Главные герои сказки-были Михаила Пришвина «Кладовая солнца» — брат и сестра, Митраша и Настя. Митраше было десять лет, а Настя была на два года старше его. Брат и сестра были сиротами, отец у них погиб на войне, а мать умерла. Люди помогали детям, как могли, но Митраша и Настя быстро привыкли жить самостоятельно. Настя ухаживала за домашней живностью и вела хозяйство, а Митраша в свое время от отца научился ремеслу бондаря, он умел делать бочки и деревянную посуду.
Однажды весной ребята решили пойти за клюквой, которая всю зиму лежала под снегом и теперь была гораздо слаще, чем осенью. Когда-то отец рассказывал им, что знает место, где клюквы очень много. Он называл это место палестинкой. Но путь туда лежал через Блудово болото, в котором было гиблое место под названием Слепая Елань. Митраша уговорил сестру пойти за клюквой на заветную палестинку. Он хорошо помнил, как отец объяснял дорогу до этого места.
С собой Митраша взял отцовское наследство – компас и ружье. Ребята знали, что на болоте живет матерый волк по кличке Серый Помещик, и ружье в пути было не лишним. Настя взяла с собой большую корзину под клюкву. В нее она положила хлеб и картошку.
На болоте тропинка разделялась, и между Настей и Митрашей разгорелся спор, по какой тропинке идти. Одна тропинка была широкой и натоптанной, а другая – узенькой, по ней редко кто ходил. Митраша настаивал, что идти надо по узкой тропинке, которая вела прямо на север. Об этом пути и рассказывал отец. Настя боялась угодить в Слепую Елань и хотела обойти опасное место.
В результате дети поссорились и пошли разными дорогами. Они не знали еще, что обе тропинки приводят к заветной палестинке. Настя успешно добралась до места и с увлечением стала собирать клюкву, которой тут было видимо-невидимо. Она забыла обо всем на свете и ползала по кочкам, пока не наткнулась на большой пень, который облюбовала гадюка. Змея зашипела на девочку, но нападать не стала.
От испуга Настя опомнилась и поняла, что совсем забыла о брате и стала звать его. А Митраша, который пошел по узкой тропинке, попал в беду. Он не сумел распознать вовремя Слепую Елань и по грудь провалился в трясину. На поверхности он держался только благодаря ружью, которой успел положить плашмя и теперь держался за него.
На счастье Митраши, неподалеку от болота обитала охотничья собака по кличке Травка. Когда-то у нее был хозяин, сторож Антипыч, но он умер от старости, и теперь Травка жила вдали от людей. Травка была охотничьей собакой и часто гонялась за зайцами, которые водились на болоте. В погоне за очередным зайцем она выбежала к тому месту, где Митраша провалился в трясину.
Мальчик узнал собаку Антипыча и стал подзывать ее. Травка осторожно подползла к нему, и Митраша схватил ее за задние лапы. Испуганная собака рванулась и вытащила мальчика из трясины.
Обрадованная тем, что у нее появился новый хозяин, Травка продолжила охоту на зайца. Митраша, умевший охотиться, понял, чем занята собака и, затаившись в кустах, стал поджидать, когда загоняемый Травкой заяц выскочит прямо на него. Митраша понимал, что близится вечер и подстреленный заяц мог спасти ему жизнь.
Так случилось, что под тем же кустом затаился и оголодавший за зиму волк Серый Помещик, для которого сейчас даже собака была желанной добычей. Когда волк и мальчик столкнулись нос к носу, Митраша не растерялся и выстрелил. Он убил волка, который доставлял много неприятностей местным жителям.
На выстрел прибежала Настя, и брат с сестрой встретились. А вскоре и Травка принесла им в зубах пойманного зайца. К тому времени уже стемнело, и ребята развели костер. Они приготовили еду и заночевали в лесу.
Утром следующего дня соседи обнаружили, что дети не ночевали дома и отправились на их поиски. У болота они встретили Митрашу и Настю, которые несли на шесте большую корзину с клюквой. Вместе с ребятами была и Травка, пропавшая собака Антипыча.
Когда люди услышали, что Митраша застрелил матерого волка, они сначала этому не поверили. Но после того, как несколько человек привезли на санках тушу Серого Помещика, Митрашу стали называть героем.
Всю собранную клюкву Настя отдала в детский дом, для эвакуированных ленинградских детей. А на Блудовом болоте были найдены большие запасы торфа. Торф образуется из погибших растений и в нем запасена солнечная энергия, которую люди научились использовать. Блудово болото оказалось настоящей кладовой Солнца.
Таково краткое содержание сказки-были.
Главная мысль сказки-были Пришвина «Кладовая солнца» заключается следующем: несмотря на то, что дети, Настя и Митраша, пошли разными дорогами, они встретились, и мир восторжествовал между ними. Обретение мира, гармонии в человеческих отношениях (пусть даже и детских) — это дело сложное. Для этого люди должны отыскать в себе силы для преодоления разногласий, недомолвок. Только в конце пути дети смогли достичь примирения, понимания.
Сказка «Кладовая солнца» учит: нельзя указания других людей воспринимать буквально. Митраша по рассказам отца помнил, что к палестинке надо идти все время на север. Когда он дошел до места, где надо было обойти Слепую Елань, то не стал этого делать, а пошел прямо и завяз в трясине, чуть не погибнув.
Сказка-быль учит никогда не ссориться и всегда действовать сообща, особенно в опасных местах. Митраша и Настя поссорились и пошли разными дорогами. Эта ссора едва не закончилась трагедией.
Сказка «Кладовая солнца» мне понравилась тем, что несмотря на все сложности, которые пришлось преодолеть детям, у них всё закончилось хорошо, и Митраша стал героем, и клюква досталась эвакуированным ленинградским детям, и главные герои вновь обрели гармонию и счастье.
В сказке мне понравилась собака Травка, которая спасла Митрашу от гибели, и поймала для ребят зайца.
Какие пословицы подходят к сказке-были Пришвина «Кладовая солнца»?
Один в поле не воин.
Гнев – плохой советчик.
Все хорошо, что хорошо кончается.
Пришвин М., сказка «Кладовая солнца»
Жанр: сказка-быль
Главные герои сказки «Кладовая солнца» и их характеристика
- Настя Золотая курочка. Девочка 12 лет. Хозяйственная, домовитая, заботливая, рассудительная и осторожная. Поддалась жадности и забыла про брата.
- Митраша. Мужичок в мешочке. Мальчик 10 лет. Спокойный, уверенный, решительный, немного безрассудный. Не стал слушать сестру и попал в болото.
- Травка. Гончая, сильно скучала о своем умершем хозяине. Признала хозяином Митрашу.
- Серый помещик. Матерый волк.
План пересказа сказки «Кладовая солнца»
- Митраша и Настя ведут хозяйство
- Сборы за клюквой
- На Звонкой борине
- Ель и сосна у Лежачего камня.
- Дети разделяются.
- Облава на волков
- Серый помещик охотится на Травку
- Травка охотится на зайца
- Митраша тонет
- Настя жадничает
- Снова охота на зайца
- Спасение Митраши
- Конец Серого помещика
- Триумфальное возвращение
- Кладовая солнца.
Кратчайшее содержание сказки «Кладовая солнца» для читательского дневника в 6 предложений
- Сироты Настя и Митраша решают отправится на Палестинку за клюквой.
- В дороге они ссорятся и Митраша идет напрямик, а Настя в обход Слепой Елани.
- Серый помещик выслеживает Травку, а Травка выслеживает зайца.
- Митраша проваливается в Слепую Елань и тонет, а Настя увлеченно собирает клюкву.
- Травка спасает Митрашу и мальчик убивает серого помещика.
- Дети возвращаются с клюквой и собакой, а односельчане удивляются мужеству детей.
Главная мысль сказки «Кладовая солнца»
Любовь и согласие есть величайшие человеческие ценности, забывать о которых никак нельзя.
Чему учит сказка «Кладовая солнца»
Этот рассказ учит нас доверять друг другу. Слушаться умных советов, не забывать о том, что рядом есть близкие люди. Учит действовать сообща, учит не быть жадными и гордыми. Учит любить животных и природу.
Отзыв на сказку «Кладовая солнца»
Это рассказ автор не зря назвал сказкой-былью. В нем причудливо сплетено сказочное и реальное. В нем деревья выступают как живые существа, а животные и птицы действуют очень разумно. Но конечно больше всего мне понравилось мужество детей. Они сделали ошибки, они глубоко в них раскаялись, а ведь умение признать когда ты не прав очень важно для человека. И еще мне очень понравилась собака Травка, настоящий преданный друг человека, который знает великую правду жизни — что вся наша жизнь есть великая борьба за любовь.
Пословицы к сказке «Кладовая солнца»
Где согласие и лад — там дело клад.
Есть согласие, есть и счастье.
Хорошая собака без хозяина не останется.
Собака — друг человека.
Что одному трудно, то сообща легко
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Кладовая солнца» по главам:
I.
В одном селе, что лежало возле Блудова болота, жили двое осиротевших детей. Настя, которую все называли Золотой курочкой на высоких ножках, и Митраша, которого звали Мужичок в мешочке.
Настя была высокой, волосы рыжие, лицо все в веснушках, а носик глядел вверх. Митраше было десять лет и он был также весь в веснушках.
После смерти родителей детям досталось большое хозяйство — корова, коза, телка, овцы, куры, петух и поросенок. И дети с этим хозяйством справлялись на удивление хорошо. Да еще и в общественной жизни села участвовали. Настя с утра до ночи хлопотала по хозяйству, Митраша выучился делать деревянную посуду.
Не будь Насти, Митраша скоро бы зазнался, но Настя легко осаживала брата.
II.
На болотах растет очень вкусная ягода клюква, которую собирают поздней осенью или весной. Весенняя клюква особенно вкусная. И вот, узнав, что болота уже освободились от снега, стали собираться Настя и Митраша за клюквой.
Митраша взял отцовское ружье, компас и спросил Настю, помнит ли она о Палестинке, про которую говорил отец. Это была самое ягодное место на всем болоте, но лежало оно возле Слепой Елани, самого опасного места болота.
Уже перед уходом Настя прихватила котелок вареной картошки, про всякий случай.
III.
Дети довольно быстро миновали предболотье и вышли на борину, невысокий холм поросший бором, под названием Звонкая борина. Здесь уже показались первые ягоды клюквы. Дети вспомнили про Серого охотника, матерого волка, грозы этих мест, но Митраша любовно погладил ружье.
Наступало утро. Звонко пели птицы. Были среди них хорошо знакомые голоса, но некоторые Настя не знала и Митраша ей объяснял, что так кричит весной заяц, так ухает выпь, а так радостно журавли встречают солнце. Потом дети услышали как вдалеке выли волки, но им не нужно было в ту сторону.
Митраша сразу предложил свернуть по компасу на маленькую тропинку, а Настя предложила идти большой тропой. Но Митраша сказал, что где часто ходят люди, ягоды мало, и они свернули на тропинку, указанную компасом.
IV.
Двести лет назад в одну ямку ветер бросил два семени, сосны и ели, и оба семени проросли. Корни их сплелись, стволы тянулись к солнцу рядом, прокалывая друг друга сучьями, и когда ветер трепал деревья, сосна и ель выли от боли. Да так, что этот вой подхватили одичавшая собака, скучавшая по человеку и волк, просто от злости.
К этим деревьям, к Лежачему камню, пришли дети и сели отдохнуть. Над ними тетерев-косач поздоровался с солнцем. К этому месту слетелось немало косачей, которые были не прочь подраться, а сверху за ними наблюдала ворона, сидящая на яйцах. И когда прилетел ее самец, она крикнула ему: «Выручай».
В это время косачи стали драться, а ворона-самец стал подбираться к сидящему на ветках косачу.
Митраша, показывая на стрелку компаса, стал предлагать двигаться по едва заметной тропке, но Настя возражала.
Самец-ворона подкрадывался к косачу все ближе.
Митраша настаивал, что идти надо прямо на Палестинку, но Настя урезонивала его, говоря, что так они попадут на Слепую Елань.
Митраша рассердился и один отправился по своей тропинке. А Настя пошла по другой.
Самец-ворона догнал тетерева и бросился на него. Он вырвал у тетерева клок перьев, а деревья взвыли и застонали.
V.
Услышав этот вой, вылезла из ямы возле сторожки Антипыча гончая Травка. Два года назад старый Антипыч умер и это было большим горем для собаки.
Никто не знал сколько лет было Антипычу, может восемьдесят, а может все сто. Но он все обещал охотникам рассказать что такое правда, когда будет умирать. И сказал еще Антипыч, что пошлет за людьми Травку, когда придет его час.
Но началась война, Антипыч умер, и Травке пришлось привыкать к одинокой жизни. Она по привычке таскала пойманных зайцев к домику, но и того уже не было — развалился как-то вмиг.
И Травка выла от горя, а к ее вою давно прислушивался волк Серый помещик.
VI.
Охотники точно знали, что выводок волков живет возле Сухой речки. Они обложили волков флажками и устроили облаву. Почти все волки погибли, но Серый помещик выжил, один выстрел оторвал ему ухо, второй — хвост, но за то лето Серый помещик зарезал коров не меньше, чем целая стая.
Серый помещик сделался грозой тех мест и крестьяне старались обходить их стороной.
В то утро, услышав вой деревьев, Серый помещик вылез из логова и, голодный и злой, тоже завыл.
VII.
Серый помещик направился к сторожке Антипыча, собираясь съесть Травку. Но чуть ранее Травка перестала выть, и отправилась на охоту за зайцем.
Так случилось, что один заяц вышел к Лежачему камню, где недавно отдыхали дети и поскакал прямо к Слепой Елани.
Травка сразу почуяла запах людей и запах зайца, и перед ней встал непростой выбор. Идти за зайцем, в ту сторону, куда ушел меньший из людей, или идти за тем, кто пошел в обход Слепой Елани.
Ветер подул со стороны, куда ушла Настя и собака решилась. С той стороны пахло хлебом и картошкой и Травка, рассудив, что заяц никуда не денется, отправилась следом за Настей.
VIII.
Митраша в это время пробирался по Блудову болоту. Под ногами его пружинили кочки и слой травы едва выдерживал его вес. Ветки деревьев словно пытались предупредить, не пустить вперед мальчика, но Митраша упрямо шел вперед.
Птицы подняли гвалт, но Митраша не испугался и даже запел. Пение приободрило его и мальчик заметил, что тропа поворачивает на запад. А впереди лежит небольшое ровное пространство, совсем без кочек, на другой стороне которого виднеется трава белоус — явный признак человеческой тропы.
И Митраша решил идти напрямик.
Слепая Елань потому и называлась слепой, что вода в ней сверху заросла травой и видно ее не было. И Митраша пошел прямиком через эту Елань.
Сперва ему идти было даже легче, но постепенно он все глубже стал проваливаться в воду, уже до колена. Митраша решил было вернуться, вырваться из Елани, но буквально рядом увидел траву-белоус и решил, что перескочит. Он рванулся вперед и провалился по грудь. Ему оставалось только одно — положить ружье на болото и держаться.
Ветер донес до него окрик Насти и Митраша ответил, но сестра не услышала его. Одни сороки прыгали вокруг Митраши и мальчик заплакал.
IX.
В это время Настя увлеченно собирала клюкву. Сперва по ягоде, потом целыми горстями. Она забыла про брата, про себя, про время. Она даже сошла с тропы и шла туда, куда вела ее ягода.
Но опомнившись повернула и стала искать тропу. Метнулась в одну сторону, в другую, и вдруг за кустами можжевельника увидела такое, что мигом забыла про все на свете. Целая ярко-красная от ягоды полянка, та самая Палестинка, открылась ее глазам.
Посредине Палестинки был холм, на котором стоял лось. Лось презрительно смотрел на Настю, ползущую на четвереньках и не понимал жадности человека, да и человека в Насти не признавал. А прямо перед Настей возник пень, на котором грелась черная гадюка.
Увидев гадюку, Настя пришла в себя и поднялась на ноги. Лось, наконец узнал человека и убежал. А совсем рядом стояла Травка, собака, которую Настя сразу узнала. Она даже попыталась вспомнить кличку собаки, но в голову лезло глупое «Муравка».
Настя хотела дать собаке хлеба, но хлеб был на самом дне корзины, полностью заполненной ягоды. И Настя испугалась. Сколько же времени прошло и где ее брат. Она с криком упала на землю и зарыдала. Этот крик и слышал Митраша.
X.
Травка подошла к Насте и лизнула ее в руку. Она почуяла человеческое горе и завыла. Этот вой снова услышал Серый помещик и понял, где находится собака.
А Травка услышала тявканье лисицы, и поняла, что та взяла след зайца. Она прибежала к Лежачему камню и стала караулить зайца. Но прыгая, Травка промахнулась и заяц петляя рванул прямо на Слепую Елань. Травка бросилась следом.
XI.
Заяц привел Травку прямо на Слепую Елань, где сороки дразнили Митрашу. Заяц отпрыгнул в сторону и лег в свой же след. Но Травке уже было не до него.
Травка глядела на маленького человека в Елани и думала, что это Антипыч. Она робко вильнула хвостом и вдруг услышала самое родное для нее слово: Затравка. Так позвал ее Митраша.
Травка сразу легла, узнав Антипыча. А Митраша вынужден был хитрить и звать собаку, потому что не мог объяснить ей свой план спасения. Он подзывал Травку все ближе и когда та подползла совсем близко, неожиданно ухватил Травку за заднюю ногу.
Собака рванулась, не понимая, как человек мог ее так обмануть. Она бы вырвалась, но Митраша успел схватить Травку за вторую лапу. И вот Травка уже вытащила Митраша на берег.
Она отбежала, но Митраша снова ласково позвал ее, и Травка радостно взвизгнула. Теперь она уже не сомневалась, перед ней был ее Антипыч. И человек и собака обнялись и целовали друг друга.
XII.
После этого дела пошли на лад. Травка вспомнила про зайца и довольно быстро нашла его след. Митраша переменил в ружье патроны, и спрятался в кусте можжевельника, надеясь подстрелить зайца. Сюда же вышел Серый помещик и Митраша выстрелил волку прямо в голову. Серый помещик был убит.
Настя услышала этот выстрел и быстро нашла брата. Травка добыл все-таки зайца и дети грелись у костра, готовили ужин и готовились к ночлегу.
В деревне, узнав, что дети не ночевали дома, встревожились и собиралась идти их искать, но тут они явились сами. Они рассказали о своих приключениях и несмотря на то, что полная корзина клюквы была налицо, люди не сразу поверили в смерть Серого помещика. Но охотники сходили в указанное место и нашли труп волка.
Митраша стал в глазах односельчан героем. И вскоре он вырос, вытянулся, стал статным красивым парнем.
А Настя тоже удивила односельчан. Всю собранную клюкву она отдала эвакуированным детям.
Торф — это настоящее богатство, которое хранится в болотах. Торф — это консервы солнечной энергии, поэтому геологи называют болота кладовыми солнца.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Кладовая солнца»
Уже сам подзаголовок повести «Кладовая солнца (сказка-быль)» заставляет читателя обратить внимание на жанр произведения. «Сказка-быль» создана так, что в ней переплетаются реальное и сказочное, причём происходит это на всех уровнях и на уровне языковом, ведь в произведении отчётливо прослеживаются фольклорные мотивы в построении повествования, в описаниях, в лексике, и на уровне сюжетном, когда мотив спасения героя от неминуемой смерти (сказочный мотив) обыгрывается писателем таким образом, что это спасение не вызывает у читателя ни малейшего сомнения в своей достоверности; да и в образах героев — Насти, Митраши, старика Антипыча, собаки Травки очень много от сказочных персонажей — не случайно же Настю повествователь сравнивает с Золотой Курочкой, а Митраша имеет прозвище «Мужичок в мешочке».
Однако явная связь со сказочным миром не превращает повесть «Кладовая солнца» в стилизацию, Пришвин создаёт вполне оригинальное и в жанровом, и в изобразительном планах произведение, в котором описываются удивительные и одновременно вполне реальные, где-то даже «приземлённые» приключения оставшихся сиротами детей, которые, однако, живут так, как и не всякий взрослый сумеет жить в таких сложных обстоятельствах, в которых они оказались после того, как «их мать умерла от болезни, а отец погиб на Отечественной войне».
Пришвин в произведении «Кладовая солнца» показывает детей, которые живут взрослой жизнью, он с любовью описывает хозяйственность Насти, мастеровитость Митраши, он откровенно любуется своими героями: «А какие это были умные детишки! … не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы». Писатель с большим знанием дела описывает, как Митраша делает деревянную посуду, он восхищается Настей, которая, несмотря на возраст, ведёт себя как взрослая хозяйка. Но, вместе с тем, дети остаются детьми, и постоянные перепалки брата и сестры, в ходе которых чаще всего Митраша пытается доказать, что он «в доме главный», тоже милы автору, он видит в них подлинные отношения между братом и сестрой, которые очень сильно любят друг друга, между которыми возникает «такое прекрасное равенство».
Характеры героев проявляются и в том, как они собираются «за клюквой». Обстоятельность, серьёзность сборов, рассказ брата о «палестинке», о которой говорил когда-то отец, надежда на то, что им удастся найти эту «неизвестную никому палестинку, где растёт сладкая клюква» — и нелепый спор, в результате которого брат и сестра пошли в лесу каждый своей дорогой…
Пришвин замечательно умеет описывать природу. В «Кладовой солнца» природа становится самостоятельным действующим лицом, она живёт своей жизнью, но она же и особым образом «настроена» на жизнь героев. Когда Митраша и Настя расстались, разошлись в разные стороны, «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали». Так природа выражает своё отношение к происходящему и как бы предсказывает, что дальше героям предстоят испытания.
Образ старого Антипыча создан в сказочных традициях: герой очень стар, он не говорит, сколько ему лет, его речь полна загадками, он умеет разговаривать со своей собакой Травкой, он хранит некие тайны, которые нельзя передать кому попало, для их постижения человек должен определенным образом подготовиться. Умирая, он именно Травке доверяет свой главный секрет — отношения между живыми существами должны быть построены на любви, эта любовь должны быть взаимной, она должна приходить на помощь тогда, когда живые существа нуждаются в помощи. Интересно, что Пришвин говорит не только об отношениях между людьми, ведь не случайно же смерть Антипыча он называет «ужасным несчастьем» в жизни Травки, которая так и не может забыть своего хозяина и постоянно ищет его, найдя, в конце концов, в Митраше «маленького Антипыча», которого она спасла от гибели в болоте.
Митраша оказался в беде потому, что понадеялся на себя, забыл о народной мудрости, «Не знавши броду, оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую Елань». Мальчик, «почуяв опасность, остановился и призадумался над своим положением», но опоздал и «почувствовал себя плотно охваченным со всех сторон по самую грудь» трясиной, которая никогда не отпустила бы его, если бы на помощь ему не пришла Травка.
Если Митраша ушел с «тропы человеческой» из-за самонадеянности, то Настю увела с неё… неосознанная жадность — девочка шла и шла себе «за клюквой», да и не заметила, как оказалась там, где «люди не ходят». Примечательно, что, осознав это, она испугалась не за себя, а за брата, и её отчаянный крик услышал погибающий в болоте Митраша. Настя корит себя за жадность, и этот момент является одним из самых трогательных в повести.
Между Митрашей и Травкой не сразу установилось понимание, но после того, как мальчик позвал спасшую его из трясины собаку, он в ее глазах преобразился, он «отряхнул грязь с лохмотьев своих и, как настоящий большой человек, властно приказал…» — для Травки он стал ее хозяином: «С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею…» В минуты смертельной опасности Митраша повёл себя как взрослый, и живое существо признало его право называться хозяином — он стал по-настоящему сильным. Подтверждение этого — то, что ему удаётся убить матерого хищника, и это оказывается удивительным для людей, которые «на время бросили свои дела и собрались, и даже не только из своего села, а даже из соседних деревень… И трудно сказать, на кого больше глядели — на волка или на охотника в картузе с двойным козырьком»…
Дети оказались не просто замечательными детьми, в них те испытания, через которые они прошли, открыли новые, совсем взрослые, качества, прекрасные черты характера. Настя отдала всю клюкву, которая чуть было не увела ее с верного жизненного пути, эвакуированным ленинградским детям, и это был уже совсем взрослый, осознанный поступок, который еще выше поднял девочку в глазах рассказчиков. Хотя автор и сообщает, что рассказ ведётся от имени геологов, открывших торфяные запасы в «Кладовой солнца», читателю понятно, что автор произведения выражает в нем свою жизненную позицию, что он восхищается юными героями, в которых так много тепла, человечности, чувства собственного достоинства, которые так тонко ощущают мир природы и являются такими достойными представителями мира людей.
“Кладовая солнца” — самое известное произведение Пришвина. Сказка была создана в 1945 году, на написание у автора ушел один месяц. Черновой вариант назывался “Друг человека” и в центре его сюжета была собака Травка. Но позднее Пришвин нашел более поэтичное название “Кладовая солнца” и превратил повесть в рассуждение о природных богатствах.
Главная тема сказки — тема единения человека с природой.
Также автор затрагивает проблему детей, которые остались без родителей и учатся жить дальше.
Рис. 1. Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца». Художник П. В. Калинин
Персонажи
- Настя
— высокая курносая девочка двенадцати лет, у нее золотистые волосы и лицо в веснушках. Односельчане ласково называют ее “золотая курочка”.
- Митраша
— младший брат Насти, десятилетний мальчик, невысокий и плотный, с высоким лбом и широким затылком. Веснушчатый и курносый мальчик, его взрослые между собой звали “мужичок в мешочке”.
- Травка
— большая рыжая борзая собака. У нее были большие умные глаза.
- Антипыч
— старый лесник, добрый, мудрый хозяин Травки.
- Серый помещик
— лютый, хитрый волк, который не дает жизни местным сельским жителям.
Глава 1
Недалеко от Блудова болота, что рядом с городом Переславлем-Залесским, в деревне жили двое детей-сирот — Настя и ее младший брат Митраша. Во время Отечественной войны они потеряли родителей — маму унесла болезнь, а отец не вернулся с фронта.
Дети были любимцами соседей, им помогала вся деревня.
Но дети быстро сами научились справляться с хозяйством. После родителей им досталась пятистенная изба, корова с телушкой, коза, поросенок, несколько овец да петух с курами. Дети часто присоединялись и к работам в колхозе.
Рис. 2. Настя и Митраша. Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца». Художник А. М. Китайский
Как их покойная мама, Настя просыпалась рано утром и занималась хозяйством до вечера. Митраша от отца научился делать посуду из дерева, и по просьбе соседей часто мастерил разную утварь. Мальчик также старался выполнять всю мужскую и общественную работу.
Митя иногда зазнавался и начинал указывать старшей сестре, что и как она должна делать. Но Настя улыбаясь, гладила брата по голове, чтобы он перестал хорохориться. Митраша быстро успокаивался, и дети снова вместе принимались за дело.
Дружба двух детей перенесла много испытаний. Общее горе очень сплотило Настю и Митрашу.
Глава 2
Ягода клюква появляется в болоте летом, собирают ее обычно по осени. Но слаще всего клюква весенняя, та, что из-под снега.
Такая клюква считается не только самой вкусной, но еще и целебной.
В апреле снег в лесу еще лежал, но в болотные кочки уже освободились из-под зимнего покрова. Вот брат с сестрой и засобирались за сладкой весенней клюквой. Рассказ отца о палестинке, что есть на Блудовом болоте, очень запомнился Мите. Палестинка — эта, по словам их отца, как будто вся усыпана красной и крупной ягодой. Но знали дети и о Слепой елани, топком месте, где много пропало людей и животных.
Встав рано до рассвета, Настя дала корм домашним животным и приготовила под клюкву большую корзину. Не забыла она и о еде: взяла чугунок картошки, хлеба и молока.
Митраша тоже собирался с толком: взял с собой ружье “Тулку”, манки на рябчиков и компас. Мальчик хорошо помнил наказ отца: никогда не ходить в лес без компаса. В лесу стрелка компаса роднее матери, неизменно всегда поможет не заплутать.
Рис. 3. Митраша. Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца». Художник Е. Рачев
Глава 3
Блудово болото было окружено большим количеством кустарника, сквозь который был прорублен ход. Дети быстро пересекли приболотицу, выйдя к огромному болоту. Отсюда видны уже были песчаные холмы — борины, каждая со своим названием. Дети вышли к первой — Высокой гриве. Много здесь было разных трав, среди них пахучие цветы волчьего лыка на крепких стебельках. Отец детей шутил, что из этих стебельков волки корзинки плетут. Настя, уже продрогшая от болотной сырости, вдалеке услышала вой. Это выл на Сухой речке от голода и одиночества волк, которого местные называют Серый помещик.
У подножия Звонкой борины тропа делилась на две. Настя хотела продолжать путь там, где ходят все люди, где точно есть клюква. Но Митя настоял: нужно продолжать идти на север, чтобы выйти к заветной палестинке. Дети продолжили идти уже не бок о бок, а гуськом.
Глава 4
Много лет назад с ветром прилетели в болото семя ели и семя сосны. Оба они попали в ямку рядом с плоским камнем и проросли. Так два дерева и растут с тех пор, бок о бок, борясь за солнечный свет и тепло. К камню Настя и Митя скоро пришли и присели отдохнуть. В ожидании первых утренних лучей на дерево устроился тетерев и завел свою песню. Со всего болота ему вторили его сородичи. Тетерева завели дружную песню, в ожидании общей драки.
Рис. 4. Митраша. Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца». Художник Е. Рачев
Дети неподвижно сидели в первых лучах солнца, отогреваясь перед продолжением пути. Вскоре дети засобирались дальше, но тут тропа снова расходилась. Митраша хотел продолжать путь на север, пусть и по слабой, едва виднеющейся тропке. А Настя не желала подчиняться младшему брату.
Брат с сестрой поссорились и разделились. Митя расхорохорился, забыв и о еде, и о корзине, которые остались у обидевшейся Насти.
Глава 5
Рядом с полуразвалившейся сторожкой лесника в картофельной яме жила его собака Травка. Ветер часто качал деревья, а те стонали, и стоны их были похожи на человеческие. Эти звуки леса беспокоили собаку, а она вторила им своим грустным воем.
Два года назад умер хозяин Травки, Антипыч. Хозяин заботился о ней и любил. А она для него загоняла всякого зверя.
Пока жив был Антипыч, собака жила для него, а теперь Травке приходилось жить только для себя. Тосковала она и часто выла, а Серый помещик слушал.
Глава 6
Сторожка лесника Антипыча находилась вблизи Сухой речки, куда несколько лет назад приезжала волчья бригада по просьбе местных. Деревенским жителям не давала жизни местная стая волков.
Охотники ушли в лес, своим воем заставили выть волков. Таким образом мужчины определили количество волков и их местоположение. Обойдя на лыжах волчье логово, охотники расставили по периметру ярко-красные флажки, пропитанные запахом: волки боятся красного цвета и запаха кумача. Криками и шумом волков выгнали из их убежища. Первой шла главная волчица, за ней — вся стая. Только Серый помещик держался в стороне.
Рис. 5. Собака Травка. Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца». Художник Е. Рачев
Волки натыкались на устрашающие красные флажки и не смели идти дальше, бегая в смятении по кругу. Волчица первой получила пулю, а потом погибли и остальные. Все, кроме Серого. Этот опытный волк в один прыжок перемахнул флажки, лишившись лишь левого уха и половинки хвоста.
В теплое время года Серый передушил и перепортил не меньше скотины, чем вся стая. Зимой он питался собаками. Еще пять раз безуспешно пробовали охотники зафлажить Серого. В то утро одинокий волк был зол и голоден.
Глава 7
Голодный волк услышал вой собаки на другом берегу реки и отправился уже в ее направлении. Повой она еще немного и беды было не миновать. Но голодная Травка решила отправиться на охоту за зайцем-русаком, который пришел на место, где после ссоры разошлись Митраша и Настя.
Порыв ветра легко спугнул косого, но Травка легко бы нашла заячий след. Запах людей, что несли с собой картошку и хлеб, отвлек собаку. Так ей хотелось человеческой ласки и общения.
Травка передумала выслеживать зайца и рысью отправилась по Настиному следу.
Глава 8
Блудово болото — это настоящая кладовая солнца, в которой вода хранит огромные залежи горючего топлива. Только вот торфяной слой не по всему болоту одинаковый. У Лежачего камня пласт торфа старый и толстый, а там, куда отправился Митраша, слой был гораздо моложе и тоньше. Но растения у него под ногами очень крепко сплелись и маленький мужичок без страха шагал вперед.
Рис. 6. Настя и лось. Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца». Художник Е. Рачев
Мальчика окружали только старые, корявые, невысокие елки да звуки птиц. Вдруг его тропа резко свернула влево, на запад. Но мальчик, увидев перед собой чистую и светлую поляну, самонадеянно решил срезать путь через нее.
Важно! Не зря Антипыч любил повторять старую поговорку: “Не знавши броду, не лезьте в воду”. Оставив тропу, мальчик зашел прямо в топь Слепой елани. Уже через несколько шагов ему было по колено. Митя попытался было рвануться, что есть мочи, но куда там. Трясина затянула еще сильней. Все, что мог сделать Митраша — опереться двумя руками на ружье и успокоить дыхание.
Тогда Митя и услышал, как Настя выкрикивает его имя. Мальчик попытался ответить, но ветер относил его крики далеко за болото. От своего бессилия Митраша тихо заплакал.
Глава 9
Во время сбора клюквы у многих женщин развивается невиданная жадность. Вот и Настю она не обошла стороной. Сначала девочка собирала каждую ягодку, потом ей уже хотелось наклоняться только за горсточкой.
Бывало дома за работой Настя часто вспомнит о брате, окликнет его. А тут забыла она не только о Митраше, но и о себе. Только о клюкве девочка и думала. Так понемногу она не заметила, как сошла со знакомой тропы. Огляделась вокруг — нигде тропы не видно. Но вдруг увидела девочка ту самую заветную палестинку.
Обе тропинки, по которым шли брат с сестрой огибали болото и вели к этому месту. Митина тропка была короче, и не сверни он с нее, давно бы оказался здесь. Но Настя, увидев чудесную палестинку, совсем забыла о брате. На коленях, ничего кроме ягод не замечая, девочка на четвереньках передвигалась по болоту.
У старого пня ее привело в чувство шипение змеи, гревшейся в лучах вечернего солнца
.
Рис. 7. Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца». Художник Ф. Домогацкий
Девочка вскочила на ноги, спугнув стоявшего невдалеке лося и притаившегося под кочкой зайца, и огляделась. Настя увидела Травку, которую острый нюх быстро привел к девочке, и хотела дать ей кусок хлеба. Уж полна была корзинка клюквы, и только сейчас Настя вспомнила о брате и вся в слезах прокричала его имя.
Глава 10
Уж закончился день и наступил тихий вечер. Настя рыдала рядом с пнем, а Травка чуяла хлеб и очень хотела есть. Но она не могла сама рыться в корзине, поэтому просто села рядом с девочкой и завыла, вторя ее беде.
Вдруг услышала Травка, как лисица охотится за зайцем. И решила собака по-волчьему перехватить русака. Затаившись рядом с кустом можжевельника, она дожидалась зайца. Но старый русак остановился в секунду, когда собака совершила прыжок. Так собаку и перенесло через зайца. Косой, не теряя времени, ринулся по Митрашиной тропинке, а Травка с лаем бросилась следом.
Серый помещик, снова услышав собаку, понесся прямо к Слепой елани.
Глава 11
В Слепой елани раскричались сороки, почувствовав приближение зайца. Опытный заяц, не слушая их крики, продолжал путать след. Не сразу он понял, как ему повезло. Травка в пылу погони заметила Митрашу, застрявшего в трясине, и встала, как вкопанная.
Собака сначала долго разглядывала маленького человека, но потом признала в нем друга и завиляла хвостом. Мальчик тоже узнал собаку и стал подзывать к себе. Травка, доверившись, понемногу поползла к нему.
Мальчик все хорошо рассчитал: как только собака достаточно приблизилась к нему, он схватил ее за заднюю лапу, и сумел выбраться из трясины. Когда мальчик снова оказался на тропе, он отряхнулся и снова подозвал к себе собаку старой кличкой Антипыча — Затравка. Визжа от радости, собака кинулась на шею Митраши. Как счастлива она была снова найти хозяина!
Рис. 8. Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца». Художник Ф. Домогацкий
Глава 12
Счастливая Травка возобновила свою охоту за зайцем, уже не для себя, а для хозяина. Голодному Митраше ничего не стоило добыть огонь из выстрела ружья и запечь зайца. Митраша устроил засаду в можжевельнике, где к тому времени уже притаился Серый. Заметив волка, Митя не раздумывая выстрелил в него.
Услышав выстрел, Настя снова закричала. Митя ответил и вскоре брат и сестра воссоединились.
Тут и Травка вернулась, с пойманным зайцем. Дети заночевали в болоте.
Наутро они вернулись и всем соседям рассказали о своих приключениях в Блудовом болоте. Не все поверили, что мальчик сумел убить хитрого волка, но вскоре несколько мужиков на санках привезли огромного серого волка..
Настя было совестно за свою жадность и она всю собранную ягоду отдала в детдом, где жили эвакуированные ленинградские дети.
В своей повести Пришвин красочно и образно описывает живую природу нашей страны. Он одухотворяет природу, она становится не просто пейзажем, на фоне которого разворачивается действие сказки, она превращается в отдельного персонажа, со своим собственным характером. Автор заставляет читателя задуматься о том, как много нам дает наша планета, и о том, как важно заботиться об окружающем нас мире.
В предложенном ниже видео вы найдете также аудио-версию краткого содержания этого произведения М. Пришвина.
Книга Пришвина «Кладовая солнца» познакомит вас с интересным рассказом и его героями, а мы поможем вам познакомиться с Пришвином и его «Кладовой солнца» в кратком его содержании, чтобы знать смысл произведения и уметь отвечать на вопросы на уроке литературы.
Пришвин Кладовая солнца
Глава 1
В селе, что расположилось недалеко от Блудова болота, брат с сестрой остаются сиротами. Мать умерла, а отца забрала война. Дети жили как раз по соседству от дома, где поселился рассказчик. Сироты были еще детьми, девочке лишь двенадцать лет, а мальчику и того десять. Когда родителей не стало, все хозяйство, а это и куры, и корова, и телка, и поросенок, и коза, легло на их небольшие детские плечи. Правда, соседи и дальние родственники пытались им помогать, но дети быстро приловчились и стали со всем добром справляться самостоятельно. Даже часто приходили на общественные работы. Сестра по хозяйству, брат занимался мужскими делами, а также бондарством.
Глава 2
Была ранняя весна и дети от людей услышали, что пора собирать клюкву, которая, кстати, вкуснее всего после зимы, хотя многие клюкву собирают поздней осенью. Вот Митраша и Настя собрались в путь за клюквой. Собрались идти на палестинку, о которой рассказывал отец. Именно там растет очень много ягод. Но место опасное. Несмотря на это, дети отправляются в дорогу, захватив с собой все необходимое, в том числе, еду и оружие.
Глава 3
Дети прошли приболотную местность по тропинке, которую проложили еще до них, По дороге они собирали первую попавшую им клюкву, а также слушали различные звуки, что издавали разные птицы, а также дети услышали вой. Как сказал Митраша, это выл одинокий волк. Выбирая путь, куда идти за клюквой, дети решают идти за стрелкой компаса, туда, куда никто не ходит, где их отец говорил, находится палестинка.
Глава 4
Дети пришли к Лежачему камню, где решили немного отдохнуть, и встретить солнечные лучи, которые бы их согрели, так как они немного замерзли. И вновь слушали птиц, а после решили идти. Митроша указывал на один путь, а Настя хотела идти всеми протоптанной тропинкой. В итоге каждый пошел своей дорогой.
Глава 5
Далее Пришвин в «Кладовой солнца» рассказывает о собаке Травке, которая теперь одиноко живет в лесу, как дикий зверь, добывая себе самостоятельно пропитание, хотя до этого жила с охотником-лесником Антипычем. С ним она и на охоту ходила, с ним и жила, а он всегда защищал ее от волков. Теперь собака сама и часто воет, особенно, когда слышит, как издают во время ветра, стон деревья. Этот вой собачий и слышит волк.
Глава 6
Как раз недалеко от сторожки у Сухой речки несколько лет назад расплодились волки. Крестьяне позвали волчью команду, чтобы те их убили. Истребители волков прибыли быстро, быстро сделали свое дело, выманив волчицу с волчатами и волка. Вот только волк сумел удрать. Это и был тот самый известный Серый помещик. За ним потом несколько раз охотились, но не получалось убить. Как раз в тот день, когда дети разошлись разными дорогами, волк вылез из своего логова. Голодный, худой. Он завыл. Далее в рассказе Пришвина «Кладовая солнца» автор призывает не верить волчьему вою. Это не жалостный вой, а опасный, злой.
Глава 7
Сухая речка огибала Блудово болото полукругом. С одной ее стороны выл волк, а с другой стороны – собака. Как раз на собачий вой и решил пойти волк, чтобы сожрать пса, но собака раньше перестала выть, поэтому волку не удалось ее поймать. Сама же собака отправилась на охоту и взяла след зайца, который направился к Слепой лани, куда пошел Митроша. Однако тут собака услышала запах картошки, что была в корзинке, и, поняв, что человек с картошкой направился в другую сторону, решает идти в сторону Насти.
Глава 8
Слепая елань – это как раз то место, где пласт торфа был молодой и тонкий, поэтому, места были не твердыми, а полужидкими. Станешь ногой и проваливаешься, да не знаешь, на какую глубину. Митраша же продолжал идти. Он шел по чьим-то следам, надеясь на то, что предыдущий человек выбрал правильный путь. Мальчик шел и тут ему захотелось сократить путь, причем, он увидел, что это возможно, ведь там росла трава-белоус, которая всегда растет у человеческой тропы, а значит, дорогу он выбрал верную. Он решает идти не проторенной дорогой. Но ошибся. Он попал в ту самую елань, где все погибали. Мальчика также засосало болото. Он стал звать Настю, которая где-то вдали уже звала Митрошу, вот только крик Митроши уносил ветер в другую сторону. Мальчик заплакал, чувствуя свою погибель.
Глава 9
Знакомясь с Пришвиным с его «Кладовой солнца», и продолжая рассказ, мы узнаем о дальнейших событиях. В то время, как Митраша шел краткой дорогой и опасной, Настя пошла по проверенной, собирая по пути клюкву. Дети не могли знать, что в итоге они все равно должны были встретиться. И, если бы Митроша не свернул с дорожки, и не провалился, то уже бы собирал клюкву, которая хорошо ценилась и за которой все гонялись. Вот только куда бы он собирал ягоду, непонятно. Настя же дошла до того самого места, где было много клюквы. Она и думать забыла о брате и только, когда увидела собаку, ту самую Травку, ей вспомнился брат и девочка крикнула его имя. Как раз этот крик и слышал мальчик. Настя же упала рядом с корзинкой и заплакала.
Глава 10
Собака находится рядом с Настей, а учуяв беду, начинает выть. Этот вой вновь слышен волку, который начинает бежать в сторону собаки. И тут Травка перестает выть, заметив зайца. Собака решает бежать за ним, а волк бежит за собакой.
Глава 11
Когда собака бежала за зайцем, то увидела человека в болоте, который ее позвал. Он назвал собаку Затравушкой. Именно так когда-то называл ее прежний хозяин. Собака стала подползать к мальчику ближе и тут Митроша ухватил ее за лапы. Испугавшись, собака дернулась и стала вырываться. Этим она и вытащила немного мальчика, который дальше смог вырваться из болота и доползти до тропинки. Когда Митроша выбрался, он позвал к себе собаку, чтобы обнять ее.
Глава 12
Когда мальчик был в безопасности, собака продолжила свой гон за зайцем, Митроша, понимая, что это его единственный ужин, прилег у можжевельника, чтобы в нужную минуту выстрелить. Вот только в это время к можжевельнику подобрался волк и был совсем близко к мальчику. Увидев волка, Митроша выстрелил. Волк сразу погиб. Выстрел же привлек Настю, которая и смогла отыскать Митрошу. Дети встретились. Собаке же удалось поймать зайца и принести брату с сестрой.
Соседи тем временем кинулись и увидели, что детей давно нет, что они не ночевали дома. Все собрались на их поиски и тут, сестра с братом вышли из леса, а за ними бежала всем известная собака. Дети все рассказали жителям села, рассказали и о том, как Митроша застрелил волка. Многие не верили, пока не увидели труп волка. Так мальчик стал героем. Настя же долго себя корила за то, что бросила брата и за то, что с такой жадностью собирала ягоду, а когда провозили эвакуированных детей из Ленинграда, отдала им всю собранную клюкву.
О создании Божественной комедии известно немного. Данте Алигьери работал над поэмой последние 18 лет своей жизни, начав приблизительно в 1310-х гг. Божественная комедия, смысл которой раскрывается в процессе долгого путешествия героев по Аду, Чистилищу и Раю, является настоящей средневековой энциклопедией религиозно-нравственных знаний.
Краткое содержание Божественной комедии
Главные герои поэмы:
- Данте Алигьери, автор;
- Вергилий, сумеречная тень поэта, ставшая проводником Алигьери по аду;
- Беатриче, возлюбленная Данте, умершая 10 лет назад, ставшая проводником по Земному раю.
- Бернард, богослов, ставший проводником Данте к Богу.
Интересно! Данте – не единственный реальный герой в Божественной комедии. В молодости автор был страстно влюблен в девушку по имени Беатриче, которая умерла будучи совсем юной. Несмотря на трагичность этой истории, поэт до последних дней пронес в себе эти чувства, трансформировавшиеся со временем из чувственной области в духовную.
Ад
Главному герою поэмы, в роли которого выступает сам автор Данте Алигьери, является тень мыслителя и поэта Виргилия. Он предлагает Данте провести его к его возлюбленной Беатриче, умершей 10 лет назад. Только на пути к Раю, где живет душа юной чистой девушки, ему придется пройти ад и чистилище. Данте, до сих пор скорбящий по ушедшей любви, соглашается. Он проходит вслед за своим проводником через врата Ада. Именно это путешествие, подойдя к завершению, раскроет философский, моральный, психологический смысл Божественной комедии Данте Алигьери.
На заметку! Жанр произведения, определяемый в самом названии, как комедия, не имеет отношения к действию, разыгрываемому на сцене. Смысл названия Божественной комедии в том, что в поэме, в отличие, например, от трагедии, предполагается обязательный хороший конец.
Круги Ада
Ад представляет собой гигантскую воронку, одним концом достающую до самого центра земли и состоящую из девяти кругов:
- Первый круг – Лимб – обитель душ добродетельных нехристиан и некрещеных детей. Здесь Данте и Виргилий общаются с великим при жизни философами. среди них Гомер, Гораций, Лукан, Овидий.
- Второй круг – место обитания демона Миноса, наказывающего сладострастцев, которые выключали разум и шли на поводу желаний тела.
- Третий круг, охраняемый Цербером, заключал в себе души чревоугодников и обжор. Здесь герой встречает своего давнего знакомого Чакко, которому дает обещание напомнить о нем на Земле.
- Четвертый круг и его хозяин демон Плутос, «занимались» душами скупцов, растратчиков, нечестных на руку священников.
- Пятый круг – место, где маялись души, испорченные злобой, завистью, ленью.
- Шестой круг – пристанище душ еретиков.
- Седьмой круг охраняется Минотавром. Там в мучениях проводят вечность души бандитов, разбойников, насильников, самоубийц.
- Восьмой круг и его адский стражник Герион наказывали обманщиков, обольстителей, колдунов, ведьм, взяточников, воров, сеятелей смуты, вероломных советчиков и фальшивомонетчиков.
- Девятый круг, представляющий собой ледяное озеро, навечно заморозил в себе души предателей. В центре озера – Люцифер с тремя пастями, в каждой из которых томится самые известные из них: Иуда, Брут, Кассий.
Чистилище
Пройдя все девять кругов Ада, Данте оказывается в Чистилище, где бесконечно счастлив вновь увидеть небеса и солнечный свет. Здесь нашли пристанище души грешников, которые успели раскаяться перед смертью, воинов, павших в бою и погибшие насильственной смертью. Перед входом ангел начертил у них на лбу по семь букв Р (Г-грех).
Чистилище также включало в себя несколько кругов:
- На первом круге огромные камни давили на гордецов.
- Второй круг предназначен для завистников, лишенных зрения.
- Третий круг очищал черным дымом души, затронутые гневом, заставляя их помышлять лишь о смирении и кротости.
- В четвертом круге стремительным бегом очищались души, виноватые в лени и унынии.
- Пятый круг очищает души скупцов и прожигателей жизни. Герои являются свидетелями, как душа римского поэта Стация, пройдя все этапы очищения, направилась в Рай.
- В шестом круге испытывают постоянный неутолимый голод чревоугодники.
- Пройдя в седьмой круг, Данте становится свидетелем того, как очищаются души сластолюбцев. Горя в огне, они поют оды, восхваляющие целомудрие.
К этому моменту буквы на лбах, символизирующие семь смертных грехов, стираются. Лишь стена огня отделяет их теперь от Рая.
Рай
В Земной части Рая, в кторой жили бы все люди, если бы Евой не был совершен первозданный грех, Данте встречает душу своей возлюбленной Беатриче,
Вместе с ней герой отправляется в Рай Небесный, который поделен на небеса:
- Первое небо Луны стало обителью монахинь, насильно выданных замуж.
- Второе небо, называемое Меркурием, включало в себя души праведников, излучающие яркий свет.
- На третьем небе – Венере – обитали души любвеобильных.
- Четвертое небо – Солнце, стало пристанищем душ мудрецов.
- На пятом небе, называемом Марс, воспевали хвалебные песни Иисусу Христу.
- Шестое небо – Юпитер, приютило души справедливых.
- Седьмое небо – Сатурн, облюбовали души, посвятившие жизни служению Богу.
- На восьмом небе нашли покой великие праведники, отвергшие мирское богатство перед духовным.
- Девятое небо ослепило Данте своим ярким светом. Вокруг этого света вращались другие огни – серафимы, херувимы, ангелы и архангелы. Благодаря их движению движется вся Вселенная.
Далее странники возносятся в высшую сферу Вселенной – Эмпирий. Простившись с душой возлюбленной, вернувшейся обратно в Земной Рай, Данте встречает своего нового проводника – старца Бернара. Здесь, в конце своего путешествия, герой поднял глаза и увидел ослепительное яркое сияние. В этот момент Данте обрел самую великую из всех истин – узрел Бога. Благодаря любви душа героя навсегда оборачивается к свету. В этом и заключается смысл Божественной комедии Данте.
Интересно! Последние главы поэмы долгое время не могли отыскать. Говорят, что их местонахождение приснилось сыну Данте, который нашел их именно там, куда указывал его сон.
Божественная комедия: смысл поэмы
В поэме Божественная комедия смысл имеют два образа: Данте и Беатриче. Герой выступает в роли созерцателя, бездейственно наблюдающего за происходящими событиями. Его эмойиональное состояние подвергнуто изменениям и переходам. В одни моменты от вспыльчивый, ослепленный гневом, в другие – жалостливый, иногда беспомощный. Этот прием используется автором для того, чтобы показать героя, как живого человека.
Беатриче же – символ мудрости, добра. Став проводником Данте, она всюду показывает ему любовь во всех ее проявлениях. Ее образ настолько убедителен, что Алигьери пленяется им и следует за ней, куда бы она не звала. И как результат – достигает высшей мудрости и познает небесную истину.
Основной смысл, вкладываемый Данте Алигьери в Божественную комедию – необходимость осознания человеком своей грешности и стремление к духовному восхождению, к нравственности, к Богу. По мнению автора, только осознав, приняв и раскаявшись в грехах, искупив их страданиями, можно обрести наконец душевный покой.
Изначально все люди грешны. Ведь из-за непослушания они были изгнаны из Эдема, называемого в Божественной комедии Земным Раем. Поэтому чтобы очиститься от скверны, нужно пройти все круги Ада, Чистилища, и достигнуть сначала Земного, а затем и Небесного Рая.
«Смотри и стремись к высшему» — в этих словах как раз и заключен смысл Божественной комедии. Автор желает указать людям путь к истине. Но при этом он сам далеко небезгрешен, потому что живой человек.
Нельзя не отметить, что Данте ни в коем случае не считал церковь посредником на пути человека к Богу. Это было очень смелое мнение для того времени. А его слова о том, что папам римским уготовано место в Аду показывают его отношение к церковникам в целом. В поэме Божественная комедия смысл заключается в том, что только сам человек может признать, раскаяться и искупить. И только такая цепочка действий приведет его к высшему духовному, к нравственному, к Богу.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 441
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Методическая статья из опыта работы
«Дифференцированный подход на уроках литературы в средних классах»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Габис Ольга Анатольевна
г. Санкт-Петербург
2021
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНИХ КЛАССАХ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).
Цель дифференцированного подхода – качественно изменить процесс усвоения знаний на уроке путем стимулирования самостоятельной работы ученика, организации его индивидуального поиска знаний.
Школьная оценка почти всегда отражает конечный результат выполнения задания, а не те усилия, которыми он был достигнут. Поэтому, на мой взгляд, учитель должен учитывать обучаемость школьника – индивидуальную возможность усваивать знания – и пользоваться дополнительными средствами при оценке учебной деятельности школьников. Такими средствами могут быть
-
способ работы,
-
быстрота выполнения задания,
-
темп овладения умственными действиями,
-
само отношение школьника к усвоению знаний.
Безусловно, учителю нелегко подбирать индивидуальные задания так, чтобы все категории учеников – сильные, средние и слабые – находились в постоянном «движении», но затраченные энергия и время стоят того.
Важной работой, предваряющей дифференцированный подход, является фронтальная проверка знаний всех учащихся. Что же касается индивидуальных заданий, различных по степени сложности, то чаще всего это карточки, которые может предлагать учитель или выбирать сами учащиеся. Если уровень притязаний ученика завышен, то в последующей работе учитель ограждает ребенка от неудачи и предлагает задания, соответствующие его возможностям.
ПРИМЕР ПРИМЕНЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ СКАЗКИ-БЫЛИ М.ПРИШВИНА «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА».
К началу третьего урока многие учащиеся уже закончили чтение сказки, поэтому фронтальная проверка предлагается именно на этом уроке. Она позволяет оценить уровень собственных знаний и результаты труда одноклассников. В работу вовлекается весь класс:
-
Что вас удивило в «Кладовой солнца»?
-
Что показалось непонятным?
-
Назовите всех действующих лиц.
-
Кто такие Настя и Митраша? Чем они занимались после смерти родителей?
-
Что вы можете сказать о дружбе брата и сестры?
-
Что вы знаете об Антипыче и собаке Травке?
-
Что такое болото? Прочитайте об этом в книге и перескажите своими словами.
-
Назовите сказочные элементы в произведении. Что в «Кладовой солнца» от сказки и что от были?
Для учащихся со средним и высоким темпом обучаемости на этапе ознакомления с текстом, кроме того, предлагается дать название каждой главе, выделив части, несущие наибольшую смысловую нагрузку.
Желательно после каждого удачного ответа поощрять учащихся, особенно слабоуспевающих.
Фронтальная работа на уроке показывает, что внимание ребят сосредоточено в основном на судьбах главных героев – Насти и Митраши. Нравственная же глубина произведения остается еще не понятной. Многие из них считают, что «кладовая солнца – это торф», лишь немногие понимают, что это вся природа с её несметными богатствами. И, конечно же, доброта, любовь к родной природе.
Умное, влюбленное отношение к жизни лесного мира – идеал гуманного отношения человека ко всему живому. Силу человеческого духа, взаимозависимость судеб людей, связь их с природой Пришвин выразил в поэтической форме. Так школьники знакомятся с образным, переносным смыслом – олицетворением.
Поэтическая сказка-быль – настоящая кладовая и нравственной мудрости. Это обусловливает задания на карточках, которые помогут ученикам глубже разобраться в произведении. (Следует помнить, что для учащихся со средним и низким темпом обучаемости учитель должен предложить вопросы, в содержание которых включена ориентировочная основа действий).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ВЫСОКИМ ТЕМПОМ УСПЕВАЕМОСТИ.
Карточка № 1
-
Выпишите слова М.М.Пришвина о том, что такое «большая человеческая правда». Перескажите отрывок близко к тексту.
-
Сформулируйте правила поведения, о которых вы узнали из сказки-были М.М.Пришвина. Каких их названных вами правил следует придерживаться в отношениях с товарищами и природой?
Карточка № 2
-
Найдите в тексте примеры олицетворения. Дайте определение этому понятию.
-
Как показана в сказке-были борьба добра со злом?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СО СРЕДНИМ ТЕМПОМ ОБУЧАЕМОСТИ.
Карточка № 1
-
Поставьте самим себе вопросы по содержанию сказки-были и попытайтесь на них ответить.
Примерные вопросы:
— Что такое «мужское хозяйство»?
— Какие могли быть общественные заботы у Митраши?
— Что значит «платить добром»?
— Что я могу сделать, чтобы мне платили добром?
— Какая кладовая солнца открылась в сердце Насти и Митраши?
Из перечисленных выше вопросов используйте те, которые вам наиболее нравятся.
-
Представьте себя на месте мальчика и расскажите о себе и своих заботах.
Карточка № 2
-
Кратко передайте содержание сказки-были «Кладовая солнца».
-
Выделите в тексте непонятные слова и объясните их значение.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ОБУЧАЕМОСТИ.
Карточка № 1
-
Разобрались ли вы в том, что такое «кладовая солнца»?
М.М.Пришвин в конце сказки пишет, что это торф в болоте, которого хватит для работы большой фабрики на 100 лет.
Кроме торфа, о каких кладовых солнца вы ещё узнали? Подтвердите текстом.
Карточка № 2
-
Раскройте содержание пословицы «Не зная броду, не лезь в воду».
-
В каких моментах жизни Митраши вы хотели бы находиться рядом с ним?
В заключение хочется сказать, что применение карточек помогает выравнивать класс, не тормозя развития сильных учеников. Но дифференцированный подход требует от учителя особого такта. Так, например, не нужно подчеркивать, что ученикам с низким темпом обучаемости не доступны те задания, которые предлагаются сильным школьникам. Важно, чтобы все ученики стремились выполнить задания повышенной трудности.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/457174-metodicheskaja-statja-iz-opyta-raboty-differe