Проверка и оценка своих достижений
по разделу «Летописи, былины, жития»
по разделу «Чудесный мир классики»
Поэтическая тетрадь № 1
Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»
26
по разделу «Поэтическая тетрадь № 1»
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
по разделу «Делу время – потехе час»
Б.С. Житков «Как я ловил человечков»
по разделу «Страна детства»
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
по разделу «Поэтическая тетрадь № 3»
по разделу «Родина»
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 135-136.
УКМ «Школа России»
Раздел «Чудесный мир классики». Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Какие стихотворения Пушкина о природе ты читал раньше? С какими познакомился в этом разделе? О каких временах года пишет поэт? Как ему удаётся передать красоту природу в разное время года?
Я читала многие стихотворения Пушкина о природе.
Во втором классе мы изучали стихотворения «Вот север, тучи нагоняя» и «Зима, крестьянин торжествуя».
В третьем классе мы проходили стихотворения «Зимний вечер» и «Зимнее утро».
В этом году прочли стихотворения «Унылая пора» и «Туча».
Поэт пишет об осени, лете и зиме. Он одушевляет природу и поэтому она оживает в его описаниях. Пушкин использует очень красивые эпитеты и сравнения, которые позволяют ему показать всю красоту природы.
2. Знаешь ли ты какие-нибудь восточные сказки? Перескажи одну из них. Постарайся употребить в своём рассказе такие слова, которые помогут слушателям представить страну, город, одежду и занятия героев.
Пересказ восточной сказки «Али-баба и сорок разбойников» для 4 класса
В одном персидском городе жил бедняк Али-Баба и его богатый брат Касим. Касим торговал на базаре цветными халатами и был женат на дочери судьи.
Али-Баба возил в город дрова с гор и едва сводил концы с концами. Он был женат на доброй девушке.
Однажды Али-Баба стал свидетелем того, как банда разбойников скрылась в пещере. Он услышал волшебные слова, которые открывали пещеру: «Симсим, откройся».
Когда разбойники уехали, Али-Баба вошёл в пещеру и набрал много сокровищ.
О богатстве брата узнал Касим, и тоже отправился в пещеру. Но от жадности он забыл волшебные слова, его застали разбойники и убили.
Разбойники решили найти Али-Бабу. Они отправились в город. Но служанка Али-Бабы заметила, что их дом помечают крестиком, и поставила такие же кресты на всех домах.
А когда разбойники попытались проникнуть в дом в кувшинах, служанка залила их кипящим маслом, а атамана зарезала кинжалом.
Али-Баба был счастлив и щедро наградил находчивую служанку.
3. Какие сказки Пушкина ты читал? Разгадай кроссворд. Объясни как ты понимаешь слово отгадку. Какую … сказку ты прочитал в этом разделе?
Я читала все сказки Пушкина: «О попе и работнике его Балде», «О золотом петушке», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане».
Пример заполнения кроссворда можно посмотреть внизу страницы.
По вертикали получается слово Прозаическая. Это значит написанная прозой, не стихами.
В этом раздели мы прочитали стихотворную сказку «О мёртвой царевне» и прозаическую сказку «Ашик-Кериб».
4. Вспомни, что такое басня? В чём заключаются её особенности?
Это литературное произведение, которое носит поучительный характер. Героями басен являются животные, наделённые характерами людей. Автор использует иносказание.
5. В чём необычность басен Толстого? Есть ли в них иносказательность? Какова мораль басен Толстого? Выражена ли она в его произведениях? Откуда мы можем узнать, что хотел сказать нам автор?
В баснях Толстого героями выступают люди, а не животные. Писатель не использует иносказание, но его басни очень поучительны.
Мораль басен Толстого содержится в основной мысли басни. Она обязательно выражена в произведениях, но иногда не явно.
Например, в басне «Правда всего дороже» мораль вынесена в заголовок. А в басне «Как мужик убрал камень» она неявная. Но её можно выразить пословицей: «Сметка всего дороже».
Найдя главную мысль басни, мы понимаем, что хотел сказать писатель. Например, в басне «Старый дед и внучек» ребёнок вырезает для родителей лохань. Родителям становится стыдно, а мы понимаем, что старых нужно уважать.
6. Что сближает рассказы Толстого «Детство» и Чехова «Мальчики»? Чем они различаются? Обсудите с другом.
Эти рассказы сближаются тем, что их герои мальчики, которые очень любят своих родителей, особенно маму. Об этом говорит Николенька, о маме беспокоится Володя.
Различаются эти рассказы поступками мальчиков. Николенька очень домашний и тихий ребёнок. Для него счастье в том, чтобы быть рядом с мамой.
Володя сбегает в Америку и делает маме больно. Но он осознаёт свою ошибку.
7. Какие произведения Толстого о детях ты читал раньше? Что общего между детьми-героями этих произведений? Почему автору важно рассказать о них и их жизни? Чему он хочет научить своих читателей? Какое произведение тебе особенно запомнилось? Составь план рассказа и перескажи его.
Я читала много рассказов Толстого о детях.
Это «Филипок», «Старый дед и внучек», «Котёнок», «Акула», «Прыжок» и некоторые другие.
Герои этих рассказов — обычные дети, часто живущие в деревне. Все они совершают какие-то поступки, заставляющие читателя переживать за них. Иногда это очень добрые и правильные поступки, как решение Филипка идти в школу. Иногда — глупые, как попытка мальчика поймать на мачте обезьяну.
Но автор специально рассказывает об этих поступках, чтобы на примере своих героев научить читателя тому, как правильно поступать, а как поступать не надо. Для него важно, чтобы читатели выросли хорошими и честными людьми.
Мне особенно понравился рассказ «Акула», пример пересказа которого можно найти по ссылке.

Окончание третьего класса – важный этап в жизни ребёнка. По мнению педагогов, именно в этот период у детей появляется огромный интерес и тяга к знаниям. Вместе с тем, конечно, младшим школьникам, хочется провести летние каникулы на солнце, гуляя с друзьями и хотя бы на время забыть о домашних заданиях и учебниках. Родителям также не хочется загружать детей уроками, однако и отказываться от познавательного процесса на всё лето тоже не стоит.
Важно помнить: нельзя заставлять детей читать силой. Этим вы ничего, кроме отвращения к книгам, не добьётесь. Если ребёнок не любит проводить время за чтением, смените подход. Попробуйте почитать вместе, предложите завести читательский дневник или устройте книжный шопинг – даже самый большой привереда сможет найти среди тысячи экземпляров на полках в магазине что-то на свой вкус.
А в нашем материале вы найдёте несколько списков литературы для чтения после 3 класса.
Содержание:
Список литературы на лето «Школа России»
Учителя начальной школы чаще всего рекомендуют именно список книг «Школа России» для чтения летом. Его принято считать основным, т.к. он входит в учебно-методический комплекс российских образовательных учреждений.
Русская литература:
- А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
- М. Лермонтов «Ашик-Кериб».
- П. Ершов «Конёк-Горбунок».
- И. Крылов «Волк и журавль», «Квартет».
- В. Одоевский «Городок в табакерке».
- А. Чехов «Мальчики».
- В. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
- С. Аксаков «Аленький цветочек».
- Л. Андреев «Кусака».
- П. Бажов «Серебряное копытце».
- Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
- Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».
- В. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка».
- Б. Житков «Как я ловил человечков».
- К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «Дремучий медведь».
- М. Зощенко «Ёлка».
- В. Бианки «Оранжевое горлышко».
- Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
- А. Куприн «Барбос и Жулька».
- М. Пришвин «Выскочка».
- В. Астафьев «Стрижонок Скрип».
- Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова».
- Е. Велтисов «Приключения Электроника».
- К. Булычёв «Путешествия Алисы».
Зарубежная литература:
- Д. Свифт «Путешествия Гулливера».
- Г.Х. Андерсен «Русалочка».
- М. Твен «Приключения Тома Сойера».
- Ф. Баум «Страна Оз».
- Ф. Бернет «Маленький лорд Фаунтлерой».
- Д. Барри «Питер Пен».
- А. Линдгрен «Малыш и Карлсон».
- Р. Брэдбери «Всё лето в один день».
- Т. Янссон «Сказки про Муми-тролля».
- А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Список на лето по программе «Перспектива»
Русская литература:
- С. Аксаков «Аленький цветочек».
- А. Чехов «Каштанка».
- А. Горький «В людях».
- Л. Лагин «Старик Хоттабыч».
- В. Катаев «Сын полка».
- А. Погорельский «Чёрная курица или Подземные жители».
- Ю. Олеша «Три толстяка».
- Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».
- К. Булычёв «Приключения Алисы».
- Г. Скребницкий «Сказки следопыта. Лесной голосок».
- Н. Сладков «Бюро лесных услуг».
- Г. Снегирёв «Маленькое чудовище».
Зарубежная литература:
- Сказки: Ш.Перро, Братья Гримм, Г.Х.Андерсен
- Л. Кэролл «Приключения Алисы в стране чудес».
- М. Твен «Приключения Тома Сойера».
- Э. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король».
- Дж. Свифт «Приключения Гулливера».
- Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена».
- А. Экзюпери «Маленький принц».
- В. Гюго «Гаврош» «Козетта».
- Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста».
Список книг на лето «21 век»
Русская литература:
- С. Аксаков «Аленький цветочек».
- В. Астафьев «Весенний остров», «Конь с розовой гривой».
- П. Бажов «Серебряное копытце», «Голубая змейка».
- К. Булычёв «Путешествие Алисы», «Девочка с планеты Земля».
- Е. Велтистов «Приключения Электроника».
- В. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
- С. Георгиев «Домик солнечного зайца».
- М. Горький «Про Иванушку-дурачка».
- В. Даль «Про мышь зубастую и про воробья богатого».
- В. Драгунский «На Садовой большое движение».
- М. Зощенко «Галоши и мороженое», «Глупая история».
- С. Иванов «Зимняя девочка».
- М. Лермонтов «Три пальмы».
- Н. Лесков «Лев старца Герасима».
- В. Одоевский «Город в табакерке», «Бедный Гнедко».
- К. Паустовский «Заячьи лапы», «Похождения жука-носорога».
- А. Платонов «Солдат и царица», «Волшебное кольцо».
- М. Пришвин «Курица на столбах».
- А. Пушкин «Сказка о золотом петушке».
- А. Солженицын «Утёнок», «Шарик», «Костёр и муравьи».
- А. Толстой «Илья Муромец».
- Л. Толстой «Книга для детей: Рассказы, сказки, басни».
- И. Тургенев «Собака».
- К. Ушинский «Сумка почтальона», «Слепая лошадь».
- С. Чёрный «Серебряная ёлка».
- А. Чехов «Беглец», «Детвора».
Зарубежная литература:
- Г. Андерсен «Русалочка», «Улитка и розовый куст».
- С. Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете», «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции».
- М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Дик Бейкер и его кот».
- Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».
- Ф. Зальтен «Бемби».
- Д. Толкиен «Фермер Джайлс из Хема», «Кузнец из Большого Бутона».
Список литературы для чтения летом по программе «2100»
Русская литература:
- А. Куприн «Белый пудель».
- Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы».
- С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года»; «Сто рассказов из русской истории».
- А. Гайдар «Тимур и его команда»; «Судьба барабанщика».
- О. Гурьян «Мальчик из Холмогор».
- Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова».
- Т. Крюкова «Невыученные уроки».
- Л. Лагин «Старик-Хоттабыч».
- Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома».
- Ю. Олеша «Три толстяка».
- В. Осеева «Васёк Трубачёв и его товарищи», «Отряд Трубачёва сражается».
- В. Воскобойников «Жизнь замечательных детей».
- В. Крапивин «Оруженосец Кашка», «Тень каравеллы».
- Ю. Томин «Карусели над городом».
- Е. Ильина «Четвертая высота».
- В. Катаев «Сын полка».
Зарубежная литература:
- В. Гауф «Холодное сердце», «Карлик-нос».
- В. Гюго «Гаврош», «Козетта».
- С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
- Э. Сэтон-Томпсон Э. Рассказы о животных.
- А. Линдгрен «Мио, мой Мио!».
- М. Метерлинк «Синяя птица».
Внеклассное чтение
Если ваш ребёнок страстно любит книги и быстро читает, возможно, ему будет не слишком интересно летом читать книги, которые ему предстоит изучать в школе в течение учебного года. Тогда лучше выбрать на период каникул другие произведения. Мы составили список внеклассного чтения, который поможет определиться с выбором литературы.
Если любовь к книгам прививать ребёнку с детства, в будущем родителям не придётся воевать с ним за каждую прочитанную страницу.
- Легенды и мифы Древней Греции.
- Волшебные сказки народов мира: «Крошечка-Хаврошечка», «Царевна Несмеяна», «Летучий Корабль», «Финист-ясный сокол», «Волшебная лампа Аладдина».
- Былины Киевского цикла.
- Басни Эзопа.
- Басни Крылова.
- Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».
- Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».
- Ш. Перро «Рикки с хохолком».
- В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
- Ю. Коваль «Соловьи».
- Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких».
- А. Гайдар «Горячий камень».
- К. Паустовский «Стальное колечко».
- В. Драгунский «Девочка на шаре».
- Сказки Л. Петрушевской.
- Я. Ларри «Необычайные приключения Карика и Вали».
- С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими Гусями».
- Д. Даррелл «Моя семья и другие звери».
- Д. Харрис «Сказки дядюшки Римуса».
- К. Льюис «Лев, ведьма и платяной шкаф».
- Д. Родари «Приключения голубой стрелы».
- Р. Киплинг «От чего у верблюда горб».
- Э. Распе «Приключения Мюнхаузена».
- Э. Сетон-Томпсон «Уличный певец».
- Ф. Баум «Волшебник страны ОЗ».
- О. Пройслер «Маленькое привидение».
- П. Треверс «Мери Поппинс».
- В. Голявкин «Рассказы».
- Э. Хогарт «Мафин и его весёлые друзья».
- П. Бажов «Серебряное копытце».
- В. Губарев «Королевство кривых зеркал».
- С. Прокофьева «Ученик волшебника».
Задания после 3 класса на лето
Очень важно, чтобы младшие школьники любили учиться. Чтобы не растерять уже наработанные за 3 года обучения навыки и без тяжёлой адаптации перейти в следующий учебный год, ребятам необходимо заниматься и летом.
Посвящайте занятиям на каникулах немного времени, чтобы они приносили и пользу, и удовольствие.
Русский язык
- Работать с написанием словарных слов. Вести орфографический словарик, добавлять туда новые слова, стараться их запомнить.
- Переписывать небольшие тексты или писать их под диктовку. Подчёркивать в них гласные/согласные буквы, находить предлоги и главные члены предложения. Также работать над аккуратностью и скоростью письма.
- Закрепить правила правописания безударных гласных в корне слова.
- Работать над составом слова: корень, окончание, приставка, суффикс, основа.
- Определять падеж и склонения имён существительных.
- Повторять все изученные правила русского языка (это нужно делать в августе, в канун возвращения за школьную парту).
Математика
- Знать правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3действия (со скобками и без них).
- Устно и письменно выполнять сложение, вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1000.
- Знать основные величины (единицы массы, длины, веса, площади) и уметь выполнять действия с ними.
- Распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами «все», «каждый», «верно/неверно, что…», «если…, то…» и пр.
Чтение
- Посвящайте чтению ежедневно 30-40 минут в день.
- Попросите ребёнка пересказать прочитанное, а после помогите ему проанализировать сюжет произведения.
- Работайте над скоростью чтения. Старайтесь, чтобы она не снижалась. После первого класса это 35-40 слов в минуту. После третьего – не менее 80 слов.
Лайфхак для родителей: найдите правильную мотивацию к чтению для дошкольника или младшего школьника. Вместе придумайте желанную цель, на которую ребёнок будет копить, выполняя те или иные задания от родителя. Осуществить это помогает приложение «Где мои дети» и новая функция «Задания для ребёнка»!
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
Мобильное приложение «Где мои дети»
Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом.
Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
Загрузить приложение
08.02.2021
учитель русского языка и литературы
Цели деятельности учителя: рассказать о детских и лицейских годах жизни поэта, об отношении его к устному народному творчеству; помочь осознать нравственную красоту и силу героев пушкинских сказок; продолжить обучение выразительному чтению.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать о лицейских и детских годах жизни писателя, поэтические средства художественной выразительности, содержание поэмы «Руслан и Людмила»; уметь определять роль пролога в поэме «Руслан и Людмила» и понимать идею произведения.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Оценить
75
Содержимое разработки
А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ
«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» КАК СОБИРАТЕЛЬНАЯ
КАРТИНА НАРОДНЫХ СКАЗОК
Цели деятельности учителя: рассказать о детских и лицейских годах жизни поэта, об отношении его к устному народному творчеству; помочь осознать нравственную красоту и силу героев пушкинских сказок; продолжить обучение выразительному чтению.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения:знать о лицейских и детских годах жизни писателя, поэтические средства художественной выразительности, содержание поэмы «Руслан и Людмила»;уметь определять роль пролога в поэме «Руслан и Людмила» и понимать идею произведения.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
I. Вступительная беседа.
Вопросы:
1. Какие народные и литературные сказки вы читали?
2. Чем отличается народная сказка от литературной?
Многие писатели в своем творчестве обращались к фольклору и создали на его основе чудесные литературные варианты произведений. Они смогли показать неумирающую ценность и красоту народного творчества, пробудили интерес читателей и желание вновь и вновь обращаться к народным литературным творениям. Вот имена этих людей и названия некоторых их произведений: В. А. Жуковский («Кот в сапогах»), А. С. Пушкин («Сказка о царе Салтане»), А. А. Погорельский («Черная курица»), М. Ю. Лермонтов («Ашик-Кериб»), С. Т. Аксаков («Аленький цветочек»), В. И. Даль («Про мышь зубастую да про воробья богатого»), В. Ф. Одоевский («Городок в табакерке»), М. Л. Михайлов («Два Мороза»), Н. А. Некрасов («Генерал Топтыгин»), К. Д. Ушинский («Плутишка кот»), М. Е. Салтыков Щедрин («Самоотверженный заяц»), Л. Н. Толстой («Как мужик гусей делил»), В. М. Гаршин («Сказка о жабе и розе»), Н. Г Гарин-Михайловский («Попугай»), Д. Н. Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки»), А. Н. Толстой («Царица-лягушка»), Н. Д. Телешов («Крупеничка»), М. Горький («Воробьишко») и другие.
II. Рассказ о жизни и творчестве Пушкина.
Сердце России — Москва была родиной величайшего русского поэта. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 г. Со стороны отца — Сергея Львовича — он принадлежал к старинному, но захудалому дворянскому роду. Его мать — Надежда Осиповна — была внучкой Ибрагима, «арапа Петра Великого». Отец поэта живо интересовался литературой. У него была прекрасная библиотека, в которой были полно подобраны и русские писатели ХVIII века, и западноевропейские классики ХVII века и ХVIII века. В доме отца будущий великий поэт в детском возрасте видел и слушал многих известных русских писателей: Карамзина, Жуковского, Батюшкова. Умный и наблюдательный, мальчик много схватывал из бесед старших, тянулся к книге, рано заинтересовался литературой.
Сергей Львович, отец Пушкина, говорил про сына: «В самом младенчестве он показал большое уважение к писателям».
Воспитание детей в доме Пушкиных было поручено, как это было принято в то время в дворянских семьях, иностранцам гувернерам. Благотворного влияния на воспитание мальчика эти французы-гувернеры не имели. У Пушкина остались только «неприятные воспоминания о них».
На формирование характера и на умственное развитие ребенка большое влияние оказали бабушка поэта М. А. Ганнибал, с 1801 года жившая в доме Пушкиных, и няня Арина Родионовна Яковлева, которая, по рассказам сестры поэта, была «настоящей представительницей русских нянь, мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами и поговорками». Эти две русские женщины своими рассказами и сказками учили мальчика русскому языку, вводили его в мир старины, народного быта и народной поэзии.
Богатые и разнообразные впечатления получал Пушкин и от прогулок по Москве, на которые он отправлялся со своим дядькой Никитой Козловым. Рано пристрастился Пушкин к книгам. Он жадно читал произведения, которые были собраны в библиотеке его отца, и, обладая замечательной памятью, многое усваивал наизусть. Русские писатели от Ломоносова до Жуковского, европейские классики, были прочитаны Пушкиным еще до поступления в лицей, куда он попал в двенадцать лет.
Чтение художественной литературы рано пробудило творческий дар будущего поэта. Он пробовал свои силы в разных жанрах: писал басни, стихотворения, написал поэму и комедию. Эти первые опыты Пушкина, к сожалению, не сохранились.
А. С. Пушкин — родоначальник русского литературного языка. Жизнь этого человека была недолгой, но, несмотря на все сложности, наполненной и плодотворной. Более 200 лет прошло с момента рождения великого поэта, а его стихи, поэмы, романы, повести, сказки продолжают радовать нас.
Свободолюбивая лирика становится одной из направляющих в творчестве поэта, приносит уважение читателей и недовольство властей. Его ссылают на юг, а затем в родовое имение Михайловское. Но это не сломило талантливого поэта, он продолжает работать. С детства слышавший народную речь и воспитанный на ее мудрости, ярком колорите и выразительности, Пушкин, как и раньше, заслушивается сказками няни. В одном из писем к брату в 1824 г. А. С. Пушкин писал: «…вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
В одной из тетрадей поэта есть запись, сделанная со слов няни Арины Родионовны: «Что за чудо, — говорит мачеха, — вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот, вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет. Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб».
А теперь вслушайтесь в строки великого Пушкина:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит…
III. Чтение статьи о писателе (учебник, с. 91-92).
Вопросы и задания учебника 1, 2 – «Размышляем о прочитанном».
IV. Чтение пролога поэмы «Руслан и Людмила» учителем (учебник, с. 93-94).
V. Беседа по вопросам (с целью выяснения художественных особенностей текста).
Вопросы и задания:
1. Какие произведения устного народного творчества вы вспоминаете, слушая пролог поэмы? («Кощей Бессмертный», «Марья Моревна», «Баба Яга», «Василиса Прекрасная» и другие.)
2. Словарная работа.
лукоморье чредой
неведомые (дорожки) мимоходом
невиданные (звери) пленяет
…и дол видений полны… темница
прихлынут над златом чахнет
брег песчаный …и мед я пил
витязь поведать
3. Пролог разделен автором на две части. Первая составляет всего шесть строк.
1) Что изобразил поэт в этой части? (Описал, где и когда происходят события сказочного мира – время и место.)
2) Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? (Поэт любуется этой картиной, уверенный, что и читателю тоже нравится это описание.)
4. Вторая часть более объемна, герои сказочного мира описаны конкретно:
1) Как можно понять строки:
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…
2) Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно эту картину.
3) Какая должна быть интонация при чтении?
4) С какой целью автор вводит в текст устаревшие, вышедшие из употребления слова? (Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.)
5) Каким же должно быть чтение этих строк? (Чтение должно быть напевным, плавным, но вместе с тем должны присутствовать и интонации торжественности, таинственности.)
Чтение отдельных отрывков пролога, нахождение нужной интонации.
Апофеозом всей картины пролога становится строчка:
Там русский дух… там Русью пахнет!
Учащиеся чувствуют серьезность сказанного автором, все перечисленные чудеса, возможно, страшат их, но шутник Пушкин торопится всех успокоить. Мягкая шутливая концовка дает возможность улыбнуться над прочитанным. Итак, черта подведена: пролог заканчивается так же, как и народная сказка. Учащимся предлагается найти нужную интонацию для прочтения концовки.
VI. Выразительное чтение пролога поэмы учащимися.
VII. Работа по вопросам учебника «Размышляем о прочитанном» (с. 94).
Рассматривание репродукции картины «А. С. Пушкин. У лукоморья дуб зелёный…» художников Б. Парилова и В. Дудорова. (См. форзац учебника.)
Домашнее задание: пролог выучить наизусть; прочитать «Сказку о мертвой царевне…»
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/440719-a-s-pushkin-prolog-k-pojeme-ruslan-i-ljudmila
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Рекомендуем Вам курсы повышения квалификации и переподготовки