Сказка «Как собака друга искала»
Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который ничего не боялся бы.
Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
— Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
— Давай, — согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
— Зачем лаешь? — говорит собаке. — Вот услышит волк, придет сюда и нас съест.
— Неважный это друг, — подумала собака. — Волка боится. А вот волк, наверное, никого не боится.
Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
— Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
— Что ж! — отвечает волк. — Вдвоем веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
— Ах ты, такая-разэтакая! Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас.
— И волк боится, — подумала собака. — Уж лучше мне подружиться с медведем.
Пошла она к медведю:
— Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
— Ладно, — говорит медведь. — Пошли ко мне в берлогу.
А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
— Перестань, перестань! Придет человек, шкуры с нас снимет.
— Ну и дела! — думает собака. — И этот оказался трусливым.
Сбежала она от медведя и пошла к человеку:
— Человек, давай дружить, вмести жить!
Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это — спасибо говорит.С тех пор собака и человек живут вместе.
Сказка «Рукавичка»
Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:
– Тут я буду жить.
А в это время лягушка – прыг-прыг! – спрашивает:
– Кто, кто в рукавичке живет?
– Мышка – поскребушка. А ты кто?
– А я лягушка – попрыгушка. Пусти и меня!
– Иди.
Вот их уже двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:
– Кто, кто в рукавичке живет?
– Мышка – поскребушка, лягушка – попрыгушка. А ты кто?
– А я зайчик – побегайчик. Пустите и меня!
– Иди.
Вот их уже трое. Бежит лисичка:
– Кто, кто в рукавичке живет?
– Мышка – поскребушка, лягушка – попрыгушка да зайчик – побегайчик. А ты кто?
– А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок – и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
– Кто, кто в рукавичке живет?
– Мышка – поскребушка, лягушка – попрыгушка, зайчик – побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?
– А я волчок – серый бочок. Пустите и меня!
– Ну иди!
Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредет кабан:
– Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?
– Мышка – поскребушка, лягушка – попрыгушка, зайчик – побегайчик, лисичка-сестричка да волчок – серый бочок. А ты кто?
– А я кабан – клыкан. Пустите и меня!
Вот беда, всем в рукавичку охота.
– Тебе и не влезть!
– Как-нибудь влезу, пустите!
– Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!
Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:
– Кто, кто в рукавичке живет?
– Мышка – поскребушка, лягушка – попрыгушка, зайчик – побегайчик, лисичка-сестричка, волчок – серый бочок да кабан – клыкан. А ты кто?
– Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка – батюшка. Пустите и меня!
– Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.
– Да как-нибудь!
– Ну уж иди, только с краешку!
Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.
А тем временем дед хватился – нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит – лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:
– Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались – да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.
Сказка «Бычок-смоляной бочок»
Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Танюшка. Сидели они как-то раз у своего дома, а мимо пастух стадо коров гонит. Коровы всякие: и рыжие, и пестрые, и черные, и белые. А с одной коровой рядом бежал бычок — черненький, маленький. Где припрыгнет, где прискачет. Очень хороший бычок. Танюшка и говорит:
— Вот бы нам такого теленочка.
Дедушка думал — думал и придумал: достану для Танюшки теленочка. А где достанет — не сказал.
Вот настала ночь. Бабка легла спать, Танюшка легла спать, кошка легла спать, собака легла спать, куры легли спать, только дедушка не лег. Собрался потихоньку, пошел в лес. Пришел в лес, наковырял с елок смолы, набрал полное ведро и вернулся домой.
Бабка спит, Танюшка спит, кошка спит, собака спит, куры тоже уснули, один дедушка не спит — теленочка делает. Взял он соломы, сделал из соломы бычка. Взял четыре палки, сделал ноги. Потом приделал голову, рожки, а потом всего смолой вымазал, и вышел у дедушки смоляной бычок, черный бочок. Посмотрел дедушка на бычка — хороший бычок. Только чего-то у него не хватает. Чего же у него не хватает? Стал дедушка рассматривать — рожки есть, ножки есть, а вот хвоста-то нет! Взял дедушка и приладил хвост. И только успел хвост приладить — глянь! — смоляной бычок сам в сарай побежал.
Встали утром Танюшка с бабушкой, вышли во двор, а по двору гуляет смоляной бычок, черный бочок.
Обрадовалась Танюшка, нарвала травы, стала смоляного бычка кормить. А потом повела бычка пасти. Пригнала на крутой бережок, на зеленый лужок, за веревочку привязала, а сама домой пошла.
А бычок траву ест, хвостиком помахивает.
Вот выходит из лесу Мишка-медведь. Стоит бычок к лесу задом, не шелохнется, только шкурка на солнышке блестит.
«Ишь, жирный какой, — думает Мишка-медведь, — съем бычка».
Вот медведь бочком, бочком к бычку подобрался, схватил бычка… да и прилип.
А бычок хвостиком взмахнул и пошел домой. «Топ-топ, топ-топ…»
Испугался медведь и просит:
-Смоляной бычок, соломенный бочок, отпусти меня в лес.
А бычок шагает, медведя за собой тащит. А на крылечке и дедушка, и бабушка, и Танюшка сидят, бычка встречают. Смотрят — а он медведя привел.
— Вот так бычок! — говорит дедушка. — Смотри, какого здоровенного медведя привел. Сошью теперь себе медвежью шубу.
Испугался медведь и просит:
— Дедушка, бабушка, внучка Танюшка, не губите меня, отпустите меня, я вам за это из лесу меду принесу.
Отлепил дедушка медвежью лапу от бычковой спины. Бросился медведь в лес. Только его и видели. Вот на другой день
Танюшка опять погнала бычка пастись. Бычок траву ест, хвостиком помахивает. Вот приходит из лесу волчище — серый хвостище. Кругом осмотрелся — увидал бычка. Подкрался волк, зубами щелк, да и вцепился бычку в бок, вцепился да и завяз в смоле. Волк туда, волк сюда, волк и так и этак. Не вырваться серому. Вот и стал он просить бычка: Быченька-бычок, смоляной бочок! Отпусти меня в лес.
А бычок будто не слышит, повернулся и идет домой. «Топ-топ, топ-топ…!» — и пришел.
Увидел старик волка и говорит:
— Эй! Вот кого сегодня бычок привел! Будет у меня волчья шуба.
Испугался волк.
— Ой, старичок, отпусти меня в лес, я тебе за это мешок орехов принесу. Освободил дедушка волка — только того и видели. И на завтра бычок пошел пастись. Ходит по лужку, травку ест, хвостиком мух отгоняет. Вдруг выскочил из лесу зайчик-побегайчик. Смотрит на бычка — удивляется: что это за бычок здесь гуляет. Подбежал к нему, тронул лапкой — и прилип.
— Ай, ай, ай! — заплакал зайчик-побегайчик.
А бычок «Топ-топ, топ-топ…!» — привел его домой.
— Вот молодец, бычок! — говорит дедушка. — Сошью теперь Танюшке рукавчики заячьи.
А заинька просит:
— Отпустите меня. Я вам капустки принесу да ленточку красную для Танюшки. Высвободил старик зайчишкину лапку.
Ускакал заинька. Вот под вечер сели дедушка, да бабушка, да внучка Танюшка на крылечке — глядят: бежит медведь к нам на двор, несет целый улей меду — вот вам! Не успели мед взять, как бежит серый волк, несет мешок орехов — пожалуйста! Не успели орехи взять, как бежит заинька — кочан капусты несет да ленточку красную для Танюшки – возьмите скорее!
Никто не обманул.
Сказка «Петушок золотой гребешок»
Жили-были кот, дрозд да петушок — золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют.
Уходят — строго наказывают:
—Мы пойдем далеко, а ты оставайся домовничать, да голоса не подавай; когда придет лиса, в окошко не выглядывай.
Проведала лиса, что кота и дрозда дома нет, прибежала к избушке, села под окошко и запела:
—Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Петушок и выставил головку в окошко. Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.
Закричал петушок:
—Несет меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы…
Кот и дрозд, спасите меня!..
Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню и отняли у лисы петушка.
В другой раз кот и дрозд пошли в лес дрова рубить и опять наказывают:
—Ну, теперь, петух, не выглядывай в окошко, мы еще дальше пойдем, не услышим твоего голоса.
Они ушли, а лиса опять прибежала к избушке и запела:
—Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Петушок сидит помалкивает. А лиса — опять:
—Бежали ребята,
Рассыпали пшеницу,
Курицы клюют,
Петухам не дают…
Петушок и выставил головку в окошко:
—Ко-ко-ко! Как не дают?!
Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.
Закричал петушок:
—Несет меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы…
Кот и дрозд, спасите меня!..
Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню. Кот бежит, дрозд летит… Догнали лису — кот дерет, дрозд клюет, и отняли петушка.
Долго ли, коротко ли, опять собрались кот да дрозд в лес дрова рубить. Уходя, строго-настрого наказывают петушку:
—Не слушай лисы, не выглядывай в окошко, мы еще дальше уйдем, не услышим твоего голоса.
И пошли кот да дрозд далеко в лес дрова рубить. А лиса — тут как тут: села под окошечко и поет:
—Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Петушок сидит помалкивает. А лиса — опять:
—Бежали ребята,
Рассыпали пшеницу,
Курицы клюют,
Петухам не дают…
Петушок все помалкивает. А лиса — опять:
—Люди бежали,
Орехов насыпали,
Куры-то клюют,
Петухам не дают…
Петушок и выставил головку в окошко:
—Ко-ко-ко! Как не дают?!
Лиса схватила его в когти плотно, понесла в свою нору, за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы…
Сколько петушок ни кричал, ни звал — кот и дрозд не услышали его. А когда вернулись домой — петушка-то нет.
Побежали кот и дрозд по лисицыным следам. Кот бежит, дрозд летит… Прибежали к лисицыной норе. Кот настроил гусельцы и давай натренькивать:
—Трень, брень, гусельцы,
Золотые струночки…
Еще дома ли Лисафья-кума,
Во своем ли теплом гнездышке?
Лисица слушала, слушала и думает:
«Дай-ка посмотрю — кто это так хорошо на гуслях играет, сладко напевает».
Взяла да и вылезла из норы. Кот и дрозд ее схватили — и давай бить-колотить. Били и колотили, покуда она ноги не унесла.
Взяли они петушка, посадили в лукошко и принесли домой. И с тех пор стали жить да быть, да и теперь живут.
Сказка «Курочка, мышка и тетерев»
В далекие времена жили-были курочка, мышка и тетерев.
Однажды нашла курочка ячменное зерно и от радости даже раскудахталась:
— Нашла зерно, зерно нашла!.. Надо его смолоть! А кто понесет на мельницу?
— Не я, — сказала мышка.
— Не я, — сказал тетерев.
Нечего делать, взяла курочка зерно и понесла. Пришла на мельницу, смолола зерно.
— Кто домой муку снесет? — спросила.
— Не я, — сказала мышка.
— И не я, — сказал тетерев.
Нечего делать, взяла курочка муку и принесла домой.
— Кто хлеб замесит? — спросила курочка.
— Не я, — сказала мышка.
— И не я, — сказал тетерев.
Замесила курочка тесто, и печку затопила, и хлеб сама посадила в печь.
Вышел каравай на славу: пышный да румяный. Курочка на стол его поставила и спрашивает:
— А кто есть его будет?
— Я, — крикнула мышка.
— И я, — крикнул тетерев.
Шёл мимо петушок и зашёл к курочке в гости.
— О, какой хлеб румяный да пышный! — сказал петушок. — Кто его испёк?
— Я, — сказала курочка.
— А кто зёрнышко на мельнице смолол?
— Я, — сказала курочка.
— А кто зёрнышко на дороге нашел?
— Я, — сказала курочка.
— А кто мышку с тетеревом за стол пригласил? — спросил петушок и посмотрел на мышку и тетерева.
Стыдно им стало. Убежала мышка в свою норку, а тетерев в лес улетел.
Сказка «Маша и медведь»
Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.
Собрались раз подружки в лес — по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.
— Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!
Дедушка с бабушкой отвечают:
— Иди, только смотри от подружек не отставай — не то заблудишься.
Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.
Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.
Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.
Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит-стоит избушка. Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.
Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.
Села и думает:
„Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?..» А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.
— Ага, — говорит, — теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.
Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.
Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.
— А если уйдёшь, — говорит, — всё равно поймаю и тогда уж съем!
Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти — не знает, спросить не у кого…
Думала она, думала и придумала.
Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:
— Медведь, медведь, отпусти меня на денёк в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.
— Нет, — говорит медведь, — ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу!
А Машеньке того и надо!
Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:
— Вот, смотри: я в короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!
— Ладно, — отвечает медведь, — давай короб! Машенька говорит:
— Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик! Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.
Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню.
Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шёл-шёл, устал и говорит:
Сяду на пенёк,
Съем пирожок!
А Машенька из короба:
Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
— Ишь какая глазастая, — говорит медведь, — всё видит! Поднял он короб и пошёл дальше. Шёл-шёл, шёл-шёл, остановился, сел и говорит:
Сяду на пенёк,
Съем пирожок!
А Машенька из короба опять:
Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
Удивился медведь:
— Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит! Встал и пошёл скорее.
Пришёл в деревню, нашёл дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:
— Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принёс.
А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.
Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.
Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят- короб стоит.
— Что это в коробе? — говорит бабушка.
А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит — живёхонька и здоровёхонька.
Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.
Краткий пересказ сказки «Бычок — черный бочок, белые копытца»
Была у одних людей дочка. Звали они ее Нюрочка-девчурочка.
Однажды подружки пришли и давай ее с собой в лес уговаривать. А родители разрешили (странные какие-то), только велели следить там в лесу за их Нюрочкой-девчурочкой, потому что она еще маленькая очень.
Так вот зачем же маленькую девочку в лес отпускать, очень странные родители.
Ну и как полагается, недолго Нюрочка по лесу с подружками шастала. Заблудилась-таки.
Заплутала, да и у Бабы Яги оказалась. Ладно хоть, та ее не съела. Видать, захотела сначала вырасти ее и откормить малость.
Зато работать заставляла не по-детски.
Ревет Нюрочка-девчурочка (а чего реветь, нечего было в лес ходить, раз маленькая еще), домой хочет.
Тут повстречался ей баран какой-то. Предложил подвезти до дома. Нюрочка уселась на него поудобнее и поскакала верхом.
Но Баба Яга тоже верхом ездить умела. На метле своей со скоростным двигателем. Враз нагнала барана с Нюрочкой на спине. Отобрала девчурочку и назад в свое жилище доставила. Опять работать заставила.
Пуще прежнего ревет Нюрочка, домой ее тянет.
Тут на ее жизненном пути козел встречается, тоже свои услуги по доставке до дома предлагает. И на него Нюрочка решила влезть. Скачут они, а Баба Яга снова свою метлу завела и опять догнала беглянку. В свое жилище на куриных лапах возвернула и опять работой загрузила.
Опять Нюрочка в слезы. И наконец-то счастье ей улыбнулось. Увидел ее бычок — черный бочок, белые копытца. Сначала Нюрочка отнекивалась на бычка залазить и домой ехать. Дескать, ее уже и баран, и козел хотели домой подвезти, да не получилось от Бабы Яги удрать.
Но бычок был настойчив. Повелась Нюрочка-девчурочка на его уговоры. Поскакала на бычке. Снова Баба Яга нагнала беглянку, потому как нет более скоростного транспорта, как метла ее.
Но бычок встал у грязного болота и давай пинать грязь прямо Бабе Яге в рожу, все глаза ей забрызгал.
Пока старуха свои ясные очи от болотной грязи отчищала, бычок доскакал до отчего дома Нюрочки и передал ее в руки нерадивым родителям, которые отпустили маленькую девочку в лес с подружками.
Наверное, они больше не будут ее отпускать по лесам шастать, чтобы не пришлось Нюрочке снова на баранах, да на козлах скакать бестолку.
Бычок — черный бочок, белые копытца: читать ОНЛАЙН
Жили-были муж да жена, и была у них дочка – Нюрочка-девчурочка.
Приходят к ним раз подружки и просят:
— Отпустите с нами Нюрочку-девчурочку в лес – по грибы, по ягоды!
Мать да отец говорят:
—Ступайте, только не потеряйте её в лесу: она у нас маленькая – заблудится, одна дороги домой не найдёт.
—Мы её не потеряем!
Вот подружки и пошли в лес. Стали в лесу собирать грибы да ягоды и разбрелись в разные стороны. Разбрелись да и потеряли Нюрочку-девчурочку. Осталась она в лесу одна-одинёшенька и стала плакать.
А в это время шла мимо Баба Яга, костяная нога. Увидела она Нюрочку-девчурочку, схватила её и потащила в свою избушку на курьих ножках.
Притащила и говорит:
—Будешь теперь на меня работать! Печку топи, дрова руби, воду носи, пряжу пряди, избу мети!
Стала Нюрочка-девчурочка жить у Бабы Яги. Баба Яга с утра до ночи работать её заставляла, досыта не кормила, ругала-бранила. Вот раз Баба Яга ушла из избушки, а Нюрочка-девчурочка сидит у окошка, пряжу прядёт, сама горько плачет.
Бегут мимо овцы:
—Бе-бе-бе! О чём девочка так горько плачешь?
—Как же мне, овечки, не плакать! Меня Баба Яга домой не пускает, досыта не кормит, бранит-ругает, целый день работать заставляет.
Баран говорит:
—Садись на меня, я тебя домой увезу!
Села Нюрочка-девчурочка на барана – он и побежал, а овечки за ним. Вернулась Баба Яга в избушку, хватилась – нету Нюрочки-девчурочки!
Села она в ступу, пустилась в погоню. Пестом погоняет, помелом след заметает.
Догнала барана, отняла Нюрочку-девчурочку и притащила назад в свою избушку на курьих ножках. Опять заставила её работать с утра до ночи, опять стала ругать-бранить. Сидит раз Нюрочка-девчурочка на крыльце, прядёт пряжу да плачет.
Бегут мимо козы:
—Ме-ме-ме! О чём, девочка, плачешь?
—Как же мне козочки не плакать! Меня Баба Яга домой не пускает, бранит-ругает…
Козёл говорит:
—Садись на меня, я тебя увезу от Бабы Яги!
Села Нюрочка-девчурочка на козла, он и побежал. Да не очень быстро бежал: Баба Яга его догнала, Нюрочку-девчурочку отняла и опять притащила в избушку. Как Баба Яга ушла, Нюрочка-девчурочка вышла на крылечко, села на ступеньки, сидит горюет.
Идёт мимо стадо коров да телят, а позади всех бычок – чёрный бочок, белые копытца.
Спрашивает он Нюрочку-девчурочку:
—Му-му-му! О чём горюешь?
—Как же мне, бычок – чёрный бочок, не горевать! Меня Баба Яга к себе утащила, домой не отпускает, бранит-ругает, без отдыха работать заставляет.
—Садись на меня, я тебя домой увезу!
—Где тебе, бычок – чёрный бочок! Меня баран увозил – не увёз, козёл увозил – не увёз, а ты и вовсе не увезёшь: не умеешь быстро бегать.
—Баран не увёз, козёл не увёз, а я увезу, только держись крепче за мои рожки!
Вот Нюрочка-девчурочка уселась на бычка и ухватилась за его рожки! Бычок – чёрный бочок, белые копытца головой тряхнул, хвостиком махнул и побежал. А Баба Яга хватилась – Нюрочки-девчурочки опять нет!
Села Баба Яга в ступу, пестом погоняет, сама покрикивает:
—Сейчас догоню! Сейчас схвачу! Домой притащу, никогда не отпущу!
Подлетела – того гляди, схватит…
А бычок-чёрный бочок скорее к грязному болотцу.
Только Баба Яга подлетела да из ступы выскочила, бычок и стал по болотцу задними ногами бить: забрызгал Бабу Ягу с ног до головы грязью, все глаза ей залепил.
Пока Баба Яга глаза протирала да брови прочищала, бычок – чёрный бочок прибежал в деревню, постучал рожками в окошко и кричит:
—Му-му! Выходите скорее: я вашу Нюрочку-девчурочку от Бабы Яги привёз!Вышли отец и мать, стали свою дочку обнимать, целовать, стали бычка благодарить:
—Спасибо тебе бычок – чёрный бочок, белые копытца, острые рожки!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АННИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения классных протокол № 1 от«27» августа 2020г. | ПРИНЯТА педагогическим советом школы протокол № 1 от «28» августа 2020г. | УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ Аннинская СОШ № 3 от 28 августа 2020г. № 136 |
Рабочая
программа внеурочной
деятельности
кружок «В гостях у сказки»
(социальное направление)
для
учащихся 1 «Б» класса
на
2020-2021 учебный год
срок реализации: 1 год
Составитель: учитель начальных классов
Кузьмина Алла Алексеевна
п.г.т.Анна
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Программа
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности, планируемых результатов начального общего
образования.
Главные
задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание
высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в
высокотехнологичном, конкурентном мире. В условиях стремительно изменяющегося
социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить
фундамент для достижения стратегических целей не только основного и среднего,
но и последующих этапов образования (самообразования) человека. Цель
деятельности начального общего образования заключается в создании условий для
развития, воспитания личности младшего школьника и достижения им планируемых
результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта второго поколения.
Учащиеся
начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания
в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и
сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения,
характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. Необходимо также
учитывать принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, о
которых педагоги еще два-три десятилетия назад даже не догадывались. Учет этих
условий требует существенной корректировки подходов к организации воспитания и
социализации обучающихся.
С
каждым годом становится все больше детей, которые не знают и не любят читать
сказки, отечественным детским художественным и мультипликационным фильмам
предпочитают американские, японские и т.д., среди которых есть, безусловно, и
высокохудожественные, но большинство не отличаются ни эстетикой, ни
нравственностью. В связи с этим была разработана программа внеурочной
деятельности “В гостях у сказки”.
Актуальность
программы
Современные
дети, приходя в 1 класс, умеют читать, владеют компьютером, имеют достаточно
широкий для своего возраста кругозор. Но общаться они не умеют, часто
конфликтуют по незначительным причинам, глухи к чужим переживаниям. Им одиноко
в мире людей, а комфортно лишь в виртуальном мире: любимое занятие
первоклассника – компьютерные игры. Дети не любят читать, не знают сказок, не
умеют фантазировать по поводу прочитанного. А ведь сказки – это народная
мудрость, уроки добра и человечности, именно сказки учат жизни. Не зря говорят:
“Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”. Предлагаемое тематическое
планирование занятий, включает в себя литературное чтение и слушание,
изобразительное и театральное искусство.
Цель
курса:
Создать
условия для развития у младших школьников эстетического восприятия,
воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию
гармоничной личности.
Задачи
курса:
—
способствовать формированию навыка чтения, устойчивого интереса к сказкам и
книгам; открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
— способствовать
развитию эмоционально – чувственной сферы;
—
способствовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к книгам,
Содержание
программы
Содержание
программы курса «В гостях у сказки» создаёт возможность для воспитания
грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и
готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Обучающийся
— читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.
Содержание
занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:
рассматривать,
читать, получать необходимую информацию.
Рабочая программа кружка внеурочной
деятельностью социального направления «Добрая дорога детства» для 1 «Б» класса
разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и
учебно-методическими документами:
—с
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
—приказом
Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
—письмом
Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических
рекомендаций»;
—письмом Минпросвещения России
от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности,
программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с
использованием дистанционных образовательных технологий»;
—письмом Роспотребнадзора от
08.05.2020 № 02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы
образовательных организаций»;
—приказом Минпросвещения
России от 17.03.2020 № 104 «Об организации образовательной деятельности в
организациях, реализующих образовательные программы начального общего,
основного общего и среднего общего образования, образовательные программы
среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного
профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в
условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской
Федерации»;
—Методическими рекомендациями
Минпросвещения России от 20.03.2020 по реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий.
—Устава
образовательного учреждения МБОУ Аннинская СОШ № 3.
—Основная
образовательная программа начального общего образования МБОУ Аннинская СОШ №3 с
изменениями и дополнениями, утверждена приказом №115 от 17.06.2019г.
— Адаптированные основные
общеобразовательные программы начального общего образования для обучающихся с
ОВЗ, утверждены приказом №115 от 17.06.2019г
Программа внеурочной деятельности
социального направления по изучению русских народных сказок для обучающихся 1
класса рассчитана на 17часов в год, 1 час в неделю,
одно полугодие.
Структура
занятий: Различные виды чтения, слушание, беседа,
рассказ учителя,
озвучивание
героев, инсценировка, иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций,
конкурсы,
викторины.
Творческая
работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек.
Планируемые
результаты освоения курса
В
результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В гостях у
сказки» формируются следующие предметные умения:
—
осознавать значимость чтения для личного развития;
—
формировать потребность в систематическом чтении;
—
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
—
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
—
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
Регулятивные
УУД:
—
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
—
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
—
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных
играх;
—
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные
УУД:
—
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата
книги;
—
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
—
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным
фондом);
—
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
—
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные
УУД:
—
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
—
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую
позицию;
—
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
—
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
—
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Для успешного проведения занятий используются
разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный
материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы,
кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в
большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более
легкому усвоению и запоминанию.
№ | Тема | Виды | Форма |
1 | Вводное занятие. | Отгадывание Инсценировка сказки «Колобок» | Викторина |
2 | Что такое | Выявить особенности сказки. | Инсценировка |
3 | Русские народные | Чтение сказок, выявление главных | Чтение |
4 | Русская народная | Чтение сказки, ответы на вопросы, | Рассказ |
5 | Русские народные | Чтение сказок, просмотр | Просмотр |
6 | Русская народная | Чтение сказки, восстановление | Инсценировка |
7 | Русские народные | Чтение сказок, просмотр | Просмотр |
8 | Русская народная | Чтение сказки, придумывание | Работа с |
9 | Русская народная | Чтение сказки, придумывание | Работа с |
10 | Русская народная | Чтение сказки, ответы на вопросы, | Работа с |
11 | Русская народная | Чтение сказки. Сравнение главных | Пересказ |
12 | Русская | Чтение сказки. Ответы на вопросы. | Рисунки |
13 | Русская | Слушание сказки. Ответы на вопросы. | Пересказ |
14 | Русские народные | Анализ и сравнение сказок, | Сравнение |
15 | Русские народные | Анализ и сравнение сказок, | Сравнение |
16 | Русская | Слушание сказки. Ответы на | Анализ |
17 | Итоговое | Рисунки к наиболее понравившимся | Викторина |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Разделы и темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Что | 1 | 1 | |
3 | Русские | 1 | ||
4 | Русская | 1 | ||
5 | Русские | 1 | ||
6 | Русская | 1 | 1 | |
7 | Русские | 1 | ||
8 | Русская | 1 | ||
9 | Русская | 1 | ||
10 | Русская | 1 | 1 | |
11 | Русская | 1 | ||
12 | Русская | 1 | 1 | |
13 | Русская | 1 | ||
14 | Русские | 1 | 1 | |
15 | Русские | 1 | 1 | |
16 | Русская | 1 | 1 | |
17 | Итоговое | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 17 | 3 | 6 |
Календарно-тематическое
планирование
№п/п | Тема | Дата | Дата |
1 | Вводное | ||
2 | Что | ||
3 | Русские | ||
4 | Русская | ||
5 | Русские | ||
6 | Русская | ||
7 | Русские | ||
8 | Русская | ||
9 | Русская | ||
10 | Русская | ||
11 | Русская | ||
12 | Русская | ||
13 | Русская | ||
14 | Русские | ||
15 | Русские | ||
16 | Русская | ||
17 | Итоговое |
При составлении программы
использованы методические пособия:
1. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор»
(Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010);
2. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. — М.:
Просвещение, 2010);
3. «Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Начальная школа» (Е.С. Савинов. — М.: Просвещение, 2010);
4. «Планируемые результаты начального общего образования» (Под
ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой, — М.: Просвещение, 2010).
Руководитель ________________ А.А.Кузьмина