Сказка дед мазай и зайцы смотреть

Костромская деревня спас-вежив июне 1870 года некрасов впервые прибыл в ярославль на поезде железнодорожное движение от москвы до ярославля открылось

Костромская деревня Спас-вежи
Костромская деревня Спас-вежи

В июне 1870 года Некрасов впервые прибыл в Ярославль на поезде (железнодорожное движение от Москвы до Ярославля открылось в феврале 1870 г.). В первый раз вместе с ним в Карабиху приехала его гражданская жена Зинаида Николаевна, с которой поэт сошелся недавно.

По мнению А. Ф. Тарасова, Некрасов приехал в Карабиху в середине июня384, но, вероятнее, это случилось на рубеже второй и третьей декад месяца***.

Вскоре после приезда в Карабиху Некрасов написал едва ли не самое знаменитое своё стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы», которое сразу послал М. Е. Салтыкову-Щедрину в его подмосковную усадьбу Витенево. Уже 17 июля 1870 года тот ответил: «Стихи ваши прелестны»385. Следовательно, стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» написано примерно в период между 25 июня и 10 июля 1870 года (а опубликовано оно было в январском номере «Отечественных записок» за 1871 г.).

К сожалению, стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» практически не изучалось с точки зрения истории его возникновения. А. Ф. Тарасов полагает, что летом 1870 года вместе с Зинаидой Николаевной Некрасов «через Грешнево (…) отправился в костромские места»386. Подтверждением этого, по его мнению, служит то, что наброски стихотворения «Как празднуют трусу», где говорится о посещении поэтом Грешнева («Утром мы наше село посещали, где я родился и взрос»), «находятся на обороте листа с черновыми набросками “Дедушки Мазая…” (II, 732)»387. А. Ф. Тарасов предполагает, что в 1870 году Некрасов с Зиной посетил и Шоду. Выше уже писалось, что мы сомневаемся в приезде поэта в 1870 году в Шоду: сын Гаврилы Яковлевича, Иван Гаврилович, в своих рассказах, наверняка, упомянул бы, что однажды Некрасов посетил Шоду с женой. Сомнительным нам кажется и сама поездка Некрасова «в костромские места» летом 1870 г. Доказательств тому, что Некрасов с Зинаидой Николаевной тогда ездили дальше Грешнева, нет. По-видимому, толчком к написанию «Деда Мазая…» послужили другие обстоятельства (о них чуть ниже).

Нам неизвестно, когда и как Некрасов познакомился с прототипом своего Мазая. Однако кое-какие данные на этот счет есть. В Пушкинском доме сохранился листок с черновыми заметками Некрасова, на котором сделаны следующие записи: «Дедушка Мазай и зайцы» и «Заяц сер как онуча»388. М. В. Теплинский предположил, что эти заметки относятся к периоду между 1866 и 1870 гг.389 О записи «Дедушка Мазай и зайцы» исследователь заметил: «Название известного стихотворения Некрасова, написанного в 1870 году. Мысль о стихотворении и название его могли зародиться у Некрасова и раньше, что подтверждается следующими соображениями. Упоминаемая в стихотворении деревня Малые Вежи находится в той же Мисковской волости Костромской губернии, где Некрасов охотился с Гаврилой, которому посвятил “Коробейников” (1861). Поэт охотился в этих местах в начале 60-х годов, и именно тогда у него мог возникнуть замысел стихотворения (…)»390.

В. Н. Осокин предположил, что дедушка Мазай фигурирует у Некрасова не только в стихотворении о зайцах. По его предположению, рассказ Мазая положен и в основу стихотворения «Пчелы» (1867 г.), представляющего собой рассказ неназванного по имени старика-пасечника. По мнению В. Н. Осокина, старик-пасечник и дед Мазай – одно и то же лицо. «К этому выводу приходишь, – пишет он, – сличая язык деда Мазая с речью старика-пасечника из “Пчел”. Пасечник – это дед Мазай»391. С данным предположением нельзя не согласиться (подробнее об этом чуть ниже). Стихотворение «Пчелы» датировано 15 марта 1867 года и, следовательно, мы можем предположить, что Некрасов познакомился с Мазаем не позднее лета 1866 г.

Помимо «Дедушки Мазая и зайцев», деревню Вёжи, в которой жил Мазай, Некрасов упомянул в черновиках поэмы «Кому на Руси жить хорошо», где говорится:

В Вежах в базарный день (III, 560).

Название Вёжи слишком редкое, чтобы можно было усомниться, что имеется в виду именно та самая деревня, где жил Мазай. Однако это упоминание нам ничего не дает. Вёжи упомянуты в черновиках последней части поэмы «Пир на весь мир», над которой поэт работал в 1876-1877 гг., т. е. спустя 6-7 лет после написания стихотворения о Мазае. Таким образом, Некрасов, скорее всего, познакомился с прототипом дедушки Мазая в 1865 или 1866 году (в 1864 году Некрасов ездил за границу, и в Карабиху не приезжал) и тогда же услышал от него рассказ, как он спасал в весенний разлив зайцев. Почему же стихотворение о дедушке Мазае было написано только в 1870 году? Может быть, как полагает А. Ф. Тарасов, поэт посетил в этом году Вёжи, еще раз встретился с прототипом Мазая, и, вспомнив историю про зайцев, написал своё знаменитое стихотворение? Однако, скорее всего, дело обстояло иначе. Некрасов, судя по всему, давно собирался написать стихотворение о Мазае, но, по-видимому, решающим толчком к его написанию послужил замысел М. Е. Салтыкова-Щедрина выпустить книжку для детей, состоящую из его рассказов и стихов Некрасова392 (почему оконченное стихотворение поэт сразу и послал ему). Судя по всему, именно этому оставшемуся неосуществлённым замыслу мы и обязаны появлением стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы». Как знать, если бы не М. Е. Салтыков-Щедрин, в оставшиеся несколько лет жизни у Некрасова до «Дедушки Мазая…» руки, может быть, так и не дошли.

 ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

3
класс

Учитель
Пашаева Э.Э.

Дата  09.12.2021

Урок
39

Тема:      Н.
Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

 Тема:
Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Цели:
продолжить ознакомление с творчеством Н.А. Некрасова; ознакомить с
его новым произведением; учить детей делить текст на части, анализировать
содержание прочитанного; обучать правильному чтению стихов; развивать память,
речь, мышление.

Планируемые
результаты:
учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью
интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты;
наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные
выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением удар­ных и безударных
слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова; оценивать свою работу и
работу своих товарищей.

Оборудование:
карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов Н.А.
Некрасова, его портрет, презентация по теме.

Ход
урока:

I.                  
Организационный момент

II.
Проверка домашнего задания

с.168
– выразительное чтение; с.169-чтение стихотворения наизусть.

III.
Речевая разминка

—  Прочитайте стихотворение Е. Евтушенко. Читаем все вместе,
медленно.(карточки)

Берегите
эти воды, эти земли,

Даже
малую былиночку любя.

Берегите
всех зверей внутри природы,

Убивайте
лишь зверей внутри себя.

— 
Как вы понимаете эти строки?

— 
О каких зверях внутри нас говорит автор?

(Это
человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень и т. п.)

— 
К чему призывает автор?

(Автор
призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает.)

— 
Прочитаем выразительно.

IV.
Работа по теме урока

1).
Беседа

— 
Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Николая Алексеевича Некрасова.
Прочитайте, как оно называется.

(«Дедушка
Мазай и зайцы».)

— 
Рассмотрите иллюстрацию. Можете еще до чтения стихотворения сказать, о чем
текст?

(Наверное,
о том, как дед Мазай спасал зайцев.)

2).
Чтение стихотворения учителем

— 
Что больше всего тронуло? удивило? рассмешило?

(Больше
всего тронуло то, как дед Мазай спасал зайцев.

Удивило
то, как зайцы были послушны.

Было
смешно читать, как автор говорит о зайцах. Особенно о зайчихе:

Еле
жива, а толста, как купчиха!/

Я
ее, дуру, накрыл зипуном…)

Физкультминутка

V.
Продолжение работы по теме урока

1).
Работа по ПРЕЗЕНТАЦИИ

Слайд
2:

               
-О каком интересном случае из своей жизни рассказывает дед Мазай? Когда
произошёл этот случай?

Слайд3:

                         
Словарная работа:

Силки
петли для ловли птиц и мелких животных.

Багры
шесты с металлическим крюком и острием.

Тягота
тяжесть, груз.

Потеха
забава, веселье.

Лопочут
говорят много, быстро, неясно.

Гуторить
беседовать.

Ухнул
издал резкий звук.

Аршин
старая русская мера длины, равная 0,71 м.

Сажень
— старинная русская мера длины, чуть более двух метров, равная
трем аршинам.

Зипун
— крестьянский кафтан из грубого толстого сукна.(карточка)

Слайд4:

               
Назовите близкие по смыслу слова (синонимы)

Кабы
если

Гинут
погибают

Этак
гуторя –
так беседуя

Чур
только

Дали
стречка –
стремительно убежали

2).
Чтение стихотворения учащимися.

3).
Беседа после чтения

— 
С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чем он переживает?

(Мазай
переживает о том, что дичь ловят сетями, силками давят.)

— 
Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?

(Бревен
нагоняет много в половодье весной.Он их собирал.)

— 
Нарисуйте словами картину половодья.

 (Словесное
рисование детьми.)

— 
Из каких слов ясно, что деду Мазаю по-настоящему жаль зайцев, что
он любит этих зверьков?

(Он
их называет так: бедные зверьки, зайцы мои, зайчики, зайчишко,

                         
                             горемыка, плуты косые.)

— 
Какую находку было жаль бросать Мазаю? Прочитайте отрывок.

(Мимо
бревно суковатое плыло, /

Сидя,
и стоя, и лежа пластом, /

Зайцев
с десяток спасалось на нем. /

«Взял
бы я вас — да потопите лодку!» /

Жаль
их, однако, да жаль и находку —/

Язацепился
багром за сучок/

И
за собою бревно поволок…)

— 
Только ли ради потехи прокатил он «деревней зайчишек»?

(Нет,
он плыл к месту, где река не вышла из берегов.)

4).
Озаглавливание иллюстраций к стихотворению.

Слайды
5-11.

                   
-Посмотрите на рисунки и подумайте, как их можно озаглавить. Найдите названия в
тексте.

5).
Подготовка к выразительному чтению

6).
Выразительное чтение учащимися.

I.                  
Рефлексия

VII.
Подведение итогов урока

— 
Можно ли сказать, что в произведении изображен не сказочный, а реальный случай
из жизни?

— 
Как относится поэт к главному герою?

VIII.
Домашнее задание

С.170-172
– выразительное чтение стихотворения.

·        
 

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»Школа России 3 классСоставитель: Маме...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»Школа России 3 классСоставитель: Маме

    Описание слайда:

    Н. А. Некрасов
    «Дедушка Мазай и зайцы»
    Школа России 3 класс
    Составитель: Маметова Елена Алексеевна
    Учитель начальных классов

  • 2 слайд

    В кругу друзей лучше читать,Легче думать, и побеждать!

    Описание слайда:

    В кругу друзей лучше читать,
    Легче думать, и побеждать!

  • 3 слайд

    Берегите эти воды, эти земли, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей

    Описание слайда:

    Берегите эти воды, эти земли,
    Даже малую былиночку любя.
    Берегите всех зверей внутри природы,
    Убивайте лишь зверей внутри себя.
    Е. Евтушенко

  • 4 слайд

    Как вы понимаете эти строки? О каких зверях внутри нас говорит автор? Это чел

    Описание слайда:

    Как вы понимаете эти строки?
    О каких зверях внутри нас говорит автор?
    Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень
    К чему призывает автор?
    Автор призывает нас беречь и лю­бить природу, все то, что нас окружает
    Прочитаем выразительно.

  • 5 слайд

    — Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Николая Алексеевича Некр

    Описание слайда:

    — Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Николая Алексеевича Некрасова. Прочитайте, как оно на­зывается.
    «Дедушка Мазай и зайцы»

  • 6 слайд

    Рассмотрите иллюстрацию. Можете еще до чтения стихо­творения сказать, о чем т

    Описание слайда:

    Рассмотрите иллюстрацию. Можете еще до чтения стихо­творения сказать, о чем текст?
    Наверное, о том, как дед Мазай спасал зайцев

  • 7 слайд

    Что больше всего тронуло? удивило? рассмешило? Больше всего тронуло то, как д

    Описание слайда:

    Что больше всего тронуло? удивило? рассмешило?
    Больше всего тронуло то, как дед Мазай спасал зайцев. Удивило то, как зайцы
    были послушны. Было смешно читать, как автор говорит о зайцах. Особенно о
    зайчихе: Еле жива, а толста, как купчиха!/ Я ее, дуру, накрыл зипуном…
    С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чем он переживает?
    Мазай переживает о том, что дичь ловят се­тями, силками давят

  • 8 слайд

    Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? Бревен нагоняет много в поло

    Описание слайда:

    Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?
    Бревен нагоняет много в половодье весной. Он их собирал
    Нарисуйте словами картину половодья.
    Словесное рисование детьми
    Из каких слов ясно, что деду Мазаю по-настоящему жаль зайцев, что он любит этих зверьков?
    Он их называет так: бедные зверьки, зайцы мои, зайчики, зайчишко, горемыка, плу­ты косые
    Он их называет так: бедные зверьки, зайцы мои, зайчики, зайчишко, горемыка, плу­ты косые
    Мимо бревно суковатое плыло, / Сидя, и стоя, и лежа пластом, / Зайцев с десяток спасалось на нем. / «Взял бы я вас — да потопите лодку!» / Жаль их, однако, да жаль и находку —/ Язацепился багром за сучок/ И за собою бревно поволок..

  • 9 слайд

    Только ли ради потехи прокатил он «деревней зайчишек»?Нет, он плыл к месту, г

    Описание слайда:

    Только ли ради потехи прокатил он «деревней зайчишек»?
    Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов

  • 10 слайд

    Словарная работаКак понимаете выражение «сотнями гинут»? Сотнями по­гибаютБаг

    Описание слайда:

    Словарная работа
    Как понимаете выражение «сотнями гинут»?
    Сотнями по­гибают
    Багор — шест с металлическим крюком и острием.
    Аршин — старая русская мера длины, равная 0,71 м.
    Сажень — старинная русская мера длины, равная трем аршинам.
    Зипун — крестьянский кафтан из грубого толстого сукна.

  • 11 слайд

    Можно ли сказать, что в произведении изображен не ска­зочный, а реальный случ

    Описание слайда:

    Можно ли сказать, что в произведении изображен не ска­зочный, а реальный случай из жизни?

    Как относится поэт к главному герою?

  • 12 слайд

    Домашнее задание: выучить наизусть понравившийся отрывок.

    Описание слайда:

    Домашнее задание:

    выучить наизусть
    понравившийся отрывок.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Дедушка Мазай и зайцы

Похожие материалы

  • Презентация по литературному чтению на тему «Из детских журналов» (2 класс)

  • Презентация по литературному чтению «Чуковский К.И — биография»

  • Проектная деятельность по теме «Устное народное творчество»

  • Презентация по литературному чтению «В мире книг…»

  • Презентация по литературному чтению «Филипок»

  • Ю.И.Коваль, «Сказка о серебряном соколе»

  • Рабочая программа по литературному чтению

  • Проверочная работа по литературному чтению «»Великие русские писатели»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448506 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Урок литературного чтения

Тема: Н.А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»

УМК «Школа России» Класс: 3.

Автор учебника: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова.

Цели и задачи урока:

  • Познакомить учащихся с новым произведением; учить детей анализировать содержание прочитанного, выразительности чтения.
  • Развивать умение слушать художественное слово, способствовать развитию устной речи, наблюдательности, обогащать словарный запас учащихся.
  • Создавать условия для формирования познавательного интереса к чтению, бережного отношения к природе, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

Оборудование:

      Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация

Планируемые результаты:

Личностные: умение проявлять творческое отношение к процессу обучения; умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев.

Метапредметные:

-познавательные: умение перерабатывать и обобщать информацию; находить ответы на вопросы, используя свой опыт;

        -регулятивные: умение ставить цель на основе имеющихся знаний; контролировать результаты на работы;

        -коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими в группе

Предметные: умение правильно, осознанно, выразительно читать.        

Ход урока

  1. Организационный момент

— Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий и интересная работа в группе.

  1. Проверка домашнего задания

— С творчеством какого великого писателя мы знакомились на протяжении последних уроков?

                                  (портрет писателя слайд 1)

— С какими  произведениями Николая Алексеевича Некрасова  мы познакомились?

— «Славная осень!…», «Не ветер бушует над бором…»

(чтение стихотворения наизусть несколькими учениками)

3. Сообщение темы и целей

– Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Николая Некрасова.

4. Вступительная беседа  (слайд 2)

— Историю, случившуюся в половодье, в одном из своих стихотворений рассказал Н.А. Некрасов. В учебнике помещен только отрывок этого произведения, поэтому, я расскажу вам предысторию.

– В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек, влюбленный в природу. Он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотиться. В этих походах его спутником был дед Мазай. Мазай знал много рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошел дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».

— Рассмотрите иллюстрацию. Слайд 3.  Можете ещё до чтения стихотворения сказать, о чем текст? (Наверное о том, как дед Мазай спасал зайцев.)

— Как вы думаете, в какое время года могут  происходить эти события?

— Что происходит с реками весной? (реки разливаются и выходят из берегов)

— Как называется это природное явление? Верно. (Половодье – весенний разлив реки от таяния )

— Какую учебную задачу мы поставим на уроке?

(Познакомиться с содержанием и проанализировать стихотворение, учиться выразительно читать).


5) Изучение нового материала

а) первичное знакомство с текстом (аудиозапись)

б) проверка первичного восприятия

— Понравилось ли вам стихотворение? (Да)

— Чем? (Что Дед Мазай спасал зайцев)

— Что больше всего вас тронуло, удивило и рассмешило? (Больше всего тронуло то, как дед Мазай спасал зайцев. Удивило то, как зайцы были послушны. Было смешно, как автор говорит о зайцах, зайчихе: еле жива, а толста, как купчиха! Я её, дуру, накрыл зипуном…)

в) вторичное восприятие 

– Прочитаем по цепочке наше стихотворение. Обратите внимание на незнакомые, непонятные слова, которые требуют объяснения  значений.

г) словарная работа   Слайд 4

— Какие слова для вас были непонятными? Это старинные русские слова, посмотрите на их значение.

 силки’

Петли для ловли птиц и мелких животных

 багры’

Шест с металлических крючком и остриём

 арши’н

Старинная мера длины, немного меньше метра (0,71 м)

 саже’нь

Старинная мера длины, чуть больше двух метров = 3 аршинам

 зипун

 Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна.

Работа в группе.

— Но кроме этих слов, в произведении есть еще непонятные слова. Вы сейчас

попробуете сами определить их значение, работая в группе.

Вспомним правила работы в группе.

— Соотнесите слова из двух столбиков. Время работы – 3 минуты.  (Дети получают карточки)

Проверка Слайд 5

3

разболтался в сарае

1

шумливая группа

1

гурьба

2

шевелят ушами, выражая испуг, беспокойство

2

лопочут ушами

3

разговорился

5

гуторить

4

тот, с кем случилась беда

4

горемыка

5

разговаривать

8

тягота

6

забава, веселье

6

потеха

7

всходы посева засеянные осенью

7

озимь

8

тяжесть, груз

Физминутка

д)  Анализ стихотворения.

— От чьего лица ведется рассказ? (От лица автора)

 Групповая работа.  

— Пользуясь планом разделите стихотворение на 6 частей. Время работы  — 5 минут.

      План      Слайд 6

1. Зайцы на островке.

2. Спасение.

3. Зайчишко на пне.

4. Зайчиха в кустах.

5. Зайцы на бревне.

6. На берегу.

Дети делят стихотворение на смысловые части, пользуясь планом.

Чтение первой части.  «Зайцы на островке» Слайд 7

-С каких мыслей начинает Мазай свой рассказ?

— Найдите в тексте  О чем он переживает?

Кабы сетями ее не ловили
Кабы силками ее не давили…
Ловят, и топят, и бьют их баграми.

(осуждает за истребление, упрекает мужиков)

— В каких словах мы слышим большой упрек мужикам?  (Где у них совесть?)

— Как нужно читать эти слова?

— К чему призывает дед Мазай своим вопросом? (призывает бережно относиться к природе, ко всему живому)

Чтение второй части.   «Спасение»   Слайд 8 

— В какую беду попали зайцы?

Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? (Брёвен нагоняет много в половодье весной. Он их собирал.)

— Как вели себя зайцы при виде Мазая?

Из каких слов ясно, что деду Мазаю по-настоящему жаль зайцев. Что он любит этих зверьков?  (Он их называет так: бедные зверьки, зайцы мои, зайчики, зайчишко, горемыка, плуты косые.)

Чтение третьей части. «Зайчишко на пне»  Слайд 9

– Найдите слова, которыми называет Мазай зайцев в этой части. (Горемыка)

— Почему Мазай назвал зайца «горемыка»?

— С чем сравнивает зайца, стоящего на пне?   (Со столбиком)

Чтение четвертой части. «Зайчиха в кустах»   Слайд 10

— На кого была похожа зайчиха, которая копошилась у куста? (купчиха)

— Жалко ли вам ее? Почему?

Чтение пятой части. «Зайцы на бревне» Слайд 11

— Сколько зайцев разместилось на бревне? (зайцев с десяток спасалось на нем)

— Как спас Мазай зайцев на бревне?  (зацепил багром сучок и за собою бревно поволок)

Чтение шестой части. «На берегу»  Слайд 12

— Как отнеслись односельчане к находке Мазая? (Они смеялись над, тем как он провозил зайцев по деревне)

Только ли ради потехи прокатил он деревней зайчишек? (Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов.)

— Найдите и прочитайте слова, описывающие поведение зайцев,  увидевших берег. (беспокойство зайцев, которые увидели берег) 

— Какие слова сказал дед зайцам на прощание?   («с богом!»)

6. Заключительная беседа по прочитанному

– Каким нам автор показал  дедушку Мазая в стихотворении?

     (Он любит свой край, животных этой местности и без надобности их не убивает, а наоборот может спасти в сложной для них ситуации. —— — -Удивительным охотником, который не стрелял, а спасал зайчишек во время половодья).

— Какое отношение к животным пробуждает автор?

( Весной во время половодья особенно трудно бывает животным. Многие из них даже погибают. Поэтому во время половодья животные нуждаются в помощи со стороны людей)

Я предлагаю каждой группе выделить те человеческие качества, которые относятся к деду Мазаю. ( на столах лежат листы со словами)

(Добрый, грустный ,одинокий, свою любовь дарит окружающим, веселый, не любит природу, сильный, осторожный, жадный, удивительный охотник — не убивает, а спасает животных, злой, не любит животных, общительный, скучный, обостренное чувство совести и ответственности за тех, кто слабее или нуждается в помощи.)

— Как автор относится к Деду Мазаю?

( Автор ласково называет его не дедом, а дедушкой, и все потому, что этот охотник не убивает, а спасает в половодье гибнущих зайцев, то есть поступает по человечески. Как и Мазай, он то же любит животных.)

7. Рефлексия.  Слайд 13

— Какова главная мысль стихотворения? (Надо любить и беречь свой край, быть патриотом своей Родины)

Продолжите фразу:

  • Сегодня я узнал, познакомился….
  • Урок дал мне для жизни…

8.  Домашнее задание.  Слайд 14

Выразительное чтение стихотворения.

Выучить отрывок наизусть.

Дедушка Мазай и зайцы

В августе, около «Малых Вежей»,
С старым Мазаем я бил дупелей.

Как-то особенно тихо вдруг стало,
На небе солнце сквозь тучу играло.

Тучка была небольшая на нём,
А разразилась жестоким дождём!

Прямы и светлы, как прутья стальные,
В землю вонзались струи дождевые

С силой стремительной.
Я и Мазай,
Мокрые, скрылись в какой-то сарай.

Дети, я вам расскажу про Мазая.
Каждое лето домой приезжая,
Я по неделе гощу у него.
Нравится мне деревенька его:

Летом её убирая красиво,
Исстари хмель в ней родится на диво,

Вся она тонет в зелёных садах;
Домики в ней на высоких столбах

(Всю эту местность вода понимает,
Так что деревня весною всплывает,
Словно Венеция).
Старый Мазай
Любит до страсти свой низменный край.

Вдов он, бездетен, имеет лишь внука.
Торной дорогой ходить ему — скука!

За сорок вёрст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочём:

«Лес не дорога: по птице, по зверю
Выпалить можно».
— А леший?
— «Не верю!
Раз в кураже я их звал-поджидал
Целую ночь,— никого не видал!
За день грибов насбираешь корзину,
Ешь мимоходом бруснику, малину;
Вечером пеночка нежно поёт,
Словно как в бочку пустую удод
Ухает; сыч разлетается к ночи,
Рожки точёны, рисованы очи.
Ночью. ну, ночью робел я и сам:
Очень уж тихо в лесу по ночам.
Разве какая сосна заскрипит,
Словно старуха во сне проворчит. »

Дня не проводит Мазай без охоты.
Жил бы он славно, не знал бы заботы,

Кабы не стали глаза изменять:
Начал частенько Мазай пуделять.

Впрочем, в отчаянье он не приходит:
Выпалит дедушка — заяц уходит,

Дедушка пальцем косому грозит:
«Врёшь — упадёшь!» — добродушно кричит.

Знает он много рассказов забавных
Про деревенских охотников славных:

Кузя сломал у ружьишка курок,
Спичек таскает с собой коробок,

Сядет за кустом — тетерю подманит,
Спичку к затравке приложит — и грянет!

Ходит с ружьишком другой зверолов,
Носит с собою горшок угольков.

«Что ты таскаешь горшок с угольками?»
— Больно, родимый, я зябок руками;

Ежели зайца теперь сослежу,
Прежде я сяду, ружьё положу,

Над уголёчками руки погрею,
Да уж потом и палю по злодею!

«Вот так охотник!» — Мазай прибавлял.
Я, признаюсь, от души хохотал.

Я от Мазая рассказы слыхал.
Дети, для вас я один записал.

Старый Мазай разболтался в сарае:
«В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями её не ловили,
Кабы силками её не давили;
Зайцы вот тоже,— их жалко до слёз!

Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, —
Нет! ещё мало!
Бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть.
Я раз за дровами
В лодке поехал — их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет —
Еду, ловлю их.
Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нём собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои,— ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
«То-то! — сказал я. — Не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»
Этак гуторя, плывём в тишине.
Столбик не столбик — зайчишко на пне,
Лапки скрестивши, стоит, горемыка,
Взял и его — тягота не велика!

Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится зайчиха —
Еле жива, а толста, как купчиха!
Я её, дуру, накрыл зипуном —
Сильно дрожала.
Не рано уж было.
Мимо бревно суковатое плыло.
Сидя, и стоя, и лёжа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нём.
«Взял бы я вас — да потопите лодку!»
Жаль их, однако, да жаль и находку —
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок.

Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
«Глянь-ко: что делает старый Мазай!»
Ладно! Любуйся, а нам не мешай!
Мы за деревней в реке очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились:
Смотрят, на задние лапы встают,
Лодку качают, грести не дают:
Берег завидели плуты косые,
Озимь, и рощу, и кусты густые.
К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил — и «с богом!» сказал.

И во весь дух
Пошли зайчишки.
А я им: «у-х! Живей, зверишки!
Смотри, косой,
Теперь спасайся,
А чур — зимой
Не попадайся!
Прицелюсь — бух!
И ляжешь. Ууу-х. »

Мигом команда моя разбежалась,
Только на лодке две пары осталось —
Сильно измокли, ослабли; в мешок
Я их поклал — и домой приволок.
За ночь больные мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись;
Вынес я их на лужок; из мешка
Вытряхнул, ухнул — и дали стречка!
Я проводил их всё тем же советом:
«Не попадайтесь зимой!»

Я их не бью ни весною, ни летом:
Шкура плохая,— линяет косой».

Источник

Николай Некрасов — Дедушка Мазай и зайцы: Сказка

Старый Мазай разболтался в сарае:
«В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили;
Зайцы вот тоже, — их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, —
Нет! еще мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть. Я раз за дровами
В лодке поехал — их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет —
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, — ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой:
„То-то! — сказал я, — не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!“
Этак гуторя, плывем в тишине.
Столбик не столбик, зайчишко на пне,
Лапки скрестивши, стоит, горемыка,
Взял и его — тягота не велика!
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится зайчиха —
Еле жива, а толста как купчиха!
Я ее, дуру, накрыл зипуном —
Сильно дрожала… Не рано уж было.
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем
„Взял бы я вас — да потопите лодку!“
Жаль их, однако, да жаль и находку —
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок…
Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
„Глянъ-ко: что делает старый Мазай!“
Ладно! любуйся, а нам не мешай!
Мы за деревней в реке очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились:
Смотрят, на задние лапы встают,
Лодку качают, грести не дают:
Берег завидели плуты косые,
Озимь, и рощу, и кусты густые.
К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил — и „с богом!“ сказал…
И во весь дух
Пошли зайчишки.
А я им: „У-х!
Живей, зверишки!
Смотри, косой,
Теперь спасайся,
А чур зимой
Не попадайся!
Прицелюсь — бух!
И ляжешь… У-у-у-х. “
Мигом команда моя разбежалась,
Только на лодке две пары осталось —
Сильно измокли, ослабли; в мешок
Я их поклал — и домой приволок.
За ночь больные мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись;
Вынес я их на лужок; из мешка
Вытряхнул, ухнул — и дали стречка!
Я проводил их всё тем же советом:
„Не попадайтесь зимой!“
Я их не бью ни весною, ни летом,
Шкура плохая, — линяет косой…»

Источник

Дедушка Мазай и зайцы

Старый Мазай разболтался в сарае:
«В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили;
Зайцы вот тоже, — их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, —
Нет! еще мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть. Я раз за дровами
В лодке поехал — их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет —
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, — ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой:
„То-то! — сказал я, — не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!“
Этак гуторя, плывем в тишине.
Столбик не столбик, зайчишко на пне,
Лапки скрестивши, стоит, горемыка,
Взял и его — тягота не велика!
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится зайчиха —
Еле жива, а толста как купчиха!
Я ее, дуру, накрыл зипуном —
Сильно дрожала… Не рано уж было.
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем
„Взял бы я вас — да потопите лодку!“
Жаль их, однако, да жаль и находку —
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок…
Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
„Глянъ-ко: что делает старый Мазай!“
Ладно! любуйся, а нам не мешай!
Мы за деревней в реке очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились:
Смотрят, на задние лапы встают,
Лодку качают, грести не дают:
Берег завидели плуты косые,
Озимь, и рощу, и кусты густые.
К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил — и „с богом!“ сказал…
И во весь дух
Пошли зайчишки.
А я им: „У-х!
Живей, зверишки!
Смотри, косой,
Теперь спасайся,
А чур зимой
Не попадайся!
Прицелюсь — бух!
И ляжешь… У-у-у-х. “
Мигом команда моя разбежалась,
Только на лодке две пары осталось —
Сильно измокли, ослабли; в мешок
Я их поклал — и домой приволок.
За ночь больные мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись;
Вынес я их на лужок; из мешка
Вытряхнул, ухнул — и дали стречка!
Я проводил их всё тем же советом:
„Не попадайтесь зимой!“
Я их не бью ни весною, ни летом,
Шкура плохая, — линяет косой…»

Источник

Сказка: «Дедушка Мазай и зайцы» Некрасов Н.А.

1 3

Детская сказка: «Дедушка Мазай и зайцы» (Некрасов Н.А.)

Чтобы открыть книгу нажмите ЧИТАТЬ ОНЛАЙН (20 стр.)

1
В августе, около Малых Вежей,
С старым Мазаем я бил дупелей.

Как-то особенно тихо вдруг стало,
На небе солнце сквозь тучу играло.

Тучка была небольшая на нем,
А разразилась жестоким дождем!

Прямы и светлы, как прутья стальные,
В землю вонзались струи дождевые

С силой стремительной… Я и Мазай,
Мокрые, скрылись в какой-то сарай.

Дети, я вам расскажу про Мазая.
Каждое лето домой приезжая,

Я по недели гощу у него.
Нравится мне деревенька его:

Летом ее убирая красиво,
Исстари хмель в ней родится на диво,

Вся она тонет в зеленых садах;
Домики в ней на высоких столбах

(Всю эту местность вода понимает,
Так что деревня весною всплывает,

Словно Венеция). Старый Мазай
Любит до страсти свой низменный край.

Вдов он, бездетен, имеет лишь внука,
Торной дорогой ходить ему — скука!

За сорок верст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочем:

«Лес не дорога: по птице, по зверю
Выпалить можно». — «А леший?» — «Не верю!

Раз в кураже я их звал-поджидал
Целую ночь, — никого не видал!

За день грибов насбираешь корзину,
Ешь мимоходом бруснику, малину;

Вечером пеночка нежно поет,
Словно как в бочку пустую удод

Ухает; сыч разлетается к ночи,
Рожки точены, рисованы очи.

Ночью… ну, ночью робел я и сам:
Очень уж тихо в лесу по ночам.

Тихо как в церкви, когда отслужили
Службу и накрепко дверь затворили,

Разве какая сосна заскрипит,
Словно старуха во сне проворчит…»

Дня не проводит Мазай без охоты.
Жил бы он славно, не знал бы заботы,

Кабы не стали глаза изменять:
Начал частенько Мазай пуделять.

Впрочем, в отчаянье он не приходит:
Выпалит дедушка, — заяц уходит,

Дедушка пальцем косому грозит:
«Врешь — упадешь!» — добродушно кричит.

Знает он много рассказов забавных
Про деревенских охотников славных:

Кузя сломал у ружьишка курок,
Спичек таскает с собой коробок,

Сядет за кустом — тетерю подманит,
Спичку к затравке приложит — и грянет!

Ходит с ружьишком другой зверолов,
Носит с собою горшок угольков.

«Что ты таскаешь горшок с угольками?»
— «Больно, родимый, я зябок руками;

Над уголечками руки погрею,
Да уж потом и палю по злодею!»

«Вот так охотник! » — Мазай прибавлял.
Я, признаюсь, от души хохотал.

Впрочем, милей анекдотов крестьянских
(Чем они хуже, однако, дворянских?)

Я от Мазая рассказы слыхал.
Дети, для вас я один записал…

Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
«Глянь-ко: что делает старый Мазай!»
Ладно! любуйся, а нам не мешай!
Мы за деревней в реке очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились:
Смотрят, на задние лапы встают,
Лодку качают, грести не дают:
Берег завидели плуты косые,
Озимь, и рощу, и кусты густые.
К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил — и «с богом!» сказал…
И во весь дух
Пошли зайчишки.
А я им: «У-х!»
Живей, зверишки!
Смотри, косой,
Теперь спасайся,
А чур зимой
Не попадайся!
Прицелюсь — бух!
И ляжешь… Ууу-х. »
Мигом команда моя разбежалась,
Только на лодке две пары осталось —
Сильно измокли, ослабли; в мешок
Я их поклал — и домой приволок,
За ночь больные мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись;
Вынес я их на лужок; из мешка
Вытряхнул, ухнул — и дали стречка!
Я проводил их всё тем же советом:
«Не попадайся зимой!»
Я их не бью ни весною, ни летом,
«Шкура плохая, — линяет косой…»

Источник

  • Сказка девушке на ночь романтичная короткая
  • Сказка дед и баба и алеша
  • Сказка девушке на ночь короткая смешная про любовь
  • Сказка девочка со спичками видео
  • Сказка девочка со спичками слушать