Сказка белоснежка и семь гномов читать полностью оригинал братьев гримм

Ворчун несложно догадаться, какой характер у этого героя. ворчун всегда недоволен происходящим, ему не нравится погода, люди вокруг и даже

Ворчун

Несложно догадаться, какой характер у этого героя. Ворчун всегда недоволен происходящим, ему не нравится погода, люди вокруг и даже еда. Кроме того, он единственный из своих братьев и сестер, который считает, что женщина приносит в дом несчастье. Поэтому он категорически против того, чтобы Белоснежка проживала в их хижине.

Стоит отметить, что этот персонаж — один из главных героев сериала «Однажды в сказке». На его примере нам показано, как выглядят имена гномов и как они меняются. Грунт, например, раньше называл себя Мечтателем, а после того, как его мечты не сбылись, он стал тем, кем мы всегда его знали.

Сказка белоснежка и семь гномов читать полностью оригинал братьев гримм
Сказка белоснежка и семь гномов читать полностью оригинал братьев гримм
Сказка белоснежка и семь гномов читать полностью оригинал братьев гримм
Сказка белоснежка и семь гномов читать полностью оригинал братьев гримм

Весельчак

Этот гном — сосредоточение позитива. Он во всем видит только хорошее. Танцуйте или пойте по любому поводу. Он постоянно поет тирольские мелодии, часто перечисляя имена гномов, своих братьев.

Сказка белоснежка и семь гномов читать полностью оригинал братьев гримм

В русском переводе это звучит как имя женщины, но если бы не это, невозможно было бы передать всю суть характера этого брата-лилипута. Соня постоянно зевает, все свободное время проводит в дремоте, а если нужно что-то сделать или куда-то пойти, то всем своим видом будет демонстрировать усталость и вялость.

Сказка белоснежка и семь гномов читать полностью оригинал братьев гримм

Простак

Или «Дурочка», как ласково его называет Белоснежка, самый младший из братьев-лилипутов. Единственный персонаж сказки, который совсем не старается и даже не разговаривает. Он использует жесты или издает характерные звуки, с помощью которых его понимают и слышат. Но при всем этом Simpleton всегда выглядит забавно и дополняет общую картину.

Если вы помните имена семи гномов из «Белоснежки», можно смело сказать, что вы познакомились с главными героями этой сказки. Каждое имя полностью раскрывает характер и особенности своего владельца и даже позволяет предположить, как они будут действовать в разных ситуациях. Однако иногда братья гномы удивляют зрителя, демонстрируя нам отвагу и отвагу, которые, как может показаться на первый взгляд, им совершенно не присущи.

Гномам приписывают ношение длинных бород на мужчинах, низкий рост, скрытность, богатство и кузнечное дело. Гномы обычно любят дразнить людей, но они приносят им больше пользы, чем вреда. Белоснежка и семь гномов Гномы — вымышленные существа из германского и скандинавского фольклора, гуманоидные гномы, живущие под землей. В разных мифологиях встречаются под названиями «миниатюры», «гномы», «гномы», «гномы» (польские краснолудки), «сварталвы» (темные эльфы), одно и то же слово «гном» (от греч. Γνώση — знания), поскольку считается, что он искусственно ввел Парацельса в «Геометрические фигуры» 16 века. Имя девочки из сказки — Белоснежка, все знают. Имена гномов: Док (профессор), скромный (скромный), чихающий, чихающий, счастливый (веселый),Глупый, Сонный Сэсон) и Ворчливый).

Кем была Белоснежка на самом деле? Реальные исторические факты, которые легли в основу сказки

Кем на самом деле была Белоснежка? Реальные исторические факты, легшие в основу сказки. У любимых сказочных героев и сюжетов часто есть реальные прототипы. Пример тому — история красивой девушки, ее злой мачехи и маленьких сказочных людей. Да, мы знаем историю Белоснежки из сказок и из великолепного мультфильма Уолта Диснея, снятого в 1937 году. Дисней популяризировал эту сказку по всему миру, и многие считают, что это вымышленная и, скорее, сказка. Оказывается, это не совсем так.

Девушку, известную во всем мире как Белоснежка, на самом деле звали Маргарита фон Вальдек, и она была не принцессой, а просто графиней. Известно, что женщина, вышедшая замуж за своего овдовевшего отца, была особенно жестокой и расчетливой.

Мачеха ненавидела Маргарет, но ей было выгоднее не убивать падчерицу, а выйти за нее замуж. Шестнадцатилетнюю красавицу отправили в Брюссель ко двору короля. Филипп II, который в то время был правителем Испании, так сильно влюбился в молодую фрейлину, что захотел жениться на ней как можно скорее. Фрейлина Маргарет как возможная королева совершенно не устраивала испанских дворян, поэтому они решили избавиться от нее, угостив отравленным яблоком.

Девушка обнаружила коварные планы нечестивых и сбежала в лес. В роще он встретил маленьких людей, но они не были гномами. Измученные долгами и бедностью, местные фермеры часто отдавали своих детей работать на медные рудники. В тесных шахтах, высота которых не превышала одного метра, дети работали в адских условиях. Маленькие шахтеры страдали от болей в спине, подагры, радикулита, у них были некрасиво согнутые спины. Шахта, в которой некоторое время пряталась фрейлина, принадлежала ее отцу, графу фон Вальдеку.

Гномы действительно похожи на детей. Доверчивый и добродушный.

Немецкому историку Экхарду Цандеру потребовалось четыре года исследований, чтобы понять малоизвестные и тревожные факты, которые легли в основу сказки. В хрониках 16 века он нашел упоминание о человеке из городка Бад-Вильдунген. Этот горожанин умел заставить яблоки полюбить, а потом относился к ним с ближайшими детьми в наказание за их набеги на его сад.

Наверное, это просто красивая легенда, но Маргарет скончалась в возрасте 21 года. Согласно записи, сохранившейся в летописи города Вильдунген, это произошло из-за отравления мышьяком, ядом, широко распространенным в 16 веке. Был ли на самом деле страстный роман, не доказано, но на первый взгляд Маргарет идеально подходит под описание Белоснежки: у нее также белая кожа, черные волосы и яркий румянец.

Второй претенденткой на прообраз сказочной героини считается баронесса Мария София Маргарета Катарина фон э унд Эрталь, родившаяся в городе Лор-на-Майне 25 июня 1725 года. Она была дочерью правителя местных земель. Филип Кристоф фон Эртейль и его жена баронесса фон Беттендорф. После смерти жены Филипп повторно женился на Клаудии Элизабет Марии фон Веннинг, графине Рейхштайн, богатой вдове с детьми

Говорят, что у баронессы чрезвычайно кровавые планы уничтожить всех детей своего мужа от первого брака.

Мачеха юной Марии установила в своих комнатах огромное зеркало. Надпись на зеркале гласила, что его любовница красива, как солнечный свет. Спустя несколько лет Мария выросла и стала красотой затмевать отцовскую жену. В гневе мачеха приказала охотнику отвести девушку в лес и убить. Но ее план провалился: девушка укрылась в горах, в шахтерском поселке.

Многие годы она пряталась в глухой хижине, и только после смерти отца, а затем и мачехи, она вернулась к нормальной жизни. Ей помог ее брат-архиепископ, поселивший Марию Софию в городе Бамберг. Это место было известно семью холмами и шахтами, в основном населенными небольшими людьми. Это еще одна параллель в двух историях.

Зеркало мачехи было изготовлено в Лаура-на-Майне в 1720 году и сейчас выставлено в городском музее.

Мария София умерла в возрасте 71 года, так и не вышла замуж и в конце жизни ослепла. Ее похоронили в стеклянном гробу, а над могилой установили большую надгробную плиту, которая существует до сих пор.

Надгробие Марии Софии сейчас хранится в городском музее Бамберга

Сказка Белоснежки полна символов. Число 7 — это количество гномов, по мнению некоторых исследователей, оно совпадает с количеством планет, которые на латинском языке обозначают дни недели. Итак: Луна — понедельник, Марс — вторник, Меркурий — среда, Юпитер — четверг, Венера — пятница, Сатурн — суббота, а Солнце — воскресенье.

В рассказе часто упоминается цифра 3: три капли крови падают на снег, трижды мачеха навещает Белоснежку и трижды приносит ей подарки: шнурок для платья, гребешок и яблоко.

Почему яблоко? Согласно легенде, именно яблоко стало причиной изгнания Адама и Евы из Эдема. Это было яблоко, которое вызвало Троянскую войну, описанную Гомером в «Илиаде»; Согласно кельтским легендам, человек, упавший в яблоневый сад, засыпает смертью, а его душу похищают феи, живущие в стволе дерева.

В английском Сомерсете есть даже легенда о «яблочном человеке», который живет в стволе самой старой яблони в саду. В ночь на 17 января он должен сделать подношения, оставив у дерева куски хлеба и сидр. Тогда дух будет благодарить людей за добро. Итак, по другой легенде: крестьянин, давший духу последний кусок хлеба, помог дух найти сокровища, спрятанные в земле. Но спать под яблонями по-прежнему считалось опасным для жизни. Поэтому неудивительно, что Белоснежка заснула мертвым сном, попробовав яблоко.

Откуда вообще взялась сказка про Белоснежку?

Еще за 30 лет до публикации сборника братьев Гримм похожий рассказ был опубликован в сборнике Иоганнеса Музея (1735-1787) «Народные сказки немцев», который собирал и развивал фольклор. Сказка рассказывает о девушке, жившей в Брабанте, которую из зависти своей красоте отравила мачеха.

Якоб и Вильгельм Гриммы

Сказки братьев Гримм часто представляли собой смесь событий, которые на самом деле произошли с их фантазией и воображением. Может быть, они что-то позаимствовали у Museus.

Однако не подлежит сомнению, что известная сказка имеет какую-то историческую основу.

Скромник

Вы, наверное, давно догадались, что все имена гномов «Белоснежки» — точное описание самих героев и их основных качеств. Вот человек Модесто, к которому мы подошли, очень застенчивый человек. В любом разговоре он опускает голову, сосет шею, и, кажется, не хватает сил слушать собеседника. Особенность Modest One в том, что он каждый раз краснеет и выглядит как большой помидор.

Как у сказочных существ появились имена

Карликовые имена для «Белоснежки» были придуманы тем, кому большинство взрослых обязаны сказочным детством, а именно Уолтом Диснеем. В оригинале братьев Гримм эти очаровательные сказочные существа безымянные. Было и много других отличий: например, в оригинале королева умирает, танцуя в горячих туфлях. Но для маленького зрителя такой сюжет не подходит, было решено немного его изменить. Вот имена любимых гномов Белоснежки»:

  1. Мудрый парень. Это самый старый из гномов и, как и ожидалось, самый важный. Для солидности у него есть очки. Он знает все и вся. Правда, при разговоре заикается.
  2. Хрюкать. Этот гном всегда всем недоволен. Везде подозревает грабеж. Единственное сказочное существо, проникнутое неприязнью к принцессе Белоснежке.
  3. Весельчак. Этот милый гном — душа любой компании с заразительной улыбкой. Сладкий и нежный.
  4. Соня. Этот гном хочет спать где угодно и когда угодно. Он постоянно зевает и немного подавлен.
  5. Скромный — вот он — образец застенчивости. При этом гном всегда сильно краснеет.
  6. Чихун. Гном явно страдал аллергией. Особенно с запахом цветов. Он так сильно чихнул, что при первых же признаках гномы бросились его останавливать, а в одном эпизоде ​​даже связали ему бороду узлом.
  7. Вяленки или Простачок. Самый молодой из гномов. Очень мило и весело. Это единственный из всех гномов, у которого еще не отрастила борода. И у него даже нет волос.

Соня

Для русскоязычного населения это имя близко к женскому полу, но на самом деле речь идет о мальчике, который по характеру выделяется среди остальных персонажей. Без такого прозвища невозможно было бы передать суть поведения, карлик постоянно зевает и в полусне проводит свободные минуты жизни. В момент предложения от остальных обитателей избы куда-нибудь поехать или заняться делами, он всем своим видом показывает невыносимую усталость, а также вялость.

Интересные факты о мультфильме

У каждой сказки есть своя история, которая написана при создании мультфильма. Несколько интересных фактов о создании мультфильма «Белоснежка»:

  • В первой части мультфильма принц появляется лишь в нескольких сценах. Почему, как и все князья, он не сражается с каким-то чудовищем леса или силами зла, и почему нет дополнительных сцен с его участием? Изначально планировалось создать больше серий с участием принца, но скромные анимационные навыки того времени не позволили их сделать.
  • Вяленкий — последний карлик, которому они дали имя. У него не было голоса, поэтому в мультфильме он не говорит.
  • Белоснежка была создана благодаря танцовщице Мардж. Она стала прототипом принцессы.
  • Уолт Дисней посмотрел немой фильм «Белоснежка», работая продавцом. Увиденное настолько глубоко проникло в душу будущего аниматора, что он ни на минуту не усомнился в том, каким будет его первый мультфильм.Имена гномов

Внешность

Его фирменное простое придворное платье состоит из темно-синего топа с высоким белым воротником, его короткие рукава с объемными рукавами более светло-синего цвета, чем верх, а красная ткань, проходящая через него, иллюстрирует дизайн «прорези», который был очень модным во времена Тюдоров эпоха. Он заключался в разрезании ткани на внешней стороне одежды и вытягивании еще одного слоя ткани снизу. Длинная бесформенная светло-желтая юбка Белоснежки с белой юбкой спускается до щиколоток с коричневыми туфлями, украшенными желтыми бантами. В мультфильме Белоснежка также носила коричневый плащ с красной отделкой. Короткие черные волосы принцессы уложены и разделены на пробор. У него на голове красная повязка с бантом. Фотография принцессы Белоснежки.

Лицо

Фраза «розово-красные губы, черные волосы цвета черного дерева и белоснежная кожа» описывает ее самые примечательные черты.

Возраст

Белоснежка — 15-летняя девочка безупречной красоты. Она милая и застенчивая. Имея довольно низкий рост, у нее довольно стройная фигура и маленькие изящные ножки.

Кто из гномов самый-самый?

Имена семи гномов были обновлены, но можете ли вы вспомнить, какой дварфский любимец у вас был? Вяленки становятся победителями среди маленьких героев сказок! Это неудивительно, ведь он самый младший из семи гномов, очень добрый и наивный, поэтому дети его больше всего любят.

У каждой сказки есть своя история, которая написана при создании мультфильма. Несколько интересных фактов о создании мультфильма «Белоснежка»:

Чихун

Посмотрев полную ленту, можно прийти к единому мнению, создатели сказки собрали в этом персонаже непереносимость всех возможных видов аллергии. У него постоянно насморк, что мешает ему высказывать какие-либо полезные делу мысли. Гном не терпит таких простых вещей, как:

  1. Цветы.
  2. Частицы пыли.
  3. Пух.
  4. Снег.
  5. Идет дождь.
  6. Запах еды.

довольно странно наблюдать за героем сказки, особенно когда он решает начать чихать, развлекаясь. Братья в свою очередь смеются, что очень радует виновника сложившейся комической ситуации.

как называли гномов

Источники

  • https://LifanX70.ru/razvitie/gnomy-iz-belosnezhki.html
  • https://FB.ru/article/301654/perechislim-imena-gnomov-iz-belosnejki-mnogih-li-znaete-vyi
  • https://blah.ru/imena-gnomov-iz-multfilma-belosnezhka/
  • https://www.syl.ru/article/334491/lyubimyie-geroi-imena-gnomov-iz-skazki-pro-belosnejku

На чтение 13 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Анализ стихотворения Пушкина «Жених»

Александр Пушкин вырос на народных сказках и преданиях, за что искренне было благодарен своей няне Арине Родионовне. Именно она привила поэту любовь к народном творчеству и подсказала огромное количество сюжетов для произведений, которые впоследствии стали классикой русской литературы.

После окончания лицея Пушкин очень редко бывал в родовом поместье Михайловское, где прошло его детство. Здесь по-прежнему жила Арина Родионовна, которая обожала своего воспитанника и считала его собственным сыном. Пушкин относился к этой мудрой женщине с особой любовью, и нередко именно она становилась первой слушательницей его новых произведений и первым их критиком.

В 1824 году после нескольких лет южной ссылки поэт был заключен под так называемый домашний арест и отправлен в Михайловское, где ему предстояло прожить почти два года вдали от друзей и светских развлечений. Скрашивала его одиночество любимая няня, которая по-прежнему потчевала поэта народными преданиями. Одно из них легло в основу знаменитого стихотворения-баллады «жених, увидевшего свет в 1825 году.

Речь в нем идет о молодой девушке Наташе, которая на три дня пропала из дома, но на все вопросы родителей отвечал слезами или же упорным молчанием. Впрочем, скоро этот случай позабылся, и девушка «стала, как была, опять румяна, весела». Жизнь вошла в привычное русло, но однажды мимо купеческого дома проезжал статный юноша, и Наташа, увидев его, бросилась в дом, ища спасения у родителей. Впрочем, и на этот раз она не открыла своей тайны. А на следующий день в дом к красавице пожаловали сваты, и отец благословил девушку на брак с добрым молодцем, которому накануне приглянулась Наталья. Она не стала противиться родительской воле, хотя и вела себя достаточно странно, то плача, то хохоча.

У любой притчи или же баллады есть своя мораль. В этом произведении все тайное становится явным на свадебном пиру, когда перед собравшимися гостями Наташа рассказывает свой удивительный сон о том, как попала она в лесную избушку, богато обставленную, куда вскоре пожаловали 12 удалых молодцев. С ними была девушка-красавица, с которой гости жестоко расправились. Одним из убийц был жених Натальи, который взял себе на память колечко жертвы. И именно в этом она публично его уличает, тем самым, воплощая в жизнь свой замысел наказать человека, который готов погубить ее жизнь взамен на обретение богатства.

Жених

Три дня купеческая дочь Наташа пропадала; Она на двор на третью ночь Без памяти вбежала. Вопросами отец и мать К Наташе стали приступать. Наташа их не слышит, Дрожит и еле дышит.

Тужила мать, тужил отец, И долго приступали, И отступились наконец, А тайны не узнали. Наташа стала, как была, Опять румяна, весела, Опять пошла с сестрами Сидеть за воротами.

Раз у тесовых у ворот, С подружками своими, Сидела девица и вот Промчалась перед ними Лихая тройка с молодцом. Конями, крытыми ковром, В санях он стоя правит И гонит всех, и давит.

Он, поровнявшись, поглядел, Наташа поглядела, Он вихрем мимо пролетел, Наташа помертвела. Стремглав домой она бежит. «Он! он! узнала! — говорит, — Он, точно он! держите, Друзья мои, спасите!»

Печально слушает семья, Качая головою; Отец ей: «Милая моя, Откройся предо мною. Обидел кто тебя, скажи, Хоть только след нам укажи». Наташа плачет снова. И более ни слова.

Наутро сваха к ним на двор Нежданая приходит. Наташу хвалит, разговор С отцом её заводит: «У вас товар, у нас купец; Собою парень молодец, И статный, и проворный, Не вздорный, не зазорный.

Богат, умён, ни перед кем Не кланяется в пояс, А как боярин между тем Живёт, не беспокоясь: А подарит невесте вдруг И лисью шубу, и жемчуг, И перстни золотые, И платья парчевые.

Катаясь, видел он вчера Её за воротами; Не по рукам ли, да с двора, Да в церковь с образами?» Она сидит за пирогом, Да речь ведет обиняком, А бедная невеста Себе не видит места.

«Согласен, — говорит отец; — Ступай благополучно, Моя Наташа, под венец: Одной в светелке скучно. Не век девицей вековать, Не всё косатке распевать, Пора гнездо устроить, Чтоб детушек покоить».

Наташа к стенке уперлась И слово молвить хочет — Вдруг зарыдала, затряслась, И плачет и хохочет. В смятеньи сваха к ней бежит, Водой студеною поит И льёт остаток чаши На голову Наташи.

Крушится, охает семья. Опомнилась Наташа И говорит: «Послушна я, Святая воля ваша. Зовите жениха на пир, Пеките хлебы на весь мир, На славу мёд варите, Да суд на пир зовите».

«Изволь, Наташа, ангел мой! Готов тебе в забаву Я жизнь отдать!» — И пир горой; Пекут, варят на славу. Вот гости честные нашли, За стол невесту повели; Поют подружки, плачут, А вот и сани скачут.

Вот и жених — и все за стол. Звенят, гремят стаканы, Заздравный ковш кругом пошел; Всё шумно, гости пьяны.

«А что же, милые друзья, Невеста красная моя Не пьёт, не ест, не служит: О чём невеста тужит?»

Невеста жениху в ответ: «Откроюсь на удачу. Душе моей покоя нет, И день, и ночь я плачу. Недобрый сон меня крушит». Отец ей: «Что ж твой сон гласит? Скажи нам, что такое, Дитя моё родное?»

«Мне снилось, — говорит она, — Зашла я в лес дремучий, И было поздно; чуть луна Светила из-за тучи; С тропинки сбилась я: в глуши Не слышно было ни души, И сосны лишь да ели Вершинами шумели.

И вдруг, как будто наяву, Изба передо мною. Я к ней, стучу — молчат. Зову — Ответа нет; с мольбою Дверь отворила я. Вхожу — В избе свеча горит; гляжу — Везде сребро да злато, Всё светло и богато».

«А чем же худ, скажи, твой сон? Знать жить тебе богато».

«Постой, сударь, не кончен он. На серебро, на злато, На сукна, коврики, парчу, На новгородскую камчу Я молча любовалась И диву дивовалась.

Вдруг слышу крик и конский топ. Подъехали к крылечку. Я поскорее дверью хлоп, И спряталась за печку. Вот слышу много голосов. Взошли двенадцать молодцов, И с ними голубица Красавица-девица.

Взошли толпой, не поклонясь, Икон не замечая; За стол садятся, не молясь И шапок не снимая. На первом месте брат большой, По праву руку брат меньшой, По леву голубица Красавица-девица.

Крик, хохот, песни, шум и звон, Разгульное похмелье. »

«А чем же худ, скажи, твой сон? Вещает он веселье».

«Постой, сударь, не кончен он. Идет похмелье, гром и звон, Пир весело бушует, Лишь девица горюёт.

Сидит, молчит, ни ест, ни пьёт И током слёзы точит, А старший брат свой нож берёт, Присвистывая точит; Глядит на девицу-красу, И вдруг хватает за косу, Злодей девицу губит, Ей праву руку рубит».

«Ну, это, — говорит жених,— Прямая небылица! Но не тужи, твой сон не лих, Поверь, душа-девица». Она глядит ему в лицо. «А это с чьей руки кольцо?» Вдруг молвила невеста, И все привстали с места.

Кольцо катится и звенит, Жених дрожит бледнея; Смутились гости. — Суд гласит: «Держи, вязать злодея!» Злодей окован, обличён, И скоро смертию казнён. Прославилась Наташа! И вся тут песня наша.

«Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина и «Белоснежка» бр. Гримм. Сравним?

Как мы писали в предыдущей статье, работа с классическими литературными сказками на уроках литературного чтения в начальной школе позволяют читателю увидеть две стороны этого жанра: фольклорные традиции и авторское своеобразие. Рассмотрим, как можно организовать такую работу при изучении хрестоматийного произведения А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Задачи урока:

  • рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой (на материале сказки братьев Гримм «Белоснежка»);
  • раскрыть фольклорные традиции и своеобразие пушкинской сказки;
  • формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;
  • совершенствовать умение анализировать образ-персонаж в художественном произведении.

Ход работы

В начале урока учитель актуализирует знания учащихся о признаках народной волшебной сказки: в ней есть сказочное место действия, фантастические персонажи, волшебные превращения.

Проблемный вопрос: Чем похожа сказка Пушкина на народные волшебные сказки и чем отличается от них?

Для ответа на этот вопрос предлагается обратиться к сопоставлению сказки братьев Гримм «Белоснежка» (обработанный народный вариант) и литературной сказки Александра Сергеевича Пушкина. Сравнительный анализ осуществляется при следующих условиях:

  • дети прочитали сказки братьев Гримм и Пушкина заранее;
  • в классе на партах у школьников лежат тексты обеих сказок;
  • учащиеся выборочно пересказывают и перечитывают фрагменты текста для доказательства своих рассуждений.
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях Белоснежка и семь гномов

Слово учителя

Немецкие ученые-филологи братья Гримм записывали сказки от народных сказителей, сознательно стремясь сохранить народный дух и народный язык. Позднее они лишь обработали услышанные и записанные народные варианты, придав им литературную форму. Поэтому сказки немецких ученых можно рассматривать как литературно обработанные варианты народных сказок. С русскими сказками подобную работу провели известнейший русский фольклорист Александр Николаевич Афанасьев и позднее писатель Алексей Николаевич Толстой.

Сказки братьев Гримм были опубликованы в 10–20-х годах ХIХ века, т. е. раньше, чем сказка Пушкина (1833 г.). Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом сказки.

Учитель может также рассказать учащимся об интересе Пушкина к русским народным песням, сказкам, преданиям, к истории родной страны, который появился с самых ранних лет поэта и проходил через все его творчество.

Много времени Александр Сергеевич отдавал собиранию и изучению архивов и исторических материалов о великих деятелях русской истории – Петре I, Пугачеве, Борисе Годунове. В своих произведениях Пушкин прославлял не только великих русских царей и полководцев, но гордился и русским народом, его талантливыми и простыми людьми. В своем селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с народной толпой, подпевал нищим слепцам, прислушивался к меткому народному слову.

Вспомним, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке, которую он воспел в своих стихах, называя ласково и нежно «доброй подружкой», «голубкой дряхлой».

Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Пушкин создал пять замечательных литературных сказок, «пропитанных» «русским духом». А еще раньше он написал свое знаменитое «Лукоморье» – пролог к поэме «Руслан и Людмила», в котором удивительным образом переплелись известные сюжеты русских сказок. Вспомним с детства знакомые строчки: «. Там чудеса: там леший бродит…».

Учитель может предложить вспомнить названия сказок писателя.

После рассказа педагог организует сопоставительный анализ сказки Пушкина и сказки братьев Гримм по следующей схеме.

I. Сравнительный анализ: что общего в этих сказках?

Отвечая на этот вопрос, учащиеся заполняют на следующие вопросы.

Сравни сказку Пушкина со сказкой братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» («Снегурочка»). Что общего в этих сказках?

1. Герои: _________________________________________

2. События: _______________________________________

Вопросы могут быть записаны на доске, или учитель распечатывает для каждого учащегося индивидуальный вариант. Каждый ответ подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок. В таблице должна появиться следующая запись:

г е р о и – мать, мачеха, падчерица, жених, семь друзей;

с о б ы т и я – падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют в лесу, мачеха ее хочет убить, героиню выручают лесные друзья, а затем оживляет принц.

II. Сравнительный анализ: чем различаются эти сказки?

Работа с таблицей. Каждый ответ также обязательно подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок.

Начальную часть анализа необходимо сделать в классе, коллективно обсуждая аналитические вопросы. В сильном классе большую часть анализа можно дать на самостоятельное выполнение (индивидуальное или в парах). Последние 2–3 пункта анализа можно рекомендовать для выполнения дома. В итоге таблица будет выглядеть следующим образом.

Сказка братьев Гримм

1. Семь богатырей.

2. Мачеха трижды пытается убить Белоснежку тремя разными способами.

2. Черница приходит один раз с яблочком.

3. Принц случайно находит Белоснежку. Она уже мертва.

3. Жених, королевич Елисей, долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру.

4. Жестокий финал: мачеху заставляют танцевать на раскаленных углях.

4. Сказка Пушкина гуманистична: мачеха сама умирает от тоски и зависти.

5. Написана в прозе.

5. Написана в стихах, красивым литературным языком.

После сопоставительного анализа сказок учитель предлагает поразмышлять над следующими обобщающими вопросами.

Сказка Пушкина – пересказ народной сказки или авторская сказка?

Это сложный для младших школьников вопрос. С одной стороны, очевидно использование автором фольклорных традиций. Кроме этого, в сознании маленького читателя, начиная с дошкольного возраста, сказки Пушкина обрели статус народных.

Однако проделанный сопоставительный анализ позволяет прийти к выводу, что поэт создает свою неповторимую, литературную сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна, изящна по ритму и языку.

Зачем Пушкин пересказал сказку братьев Гримм?

Во-первых, братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких слушателей, а Пушкин – о русских людях. О национальном колорите сказки свидетельствуют:

  • образы богатырей, взятые из русских былин;
  • терем богатырей, напоминающий добротную крестьянскую избу;
  • троекратные обращения Елисея к силам природы, напоминающие русские народные песенные заклинания;
  • язык сказки Пушкина, пропитанный русскими народными выражениями, повторами, постоянными эпитетами.

Во-вторых, Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные идеалы, мысли и представления о жизни. Необходимо заострить внимание учащихся на идейном смысле сказки Пушкина. Сказка братьев Гримм рассказывается ради традиционно народной идеи: наказание, и очень жестокое, злых сил и вознаграждение слабых и беззащитных.

В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта – она прославляет человеческую верность и любовь. Мотив поисков своей возлюбленной королевичем Елисеем – принципиально новое «добавление» Пушкина к народному сюжету. Теме любви и верности посвящена и начальная картина смерти родной матери («восхищенья не снесла…»). С этой же темой связаны взаимоотношения царевны и богатырей и их сватовство, отсутствующие в сказке «Белоснежка». Темой преданности и любви продиктовано включение в сказку образа верного пса Соколко, погибающего ради своей хозяйки.

В дальнейшей работе целесообразно особое внимание уделить образу главной героини.

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

  • Сказка белоснежка и семь гномов краткое содержание для читательского дневника 4 класс
  • Сказка белка орешки грызет текст
  • Сказка белоснежка и розочка слушать
  • Сказка белая цапля телешов читать полностью
  • Сказка белая нерпа читать