Сказка барбос и жулька читать

Творчество александра ивановича куприна узнать несложно неповторимый авторский стиль и глубокая чувственность в произведениях выделяют писателя среди других мастеров

Творчество Александра Ивановича Куприна узнать несложно — неповторимый авторский стиль и глубокая чувственность в произведениях выделяют писателя среди других мастеров слова. Загадочность, драматичность, интерес к душе живого существа — все это можно найти у Александра Ивановича в сочинениях. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом одного из рассказов Куприна под названием “Барбос и Жулька” по плану ниже.

История создания

Впервые рассказ был опубликован в 1897 году в приложениях к газете «Жизнь и искусство». История написания произведения «Барбос и Жулька» тесно связана с биографией писателя. В целом, период 1890-х годов был для писателя временем проб и ошибок: он не только активно занимался литературой, но и странствовал по городам родной страны, работал в разных сферах (от журналистики до стоматологии) — словом, искал свое место в этом мире. 

Повествование ведется от лица неизвестного лирического героя — подростка, так что, можно предположить, что в основу сюжета легли личные впечатления автора, рассказы  друзей или собственные наблюдения.

Жанр, направление

Благодаря маленькому объему текста, наличию всего двух главных героев и одной сюжетной линии, “Барбоса и Жульку” можно отнести к жанру рассказа. 

Направление же ближе реалистическое. Большую роль играют описания собак, благодаря им можно сделать выводы о характере животных, их жизни. Также писатель использует психологизм, наделяет своих персонажей традиционно человеческими качествами (сострадание, умение любить, заботливость). Но, несмотря на кажущуюся необычность, подобное поведение встречается и у братьев наших меньших. Не зря, например, собаку считают символом верности.

Смысл названия

В названии сразу указываются клички центральных героев, поэтому читатели сразу понимают, о ком пойдет речь. Даже не увидев словесные портреты собак, можно вообразить, какие они. 

Барбос — скорее всего, из дворовых, крупный, недобрый. Жулька — домашняя, маленькая, слабенькая. 

Суть: о чем?

Начинается повествование со знакомства с героями: сначала представляют Барбоса, затем, соответственно, Жульку. 

Они живут в разных условиях и являются противоположностями друг друга: Барбос невоспитанный, бойкий, постоянно лезет в драки, не боится красть у людей еду; Жулька же более утонченная, скромная, готова делиться с другими пищей, нежно относится к хозяевам. По странному стечению обстоятельств, между этими двумя собачками “царствует редкое согласие”. Они иногда вместе играют и веселятся.

Жизнь кажется счастливой, пока однажды не происходит трагедия. Во двор забегает бешеный пес, пугая всех вокруг, и даже Барбос не решается прогнать собаку. Тогда внезапно появляется Жулька и изо всех своих сил врезается в животное. Угроза исчезает.

Отважная Жулька не получает травм или укусов, но с тех пор ее здоровье резко ухудшается.

“На третий день она так ослабела, что не могла подняться с земли”

Ее относят в сарай, чтобы там она могла в спокойствии провести свои последние минуты, но Барбос рвется к своей подруге, желая попрощаться. 

“— Папа, пусти Барбоса в сарай. Он хочет проститься с Жулькой. Пусти, пожалуйста, папа, — пристали мы к отцу.”

Бедная собачка умирает.

Главные герои и их характеристика

Все главные герои (и их характеристика) поместились в одной таблице от Многомудрого Литрекона:

Барбос пес, очень отдаленно похожий на пуделя, но с не ухоженной шерстью. Независимый, решительный, имеет множество шрамов от сражений с другими собаками. “Правда, что иногда при этом триумфальном шествии он сильно прихрамывал, а уши его украшались лишними фестонами, но, вероятно, тем слаще казались ему победные лавры.”Несмотря на это, оказывается очень добрым, чутким и понимающим. Заводит дружбу с Жулькой, практически до конца остается рядом с ней. Так, за его неприглядным внешним видом скрывается сострадающая душа.
Жулька деликатная, немного застенчивая, уступчивая, милая домашняя питомица. Весь вид ее говорит о хрупкости: тонкие ножки, низенький рост, изящные повадки. Но именно она находит в себе достаточно смелости, чтобы противостоять опасности, когда остальные в ужасе не могут сдвинуться с места. Поступок хоть и героический, но он приводит к печальному финалу — не справившись с напряжением, Жулька умирает.

Темы

Автор, делая основными персонажами животных, а не людей, тем не менее, поднимает очень важные и знакомые для каждого темы. Это и дружба, и смелость, и любовь к ближнему, и сочувствие, и способность прийти на помощь тогда, когда это действительно нужно.

  1. Дружба. Собаки были разными, имели неодинаковые условия жизни, но это не помешало им дружить и проявлять взаимовыручку. Противоположности притягиваются.
  2. Смелость. Героизм не зависит от внешнего вида и никак с ним не связан. Жулька была слабой и маленькой, зато отважной и решительной.
  3. Сочувствие. Барбос внешне казался сердитым и драчливым животным, способным только на агрессию. Но душа у него была нежная. Он проявил сочувствие к Жульке и болезненно пережил ее смерть.
  4. Самопожертвование. Жулька понимала, что едва ли одолеет бешеного пса, но он был источником опасности для всех окружающих. И она приняла решение спасти их, рискуя собой. Это настоящий нравственный подвиг и воплощение любви к ближнему.

Проблемы

Через Барбоса и Жульку Куприн показывает, насколько сильно может отличаться облик от внутреннего мира. Маленькая собачка без страха бросается на незнакомую дворнягу, не задумываясь о последствиях. Ею движет желание спасти других. Тогда как, казалось бы, бывалый “воин” не рискует действовать самостоятельно.

“Барбос видел ее со своего подоконника, но, вместо того чтобы, по обыкновению, кинуться в бой, он только дрожал всем телом и жалобно повизгивал…”.

Проявляется эта двойственность и в отношениях героев. Барбос достаточно жестко относится к прочим обитателям улиц, но при этом искренне заботится о своей подруге.

Вывод можно сделать один: внешность обманчива.

Основная идея

В рассказе содержатся две основные идеи. Первая — не стоит судить о ком-то только по тому, как они выглядят. Внешность иногда бывает крайне обманчива, и только со временем можно понять, что за личность находится перед тобой. Такова главная мысль рассказа «Барбос и Жулька».

Вторая же — животные тоже имеют чувства. Порой люди забывают, что помимо них эмоциями обладают и другие существа. И они также переживают, страдают и радуются. Важно уважать это. Таков смысл рассказа «Барбос и Жулька».

Чему учит? 

Чему учит рассказ «Барбос и Жулька»? Куприн учит бережному отношению ко всем живым существам. В особенности, к тем, кого сами приручили. Ведь, если они могут испытывать то же самое, что и мы, то как их можно назвать неразумными и бездушными?

Кроме того, на примере трогательных приятельских отношений двух собачек, писатель заставляет задуматься о важности дружбы и взаимопомощи. Мораль книги «Барбос и Жулька» заключается в том, что нужно воспитывать в себе смелость и доброту, чтобы защитить своих близких и все то, что тебе дорого. Столь же важно уметь сочувствовать и сострадать.

Художественные особенности

В тексте не так много прямой речи — все строится на описаниях, поэтому создается ощущение, что лирический герой просто рассказывает какую-то историю из прошлого. В связи с этим прост и понятен язык повествования. Это помогает приблизить действие к читателям.

Используются эпитеты. В основном, для создания образов персонажей и отображения их связи друг с другом: “приземист”, широкогруд”, “буйный”, “бешеная”, “нежная любовь”, “тревожный” и др.

Используется множество глаголов, придающих рассказу динамичность: “лежал”, “скатывался”, “одерживал”, “покатилась”, “бросился” и др.

С помощью этих средств выразительности писатель добивается образности, яркости в рассказе «Барбос и Жулька».

Критика

Современники отзывались о Куприне тепло, подмечали удивительный литературный талант.

“При мысли о Куприне хочется сразу сказать: добрый талант…” — пишет О. Н. Михайлов.

И действительно, хоть автор и стремится к драматизму, в его произведениях есть некая надежда, которая делает рассказы и повести такими светлыми. “Барбос и Жулька” — не исключение, поэтому рассказ до сих пор любят и читают не только дети, но и взрослые.

Автор: Инна Колокольникова

Автор УМК: «Школа
России» Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г.

Тема урока: А.И. Куприн  «Барбос и Жулька»;

Цель урока:
создание условий для формирования знаний о творчестве А.И. Куприна и умений анализировать поступки и
характер героев рассказа «Барбос и Жулька»;

Дидактическая:
расширить знания детей о творчестве А.И. Куприна, раскрыть смысл рассказа «Барбос и Жулька»;

Развивающая:
развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать
выводы в процессе работы над художественным текстом, используя приемы
технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной
школе.

Воспитательная: воспитывать чувства сострадание, сопереживание,
желание иметь друзей, любовь и интерес к природе, формировать навыки
сотрудничества.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

Осознанно
воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев

Ученик научится:

Регулятивная:

формулировать учебную задачу урока;

выполнять учебное действие в соответствии с
заданием;

работать по предложенному учителем плану,
контролировать  и корректировать свои знания;

Познавательная:

оценивать свою  работу, работу своей
группы;

систематизировать и обобщать полученную
информацию, излагать ее в нескольких словах;

анализировать текст, делать пометки и
обосновывать их,

ориентироваться в учебнике;

находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт, умеют логически мыслить;

ориентироваться  в своей системе знаний;
обобщают  имеющиеся  знания

Коммуникативная:

Планирование учебного сотрудничества ,
согласование действий с партнером ;

высказывать свою точку зрения, слушают
мнение других; сотрудничать друг с другом;

высказывать свою точку зрения, слушать
мнение других,  оформлять свою мысль в устной речи;

Ученик получит возможность: принятие
и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

УМК:
«Школа России» Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г.

портрет
А.И Куприна, учебник, дидактический материал 

Мультимедийная
презентация

Межпредметные связи

Окружающий мир

Организация пространства

Традиционная

Этапы урока

Название этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Мотивационный

Приветствие учащихся

Проверка
готовности к уроку.

Мы
знаем, что человек, чем больше читает, тем больше он знает. А читать нужно
быстро, правильно, выразительно. Этому мы учимся на уроках литературного
чтения.

Приветствие учителя

Готовятся
к уроку, настраиваются на работу

Л: 
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения

Этап
актуализации знаний по предложенной теме

Выявление
затруднении

Разработка
проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения


Прочитай в соответствии с заданием:

Всё что
окружает нас – растения, животные, вода, воздух, камни, песок, солнце, луна,
звёзды,- этоприрода.

1)спокойно;

2)скороговоркой;

3)соблюдая
логическое ударение.

Назовите
раздел литературного чтения, который мы начали изучать


Назовите автора  и название  изученного произведения?

— Почему
Мамин – Сибиряк назвал свой рассказ « Приёмыш»

-Почему
Тарас решил приютить птицу?

-Почему
старик назвал птицу особенной птицей?

— Что
почувствовал Тарас, когда  Приёмыш улетел?

— Почему
старик отпустил лебедя?

Выполните
задание:

-К кому
из персонажей относятся слова, поставьте знак «+» нужную колонку.

Слова

Тарас

Лебедь

Собака

1

Пёстрая

2

Умная

3

Лучший
друг человека

4

Гуляка

5

Бобыль

6

Князь
князем

7

Божья
тварь

8

Гордая

9

Настоящая

10

Царская

11

Старый

12

Утомлённый

13

Дряхлый

14

Жалкий

Распредели
части рассказа по порядку:

1)Как
приёмыш оказался у Тараса.

2)Встреча
автора с обитателем лесной избушки.

3)
Прошлое Тараса.

Назови
главную мысль рассказа?

Согласны 
ли вы с этим высказыванием?

-О каком
писателе эти слова, назовите фамилию, имя, отчество.

Он был
очень необыкновенным человеком. Ему было интересно всё новое: когда появились
первые воздушные шары, он одним из первых поднялся на воздушном шаре. Затем
летал на самолёте и чуть не погиб, когда самолёт начал падать.

Это был
отважный человек. Он мог в бурю с рыбаками выйти в открытое море в старой
лодке. Спускался в скафандре на морское дно. Работал корреспондентом газеты,
зубным врачом, грузчиком арбузов, был певчим в хоре и даже суфлёром.

Надеюсь,
что наш урок не оставит вас равнодушными, научит быть внимательными к нашим
братьям меньшим.

Он
написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах.

image001

       О
чём мы узнаем сегодня на уроке ?

 продолжим
учиться анализировать текст, составлять сравнительную характеристику
персонажей, продолжим развивать умение выразительно и грамотно читать текст,
узнаем значения новых слов.

Вызов
«Чтение с остановками»

-О чём
может быть это произведение?

-Кого
автор мог так назвать?

На
обложке книги мы видим, что нарисована только одна собака. Как вы думаете,
это Барбос или Жулька?

image002

Давайте
прочитаем этот рассказ и проверим себя.  Подумайте, почему Куприн называет
этот рассказ не «Барбос», не «Жулька», а «Барбос и Жулька»

— Какой
представляете Жульку?


Барбоса?

Проверим
в конце урока оправдаются ли наши ожидания.

Проблемный
вопрос

-Попробуйте
определить жанр произведения, его тему

-После 
чтения ответьте на вопрос, какие мысли возникли у вас, что вы ощущали?

Прочитывают
поговорку

 Природа
и мы

Мамин-Сибиряк
«Приёмыш»

Слушают
учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Учащиеся
работают в паре

Мы в
ответе за тех, кого приручили

Мы
сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Куприна,

Учащиеся выдвигают свои предположения

Осознанно
воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев

Р:
постановка учебной задачи; использование знаний в предметной деятельности;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

П:
самостоятельное формулирование познавательной цел

Реализация
выбранного плана по разрешению затруднения.

Барбос –
большая дворовая собака.

Жулька –
(жулик) – вор, мелкий мошенник.

В тексте вам встретятся новые, непонятные
слова. Попробуем найти им объяснение в толковых словарях.

Сталактит
– имеющий форму сосульки, спускающийся с потолка пещеры известковый нарост,
образованный просачивающимися каплями.

 Флирт –
любовная игра, кокетство.

 Фестоны
– выступы зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья.

Чиновники
– государственные служащие.

Деликатный
– вежливый, мягкий в обращении.

Полный
карьер – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

Триумф –
блестящий успех.

Подпалина
– рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

Лицемерие
– поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения.

Лицемерный
– отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия.

Лавры –
ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды.
(Увенчать лаврами победителя.Пожинать лавры (перенос.) – пользоваться плодами
успехов.)

Репяхами
– репейник.

Искони –
издавна.

Приземистый
— 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий.

Осмысление
приём «Чтение с остановками»

-Почитаем
произведение вместе, читать будем по абзацам.

-Что
значит «носили на себе следы боевых схваток»?

-Каково
происхождение Барбоса?

-Каков
его характер?

-Какая
основная черта Жульки?

-Как она
вела себя с людьми?

-Как
Барбос относился к другим собакам?

-Предположите,
что случилось дальше. Чем могло всё закончиться?

-Как
повёл себя Барбос в минуту опасности?

-Ожидали
ли вы от него такого поведения?

-Как
оцениваете его поступок?

-Почему
он отступил?

-Можно
ли поступок Жульки считать геройским?

-Переживал
ли Барбос?

-Как все
узнали о смерти Жульки?

-Кто
лучше всех понимал собак?

-Как
думаете, что хотел сказать автор?

-Каков
жанр этого произведения? Докажите.


Назовите героев рассказа. Проведём небольшую исследовательскую работу.

 Давайте
обратимся к тексту и сравним внешность и характер собак.

Охарактеризуйте
собак.

1.                 
Внешность собак.

2.                 
Характер собак.

3.                 
Их поступки.

1 группа
будет работать над описанием внешности Барбоса.

2 группа
будет работать над описанием Жульки.

Прочитайте
пословицу.

Объясните
её смысл.

К какой
собаке – Барбосу или Жульке — подходит эта пословица? Почему?

Собака
кусает не для сытости, а для лихости.

Мы в
ответе за тех,  кого приручили.

Какой сделаем вывод, дав характеристику
собакам?

-Кто
ворвался во двор?

Теперь
вы знаете, чем опасно это заболевание. Вот почему все, даже Барбос, боялись
бешеной собаки.

Чтение вместе по абзацам

Ответы на вопросы из текста

рассказ,
описывается один день из жизни героя

Барбоса
и Жульку.

Работа в
группах

От внешности собаки не зависит её характер.
Большая собака может быть трусливой, а маленькая, воспитанная собачка, быть
смелой и проявлять героизм.

Бешеная
собака – это больное животное.

Осознанно
воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев

Р: уметь  
выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

К: уметь 
высказывать свою точку зрения, слушать мнение других, уметь  оформлять свою
мысль в устной речи;

П: выбор
наиболее эффективных способов решения задания; знание понятий, умение
проводить анализ; уметь читать осознанно , анализировать текст, подтверждать
свои ответы выдержками из текста.

Р:
использование знаний в практической деятельности

Первичное
закрепление нового знания.

— Найдите и
прочитайте поведение бешеного пса во дворе.

— Как поступили
люди, увидев во дворе бешеного пса??

— А как бы вы
поступили в такой ситуации?

— Найдите и
прочитайте, а как повёл себя Барбос в этот момент? Какие чувства передадите
при чтении?

— Ожидали вы от
него такого поступка? Почему?

— Прочитайте, как
поступила Жулька. С какой интонацией вы будете читать эти строки?

— Почему Жулька
выбежала наперерез бешеной собаке? Можно ли её поступок считать героическим?

— Как вы думаете,
зачем автор пишет «Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности. Откуда-то
из-за сарая выскочила маленькая Жулька и во всю прыть своих тоненьких ножек
понеслась наперерез бешеной собаке»?

— Изменилось бы
что-нибудь, если убрать предложение: «Вдруг все ахнули от испуга и
неожиданности».

— Найдите в тексте
и зачитайте, что явилось причиной смерти Жульки.

— Рассмотрите
рисунок. Кого изобразил художник?

— Какой эпизод
изобразил художник?

— Каким мы видим
Барбоса в этот момент? Какие чувства он испытывает? Почему?

. Вы
называете черту характера и доказываете цитатой из текста.

image003

— Как вы думаете,
почему рассказ о жизни собак, так трогает нашу душу, чувства?

Обобщение анализа
текста.

Давайте вернёмся к
началу урока. На какой главный вопрос мы должны были ответить на уроке? (В
чём смысл произведения «Барбос и Жулька».)

— Кто может
ответить на этот вопрос?

Иногда эта дружба,
ребята, гораздо крепче, чем у людей.

— А какие ещё
рассказы о дружбе  между животными вы читали? («Приёмыш», «Серая шейка» М.-
Сибиряка, «Лев и собачка» Л. Толстого и др).

Работа с
пословицами.

Вспомните
пословицы и поговорки о дружбе.

Теперь посмотрите
на экран, прочитайте пословицы о дружбе.

— Какой из этих
пословиц вы бы озаглавили рассказ?

Страх

Раньше
всегда кидался в драку

Это животные, за
которых мы несём ответственность; они живут у нас дома и нам нужно заботиться
о них и любить их; они живые существа.

Автор нам показал,
что между животными есть дружба и преданность друг другу и к людям; показал,
что люди берут животных и должны нести за них ответственность.

(Без беды, друга
не узнаешь.

Больше той любви
не бывает, как друг за друга умирает.

Друг
познаётся в беде.)

Осознанно
воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев

П: уметь
читать осознанно , анализировать текст, подтверждать свои ответы выдержками
из текста; уметь  систематизировать и обобщать полученную информацию,
соотносить   с ранее имеющимися знаниями;  уметь высказывать свои
предположения;

К: Уметь 
высказывать свою точку зрения, слушать мнение других, уметь  оформлять свою
мысль в устной речи;

Р: нравственные
ценности

контроль
в форме сличения способа действия и его результата с планируемым.

Рефлексия

Рефлексия «Волшебная палочка»

Вернемся к предположениям

Кто был близок к истине?

Правильно ли мы описали Жульку? Барбоса?

А давайте попробуем придумать своё окончание рассказа

Незаконченные  предложения

На
уроке я узнал ….

На
уроке мне понравилось ….

На
уроке мне запомнилось….

Возвращение к предположениям

Придумывают своё окончание

Л:
установление учащимися значения результатов своей деятельности для
удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

  • Сказка барбоскины аудиосказка барбоскины
  • Сказка база отдыха орел
  • Сказка бажова малахитовая шкатулка краткое содержание
  • Сказка база отдыха в омске телефон
  • Сказка бажова каменный цветок читать