Василий Белов. Рассказы для детей. Список произведений и биография
Катюшин дождик
Каникулы. Маленькая детская повесть
На сенокосе
Шарик
Жадный петух
Как воробья ворона обидела
Птички-рукавички
Мышонок, бабушка и кот
Радуга
Мамина дочка
Мишук
Бобришный угор
Кони
Скворцы
На росстанном холме
За тремя волоками
Рассказы о разной живности
Рассказы о всякой живности
Однажды весной
Курьер
Верный и Малька
Малька провинилась
Еще про Мальку
Тунеядец
Валдай
Валдай и Валетко
Валдай и Кузя
Валдай в клубе и дома
Позорный случай
Кот Рыжко
Про наседку
Стрельба
Про ворон
Зайцы
Счастливого плавания
Заплаткин
Конфликт
Погоня
Петух
Куры бегут домой
Свое берем
Хорь
Выручил
Душной
Шеф-повар
Глупый тетерев
Галки и овцы
Про баранов
Времена меняются
Рома
Последняя синичка
Читать рассказы других авторов
Краткая биография Василия Ивановича Белова
Сегодня литературные произведения русского писателя Василия Белова довольно широко известны. Они привлекают своей простотой, натуралистичностью и спокойствием. В школьную программу входит изучение нескольких книг, которые написал Василий Иванович Белов. Биография для детей включает основные факты из жизни писателя и события, которые имели определяющее значение для формирования его личности.
Ранние годы жизни Василия Белова
Будущий писатель родился в 1932 году в деревне, которая называлась Тимонихой (Вологодская область). Его родителями были крестьяне, в 1943 году семья лишилась отца из-за военных событий.
Будучи еще совсем мальчишкой, Василий вынужден приступить к работе в колхозе. Он был старшим из пяти детей и стал хорошим помощником своей матери. Позже, вспоминая времена своего детства и юношества, он говорил о том, что они были наполнены ощущением постоянного голода и всепоглощающей любовью к чтению.
Учеба и первая работа Василия Белова
Белов Василий Иванович, биография которого включает семилетнее обучение в сельской школе и ее окончание в 1949 году, предпочел не оставаться в родной деревне. Желая получить полезную профессию, он отправился в город Сокол. Там находилась фабрично-заводская школа, в которой обучали различным рабочим профессиям, многие из них были чрезвычайно востребованы в послевоенное время.
Здесь и остался Белов Василий Иванович. Биография его содержит факты о получении специальности столяра и плотника. Затем будущий писатель сменил несколько занятий, среди которых столяр, моторист и электромонтер. Отслужив положенное время в армии, Василий устроился на завод в городе, который тогда назывался Молотов, а сейчас – Пермь.
Журналистская деятельность Василия Белова
В середине 50-х годов молодой человек приехал обратно на родину и был принят корреспондентом в районную газету «Коммунар». В это же время начинается его литературная деятельность. Уже имели место успешные попытки публикации коротких произведений, которые писал Белов Василий Иванович. Краткая биография для детей включает упоминание о выходе в нескольких газетах районного значения стихов, очерков и статей писателя. Земляк Василия Александр Яшин посоветовал ему послать стихотворения в Литературный институт, что тот и сделал. К своему удивлению, Белов прошел творческий конкурс.
Творческий взлет и признание писателя
Через два года писателя избрали на пост первого секретаря Грязовецкого райкома комсомола. Однако политическая карьера его не прельщала, и Белов Василий Иванович, биография которого пополнилась еще одним местом работы, отбыл в столицу. Из Литературного института ему пришел вызов на учебу, чему Василий был чрезвычайно рад. Пять лет писатель посвятил получению литературного образования, в этот период им был выпущен сборник стихотворений «Деревенькая моя лесная», а также написана и опубликована повесть: «Деревня бедняка».
В 1964 году, когда институт был окончен, поселился в родной Вологде Белов Василий Иванович. Биография писателя включает вступление в Союз писателей Советского Союза в 1963 году.
Дальнейшая литературная деятельность
60-е годы были ознаменованы для писателя выходом нескольких произведений: «Весна», «На Росстанном холме» и «За тремя волоками», а также повесть, принесшая ему популярность, — «Привычное дело». В течение следующего десятилетия из-под пера Василия Белова выходит несколько повестей, составивших цикл. Русский писатель Белов Василий Иванович назвал его «Воспитанием по доктору Споку». Основной идеей повестей стало бескомпромиссное противопоставление городского и деревенского жизненных укладов. Писатель занял позицию, с которой критиковал обычаи и нравы городской жизни, называя ее неестественной.
Тема крестьянского быта и деревенской жизни продолжается в книгах, которые выходят в свет в 80-х годах. В сборнике «Лад. Очерки о народной эстетике» каждое из коротких эссе повествует о жизни простых людей в деревнях. Биография и личность Василия Ивановича Белова теснейшим образом связанными с народом, ведь писатель воспел восприятие крестьянами перемен разных времен года, их повседневные занятия и обычаи, а также гармонию сельской жизни в целом.
Историческая ценность работ В.Белова
Немалую известность писатель приобрел в качестве автора этнографических очерков, многие из которых стали основой для написания его популярных трудов («Лад»).
Он был задуман как сборник новелл о быте и эстетике крестьян Севера. Основной темой повествования здесь становятся традиционная культура, народный фольклор, быт и художественные промыслы деревень России, которые расположены в северных областях.
На протяжении всей своей жизни писатель занимался сбором устных рассказов, бывальщин, песен, пословиц, предметов материальной культуры. Он долгие дни проводил в архивах, изучая находящиеся в них этнографические материалы. Большое количество информации Белов получил от своей матери.
Таким образом, написанные им очерки следует воспринимать, в первую очередь, как авторские исследования, и только потом — в качестве художественных произведений. Современная этнография, занимающаяся изучением русского Севера, многое обрела благодаря такому ценному источнику, как произведения писателя.
Литература для детей
Даже краткая биография Белова Василия Ивановича не может обойти его произведения, написанные для детей. Они стали широко известными и неоднократно издавались. Кроме традиционных рассказов, написанных прозой, писатель создал несколько пьес, которые были прекрасно восприняты публикой и шли во многих театрах по всей стране.
Темой этих произведений Василия Белова становится призыв к сохранению забывающихся народных традиций. Кроме того, в них нередко звучит сожаление о том, какие потери терпит современное писателю общество, отдаляясь от своих культурных корней.
Большое значение Василий Белов придавал тому, как поступают промышленники с природными богатствами. Он связывал их небрежность по отношению к природе с разрушением образа жизни в целом и нравственности в том числе.
Деятельность писателя в 90-е годы
На протяжении трех лет, от 1989 до 1992 года, Василий Белов занимал депутатский пост. В эти нелегкие для постсоветских стран времена он наконец в полной мере и со всей честностью может писать о своем отношении к коллективизации 30-х годов. В этот период публикуется трилогия писателя, ставшая своеобразной хроникой 1932 года. В этих книгах Белов последовательно и яростно осуждает проводившуюся политику.
90-е годы принесли писателю награждение несколькими литературными премиями и продолжение журналистской деятельности, но публикаций стало гораздо меньше. В 1997 году Белов стал Почетным гражданином Вологды. Звание было присуждено писателю в качестве признания того большого личного вклада, который он внес в процесс развития отечественной литературы, а также за то, как отражена в его произведениях самобытность русских северных традиций.
С течением лет взгляды Белова остались неизменными: горячо болея за сохранность литературного русского языка и природных богатств России, он является приверженцем традиционного российского уклада жизни. В последние годы жизни Василий Белов занимал довольно радикальную позицию.
Жизнь писателя оборвалась в 2012 году в результате длительной болезни. Писателя часто именуют великим художником деревенской прозы. В литературных кругах считается, что жанр «деревенской прозы» получил свое развитие именно благодаря той деятельности, которую вел Белов Василий Иванович. Краткая биография и наиболее значимые из его произведений стали частью школьной программы как средство воспитания в детях доброты, любви к людям и окружающей природе.
Читать рассказы других авторов
Сценарий весеннего праздника к 8 марта
«Сказка о глупом мышонке»
для средней группы
Действующие лица: Ведущий, Мышка, Кошка – взрослые.
Утка, Курица, Жаба, мышонок – дети.
Ход праздника
Дети заходят под музыку зал, встают полукругом.
Ведущий: Сегодня не простой денек, сегодня – праздник мам.
И зажигает огонек подснежник тут и там.
Пусть еще кружит снежок, да мороз пока шалит.
Март взобрался на порог, и весна в окно глядит.
1-й реб: Полюбуйтесь, как светло кругом,
Зимние сосульки тают за окном.
Март идет упрямо, раздвигая лед,
И в подарок маме солнышко несет.
2-й реб: Солнышко сверкает,
Солнышко играет,
С праздником весенним
Маму поздравляет!
3-й реб: Дорогие наши мамы,
Мамочки любимые!
Поздравляем вас, родные,
И целуем милые! (посылают мамам «воздушный поцелуй»)
Ведущий. С Женским Днем вас…
Дети: Поздравляем!
4-й реб: Пусть звучат сегодня в зале
Песни, музыка и смех.
Мы на праздник мам позвали
Наши мамы лучше всех.
5-й реб: Мы для вас родных, любимых
Весеннюю песню споем,
Пожелаем дней счастливых,
Поздравляем с женским днем!
ПЕСНЯ «ОЧЕНЬ МАМОЧКУ ЛЮБЛЮ»
Ведущий: Мама – самое понятное слово на земле, а ведь у каждой мамы есть своя мама – ваша бабушка. Бабушек тоже надо поздравить, и стихами позабавить.
6-й реб. С праздником весёлым! С праздником весны! Всех на свете бабушек Поздравляем мы! 7-й реб. Я очень люблю бабушку. Мы очень дружим с ней. С хорошей, доброй бабушкой Ребятам веселей! | 8-й реб. Я тебя, бабулечка, просто обожаю, 9-й реб. Ты протянешь руку, |
ПЕСНЯ «БАБУШКА МОЯ»
Ведущий: Мамы есть у всех детишек, у девчонок и мальчишек,
И у птичек, у мышек, у зайчат и у ежат, у лисят и у котят.
А мы расскажем про мышонка, про капризного ребёнка.
Вот и колокольчики звенят, пора сказку начинать.
У мышонка именины, на столе полно стряпнины.
Гости песни распевали, очень весело играли.
«ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР»
Ведущий: Но … явилась мышка – мать…
Мышка: Всем домой, пора и спать!
У мамы мышки дел не мало: надо шерстку постирать,
Вкусный ужин приготовить, и с мышонком поиграть.
Я все сказки рассказала, книжки все перечитала,
Так, мышонок, пора спать. Ну-ка, марш скорей в кровать
Я тебе сейчас спою колыбельную свою.
(мама укладывает мышонка, в кроватку).
Звучит музыка колыбельной Мышки.
Ведущий: Отвечает ей Мышонок…
Мышонок: Голосок твой слишком тонок
Лучше, мама, не пищи, ты мне няньку поищи!
Ведущий: Побежала Мышка мать, тётю Уточку искать.
Тётя Уточка на речке утят учила танцевать.
Выходит Утка (ребенок)
Утка: Все за мной, не отставать, нужно лапки поднимать.
Раз, два, три, четыре, пять, научу вас танцевать.
«ТАНЕЦ МАЛЕНЬКИХ УТЯТ»
Ведущий: Стала Мышка Утку звать, к себе в гости приглашать.
Мышка: Приходи к нам, тетя Утка, нашу детку покачать!
Утка подходит к кроватке (важно!):
Кря – кря – кря, усни малютка.
У меня одна минутка.
После дождика в саду,
Червячка тебе найду.
Ведущий: Глупый маленький мышонок отвечает ей спросонок.
Мышонок: Нет, твой голос не хорош,
Очень громко ты поешь!
Утка: Пойду-ка я к своим ребяткам,
Послушным, желтеньким утяткам.
Ведущий: Побежала Мышка мать, тётю Жабу в няньки звать.
Тётя Жаба в час вечерний любит песни распевать, с лягушатами играть.
Выходит Жаба (ребенок).
Жаба: Долго мы сидели в иле,
Погулять не выходили,
Вылезайте из пруда,
Выходите все сюда.
ИГРА «ЛЯГУШКА И КОМАРЫ»
Лягушка стоит в большом обруче. Вокруг Лягушки становятся дети.
1-я песенка Лягушки — Лягушка пританцовывает, а комары на местах прыгают, кружатся, одновременно машут ручками-крылышками, согнутыми в локтях.
2-я песенка- комары берутся левой рукой за обруч (Лягушка помогает придерживать обруч), второй рукой машут крылышком, на носочках бегут по кругу, подпевая «З-З-З…» С окончанием песенки комары разлетаются, а Лягушка ловит, дотрагиваясь до руки ребенка. Пойманный комар заходит в обруч.
Мышка: Приходи к нам, тетя Жаба, нашу детку покачать!
Ведущий: Тётя жаба вам поможет,
И ребеночка уложит.
Жаба: Не печалься, мама Мышь,
Будет крепко спать малыш.
Ква, ква, ква, не надо плакать,
Слушай песню, буду квакать.
Ведущий: Глупый Маленький Мышонок отвечает ей спросонок.
Мышонок: Нет, твой голос нехорош,
Слишком скучно ты поешь!
Мышка: Ну, не как не хочет спать. Может курицу позвать?
Ведущий: Побежала мышка-мать, тётю Клушу в гости звать.
Курочка зернышки клюет и цыпляток всех зовет.
Курица: Куд-куда, куд-куда,
Поспешите все сюда.
ТАНЕЦ «ЦЫПЛЯТА И КУРИЦЫ»
Мышка: Приходи к нам, тетя Клуша, нашу детку покачать.
Курица: Здравствуй, детка! Я наседка!
Забирайся под крыло, там и тихо и тепло.
Но запомни, утром рано всех разбудит петушок,
Кукарекает он громко, хватит спать, вставай, дружок!
Ведущий: Глупый маленький мышонок, отвечает ей спросонок.
Мышонок: Нет, твой голос не хорош,
И с тобою не уснешь.
И вставать с «кукареку»,
Я, простите, не могу.
Мышка: Что же делать? Как же быть? Как сыночка уложить?
Ведущий: И решила Мышка-мать
Тётю Кошку в няньки звать.
Мама Мышка (мечтательно):
У кошки песенка нежна,
Мурлычет ласково она.
Появляется Кошка, подходит к мышонку.
Кошка (обращается к Мышке): Мама Мышка, уходите,
Вы на рынок лучше сходите, молока нам принесите.
Норку нам освободите.
Это в ваших интересах – для педагогического процесса.
Мяу-мяу, ляжем спать, не нужна тебе кровать.
Не нужна тебе подушка, спи, усни моя игрушка! (мышка уходит)
Звучит колыбельная Кошки.
Мышонок: Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поёшь!
Кошка: Ты меня не бойся крошка.
Поиграем час другой
В «кошки–мышки», дорогой.
Эй, девчонки и мальчишки! Поиграем в кошки-мышки?
Для мышонка, детвора, это лучшая игра!
Кошка: Завяжу глаза платочком
А тебе дам колокольчик,
И тебе, и тебе,
Чтоб найти вас в темноте.
Куда хотите, разбегайтесь,
Только мне не попадайтесь.
Мяу-мяу, мур-мур-мур,
Начинаем мы игру.
«ИГРА В ЖМУРКИ»
на третий раз попадается мышонок.
Кошка (мышонку): Для меня ты слишком худ!
Я зря теряю время тут (уходит)…
Прибегает к кроватке мышка с корзиной пирожков, ищет мышонка.
Ведущий: Прибежала мышка мать, посмотрела на кровать
Ищет своего мышонка, а мышонка не видать.
Мышонок: Мамочка, прости! Мама не грусти!
Тебя всегда я буду слушать
И спать ложиться вовремя и кушать.
Я понял, это не секрет,
Что лучше мамы моей нет!
Ведущий: То-то, рада мышка мать! Ну, мышонка обнимать.
Мышка: В чудесный день весенний,
Принесла вам угощенье.
Пирожки в моей корзинке
С всевозможною начинкой.
Угощайтесь детвора,
Ну, а мне домой пора. (передает воспитателю).
10 реб: Солнце светит на дорожку,
В небе радуга цветет.
Ни одна на свете кошка
Лучше мамы не поет!
11 реб: Мам мы любим, обожаем,
Вам сегодня обещаем:
Маму слушать, не шалить!
И всегда вас всех любить!
Ведущий: Вот и подошла наша сказка к концу, но музыка зовет ребят на танец.
ТАНЕЦ «ПРИГЛАШЕНИЕ»
Ведущий: Дорогие наши бабушки и мамы! Праздник наш мы завершаем, счастья, радости желаем! Пусть вам солнце ярче светит, пусть сады для вас цветут! Пусть вас радуют ваши дети и счастливыми растут!
Звучит музыка, дети с воспитателем возвращаются в группу.
Использован учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, страница 106-108. Раздел «Люби живое»
Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Что объединяет произведения этого раздела, о чём они? Реальные в них события или вымышленные. Подтверди текстом. Какие произведения можно отнести к сказкам, а какие к рассказам? Чем сказка отличается от рассказа?
Все произведения этого раздела о животных. Героями их становились собака, зайчонок, мышонок, капалуха, обезьянка, светлячок.
Произведения «Малька провинилась», «Ещё про Мальку», «Про обезьянку», «Капалуха» и «Он живой и светится» можно отнести к рассказам. События в них реальные.
Произведения «Листопадничек» и «Мышонок Пик» можно отнести к сказкам. События в них частично придуманы авторами.
Сказка отличается от рассказа тем, что события в ней выдуманы автором, не могли происходить в реальной жизни. В сказках могут быть волшебные персонажи, а обычные животные могут говорить. Действие сказки может происходить в выдуманном мире.
2. Что нового ты узнал о животных, их повадках, отношениях между людьми и «меньшими братьями»?
Я узнала, что зайчата рождаются осенью или весной, и осенних зайчат зовут листопадничками.
Я узнала, что бобры строят хатки, в которых зимуют, что они заботятся о бобрятах.
Я узнала, что все животные заботятся о своих детях, готовы защищать их ценой своей жизни.
Я узнала, что у мышей очень много врагов.
Я узнала, как охотятся сорокапут, скопа, змея и многие другие животные.
Я узнала, что обезьяны очень игривые и смелые.
Я узнала, что светлячок так называется потому, что может светиться в темноте.
3. Придумай рассказ о своём домашнем любимце, зверьке или птичке.
Пример рассказа о любимом домашнем зверьке можно посмотреть, перейдя по ссылке.
4. Как называются выразительные слова, пропущенные в тексте про мышонка Пика? Что изменилось без этих слов?
В этом тексте пропущены слова, которые называются эпитетами. Обычно это прилагательные, которые придают тексту яркость, выразительность. Они позволяют более точно представить описываемые события.
Без эпитетов текст получается «сухой», фразы размытыми, их можно понимать по-разному.
Например, мы узнаём о характере героев: Пик назван глупым, а жулан хитрым. Узнаём их особенности: нос жулана крючковатый, он поёт красивые песни, чтобы приманить добычу. Узнаём характеристики: удар, полученный Пиком, был сильным, а трава — мягкой и смягчила падение.
5. Расскажи о произведениях Бианки по вопросам.
Пример рассказа о произведениях Бианки можно посмотреть, перейдя по ссылке.
6. Сравни текст о мышах из энциклопедии с рассказом Бианки.
Текст о мышах в энциклопедии сообщает только общие факты. В нём нет эмоций, нет отношения автора, нет героев и нет сюжета.
Рассказ Бианки — это рассказ о приключениях конкретного мышонка, который является его героем. Писатель заставляет читателя сопереживать Пику, использует выразительные слова.
7. Чем отличаются художественные рассказы и научно-познавательные тексты?
Научно-познавательные тексты отличаются от художественных тем, что в них нет главных героев, нет развития сюжета, нет авторского отношения к происходящему, не используются средства художественной выразительности. В них описываются точные научные факты, приводится описание образа жизни того или иного животного, как представителя своего вида.
Художественные тексты пишут писатели. Картины природы, жизнь людей они изображают с помощью вдохновения, выразительных слов, ярких образов.
В научно-познавательных текстах автор описывает жизнь животных на конкретных примерах.
8. Раздели тексты этого раздела на художественные и научно-познавательные. Докажи своё мнение.
В этом разделе нет научно-познавательных текстов. В любом произведении раздела есть главный герой, есть описание его приключений. В них выражено авторское отношение к происходящему, используются выразительные слова — эпитеты, сравнения.
9. Какие рассказы Бианки ты читал, какие тебе захотелось прочесть?
Я читала много рассказов Валентина Бианки. Это: «Ёж-спаситель», «Как муравьишка домой спешил», «Купание медвежат», «Музыкант», «Сова», «Неслышимка», «Красная горка», «Оранжевое горлышко».
Мне хочется прочитать повести Бианки «Мурзук» и «Одинец».
10. Что общего между произведениями Бианки и Соколова-Микитова?
Герои этих рассказов отправляются в опасное путешествие. Мышонок волей ребят, отправивших его в плаванье. Листопадничек сам по себе. Обоим героям приходиться бороться за свою жизнь, испытания закаляют их. Они оба возвращаются домой в конце произведения.
Эти произведения можно отнести к литературным сказкам.
11. Что объединяет два рассказа В. Белова?
Эти рассказы объединяет главная героиня — собака Малька. В них описаны два случая из её жизни. В этих рассказах Малька показана верной матерью, беспокоящейся о своём щенке.
12. Какими произведениями можно дополнить раздел «Люби живое». Составьте список книг.
В этот раздел можно включить любое произведение о живой природе. Всё они призывают читателя любить природу.
Например:
В. Бианки «Сова», Б. Житков «Беспризорная кошка», К. Паустовский «Барсучий нос», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», Г. Скребицкий «Заботливая мамаша», Г. Снегирёв «Хитрый бурундук», Е. Чарушин «Кот Епифан», В Чаплина «Дружба» и многие другие.
Выставка книг к разделу «Люби живое»
Контрольно – измерительные материалы
Контрольная работа за 1 полугодие по чтению на родном языке 2 класс
Дата _________ Ф.И.__________________________ 1 вариант
1. Определи жанр произведения устного народного творчества. Воспользуйся словами для справок.
1) Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит _____________________
2) Не одежда красит человека, а его добрые дела. _____________________
3) Валя на проталинке промочила валенки.
Валенки у Валеньки сохнут на завалинке. _______________________
4) Раз, два, три, четыре, пять –
На дворе весна опять:
Тает снег и тает лёд,
Ручеёк опять поёт ___________________
Слова для справок: скороговорка, пословица, загадка, считалка.
2. Подчеркни названия русских народных сказок
«Петушок и бобовое зёрнышко», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Гуси-лебеди», « Сказка о царе Салтане…», «Колобок»
3. Прочитай текст.
Кораблик.
Однажды Лягушонок, Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок пошли гулять.
Пришли на речку. Лягушонок обрадовался, прыгнул в воду и остальных позвал. Но никто,
кроме Лягушонка, не умел плавать.
Лягушонок стал смеяться над товарищами. Да так хохотал, что чуть не захлебнулся.
Обиделись Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.
Цыплёнок принёс листочек. Мышонок нашёл ореховую скорлупку. Муравей притащил
соломинку. Жучок — верёвочку.
В скорлупку воткнули соломинку, листик верёвочкой привязали. Получился кораблик. Сели
Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок на кораблик и поплыли. Лягушонок вынырнул, чтобы ещё
раз посмеяться. А кораблик уже далеко уплыл. (По В. Сутееву)
1. К какому жанру относится данное произведение? Правильный ответ отметь.
1) стихотворение 2) сказка 3) рассказ
2. Напиши имена друзей из произведения.
_________________________________________________________________________________________
3.Как друзья переплыли реку?
1) каждый сам по себе 2) все вместе, построив кораблик.
4.Соедини стрелками так, чтобы можно было понять, кто что принёс
Цыплёнок верёвочку
Мышонок соломинку
Муравей скорлупку
Жучок листочек
5. О чём этот текст? Отметь
1) о труде 2) о животных 3) о дружбе 4) о кораблике
6 . Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2,3,4,5
А кораблик уже далеко уплыл.
Лягушонок стал смеяться над товарищами.
1. Пришли на речку Лягушонок, Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Получился кораблик.
Муравей притащил соломинку.
Контрольная работа за 1 полугодие по чтению на родном языке 2 класс
Дата: ________Ф.И._________________________ 2 вариант
1. Определи жанр произведения устного народного творчества. Воспользуйся словами для справок.
1) Маленькое дело лучше большого безделья _____________________
2) Идёт красавица,
Земли касается,
Где снег был, лёд,
Трава цветёт. ____________________
3) На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора. __________________
4) Раз, два, три, четыре, пять
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела._________________________
Слова для справок: скороговорка, пословица, загадка, считалка.
2. Подчеркни названия русских народных сказок
«Каша из топора », «Сказка о рыбаке и рыбке», «Гуси-лебеди», « Сказка о царе Салтане…», «Теремок»
3. Прочитай текст.
Кораблик.
Однажды Лягушонок, Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок пошли гулять.
Пришли на речку. Лягушонок обрадовался, прыгнул в воду и остальных позвал. Но никто,
кроме Лягушонка, не умел плавать.
Лягушонок стал смеяться над товарищами. Да так хохотал, что чуть не захлебнулся.
Обиделись Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.
Цыплёнок принёс листочек. Мышонок нашёл ореховую скорлупку. Муравей притащил
соломинку. Жучок — верёвочку.
В скорлупку воткнули соломинку, листик верёвочкой привязали. Получился кораблик. Сели
Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок на кораблик и поплыли. Лягушонок вынырнул, чтобы ещё
раз посмеяться. А кораблик уже далеко уплыл. (По В. Сутееву)
1. К какому жанру относится данное произведение? Правильный ответ отметь .
1) стихотворение 2) сказка 3) рассказ
2. Напиши имена друзей из произведения.
_________________________________________________________________________________________
3.Как друзья переплыли реку?
1) каждый сам по себе 2) все вместе, построив кораблик.
4.Соедини стрелками так, чтобы можно было понять, кто что принёс
Цыплёнок верёвочку
Мышонок соломинку
Муравей скорлупку
Жучок листочек
5. О чём этот текст? Отметь
1) о труде 2) о животных 3) о дружбе 4) о кораблике
6 . Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2,3,4,5
А кораблик уже далеко уплыл.
Лягушонок стал смеяться над товарищами.
1. Пришли на речку Лягушонок, Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Получился кораблик.
Муравей притащил соломинку.
Дата _____________________Ф.И. _____________________
Промежуточная аттестация. Контрольная работа. 2 класс
I вариант
1. Найди пословицу о труде.
а) Своя земля и в горсти мила. б) Друг в беде — настоящий друг.
в) Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.
2. В какой сказке один из персонажей – ЛИСА?
а)«Гуси – лебеди» б) «Заячья избушка» в) «У страха глаза велики».
3.Прочитай. Определи жанр произведения. Подчеркни ответ.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. Пословица, загадка, потешка
4. Догадайся, о какой сказке идёт речь. Запиши название сказки.
«Лисица, журавль, подружились, куманёк в гости, потчевает, как аукнулось, так и откликнулось.» __________________________________________________
5 . Имя и отчество Чуковского?
а)Корней Иванович б) Самуил Яковлевич в)Сергей Владимирович г)Николай Николаевич
6. Чему хотел научиться кот из произведения Маршака «Кот и лодыри»
а) грамоте и письму б)быть плохим в) стать лодырем
7. Какое произведение написал Н. Носов?
а) «Вовка – добрая душа» б) «Затейники» в) «Путаница» г) «Храбрый утёнок».
8. Прочитай текст «До первого дождичка».
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.
— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.
— Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
— У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.
-Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. — Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу. (В. Осеева)
Ответь на вопросы, выполни задания.
- Определи жанр произведения.
а)рассказ б) сказка в) стихотворение
- Куда направлялись девочки?
а )шли в магазин игрушек б) шли на прогулку в) шли в детский сад
3. У кого из героев был плащ?
а) у воспитательницы б) у Тани в) у Маши
4. Что можно сказать о дружбе девочек?
а) девочек нельзя считать настоящими подругами
б)девочки всегда во всём помогают друг другу
в)между Таней и Машей — настоящая дружба
5. Какая пословица или поговорка подходит к данному тексту?
а) Семеро одного не ждут.
б) Друг познаётся в беде.
в)После дождичка в четверг.
Ф.И. _____________________
Промежуточная аттестация. Контрольная работа. 2 класс
II вариант
1. Найди пословицу о труде.
а) Кто скоро помог, тот дважды помог. б)Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
в) Всякому мила своя сторона.
2. В какой сказке один из персонажей – БАБКА? Подчеркни ответ.
«Теремок», «У страха глаза велики», «Лиса и журавль».
3.Прочитай. Определи жанр произведения. Подчеркни ответ.
Бегал зайка по дороге,
Да устали сильно ноги.
Захотелось зайке спать.
Выходи, тебе искать. Потешка, загадка, считалка
4. Догадайся, о какой сказке идёт речь. Запиши название сказки.
«— Яблоня, матушка, спрячь меня!— Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами. _______________________________________
5 . Имя и отчество Михалкова?
а)Корней Иванович б) Самуил Яковлевич в)Сергей Владимирович г)Николай Николаевич
6. В какую игру играли Петя и Валя в рассказе Н. Носова «Затейники»
а) «Красная Шапочка» б)« Три поросёнка» в) « Теремок»
7. Какое произведение написала А. Барто
а) «Вовка – добрая душа» б) «Затейники» в) «Путаница» г) «Храбрый утёнок».
8. Прочитай произведение В. Осеевой «Что легче?»
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой – боятся:
— Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
– Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
– А я правду скажу, – говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка.
– Нет, – говорит отец, – в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину наказал, а за ложь вдвое. Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину наказала, а за ложь – вдвое. А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.
Ответь на вопросы, выполни задания.
1. К какому литературному жанру относится текст?
а) рассказ б) сказка в) стихотворение
2. Где гуляли мальчики?
а) во дворе б) в лесу в) на улице
3 . Когда мальчики возвращались домой?
а) утром б) в полдень в) вечером
4 . Напиши, почему были наказаны два мальчика.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какая пословица или поговорка подходит к данному тексту?
а) Один за всех и все за одного
б) На обмане далеко не уедешь.
в) Друг познаётся в беде.