2
ашик кериб какая это сказка бытовая волшебная или о животных, почему
8 ответов:
6
0
Тип, или жанр, этой сказки определить не так уж сложно. Конечно, это сказка не о животных, хотя в тексте произведения мы встречаем всадника на коне, но это не то.
Еще можно поспорить бытовая она или волшебная. Так как вроде описываются бытовые ситуации, та же свадьба, например.
Но на самом деле эту сказку нужно отнести к волшебным. Почему?
Да потому что в ней происходят волшебства. Какие?
Во-первых, это путешествие Ашика-Кериба вместе с всадником на его коне. Это помогло герою добраться до дома сверх быстро, что в реальной жизни просто не может быть (конь все-таки не самолет).
Затем, происходит второе чудо. Ашик-Кериб с помощью средства, данного ему всадником, исцеляет свою ослепшую мать.
Помимо этого еще в сказке встречаются сакральные, магические, числа: 7 лет на поиски богатства, 3 раза просил всадника.
3
0
Сказку М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» можно отнести к волшебным, та как присутствует троекратность, то есть Ашик-Кериб, который является бедняком, просит три раза Святого Хадерилиаза, а также происходят чудеса, например его слепая мама исцеляется комочком земли.
2
0
Сказку Лермонтова «Ашик-Кериб» можно было бы смело отнести к бытовым сказкам, если бы не одно «но». Ведь что мы находим в этой сказке? историю любви бедного музыканта к богатой девушке. Его решение заработать деньги своим талантом, ради чего Ашик-Кериб на семь лет покидает Тифлис и отправляется странствовать. Далее следует стремительный взлет его карьеры, и как следствие некая забывчивость о сроках возвращения.
На первый взгляд никаких чудес, обычная бытовая история.
Но вот дело доходит до возвращения и нам встречается чудо. Появляется Хадерилиаз, который может моментально доставить героя в любой город, который дарит ему волшебную грязь. То есть мы сразу получаем и волшебный предмет (грязь) и волшебного помощника (Хадерилиаза), а это уже непременный атрибут волшебный сказки. То чего в принципе не может быть в сказке бытовой.
Поэтому можно утверждать, что сказка «Ашик-Кериб» волшебная.
2
0
Сказка «Ашик Кериб» к животным не относится, потому что там все-таки главные герои люди, она скорее комбинированная, потому что в ней есть быт, и волшебство, то есть бытовая-волшебная.
На самом деле волшебства тут хватает.
В первой части оно не проявляется, а во второй когда Ашик уехал — да.
Уж очень быстро главный герой с помощью всадника и его коня добирается до своего дома, хотя дорога долгая и лошадь такое расстояние не преодолеет быстро, да и смены лошадей нужны.
Быстрый конь — волшебство.
Потом второе чудо которое Ашик совершил это исцелил полностью слепую маму, у него было специальное средство от всадника.
2
0
Сказку Лермонтова «Ашик-кериб» следует отнести к волшебным сказкам.
Во-первых, в этой сказке происходят чудеса: конь доставляет героя очень быстро к нужному месту. Ашик-кериб также поучает волшебную грязь, которая в последствие исцеляет его слепую маму.
во-вторых, в этой сказке, как и в большинстве волшебных сказках, присутствует число три. Три раза обращается Ашик-Кериб к святому Хадерилиазу за помощью. Кроме того, на поиск богатства у бедняка ушло ровно семь лет. Еще одно волшебное число.
1
0
В принципе, есть в этой сказке элементы и бытовой и волшебной сказки.
Признаки бытовой сказки это всё, что происходит по сюжету до появления волшебного всадника, а вот уже после его появления начинаются чудеса, которым в обычной жизни места нет.
Во-первых, Ашик Кериб преодолевает вместе с всадником за короткое время многодневный путь, а во-вторых, с помощью волшебного средства исцеляет мать от слепоты.
1
0
Сказка Лермонтова «Ашик-Кериб» сочетает в себе элементы быта и волшебства. В сказке говорится о бедном жителе города Тифлизе по имени Ашик-Кериб, которому пророк не даровал ничего кроме высокого сердца и дара песен.
Однажды он влюбился, но надежды получить ее руку у него не было, и тогда он стал грустным. Все до этих пор разворачивается вполне реалистично, по-бытовому, но когда юноша встретит волшебного всадника, начинается волшебство. Поэтому сказка и относится к типу волшебных.
Произведение хорошее, читается на одном дыхании и хорошо заканчивается.
0
0
Сказка М.Ю.Лермонтова «Ашик-Кериб» — волшебная, потому что в ней присутствуют признаки волшебных сказок:
- Зачин (давно тому назад…),
- Магические числа — троекратные повторения (три раза менял свой пункт назначения Арзерум, Карт, Тифлиз),
- Добро в виде положительных героев побеждает зло в виде отрицательных героев (Ашик-Кериб побеждает Куршут-бека),
- Волшебные события, существа, предметы (волшебный кусок земли, покровитель, мгновенно переносящий героя в нужное место, излечение слепой)
Читайте также
Самое интересное заключается в том, что многие литературоведы сходятся во мнении что Лермонтов не является автором этого насквозь русофобского стихотворения.
Дело даже не в том что оно не соответствует другим стихотворениям Лермонтова ни по стилю ни по взглядам. Туманна сама история появления этого стихотворения. В первый раз оно «выплыло на свет» через 32 года после смерти поэта (в 1873 году), в частном письме некоего П.И. Бартенева, котором он писал что стихотворение списано им с подлинника, то же он утверждает и в другом частном письме в 1875 году, а в публикации этого стихотворения в 1890 году в журнале «Русский архив» Бартеньев пишет уже «записано со слов поэта современником». Разумеется что никто кроме Бартеньева подлинника этого стихотворения не больше не видел, а к 1890 году этот «подлинник» видимо уже «потерялся» для истории навсегда. То есть авторство Лермонтова фактически подтверждено только голословными заявлениями одного человека.
С большой долей вероятности современные литературоведы предполагают что автором этой пародии на стихотворение Пушкина «К морю»
является ярый антипатриот и русофоб,поэт-пародист Дмитрий Минаев, творивший свои пародии как раз в тот период, когда стихотворение «нашлось».
В 20 годы в революционной России это стихотворение впервые было включено в учебники литературы для демонстрации «революционных взглядов» великого поэта. При Сталине оно было оттуда исключено и вновь вернулось в учебники только в 1961 при Хрущеве.
Более подробно об истории лермонтовского «авторства» этого стихотворения можно почитать например тут.
Лермонтов называет свою любовь к Родине странной, потому что ее не за что было любить.
В другом стихотворении Лермонтов пишет еще резче: «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ.» Рассудок подсказывает Лермонтову, что такая страна не достойна любви. Но сердце не может не любить Россию. А сердцу не прикажешь.
Странная любовь Лермонтова, да и почти всякого русского человека, к своей Родине сродни любви сына к постаревшей матери, которая уже не выглядит красавицей, но за которую без раздумья отдашь свою жизнь.
Потому что истинные поэты и есть пророки. Почитайте о Томасе-Рифмаче, предсказавшем гибель короля. Да и сам Лермонтов, по моему, оказался пророком, когда написал стих (см http://www.stihi-rus.ru/1/Lermontov/95.htm). Чем не 1917 год? Гражданская война, расстрел царской семьи, тиф и разруха….. а вдь откуда он мог знать?
Лермонтов ассоциирует парус скорей всего с человеком который ищет постоянно себя, находит возможно в конце, именно поэтому он называет свой парус мятежным, то есть парус суетится, постоянно находится в одиночестве и в поиске.
Полагают, что род Лермонтовых, из которого и происходил Михаил Юрьевич Лермонтов, берет начало от известного шотландского барда Лермонта.
Получается, что Шотландия — историческая родина Лермонтова.
Кроме того, Лермонтова часто ассоциировали с Байроном. Мать Байрона — Екатерина Гордон — происходила из известного шотландского рода.
А это духовное родство с Шотландией, через Байрона.
Урок 24. Тема: М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб» (Турецкая сказка)
Цели: познакомить с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; дать представление о разнообразии жанров произведений автора (стихи, сказки); учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; закрепить знания о средствах художественной выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения); отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений; развивать поэтический слух, воображение и образное мышление, речь, творческие способности; учить определять тему, идею произведения, анализировать поступки героев, правильно отвечать на вопросы; воспитывать уважительное отношение к природе.
Планируемые результаты:
— предметные: прогнозирование содержания произведения, умения перечислять произведения М.Ю. Лермонтова, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей;
— метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника и совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — понимание и осмысление нравственных уроков, которые дает изучаемое произведение, умения работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
— личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к близким, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность положительных качеств характера), проявление интереса к произведениям М.Ю. Лермонтова.
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, выставка книг писателя, карточки, аудиоприложение к учебнику, диафильм со сказкой «Ашик-Кериб» или ее аудиозапись (по возможности), географическая карта Турции.
Ход урока 2
I. Организационный момент (12.30 – 12.31.)
II. Проверка домашнего задания
-
Работа над стихотворением «Дары Терека» (12.31 – 12.34)
— Прочитайте название стихотворения, которое вы учили. Давайте вспомним, о чем оно? (Примерный ответ. Терек — это река на Северном Кавказе, которая берет свое начало на склоне Кавказского хребта и впадает в Каспийское море. Название реки Терек в переводе с карачаево-балкарского языка означает «быстрая вода». В верхнем своем течении Терек прокладывает себе путь по горным ущельям и склонам. Здесь он очень стремительный и бурный. Но, приближаясь к морю, эта река течет уже по равнине, где становится спокойной и широкой.)
— Какую картину вы представили, прочитав стихотворение М.Ю. Лермонтова?
— Что необычного в изображении Терека? Как меняется его образ в произведении?
— Объясните значение выражения «утесистые громады». (Горы, скалы.) — Какое средство художественной выразительности использует поэт? (Метафору — скрытое сравнение.) — Как вы понимаете выражение «буре плач его подобен, слезы брызгами летят»? (Грохот падающей воды сравним с бурей. Капли воды разлетаются в разные стороны, как слезы.) — Какие выразительные средства здесь использовал поэт? (Сравнение, олицетворение — плакать может только человек.) — Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения? (Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная.) — Как меняется характер реки на равнине? (Река на равнине становится спокойной, ласковой.) — Что означает слово «лукавый»? (Хитрый. Он притворяется. Эта река еще покажет свой суровый нрав.)
— Прочитайте последние восемь строк. С кем поэт сравнивает облака? (С женщиной, которая кормит ребенка грудью. Это олицетворение.) (Самостоятельное чтение стихотворения. Подготовка к чтению в классе. Выразительное чтение вслух.)
-
Опрос стихотворения «Дары Терека» М.Ю. Лермонтова наизусть. (12.34 – 12.42)
III. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока (12.42 – 12.43)
— Викторина. Разгадайте ее и поймете, хорошо ли знаете сказки. (Учащиеся работают самостоятельно.)
1. Имя девушки, потерявшей хрустальный башмачок. (Золушка.) 2. Она плела рубашки из крапивы ради спасения своих братьев. (Эльза.) 3. Девочка, попавшая в странное место, где правила шахматная королева. (Алиса.) 4. Лучший друг Винни – Пуха (Пятачок.) 5. Знаменитый доктор-ветеринар. (Айболит). 6. Имя царевича, который взял в жены лягушку. (Иван.) 7. Яльмару рассказывал сказки Оле-… . (Лукойе.) 8. Имя мальчика, попавшего в плен к Снежной королеве. (Кай.) 9. Богатырь, победивший Черномора. (Руслан.) 10. Кто сделал Буратино? (Карло.) 11. Купец, побывавший в гостях у морского царя. (Садко.)
— Вы узнали имена сказочных героев. На какие группы можно разделить сказки? (Литературные и народные.)
— По какому признаку вы их разделили? (По авторству.)
— Прочитайте на с. 97 учебника название сказки, которую мы будем сегодня читать. Знаете ли вы, что оно означает? (Ашик — в переводе «народный певец, музыкант». Кериб — бедный человек, бедняк.)
— Какая это сказка? (Турецкая.)
— Почему она помещена в наш раздел «Чудесный мир классики»? (Ее написал М.Ю. Лермонтов.)
Дело в том, что Лермонтов написал её в 1837 году в Закавказье. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, турецком и азербайджанском вариантах. Скорее всего, Лермонтову эту сказку пересказал азербайджанец. Потому что, среди народов Закавказья азербайджанский язык называли турецким. В основе сказания об Ашик-Керибе лежит международный сюжет «возвращения мужа на свадебный пир жены». Этот сюжет представляет собой завершение классического развития ситуации: «любовь – разлука – верность (как правило, искушаемая) – счастливая встреча».
IV. Работа по теме урока
-
Подготовка к чтению сказки. Словарная работа (12.43 – 12.45)
— Предположите, о чем эта сказка.
— Объясните значение слов.
ПРОРОК — 1) (религ.) истолкователь воли божества, богов; 2) (перен.) тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.
ГАЗЕЛЬ — родственное антилопе полорогое млекопитающее отличающееся стройностью и быстротой бега. Здесь стройная как газель.
ЗАРОК— клятвенное обещание не делать что-либо
СААЗ — турецкая балалайка.
ПАША — в старой Турции и некоторых других мусульманских странах: титул высших сановников и генералов, а также лицо, носящее этот титул.
НАМАЗ — (ислам.) ежедневная пятикратная молитва из стихов Корана.
АЛЛАХ- Бог.
AHA — мать.
ХАДЕРИЛИАЗ — святой Георгий.
РАШЙД- храбрый.
ЧАПРА — занавес.
ШИНДЫ-ГЕРУРСЁЗ — скоро узнаете.
МАУЛЯМ — создатель.
АГА — господин.
ОГЛАН- юноша.
КАРАВАН-САРАЙ — постоялый и торговый дом в городе, на дороге.
МИНАРЕТ — башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву.
СЕЛЯМ АЛЁЙКЮМ — здравствуйте.
— Объясните выражения «нам вдвоем достанет», «высокое сердце».
— Подберите синонимы к словам.
УПРЕКАТЬ — (укорять, шпынять, пилить, точить).
СТРАНСТВОВАТЬ — (скитаться, странничать).
ВОСКЛИКНУТЬ — (возгласить, вскричать).
УСПОКОЙСЯ — (остынь, утихомирься, угомонись).
— Подберите антонимы к словам.
БЛЕЩУТ- (гаснут).
ИСТИНА — (ложь, обман, заблуждение).
ДРОЖАЩАЯ (рука) — (спокойная).
ПРОЗРЕТЬ — (ослепнуть). (включить видео)
— Найдите и прочитайте объяснение выделенных в тексте слов в словаре учебника. (Аяп-ага — знатный господин, чауш — сторож, рассыльный, оглан — мальчик, парень.)
-
Прослушивание и просматривание видеозаписи сказки. (12.45 – 12.52,30)
— Давайте вспомним содержание просмотрев видеосказку.
— Каковы ваши впечатления от увиденного? (Учащиеся делятся своими впечатлениями.)
— Какие произведения писал М.Ю. Лермонтов? Приведите примеры. (Писал стихи («Парус», «Утес», «Горные вершины…», «Москва, Москва!..») и сказки («Ашик-Кериб»).)
— На какие группы делятся сказки? (Народные и авторские. Каждая из этих групп делится на бытовые, волшебные, о животных.)
— Сравним сказку М.Ю. Лермонтова с народными. К какому виду сказок относится сказка «Ашик-Кериб»? (Её можно отнести к волшебной.)
— Какие особенности волшебной сказки прослеживаются в сказке М.Ю. Лермонтова? (Троекратность: три раза Ашик-Кериб просил святого Хадерилиаза; чудеса: исцеление слепой матери комочком земли.)
V. Физкультминутка (12.52,30 – 12.55)
VI. Продолжение работы по теме урока. Деление сказки на части. Характеристика героев произведения. (12.55 – 13.00)
А) — Разделите текст на части, озаглавьте их. (Ученики работают в паре. Проводится проверка.)
План
1. Зарок Ашик-Кериба.
2. Отъезд Ашик-Кериба.
3. Ложь Куршуд-бека.
4. Знакомство с Пашой.
5. Наказ Магуль-Мегери купцу.
6. Ашик-Кериб возвращается домой.
7. Чудесный помощник Ашик-Кериба.
8. Ашик-Кериб в доме Магуль-Мегери.
Б) — Рассмотрите карту Турции. (13.00 – 13.05)
Турция — удивительная страна, которая расположена в двух частях света: в Европе и Азии, омывается сразу четырьмя морями: Черным, Мраморным, Средиземным и Эгейским. Столица Турции — город Анкара.
— Давайте посмотрим, есть ли на карте современной Турции города, о которых упоминается в сказке, или похожие названия. (Каре — Каре, Тифлиз — Тбилиси (теперь столица Грузии), Арзурум — Эрзурум, Арзиньян — Эрджинъян.)
— А теперь покажите путь Ашик-Кериба.
Видно, что без помощи волшебства проделать такой путь за три дня было невозможно.
— Прочитайте пословицы на доске и объясните их смысл.
— О каких чертах женского характера в них упоминается?
— Что больше всего ценит народ в женщине? Обсудите с другом.
В) – Какие качества человека ценит народ любой национальности? (13.05 -13.10)
Верно, сегодня мы будем учиться давать характеристику героев произведения.
— Кто главные герои произведения?
— Чем занимался Ашик-Кериб? Почему люди уважали его?
— Как он познакомился со своей будущей невестой?
— Молодые люди полюбили друг друга, так почему же Ашик-Кериб загрустил? Какое сравнение использует автор? (Стал грустен, как зимнее небо.)
— Что предложила девушка молодому человеку?
— Почему же Ашик-Кериб отказался от ее предложения, ведь приданого девушки могло хватить на безбедную жизнь?
— О каких чертах характера говорит такой поступок?
— Какое решение принял Ашик-Кериб?
— Добился ли Ашик-Кериб того, чего хотел, за чем отправился? Докажите.
— Почему он не вернулся к своей возлюбленной, хотя у него уже были деньги?
— Охарактеризуйте Ашик-Кериба. (Ашик-Кериб талантливый, честный, храбрый, добрый, великодушный.)
— Почему девушка согласилась ждать Ашик-Кериба семь лет, ведь это так долго?
— Какое главное качество Магуль-Мегери помогло ей выдержать все испытания?
— Какие еще черты характера этой девушки вам нравятся?
— Вспомните начало сказки. Девушка обещала, что через семь лет выйдет замуж за Куршуд-бека. Почему же она во время свадьбы хотела уйти из жизни? Вспомните этот момент. (Учащиеся зачитывают отрывок и объясняют действия девушки.)
— С чем сравнивается красота девушки? Как поет о ней подруга?
— А как обычно говорится о девичьей красоте в русских сказках?
— Охарактеризуйте эту героиню. (Она умная, верная, трудолюбивая.)
— Прочитайте о том, что совершил Куршуд-бек.
— Почему он так поступил? Можете ли вы объяснить?
— Прочитайте отрывок о том, как мать приняла страшную весть. Почему она поверила Куршуд-беку, а Магуль-Мегери сразу поняла, что это неправда? (Наверное, потому, что девушка слишком хорошо его знала.)
— Куршуд-бек — положительный или отрицательный герой? (Это герой отрицательный, так как он совершил подлый, бесчестный поступок, жестокий по отношению к матери Ашика, ведь от слез она потеряла зрение.)
— Почему он совершил такой поступок? (Он тоже любил Магуль-Мегери.)
— Может ли это служить ему оправданием? (Ответы учеников.)
— Какие еще герои присутствуют в сказке? Какие они? (Положительные: святой Хадерилиаз — добрый, помогает людям, мать Ашик-Кериба — верная.)
— Распределите героев по группам.
VI. Рефлексия (13.10 – 13.12)
Положительные герои Отрицательные герои Нейтральные герои Герои-помощники
— Проверьте себя, внимательно ли вы читали сказку. Для этого выполните тест.
1. Каким был Ашик-Кериб?
а) бедным б) богатым в) среднего достатка
2. Что пророк дал Ашик-Керибу?
а) высокий рост и дар песен б) высокое сердце и дар рисования
в) высокое сердце и дар песен
3. Он стал грустен, как:
а) осеннее небо б) зимнее небо в) грозовое небо
4. Какой зарок положил Ашик-Кериб на свою душу?
а) семь лет странствовать по свету
б) шесть лет странствовать по свету
в) восемь лет странствовать по свету
5. Что он делал, переходя из деревни в деревню, из города it юрод?
а) пел и плясал б) пел и играл на саазе в) только играл на саазе
6. Что дала Магуль-Мегери купцу?
а) медное блюдо б) серебряное блюдо в) золотое блюдо
7. Сколько дней оставалось до конца срока?
а) три дня б) два дня в) один день
8. Кто помог Ашик-Керибу вернуться в Тифлиз?
а) всадник на белом коне б) всадник на черном коне в) один белый конь
9. Что поклялась сделать Магуль-Мегери?
а) умереть б) выйти замуж за Куршуд-бека в) убить Куршуд-бека
10. Когда мать прозрела?
а) когда узнала вернувшегося сына б) когда сын намазал матери глаза
в) когда сын поцеловал мать в глаза
(Если на уроке остается время, можно послушать краткий пересказ сказки.)
VIII. Подведение итогов урока (13. 12 – 13.13)
— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
— Какие чудеса происходят в сказке? Какие события могли произойти в реальности?
Домашнее задание (13.13. — 13.15)
-
Выполнить задание 7 на с. 111 учебника. Написать отзыв о произведении по плану.
План составления отзыва о произведении
1. Автор.
2. Название произведения.
3. Жанр произведения.
4. О чем этот текст?
5. Кто из героев понравился и почему?
6. Чем понравилось это произведение?
-
Подготовить пересказ сказки с. 97 – 110.
-
Составить Синквейн:
девочки об – Ашик – Керибе,
мальчики о — Магуль – Мегери.
Путешествуя по Кавказу и Закавказью, Михаил Лермонтов активно интересовался народным творчеством. В 1837 году он записал сказку «Ашик-Кериб». Анализ произведения показывает, что оно повествует о странствиях бедного молодого музыканта и может познакомить с самобытной турецкой культурой. Фольклорный сюжет «муж на свадьбе у своей жены» широко известен на Ближнем Востоке и ложится в основу не только народных сказок, но и многих известных литературных шедевров.
Все дороги ведут… к родному порогу
Сюжет сказки не нов, он многократно использовался в мировой литературе, причем, как на Востоке, так и на Западе. Наследник семьи, богатой или бедной, отправляется в путешествие по миру, что вернуться победителем, повзрослевшим, посерьезневшим, отчасти философом, обладателем материальных и духовных богатств. У порога его ждет верная жена или невеста. Самые известные истории на эту тему были рассказаны Гомером и Генриком Ибсеном. Одиссей и Пер Гюнт, Пенелопа и Сольвейг стали олицетворением неодолимой тяги к путешествиям и жертвенной верности.
Основная идея сказки в том, что самоценность личности поверяется отношением к нему родного окружения, отчего дома. Где бы ты ни был, куда бы ни забросила тебя судьба, какие континенты ты бы ни пересек, пути-дороги ни исходил, все равно придется держать ответ в родительском доме, в дорогих сердцу местах. Чего я достиг, чего стою? Как исполнил отцовский наказ? Можно ли мною гордиться, достоин ли я представлять родину?
Жанр и композиция
Жанр произведения — авторская сказка. А также она относится к группе волшебных сказок. На это указывают характерные особенности:
- присутствие чудес;
- наличие волшебных предметов;
- троекратные повторения.
Композиция:
- Экспозиция: как живёт в Тифлизе бедный музыкант и чем он занимается.
- Завязка: он отправляется в долгий путь, чтобы разбогатеть.
- Развитие действия: скитания Кериба.
- Кульминация: герой оказывается в тяжёлом положении, и лишь внезапно возникший покровитель может помочь ему.
- Развязка: он возвращается к возлюбленной и воссоединяется с ней.
Не мальчик, но муж
В сказке всего одна сюжетная линия, но немало подтекста. Ашик отправляется в поход, чтобы заработать денег, ведь он прекрасный музыкант на сазе (инструменте наподобие балалайки). Но ведь особой необходимости в этом отъезде нет. Невеста вполне обеспеченная девушка, и ее денег с лихвой хватит и на будущих детей и внуков, и на безбедную жизнь в богатом отцовском доме. Но в том-то и дело, что так может рассуждать мальчик, юноша, но не мужчина. Не пристало становиться нахлебником (по-современному таких людей иронично называют «альфонсами») представителю сильной половины человечества. Невозможно это, неприемлемо, не по-мужски. И не по-людски. Ашик словно сдает экзамен на зрелость и мужественность. И сдает его с честью.
Очень важная часть повествования посвящена возвращению главного героя в родной Тифлис. Замечтался, задумался, не проследил за календарем (все же молодость!) Тем не менее, при первом же напоминании отправляется в обратный путь. Отчаяние обуревает парня. Разве можно преодолеть расстояние, требующее нескольких месяцев, за пару дней, а то и часов? Оказывается, можно. Но только в том случае, если есть вера и огромное желание исполнить задуманное. Сказка вселяет в читателей и слушателей оптимизм и дает разочаровавшемуся силы. Она словно говорит: никогда не отчаивайся, борись, иди до конца. Магия и помощь небес, конечно, нелишни. Но если они и потребуются, то придут не к тому, кто поминутно жалуется. Волшебным или «земным» образом разрешаются проблемы у того, кто ищет, борется, стремится к цели, идет вперед.
Характеристика главных героев
В произведении несколько главных героев, каждый из которых обладает своими особенными чертами характера. Описание и характеристика Ашик-Кериба из сказки «Ашик-Кериб», а также других персонажей:
- Ашик-Кериб — бедный певец и музыкант, на свадьбах играющий на саазе, талантливый, добрый, неунывающий, смелый и решительный. Целеустремлённый, трудолюбивый, гордый: решил сам заработать деньги, чтобы свататься к невесте, а не быть вечно обязанным её отцу. Готов на всё ради своей любви. Умеет достигать поставленных целей. Его также можно охарактеризовать как человека, умеющего прощать и со всеми сохраняющего добрые отношения. Хотя Куршуд-бек поступил плохо, он не держит на него зла и даже отдаёт в жёны сестру, чтобы никто не остался обиженным.
- Магуль-Мегери — прекрасная и милая девушка, красоту которой можно сравнить только с красотой ангелов на небесах. Единственная дочь богатого турка Аян-Аги. Скромная, преданная, верная: сдерживает обещание ждать возлюбленного 7 лет, а после решает, что лучше уж погибнуть, чем доставаться нелюбимому человеку. Умная, изобретательная: придумала, как вернуть память своему возлюбленному, находящемуся далеко от неё, отправив золотое блюдо и сообщение вместе со странником-купцом.
- Куршуд-бек — другой молодой жених, давно сватающийся к Магуль. Хитрый, завистливый и подлый: сначала притворяется другом Кериба, но затем предаёт его и сообщает всем ложь о его смерти, из-за чего его мать слепнет. Однако и у него есть положительные качества, разглядев которые, главный герой прощает Куршуда, отдав в жёны свою сестру.
- Хадерилиаз — загадочный всадник на белом коне, спасший Кериба и вовремя доставивший его в Тифлиз. Волшебник, святой Георгий, ставший его покровителем.
- Мать Ашика — любящая, заботливая, трудолюбивая и мудрая женщина. Узнав, что с сыном случилась беда, ослепла от слёз, но продолжала ждать его.
- Сестра Ашика — красивая, добрая, умная и проницательная девушка. Не побоялась открыть дверь незнакомцу, первая узнала брата.
Благодарность матери, доверие к любимой
Ашик покидает город без тени сомнения в том, что невеста за долгие семь лет дождется его. Настоящая любовь не требует ни стражей, ни детективных расследований, ни клятв, ни угроз, ни обещаний, ни подозрений, ни доказательств. Любовь и ложь, любовь и предательство попросту несовместимы. А если это не так – то и говорить не о чем. Не было, значит, никакой любви.
Прозрение матери при стечении народа и все те богатства, что певец принес в дом, олицетворяют возврат сыновнего долга. За воспитание, за науку, за то, что растила и холила, лелеяла и берегла сына и дочь, Ана (мать) получает благодарность. А еще за то, подчеркивает автор, что научила детей самому важному: не лениться, надеяться на свои силы, уважать и не подводить людей, дорожить добрым именем семьи.
А все ли взрослые задумываются над тем, с каким багажом отпускают в большое плавание своих подросших отпрысков? Ведь придет время, и доведется им, как и матери Ашика, пожинать плоды родительского воспитания.
Возлюбленная дает о себе знать
Сказка «Ашик-Кериб» продолжается тем, что Магуль-Мегери, которая не поверила в смерть своего возлюбленного и попыталась успокоить его мать и сестру, к истечению срока стала волноваться о судьбе своего жениха.
Она сказала знакомому купцу, который водил караваны по многим городам этой страны, чтобы тот взял у неё золотое блюдо. Он должен в каждом населенном пункте объявлять о том, что отдаст эту драгоценность тому, кто окажется ее хозяином.
Переломным моментом сказки «Ашик-Кериб» является появление главного героя в лавке купца. Молодой человек узнал блюдо, принадлежавшее его невесте, и вспомнил о сроке, поставленном Магуль, который уже подходил к концу.
Он взял с собой мешок золота и, сев на коня, помчался в родной город. Однако скоро он понял, что как бы быстро он ни ехал, всё же не смог бы поспеть к намеченной дате. Тогда главный герой сказки «Ашик-Кериб» решает свести счеты с жизнью, прыгнув со скалы.
Почему люди уважали Ашик Кериба
Наконец, главный герой показывает пример благородного отношения к сопернику. Не помог хитроумному Куршуд-беку маневр с кражей одежды, не приблизило день свадьбы навязчивое ухаживание за главной героиней. Но теперь, когда противник повержен, а сердце прекрасной Магуль-Мегери отдано триумфатору, не приходится Куршуд-беку исходить злобой и ненавистью. Ашик протянул к нему братскую руку и предложил стать родственником. Еще одна победа чудесного музыканта, и какая красивая. Торжествующий, умный, благородный человек не унизит проигравшего, не станет злорадствовать, ему это и в голову не придет.
Краткое содержание
Жил в Тифлизе бедный музыкант Ашик-Кериб, играющий на саазе. Однажды влюбился он в прекрасную Магуль-Мегери, но она была дочерью богача. Ашик понял, что не может просить её руки, пока он беден. Поэтому он задумал отправиться странствовать по свету 7 лет и нажить себе богатство, вернуться по истечении этого срока и взять возлюбленную в жёны. Девушка согласилась ждать, но если герой не успеет вернуться, она выйдет замуж за Куршуд-бека, который давно за неё сватается.
Попрощавшись с матерью и сестрой, Кериб отправился в путь. Но за ним увязался Куршуд-бек. Когда Ашик переплывал реку, сбросив одежду, его спутник схватил её и вернулся в Тифлиз, сказав всем, что герой утонул, а значит, теперь он может жениться на Магуль-Мегери. Но она ему не поверила. Зато поверила мать Ашика и ослепла от слёз.
Путешествуя из города в город, молодой певец быстро добился славы. Наконец, прибыл он в город Халаф, где стал придворным музыкантом паши и разбогател. Живя в роскоши, начал он забывать, что должен вернуться. Но Магуль-Мегери послала вместе со странствующим купцом золотое блюдо, которое должно было напомнить ему о возвращении. Увидев блюдо, он всё вспомнил.
До истечения срока оставалось три дня. Не успел бы Ашик, но ему помог Хадерилиаз (св. Георгий), который мгновенно доставил его в родной город. А чтобы все поверили, что это действительно Ашик-Кериб, Хадерилиаз дал ему землю из-под копыта своего коня. Землёй он должен был помазать глаза ослепшей 7 лет назад матери, и тогда она прозреет и узнает сына.
В Тифлизе Ашик сначала побывал у матери и сестры: они не узнали его, но герой попросил свой сааз, висевший на стене. Взяв его, он поспешил на свадьбу Куршуда и Магуль-Мегери. Девушка собиралась совершить самоубийство, лишь бы не стать женой нелюбимого. Но когда она услышала голос поющего Кериба, она узнала его: влюблённые бросились друг другу в объятия.
Брат Куршуд-бека обнажил меч, желая убить их обоих, но Куршуд-бек остановил его, справедливо решив, что соперник всё-таки успел к концу срока.
В доказательство, что это действительно он, Ашик попросил привести мать, промыл ей глаза землёй с водой. Она прозрела и узнала сына, а тот восславил могущественного Хадерилиаза. И хотя Куршуд-бек когда-то поступил с ним подло, добрый Ашик отдал ему в жёны свою сестру с богатым приданым.
Чему учит сказка Ашик Кериб
Итак, основная и главная мысль сказки “Ашик Кериб” укладывается в три основных умозаключения-поучения:
- береги честь и достоинство, иди по жизни с высоко поднятой головой, ставь цели и планомерно их добивайся
- помни о доме, где родился, где получил первые уроки, не забывай отца и мать, учителей, будь благодарным
- если встретишь любовь, сделай все, чтобы сохранить это сокровище, трудись во благо семьи, цени то, что имеешь, успех и счастье в твоих руках.
Мусульманские мотивы
Мусульманские мотивы в творчестве Михаила Юрьевича можно поместить в некий философско-символический комплекс, в котором проявляется, с одной стороны, обобщенный мировоззренческий смысл, например, в таких опорных понятиях, как «Восток», «книга», «судьба», «странничество». С другой стороны, можно наблюдать и конкретные элементы поэтического иносказания, характерные для всего творчества поэта Лермонтова. Это небо, земля, пути и игры. Примеры — турецкая сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб», стихи и поэмы «Кинжал», «Испанцы», «Жалобы турка», «Спор», «Хаджи Абрек», «Аул Бастунджи», «Две невольницы».
Встреча с семьей
Ашик-Кериб приходит в дом своей матери, но ни она, ни его сестра не узнают своего родственника. Даже когда он берёт сааз, висевший на стене, и начинает играть.
Тем не менее мать главного героя сказки «Ашик-Кериб», краткое содержание которой приводятся в этой статье, глубоко тронута потрясающим искусством своего гостя. Молодой человек просит у нее позволения взять инструмент и сыграть на нём на свадьбе, которая в это время проходила в ближайшем доме. Старушка соглашается на это.
Текст волшебной сказки как объект лингвистического анализа
— В чём особенность литературной сказки? (реальные события, обыкновенные люди, обычные предметы, описание занятий людей, есть автор)
В течение семи лет он живет во дворце правителя, не зная нужд. Автор произведения говорит, что ему неизвестно, забыл ли в ту пору Ашик-Кериб свою Магуль-Мегери или нет. Однако возвращаться в Тифлис он почему-то не торопился.
Магуль-Мегери это прекрасная дама, которую если брать в отдельности от ее отца, то про нее можно практически точно сказать то, что она хороша во всех смыслах этого слова. Она обладает высокими нравственными качествами и по произведению видно то, что ее совершенно не испортили деньги.
Анализ
В большинстве случаев народные сюжеты мусульманского мира, независимо от даты и места происхождения, обладают своими философско-религиозными кодами, которые и открывают скрытый смысл текста. Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» заключается не в описании жизни и развитии любовной линии, а в мистическом перемещении героя и подробном описании его возвращения.
При расшифровке текста произведения получается, что человек, когда рождается в этом мире, затем как бы отправляется в путь. Таким образом, он на время расстается с единой мировой душой. Мир для человека в этом случае и есть путь со всеми его испытаниями и препятствиями.
И вот тут самое важное и самое трудное испытание, то, чему учит сказка «Ашик-Кериб», — однажды вспомнить о том мире, для чего был начат весь этот путь, и где его начало и конец.
И, конечно же, человек в этом пути не оставлен. «Высший Судия» по всему пути расставляет свои знаки, которые и поспособствуют припоминанию, это и посылание пророков, и прозрение, которое дарится поэтам и музыкантам. Вспомнить все, вернуться душой и тем самым получить новое испытание и новые чудеса в награждение.
Любовь в сказке и есть главная движущая сила. Всякий человек в исламе гарип — чужестранец, которого во многом определяет его нравственная чистота и соблюдение религиозных требований, и кто сохранил «завет», тому и возвращение будет со всеми почестями. Ашик-Кериб не пропускал намаз и чтил все вековые исламские традиции. Благодаря его чистоте он и получил чудеса — встреча с Хадерилиязом (Георгием Победоносцем), исцеление от слепоты своей матери, которая подразумевалась как слепота духовная.