Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу Александры Барковой «Славянские мифы. От Велеса и Мокоши до птицы Сирин и Ивана Купалы».
Древние славяне, в отличие от греков, египтян, кельтов и многих других народов, не оставили после себя мифологического эпоса. В результате мы не так уж много доподлинно знаем об их мифологии, и пробелы в знаниях стремительно заполняются домыслами и заблуждениями. Автор этой книги Александра Баркова рассказывает, что нам в действительности известно о славянском язычестве, развеивает популярные мифы и показывает, насколько интересными и удивительными были представления наших предков об окружающем мире, жизни и смерти.
Предлагаем прочитать начало одного из разделов книги.
Миф, эпос, сказка
Читатель, вероятно, удивлен: книга почти подошла к концу, а в ней до сих пор не было ни Бабы-яги, ни Змея Горыныча, ни Жар-птицы, ни прочих сказочных персонажей, знакомых с детства.
Прежде всего объясним: Змей Горыныч — не сказочный персонаж, а былинный. Современная культура разницу между сказками и былинами совершенно не осознаёт, но сто лет назад, когда былинная традиция умирала, приговором ей стали именно слова «Пожалуй, сказка всё это».
Так в чем же разница между мифом, эпосом (в частности, былинами) и сказкой?
В традиционном обществе сказка играет ту же роль, что фэнтези — в современном: это рассказ о чудесном, в который никто не верит. Он предназначен для развлечения. Конечно, в основе сказки лежат древние мифы, но они опираются на совершенно иной образ жизни, иную систему ценностей (когда убивать слабого — не просто нормально, а действительно гуманно). Сказка перестала быть предметом веры не потому, что древние мифы «забылись» (они не забыты, раз сказка существует до сих пор!), а потому, что радикально изменилось общество.
Эпос — это идеальное прошлое народа. Исторические реалии в нем, конечно, присутствуют, но в исправленном виде.
У нас есть полдюжины сюжетов о нашествии татар, и все они построены по общему принципу: в Киеве не осталось богатырей, кроме главного героя былины, приходят татары, и главный герой сразу (или не сразу) их разбивает. Никакого татарского ига в былинах нет и быть не может. Другой пример: былина «Илья и Идолище» начинается с того, что Идолище Поганое захватило Царьград. В основе — реальный исторический факт: 1453 год, взятие Константинополя войсками Мехмеда II. Но приходит Илья Муромец, побеждает Идолище — и Царьград снова становится православным городом. Степень волшебности врагов в былинах бывает разной: от Змея Горыныча (чудище в чистом виде) до полулюдей-получудищ (Идолище, Тугарин на крылатом коне) и вполне исторических татар.
Пока эпос жив, в него верят, но верят совершенно не так, как в миф. Верят в то, что все эти монстры и одержанные над ними победы реально были. Когда эта вера иссякает, эпос фактически превращается в сказку (пример чего мы видим в современных мультиках, легко смешивающих былинных и сказочных персонажей). Кстати, триады «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович» в былинах нет, ее придумал Васнецов, воплотив на знаменитой картине «Богатыри».
В былинах действительно нередко говорится о том, как Илья Муромец стоит на заставе богатырской, и в перечне витязей, которые находятся там вместе с ним, иногда мелькает Алёша.
А вот Добрыня Никитич — дипломат; в трех из пяти сюжетов, связанных с ним, князь Владимир отправляет его с различными поручениями к иностранным дворам (в частности, именно он привозит Владимиру в жены Апраксию-королевичну); кроме того, в былинах подчеркивается молодость Добрыни, так что и сама триада, и портрет Добрыни — личное творчество Васнецова, не имеющее отношения к подлинным текстам.
Добрыня Никитич. Иллюстрация А. Рябушкина. 1885 г.
Говоря о Васнецове, нельзя не упомянуть его картину «Сирин и Алконост». На ней изображены черная и белая птица, однако кто из них кто? В древнерусской культуре Сирин — это греческая сирена, убивающая своим пением.
Если человек услышит ее голос, его разум будет пленен и забудет всё сегодняшнее, и до тех пор будет ходить вослед той птице, пока не падет мертвым, не переставая слышать ее голос.
В таком контексте отождествление сиринов с вилами добавляет мрачности в образ вил.
Алконост появился в древнерусских текстах как результат описки: существует греческий миф о деве Алкионе (что значит «зимородок»), и имя возникло из искажения фразы «алкионъ есть птица морская». По народным поверьям, Алконост поет о рае и радости, от касания ее крыльев яблоки превращаются в целительные плоды.
«Сирин и Алконост». Картина В. Васнецова, 1896 г.
Получается, Васнецов отразил традиционные представления: черная птица у него — Сирин, а белая — Алконост. Но во второй половине ХХ века представления сменились, что можно видеть, в частности, в песне В. Высоцкого «Купола»:
Птица Сирин мне радостно скалится —
Веселит, зазывает из гнезд,
А напротив — тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.
Вернемся к былинам. Рассуждая о матери сырой земле, мы отмечали эту удивительную особенность русского эпоса: обилие сверхмогучих персонажей, сила которых идет от земли. Змей Горыныч воплощает четыре дикие стихии (он хозяин реки, он дышит огнем, он летает, и его царство расположено в горах), а Добрыня повергает его в первом же бою, и не оружием, а «шапкой земли греческой». В этом справедливо видят метафору принятия христианства («шапка земли греческой» — монашеский клобук), и всё же слово «земля» обязательно присутствует в тексте, а некоторые сказители еще и добавляют, что Добрыня насыпает в шапку земли.
Другая яркая черта былин — череда богатырок. Богатырку в тексте называют древним словом «поленица» (то есть та, которая сражается в поле). Настасья Микулишна, сажающая Добрыню себе в карман; Василиса Микулишна, вызволяющая мужа из темницы (история о том, как герой на пиру у правителя похвастался силой жены и она затем в испытаниях подтвердила правоту его слов, есть в ирландском эпосе, но там героиня проклинает короля и бросает мужа; русская богатырка много добрее); Настасья Литовская, более искусная в воинском мастерстве, чем ее муж Дунай; Латыгорка/Латымирка, побежденная Ильей Муромцем и родившая ему Сокольника… Для сравнения: германо-скандинавский эпос куда более жесток и свиреп, однако воительница там, строго говоря, только Брюнхильд/Брунгильда (Гудрун/Кримхильда яростна, но она не сражается).
Свидетельствует ли обилие богатырок о том, что такие русские валькирии реально существовали? Мы полагаем, что нет. Недаром ни для одной из них не нашлось места в Киеве: Настасья Микулишна в замужестве предстает обычной женщиной, русской Пенелопой, ждущей мужа десятилетиями; Василиса со Ставром уезжают из Киева; Настасья Литовская погибает, нечаянно сраженная мужем в воинском состязании, а Латыгорка, как и ее сын Сокольник, — враги Руси. Способность женщины сражаться воспринималась сказителями как сверхъестественная черта, и подобному нет места в мире людей.
Богатырка Настасья Королевична. Открытка С. Соломко. Начало XX в.
Богатырки известны не только по былинам. В сказке действует Марья Моревна (некоторые хотят в ней видеть богиню Марену) — она победила и держит в плену Кощея. Сложно сказать, был ли Кощей когда-либо персонажем собственно мифов, поскольку вне сказок он не встречается. Рыбаков приводит цитату о низверженном идоле Перуна, который плыл «из света во кошьное, сиречь во тму кромешную». На этом основании он предполагает, что «кощное» — название преисподней, царства Кощея (чье имя, вероятно, происходит от слова «кость» и означает «скелет»). Такое утверждение выглядит убедительным, но даже оно не делает Кощея неким русским Аидом: никаких следов его культа в историческое время не обнаружено.
Аналогичная ситуация с самым ярким сказочным персонажем — Бабой-ягой. Имя она, вероятнее всего, получила от татарского «бабай ага» («великий господин») — им пугали детей, и в итоге «бабай» перешло в «бабу» и закрепилось за универсальным, общемировым образом лесной ведьмы.
Баба-яга на иллюстрации И. Билибина. 1931 г.
Баба-яга блистательно проанализирована В. Я. Проппом в классической работе «Исторические корни волшебной сказки». Он показывает, что в основе волшебной сказки лежит обряд инициации, то есть посвящения юноши во взрослые члены охотничьего племени. В ходе этого ритуала юношей подвергали пыткам (в сказках Яга нередко вырезает полосу кожи со спины героя), слабые при этом погибали (изба Яги окружена частоколом, на котором висят черепа), а выжившие обучались как навыкам охоты, так и ее магическим ритуалам. Такое братство будущих охотников в сказках показано в виде дома разбойников в чаще леса, а самое известное его воплощение — у Пушкина, в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» (об этом мы говорили в самом начале в связи с волками).
С точки зрения мифологии обряд инициации представлял собой смерть мальчика и рождение мужчины (в традиционном мышлении нет понятия взросления). Посвящаемого необходимо было убедить в том, что он умер и воскрес. Этой цели в ритуале служили пытки, а в сказке этот момент сохранился в мотиве печи Яги, куда она хочет посадить героя, чтобы затем съесть его. Как мы знаем, в печи видели связующее звено между миром живых и мертвых, и проход через нее должен магически преобразить героя. Но, как уже говорилось, сказка возникает тогда, когда обряд забывается (с переходом общества от охотничьего образа жизни к земледельческому отпала необходимость в инициатических пытках и гибели слабых), поэтому сказочные сюжеты, в которых Яга хочет съесть героя, всегда заканчиваются ее неудачей. Более того, эти сюжеты устарели настолько давно, что ушли в детский фольклор (типа сказки «Гуси-лебеди»), в них не осталось никаких намеков на инициацию, а героя-подростка заменил почти младенец. Но мотив магической трансформации сохраняется — например, в «Сивке-Бурке», где герой чудесным образом пролезает через уши коня и превращается из заморыша в красавца; важно, что это не просто волшебный конь, а дар умершего отца, то есть трансформация проходит благодаря контакту с миром мертвых, причем с умершим предком.
Почему у избушки Бабы-яги курьи ножки? Они не петушиные, не куриные, тем паче не принадлежат какому-то другому животному или птице. Они всегда и неизменно «курьи». Эти ноги не имеют отношения к курице, это столбы, окуренные дымом. Речь идет о том самом способе «воздушного погребения», о котором мы уже говорили в связи с неупокоенными мертвецами. Помимо открытого трупоположения выдающихся личностей (мы обнаружили его описание в былине о женитьбе Святогора) существовало и «воздушное погребение» в колоде или специальном крохотном домике, куда помещался труп в скорченном состоянии.
«Домовины (Избы смерти)». Картина Н. Рериха. 1914 г.
Чтобы это погребение как можно дольше не рухнуло на землю, столбы, на которых оно стояло, окуривали дымом от гнили. Такой обычай у предков славян ушел в прошлое в доисторические времена, но еще Нестор отмечал сочетание «воздушного погребения» с кремацией: труп сжигали, прах ссыпали в «сосуд мал» и ставили «на столбе». Несомненно, и этот столб был окурен.
Кто же (и что же) — Баба-яга? Прежде всего, она слепая — она вынюхивает героя, говоря: «Фу-фу-фу, русским духом пахнет». Как пишет Пропп, живые не видят мертвых, а мертвые не видят живых. В тех сказках, где избушка стоит на краю леса, Баба-яга готова помочь герою, потому что, согласно логике уже забытого обряда, герой — ее дальний потомок. При этом о Яге известно, что она «положила зубы на полку» (так говорят об умерших от голода), «а нос в потолок врос» (неэстетично, но приходится признать: Яга — это полуразложившийся труп).
В обряде инициации посвящаемый был уверен, что его проглатывает мифический предок рода (поэтому реальные хижины для посвящения делались в виде пасти), и в сказке мотив еды у Яги непременно сохранен.
Если Яга предстает врагом — то она хочет съесть героя, если Яга предстает помощником — то она «накормила-напоила, спать уложила», отчего герой получает магические силы, необходимые для следующего этапа его приключений. «Спать уложила», несомненно, знак временной смерти посвящаемого и того забытья, в которое впадали из-за пыток реальные подростки охотничьей эпохи.
Иллюстрация И. Билибина к сказке «Василиса Прекрасная». 1902 г.
Когда обряд инициации был забыт окончательно, в параллель к мужским сказкам стали возникать и женские: в них к Яге попадает не юноша, а девушка. Наиболее известным вариантом является «Василиса Прекрасная», где героиня, отправленная к Яге злой мачехой, в итоге получает череп с горящими глазами — знак ее волшебной силы. Прохождение инициации радикально повышало социальный статус человека, что и отражает сказка: от восстановления справедливости в семье (горящие глаза черепа сжигают врагов героини) до превращения крестьянского сына в царя.
Героиню сказки нередко зовут Василисой (Прекрасной или Премудрой) — это имя в переводе с греческого означает «царица», так что Иван-царевич с Василисой оказываются по сути тезками. Почему в центре внимания сказки всегда есть цари либо она заканчивается воцарением героя?
Потому что традиционное общество верит: благополучие зависит исключительно от магических качеств царя, и править должен тот, кто обладает ими в полной мере. Эти качества персонифицируются в сказке в виде магических помощников. Самый известный пример — «Конек-горбунок» Ершова (это литературная сказка, написанная на фольклорной основе): фактически всё за Ивана делает его чудесный скакун, однако это не ставится Ивану в укор, ведь Горбунок и есть его магия, которая затем будет оберегать страну.
Контрольная работа по
литературе
5 класс
I
четверть
Инструкция к выполнению: в
тестовых заданиях с вариантами ответа номер правильного необходимо обвести; в
заданиях с развернутыми ответами требуемый объем указан в самом вопросе – от
одного слова до нескольких предложений; работа выполняется на листе с
заданиями.
Время выполнения работы:
45 минут.
Составитель:
учитель русского языка и литературы,
Гусева О.А.
1. Как переводится термин «фольклор»?
а) индивидуальное поэтическое творчество
б) народное знание, народная мудрость
в) авторское произведение
г) старинное творчество
2. Кто создает фольклорные произведения?
а) народ
б) издатель
в) автор
г) собиратель
3. Что из перечисленного НЕ относится к жанрам
фольклора?
а) сказки
б) пословицы
в) загадки
г) рассказы
4. Как называют исполнителя сказок?
а) сказитель
б) сказочник
в) собиратель
г) хранитель
5. Басня – это:
а) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае
б) краткий рассказ нравоучительного характера, имеющий
иносказательный смысл
в) короткое стихотворение о жизни зверей
6. Мораль басни – это:
а) начальные или заключительные строки басни с кратким
нравоучительным выводом
б) начальные строки басни, в которых читатель
знакомится с героями
в) заключительные строки басни, в которых читатель
узнаёт, что стало с героями в конце
7. Автором басен «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»,
«Ворона и Лисица» является:
а) И.А. Крылов
б) Эзоп
в) М.В. Ломоносов
г) Лафонтен
8. Летопись – это…
а) фантастический рассказ
б) произведение о событиях, произошедших в «одно лето»
(за год)
в) роспись по дереву
9. Какой из данных жанров относится к древнерусской
литературе?
а)
летопись
б) былина
в) сказка
г) рассказ
10. Первым летописным памятником является:
а) сказка «Царевна-лягушка»
б) басня «Волк и лиса»
в) «Повесть временных лет»
11. Запишите названия трех основных
видов сказок и кратко охарактеризуйте каждый из них. Одно уже дано на схеме.
______________
волшебные _____________
______________
____________ _____________
______________ ____________
_____________
______________ ____________ _____________
______________ ____________
_____________
______________ ____________
_____________
______________ ____________ _____________
12. К какой
разновидности сказки относится «Царевна-лягушка»?
Ответ:
__________________________________________________________
13. Назовите
помощников Ивана-царевича из сказки «Царевна-лягушка»:
Ответ: __________________________________________________________
14. Что старичок
дал Ивану-царевичу, чтобы тот нашел свою жену?
Ответ:
__________________________________________________________
15. На каком мосту
происходило сражение в сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»?
Ответ:
__________________________________________________________
16. Какие
человеческие качества помогли Ивану победить чудо-юдо?
Ответ:
__________________________________________________________
17. Как звали
воеводу в произведении «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?
Ответ:
__________________________________________________________
18. Назовите имя
Киевского князя, фигурирующего в произведении «Подвиг отрока-киевлянина и
хитрость воеводы Претича»:
Ответ: __________________________________________________________
19. Назовите род
литературы, которому принадлежит стихотворение «Случились вместе два астронома
в пиру»:
Ответ:
__________________________________________________________
20. Кто разрешил
спор астрономов?
Ответ:
__________________________________________________________
21. Дайте
развёрнутый ответ (не менее 4 – 5 предложений) на один из вопросов (по выбору):
· Почему
таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича к Василисе Премудрой?
· В
чём идея (главная мысль) шуточного стихотворения М.В. Ломоносова «Случились
вместе два астронома в пиру…»?
· Против
чего направлена басня И.А. Крылова «Свинья под дубом»? Какова её мораль?
Ответ:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Количество
баллов:
Оценка:
Подпись
проверяющего:
Критерии
оценивания обучающихся
Контрольная
работа по литературе
I
четверть
Время выполнения работы:
45 минут.
Количество заданий:
21
Из них:
с вариантами ответов – 10, с кратким ответом – 10, с развернутым ответом – 1.
Составитель:
учитель русского языка и литературы,
Гусева О.А.
Согласно
ФГОС, при проведении тестовых работ по литературе критерии оценок
следующие:
«5»
— 90 – 100 %;
«4»
— 78 – 89 %;
«3»
— 60 – 77 %;
«2»
— менее 59%.
Задания
1-10 при правильном выполнении оцениваются 1 баллом.
Задания
12, 14, 15, 17-20 при правильном выполнении оцениваются 1 баллом.
Задания
13 и 16 оцениваются 1 баллом при частично верном выполнении (в 13 названы не
все помощники, в 16 меньше трех черт) и 2 баллами при полностью верном
выполнении.
Задание
11 оценивается следующим образом:
¾ по
1 баллу за каждый верно указанный вид сказки (максимум 2);
¾ по
2 балла за характеристику каждого из видов сказки (1 балл дается за
недостаточно полный ответ; максимум 6 баллов).
Задание
21 оценивается 6 баллами при правильном выполнении, 4 баллами при недостаточно
полном, но отражающим суть вопроса, 2 баллом за краткий ответ (меньше нормы,
указанной в задании), но демонстрирующий верность суждений.
Максимальное
количество баллов за работу – 35 (100%).
Интегрированный урок – игра в 4,5,6
классах «Сказки и речевой этикет»
Цели:
* формирование и закрепление навыков
внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения;
*формирование устойчивой положительной
самооценки у младших школьников через внешнюю положительную оценку со стороны
старших;
*знакомство с особенностями клавишных и
струнных инструментов;
*развитие навыков сопоставления
характера героя музыкального произведения с характером музыки.
Оборудование: компьютер, проектор, словарь
Ожегова; иллюстрации обучающихся к сказкам; выставка с книгами
Ход
мероприятия:
1. – Тема нашего мероприятия «Сказки и
речевой этикет». Вспомним, что означает термин «Тема»?
/Тема-это предмет изложения,
изображения…/
-Сегодня мы поучимся у любимых сказочных
героев общаться, говорить друг другу приятные слова, доброжелательно
высказывать не совсем положительное мнение о человеке, его поступках, если нас
что-то не удовлетворяет в его поведении, вежливо отказывать в просьбе, если
не хотим или не можем её выполнить; поучимся утешать товарища, когда ему
приходится трудно, а также попробуем научиться правильно поздравлять друг друга
с праздником. Иными словами, познакомимся с правилами речевого этикета.
/Этикет- это установленный порядок
поведения, форм обхождения/.
В ваш словарный запас входит новое слово,
постарайтесь запомнить, как оно пишется и что обозначает. Повторим вслух по
слогам.
Итак, самая главная задача нашего
необычного, праздничного мероприятия — научиться по- доброму относиться друг к
другу. И пусть эпиграфом к нему станут слова:
1 команда:
Если кто-то загрустит,
Ты его не оставляй.
Добрым словом, добрым делом
Утешай и помогай.
2 команда:
Среди невезенья иного,
Среди невесёлого дня
Скажите мне доброе слово,
И слово утешит меня.
/Старшеклассники под гитару исполняют
первый куплет песни Булата Окуджавы «Давайте восклицать, друг другом
восхищаться».
-Мероприятие наше будет проходить в форме
соревнования разновозрастных команд, в каждой из которых поровну
пятиклассников, шестиклассников и четвероклассников.
/Распределяемся на команды, выбираем
капитанов/.
1 конкурс «Давайте говорить друг другу
комплименты»
— Ребята, вам приятно слышать, когда вас
за что-нибудь хвалят?
А сами вы умеете говорить людям
приветливые и добрые слова? Вот сейчас и попробуем это сделать.
Представьте, что мы сейчас в сказочной
стране и участвуем в конкурсе похвал. Жюри состоит из сказочных героев.
Представляем членов жюри в масках Кащея, Бабы Яги, Золушки.
Наверное, не все они вам нравятся, но ваша
задача выбрать из предлагаемых комплиментов для каждого из них такой, чтобы
сказать ему(или ей) приятные , но в то же время правдивые слова. Отвечать будем
все вместе при помощи карточек с цифрами: 1- для Кащея, 2- для Бабы Яги, 3- для
Золушки.
Знак «-« используется для того, если
комплимент не подходит никому.
/Прочитываются сначала все комплименты,
затем по одному, а дети сигнализируют карточками. Группа оценивается по
количеству правильных ответов в группе/.
-Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду
успеваешь./2/
— Наверное, ты всегда будешь счастлива,
ведь ты такая ловкая и трудолюбивая/3/.
-Как хорошо иметь такого друга, на тебя
всегда можно положиться./-/
-Ты так долго живёшь на свете, и ты,
наверное, многое видел /1/.
/Жюри подсчитывает баллы, итог — на доске/.
— Надеемся, что теперь вы поняли, как
можно говорить людям приятные и, что очень важно, правдивые слова. Попробуйте
сегодня дома сказать похвальные слова родным, друзьям, знакомым и делайте это
как можно чаще!
2 конкурс «Вежливая критика»
-Наверняка вам не раз приходилось
высказывать своё мнение о человеке, его поступках и это мнение не всегда было
положительным. Давайте попробуем сделать это вежливо и доброжелательно.
Представьте себе, что героев сказки «Лиса и журавль» пригласил к себе в гости
Ёжик. Во время обеда они высказывают своё мнение о том, как их принимали в
гостях друг у друга. Вам нужно обсудить, кому принадлежит первое высказывание,
а кому- второе. Члены каждой команды дадут ответ карточками с изображением
героев.
— Всё хорошо было на званом обеде. И
вежливое обращение, и хорошее угощение. Жаль только попробовать ничего не
удалось. Не подумала хозяйка о подходящей посуде./Журавль/
-Уже не знаю, зачем пригласили меня на
обед. Ни крошечки нельзя съесть из этой посуды. Больше уже не просите, не
приду./Лиса/
— Как вы думаете, что мог сказать на это
Ёжик? Выберите и покажите номер наиболее вежливой реплики.
1)Журавль был добрее и вежливее.
Лисонька, он тебя не обидел ни одним
словом.
2)Лисонька, ты, мне кажется, не совсем
права. Ведь ты первая пригласила Журавля к себе в гости.
3)Ну, ребята, вы оба не правы, и мирить я
вас не буду(-).
Жюри подсчитывает баллы, записывают на
доске.
-Надеемся, что вы поняли, что критика тоже
может и должна быть доброжелательной. Кстати, давайте вспомним, народная или
литературная сказка «Лиса и журавль»?» К какому типу народных сказок она
относится? (Сказки о животных)
-Ну вот, мы коснулись фольклора, и наш
следующий конкурс будет связан с ним. Что такое фольклор? Какие жанры фольклора
вы знаете?
(Сказка, былина, песня, частушка,
пословицы, поговорки).
3 конкурс «Утешители»
-Представляете, от деда с бабкой убежал
Колобок, а они на него так надеялись! А ему и дела ни до кого нет. Катится
себе по лесу, поёт свою хвастливую песенку.
/Вспомним песенку Колобка/.
Дед с бабкой очень огорчились. Вам надо
утешить их. Для этого выберите подходящую пословицу и покажите её номер.
1) Горе не беда- с кем не была.
2)Нет худа без добра.
3)Наши лепёшки тоже поели кошки.
/Дети поднимают карточки, жюри считает
баллы и записывают на доске/
-Вы, наверное, знаете, что добрые слова
помогают успокоить, утешить человека. Помогают это сделать и народные
пословицы- эти маленькие роднички народной мудрости, если их знать, помнить и
применять в жизни.
/Дети поют первый куплет песенки «Салажата»,
объявляется
4.Конкурс юнг (помощники капитанов)
—Дорогие
юнги-салажата, к вам попала записка для ослика Иа — Иа, который потерял свой
хвост и очень огорчился. Его надо утешить, но вот беда- записка порвалась, вам
нужно собрать её. Для этого напишите на доске /, а все участники команд
запишут у себя на листочках- ответ пригодится , если юнга вашей команды
ошибётся/ через запятую номера предложений утешительной записки.
1) Не огорчайся, дорогой Иа-Иа!
2)Полно печалиться, дело поправится.
3)Стоит ли переживать из-за таких
пустяков!
4)Я обязательно помогу тебе. И все наши
друзья помогут. Мы найдём твою потерю.
5)Нечего искать иголку в стоге сена!
/Правильные ответы :1,2,4/
— Мы уверены, что ослик успокоится после
таких слов, а ты, конечно, выполнишь обещание помочь ему. Ответами 3 и 5 ты не
только не утешишь Иа-Иа, но и обидишь его. Спасибо, дорогие юнги, за участие в
конкурсе, за вашу отвагу и решительность, за то, что не побоялись один на один
решить трудную задачу и красиво написали цифры. Желаем вам скорее дорасти до
капитанов.
— Да, ребята, мы не вспомнили, из какой
сказки ослик Иа-Иа? Кто её автор?
/
Дети поют куплет песни «Капитаны КВН».
5. Конкурс капитанов
-Ваши помощники сейчас продемонстрировали
умение утешать кого-либо в беде. У вас же, как у более опытных морских волков,
задание будет потруднее. Вам предстоит вежливо отказать в просьбе, которую вы
не можете выполнить. Вы, конечно, помните былину «Садко». Представьте, что вы
вместо Садко попали в подводное царство и царь предлагает вам сундук с
сокровищами, чтобы вы остались у него навсегда развлекать его своей игрой на
гуслях и пением. Но вы не хотите остаться. Какой из вариантов отказа вы
выберете? Запишите номер на доске, объясните, почему вы предпочли такой отказ.
1)Не нужны мне твои сокровища, я хочу
домой!
/Царь рассердится на тебя и бросит в
темницу. Подумай, как ответить ему в следующий раз/.
2) О подводный царь! Я бы с удовольствием
взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоём
царстве.
/Ты не убедил царя, он не понял, почему ты
не можешь остаться./
3)Благодарю тебя, о великий царь, за
прекрасные подарки! Но не могу взять их и остаться в твоём царстве, так как
ждут меня на земле друзья и невеста.
/Ты убедил царя, он отпустит тебя домой и
даст в подарок невесте жемчужное ожерелье./
Звучит «Полька Карабас».
-Закончилась музыкальная пауза, теперь
настало время поговорить о музыке и музыкальных инструментах.
Какие музыкальные инструменты звучали
сегодня на уроке?
/Гитара, пианино/
-К какому виду инструментов относится
пианино?
/Клавишные/
-Гитара?/Струнные/
-Какие струнные инструменты вы знаете?
/Балалайка, банджо, вионолчель, контрабас,
скрипка, дудар/.
-А клавишные?
/Аккордеон/.
-Какой старинный струнный инструмент
упоминался сегодня в заданиях?
/Гусли/
-Как называли людей, игравших на гуслях?
/Гусляры/- работа с иллюстрацией.
-Как называют людей, исполняющих
музыкальные произведения на пианино, гитаре?
/Пианист, гитарист/
— Как образовались эти слова?
/С помощью суффикса – ист /
-Приведите примеры слов, называющих лиц по
профессии, с таким суффиксом.
/Баянист, тракторист, машинист/
-Какие ещё виды инструментов, кроме
струнных и клавишных, вы знаете?
/Духовые, ударные/.
-Что получится, если объединить вместе
музыкальные инструменты разных видов?
/Оркестр, ансамбль/
— Сейчас мы послушаем отрывки из
музыкальной сказки «Наш друг Буратино». По мотивам какой известной сказки она
написана?
/Ответы обучающихся/.
-Стихи к этой сказке написали поэты Ю.
Энтин и Б.Окуджава. Песней на стихи Б.Окуджавы мы начали сегодняшний
урок-конкурс. Физминутка тоже прошла под музыку из этой сказки. А создал эту
музыку композитор А.Рыбников.
6 Музыкальный конкурс
-Послушаем музыкальные вступления к
песенкам сказочных героев и по характеру музыки попытаемся определить, чью
песенку мы услышим сейчас. Сигнализируем карточками /: 1-Мальвина, 2-Лиса
Алиса, 3- черепаха Тортила.
/После отгадывания звучат и сами песенки/.
7 конкурс «Поздравления»
—Папа
Карло решил написать поздравительные письма к женскому празднику героиням
сказки «Золотой ключик», песенки из неё мы только что слушали. Но по
рассеянности он забыл написать имена адресатов. Помогите разобраться.
Сигнализируем карточками: 1-Мальвина, 2-Лиса Алиса, 3 – Тортила.
1)Достопочтенная …! Поздравляю Вас с
праздником! Желаю Вам быть по- прежнему доброй, мудрой и щедрой. Как и 300 лет
назад, Вы по- прежнему обаятельны. Так держать! Ваш преданный друг Карло.
2)Изобретательная …! Поздравляю Вас с
женским днём! Желаю Вам оставаться такой же умной, лукавой и привлекательной! Пусть
Вам повезёт с честным и предприимчивым другом и Вы сможете заработать миллион.
Поклонник Ваших талантов Карло.
3)Милая…! Поздравляю тебя, дорогая
девочка, с праздником больших и маленьких женщин! Желаю тебе счастливой и
безоблачной жизни, стать звездой театра и кино, а ещё – сохранить дружбу со
старыми друзьями- Буратино и Пьеро. Целую тебя. Папа Карло.
/Ответы обучающихся/
-Ребята, Вы обратили внимание на то, что
в поздравительных письмах и открытках местоимение Вы пишется с большой буквы в
знак уважения к адресату, обращение выделяется восклицательным знаком).
— А теперь последнее, внеконкурсное, задание.
Оно будет творческого характера.
— Представьте, что каждый из вас – не
ученик , а Красная Шапочка. Вы приготовили бабушке подарок ко дню рождения и
идёте к ней в гости, напевая весёлую песенку.
Вспомним песенку- 1 куплет/
-Представили? Так вот, по дороге вы
обдумываете, как будете поздравлять свою любимую бабушку.
/Обучающиеся пишут поздравления, рисуют
открытки для бабушки Красной Шапочки/.
-Ребята, послушаем ваши поздравления: по
2 от каждой команды.
Подведение итогов урока- конкурса:
— Итак, мы сегодня на уроке поиграли,
вспомнили любимых сказочных героев, поучились вежливо общаться друг с другом,
познакомились с жанром музыкальной сказки, узнали значение и правописание слов (хором
по слогам произносим: этикет, комплимент, пианист, гитарист, гусляр. )
-А ещё нарисовали прекрасные открытки для
бабушки Красной Шапочки, убедились в том, что можем думать, фантазировать,
помогать друг другу в общем деле, а всё это просто необходимо, чтобы стать
настоящим другом.
Жюри объявляет результаты урока- конкурса.
-Давайте на прощание споём прекрасную,
добрую и задорную песенку из любимого мультика «Приключения кота Леопольда»,
которая учит нас добру и умению дружить.
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
В граде Муроме, селе Карачарове, жили-были два брата. У большего брата была жена таровата, она ростом не велика, не мала, а сына себе родила, Ильей назвала, а люди — Ильей Муромцем. Илья Муромец тридцать три года не ходил ногами, сиднем сидел. В одно жаркое лето родители пошли в поле крестьянствовать, траву косить, а Илюшеньку вынесли, посадили у двора на траву. Он и сидит. Подходят к нему три странника и говорят.
— Подай милостыню.
А он говорит:
— Идите в дом и берите, что вам угодно. Я тридцать три года не ходил, отроду сиднем сидел.
Один и говорит.
— Встань и иди.
Он встал.
— Что вам угодно?
— Что не жаль.
Он зачерпнул чару зелена вина в полтора ведра.
— Выпей сам.
Он ни слова не сказал, одним духом выпил.
— Поди принеси еще.
Приносит он.
— Выпей сам.
Он одним духом все выпил.
Они у него спрашивают:
— Какую ты в себе силушку чувствуешь?
— Такую , добрые люди, что если бы был столб одним концом в небо, другим концом в землю вбитый, и кольцо, я бы повернул.
Они переглянулись.
— Это ему много. Поди, принеси еще. Еще принес. Он выпил одним духом.
— Теперь как?
— Чувствую, в половине осталось.
— Ну, вот с тебя хватит.
Он от большой радости пошел их проводить и говорит:
— Я чую в себе силу богатырскую, где теперь коня взять?
— Вот на обратном пути мужик будет вести строгача (два года коню, значит) продавать, ты купи, только не торгуйся, сколько спросит, столько и отдай. Только откорми его три месяца бело-яровой пшеницей, отпои ключевой водой и пусти его на три зари на шелковую траву, а потом на шелковый канат и пропусти через железный тын туда — сюда перелететь. Вот тебе и конь будет. Бейся с кем хочешь, тебе на бою смерти нет. Только не бейся со Святогором — богатырем.
Илюшенька проводил их далеко за село. На обратном пути видит, его отец-мать крестьянствуют. Они глазам не верят.
Он просит:
— Дайте, я покошу.
Взял косу и стал ею помахивать, не успели оглянуться — вся степь лежит. Говорит:
— Я захмелел.
Вот прилег отдохнуть. Проснулся и пошел. Глядь, — мужик идет, ведет строгача, он вспомнил.
— Здорово!
— Здорово, дорогой молодец!
— Далеко ли ведете строгача?
— Продавать.
— Продай мне.
— Купи.
— Сколько?
— Двадцать рублей.
Он отдал, ни слова не сказал, взял из полы в полу и повел домой.
Привел домой, постановил его в конюшню и насыпал белояровой пшеницы. Так три месяца кормил, поил ключевой водой, выпускал на шелковую траву на три зари, вывел его на шелковый канат, конь туды — суды через железный тын перелетел, как птица. Ну, вот ему и конь богатырский. Так и вправду случилось.
Бился Илья Муромец с Соловьем-разбойником, и он [Илья Муромец] его победил. Конь под ним был богатырский, как лютый зверь, ход у него спорый. Он задними копытами за переднюю восемнадцать верст закидывает. Он утреню стоял в Чернигове, а к обедне поспел в Киев-град.
Однажды ехал-ехал по дороге, оказалось, дорога расходится в три стороны и на этой дороге лежит камень, и на камне надпись:
“Влево поедешь — будешь женат, вправо поедешь — будешь богат, прямо поедешь — будешь убит”.
Он подумал:
— Жениться еще время не настало, а богатства своего мне не нужно. Некстати русскому богатырю Илье Муромцу богатство наживать, а под — стать ему бедных да сирот спасать, защищать, во всем помогать. Дай, поеду, где смерти не миновать. Мне ведь в бою-то смерти нет, не написана.
И поехал прямо. Ехал-ехал он по дикой степи, впереди дремучий лес, поехал по этому дремучему лесу. Ехал он дремучим лесом с утра до полудня. Приехал на поляну, там стоит громадный дуб в три обхвата, под ним сидят тридцать богатырей, а на поляне пасутся тридцать коней. Они увидели Илью Муромца и зашумели.
— Зачем ты сюда, негодный мужиковина? Мы богатыри рода дворянского, а тебя, мужиковина, за три версты видать. Смерть тебе!
Илья Муромец наложил каленую стрелу на лук, как вдарит в дуб, только щепки полетели, весь дуб расшиб на щепки. Богатырей побил, дубом прихлопнул. Обратил Илья Муромец коня и поехал назад и написал на камне:
“Кто писал: проедет — будет убит — неправда, путь свободен всем прохожим и проезжим”.
Сам думает:
— Дай-ка поеду, где буду богат! Ехал он день, ехал два, на третий подъезжает -огромный двор, высокий забор, у ворот чугунный столб, на этом столбе висит чугунная доска и железная палка. Взял Илья Муромец и стал бить в эту доску.
Отворились ворота, выходит старик.
— Входи в дом, бери, что тебе угодно! У меня кладовые, подвалы ломятся.
Он думает:
— Деньги прах, одежда тоже, а жизнь и слава честная всего дороже.
Поехал назад и написал на камне:
“Неправда, что будешь богат. Чужое богатство недолговечное и непрочное”.
— Ну, поеду по третьей дороге, что там за красавица, может, правда, женюсь.
Подъезжает, а там стоит дворец, сам деревянный, окошечки хрустальные, серебром покрыты, золотом облиты.
Выходит девушка-красавица и говорит: I
— Принимаю, добрый молодец, как любимого жениха.
Взяла его за руку правую и повела его в столовую и подала обедать честь честью.
— Теперь время отдохнуть.
Ввела в спальню.
— Вот, — говорит, — кровать, ложись, отдыхай.
Он взял, нажал кулаком, она — бултых. А там яма глубокая, сажень пять. И там тридцать богатырей.
— Эй, ребята, это вы жениться сюда заехали?
— Да, — говорят, — помоги, Илья Муромец!
Они сразу узнали.
Он снял аркан с коня и бросил туда и вытащил их, всех до одного вывел.
— Ну, говорит, ступайте, гуляйте на воле, А я с ней поговорю.
— Поди отгуляла невеста, пора замуж идти.
Вывел в лес, привязал за волосья, натянул тугой лук. Вдарил — не попал.
— А знать, ты ведьма!
Он взял каленую стрелу, выстрелил в темя.
Она сделалась такая страшная, нос крючком, два Зуба. Он перекрестил три раза, она — бултых.
Он вернулся и написал:
“Кто хочет жениться — это неправда, здесь невесты нет — отгуляла”.
ездил, ездил по дикой степи, дремучим лесам, селам и городам и думает;
— Поеду я смотреть Святогора — богатыря.
И поехал глядеть Святогора — богатыря. Ехал — ехал, подъехал — высокая гора, как Араратская, только что-то чернеет. Он пустил коня и полез пешком, он шел винтом, взошел, там раскинут шатер, и в нем Святогор — богатырь лежит.
— Здоров ли, Святогор — богатырь?
— Жив — здоров, спасибо тебе, триста лет живу, лежу, никто меня не навешал. Я плохо вижу. Приподнялся, пожали они друг другу руки слегка.
Спустились с горы, ходили-ходили, видят -гроб лежит.
— Э, тут наша смерть. Твоя или моя?
А крышка растворена. Илья Муромец влез — ему просторно.
— Э, Илья Муромец, еще рано тебе. Ну-ка вылезай, я попробую.
Святогор — богатырь влез, только вытянулся, крышка захлопнулась. Илья Муромец семь раз вдарил — семь железных обручей накатил. Святогор — богатырь и говорит:
— Илья Муромец, подойди ко мне поближе, я дуну на тебя, у тебя силы прибавится.
Илюшенька один шаг сделал, силу почуял и сделал три шага назад.
— А, не подошел, а то была бы такая сила, — мать земля не носилаб!
Илья Муромец подошел к гробу, поклонился.
— Ну, прости, Святогор — богатырь.
— Похорони меня!
Илья Муромец вырыл мечом могилу глубокую, сволок в нее гроб, повалил его, простился и поехал в Киев. Там он прожил двести лет. И помер.
За всю жизнь Илья Муромец много врагов русской земли победил, за что он и славен был.