Сказка чтобы ребенок уснул быстро

Вы счастливая мама ребенка, не желающего засыпать без укачивания? тогда эта статья для вас. мы рассмотрим основные причины, по которым

Вы счастливая мама ребенка, не желающего засыпать без укачивания? Тогда эта статья для вас. Мы рассмотрим основные причины, по которым малыш просится на руки, и расскажем, как приучить ребёнка засыпать самостоятельно без укачивания.

Почему ребенок не спит сам

Наверняка вы уже читали множество статей на тему детского сна. В некоторых источниках часто приведено мнение врачей о том, что все дети без исключения могут засыпать самостоятельно. Как правило, профессора старой школы обвиняют родителей в излишнем внимании и приучении к рукам. Мы склонны не согласиться с мнением уважаемых врачей, так как проведенное исследование говорит об обратном. Мы опросили около 30 психологов, занимающихся проблемами детского воспитания и психологического климата в семье. По результатам опроса мы выяснили: ребенок – уникальная личность, имеющая характер и страхи с самого рождения. Оно и понятно, маленький организм рождается с определенным сформированным характером и желаниями. Странно думать, что крошечный человек — кукла, которую нужно вовремя покормить и усадить на горшок. Если ребенок не слазит с рук и этому не найдено объективных причин: смиритесь. Не доставляйте дискомфорт малышу или научитесь отказывать в вечерних посиделках, не вызывая истерик чада.

Причины, имеющие под собой основу, рассмотрим ниже:

  • Отсутствие режима
    Если вы не придерживаетесь единого режима сна и бодрствования, будьте готовы, что малыш захочет ласки в момент готовности взрослой части семейства отойти в мир снов. Здесь врачи и психологи солидарны, режим – основной инструмент для здорового роста и воспитания.
  • Активная деятельность
    Доказано: чем больше ребенок двигается, тем быстрей он засыпает. Желание заниматься делами пока малыш спокоен, понятно, однако, последствия обязательно проявятся вечером. Малыш будет капризничать, постоянно просится на руки.
  • Кормление
    Особенно сильно от нежелания ребенка ложиться в кровать самостоятельно страдают кормящие мамы. Любой лишний продукт автоматически переводит ребенка в режим бодрствования: сильное перевозбуждение бывает у детей, чьи мамы пьют чай или кофе в больших количествах. Перед последним кормлением предпочтите успокаивающие продукты и блюда: бананово-творожный кекс, отваренная куриная, индюшиная грудка.
  • Болезнь
    Данный фактор не требует излишних комментариев. В период болезни любой малыш стремится почувствовать мамино тепло. Если ребенку плохо, он испытывает дискомфорт и боли, не пытайтесь уложить его в кроватку одного. Будьте рядом, даря любовь и нежность.

Секреты самостоятельного сна

Чтобы приучить ребенка ложиться спать без укачивания придерживайтесь рекомендаций ниже. Мы поговорили с лучшими специалистами в области детской психологии и выделили максимально полезные советы.

Повтор

Задача мамы создать такой режим дня, в котором ребенок запомнит последовательность действий от момента последнего пробуждения до ночного сна. Перед окончательным укладыванием можно ежедневно купать малыша, читать сказки или петь. Подойдет ритуал переодевания. Не приучайте чадо засыпать сразу после кормления. Сон, скорее всего, получится беспокойным, и вам не раз придется подойти к детской кроватке.

Гнездо

Мироощущение ребенка схоже с мышлением кошки: мы поясним почему. Наверняка вы не раз наблюдали, как пушистые зверьки метаются по квартире в поисках тесного и теплого места? Они находят любимый свитер хозяйки и гнездуются, свернувшись с калачиком. Именно в таком месте кошки чувствуют себя защищенными, могут спокойно уснуть. На ребенка подобный метод укладывания действует безотказно. Мы не предлагаем обложить чадо свитерами (хотя способ не лишен смысла): просто создайте уютное гнездышко из мягкой перины, бортиков и подушки. Обязательно нагрейте место перед сном. В этом поможет грелка.

Мамина вещь

Еще один способ приучить ребенка ложиться спать без укачивания – уложить малыша в кроватку и расположить рядом вещь с запахом мамы. Это может быть теплый халат или несколько вещей поменьше. Главное, чтобы мамин запах чувствовался в кроватке всю ночь.

Совместное засыпание

Способ совместного засыпания считается самым неудачным, однако, подходит для деток, не мыслящих жизни без маминых рук. Уложите ребенка рядом на кровать, возьмите за руку. Отвернитесь и не встречайтесь с малышом взглядом. Старайтесь не качать его при первых признаках истерики, ведите себя тихо. Постепенно ребенок привыкнет к такому способу укладывания, после чего переходите к методу «Гнездо» и «Мамина вещь».

Хочу обратиться к мамочкам с опытом перехода от укачивания деток к самостоятельному засыпанию. Дочке 5,5 месяцев. Спит в кроватке. Засыпает или у груди или укачиваем на ручках. Пробовала не укачивать, плачет от того, что не может уснуть. Когда ваши детки научились засыпать сами?

26 комментариев

Рекомендованные комментарии

Присоединяйтесь к нашим обсуждениям!

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Популярные темы

Как усыпить ребенка без укачивания

Автор: Марина Bychkova
Создана 19 часов назад

Как усыпить ребенка без укачивания

Автор: Tatstata
Создана 1 час назад

Как усыпить ребенка без укачивания

Автор: irisheka
Создана 17 часов назад

Как усыпить ребенка без укачивания

Автор: Абрикосина2021
Создана 13 часов назад

Автор: ТетьОся
Создана 22 часа назад

Автор: //Арафель//
Создана 23 часа назад

Как усыпить ребенка без укачивания

Автор: Cveta1479
Создана 19 часов назад

Как усыпить ребенка без укачивания

Автор: kote1015
Создана 22 часа назад

Как усыпить ребенка без укачивания

Автор: Araika
Создана 17 часов назад

Автор: КсенияОлеговна
Создана 37 минут назад

Отзывы о клиниках

Как усыпить ребенка без укачивания

Как усыпить ребенка без укачивания

Как усыпить ребенка без укачивания

Как усыпить ребенка без укачивания

Как усыпить ребенка без укачивания

О сайте

Быстрые ссылки

Популярные разделы

Материалы, размещенные на нашем сайте, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Пожалуйста не используйте их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача!

Как усыпить ребенка без укачивания

2-месячный малыш уже заметно подрос. Он дольше бодрствует между дневными снами, а общение с ним становится интереснее. В этом возрасте почти каждый родитель сталкивается с короткими дневными снами, отказом от сна в кроватке и сложностями с успокоением перед сном.

В этой статье мы расскажем способы помочь малышу легче укладываться и спокойно ночевать с ним. Советы BabySleep будут вам полезны и помогут уложить ребенка спать без слез.

Двухмесячный ребенок все еще спит очень много, но он начинает спать немного реже, а бодрствовать чуточку дольше, чем новорожденный.

Примерно на 6 неделе жизни малыша у многих детей начинается «пик плача». Многих родителей этот плач пугает. И это неудивительно, ведь только что младенец был в хорошем расположении духа и отлично себя чувствовал. И вроде бы родители делают все правильно. Плач начинается резко, и никакой способ успокоения не помогает.

Объяснения причин такого поведения малыша у ученых нет, нет и доказательств, что в эти моменты он испытывает боль.

Интенсивность плача снижается примерно к 10 неделям, а в целом период частого плача заканчивается около 4,5 месяцев.

  1. плач идет по нарастающей и, достигая своего пика в 6–8 недель, начинает идти на спад;
  2. неожиданность плача: родители не могут предугадать ни начала, ни окончания приступа плача;
  3. ребенок плачет очень сильно, родителям часто кажется, что ему больно;
  4. родителей пугает продолжительность плача – успокоить кроху невозможно, чтобы они ни делали;
  5. чаще всего плач приходится на вечернее время, с 16 до 24 часов, и может длиться до нескольких часов.

В этот период дети часто становятся более беспокойными, больше плачут, отказываются укладываться на сон и спать в кроватке. У многих появляются короткие сны продолжительностью 20–40 минут, увеличивается количество ночных пробуждений. 2-месячный ребенок может чаще успокаиваться только на руках, мамы отмечают увеличение количества прикладываний (ребенок «висит на груди»). Но у некоторых, напротив, в этот период наблюдается снижение аппетита.

В нервной системе малыша все еще преобладают механизмы возбуждения, поэтому ему нужна ваша помощь для успокоения. Синтез мелатонина (гормон ночи) начинается ближе к трем месяцам, но этот процесс только начинает формироваться. Двухмесячному малышу нужна помощь взрослых, чтобы укладываться спать. Два месяца – самое время, чтобы мама начала постепенно формировать привычки хорошего сна, которые будут помогать крохе легче засыпать и спать спокойнее.

Ритм сна двухмесячного малыша понемногу меняется. Появляется склонность к более раннему укладыванию на ночной сон, увеличивается продолжительность непрерывного сна ночью.

И конечно, важно уделить внимание безопасности сна.

Оптимальное время бодрствования двухмесячного малыша должно быть, как правило, 1 час – 1 час 15 минут. Время бодрствования включает в себя игры, кормление, подготовку ко сну и укладывание. Младенец быстро развивается, и его режим снов довольно часто меняется. Обычно в два месяца у детей 4–5 дневных снов продолжительностью от 40 минут до 1,5–2 часов.

Дневной сон у двухмесячного малыша уже более предсказуем, чем у новорожденного. Но начало дневных снов варьируется в зависимости от времени утреннего пробуждения и продолжительности предыдущего дневного сна. Четкий режим дня для двухмесячного малыша не характерен.

У многих появляется склонность спать днем по 20–40 минут. Что касается 40-минутных снов, они физиологически обусловлены в возрасте от 2 до 6 месяцев, являются вариантом нормы и время от времени случаются у большинства детей этого возраста. А 20-минутные сны каждый день – повод задуматься, не запаздываете ли вы с укладыванием. Такие короткие сны часто бывают следствием переутомления малыша. В любом случае, короткий дневной сон (20, 30 или 40–45 минут) не дает ребенку полностью восстановить силы, чтобы без переутомления выдержать нормальное время бодрствования.

Если у вашего ребенка дневные сны постоянно короткие и малыш от этого страдает (плачет, капризничает, впадает в истерику), старайтесь их продлевать и очень внимательно следите за признаками усталости, чтобы вовремя класть его поспать.

А если, наоборот, малыш спит днем дольше 2 часов непрерывно, рекомендуется создавать условия для пробуждения. Вероятность «перепутать день и ночь» в два месяца все еще актуальна.

Двухмесячный малыш может отказывается спать в кроватке, засыпать только на руках у мамы. Переложить его после засыпания становится трудно.

  • При засыпании используйте пеленание, чтобы при перекладывании не ощущался перепад температуры и не было резкой смены ощущений.
  • После перекладывания некоторое время придержите ребенка руками, побудьте рядом, не уходите сразу.
  • Внимательно наблюдайте за признаками усталости, контролируйте продолжительность времени бодрствования, ведь переложить переутомленного малыша гораздо сложнее.

К концу 2 месяца намечается тенденция к раннему укладыванию и более продолжительным периодам ночного сна. Сейчас важно подстраиваться под естественные ритмы ребенка и наблюдать за признаками усталости и состоянием ребенка между 19 и 22 часами.

Продолжительность ночного сна двухмесячного малыша составляет обычно 8–10 часов. Но не непрерывно, конечно. Хорошо, если в течение ночи он может поспать непрерывно 3–6 часов.

Многие склонны полагать, что детки на искусственном вскармливании спят лучше. В целом при подходящем ритме сна и бодрствования и правильных условиях сна и груднички, и искусственники спят примерно одинаково. Но грудное молоко усваивается быстрее, чем смесь, поэтому грудничок может просыпаться немного чаще, чем малыш на искусственном вскармливании.

Двухмесячного малыша на грудном вскармливании рекомендуется кормить по требованию. Обычно интервал между кормлениями составляет примерно 2,5–3,5 часа в течение дня и 3–4 часа ночью. Однако частота прикладываний может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

В норме грудничок должен получать от 6 до 9 полноценных кормлений в течение дня (кроме них полагаются и короткие прикладывания для психоэмоционального комфорта, близкого контакта с мамой, успокоения, снятия напряжения) и 2–4 ночью. Малышу на грудном вскармливании по требованию дополнительная жидкость в виде допаивания не требуется.

У детей на искусственном вскармливании промежутки между кормлениями более длительные. В среднем за сутки младенец съедает около 800 мл. смеси. Режим и объем кормлений малыша-искусственника необходимо обсудить с педиатром.

Также нужно обговорить с педиатром, как правильно кормить, если ваш ребенок родился раньше срока – в любом случае, на грудном ли вскармливании малыш или на искусственном.

Сон нередко становится причиной проблем ребенка. Нарушения, связанные со сном, проявляются в том, что малыш плохо засыпает и мало спит. Это отрицательно сказывается на его здоровье. Родители при этом часто изматываются бессонными ночами. Эту проблему можно решить, выяснив причины.

Суть проблемы

Проблемы с засыпанием могут быть связаны с особенностями психики ребенка. Дети с подвижной нервной системой не могут самостоятельно успокоиться, отстраниться от посторонних раздражителей. Им хочется играть, а организм уже требует отдыха.

Это противоречие провоцирует капризность, нервозность. Таким детям требуется помощь взрослых

Некоторых детей изначально приучают к качанию в колыбели, коляске, на руках. Сначала этот способ помогает быстро усыпить малыша, но по мере его взросления качать требуется все дольше. Требуется терпение, чтобы укачать чадо, но и это еще не все. Если он уснул некрепко, то, когда его кладут в кроватку, он просыпается, — и все сначала. Порой вся семья участвует в укладывании маленького господина или госпожи.

Хоть и отучивание малыша от укачивания сложный процесс, но есть способы решения этой проблемы, чтобы дети сами засыпали, и родители отдыхали.

Как усыпить ребенка без укачивания

Системный подход

Родители редко признаются в своих ошибках. На самом деле именно они и бывают виноваты в том, что кроха не может быстро и самостоятельно засыпать. Воспитание детей требует системного подхода, это относится ко сну в частности. Какие же компоненты входят в эту систему?

Режим

Это самое главное звено в системе. Существуют нормы сна и бодрствования, которые находятся в прямой зависимости от возраста ребенка. Пока малышу не исполнился один год, режим обычно не привязывают к часам. Младенец бодрствует от получаса до часа, потом спит. Таким образом, складывается определенный режим. Постепенно периодичность меняется в пропорции: спит малыш все меньше, а «гуляет» дольше. В год малыш спит днем 1 – 2 раза, общее время дневного сна составляет около трех часов.

Соблюдение режима вносит упорядоченность в жизнь малыша. Постепенно он приучается засыпать в определенное время.

Как усыпить ребенка без укачивания

Ритуал

Сюда относятся определенные действия, их последовательность, готовящая ребенка ко сну. Перед дневным сном это может быть книга, песня, расслабляющий массаж. Если с малыша сняли маечку и поглаживают спинку, значит, время идет ко сну. Перед вечерним сном добавляется теплая ванна с травами.

Малыш запоминает последовательность действий, иногда подсказывает маме, что должно быть дальше. Если он привык, что после того, как уложили спать мишку, ему нужно раздеваться самому, то он будет это делать.

Если вы собираетесь укладывать свое чадо спать, то играть в активные игры, которые вызовут бурные эмоции, запрещено. Даже взрослый человек не может так быстро переключаться, тем более не стоит этого ожидать от малыша.

Как усыпить ребенка без укачивания

Если родители сразу отнесутся ответственно к вопросу, то проблем со сном не будет

Способы решения проблемы

Малыша приучили укачивать с того дня, как приехали из роддома, тем самым создав проблему. Вы его качаете, а он и не думает спать. Это значит, что пришло время засыпать самостоятельно.

Первое время будет тяжело. Совершив положенный ритуал, вы укладываете малыша в кроватку. Постойте или посидите немного рядом с ним и уходите. В большинстве случаев через пару минут раздается плач. Старайтесь не бежать при первых звуках. Иначе кроха будет криком добиваться своего в любой ситуации.

Зайдите немного времени спустя, приласкайте, успокойте. Останьтесь с ним, но на руки не берите. Не думайте, что вы бессердечная мама. Малышу нужно привыкать к самостоятельности, только и всего. Постепенно он привыкнет к тому, что вы положите его и уйдете. Можно оставлять с ним рядом любимую игрушку. Это лучше, чем по полчаса качать ребенка.

Если ваш малыш спокойно засыпает без посторонней помощи, его не приходится подолгу укачивать, напевая одну колыбельную за другой, значит, вам повезло. Но что делать, если каждый вечер вы тратите огромное количество времени и сил, чтобы он, наконец, перестал капризничать и уснул? Как приучить малыша засыпать без укачивания?

Как усыпить ребенка без укачивания

Как научить ребенка засыпать без укачивания?

Соблюдение ритуала

Выбор символа

Соблюдение интервала реакции

  • Первый день. Первый раз — около одной минуты, второй и третий — 3 минуты, четвертый и последующие — около 5 минут.
  • Второй день. Первый раз — 3 минуты, второй и третий — 5 минут, четвертый и последующие — не более 7 минут.
  • Третий день. Первый раз — примерно 5 минут, второй и третий раз — не более 7 минут, четвертый и последующие — 9–10 минут.

Правила и исключения

Узнайте, как первые 1000 дней жизни формируют здоровое будущее вашего ребенка.

Как усыпить ребенка без укачивания

Как усыпить ребенка без укачивания

У родителей малышей огромное количество самых разных волнений и одно из них — когда лучше отселять ребенка в отдельную комнату. Как сделать этот процесс.

Как усыпить ребенка без укачивания

Еще до того, как у вас родился малыш, вы наверняка не один раз слышали от окружающих: с грудным ребенком о нормальном.

с помощью электронной почты или телефона

Войдите в систему, чтобы продолжить узнавать больше о правильном питании на каждом этапе развития вашего малыша!

Введите электронную почту или телефон.

Ссылка для авторизации выслана на e-mail.

Введите проверочный код, высланный вам в SMS сообщении.

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ. Мы считаем, что грудное вскармливание является идеальным началом питания для младенцев, поскольку грудное молоко обеспечивает сбалансированное питание и защиту вашего ребенка от болезней. Мы полностью поддерживаем рекомендацию Всемирной организации здравоохранения об исключительно грудном вскармливании в течение первых шести месяцев жизни с последующим введением адекватного питательного прикорма наряду с продолжением грудного вскармливания до двухлетнего возраста.
Поскольку дети растут и развиваются по-разному, необходимо проконсультироваться со специалистом по вопросам введения прикорма.

Детское питание под товарными знаками Nestle ® и Gerber ® всегда следует готовить, использовать и хранить в соответствии с инструкциями на этикетке, чтобы избежать риска для здоровья ребенка.

Многие мамы своих деток с самого рождения укачивают перед сном. Это привычный способ, знакомый всем с детства. Его применяют практически неосознанно, потому что других способов и не знают. Но рано или поздно у всех возникает вопрос: как отучить ребенка от укачивания?

Как усыпить ребенка без укачивания

Определите свою позицию

Прежде чем начинать избавляться от укачивания ребенка перед сном, стоит понять свою позицию, свое отношение к такому методу. Если вы качаете, и вас это устраивает, то не нужно менять свое поведение только потому, что кто-то считает это неправильным. Существует много точек зрения, но, как заботиться о собственном ребенке, вы решаете сами. Чтобы занять какую-то определенную, осознанную позицию, необходимо изучить этот вопрос.

Как усыпить ребенка без укачивания

Укачивание ребенка перед сном – это хорошо или плохо?

Нельзя однозначно ответить. И дети, и мамы, и условия, в которые происходит воспитание, — разные. Поэтому все очень индивидуально.

С одной стороны, качание на руках успокаивает малыша, так как он чувствует тепло материнского тела, родной запах, стук сердца, — он в безопасности. При этом сама мама может получать удовольствие от близости со своим чадом. Вообще, это очень ценные моменты, когда можно спокойно подержать его на руках, посмотреть на него, почувствовать бескрайнюю любовь и нежность… К тому же считается, что укачивание положительно отражается на развитии вестибулярного аппарата маленького человека.

Но с другой стороны, это физически тяжелое занятие, ведь ребенок с каждым месяцем растет, набирает вес, а маме по-прежнему нужно каждый день какое-то время качать его на руках, ведь если с самого рождения только так укладывали спать, то он по-другому засыпать, скорее всего, не умеет. Кроме того, мамы утомляются за день, ночами недосыпают, к вечеру силы на исходе, а вместо отдыха приходится часто подолгу качать ребенка. Также это забирает время, которое мама могла бы потратить на другие дела или на отдых. От отсутствия свободного времени у женщины накапливаются неудовлетворенность, раздражительность, усталость. Помимо этого, существует такая точка зрения, что укачивание доводит ребенка до обморока, а не до сна. Также бывает, что малыш, привыкший к такому способу засыпания, просыпается при перекладывании из рук в кроватку и ночью помногу раз, чтобы его снова и снова качали.

Лучше определиться с самого начала, как вы будете укладывать своих детей спать, но постоянно следить, подходит ли это как детям, так и самой маме. Часто бывает, что укачивание ребенка перед сном является комфортным и не вызывает проблем. Но если вы пришли к выводу, что необходимо отучить ребенка от укачивания, тогда действуйте и не отступайте от своего решения.

Как усыпить ребенка без укачивания

Как приучить ребенка засыпать без укачивания?

Напомним некоторые важные моменты.

  • Для начала нужно обеспечивать днем активность, чтобы ребенок уставал. Если ему некуда тратить энергию, то и заставить его спать самостоятельно крайне сложно.
  • Важно соблюдение режима: сон всегда в одно и то же время. И предшествовать отходу ко сну должны одни и те же сигналы. Пусть определенные действия (купание, массаж) и предметы (игрушка, соска) ассоциируются у ребенка со сном, настраивают его на сон.
  • Если все условия оптимальны, комфортны, тогда легче научить ребенка засыпать без укачивания. Поэтому убедитесь в том, что со здоровьем малыша все хорошо, ничего не болит, ритуал ему знаком, за день он достаточно устал, в кроватке чисто, в комнате нормальная температура, горит не слишком яркий свет и т. д.

Как усыпить ребенка без укачивания

Итак, как уложить ребенка спать без укачивания? Если решили не качать, то не качайте. С этого момента после проделанных привычных действий перед сном нужно просто положить ребенка в кроватку. Он должен понять, что теперь будет засыпать самостоятельно. Далее действуйте по усмотрению.

Самый жесткий вариант – сразу выйти из комнаты и ждать, несмотря на крики и плач, пока ребенок не заснет. Такую процедуру придется проделать несколько раз, пока он не привыкнет. В каких-то случаях это работает, но есть мамы, которые не в силах это выдержать, да и не все дети в итоге засыпают. Смена привычного способа отхода ко сну вызывает у ребенка стресс, а тем более такая неожиданная. Не всем это подходит. Поэтому можно поступить по-другому.

Перед тем как выйти из комнаты, посидите недолго рядом с кроваткой, погладьте малыша по головке, тихо спойте песенку или прочитайте сказку. Эти действия будут продолжением ритуала отхода ко сну, и ими нужно не развлечь ребенка, а успокоить. Кроме того, уходя, вы можете оставить в кроватке какую-нибудь свою вещь, которая напоминала бы о вашем присутствии.

Как усыпить ребенка без укачивания

Или еще вариант: мама кладет ребенка, выходит и через каждые 5 минут заходит проверить, все ли в порядке, и снова уходит. Так вы напоминаете малышу о том, что вы рядом, что он в безопасности. Далее нужно постепенно увеличивать временные интервалы вашего отсутствия. Ребенок привыкает засыпать без укачивания, но в то же время ощущает, что мама рядом.

Если малыш почувствует ваши волнения и сомнения, то он тоже будет нервничать и не захочет ничего менять. Поэтому, выбрав подходящий способ отучения от укачивания, действуйте уверенно и целенаправленно.

Как усыпить ребенка без укачивания

Очень часто родители сталкиваются с такой ситуацией, когда вечером ребенок наотрез отказывается ложиться спать. Он хочет играть, смотреть мультики, а на любые попытки уложить его в кровать отвечает отказом или вовсе закатывает истерику. В итоге обессиленные родители срываются на крик, малыш все равно засыпает ближе к ночи, а с утра все просыпаются совершенно разбитые и не в настроении.

Детские психологи уверяют: ваш малыш не хочет засыпать совершенно не потому, что у него скверный характер или он это делает назло вам. Иногда ребенок слишком переутомился, перевозбудился и не может уснуть. Или его пугает темнота, а может, кроха боится монстров, которые прячутся в шкафу или под кроватью. Не стоит отчаиваться: достаточно выполнять несколько простых правил, и каждый вечер малыш будет с радостью и без слез бежать в свою кроватку.

У ребенка должен быть четкий режим дня

Детские психологи подчеркивают, режим дня – это залог физического и психологического здоровья ребенка и его родителей. Чем меньше резких нововведений, изменений в жизни малыша, тем безопаснее он воспринимает мир, чувствует себя спокойно и хорошо. Так что постепенно приучайте ребенка просыпаться в одно и то же время, умываться, делать зарядку, завтракать, обедать и ужинать в одно и то же время. Дневной сон, время для игр и занятий и прогулки тоже должны быть четко прописаны в графике дня малыша.

— Когда для ребенка все предсказуемо, у него есть чувство безопасности и стабильности. У малыша нет повода для лишней тревоги, он знает, что в определенное время ему нужно ложиться спать. Режим дня – просто палочка-выручалочка, так как отход ко сну ребенка в этом случае будет не неожиданным, а предсказуемым. Но даже несмотря на четкий режим дня необходимо помнить, что малышу еще сложно самостоятельно следить за временем. Поэтому предупреждайте ребенка заранее, что нужно постепенно завершать игры и готовиться ко сну. Можно вместе с малышом отправить все его игрушки спать, — подчеркивает детский психолог, арт-терапевт, автор книги «5 секретов НЕ кричащей мамы» Елена Бурьевая.

Заранее предупреждайте ребенка, что он скоро отправится спать

Придумайте ритуалы приготовления ко сну

Ребенок с радостью будет ждать вечера и время, когда пора ложиться спать, если вы придумаете с ним какие-то приятные ритуалы, а также проведете с крохой время, не отрываясь на других членов семьи или домашние дела.

— Очень хорошо помогают ритуалы ко сну, которые также необходимо выполнять регулярно. Знакомая игрушка, пеленка, соска, чтение детской сказки, колыбельная, массаж – такие «якоря» помогают ребенку играть, развиваться, спокойно воспринимать окружающий мир и, конечно, укладываться спать. А родителям, в свою очередь, предстоит реже встречаться с истериками, страхами и капризами малыша, — подчеркивает детский психолог.

Успокойте малыша, если он слишком возбужден и не может уснуть

Но иногда не ритуалы, ни теплая расслабляющая ванна, ни уговоры не помогают – ребенок сердится, плачет и не хочет ложиться в кровать. В чем же причина такого поведения?

— У крохи могут быть проблемы с засыпанием, если после дневного сна прошло слишком мало времени активности перед ночным сном, или ребенок перевозбудился в течение дня. Оцените эмоциональное состояние ребенка, возможно, он переутомлен. При этом совершенно неважно, какие эмоции преобладали в течение дня – позитивные или отрицательные. Помогите малышу эмоционально разгрузиться. Хорошо помогают игры с песком, водой, красками, пластилином. Если вы чувствуете, что ребенок настолько перевозбужден, что это состояние уже переходит в агрессивное поведение, предложите ему помять или порвать лист бумаги или побить подушку. Крохе сложно после подвижных игр лечь в кровать, поэтому обязательно дайте время ему успокоиться. Дайте ему попить воды, обнимите, сделайте расслабляющий массаж, почитайте книжку, а лучше всего заканчивайте активные игры за час до приготовления ко сну, — советует автор книги «5 секретов НЕ кричащей мамы» Елена Бурьевая.

Ребенок не засыпает без укачивания 24.06.2016 09:17

ЕСТЬ ЛИ ПРОБЛЕМА?

Раньше вы могли быстро укачивать малыша на сон, и он просыпался всего несколько раз за ночь. Теперь ему 5-6 месяцев и укачивание (прыгание на мяче) стало занимать все больше и больше времени. Ребенка нужно качать по 30-40 минут перед каждым сном. Ваш кроха стал просыпаться гораздо чаще, чем 2-3 раза за ночь.

Укачивание стало мешать сну ребенка!

Это неожиданно, но факт. В первые месяцы жизни укачивание — ваш помощник. Смело укачивайте, чтобы успокоить младенца и помочь ему спать.

После четырех месяцев начинаются проблемы. Дело в том, что около 4-6 месяцев кардинально меняется структура сна. Ребенок начинает привыкать засыпать только в процессе укачивания. То есть не умеет входить в сон самостоятельно. При каждом ночном просыпании вашему ребенку будет некомфортно от отсутствия привычного качания.

КАК УКАЧИВАНИЕ ВЛИЯЕТ НА СОН?

Ваш кроха спит только короткими дневными снами. Проходит один цикл сна и не может перейти в следующий, так как отсутствуют привычные условия. Так как цикл сна у детей порядка 50 минут- вы получаете короткие дневные сны!

Часто просыпается ночью. Во второй половине ночи может просыпаться каждый час. В первой половине ночи сон более глубокий: поэтому обычно все просыпания сконцентрированы после полуночи. Но если сюда накладываются другие факторы, то ваш ребенок может просыпаться часто и до полуночи.

Может начать рано вставать по утрам. Под утро сон поверхностный. К утру малыш уже выспал значительный процент сна и проснуться полностью гораздо легче. Между циклами сна ребенок испытывает потребность в воссоздании любимого укачивания и в итоге полностью просыпается. Как правило, очень сложно вернуть ребенка в сон при просыпании, близком к обычному подъему. Например, усыпить дальше в 5.30-6.00 может быть очень и очень сложно.

Что делать?

Ближе к четырем месяцам лучше полностью вывести укачивание из своего ритуала. Если ваш малыш старше и у вас уже есть проблемы со сном, однозначно убирать укачивание полностью. Основная цель: это засыпать самостоятельно. Не в процессе качания, не в процессе прыгания на мяче.

КАК ПРИУЧИТЬ ЗАСЫПАТЬ БЕЗ УКАЧИВАНИЯ?

Как же вывести укачивание из ритуала укладывания?

Просто убрать его раз и навсегда!

На самом деле есть две тактики:

  • убрать укачивание резко в один день
  • постепенно сокращать по времени и интенсивности .

Во втором случае вы просто постепенно сокращаете длительность качания и саму силу укачивания.

В первом — просто перестаете качать.

Укачивание можно постепенно заменить простым держанием на руках в горизонтальном или вертикальном положении.

Как усыпить ребенка без укачивания

Дети часто засыпают прямо во время еды, и не важно, кормит их мама грудью или с помощью бутылочки. А многие младенцы засыпают даже во время кормления в стульчике, причем происходит это очень быстро и выглядит очень смешно. Происходит это потому, что еда не только насыщает нас, но и воздействует на центры удовольствия и сна, так что заснуть крохе после сытного обеда или ужина значительно проще. Как только мама и папа увидят, что сразу после еды малыш хочет спать или заснул, – надо действовать! Но сразу переносить ребенка в кроватку не стоит, лучше дождаться фазы глубокого сна (глазные яблоки перестанут двигаться под веками, а дыхание станет спокойным и глубоким). Если же перенести малыша до этого момента – кроха может проснуться, и придется укладывать его спать заново.

качаем правильно

Самый древний и до сих пор популярный способ – это укачивание. Сегодня относятся к нему по-разному. Есть его сторонники, считающие, что укачивание напоминает младенцу о пребывании в мамином животе. Есть и противники, утверждающие, что укачивание приводит к полуобморочному состоянию и поэтому-то ребенок и затихает. Но если укачивать правильно – несильно и ритмично, то этот способ засыпания никакого вреда не принесет, а только поможет малышу заснуть. Главное – найти золотую середину: ведь если «недокачать» малыша, он просто не заснет; то же самое будет, если укачивать слишком сильно.

Укачивать можно в люльке (колыбели) или в кроватке с укачивающим механизмом. Но есть и «ручные детки», признающие только мамины или папины руки, – их приходится качать только так. Здесь тоже, прежде чем перенести ребенка в кровать, надо дождаться фазы глубокого сна. Отличный способ качать ребенка и при этом не уставать, а иногда еще и заниматься какими-то своими делами – носить малыша в слинге.

совместный сон

Многие дети спят только вместе со своими родителями – некоторым младенцам для того, чтобы заснуть, нужно чувствовать знакомый запах и тепло родного человека. Удобно это и мамам – не надо по несколько раз за ночь вставать и подходить к малышу, если он проснулся или хочет есть. У этого способа тоже есть свои сторонники и противники, но в любом случае, если мама и папа выбрали совместный сон, – им надо обеспечить безопасность ребенка. Нельзя класть кроху с краю кровати – он может повернуться и упасть на пол; нельзя укладывать его рядом с родительской подушкой – малыш может неудачно повернуться и его дыхание нарушится.

А лучше всего не укладывать кроху в одну кровать со взрослыми, а просто придвинуть детскую кроватку к родительской, предварительно сняв с нее боковой бортик (сегодня есть даже специальные придвижные кроватки для совместного сна). Так и ребенок будет чувствовать близость мамы и папы, и родители будут спать спокойно, не волнуясь за его безопасность.

режим и ритуалы

Маленьким детям нужны определенные рамки или границы – так им проще адаптироваться к окружающему миру. Поэтому всем малышам необходим режим дня и определенная последовательность действий (это и есть ритуалы). Просыпаться, есть, играть, мыться и спать младенцам нужно примерно в одно и то же время. Перед сном лучше выбрать какое-то спокойное занятие, приятное для ребенка. Можно искупать ребенка, почитать ему книжку, сделать легкий (не лечебный) массаж, после этого покормить и начать укладывать спать. Постепенно у каждого малыша выработается свой ритуал: одни будут засыпать под звук тихой музыки или сказку, прочитанную мамой, другие – после того как их несколько раз погладят по спинке или животику, третьи – уложив сначала спать свои игрушки. Ритуал найдется для каждого ребенка.

место для сна

Место для сна должно быть удобным. Важно все: матрас, комфортный для долгого сна, приятное на ощупь постельное белье, в глаза ребенку не должен бить яркий дневной свет, а температура воздуха в комнате не должна быть выше 22–23 °С. Ведь кому захочется засыпать, если одеяло колючее, а в комнате жарко или душно?

Если ребенок спит в своей кроватке, то она должна использоваться именно для сна, для игр существуют другие места. Не надо укладывать кроху спать то в коляску, то в кроватку, а то к себе в кровать – малышу проще засыпать в одном и том же месте. Тогда только одно то, что ребенка уложили в кроватку (или рядом с мамой), будет настраивать его на отдых.

удобно и с удовольствием

– Укладывайте ребенка спать так, как удобно ему и вам. Если надо укачивать – укачивайте; если надо запеленать – пеленайте; если ребенок просит ночью есть – кормите его. Не слушайте разных доброжелателей, которые скажут, что этим вы создаете себе трудности, главное – должно быть хорошо вам и вашему ребенку.

– Дети не должны воспринимать засыпание как наказание. Не стоит говорить: «Не хочешь есть – быстро в кровать!» Сон должен приносить удовольствие.

– Детский сон – вовсе не повод для домочадцев ходить по дому на цыпочках. Привыкнув спать в полной тишине, малыш будет просыпаться от любого шороха. Чем раньше приучить ребенка засыпать под обычные звуки дома, тем легче вам будет в дальнейшем.

Да, приучить малыша засыпать иногда совсем непросто. Но терпение, время и родительское спокойствие дадут свои результаты: раньше или позже, но привычка ко сну выработается, и малыш начнет засыпать без труда.

Вместе с зимним волшебником в резиденции гостей встретят Снегурочка, добрая Баба-яга, Снеговички и Шуршики.

На юго-востоке столицы в музее-заповеднике «Кузьминки-Люблино» работает Московская усадьба Деда Мороза. Гости со всей страны приезжают сюда загадать желание, получить подарки и посмотреть, как живет сказочный волшебник.

В этом году в усадьбе полностью обновили интерьеры теремов, расписали фасады построек и поставили новые елку и инсталляции. Как чувствует себя Дед Мороз в обновленной резиденции, чему учат ребят помощники волшебника и как написать письмо дедушке — в материале mos.ru.

Путешествие со Снеговичком

Московская усадьба Деда Мороза встречает гостей веселой музыкой и нарядной 12-метровой елкой на главной площади. Вокруг деревянные терема, каждую деталь которых хочется неспешно разглядывать. В этом году постройки расписали уличные художники, которые буквально повторили морозные узоры на окнах. Отовсюду слышится детский смех и голоса сказочных персонажей.

Основная экскурсия по усадьбе начинается возле терема творчества. Здесь ребят встречает Снеговичок-Пуховичок, который потерял свое заветное желание и просит помочь ему. Дети отзываются на просьбу и отправляются в путешествие.

IVA 3132

Сначала участники видят, как помощники Деда Мороза сортируют письма. Здесь же детям показывают пневмопочту. Сразу после запуска тубы с письмом по прозрачной трубе на весь зал раздается голос Деда Мороза: «Письмо принято!» По словам помощников волшебника, это производит большое впечатление на детей (впрочем, как и на некоторых взрослых).

Следующие пункты маршрута — кладовая Деда Мороза, где развешаны костюмы дедушки и его внучки, и оранжерея. Последнюю украсили подсвеченными скульптурами деревьев и живыми растениями, а стены в комнате отделали настоящим мхом.

В тереме Снегурочки на первом этаже ее светелка. Там внучка Деда Мороза показывает ребятам игрушки и вместе с ними вышивает новогодние узоры. «Радостно, когда приходят дети, которых все интересует, когда они задают много вопросов», — говорит Снегурочка.

IVA 3343

На втором этаже в тереме Снегурочки хозяйничает Баба-яга. Но в усадьбе Деда Мороза она добрая и заведует библиотекой, в которой собраны разные сказки. Украшенные стеллажи и елка из книг приковывают внимание гостей. Но только пока они не поднимут взгляд наверх и не увидят проекцию звездного неба — волшебный портал Бабы-яги.

«В звездном небе портальчик у меня волшебный, но я его никому не показываю. Это только для нас с метлушечкой дорога к далеким звездам, посчитать, полетать, — рассказывает Баба-яга. — Здесь мы с детьми говорим об их предназначении, мультфильм с глубоким смыслом смотрим. Некоторые ребята вспоминают мои прошлые проделки. Могут и за нос потягать, спросить, настоящий ли он. Объясняю, что за эти резиночки нос поддерживаю, а то тяжелый сильно и может отвалиться».

Энергичные актеры не выходят из образа, даже когда рядом нет детей. Как рассказали в пресс-службе усадьбы, на все позиции аниматоров проводили кастинг. «Кандидаты должны быть обаятельными, без этого нельзя получить внимание детей. Озорство тоже важно, чтобы общаться с детьми на одном языке. И конечно, профессионализм. Бывают разные истории, человек должен не растеряться и импровизировать в случае непредвиденных ситуаций», — говорят в пресс-службе.

Письма Деду Морозу

Следующий терем — самый заветный для гостей, он принадлежит Деду Морозу. Сначала дети видят «оперативный штаб подготовки к Новому году» зимнего волшебника. Сказочный пункт управления оборудован как в фантастическом фильме. На стене — часы, которые показывают время в разных городах, и экраны со статистикой, на приборной панели много светящихся кнопок и рычагов. Но главное — за дверью, которая ведет в кабинет Деда Мороза. Дедушка в синей шубе, с серебристой бородой сидит за письменным столом, вокруг него — стеллаж с конвертами, камин и волшебная книга. Здесь ребята находят желание Снеговичка, и экскурсия завершается.

IVA 3407

По словам Деда Мороза, дети по-разному реагируют на встречу, от переполняющих эмоций могут и расплакаться. А некоторые хотят проверить, настоящий он или нет, поэтому украдкой дергают за бороду.

«Дети — отражение своих родителей, только маленькое. Их интересует жизнь так же, как и взрослых. Ребята очень быстро вырастают, мы часто не замечаем этого. Они очень умные, сообразительные, — говорит Дедушка Мороз. — В подарок дети просят гаджеты, телефоны, планшеты, игрушки. А вам я желаю, дорогие мои, чтобы в вашей жизни все было ладно да складно, чтобы были вы здоровы и, самое главное, счастливы. Если человек счастлив, значит, все в жизни хорошо».

Рассказать о своем заветном желании Деду Морозу можно из любой точки мира с помощью письма. В среднем за год в усадьбу поступает около 50 тысяч писем, и ни одно не остается без ответа, главное — указать верный обратный адрес и индекс. Кстати, принимают и электронные письма, написать Деду Морозу можно на сайте усадьбы.

«Много трогательных историй. Один мальчик просил братика, другой ребенок из Челябинской области — новый аэропорт для своей мамы (тот, в котором она работала, был совсем старым). Практически каждый делится своими переживаниями с Дедом Морозом. Дедушка старается всех поддержать добрым словом и сказать: “Не сдавайся, все хорошо”», — говорят в пресс-службе усадьбы.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Сказка круглый год

Одной экскурсией программа Московской усадьбы Деда Мороза не ограничивается. Для ребят сделали новую интерактивную площадку — «Игрушечное королевство “Щелкунчика”», где впервые за долгое время вновь полчища крыс во главе с коварным Крысиным королем пытаются захватить пространство. Остановить их могут только юные гости, которым предстоит пройти опасные испытания и найти орех-кракатук! Именно с его помощью Щелкунчику уже удалось однажды спасти королевство.

Участники посетят карманную мастерскую дядюшки Дроссельмейера, где благодаря заклинанию волшебника дети уменьшаются до размеров игрушек. После команды отправляются к чудо-машине по производству игрушек, которая поможет создать подмогу для ребят, с которой они потом вместе будут оборонять королевство. Им также вместе предстоит отправиться к Шоколадному морю, а после в чулан чудес, где они должны будут найти орех-кракатук. Финальным этапом станет осада Марципанового замка.

В «Игрушечном королевстве “Щелкунчика”» гостей ждут увлекательные интерактивные пространства, разработанные специально для Московской усадьбы Деда Мороза.

При посещении резиденции также можно прогуляться по сказочной тропе и увидеть более 40 скульптур, созданных по мотивам сказок «Алиса в Стране чудес», «Двенадцать месяцев», «Волшебник Изумрудного города», «Золушка» и «Щелкунчик».

IVA 3532(2)

Кроме того, в усадьбе есть детские аттракционы и каток, они работают по выходным и в течение всех новогодних праздников. Еще в этом году появились новые здания: сувенирная лавка, фудкорт и зал для чаепитий.

Сейчас в усадьбе Деда Мороза высокий сезон, поэтому в условиях пандемии все должны строго соблюдать санитарные правила. Взрослых пускают только по QR-коду и в масках, а группы детей не пересекаются в теремах.

Помимо экскурсий, Дед Мороз и Снегурочка проводят личные встречи. Ребята могут рассказать стихотворения, поделиться мечтами, получить подарок и сфотографироваться на память. А в прошлом году появился новый формат — видеозвонок от Деда Мороза. Теперь поговорить с глазу на глаз с зимним волшебником можно не выходя из дома.

В этом году Московская усадьба Деда Мороза переходит на новый режим работы, она будет открыта круглый год. Сейчас составляют программу и продумывают мероприятия, чтобы попасть в сказку можно было в любой день.

Марина Калинина: Российские подростки стали меньше читать – таков результат опроса ВЦИОМ. В нем участвовали школьники от 7 до 15 лет из разных регионов страны. За летние каникулы дети от 7 до 10 лет прочитывают 3–4 книжки, а подростки всего 1–2. 20% опрошенных вообще сказали, что читать не любят и дома нет домашней библиотеки. Почему? К чему мы идем и как в ближайшем будущем не получить нечитающее поколение?

Иван Князев: Поговорим об этом с экспертами. Вы тоже позвоните и расскажите нам, ваши дети сколько книг прочитали за последнее время.

Марина Калинина: Внуки…

Иван Князев: Внуки, да. Сами вот вы давно в книжном магазине были, что покупали?

Марина Калинина: Или библиотеке.

Иван Князев: Или библиотеке, да, что читаете сейчас.

Мария Веденяпина у нас на связи, директор Российской государственной детской библиотеки. Здравствуйте.

Марина Калинина: Здравствуйте.

Мария Веденяпина: Здравствуйте, добрый день.

Иван Князев: Мария Александровна, школу опять во всем обвинят?

Мария Веденяпина: Да нет, ха-ха, я думаю, что…

Марина Калинина: Ха-ха.

Иван Князев: Или интернет?

Мария Веденяпина: Это такой сложный вопрос, когда виноватых много. Но результат один – дети действительно стали читать меньше.

Иван Князев: А давайте по виноватым тогда, чтобы мы уже понимали.

Мария Веденяпина: Ну, понимаете, все равно все начинается с семьи, все начинается с детства, и понятно, что домашнее чтение, чтение с мамой… Вот тут надо прямо сказать, что трудно обвинить родителей, я имею в виду результатами этого исследования, потому что исследование показывает, что как раз вслух детям родители стали читать больше, особенно мамы, потом идут бабушки, потом идут папы. Но тем не менее среди вот детей от 7 до 10 лет количество ребят, которые сказали, что им дома постоянно читают, и читают вслух, количество таких ребят возросло.

Тут у нас еще, понимаете, такая как раз произошла с этим исследованием очень, на мой взгляд, правильная история, потому что аналогичное исследование мы проводили в 2006 году и в 2013-м, поэтому у нас есть возможность сравнить цифры, которые мы получили в этом году, с тем, что было, например, в 2006 году, 15 лет прошло, и это практически целое поколение. И вот, так сказать, картинку, как поменялось отношение к чтению за целое поколение, мы можем нарисовать именно вот…

Иван Князев: И каковы результаты за 15 лет?

Мария Веденяпина: Вы знаете, результаты… Я не могу сказать, что они все плохие…

Иван Князев: Ну просто 15 лет назад больше читали наши дети или меньше?

Мария Веденяпина: Читали больше подростки, это точно, подростки стали значительно меньше читать. Понимаете, об этом все говорит, уже многие исследования не только российские, но и международные показывают, что как раз… Есть такое международное исследование по навыкам чтения PIRLS, оно проводится как раз среди детей младшего школьного возраста, и там наши дети в последний раз заняли вообще первое место. А вот подростки, которые с 11 до 14 лет, это исследование называется PISA. Так вот по PISA мы последний раз занимали 26-е место и хотели стремиться к тому, чтобы занять какое-то место в первой десятке…

Иван Князев: …но не получилось.

Мария Веденяпина: …но не займем его точно.

Иван Князев: Хорошо. Сейчас разберемся почему.

Марина Калинина: Мария Александровна, давайте, вот те дети, которые приходят все-таки в вашу библиотеку, они что читают? Вот те, которые читают, что сейчас читают дети, подростки?

Мария Веденяпина: Подростки читают в основном фэнтези, в основном они читают… Понимаете, и исследование тоже показало: если мы будем брать среднюю температуру по больнице, то я вам назову те книги, которые входят, соответственно, в программу внеклассного чтения, в школьную программу…

Иван Князев: Ну давайте топ-5 тогда, давайте топ-5 тогда, какие книги читают дети, которые приходят к вам в библиотеку.

Мария Веденяпина: К нам в библиотеку или по исследованию? Потому что по исследованию…

Иван Князев: Давайте к вам в библиотеку.

Марина Калинина: Давайте про вашу.

Иван Князев: Да бог с ними, с исследованиями, одни цифры, ничего не понятно.

Мария Веденяпина: Пожалуйста, я вам назову: первое – это «Гарри Поттер», никуда мы от этого не денемся. Я не против того, чтобы читали «Гарри Поттера», но есть масса совершенно хороших и замечательных книг отечественных авторов, зарубежных авторов, гораздо более современных. Но вот «Гарри Потер» – это некий такой вот феномен, который… Никуда мы от него не денемся. А так читают в основном все-таки такую старую нашу классику. Если про младших школьников говорить, то у нас все равно в первой десятке идет Корней Иванович Чуковский, у нас идет Барто, у нас идет на самом деле, вот если по нашей книговыдаче, то у нас идет Андрей Усачев…

Иван Князев: Ну, в общем, вся школьная программа на лето, да? В принципе мы с дочкой точно так же ходили, точно так же набирали книг, точно так же читали. В общем, только школьная программа, за ее рамки вряд ли выходят?

Марина Калинина: Ну, помимо «Гарри Поттера».

Иван Князев: Да, помимо «Гарри Поттера».

Мария Веденяпина: «Гарри Поттера», да, пока не изучают.

Марина Калинина: Ха-ха.

Иван Князев: У меня ребенок «Алису» всю прочитал.

Марина Калинина: Молодец.

Иван Князев: Правда, я ей очень красивую книжку подарил.

Марина Калинина: Елена из Московской области. Елена, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Иван Князев: Слушаем вас. Почему дети не хотят читать?

Зритель: Вы знаете, я согласна с Марией, с директором библиотеки, вот на 80% я согласна с ней в том, что это зависит от семьи. У меня два внука, 4 года и 8 лет, и у меня дочка читает им постоянно, каждый вечер. Очень любят Носова. «Гарри Поттер» мы еще не смотрели, не читали, я считаю, что это совсем не нужно. Очень любим читать Бордо, Паустовский, Благинина.

Я сама проработала в детском саду почти 40 лет и постоянно читаю детям в самое свободное время. Я стараюсь, чтобы мои дети, у меня своих детей трое, уже выросли, взрослые дети, и всегда они в школе читали, причем читали полностью произведения, а не как выпускали книжки «Краткое содержание».

Мария Веденяпина: «Краткое содержание», да.

Зритель: И я своими детьми горжусь, все выучились, у всех высшее образование, даже есть о чем поговорить. Я считаю, что семья. У нас дети как исполнилось 5 лет, а маленькому 3, мама повела в библиотеку – вы не представляете, какой это был восторг! Библиотеки сейчас другие, более интересные, очень много можно найти. Поэтому мы не за «Гарри Поттера».

Иван Князев: Да, спасибо, спасибо вам. Ну, библиотеки на самом деле изменились…

Мария Веденяпина: Спасибо вам большое! Мне прямо это как бальзам на душу.

Иван Князев: Мария Александровна, такой вопрос – а зачем современным детям читать? Вот я сейчас со стороны подростков фактически задаю этот вопрос. Есть интернет, там все можно посмотреть о жизни…

Марина Калинина: Причем кратенько.

Иван Князев: Причем кратенько, о жизни информацию любую получить, еще что-то…

Марина Калинина: О любой книге краткое содержание и достаточно.

Иван Князев: Давайте напомним, зачем нужны книги.

Марина Калинина: Большие тексты усваивать.

Мария Веденяпина: Вы знаете, ну, во-первых, большие тексты и чтение этих текстов, если мы говорим о подростках, они дают совершенно другие возможности самим излагать свои мысли и… Ну, я уже не говорю о каких-то эмоциональных, психологических, чувственных моментах. Я просто хочу сказать, что человек становится гораздо более интеллектуально подкованным и грамотным, если он читает большие тексты. Ведь вы посмотрите, у нас современные подростки иногда, если им задаешь вопрос, они на этот вопрос ответить не могут, у них больше двух слов связать не получается. Поэтому, естественно, чтение нужно для того, чтобы стать, извините, умными…

Иван Князев: Чтобы хотя бы грамотно и красиво говорить.

Мария Веденяпина: Да-да-да.

Иван Князев: Мария Александровна, смотрите, но ведь помимо этого книги еще формируют мировоззрение наше, я по себе знаю.

Мария Веденяпина: Конечно.

Иван Князев: Я на книгах вырос, и они в принципе из меня сделали того, кем я сейчас являюсь в плане мировоззрения.

Марина Калинина: Ух ты.

Мария Веденяпина: Совершенно верно. Но это вот мы говорим о том, что это не только в подростковом возрасте. Для того чтобы у ребенка формировалось вот это вот правильное мироощущение и правильное определение себя в этом мире, читать надо с детства. Книги помогают нам понять, что такое чувство дружбы, верности, любви, преданности, надежности. Это тот мир, в который, собственно говоря, ребенок входит, и от того, как он в этом мире себя будет чувствовать, ему, конечно, с моей точки зрения, помогают в первую очередь книги.

Марина Калинина: Давайте наших зрителей послушаем. Александр из Липецка. Александр, здравствуйте.

Зритель: Добрый день.

Я не соглашусь с тем, что написано на экране, «Дети перестали читать». Это не так. Они перешли в другой формат немного.

Мария Веденяпина: Да.

Зритель: То есть сейчас очень популярны аудиокниги. Наверное, обращали внимание, что дети ходят с наушниками постоянно, везде, и не то что они там слушают музыку, а именно слушают аудиокниги.

Иван Князев: Так это уже не чтение, Александр.

Зритель: Ну, тем не менее. То есть интересно рассказано, хороший чтец, интересные книги, та же самая классика. Конечно, в основном слушают современные, скажем так, произведения, но сейчас в интернете очень много интересных книг современных, в общем-то, и дети туда перешли. То есть читать, ну как-то это отходит, сейчас именно все ушло в аудио.

Тем не менее многое зависит от родителей. Если родители сами в детстве не читали книг, то, естественно, никто не будет прививать своим детям, чтобы они читали. То есть мы с женой читали, да, и наши дети тоже читают. Так же мы берем в библиотеке книги, так же они сами берут. У меня двое ребят взрослых уже, они, скажем так, всю классику приключенческую прочитали и очень увлекались, то есть им даешь книгу, они одну прочитали, тот же самый Дефо, и все, дальше все собрание начинают читать, ха-ха, им интересно становится.

Марина Калинина: Увлекаются, в общем, да. Спасибо большое.

Мария Александровна, а вот, кстати, в современной литературе современные авторы для подростков что-то пишут? Есть вообще литература современная для подростков, которую бы они понимали, может быть, им стало бы интересно, может быть, они бы читали?

Мария Веденяпина: Конечно есть, безусловно. Есть хорошие очень авторы. Собственно говоря, если вот ориентировать ваших зрителей, как, так сказать, можно определить современных авторов, пишущих хорошие книги для подростков, – просто открываете короткие списки литературных премий. Есть премия имени К. И. Чуковского, есть премия имени Э. Н. Успенского «Большая сказка», есть, соответственно, «Новая детская книга», тоже конкурс, который проводит издательство «Росмэн». Это, как бы так сказать, все топы самых интересных, самых качественных книг, они там.

А то, что дети уходят в интернет… Ну вот, вы понимаете, вот это исследование, оно показывает, что у нас 99% подростков, естественно, пользуются интернетом, и у меня нет никаких… м-м-м, ну как сказать… претензий, что ли, к тому, в каком виде читают книгу. Пусть она будет в бумажном, пусть она будет в электронном виде, но просто в интернете подростки сидят не для того, чтобы книги читать.

Иван Князев: Ну да, вряд ли они за хорошей литературой туда заходят.

Марина Калинина: Да, это мы все знаем.

Иван Князев: Спасибо вам большое!

Марина Калинина: Спасибо.

Иван Князев: Мария Веденяпина, директор Российской государственной детской библиотеки, была с нами на связи.

Мария Веденяпина: Спасибо вам.

Марина Калинина: После новостей вот о чем будем говорить. В 13:10 обсудим последние новости пандемии, готовьте ваши вопросы, задавайте нашему эксперту. И рубрика наша «Реальные цифры», подведем итоги нашего опроса…

Иван Князев: …сколько налогов мы заплатили в этом году. Посчитаем вместе.

Режим дня и «сонные» ритуалы

Режим. Начать лучше с режима — недели и дня, бодрствования и сна. Сколько ребенку положено спать в конкретном возрасте, сколько он спит днем, как рано встает, сколько у вас в семье прогулок на свежем воздухе и физической активности, когда происходит последний прием пищи — все это стоит учесть и при необходимости скорректировать. 

Как бы многие ни писали, что у них «нережимные дети», специалисты все чаще приходят к выводу, что нережимными оказываются обычно родители. А малышам вплоть до пубертата режим очень даже полезен.

Сказка чтобы ребенок уснул быстро

Туалетная лексика, мат и оскорбления. Что делать, если ребенок говорит плохие слова

Ритуалы. Нужен отдельный ритуал для дневного и отдельный для ночного сна. Своя цепочка действий, которые повторяются день ото дня, неделя за неделей, и в марте, и в августе, и в ноябре. Например, ванна с ромашковой солью, чтение сказки, легкий массаж при выключенном свете, пение колыбельной.

Конечно, существуют поездки в гости, ночевки в отелях, в палатках. Но, во-первых, и вы понимаете, что это исключение, и не ждете от ребенка супер-результатов. А во-вторых, даже там вы используете свои ритуалы, доступные на тот момент, и тем самым помогаете ребенку войти в состояние покоя и поскорее уснуть.

Когда придумываете ритуалы, обратите внимание на три важных момента:

  1. Ритуалы должны занимать четкое время. Не «ну ма-а-ам, ну я хочу сегодня две сказки». Договорились одну, значит одну. Если в ванне лежим 15 минут, то это 15, а не полтора часа. Приятные исключения начнем делать, когда правило будет хорошо усвоено и отработано.
  2. Ритуалы не должны быть привязаны к конкретному человеку. Привычка крутить мамин локон перед сном не позволяет папе уложить ребенка до тех пор, пока он себе кудри не отрастит. Ну и до этих самых пор мама не будет иметь права выхода из квартиры вечером. 
  3. Ритуалы не должны быть привязаны к конкретному месту. Ну это про те самые отели и палатки, которые мы выше обсуждали. Рассказать сказку и спеть песенку можно везде — и это прекрасно.

Здорово, если у вашего малыша появляются «сонные» атрибуты: «сонная» кроватка, «сонная» игрушка, «сонная» одежда и так далее. Все они станут его маленькими помощниками. Выбирать и покупать все эти предметы можно с самим ребенком, чтобы, во-первых, не промахнуться с цветом, размером и текстурой, а во-вторых, у ваших сына или дочки будет отличный стимул воспользоваться результатами своих трудов: сам выбрал пижаму, сам ее надел, сам в ней уснул. Красота!

Порядок действий довольно прост: после соблюдения вечернего ритуала уложили ребенка в «сонную» кроватку, первые дни посидели рядом, пока не уснет, потом в метре от постели стул поставили, потом в дверях неделю постояли, а там, глядишь, ребенок начнет засыпать самостоятельно. Заодно и научится снова уходить в сон без чьей-то помощи, если ночью вдруг проснулся. 

Все повторяется. Что делать?

И вот вы все счастливые, румяные, выспавшиеся. Но вдруг, спустя время, ребенок снова начинает бегать к вам в кровать. Вы с супругом методично его отводите обратно, сверяете режим, отправляетесь за новой подушкой в магазин, а на следующую ночь малыш опять приходит.

Что делать?

Во-первых, никаких наказаний, попыток пристыдить или высмеять, мол, такой большой, может, соску еще прикупить? Сначала выясняем причину.

Плохо себя чувствует? Возможно, вам на время будет удобнее переехать к нему в комнату на матрасик рядом. Потом, когда выздоровеет, проще вам постепенно выйти из его пространства, чем запретить свое.

Сказка чтобы ребенок уснул быстро

Путешествие на территорию страха. Что делать, если ребенок боится темноты?

Видит кошмары? Разбираемся со страхами, работаем с помощью книг, рисунков, сказок, психологических приемов, как угодно, но не оставляем малыша один на один с его монстрами.

Скучает? Даем больше тактильной ласки в течение дня: обнимаем, целуем, играем в игры, помогающие снять тактильное напряжение.

Просто «хочу к вам»? Твердо, но ласково объясняем про наше правило. Взрослые кровати для взрослых. Детские — для детей. Да, возможно, придется утешить малыша и перетерпеть слезы тщетности, но вместе и поддерживая, а не просто «он там испуганный орет, а мы принципиально не приходим».

В период обучения некоторым родителям помогает техника договора: сначала тебе можно спать с нами три раза в неделю, потом исключительно на выходных, потом разрешается прийти один раз и то под утро, когда станет светло, и так далее на уменьшение.

Другие используют метод фишек, выдавая за каждую «удачную» ночь наклейку, а за десять наклеек назначая более весомый приз, например, совместную поездку в зоопарк или на аттракционы. Ох уж эта неисчерпаемая родительская фантазия!

В любом случае, какой бы методики вы ни решились придерживаться: разрешать или запрещать, выдавать наклейки или закупаться особыми игрушками — я искренне верю, что у родителей всегда есть выбор вариантов. Больше, чем два.

Как уложить ребенка спать: 3 приема

«Моему сыну три года, и укладываемся мы иной раз вечером по полтора часа. Я пробовала не укладывать его, и в итоге он мог просидеть до двух ночи. Пробовала не укладывать днем, но тогда он сам отключался в четыре часа, потом просыпался в семь, и „да здравствует веселая ночка“… О самостоятельном засыпании и не мечтаю, в моем бы присутствии засыпал…»

Бывает, заснуть мешает повышенная нервная возбудимость. Когда я работала воспитателем в детском саду, мне встречались такие дети. То есть в каждой группе были такие, кто спокойно ложился и засыпал, и такие, к кому требовался особый подход. Некоторые дети даже лежать спокойно не могут: теребят одеяло, чешутся, ковыряют в носу, накручивают волосы на палец, дергают брови.

Я садилась на стульчик рядом с кроваткой. Одной рукой мягко фиксировала ноги малыша, положив руку на бедро, вторую руку клала на плечико. Далее делала очень легкие покачивающие движения. Это элемент из телесно ориентированной терапии, позволяющий быстро снизить тонус напряженных мышц, оказывающий расслабляющее действие на нервную систему.

Кроме этого я использую технику подстройки дыхания. У возбужденного ребенка дыхание частое и поверхностное. У спящего — равномерное, глубокое. Значит, чтобы ребенок уснул, нужно перевести его дыхание в другой режим.

Удерживая свои руки на теле ребенка, я присоединяюсь к его дыханию, некоторое время дышу, как он, — наши вдохи и выдохи совпадают. Через некоторое время я начинаю дышать более глубоко и медленно, так, как дышит человек в состоянии расслабления. Дыхание у ребенка тоже становилось более глубоким.

Эту технику можно применять одновременно к двум детям (у меня же две руки). То есть я ставлю стульчик между кроватками, правую руку кладу на плечико одного ребенка, а левую — на плечико второго. Потом начинаю тихонько раскачиваться вперед и назад, в такт своему дыханию. Колебательные движения передаются детям. Вскоре наступает мышечное расслабление, дыхание замедляется, и малыши засыпают. Требуется для этого от трех до пяти минут. Максимум десять.

Еще один прием, после которого у меня мгновенно засыпала половина группы, — чтение сказки. Но читать нужно не артистично, с выражением, а мелодично, даже монотонно, постепенно замедляя темп речи. Предложения надо произносить протяжно, на выдохе, а затем делать паузу для плавного вдоха, это приводит к тому, что у слушателей дыхание замедляется.

Еще я бессовестно нарушала оригинальный текст, вставляя в него фразы про расслабление, отдых, сон: «И подумал тогда медведь (вдох, после чего плавно, на выдохе произносится следующая фраза), сяду-ка я на пенек (вдох), съем пирожок (вдох), лягу на травку (вдох), подремлю чуток (вдох). А Маша ему из короба (вдох): «Поспи чуток (вдох), но не ешь пирожок…»

У Маршака есть замечательное «засыпательное» стихотворение: «Сказка о глупом мышонке». И ритм подходящий, и часто повторяющаяся фраза про сон. Главное, не начать читать с выражением, имитируя ржание лошадей и хрюканье свиней; читать это стихотворение нужно «трансовым» голосом, с паузами, покачиваясь, а если знаете его наизусть, то и с закрытыми глазами. (Тут бы не уснуть раньше ребенка.)

Описанные приемы очень эффективны, но обратите внимание: прежде чем применять их, нужно самому быть спокойным и расслабленным. Самое сложное для мам, после того как дети уснули, соскребать себя со стульчика, выводить из сонного транса и бодренько идти делать свои взрослые дела, завидуя спящим детям..

И еще один важный момент. К вопросу перехода ко сну нельзя подходить механистически. Даже тем детям, которые в принципе неплохо засыпают, иногда требуется помощь. Наблюдательные родители способны уловить настроение ребенка и понять, может ли он сам заснуть или ему нужно помочь снять дневное напряжение: посидеть рядом, погладить спинку, потеребить волосы, покачать.

Засыпание: как помочь ребенку

В случае с ребенком нужно задаться теми же вопросами. И устранить причину.

  1. Слишком короткое время бодрствования, предшествующее ночному сну. Например, ребенок поздно встал после дневного сна. Тогда логично время ночного сна немного сдвинуть. Определенного режима дня, конечно, придерживаться нужно, но не следуйте ему фанатично. Не стоит держать в кровати ребенка, который по известным вам причинам совсем не хочет спать. В том, что ребенок уснет на час позже, никакого криминала нет. Важнее, чтобы он уснул с удовольствием.
  2. Трудность в переключении от активной деятельности ко сну. Если ребенка, который скачет по комнате на мяче, с этого мяча снять и поместить в кровать, то ребенок будет скакать и там. Это примерно как выдернуть взрослого с важных переговоров и сказать: «Спи!». Нет ведь, не уснет. Будет прокручивать в голове аргументы оппонентов и просчитывать последствия сорванных переговоров.

То, что пора спать, — это понятно взрослому, а ребенку непонятно. Для ребенка фраза «Пора спать!» — полная неожиданность. А неожиданность — это стресс: не успел, не закончил. Дайте ребенку возможность закончить игру. Предупредите заранее, что скоро спать. Учите ребенка заканчивать игру, проигрывая сюжет вместе с ним: «Машинки уехали в гараж», «Куклы ушли спать». Заранее переключите ребенка с активных игр на спокойные, так как от спокойных игр переход ко сну легче. Продумайте ритуал засыпания — привычную последовательность действий, которая будет настраивать на сон.

  1. Наличие внешнего раздражителя, мешающего засыпанию (свет, звук). Постараться убрать раздражитель или уменьшить его воздействие.
  2. Раздражитель внутри — навязчивая мысль, страх, сомнение. Поговорите с ребенком на эту тему. Просто задайте какой-нибудь вопрос, а потом внимательно слушайте. Малыш сам расскажет, что его беспокоит.
  3. Физический дискомфорт (новая подушка непривычной высоты, колючая пижама, жарко, душно). Выход самый простой — создать комфортные условия.

Правда, уставший ребенок способен заснуть, сидя на пороге в верхней одежде или на коврике возле дивана, свернувшись калачиком поверх деталей Лего, или даже с ложкой в руке над тарелкой супа… Если ребенок не хочет спать, может, ему не хватает физической активности?

  1. Стрессовая ситуация, новые условия (приходится засыпать в новом месте, в доме присутствуют новые для ребенка люди, не выполнен привычный ритуал засыпания). Такое бывает в путешествиях. Дайте ребенку время, чтобы адаптироваться, привыкнуть к непривычной для него ситуации. Пусть освоится на новом месте, пообщается с незнакомыми прежде людьми, поисследует все, что представляет для него интерес, убедится в безопасности. А потом постарайтесь соблюсти ритуал засыпания — если не весь, то хотя бы некоторые элементы.
  2. Напряжение, перевозбуждение. Умойте ребенка. Сделайте расслабляющий массаж. Можно при этом что-то тихо приговаривать. Спокойная, размеренная, монотонная речь действует успокаивающе. Почитайте книгу сказок. В любом народном фольклоре есть «усыпляющие» произведения.
  3. У ребенка сформирована негативная установка на сон, и он «включает» сопротивление. Чтобы улизнуть из кровати, ребенок может придумать тысячу и одну причину. Он может активно саботировать просьбу идти спать или манипулировать вами. Про подобное поведение шутники говорят: «При слове „спать“ на ребенка нападают жажда, голод и запор…»

В этом случае сделайте так, чтобы кровать вызывала у ребенка только положительные эмоции. Придумайте вместе с ним, как ее украсить, выберите вместе постельное белье, желательно с рисунком, навевающим сон (у меня есть детское белье со спящими медвежатами в пижамах, с совами на фоне звездного неба — расцветки темные, сдержанные). Пусть в кровати будет «сонная» игрушка, которая уже соскучилась и зовет малыша присоединиться.

При достаточной дневной активности, при спокойных играх перед сном, при соблюдении ритуала перехода ко сну и положительном отношении к месту сна ребенок легко засыпает. Не заставляйте его спать. Создавайте условия для засыпания.

Сказка чтобы ребенок уснул быстро

  • Сказка что я видел слушать
  • Сказка что такое зима текст распечатать
  • Сказка что это такое определение 2 класс
  • Сказка что такое хорошо и что такое плохо слушать
  • Сказка что такое осень