Сказка береза и три сокола краткое содержание

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 598 с углублнным изучением математики, химии и биологии приморского района санкт-петербурга направление исследования:

Государственное
бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №598
с углублённым изучением математики, химии и биологии Приморского района
Санкт-Петербурга

Направление исследованиярусский язык

Тип проектаисследовательский

Тема: 

Энциклопедия
одного слова. Берёза.
 

                                                                                                                            
      
Выполнила:

 ученица
6В класса 

Налётова Юлия 

Руководитель:

 учитель
русского языка и литературы 

Красий Е.И.

2020

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………………3

II. Основная часть

         1. Этимология слова
……………………………………………………….4

    2.
Лексическое значение ……………………………………………………5

    3.
Родственные слова ………………………………………………………6

    4.
Использование слова в изобразительно-выразительных средствах   
языка……………………………………………………………………………7

         5. Образ берёзы в
искусстве

             5.1 – Жизнь
слова в русском фольклоре………………………………………….8

             5.2 ­– Поэтический
образ берёзы…………………………………………………11

             5.3 – Многогранность
прозаических обликов берёзы…………………12

             5.4 – Берёза на
полотнах художников………………………………….13

             5.5 – Берёза –
это символ русских песен………………………………14

    6.
Интересные факты о берёзе. ……………………………………………15

III. Заключение
…………………………………………………………………..16

IV. Источники
информации …………………………………………………….17

V. Приложение……………………………………………………………………18

I. Введение

Однажды
мы с родителями оказались в осеннем лесу. Там было очень много берёз, которые
стояли торжественно и гордо в своём золотом уборе. Меня до глубины души поразила
эта красота, почему- то вдруг вспомнилась русская народная песня «Во поле
берёза стояла», а сестра процитировала стихотворение Сергея Есенина «Белая
берёза под моим окном…» Почему у этого дерева такой необычный цвет коры? Что
таится в его названии? Почему на Руси всегда было особенное отношение к берёзе?
За что её так любит народ? Все эти вопросы пронеслись в моей голове, требуя
немедленных ответов. И вот теперь ответы появились благодаря моей первой
проектно-исследовательской работе «Энциклопедия одного слова».

Тема проекта: «Энциклопедия
одного слова. Берёза.»

Цель проекта:

 используя
словари, научно-популярную литературу и другие источники, собрать разнообразную
информацию о происхождении, значении, употреблении слова берёза в
русском языке, литературе и искусстве.

Задачи:

    1) определить
происхождение слова «берёза»;
    2) проанализировать лексическое значение  данного слова в разных
словарях;
    3) выявить слова, родственные слову «берёза»;

    4) рассмотреть
использование данного слова в языковых средствах выразительности;
    5) найти примеры использования изучаемого слова в литературе и   искусстве;
    6) собрать интересные факты о берёзе.

Актуальность

   Данное
исследование способствует повышению уровня заинтересованности в изучении
родного языка, знакомит с историей русской культуры, способно привлечь внимание
к красоте слова.

Предполагаемый
продукт
(второй этап работы) – создание
мини-словарей с учениками начальной школы.

Энциклопедия
одного слова. Берёза.

Этимология
слова

      Слово «берёза»
пришло из древнерусского языка, где существительное берёза и
прилагательное берёзовый упоминаются в памятниках XII в.

Заимствовано из
старославянского, где бръзънъапрель восходит к общеславянскому
berza и далее – к индоевропейскому корню bhereg-, выражавшему
понятие о белом, светлом, блестящем.

Очевидно, что
древнее название березы возникло благодаря цвету ее коры, вероятно, старшее
значение – «дерево со светлой, белеющей корой».

Если поискать в
словарях других языков, то мы найдем там на удивление созвучные слова: в
немецком – Birke, в английском – birch, в латышском – berzs,
в словенском – breza. И это не простое совпадение; все эти принадлежащие
к разным языкам слова восходят к одному общему индоевропейскому корню bhereg.

                              
Лексическое значение

БЕРЁЗА — дерево,
вид белая. Порода березы шерстолистая, есть и остролистая; она из семьи
серёщатых. Березу белую зовут веселкой, а шерстолистую и болоткою, черною, и
глухою. (В. Даль)

БЕРЁЗА —
Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями. (В.В.Лопатин)

БЕРЁЗА —
Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и с сердцевидными листьями.
(С.И.Ожегов)

БЕРЁЗА —
Лиственное дерево с белой корой. (Д. Н. Ушаков)

Родственные слова

Родственные для «берёзы»
слова — это лексемы с корнем –берёз–, близкие по смыслу и принадлежащие разным
частям речи.

Берёза —
существительное, корень слова — берёз, имеет следующие
однокоренные слова:

существительные

берёзка

берёзонька

березняк,
березнячок (берёзовый лес, берёзовая роща)

берёзовик (то же,
что и подберёзовик)

березовик (местное
название тетерева)

берёзовица
(берёзовый сок)

подберёзовик
(гриб)

березовит (минерал
из Березовского рудника на Урале)

березозол (в
слав.языке – апрель)

березнячка
(лисица)

березнечек (одна
из самых мелких мышей)

прилагательное

берёзовый

Использование
слова в изобразительно-выразительных средствах языка

С помощью
изобразительно-выразительных средств поэты и писатели, словно художники
красками, рисуют словесные картины, то есть создают художественные образы. В
русских пейзажах особенно поэтичен и многозначен образ русской берёзы.

Эпитеты:

кудрявая,
нарядная, плакучая, раскидистая, столетняя, юная, веселая, задумчивая, милая,
нежная, печальная, робкая, светлая, грустная…

Сравнение:

Берёзу
часто сравнивают с печальной и стройной девушкой. Осенью –

 с
золотоволосой девушкой; пожелтевшую берёзу — с золотым водопадом.

Берёза
как русская песня, напевная и стройная; как тонкая линия, устремлённая в небо;
как щедрая хозяйка, осыпающая землю золотыми листьями.

Метафоры:

Страна берёзового
ситца; берёза-свечка; отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком;
зеленокосая, в юбчонке белой.

Фразеологизмы:

Берёзовая каша –
розги (тонкие гибкие прутья). С древнейших времён сечение розгами — мера
наказания за провинности.

Берёзовая лапша (то
же, что берёзовая каша)

Пень берёзовый – о
глупом, несообразительном человеке.

                                 
Слово в русском фольклоре

Когда-то, еще в
пору языческой Руси, березке поклонялись как образу берегини – матери всех
духов и богатств на земле. Люди верили в то, что она исполняет заветные желания.

Древние
славяне почитали березу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту,
женственность.

В
христианские времена береза была связана с весенними церковными праздниками. С
приходом теплых дней, в воскресенье на седьмой неделе после Пасхи,
праздновалась Троица. Накануне праздника в лесу рубили зеленые березовые ветки,
траву собирали, чтобы на Троицу – в воскресенье – дом и церковь ими украсить.
Березовыми ветками украшали горницу и вход в дом, полы посыпали душистой
свежескошенной травой.

Береза не только
участвовала в праздниках. С ней крестьяне – земледельцы связывали немало примет:   

·       
лопаются
сережки у березки – время сеять хлеб;

·       
овес сей,
когда береза распускается;

·       
весной
березовый сок невкусен – хлеб уродится на славу.

Если хотите узнать,
какое будет лето, присмотритесь к березам. Если весною береза перед ольхою лист
распустит, то лето будет сухое. Если ольха наперед – мокрое. Из березы течет
много сока – к дождливому лету.

О том, какой будет
весна, березы рассказывают осенью. Листья начинают желтеть с верхушки – ждите
ранней весны, снизу – поздней, а если равномерно – средней.

И зиму березы
могут предсказывать. В начале октября с них лист не опал – снег ляжет поздно.

Пословицы
и поговорки
о берёзе наглядно демонстрируют
любовь человека к белоствольной красавице, символу России.

·       
Берёза
не угроза – где стоит, там и шумит.

·       
-И у берёзки слёзки текут,
когда с неё кору дерут.

·       
-Березой обогреешься, а не
оденешься.

·       
-Где дубняк, там и
березняк.

Загадки
про берёзу по-особому теплы и душевны.

·       
У кого белый стан? Только
у берёзы.

·       
Кровь мою пьют, кости мои
жгут, моими руками один другого бьют

·       
Зелена, а не луг, кудрява,
а не голова, бела, а не снег.

·       
В белых платьицах по
опушке разбежались подружки.

·       
Она весну встречает —
серёжки надевает.
А платьице – в полоску, ты узнаёшь …

Даже в скороговорках
и считалках
не обошлось без берёзы:

·       
Начинается считалка:

На берёзу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

·       
Берёзонька коренистенькая,

По корню — криволистенькая,

По серёдке — суковатенькая,  

По вершинке — высококудреватенькая.

О берёзе испокон
веков на Руси слагали народные, хороводные, обрядовые, колыбельные песни:

·       
Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли-люли, стояла,

Люли-люли, стояла.

·       
Берёза моя, берёзонька,

Берёза моя белая,

Берёза кудрявая!

Стоишь ты, берёзонька,

Посередь долинушки…

·       
Берёзовые веточки

По ветру шумят,

Начало лета празднуют,

О чём – то говорят.

·       
Берёзонька скрип, скрип,

Моя доченька спит, спит…

Моя доченька уснёт —

Её сон унесёт,

Унесёт её в садок,

Под малиновый кусток.

А где колыбельные
песни, там и русские народные сказки:

·       
Зацепил быка веревкою за
рога и повел в город. Случилось ему идти лесом, а в лесу стояла старая, сухая
береза; ветер подует — и береза заскрипит.

“Почто береза скрипит? — думает дурак. — Уж не торгует
ли моего быка?”

 («Дурак и берёза»)

·       
Вот солдат ходил, ходил по
разным комнатам; сделалось ему скучно, и вздумал он пойтить в сад; вышел,
смотрит — стоит береза. И говорит ему берёза человеческим голосом:

— Служивый! Сходи вот в такую-то деревню, скажи
тамошнему священнику, чтобы дал тебе то самое, что ему нынче во сне привиделось.

(«Берёза-сестрица и три сокола»)

Поэтический
образ берёзы

Берёза… Сколько
стихов посвящено этой красавице! Образ берёзы присутствует в стихах А.С.Пушкина,
А.А.Фета, Сергея Есенина, Н. Рубцова, Александра Прокофьева и многих других
русских поэтов.

             
Берёзка
(Всеволод Рождественский)

Чуть
солнце пригрело откосы

И
стало в лесу потеплей,

Берёзка
зеленые косы

Развесила
с тонких ветвей.

Вся
в белое платье одета,

В
сережках, в листве кружевной,

Встречает
горячее лето

Она
на опушке лесной…

 (Всеволод
Александрович Рождественский).

              
Люблю берёзу русскую
(Александр Прокофьев)

Люблю
берёзу русскую,

То
светлую, то грустную,

В
белом сарафанчике,

С
платочками в карманчиках,

С
красными застежками,

С
зелеными сережками…

              
Берёза
(Сергей Есенин)

Белая
берёза

Под
моим окном

Принакрылась
снегом,

Точно
серебром…

              
Печальная берёза
(А.Фет)

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

Многогранность
прозаических обликов берёзы

Есть в русской
природе особенный день, когда на березах начинает распускаться молодая листва.
Выйдешь на волю и радостно ахнешь: зеленой нежной дымкой покрылись лесные
опушки. Клейкой нежной листвою пахнет в березовой роще. Как хороши молодые
березовые листочки! Войдя в лес, человек чувствует свежее дыхание пробудившейся
земли. Пройдет день-другой — и все березы покроются молодой густой свежей
листвою.

                                                                          
И.С.Соколов-Микитов «Берёза»

Листва на березах
была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна,
молоденькая, вся красная или вся золотая, я надобно было видеть, как она ярко
вспыхивала на солнце, когда его лучи внезапно пробивались, скользя и пестрея,
сквозь частую сетку тонких веток, только что смытых сверкающим дождем.

                                                                                         
И.Тургенев «Свидание» 

  Все в лесу
веселятся, а берёзы плачут. Под горячими лучами солнца сок быстрее и быстрее
течёт по всему их белому телу. Через поры коры он выступает наружу. Люди
считают берёзовый сок полезным и вкусным напитком. Они надрезают кору и
собирают его в бутылки. Деревья, у которых выпустили слишком много сока,
засыхают и гибнут, потому что сок у них всё равно что у нас – кровь.

                                                                       
В.Бианки «Кому смех, кому слёзы»

Зимой березы
таятся в хвойном лесу, а весной, когда листья развертываются, кажется, будто
березы из темного леса выходят на опушку. Это бывает до тех пор, пока листва на
березах не потемнеет и более или менее не сравняется с цветом хвойных деревьев.
И еще бывает осенью, когда березки, перед тем как скрыться, прощаются с нами
своим золотом.

                    
                                                              М. Пришвин
«Зелёный шум»

Берёза
на полотнах художников

Для России берёза
– это национальный символ.  Это дерево всегда находило свое место в культуре: в
песнях, стихах, прозе, фильмах и картинах. Живописность берёзовых рощ всегда
привлекала русских художников. Практически у любого пейзажиста есть картина или
даже несколько с изображением белоствольных красавиц, что уж говорить про трёх
мастеров русского пейзажа: И. Шишкина, И. Левитана и А. Куинджи. Последнего
вообще называли «певцом березовых рощ».

Вот только
некоторые известные полотна, где перед зрителем предстаёт образ русской берёзы:

·       
Архип Куинджи

«Берёзовая роща», «Стволы берёз», «Солнечный свет в
парке», «Лесок с берёзой», «Ранняя весна»

·       
Исаак Левитан

«Берёзовая роща», «Осень. Берёзки», «Берёзы. Опушка
леса», «Туман. Осень», «Лунная ночь», «Весна. Большая вода»

·       
Иван Шишкин

«Берёзовая роща», «Ручей в берёзовом лесу», «Берёзовый
лес», «Срубленные берёзы», «Сломанная берёза», «Берёза и рябинки», «Березняк»,
«Сухие берёзки», «Летний пейзаж с берёзой»

·       
Илья Репин

«Берёзы. Солнечный день», «Абрамцево»

·       
Алексей Саврасов

«Грачи прилетели», «Березы. Половодье», «Ранняя весна.
Берёзы у реки», «Весна»

·       
Ефим Волков

          «Старые
берёзы», «Золотая осень. Тихая речка», «В лесу. По весне»                     

Берёза
– это символ русских песен

Песня для русского
человека – это состояние души. Это радость и печаль, надежда и отчаяние, любовь
и страдание. И в счастье, и в горе нам помогает песня: утешает, поддерживает,
радуется и смеётся вместе с нами. Образ берёзы вносит в музыкальное произведение
особую лиричность и задушевность. Такие песни находят отклик в самых потаённых
уголках души русского человека, проникают в самую его суть.

«Берёзы»  муз.
И. Матвиенко — сл. М. Андреева

Отчего так в
России берёзы шумят?

Отчего
белоствольные всё понимают?

У дорог
прислонившись по ветру стоят

И листву так
печально кидают.

Я пойду по дороге,
простору я рад,

Может это лишь
всё, что я в жизни узнаю.

Отчего так
печальные листья летят,

Под рубахою душу
ласкают?

А на сердце опять
горячо-горячо,

И опять, и опять
без ответа.

А листочек с
берёзки упал на плечо,

Он как я,
оторвался от веток…

………………………………………………………………………

«Берёзовый сок» муз.
В. Баснера – сл.
М. Матусовского
(гр. «Песняры»)

«Берёзы»   муз. И.
Матвиенко — сл. М. Андреева (гр. Любэ, С.Безруков)

«Берёза» муз. Г. Мовсесяна – сл. П. Бровка (Анна Герман)

«Берёза белая»
муз. В.Шаинского – сл.Л.Овсянниковой (Л.Лещенко)

«Плакала берёза» муз.
И. Матвиенко — сл. М.Андреева (гр.Корни)

Интересные
факты о берёзе.

1) Береза –
долгожитель. Это дерево живет от 100 до 400 лет.

2) В первые годы
березы растут очень медленно, но вскоре их рост быстро ускоряется. В возрасте
180-200 лет береза достигает 30-45 м в высоту и 65 см в диаметре.

3) Березы не
требовательны к почвенно-климатическим условиям и способны переносить даже
вечную мерзлоту.

4) Существует два
типа березовых деревьев – мужское и женское. Женская береза распускает листья в
стороны, а мужское дерево – вверх.

5) В мире
насчитывается более 100 видов берез.

6) Среди берез
встречаются и кустарники (к примеру, береза карликовая).

7) Чёрные пятна на
коре берез называются «чечевичками». В отличие от белого слоя коры – бересты,
очень плотной, не пропускающей ни воду, ни воздух, они рыхлые, пористые. Это
своеобразные «форточки». В жару они открываются и пропускают воздух к корням
дерева, а зимой – закрываются более плотными клетками и помогают ему не
замерзнуть.

8) В березовых
деревьях живет крупнейший жук, обитающий в Европе – жук-олень.

9) Вещества,
которые выделяет береза, используются для производства мыла и шампуней.

10) В березовых
почках и листьях содержатся ценные эфирные масла.

11) В Северной
Европе, России и Китае березовый сок используется для производства вина и пива.
Он также может служить в качестве заменителя сахара. Березовый сироп также
используют как соус для блинчиков.

12) С берёзы
начался Невский проспект в Санкт-Петербурге. На месте Адмиралтейского сада было
посажено 4 ряда берёз, и это положило начало магистрали.

Заключение

      Мне было очень интересно работать над данной
темой. В ходе проделанной работы я сумела собрать много интересной и полезной
информации о слове «береза». Приходилось обращаться к ресурсам Интернета,
заглядывать в словари. Оказывается, исследование слова – очень интересное и
полезное занятие! Я узнала много нового и удивительного. Эти знания пригодятся
мне на уроках русского языка, при подготовке к олимпиадам. Материал моего
исследования можно использовать для проведения классного часа и даже уроков.

       Следующим этапом проекта предполагается
привлечение

 к исследованию учеников начальной школы. Я постараюсь
заинтересовать их своей работой и пригласить к сотрудничеству.

Результатом нашего проекта должны стать мини-словари
«Портрет одного слова». Таким образом, увлечённость работой со словом
обязательно пробудит у ребят интерес к языку, к книге, к чтению.

Источники
информации

1.    
Большая Российская
Энциклопедия. — М. «Научное издательство Большая Российская Энциклопедия», 2005

2.    
Даль В.И. Толковый словарь
русского языка. Современная версия.- М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000

3.    
Журнал «Детская
энциклопедия» — М., №5, 2014

4.    
Кузина Т.Ф., Батурина Г.И.
«Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды». — М., 2001

5.    
Лопатин В.В., Лопатина
Л.Е. Малый толковый словарь русского языка.- М.,1990

6.    
Новицкая М.Ю. «Раз, два,
три, четыре, пять, мы идём с тобой играть». Русский детский игровой фольклор.
Книга для учителя и учащихся. — М. «Просвещение», 1995

7.    
Ожегов С.И. «Словарь
русского языка». — М. «ОНИКС» Мир и Образование, 2000

8.    
Славянская мифология:
Энциклопедический словарь. — М. «ЭЛЛИС ЛАК», 1995

9.    
Тихонов А.Н., Ломов А.Г.
«Фразеологический словарь русского языка». — М. «Русский язык. Медиа», 2006

10.
Тихонов А.Н. «Школьный
словообразовательный словарь русского языка». — М. «Цитадель-Трейд» «Рикол
Классик», 2008

11.
Информационные ресурсы
Интернета

На чтение 9 мин. Просмотров 22 Опубликовано

Русская народная сказка «Финист — ясный сокол» в обработке А. Платонова Жанр: волшебная народная сказкаГлавные герои сказки «Финист — ясный сокол» и их характеристика 

  1. Марьюшка, девушка красавица, младшая дочь крестьянина. Бесстрашная, верная, любящая. Добрая и работящая.
  2. Финист — ясный сокол. Превращался в доброго молодца. Большую часть сказки спал одурманенный царицей.
  3. Царица — злая и коварная, хотела силой удержать Финиста, но продавала его Марьюшке за золотые и серебряные вещи.
  4. Крестьянин, отец Марьюшки
  5. Старшие дочери, завистливые и некрасивые
  6. Баба Яга — три сестры, добрые, но очень страшные

План пересказа сказки «Финист — ясный сокол»

  1. Марьюшка ведет хозяйство
  2. Подарки дочерям
  3. Перо Финиста — ясного сокола
  4. Зависть сестер
  5. Марьюшка идет на поиски
  6. Баба-яга, блюдце и яичко
  7. Баба-яга, пальцы и иголка
  8. Баба-яга, веретено и донце
  9. Помощь серого волка
  10. Первая ночь с Финистом
  11. Вторая ночь с Финистом
  12. Пробуждение Финиста
  13. Свадьба

Кратчайшее содержание сказки «Финист — ясный сокол» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Было у крестьянина три дочери, старшие жадные и завистливые, младшая, Марьюшка — добрая и работящая
  2. Подарил крестьянин Марьюшке перо Финиста, а сестры ножи в окно воткнули и улетел Финист в дальние края.
  3. Пошла Марьюшка Финиста искать, три пары сапог железных сносила, у трех баб-яг была, три подарка получила.
  4. Нанялась Марьюшка к царице работать, а та подарки волшебные продать просит.
  5. Отдавала Марьюшка подарки за право взглянуть на Финиста, но тот спал и не просыпался, пока не заплакала Марьюшка.
  6. Не хотела царица Финиста отпускать, но князья и купцы решили, что жена Финиста Марьюшка.

Главная мысль сказки «Финист — ясный сокол» Любовь не купишь и не продашь.Чему учит сказка «Финист — ясный сокол» Эта сказка учит нас быть добрыми, трудолюбивыми, настойчивыми. Учит хранить верность в любви и не останавливаться перед преградами на пути к своей цели. Учит тому, что нельзя торговать любимым человеком, учит тому, что добро и любовь всегда будут вознаграждены по заслугам.Отзыв на сказку «Финист — ясный сокол» Очень красивая и интересная история о любви, полная волшебства. Мне очень нравится главная героиня этой сказки — Марьюшка. Веселая и добрая девушка, она полюбила доброго молодца Финиста и смогла пройти очень сложный путь, но вернуть себе Финиста. В сказке много волшебных превращений, в ней действуют добрые и злые герои, но заканчивается она очень хорошо. И именно поэтому мне так нравится эта сказка.Пословицы к сказке «Финист — ясный сокол» Дорогу осилит идущий. Любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет. В лихости и в зависти нет ни прока, ни радости.Краткое содержание, пересказ сказки «Финист — ясный сокол» Умерла у крестьянина жена и остался он один с тремя дочерьми. Хотел работницу нанять, но младшая дочь Марьюшка сказала, что и сама с хозяйством справится. Была Марьюшка добрая и работящая, настоящая красавица, а сестры были злые и завистливые. Вот поехал крестьянин в город, сестры полушалок просят, Марьюшка — перо Финиста. Привез отце подарки старшим дочерям, младшей перышко не достал. Во второй раз в город поехал. Старшие сапожки просят, младшая снова перо Финиста. И снова не смог найти отец подарка. В третий раз едет, встречает старика, а тот и отдает ему перо Финиста — ясного сокола. Сестры на Марьюшкой смеялись, а она ночью взяла перо, да приказала явится перед ней Финисту -ясному соколу. И тут же Финист явился и добрым молодцом стал. Три ночи так Марьюшка к себе Финиста зазывала. А потом сестры заподозрили неладное, на окно ножей острых воткнули. Бился о ножи Финист, всю грудь изранил. Улетел, но сказал, что найти его будет трудно. Проснулась Марьюшка, услышала те слова, заплакала, и к отцу пошла. Сказала, что уходит, заказала три пары башмаков железных, три колпака и три посоха и пошла в дальний путь. Долго ли шла, коротко ли, износила одни башмаки, стерла посох. Видит избушка на курьих ножках. Зашла в нее Марьюшка, а там баба-яга сидит, на русский дух жалуется. Сказала двушка, что Финиста — ясного сокола ищет. Баба-яга сказала, что опоила Финиста царица, женихом сделала. Дала Марьюшке серебряное блюдце и золотое яичко и отправила в тридевятое царство. Идет Марьюшка через лес, а тут кот выскакивает, предупреждает, что дальше еще страшнее будет. Пришла Марьюшка к еще одной избушке на курьих ножках, с черепами на тыне. А там другая баба-яга, сестра прежней. Дала она Марьюшке серебряные пяльцы и золотую иголку и тоже не продавать их наказывала. Пошла Марбьюшка дальше. Собака бежит, предупреждает, что страшно будет. Сносила Марьюшка уже третьи башмаки, до третьей избушки дошла. А там еще более старая и страшная баба. Дала она Марьюшке серебряное донце и золотое веретенце и опять не продавать наказала. Теперь уже волк навстречу. Посадил Марьюшку, до царства нужного довез. Нанялась Марьюшка к царице в работницы. Днем работает, ночью ей блюдце и яичко Финиста показывают. Узнала про то царица, продать просит блюдце с яичком. А Марьюшка просит Финиста показать. Согласилась царица, привела Марьюшку к Финисту. Спит Финист -ясный сокол непробудным сном, не дозвалась его Марьюшка. Опять работает Марьюшка, а серебряные пяльцы и золотая иголочка вышивают. Снова просит царица продать пяльцы и иголочку, а Марьюшка Финиста показать требует. Опять привела царица Марьюшку к Финисту. Но спит Финист, не просыпается. Достала Марьюшка серебряное донце и золотое веретенце и снова история повторяется. Только на этот раз заплакала Марьюшка, упала ее слеза на плечо Финиста и проснулся тот. Увидел Марьющшку, обрадовался, хотел домой ехать. А царица подговорила князей и купцов схватить Финиста и казнить. Да только Финист их спрашивает, кто человеку жена настоящая, та которая обманывает, или та, которая крепко любит. Согласились все, что Марьюшка настоящая жена Финиста и уехали они с Финистом и стали жить, да добро наживать.Признаки волшебной сказки

  1. Троекратные повторы: три раза ездил крестьянин в город, три бабы-яги встретила Марьюшка, три подарка получила, три ночи будила Финиста.
  2. Волшебные превращение — Финист превращался в птицу и в человека
  3. Волшебные существа — баба-яга, серый волк
  4. Волшебные предметы — пяльцы, иголка, веретено, яичко, донце

Рисунки и иллюстрации к сказке «Финист — ясный сокол»

Жил один крестьянин, и вскоре овдовел он. Осталось у него три дочери. Хозяйство было у мужика огромное, и надумал он взять в помощницы работницу. Однако,  Марьюшка  отговорила его, сказав, что будет помогать ему во всем. Вот трудится она от зари до зари, а сестры ее лишь наряжаются и веселятся. 

Вот поехал отец в город и интересуется у дочек, что им привезти. Старшая да средняя просят наряды и безделушки разные, только Марьюшке нужно было перышко от Финиста — ясного сокола.

По дороге домой встретил он странного старичка, который и подарил ему заветное перышко.

Привез крестьянин подарки домой, девушки радуются и над сестренкой подсмеиваются.

Вот легли все спать, а она взяла перышко и промолвила волшебные слова. С тех пор являлся к ней жених ночью, а утром превращался в птицу вновь. Завистливые сестры выследили ее и устроили ловушку соколу. Поранился он об острые ножи,  никак не мог прорваться к девушке. Тогда он сказал, что будет она его долго искать, износив не одну пару обуви.

Отправилась Марьюшка в путь.  Шла, шла она и встретилась ей избушка, в которой жила баба-яга. Она то и рассказала ей о том, что ее жениха околдовала злая волшебница, превратила его в птицу и сделала своим супругом насильно. Подарила девушке старуха блюдце и золотое яичко и отправила ее в далекое царство. Так же посоветовала она ей, чтобы Марюшка нанялась работать к царице, и когда она закончит все дела, стала бы катать яичко по блюдечку. И если ее попросят продать это чудо, не соглашаться.

Когда девушка шла по дремучему лесу, все звери лесные ей помогали добраться. А серый волк даже домчал ее до великолепного терема. Здесь она пошла, трудиться к правительнице.

За ее вещи, которые ей подарили старухи, она смотрела на своего суженого. Но ей пришлось делать это ночью, когда он крепко спал, и его невозможно было разбудить. И вот осталось у нее только донце и веретенце, и их она отдала за встречу с женихом. Только не просыпается Финист — ясный сокол. Зарыдала тут девушка, и одна слеза упала на него. Проснулся ее возлюбленный.  Но не хочет отдавать колдунья Финиста — ясного сокола. Тогда он при всех подданных спросил, может ли настоящая супруга лгать? Тут все поняли, что ему в жены годится Марьюшка.

Поженились они и стали жить счастливо.

Произведение учит нас тому, что каждый из нас может сам сделать себя счастливым, добиваясь трудом упорством и любовью к людям.

Оцените произведение: Голосов: 263

Читать краткое содержание Финист — ясный сокол. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Финист — ясный сокол

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Твардовский По праву памяти

    Произведение А.Т. Твардовского «По праву памяти» является автобиографией, в которой поэт описывает не только свою трагичную жизнь, но и жизнь всех людей, пострадавших от репрессий жестокого тирана.

  • Краткое содержание Королёк — птичка певчая Гюнтекин по частям

    Девочка Феридэ счастливо жила с родителями в военном гарнизоне, ее папа был кадровым офицером. Малышка жила беззаботно, дралась с мальчишками, прыгала по деревьям, за что получила прозвище Птичка-королек.

  • Краткое содержание Принц и нищий Марк Твен

    В романе рассказывается про двух личностей, одна из которых – принц, а другая – нищий. Пути обоих мальчиков пересекаются, и они меняются как бы своими именами и положениями в обществе

  • Краткое содержание Куприн Суламифь

    В начале автор повествует о времени правления Соломона, о его жизни. Сорока пяти летний царь Персии был необыкновенно мудр и красив, щедр и богат. У Соломона было много женщин, только жён в гареме семьсот человек. А ещё наложницы

  • Краткое содержание Лесков Кадетский монастырь

    Рассказчик пишет о том, что он намерен доказать существование праведников на Руси. Причем, по его мнению, такие люди встречаются даже в местах, которые не располагают к честности и принципиальности.

Используемые источники:

  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/05/blog-post_27.html
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/finist-yasnyj-sokol-skazka

Дата: 28.04.2021                                                                                                                        ФИО учителя: Ямалетдинова Л.М.

Школа МОБУ СОШ № 2 РБ                                                                                                   ФИО студента: Яруллина Д. Р.

Класс: 3 б                                                                                                                                   ФИО методиста:        

Цель деятельности учителя: формирование знаний о произведении Ю. Коваля «Сказка о серебряном соколе»;

знать, как правильно выразительно читать рассказ, анализировать его, отвечать на поставленные вопросы, составлять план пересказа;

уметь осмыслять литературоведческие понятия, осуществлять поиск необходимой информации в книге, осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса приобретения читательского опыта

Личностные: развивать умение формулировать свои мысли, сотрудничать, оценивать, сравнивать, обобщать.

Оборудование: презентация, учебник Литературное чтение 3 класс, 2 часть, Л.Ф.Климанова.

Этапы, методы и приёмы.

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин.

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

— Мы начинаем урок чтения.

Приветствовать учителя.

Настраивать на работу на уроке.

Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности;

II. Актуализация знаний и мотивация

Метод: словесный

Прием: беседа

5 мин.

— Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие?

(нужно быть внимательным и наблюдательным, работать в команде, поддерживать друг друга)

Дыхательные упражнения

Замёрзли ручки…        

Ручки замёрзли? (Подуть на руки холодным воздухом: Ф-ф-ф)

Подуем на них.

Дыханием тёплым (Подуть на руки тёплым воздухом: Х-х-х…)

 Согреем мы их. (Продолжить дуть тёплым воздухом.)

Чистоговорка:

Ра-ра-ра, ра-ра-ра –

На дворе у нас…(гора).

Ру-ру-ру, ру-ру-ру –

Собирайте детвору.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры –

Покатаемся с горы.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра –

Очень рада детвора.

Слушать учителя.

Тренировать дикцию и произношение.

Строить логическое рассуждение

Отвечать на вопросы учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

П: -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

III. Постановка учебной задачи

Метод: словесный. Прием: беседа.

Метод: наглядный. Прием: анализ сказки;

выразительное чтение; разбор

сказки

 по частям.

5 мин.

 А теперь разгадайте загадку и подумайте, о чем, мы будем сегодня говорить.

Он выбрался из скорлупы.

Жнут воздух крылья, как серпы.

Глаз зоркий. Песня его — клёкот.

Летит по небу быстрый (сокол)

Кто уже догадался, с каким произведением, мы сегодня познакомимся? (сказка о серебряном соколе)

А кто-нибудь знает, кто его написал? (Юрий Коваль).

Какие цель, мы поставим перед собой? (познакомимся с Юрием Ковалем и его произведением «Сказка о серебряном соколе»)

А какие задачи, мы поставим перед собой?

Задачи:

-читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух;

-воспринимать на слух художественные произведения;

-осознавать характер каждого героя, определять идею произведения.

Тема нашего урока: «Юрий Коваль «Сказка о серебряном соколе»

Слушать учителя.

Определять тему урока.

Ставить цели и задачи к уроку.

Слушать учителя.

Выбирать главное из рассказа учителя.

П: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

IV. Открытие нового знания

Метод: словесный

Прием: учебный

Диалог

Практический: выборочное чтение

10 мин

Откройте учебник на стр. 120

Кто автор произведения? (Юрий Коваль).

Рассмотрите иллюстрации к произведению.

-Как вы думаете, о чём в нем может говориться? (О солдате, который встретил дедушку).

А теперь, мы познакомимся с биографией Юрия Коваля.

Юрий Иосифович Коваль (1938- 1995) российский беллетрист. Родился Ю.И. в 1938 г. в семье служащего. Он окончил Московский педагогический институт им. Ленина. После института уехал в глухую деревню, где в школе не хватало учителей. И поэтому кроме своих предметов, русского языка и литературы, он вёл историю, географию, рисование и даже пение.

Первые литературные произведения рождались прямо на уроках. Он их называл «учебные рассказы», а сочинял их для детей, чтобы они лучше усвоили учебный материал.

В начале 1960 –х. г. Коваль начал публиковать произведения для детей. Наиболее известные: «Приключения Васи Куролесова», «Кепка с карасями», «Пять похищенных монахов», «Полынные сказки». При жизни было опубликовано более 30 его книг, в основном детских изданиях.

Когда Ю.И. Коваль вернулся в Москву, он стал печатать свои произведения исключительно в детских изданиях – чаще в журнале «Мурзилка». Его рассказы читают и взрослые, и дети.

Теперь, мы начнем чтение произведения.

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Мы должны выяснить во время чтения произведения, какой же урок содержится в нем?

Чтение первой части до слов «…Служба такая»

-Куда шел солдат? (На родину).

-Кто первый встретился солдату на пути? Найдите его описание.

 (Нечистый. Не понравился ему нечистый — рожа сладенькая, а грязная, ушки дрожат.)

-Найдите в тексте, какое задание дал нечистый солдату? (У меня три сокола живут, в трех разных клетях. Покарауль их, пока я за жалованьем слетаю).

 Почему солдат согласился послужить нечистому? (из-за жалованья).

-Кого увидел солдат в клетках? (соколов).

-Найдите в тексте описание каждого сокола. (У меня три сокола живут, в трех разных клетях. Покарауль их, пока я за жалованьем слетаю.

-Крылья у него бурые, грудь красная, а глаза так медью сверкают, аж в кровь отдают. А там, в серебряной клети сидит белоснежный сокол. Тихо сидит да спокойно. Пригорюнился, видно. Только приоткрыл свои ослепительные серебряные глаза, глянул на солдата и снова их закрыл.

-А в третьей палате в золотой клети солнечный сокол сидел).

-Какие средства выразительности использует автор для описания соколов? (эпитеты).

-Что почувствовал солдат, увидев соколов? Почему? (ему стало совестно, потому что Нечестивый держал их в клетках).

Слушать о биографии Юрия Коваля

Отвечать на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Читают по частям

Разбирают содержание сказки

К:формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции

Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

определение основной и второстепенной информации;

построение логической цепи рассуждений, доказательств;

извлечение из текста необходимой информации.

Физ. минутка.

3 мин.

Три медведя шли домой:

(дети идут как медведь)

Папа был большой-большой.

(поднимают руки вверх)

Мама с ним – поменьше ростом,

(руки на уровне груди, вытянуты вперёд)

А сыночек просто крошка,

(садятся на корточки)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил.

(встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь)

Участвовать в физ. минутке.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Метод: словесный

Прием: учебный диалог

Решение частных учебных задач

Прием:

выборочное чтение;

выразительное чтение.

10 мин

Чтение второй части до слов «Так и добрался до палат нечистого»

-Почему береза не сразу обратилась к солдату за помощью? (потому что у нее не было денег).

-Зачем береза отправила солдата в деревню? Почему она сразу не попросила солдата об освобождении соколов? (он отправила его дедушке Николаю)

-Сразу ли разобрался солдат. что сердце ему приказывает? (нет)

-Что же оно ему приказывало? (попить воды из ручья, перекусить буханкой хлеба, отпустить сокола).

Чтение третьей части до слов «Взлетел сокол — поднялся солдат на ноги.»

Сколько раз пришлось солдату помогать девушке вылезти из березы? (два)

-Что подсказало сердце в первый раз? (Отпустить кровавого сокола.)

-Пожалел солдат об этом? Почему?  (Да. Сокол напал на солдата и исцарапал его).

-Почему же он не отказался от подсказок сердца ни во второй, ни в третий раз?  (Потому что он хотел полностью увидеть девушку.).

-Прочитайте строки, которые доказывают, что ему легче было отказаться. Как это характеризует его?

 -Как был вознагражден солдат за свою доброту и смелость? (Девушка вышла полностью).

-Какие чудеса и волшебные превращения встретились в этой части сказки? (Береза вылечила солдата, солдат ослеп, девушка появилась полностью, серебреный сокол вылечил солдата).

Отвечают на вопросы

Читают произведение по частям.

Участвуют в обсуждении.

Подтверждают словами из учебника.

Подтверждают словами из учебника.

Л:-положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

-желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

-осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

-осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

-осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Р:

принимать и сохранять учебную задачу;

— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

П: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой 

Метод:

Практический

Словесный.

Прием:

ответы на вопросы по тексту, выборочное чтение, работа с вопросами по учебнику, ответы на вопросы по содержанию частей.

10мин.

Теперь, прочитайте отрывок самостоятельно, затем будете отвечать на вопросы

Чтение четвертой части до конца.

-Какое еще испытание поджидало солдата?

-Почему солдат решил сразиться с нечистым?

— Что подсказало ему сердце?  

-Найдите и перечитайте описание «боя».

Шагнул было к ней солдат – вдруг небо потемнело гром ударил вдали. И понял солдат — нечистый летит. Схватил ружьё. И видят они — крылья кожаные небо чертят, нечисты, летит, жалованье в узелке несёт. А за ним туча мчится, хочет нечистого молнией сразить. Увернулся нечистый от молнии и как раз солдату на мушку попал. Ударил солдат картечью- только перья полетели и жалованье из узелка потряслось. Тут и накрыла их туча, хлынул ливень, да такой, что все зажмурились.

-Как же был вознагражден солдат за свой подвиг?

 -Какие чудесные превращения встретились в этой части сказки.

-Сражение с нечистым

-Чтобы спасти себя и девушку

Убить нечистого

Братья расколдовались, солдат женился на девушке, и жили они вместе

П.: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о начальной форме слов.

Р.:  оценивание качества и уровня усвоения материала.

VIII. Рефлексия деятельности

2 мин.

Ребята, с каким произведением и автором, мы сегодня познакомились?

(«Юрий Коваль «Сказка о серебряном соколе»).

Скажите, чему вы сегодня научились? (

(Нужно бережно относиться к окружающему миру, к птицам и животным, быть добрее, делиться своей добротой.)

– Что вам особенно понравилось в нашем уроке, что было наиболее интересно?

Итак, ребята, давайте посмотрим на задачи, которые мы ставили в начале урока. Как вы думаете, мы достигли их? С чем мы сегодня познакомились? Замечательно!

Продолжи предложения

Своей работой на уроке я…

Урок для меня показался…

На уроке я…

Материал урока мне был…

 Урок окончен.

Анализировать проделанную работу, оценивать её. Прощаться с учителем.

К:

— аргументировать свои высказывания;

— четко выражать свои мысли.

Регулятивные: оценка и самооценка собственной работы.

В тысяча девятьсот пятидесятом году он работал над сборником «Лесная капель». Это одно из распространенных сочинений среди произведений автора. Оно включает в себя сто шестнадцать рассказов, представляющих собой художественные описания природы. Далее представлено Лесная капель краткое содержание.

Краткое описание сборника «Лесная капель»

Сборник начинается с авторского предисловия, в котором писатель вспоминает свое детство, когда им проявлялось большое любопытство к окружающему миру. В более старшем возрасте начал наблюдать за сезонами года, погодой в разные времена, растениями, животными, реками, ручьями, полями, лесами. При этом делал записи всего интересного и запомнившегося. Таким путем постепенно сформировался сборник.

Начинается произведение с описания весны. По мнению автора, она наступает с января, когда постепенно растет продолжительность светлого времени суток. Этот ранний этап обозначен как весна света. Писатель хочет оказаться в эти дни в лесу, покинув город. Для данной цели накапливает деньги. В году, о котором повествуется, наступление весны задерживается по сравнению с прошлым. Опытные люди полагают, что она придет разом неожиданно. По мнению повествователя, весна каждого нового года не похожа на предыдущую, чем нравится ему.

пришвин лесная капель краткое содержание

Отдельно обозначено событие таяния снега и появления из-под него земли. Трое суток подряд температура воздуха не была морозной. Поля и леса были покрыты туманом. Сын автора Петя услышал пение птиц овсянок и пригласил папу тоже послушать их голоса. Мальчик обнаружил первые места, с которых сошел снег и радостно поведал об этом своей семье.

Следует описание течения ручья. Вода стремится по полю. Иногда слышатся всплески. Рассказчик хочет понять, почему так происходит и предполагает, что в струю падает тающий снег и вызывает всплески. Однажды майской ночью он вышел прогуляться. Температура воздуха была морозной, но от быстрой ходьбы автору не холодно. Однако поверхность земли, трава, цветы от мороза немного замерзли. На ягоде бруснике находилась бабочка. Писатель полагает, что она полетит, когда восходящее солнце согреет ее. Ручей на поле унес почти все свои воды в речку и ночью заледенел. Солнце утром растопило льдинки. Таково краткое содержание первых рассказов сборника Пришвина «Лесная капель».

На березах начинают расти листья. Более старшие из них цветут раньше младших. В целом деревья в лесу еще без листвы. Поэтому особенно заметны крупные листья на черемухе и бутоны, которые скоро будут распускаться. Слышатся звуки кукушки и пение соловья. Около озера в лесу растут цветы. Однажды автор наблюдал, как зверек под землей прорывал путь. Вскоре на поверхности показалась землеройка. Петя взял ее и положил в кружку, стал наблюдать за ней. При попадании солнечного луча в кружку зверек выскочил из нее и убежал. Рассказчик заинтересовался всем этим.

лесная капель читать краткое содержание

В один из дней над ровной водной гладью лесного озера летел кулик. Он отражался в водоеме. Собака писателя заметила птицу и побежала за ней. Повествователю было интересно, бежит ли собака за самим куликом или за его отражением. В результате она вскочила в озеро. Автор наблюдал за черемухой. Листья на ней быстро вырастали и вскоре покрыли эти деревья. Старые дрова стали подгнивать и в них завелось много разных насекомых. Прилетели трясогузки. Чтобы из сфотографировать, писатель приманивал их. Потом показался болотный лунь, летали вороны, пчелы, цапли, кукушки тетерева. Вечером после рыбалки были замечены овсянки.

Холодная погода в мае постепенно проходила и наступало тепло. Завершался период цветения черемухи и начиналось появление бутонов на сирени и рябине. Ягоды рябины созревают уже осенью. Автор особенно много внимания уделяет черемухе, ее приятному запаху. Ему нравится нюхать цветы, которые имеют запах меда.

В один день с большим интересом следил, как капли воды с дерева собирались на земле около него и из них формировалась целая лужа. Потом эта вода от ели, с которой стекала, потекла ручьем, который в своем течении встретил дорогу, потек по ней и попал в речку. Потом рассказчик заметил в туманную погоду пролетевших мимо птиц. Он захотел узнать, какие именно это птицы, для чего направился за ними к реке. Здесь услышал звук от падающих капель с деревьев в речку и задумался. Потом вдруг услышал пение птиц, за которыми направлялся. Это были зяблики. В таком виде можно читать краткое содержание нескольких очерков произведения «Лесная капель».

лесная капель пришвин читать краткое содержание

Однажды на рассвете было солнечно и много росы. Пели и издавали звуки разные птицы: соловьи, иволги, дрозды, дятлы и другие. Писатель с удовольствием слушал их и разглядывал деревья: березы, ели и другие. Потом он простудился. Через несколько дней выздоровел. Ему приснился сон, как гуляет около озера. Во дворе стали лаять собаки. Оказалось, что в луже были лягушки, что повествователь объяснил недавней грозой. Днем был дождь, к вечеру лег туман. Утром во дворе было много разных птиц.

Начинают созревать разные ягоды, например, земляника, бузина. Распускаются ландыши, вырастает овес, осока на болотах, где летают стрекозы. Рассказчик прогуливается среди крапивы и наблюдает за гнездом дроздов. Потом он обращает внимание на большое количество семян осины, которые разлетаются в пухе. В месте, где растет много этих деревьев, земля покрыта пухом от них. Проходит дождь, и лес наполняется такими запахами от разных растений, трав, деревьев, которые обычно появляются именно после дождя. На месте, где лежит много семян осины через некоторое время, рассуждает автор, вырастут эти деревья.

Однажды писатель прошелся по лесу около ручья и с интересом наблюдал за его течением, за местами, по которым он протекал, и размышлял об увиденном, делал сравнения, замечания, отмечал любопытное для него. Например, рассуждал о встречаемых на пути ручья разных предметах, через которые все равно продолжал нести свои воды дальше. Даже попавшие в его течение крупные предметы не останавливали его, здесь скапливались струи и напором текли далее по руслу.

По берегам потока выросла трава, в самой воде находились распустившиеся цветы. В одном месте течение сталкивалось с лежащим бревном, которое от давнего времени приобрело зеленый цвет. Однако ручей проложил дорогу под этим бревном. Далее он протекал по низменной местности, которую наполнил своими водами. С берега над ним нависает выросший рядом куст. Шум от течения в разных местах неодинаковой силы. Например, есть прибрежье, где так тихо, что даже слышно негромкое пение зябликов. А в некоторых местах струи собираются в поток, который шумно ударяется о берега около большой ели.

Писатель решил прогуляться по одному хорошо знакомому лесному участку, однако почувствовал, что его тянет вернуться обратно к ручью. И вот он возвращается и опять с интересом наблюдает за потоком, который дальше на полянке широко разлил воды, а потом двумя течениями обогнул равнину и опять соединился, в результате чего получился островок. Рассказчик описывает свои положительные впечатления от одновременного воздействия на него лесных запахов разных растений, блеска воды и звуков от ее течения.

Повествователь рассуждает о животных. Он полагает, что они способны проявлять сильную привязанность к детенышам. При этом такая привязанность иногда обнаруживается у них не только к своим детенышам, но и к другим, чему автор приводит несколько примеров. Однажды маленького лисенка дали на прокормление кошке. Она стала кормить его, и лисенок вырос. В другом случае из нескольких родившихся котят остался один и его начали по очереди вскармливать сразу две кошки. Большую привязанность проявляют животные, по мнению рассказчика, к людям. Особо он выделяет в этом отношении собак, которые, по его замечанию, преданно находятся при людях.

Следует описание старых деревьев и процесса их старения. Например, в березе сначала внутри устаревает древесина, а у сосен и елей этот процесс начинается с опадания коры, веток. Пни постепенно покрываются травами, грибами, ягодами, мхом, папоротником. Писатель обращает внимание на вид леса при солнечном свете. В такое время очень красиво блестят листья деревьев, выглядят разные птицы, например, дрозды, сойки, горлинки. Однако в норы зверей свет не всегда попадает. Следует рассказ о норках барсуков, которые выкапывают их в удобных песчаных местах.

капель 7.jpg

И вот наступает лето. В лесу созревают ягоды крушины, малины, смородины, в полях овес. Звуков, по мнению автора становится меньше, начинается обмен звуками между зверями и их детенышами. Вскоре продолжительность светового дня уменьшается.

Поздней осенью есть явления, похожие на явления, которые бывают в начале весны. Например, земля в некоторых местах покрыта снегом. Писатель полагает, что осенью больше запаха снега, а весной больше запаха земли. Погода в осеннее время бывает очень разной с заметными переменами: то идет снег, то дождь, то прихватывает мороз, то дует метель, то ярко светит солнце и становится тепло. На рябине ягоды от действия мороза приобретают сладкий вкус.

Повествователь осенью задумывается о зиме. Зимой дороги в лесу покрыты снегом. Автор гуляет здесь и в зимнюю погоду. В таком виде можно читать краткое содержание сочинения Пришвина «Лесная капель».

О чем хотел поведать автор

В этом произведении Пришвин хочет передать читателю свое отношение к природе. Он очень любит ее и старается поделиться с читателем подробно своими чувствами от разных природных явлений. Тем самым автор подталкивает людей чаще находиться среди деревьев, рек, озер, растений, ягод, слушать пение птиц, наблюдать за животными, быть поближе к природе. При этом писатель хочет подчеркнуть, что при внимательном отношении можно находить много интересного в таких явлениях, которые считаются привычными.

  • Сказка белоснежка сказка на английском
  • Сказка белоснежка семь гномов википедия сказка
  • Сказка белоснежка и семь гномов читать с картинками краткое содержание
  • Сказка белоснежка месть гномов
  • Сказка белоснежка и семь гномов читать полностью оригинал братьев гримм