу, и кусты густые!..
К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил — и „с богом!“ сказал…
И во весь дух
Пошли зайчишки.
А я им: „У-х!
Живей, зверишки!
Смотри, косой,
Теперь спасайся,
А чур зимой
Не попадайся!
Прицелюсь — бух!
И ляжешь… У-у-у-х!..“
Мигом команда моя разбежалась,
Только на лодке две пары осталось —
Сильно измокли, ослабли; в мешок
Я их поклал — и домой приволок.
За ночь больные мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись;
Вынес я их на лужок; из мешка
Вытряхнул, ухнул — и дали стречка!
Я проводил их всё тем же советом:
„Не попадайтесь зимой!“
Я их не бью ни весною, ни летом,
Шкура плохая, — линяет косой…»

  • Следующая сказка → Братья Гримм — Белая змея
  • Предыдущая сказка → Пётр Ершов — Конёк-горбунок

Читать сказку «Николай Некрасов — Дедушка Мазай и зайцы» на сайте РуСтих онлайн: лучшие народные сказки для детей и взрослых. Поучительные сказки для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.

I

В августе, около Малых Вежей,
С старым Мазаем я бил дупелей.
Как-то особенно тихо вдруг стало,
На́ небе солнце сквозь тучу играло.
Тучка была небольшая на нем,
А разразилась жестоким дождем!
Прямы и светлы, как прутья стальные,
В землю вонзались струи дождевые
С силой стремительной… Я и Мазай,
Мокрые, скрылись в какой-то сарай.
Дети, я вам расскажу про Мазая.
Каждое лето домой приезжая,
Я по неделе гощу у него.
Нравится мне деревенька его:
Летом ее убирая красиво,
Исстари хмель в ней родится на диво,
Вся она тонет в зеленых садах;
Домики в ней на высоких столбах
(Всю эту местность вода понимает,
Так что деревня весною всплывает,
Словно Венеция). Старый Мазай
Любит до страсти свой низменный край.
Вдов он, бездетен, имеет лишь внука,
Торной дорогой ходить ему — скука!
За́ сорок верст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочем:
«Лес не дорога: по птице, по зверю
Выпалить можно». — А леший? — «Не верю!
Раз в кураже я их звал-поджидал
Целую ночь, — никого не видал!
За день грибов насбираешь корзину,
Ешь мимоходом бруснику, малину;
Вечером пеночка нежно поет,
Словно как в бочку пустую удод
Ухает; сыч разлетается к ночи,
Рожки точены, рисованы очи.
Ночью… ну, ночью робел я и сам:
Очень уж тихо в лесу по ночам.
Тихо как в церкви, когда отслужили
Службу и накрепко дверь затворили,
Разве какая сосна заскрипит,
Словно старуха во сне проворчит…»
Дня не проводит Мазай без охоты.
Жил бы он славно, не знал бы заботы,
Кабы не стали глаза изменять:
Начал частенько Мазай пуделять.
Впрочем, в отчаянье он не приходит:
Выпалит дедушка — заяц уходит,
Дедушка пальцем косому грозит:
«Врешь — упадешь!» — добродушно кричит.
Знает он много рассказов забавных
Про деревенских охотников славных:
Кузя сломал у ружьишка курок,
Спичек таскает с собой коробок,
Сядет за кустом — тетерю подманит,
Спичку к затравке приложит — и грянет!
Ходит с ружьишком другой зверолов,
Носит с собою горшок угольков.
«Что ты таскаешь горшок с угольками?» —
Больно, родимый, я зябок руками;
Ежели зайца теперь сослежу,
Прежде я сяду, ружье положу,
Над уголечками руки погрею,
Да уж потом и палю по злодею! —
«Вот так охотник!» — Мазай прибавлял.
Я, признаюсь, от души хохотал.
Впрочем, милей анекдотов крестьянских
(Чем они хуже, однако, дворянских?)
Я от Мазая рассказы слыхал.
Дети, для вас я один записал…

II

Старый Мазай разболтался в сарае:
«В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили;
Зайцы вот тоже, — их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, —
Нет! еще мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?.. Я раз за дровами
В лодке поехал — их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет —
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, — ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой:
„То-то! — сказал я, — не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!“
Этак гуторя, плывем в тишине.
Столбик не столбик, зайчишко на пне,
Лапки скрестивши, стоит, горемыка,
Взял и его — тягота не велика!
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится зайчиха —
Еле жива, а толста как купчиха!
Я ее, дуру, накрыл зипуном —
Сильно дрожала… Не рано уж было.
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем
„Взял бы я вас — да потопите лодку!“
Жаль их, однако, да жаль и находку —
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок…
Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
„Глянь-ко: что делает старый Мазай!“
Ладно! любуйся, а нам не мешай!
Мы за деревней в реке очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились:
Смотрят, на задние лапы встают,
Лодку качают, грести не дают:
Берег завидели плуты косые,
Озимь, и рощу, и кусты густые!..
К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил — и „с богом!“ сказал…
И во весь дух
Пошли зайчишки.
А я им: „У-х!
Живей, зверишки!
Смотри, косой,
Теперь спасайся,
А чур зимой
Не попадайся!
Прицелюсь — бух!
И ляжешь… У-у-у-х!..“
Мигом команда моя разбежалась,
Только на лодке две пары осталось —
Сильно измокли, ослабли; в мешок
Я их поклал — и домой приволок.
За ночь больные мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись;
Вынес я их на лужок; из мешка
Вытряхнул, ухнул — и дали стречка!
Я проводил их всё тем же советом:
„Не попадайтесь зимой!“
Я их не бью ни весною, ни летом,
Шкура плохая, — линяет косой…»

Анализ стихотворения «Дед Мазай и зайцы» Некрасова

В творчестве Некрасова особое место занимают произведения для детей. Поэт с большой любовью относился к подрастающему поколению, особенно теплым было его отношение к крестьянским детям. Некрасов считал, что в дворянской семье ребенок многое теряет. В своих стихотворениях он хотел показать огромный природный мир, связь с которым городские дети давно утратили. Ярким примером является произведение «Дедушка Мазай и зайцы».

Автор описывает свою совместную охоту с деревенским жителем – дедом Мазаем. Он олицетворяет собой настоящего охотника, который прекрасно изучил все законы природы и повадки зверей. Мазай прекрасно ориентируется в лесу, он просто создан для такой жизни. Поэт с большим интересом слушает его рассказы и восхищается ими. Он отмечает, что «анекдоты крестьянские» ничуть не хуже «дворянских». Поэтому он хочет передать читателям один из таких рассказов.

Дальше повествование идет от лица самого дедушки Мазая. Некрасов стремился передать все богатство и разнообразие меткого народного языка. Сюжет заключается в том, что Мазай во время половодья спас на лодке множество зайцев. Для городского жителя такая история выглядит полной фантастикой. Тем более дедушка красочно описывает поведение зайцев, которые напоминают терпящих бедствие людей. Рассказ приобретает черты волшебной сказки. Мазай на протяжении всего повествования разговаривает с зайцами, выражает им свое сочувствие.

Для человека, прожившего всю жизнь в лесу, такая ситуация выглядит вполне правдоподобной. Некрасов хотел показать, что деревенские люди еще не утратили своей связи с природой. Их общение с животными основано не на примитивном суеверии, а на признании их во многом равными человеку. Дед Мазай говорит, что никогда не видел леших («не верю!»). Но это не мешает ему разговаривать с зайцами и считать, что они прекрасно его понимают.

Мазай все равно остается охотником. Он помогает зайцам в тяжелой ситуации, но, отпуская их на волю, предупреждает: «Не попадайтесь зимой!». Некрасов не хочет, чтобы дети воспринимали мир в качестве спокойной идиллии. Поэт был реалистом и стремился изобразить реальную действительность. Человек является царем природы, но именно поэтому должен поддерживать справедливость и порядок. Благородный поступок Мазая должен научить детей добру и милосердию ко всем существам.

Конспект
урока по литературному чтению

Класс: 3.

Дата: 13.12.2019 г.

Тема: Н.А. Некрасов
«Дедушка Мазай и зайцы».

Цели:

Образовательная: познакомить учащихся с
новым произведением; учить детей делить текст на части, анализировать
содержание прочитанного.

Развивающая: развивать умение слушать
художественное слово, способствовать развитию устной речи, наблюдательности,
обогащать словарь учащихся.

 Воспитательная: создавать условия для
формирования познавательного интереса к чтению, бережного отношения к природе,
воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

Тип урока: изучение нового
материала.

Планируемые результаты: учащиеся
должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение
поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в
художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте;
наблюдать за повторением удар­ных и безударных слогов в слове (ритмом).

Формируемые УУД:

— познавательные:
умение перерабатывать и обобщать информацию; находить ответы на вопросы,
используя свой опыт;

— регулятивные: умение
ставить цель на основе имеющихся знаний; контролировать результаты на работы;

 —коммуникативные: умение
высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание,
сотрудничать с другими.

Оборудование: карточки для
речевой разминки.

Ход урока:

I. Организационный
момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение Е. Евтушенко.
Читаем все вместе, медленно.

Берегите
эти воды, эти земли,

Даже малую
былиночку любя.

Берегите
всех зверей внутри природы,

Убивайте
лишь зверей внутри себя.

— Как вы понимаете эти строки? (Ответы
детей.)

— О каких зверях внутри нас говорит автор?
(Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень и т. п.)

— К чему призывает автор? (Автор призывает
нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает.)

— Прочитаем выразительно.

III. Актуализация
знаний

Проверка домашнего задания

— Какое произведение мы изучали на прошлом
уроке? (На прошлом уроке мы изучали отрывок из поэмы Н. А. Некрасова “Мороз,
Красный нос”.)

— Какая здесь основная мысль? (Мороз –
Воевода дозором обходит владенья свои.) (Ребята объясняют эти строки)

— Чему оно учит? (Зима так же прекрасна,
как и любое время года.)

Чтение стихотворения наизусть.

IV. Целеполагание

— На прошлом уроке мы не только читали
стихотворение Николая Алексеевича Некрасова, но и познакомились с его
биографией.

— Какие интересные факты из жизни поэта
вам особенно запомнились?

— Ребята, а хотели ли вы бы продолжить
знакомство с творчеством Николая Алексеевича Некрасова?

Уже с раннего детства Некрасов был
сильным, смелым, умел грести, плавать, метко стрелял из ружья. Став взрослым, в
свободное время любил скитаться по лесам и полям, любил охотиться. Охота
была для него не одной забавой, но и средством знакомиться с народом. Особенно
дружил Некрасов с такими крестьянами, которые и сами любили охотиться. Много
интересных историй рассказал поэту старый Мазай, с которым он нередко ходил на
охоту. Жил Мазай в деревне Малые Вежи, среди дремучих костромских лесов, в
болотистой, низменной местности, где водилось очень много всякой дичи.

— Одну из историй Н. А. Некрасов описывает
в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы».

— Как вы думаете, с каким произведением мы
сегодня познакомимся?

— Какие цели поставим перед собой?

V. Работа по теме
урока

— Рассмотрите иллюстрацию. Можете ещё до
чтения стихотворения сказать о чем текст?

— Внимательно посмотрите на картину и
скажите, в какое время года происходят события?

(Читаю стихотворение я.)

— Понравилось ли вам стихотворение?

— Чем?

— Что больше всего вас тронуло, удивило и
рассмешило?

— Какой отрывок больше всего понравился?

— Почему?

— О чем это стихотворение? (О русской
деревне, о доброте простых людей, о весеннем разливе реки)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение
работы по теме урока

1. Беседа после чтения

— С каких мыслей Мазай начинает свой
рассказ? О чем он переживает? (Мазай переживает о том, что дичь ловят сетями,
силками давят.)

— Почему дед Мазай отправился за дровами
на лодке? (Бревен нагоняет много в половодье весной. Он их собирал.)

— Нарисуйте словами картину половодья.

(Словесное рисование детьми.)

— Из каких слов ясно, что деду Мазаю
по-настоящему жаль зайцев, что он любит этих зверьков? (Он их называет так:
бедные зверьки, зайцы мои, зайчики, зайчишко, горемыка, плуты косые.)

— Какую находку было жаль бросать Мазаю?
Прочитайте отрывок. (Мимо бревно суковатое плыло, / Сидя, и стоя, и лежа
пластом, / Зайцев с десяток спасалось на нем. / «Взял бы я вас — да потопите
лодку!» / Жаль их, однако, да жаль и находку — /Я зацепился багром за сучок/И
за собою бревно поволок…)

— Только ли ради потехи прокатил он
«деревней зайчишек»? (Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов.)

2. Словарная работа

— Как понимаете выражение «сотнями гинут»?
(Сотнями погибают.)

Багор — шест с металлическим крюком и
острием.

Аршин — старая русская мера длины, равная
0,71 м.

Сажень — старинная русская мера длины,
равная трем аршинам.

Зипун — крестьянский кафтан из грубого
толстого сукна.

3. Подготовка к выразительному чтению

(Выразительное чтение учащимися.)

VIII. Подведение
итогов урока

— Можно ли сказать, что в произведении
изображен не сказочный, а реальный случай из жизни?

— Как относится поэт к главному герою?

IX. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание

Выучить наизусть понравившийся отрывок.

  • Сказка два королевства из книги сидорычев в н
  • Сказка даля лиса и медведь текст
  • Сказка дары терека читать полностью
  • Сказка гульчачак на татарском языке
  • Сказка гуси лебеди русская народная сказка смотреть бесплатно