Сказка бабаева там лес и дол видений полны

Автор андрей измаилов на чтение 10 мин. просмотров 4 опубликовано 29.06.2021 стихотворение а.с. пушкина у лукоморья дуб зелный;златая цепь на

На чтение 10 мин. Просмотров 4 Опубликовано

Стихотворение А.С. Пушкина

maxresdefault_11.jpg

У лукоморья дуб зелёный;Златая цепь на дубе том:И днём и ночью кот учёныйВсё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,Налево — сказку говорит.Там чудеса: там леший бродит,Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожкахСледы невиданных зверей;Избушка там на курьих ножкахСтоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;Там о заре прихлынут волныНа брег песчаный и пустой,И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,И с ними дядька их морской;Там королевич мимоходомПленяет грозного царя;

Там в облаках перед народомЧерез леса, через моряКолдун несёт богатыря;В темнице там царевна тужит,А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою ЯгойИдёт, бредёт сама собой,Там царь Кащей над златом чахнет;Там русский дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;У моря видел дуб зелёный;Под ним сидел, и кот учёныйСвои мне сказки говорил. 

Краткий анализ стиха «У лукоморья» Пушкин А. С.

Известный всем с детства текст «У лукоморья дуб зеленый» — это пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».  Написаны они были, как и многое другое, благодаря няне поэта Арине Родионовне. В одной из сказок, которые она рассказывала Пушкину, есть такие слова: «У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет –песни поет».

Из этих строчек Пушкин сначала написал эпиграф к тетради, в которой записывал сказки, а уже потом переделал их в пролог к поэме «Руслан и Людмила». Текст пролога про Лукоморье был впервые опубликован во втором издании поэмы в 1828 г.  А поэма стала как бы одной из сказок волшебного кота.

И как это иногда бывает, текст пролога вдруг стал самостоятельным художественным произведением. Которое все мы с радостью и удовольствием учим в начальной школе и рассказываем своим детишкам, укладывая их спать. Ведь согласитесь, что нет для малыша более выразительного сказочного представления, в котором каждая строчка является кусочком волшебной мозаики.

Ослепительно яркие кусочки которой, несмотря на малый размер, сами превращаются в маленькие сказки про русалку, бабу ягу, прекрасных витязей и многое-многое другое. И являются окошками в те большие сказки, из которых они пришли.  А все стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый» указывает на некий волшебный, фантастический, чудесный сказочный мир, в котором немедленно хочется оказаться.

Это интересно: Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк», записанная Жуковским в 1846 году, повествует о жизни молодого царевича, который однажды столкнулся с удивительными вещами, сотканными из волшебства, опасностей и приключений.

Текст стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья»

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Стихотворение «У лукоморья» – анализ по плану

Вариант 1

Хрестоматийное произведение А.С. Пушкина — стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый». Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» дети узнают задолго до школы, потому что простой слог и обилие сказочных образов делают его легко запоминающимся. Произведение можно найти в любом списке литературы, рекомендованной к прочтению еще для малышей.

Композиция и жанр

Композиция отрывка напоминает структурой народную сказку. Четко выделяются основные части: присказка с описанием лукоморья и ученого кота, основная часть с перечислением сказочных героев и классическая сказочная концовка «..и там я был, и мед пил..».

Форма сказки обусловлена тем, что «У Лукоморья дуб зеленый…» является прологом к сказочной поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Поэма наполнена волшебными событиями. Поэтому и начинается с введения читателя в мир сказки, с создания таинственной атмосферы, ожидания чуда. У А.С. Пушкина был огромный запас фольклорного материала, потому что он был воспитан на русских народных сказках.

Его няня Арина Родионовна знала несметное количество сказов, легенд, поверий, былин, в которых была собрана настоящая сокровищница русского фольклора. Впоследствии Александр Сергеевич попытался наиболее точно воплотить все услышанное в сказках.

«У Лукоморья дуб зеленый» начинается описанием волшебного пейзажа сказочной страны, где будут происходить события поэмы. Становится понятно, что волшебная страна находится у моря. Воображение читателя представляет нависающий над стихией многолетний дуб с золотой цепью. И центральной фигурой предстает ученый кот, который рассказывает сказки. Это обобщенный образ рассказчика во всех русских народных сказках, среди которых Боян, Садко и другие.

После введения в место событий автор рисует чудеса, которые постоянно происходят в волшебной стране. Леший, русалка, невиданные звери, избушка на курьих ножках. Все персонажи изображены на фоне российских пейзажей, которые четко видны в описанной поэтом природе.

Среди перечисленных сказочных событий — указание на одну из самых запоминающихся картин поэмы: «..колдун несет богатыря..». Данный факт говорит о фольклорном происхождении сюжета поэмы. Все указывает на древнерусское происхождение Лукоморья. Сам автор утверждает: «Там русский дух…» Чтобы убедить читателя в реальности картины, поэт употребляет традиционную сказочную концовку «..и я там был..»

Размер

Написано произведение четырехстопным ямбом — одним из самых популярных размеров для лирики 19 века, который придает стиху размеренность и подчеркивает повествовательный характер поэмы.

Образы русской мифологии

Стихотворение насыщено изображением сказочных героев. Чтобы показать читателю волшебный мир Лукоморья, поэт использует олицетворения: кот «песнь заводит», ступа с Бабою Ягой «идет, бредет сама собой», бурый волк «служит».

Самая запоминающая метафора стиха говорит о том, что у Лукоморья «Русью пахнет». Это главный акцент пролога. Также у Лукоморья лес и дол «видений полны». Эта строка несет метафорический смысл и одновременно является частью стилистического художественного приема — анафоры.

Автором использованы многочисленные эпитеты. Вот некоторые примеры: «на неведомых дорожках», «невиданных зверей», «витязей прекрасных».

Особого колорита придает использование дрвнерусских слов: брег, злато, чахнет, чреда.

В сроках использованы образы русской мифологии: Баба яга, Кащей, витязи, колдун. Но эти персонажи передают общую картину Руси. Богатыри олицетворяют мощь русской земли, дуб — ее мудрость, царевна — красоту и верность. С их помощью поэт концентрирует внимание читателя на изображении Родины, ее природных и фольклорных богатств, которые всегда его вдохновляли.

Это интересно: Описание Тараса Бульбы из текста — сочинения с цитатами.

Вариант 2

Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» было написано Пушкиным в 1824–25 годах. Более точная дата этого произведения неизвестна. Оно является вступлением к сказочному сочинению «Руслан и Людмила». Этот отрывок так полюбился читателям, что отпочковался от основного произведения и стал самостоятельным стихотворением.

Вступление в поэме-сказке «Руслан и Людмила» было навеяно Пушкину сказками няни, которые она рассказывала поэту долгими зимними вечерами во время его ссылки в Михайловское. Дуб тот рос на берегу моря в уютной бухте – лукоморье. Это старорусское слово. Лучшего места для кота-сказочника не найти. Поэт говорит читателям о том, что сказку о Руслане и Людмиле рассказал ему кот ученый. Да и где как не в бухте, можно увидеть, как

…На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Во вступлении нашли отражение и другие сказки, которые поведала поэту его няня. Впоследствии, Пушкин написал в стихах все эти сказки. Их героев он вскользь упомянул и во вступлении к «Руслану и Людмиле». Через строки этого стихотворения Пушкин вводит читателя в особый, волшебный мир. Основная идея вступительного стихотворения к поэме заключается в стремлении поэта подчеркнуть сказочность, и в то же время, народность произведения.

Композиция и строение стиха в стихотворении

В анализе стихотворения «У лукоморья дуб зеленый» необходимо упомянуть о своеобразном построении этого произведения. Композиция пролога к поэме двухчастная. При этом первая часть как бы окольцовывает вторую. То есть первая часть служит началом и концом произведения, а вторая часть – его серединой. В стихотворении есть и лирический герой – его автор, которому кот ученый (еще один герой произведения) рассказывает волшебные сказки.  Классический стихотворный размер четырехстопный ямб делает астрофический стих напевным, плавным.

В трех четверостишиях рифма перекрестная. Мужские слоги сочетаются с женскими. Четвертая строфа выбивается из принятого Пушкиным строя. В ней 6 строк: первая и вторая строки – смежная рифма, третья и шестая – перекрестная, четвертая и пятая – смежные. Пятая строфа состоит из 5 перекрестно зарифмованных строк, только пятая строка рифмуется с четвертой. Следующая строфа – четверостишие со смежными рифмами. Далее следует двухстрочная строфа, и завершается произведение четверостишием с кольцевой рифмовкой.

Средства художественной выразительности

Стихотворение становится динамичным благодаря обилию глаголов: ходит, идет, заводит, говорит, бродит, сидит, стоит, прихлынут, выходят, пленяет, несет, тужит, служит и др. В нем много образов, но упоминаются они, как бы вскользь. Пушкин показывает, таким образом, о ком, какие сказки рассказал ему кот ученый.

Сказочность, обособленность мира лукоморья, о котором рассказывает поэт, подчеркивается эпитетами неведомый, невиданных. Эти и другие эпитеты играют роль художественных определений, помогают ощутить цвет и форму предметов и событий, помогают читателю представить себе происходящее. Эпитеты – зеленый, златая, ученый, на курьих, песчаный и пустой, бурый.

Старославянизмы – златая, курьих, брег, чредой переносят нас в далекое прошлое, когда жили герои сказок и поэмы «Руслан и Людмила».

В описании витязей, выходящих из моря, используется аллитерация, подчеркивающая шум волн:

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны.

Глубокий смысл заложен Пушкиным в словах: «Там русский дух… там Русью пахнет!» Что же это за русский дух? Это природа, очарование каждого времени года в отдельности, и любовь к ней. Это быт, культура русских людей – необыкновенная, самобытная, дающая русскому человеку силы выстоять в любых бедах; это русские сказки и сказания, которые учат добру и порядочности, это христианская вера, призывающая к терпению, смирению и любви. Вычеркните все это из жизни русского человека, и он будет деморализован.

Это интересно: Комедия Ревизор Николая Васильевича Гоголя, написанная в 1835 году, показывает жизнь обычного, небольшого, уездного городка, высмеивает пороки его жителей, обличает их отрицательные черты. Одной из них является “хлестаковщина”.

Читать блог пользователя

Опубликовано: 02/11/2021 — 21:21

Понимаю, дорогие читатели, что сейчас, когда в России происходят события исторической важности, вы хотите читать о них. У меня же сегодня тема другая. Буду писать о Пушкине – в феврале, а именно 10 февраля 1837 года, поэт скончался, прожив всего два дня после дуэли с Дантесом и полученной на ней смертельной раны в живот. 

 Как тут не вспомнить великого поэта, писателя и драматурга!

 С другой стороны, Пушкин актуален и сегодня, как и во все времена. Я прекрасно помню, как несколько лет назад один из митингов сторонников прав и свобод человека окончился совместным чтением знакомых всем пушкинских строк:

 «Товарищ, верь! Взойдет она/Звезда пленительного счастья/Россия вспрянет ото сна/- И на обломках самовластья/Напишут наши имена». 

У меня тогда, наблюдавшей это собрание издалека, сильно забилось сердце. 

 А совсем недавно в выступлении одного журналиста я услышала строчки из пушкинского послания в Сибирь: «Любовь и дружество до вас /Дойдут сквозь мрачные затворы/, Как в ваши каторжные норы/Доходит мой свободный глас!»

 Ну, не чудо ли, что спустя более чем 200 лет, строчки поэта пришлись ко времени, и по содержанию, и по чувству, в них вложенному?

 Что до «свободного гласа», то произведение, о котором я хочу написать, просто пронизано духом свободы. Оно писалось очень молодым – 20-летним – поэтом, писалось взахлеб, в ощущении творимого волшебства… Говорю о первой поэме Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», опубликованной в «Сыне отечества» за 1820 год. 

7 февраля на канале КУЛЬТУРА прошла передача «Игра в бисер» Игоря Волгина, посвященная этой поэме. 

 Передача была живая, собрала интересных собеседников – поэтессу Надежду Кондакову, журналиста и филолога Александра Минкина, профессора МГУ Олега Клинга и поэта Егора Сергеева. Но ТВ вы посмотрите сами, я же хочу собрать воедино несколько своих разрозненных мыслей о поэме, много раз с детства мною читанной.

 Итак, в чем была необычность «Руслана»? Почему поэма всколыхнула все читающее российское общество? Почему у многих на устах было, что пришел, если не гений, то необыкновенный талант? Читатели почувствовали свежую струю. После всевозможных эпических «Россияд», «Петрид», после неудачной попытки Карамзина создать «богатырскую сказку» «Илья Муромец» (1794), после опять же неудачной «старинной повести» Жуковского «Двенадцать спящих дев» (1817), скучных, с тяжелым и даже нелепым языком (у Карамзина в «Илье Муромце» я нашла «масло глаз»), чье действие неизвестно где происходит, — вдруг явилась поэма, легко читаемая, со стихами, которые хотелось повторять, с героями, которые как будто только вышли из русской истории.

 Однако у поэмы были критики. Кое-кто встретил ее настороженно. Что им не нравилось? Тон. Юнец осмелился писать о «предках» («не скоро ели предки наши») в каком-то комическом ключе. 

Герои, жившие во времена легендарного, воспетого в былинах, князя Владимира, подаются как вполне живые люди, со всеми присущими живым людям свойствами. Влюбленный Руслан не может на свадебном пиру ни есть, ни пить – такое возбуждение им владеет, вполне человеческая черта. Подчас автор позволяет себе над героями подшучивать. 

Можно ли былинного богатыря сравнить с петухом? а пушкинский Руслан удостоился. А бесконечное подтрунивание над 17-летней Людмилой! Вы, конечно, помните: как она в волшебном саду Черномора провозглашает: «Не стану есть, не буду слушать, умру среди твоих садов». И сразу после этого: «Подумала – и стала кушать». И этот эпизод веселого подшучивания над героиней не единичен. 

Мало того, «предкам» свойственна… чувственность, которой, казалось бы, должны быть начисто лишены окаменевшие герои прошлого, чье достоинство потомки должны свято и бережно охранять… 

Но в поэме много эротических картин, даже завязка оказывается весьма нескромной – волшебник Черномор похищает новобрачную прямо с брачного ложа, так что остается не вполне проясненным, невеста она или уже жена Руслана. Предки порой напоминают героев французских романов, Людмила сравнивается с суровой Дельфирой, не в пользу последней. 

Описывая «дела давно минувших дней», автор обращается за поддержкой к некой своей подружке – Климене, приготовившей «мстительный убор» (рога) для своего ревнивца-мужа. Ну нет для этого юнца ничего святого! 

Юный Пушкин позволяет себе издевку и над старшим собратом, «Северным Орфеем» поэтом Жуковским (весело и с пониманием эту издевку принявшим). Один из соперников Руслана хазарский хан Ратмир встречает на своем пути нечто вроде «дома свиданий» в восточном духе, в котором автор «Руслана…» поселил героинь «старинной повести» Жуковского «Двенадцать спящих дев». У Василия Жуковского они были «невинными девами», впавшими в очарованный сон и ожидавшими своего избавителя, у Пушкина они стали насельницами восточного борделя. 

 Такое переплетение и сращение старого и нового, древнерусского и французского, серьезного и комического, такое подтрунивание над «стариной» — далеко не всем пришлось по нраву. Строгому Катенину поэма в этом смысле не понравилась, но даже он не мог не признать, что «в ней слышится слово, которое вырвалось на вольный простор жизни». 

Следующий момент — близость к фольклору. Есть или нет? В этом смысле, конечно же, очень народно «вступление», написанное спустя восемь лет и почти с тех самых пор включаемое в школьные хрестоматии. Итак, «У лукоморья дуб зеленый». Я села и разделила лист на две части – в левой помещала слова и фразеологизмы, встречающиеся в русских сказках, в правой – соответственно, не встречающиеся. В печатном варианте делаю горизонтальные колонки. 

 В русских народных сказках встречаются: Кот, Леший, Избушка на курьих ножках, Царевна в темнице, Бурый волк (обычно Серый), Ступа с Бабою Ягой, Царь Кащей, Русский дух, приговорка «Мед-пиво пил».

 В русских народных сказках не встречаются (возможно, я не встречала): Дуб зеленый у моря, русалка, невиданные звери, лес и дол, полные видений, 30 витязей прекрасных с морским дядькой, королевич пленяет грозного царя, колдун несет богатыря.

Во второй колонке довольно много того, что в известных нам сборниках русских сказок не встречается. Пушкин мог слышать об этих «чудесах» от няни, взять в западном фольклоре, придумать. Мог читать в сборниках, сегодня нам мало известных. 

В «Сказке о царе Салтане» он переделывает «30 витязей прекрасных» на «33 богатыря», а «дядьку их морского» заменяет на «Черномора». Причем, Черномор в той более поздней сказке имеет положительную коннотацию и не совпадает с мерзким карликом Черномором» из «Руслана и Людмилы». Здесь явная работа воображения. В той же сказке «О царе Салтане» мы встретим «зеленый дуб у моря». 

 Интересны «лес и дол», которые «видений полны». В русских сказках я такого не встречала, это что-то из романтических немецких сказок. 

А вообще по всей поэме разбросаны сказочные и былинные эпитеты и предметы: Владимир-солнце, борзые кони, богатырский меч, шапка-невидимка, живая и мертвая вода, употребляются и историзмы — бояре, дружина, терем, гридница. 

Встречается фольклорный Лель, 4 раза в поэме вспоминается Баян – легендарный певец из «Слова о полку Игореве», находка рукописи которого произошла не в столь отдаленное от Пушкина время. Есть в поэме сказочный посул властителя – дочь в жены плюс полцарства за совершенный подвиг, есть сказочный мотив: витязи на распутье. 

 И все же сказать, что поэма написана в «народном стиле» нельзя. «Руслан» не напоминает сказки, написанные Пушкиным позже и словно созданные народной фантазией. «Руслан и Людмила» — произведение очень авторское и очень пушкинское, что в полной мере проявится впоследствии, недаром в поэме есть отсылки к пушкинской биографии, а также авторские ремарки, порой чрезвычайно комичные. С детства радуюсь одной из них:

 Я каждый день, восстав от сна,

 Благодарю сердечно бога,

 За то, что в наши времена

Волшебников не так уж много. 

 Не правда ли, смешно и удивительно красиво? какие звучные рифмы, как упоительно льется стих… Раз пришлось к слову, приведу еще несколько таких же невероятно красивых четверостиший: 

 Мы весело, мы дружно бились

 Делили дани и дары,

 И с побежденными садились

 За дружелюбные пиры. 

 А вот еще: 

 Свершились милые надежды

 Любви готовятся дары,

 Падут ревнивые одежды

 На цареградские ковры.

 А? Каково? На мой взгляд, редкостно хорошо.. .

Хочу сказать еще вот о чем. Вроде бы сказочная поэма, но в ней есть очень жизненные реалии. Меня поразило, что старик финн, рассказывая о своей молодости, упоминает, как он с другими морскими разбойниками влетели «в залив отчизны дорогой». Да это же Финский залив! Ну и ну!

 При описании волшебного сада Черномора, где растут пальмы, мирты, апельсины, автор ссылается на царя Соломона, а также… на князя Тавриды. Понятно, что таковым было реальное лицо — князь Таврический, Григорий Потемкин. 

Уже говорилось, что в поэме есть отсылка к Жуковскому, прозрачно названному «Северным Орфеем», а также «могил и рая верным жителем». Но это не все, Пушкин, памятуя о той отеческой роли, которую взял на себя Василий Андреевич по отношению к нему  * пишет о нем так: «И музы ветреной моей/ Наперсник, пестун и хранитель». Как видим, это не помешало шалуну посмеяться над «старшим», а тому принять шутку как подобает нормальному человеку, наделенному чувством юмора и не обремененному манией величия. 

 Трудно не увидеть в этой ранней поэме Пушкина зародыш других его произведений, например, «Евгения Онегина», где автор также будет разговаривать с читателем, сочувствовать и давать свои оценки событиям и героям. Есть и текстуальные совпадения (уже не говорю, что оба произведения написаны одним стихотворным размером – четырехстопным ямбом). Но вот натыкаемся на строчку: «И снится вещий сон герою» — и как тут не вспомнить «И снится чудный сон Татьяне»?

Вещий сон, в котором отразится будущее, снится и Руслану, и Татьяне. 

Встретилась мне и строчка, напомнившая о «Полтаве», и тоже уже не говорю об описании «битвы с печенегами» в «Руслане», своей динамикой, скоплением выразительных глаголов сильно напоминающем картину «полтавского боя». А строчка, напомнившая «Полтаву», – вот она: «И день настал…». В «Полтаве» так начинается последняя яркая глава в жизни гетмана:

«И день настал. Встаёт с одра/ Мазепа, сей страдалец хилый,/ Сей труп живой, ещё вчера./ Стонавший слабо над могилой,/ Теперь он мощный враг Петра…

Полет витязя с колдуном. Не начало ли это многочисленных полетов – одиночных и парных – в русской литературе? Наберется их приличное число. А как этот полет описан! Мы видим землю сверху, наблюдаем, словно с борта самолета, как сменяется ее ландшафт: «летят над мрачными лесами/, летят над дикими горами/, летят над бездною морской». 

Еще одна вроде бы мелкая деталь, привлекшая мое внимание: Черномор живет в горах («среди своих ужасных гор»). Людмила видит из окна «гор вершины в однообразной белизне», снеговые равнины, обнаженный лес… Между тем, когда она выходит из своей спальни – перед ней сад, «прекраснее садов Армиды», и обвевает ее «ветер майский». Получается, что одно время года (осень, переходящая в зиму) наложилось на другое (поздняя весна), и протекают они одновременно. На меня от этой мысли дохнуло теорией Относительности, по которой время в разных местах течет неравномерно…

Но пора остановиться. Прошу простить мне разрозненность наблюдений, времени собрать их практически не было.

 Очень была рада снова перечитать прелестную пушкинскую поэму – что и вам советую. Пушкин освежает душу, внушает оптимизм – и учит свободе, за стремление к которой, как мы знаем, он поплатился годами ссылки. 

«Игра в бисер» с Игорем Волгиным. Александр Пушкин. «Руслан и Людмила» (смотреть)

 ———— 

В письме к Вяземскому в 1815 году Жуковский пишет о Пушкине-лицеисте: «Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет». 

***

Свободу Алексею Навальному и всем политическим заключенным! Долой полицейщину и произвол!

Тема урока : А.С.
Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» (отрывок).

Цели: 
познакомиться с новым произведением А.C. Пушкина, новым видом жанра (поэма).

1. Орг. момент

Прозвенел уже звонок. Начинается урок.

В путешествие пойдём. В страну сказок
попадём.

Слушай, думай, наблюдай, Сказку нашу
отгадай.

Глазки дружно закрывайте. Сказку в душу
пропускайте.

2. Актуализация знаний.

Какой раздел мы
закончили изучать? «Народные сказки».

Почему сказки
называются «народные»? Их сочинил, придумал народ и передавал  следующим
поколениям из уст в уста. 

Сказки каких народов мы
прочитали? Русского,
литовского,                                                                  
таджикского, китайского.

Чему учат эти сказки? 

Проверим, насколько
хорошо вы их запомнили. Вам нужно ответить на два вопроса: кто эти герои, из
каких сказок они к нам пришли.

1. «Семь Симеонов»:
Симеон-младшенький.

2. «Жаба-королева»:
королевич.

3. «Птица Кахна»: птица
Кахна, старик.

4. «Иван — 
крестьянский сын и чудо-юдо»: три брата, Старушка.

5. «Царевна-лягушка»:
Василиса Премудрая.

Молодцы,  вы  очень 
хорошо  знаете  народные сказки.  Поэтому мы можем продолжать наш путь дальше. 

3. Постановка темы и
цели урока

Сейчас я прочту
стихотворения, которые мы читали во 2-ом классе.   Уж небо осенью
дышало,                                      Опрятней модного паркета Уж реже
солнышко блистало,                               Блистает речка, льдом одета.
Короче становился день,                                        Мальчишек
радостный народ Лесов таинственная сень                                       
Коньками звучно режет лёд…

С печальным шумом обнажалась… 

Кто автор этих строк?
/А.С.Пушкин/

С какими ещё
произведениями А.С.Пушкина, кроме стихов, вы знакомы?

Назовите сказки,
принадлежащие перу Пушкина? Какая особенность сказок Пушкина?    (они написаны
в стихах) 

Итак,  мы  знаем,  что 
Пушкин  писал  стихи  и  сказки,  т.  е.  поэтические произведения.

Дети, как вы думаете,
какая у нас тема урока? Будем изучать новое произведение А.С.Пушкина.

Сегодня  будем 
изучать  ещё  одно  произведение  А.С.Пушкина,  которое написано красивым
литературным языком «У лукоморья дуб зелёный…». Наверняка вы его уже читали.

Цели: прочитать
и проанализировать отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», познакомиться с биографией
А.С. Пушкина, научиться выразительно читать.

А что такое ПОЭМА? Кто
из вас знает? Поэма  –  большое  стихотворное  произведение  на историческую,
героическую или возвышенную лирическую тему.

Будем читать про
лукоморье. А что это такое?

Подберите  синонимы  и 
антонимы  к  словам  НЕВЕДОМЫЙ, НЕВИДАННЫЙ.

Какие  значения  может 
иметь  слово  ЗАВОДИТЬ?

Биография А.С. Пушкина.

Родился  Пушкин
в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека.
Мальчик рано пристрастился к чтению.

На его воспитание
большое влияние оказали бабушка поэта и няня Арина Родионовна, которая
мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки.
За свою короткую жизнь А. С. Пушкин написал много удивительных произведений. Не
зря его называют жемчужиной русской поэзии. (Видео).

Первичная проверка
восприятия.

В произведении вам
встретятся незнакомые слова. Проведем словарную разминку с.82.

Слова – златая,
брег, песнь, чредой
 – старые, вышедшие из употребления формы слов.
Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, берег, песня, чередой – по очереди).

 Что означает «дол»?
как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это такое?
(пространство без деревьев – долина).

Как вы понимаете слова «видений полны»?
(Привидений)

Пленяет –
берёт в плен. Тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится. Чахнет –
сохнет, худеет.

Эти устаревшие слова, в
нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег»,
«чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя стариной, сказочностью,
волшебством.

Чтение отрывка.

Каким поэт изобразил
лукоморье? /Сказочным, таинственным,   загадочным, волшебным/

Какие чудеса и
сказочные герои вас удивили?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ребята, обратите
внимание, сколько частей в этом произведении? Состоит из двух частей. Первая —
состоит из шести строк.

Что изобразил поэт в первой
части
? О чём пишет А.С.Пушкин? Прочитаем по «цепочке»

У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на
дубе том;
И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит.

Что описывает Пушкин?
Описал время и место, где и когда происходят события сказочного мира.

А каким вы
представляете себе Кота учёного? (Дрессированный, образованный,
мудрый, знающий песни и сказки.) Это определение подтверждает, что кот
волшебный.

Что вы можете сказать о
второй части? Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с
которыми происходят чудеса.

Что же это за сказочные
герои? Читаем дальше по цепочке.

Там чудеса: там леший бродит, Русалка на
ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей;

Так много
волшебства…есть существа, которых нет в настоящей жизни… (поэтому эта
поэма – сказка).

— «Там леший бродит»…
Каким вы представляете себе Лешего? Леший – хозяин леса и зверей.
Лешим приписывают невероятные способности: менять свой рост – быть то ниже
былинки, то выше дерева, управлять зверьми.

А почему он не идёт, а
бродит? Бродить — ходить по разным направлениям, отыскивая
что-либо или без цели; едва ходить, еле таскать ноги, плестись.)       

Следующая героиня – русалка.
А что вызнаете о ней? Русалки представляются в виде красивых девушек с длинными
волосами. 

Ребята, а как вы
думаете, может ли русалка на ветвях сидеть?

Читаем дальше по
цепочке.

Там лес и дол видений
полны;
Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и
пустой…
И тридцать витязей прекрасных (

Чредой из вод выходят
ясных
, И с ними дядька их морской; 

Витязь – храбрый воин,
богатырь. Дядька в старину: воспитатель, старый солдат или слуга в
дворянской семье. Наш дядька не простой солдат, а морской.

Там королевич мимоходом 
Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом  Через леса,
через моря

Колдун несёт богатыря;  В
темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно
служит;
 

Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кощей над
златом чахнет

Там русский дух…там
Русью пахнет!
 

И я там был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел и кот учёный Свои мне сказки
говорил.

А вот появляется и колдун.
Каким вы представляете себе колдуна и что знаете  о нём? Колдуны большею
частью — люди старые, с длинными седыми волосами и нечесаными бородами, с
длинными неостриженными ногтями.

А бурый волк ей
верно служит
В словаре В.И.Даля бурый цвет упоминается лишь применительно к
медведю и лисе. Волк не назван привычно серым, что подчёркивает его
необычность, уникальность.

Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собойБаба-Яга — злая колдунья. Обычно
она представляется в виде горбатой, хромоногой, худой старухи  с
косматыми  седыми волосами, костяной ногой, страшным лицом, гнилыми
клыками, торчащими из потерявшего почти все зубы рта.

Там царь Кощей над
златом чахнет —
Злой чародей. Чаще всего кощей
представляется костлявым и лысым стариком, который обитает в зловещем каменном
замке.  Кощей играет  роль скупого хранителя сокровищ и опасного
похитителя красавиц.

Там русский дух…там
Русью пахнет!
 — Какое чувство вложил А. С. Пушкин в эти слова? – гордость
за Россию.

И я там был, и мёд я
пил —
Можно ли пить мед? Это переносное значение. “Мед я пил” — наслаждался
прелестью сказок

У моря видел дуб
зелёный; Под ним сидел и кот учёный Свои мне сказки говорил. —
Что
напоминают последние строчки? концовку русских народных сказок.

Закрепление знаний.

Чтение поэмы хорошо
читающими учениками.

Что вы можете рассказать
об иллюстрациях? Мы видим Бабу Ягу колдуна и богатыря.

Найдите строки, к
которым сделаны иллюстрации

Устное «рисование».
Какие иллюстрации можно нарисовать к этому отрывку?

Видео о Пушкине.

Итог урока.

Что изучали на уроке?

Через своё произведение
А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, которые
передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.

Вступление к какому
произведению мы с вами сегодня читали? «Руслан и Людмила»

С каким новым видом
жанра познакомились сегодня на уроке? Поэма.

Что особенно вам
понравилось? Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят.

К какому литературному
жанру относится это произведение?  Поэма

Рефлексия.

Понравилось ли вам это
произведение? Опишите свое настроение от прочитанного произведения.

Домашнее задание.

Выучить отрывок
наизусть, стр. 83 ответить на 3-ий вопрос

  • Сказка бабушка метелица немецкая народная сказка распечатать
  • Сказка бабка за дедку дедка за репку
  • Сказка бабушки аннэ хочу не хочу
  • Сказка баба яга ютуб
  • Сказка баба яга аудиосказка баба яга