Сказка чуковского про солнце

Солнце по небу гуляло и за тучу забежало. глянул заинька в окно, стало заиньке темно. а сороки- белобоки поскакали по

Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.

А сороки-
Белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
«Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!»

Наступила темнота.
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал —
Заблудился и пропал.

Плачет серый воробей:
«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно —
В поле зёрнышка не видно!»

Плачут зайки
На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти.

Только раки пучеглазые
По земле во мраке лазают,
Да в овраге за горою
Волки бешеные воют.

Рано-рано
Два барана
Застучали в ворота:
Тра-та-та и тра-та-та!

«Эй вы, звери, выходите,
Крокодила победите,
Чтобы жадный Крокодил
Солнце в небо воротил!»

Но мохнатые боятся:
«Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен и зубаст,
Он нам солнца не отдаст!»
И бегут они к Медведю в берлогу:
«Выходи-ка ты, Медведь, на подмогу.
Полно лапу тебе, лодырю, сосать.
Надо солнышко идти выручать!»

Но Медведю воевать неохота:
Ходит-ходит он, Медведь, круг болота,
Он и плачет, Медведь, и ревёт,
Медвежат он из болота зовёт:

«Ой, куда вы, толстопятые, сгинули?
На кого вы меня, старого, кинули?»

А в болоте Медведица рыщет,
Медвежат под корягами ищет:
«Куда вы, куда вы пропали?
Или в канаву упали?
Или шальные собаки
Вас разорвали во мраке?»
И весь день она по лесу бродит,
Но нигде медвежат не находит.
Только чёрные совы из чащи
На неё свои очи таращат.

Тут зайчиха выходила
И Медведю говорила:
«Стыдно старому реветь —
Ты не заяц, а Медведь.
Ты поди-ка, косолапый,
Крокодила исцарапай,
Разорви его на части,
Вырви солнышко из пасти.
И когда оно опять
Будет на небе сиять,
Малыши твои мохнатые,
Медвежата толстопятые,
Сами к дому прибегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»

И встал
Медведь,
Зарычал
Медведь,
И к Большой Реке
Побежал
Медведь.

А в Большой Реке
Крокодил
Лежит,
И в зубах его
Не огонь горит,-
Солнце красное,
Солнце краденое.

Подошёл Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
«Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди, поймаю,
Пополам переломаю,-
Будешь ты, невежа, знать
Наше солнце воровать!
Ишь разбойничья порода:
Цапнул солнце с небосвода
И с набитым животом
Завалился под кустом
Да и хрюкает спросонья,
Словно сытая хавронья.
Пропадает целый свет,
А ему и горя нет!»

Но бессовестный смеётся
Так, что дерево трясётся:
«Если только захочу,
И луну я проглочу!»

Не стерпел
Медведь,
Заревел
Медведь,
И на злого врага
Налетел
Медведь.

Уж он мял его
И ломал его:
«Подавай сюда
Наше солнышко!»

Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил,
А из пасти
Из зубастой
Солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!

Стали пташки щебетать,
За букашками летать.

Стали зайки
На лужайке
Кувыркаться и скакать.

И глядите: медвежата,
Как весёлые котята,
Прямо к дедушке мохнатому,
Толстопятые, бегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»

Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»

Анализ стихотворения «Краденое солнце» Чуковского

Знаменитый детский писатель К.И. Чуковский познакомил мир со своим произведением «Краденое солнце» в 1927 году. Не смотря на то, что прошло около 100 лет со дня первого издания, стихотворение не потеряло своей литературной ценности и все также популярно. Как и в других стихах талантливого автора, добро побеждает зло, а главные герои радуются победе.

Действие разворачивается в сказочном мире лесных животных, которые однажды обнаружили пропажу солнца. Всезнающие сороки разнесли весть, что солнце проглотил крокодил, а мир погрузился во тьму. Звери и птицы страдали, но не могли противостоять такому большому и сильному злодею. Единственным возможным защитником был медведь, который не хотел ввязываться в драку: «Но медведю воевать не охота..», а пытался отыскать своих внучат. Но мудрая зайчиха убедила его в необходимости противиться злу, и солнце было освобождено. Радостные звери прославляли солнышко и благодарили своего спасителя, а медвежата нашли путь домой.

Обращение Корнея Ивановича к символу крокодила и медведя — главных действующих лиц сказки — связывают с древней мифологией. Образ медведя — это славянский национальный символ, означающий силу и несокрушимость духа, а крокодил — мифическое божество, враждебное Богу Солнца — Ра. Также, образ крокодила появлялся в произведениях других писателей послереволюционного времени и многие критики того времени находили в нем отсылку к действующей советской власти.

Несмотря на некоторую жестокость в сказке: «разорви его на части, вырви солнышко из пасти», «Уж он мял его и ломал его», произведение является яркой иллюстрацией войны за мир. Автор показывает ребенку, что как бы не был страшен враг, с ним обязательно нужно бороться, особенно если от этого зависит жизнь родных и близких. Поиски медвежат, не увенчавшиеся успехом, означают главенство первопричины над ее последствиями. Ребенок вместе с зайчихой проводит логическую цепочку: победи крокодила — солнышко вернется на небо — станет светло — медвежата найдут дорогу домой. Получив отпор, зло отступает, пусть медведю и нелегко было победить злодея.

Стихотворение тренирует память и внимательность — встречаются отсылки к другим произведениям автора, наверняка знакомые ребенку. Тот же крокодил встречался и в «Мойдодыре», «Тараканище», заиньки — в «Путанице» и «Айболите». Наличие простых и ярких рифм делает «Краденое солнце» легко запоминающимся произведением, которое можно цитировать в любых житейских ситуациях.

Детская литература, по мнению самого Корнея Ивановича, обязана быть не только погружением в детство, но и основываться на всех достижениях мировой поэзии. Произведения для детей должны нравиться и взрослым, чтобы те захотели познакомить с ними своих малышей. Стихи К. И. Чуковского стали классикой детской поэзии, которая проверена временем.

Тематический день «Сказки дедушки  К.И. Чуковского»

в средней группе

Цель: Приобщить детей к культуре чтения детской художественной литературы. Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о произведениях К.И. Чуковского.

Задачи:

1.Закреплять знания детей о прочитанных ранее произведениях К.И. Чуковского.

2.Развивать мышление, речь, воображение, память.

3.Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.

4.Привлекать детей к творческой деятельности.
5.Воспитывать любовь к чтению, умение мыслить, анализировать.

Предварительная работа:

1.Чтение сказок К. И. Чуковского, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, беседы по прочитанному и просмотренному материалу.

2. Слушание аудиозаписей произведений К.И. Чуковского.

Ход мероприятия

Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята . Сегодня у нас праздник, встреча с героями любимых книг. Посмотрите на эту выставку. Кто из вас узнал эти книги? Кто их назовёт? (Ответы детей).

Воспитатель: Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский (показать портрет и поставить его на мольберт).

Я приглашаю вас в гости к дедушке Корнею.

Воспитатель: Книги просят:

А сейчас

Вы, друзья, узнайте нас.

Думайте ребята дружно

Сказки эти вспомнить нужно!

Воспитатель: А вы все сказки дедушки Корнея знаете? Вот мы сейчас проверим.

1. Ехали медведи на велосипеде.

   А за ними кот задом наперёд.

   А за ним комарики на воздушном шарике.

   А за ними раки на хромой собаке.

   Волки на кобыле. Львы в автомобиле.

   Зайчики в трамвайчике.

   Жаба на метле…

   Едут и смеются, пряники жуют.

   Вдруг из подворотни страшный великан,

   Рыжий и усатый Та-ра-кан! («Тараканище»)

2. Вдруг из маминой из спальни

   Кривоногий и хромой

   Выбегает умывальник

   И качает головой. («Мойдодыр»)

3. Муха по полю пошла,

     Муха денежку нашла.

     Пошла муха на базар

     И купила самовар. («Муха-Цокотуха»)

4. Вдруг откуда-то шакал

     На кобыле прискакал:

     Вот вам телеграмма

     От гиппопотама!:

     «Приезжайте доктор

     В Африку скорей

     И спасите доктор

     Наших малышей. » («Доктор Айболит»)

5.   Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки по три чашки,
С молоком
 и крендельком. («Муха-Цокотуха»)

6.   А лисички взяли спички,

     К морю синему пошли,

     Море синее зажгли.

     Море пламенем горит,

     Выбежал из моря кит… («Путаница»)

7.   А в Большой реке

     Крокодил лежит,

     И в зубах его не огонь горит,-

     Солнце красное,

     Солнце краденое. («Краденое солнце»)

8.  А за ними вдоль забора

     Скачет бабушка Федора:

     «Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

     Воротитеся домой!»

     Но ответило корыто:

     «На Федору я сердито!»

     И сказала кочерга:

     «Я Федоре не слуга!» («Федорино горе»)

9.   У меня зазвонил телефон.

     — Кто говорит?

     — Слон.

     — Откуда?

     — От верблюда. («Телефон»)

10. «Кому велено чирикать —

       Не мурлыкайте!

       Кому велено мурлыкать —

       Не чирикайте!

       Не бывать вороне коровою,

       Не летать лягушатам под облаком!» («Путаница»)

11.  Десять дней и ночей Айболит

       Не ест, не пьёт и не спит,

       Десять дней и ночей подряд

       Он лечит несчастных зверят. («Доктор Айболит»)

12.   Вдруг какой-то старичок

       Паучок

       Нашу Муху в уголок

       Поволок —

       Хочет бедную убить,

       Цокотуху погубить! («Муха-Цокотуха»)

13. Одеяло убежало,

       Улетела простыня,

       И подушка, как лягушка,

       Ускакала от меня. («Мойдодыр»)

14. Солнце по небу гуляло

       И за тучу убежало.

       Глянул заинька в окно,

       Стало заиньке темно. («Краденое солнце»)

15.   Долго, долго целовала

       И ласкала их она,

       Поливала, умывала.

       Полоскала их она.

     «Уж не буду, уж не буду

       Я посуду обижать.

       Буду, буду я посуду

       И любить и уважать!» («Федорино горе»)

Воспитатель: Молодцы, много знаете сказок. Почему, вам, ребята, нравятся эти сказки? (Потому что они добрые, веселые, интересные, поучительные).

— Чему нас учат сказки? (Быть добрыми, аккуратными, вежливыми).

2. ИГРА Соревнование.

На столе лежат предметы из разных сказок К.И.Чуковского. Дети делятся на 2 команды. Каждая команда должна отобрать те вещи, которые подходят только к их сказке.

1-я команда — сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа).

2-я команда — сказка «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка).

3. «Путаница»

— Назовите сказочного героя.

Кто вылечил зверей? (Айболит)

Кто спас Муху – Цокотуху? (Комар)

Она потушила море. (Бабочка)

Помыла всю посуду. (Федора)

Кто съел великана-таракана? (Воробей)

Кто солнце проглотил? (Крокодил)

Кто вернул солнце в небо?  (Медведь)

Кто купил самовар? (Муха – Цокотуха)

Кто хотел много шоколада? (Слон)

Кто заставил умыться неряху и грязнулю? (Мойдодыр)

Кто доктора Айболита перевозил через море? (Кит)

Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков) 

Кто сочинил все эти сказки?  (Корней Иванович Чуковский)

4. «Корзинка с потерянными вещами».
Ведущая: В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку, в которых говорится об этом предмете.
Телефон  (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (
Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Калоша (
Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Монета 
(Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Мочалка 
(И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

Воспитатель: Вот и закончился наш праздник. Сегодня мы побывали в стране сказок Корнея Ивановича Чуковского. Я желаю вам ребята никогда не расставаться со сказками и верить в чудеса. А для вас у меня есть сюрприз (раскраска по сказкам Чуковского)

31.05.2021

Горбач Светлана Ринадовна

Произведения Корнея Ивановича Чуковского, на протяжении многих лет, остаются актуальными, так как в них заложена суть нравственных ценностей. На примерах сказочных героев дети учатся распознавать добро и зло, любви к ближнему, уважению, заботе и пониманию этических норм, правил поведения. Происходит формирование духовных качеств, которыми руководствуется человек в дальнейшей своей жизни.

Оценить



295

Содержимое разработки

Вид проекта: краткосрочный, групповой.

Продолжительность проекта: март –апрель 2021года

Форма проведения проекта: совместная деятельность в режимных моментах; творческая деятельность детей; совместная деятельность родителей и детей

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель.

Работа с родителями: чтение сказок с детьми дома, помощь в пополнении книжного уголка произведениями К. И. Чуковского, наглядная информация для родителей (стенды, выставки, картотека дидактических игр), совместная деятельность детей и родителей в рисовании иллюстраций к сказкам.

Актуальность

Произведения Корнея Ивановича Чуковского, на протяжении многих лет, остаются актуальными, так как в них заложена суть нравственных ценностей. На примерах сказочных героев дети учатся распознавать добро и зло, любви к ближнему, уважению, заботе и пониманию этических норм, правил поведения. Происходит формирование духовных качеств, которыми руководствуется человек в дальнейшей своей жизни.

Многогранный талант писателя позволил создать такие произведения, которые дети слушают и читают с большим удовольствием, простота, доступность понимания, постановка проблемы, её решение, всё есть в этих великих произведениях. А назвать их великими, по истине можно, так как издаются немалыми тиражами и хорошо раскупаются. Нет ни одного дома, в котором не были бы книги Корнея Чуковского. Они являются одними из первых книг, которые приобретают своим детям любящие родители.

Проблема

В нашей группе далеко не все дети знакомы с творчеством К. Чуковского, а родители не придают особого значения чтению книг своим детям, в частности, книг К. Чуковского. Соответственно, у детей отсутствует интерес к книге, в детях не происходит психологического формирования читателя.

Гипотеза

Если мы создадим необходимые условия по ознакомлению детей и их родителей с творчеством К. И. Чуковского, то у детей возникнет интерес к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы развития образования дошкольников на этапе становления современной личности.

Цель

Создание условий для совместной деятельности детей, педагогов и родителей по ознакомлению с творчеством К. И. Чуковского.

Задачи

• Знакомить с произведениями К. И. Чуковского, заучивать его произведения наизусть;

• Учить распознавать хорошие и плохие поступки и способы их разрешения через проблемные ситуации;

• Обогащать представления об окружающем мире;

• Обогащать словарный запас детей посредством разучивания ролей к театрализации;

• Развивать коммуникативные навыки при общении с взрослыми и сверстниками во время бесед и процессах игры;

• Формировать у детей любознательность и активность при знакомстве со сказками К. И. Чуковского;

• Формировать эмоциональную отзывчивость и побуждать к созданию творческих работ.

Ожидаемые результаты

С помощью запланированных мероприятий, предполагается:

1. Формирование у детей интереса к чтению художественных произведений, любознательности.

2. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством К. И. Чуковского:

• создание библиотеки произведений К. И. Чуковского;

• оформление альбома рисунков по произведениям К. И. Чуковского;

2. Приобретение и углубление знаний детей о жизни и творчестве К. И. Чуковского.

Реализация проекта

Этап проекта

Содержание

Сроки реализации

Подготовительный

1. Информирование родителей. Формирование интереса у родителей по созданию условий для реализации проекта.

2. Пополнение книжного уголка произведениями К. И. Чуковского.

3. Оформление родительского уголка: консультации «Как организовать домашнее чтение», «Почему дети рвут книги».

4. Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям К. И. Чуковского, беседы о них ежедневно. Развитие интереса у детей к книгам и иллюстрациям К. И. Чуковского.

5. Оформление книжного уголка.

1.03.2021- 19.03.2021

Основной

1. Чтение сказок К. И. Чуковского:

«Муха-Цокотуха», «Телефон», «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Тараканище», «Доктор Айболит», «Федорино горе» «Цыпленок» (с опорой на иллюстрации)

2. Подвижные игры: «Каравай» («Муха-Цокотуха», «По ровненькой дорожке» («Федорино горе», Воробей и собака» («Тараканище

3. Художественное творчество по произведениям К. И. Чуковского (рисование, лепка)

4. Сюжетно-ролевая игра «Помощники Доктора Айболита»

5. Просмотр мультфильмов по сказкам К. И. Чуковского

19.03.2021 – 16.04.2021

Заключительный

1.Оформление альбома «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского

2. НОД «СказкиК.И.Чуковского».

19.04.2021 – 30.04.2021

НОД по развитию речи: Сказки К. И. Чуковского

Цель: обобщить знания детей о писателе и его произведениях.

Задачи:

— формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям;

— развивать воображение, речетворческие способности у детей;

— воспитывать интерес к литературе, любовь к книге и чтению.

Оборудование: ИКТ, книжная выставка, посвященная К. И. Чуковскому, портрет писателя, иллюстрации к произведениям, чудесный мешочек с предметами.

Предварительная работа: Чтение детям и слушание в аудиозаписи произведений Чуковского.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: — Здравствуйте, ребята. Сегодня вас ждет необычное занятие – мы совершим путешествие в страну книг. Вы любите читать книги? (Ответ детей). А кто пишет для нас книги? (Ответы детей). Вы уже знаете много писателей, давайте вспомним некоторых и их произведения (показ слайдов).

Сегодня мы посвящаем занятие детскому писателю К. И. Чуковскому

(показ слайдов)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Это чудесный мешочек, а в нем спрятаны предметы. Давайте поиграем в игру «Найди хозяина». Вы будете называть предметы и отгадывать из какой они сказки.

Дети вытаскивают предметы из мешочка (самовар, градусник, мыло и мочалка, блюдце, укол, сковорода, котенок, монетка), называют, из какой они сказки.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а следующая игра с мячом «Доскажи словечко». Я называю слово и бросаю мяч, а вы мне возвращаете мяч и называете подходящее к нему слово из сказок К. ИЧуковского.

Доктор-/Айболит/

Муха- /Цокотуха/

Котауси и /Мауси/

Федорино- /Горе

Краденое -/Солнце/

Чудо-/Дерево/

Зазвонил-/телефон/

Ехали медведи/На велосипеде/

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте сделаем зарядку «Айболит»

Физминутка.

Нас не надо вам лечить

Добрый Доктор Айболит

Будем бегать и шагать

Будем силы набирать

Не болят у нас животики

Как у бедных бегемотиков

Руки к солнцу мы потянем

А потом к земле присядем

Как орлы летим парим

Во все стороны глядим.

Воспитатель: Молодцы, ребята, посмотрите, у меня есть вот такой сундучок. Там спрятана игрушка. Но я вам его не окрою, пока вы не выполните правильно 3 задания. Давайте разделимся на 2 команды, чтобы было легче и быстрее выполнить задания. (Дети делятся на команды)

Воспитатель: Первое задание. «Разрезанная картинка». Вы получаете конверт с разрезанной картинкой, нужно картинку собрать, назвать произведение, автора и вспомнить строчки из этого произведения.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы!Переходим к следующему заданию«Найди героев сказки». Вы снова получаете конвертики, где лежат две большие картинки из сказок и несколько маленьких. Вы должны будете подобрать к большой картинке подходящие маленькие.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель:Ну и последнее задание«Запутанная сказка». Его мы выполним все вместе. Вам нужно внимательно слушать сказку и если, что-то заметили в ней не так, исправить ошибку.

У меня зазвонил телефон.

— Кто говорит?

— Слон.

— Откуда?

— От верблюда.

— Что вам надо?

«Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!»

А потом позвонил

Крокодил

И со слезами просил:

Что такое,

Что случилось?

Отчего же

Всё кругом

Завертелось,

Закружилось

И помчалось колесом?

А потом позвонил медведь

Да как начал, как начал реветь.

Он рычит, и кричит,

И усами шевелит:

«Погодите, не спешите,

Я вас мигом проглочу!

Проглочу, проглочу, не помилую»…

А вчера поутру

Кенгуру:

«Ой вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять….

Я три ночи не спал,

Я устал.

Мне бы заснуть,

Отдохнуть.

Но тут мыло подскочило

И вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило,

И кусало, как оса…

(Дети слушают сказку и называют, что в ней перепутано)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания, а теперь открывайте сундучок. (Дети открываю сундучок и достают игрушку Крокодила).

Воспитатель: Давайте ребята, нарисуем эпизод из любимой сказки.

(дети рисуют)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. (Рассматривали портреты писателей, иллюстрации произведений,Играли в игры«Найди хозяина»«Доскажи словечко»«Разрезанные картинки»«Найди героев сказки», рисовали.)

Подведение итогов. Мы с вами много сказок за эти дни прочитали, узнали кто их написал и я вижу, что вы были очень внимательны. А это вам за хорошую работу. (Раздача наклеек)

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/454270-proekt-skazki-korneja-ivanovicha-chukovskogo

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Рекомендуем Вам курсы повышения квалификации и переподготовки

  • Сказка чуковского тараканище текст
  • Сказка чья лень больше
  • Сказка ш перро золушка какое право нарушала мачеха не пуская золушку на бал
  • Сказка чуковского тараканище слушать
  • Сказка чудовище и красавица с картинками сказка читать