Сказка белая нерпа читать

Умка четвероногие друзья добрая и успокаивающая сказка про медведей для детей, которую написал юрий яковлев. эта история о медвежонке,

Умка Четвероногие друзья — добрая и успокаивающая сказка про медведей для детей, которую написал Юрий Яковлев. Эта история о медвежонке, которого зовут Умка. Его мама очень добрая и мудрая медведица, она учит Умку делать берлогу, рассказывает ему про людей, учит ловить рыбу. Умка знакомится с человеком, но вскоре уплывает со своей мамой на льдине.

Аудиосказка Умка Четвероногие друзья

https://totushkaskazka.ru/wp-content/uploads/2021/04/Audioskazka-Umka-YUriy-YAkovlev.mp3

Читать сказку Умка Четвероногие друзья с картинками

— Ты знаешь, как построить хорошую берлогу? Я научу тебя. Тебе это пригодится. Нужно вырыть когтями небольшую ямку и улечься в нее поудобнее. Над тобой будет свистеть ветер, а хлопья снега будут сыпаться тебе на плечи. Но ты лежи и не шевелись. Под снегом скроется спина, лапы, голова. Не беспокойся, не задохнешься: от теплого дыхания в снегу появится отдушина. Снег плотно засыплет тебя. Ты отлежишь бока, и у тебя затекут лапы. Терпи, терпи, пока над тобой не вырастет огромный снежный сугроб. Тогда начинай ворочаться. Ворочайся что есть сил. Боками обминай снежные стены. Потом встань на все четыре лапы и выгни спину: подними повыше потолок. Если ты не поленишься, у тебя будет хорошая берлога. Просторная и теплая, как наша.
Так белая медведица учила маленького медвежонка Умку, а он лежал на боку ее теплого мехового живота и нетерпеливо дрыгал задними ногами, будто ехал на велосипеде.

Колыбельная Умки

В берлоге было тепло. На дворе стояла долгая теплая ночь. И звезды не просвечивали сквозь плотную снежную крышу.
— Пора спать, — сказала медведица.
Умка ничего не ответил, только сильнее задрыгал лапами. Он не хотел спать.
Медведица стала причесывать пушистую шкурку Умки когтистой лапой. Другого гребешка у нее не было. Потом она мыла его языком.
Умка не хотел мыться. Он вертелся, отворачивал голову, и медведица придерживала его тяжелой лапой.
— Расскажи про рыбу, — попросил Умка.
— Хорошо, — согласилась белая медведица и стала рассказывать про рыбу.

Умка колыбельная

— В далеком теплом море, где нет льдин, живет печальная рыба-солнце. Она большая, круглая и плавает только прямо. И не может увернуться от зубов рыбы-акулы. Потому и печальная.
Умка внимательно слушал и сосал лапу. Потом он сказал:
— Как жалко, что солнце — рыба и что его съела акула. Сидим в потемках.

Умку мультфильм

— Наше солнце не рыба, — возразила медведица. — Оно плаваем в небе, в голубом верхнем море. Там нет акул. Там птицы.
— Когда же оно приплывет?
— Спи, — строго сказала белая медведица. — Когда ты проснешься, будет солнце и будет светло.
Умка вздохнул, поворчал, поворочался и уснул…
Он проснулся оттого, что у него зачесался нос. Приоткрыл глаза — вся берлога залита нежным голубоватым светом. Голубыми были стены, потолок, и даже шерсть большой медведицы была голубой, словно ее подсинили.

Умка мультфильм

— Что это? — спросил Умка и сел на задние лапы.
— Солнце, — ответила медведица.
— Приплыло?
— Взошло!
— Оно голубое и с рыбьим хвостом?
— Оно красное. И никакого хвоста у него нет.
Умка не поверил, что солнце красное и без хвоста. Он принялся копать выход из берлоги, чтобы посмотреть, какое солнце. Слежавшийся плотный снег не поддавался, из-под когтей летели белые ледяные искры.
И вдруг Умка отскочил: яркое красное солнце ударило его ослепительным лучом. Медвежонок зажмурился. А когда снова приоткрыл глаза, ему стало весело и щекотно. И он чихнул. И, обдирая бока, выбрался из берлоги наружу.

Умка песня

Свежий упругий ветер с тонким свистом дул над землей. Умка подставил нос и почувствовал множество запахов: пахло морем, пахло рыбой, пахло птицами, пахло землей. Эти запахи сливались в один теплый запах. Умка решил, что так пахнет солнце — веселая, ослепительная рыба, которая плавает по верхнему морю и которой не страшна зубастая акула.
Умка бегал по снегу, падал, катался кубарем, и ему было очень весело. Он подошел к морю, опустил лапу в воду и лизнул ее. Лапа оказалась соленой. Интересно, верхнее море тоже соленое?

Детская умка

Потом медвежонок увидел над скалами дым, очень удивился и спросил белую медведицу:
— Что там?
— Люди, — ответила она.
— А кто такие люди?
Медведица почесала за ухом и сказала:
— Люди — это такие медведи, которые все время ходят на задних лапах и могут снять с себя шкуру.
— И я хочу, — сказал Умка и тут же попытался встать на задние лапы.
Но стоять на задних лапах оказалось очень неудобно.

Слушать умку

— Ничего хорошего в людях нет, — успокоила его медведица. — От них пахнет дымом. И они не могут подстеречь нерпу и уложить ее ударом лапы.
— А я могу? — поинтересовался Умка.
— Попробуй. Видишь, среди льдов круглое окошко в море. Сядь у этого окошка и жди. Когда нерпа выглянет, ударь ее лапой.
Умка легко прыгнул на льдину и побежал к полынье. Лапы у него не разъезжались, потому что на ступнях росла шерсть — он был в валенках.
Медвежонок добрался до полыньи и залег у ее края. Он старался не дышать. Пусть нерпа думает, что он не Умка, а снежный сугроб и что у сугроба нет ни когтей, ни зубов. А нерпа-то не появлялась!
Вместо нее пришла большая медведица. Она сказала:
— Ничего ты не умеешь делать. Даже нерпы поймать не можешь!
— Здесь нет нерпы! — рыкнул Умка.
— Есть нерпа. Но она видит тебя. Закрой лапой нос.
— Нос? Лапой? Зачем?
Умка широко раскрыл маленькие глаза и удивленно смотрел на мать.
— Ты весь белый, — сказала мама, — и снег белый, и лед белый.
И все вокруг белое. И только твой нос черный. Он тебя выдает. Закрой его лапой.
— А медведи, которые ходят на задних лапах и снимают шкуру, тоже прикрывают носы лапой? — поинтересовался Умка.
Медведица ничего не ответила. Она отправилась ловить рыбу сайку. На каждой лапе у нее было по пять рыболовных крючков.

Умка слушать

Веселая рыба-солнце плыла по верхнему голубому морю, и вокруг становилось все меньше снега и больше земли. Берег стал зеленеть.
Умка решил, что его шкурка тоже станет зеленой. Но она оставалась белой, лишь слегка пожелтела.
С появлением солнца для Умки началась интересная жизнь. Он бегал по льдинам, взбирался на скалы и даже окунулся в ледяное море. Ему хотелось встретить странных медведей — людей. Он все расспрашивал о них медведицу:
— А в море они не водятся?
Мать покачала головой:
— Они утонут в море. Их мех не покрыт жиром, сразу обледенеет, станет тяжелым. Они водятся на берегу возле дыма.

про умку

Однажды Умка улизнул от большой медведицы и, прячась за скалы, отправился в сторону дыма, чтобы повидать странных медведей. Он шел долго, пока не очутился на снежной полянке с темными островками земли. Умка приблизил нос к земле и втянул в себя воздух. Земля пахла вкусно. Медвежонок даже лизнул ее.
И тут он увидел незнакомого медвежонка на двух лапах. Рыжеватая шкурка блестела на солнце, а на щеках и на подбородке шерсть не росла. И нос был не черный — розовый.

медведицы умка

Выбрасывая задние лапы вперед, Умка побежал к двуногому медвежонку. Незнакомец заметил Умку, но почему-то побежал не навстречу, а пустился наутек. Причем бежал он не на четырех лапах, как удобнее и быстрее, а на двух задних. Передними же размахивал без всякой пользы.

смотреть умку

Умка поспешил за ним. Тогда странный медвежонок, не останавливаясь, стянул с себя шкуру и бросил ее на снег — в точности как рассказывала медведица. Умка добежал до сброшенной шкуры.

Умка смотреть

Остановился. Понюхал. Шкура была жесткой, короткий ворс поблескивал на солнце. «Хорошая шкура, — подумал Умка, — только где же хвост?»
А незнакомец тем временем отбежал довольно далеко. Умка пустился вдогонку. И потому, что он бежал на четырех лапах, то скоро снова приблизился к двуногому. Тогда тот бросил на снег передние ступни. Ступни были без когтей. Это тоже удивило Умку.
Потом двуногий медведь сбросил голову. Но голова оказалась пустой: без носа, без пасти, без зубов, без глаз. Только большие плоские уши болтались по сторонам, и у каждого уха — тоненький хвостик. Все это было очень интересно и любопытно. Умка, например, не мог бы сбросить шкуру или пустую голову.

Умка онлайн

Наконец он догнал двуногого. Тот сразу упал на землю. И замер, словно хотел подстеречь нерпу. Умка наклонился к его щеке и понюхал. От странного медведя пахло не дымом — от него пахло молоком. Умка лизнул его в щеку. Двуногий приоткрыл глаза, черные, с длинными ресницами. Потом встал и отскочил в сторону.

Умка текст

А Умка стоял на месте и любовался. Когда же к Умке потянулась лапа белая, гладкая, совсем без шерсти, — медвежонок даже заскулил от радости.
Потом они шли вместе по снежной полянке, по земляным островкам, и двуногий медвежонок подбирал все, что он побросал. Он надел на свою голову пустую, с плоскими ушами, натянул на лапы ступни без когтей и влез в шкуру, которая оказалась без хвоста, даже без маленького.
Они пришли к морю, и Умна предложил своему новому другу искупаться. Но тот остался на берегу. Медвежонок долго плавал, нырял и даже поймал на коготь серебристую рыбку.

текст умки

Но когда вышел на берег, нового знакомого не оказалось на месте. Наверное, он убежал в свою берлогу. Или пошел охотиться на полянку, надеясь встретить двуногого друга. Он принюхивался, но ветер не пахнул ни дымом, ни молоком.

Мультик умку

Красная рыба-солнце плыла по синему верхнему морю-небу.
И был большой бесконечный день. Тьма совсем исчезла. А берлога начала таять и заполнялась голубой водой. Но когда есть солнце — берлога не нужна.
Льды отошли далеко от берега. И нижнее море стало чистым, как верхнее.
Однажды большая медведица сказала:
— Пора, Умка, перебираться на льдину. Мы поплывем с тобой по всем северным морям.
— А двуногие медведи плавают на льдинах? — спросил Умка.
— Плавают, — ответила мать, — только самые смелые.
Умка подумал, что, может быть, он встретит своего нового друга на льдине в северных морях, и тут же согласился перебраться на новое место. Но перед тем как отправиться в путь, спросил на всякий случай:
— Акула меня не съест?
Медведица тихо зарычала, засмеялась:
— Ты же не печальная рыба-солнце. Ты же белый медведь!
И потом, еще ни одна акула не заплывала в наше холодное море.
Мать и сын подошли к воде. Оглянулись на родные места.
И поплыли. Впереди — медведица, за ней — Умка. Они плыли долго по холодному морю. В теплых шкурах, смазанных салом, им было тепло. Вдалеке показалось белое поле льдов.

Мультик умка

Умка с матерью, как все белые медведи, стали жить на льдинах.
Они охотились, ловили рыбу. А льды всё плыли и плыли, унося их дальше от родного берега…

Умка бесплатно

Пришла зима. Веселая рыба-солнце уплыла куда-то по верхнему морю. И опять стало надолго темно. В полярной ночи не видно ни Умки, ни медведицы. Зато в небе загорелись яркие северные звезды.
Появились два звездных ковшика. Большой ковшик — Большая Медведица, маленький — Малая.
И когда двуногий медвежонок — мальчик, живущий на берегу, — выходит на улицу, он отыскивает глазами маленький ковшик и вспоминает Умку.

Медвежонок умка

Ему кажется, что это Умка шагает по высокому небу, а за ним идет мать Большая Медведица.

Умка четвероногие друзья

Скачать сказку Умка Четвероногие друзья

Скачать docx

Скачать pdf

Другие сказки про медведя

Другие сказки про маму

Другие зимние сказки

Сказка УМКА Четвероногие друзья - Юрий Яковлев. Читать, слушать и смотреть онлайн Купить книгу вы можете здесь: Умка Юрий Яковлев

I. Мотивационно-целевой этап 1.Организационный
момент

2.Актуализация
знаний

3.
Сообщение темы урока

4. Целеполагание

II. Проектировочный

III. Процессуальный
этап

1.Закрепление знаний

2.Первичная проверка
понимания

3. Физкультминутка

IV.Рефлексивно-оценочный
этап

Подведение итогов

Рефлексия

-Здравствуйте,ребята!

Садитесь
пожалуйста. Меня зовут Карина Жумабаевна и сегодня урок литературного чтения
проведу у вас я.

Я желаю
вам успешной работы и отличного настроения.

Просмотр
видеофрагмента


Ребята, кто был изображен на видео? (Белая уточка) А что она делала? (Пила
водичку)


Ребята, а с какой сказкой вы знакомились на прошлом уроке? ( сказка « Белая
уточка»)

-Сегодня
мы продолжаем работу над этой сказкой.

Тема
нашего урока: Русская сказка «Белая уточка» Пересказ.

-Ребята,
а вы умеете пересказывать произведения?

Хотелось
ли бы вам пересказать нашу сказку от лица разных героев?

-Какую
цель мы поставим перед собой? 

А как
вы думаете, что нужно сделать, чтобы хорошо пересказать сказку?


Эпиграфом нашего урока я хочу взять слова великого немецкого композитора

 «Книга,
которую не хочется прочитать еще раз,

совершенно не стоит того, чтобы быть
прочитанной.» К.
Вебер

Как вы понимаете данное высказывание? А вам хочется еще раз
прочитать сказку? Стоит ли ей быть еще раз прочитанной?

-Хорошо, открывайте учебник на стр 81.

А чтобы каждый у нас участвовал в прочтении сказки, мы
будем читать по абзацам. Давайте, я начну, а вы продолжаете.

Молодцы! Первый пункт плана мы выполнили, что у нас
дальше?

— Ребята, а вы помните какие бывают сказки? Перечислите
их виды.

К какому виду сказки мы отнесем нашу?  ( волшебная)
Почему?

— Есть ли в этой сказке такие признаки волшебной сказки,
как :

·       
присказка

·       
троекратные повторы

·       
чудесные превращения

·       
невероятные события

·       
сказочные помощники?

Молодцы! Ребят, дома вы обсуждали с родителями нашу
сказку! Давайте посмотрим, к какому мнению вы пришли. (стр 85)

Ребят, лучше мы стали разбираться в содержании сказки?

-А теперь давайте отдохнем немного, освободимся от мыслей
на секунду и потанцуем! (
Icona Pop – Clap Snap – танец)

— Молодцы

Ребят, следующий шаг у нас какой? Чтобы понять основную
мысль сказки, давайте обратимся к учебнику на стр 85 № 5,6 заданию.

Мы теперь можем ответить на вопрос : « В чем смысл
сказки?»

·       
добро победило зло

·       
сказка о непослушании

·       
хорошо, когда много друзей

Итак, ребята! На какие части мы можем разделить нашу
сказку? Сейчас вы поработаете в парах. Вам нужно будет обсудить все то, что
мы с вами узнали и разделить на части нашу сказку, составляя план на который
вы будете опираться при пересказе.

(Проверка плана по универсальному, составленному
учителем.)

-Ребята, думаю теперь мы с вами готовы к пересказу нашей
сказки.

Пересказать вам нужно
будет от лица прекрасной княжны и ведьмы

— Над какой сказкой мы работали с вами?

— К какому виду сказок она относится?

— Назовите положительных и отрицательных героев

Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни
бывает. Хороших людей всегда больше, чем плохих. Поэтому добро всегда
побеждает зло.

— Ребята, у вас на столах лежат кружочки красного, жёлтого
и зелёного цветов. Если у вас сегодня на уроке не возникло трудностей, то
поднимите зеленый кружочек. Если вам что- то было непонятно где- то, то поднимите
жёлтый, если совсем было трудно, то поднимите красный кружочек.

Всем спасибо за урок! Вы большие молодцы! До новых
встреч!

Приветствуют
учителя, гостей.

Организуют
свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на парте.

Смотрят
видео

Внимательно
слушают и отвечают на вопросы

Отвечают
на вопросы

Дети
пытаются сформулировать цель урока.

Ребята
предлагают свои идеи и составляют план с помощью учителя

План

·       
Прочитать

·       
Обсудить
содержание текста

·       
Понять основную
мысль

·       
Понять
переживания героев

·       
Разделить на
части текст

·       
Пересказ

Рассуждают
и отвечают на вопросы

Смотрят
на составленный план и отвечают на вопрос.

Предполагают
и отвечают на вопросы.

Дети
работают с текстом и отвечают на вопросы

Проверка
домашнего задания, как этап урока

Дети
отвечают на вопросы

танцуют

Работа
с учебником.

Отвечают
на вопросы, работая с иллюстрацией и текстом.

Отвечают
на вопросы

Работа в парах

Пересказ.

Делают
анализ проделанной работы.

Коммуникативные
УУД:

установление
дружеских контактов, настрой на продуктивную деятельность.

Личностные
УУД:

развитие
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

.

Коммуникативные
УУД:

использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных
задач

Регулятивные
УУД:

понимать, принимать и сохранять учебную задачу, проговаривать вслух
возможный план её решения; определять систему вопросов, на которые предстоит
ответить при изучении раздела.

Коммуникативные
УУД:

 излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

умение работать в паре или группе; готовность слушать собеседника и
вести диалог

Регулятивные УУД:

принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой
учебной задачей;

Регулятивные
УУД:

ориентироваться в
учебнике по литературному чтению; находить нужный эпизод в содержании текста

Личностные УУД:

развитие навыков умения самостоятельно анализировать поступки героев
произведения; делать свой нравственный выбор;

формирование первоначальных представлений о нравственных понятиях (поступок, вера слову, благородство, сила духа, добро и
зло, любовь
);

Личностные
УУД:

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей.

Познавательные
УУД:

формирование умений
извлекать информацию при помощи рисунков, иллюстраций

умение рассказывать
по иллюстрации; обогащение словарного запаса.

умение раскрывать художественные образы и понимать авторскую идею;

Коммуникативные
УУД:

умение работать в паре или группе; готовность слушать собеседника и
вести диалог

Личностные
УУД:

развитие внимания, памяти, творческих способностей

Регулятивные
УУД:

проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе
диагностической работы, представленной в учебнике;

Ты спокойно гуляла по Хогсмиду, когда заметила интересное здание. „И когда он тут появился?  Ни разу его не замечала“, – подумала ты. Снаружи здание выглядело как шоколадная плитка, сверху политая белыми сливками и с вишенкой посередине. Над дверью красовался плакат с красной надписью «Шоколадная сказка».  Недолго думая, ты решила зайти…

Вопрос 1.

Зайдя внутрь, ты оглянулась. Всё в этой «сказке» давало ощущение Рождества и Нового года. Стены покрыты красными обоями. На них изображены ветки елки, елочные игрушки, колокольчики, снеговик, Санта Клаус, снежинки и всякие сладости. Столики и кресла выглядели как само здание снаружи. Пол белый и блестящий, как снег. И скрипит тоже, как снег, когда ходишь по нему. По всему помещению расставлены декорации: карамельные трости, елки в снегу, новогодние подарки и много чего ещё. Тебе очень понравилась обстановка, ведь ты любишь Рождество. „Хо-хо-хо, приветствую Вас! Добро пожаловать в «Шоколадную сказку»! От чьего имени мне принять заказ?“ – спросила девушка за барной стойкой, одетая в эльфа. „Здавствуйте, меня зовут…

Вопрос 2.

Сказка белая нерпа читать

„Извините, я никогда раннее не замечала это заведение“– ответила ты. „Ахах, наши посетители часто так говорят, верно, Том?“ – обратилась она к высокому брюнету. „Верно“ – подтвердил тот её слова. „Держите меню, дорогуша“ – сказала она тебе и дала красивое меню. Ты заказала большую порцию шоколадного коктейля, малиновое пирожное и спросила, можно ли завернуть с собой имбирные печенья. „Конечно, в чем вопрос? Кстати, можете звать меня Карлой. Том, принимай заказ! Дорогуша, пока Том принимает Ваш заказ, давайте посплетничаем? Я обожаю сплетни. В Хогвартсе недавно закончился Турнир Трёх Волшебников. За кого Вы болели?“ — спросила эта любопытная дама. „Каждый из чемпионов силён, но я болела…

Вопрос 3.

Сказка белая нерпа читать

„А Вы сами бросали своё имя в Кубок Огня?“ — поинтересовалась девушка, поправляя свои чёрные волосы.

Вопрос 4.

Сказка белая нерпа читать

„Кстати, я заметила, что у Вас здесь есть шкафы с книгами. Они Ваши или их можно читать посетителям?» — задала ты ей вопрос. Карла ответила:„ Оу, эти книги я собирала долго. Да, это мои книги. Я обожаю читать, поэтому постоянно их покупаю. Когда я начала работать здесь, решила, что частичка моей души тоже должна быть тут. Вот я и притащила их с собой. Посетителям тоже можно их брать. Я разрешаю даже брать с собой, хоть мне спокойнее, когда они тут, рядом со мной. Но, конечно, взявшие книгу с собой должны потом мне ее вернуть. Если не вернут в течении месяца, она возвращается сама (я наложила на них специальную магию). Знаете, они мне как дети. Я трепетно отношусь к каждой из них. Но мне бывает приятно, когда посетитель моего заведения берет книгу и читает ее тут, за столиком, ожидая или поедая свой заказ. Ну или просто без заказа. Их можно брать бесплатно. Если хотите, то можете взять“. Говоря о книгах, Карла как будто уносилась куда-то вдаль. Она воодушевлённо рассказывала тебе о своих книгах. Было видно, что она реально дорожит ими. „Нет, я не особо разбираюсь в книгах“, — ответила ты. „Понятно. Так, на чем мы остановились? Точно. Как Вы отнеслись к тому, что так называемый Гарри Поттер стал участником турнира, несмотря на правила?“ — Карла с интересом взглянула на тебя, ожидая ответ.

Вопрос 5.

„Ясно… Том, ты там ещё долго?“ — громко сказала Карла, чтобы парень услышал ее слова. „Нет, вы болтайте. Я подожду, пока вы не закончите. За одно и сам послушаю“ — нахально ответил тот. Вы обе засмеялись и девушка сказала:„Посмотрите на него, каков наглец! Быстро тащи сюда заказ этой милой дамы!“ Когда парень принёс тебе твой заказ и подмигнул при уходе, Карла продолжила:„ Могли ли Вы предположить, что Вы-Знаете-Кто вернётся ТАКИМ образом и не помилует даже бедного Диггори?“

Вопрос 6.

„Ладно, не буду мешать Вам. Приятного аппетита! Надеюсь, Вам все понравится и Вы загляните к нам ещё. Хотя, честно говоря, меня вся эта обстановка тоже очень напрягает. Наверное, мы закроемся на некоторое время. Надеюсь, скоро все станет на свои места…“ — сказала девушка. Ты расплатилась за заказ, взяла еду и села за столик. Тебе очень понравились и коктейль, и десерт. Пакет с имбирными печеньями ты решила оставить на потом и поделиться с друзьями. Поев, ты встала и собралась уходить.

Жили-были брат и сестра. Жили они очень бедно. Около базара был у них глиняный домик. Сестра занималась хозяйством, а брат уходил в лес, приносил дрова, продавал их, и так они кое-как перебивались.

Как-то раз пошел брат в соседний лес, нарубил дров, взвалил их себе на спину, дошел до знакомой поляны и вдруг услышал какой-то странный голос: «Тот, кто меня возьмет, будет каяться, и тот, кто меня оставит, тоже будет каяться». Видит: лежит на земле пустой череп. Думает он: «Что же мне делать: и, взять нельзя, и оставить нельзя».

Решил он дрова на этом черепе сжечь. Сгорел череп вместе с дровами и превратился в пепел.

Пришел он домой, сестра спрашивает:

— Что же ты дров не принес? Нам ведь завтра есть нечего будет.

Брат говорит:

— Заболел я, сестра. Не смог дрова до дома донести. На следующий день снова пошел он в лес, нарубил дров, а как дошел до той поляны, подумал: «Ну-ка погляжу, что на том месте, где череп лежал, делается». Концом палки помешал он золу и увидел в золе зеленую бусинку. Положил он ее в карман рубашки, взвалил на спину дрова и пошел.

Прошло с тех пор много дней. Однажды говорит брат сестре;

— Выстирай мне рубашку, пойду я на заработок в город. Может быть, хоть несколько мер зерна заработаю. Посеем и будем с тобой кормиться.

Стала сестра стирать рубашку, нашла у брата в кармане красивую зеленую бусинку. Некуда было положить, она сунула ее за щеку и нечаянно проглотила. Отправился брат на заработок. Много ли, мало ли времени прошло, про то ему лучше знать. Заработал он полмешка зерна и вернулся домой. Видит, что у сестры его скоро будет ребенок.

— Что же это такое, сестра, нам и самим кормиться нечем, а тут еще ребенок? — рассердился он.

— Я не виновата,— говорит сестра. — Нашла я в твоем кармане бусинку, нечаянно ее проглотила. Вот от этого и будет у меня ребенок.

Вспомнил брат про бусинку, но ничего не сказал сестре. Одолжил он у соседа пару быков, впряг их в соху и пошел пахать землю, чтобы засеять ее заработанным в городе зерном. А пока он пахал, у сестры родился сын. И только родился, тут же заговорил:

— Матушка, — говорит,— дай мне кусок хлеба, отнесу я его дяде.

Удивилась мать, но ничего не сказала. Завязала хлеб в узелок и дала ему в руки. Дошел мальчик до пашни и кричит:

— Дядюшка, я тебе еду принес! Отдохни и покушай.

А тот думает: «Что это такое, черти меня одолели, что ли?»

Смотрят он на землю и никого не видит, а сам говорит:

— Где ты тут есть? Подбрось что-нибудь с земли, чтобы я тебя разглядел.

Мальчик подбросил комок земли, и дядя его увидел.

— Чей ты мальчик? — спрашивает. А тот отвечает:

— Я твой племянник, сын твоей сестры. Догадался брат, в чем тут дело, взял у мальчика хлеб, съел его и хотел снова пахать. Мальчик говорит:

— Дядя, позволь я буду волов погонять.

Сел он верхом на ярмо и стал погонять волов. Так ловко он.это делал, что волы мигом все поле вспахали.

— Молодец ты, Чико,— сказал ему дядя. С тех пор и стали звать мальчика Чико.

Засеяли они вместе весь участок. Дядя пошел домой, а племянник остался у ворот с мальчишками поиграть. Вдруг едут мимо два черных всадника. Подошел к ним Чико и сказал:

— Я знаю, куда вы едете. Царь видел сон, да не может пенять, к чему он ему приснился. А вы идете за гадальщиком, чтобы тот пришел и растолковал царю сон. Но он этого сделать не сможет. Этот сон только я могу растолковать.

Черные всадники спрашивают:

— А как тебя зовут? Мальчик говорит:

— Меня называют Чико.

Посмеялись они над мальчишкой и пошли к гадальщику. Привезли гадальщика к царю, но тот не смог разгадать сон царский.

Тогда слуги говорят царю:

— Многие лета здравствовать тебе, царь. На одной из улиц мальчишка, по имени Чико, хвастался, что он разгадает твой сон.

— Пойдите приведите мальчишку,— заинтересовался царь.

Поскакали черные всадники и пригнали Чико к царю! Царь хотел рассказать ему сон, но Чико говорит:

— Не надо, не рассказывай. Я и так знаю, что ты видел во сне. Видел ты, что над твоими палатами пронеслись красные и зеленые тени, а вокруг твоего дворца выросли высокие деревья.

Попросил он у царя вертел, лопату и работника. Вышел во двор, воткнул вертел в землю и говорит работнику:

— Копай.

Стал работник копать и вскоре выкопал кувшин с золотом. Зашел Чико с другой стороны, снова воткнул вертел в землю и опять велел копать. И работник опять выкопал второй кувшин с золотом. Отдал Чико все золото царю, а тот заплатил ему столько, сколько следовало заплатить гадальщику. А гадальщик из-за дерева следил за Чико и, когда Чико шел обратно домой, подстерег его и говорит:

— Сын мой, пойдем ко мне жить. Будешь у меня ты вместо родного сына.

Чико отвечает:

— Сыном твоим я быть не могу, у меня есть мать, и ей я сын, а в услужение к тебе наняться готов. Заплати за меня моей матери, а я буду служить тебе верой и правдой.

— Сколько же ей заплатить? — спрашивает гадальщик. — Дай золота столько, сколько я сам вешу.

Гадальщик дал ему золота. Чико взял и отнес матери и дяде, а сам поселился в доме гадальщика. Однажды говорит гадальщик своей дочери:

— Я иду в баню, а ты к моему приходу этого мальчишку зарежь, свари его мозги с пловом, я их поем и стану таким же умным, как он.

Девушка сделалась грустная, стала точить ножи, чтобы зарезать Чико, а сама горько плачет. Чико говорит ей:

— Сказать тебе, зачем ты точишь нож?

— Говори.

— Точишь ты нож, чтобы меня зарезать. Твой отец хочет мой мозг съесть, он думает, что поумнеет, но от этого поумнеть невозможно.

Девушка спрашивает:

— Что же нам делать? Если отец придет и увидит, что я его ослушалась, он убьет меня.

Чико говорит ей:

— Сходи купи бычка. Зарежем его, вынем мозги, накормишь отца, он и не догадается.

Так они и сделали.

А Чико забрался в сундук и говорит:

— Закрой крышку, а ключ спрячь у себя в кармане. Вернулся гадальщик домой, видит, что плов готов и мозги в нем сварены. Съел он плов и ни о чем не догадался.

Проходит два дня. Царю снова приснился непонятный сон. Видит он, будто бы Черное море и Белое море смешались друг с другом. Прислали за гадальщиком, но где ему было разгадать такой сон! Вернулся он домой печальный. Дочь его спрашивает:

— Что ты вздыхаешь, отец?

— Очень много золота потерял,— отвечает он. — Не смог растолковать царский сон. Как было бы хорошо, если бы Чико был с нами.

А Чико говорит из фундука: — Не печалься, я здесь.

Девушка откинула крышку, и Чико вышел наружу. Гадальщик удивился, как это Чико воскрес, но виду не подал. Стал его спрашивать:

— Слушай, Чико, царь видел сон и дал мне три дня сроку, чтобы я этот сон разгадал. Если не разгадаю, снесут мне голову.

Чико говорит:

— Ну идем к царю,

Собрались они и пошли во дворец. Дошли они до царской опочивальни.

— Многие лета здравствовать тебе, царь,— говорит Чико. —Сделай меня царем на несколько минут, тогда разгадаю я твой сон.

— Что же,— говорит царь,— будь царем.

Надел Чико туфли царя, повязал его саблю и говорит:

— Подайте мне арбуз, я устал. Когда поем арбуза, тогда растолкую сон.

Чико достал нож, чтобы резать арбуз, незаметно засунул его в арбуз и говорит:

— Многие лета здравствовать тебе, царь. Нож мой пропал, наверное, кто-то из присутствующих украл.

Царь говорит:

— Ищи. Ты — царь, имеешь право всех обыскать. Чико встал, обыскал жену царя, сделал вид, что нашел нож, а потом сел и съел арбуз. Царь спрашивает:

— Что же это был за сон? Расскажи мне! Чико говорит:

— Снилось тебе царь, будто Черное и Белое моря смешались. А значило это, что жена твоя стала вроде бы служанки, потому что пирует она с назиром.

Спрашивает царь:

— Как же это понимать?

Чико встал, выхватил царскую саблю из ножен и срубил голову гадальщику. Царь спрашивает:

— Зачем ты это сделал?

— Я наказал своего врага, а теперь и ты накажи своего.

Чико снял туфли, отстегнул саблю, отдал все царю с поклоном, а царь наградил его золотом за то, что Чико ему правду открыл.

Назир узнал, что Чико намекал на него царю и задумал его убить. Сбежал этот назир от царя, похитил царскую жену, увез ее с собой в другой город. Там построил он роскошные палаты, обобрал всех крестьян до последней ниточки и зажил себе припеваючи.

Однажды Чико спрашивает у своей матери:

— Матушка, есть ли у нас бедные родственники? Я бы сходил помог им чем-нибудь.

— В дальнем селе есть у нас двоюродная бабушка,— говорит ему мать. — Если можешь, пойди помоги ей чем-нибудь.

Пошел Чико в дальнюю деревню, нашел там бабушку, поздоровался с ней и говорит:

— Бабушка, один-единственный раз твой двоюродный внук пришел к тебе в гости. Чем будешь его угощать?

— Пусть покроется моя голова землей и пеплом, дитя мое, ничего у меня нет. Были у меня один козел да один гусь. Назир отобрал козла, и остался мне только один хромой гусь.

Чико говорит:

— Вот и хорошо, бабушка, давай продадим твоего гуся. Сегодня день проживем, а там видно будет.

— Что ж,— отвечает старушка,— с одного гуся все равно не разбогатею. Делай, как знаешь.

Чико взял гуся под мышку и пошел на рынок. По дороге видит: назир со своими друзьями пирует.

Вымазал он лицо сажей, подошел к назиру и предложил ему гуся.

— Что стоит твой гусь? — спрашивает назир.

— Три рубля,— отвечает Чико.

— Замолчи,— говорит назир,— больше рубля твой гусь не стоит.

Отобрал у него гуся, швырнул ему бумажный рубль. А потом отнес гуся к себе домой, велел зарезать и говорит, жене:

— Пожаришь и пришлешь мне на пир.

Чико спрятался в это время за дверью и все слышал. Жена спрашивает назира: — А с кем послать? Назир говорит:

— Придет к тебе человек, покажет тебе мизинец, с тем и пришлешь гуся.

Когда гусь зажарился, вкусно запахло на весь околоток…

Тогда вышел Чико из-за двери, показал мизинец жене назира и говорит:

— Назир прислал за гусем.

Взял он гуся, прикрыл за собой дверь, а на двери написал: «Я — Чико, а ты — назир. Это маленькая беда, а большая будет впереди». Отнес он гуся домой, вместе с бабушкой поел досыта.

Назир послал одного из своих друзей за гусем. Жена говорит:

— Один у меня был гусь. Его я уже послала назиру.

Возмущенный назир побежал домой и вдруг увидел на дверях надпись Чико.

А Чико тем временем дал бабушке деньги и попросил ее:

— Сходи, пожалуйста, купи для меня девичий наряд, а потом поведи по городу и приговаривай: «Отдаю в служанки». Сколько бы денег тебе ни предлагали, не отдавай, а как подам тебе знак, тогда соглашайся.

Повела бабушка Чико по улицам. Сколько денег ни предлагали, не соглашалась. Как только пришел назир нанимать себе служанку, Чико сделал бабушке знак, и она отдала его в служанки к назиру за десять рублей в месяц. Привел его назир домой, а жена его в это время была в бане. Принес назир ключи, отдал их служанке, стал открывать двери и все в доме показывать. Открыл он последнюю дверь, а за этой дверью была маленькая комнатка, а посреди этой комнатки стоял тяжелый пресс.

Говорит назир новой служанке:

— Видишь этот пресс? Он раздавил столько людей, сколько у тебя волос на голове. Если не будешь работать, я и тебя удавлю.

— А как ты это делаешь? — спрашивает Чико. Назир говорит:

— Вложи — голову в отверстие, я тебе покажу. Стал назир прессом давить, а Чико закричал:

— Ой, задыхаюсь!

Назир его из-под пресса вытащил.

— Ну-ка и ты вставь голову. Посмотрим, смогу ли я нажать? — говорит Чико.

Засмеялся назир.

— Зачем,— говорит,— это нужно?

Но все-таки поставил голову. Чико нажал так, чтобы назир не смог вырваться. Оставил его полуживого под прессом, а сам ушел из дома и на дверях написал: «Я — Чико, ты — назир. Это маленькая беда, большая будет впереди».

Возвратился Чико домой к бабушке, дал ей немного золота и говорит:

— Иди раздай эти деньги бедным, а для меня купи одежду врача, бритву, материю, мыло, немного соли и корзинку.

Бабушка пошла и принесла все, что он просил. Чико оделся, взял в руки корзинку и ушел из дому. Как подошел он к дому назира, начал выкрикивать:

— Я хороший врач, я хороший врач!

А назир, который полежал под прессом, чувствовал себя очень плохо. Позвали врача к назиру. Назир спрашивает:— Можешь вылечить? Чико говорит:

— Смогу, только делай так, как я велю тебе.

— Хорошо, сделаю.

— Тогда,— говорит Чико,— иди в баню.

Пошел он вместе с назиром в баню, намылил ему мылом спину, сел на него верхом, стал бритвой резать и сыпать соль. Назир кричит от боли. А Чико приговаривает:

— Ничего, терпи. Ты много терзал тела крестьян.

Вышел и на дверях бани написал: «Я — Чико, ты — назир. Это маленькая беда, большая будет впереди». И пошел назад домой, к матери.

Проходит немного времени, снова царь видит сон и опять посылает за Чико. Говорит царь Чико:

— Если разгадаешь этот сон, что ни пожелаешь, все тебе подарю.

— Мне не нужны твои подарки,— отвечает Чико. — А видел ты во сне, что перед твоими дверьми издохла змея.

— Ну и что это означает? — спрашивает царь. — Твой враг сам придет к твоему порогу.

— Как же он придет?

— После узнаешь.

Чико отправился к дому назира, завернулся в козью шкуру, а к шерсти привязал шелковичные коконы. Проник он в дом к назиру ровно в полночь, сдавил горло ему и его жене, а сам стал потряхивать шкурой, а коконы стали тихонечко звенеть.

Назир в ужасе спрашивает:

— Кто тут?

А Чико отвечает:

— Столько ты невинной крови пролил, лишил крестьян даже куска хлеба, отобрал у них последний клочок земли, а теперь небо послало меня, чтобы я отнял у тебя душу. Оба вы следуйте за мной.

Подогнал Чико к дому назира черный фургон, а в фургоне большой черный гроб. Загнал он назира вместе с женой в черный гроб, прикрыл крышкой и повез к дому царя. А как доехал, вызвал царя и поднял крышку гроба.

— Теперь понял ты, царь, каким образом твой враг сам-пришел к твоим воротам?

Тут сбежался ко дворцу народ. Стал народ шуметь и кричать:

— Что это за назир, которой обманывает своего господина? Что это за жена, которая убегает от своего мужа? Что это за царь, который со своей женой справиться не умеет?

Тут прогнал народ царя с его престола и всех троих сбросил в реку.

После этого Чико говорит:

— Имущество царя и назира раздать народу. Землю вернуть крестьянам. Пусть пашут, сеют и живут на здоровье.

arrow prev

arrow

Сказка белая нерпа читать12 сентября завершилось народное голосование в рамках первого международного конкурса «Белый мир Арктики через призму детской книги» на сайте Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия). По итогам голосования объявляем победителей конкурса издательских и визуальных творческих проектов для детей и подростков о Севере и Арктике, выпущенных не ранее 2018 года.

В этом году конкурс охватил восемь регионов России: Якутию, Мурманскую и Сахалинскую области, Ханты-Мансийский, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Республику Коми и Красноярский край.

Международный статус конкурса также позволил охватить большое количество книг из арктических стран – Норвегии, Финляндии, Швеции, Дании, Исландии, США и Канады. Было отобрано свыше 80 зарубежных произведений на тему Севера и Арктики.

Разнообразие представленных в конкурсе работ подтверждает, что теме Севера и Арктики уделяется большое внимание как в России, так и за рубежом. Поднимаются такие извечные вопросы как сохранение окружающей среды, многообразие фауны, традиции и обычаи северных народов.

Экспертный совет конкурса объединил неравнодушных профессионалов из России, Норвегии, Финляндии, Швеции. Благодаря им были отобраны уникальные творческие проекты для детей и подростков. От лица организаторов конкурса выражаем экспертам благодарность и признательность за сотрудничество.

Победители конкурса смогут опубликовать или переиздать художественные произведения в Электронном издательстве Национальной библиотеки на бесплатной основе.

Торжественная церемония награждения победителей состоялось 16 сентября: https://youtu.be/rQ-IbRtokDU

Конкурс проводился Центром детского чтения Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) с целью продвижения детской литературы о Севере и Арктике.

Победители I международного конкурса «Белый мир Арктики через призму детской книги»

Номинация «Лучшее художественное произведение о Севере и Арктике для детей (подростков)»

Победитель:

Тарасова, Лидия Андреевна. Невероятная история Кындыкан : [сказка] / Лидия Андреевна Тарасова ; художник-иллюстратор: Алексей Винокуров ; [послесловие: Борис Осипов]. – Якутск : Медиа-холдинг Якутия, 2021. – 1 файл (40 с.: 38 Мб). – 44 c. : цв. ил. – 20 экз.

Поощрительный диплом:

Федотова, Мария Прокопьевна. Игра в камешки : [для младшего школьного возраста] / Мария Федотова ; перевод с якутского: Ариадны  Борисовой ; иллюстрации: Ирины Галкиной. – Москва : КомпасГид, 2019. – 109, [2] с . : цв. ил. ; 25 см.

Егорова, Анастасия Марковна. Булугас өй : таабырыннар / Анастасия Егорова ; [И.М. Захарова ойуулара]. – Дьокуускай : Алаас, 2018. – 23, [1] с.: цв. ил. – (Биһикчээн).

Номинация «Лучшее художественное произведение о Севере и Арктике для детей (подростков) на языках коренных малочисленных народов»

Победитель:

Санги, Владимир Михайлович. Оҕолорго = Детям = Куҥакарду = Уорпэҥинь = For children : [остуоруйалар, номохтор, үһүйээннэр : для детей младшего и среднего школьного возраста] / Владимир Михайлович Санги ; [хомуйан оҥордо: А. Н. Жирков ; тылбаастаатылар: саха тылыгар А. Н. Жирков, Н. Ф. Васильев, О. Н. Корякина; эбэҥки тылыгар Н. Е. Кудрина, юкагир тылыгар Н. Н. Курилов; английскай тылга С. В. Холмогорова, А. А. Находкина, В. Г. Стручков, М. С. Кривцова; дьоппуон тылыгар Ю. Н. Михайлов, О. В. Шашкина, М. Ольховик ; К. Ю. Тихонова, А. Н. Осипов, В. Н. Осипов уруһуйдара ; киирии тыл автора А. Жирков]. – Дьокуускай : Бичик, 2020. – 205, [1] с.

Поощрительный диплом:

Сборник детских рассказов на северосаамском языке «Странствующая звезда» (Jodašeaddji Násti) / Палтто Кирсте (Paltto Kirste). – Davvi Girji, 2019.

Kirste, Paltto. Jodašeaddji Násti. – Davvi Girji, 2019.

Номинация «Лучший перевод произведения с языков народов Севера и Арктики для детей (подростков)»

Победитель:

Санги, Владимир Михайлович. Мудрая нерпа : [сказка] / Владимир Михайлович Санги. – Красноярск, 2020.

Поощрительный диплом:

Санги, Владимир Михайлович Оҕолорго = Детям = Куҥакарду = Уорпэҥинь = For children : [остуоруйалар, номохтор, үһүйээннэр : для детей младшего и среднего школьного возраста] / Владимир Михайлович Санги ; [хомуйан оҥордо: А. Н. Жирков ; тылбаастаатылар: саха тылыгар А. Н. Жирков, Н. Ф. Васильев, О. Н. Корякина; эбэҥки тылыгар Н. Е. Кудрина, юкагир тылыгар Н. Н. Курилов; английскай тылга С. В. Холмогорова, А. А. Находкина, В. Г. Стручков, М. С. Кривцова; дьоппуон тылыгар Ю. Н. Михайлов, О. В. Шашкина, М. Ольховик ; К. Ю. Тихонова, А. Н. Осипов, В. Н. Осипов уруһуйдара ; киирии тыл автора А. Жирков]. – Дьокуускай : Бичик, 2020. – 205, [1] с.

Номинация «Лучшее научно-популярное издание о Севере и Арктике для детей (подростков)»

Победитель:

Бьерн Осланд за книгу «Вверх: Захватывающие полеты Роальда Амундсена»

Ousland, Bjørn. Oppover: Roald Amundsens spektakulære luftferder / Bjørn Ousland. – Oslo : Cappelen Damm, 2018. – 76 p.

Поощрительный диплом:

Иринцеева, Евдокия. Почему мы живем в «морозилке» / Евдокия Иринцеева, Айсена Тимофеева ; иллюстрации: Дианы Корякиной ; [автор идеи: Семен Сивцев]. – Дьокуускай : Бичик, 2020. – 14, [1] c.: цв. ил. ; 25 см. – (Удивительная Арктика).

Номинация «Лучшее произведение о Севере и Арктике, созданное автором до 18 лет»

Победитель: 

Гаврильев, Михаил. Булт абылаҥа : [кэпсээн] / Михаил Гаврильев // Тыл – омук тыына: оскуола оҕолоругар ыытыллыбыт өрөспүүбүлүкэтээҕи сахалыы ыстатыйаны уонна уус-уран кэпсээни суруйууга күрэс түмүгүнэн таҥыллыбыт хомуурунньук / Саха Өрөспүүбүлүкэтин Национальнай бибилэтиэкэтин, Оҕо ааҕар киинин цифровой эйгэтин салаата, Саха-өйүн санаатын баайын уонна култууратын сырдатар-чинчийэр киин кэмиэрчэскэйэ суох автономнай тэрилтэ ; хомуйан оҥордулар: Д. В. Оконешникова, Т. Н. Сивцева, А. А. Кузьмина ; [аан тылы суруйдулар: А. А. Кузьмина, Е. С. Шишигин]. – Дьокуускай : СӨ НБ ЭИ, 2021. – 1 файл (107, [3] с).

Поощрительный диплом:

Макаров, Эльдар. Крепкий бульон : рассказы / Эльдар Макаров ; ответственный редактор: Е. Макарова ; иллюстрации: С. Макаровой, Б. Винокурова. – Якутск : Электронное издательство НБ РС(Я), 2021. – 1 файл (24 с.; 8,44 Мб). – (Электронные издания Национальной библиотеки РС(Я).

Номинация «Лучшее полиграфическое исполнение издания о Севере и Арктике для детей (подростков)»

Победитель:

Награждается издательство «БХВ-Петербург» (Санкт-Петербург) за издание:

Федотова, Мария Прокопьевна. Эвенские сказки мудрой Нулгынэт / Мария Прокопьевна Федотова ; художник: Н. Микрюкова. – Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2018. – 96 с : цв. ил. – (Сказки народов России).

Поощрительный диплом:

Издательство «Охотник» (Магадан) за издание:

Усачев, Андрей Алексеевич. Золотая Колыма. Сказки ворона Юкагирыча / Андрей Алексеевич Усачев ; художник: Игорь Олейников. – Магадан : Охотник, 2021. – 112 с. : цв. ил.

Номинация «Лучший иллюстратор детской (подростковой) литературы о Севере и Арктике»

Победитель: Сабина Штрауб (Sabine Straub) за иллюстрации к книге Аннетт Амрайн (Annette Amrhein) «Удивительная рождественская открытка» («Det överraskande julkortet»)

Amrhein, Аnnette. Det överraskande julkortet / Annette Amrhein ; Illustrator Sabine Straub. – Göteborg : Tukan Förlag 2020. – 24 р.

Поощрительный диплом:

Баринова Татьяна Валерьевна за иллюстрации к сборнику:

Сказки Сахалина: [сборник] / Владимир Михайлович Санги и др. ; [под редакцией Людмилы Борисовны Гашиловой ; послесловие: Аркадия Ивановича Гашилова] ; художник: Татьяна Валерьевна Баринова. – Москва : ФАКТОТУМС, 2018. – 104 с. : цв. ил.

Номинация «Лучшая экранизация художественного произведения для детей о Севере и Арктике»

Победитель: «Бэйбэрикээн» (2019), режиссер – Константин Тимофеев.

Бэйбэрикээн : [кинофильм для детей по мотивам якутской народной сказки «Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами» : 6+] / режиссёр: Константин Тимофеев ; в ролях: Зоя Попова, Геннадий Турантаев и [др.]. – Якутск, 2019. – (77 мин.) : цв. зв. – Изображение (движущееся: трехмерное) :  видео.

Поощрительный диплом:

«Великий северный путь» (2019), режиссер – Леонид Круглов.

Великий северный путь : [документальный кинофильм : 12+] / режиссер, автор идеи, продюсер: Леонид Круглов ; автор сценария: Леонид Николаенко ; текст читает: Александр Груздев ; графика: Степан Грудинин. –  2019. – (75 мин.) :  цв. зв. – Изображение (движущееся: трехмерное) : видео.

Номинация «Лучший мультфильм по художественному произведению для детей о Севере и Арктике»

Победитель:

«Бурундук ищет друга» (2021). Студия «Форсайт». Режиссёр-постановщик: Юрий Владимирович Немеров.

Бурундук ищет друга : мультипликационный фильм по мотивам нивхской сказки Владимира Михайловича Санги «Как бурундук себе друга искал» : [0+] / режиссер-постановщик: Юрий Немеров ; сценарий: Виктора Гурова, Юрия Немова ; продюсер: Немерова Наталья. – Иркутск : Форсайт, 2020. – (11 мин.) : цв. зв. – Изображение (движущееся: трехмерное) :  видео.

Поощрительный диплом:

«Шаман» (2020). Коллектив МБУК Ногликская централизованная библиотечная система. Идея: Ольга Рожнова, Инга Красильникова. Режиссёр: Сергей Киатров.

Шаман : нивхская сказка : мультипликационный фильм : на русском и нивхском языках : / режиссер: Сергей Киатров ;  авторы идеи:  Инга Красильникова, Ольга Рожнова ; продюсер: Азат Ганиев ; МБУК Ногликская централизованная библиотечная система. –  Татармультфильм, 2020. – (7 мин.) : цв. зв. – Загл. с титул. экрана. – Изображение (движущееся: трехмерное) :  видео.

Номинация «Лучшая театральная постановка художественного произведения для детей о Севере и Арктике»

Победитель:

Проклятое Стойбище : спектакль на основе долганской легенды Ольги Фальковой : [12+] / Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) ; Государственный театр коренных малочисленных народов Севера ; режиссер-постановщик: Роман Дорофеев ; художественный руководитель спектакля: Андрей Борисов ; сценограф, художник по костюмам: Марианна Оконешникова ; музыкальное оформление: Егор Татаринов ; аранжировка музыки спектакля: Александр Константинов ; исполнители: Ирина Саморцева,  Клемент Черёмкин, Ева Кузьменко и [др.]. – Якутск, 2020.

Номинация «Лучшая детская настольная игра о Севере и Арктике»

Победитель: коллектив педагогов “Онерской средней общеобразовательной школы имени М.М. Стрекаловского” (Усть-Алданский улус): Августина Алексеевна Протопопова, Дарина Михайловна Яценко, Василиса Александровна Ушницкая, Шелковникова Алина Николаевна, Иванова Варвара Николаевна за дидактическую игру:

«Мунха» : дидактическая игра : для ознакомления детей с традиционной рыбалкой наших предков : [0+] / Августина Алексеевна Протопопова, Дарина Михайловна Яценко, Василиса Александровна Ушницкая и [др.]. – Онер, [село, Усть-Алданский улус : Б.и.], 2020. – 1 невод. + орудия для рыбалки (дерево) + водоем (пластмасс.).

Поощрительный диплом:

Однажды в Оймяконье : обучающая игротека : игра для детей старше 8 лет и семейного интеллектуального досуга / Муниципальное казенное учреждение культуры «Оймяконская межпоселенческая централизованная библиотечная система»] ; составители: Юлия Луценко, Наталья Голенкова ; художник: Егор Неустроев. – Усть-Нера, [поселок, Оймяконский улус : Б.и.], 2021. – 25 отд. карт. : цв. ил. ; 15х10 см. + Правила игры (30х21, слож.).

Поздравляем победителей и желаем дальнейших успехов!

Источник: Национальная библиотека РС(Я)

© Ассоциация КМНС Республика Саха (Якутия)

Ссылки по теме:

Награждение победителей Международного конкурса “Белый мир Арктики через призму детской книги” состоится 16 сентября

Подведены первые итоги Международного конкурса «Белый мир Арктики через призму детской книги»

Центр детского чтения открывает окно в белый мир Арктики

  • Сказка белая уточка рисунок для детей
  • Сказка безручка русская народная сказка
  • Сказка безручка читательский дневник
  • Сказка белая уточка русская народная сказка с картинками
  • Сказка без названия алексей ерошин