Урок обучения грамоте(
чтение )
Тема урока : Сказки
К.Чуковского. Чтение слов с буквой Лл.
Цели урока : познакомить
учащихся с буквой Лл; упражнять в чтении буквосочетаний, слов, предложений, в
составлении простых предложений; развивать речь, внимание, логическое мышление,
фонематический слух; воспитывать интерес к чтению.
Планируемые
результаты:
дети научатся выделять на слух и дифференцировать согласные звуки [л], [л’];
находить в словах новые звуки [л], [л’]; давать полную характеристику новым
звукам; познакомятся с буквами Л,л; сформировать навык чтения слов и
предложений на диапазоне всех изученных букв.
Метапредметные УУД: Регулятивные
УУД: будут сформированы: способность принимать учебную цель и задачу,
умение выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умение
оценивать действия других, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД: будет
развиваться читательский интерес, познавательный интерес и активность, устная
речь и фонематический слух, мышление, память, внимание.
Коммуникативные
УУД:
будет формироваться умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать
друг друга и вступать в диалог, выражать свои мысли, высказывать своё мнение.
Личностные УУД : будет
формироваться целенаправленная познавательная деятельность, положительная
мотивация к обучению и желание научиться читать.
Раздел: обучение
грамоте
Тип урока:
урок «открытия» нового знания.
Оборудование: интерактивная
доска, учебник Азбука часть 1; полоски – лучики для рефлексии, словарь
толковый, домики красного цвета- гласные звуки, голубой домик – согласные
звуки; портрет К.Чуковского; профили звуков [л], [л’]; предметные картинки.
Ход урока
1.Эмоциональный настрой
– Прозвенел звонок весёлый,
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
— Повернитесь
друг к другу лицом. Возьмитесь за руки. Передайте тепло, доброжелательность
и хорошее настроение.
— Садитесь. Молодцы!
2.Включение в учебную деятельность
( Работа с лентой букв)
— Сколько букв, обозначающих гласные
звуки, вы уже знаете ? Назовите их.
—
В каких домиках (согласных или гласных) живут звуки? (Дети
показывают домик, где живёт звук : и — гласный, к — согласный, ы, т, у, с, а,
о, н)
— Сколько букв вы знаете?
— Сколько согласных звуков вы знаете
больше или меньше, чем букв, обозначающих согласные звуки ? (Звуков больше,
потому что одна буква может обозначать и мягкий , и твердый звук).
3.Развитие речевого аппарата. Артикуляционная
гимнастика
Заборчик:Губы
растянуть в улыбке так, чтобы были видны нижние и верхние зубы. Затем зубы
зажать «заборчиком».
Окошко :Рот
открыть, нижние и верхние зубы должны быть видны.
Лопаточка: Рот
приоткрыт, положить язык на нижнюю губу, произносить ПЯ-ПЯ-ПЯ: Удерживать
широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.
Качели :Улыбнуться,
показать зубы, приоткрыть рот. Положить язык за нижние зубы и удерживать в таком
положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и
удерживать под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Ленточка :
Просунуть
широкий язык между сомкнутыми зубами и улыбнуться.
Зарядка:Оскалить
зубы попеременно смыкать и размыкать губы.
Индюк :Рот
открыть, широким языком совершать движения по верхней губе вперед-назад:
БЛ-БЛ-БЛ.
Пароход
гудит
:Улыбнуться, закусить кончик языка зубами и длительно произносить звук
«Ы».
4. Актуализация
опорных знаний
Повторение о гласных и согласных звуках.
-Как отличить гласные звуки от согласных?
(Гласные поются, а согласные встречают преграду и их нельзя петъ.)
-Какие бывают согласные? (Мягкие, твёрдые;
звонкие и глухие;.)
-Как произносятся звонкие согласные’? (С
шумом и голосом.)
-Как произносятся глухие согласные?
(Только с шумом.)
-Когда согласные произносятся мягко?
(Перед гласной и.)
-Когда согласные произносятся твёрдо?
(Перед гласными а о у ы.)
5.Работа по теме урока
1)Работа с загадками. Выделение
звуков [л], [л’] из слов – отгадок.
Учитель читает загадки.
1. Горбоносый,
длинноногий
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
(лось).
2. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто ж это?.. (лиса)
2)Звукобуквенный анализ слов лось и
лиса
3)Выделение новых звуков [Л], [Л’].
-Произнесите хором слово лось и лиса.
-Какой звук слышите в начале этих слов?
(Звук [л] и звук [л’]). Посмотрите на профили звуков, чем они отличаются. (Учащиеся
разбирают артикуляцию звуков [л] и [л’]).
— Подберите соответствующую схему к словам
лось и лиса
— А кто знает, какой буквой мы
обозначаем звуки [л], [л’], когда
мы их пишем или читаем? Как называется эта буква?
— Она называется — буква «эль».
-А
кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?
—
Сформулируйте цель нашего урока.
Сообщение
темы и цели урока . Отгадав загадки, дети формулируют тему урока.
Сегодня на уроке:
—
Нам нужно будет дать характеристику этим звукам, то есть рассказать, какие они.
—
Нужно научиться находить эти звуки в словах и различать эти звуки.
—
Познакомиться с новой буквой, которая обозначает эти звуки.
—
Научиться читать слоги и слова с этими буквами.
—
Что мы для этого будем делать?
4)Составляем план работы на уроке.
1. Составим характеристику звуков.о
2. Будем читать слоги.
3.
Будем читать слова и предложения.
-Ребята. А для чего мы
всё это будем делать?
5).Этап осмысления
1. Характеристика
звука: Звук
[л]
—
согласный, звонкий, твердый. Звук [л’].— согласный,
звонкий, мягкий. Воздух задерживается –звук произносится с голосом – звонкий,
может быть твердым, мягким. При произнесении твердого ([л] и мягкого
[л’] – язык находится в разных местах.
2. Игра «Кто
внимательный».
— Поиграем в игру
«Кто внимательный». Вам нужно запомнить слова со звуками ([л], [л’]), которые
встретятся вам в картинках. Садитесь поудобнее, спины прямые, ноги на полу.
– Смотрите внимательно.
Запоминайте картинки -слова со звуками [л], [л’].
6) Распознавание нового звука в
словах.
1)
Я буду называть слова, а вы, если услышите звуки [л], [л’] в слове, то хлопайте
в ладоши, а если этих звуков нет, то просто сидите.
Лес,
радуга, поле, дорога, ласточка, дождь, полоса, лукошко, весло, грибы,
половинка.
2)
А сейчас, если услышите звуки в начале слова, то встанут из-за парт девочки, а
если в середине или конце слова, то встанут мальчики.
Лето,
пол, лесенка, велосипед, полка, лимон, лук, потолок, лак, стол.
7).Знакомство
с буквой
—
Итак, мы уже сказали, что звуки [л], [л’] можно обозначить буквой –
эль. Посмотрите, как выглядят печатные буквы: заглавная и маленькая. На
что они похожи?
*Алфавит продолжит наш
Буква
Л- лесной шалаш.
-Что
такое шалаш?
— Шалаш-это
постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой.
(Словарь
С.И. Ожегова).
—
На что похожа эта буква? (На лесной шалаш.)
—
Как называется новая буква? (Эль).
*Дрессировщик
буквой машет.
Перед
ним лошадка скачет.
— Замените звук [л] на звук [л’]
в словах : лук (люк), галка (галька), гол (голь), ел (ель), мол (моль),
мел (мель), был (быль).
Физминутка
Утром
лисонька проснулась,
Лапкой
вправо потянулась,
Лапкой
влево потянулась,
Солнцу
нежно улыбнулась
В
кулачок все пальцы сжала,
Растирать
себе лапки стала –
Ручки,
ножки и бока.
Вот
какая красота!
А
потом ладошкой
Пошлёпала
немножко.
Ну,
красавица – Лиса!
До
чего же хороша! ( Выполняют действия по тексту под руководством учителя)
6.Продолжение работы по теме урока
Беседа
по иллюстрации с.58
–
Откройте «Азбуку» на с.58.
–
Рассмотрите картинку. Это иллюстрация к одному из произведений Корнея Ивановича
Чуковского. Писатель, поэт, переводчик. Родился в Санкт-Петербурге 136 лет
назад. Прожил долгих, творческих 87 лет. Жил в Одессе, Лондоне, где изучал
английский язык. Первое свое произведение «Крокодил» он посвятил своему сыну, а
сказку «Чудо-дерево» — своей дочке.
– А какие
произведения Корнея Ивановича знаете вы? («Мойдодыр», «Федорино горе»,
«Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Краденое солнце», «Путаница», «Айболит»,
«Телефон»)
— Рассмотрите
иллюстрацию в учебнике на с. 58. Составьте по ней рассказ.
— Из какой
сказки взят сюжет для иллюстрации? (Ответ: «Тараканище» К.Чуковского) .
— Какое
время суток изображено? ( Поздний вечер или ночь)
— По каким
признакам вы определили, что это поздний вечер или ночь? ( Звёзды на небе,
темно).
-Почему
солнце лежит на спине слона?
А слониха-щеголиха
Так отплясывает лихо,
Что румяная луна
В небе задрожала
И на бедного слона
Кубарем упала.
—
Чем занят ослик? ( Поет по нотам)
—
Как одним словом назвать персонажей, изображенные на картинке?
—
Найдите на картинке слова, в которых встречаются звуки [л], [л’] (слон,
слониха, ослик, луна, шляпа).
— Все ли
слова были вам понятны?
— Меня
заинтересовало слово «лихо». Как понимаете?
— В
толковом словаре Ожегова я узнала, что оно обозначает бойко, активно, смело.
-Почему
автор называет слониху щеголихой?
-Что
означает слово «кубарем»? (работа с толковым словарем).
КУ́БАРЕМ,
нареч. Разг. Перевертываясь, кувыркаясь при движении, падении.
—
Прочитайте слова в столбиках и текст на с.58.
—
Ответ вы найдете в строках сказки К.Чуковского
—
Прочитайте слова и слоги на с.59 учебника. Что вы можете сказать о звуках [л]
и [л’].
2).
Чтение предложений: ( читают уже читающие учащиеся)
Тут
лиса. Она мила. А тут утка. Она мала.
Работа
«над словесным рисованием»: нарисуйте по воображению, как все происходило,
дополните текст.
5. Итог урока
—
Что нового узнали на уроке?
—
Ребята, давайте сделаем вывод. Звуки [л] и [л’] одинаковые
или разные? А какой буквой их можно обозначить?
—
Что понравилось на уроке?
—
Какое задание было трудным?
—
Чем хотели бы завтра заниматься на уроке?
6. Рефлексия
Критерии
оценивания:
—
Я могу различать согласные звуки [л], [л’], правильно их произносить.
—
Могу читать слоги, слова с буквами Лл.
-Если
у вас все плюсы – прикрепите красный листочек, если плюсы и минусы — жёлтый
цветочек. А если все минусы –зелёный цветочек
К.ЧУКОВСКИЙ
Занятие по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «В
гостях у дедушки Корнея» (по произведениям К.И. Чуковского)
Программное
содержание:
Вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского, с
которыми они познакомились раньше, пробуждать в детях радость от встречи с
любимыми сказочными героями, учить понимать юмор его произведений.
Формировать
умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и
иллюстрациям.
Побуждать <<помогать>> героям этих произведений — вместе с
ними проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства
выразительной речи.
Закреплять умения детей читать
наизусть стихотворения, совершенствовать речетворческие способности детей.
Развивать мышление, слуховое восприятие, чувство рифмы. Воспитывать интерес к
литературе.
Ход
занятия:
Воспитатель: Давайте вспомним нашу любимую
чистоговорку.
Он-он-он, он-он-он — у меня зазвонил телефон. Ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр — любит
воду Мойдодыр.
Ил-ил-ил,
ил-ил-ил — Крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца,
ца-ца-ца, — нынче Муха-Цокотуха именинница.
Ит-ит-ит,
ит-ит-ит — добрый доктор Айболит.
А кто
написал все книги, в которых живут герои чистоговорки? (К.
Чуковский)
В гости дедушка Корней Приглашает всех детей.
Но
особенно он рад
Пригласить
таких ребят.
Кто умеет слушать сказки Или любит их читать.
Хотите в
гости? Тогда, пойдёмте. (Воспитатель подводит детей к панно
«Чудо-дерево»,
на котором прикреплены макеты обложек книг-сказок
К.И.
Чуковского)
А у
наших у ворот
Чудо-дерево
растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо Расчудесное.
Не листочки на нём, Не цветочки на нём.
А весёлые книжечки,
Да со сказками.
(Воспитатель показывает
детям книжки, предлагает назвать сказки и прочитать отрывки из них)
Молодцы, дети, я вижу, вы
хорошо знаете сказки К.И. Чуковского. А теперь давайте присядем и поговорим о
самом дедушке Корнее. (Дети садятся полукругом на стульчики)
Корней Иванович всегда был весёлым и жизнерадостным человеком. Даже
родился он 1 апреля. А апреля, как известно, считается днём шуток, веселья и
смеха. Если бы Чуковский был жив, то ему бы исполнилось 129 лет. Давно нет
среди нас Корнея Ивановича, но книги его живут и будут жить ещё долго. С ранних
лет его стихи приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши
бабушки и дедушки не представляют своего детства без «Айболита>>,
«Тараканища>>,
<<Федорина горя>>, <<Мухи-Цокотухи>>,
<<Телефона>>.
А вы помните, как Чуковский стал детским поэтом и
сказочником?
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно.
А вышло так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном
поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь
его, отец стал рассказывать ему сказку: <<Жил да был крокодил, он по
улицам ходил>>. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро
проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось,
что он запомнил её всю, слово в слово.
После этого случая Чуковский и стал сочинять сказки.
Посмотрите дети, кто-то потерял корзину. Давайте
посмотрим, что же в ней лежит. Я догадалась, в ней находятся вещи, которые
потеряли герои сказок Чуковского. Попробуйте назвать эти сказки. (Воспитатель
достаёт из корзинки вещи по одной: телефон, блюдце, денежка, воздушный шарик,
мыло, мочалка и т.д. А дети называют сказку.)
Воспитатель: А сейчас я
хочу предложить вам вопросы небольшой викторины по сказкам Чуковского. Вы,
ребята, будьте внимательны.
Старайтесь отвечать чётко и быстро.
1.
На чем ехали
зайчики в сказке ”Тараканище»? (На трамвае)
2.
Что упало на
слониху в сказке ” Тараканище”? (Луна)
З. Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в
стихотворении” Телефон»? (Они объелись лягушками) 4. Чем потчевал доктор
Айболит больных зверей в Африке? (Гоголеммоголем)
5.
Зачем свинья из
стихотворения ” Телефон” просила по телефону прислать к ней соловья? (Чтоб
спеть с ним вместе)
6.
Какое грозное
слово произнес Мойдодыр после того, как ударил в медный таз? (Карабарас)
7.
Продолжите фразу
из сказки ”Мойдодыр»: ”Да здравствует мыло
душистое…
” (и полотенце пушистое)
8.
Кто напал на
Муху-цокотуху? (Паук)
9.
Что нес отважный
комарик, который спас муху-цокотуху? (Может выть два ответа — фонарик и саблю)
10. Какая сказка Чуковского начинается
именинами, а кончается свадьбой? (”Муха-цокотуха»)
11. В сказке ”Доктор Айболит” есть
животное по имени гиппопотам.
Как еще называем мы этого
зверя? (бегемот)
12. Закончите строчки, которые я прочту
«Добрый доктор(Айболит)
!
Он под
деревом(сидит)
Приходи к нему (
лечиться)
И корова, и(волчица). И жучок, и(червячок),
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый(доктор Айболит)!»
(входит доктор Айболит)
Доктор Айболит:
Здравствуйте, ребята. Вы меня звали? Вас полечить? Воспитатель: Нет, дорогой
доктор. Наши дети здоровы, их лечить не надо.
Доктор
Айболит: Ну, тогда встаньте и покажите мне. Какие вы крепкие и сильные.
Физкультминутка:
Нас не надо
вам лечить, (шагают друг за другом по кругу) Добрый доктор Айболит. Будем
бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у
нас животики, (поглаживают животики) Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем,
(руки тянут вверх)
А потом к
траве присядем. (приседают) Как орлы летим, парим, (<<машут» руками)
Во все стороны глядим,
Где же Африка
— страна? («глядят» из-под руки) Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы
поскачем, (поскоки по кругу)
Как веселый,
звонкий мячик. Скок-поскок, скок-поскок,
Не цепляйся за сучок.
Дружно к бедным
страусятам (шагают)
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать.
Всем мы помощь оказали,
(Показывают, какие сильные)
Сами
сильными мы стали.
Доктор
Айболит: Я вижу, какие вы сильные и крепкие. А теперь я хочу посмотреть, какие
вы сообразительные. Я приготовил для вас задание.
В
конвертах находятся разрезные картинки по сказкам Чуковского.
Вам нужно собрать картинку и сказать, из какой она сказки. Игра «Собери
картинку>>.
Воспитатель: Спасибо Вам, доктор Айболит! Приходите к нам ещё! А мы с
вами, ребята, давайте пройдём к нашей выставке и рассмотрим книги. Но прежде,
надо вспомнить правила обращения с книгами.
Какие
правила вы знаете? (Ответы детей:
1 .
Книги брать чистыми руками.
2.
Книги нельзя рвать.
З .
Книги нельзя мять.
4-
Нельзя рисовать на книгах.
5.
Нельзя загибать углы.
Но есть ещё одно золотое правило, которое надо запомнить: ”Книги тобят
тишину”, поэтому нельзя громко разговаривать, пмуметь и баловаться, надо быть
внимательными. Все, запомнили это правило? (Да).
Как
мы должны вести себя?
Дети:
Тихо. (Воспитатель показывает детям книги и спрашивает, чему учит та или иная
сказка)
<<Мойдодыр»
— аккуратности и опрятности.
«Федорино
горе» — бережному обращению с посудой, порядку.
«Айболит»
— быть добрыми, заботиться о других.
<<Тараканище» — быть смелыми.
<<Муха-Цокотуха>>
— смелости, уметь помогать другим.
Воспитатель: А кто главная героиня этой сказки? А хотите, чтобы она
ожила? Закрывайте глаза и повторяйте за мной: « Раз, два, три, муха оживи!»
(звучит музыка и ребенка превращаем в Муху-Цокотуху, одеваем крылья и усы. С
окончанием музыки дети открывают глаза.) Ребята, наша картинка ожила.
Муха-Цокотуха: Я по полю утром шла? дети: да!
Муха-Цокотуха:
На полянке я копеечку нашла.
Дети: Побежала на базар и купила самовар. Муха-Цокотуха: Я —
Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо. Я ходила на базар, Я купила самовар.
Угощу
друзей чайком,
Пусть
приходят вечерком.
Я —
Муха-Цокотуха,
_Позолоченное брюхо!
У меня
для гостей
Много вкусных сластей!
.Воспитатель. Спасибо
тебе за угощение, присаживайся к ребятам.
ВОСПИТатель. Ребята,
Корней Иванович очень любил детей, часто ПРИХОДИЛ в детские сады и школы, чтобы
почитать свои веселые стихи и сказки. Ребята, посмотрите, сколько сказок нам
написал Корней И ВТ [ОВИЧ.
Почему, вам, ребята, нравятся этил
сказки?
Дети, Потому что они
добрые, веселые, 14 нтересные.
Ребёнок:
Хорошие ПИСал дед КорнейВОСПИТЫВал взрослых он и детей, Будут внуки нагни, и
дети С каз к ч ва•гать весел ые э’г1,1.
Айболит — это стихотворение Корнея Чуковского про доброго и заботливого доктора, который лечит зверей. Сказка об отваге, бесстрашии и милосердии доктора, который не смотря на все преграды шёл на помощь всем нуждающимся в его помощи животным. Этот стих обязательно понравится вашему ребёнку, поэтому непременно почитайте его.
Аудиосказка Айболит
https://totushkaskazka.ru/wp-content/uploads/2021/06/Audioskazka-Aybolit.mp3
Читать сказку Айболит с картинками
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!»
И пришёл к Айболиту барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»
И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»
И сказал Айболит:
«Не беда! Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке».
И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого,
И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать.
И смеётся она и кричит:
«Ну, спасибо тебе, Айболит!»
Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
«Вот вам телеграмма
От Гиппопотама!»
«Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!»
«Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?»
«Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит!
Приходите же скорее,
Добрый доктор Айболит!»
«Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
Только где же вы живёте?
На горе или в болоте?»
«Мы живём на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-по
По широкой Лимпопо».
И встал Айболит, побежал Айболит,
По полям, по лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
А в лицо ему ветер, и снег, и град:
«Эй, Айболит, воротися назад!»
И упал Айболит и лежит на снегу:
«Я дальше идти не могу».
И сейчас же к нему из-за ёлки
Выбегают мохнатые волки:
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезём!»
И вперёд поскакал Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
Но вот перед ними море —
Бушует, шумит на просторе.
А в море высокая ходит волна,
Сейчас Айболита проглотит она.
«О, если я утону,
Если пойду я ко дну,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?»
Но тут выплывает кит:
«Садись на меня, Айболит,
И, как большой пароход,
Тебя повезу я вперёд!»
И сел на кита Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы всё выше, а горы всё круче,
А горы уходят под самые тучи!
«О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?»
И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту спустились орлы:
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезём!»
И сел на орла Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
А в Африке,
А в Африке,
На чёрной Лимпопо,
Сидит и плачет
В Африке
Печальный Гиппопо.
Он в Африке, он в Африке
Под пальмою сидит
И на море из Африки
Без отдыха глядит:
Не едет ли в кораблике
Доктор Айболит?
И рыщут по дороге
Слоны и носороги
И говорят сердито:
«Что ж нету Айболита?»
А рядом бегемотики
Схватились за животики:
У них, у бегемотиков,
Животики болят.
И тут же страусята
Визжат, как поросята,
Ах, жалко, жалко, жалко
Бедных страусят!
И корь, и дифтерит у них,
И оспа, и бронхит у них,
И голова болит у них,
И горлышко болит.
Они лежат и бредят:
«Ну что же он не едет,
Ну что же он не едет,
Доктор Айболит?»
А рядом прикорнула
Зубастая акула,
Зубастая акула
На солнышке лежит.
Ах, у её малюток,
У бедных акулят,
Уже двенадцать суток
Зубки болят!
И вывихнуто плечико
У бедного кузнечика;
Не прыгает, не скачет он,
А горько-горько плачет он
И доктора зовёт:
«О, где же добрый доктор?
Когда же он придёт?»
Но вот, поглядите, какая-то птица
Всё ближе и ближе по воздуху мчится,
На птице, глядите, сидит Айболит
И шляпою машет и громко кричит:
«Да здравствует милая Африка!»
И рада и счастлива вся детвора:
«Приехал, приехал! Ура, ура!»
А птица над ними кружится,
А птица на землю садится,
И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по животикам,
И всем по порядку
Даёт шоколадку,
И ставит и ставит им градусники!
И к полосатым
Бежит он тигрятам,
И к бедным горбатым
Больным верблюжатам,
И каждого гоголем,
Каждого моголем,
Гоголем-моголем,
Гоголем-моголем,
Гоголем-моголем потчует.
Десять ночей Айболит
Не ест, не пьёт и не спит,
Десять ночей подряд
Он лечит несчастных зверят
И ставит и ставит им градусники.
Вот и вылечил он их,
Лимпопо!
Вот и вылечил больных,
Лимпопо!
И пошли они смеяться,
Лимпопо!
И плясать и баловаться,
Лимпопо!
И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет.
А малютки бегемотики
Ухватились за животики
И смеются, заливаются —
Так, что дубы сотрясаются.
Вот и Гиппо, вот и Попо,
Гиппо-попо, Гиппо-попо!
Вот идёт Гиппопотам.
Он идёт от Занзибара,
Он идёт к Килиманджаро —
И кричит он, и поёт он:
«Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!»
Смотреть сказку Айболит
Скачать текст сказки Айболит
Скачать docx
Скачать pdf
Другие сказки Корнея Чуковского
Другие сказки о животных
Сказки для детей постарше
Купить книгу вы можете здесь: Айболит
Бовдуй Ася Геннадиевна,
воспитатель МДОУ
«ЯСЛИ-САД № 12
ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ»
Литературная викторина по
сказкам К. И. Чуковского
«Угадай сказку»
Программные задачи:
– продолжать развивать интерес детей
к художественной литературе;
– совершенствовать речевые навыки
дошкольников;
– продолжать развивать умение
отстаивать свою точку зрения;
– упражнять в согласовании слов в
предложении;
– поддерживать устойчивый интерес к театрально-игровой
деятельности;
– совершенствовать исполнительские умения
детей в создании художественного образа, развивать интонационную
выразительность речи;
– воспитывать уважение к сверстникам,
умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.
Предварительная работа: чтение
произведений К. Чуковского; рассматривание иллюстраций; прослушивание аудиозаписей
со сказками К. Чуковского; обыгрывание отрывков из произведений детского поэта;
рисование героев сказок Чуковского, оформление выставки в группе.
Оборудование: портрет К. И.
Чуковского, детские книги с произведениями К. Чуковского, проектор, презентация
викторины по слайдам, ноутбук.
Ход викторины:
Педагог: Уважаемые дети! Мы с вами
попали в удивительную страну сказок.
Все на свете дети очень любят сказки,
Все на свете дети сказку очень ждут.
Если очень любишь, если очень веришь,
Сказки станут былью, в гости к нам
придут.
П: Ребята, какие сказки бывают?
П: Сказки, который придумал народ, и
которые передаются из поколения в поколение, называются народными. Много сказок
придумал народ, но есть сказки, которые написали писатели.
И сегодня мы с вами встретимся с
творчеством удивительного детского писателя. Родился этот человек 1 апреля 1882
года. А знаете, что в этот день мы отмечаем день смеха и веселья? Поэтому сама
судьба предсказала ему писать смешные и добрые сказки для детей. А звали этого
человека К. И. Чуковский (показ портрета). Мы давно знакомы с творчеством К. И.
Чуковского и знаем много его сказок, стихов. И сегодня мы проведем викторину на
лучшего знатока сказок К. Чуковского.
У нас две команды:
1 команда – «Знайки»
Девиз: Чтобы Незнайкой не прослыть, с
книжкой мы должны дружить!
2 команда – «Почемучки»
Девиз: Где? Для чего? И почему? —
разгадаем тайну. Книгу в руки мы возьмем и ответ узнаем!
1 конкурс «Разминка».
— Для начала давайте вместе
вспомним, какие сказки Корнея Чуковского мы знаем? («Путаница», «краденое
Солнце», «Телефон», «Муха – Цокотуха», «Айболит», «Мойдодыр», «Бармалей»,
«Тараканище», «Федорин горе», «Крокодил».)
2 конкурс — » Из какой сказки
герой?»
— Что такое? Что за шум? Что
случилось? Не беда ли случилась? Не волнуйтесь, все в порядке-едут к нам в
гости книжки и загадки. Угадайте, кто там, из какой сказки герой?
Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет —
Она знать дает. (Собака из «Айболита»)
Длинные усища,
Рыжий Пруссак,
Шесть лапок имеет,
И бегать умеет! («Тараканище»)
Осенью в щель заберется,
А весной проснется. («Муха-Цокотуха»)
Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромен он.
Ты узнал, кто это? … (Слон из
«Телефона»)
Он зеленый и ужасный,
Он зубастый и опасный,
Быстро плавает, ныряет,
Страх повсюду нагоняет.
Обитает в жарких странах,
Как зовут его? Кто знает? (Крокодил
из «Краденого Солнца»)
Маленький, Беленький
По лесочку стриг, стриг.
По снежочку тик, тик. (Заяц из «Путаницы»)
3 конкурс-игра: «Кто есть, кто?»:
— Каким персонажам сказок принадлежат
эти сказочные имена?
Айболит (доктор)
Бармалей (разбойник)
Федора (бабушка)
Каракула (акула)
Мойдодыр (умывальник)
Цокотуха (муха)
-Как вы помните из сказки
«Муха-Цокотуха», … «пошла Муха на базар и купила самовар: приходите, я вас
чаем угощу! …»
Да и наши ребята хотят вас тоже чаем
угостить!
Танец » Самовар»
4 конкурс-игра «Доскажи
словечко».
— Вспомним, какими словами
заканчиваются такие стихотворные строки из произведений К. Чуковского.
Только вдруг из-за кусточка,
Через синий лесок,
С далеких с полей
Прилетает… (воробей) («Тараканище»)
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушеными … («Путаница») Я за
свечу,
Свеча-в печку!
Я за книжку,
И бежать
И вприпрыжку
Под … (кровать) («Мойдодыр») А, за
нею вилки,
Рюмки и бутылки,
Чашки и ложки
Скачут по… («Федориное горе»)
Мама по саду пойдет,
Мама с дерева сорвет
Туфельки, сапожки,
Новые … (калошки) («дерево»)
И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень
Динь-ди-лень
Динь-ди-лень
То олень позвонит, то… (тюлень)
(«Телефон»)
5 конкурс — «Корзина с
потерянными вещами».
— В корзине находятся разные вещи. Их
кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строки, в
которых говорится об этом предмете.
1. телефон (у меня зазвонил телефон
(«Телефон»)
2. воздушный шарик (ехали Медведи на
велосипеде, а за ними кот задом наперед, а за ним комарики на воздушном шарике)
(«Тараканище»)
3. мыло (Тут и мыло подскочило («Мойдодыр»)
4. блюдце (а за ними блюдца,
дзынь-ля-ля) («Федорин горе»)
5. термометр (и ставит, и ставит им
градусники) («Айболит»)
6. сито (скачет сито по полям)
(«Федорино горе»)
7. перчатки (а потом позвонили
зайчатки: «нельзя ли отправить перчатки) («Телефон»)
8. монета (Муха по полю пошла, муха
денежки нашла) («Муха-Цокотуха»)
9. мочалка (и мочалку словно галку,
словно галку проглотил) («Мойдодыр»)
10. дерево (а у наших, у ворот чудо-дерево
растет) («Чудо-дерево»)
6 конкурс — Вопросы викторины по произведениям
Чуковского.
— Вы, ребята, будьте внимательны.
Отвечайте быстро и четко.
(На экране – картинка книг К. И.
Чуковского)
1. На чем ехали зайчики в сказке
«Тараканище»?
(На трамвае)
2. Почему болели животы у цапель,
которые просили прислать им капелле, в стихотворении «Телефон»? (Они
объелись лягушками)
3. Что упало на слониху в сказке «Тараканище»?
(Месяц)
4. Чем потчевал доктор Айболит
больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
5. Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)
6. В какой сказке Тенечка и Ванечка
убежали в Африку? (Бармалей)
7. Какая сказка Чуковского начинается
именинами, а кончается свадьбой? (Муха-цокотуха)
8. Кто спас зверей от злого таракана?
(Воробей)
9. из какой это сказки: «а от
бешеной мочалки я умчался, как от палки, а она за мной, за мной по Садовой, по
Сенной»? (Мойдодыр)
10. Добрый доктор, лечащий зверей?
(Айболит)
11. Кто приучил к порядку мальчика из
сказки «Мойдодыр»? (Умывальник)
12. Кто доктора Айболита перевозил
через море? (Кит)
13. Почему маленьким детям ни за что
на свете нельзя гулять по Африке? (Там злой и ужасный Бармалей)
14. Кто проучил злого Бармалея?
(Крокодил)
15. Почему от Федоры сбежала посуда?
(Федора не мыла посуду)
16. Кто проглотил Солнце? Название
сказки и персонаж? (Крокодил «Краденое Солнце»)
7. Подведение итогов.
П: Вот и подошла к концу наша
викторина по сказкам К. Чуковского. Мы увидели, что дети любят и знают сказки
К. Чуковского. Обе команды сегодня молодцы!
Награждение команд памятными
подарками.