Сказка бажова малахитовая шкатулка краткое содержание

Художник: баюскин василий возрастная группа: 12 объем: 592 54448 год издания: 2016 формат: 210270 тип переплета: твердый с картонной суперобложкой
Малахитовая шкатулка

Художник: Баюскин Василий
Возрастная группа: 12+
Объем: 592 (544+48)
Год издания: 2016
Формат: 210*270
Тип переплета: Твердый с картонной суперобложкой
Тираж: 5000
ISBN: 978-5-9268-1942-4

3e27b410673ccb652dbe7a31175fd84a
4d7ffe30c188e39d4b71bc5e3ea7e3e3
edc34ec6e517a89b15876b0594607c02
3040ff8da96e661dd73e8e0d209f82c8
26330e39c09b3db9b7374717ad1e196e
2d2845ded18423ec9a0ee3ebee1d5b87
62a0719e41c369ab9a092aab492db52e
af6b2c93603b61673ba144ed1a90e7ff
fd441698a783bc945cea600b88edc6d0
517b04f44c6e8656dc710248d6e1c744
abd5af9a20cefff7829390eefc0823a8
fa9ad94bfe9f9377ad65e286ac7f8cee
d417deb895f242fa565e40960343bb8f
03a1f781e29f62d549f1c23f6db7f1df
8107ce875e4c41ac9f84eebf812cab7f

Каких только историй не знал дедушка Слышко, бывший старатель, балагур и «подковыра»! Детям из уральского рабочего посёлка он рассказывал и «тайные сказы» — «по серьёзному делу, которое не каждому и сообщить можно», и «побывальщины» — об обычных рудничных и заводских людях. Спустя несколько десятилетий Павел Бажов, когда-то слушавший предания из уст дедушки Слышко, написал собственную историю заводского Урала, в которой тесно переплёл фантастику и реальность. В бажовских уральских сказах уживаются Хозяйка Медной горы и металлург П. П. Аносов, Огневушка-Поскакушка и художник-самоучка В. Ф. Торокин, Великий Полоз и барыня Колтовчиха (Н. А. Колтовская). Здесь сосуществуют волшебные предметы — шкатулки, зеркала, серьги и кольца — и простые каёлки, блёнды и другой «струментишко». А мистическое описание пространства под Горой не противоречит реальным рассказам о развитии художественного литья, возрождении способа варки булата, о крестьянских бунтах и отмене крепостного права. В некоторых сказах упоминается и более современная для автора история страны периода первых пятилеток, Великой Отечественной войны. Однако уральские сказы посвящены не Истории, а Мастеру — человеку-творцу, который способен чувствовать красоту окружающего мира, поэтому ему помогают все сказочные существа, олицетворяющие этот мир. Таким мастером был и сам уральский сказочник Павел Петрович Бажов.

В 1948 году художник Василий Баюскин создал иллюстрации к юбилейному сборнику Бажова — приближалось 70-летие автора и 10-летие первого издания книги уральских сказов. Прошло почти семьдесят лет — и подарочная книга с иллюстрациями В. Баюскина возвращается к читателю.

Текст печатается по изданию: П. Бажов. Малахитовая шкатулка. — Москва: ОГИЗ, 1948.

Содержание

У караулки на Думной горе. Вместо предисловия

Сказы-легенды

Дорогое имячко

Ермаковы лебеди

Золотой Волос

Старательские сказы

Синюшкин колодец

Ключ земли

Серебряное копытце

Золотые дайки

Про Великого Полоза

Змеиный след

Голубая змейка

Огневушка-Поскакушка

Жабреев ходок

Сказы о Хозяйке Медной горы

Медной горы Хозяйка

Приказчиковы подошвы

Сочневы камешки

Малахитовая шкатулка

Две ящерки

Таюткино зеркальце

Травяная западёнка   

Каменный цветок

Горный мастер

Хрупкая веточка

Сказ о Ленине

Богатырёва рукавица

Сказы о немцах

Иванко Крылатко

Алмазная спичка

Тараканье мыло

Чугунная бабушка

Хрустальный лак

Веселухин ложок

Сказы-поучения

Живинка в деле

Васина гора

Далевое глядельце

Круговой фонарь

Сказы-были

Кошачьи уши

Железковы покрышки

Коренная тайность

Старых гор подаренье

Демидовские кафтаны

Надпись на камне

Тяжёлая витушка

Марков камень

Объяснения понятий и выражений, встречающихся в сказах П. П. Бажова

Светлана

20 Сентября 2019 09:47

Здравствуйте! Очень люблю Бажова. Хотела бы приобрести подарочное издание именно этого формата. И я здесь, как видно, не одна такая желающая. Очень просим переиздать книгу именно в этом формате! Заранее спасибо!

Оксана

25 Марта 2019 15:30

Уважаемое издательство! Услышьте нас, пожалуйста! Не всем подходит формат «Малая классика Речи». Серия действительно отличная, но только из-за размера приходиться отказываться от покупок. Может быть, все-таки, доптираж? Очень просим!!!

Сергей

19 Марта 2019 17:29

Здравствуйте, будет ли допечатка или новый выпуск издания такого формата, серия Малая классика речи очень неудобна из-за маленького формата, особенно при чтении с детьми!!! Спасибо заранее за ответ!

Екатерина

28 Ноября 2018 12:43

Здравствуйте! Издательство планирует переиздавать эту книгу? Ответьте, пожалуйста, хоть что то)

Ответ администрации:

В ближайшее время доптиража этой книги именно в этом варианте не планируется.
Вы можете приобрести вариант этого издания в серии «Малая классика Речи»
С уважением, ИД «Речь»

Виталий

25 Октября 2018 16:59

Скажите, будет дополнительный тираж или нет? Покупать упращённое издание или подождать.

Ответ администрации:

В ближайшее время доптиража этой книги именно в этом варианте не планируется.

Вы можете приобрести вариант этого издания в серии «Малая классика Речи»

С уважением, ИД «Речь»

Наталья

18 Октября 2018 20:43

Здравствуйте! Будет ли дополнительный тираж этой книги? Невозможно нигде купить, а она так хороша, что просто мечтаю иметь в своей библиотеке.

Ответ администрации:

В ближайшее время доптиража этой книги именно в этом варианте не планируется.

Вы можете приобрести вариант этого издания в серии «Малая классика Речи»

С уважением, ИД «Речь»

Оксана

30 Июля 2018 10:15

Здравствуйте! Хотела спросить,будет ли переиздание этой книги?
Книга очень хорошая,хотела преобрести ,но последний экземпляр оказался бракованный ,и магазин ,. Лабиринт.. отказал в покупке.

Ответ администрации:

В ближайшее время доптиража этой книги именно в этом варианте не планируется.

Вы можете приобрести вариант этого издания в серии «Малая классика Речи»

С уважением, ИД «Речь»

Виктория

12 Июля 2018 16:16

Уважаемые руководители и редакторы! Многие читатели были бы рады видеть у себя дома такую великолепную книгу. Пожалуйста, выпустите для нас книголюбов ещё тираж. Заранее спасибо.

Ответ администрации:

В ближайшее время доптиража этой книги именно в этом варианте не планируется.
Вы можете приобрести вариант этого издания в серии «Малая классика Речи»
С уважением, ИД «Речь»

Татьяна

23 Апреля 2018 13:30

Павел Бажов  Малахитовая шкатулка. Замечательная книга. Огромное спасибо всем, кто трудился над созданием этого великолепия! Советую тем, кто любит хорошую детскую книгу.
Много узнаешь из жизни крепостных крестьян Урала 18 века. Вот они  — причины Пугачевского бунта.

Елена

09 Апреля 2018 20:01

Дорогая Речь, когда мы вновь увидим данную великолепную книгу в продаже? Очень-очень ждём! Пожалуйста, услышьте нас!!!

Ответ администрации:

В ближайшее время доптиража этой книги именно в этом варианте не планируется.
Вы можете приобрести вариант этого издания в серии «Малая классика Речи»
С уважением, ИД «Речь»

Валентина

10 Февраля 2018 04:03

Дорогая Речь, когда мы вновь увидем данную великолепную книгу в продаже?

Наталья

01 Июля 2016 13:50

У Вас замечательные серии: Любимая мамина  книжка, Ребята с нашего двора, Вот как это было. Спасибо. Переиздайте книги Галины Карпенко, особенно Тамбу-ламба. Три звонка. Многие Вам будут благодарны.

Игорь

08 Марта 2016 22:42

Спасибо большое за ваш труд, за любимые книги моего детства,  обязательно куплю это издание Бажова. У меня вопрос. в 1977 г.  «Малахитовая шкатулка» выходила с илл. Диодорова, в 1978 г. с илл. А. И. Белюкина — нет в планах издать эти книги?
И еще мне никогда  забыть свое детское впечатление от илл. В.Панова к сказам Бажова….

Светлана

03 Декабря 2015 18:46

Просто невероятная книга, вы молодцы, это чистая красота, спасибо вам!!!

Елена

21 Ноября 2015 09:37

Очень рада! Но… опять увеличенный формат. И огромные поля. Когда же будут издаваться книги, удобные для чтения?

Ответ администрации:

На удобство чтения влияет множество факторов: не только размер шрифта, но и межстрочное расстояние, а также поля вокруг текстового блока — то есть все, что «собирает» удобочитаемую полосу для чтения. Если вы визуально попробуете сильно уменьшить поля, то как раз заметите, насколько неудобно стало читать текст.

С уважением, ИД «Речь»

Ольга

20 Ноября 2015 22:46

Любимое издательство Речь, огромное спасибо за такой замечательный подарок. Можно ли надеяться увидеть эту красоту к Новому году?

Алина

20 Ноября 2015 21:17

Я в восторге! Обожаемые мной сказки, да еще в таком потрясающем исполнении. Такого старого издания у меня нет, поэтому с огромным удовольствием приобрету новое.

Обновлено: 20.06.2021 17:18:33

Ведение читательского дневника является одним из важных заданий на летние каникулы. Нередко дети выражают по этому поводу недовольство. Но, если правильно подойти к вопросу, попросить проявить ребенка творческие моменты, можно получить довольно занимательную тетрадь и сохранить ее на долгие годы.

Читательский дневник 4 класс: образец как заполнить, краткое содержание

Зачем нужен дневник читателя

Прежде всего читательский дневник является своеобразной шпаргалкой для ребенка. Она помогает ему вспомнить содержание книги, главных героев, основную мысль. Кроме того, с его помощью дети приучаются не только к систематическому чтению, но и приобретают начальные навыки написания сочинений.

Читательский дневник учит детей:

  1. анализировать прочитанное;

  2. делать выводы;

  3. структурировать мысли;

  4. запоминать ключевые моменты;

  5. пересказывать.

Ведь нередко бывает, что ребенок прочитал книгу, а вот рассказать про что она не может. В этом случае чтение стает малополезным.

Как оформлять читательский дневник в 4 классе

В системе образования нет жестких требований по оформлению дневника читателя. Учитель имеет право предлагать свой вариант его ведения. На сегодняшний день имеются следующие способы оформления читательского дневника:

  1. Готовый печатный дневник по классам в соответствии с ФГОС. Они оформлены очень красочно, с игровыми моментами.

  2. Электронный читательский дневник. С его помощью можно не только дать информацию о прочитанных за лето книгах, но и приобрести навыки печатания. Можно в электронный вариант вставлять картинки, фотографии. Он позволяет исправить свои ошибки, увидеть их.

  3. Готовые шаблоны дневника читателя. Ребенку остается только заполнить титульный лист.

  4. Изготовленный своими руками. Ребенок берет обычную тетрадь, делает в ней подробный отчет по книге, описывает главных героев, высказывает свои мысли. На обратной стороне отчета можно сделать иллюстрацию прочитанного, обложку тетради – оформить героями прочитанных книг. Тогда эта тетрадь превращается в настоящее произведение искусства, другой такой уже нигде не будет.

Как заполнять дневник читателя

В 4 классе детям можно немного усложнить план работы над дневником читателя. Они в силах уже сделать своеобразную аннотацию на прочитанную книгу. План заполнения дневника:

  1. Фамилия, Имя, Отчество автора произведения.

  2. Название книги.

  3. Год написания книги.

  4. Жанр книги. Что это рассказ, басня, стихотворение, сказка, роман, поэма, сказ.

  5. Главные герои и их характеристика.

  6. Главная мысль книги.

  7. Отзыв о книги. Здесь ребенок пишет, что ему понравилось или кто понравился, что не понравился или кто не понравился.

  8. Словарь незнакомых слов с объяснением их значения.

  9. Иллюстрация к прочитанному.

Не нужно подробно переписывать главы. Ребенку следует описать основные моменты, пометить важные детали. В дальнейшем, при работе в классе с этим произведением, дети могут активно пользоваться читательским дневником. Он поможет вспомнить детали произведения, те моменты, которые вспоминаются с трудом.

Общие советы по ведению дневника читателя

Педагоги дают советы детям, которые облегчат им ведение дневника читателя:

  1. Начинайте заполнять дневник сразу после прочтения книги.

  2. Задумайтесь сразу после прочтения, почему книга имеет такое название.

  3. Укажите начальную и конечную дату чтения книги.

  4. Если книга большая, то делите ее на части.

Произведения должны соответствовать возрасту детей.

Анализ основных произведений для 4 класса

Ниже мы предложим вариант ведения дневника читателя по основным произведениям 4 класса.

Аксаков «Аленький цветочек»

Автор: Аксаков Сергей Тимофеевич.

Название произведения: «Аленький цветочек».

Жанр: сказка.

Главные герои произведения:

  1. Купец. Торговец. Имел трех дочерей.

  2. Младшая дочь. Добрая девушка, которая не побоялась спасти отца и отправилась к чудищу.

  3. Чудище. Страшиле, который на самом деле был заколдованным сыном короля.

  4. Сестры. Старшие дочери купца, злые, завистливые.

Краткое содержание:

Купец как-то отправился по делам торговли и спросил у каждой дочери, какой им привести подарок. Старшие дочери спросили у него украшения, младшая – цветочек аленький. Окончив свои дела, купец купил старшим дочерям подарки, но не мог найти аленького цветочка.

После того, как на его караван напали разбойники, купец спасся чудом. Он оказался в волшебном замке с прекрасным садом, где обнаружил аленький цветочек и сорвал его. Это действие вызвало гнев у хозяина замка – страшного чудища. Он согласился отпустить купца домой, но вместо него должна прийти одна из его дочерей.

Когда младшая дочь узнала о беде, которая нависла над отцом, она ушла к чудищу и жила в его замке, как госпожа. Чудище было добрым, приветливым, исполняло все ее желания. Как-то она отпросилась домой, проведывать родных, должна была вернуться в определенное время. Но, завистливые сестры перевели часы. Из-за чего младшая дочь купца опоздала и нашла мертвым чудище. Девушка заплакала и сказала, что любит его. Вместо страшного чудища появился прекрасный королевич, который женился на ней.

Основная мысль сказки: часто внешность бывает обманчива. Страшное чудище может быть заботливым, любящим человеком.

Погорельский Антон «Черная курица, или Поземные жители»

Автор: Антоний Погорельский.

Название произведения: «Черная курица, или Подземные жители».

Жанр: сказка.

Главные герои:

  1. Алеша. Одинокий, мечтательный мальчик, хороший товарищ.

  2. Чернушка. Курица — в мире людей, министр – в подземном мире. Справедливый, мудрый.

  3. Король. Мудрый, благодарный.

  4. Учитель. Жесткий, строгий.

Краткое содержание:

Уже два года Алеша жил в пансионате, далеко от дома. Когда других детей забирали домой на выходные, мальчик ухаживал за курицами, среди которых ему особо полюбилась одна, Чернушка. Как-то кухарка решила зарезать ее на обед. Алеша узнал об этом и спас свою любимицу.

Следующей ночью к Алеше пришла Чернушка и привела его в подземный город. Там курица превратилась в министра, а король этого государства отблагодарил ребенка волшебным зернышком. С тех пор Алеша не тратил время на уроки, все знал на отлично. Но, мальчик должен был взамен все держать в тайне.

После этого Алеша изменился, потерял друзей, стал плохо себя вести. Однажды мальчика решили наказать, и от страха он все рассказал учителю. В ночь к нему пришла Чернушка, попрощалась с ним. Алеша заболел. После выздоровления стал прежним хорошим мальчиком, продолжил хорошо учиться и нашел себе друзей.

Основная мысль сказки: если человек получает все даром, не прилагая усилия, то это не приносит ему добра. Нужно уметь держать свое слово.

Павел Бажов «Малахитовая шкатулка»

Автор: Павел Бажов.

Название произведения: «Малахитовая шкатулка».

Жанр: сказ.

Главные герои:

  1. Настасья. Строгая вдова, которая не понимала, что творится с ее дочерью.

  2. Танюшка. Дочь. Добрая, хозяйственная, рукодельница.

  3. Странница. Хозяйка медной горы, которая многому научила Танюшку.

  4. Паротя. Жестокий управляющий.

Краткое содержание:

Настасья после смерти мужа осталась одна с тремя детьми. От супруга у нее была шкатулка с украшениями. Украшения никто не мог носить кроме Татьяны. Однажды к ним в дом пришла странница и научила девушку вышивать, подарила ей пуговицу, которую отдала ей в качестве советника.

В доме Настасьи случился пожар, и она решила продать украшения, которые купила жена Пароти, но носить их не смогла. Паротя заказал Татьяне вышить свой портрет, который увидел барин. Предложил Татьяне выйти за него замуж и показать царицу. Девушка согласилась, пришли они во дворец. Она там всех затмила своей красотой.

После того, как пришла в зал царица, Татьяна прошла в стену, а пуговица осталась на полу. Барин после этого пить стал, а люди видеть одновременно в одинаковых платьях двух Хозяек.

Основная мысль: нужно уметь ценить красоту души, а не внешнюю и золото в карманах.

Антон Чехов «Каштанка»

Автор: Антон Павлович Чехов.

Название произведения: «Каштанка».

Жанр: рассказ.

Главные герои:

  1. Лука Александрыч – хозяин Каштанки.

  2. Каштанка – умная собачка, веселая. Работала в цирке.

  3. Мсьё Жорж – внимательный к животным дрессировщик, приютил Каштанку, назвал ее Теткой.

  4. Иванович – важный гусь.

  5. Федор Тимофеевич – вечно недовольный кот.

  6. Хавронья Ивановна – добродушная свинья.

Краткое содержание:

Каштанка жила с Лукой Александрычем и его сыном. Однажды она потерялась и прибилась к хорошему человеку, который оказался дрессировщиком цирка. Он оценил собаку и стал готовить ее к выступлению. Однажды от несчастного случая умирает гусь, и дрессировщик выставляет на сцену Каштанку. В это время Лука Александрыч с сыном были на представлении, они узнают свою собаку, кричат ее. Каштанка бежит к ним.

Основная мысль: как бы собаке не было хорошо, она всегда бежит к своему хозяину. Собака – это лучший друг человека.

Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени»

Автор: Евгений Шварц.

Название произведения: «Сказка о потерянном времени».

Жанр: сказка.

Главные герои:

  1. Петя – неторопливый, ленивый мальчик.

  2. Злые и коварные волшебники.

  3. Маруся, Наденька, Вася – друзья Пети.

Краткое содержание:

Петя – ученик третьего класса, плохо учился, всегда опаздывал. Однажды он пришел в школу и увидел, что превратился в старичка, которого не узнала даже мама. Мальчик испугался и побежал куда глаза глядят. Забежал в лес, увидел там злых волшебников, нечаянно узнал, что это они забрали его время и у таких же еще троих ребят.

Петя пошел на поиски других детей, находит их. Мальчик всех ведет в дом к волшебникам. Там друзья прячутся и ночью отматывают часы назад, после чего превращаются обратно в детей и перестают тратить время зря.

Основная мысль: нельзя тратить время зря, нужно учиться, заниматься полезными делами.

Саша Черный «Игорь Робинзон»

Автор: Саша Черный.

Название: «Игорь Робинзон».

Жанр: рассказ.

Главные герои:

  1. Игорь – мальчик-фантазер, добрый, смелый, непослушный, находчивый.

  2. Цезарь – умная собака, пудель.

  3. Настя – кухарка.

  4. Жибер – садовник, добрый человек.

Краткое содержание:

Как-то Игорь остался дома один, ему стало скучно. Он отправился на лодке поиграть в адмирала. Лодка поплыла, ее прибило к острову, на котором жили кролики. Игорь воодушевился, представил себя Робинзоном и стал осматривать остров. За это время лодку унесло. Мальчик кричал, но его никто не слышал.

Ночью пришла крыса, мальчик отгонял ее. Он услышал лай. Это к нему приплыл Цезарь. Игорь отправил с ним записку, которую увидел садовник, но ничего не понял. Собака повела садовника к берегу пруда, и тот сообразил в чем дело, сел на лодку и спас мальчика. Игорь стал считать своим спасителем Цезаря и сделал ему медаль.

Основная мысль: нужно думать о последствиях своих действий. Если бы Игорь слушался маму и не стал играть на воде, то ему бы удалось избежать неприятностей.

Михаил Зощенко «Елка»

Автор: Михаил Михайлович Зощенко.

Название произведения: «Елка».

Жанр: рассказ.

Главные герои:

  1. Минька – глупый, невоспитанный мальчик.

  2. Леля – дерзкая, находчивая девочка.

  3. Мама – добрая, гостеприимная. Защищает своих детей, когда те неправы.

  4. Папа – умный, строгий, умеет настоять на своем.

Краткое содержание:

В канун Нового года Минька с Лелей пробрались в комнату с подарками. Ребята стали с елки снимать сладости и откусывать их. Минька залез на стул, чтобы сорвать высоко висящее яблоко, но сорвался, упал и разбил куклу. Брат с сестрой убежали, испугавшись.

Пришли гости, мама начала им раздавать подарки. Внезапно она обнаружила обкусанные сладости и поняла, чьих это рук дело. Тогда мама подарила паровозик, который предназначался Миньке, другому мальчику. Тот обиделся и ударил его. Мама девочки, которой предназначалась кукла, обиделась, что она со сломанной рукой.

Гости стали высказывать свое недовольство, а мама – заступаться за детей. После чего гости ушли, обидевшись. Папа на это сказал, что ни праздника, ни подарков не будет. Выключил свет. Все ушли спать.

Основная мысль: нельзя быть жадным и обижать людей. Если пригласили гостей, то нужно проявлять гостеприимство, иначе можно остаться одиноким.

Это только основные произведения в списке чтения для детей 4 класса. По предложенному примеру можно составить отзывы на другие, заданные книги.

Оцените статью

 

Всего голосов: 1, рейтинг: 4

  • Сказка бабушка с малиной читать
  • Сказка баба яга читать текст
  • Сказка баба яга русская народная сказка смотреть
  • Сказка бабаева там лес и дол видений полны
  • Сказка бабушка метелица немецкая народная сказка распечатать