Сказка барышня крестьянка читать слушать

1. жанр произведения а.с.пушкина барышня-крестьянка: а повесть б рассказ в романг сказка2. барышня-крестьянка а.с. пушкина относится к циклуа повести покойного

1. Жанр произведения А.С.Пушкина «Барышня-Крестьянка»: А) повесть Б) рассказ В) роман
Г) сказка
2. «Барышня-крестьянка» А.С. Пушкина относится к циклу…
А) Повести покойного Ивана Петровича Белкина
Б) Маленькие трагедии
В) Записки охотника
Г) Петербургские повести
3. В названии произведения «Барышня-крестьянка» содержится… А) олицетворение Б) слова-антонимы В) слова-синонимы
Г) сравнение
4. Произведение «Барышня-крестьянка» начинается…
А) с описания красоты русской природы
Б) с описания Ивана Петровича Берестова
В) с описания Григория Ивановича Муромского
Г) с приезда Алексея Берестова в деревню
5. Имение Муромских называлось…
А) Прилучино Б) Тугилово В) Ясная поляна Г) Лысые Горы
6.Имение Берестовых называлось…
А) Прилучино Б) Тугилово В) Ясная поляна Г) Лысые Горы
7. Почему Григорий Иванович Муромский переехал из Москвы в деревню?
А) из-за службы
Б) по состоянию здоровья
В) скрывался от врагов
Г) Промотал всё состояние
8. Как звал Григорий Иванович Муромский свою дочь Лизу на английский манер?
А) Бетси
Б) Бетти
В) Кетти
Г) Кейт
9. Что было изображено на кольце, которое носил Алексей Берестов?
А) красная роза Б) жёлтый тюльпан В) мёртвая голова Г) щит и меч
10. Что придумала Лиза, чтобы увидеть Алексея Берестова? А) подружилась с его отцом Б) тайно проникла в его дом
Г) нарядилась и крестьянкой и пошла за грибами
Д) притворилась больной
11. Лиза в роще была напугана … А) волком Б) лисой В) собакой
Г) оленем
12. Лиза при встрече с Алексеем сказала, что она… А) дочь кузнеца Б) дочь конюха В) дочь служанки
Г) дочь повара
13. Во время первой встречи с Лизой Алексей представился…
А) камердинером Б) кучером В) барином Г) пастухом
14. О ком идёт речь?
«Сорокалетняя чопорная девица, которая белилась и сурьмила себе брови, два раза в год перечитывала «Памелу», получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской России».
А) Лиза Б) Настя В) мисс Жаксон Г) Акулина
15. Соседи называли Муромского.. А) русичем Б) англоманом В) французом
Г) провинциалом
16. Настя – это.. А) мама Лизы Б) сестра Лизы В) подруга Лизы
Г) служанка (наперсница) Лизы
17. Кто это? «…был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения своего и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать, но уже в новом роде». А) Иван Петрович Берестов Б) Григорий Иванович Муромский В) Алексей Берестов Г) Трофим
18. О ком идёт речь в предложении: «Стройный, высокий, румянец во всю щеку…» А) Иван Петрович Берестов Б) Григорий Иванович Муромский В) Алексей Берестов Г) кузнец Василий
19. Сколько лет было Лизе?
А) 15 лет
Б) 19 лет
В) 17 лет
Г) 18 лет
20. Кем мечтал стать Алексей Берестов?
А) экономистом
Б) врачом
В) актёром
Г) военным
21. Чему учил Алексей Лизу-крестьянку?
А) петь и танцевать
Б) ездить на лошади
В) читать и писать
Г) стрелять
23. Алексей не узнал свою возлюбленную, приехав в дом Муромских, потому что
А) вместо Лизы вышла Настя
Б) Лизу покусали пчёлы
В) Алексей не смотрел на неё
Г) Лиза надела парик и набелила лицо
24. Чем пригрозил Иван Петрович Берестов своему сыну, если он не женится на дочери Муромского Григория Ивановича?
А) выгонит его из дома
Б) проклянёт и лишит наследства
В) женит насильно
Г) отправит в тюрьму
25.Какое решение принял Алексей, когда отец объявил о свадьбе Лизы и Алексея ?
А) выполнить требование отца
Б) ограбить отца и уехать
В) жениться на Акулине и жить своими трудами
Г) уехать и поступить на военную службу
26. Что делала Лиза, когда Алексей неожиданно появился у неё в комнате?
А) читала его письмо и плакала
Б) пила чай
В) вышивала
Г) играла на фортепиано
27. Основная тема произведения «Барышня-Крестьянка»: А) гордость и честь Б) любовь и обман В) добро и зло
Г) милосердие и жестокость
16.11 Тест по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» 7 класс.
1.В каком году написана повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель»?
а) 1830
б) 1827
в) 1838
г) 1822
2.Повесть «Станционный смотритель» вошла в цикл автора…
а) «Повести Пушкина»;
б) «Проза А. С. Пушкина»;
в) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»;
г) «Избранный произведения А. С. Пушкина ранних лет».
3. Какой является ведущая тема произведения «Станционный смотритель»?
а) Тема любви;
б) Тема «маленького человека»;
в) Тема поиска смысла жизни;
г) Тема чести, совести.
4. От чьего имени ведется повествование в повети А. С. Пушкина?
а) От имени станционного смотрителя;
б) От имени Дуни;
в) От имени ротмистра Минского;
г) От имени рассказчика.
5. Как звали станционного смотрителя в одноименной повести Пушкина?
а) Тимофей Шнырев;
б) Самсон Вырин;
в) Петр Васильев;
г) Соломон Вырин.
6. «…Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Кто это?
а) Станционный смотритель;
б) Мелкий чиновник;
в) Пивовар;
г) Держатель гостиницы.
7.Что изображали картинки на стене дома, где жил станционный смотритель?
а) Портреты семьи станционного смотрителя;
б) Картины неизвестного художника;
в) Портреты Дуни;
г) Историю блудного сына;
8. О ком идет речь: «Человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах.» ?
а) Рассказчик;
б) Ротмистр Минский;
в) Самсон Вырин;
г) Путешественник.
9. Что поведал Самсон Вырин о том, куда исчезла Дуня?
а) Самсон Вырин прогнал дочь;
б) Молодой стройный гусар с черными усиками увез Дуню;
в) Дочь Вырина вышла замуж и уехала от отца;
г) Дуня решила переехать в другой город.
10. Как звали молодого гусара, задержавшегося у станционного смотрителя под предлогом болезни?
а) Унтер-офицер Измайловский;
б) Гусар Воронежский;
в) Ротмистр Минский;
г) Офицер Дубровский.
11. О ком идет речь: «…Седину, глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину- и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика…»?
а) Самсон Вырин;
б) Знакомый унтер-офицер станционного смотрителя;
в) Рассказчик;
г) Ротмистр Минский.
12. Куда отправился смотритель за дочерью?
а) В Москву;
б) В Сибирь;
в) В Новороссийск;
г) В Петербург.
13. Кому принадлежат слова: «Она будет счастлива, даю тебе честное слово»?
а) Рассказчику;
б) Минскому;
в) Вырину;
г) Белкину.
14.Как встретила Дуня своего отца в Петербурге?
а) Обрадовалась, увидя отца;
б) Обняла при встрече, предложила пройти в комнату;
в) С криком упала на ковер;
г) Прогнала отца.
15. Каким образом решил поступить Самсон после встречи с дочерью в Петербурге?
а) По совету своего приятеля смотритель пожаловался на гусара, увезшего Дуню;
б) Подумал, махнул рукой и решил отступиться;
в) Уговорил Дуню вернуться с ним на станцию;
г) Остался в Петербурге с дочерью и гусаром.
16. Как закончилась жизнь Самсона Вырина?
а) Спился и умер;
б) Его застрелил разгневанный гусар;
в) Сшибла повозка;
г) Покончил жизнь самоубийством.
17. Кто приезжал на могилу покойного станционного смотрителя?
а) Ротмистр Минский;
б) Красивая грустная женщина;
в) Приятель из Петербурга;
г) Барыня с тремя барчатами.
18. Кто поселился в доме Самсона Вырина?
а) Станционный смотритель;
б) Лекарь;
в) Пивовар с ж

Заметили ошЫбку

Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Урок-учебное
исследование по повести А.С. Пушкина

«Барышня-крестьянка»
в 6 классе.

Учитель:
Романова Е.И.

Тема урока
: «Повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Мир помещичьей усадьбы 19 века в
повести. Композиция повести. Сюжет. Образы. Роль случая в повести».

Основная методическая цель урока
– создание условий для проявления познавательной активности учеников в процессе
исследования текста, развития готовности мышления к усвоению новых способов
деятельности, развитие мыслительных операций, навыков самоконтроля, адекватной
самооценки.

Основная дидактическая цель урока
овладение учащимися процедурой исследования текста с целью получения новых
знаний.

Перед учащимися стояли следующие задачи
для достижения предметных результатов:

-формирование и расширение знаний о
повести как жанре эпоса;

-формирование и расширение знаний о
композиции художественного произведения;

-формирование и расширение знаний о теме и
идее произведений;

-формирование умений анализа
художественного произведение;

-формирование умений исследовательской
деятельности учащихся в составе группы;

-формирование навыков анализа, обобщения;

-формирование навыков сопоставительного
анализа произведений одного автора.

Работа на уроке предполагает и
формирование следующих универсальных учебных умений:

Регулятивные:
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, волевая
регуляция в ситуации затруднения.

Личностные:
формирование мотивации к индивидуальной и групповой деятельности,
самоопределение, нравственно-этическое оценивание, стремление к речевому
самосовершенствованию; способность к самооценке своих действий, поступков.

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам, постановка
вопросов, сотрудничество в поиске и выборе информации, владение монологической
и диалогической речью, соблюдение правил речевого поведения, умение с
достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации.

Ход
урока

Мотивация
к совершению учебной деятельности

Комментарий.

Основной целью данного этапа является
выработка внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности. Для
реализации этой цели необходимо создать условия для возникновения внутренней
потребности включения в деятельность, актуализировать требования к ученику со
стороны учебной деятельности; установить тематические рамки учебной
деятельности.

В рамках этого этапа учащиеся фронтально
отвечают на вопросы.

Содержание этапа.

-Мы продолжаем работу над циклом А.С.
Пушкина «Повести Белкина».

-Каково полное название цикла?  (Полное
название – «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», изданные А.С. Пушкина
осенью 1830 года в его поместье Болдино»)

-В какой период он создан? ( В 1830 году,
в Болдинскую  осень — самый плодотворный период в творчестве писателя.)

-Какие повести входят в этот цикл?

-В какой последовательности создавались
повести цикла? «Гробовщик» (9 сентября), «Станционный смотритель» (14
сентября), «Барышня-крестьянка» (20 сентября); «Выстрел» (14 октября); «Метель»
(20 октября).

-В какой последовательности они размещены
у Пушкина?

-Что объединяет все эти произведения в
один цикл? (Прежде всего, образ Ивана Петровича Белкина, который является
вымышленным героем, героем- повествователем. Каждая повесть имеет свою идею,
ведущую к общей авторской идее.)

— Кто же такой Иван Петрович Белкин,
которому Пушкин доверил свое повествование? Зачем Пушкину понадобилось
прятаться за Белкина и его рассказчиков? ( Автор повестей- Иван Петрович
Белкин, к тому же покойный. Это литературная мистификация (намеренное введение
в обман. заблуждение).Почему так поступил поэт? Версий много: дань моде,
возможность писать от лица человека простого, который слышал эти истории. Белкин-
самый смиренный герой в русской литературе, все вмещающий, все принимающий и
понимающий. Высокие нравственные качества Белкин унаследовал от « честных и
благородных родителей», взращенных его первым учителем- сельским дьячком.
Праведный образ жизни без излишеств, кротость, честность и умеренность- таков
И.П. Белкин. Это помещик средней руки, мелкопоместный дворянин, отставной
военный, человек мягкосердечный, кроткий, честный, стеснительный, доверчивый.
После его смерти на 30-м году жизни от простудной лихорадки осталось множество
рукописей, в том числе и вышеупомянутые повести.)

-Какие повести мы уже изучили? Какая
повесть осталась неизученной?

-Какие ожидания у вас перед изучением
произведений? Что ждете вы от сегодняшнего урока?

Актуализация
знаний и фиксирование затруднения в деятельности.

Комментарий.

Так как мы работаем с литературным
произведением, нам необходимо хорошее знание терминов. Для этого нужно, чтобы
учащиеся воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для
построения нового способа действия, активизировали соответствующие мыслительные
операции ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и
т.д.), актуализировали норму пробного учебного действия; попытались
самостоятельно выполнить задания, запланированные на данном уроке,
зафиксировать возникшие затруднения в выполнении заданий.

Содержание этапа

1)     
Работа в парах

-Заполните
таблицу, объяснив значение терминов (задание на карточках)

Сборник

Повесть

Издатель

Повествователь

Рассказчик

Литературный
герой

Эпиграф

Название
произведение

-Сверьте по
эталону значение литературоведческих терминов( эталон на экране монитора).

-Оцените свои
знания. Какие ошибки вы допустили? (выявление мест и причин затруднения, а
также путей их преодоления)

-Куда следует
обратиться за поиском правильной информации? (В литературоведческий словарь).

-Для чего
необходимо знание данных терминов? (Для качетсвенного анализа текста повести и
цикла в целом.)

2)
Постановка проблемы

-Какие временные
границы действия в повести? (2-3 месяца, начиная от похода Насти в гости к
поваровой жене и до сцены узнавания Акулины-Лизы. Но границы раздвигаются,
когда мы восстанавливаем биографии Муромских и Берестовых.)

-Какие ассоциации
у вас вызывает название повести «Барышня-крестьянка»?

-Какой прием
использует автор в основе названия? Какова его роль?

(Антитеза.
Название совмещает два противоположных понятия: барышня- девушка из высшего
сословия, крестьянка- из низшего. Совмещение противоположных понятий помогает
автору заинтриговать читателя разными гранями характера героини, и нам хочется
узнать, кто же она на самом деле.)

-Прочитайте и объясните
смысл эпиграфа к произведению. (Эпиграф взят из поэмы Богдановича «Душенька» и
является нравственной характеристикой героини, которая хороша и в дворянском, и
в крестьянском облике.)

_Судя по названию и
эпиграфу, спрогнозируйте, кто главный герой повести? (Девушка, показанная в
противоречивой ситуации, но сохранившая в нее высокие нравственные качества.)

-Литературоведы
считают повесть «Барышня-крестьянка» пародией на романтические и
сентиментальные произведения того времени. Все ли слова вам понятны? Значение
каких слов следует выяснить? (Выясняем значение слов ПАРОДИЯ, РОМАНТИЗМ,
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ. Для выяснения значений дети обращаются к литературоведческим
словарям и справочникам, а также к сети ИНТЕРНЕТ. Значение слов записываем в
таблицу терминов.)

-Какие ваши
предположения в связи с такой характеристикой жанра?

(Возможно, перед
нами не совсем серьезное произведение, в нем Пушкин рассуждает о серьезных
проблемах, но с юмором. В повести много внимания уделено описанию чувств
героев, их переживаний.)

-Литературный
критик 19 века В. Белинский писал о « Повестях Белкина»: «Эти повести
занимательны, их нельзя читать без удовольствия, но они не художественные
создания, а просто сказки и побасенки». Так ли это?

-Ответу на этот
вопрос мы и посвятим сегодняшнее занятие. Это и есть тот проблемный вопрос,
который мы будем решать на уроке и к которому вернемся к концу урока.

— Сформулируйте
цели сегодняшнего урока. (Проанализируйте текст повести, чтобы выяснить, прав
ли Белинский в своем утверждении)

— Это и есть тот
проблемный вопрос, который мы будем решать на уроке и к которому вернемся к
концу урока.

-Выдвижение
гипотезы. Какими будут ваши предположения?

-Что необходимо
сделать, чтобы решить этот вопрос? ( Необходимо проанализировать содержание
повести, исследовать эпизоды, посовещаться, то есть поработать в группах,
прийти к выводу.)

                      Заполните таблицу
«Хочу»-«Надо»-«Могу»

Комментарий.

Дети хотят изучить
повесть «Барышня-крестьянка», разобраться в ее содержании, понять систему
образов, проникнуть в творческий мир писателя, определить тему и идею
произведения, прочитать выразительно любимый фрагмент, пересказать наиболее
понравившийся эпизод, создать иллюстрации к эпизодам и т.д.

Для этого надо:
хорошо знать содержание повести, владеть терминами по теории литературы, уметь
ставить вопросы, отвечать на вопросы, выдвигать гипотезы, формулировать тезисы,
формулировать собственные суждения, привлекать текст для аргументации своего
мнения, делать обобщения, разобраться в содержании повести, выяснить все
непонятные для себя эпизоды, сотрудничать в группе…

Что могу: работать
с текстом самостоятельно, в группе, отвечать на вопросы…

Организация
групповой исследовательской работы

Комментарий.

Задача этого
этапа- построение учащимися нового способа действия и формирования умения его
применять при решении заданий. Для решения этих задач необходимо выдвинуть и
обосновать гипотезы, принять решение, зафиксировать в обобщенном виде результат
своего действия.

Эта работа
происходит в каждой группе в отдельности. Каждая группа выбирает свой ход
исследования: некоторые распределяли задания между всеми членами группы,
некоторые все делали сообща, путем обсуждения информации. И тот, и другой путь
являются приемлемыми в групповой работе.

Перед началом
работы обязательно повторяем правила работы в группе.

Содержание
этапа.

Группа
1

Задание

Историческая
эпоха в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

1.      Выделите
в тексте повести и проанализируйте фрагменты, в которых характеризуется
историческая эпоха, быт героев. Внимательно перечитайте их, заполните таблицу.

2.      Сделайте
вывод об особенностях быта, интересах, жизненных ценностях старшего поколения
помещиков.

3.      Составьте
2 синквейна «Берестов», «Муромский».

Таблица

Быт
Берестова и Муромского

Линия сравнения

Берестов Иван Петрович

Григорий Иванович Муромский

Название имения

Прошлое героя

Ведение хозяйства, дел

Отношение героев к детям

Отношение соседей к героям

Отношение героя к соседям

Описание усадьбы

Любимые занятия

Жизненные ценности

Комментарий.

Так, перед защитой
исследования первой группы мы выяснили, какую историческую эпоху изобразил
Пушкин, значение слов ДВОРЯНИН, УСАДЬБЫ, ГОСПОДСКИЙ ДОМ, АНГЛИЙСКИЙ САД,
необходимые для понимания текста.

В процессе работы
частники группы выделяют необходимые эпизоды, анализируют их, выделяют нужную
информацию, затем систематизируют ее в таблицу, обобщают. В качестве вывода они
составляют творческие миниатюры- синквейны.

Группа
2

Задание

Анализ
эпизода «Примирение помещиков»

Прочитайте и проанализируйте
эпизод «Примирение помещиков» и дайте ответ на следующей вопросы:

1.      Как
произошло примирение враждующих помещиков?

2.      Каково
отношение автора к героям?

3.      Исследуйте,
какими словами выражено авторское отношение к героям?

4.      Исследуйте,
какова роль природы в данном эпизоде?

5.      Сопоставьте
образы Берестова и Муромского и заполните сравнительную таблицу.

Таблица

Старшее поколение помещиков

Общие черты

Отличные черты

Комментарий.

Перед защитой задания группы 2 в процессе
фронтальной дискуссии выясняем, на какие группы мы можем разделить всех героев
повести( на старшее и младшее поколение). Выясняем причину вражды между
помещиками, обращаем внимание на авторскую иронию в изображении  Муромского, а
также на роль случая в разрешении данного спора. Далее дети представили
результаты своей работы, которые оформили в виде сравнительной таблицы. В
данном случае формируются аналитические навыки, умение в процессе коллективной
дискуссии принимать общее решение.

Группа 3

Задание

Младшее поколение в повести

1.      Выделите
нужные эпизоды из повести для характеристики молодого поколения и составьте
связный рассказ о Лизе и Алексее.

2.      Заполните
сравнительную таблицу.

3.      Сделайте
вывод о том, каким было воспитание в дворянских семьях.

Таблица

Линии
сравнения

Лиза

Алексей

Возраст
героя

Портрет
героя

Воспитание
и образование

Отношение
к родителям и родителей к ним

Положение
в обществе

Основные
черты характера

Почему
герои полюбили друг друга

Комментарий.

Задание для 3 группы позволяет учащимся
учиться сопоставительному анализу героев повести, формируют умение составлять
связный рассказ, анализировать и обобщать накопленный материал. Также в
процессе обсуждения результатов учащиеся выдвигают гипотезы, аргументируют свой
выбор и приходят в процессе дискуссии к выводу.

Группа 4

Задание

Анализ эпизода «Знакомство Лизы и Алексея»

Прочитайте фрагмент из повести, выполните
задания и ответьте на следующие вопросы:

1.      Расскажите
о первой встрече героев

2.      Проанализируйте,
как автор передает душевное состояние Лизы перед предстоящей встречей?

3.      Исследуйте,
какими словами передано душевное состояние Лизы?

4.      Объясните,
какую роль играет описание природы в данном эпизоде?

5.      Обобщите
свои наблюдения в форме связного рассказа.

Комментарий.

Перед защитой работы группы 4 идет
дискуссия о том, что предшествовало первой встрече Алексея и Лизы? Что двигало
Лизой, когда она решила переодеться крестьянкой? Почему недавние враги решили
поженить своих детей? Почему Алексей сделал предложение руки и сердца дочери
кузнеца? Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга? Какой вы видите развязку
событий? Таким образом, путем проблемной дискуссии и серьезной аналитической 
работы учащиеся приходят к единому мнени. И оформляют ответ в виде связного
рассказа.

Группа 5

Задание

Художественный  мир повести. Маски Алексея
Берестова.

1.     
Объясните значение масок Алексея
Берестова, заполните таблицу, используя цитаты их текста.

2.     
Сделайте обобщение по результатам
исследования.

3.     
Составьте синквейн «Алексей»

Таблица

Маски

Обоснование

Алексей-гусар

Алексей-таинственный меланхолик

Алексей-барин

Алексей-сын

Алексей-геттингенец

Алексей-страдающий влюбленный

      
Группа 6

Задание

Художественный мир повести. Маски Лизы.

1.     
Объясните значение масок Лизы, заполните
таблицу, используя цитаты из текста.

2.     
Сделайте обобщение по результатам
исследования.

3.     
Составьте синквейн «Лиза»

Таблица

Маски
Лизы

Обоснование

Лиза-дворянка

Лиза-сирота

Лиза-Акулина

Лиза-влюбленная

Группа 7

Задание

Что
общего в повестях А.С. Пушкина «Дубровский» и «Барышня-крестьянка»?

1.      Установите
аналогии в повестях А.С. Пушкина «Дубровский» И «Барышня-крестьянка»

2.      Заполните
таблицу, обозначив линии сравнения.

3.      Составьте
связный ответ об общих чертах двух пушкинских произведений.

Таблица

Повесть «Дубровский»

Повесть «Барышня-Крестьянка»

Реализация групповой
исследовательской работы.

Включение в систему знаний.

Комментарий.

Спустя 20 минут, отведенных на групповую
исследовательской работу, начинаем защиту работ. Учащиеся сами определили форму
ответа: они самостоятельно распределили задания между всеми членами группы,
выдвинули гипотезы, обсудили варианты решения заданий, согласовали оответы,
выстроили последовательность защиты.

В процессе работы у детей
формировались следующие УУД

Познавательные:
уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для
чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов
решения задач.

Регулятивные: выбирать
действия в соответствии с поставленной задачей, выполнять учебные действия в
громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих
действий, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: уметь
ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключение и
делать выводы, строить монологические высказывания, овладеть умениями
диалогической речи, уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Личностные: формирование
навыков исследовательской и творческой деятельности, готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Обобщение

Фронтальная
работа

Комментарий.

Возвращаемся в проблемному вопросу: «Прав
ли Белинский, написав о « Повестях Белкина»: «Эти повести занимательны, их
нельзя читать без удовольствия, но они не художественные создания, а просто
сказки и побасенки».

В устной проблемной дискуссии дети
соглашаются с тем, что повесть «Барышня-крестьянка» занимательная, приводят
аргументы в защиту, опровергают мнение критика о том, что в них нет
художественности, приводя веские аргументы (характеристика исторической эпохи,
занимательный сюжет, пейзажные зарисовки, обилие художественных средств,
речевые характеристики героев и т.д.).

В заключение формулируем идею повести, а
также соотносим эпизоды с их местом в сюжете.

Элементы
композиции

Эпизод
повести

Экспозиция

 Настя,
служанка Лизы, знакомится с А.Берестовым и рассказывает об этом Лизе.
Случайное знакомство Насти с А.Берестовым влечет за собою хорошо
спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем.

Завязка

Случайная
встреча с Лизой- Акулиной в ее доме. Падение Муромского с лошади и спасение
его Берестовым-старшим.

Кульминация

Отсутствует.

Развязка

Рассказ
о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения.

Этап
рефлексии

Комментарий.

Основной целью этапа рефлексии учебной
деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной
деятельности, определение сильных и слабых сторон в работе. Для  этого учащиеся
соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их
соответствия. После самоанализа учащиеся возвращаются к таблице
«Хочу»-«Надо»-«Могу» и соотносят результат собственной деятельности с
целеполаганием в начале занятие.

Задаем вопросы:

-Что получилось? Что не получилось?

Хороший прием рефлексии
«Плюс-Минус-Интересно». В графу ПЛЮС дети записывают то. Что понравилось на
уроке, в графу МИНУС- то, что показалось скучным, в графу ИНТЕРЕСНО- записали
любопытные факты, о которых узнали на уроке или хотели узнать, задать вопросы
учителю.

Плюс

Минус

Интересно

В заключение занятия можно предложить
учащимся написать
SMS с впечатлением о
занятии. Вот отдельные отзывы:

-Занятие было интересным и ярким.

-Был интересный и познавательный урок.

-Работать в группе интересно.

-Занятие помогло нам научиться слушать
друг друга

-Сегодня была слаженная работа.

-Понравилась хорошая атмосфера урока.

-Успешная работа в группе и хорошее
общение.

-Мы постарались на славу.

-Много радостных и положительных эмоций.

-Все отлично, интерес просто бурлил

-Понравилось обсуждать разные мнения,
высказывать свое.

Оценивание

Выставление баллов каждому участнику
группы, подсчет баллов, перевод в оценку.

Целеполагание

-Какие задачи вы ставите перед собой на
следующее занятие или для самостоятельной работы?

Выбор
домашнего задания

Творческая работа на одну из тем «Роль
случая в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»; «Каким я вижу финал повести
А.С. Пушкина « Барышня-крестьянка»( прогнозирование продолжения).

На чтение 13 мин. Просмотров 64 Опубликовано

«Барышня крестьянка» характеристика главных героев Пушкина в сравнении поможет понять их сходства и отличия и подготовиться к уроку.

Содержание

«Барышня крестьянка» характеристика героев

Главных героев в повести Пушкина «Барышня крестьянка» не так и много.

Главные герои:

  • Иван Петрович Берестов, его сын Алексей,
  • Григорий Иванович Муромский, его дочь Лиза.
  • Настя

Главная идея повести заключается в раскрытии и отрицании условностей и предрассудков того времени и, конечно, во внимании к жизни и бытия человека.

Иван Берестов и Григорий Муромский: сравнительная характеристика

Иван Петрович Берестов

Григорий Иванович Муромский

1.« В молодости своейслужил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года,уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал. Онбыл женат на бедной дворянке, котораяумерла в родах, в то время как он находился в отъезжем поле.

2.Ведет хозяйство на русский манер:

«В будни он ходил в плисовойкуртке, по праздникам надевал сюртук из сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей».

3.Из людей, осуждавших Г.И. Муромского, «Берестов отзывался строже всех. Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера».

«Хозяйственные упражнения скоро его утешили. Он выстроил дом по собственному плану, завел у себясуконную фабрику , утроил доходы и стал почитать себя умнейшим человеком во всем околотке…»

1.«Этот был настоящий русский барин . Промотав в Москве большую часть имения своего и на ту пору овдовев , уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал п роказничать, но уже в новом роде.

2.Англоман: «…развел он английский сад…Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его была мадам англичанка. Поля он обрабатывал по английской методе…» (В отличие от геометрически правильного французского сада английский подобен естественному лесу.) На это тратил почти все доходы

3.Григорий Иванович «почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков своей губернии догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно сложным и смелым».

Англоман «выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты».

Отметим иронию Пушкина в описании отношений Берестова – старшего и Муромского. В их изображении Пушкин использует прием антитезы.

Берестов и Муромский сходство:

1.Иван Петрович Берестов – русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу.

1.Григорий Иванович Муромский. «Это был настоящий русский барин».

Любил «проказничать».

2. Оба были женаты по любви и овдовели, оставшись с одним ребенком.

Благодаря общности жизни Берестов – старший и Муромский смогли найти в конце концов общий язык и помириться.

Алексей Берестов и Лиза сравнительная характеристика

Алексей Берестов

Лиза (Бетси) – Акулина (имя героини выбрано не случайно: у всех на слуху «Бедная Лиза» Карамзина, не случайно героиня читает «Наталью, боярскую дочь» Карамзина).

«Он был воспитан в университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался…Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного).

Он был, «в самом деле, молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь».

«Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу…барышень. Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума.

«Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам мисс Жаксон…»

«За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня».

«Но всех более занята была им(Алексеем)дочь англомана моего, Лиза (илиБетси,как звал ее обыкновенно Григорий Иванович). Отцы друг ко другу не ездили, она Алексея еще не видала, между тем как все молодые соседки только об нем и говорили.

Алексей носит маску страдающего влюбленного, холодного ко всем барышням, потому что это модно в обществе, а с простыми крестьянками весел, мил, играет в горелки. С ними не нужно надевать маску, можно быть самим собой. Таким Алексей больше интересен Лизе.

«…Алексей, несмотря на роковое кольцо, на таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Он собирался жениться на простой крестьянке, ослушавшись воли родителя.

Лиза была слишком необычна для простой крестьянки: чувство собственного достоинства (даже самолюбие), незаурядный ум, легкость в общении и в то же время неприступность и принципиальность.

«Его сношения с Акулиной имели для него прелесть новизны,… хотя предписания странной крестьянки казались ему тягостными».

Все это говорит о высоких душевных качествах Алексея

Незаурядность Лизы-Акулины вызвала сильные чувства.

baryshnya-krestyanka-harakteristika-alekseya.jpg

Содержание:

Основные герои

В небольшом по объему рассказе, входящем в цикл «Повести Белкина», Пушкин спорит с классической традицией романтизма. Сюжет повести во многом сходен с событийной канвой «Ромео и Джульетты», трагедии Шекспира. Дети двух ненавидящих друг друга враждующих семей воспылали друг к другу искренними теплыми чувствами. Но Пушкин решил сделать из этого сюжета не трагедию, а скорее добродушную комедию. Это помогло автору показать абсурдность родовой вражды.

Главные герои «Барышни-крестьянки» — это молодые люди, блистательный Алексей Береснев и Лиза Муромская. Оба богаты, избалованы, привыкли, что их капризам потакают. Однако встреча и породившая ее любовь раскрыла в этих молодых людях их лучшие качества. Она же и помогла прекратить вражду двух семейств. Именно поэтому повесть Пушкина завершается на позитивной ноте, в отличие от трагедии Шекспира.

Однако произведение показывает и проблемы нравов того времени. Будучи влюбленным в простую, по его мнению, девушку Акулину, Алексей понимает, что быть вместе им не суждено — слишком велика сословная разница. Это делает молодого человека несчастливым, но как-то исправить ситуацию ему и в голову не приходит. Дворянские предрассудки слишком сильны в людях его поколения.

Очаровательная Лиза — Акулина

Это молодая девушка, ей всего 17. Лиза, или, как зовет ее отец, Бетси — очень избалованная особа, привыкшая к тому, что все ее капризы должны быть исполнены. Она любимица своего отца, тот делает все возможное, чтобы дочь была счастлива. Сама же Лиза, воспитанная на романтической литературе, жаждет приключений, подлинной любви, ярких взаимоотношений.

Девушка решает взять свою судьбу в собственные руки и предпринимает необычный для молодых особ ее времени поступок. Она надевает крестьянский наряд и решается познакомиться с «врагом» — Алексеем Берестовым, о котором наслышана.

Вот что говорит Пушкин о жизни своей героини:

  1. Мать Лизы умерла, однако когда это произошло, автор не уточняет.
  2. Отец, Григорий Иванович, окружил дочь трепетным вниманием. Однако воспитанием девушки, как и полагалось в те времена, занимается англичанка, мисс Жаксон.
  3. Внешность героини описана очень лаконично, но читателю сообщается, что у нее смуглая кожа и карие глаза. Детальный портрет героини писатель рисовать не стал.

Отец Лизы, «настоящий русский барин», умиляется ее детским проказам, именно поэтому девочка растет настоящей проказницей. Именно любовь к шалостям и стала причиной того, что в 17 лет Лиза решилась переодеться в крестьянский наряд и устроить настоящий спектакль.

Алексей Берестов

Особенности этого героя:

  1. Сам веселый и жизнерадостный, он мечтал о встрече не с чопорной дамой своего круга, а с добродушной девушкой, которая не боится быть самой.
  2. Он очень хорошо относится к своим дворовым крестьянам, никогда не позволяет себе унизить их. Не считает зазорным посмеяться над шутками простого мужика.
  3. Любит охоту, динамичный образ жизни. Уклад чиновника, который планирует для него отец, отнюдь не прельщает Алексея, тот отказывается от скучной жизни над бумагами.

Этот молодой человек показан Пушкиным справедливым, открытым. Познакомившись с крестьянской девушкой, он не пытается очаровать ее, напротив, общается с ней на равных. И постепенно влюбляется в ее внутренний мир, даже не догадываясь, что перед ним дочь враждебного семейства.

Таковы главные герои рассказа «Барышня-крестьянка», на встрече и развитии взаимоотношений которых построена сюжетная линия произведения.

Прочие персонажи

Продолжая характеристику героев «Барышни-крестьянки» для 6 класса, необходимо рассмотреть образы второстепенных персонажей, которые также важны в сюжетной канве произведения. Прежде всего, это отцы главных героев — Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский. Оба вдовцы, живут в своих имениях, занимаются скучными хозяйственными делами.

Сравнительная характеристика героев представлена в таблице:

Параметр сравнения Иван Берестов Григорий Муромский
Семейное положение Вдовец, воспитывает сына. Вдовец, воспитывает дочь, обожает и балует ее.
Род занятий Занимается бухгалтерской деятельностью, очень богат, владеет большим имением, садом. Соседи уважают его. Пытается заниматься хозяйством, но особых успехов не достиг. Однако за счет своей отваги пользуется уважением соседей.
Увлечения Читать не любит. Считает, что брак должны заключать родители, главное в этом деле — выгода, а отнюдь не чувства. Обожает нововведения. Англоман, велит слугам носить английское платье.
Что известно о прошлом Служил в гвардии. Не хочет, чтобы сын пошел по его стопам. Промотал свое состояние, из-за чего вынужден жить в деревне.

Есть среди персонажей повести и две женщины, которые оказали значительное влияние на развитие действия и судьбы главных героев. Прежде всего, это крестьянка Настя, которая и помогла барыне сыграть свою роль. Молодая девушка немного старше Лизы, но весела и любит пошутить. Именно поэтому идея «Бэтси» показалась ей удачной и забавной.

Описание мисс Жаксон очень лаконично. Ей 40 лет, это чопорная английская дама, строгая и очень консервативная. Чрезмерное веселье Лизы, которая порой ведет себя не как настоящая леди, вызывает у британки недоумение и осуждение. Она несчастна в России, очень скучает по родине и не понимает специфики русского менталитета.

Таковы основные герои, описанные Пушкиным в одной из наиболее известных «Повестей Белкина».

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Главные герои “Барышня крестьянка” – помещики и их дети. Сюжет произведения перекликается с шекспировским “Ромео и Джульетта”: оба помещика враждебно настроены, не общаются, презирают вкусы и образ жизни соседа, а их дети влюбляются друг в друга. Добрый, весёлый рассказ со счастливым концом – это роднит его с русской народной сказкой. Этот рассказ из “Повестей Белкина” отличается от остальных своей простотой, жизнерадостностью и отсутствием трагических моментов.

baryshnya-krestyanka-glavnye-geroi-45734.jpg

Характеристика героев “Барышня-крестьянка”

Главные герои

Иван Петрович Берестов

Вдовец, жена умерла во время родов. Своё утешение он нашёл в ведении хозяйства. Он сам ведёт бухгалтерию в имении, благодаря чему доходы постоянно растут. Берестов построил большой красивый дом, посадил сад, заслужил доверие и уважение в своём окружении. Презирает образ жизни соседа Муромского, не упуская случая раскритиковать его. В молодости служил в гвардии, но выступает против карьеры военного для своего сына. Не читает никакой литературы. Придерживается консервативных взглядов на брак, считает расчёт и мнение родителей важнее романтических чувств молодых.

Григорий Иванович Муромский

Вдовец, имеет дочь Лизу (на английский манер называет её Бетси), которую всячески балует. Любит разнообразные нововведения, увлекается англоманией (слуги, одетые на европейский манер, женщина-англичанка, участвующая в воспитании дочери). В молодости промотал практически всё своё состояние, из-за чего уехал в деревню, где освоился и решил остаться. Ведение хозяйства не даёт результата, Григорий Иванович не самый умелый управляющий. Тем не менее его уважают в окрестностях, в том числе за смелые поступки и склонность к реформам и риску.

Алексей Берестов

Молодой человек, сын Ивана Петровича, живет в деревне вместе с отцом, пока не будет принято решение о его дальнейшей карьере. Умный образованный юноша, хорошо сложен, красив, жизнерадостен. Любит охоту, прогулки верхом, все те развлечения, которые присущи его возрасту. Принципиальный и честный: когда отец, приказал ему жениться, он не боясь, что его лишат наследства, едет к любимой, решив жить бедно, своим трудом, но с любимой женщиной.

Лиза Муромская

Отец называл её Бетси, потакает любым капризам, ко всем шалостям относится снисходительно. Она воспитана романтической натурой, не знает забот, мечтает о любви. Автор, давая характеристику, называет её “балованным дитём”. Лизе семнадцать лет, у неё красивое смуглое лицо, черные глаза. Помимо англичанки за Лизой приставлена присматривать Девушка Настя, с которой Лиза дружит и придумывает всякие затеи, чтобы разнообразить жизнь в деревне. Дочь Муромского, как и остальные девушки в деревне, увлечена молодым барином Берестовым, который, по слухам, очень красив, бледен и страдает от безответных чувств. При встречах с Алексеем называет себя Акулиной.

Настя

Девушка, которая “ходит” за Лизой. Она немного старше, но так же смешлива и ветрена, как и дочь хозяина. Девушки дружат, делятся секретами и вместе участвуют в авантюрах и розыгрышах.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Мадам, привезённая из Англии для воспитания дочери Григория Ивановича. Ей сорок лет, она очень строга и крайне консервативна в вопросах воспитания. Она постоянно пребывает в полуобморочном состоянии от проказ и шалостей воспитанницы. Мисс Жаксон красится белилами и сурьмит брови, что находят смешным Лиза и Настя. Мадам очень грустит в России, страдая от окружающей её дикости.

</tr></table>

В произведении “Барышня-крестьянка” герои по-своему самобытны и неповторимы. Описание характеров и нравов враждующих помещиков, многолетняя вражда которых заканчивается благодаря “пугливой кобылы”, превосходный художественный замысел рассказа Пушкина – всё это делает произведение неподражаемым и оригинальным.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году была написана повесть «Барышня-крестьянка»?</h3>

    • <label>1830;</label>
    • <label>1831;</label>
    • <label>1832;</label>
    • <label>1833.</label>

(новая вкладка)Ответы (1)Знаешь ответ?Не уверен в ответе? Найди верный ответ на вопрос ✅ «Сходства и различия между Муромским и Берестовым …» по предмету ? Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Новые вопросы по литературеСказка Карлсон. Как звали щенка, с которым Карлсон устраивал представление? Что подарил Карлсон малышу что бы развеселить его? Какая у Малыша была фамилия? Сколько лет было малышу?Ответы (2)Выпишите из стихотворения Пушкина «Узник»средства художественной выразительностиОтветы (1)Как Пушкин относился к своим героям из романа ДубровскийОтветы (1)Надо составить буриме с рифмами тонкий-звонкий, река-глубока, золотой-покой, бури-лазури.Ответы (1)Что писать в вступлении в сочинении на тему мой любимый рассказ?Ответы (2)Используемые источники:

  • https://kratkoe.com/baryishnya-krestyanka-harakteristika-glavnyih-geroev/
  • https://nauka.club/literatura/glavnyе-geroi-baryshnya-krestyanka.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/baryshnya-krestyanka/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://urokam.net/literatura/1585348.html

  • Сказка барышня крестьянка распечатать
  • Сказка барышня крестьянка в сокращении
  • Сказка барда бидля о трех братьях читать на русском языке
  • Сказка барин и егерь читать
  • Сказка барышня крестьянка смотреть