Музыкальное представление в двух частях по канве пьесы У. Шекспира «Как вам это понравится», продолжительность: 3 часа 10 минут с 1 антрактом, премьера 5 января 2009
Цена билетов от 2000 до 15000 руб.
- Автор — Юлий Ким
- Постановка — Петр Фоменко
- Режиссёры — Валюс Тертелис, Елена Невежина
- Художник по костюмам — Мария Данилова
- Художник-стажёр — Альберт Рудницкий
- Музыкальный руководитель — Татьяна Агаева
- Пластический рисунок и «позы» — Валентина Гуревич
- Художник по свету — Владислав Фролов
- Подбор костюмов — Валерия Курочкина
- Художник-декоратор — Александр Хованский
- Композитор — Юлий Ким
Ближайшие даты исполнения
Открытая репетиция бывшей стажерской группы театра.
В конце 6о-х годов комедия Шекспира «Как вам это понравится» привлекла внимание двух друзей — Ю. Кима и П. Фоменко, которые переписали ее, оставив от оригинала лишь фразу «Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины – все актеры. У каждого свой выход и уход, и каждый акт – иная роль». Ю. Ким написал замечательные песни, и комедия превратилась в мюзикл. Главным персонажем спектакля стала музыка. Слова, приобретя некоторую легковесность и злободневность, перевели классическое действо в театральное озорство, торжество вампуки, позволили импровизировать актерам и режиссеру, не «замахиваясь на Вильяма нашего Шекспира».
Вы можете найти отзывы зрителей о спектакле на нашем форуме по хэштегу #сказкаарденнскоголеса
- Всеобщая миграция актеров, режиссеров, идей сделала многие театры неотличимыми друг от друга, но у «фоменок» даже стажеры отличаются «лица необщим выраженьем». Вот уж действительно «актеры все, артистов — единицы». …Так вот этот Арденский лес становится синонимом вольницы и братства, актерского и человеческого. Здесь вмиг обесцениваются ценности мнимые, вроде богатства и власти, и взлетают в цене настоящие — любовь и свобода.
- Ольга Фукс, «Вечерняя Москва»
- Любимый жанр Петра Фоменко — идиллия и пастораль. Персонажи его постановок всегда живут в ощущении гармонии мира вокруг.
- Ольга Егошина, «Новые Известия»
- Старая, из середины прошлого века, пьеса Юлия Кима написана по канве шекспировской комедии «Как вам это понравится» и более всего напоминает шаловливую студенческую забаву, игру, на которую Фоменко всегда был мастером. Не подвел и тут. Все, за что полюбили пятнадцать лет назад этот театр, в «Сказке» присутствует, не сомневайтесь. Порхание и легкость, очарование, изящество и театральность, много юмора и немного грусти, поэтичность и изобретательные мизансцены. Искусственные цветы в кадках изображают таинственный лес. Старый шкаф — покои при дворе и лесную избушку. И все это вместе более всего напоминает бедный и веселый, молодой и задорный, ни к чему не обязывающий учебный спектакль.
- Марина Зайонц, «Неделя»
- Здесь мы вновь узнаем и не узнаем Фоменко. Кажется, такого коктейля мы еще не видели: никогда еще его меланхолическая печаль по ушедшему миру, культуре и театру, его тоска и «память смертная» не соединялись так остро с виртуозной театральной легкостью и хулиганством.
- Алена Карась, «Российская газета»
- И, тем не менее, Ким написал пьесу не о свободе или о чем-то еще, взятом из пьесы Шекспира, а потянув за цитату из Жака-меланхолика «весь мир — театр», превратил сюжет «Как вам это понравится» в апологию театра, в гимн актерам и искусству перевоплощения. Во все то, о чем уже многие годы размышляет и ставит Петр Фоменко.
- Дина Годер, «Время новостей»
- Первое, о чем надо забыть, отправляясь на новый спектакль Петра Фоменко, так это о Шекспире. Ну да, либретто Юлия Кима, придуманное на молодом кураже сорок лет назад с группой единомышленников, среди которых был и сам Фоменко, послушно следует сюжетным линиям комедии «Как вам это понравится», но все же это совсем другая история. Обойдясь по-свойски с Великим Бардом, просто бард Юлий Ким насочинял массу смешных шуток, положил их на музыку и создал таким образом канву то ли для непритязательного мюзикла, то ли для качественного капустника. Эта история не столько о герцогах и пастухах, сколько о великом актерском братстве […] Эта бесконечная репетиция, разбитая фоменковскими отточиями на короткие эпизоды, мчится вперед словно бы вприпрыжку, и каждый из актеров в любой момент готов сыграть хоть герцога, хоть пастушку. Потому что весь мир — театр.
- Глеб Ситковский, «Труд»
- Нынче в нашем театре «не носят» ни интеллигентных стихотворных импровизаций, ни любовных игр в классические комедийные положения. Много чего не носят, и фигуры теперь другие, и шить так разучились. Петр Фоменко еще раз останавливает уже знакомое нам чудное театральное мгновение. Но это он нас с ним однажды и познакомил, его, как говорится, «бренд» — ему и в руки.
- Наталия Каминская, «Культура»
«Сказка Арденнского леса»
«Сказка Арденнского леса» – музыкально-поэтическая, ироническая, лирическая фантазия Юлия Кима по канве пьесы Шекспира «Как вам это понравится». Для стажерской группы «Мастерской Петра Фоменко» под руководством самого Петра Наумовича эта пасторально-эротическая сказка с элементами сатиры и вампуки стала поводом для оттачивания элементов профессии и полета фантазии. Здесь соединились беспечное вольнодумство и очарование легкомыслия, надежно замаскировавшие горечь, мудрость и сокровенные мысли, которые режиссеру удалось привить молодой генерации своего театра наряду с умениями петь, декламировать, импровизировать, иронизировать и пародировать.
Борьба за герцогский престол между изнеженным эгоистом Фердинандом (Олег Нирян) и роскошным тираном Фредериком (Никита Тюнин), отраженная в любви-ненависти двух братьев Дюбуа – Орландо (Иван Вакуленко) и Оливера (Дмитрий Смирнов) и в невольном соперничестве двух герцогских дочек Розалинды (Мария Андреева или Наджа Мэр) и Селии (Моника Санторо), разворачивается в форме условно-театральной репетиции с разграничением эпизодов, ремарками и ударами гонга. То, что Петр Фоменко не без иронии называет «драмкружком», подразумевает лаконизм во всем: стол, лавки и резное кресло для обозначения дворца, зеленые кусты, вода, огонь и львиные морды для мгновенного переселения в Арденнский лес. Фантазийные костюмы художницы Марии Даниловой, дерзко смешивающей корсеты, жабо, панталоны, кружева, парчу, рубище, перья, шляпы, ботфорты и босые пятки, рисуют мир загадочный и прелестный. Главное в этом мире – возможность чуда, метаморфоз, открытий.
Ох, как же трудно не забуксовать в перипетиях сюжета! Опальная Розалинда, переодевшись мужчиной, бежит в лес. Попутно ее настигает любовь к такому же чужому при дворе, как и она, прекрасному юноше. Однако восприимчивый Орландо быстро впитывает уроки придворного цинизма. Их преподают ему герцог Фредерик и премьер-министр Лебо (Игорь Войнаровский). А в лесу ее ждет не только эгоистичный отец, в упор не узнающий дочь в симпатичном пастухе Джонни и одержимый страстью к пастушке Дженни (Елена Ворончихина), но и загадочный философ Жак-Меланхолик (альтер эго авторов спектакля – драматурга и режиссера – в исполнении Кирилла Пирогова). Взаимное влечение между девушкой и лесным мудрецом возникает внезапно, но соединиться им не суждено. Вот, собственно, и весь сюжет – четыре влюбленных пары венчаются, враги и соперники мирятся, негодяи исправляются, львы испаряются. И только Жак никак не вписывается в этот мир всеобщего умиротворения.
Ценность этой работы нового поколения театра (часть стажерской группы войдет к концу сезона в состав труппы) в том, что, придя к Фоменко уже с профессиональным багажом, они успели за эти полтора года впитать дух и плоть его театра. Это передающееся из рук в руки, с общим дыханием и с биением сердца неуловимое ощущение игры сквозь смех и слезы, бесшабашного лицедейства и неистребимой грусти, жертвенности и наслаждения. То легкое дыхание и рождение театральной стихии «из ничего и чужих ошибок», простым движением брови, жестом, верной нотой, которое всегда было присуще природе фоменковских постановок.
Конечно, кто-то ловит на лету и быстро, кто-то идет к цели, оступаясь и набивая шишки. Кому-то дано поймать торжествующую интонацию самоиронии, как Надже Мэр, а кто-то постарается пленить зрителя красотой и откровенным напором, как Мария Андреева. Очаровательна Вера Строкова в роли лесной феи Фебы, «капризной, упрямой и сотканной из роз», шутящей с огнем и способной любить всю землю. Моника Санторо – Селия – покоряет музыкальностью и бесстрашным комическим дарованием. Премьер-министр Лебо в исполнении Игоря Войнаровского – грациозный интриган-царедворец, с дружеским участием обещающий опальным дать яду перед смертью в знак особого расположения. Оливер Дюбуа (Дмитрий Смирнов) неподражаем в своей выходной арии «Я ненавижу брата», из которой следует, что ненависть родилась не из-за наследства, благородства, превосходства, а с детства. Его нищему брату Орландо, мучимому любовной истомой, уморительно поющему: «О, боже, как хочется жить», все равно, куда бросаться – хоть на льва, хоть в пламя страсти.
Особое место занимает шут Билли, роль которого исполняет Дмитрий Рудков, молодой артист удивительной естественности и чисто мироновского (то есть близкого Андрею, а не Евгению, Миронову), безграничного обаяния. Его умение разнообразить нюансы, пробегая по гамме диезов и бемолей чувств и настроений, неразрывно сплетать веселие и печаль покоряет. «У вас есть друг? Каков негодяй! А за что его любить? Ненавижу! Я убью этого человека!» – эта пулеметная очередь сделала бы честь любой комедии. Шут Шекспира – Кима грустен, остроумен, умен и глубок – он слишком много знает, и постоянно скребущиеся на чердаке головы мысли не дают ему покоя. Поэтому так верно выходит на первый план сцена Шута и Жака-Меланхолика, которые солидарны в своих суждениях о жизни, смерти, справедливости.
Спектакль П.Н. Фоменко – эмоциональный и сложный по ритму, то комичный, то грустный – запоминается прежде всего несколькими превосходными музыкальными эпизодами: эффектной сценой погони, безудержно-страстным дуэтом Оливера и Селии, песнями Шута и Жака-Меланхолика, колдовской сценой обратного преображения Розалинды из мужчины в женщину, а также вампукой на вольной борьбе и сражением с условными львами.
Музыканты Николай Орловский и Александр Мичков изящно плетут, оставаясь в лесной тени, всю затейливую партитуру этой музыкальной сказки.
В спектакле задействована и «тяжелая артиллерия» – артисты-«старики» из более зрелых поколений фоменковской труппы. Иван Поповски в роли силача Чарли, телохранителя Герцога, разыгрывается не на шутку, особенно входя в раж в рассказе, как Орландо порвал герцогский указ и выбросил – только клочья летят. Олег Нирян в роли экс-герцога Фердинанда не боится ни спародировать самого Фоменко, ни издеваться над своим героем-демагогом, ни пользоваться двусмысленными жестами, сопровождающими призыв «Живите сердцем!».
Жак-Меланхолик Кирилла Пирогова стал ролью, в которой сконцентрировались не только самые ценные мысли драматурга, но и скрылся ключ к зашифрованной тайне постановщика. Лейтмотив Жака: «Да, надо уходить!» и его любимое слово: «Хотя…» – прямое отражение сомнений, свойственных натуре режиссера. С деликатностью и любовью молодой артист, превратившийся в зрелого философа, принял истину режиссера, как свою. Многие знания – многие печали, и осознание того, что весь мир – не только театр, но и твой дом, что единственное, остающееся человеку– одинокая, хоть и независимая, дорога, Кирилл Пирогов передает в своем Жаке с щемящей и светлой печалью.
Затейливый, как и сама пьеса Шекспира, спектакль «Сказка Арденнского леса» – не первое и не второе обращение режиссера к авантюре Ю. Кима-драматурга. Петр Фоменко шел с этой пьесой по жизни в разные годы и в разных городах. Ведь главное для режиссера – добиваться. Тогда и мы поверим, как прав был Жак-Меланхолик, утверждая, «что душа артиста, если не бессмертна, по крайней мере, вечно молода».
2008 г.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Сказки гайвинского леса
Сказки гайвинского леса
У Штрауса есть прекрасный вальс «Сказки венского леса». Настолько яркий, что в далекие годы стал основой популярнейшего фильма с тем же названием. То, о чем я вспоминаю ниже, касается другого леса – на окраине поселка Гайва. И жанр тоже другой –
II. СКАЗКА ЗИМНЕГО ЛЕСА
II. СКАЗКА ЗИМНЕГО ЛЕСА
Писать очерки о Севере, полагаясь лишь на летние о нем впечатления, просто невозможно. Надо побывать там, когда он в снегах, чтобы почувствовать белое безмолвие просторов и ощутить морозное его дыхание. Аборигены нашего Севера – эвенки. Это
СРЕДИ ЛЮДЕЙ ЛЕСА
СРЕДИ ЛЮДЕЙ ЛЕСА
Слова «оран-утан» по-малайски означают: «человек леса». Так туземцы называют таинственные племена, обитающие внутри Малаккского полуострова. Никто из ученых никогда не видел живого орана Малакки. Лишь по слухам было известно, что они, подобно негритосам,
Плата за гражданство леса
Плата за гражданство леса
С точки зрения социальной, «Русский лес» больше, чем книга, — это деяние, поступок, подвиг. Недаром и доныне в Российском музее леса имя Леонида Леонова почитается наравне с именами корифеев лесной науки.Леонов, писатель, слышимый всей страной —
УХОДИЛИ В ЛЕСА ПАРТИЗАНЫ
УХОДИЛИ В ЛЕСА ПАРТИЗАНЫ
Двадцать второе июня… Когда эту дату называют, не упоминая года, мы знаем: речь идет о двадцать втором июня сорок первого. Начало войны, Великой Отечественной, самого сурового испытания для Советского социалистического государства.В четыре часа
Хозяева Спадщанского леса
Хозяева Спадщанского леса
Когда началась война, мне уже шёл пятьдесят пятый год, дети называли меня дедом. Но какое это имело теперь значение! Родом я из запорожских казаков, в первую мировую войну сражался рядовым на юго-западном фронте, участвовал в Брусиловском
Война воды и леса
Война воды и леса
Буйно-пребуйно росла бузина,
В росте весёлом неслась без ума:
Ветер устами не мог продышать,
Месяц лучами не мог промешать.
????????А под широкою той бузиной,
????????В омуте, в холоде — жил Водяной,
????????Жил-поживал, пузыри пожинал,
????????Той бузины отраженья
На приватизацию русского леса
На приватизацию русского леса
Страна сгорела, но не вся.
И решено в итоге
Сдать поджигателям леса
В награду за поджоги!
????????Рать думская не может, чтоб
????????Вконец не осрамиться,
????????И вору,
????????Вместо пули в лоб, —
????????Страну отдать стремится!
Кто в силах Западу
УМЕНИЕ ВЛАЖНОГО ЛЕСА
УМЕНИЕ ВЛАЖНОГО ЛЕСА
Длительное время аяхуаска использовалась только народными целителями, пока в первом десятилетии XX века некто Раймундо Иринью Сьерра не основал религиозный культ аяхуаски, который он назвал Санто Дайме. Как утверждает Иринью, учение Санто Дайме было
В леса Украины
В леса Украины
Позвонили из штаба корпуса: командиру полка и начальнику штаба явиться к генералу Нестерцеву. Гризодубова находилась в полете. Через десять минут я предстал сразу перед двумя генералами: командиром корпуса и начальником штаба авиации дальнего
Монах из Алешкинского леса
Монах из Алешкинского леса
Уникальный лесной массив под названием Алешкинский лес, расположенный между районами Куркино и Северное Тушино по обе стороны МКАД, пользуется большой популярностью среди местных жителей — места здесь на редкость живописные и, вдобавок,
6. «Союзники» выходят из леса
6. «Союзники» выходят из леса
Только в эту минуту, когда напряжение немного разрядилось, я заметил вдруг, какая тихая, теплая, добрая ночь стояла над деревней… Удивительная все-таки вещь — природа! На земле идет жестокая борьба с антоновскими мятежниками; здесь, в
Сказка о злом компьютерном волшебнике или Новая сказка о потерянном времени
Сказка о злом компьютерном волшебнике или Новая сказка о потерянном времени
Жил-был злой компьютерный волшебник Глюк. Его давно обижало, что реальность, в которой он жил, называли противным словом «виртуальная». А почему виртуальная? Да потому, что нет никаких измерений,
Поэзия русского леса
Поэзия русского леса
Вечное откровение нашей милой охоты.
Николай Смирнов.
Николай Павлович Смирнов. Многим читателям, даже нынешним литераторам, эта фамилия ничего не говорит. Другое дело – литераторам-охотникам старшего поколения. Судьба свела его со многими