Сказка болтунья чему учит

История создания сказка была написана э. т. а. гофманом в первой половине 19 века, а точнее в 1819 году незадолго

История создания

Сказка была написана Э. Т. А. Гофманом в первой половине 19 века, а точнее в 1819 году незадолго до смерти автора. При жизни написанные им произведения не приносили писателю большого дохода поэтому всю жизнь он испытывал давление, ему приходилось работать на государственной службе, которую он не любил.
Невозможность реализовать все свои идеи на литературном поприще привела к пагубным привычкам Гофмана. Он был одинок, и писательство стало его отдушиной. В своих произведениях автор высмеивал устройство немецкого общества того времени и пороки, свойственные всем людям. Гофман ненавидел мещанство и страдал от того, что ему приходится жить в такой реальности. К концу жизни он был измучен депрессией, алкоголем и бессонницей, сказка «Крошка Цахес» отразила его угнетенное состояние.

Жанр и направление

Жанр данного произведения можно назвать сказкой. В ней присутствуют вымышленные персонажи, противостояние добра и зла и счастливый финал. В то же время, в основе сюжета лежат абсолютно реальные события. Такое смешение выдуманного и настоящего привело к появлению нового жанра, именуемого повестью – сказкой. По размеру она длиннее, чем рассказ, но короче, чем роман.
В произведении четко просматриваются черты романтизма.
Писатель противопоставляет реальный порочный мир сказочному царству, в котором повсюду доброта и счастье. Высоко оральный главный герой противопоставлен обществу, которое стало бездуховным и обыденным. В итоге главный герой одерживает над обществом победу.
Главный герой Бальтазар – романтичный мечтатель, который противопоставлен обществу. Он гордый, но отвергнутый и не может найти свое место в этом мире.

Сюжет сказки

В государстве Керепеси все живут счастливо, феи творят свои чудеса, по улицам разгуливают единороги. После смерти правителя Деметрия, управлять государством стал Пафнутий. Он решил ввести в государство просвещение. Всех фей выслали в соседнее государство, единорогов запрягли в телеги.
В государства осталась лишь одна волшебница – фея Розабельверде. Однажды фея повстречала женщину с некрасивым ребенком. Волшебнице стало жаль мальчика и она расчесала его волосы, вплетя несколько золотых волосков. При этом мальчик оставался злым, уродливым, со скверным характером. Окружающие же находились под волшебными чарами. Глядя на ребенка все умилялись его внешности, таланту и послушанию. Об этом читатель узнает почти в конце произведения.
Тем временем, все жители поддаются влиянию господина Циннобера. Он делает головокружительную карьеру, все заслуги и чьи-то достижения приписывали этому злобному карлику. В то же время никто не замечал плохого, что он творил. Люди говорили о его душевной физической красоте, хотя на деле он был уродливым и злым. Его чарам не поддавался лишь поэт Бальтазар и его друг Фабиан.
Мош Терпин, профессор, мечтал выдать замуж за чудовище Циннобера свою красавицу-дочь Кандиду. Ведь карлик был богат, имел положение в обществе и мог способствовать успешной карьере своего тестя.
Бальтазар был влюблен в Кандиду, посвящал ей стихи, но авторство приписывали Цинноберу. В какой-то момент даже Фабиан начал поддаваться магическим чарам и в его душу закрались сомнения. Может и вправду стихи пишет карлик, а Бальтазар из ревности не признает этого.
Циннобер оказался тем самым мальчиком Цахесом, которого заколдовала фея. Но добрый маг Проспер Альпанус разрушает ее колдовство, все узнают истинную сущность уродца, Бальтазар и Кандида женятся. Маг сделал Бальтазара богатым, тесть полюбил его.
Образы главных героев
Крошка Цахес – уродливый карлик, которому решила помочь добрая фея. Но ее колдовство он обратил в выгоду для себя, власть и богатство превратили его в подлого и наглого человека. Его разум был затуманен жаждой наживы.
Бальтазар – романтичный студент – поэт. Любит мечтать, наблюдать за природой. Благодаря внутренней красоте и возвышенностью над мещанами, смог разглядеть истинное лицо карлика.
Кандида – красивая, но не слишком умная девушка. Знает, как преподать себя, заинтересовать. Выйдя замуж за Бальтазара, лишает его индивидуальности, превращая в обычного бюргера.

Темы

Сочувствие – фея, пожалев уродливого мальчика, заколдовала его, что никто не замечал его изъянов. Карлик же стал высокомерным, жестоким, обратил колдовство в свою пользу. Автор показывает как все в мире относительно. Не всегда добро по отношению к другому во благо.
Любовь – Бальтазар испытывает к Кандиде искренние чувства, ради своей любви он готов противостоять каждому, кто встретится на пути к счастью. Кандида же не ровня Бальтазару по своим человеческим качествам, но это не смущает юношу. После свадьбы они стали вести обычный образ жизни, как миллионы семей. В их жизни не осталось места для чудес.
Мистика – в произведении противопоставлены идеи Просвещения и мир чудес, который, по мнению автора, гораздо лучше реальности. В обществе, которое полагается только на разум, правят деньги и тщеславие.

Проблемы

Людские пороки. Гофман работал на государственной службе и в своей сказке отразил то, с чем сталкивался каждый день. Это и жажда наживы, и преклонение перед людьми более высокого чина, невежество, мещанство.
Вмешательство государства. Правитель волшебной страны пытается искоренить фей и волшебников, навязывает жителям правила, которые все должны неукоснительно соблюдать.
Несправедливость. Жители слишком увлечены бытом, чтобы замечать творящуюся вокруг них несправедливость.

Основная идея

В произведении Гофман высмеивает мещанство и недалёких людей, живущих с оглядкой на окружающих. Автор призывает чаще обращать внимание на прекрасное вокруг, отвлечься от забот, быть наблюдательнее. Материальное противопоставлено в сказке духовному.
Гофман показывает как люди могут восхищаться тем, кто приносит им зло, если их разум затмят деньги.

Чему учит

Люди интересные, имеющие богатый внутренний мир не станут превозносить себя над другими. Свое самолюбие и эгоизм взращивают те, кому похвастаться больше нечем.

Критика

Сказки Гофмана известны во всем мире. Они не теряют актуальности даже спустя 200 лет. В них поднимаются проблемы общества вне времени: гордыня, эгоизм, добро и зло, жажда наживы. На основе произведений Гофмана ставят спектакли.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Учитель:
Волкова Анастасия Владимировна.

Предмет:
литературное чтение.

УМК:
«Перспектива», хрестоматия для 1-4 классов.

Класс:
2.

Тема:
«Русская народная сказка «Снегурочка». Чему учит сказка».

Тип
урока:
урок систематизации и обобщения знаний.

Оборудование:
хрестоматия для 1-4 классов, рабочие тетради, электронная презентация,
раздаточный материал (иллюстрации к фрагментам текста)

Цель:
 научить детей понимать основную мысль текста, определять нравоучительный
аспект сказки.

Планируемые
результаты:

Предметные.
Учащиеся научатся понимать различия авторской сказки и народной. Продолжат
совершенствование техники чтения, умений работы с текстом. Научатся
сопоставлять содержание смысловых частей текста с художественными
иллюстрациями. Научатся восстанавливать хронологическую последовательность действий
литературного (фольклорного) произведения.

Метапредметные.
Обучающиеся продолжат учиться формулировать тему, цель и задачи учебного
занятия, планировать собственную деятельность на уроке в соответствии с
поставленными задачами. Будут развивать способность сопоставлять свои действия
с запланированными результатами. Продолжат работу над выстраиванием цепи
логических рассуждений и умозаключений, формулированием собственных мыслей,
построением монологических высказываний. Ученики будут развивать умение
выслушивать друг друга и критично оценивать высказывания одноклассников,
соблюдая этические нормы коммуникации.

Личностные.
Обучающиеся будут развивать художественно-эстетический вкус и интерес к
фольклору и литературе, развивать  эмоционально-нравственную сферу.

                                                                                              Ход
урока

1.     Орг.
момент.

Приветствие, настрой на учебную
деятельность.

2.     Речевая
разминка.

На слайде презентации пословицы и
поговорки про сказку, которые учащиеся читают.

1.Сказка – ложь, да в ней намек.

2.Сказка от начала начинается, до конца
читается, в серёдке не перебивается.

3.Скоро сказка сказывается, да не скоро
дело делается.

4.В сказках всё есть, да в руках ничего
нет.

5.Красна сказка складом, а песня – ладом.

После чтения
учитель обращается к классу: «Ребята, как вы понимаете значение пословицы под
номером 1?».  (Вывод: В сказке описываются вымышленные события, которые не
могут произойти в реальной жизни. Но любая волшебная история, представленная в
сказке, нас чему-то учит.)

3.     Актуализация
знаний, проверка домашнего задания. 

Учитель: «Ребята,
давайте проверим, как хорошо вы поняли отрывок сказки, прочитанный дома. На
слайде перед вами несколько иллюстраций  к тексту. Расскажите, пожалуйста,
какие события изображены на каждой из них»

image001      image002      image003    image004

Учащиеся отвечают,
вспоминают действия в сказке, главных героев, последовательность событий.

Вопросы
уточняющие, наводящие:

— Что расстраивало
деда с бабой? (всего у них было вдоволь, а самого главного – деток не было)

— Какой выход они
нашли для себя? (решили слепить они себе дочку)

— Какая дочка у
них получилась? (красивая, живая, глазки голубые, роток из алой ленточки)

— В какое время
года слепили себе дед с бабой Снегурочку? (зимой)

— Что наступило
после зимы? (весна)

— Как Снегурочка
отнеслась к приходу зимы? Почему? (заскучала, невесела стала. Все ребята
радовались, а снежная девочка все грустила, плакала. Тепло она не любила, по
зиме и холоду скучала)

4.     Постановка
проблемного вопроса. Введение в тему урока.

Учитель: «Ребята
мы с вами успели узнать, что Снегурочку слепили из снега дед с бабой. Девочка
получилась ладненькая. Но вот уж очень не любила тепло, приход весны ее очень
расстроил. На последней иллюстрации мы видим, как все ребята радуются, хороводы
водят, а Снегурочка в тенечке прячется и грустит. А что же будет дальше? Как вы
думаете?»

Обучающиеся строят
свои предположения.

Учитель: «Молодцы.
Сколько много возможных вариантов развития событий. Давайте сформулируем тему
нашего урока?»

Тема урока: «Продолжение
знакомства с русской народной сказкой «Снегурочка»».

Учитель: «Скажите,
а чем отличается народная сказка от авторской?»

Обучающиеся: «У
авторской есть автор. Ее написал писатель. А  народную сказку придумал народ,
коллектив. Люди, которые не были писателями»

Учитель: «Молодцы.
А теперь вспомним, какая одна из главных особенностей сказки, которая отличают
ее от любого другого литературного произведения?»

Обучающиеся:
«Сказка нас чему-то учит».

Учитель: «Отлично.
Теперь сформулируйте цели нашего урока, пожалуйста»

Обучающиеся:
«1.Дочитать сказку до конца. 2.узнать то, чему нас учит сказка «Снегурочка»»

5.     Работа
по теме урока.

Подготовка
к чтению:

На
слайде список слов, встречающихся в сказке. Словарная работа.

Лето
красное – красивое лето

Пуще
– сильнее

Велят
– говорят, что делать

Кузовок
– корзинка

Венки
плетут – украшение на голову из живых цветов

Хворост
– засохшие и опавшие ветки деревьев

6.     Физкультминутка.

Наши
ручки

Руки
кверху поднимаем,

А
потом их отпускаем.

А
потом их развернем

И
к себе скорей прижмем.

А
потом быстрей, быстрей

Хлопай,
хлопай веселей.

7.     Продолжение
работы по теме урока.

Чтение сказки (по
две строки по цепочке, жужжащее чтение).

После чтения
сказки, на экране появляется новый слайд с иллюстрациями к смысловым отрывкам
текста в хаотичном порядке.

Учитель: «Ребята,
обратите внимание на иллюстрации. Подумайте, какие события они отражают»

image005   
image006     image007

Дети объясняют
своими словами каждый эпизод, после обсуждения ищут изображенные действия в
тексте.

Вопросы к
обсуждению гибели Снегурочки:

— Ребята, что
случилось со Снегурочкой в конце сказки? (Она прыгнула через костер и растаяла)

— Хотела ли
Снегурочка прыгать? (нет, она не хотела, боялась)

— Почему же она
тогда решилась прыгнуть? (ее уговорили девочки. Все прыгали, веселились.
Снегурочка не хотела отличаться от подруг, как-то выделяться)

— К чему привело
ее желание, быть похожей на подруг? (к ее гибели)

— Как вы думает,
чему учит нас сказка? (Сказка учит меня быть самим собой, не смотреть на других
людей)

Вывод о том, чему
учит нас сказка, дети записывают в тетрадь под диктовку.

8.     Подведение
итогов.

— Ребята, вы
согласны с тем, что мы разные? Человек должен сохранить свою индвидиуальность,
иначе, в погоне за всеобщим признанием мы можем потерять себя.

— Какую сказку мы
сегодня с вами дочитали? Кто ее автор?

— Наша сказка
подтвердила народную мудрость, с которой мы встретились вначале урока? (Сказка
– ложь, да в ней намек.)

9.     Рефлексия.

Выберите и
продолжите предложение:

— Сегодня я
сумел…..

— После урока мне
захотелось….

— На этом уроке
мне было трудно…..

10. Домашнее
задание.

Ученики получают
листы с иллюстрациями из урока, расположенными в хаотичном порядке. Дома нужно
их вырезать и вклеить в тетрадь в правильном порядке. (Приложение 1)

Приложение
1.

 image008 
image009      image010   image011   image012    image013      image014

  • Сказка бородино сочинение 5 класс
  • Сказка благовещенск улица горького
  • Сказка богатырь направлена против а градоначальника б самодержавия в жестокости
  • Сказка бижутерия официальный сайт
  • Сказка бобик в гостях у барбоса читать