Сказка чарушина теремок читать текст полностью

Номер урока:91 дата : 27.02.2018г. учебный предмет: литературное чтение класс: 1-б учитель: якубова з.ю. автор умк: климанова л.ф. тема урока:

Номер
урока:91

Дата  :  27.02.2018г.

Учебный
предмет
:
Литературное  чтение

Класс:                         
1-Б

Учитель:                   Якубова
З.Ю.

Автор
УМК
:              
Климанова Л.Ф.    

Тема 
урока
:             
Е.И.Чарушин «Теремок»

Тип
урока
:                  
Урок освоения  новых знаний

Цели: выявить  особенности
народных  и авторских сказок; познакомить с творчеством Е.Чарушина; учить
называть действующих  лиц, характеризовать с помощью учителя  их  поступки;
формировать интерес к самостоятельному  чтению; совершенствовать  навыки 
выразительного чтения  и пересказа, развивать память, речь, мышление.

Воспитательные
цели:

воспитывать любовь к книгам , желание читать

Планируемые 
результаты
.

Предметные: знакомство с понятием «
авторская сказка», умение читать целыми словами, по ролям; делить текст на
части и пересказывать их.

Личностные: представления о добре и
зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании  собственных
поступков, ответственности за общее благополучие.

Регулятивные: уметь выполнять учебные
действия в устной форме в соответствии с установкой учителя  и ориентиром на
правильность их выполнения, вносить коррективы; уметь самостоятельно оценивать
правильность выполненных действий; сравнивать свой ответ с ответами
одноклассников.

Познавательные: уметь определить новый жанр
литературного произведения, сравнивать произведения разных жанров; уметь
устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей  сказки,
выдвигать гипотезы других вариантов окончания сказки и обосновывать их.

Коммуникативные: уметь формулировать ответ
на вопрос учителя, аргументировать свою позицию;  высказывать свое отношение ,
уметь сотрудничать и договариваться, участвуя  в коллективной деятельности.

Оборудование,
информационное обеспечение
: видеофрагмент на песню в исполнении В.Толкуновой  «Сказки
гуляют по свету», презентация о творчестве Е.Чарушина, выставка  книг писателя,
рисунок  теремка, маски с изображением героев  сказки; схема, карточки  с
частями  пословиц; иллюстрация автора к сказке  «Теремок», Интернет ресурсы,
телевизор, компьютер

Формы
и методы обучения
: фронтальная , индивидуальная, парная, групповая;
объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

Ход урока

1.Организацонный
момент

Все
ли правильно сидят?

Все
ль внимательно глядят?

Все
ль готовы слушать?

Начинаем
наш урок. Проверим готовность к уроку.

2.Актуализация
знаний

Чистоговорки

Жи-жи-жи-живут
в лесу ежи.

Жа-жа-жа-
я нашел ежа.

Жу-жу-жу-
молоко даю ежу.

«Жужжащее
чтение» с последующим пересказом  прочитанного.

Продолжение
подведения конкурса индивидуальных  проектов  « Город букв»

3.Постановка
цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Чему  будем учиться сегодня
на уроке литературного чтения? Какую учебную задачу поставим к уроку?

-Сегодня
мы начинаем  изучать новый раздел. А какие произведения в нем будем читать , вы
узнаете , посмотрев видеоролик по мотивам песни  «Сказки мчатся по свету»


чем эта песня?  ( О сказках.) Вывешиваю на доску слово со словом «Сказки»

Физкультминутка

4.Актуализация
знаний

-Послушайте
четверостишие.

Мышка
дом себе нашла,

Мышка
добрая была:

В
доме в том, в конце концов,

Стало
множество жильцов. (Теремок)

-Что
за стихотворение я прочитала? (Это загадка) Отгадайте ее. Выставляю на доску
карточку  со словом «Загадки»


вы любите сказки? Почему?

-Сказки
всегда учат чему-либо. Не зря говорится: «Сказка ложь, да в ней намек — добрым
молодцам урок». В сказках отражается  мудрость народа.  А еще в сказках добро
всегда побеждает зло.

Сегодня
на уроке…

Назовите
автора сказки «Теремок»

4.Первичное
усвоение новых знаний

На доске

Сказки

Авторские                                                                               
Народные

Какие
сказки называются авторскими? (Те сказки, чьи авторы известны, называются
авторскими сказками.)

Какие
сказки называются народными? ( Их  авторы   нам  неизвестны.  Принято
говорить,   что их сочинил народ)

Назовите
героев сказки «Теремок» ( Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик,
лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, мишка косолапый.) На доске прикрепляются
картины с героями сказки «Теремок»

Физкультминутка «Изобрази героев сказки»
Дети под музыку изображают героев сказки.

-Сюжет
этой сказки стал интересен многим писателям. Свой вариант этой сказки предложил
и замечательный писатель Евгений Чарушин. Познакомьтесь , пожалуйста , с
творчеством писателя. Выступают подготовленные дети, рассказывают о творчестве
писателя.

-Давайте
сейчас прочитаем эту сказку по ролям.

5.
Первичная проверка понимания


сейчас мы побываем  в театре.

-Кто
из вас был в театре?

_
Кто знает,  как нужно вести себя в театре? ( Не разговаривать, не вертеться,
слушать внимательно)

(Учитель
катит яблочко по тарелочке)

Катись,
катись, яблочко наливное

По
блюдечку, по -серебряному,

Чудо-яблочко
катись,

Наша
сказка расскажись.

Инсценировка
сказки подготовленными учащимися.

Беседа.-Почем мышка назвалась
норушкой? (Роет норку) Лягушка — квакушкой? (Квакает) Заяц – на горе увертыш?
(Умеет увертываться от опасности)

Лисичка-
сестричкой? (Сестра волку)

-Ребята,
так много героев и все они разные.

-Как
же они могли дружно жить в таком маленьком теремочке. Да еще и песни распевать?
(Уступали друг другу, помогали.)

Подготовка
к самостоятельному чтению. Работа  в паре.

-Прежде
чем вы начнете  читать сказку самостоятельно  паре, давайте научимся быстро и
правильно читать трудные слова.

Остановилась,
теремочке , невысоком, распевать.

-Так
как в учебнике сказка дана  в сокращении, отгадайте ее следующих героев.

На
овчарку он похож.

Что
ни зуб- то острый нож!

Он
бежит , оскалив пасть,

На
овцу готов напасть. (Волк)

-Волка 
в сказке  зовут «волк из-за куста хватыш». Почему? (Прячется в кустах и хватает
добычу)


Рассмотрите  иллюстрацию к сказке с.35.

-Как
вы думаете, кто из героев на ней не изображен? (Медведь)

-Медведь
в сказке назвался так: «медведь — всем пригнетыш». Как  вы понимаете эти слова?
(Гнет — это груз. Медведь может придавить своей тяжестью.)

Физминутка

6.
Первичное закрепление

Чтение
сказки учащимися «Цепочкой»

Фронтальный
опрос

Как
ведут себя герои сказки? (Дружно)

-Чему
можно поучиться у героев сказки? ( Дружелюбию, пониманию, желанию жить в мире и
в согласии.)

На
доске вывешиваются эти слова.

Творческое
задание.
-Писатель
закончил свою сказку тем, что медведь навалился на теремок, он рассыпался. А
звери разбежались.

-Придумайте
свой вариант окончания сказки.

Работа
 в  группах. Соберите пословицы

В
тесноте,  да не в обиде.

Не
учись  разрушать, а учись  строить.

Согласие 
крепче каменных стен.

Дружба
и братство  дороже богатства.

Нет
друга- ищи, а нашел — береги.

8.Рефлексия.


какой  сказкой познакомились?

-Кто
автор этой сказки?

-Что
нового узнали на уроке?

Что
для вас на уроке было самым интересным?

-Оцените
свою работу на уроке.

Бабушка разбудила меня рано утром, и мы пошли на ближний увал по землянику. Огород наш упирался дальним пряслом в увал. Через жерди переваливались ветви берез, осин, сосен, одна черемушка катнула под городьбу ягоду, и та взошла прутиком, разрослась на меже среди крапивы и конопляника. Черемушку не срубали, и на ней птички вили гнезда.

Деревня еще тихо спала. Ставни на окнах были закрыты, не топились еще печи, и пастух не выгонял неповоротливых коров за поскотину, на приречный луг.

А по лугу стелился туман, и была от него мокра трава, никли долу цветы куриной слепоты, ромашки приморщили белые ресницы на желтых зрачках.

Енисей тоже был в тумане, скалы на другом берегу, будто подкуренные густым дымом снизу, отдаленно проступали вершинами в поднебесье и словно плыли встречь течению реки.

Неслышная днем, вдруг обнаружила себя Фокинская речка, рассекающая село напополам. Тихо пробежавши мимо кладбища, она начинала гуркотать, плескаться и картаво наговаривать на перекатах. И чем дальше, тем смелей и говорливей делалась, измученная скотом, ребятишками и всяким другим народом, речка: из нее брали воду на поливку гряд, в баню, на питье, на варево и парево, бродили по ней, валили в нее всякий хлам, а она как-то умела и резвость, и светлость свою сберечь.

Вот и наговаривает, наговаривает сама с собой, довольная тем, что пока ее не мутят и не баламутят. Но говор ее внезапно оборвался — прибежала речка к Енисею, споткнулась о его большую воду и, как слишком уж расшумевшееся дитя, пристыженно смолкла. Тонкой волосинкой вплеталась речка в крутые, седоватые валы Енисея, и голос ее сливался с тысячами других речных голосов, и, капля по капле накопив силу, грозно гремела река на порогах, пробивая путь к студеному морю, и растягивал Енисей светлую ниточку деревенской незатейливой речки на многие тысячи верст, и как бы живою жилой деревня наша всегда была соединена с огромной землей.

Кто-то собирался плыть в город и сколачивал салик на Енисее. Звук топора возникал на берегу, проносился поверх, минуя спящее село, ударялся о каменные обрывы увалов и, повторившись под ними, рассыпался многоэхо по распадкам.

Сначала бабушка, а за нею я пролезли меж мокрых от росы жердей и пошли по распадку вверх на увалы. Весной по этому распадку рокотал ручей, гнал талый снег, лесной хлам и камни в наш огород, но летом утихомирился, и бурный его пугь обозначился до блеска промытым камешником.

В распадке уютно дремал туман, и было так тихо, что мы боялись кашлянуть. Бабушка держала меня за руку и все крепче, крепче сжимала ее, будто боялась, что я могу вдруг исчезнуть, провалиться в эту волокнисто-белую тишину. А я боязливо прижимался к ней, к моей живой и теплой бабушке. Под ногами шуршала мелкая ершистая травка. В ней желтели шляпки маслят и краснели рыхлые сыроежки.

Местами мы пригибались, чтобы пролезть под наклонившу- юся сосенку, по кустам переплетались камнеломки, повилика, дедушкины кудри. Мы запугивались в нитках цветов, и тогда из белых чашечек выливались мне за воротник и на голову студеные капли.

Я вздрагивал, ежился, облизывал горьковатые капли с губ, бабушка вытирала мою стриженую голову ладонью или краешком платка и с улыбкой подбадривала, уверяя, что от росы да от дождя люди растут большие-пребольшие.

Туман все плотнее прижимался к земле, волокнистой куделею затянуло село, огороды и палисадники, оставшиеся внизу. Енисей словно бы набух молочной пеною, берега и сам он заснули, успокоились под непроглядной, шум не пропускающей мякотью. Даже на изгибах Фокинской речки появились белые зачесы, видно сделалось, какая она вилючая.

Но светом и теплом все шире разливающегося утра тоньше и тоньше раскатывало туманы, скручивало их валами в распадках, загоняло в потайную дрему тайги.

Топор на Енисее перестал стучать. И тут же залилась, гнусаво запела на улицах березовая пастушья дуда, откликнулись ей со двора коровы, брякнули боталами, сделался слышен скрип ворот. Коровы брели но улицам села, за поскотину, то появляясь в разрывах тумана, то исчезая в нем. Тень Енисея раз-другой обнаружила себя.

Тихо умирали над рекой туманы.

А в распадках и в тайге они будут стоять до высокого солнца, которое хотя еще и не обозначило себя и было за далью гор, где стойко держались снежные беляки, ночами насылающие холод и эти вот густые туманы, что украдчиво ползли к нашему селу в сонное предутрие, но с первыми звуками, с пробуждением людей убирались в лога, ущелья, провалы речек, обращались студеными каплями и питали собой листья, травы, птах, зверушек и все живое, цветущее на земле.

Мы пробили головами устоявшийся в распадке туман и, плывя вверх, брели по нему, будто по мягкой, податливой воде, медленно и бесшумно. Вот туман по грудь нам, по пояс, до колен, и вдруг навстречу из-за дальних увалов полоснуло ярким светом, празднично заискрилось, заиграло в лапках пихтача, на камнях, на валежинах, на упругих шляпках молодых маслят, в каждой травинке и былинке.

Над моей головой встрепенулась птичка, стряхнула горсть искорок и пропела звонким, чистым голосом, как будто она и не спала, будто все время была начеку: «Тить-тить-ти- ти-ррри…».

— Что это, баба?

— Это Зорькина песня.

— Как?

— Зорькина песня. Птичка зорька утро встречает, всех птиц об этом оповещает.

И правда, на голос зорьки — зорянки, ответило сразу несколько голосов — и пошло, и пошло! С неба, с сосен, с берез — отовсюду сыпались на нас искры и такие же яркие, неуловимые, смешавшиеся в единый хор птичьи голоса. Их было много, и один звонче другого, и все-таки Зорькина песня, песня народившегося утра, слышалась яснее других. Зорька улавливала какие-то мгновения, отыскивала почти незаметные щели и вставляла туда свою сыпкую, нехитрую, но такую свежую, каждое утро обновляющуюся песню.

— Зорька поет! Зорька поет! — закричал и запрыгал я.

— Зорька поет, значит, утро идет! — пропела благостным голосом бабушка, и мы поспешили навстречу утру и солнцу, медленно поднимающемуся из-за увалов. Нас провожали и встречали птичьи голоса; нам низко кланялись, обомлевшие от росы и притихшие от песен, сосенки, ели, рябины, березы и боярки.

В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники. Я наклонился, взял пальцами чугь шершавую, еще только с одного бока опаленную ягодку и осторожно опустил ее в туесок. Руки мои запахли лесом, травой и этой яркой зарею, разметавшейся по всему небу.

А птицы все так же громко и многоголосо славили утро, солнце, и Зорькина песня, песня пробуждающегося дня, вливалась в мое сердце и звучала, звучала, звучала…

Да и по сей день неумолчно звучит.

Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шел домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма — безобразная, противная: нижняя губа висела у нее до самой груди.

— Здорово, служивый! — сказала она. — Какая у тебя славная сабля! А ранец-то какой большой! Вот бравый солдат! Ну сейчас ты получишь денег, сколько твоей душе угодно.

— Спасибо, старая ведьма! — сказал солдат.

— Видишь вон то старое дерево? — сказала ведьма, показывая на дерево, которое стояло неподалеку. — Оно внутри пустое. Влезь наверх, там будет дупло, ты и спустись в него, в самый низ! А перед тем я обвяжу тебя веревкой вокруг пояса, ты мне крикни, и я тебя вытащу.

— Зачем мне туда лезть? — спросил солдат.

— За деньгами! — сказала ведьма. — Знай, что когда ты доберешься до самого низа, то увидишь большой подземный ход; в нем горит больше сотни ламп, и там совсем светло. Ты увидишь три двери; можешь отворить их, ключи торчат снаружи.

Войди в первую комнату; посреди комнаты увидишь большой сундук, а на нем собаку: глаза у нее, словно чайные чашки! Но ты не бойся! Я дам тебе свой синий клетчатый передник, расстели его на полу, а сам живо подойди и схвати собаку, посади ее на передник, открой сундук и бери из него денег вволю. В этом сундуке одни медяки; захочешь серебра — ступай в другую комнату; там сидит собака с глазами, как мельничные колеса! Но ты не пугайся: сажай ее на передник и бери себе денежки. А захочешь, так достанешь и золота, сколько сможешь унести; пойди только в третью комнату. Но у собаки, что сидит там на деревянном сундуке, глаза — каждый с круглую башню. Вот это собака! Злющая-презлющая! Но ты ее не бойся: посади на мой передник, и она тебя не тронет, а ты бери себе золота, сколько хочешь!

— Оно бы недурно! — сказал солдат. — Но что ты с меня за это возьмешь, старая ведьма? Ведь что-нибудь да тебе от меня нужно?

— Я не возьму с тебя ни полушки! — сказала ведьма. — Только принеси мне старое огниво, его позабыла там моя бабушка, когда спускалась в последний раз.

— Ну, обвязывай меня веревкой! — приказал солдат.

— Готово! — сказала ведьма. — А вот и мой синий клетчатый передник!

Солдат влез на дерево, спустился в дупло и очутился, как сказала ведьма, в большом проходе, где горели сотни ламп.

Вот он открыл первую дверь. Ох! Там сидела собака с глазами, как чайные чашки, и таращилась на солдата.

— Вот так молодец! — сказал солдат, посадил пса на ведьмин передник и набрал полный карман медных денег, потом закрыл сундук, опять посадил на него собаку и отправился в другую комнату. Ай-ай! Там сидела собака с глазами, как мельничные колеса.

— Нечего тебе таращиться на меня, глаза заболят! — сказал солдат и посадил собаку на ведьмин передник. Увидев в сундуке огромную кучу серебра, он выбросил все медяки и набил оба кармана и ранец серебром. Затем солдат пошел в третью комнату. Фу ты пропасть! У этой собаки глаза были ни дать ни взять две круглые башни и вертелись, точно колеса.

— Мое почтение! — сказал солдат и взял под козырек. Такой собаки он еще не видывал.

Долго смотреть на нее он, впрочем, не стал, а взял да и посадил на передник и открыл сундук. Батюшки! Сколько тут было золота! Он мог бы купить на него весь Копенгаген, всех сахарных поросят у торговки сластями, всех оловянных солдатиков, всех деревянных лошадок и все кнутики на свете! На все хватило бы! Солдат повыбросил из карманов и ранца серебряные деньги и так набил карманы, ранец, шапку и сапоги золотом, что еле-еле мог двигаться. Ну, наконец-то он был с деньгами! Собаку он опять посадил на сундук, потом захлопнул дверь, поднял голову и закричал:

— Тащи меня, старая ведьма!

— Огниво взял? — спросила ведьма.

— Ах черт, чуть не забыл! — сказал солдат, пошел и взял огниво.

Ведьма вытащила его наверх, и он опять очутился на дороге, только теперь и карманы его, и сапоги, и ранец, и фуражка были набиты золотом.

— Зачем тебе это огниво? — спросил солдат.

— Не твое дело! — ответила ведьма. — Получил деньги, и хватит с тебя! Ну, отдай огниво!

— Как бы не так! — сказал солдат. — Сейчас же говори, зачем тебе оно, не то вытащу саблю да отрублю тебе голову.

— Не скажу! — уперлась ведьма.

Солдат взял и отрубил ей голову. Ведьма повалилась мертвая, а он завязал все деньги в ее передник, взвалил узел на спину, сунул огниво в карман и зашагал прямо в город.

Город был чудесный; солдат остановился на самом дорогом постоялом дворе, занял самые лучшие комнаты и потребовал все свои любимые блюда — теперь ведь он был богачом!

Слуга, который чистил приезжим обувь, удивился, что у такого богатого господина такие плохие сапоги, но солдат еще не успел обзавестись новыми. Зато на другой день он купил себе и хорошие сапоги и богатое платье. Теперь солдат стал настоящим барином, и ему рассказали обо всех чудесах, какие были тут, в городе, и о короле, и о его прелестной дочери, принцессе.

— Как бы ее увидать? — спросил солдат.

— Этого никак нельзя! — сказали ему. — Она живет в огромном медном замке, за высокими стенами с башнями. Никто, кроме самого короля, не смеет ни войти туда, ни выйти оттуда, потому что королю предсказали, будто дочь его выйдет замуж за простого солдата, а короли этого не любят!

«Вот бы на нее поглядеть!» — подумал солдат.

Да кто бы ему позволил?!

Теперь-то он зажил весело: ходил в театры, ездил кататься в королевский сад и много помогал бедным. И хорошо делал: он ведь по себе знал, как плохо сидеть без гроша в кармане! Теперь он был богат, прекрасно одевался и приобрел очень много друзей; все они называли его славным малым, настоящим кавалером, а ему это очень нравилось. Так он все тратил да тратил деньги, а вновь-то взять было неоткуда, и осталось у него в конце концов всего-навсего две денежки! Пришлось перебраться из хороших комнат в крошечную каморку под самой крышей, самому чистить себе сапоги и даже латать их; никто из друзей не навещал его, — уж очень высоко было к нему подниматься!

Раз как-то, вечером, сидел солдат в своей каморке; совсем уже стемнело, и вспомнил про маленький огарочек в огниве, которое взял в подземелье, куда спускала его ведьма. Солдат достал огниво и огарок, но стоило ему ударить по кремню, как дверь распахнулась, и перед ним очутилась собака с глазами, точно чайные чашки, та самая, которую он видел в подземелье.

— Что угодно, господин? — пролаяла она.

— Вот так история! — сказал солдат. — Огниво-то, выходит, прелюбопытная вещица: я могу получить все, что захочу! Эй ты, добудь мне деньжонок! — сказал он собаке. Раз — ее уж и след простыл, два — она опять тут как тут, а в зубах у нее большой кошель, набитый медью! Тут солдат понял, что за чудное у него огниво. Ударишь по кремню раз — является собака, которая сидела на сундуке с медными деньгами; ударишь два — является та, которая сидела на серебре; ударишь три — прибегает собака, что сидела на золоте.

Солдат опять перебрался в хорошие комнаты, стал ходить в щегольском платье, и все его друзья сейчас же узнали его и ужасно полюбили.

Вот ему и приди в голову: «Как это глупо, что нельзя видеть принцессу. Такая красавица, говорят, а что толку? Ведь она век свой сидит в медном замке, за высокими стенами с башнями. Неужели мне так и не удастся поглядеть на нее хоть одним глазком? Ну-ка, где мое огниво?» И он ударил по кремню раз — в тот же миг перед ним стояла собака с глазами, точно чайные чашки.

— Теперь, правда, уже ночь, — сказал солдат. — Но мне до смерти захотелось увидеть принцессу, хоть на одну минуточку!

Собака сейчас же за дверь, и не успел солдат опомниться, как она явилась с принцессой. Принцесса сидела у собаки на спине и спала. Она была чудо как хороша; всякий сразу бы увидел, что это настоящая принцесса, и солдат не утерпел и поцеловал ее, — он ведь был бравый воин, настоящий солдат.

Собака отнесла принцессу назад, и за утренним чаем принцесса рассказала королю с королевой, какой она видела сегодня ночью удивительный сон про собаку и солдата: будто она ехала верхом на собаке, а солдат поцеловал ее.

— Вот так история! — сказала королева.

И на следующую ночь к постели принцессы приставили старуху фрейлину — она должна была разузнать, был ли то в самом деле сон или что другое.

А солдату опять до смерти захотелось увидеть прелестную принцессу. И вот ночью опять явилась собака, схватила принцессу и помчалась с ней во всю прыть, но старуха фрейлина надела непромокаемые сапоги и пустилась вдогонку. Увидав, что собака скрылась с принцессой в одном большом доме, фрейлина подумала: «Теперь я знаю, где их найти!», взяла кусок мела, поставила на воротах дома крест и отправилась домой спать. Но собака, когда понесла принцессу назад, увидала этот крест, тоже взяла кусок мела и наставила крестов на всех воротах в городе. Это было ловко придумано: теперь фрейлина не могла отыскать нужные ворота — повсюду белели кресты.

Рано утром король с королевой, старуха фрейлина и все офицеры пошли посмотреть, куда это ездила принцесса ночью.

— Вот куда! — сказал король, увидев первые ворота с крестом.

— Нет, вот куда, муженек! — возразила королева, заметив крест на других воротах.

— Да и здесь крест и здесь! — зашумели другие, увидев кресты на всех воротах. Тут все поняли, что толку им не добиться.

Но королева была женщина умная, умела не только в каретах разъезжать. Взяла она большие золотые ножницы, изрезала на лоскутки штуку шелковой материи, сшила крошечный хорошенький мешочек, насыпала в него мелкой гречневой крупы, привязала его на спину принцессе и потом прорезала в мешочке дырочку, чтобы крупа могла сыпаться на дорогу, по которой ездила принцесса.

Ночью собака явилась опять, посадила принцессу на спину и понесла к солдату; солдат так полюбил принцессу, что начал жалеть, отчего он не принц, — так хотелось ему жениться на ней. Собака и не заметила, что крупа сыпалась за нею по всей дороге, от самого дворца до окна солдата, куда она прыгнула с принцессой. Поутру король и королева сразу узнали, куда ездила принцесса, и солдата посадили в тюрьму.

Как там было темно и скучно! Засадили его туда и сказали: «Завтра утром тебя повесят!» Очень было невесело услышать это, а огниво свое он позабыл дома, на постоялом дворе.

Утром солдат подошел к маленькому окошку и стал смотреть сквозь железную решетку на улицу: народ толпами валил за город смотреть, как будут вешать солдата; били барабаны, проходили полки. Все спешили, бежали бегом. Бежал и мальчишка-сапожник в кожаном переднике и туфлях. Он мчался вприпрыжку, и одна туфля слетела у него с ноги и ударилась прямо о стену, у которой стоял солдат и глядел в окошко.

— Эй ты, куда торопишься! — сказал мальчику солдат. — Без меня ведь дело не обойдется! А вот, если сбегаешь туда, где я жил, за моим огнивом, получишь четыре монеты. Только живо!

Мальчишка был не прочь получить четыре монеты, он стрелой пустился за огнивом, отдал его солдату и… А вот теперь послушаем!

За городом построили огромную виселицу, вокруг стояли солдаты и сотни тысяч народу. Король и королева сидели на роскошном троне прямо против судей и всего королевского совета.

Солдат уже стоял на лестнице, и ему собирались накинуть веревку на шею, но он сказал, что, прежде чем казнить преступника, всегда исполняют какое-нибудь его желание. А ему бы очень хотелось выкурить трубочку, — это ведь будет последняя его трубочка на этом свете!

Король не посмел отказать в этой просьбе, и солдат вытащил свое огниво. Ударил по кремню раз, два, три — и перед ним предстали все три собаки: собака с глазами, как чайные чашки, собака с глазами, как мельничные колеса, и собака с глазами, как круглая башня.

— А ну помогите мне избавиться от петли! — приказал солдат.
И собаки бросились на судей и на весь королевский совет: того за ноги, того за нос да кверху на несколько сажен, и все падали и разбивались вдребезги!

— Не надо! — закричал король, но самая большая собака схватила его вместе с королевой и подбросила их вверх вслед за другими. Тогда солдаты испугались, а весь народ закричал:

— Служивый, будь нашим королем и возьми за себя прекрасную принцессу!
Солдата посадили в королевскую карету, и все три собаки танцевали перед ней и кричали «ура». Мальчишки свистели, засунув пальцы в рот, солдаты отдавали честь. Принцесса вышла из своего медного замка и сделалась королевой, чем была очень довольна. Свадебный пир продолжался целую неделю; собаки тоже сидели за столом и таращили глаза.

III. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

— У вас на столах знакомые вам листы самооценки, на нем солнышко без лучиков, за каждый вид работы на уроке, за каждый правильный ответ, вы будете рисовать один лучик.

-Поднимите руки, кто любит читать книги.

-А какие книги вам больше всего нравится читать?

-Сможете ли вы прочитать ,что написано на доске?

RСКYАЗVКLИW

— Как вы расшифровали эту запись?

-Какое слово получилось?

Сформулируйте тему урока.

О чем -то скрипит половица,

И спится и опять мне не спится.

Присев на кровать у подушки,

Уже навострили ушки

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски,

Тихонько скрепит половица

По комнате ходит сказка.

А что такое сказка?

-Вы называете признаки сказки.

-А какие сказки вы знаете?

Слушают учителя . Отвечают на вопросы.

Сказки, энциклопедии, приключения и т.д

Отгадывают зашифрованную запись

Сказка

Будем говорить о сказках, будем учиться читать сказку выразительно, отвечать на вопросы.

Выдумка, фантазия, в сказке есть волшебство, превращения…

Знать: определение слова «сказка»

Знать: название известных сказок.

Правильно формулировать ответы на вопросы

Личностные УУД Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД Принятие и сохранение учебной задачи

Познавательные УУД уметь определять новый жанр литературного произведения, сравнивать произведения разных жанров.

Коммуникативные УУД Умение формулировать собственное мнение

IV. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Давайте прочитаем, что о сказках говорят авторы учебника. (Учитель читает стр. 30)

— Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Сказка-ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок»?  

Верно, сказки появились давно, когда сказки детям рассказывали, хотели донести до них добро, уважение к старшим, трудолюбие…

– Почему говорят, что сказка – мудрость народа, его мечты и желания?

— Ребята, обратите внимание на выставку книг, на обложки. На всех ли книгах есть авторы? Почему, как вы думаете? 

-Авторскую сказку кто пишет?

-Подберите синоним к слову автор.

-А кто пишет народные сказки? 

У каждого народа есть свои сказки. Но все они учат добру.

Читают, рассматривают иллюстрации, участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении

В сказках много вымысла, но они учат быть добрыми, честными, сильными, справедливыми, храбрыми

Мудрость народа, его мечты и желания.

Есть авторские и народные

Автор.

Писатель.

Не известно кто её придумал

Уметь: приводить примеры народных и авторских сказок .

Уметь: рассказывать известные РН или авторские сказки. Формулировать учебную задачу. Понимать знаки.

Личностные УУДуметь испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с иллюстрациями к сказке.

Регулятивные УУД принимают и сохраняют учебную цель и задачу Познавательные УУД знать основы смыслового чтения художественного текста, понимать и интерпретировать знаки, символы.

уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам.

КоммуникативныеУУД участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении

Познавательные УУДуметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей сказки; уметь работать по схеме, знать её строение и свойства.

Умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста;

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвовать в коллективной деятельности; уметь формулировать ответ на вопрос и аргументировать свою позицию; уметь обсуждать содержание сказки и героев, высказывать своё отношение, оценивать высказывания.

Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты своих действий и сравнивать их с ответами одноклассников.

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в коллективной деятельности.

Личностные УУД: ориентация на выполнение моральных норм на основе оценки поступков литературных героев.

Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения.

Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание сказки и характер героев; высказывать своё отношение, оценивать высказывания партнёра.

Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: уметь оценивать поступки и сравнивать характеры героев сказки; выдвигать гипотезы других вариантов окончания сказки и обосновывать их.

Регулятивные УУД: уметь самостоятельно оценивать правильность выполненных действий; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.

V. Реализация построенного проекта

VI.

Зрит.гимнастика

VII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

IX. Этап рефлексии учебной деятельности на урок

Чтобы узнать в какую же сказку мы сегодня попадем, отгадайте загадки:

Хвост короче уха,

Быстрые повадки.

Мчусь я без оглядки,

Кто я-угадай-ка!

Ну, конечно,……

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой. 

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её? …

На лугу по кочкам

Прыгают листочки!

Выпуклые глазки 

И кривые лапки.

Только где же ушки?!

Что это? …

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты, 

Черненькие глазки,

Остренькие зубки.

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Зимой спит,

Летом ульи ворошит.

-Ребята, а скажите, в какой сказке встречаются все эти персонажи? 

-Конечно, это сказка «Теремок», а как вы думаете это сказка народная или ее написал автор? 

-Не забывайте себя оценивать!

-Давайте мы её вспомним.(инсценировка сказки)

-Молодцы! Существует много вариантов этой сказки, в них разные животные, в одной сказке медведь пришел и разрушил Теремок, он в сказке так себя и назвал : Я , Мишка, всех давишка и звери все убежали в лес. В этой сказке  медведь и звери выстроили новый Теремок, лучше прежнего, и дружно в нем стали жить.

Эту сказку пересказывали и многие писатели. Поэтому она известна в разных вариантах. Сегодня мы познакомимся со сказкой, которую, пересказал Евгений Иванович Чарушин.

-Вы слышали имя фамилию этого автора? Где?

-Чарушин Е. И. (1901 — 1965) С самого детства его окружала живая природа, дом в котором вырос писатель, был с огромным садом, во дворе, как в маленьком зоопарке росли поросята, кролики, цыплята и птицы. Родители лечили и выхаживали их. Понятно, что в таком доме —мог вырасти только добрый, отзывчивый, любящий животных мальчик. Евгений Иванович вспоминал, как еще будучи ребенком он, слушая сказки, держал в руке карандаш и рисовал к ним картинки. Он рос

Когда он вырос, исполнил свою заветную мечту, закончил академию художеств в Петербурге. Там он познакомился с Самуилом Яковлевичем Маршаком, который убедил художника в том, что он должен начать писать сам. Это оказалось непростым делом, но Чарушин продолжал упорно работать, издал десятки своих книг, продолжая при этом рисовать в своих книгах и для других детских писателей — Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Самуила Маршака. Мир животных — был и его миром, вот почему его рисунки  такие живые, яркие.

1.Чтение сказки учителем.

-Понравилась сказка?

— Что в сказке понравилось?

— Какие герои появляются в сказке? Найдите и прочитайте их имена в том порядке в котором они появлялись.

-Объясните значение слова «увёртыш».

2.Чтение продолжения сказки учителем.

-У этой сказки есть продолжение. Хотите услышать? Я вам дочитаю эту сказку до конца. А вы запомните и скажите, каких героев можно добавить в этот список?

3.Творческая работа.

— Ребята, предлагаю придумать новый конец сказки.

-Обычные ли у них имена или особенные?

-Верно, особенные у них имена? Что в них особенного?

-Чем эта сказка отличается от народной?

Выполним гимнастику для глаз.

4. Подготовка к чтению обучающихся.

-Прежде чем вы начнете  читать сказку, давайте прочитаем слова из сказки сначала по слогам, потом целым словом.

ос-та-но-ви-лась – остановилась

в те-ре-моч-ке –         в теремочке

не-вы-со-ком –         невысоком

не от-ве-ча-ет –         не отвечает

рас-пе-вать –         распевать

у-вёр-тыш –         увёртыш

за-бра-лась –         забралась

При чтении интонацией выделяйте паузы, знаки препинания. Постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера действующих лиц сказки, паузу. С какой интонацией?

  — Ребята, а можно ли наш вариант сказки закончить словами «Хорошо всё то, что хорошо кончается»?

Почему?

-Какую пословицу можно подобрать к  ней?

• В тесноте, да не в обиде.

• Знает сорока, где зиму зимовать.

• Согласие крепче каменных стен.

— Какую сказку мы сегодня читали? 

— Кто ее автор? 

— А назовите действующих лиц? 

-Как жили звери? В чем заключалась их дружба?

— Чему учит эта сказка?

— Вы молодцы, очень хорошо поработали. У вас на столах лежат листы самооценки, посчитайте, сколько лучиков нарисовали.. У кого больше всего? У кого меньше всего? Как ты думаешь почему?

-Дорисуйте солнышко, изобразив свое настроение к концу урока.

Отгадывают

Зайка

Лиса

Лягушка

Мышки

Волк

Медведь

Теремок

Народная

Дети инсценируют народную сказку «Теремок».

Мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-на горе увертыш, лисичка-сестричка.

Увёртыш – умеющий увёртываться от опасности.

.

Волк из-за кустов хватыш, медведь тяпыш, ляпыш.

Дети придумывают свои варианты

Указывают либо на их внешность, либо особенности передвижения.

У Чарушина много рифмы, в народной медведь не специально раздавил домик, героев звали по другому.

Веселой

 Да, можно, потому что медведь исправил свою ошибку и построил новый теремок для всех.

В тесноте, да не в обиде

Чарушин

Дружно

Быть гостеприимными, дружелюбными, учились понимать друг друга, вместе жить лучше, удобнее, веселее, легче.

Дорисовывают и вывешивают на доску

Знать: название сказки, новый жанр литературного произведения.

Уметь: восстанавливать последовательность событий. Участвовать в коллективной деятельности; уметь, формулировать ответ на вопрос и аргументировать свою позицию; уметь обсуждать содержание сказки и героев, высказывать своё отношение, оценивать высказывания.

Уметь: при чтении интонацией выделять слова и предложения

Читаем с интересом — Рассказ Верный Трой читать онлайн полностью, Чарушин Е. И.

Верный Трой

Сговорились мы с приятелем побегать на лыжах. Зашел я за ним утром. Он в большом доме живет — на улице Пестеля. Вошел я во двор. А он увидел меня из окна и машет рукой с четвертого этажа:

— Жди, мол, сейчас выйду.

Вот я и жду на дворе, у двери.

Вдруг сверху кто-то как загремит по лестнице. Стук! Гром! Тра-та-та-та-та-та-та-та-та-та! Деревянное что-то стучит-трещит по ступенькам, как трещотка какая. «Неужели, — думаю, — это приятель мой с лыжами да с палками свалился, ступеньки пересчитывает?» Я поближе к двери подошел. Что же там по лестнице катится? Жду.

И вот смотрю: выезжает из дверей пятнистая собака — бульдог. Бульдог на колесиках. Туловище у него прибинтовано к игрушечному автомобильчику — грузовичок такой, «газик». А передними лапами бульдог по земле ступает — бежит и сам себя катит.

Морда курносая, морщинистая. Лапы толстые, широко расставленные. Выехал он из дверей, посмотрел сердито по сторонам. А тут рыжая кошка двор переходила. Как бросится за кошкой бульдог — только колёса подпрыгивают на камнях да ледяшках. Загнал кошку в подвальное окно, а сам ездит по двору и углы обнюхивает.

Тут я вытащил карандаш и записную книжку, уселся на ступеньке и давай его рисовать. Вышел мой приятель с лыжами, увидел, что я собаку рисую, и говорит:

— Рисуй его, рисуй, это не простой пес. Он из-за храбрости своей калекой стал.

— Как так? — спрашиваю.

Погладил мой приятель бульдога по складкам на загривке, конфету ему в зубы дал и говорит мне:

— Пойдем, я тебе по дороге всю историю расскажу. Замечательная история, ты прямо и не поверишь. Так вот, — сказал приятель, когда мы вышли за ворота, — слушай:

Зовут его Трой. По-нашему это значит — верный. И правильно его так назвали. Ушли мы как-то раз все на службу. У нас в квартире все служат: один учителем в школе, другой на почте телеграфистом, жены тоже служат, а дети учатся. Ну вот, ушли мы все, а Трой один остался — квартиру сторожить. Выследил какой-то вор-ворище, что пустая у нас осталась квартира, вывернул замок из двери и давай у нас хозяйничать.

У него с собой мешок был громадный. Хватает он все, что попало, и сует в мешок, хватает и сует. Ружье мое в мешок попало, сапоги новые, учительские часы, бинокль Цейса, валенки ребячьи. Штук шесть пиджаков, да френчей, да курток всяких он на себя натянул: в мешке уже места, видно, не было. А Трой лежит у печки, молчит — вор его не видит. Такая уж у Троя привычка: впустить он кого угодно впустит, а вот выпустить — так нет.

Ну вот, обобрал вор всех нас дочиста. Самое дорогое, самое лучшее взял. Уходить ему пора. Сунулся он к двери… А в дверях Трой стоит. Стоит и молчит. А морда у Троя — видал какая? А грудища-то! Стоит Трой, насупился, глаза кровью налились, и клык изо рта торчит. Вор так и прирос к полу. Попробуй, уйди!

А Трой ощерился, избочился и боком стал наступать. Тихонько подступает. Он всегда так врага запугивает — собаку ли, человека ли. Ворюга, видно, от страха совсем обалдел, метаться начал без толку, а Трой на спину ему прыгнул и все шесть пиджаков на нем разом прокусил. Ты знаешь, как бульдоги мертвой хваткой хватают? Глаза закроют, челюсти захлопнут, как на замок, да так и не разожмут зубов, хоть убей их тут.

Мечется вор, об стены спиной трется. Цветы в горшках, вазочки, книги с полок сбрасывает. Ничего не помогает. Висит на нем Трой, как гиря какая. Ну, догадался наконец вор, вывернулся он как-то из своих шести пиджаков и весь этот куль вместе с бульдогом раз за окно! Это с четвертого-то этажа!

Полетел бульдог головой вниз во двор. Хлоп! Жижа в стороны брызнула, картошка гнилая, головы селедочные, дрянь всякая. Угодил Трой со всеми нашими пиджаками прямо в помойную яму. До краев была завалена в этот день наша помойка. Ведь вот какое счастье! Если бы о камни он брякнулся — все бы косточки переломал и не пикнул бы. Сразу бы ему смерть. А тут, будто кто ему нарочно помойку подставил, все же помягче падать.

Вынырнул Трой из помойки, выкарабкался — будто целый совсем. И подумай только, успел он еще вора на лестнице перехватить. Опять в него вцепился, в ногу на этот раз. Тут сам вор себя выдал, заорал, завыл. Сбежались на вой жильцы со всех квартир, и с третьего, и с пятого, и с шестого этажа, со всей черной лестницы. А вор только кричит не своим голосом:

— Собаку держите. О-о-ой! Сам в милицию пойду. Оторвите только черта окаянного.

Легко сказать — оторвите. Два человека тянули бульдога, а он только хвостиком-обрубком помахивал и еще сильнее челюсти зажимал. Принесли жильцы из первого этажа кочергу, просунули Трою между зубов. Только таким манером и разжали ему челюсти. Вышел вор на улицу — бледный, всклокоченный. Трясется весь, за милиционера держится.

— Ну и собачка, — говорит.

— Ну и собачка!

Увели вора в милицию. Там он и рассказал, как дело было. Прихожу я вечером со службы. Вижу, в дверях замок выворочен. В квартире мешок с добром нашим валяется. А в уголке, на своем месте, Трой лежит. Весь грязный, вонючий. Позвал я Троя. А он и подойти не может. Ползет, повизгивает. У него задние ноги отнялись.

Ну, теперь вот мы всей квартирой по очереди его гулять выводим. Я ему колесики приспособил. Он сам скатывается на колесиках по лестнице, а назад взобраться уж не может. Надо приподнимать кому-нибудь автомобильчик сзади. Передними-то лапами Трой сам переступает. Так сейчас и живет пес на колесиках.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

  • Сказка цветик семицветик смотреть сказку
  • Сказка храбрый утенок слушать
  • Сказка тысяча и одна ночь ресторан
  • Сказка тростниковая шапка английская
  • Сказка у которой нет конца