Сказка даля старик годовик текст

Библиотека материалов тема: чтение сказки в.даля старик годовик цель: ознакомление с содержанием сказки задачи: образовательные: закреплять представления о годе,

Инфоурокбиблиотека материалов

Тема: Чтение сказки В.Даля «Старик – годовик»

Цель: ознакомление с содержанием сказки

Задачи:

Образовательные: закреплять представления о
годе, месяце, неделе;

Совершенствовать умение анализировать
содержание произведения;

Коррекционно — развивающие:
развивать речь; мышление, память, слуховое восприятие, внимание

воспитательные:
воспитывать уважительное отношение друг к другу

Оборудование: портрет
В.Даля, текст сказки

Структурная часть

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная

Ребята, какие загадки вы знаете?

Сегодня я познакомлю вас с еще одной
загадкой, но не обычной. Это сказка – загадка, а придумал ее Владимир Даль.
Вы еще много раз услышите эту фамилию, так как Владимир Даль составил
словарь, которым люди пользуются до сих пор.

Загадывают
загадки

Основная

Слушайте внимательно и постарайтесь отгадать
о чем эта сказка. Она называется «Старик – годовик»

Чтение сказки

Какие слова показались непонятными?

Ребята, а что за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Какие это 4 крыла у каждой птицы?

Какие семь перьев в каждом крыле? 

Что это значит, что у каждого пера одна половина
белая, другая – чёрная?

Физкультминутка

Три зимою, три весной,

Трое летом, осенью.

Так и ходят друг за другом

Все 12 с проседью.

То накопят нам воды,

Вспашут и посеют.

Летом принесут плоды,

Потом собрать сумеют.

Как вы думаете, для
чего Даль написал такую сказку – загадку?

Чему хотел научить?

Тройка, жать рожь

Месяцы

Недели

Дни недели

Смена дня и ночи

Повороты вправо, влево

Шаг на месте

Свести руки перед грудью

Наклоны вперед

Потянуться

Наклон вперед

Нужно знать названия месяцев, дней недели,
времён года, уметь пользоваться календарём.

заключительная

Как называется сказка, которую вы услышали?

Кто ее автор?

О чем эта сказка?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сказка даля старик годовик текст

  • Сейчас обучается 983 человека из 79 регионов

Сказка даля старик годовик текст

  • Сейчас обучается 558 человек из 79 регионов

Сказка даля старик годовик текст

  • Сейчас обучается 2934 человека из 84 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

занятие для детей старшего дошкольного возраста

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога — психолога в средней комбинированной группе для детей с ТНР и ЗПР по теме: «Семья»

  • Особенности проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

  • Презентция приглашение родителей в программу по краеведению

  • Утренний круг в старшей группе. «Осень — глазами художников»

  • Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста: «День мостов»

  • План по самообразованию Тема: «Организация работы в разновозрастной группе детского сада»»

  • Конспект занятия по рисованию «Мячики для котят»

  • Сценарий к празднику «Осенний праздник»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448506 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»

  • Курс повышения квалификации «Система работы специалистов ОО по выявлению профессиональных предпочтений от дошкольного до подросткового возраста»

  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»

  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Песочная терапия в работе с детьми»

  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Выстраивание системы психологических взаимодействий дошкольника с компьютером и интернетом»

  • Курс повышения квалификации «Организация в ДОО «Школы для родителей»: формирование психологической грамотности»

Оставьте свой комментарий

Мархайчук Наталья Юрьевна,

Учитель начальных классов, 
высшая

Государственное 
общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики
«Антрацитовская гимназия №1 имени Почётного гражданина города Антрацита

Вадима Яковлевича Ткаленко»

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет Литературное чтение

Класс  2

Тема урока: В. И. Даль Сказка- загадка  «Старик
– годовик» (внеклассное чтение)

Тип урока:Усвоение новых знаний

Цель:продолжитьзнакомство с творчеством В.
И. Даля,  формировать  у обучающихся целостное представление о годичном круге,
развивать   умение анализировать текст,  расширять словарный запас, учить
сравнивать, делать выводы.   Воспитывать интерес к творчеству В. И. Даля.

Образовательные результаты:

Предметные: формирование  системы знаний  о
творчестве Владимира  Даля, обучение выявлению особенностей сказки – загадки.

Метапредметные:ставить учебные цели,работать
в группе по решению общих учебных задач.

Личностные:готовиться к самообразованию и
саморазвитию.

Методы:наглядный, эвристический, поисковая
работа.

УМК:(учебно-методический комплекс): книга
«Сказки Даля».

Средства обучения:ТСО, наглядные средства,
дидактический материал.

ХОД УРОКА

 Организационный момент

Дыхательная гимнастика (по
методике  В. Ф. Базарного, упражнение «СВЕЧА»)

— Я желаю вам, чтобы урок
подарил вам новые знания, стал успешным для каждого из вас. А для этого нам
необходимо настроиться на хорошую работу.

Представьте, что у каждого из
вас в руках зажжённая свеча. Закройте глазки. Сделайте глубокий вдох через нос,
поверните головку вправо и тихо – тихо, тоненькой струйкой выдохните так, чтобы
огонёк вашей свечи не погас. Ещё раз вдохните и резко, одним выдохом погасите
свечу. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и
сложности на своём пути. Молодцы. Откройте глазки и тихо займут места девочки,
мальчики

Эмоциональный настрой  
(Слайд1)

image001

Орешек знаний твёрд, но всё
же

Мы не привыкли отступать.

И  расколоть его поможет

Любимый наш  девиз: «Хотим  всё
знать!».

Постановка цели и задач
урока  (Слайд 2)

— Девочки и мальчики,
просмотрите слайды. Поразмышляйте, чем мы будем сегодня заниматься на уроке.

Ответы Mail.ru: Вот моё любимое, и близкое душевно время года - это Зима!))) Зима самое красивое время года! А у вас?Клёвые, весёлые, позитивные картинки про весну! Весенние открытки и фотографии!

Детские загадки про лето | Цветы жизниТест з курсу «Я досліджую світ» за темою "Рослини восени" | . Я досліджую світ

— Что вы увидели?  Какой темой  можем объединить эти
иллюстрации?

— Какое у вас настроение? Чего вы ждёте от нашего урока?

— Какое время года было первым? Последним?

— Почему, осень оказалась четвёртой в этом списке?

Актуализация знаний

«Угадай-ка»

— Попробуйте узнать знаменитую личность по моим фразам.

* Русский учёный, писатель, моряк, офтальмолог, учился с
Нахимовым, был другом Пушкина, датчанин по происхождению, наш земляк…. (Слайд3)

image006

— Так, кто же ответит на вопрос: «Почему осень была четвёртой
в нашем списке?»

— В это время года, 22 ноября 1801 года родился Владимир
Иванович Даль.

— Кто знает, сколько бы лет ему исполнилось в этом году? 
(220)

— В каком году Даль начал свою литературную деятельность?
(1832)

— Сколько лет он потратил для достижения своей великой
цели?(53)(Слайд 4)

image007

— Что же за цель была у
Владимира Ивановича? (Слайд5)

image008

Кем служил отец Даля? (Врачом)

— Специалистом, в какой
области медицины был Даль? (хирург,  мог делать операции как правой,  так и
левой рукой).

— Сегодня на уроке мы
познакомимся со сказкой Владимира Даля, но это не просто сказка, а сказка –
загадка.

— Какие бывают сказки?

— Что  такое загадка? Зачем
детям необходимо разгадывать загадки?

— А читали ли вы  сказки — 
загадки?

Первичное усвоение новых
знаний

1. Чтение учителем.
(Слайд6)

Купить книгу Старик-годовик - Владимир Даль (978-5-00041-282-4) в Киеве, Украине - цена в интернет-магазине Аконит, доставка почтой

— Понравилась ли вам сказка.
Что особенно было интересным?

— Можете ли определить
главного героя?

— Кто же такой Старик –
годовик? Выберите картинку и объясните свой выбор. (Слайд7)

image010

Чтение сказки детьми.  (Цепочкой)

Работа над содержанием
сказки. Анализ произведения.

— Докажите, что это
произведение сказка.  А почему же загадка?

Работа в группах

1группа – 1 абзац

Задание:    1. Прочитайте первый абзац.

                    2. Кто эти птицы, почему три?

                    3. Запишите названияэтих
птиц. Какое предложение из текста    помогло вам дать ответ?

         4. Выберите подходящие
картинки и составьте иллюстрацию к этому абзацу.

2 группа – 2 абзац

Задание:    1. Прочитайте второй абзац.

                    2. Кто эти птицы, почему три?

                    3. Запишите названия
этих птиц. Какое предложение из текста    помогло вам дать ответ?

                    4. Выберите
подходящие картинки и составьте иллюстрацию к этому абзацу.

3 группа — 3 абзац

Задание:    1. Прочитайте третий абзац.

                    2. Кто эти птицы, почему три?

                    3. Запишите названия
этих птиц. Какое предложение из текста    помогло вам дать ответ?

                    4. Выберите
подходящие картинки и составьте иллюстрацию к этому абзацу.

4 группа – 4 абзац

Задание:    1. Прочитайте четвёртый абзац.

                    2. Кто эти птицы, почему три?

                    3. Запишите названияэтих
птиц. Какое предложение из текста    помогло вам дать ответ?

                    4. Выберите
подходящие картинки и составьте иллюстрацию к этому абзацу.

https://i.ytimg.com/vi/FPfgigG7LhQ/maxresdefault.jpg

https://documents.infourok.ru/9b480413-8343-4482-be81-d31c7a3220fe/0/slide_03.jpghttp://www.eduportal44.ru/Kostroma_EDU/ds16/SiteAssets/SitePages/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B3-%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0/0kmn.png

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=3c2542cc60c7ac156fe7a5f4122d74e5-5236988-images-thumbs&n=13https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0a0e/00188795-df95118f/img2.jpg

·       
Повторите
правила работы в группах

·       
Старшие в
группе подойдите и выберите  конверты с заданиями.

— Готовы? Тогда вперёд! (Защита работ)

Работа над 5 абзацем

1. Чтение абзаца по предложениям и ответы

— Почему у каждой птицы 4 крыла? (В месяце 4 недели)

— Что же это за птицы с семью перьями на крыле?  (7 дней в
одной неделе)

— Какие названия у каждого из перьев? (День – ночь)

— Какое предложение помогло вам ответить?

Игра «Найди пару»

— Соедините одинаковые названия месяцев (русский язык –
английский язык)

(По принципу лото: у каждого  ученика карточка с названием
месяцев на английском языке и карточки на русском языке.Водящий (учитель), 
называет месяц на русском языке, дети выбирают карточку и накрывают месяц на
английском языке).

Названия месяцев на английском языке с транскрипцией. Месяцы на английском языке: название, произношение и переводПочему месяцы года имеют такие названия | Почему? Как? Зачем? | Яндекс Дзен

Игра «Мы строители»  (У каждого на столе лежит кирпичик,
который необходимо  «заложить» в дом)

1. Чтобы узнать время года – нужно отгадать загадку.

ГОД

ЗИМА

Декабрь

Январь

Февраль

ВЕСНА

Март

Апрель

Май

ЛЕТО

Июнь

Июль

Август

ОСЕНЬ

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

·       
Запорошила
дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.    ( Зима )

·       
 Она
приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет –
В лесу подснежник расцветет.     ( Весна )

·       
В щедром
поле колосится
Золотистая пшеница.
Ягоды в лесу поспели,
Пчелы прячут мед по кельям.
Много и тепла, и света,
Так бывает только…  (Летом)

·       
Пришла
без красок
И без кисти
И перекрасила
Все листья.   ( Осень )

2. Месяц нужно узнать по празднику или описанию.

* Январь. Рождество.

* Февраль. Праздник мужественных защитников Родины.

* Март.  Праздник всех женщин.

* Апрель. На дворе звенит капель.

*Май. День Победы.

*Июнь. День защиты детей.

*Июль. Этот месяц макушка лета.

*Август. Последний месяц лета.

*Сентябрь. Дети идут в школу после летних каникул.

*Октябрь. День Учителя.

*Ноябрь. День Единства России.

*Декабрь. Новый год.

Составление СИНКВЕЙНА

ГОД

Учебный, школьный

Пришёл, прошёл, умчался

Годы не птица: улетят — не поймаешь.

Годовик

Домашнее задание: нарисовать рисунок к сказке; попробовать
себя в роли писателя и составить свою сказку – загадку.

Рефлексия.

Дерево Успеха.

Виды листьевДерево без вектора листьев иллюстрация вектора. иллюстрации насчитывающей - 80790246Кленовый лист на скотче А2-113-23 - купить в интернет-магазине Вуаль по цене 40 руб. | Листья, Ботанические рисунки, Осенние листья

— Давайте украсим наше
дерево.  Если вам было интересно на уроке, вы узнали что – то новое прикрепите
зелёные листики, если вы остались недовольны уроком, то жёлтые листики  упали с
дерева и усеяли землю.

— Спасибо за урок. 
Выставление оценок.

11111 Рейтинг 4.40

Подробности Категория: Владимир Даль

Старик годовик (сказка-загадка)

синие птицы

Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

красные птицы

зимний лес

Махнул старик годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.

цветы

желтые птицы

Махнул старик годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

крестьяне убирают урожай

Махнул старик годовик четвертый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.

Старик годовик

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Какие то четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — чёрная?

— КОНЕЦ —

Свои сказки Владимир Даль писал для детей, а также и для взрослых. Владимир Иванович Даль рассказы создавал довольно близко к фольклорным (например «Девочка-снегурочка», «Лиса и медведь» или «Война грибов» и «Журавль и цапля»).

Писатель тут старается использовать разные сюжеты или их отдельные элементы, делает собственные выставки рисунков, чтобы постараться сделать более простым логическое восприятие своих произведений. Огромную роль играет морализаторство. Язык, который наполняет сказки Даля создает необыкновенную ауру детства. Ребенок с радостью воспринимает ритмическую и простую речь сказок.

Писал Владимир Иванович Даль сказки и для взрослых, которые имеют в большей степени, иронический характер, фольклорные характеры используются всё реже. Типичный мотив для сказки Даля — это взаимодействие какой-либо нечистой силы и обычного мужика. Важен социальный подтекст — противостояние низжих и высших слоев нашего общества. Народная речь зачастую перемешивается с литературной лексикой. Сказочная манера, наполняющая рассказы Даль пытался приблизить к народной речи. Чтоит отметить ,что присутствуют также описания простонародного быта и нравов старой жизни. В этой категории все сказки даля читать можно абсолюно бесплатно онлайн, также к каждой сказке привязана соответствующая иллюстрация.

Владимир Иванович Даль (10 (22) ноября 1801 — 22 сентября (4 октября) 1872)— русский писатель, этнограф, лингвист, лексикограф, врач. Прославился как автор «Толкового словаря живого великорусского языка».
Псевдоним — Казак Луганский.
Отец Даля был выходцем из Дании, получил образование в Германии, где учил богословие и древние и новые языки. Мать, немка, владела пятью языками. Даль получил домашнее образование, писал стихи. В 1815 поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. Учебу в корпусе, впоследствии описанную в повести Мичман Поцелуев, или Живучи оглядывайся (1841), Даль считал «убитыми годами». Учебное плавание в Данию убедило его в том, что «отечество мое Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков». По окончании учебы (1819) был направлен служить мичманом на Черноморский флот. В это время Даль, по его словам, «бессознательно» начал записывать неизвестные ему слова, приступив таким образом к главному делу своей жизни – созданию Толкового словаря живого великорусского языка.
Во время службы Даль продолжал писать стихи, что принесло ему неприятности: за эпиграмму на главнокомандующего Черноморским флотом в 1823 он был взят под арест. Оправданный судом, Даль перевелся в Кронштадт, а в 1826 вышел в отставку и поступил на медицинский факультет Дерптского университета. Материальное положение Даля было тяжелым, он зарабатывал на жизнь репетиторством, тем не менее годы учебы остались одним из самых светлых воспоминаний его жизни. Даль писал стихи и одноактные комедии, познакомился с поэтами Языковым и Жуковским, с хирургом Пироговым, а также с издателем журнала «Славянин» Воейковым, который в 1827 впервые опубликовал стихи Даля.
В 1829 Даль успешно защитил диссертацию и был направлен на русско-турецкую войну в действующую армию. Работая в полевом госпитале, стал блестящим хирургом. Даль продолжал собирать материал для будущего Словаря, записывая со слов солдат «областные речения» разных местностей. Тогда же подтвердились впечатления его детства – о том, что
«речь простолюдина с ее своеобразными оборотами всегда почти отличалась краткостью, сжатостью, ясностью, определительностью и в ней было гораздо больше жизни, чем в языке книжном и в языке, которым говорят образованные люди».
По окончании русско-турецкой войны 1828–1829 Даль продолжил службу в качестве военного врача и эпидемиолога. В 1831 работал на эпидемии холеры, а также принимал участие в польской кампании. Вернувшись в 1832 в Петербург, работал в военном госпитале.
В 1830 была опубликована первая повесть Даля – Цыганка. В 1832 Даль издал сборник «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый.» Цензура усмотрела в книге насмешку над правительством; от судебного преследования Даля спасли только его воинские заслуги.
В 1833 Даль был направлен на службу в Оренбург, где стал чиновником особых поручений при военном губернаторе. Исполнение служебных обязанностей было связано с частыми разъездами по губернии, что дало писателю возможность изучить быт и язык населявших ее людей. В годы службы Даль написал повести о казахах – «Бикей» и «Маулина» (1836) и о башкирах – «Башкирская русалка» (1843). Собирал коллекции флоры и фауны Оренбургской губернии, за что был избран член-корреспондентом Академии Наук (1838). Во время поездки Пушкина по пугачевским местам Даль в течение нескольких дней сопровождал его. В 1837, узнав о дуэли Пушкина, приехал в Петербург и дежурил у постели поэта до его последней минуты. В 1841, вскоре после хивинского похода русской армии (1839–1840), в котором он принимал участие, Даль переехал в Петербург и начал работать секретарем и чиновником особых поручений при министре внутренних дел, по поручению которого написал «Исследование о скопческой ереси» (1844).
Все годы службы Даль продолжал работу над Словарем, собирая для него материал во время поездок по Оренбургской губернии, а по переезде в Петербург получая письма с образцами местных говоров, сказок и пословиц со всей России. Живя в столице, Даль познакомился с Одоевским, Тургеневым, Погорельским и др. писателями. Опубликовал в петербургских журналах и в отдельных сборниках повести Бедовик (1839), Савелий Граб, или Двойник (1842), Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета (1844), Небывалое в былом, или Былое в небывалом (1846) и др. произведения, написанные в духе «натуральной школы» – с обилием точных бытовых деталей и этнографических подробностей, с описанием реальных случаев. Героем их был, как правило, простой человек, обладающий «привычками и обычаями родины своей». В язык Даля органично вплетались народные слова и выражения. Его излюбленным прозаическим жанром вскоре стал физиологический очерк («Уральский казак», 1843, «Денщик», 1845, «Чухонцы в Питере», 1846, и др.). Белинский, высоко оценивая мастерство Даля, назвал его «живой статистикой живого русского народонаселения». Писал Даль и маленькие рассказы, объединенные в циклы «Картины из русского быта» (1848), «Солдатские досуги» (1843), «Матросские досуги» (1853), «Два сорока бывальщинок для крестьян» (1862). Гоголь писал о нем: «Ему стоит, не прибегая ни к завязке, ни к развязке, над которыми так ломает голову романист, взять любой случай, случившийся в русской земле, первое дело, которого производству он был свидетелем и очевидцем, чтобы вышла сама собой наизанимательнейшая повесть. По мне он значительней всех повествователей-изобретателей».
В 1849 Даль был назначен на должность управляющего Нижегородской удельной конторой. Это было значительным понижением по службе, на которое Даль пошел добровольно, чтобы находиться ближе к крестьянам. В его ведении находились дела почти 40 000 государственных крестьян. Помимо непосредственных служебных обязанностей (писание крестьянских жалоб и т.п.), Даль делал хирургические операции. В 1862 издал сборник Пословицы русского народа, в котором пословицы располагались не по алфавиту, а по темам (Бог, любовь, семья и т.д.). Несмотря на свою культуртрегерскую деятельность и глубокий демократизм, Даль выступал против обучения крестьян грамоте, т.к. она, по его мнению, «без всякого умственного и нравственного образования почти всегда доводит до худа». Этими высказываниями он навлек на себя гнев представителей демократического лагеря Чернышевского, Добролюбова и др.
В начале 1860-х годов Даль вышел в отставку и поселился в Москве. К этому времени было подготовлено первое издание его Толкового словаря живого великорусского языка, содержавшего 200 тыс. слов. Труд, которому Даль посвятил 50 лет своей подвижнической жизни, был опубликован в 1867. В 1868 Даль был избран почетным членом Академии Наук.
В последние годы жизни Даль работал над вторым изданием Словаря, пополняя запасы слов, и писал детские рассказы. Сделал переложение Ветхого Завета «применительно к понятиям русского простонародья», написал учебники по зоологии и ботанике, передал фольклористам Киреевскому и Афанасьеву собранные им народные песни и сказки. Кроме того, Даль играл на нескольких музыкальных инструментах, работал на токарном станке, увлекался спиритизмом и изучал гомеопатию. «За что ни брался Даль, все ему удавалось усвоить», – писал его друг, великий хирург Пирогов.
Незадолго до смерти Даль перешел из лютеранства в православие. Умер Даль в Москве 22 сентября (4 октября) 1872. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

  • Сказка два брата евгений шварц слушать
  • Сказка давным давно жила в лесу собака скучно ей было
  • Сказка дала волю человеческому воображению и тем самым она сослужила огромную службу литературе
  • Сказка далекого города актеры
  • Сказка далекого города 3 русская озвучка