Сказка андерсена снеговик читать

7 июня 2014 г. в 2015 году будет отмечаться сразу несколько дат, связанных с жизнью и творчеством г. х. андерсена

7 июня 2014 г.

В 2015 году будет отмечаться сразу несколько дат, связанных с жизнью и творчеством Г. Х. Андерсена (02.04.1805-04.08.1875): 210 лет со дня рождения и 140 лет со дня кончины писателя, 180 лет со дня выхода его первой книги сказок.

stranici krasivoy skazki 0 «Христианская сказка — это показ художественными методами, свойственными сказочному жанру, правды Царства Небесного. Чтение такой сказки фактически становится молитвенным деланием» (Игумен Варлаам (Борин)).

«Под словом «сказка» я подразумеваю некий символ веры, который взрослый человек передает ребенку» (Инна Кабыш, поэт, преподаватель).

«Самые христианские сказки — это сказки Андерсена. Андерсен — величайший мастер иносказания — в своих сказках не боится говорить о Боге прямо… Искренность — главное в христианской сказке» (Елена Тростникова, Издательский Совет Русской Православной Церкви).

1 декабря 1835 года была напечатана первая книга сказок Ганса Христиана Андерсена. В сложной биографии Андерсена нелегко установить то время, когда он начал рассказывать свои первые удивительные сказки. С раннего детства его память была полна разных волшебных историй. Юноша Андерсен считал себя кем угодно — певцом, танцором, декламатором, поэтом, сатириком и драматургом, но только не сказочником. Он толком не знал своей силы, пока поэт Ингеман не сказал ему шутя: «Вы обладаете драгоценной способностью находить жемчуг в каждой сточной канаве».

Известно, что когда скульптор О. Сабе представил Андерсену проект его собственного памятника, где тот сидел в окружении детей и рассказывал им что-то умилительное, возмущению Андерсена не было предела: «Вы хотите, чтобы я читал мои сказки в окружении детей, которые виснут на моих плечах и коленях? Да я и слова не скажу в такой атмосфере!». Проект пришлось изменить, и теперь Андерсен восседал с более привычным собеседником — книгой. Но не потому, что Андерсен не любил своих самых чутких и искренних читателей; он не хотел, чтобы его считали только детским писателем (каким преимущественно он известен в России).

Ганс Христиан Андерсен в свое время был не менее известен как поэт, писатель, драматург, эссеист, АВТор мемуарных очерков и путевых заметок. Бремер Фредерика, известная шведская писательница, в своих письмах Андерсену восторженно отзывалась о его поэзии и романах, говоря, что она ценит их гораздо выше сказок писателя: «В Ваших лирических произведениях я нашла все те же качества, которые я так ценю в Вашей поэзии. Изумительная легкость слога, масса счастливых и благородных мыслей, тонкая сатира, жало которой лишено яда, — да всех достоинств Ваших лирических произведений и не перечтешь! Больше всего радует меня в сборнике Ваших стихотворений открытый и многосторонний взгляд на жизнь; нет такого момента или положения, которое бы не имело для Вас значения, Вы во всем видите красоту, находите материал для творчества… В романах «Импровизатор» и «Только скрипач» Вы дали нам прелестнейшие и глубоко правдивые картины природы и детской жизни. Сознаюсь, что и я, как и многие из моих земляков, ставлю эти сцены куда выше всех детских сказок».

Но и сказки Андерсена — произведения многоуровневые и многоплановые; и если дети воспринимают, в первую очередь, фабулу сказки, ее волшебное сияние, то многие глубинные духовные, нравственные и философские аспекты произведений писателя понимаются лишь по мере взросления. Творчество Андерсена — это христианская проповедь, которую он считал делом своей жизни, своим крестом, своей обязанностью не зарыть втуне талант, данный ему Господом. Некоторые из сказок созданы в духе библейских притч, имеют богословский характер: «Ангел», «Сон», «Кое-что», «Колокол», «В день кончины», «Прекраснейшая роза мира» и многие другие.

Другие содержат библейские реминисценции и аллюзии («Девочка, наступившая на хлеб», «Эльф розового куста») либо являются способом выражения христианского мировоззрения («Снежная королева», «Русалочка», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик», «Соловей», «Свечи», «Пропащая», «Дочь болотного царя», «Лен», «Старый дом», «Ромашка», «Улитка и розы»). Они были написаны для того, чтобы научить детей и взрослых добру и приблизить их к Богу.

В нашей же стране сказки Андерсена долгое время были известны даже не на том первоначальном уровне, на котором их узнавали и понимали маленькие датчане, умевшие молиться и петь псалмы, посещавшие Церковь и радовавшиеся не новогодней, а рождественской елке и Рождению Младенца Иисуса Христа. Этим деткам не нужно было объяснять, почему Герда, противостоя полчищам Снежной Королевы, читает «Отче наш», и что это за книга, «Евангелие», которую читает бабушка вернувшимся Каю и Герде: «Кай с Гердой сели каждый на свой (стульчик) и взяли друг друга за руки. Холодное пустынное великолепие чертогов Снежной королевы было забыто ими, как тяжелый сон. Бабушка сидела на солнышке и громко читала Евангелие: Если не будете, как дети, не войдете в Царствие Небесное!» (Мф. 18, 3).

Дети приучались доверять Промыслу Божиему, взращивающему каждый цветочек и не оставляющему без попечения даже горошину: « — Будь что будет! — сказала последняя, взлетела кверху, попала на старую деревянную крышу и закатилась в щель как раз под окошком чердачной каморки.

В щели был мох и рыхлая земля, мох укрыл горошину; так она и осталась там, скрытая, но не забытая Господом Богом.

Господь Cам посадил и взрастил цветочек, чтобы ободрить и порадовать тебя, милое дитятко, да и меня тоже! — сказала счастливая мать и улыбнулась цветочку, как Ангелу Небесному, посланцу Божьему». («Пятеро из одного стручка»).

Даже детям было понятно, что самая большая ценность, о которой мечтала Русалочка — это не любовь прекрасного принца, а бессмертная душа, которую Русалочка могла получить только, если ее полюбит человек: «Ах, почему у нас нет бессмертной души! — грустно проговорила Русалочка. — Я бы все свои сотни лет отдала за один день человеческой жизни, чтобы потом вкусить Небесного блаженства».

До последнего времени все произведения всемирно известного сказочника выходили в нашей стране, как правило (за исключением академического издания), в исполнении советских переводчиков, которые вынуждены были любое упоминание о Боге, цитаты из Библии, размышления на религиозные темы либо сводить к «общечеловеческим ценностям», либо убирать.

По сообщению Анатолия Чеканского, завкафедрой скандинавских языков МГИМО, заново перевести на русский язык труды Андерсена предложил международный комитет «Х. К. Андерсен-2005». А. Чеканский отмечал, что у Андерсена добро не обязательно побеждает зло, но христианская нравственность торжествует всегда. «А что выходило у нас? Сравните: в советском переводе одной его сказки есть фраза: «Все было в этом доме: и достаток, и чванливые господа, но не было в доме хозяина». Хотя в оригинале стоит: «…но не было в доме Господа».

Такое глубокое религиозное понятие, как смерть, — также часто встречающееся действующее лицо в волшебных сказках — в прежних изданиях сказок Андерсена не упоминалась. А ведь первое стихотворение, принесшее Андерсену литературную известность, называлось «Умершее дитя». Попирая АВТорский замысел, тему смерти вычеркивали из многих сказок. Но из некоторых историй убрать это оказалось невозможно, так как сказки были полностью посвящены иной жизни. Например «Девочка со спичками», «Цветы маленькой Иды», «Девочка, наступившая на хлеб», советские составители вообще не включали в сборники. И напрасно, считают современные детские психологи. Эти сказки могут служить хорошим пособием для ответа на неизбежные вопросы о смерти, начинающие тревожить детей в возрасте от пяти лет. Они не травмируют психику, так как рассказаны прекрасным языком.

Большинство сказок проникнуто мягким юмором, сердечной добротой. Один из парадоксов сказок Андерсена состоит в том, что даже самые печальные и трагические из них обладают удивительным свойством дарить надежду и лечить душу.

Под пером Андерсена самая обыденная реальность приобретала то же неповторимое звучание, что и сказки. Это неудивительно, если учесть умение Андерсена-христианина смотреть на весь окружающий мир как на творение Божие, как на чудо. В сказках Андерсена единство мира отражается как творение единого Творца. Поэтому-то героями Андерсена, в отличие от других сказочников, нередко являются не только люди, но и растения «Ромашка», «Роза с могилы Гомера», «Елка», «Подснежник», «Гречиха»), птицы, животные и насекомые («Гадкий утенок», «Мотылек», «Жаба», «Дворовый петух и флюгерный», «Навозный жук», «Зеленые крошки»), а то и вовсе различные предметы, игрушки, снеговик, старый дом и даже силы и явления природы: «Посмотрите же, что за чудо создал Господь Бог— сказала графиня. — Я нарисую его (одуванчик) вместе с веткой яблони. Все любуются ею, но милостью Творца и этот бедненький цветочек наделен не меньшею красотой. Как ни различны они, все же оба — дети одного Царства Прекрасного!» («Есть же разница»).

Примечательно, что Андерсен все свои произведения называл «своими духовными детками». А как же можно узнать и полюбить духовных деток, когда изгнан Дух Святой? Это уже не духовные детки, а сиротинушки.

Цветы маленькой Иды Поэтому закономерно возвращение современного читателя к первооснове, т. е. евангельской основе творчества Андерсена, к прочтению его сказок — как молитвенному деланию и форме научения правде Царства Божия от старших поколений новым, в том числе:

О вере:

«И отец увидел, что сверкающие песчинки бросали яркий луч на белую страницу «Книги Истины», на ту страницу, где он искал доказательство жизни вечной. Он взглянул на страницу — на ней ослепительным блеском сияли четыре буквы, составлявшие одно-единственное слово: ВЕРА». («Философский камень»).

О присутствии Божием в мире:

«Ночью стало еще темнее; во мху не светилось ни единого светлячка. Печально улеглась Элиза на траву, и вдруг ей показалось, что ветви над ней раздвинулись, и на нее глянул добрыми очами сам Господь Бог; маленькие ангелочки выглядывали из-за его головы и из-под рук». («Дикие лебеди»).

О Священном Писании:

«В большом шкафу, рядом с камином, хранились книги. Одну из них крестный читал и перечитывал особенно часто, называя ее «Книгой книг»; это была Библия. В ней отражался в ярких образах весь мир земной, история всего человечества, рассказывалось о сотворении мира, о всемирном потопе, о царях и о «Царе царей».

В этой книге говорится обо всем, что было и что будет! — говорил крестный. Вот как много содержит в себе она одна!» («Что сказала вся семья»).

О молитве:

«А все, о чем только может просить человек, вложено в одну краткую молитву «Отче наш!» Она — капля Божественного милосердия, жемчужина утешения, ниспосланная нам Богом. Она кладется, как лучший дар, в колыбельную ребенка, к его сердцу. Дитя, храни ее, как зеницу ока! Не теряй ее никогда, даже когда вырастешь, и ты не заблудишься на спутанных тропинках жизни. Она будет светить изнутри тебя, и ты не погибнешь!» («Что сказала вся семья»).

О предназначении человека, послушании воле Божией:

«Не вечно же нам жить в свое удовольствие! — сказал лен. — Приходится и потерпеть. Зато поумнеешь!… Да, если мне и пришлось пострадать немножко, то зато теперь из меня и вышло кое-что. Нет, я счастливее всех на свете!.. Вот каково было мое назначение! Да ведь это же просто благодать! Теперь и я приношу пользу миру, а в этом ведь вся и суть, в этом-то вся и радость жизни!

Ну, этого мне и во сне не снилось, когда я цвела в поле голубенькими цветочками! — говорила бумага. — И могла ли я в то время думать, что мне выпадет на долю счастье нести людям радость и знания! Я все еще не могу прийти в себя от счастья! Самой себе не верю! Но ведь это так! Господь Бог знает, что сама я тут ни при чем, я старалась только по мере слабых сил своих не даром занимать место! И вот он ведет меня от одной радости и почести к другой! Всякий раз, как я подумаю: «Ну, вот и песенке конец», — тут-то как раз и начинается для меня новая, еще высшая, лучшая жизнь!» («Лен»).

О любви к ближним:

«Хозяин Сары умер, хозяйка впала в бедность, служанку надо было отпустить, но Сара не ушла. Она стала поддержкой вдовы в нужде, работала с утра до поздней ночи и кормила ее трудами рук своих. У вдовы не было никого из близких родственников, кто бы помогал ей, а она между тем слабела день ото дня и по целым месяцам лежала в постели. Кроткая, благочестивая Сара была для нее в это время истым благословением Божиим — она бодрствовала по ночам и ухаживала за больной». («Еврейка»).

О милосердии Божием к кающимся грешникам:

«И вдруг ее всю осияло, как солнцем, — перед ней очутился Ангел Господень в белом одеянии, тот самый, которого она видела в ту страшную ночь у церковных дверей. Но теперь в руках он держал не острый меч, а чудесную зеленую ветвь, усеянную розами. Он коснулся ею потолка, и потолок поднялся высоко-высоко, а на том месте, до которого дотронулся Ангел, заблистала золотая звезда. Затем Ангел коснулся стен — они раздались, и Карен увидела церковный орган, старые портреты пасторов и пасторш и весь народ; все сидели на своих скамьях и пели псалмы. Что это, преобразилась ли в церковь узкая каморка бедной девушки, или сама девушка каким-то чудом перенеслась в церковь?.. Карен сидела на своем стуле рядом с домашними священника, и когда те окончили псалом и увидали ее, то ласково кивнули ей, говоря:

Ты хорошо сделала, что тоже пришла сюда, Карен!

По милости Божьей! — отвечала она.

Торжественные звуки органа сливались с нежными детскими голосами хора. Лучи ясного солнышка струились в окно прямо на Карен. Сердце ее так переполнилось всем этим светом, миром и радостью, что разорвалось. Душа ее полетела вместе с лучами солнца к Богу, и там никто не спросил ее о красных башмаках». («Красные башмаки»).

Трудно найти в истории мировой литературы писателя, чья судьба и творчество столь ярко свидетельствовали об искренней вере в Иисуса Христа, нашего Спасителя. По инициативе и решению Международного совета по детской книге (IBBY), в день рождения великого сказочника Ганса Христиана Андерсена, 2 апреля, весь мир отмечает Международный день детской книги, подчеркивая тем самым непреходящую роль детской книги в формировании духовного и интеллектуального облика новых поколений Земли.

Материал подготовлен Татьяной Сергиенко

Ганс Христиан Андерсен. Детская книга: Гадкий утёнок

Ганс Христиан Андерсен

Жанр: Зарубежная классика, Сказки

Возрастная категория: 0+

Книга: Сказки Андерсена

Читать онлайн

Хорошо было за городом! Стояло лето, рожь пожелтела, овсы зеленели, сено было сметано в стога; по зелёному лугу шагал аист на длинных красных ногах и болтал по-египетски – этому языку его научила мать. За полями и лугами раскинулся большой лес, в чаще его таились глубокие озёра. Да, хорошо было за городом! Солнце озаряло старинную усадьбу, окружённую глубокими канавами с водой; вся полоса земли между этими канавами и каменной оградой заросла лопухом, да таким высоким, что малые ребята могли стоять под самыми крупными его листьями выпрямившись во весь рост. В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу, и вот там-то и сидела на яйцах утка. Сидела она уже давно, и ей это порядком надоело, потому что навещали её редко, – другим уткам было скучно торчать в лопухе да крякать вместе с нею, им больше нравилось плавать по канавам.

Но вот наконец яичные скорлупки треснули. «Пи-и! Пи-и!» – послышалось из них. Это зародыши стали утятами и высунули головки из скорлупок.

– Скорей! Скорей! – закрякала утка.

И утята заторопились, кое-как выкарабкались на волю и стали осматриваться и разглядывать зелёные листья лопуха. Мать им не мешала: зелёный цвет полезен для глаз.

– Как велик мир! – закрякали утята.

Ещё бы! Теперь им было куда просторнее, чем в скорлупе.

– Уж не думаете ли вы, что мир весь тут? – сказала мать. – Нет! Он тянется далеко-далеко, туда, за сад, к пасторскому полю, но там я никогда в жизни не бывала… Ну, вы все здесь? – И она встала. – Ах, нет, не все! Самое большое яйцо целёхонько! Да когда же это кончится? Вот незадача! До чего мне это надоело!

И она опять уселась.

– Ну, как дела? – спросила, заглянув к ней, одна старая утка.

– Да вот ещё яйцо осталось, – ответила молодая утка. – Сижу, сижу, а оно всё не лопается! Но ты посмотри на деток – до чего хороши! Ужасно похожи на отца! А он, беспутный, и не навестил меня ни разу!

– Дай я осмотрю яйцо, которое ещё не треснуло, – сказала старая утка. – Наверное, индюшечье! Меня тоже надули раз. Ну и маялась же я, когда вывела индюшат! Они ведь страсть как боятся воды; уж я и крякала, и звала, и толкала их в воду – не идут, да и только! Дай же мне взглянуть на яйцо. Ну, так и есть! Индюшечье! Брось его; лучше учи своих утят плавать.

– Нет, пожалуй, всё-таки посижу, – отозвалась молодая утка. – Столько просидела, что потерплю ещё немножко.

– Ну, как знаешь, – сказала старая утка и ушла.

Наконец треснула скорлупа самого большого яйца. «Пи-и! Пи-и!» – и вывалился огромный безобразный птенец. Утка оглядела его.

– Вот так верзила! – крякнула она. – И ничуть не похож на остальных. Неужели это индюшонок? Ну, плавать он у меня всё равно будет: заупрямится – столкну в воду.

На другой день погода выдалась чудесная, зелёный лопух был весь залит солнцем. Утка забрала всю свою семью и заковыляла к канаве. Бултых! – Утка шлёпнулась в воду.

– За мной! Скорей! – крикнула она утятам, и те один за другим посыпались в воду.

Сначала они скрылись под водой, но тотчас вынырнули и весело поплыли, лапки у них усердно работали; и безобразный серый утёнок не отставал от других.

– Какой же это индюшонок? – сказала утка. – Ишь как славно гребёт лапками, как прямо держится! Нет, это мой родной сын! И, право же, недурён собой, надо только присмотреться к нему. Ну, скорей, скорей, за мной! Сейчас отправимся на птичий двор, я буду вводить вас в общество. Только держитесь ко мне поближе, чтобы кто-нибудь на вас не наступил, да остерегайтесь кошки.

Вскоре утка с утятами добралась до птичьего двора. Ну и шум тут стоял, ну и гам! Две семьи дрались из-за головки угря, но она в конце концов досталась кошке.

– Вот как бывает в жизни! – сказала утка и облизнула язычком клюв: ей тоже хотелось отведать рыбьей головки. – Ну, ну, шевелите лапками! – приказала она утятам. – Крякните и поклонитесь вон той старой утке. Она здесь самая знатная. Испанской породы, потому такая жирная. Видите, у неё на лапке красный лоскуток? До чего красив! Это знак высшего отличия, какого только может удостоиться утка. Он означает, что хозяева не хотят с ней расставаться; по этому лоскутку её узнают и люди, и животные. Ну, скорей! Да не держите лапки рядышком. Благовоспитанный утёнок должен держать лапки врозь и вкось, как их держат ваши родители. Вот так! Кланяйтесь теперь и крякайте!

Утята поклонились и крякнули, но другие утки только оглядывали их и говорили громко:

– Ну вот, ещё целая орава! Будто нас мало было! А один-то какой безобразный! Нет, этого мы не примем!

И одна утка мгновенно подскочила и клюнула утёнка в затылок.

– Не трогайте его! – сказала утка-мать. – Что он вам сделал? Ведь он никому не мешает.

– Так-то так, но очень уж он велик, да и чудной какой-то! – заметила утка-забияка. – Надо ему задать хорошую трёпку!

– Славные у тебя детки! – проговорила старая утка с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного… Этот не удался! Хорошо бы его переделать.

– Никак нельзя, ваша милость! – возразила утка-мать. – Правда, он некрасив, но сердце у него доброе, да и плавает он не хуже, пожалуй, даже лучше других. Может, он со временем похорошеет или хоть ростом поменьше станет. Залежался в скорлупе, оттого и не совсем удался. – И она провела носиком по пёрышкам большого утёнка. – К тому же он селезень, а селезню красота не так уж нужна. Вырастет – пробьёт себе дорогу!

– Остальные утята очень, очень милы! – сказала старая утка. – Ну, будьте как дома, а если найдёте угриную головку, можете принести её мне.

Вот они и стали вести себя как дома. Только бедного безобразного утёнка – того, что вылупился позже других, – обитатели птичьего двора клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все – и утки, и куры.

– Больно уж он велик! – говорили они.

А индюк, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся и, словно корабль на всех парусах, налетел на утёнка и залопотал так сердито, что гребешок у него налился кровью. Бедный утёнок просто не знал, что ему делать, как быть. Надо же ему было родиться таким безобразным, что весь птичий двор его на смех поднимает!

Так прошёл первый день; потом стало ещё хуже. Все гнали беднягу, даже братья и сестры сердито кричали на него:

– Хоть бы тебя утащила кошка, урод несчастный!

А мать добавляла:

– Глаза бы мои на тебя не глядели!

Утки клевали его, куры щипали, а девушка, что кормила домашнюю птицу, толкала утёнка ногой.

Но вот утёнок вдруг перебежал двор и перелетел через изгородь! Маленькие птички испуганно выпорхнули из кустов.

«Меня испугались, – вот какой я безобразный!» – подумал утёнок и пустился наутёк, сам не зная куда. Бежал-бежал, пока не попал на большое болото, где жили дикие утки. Усталый и печальный, он просидел там всю ночь.

Утром дикие утки вылетели из гнёзд и увидели новичка.

– Ты кто такой? – спросили они; но утёнок только вертелся да раскланивался, как умел.

– Вот безобразный! – сказали дикие утки. – Впрочем, это не наше дело. Только смотри не вздумай с нами породниться!

Бедняжка! Где же ему было думать о женитьбе! Лишь бы позволили ему просидеть тут в камышах да попить болотной водицы – вот и всё, о чём он мечтал.

Два дня провёл он на болоте, на третий явились два диких гусака. Они недавно вылупились из яиц и потому выступали очень гордо.

– Слушай, дружище! – сказали они. – Ты такой безобразный, что, право, даже нравишься нам. Хочешь летать с нами? Будешь вольной птицей. Недалеко отсюда, на другом болоте, живут премиленькие дикие гусыни. Они умеют говорить: «Рап, рап!» Хоть ты и урод, но – кто знает? – может, и найдёшь своё счастье.

«Пиф! Паф!» – раздалось вдруг над болотом, и гусаки замертво рухнули в камыши, а вода окрасилась кровью. «Пиф! Паф!» – раздалось опять, и из камышей поднялась целая стая диких гусей. Пальба разгорелась. Охотники оцепили всё болото, некоторые укрылись в ветвях нависших над ним деревьев. Клубы голубого дыма окутывали деревья и стлались над водой. По болоту шлёпали охотничьи собаки и, пробиваясь сквозь камыш, раскачивали его из стороны в сторону. Бедный утёнок, ни живой ни мёртвый от страха, хотел было спрятать голову под крыло, как вдруг над ним склонилась охотничья собака, высунув язык и сверкая злыми глазами. Она разинула пасть, оскалила острые зубы, но… шлёп! шлёп! – побежала дальше.

– Пронесло! – И утёнок перевёл дух. – Пронесло! Вот, значит, какой я безобразный, – собаке и той противно до меня дотронуться.

И он притаился в камышах, а над головой его то и дело гремели выстрелы, пролетали дробинки.

Пальба стихла только к вечеру, но утёнок ещё долго боялся пошевельнуться. Прошло несколько часов, и наконец он осмелился встать, оглядеться и снова тронуться в путь по полям и лугам. Дул ветер, да такой сильный, что утёнок с трудом подвигался вперёд.

К ночи он добрался до какой-то убогой избушки. Она так обветшала, что готова была упасть, только не решила ещё, на какой бок ей падать, и потому держалась. Утёнка так и подхватывало ветром, – приходилось садиться на землю.

А ветер всё крепчал. Что было делать утёнку? К счастью, он заметил, что дверь избушки соскочила с одной петли и висит криво, – сквозь эту щель нетрудно было проскользнуть внутрь. Так он и сделал.

В этой избушке жила старушка хозяйка с котом и курицей. Кота она звала «сыночком»; он умел выгибать спинку, мурлыкать, а когда его гладили против шерсти, от него даже летели искры. У курицы были маленькие, коротенькие ножки – вот её и прозвали «коротконожкой»; она прилежно несла яйца, и старушка любила её как дочку.

Утром пришельца заметили: кот принялся мурлыкать, а курица кудахтать.

– Что там такое? – спросила старушка, осмотрелась, заметила утёнка, но сослепу приняла его за жирную утку, которая отбилась от дома.

– Вот так находка! – сказала она. – Теперь у меня будут утиные яйца, если только это не селезень. Ну, да поживём – увидим!

И утёнка приняли на испытание. Но прошло недели три, а он так и не снёс ни одного яйца. Господином в доме был кот, а госпожою курица, и оба всегда говорили: «Мы и весь свет!» Себя они считали половиной всего света, притом лучшей его половиной. Утёнку же казалось, что на этот счёт можно быть и другого мнения. Курица, однако, этого не потерпела.

– Умеешь ты нести яйца? – спросила она утёнка.

– Нет.

– Так и держи язык за зубами.

А кот спросил:

– Умеешь ты выгибать спину, мурлыкать и пускать искры?

– Нет.

– Так и не суйся со своим мнением, когда говорят те, кто умнее тебя.

Так утёнок всё и сидел в углу, нахохлившись. Как-то раз вспомнил он свежий воздух и солнце, и ему до смерти захотелось поплавать. Он не выдержал и сказал об этом курице.

– Ишь чего выдумал! – отозвалась она. – Бездельничаешь, вот тебе блажь в голову и лезет! Неси-ка лучше яйца или мурлычь – вот дурь-то и пройдёт!

– Ах, как мне было приятно плавать! – сказал утёнок. – А что за наслаждение нырять в самую глубину!

– Хорошо наслаждение! – воскликнула курица. – Ну, конечно, ты совсем рехнулся! Спроси кота, он умнее всех, кого я знаю, нравится ли ему плавать и нырять? О себе самой я уж и не говорю. Спроси, наконец, у нашей старушки хозяйки, умнее её нет никого на свете. По-твоему, и ей хочется плавать и нырять?

– Не понять вам меня! – сказал утёнок.

– Если уж нам не понять, так кто же тебя поймёт? Может, ты хочешь быть умней и кота, и хозяйки, не говоря уж обо мне? Не глупи, а благодари лучше создателя за всё, что для тебя сделали. Приютили тебя, пригрели, приняли в свою компанию, – и ты от нас многому можешь научиться, но с таким пустоголовым, как ты, и говорить-то не стоит. Ты мне поверь, я тебе добра желаю, потому и браню тебя, – истинные друзья всегда так делают. Старайся же нести яйца или научись мурлыкать да пускать искры!

– Я думаю, мне лучше уйти отсюда куда глаза глядят! – сказал утёнок.

– Скатертью дорога! – отозвалась курица.

И утёнок ушёл. Он плавал и нырял, но все животные по-прежнему презирали его за уродливость.

Настала осень, листья на деревьях пожелтели и побурели, ветер подхватывал и кружил их; наверху, в небе, стало холодно; нависли тяжёлые облака, из которых сыпалась снежная крупа. Ворон, сидя на изгороди, во всё горло каркал от холода: «Крра-а! Крра-а!» От одной мысли о такой стуже можно было замёрзнуть. Плохо приходилось бедному утёнку.

Как-то раз, под вечер, когда солнце так красиво закатывалось, из-за кустов поднялась стая чудесных больших птиц, утёнок в жизни не видывал таких красивых – белоснежные, с длинными гибкими шеями! То были лебеди. Они закричали какими-то странными голосами, взмахнули великолепными большими крыльями и полетели с холодных лугов в тёплые края на синие озёра. Высоко-высоко поднялись они, а бедного безобразного утёнка охватило смутное волнение. Он волчком завертелся в воде, вытянул шею и тоже испустил такой громкий и странный крик, что и сам испугался. Чудесные птицы не выходили у него из головы, и, когда они окончательно скрылись из виду, он нырнул на самое дно, вынырнул, но всё никак не мог прийти в себя. Утёнок не знал, как зовут этих птиц и куда они улетели, но полюбил их так, как не любил до сих пор никого на свете. Он не завидовал их красоте. Быть похожим на них? Нет, ему это и в голову не могло прийти! Он был бы рад, если бы хоть утки-то его от себя не отталкивали. Бедный безобразный утёнок!

А зима стояла холодная-прехолодная. Утёнку приходилось плавать без отдыха, чтобы не дать воде замёрзнуть, но с каждой ночью свободное ото льда пространство всё уменьшалось. Морозило так, что лёд трещал. Утёнок без устали работал лапками, но под конец обессилел, замер и примёрз ко льду.

Рано утром мимо проходил крестьянин и увидел замёрзшего утёнка. Он пробил лёд своими деревянными башмаками, отнёс утёнка домой и отдал его жене. В доме крестьянина утёнка отогрели.

Но вот дети как-то раз задумали поиграть с утёнком, а он вообразил, что они хотят его обидеть, и со страха шарахнулся прямо в миску с молоком. Молоко расплескалось, хозяйка вскрикнула и всплеснула руками, а утёнок взлетел и угодил в кадку с маслом, а потом в бочонок с мукой. Ох, на что он стал похож! Крестьянка кричала и гонялась за ним с щипцами для угля, дети бегали, сшибая друг друга с ног, хохотали, визжали. Хорошо, что дверь была открыта: утёнок выбежал, кинулся в кусты, прямо на свежевыпавший снег, и долго-долго лежал в оцепенении.

Грустно было бы описывать все злоключения утёнка в течение этой суровой зимы. Когда же солнце стало снова пригревать землю своими тёплыми лучами, он залёг в болото, в камыши. Вот запели и жаворонки. Наступила весна.

Утёнок взмахнул крыльями и полетел. Теперь крылья его шумели и были куда крепче прежнего, – не успел он опомниться, как очутился в большом саду. Яблони тут стояли все в цвету, душистая сирень склоняла свои длинные зелёные ветви над извилистым каналом.

Ах, как тут было хорошо, как пахло весною! Вдруг из зарослей выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, словно скользили по воде. Утёнок узнал красивых птиц, и его охватила какая-то странная грусть.

«Полечу-ка я к этим царственным птицам! Они, наверное, убьют меня за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, – ну и пусть! Лучше пусть они меня прогонят, чем сносить щипки уток и кур и пинки птичницы да терпеть холод и голод зимой».

И он слетел на воду и поплыл навстречу красавцам лебедям, а те, завидев его, тоже устремились к нему.

– Убейте меня! – сказал бедняжка и опустил голову, ожидая смерти.

Но что же он увидел в чистой, как зеркало, воде? Своё собственное отражение. И теперь он был уже не безобразной тёмно-серой птицей, а лебедем!

Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца.

Теперь он был рад, что перенёс столько горя: он лучше мог оценить своё счастье и всю красоту, что его окружала. Большие лебеди плавали около него и гладили его клювами.

В сад прибежали маленькие дети, они стали бросать лебедям зёрна и хлебные крошки, а самый младший закричал:

– Новый, новый!

Остальные подхватили: «Да, новый, новый!» – и захлопали в ладоши, приплясывая от радости, потом побежали за отцом и матерью и стали снова бросать в воду крошки хлеба и пирожного. И все говорили, что новый лебедь – самый красивый. Такой молоденький, такой чудесный!

И старые лебеди склонили перед ним головы.

А он совсем смутился и невольно спрятал голову под крыло. Он не знал, что делать. Он был невыразимо счастлив, но ничуть не возгордился, – доброму сердцу чуждо высокомерие. Он помнил то время, когда все его презирали и преследовали; теперь же все говорили, что он прекраснейший между прекрасными! Сирень склонила к нему в воду свои душистые ветви, солнце ласкало его и грело… И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик:

– Мог ли я мечтать о таком счастье, когда был гадким утёнком!

Другие сказки Андерсена

Дикие лебеди

Русалочка

Пастушка и трубочист

Принцесса на горошине

Сказки
Андерсена давно стали классикой детской литературы и прочно вошли в школьное
чтение. Они являются неотъемлемой частью школьного литературного канона 20-21
веков. Об этом свидетельствуют результаты проведенного нами анализа учебников
по литературному чтению трёх УМК начальной школы: «Школа России», «Начальная
школа
XXI века» и «Перспектива». Целью анализа было
изучение литературоведческого анализа произведений Г.Х. Андерсена в
учебной программе для школьников младших классов.

Прежде
всего были установлены произведения Г.Х. Андерсена, включенные в курс
литературного чтения в указанных УМК. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица
1. Произведения Г.Х Андерсена, изучаемые в УМК начальной школы

УМК «Начальная школа XXI века»

(Ефросинина Л.А.)

УМК «Школа России»

(Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.)

УМК «Перспектива»

(Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.)

1 класс

2 класс

«Пятеро из одного стручка»

«Елка» (самостоятельное чтение)

«Стойкий оловянный солдатик» (самостоятельное чтение)

«Принцесса на горошине»

3 класс

«Снеговик» (в сокращении)

«Гадкий утенок»

4 класс

«Дикие лебеди» (в сокращении)

«Дети года»

(стихотворение)

«Русалочка»

«Дикие лебеди»

(в сокращении)

«Пятеро из одного стручка»

«Чайник»

В
ходе анализа УМК были сделаны следующие выводы.

1.
В 1 классе в анализируемых УМК творчество Г.Х. Андерсена не изучается;

2.
По программам УМК «Начальная школа XXI века» и УМК «Школа России» дети изучают
творчество Г.Х. Андерсена на протяжении 3-х лет. Причем «Начальная школа XXI
века» предлагает 6 сказок, а «Школа России» — 3 (по одной в год). В УМК
«Перспектива» сказки Андерсена представлены только в учебнике по литературному
чтению за 4 класс (3 сказки).

3.
В программу по литературному чтению УМК «Начальная школа
XXI века» включено больше сказок Г.Х. Андерсена, чем в программы остальных
УМК, однако учебные часы выделяются только на 3 сказки, как и в других
программах (сказки «Елка» и «Стойкий оловянный солдатик» рекомендованы для
самостоятельного чтения).

4.
Многие известные произведения Г.Х. Андерсена, такие как «Дюймовочка», «Новое
платье короля», «Снежная королева», не включены в школьную программу. Возможно,
в связи с их значительным объемом или с возможными трудностями в пересказе
содержания («Новое платье короля»).

5.
Примечательно, что сказки Андерсена, рекомендованные к чтению анализируемыми
программами обучения, абсолютно различны (совпадают только сказки «Пятеро из
одного стручка» и «Дикие лебеди» — в УМК «Начальная школа XXI века» и
«Перспектива»), тем интереснее логика подбора произведений Г.Х Андерсена в
каждой программе начальной школы.

УМК
«Начальная школа XXI века» предлагает ребятам для чтения во втором классе
сказки «Елка», «Пятеро из одного стручка» и «Стойкий оловянный солдатик».
«Пятеро из одного стручка» учит детей тому, что в жизни надо приносить пользу.
Сказка «Елка» предлагает им не столько стремиться в неизвестное будущее,
сколько обратить внимание на то, что окружает их сейчас и радоваться каждому
моменту своей жизни. Сказка о стойком оловянном солдатике показывает детям, что
такое любовь, честь и верность и что надо оставаться хорошим человеком,
несмотря ни на что и не ожидая за это наград. В третьем классе детям
предлагается познакомиться со сказкой «Снеговик», смысл которой заключается в
том, что за своими мечтами можно не увидеть того, что есть рядом, и пропустить
всю свою жизнь. В учебник по литературному чтению для четвертого класса
включены сказка «Дикие лебеди» и стихотворение «Дети года». Сказка «Дикие
лебеди» показывает детям пример стойкости и настойчивости в достижении своей цели.

В
целом можно сделать вывод, что сказки Андерсена в УМК «Начальная школа XXI
века» очень разноплановы и предлагают детям задуматься над тем, как жить, как
относиться к окружающим, чему радоваться и к чему стремиться.

В
УМК «Школа России» во 2 классе детям предлагается познакомиться со сказкой
«Принцесса на горошине». Основная идея сказки
состоит в том, что нельзя судить о человеке по внешности – его суть
раскрывается в его поведении, его отношении к определенным вещам. Примерно
такая же мысль выражается в сказке «Гадкий утенок», включенной в учебник для
3-го класса, но эта сказка глубже, чем «Принцесса на горошине», по ее прочтении
можно сделать для себя еще много полезных выводов. В учебнике 4 класса мы
находим сказку «Русалочка», воспевающую самопожертвенность во имя любимого
человека, всепрощение и доброту. Можно заметить, что подбор сказок,
предлагаемых в УМК «Школа России», имеет строгую логику: от простого к
сложному; от интереса
через сочувствие к восхищению. Но все три сказки, по сути,
проводят похожие идеи и направлены преимущественно на социализацию ребенка:
люди разные, говорят они, не обижай отличающегося от тебя; учись смотреть не на
внешность, а на то, что в душе человека, и будь добр ко всем людям, несмотря на
их отношение к тебе.

В УМК «Перспектива» творчество Андерсена представлено
также тремя сказками, но изучается оно только в 4 классе. Дети читают сказки
«Дикие лебеди», «Пятеро из одного стручка» и «Чайник». Все три сказки, несмотря
на их различия (одна волшебная и две бытовых; разный тип повествования: от
автора или от лица главного персонажа), говорят о том, что жизнь имеет
ценность, только когда ты нужен кому-то.

Таким образом, творчество Андерсена в УМК «Начальная
школа
XXI
века» тематически представлено более многопланово, чем в других УМК, но,
думается, глубоко проникнуть в суть всех представленных в программе сказок дети
(особенно во втором классе) не смогут. Думается, что подход к изучению сказок
Г.Х Андерсена, представленный в УМК «Школа России», наиболее разумен, чем в других
УМК: произведения писателя изучаются на протяжении 3-х классов, как уже
говорилось выше, от простого к сложному и подбор сказок направлен
преимущественно на социализацию ребенка.

Комплексное рассмотрение произведений датского
сказочника в 4 классе в УМК «Перспектива» также видится вполне логичным, но, по
нашему мнению, такой подход несколько обделяет учащихся на протяжении первых
лет обучения в начальной школе. Сказки Ганса Христиана Андерсена – это истории,
которые учат маленьких читателей доброте, состраданию, воспитывают твердость
духа, умение противостоять невзгодам. По словам писателя, нет сказок лучше тех,
которые создает сама жизнь. В своих произведениях он умно и тонко помогает
увидеть красоту обыденных вещей, воспитывает такие качества, как честность,
храбрость. Поэтому изучение его сказок должно быть в школьной программе младших
классов, и не одно произведение, а комплекс похожих между собой сказок, чтобы
показать детям со всех сторон то нравственное качество, которое нужно
воспитать. Изучать творчество Г.Х. Андерсена нужно на протяжении всех лет
обучения в начальной школе.

6.
Различное распределение сказок Г.Х Андерсена в программах литературного чтения
начальной школы определило и разные приемы литературоведческого анализа,
используемые в работе на уроке.

В.И.
Влащенко в своей статье «Исследовательская работа учителя и учеников на уроках
чтения» на примере методической разработки урока по сказке Г.Х. Андерсена
«Стойкий оловянный солдатик» показывает, что изучение сказок в начальной школе
должно осуществляться «с помощью тщательно продуманной системы вопросов,
направленных на активизацию работы души и ума, ведущих читателя-ребёнка к
осмыслению своих чувств, от подсознательного понимания через анализ текста к
осознанному открытию нравственно-духовного смысла произведения» [Влащенко
1999].

Для
более успешного усвоения нравственных норм сказок Г.Х. Андерсена
исследователями рекомендуется применение на уроках литературного чтения в
начальной школе следующих приемов и форм работы:

·      
Составление плана произведения. Сказки Г.Х
Андерсена имеют достаточно большой объем, что осложняет их восприятие учащимися
младших классов. Поэтому составление четкого плана произведения, безусловно,
будет способствовать более успешному анализу, пересказу и осмыслению детьми
нравственной составляющей сказки.

·      
Чтение по ролям. Помогает лучше раскрыть характеры
персонажей и прочувствовать эмоциональный фон сказки, а также развивает навыки
выразительного чтения.

·      
Определение особенностей композиции сказки.
Повышает сознательность восприятия сказки учащимися.

·      
«Словесное рисование». Способствует выявлению
характерных черт персонажей и, соответственно, позволяет детям быстрее
определить нравственный посыл произведения.

·      
Составление диафильма. Развивает творческое
мышление, способствует восприятию содержания текста и облегчает его осмысление.

·      
Использование методов критического мышления
(составление синквейна, кластера; метод «Фишбоун» (Рыбий скелет); метод
«Толстые и тонкие вопросы», «Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума»)» и др.).

Многие
из отмеченных выше приемов применяются в процессе литературоведческого анализа
сказок Г.Х. Андерсена в изучаемых нами УМК начальной школы.

Рассмотрим
методику литературоведческого анализа сказок в каждом УМК.

Прежде
всего необходимо отметить, что во всех учебно-методических комплектах тексты
сказок Андерсена сопровождаются красочными иллюстрациями, позволяющими детям
проникнуться атмосферой сказки, представить ее персонажей (см. Рис. 1; Рис. 2).

image001

Рис. 1. Иллюстрация к сказке «Принцесса на горошине» в учебнике по
литературному чтению УМК «Школа России» (2 кл.)

image002

Рис. 2. Иллюстрация к сказке «Дикие лебеди» в учебнике по литературному
чтению УМК
«Начальная школа XXI века» (4 кл.)

Как
уже отмечалось выше, в учебно-методическом комплексе «Начальная школа XXI века»
две сказки Андерсена («Елка» и «Стойкий оловянный солдатик») выделены для
самостоятельного чтения. Для рассмотрения на уроке предлагаются сказки «Пятеро
из одного стручка» (2 класс),
«Снеговик»
(в сокращении) (3 класс) и «Дикие лебеди» (в сокращении)

(4 класс). Вопросы для анализа сказки
«Снеговик» в учебнике не представлены и требуют от учителя специальной,
тщательной подготовки к уроку.

Методика анализа сказки «Пятеро
из одного стручка» вполне стандартна и предполагает поиск в тексте ответов на
заданные вопросы («1. О чем мечтали горошины? Какие слова говорили
горошины, улетая в широкий мир? Найди и прочитай. 2. Чему радовалась больная
девочка? Как ее мать ухаживала за горошком? Найди ответ в тексте. 3*. Что стало
с другими горошинами? Расскажи или прочитай»
). Для 2-го класса это
правильная методика, поскольку дети только учатся пересказывать текст. Затем
следует вопрос, связанный с усвоением учащимися соответствующих
литературоведческих терминов («Это литературная или народная сказка?»),
и завершает работу над текстом сказки творческое коммуникативное задание: «Подготовь
рассказ о горошине, которая тебе понравилась».
Основная идея сказки на
уроке, судя по вопросам, не формулируется.

В
четвертом классе при изучении сказки «Дикие лебеди» работа над текстом
усложняется. Дети должны понять символику названия произведения («Подумайте,
почему Х.-К. Андерсен так озаглавил эту сказку»
), установить композиционное
своеобразие произведения и дать характеристику героям («2. Как начинается
сказка? Какими представляет автор принцев и Элизу? Прочитайте. 3. Какими вы
представляете героев сказки? Опишите или нарисуйте на альбомном листе. 4.
Перечитайте каждую часть и озаглавьте»
). Используются коммуникативные и
творческие задания: «Перескажите ту часть, которая вам понравилась»;
«Назовите положительных и отрицательных героев сказки. Подготовьте об одном из
них рассказ».

В
учебно-методическом комплексе «Школа России» изучение творчества Андерсена
начинается тоже во втором классе, но со сказки «Принцесса на горошине». Перед
чтением текста сказки предполагается проведение предварительной словарной
работы: непонятные для детского восприятия слова выделены в тексте ярким цветом
(см. Рис. 3), толкование их значений дается в общем словарике в конце учебника.
Вопросы к сказке наводят детей на понимание идеи сказки (внешность обманчива,
человека надо оценивать по характеру, по воспитанию): «1. Как выглядела
принцесса, которая постучалась в ворота? Опиши ее. 2. В какой момент все
поняли, что принцесса настоящая? 3. Как ты думаешь, в каких ситуациях можно
употребить выражение «принцесса на горошине»? Приведи примеры. 4. Составьте с
другом несколько диалогов на эту тему».
Как видим, каждый вопрос
сопровождается коммуникативным заданием: составить рассказ-описание, привести
примеры из собственного опыта, составить диалог.

image003

Рис. 3. Отрывок из сказки «Принцесса на горошине» в учебнике по
литературному чтению УМК «Школа России» (2 кл.)

Аналогично
строится работа с текстом сказки «Гадкий утенок» в учебнике за 3 класс: «1. Представь
то место, где утка высиживала своих утят. Опиши его по памяти. 2. Почему утенок
сбежал с птичьего двора? Расскажи о его приключениях. 3. Найди в тексте
описание красивых, чудесных птиц, нарисуй словесную картинку к этому эпизоду»
.
Однако литературоведческий анализ углубляется: появляются вопросы, направленные
на развитие эмоциональной сферы учащихся («4. Расскажи, когда ты
сочувствуешь утенку, переживаешь за него, а когда радуешься»),
образного и
логического мышления («Сделай иллюстрации к тексту, чтобы они помогли
передать содержание сказки подробно»; «Расскажи, как жилось гадкому утенку
среди уток и как – среди лебедей»
– логическая операция сравнения; «Как
ты думаешь, почему Г.-Х. Андерсен назвал свою сказку «Гадкий утенок»? Кого мы
обычно так называем?»
– логическая операция обобщения). Очень важно, чтобы
в сознании ребенка закрепилось не только представление об отдельно взятой
сказке, но и о ее месте в творчестве писателя. На решение этой задачи
направлены вопросы: «Вспомни, что ты знаешь о великом сказочнике
Г.-Х. Андерсене. Где и когда он жил? Какие сказки Г.-Х. Андерсена ты читал
раньше? Расскажи одну из них».

В
учебнике за 4 класс УМК «Школа России» представлена сказка Г.Х.Андерсена
«Русалочка». Вопросы к тексту направлены на формирование у учащихся самых
разных коммуникативных умений и навыков: выражение собственного мнения («1.
Можно ли сказать, что сказка Г.-Х. Андерсена о любви? Выскажи свое мнение».
);
аргументация собственной позиции («2. Почему русалочка решила проститься со
своей подводной жизнью и стать человеком? Виноват ли кто-нибудь в том, что ее
мечты не
сбылись?
Объясни свою точку зрения. 3. Как ты относишься к героине? А как автор
относится к ней? Почему? Приведи примеры из текста»
);
устное сочинение (4. Самостоятельно составь рассказ о русалочке по плану:
где жила русалочка, какой она была, какая история с ней произошла, как я
отношусь к ее поступку)
; составление плана (5. Раздели текст на части,
составь план. Запиши его в «Рабочую тетрадь»)
; включение произведения в
контекст творчества писателя (6. Найди в библиотеке книгу сказок Г.-Х.
Андерсена. Какие другие произведения ты читал или хотел бы прочитать? Составь
список. Запиши его в «Рабочую тетрадь»
).

Таким
образом, в работе с текстами Г.Х Андерсена в УМК «Школа России» наблюдается
постепенное углубление литературоведческого анализа, а также расширение и
усложнение коммуникативных заданий.

В
учебно-методическом комплексе «Перспектива» учащиеся знакомятся с творчеством
Г.Х. Андерсена только в 4 классе. Поэтому литературоведческий анализ
произведений строится на основе разнообразных и достаточно сложных заданий.
Изучаются три сказки Г.Х. Андерсена: «Дикие лебеди», «Пятеро из одного
стручка» и «Чайник».

В
послетекстовых вопросах к сказкам «Дикие лебеди» и «Пятеро из одного стручка»
детям предлагается определить и охарактеризовать героев: «<…>
прочитайте до конца сказку «Дикие лебеди». О чем и о ком рассказывается в ней?»

(«Дикие лебеди»); «Кого мы можем назвать героем сказки? Только ли девочку и
ее мать? Объясните свое мнение»; «Какие горошины, по мнению Андерсена, были
самыми замечательными? Как считаете вы?»
(«Пятеро из одного стручка»). При
характеристике персонажей дети учатся выражать свое мнение. В вопросах по обеим
сказкам детям предлагается также сформулировать «суть сказки».
Формируются навыки выразительного чтения.

При
изучении сказки «Пятеро из одного стручка» внимание детей концентрируется на
приеме иносказания («Посмотрите на людей вокруг и попробуйте применить смысл
сказки к ним»)
. Сказка «Чайник» сопровождается творческим заданием на
реализацию этого приема:  «Придумайте, подражая Андерсену, свою историю о
каком-нибудь предмете. Расскажите ее в форме сказки. Представьте, что предмет
ожил. Подумайте, как он будет выглядеть, что говорить, какие события будут с
ним происходить. Какими чертами характера вы наделите предмет?».

Параллельно повторяются другие литературоведческие понятия: «Какие
особенности сказок вы используете (зачин, троекратные повторы, развитие
действия, концовка, сказочные устойчивые выражения, волшебные превращения)?»

Изучение
сказки «Дикие лебеди» также сопровождается творческим заданием коммуникативного
плана: «Напишите отзыв в «Творческой тетради», используя план». На
следующей после текста сказки странице дан план написания отзыва (см. Рис. 4),
по которому учащиеся пишут отзыв. Вопросы имеют воспитательный характер,
направлены на выявление нравственных аспектов: «в чем мудрость сказки?», «чему
она научила?» и т.д.

image004

Рис. 4. План написания отзыва в
учебнике литературного чтения УМК «Перспектива» (4 кл.)

Интересное
задание коммуникативного типа предлагается после чтения сказки «Пятеро из
одного стручка»: «Попробуйте с друзьями сделать пьесу по этой сказке. Не
забудьте использовать мимику, жесты и интонацию».

Проведенный
анализ учебных программ и учебно-методических пособий по литературному чтению
дает возможность выделения следующих особенностей изучения сказок Г.Х.
Андерсена в начальной школе:

·      
Представленные в программах произведения Г.Х.
Андерсена различаются, как и их количество.

·      
Биография автора на уроках литературного чтения не
изучается. Представляется, однако, что биография при изучении творчества
Г.Х. Андерсена важна, т.к. его сказки – это отражение его жизни, некоторые
герои его сказок – это олицетворение самого Андерсена;

·             
К произведениям предлагаются комплексы различных
вопросов и заданий, помогающих раскрытию основной идеи произведения и
способствующих развитию творческого мышления. Можно выделить несколько групп
вопросов:

o          
вопросы, направленные на выявление основного
замысла произведения, его проблемы: «О чем эта сказка?», «Почему автор так
назвал сказку?», «Какое главное событие сказки?»;

o          
вопросы на воспроизведение содержания: «Что стало с
другими горошинами? Расскажи или прочитай», «В какой момент все поняли, что
принцесса настоящая?», «Представь то место, где утка высиживала своих утят.
Опиши его по памяти»;

o              
вопросы, связанные с образом героя: «Как автор
говорит о каждом месяце, какие слова подбирает для этого?», «Как выглядела
принцесса, которая постучалась в ворота? Опиши ее», «Как ты относишься к
героине? А как автор относится к ней? Почему?»;

o              
вопросы, направленные на развитие творческого
мышления: «Перечитайте каждую часть и озаглавьте»,
«Составьте с другом несколько диалогов на эту тему», «Напишите отзыв в «Творческой тетради», используя план», «Придумайте,
подражая Андерсену, свою историю о каком-нибудь предмете».

·             
Не все учебно-методические комплекты достаточно
полно раскрывают авторскую идею произведений и целесообразно используют
потенциал сказок Андерсена для литературного развития учащихся. В УМК
«Начальная школа XXI века» задания, направленные на литературоведческий анализ,
во втором классе охватывают только композицию произведения, а смысл сказки
остается невыясненным; в 4 классе к композиционному добавляется анализ образной
системы, выявляется смысл произведения, но акцентирования на его нравственном
посыле не делается (нет творческих заданий). В УМК «Школа России» литературоведческие
задания усложняются в зависимости от уровня развития младшего школьника, но они
достаточно стандартны, а подобранные сказки несколько односторонне раскрывают
тему нравственности. В УМК «Перспектива» изучение творчества Г.Х. Андерсена
представлено только в четвертом классе и литературоведческие задания хотя и
сложные, но интересные, творческие, способствующие тому, чтобы дети поняли
смысл произведений. Однако творчество Андерсена представлено, по сути, в конце
курса литературного чтения для начальной школы, тогда как знакомство с
произведениями этого писателя у детей происходит гораздо раньше

На
наш взгляд, произведения Г.Х. Андерсена должны изучаться на протяжении всего
курса литературного чтения для начальной школы (как в УМК «Школа России»), с постепенным
усложнением литературоведческого анализа и с применением разнообразных приемов,
нацеленных на развитие творческого мышления учащихся (как в УМК «Перспектива»).

ВЫВОДЫ

Сказки
Андерсена давно и прочно вошли в практику уроков литературы в школе. В
начальной школе изучение сказок Андерсена зависит от программы, по которой
учатся школьники.

По
итогам анализа программ можно сделать вывод, что творчество Г.Х. Андерсена в
начальной школе изучается не достаточно широко. Работа над сказками Андерсена
позволяет использовать разные виды заданий, направленных на развитие
коммуникативной и литературоведческой компетенций учащегося, а также на
развитие его творческого мышления.

На чтение 6 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Андерсен. Краткие содержания произведений

Сюжет и композиция

Сказка начинается с традиционного «жила-была». В экспозиции рассказывается о том, как женщина пошла к колдунье и вырастила из волшебного зерна похожий на тюльпан цветок, в котором оказалась Дюймовочка. Жизнь Дюймовочки у мамы подобна кукольной: она только плавает в лодочке из лепестка тюльпана и спит в лакированной скорлупе грецкого ореха. Это ещё преджизнь, ожидание жизни.

Завязка начинает череду приключений Дюймовочки. Всё, что с ней случается, с одной стороны, проявляет душевные качества девочки, с другой – становится бесценным жизненным опытом. Дюймовочка понимает, что не хочет жить у гадкой жабы, она благодарна рыбкам, перегрызшим стебелёк листа. Дюймовочка сочувствует мотыльку, виновницей несчастья и, возможно, гибели которого стала девочка, привязав мотылька поясом к листу.

У майского жука Дюймовочка узнала, как мимолётны привязанности, как относительна красота. Дюймовочка познала нищету, голод и холод, смирение. У полевой мыши она научилась услужливости и благодарности. Доброта и жалость Дюймовочки, накрывшей тёплым ковром и пухом ласточку, спасла птичке жизнь. Девочка научилась жертвовать, отдав ласточке собственное одеяльце – лист мяты.

Дюймовочка стойко переносит все жизненные невзгоды, она смирилась со своей незначительностью, подчинённым и зависимым положением. Дюймовочка безропотно готовит наряды к свадьбе, хотя ей не нравится скучный крот. Единственное, чего не может вынести девочка – расставания с солнышком. Кульминация сказки – побег Дюймовочки с ласточкой в тёплые края.

Развязка у сказки счастливая. Хоть Дюймовочка улетает в неизвестность, она находит своё счастье, потому что не теряет надежды на него. А счастье живых существ состоит в том, чтобы жить в гармонии с миром, природой и с обществом единомышленников. То есть такими же эльфами, как и сама Дюймовочка. Крылышки, которые преподносят эльфы Дюймовочке – единственное материальное воплощение её качеств, которые действительно превосходят человеческие и близки к ангельским.

Сказка замыкается на рассказчике, которому ласточка сообщает историю о Дюймовочке. Так сказка превращается в достоверную историю, рассказанную из первых уст.

Читать краткое содержание сказки Дюймовочка Андерсена

Сказка “Дюймовочка” была написана Гансом Христианом Андерсеном. В ней рассказывается о том, как одна женщина очень хотела иметь ребёнка. Отчаявшись, она пошла к какой-то колдунье, которая сжалилась над бедной женщиной, и дала ей волшебное зерно. Его нужно было посадить в землю. Женщина так и сделала: она положила в горшок для цветов зернышко, поливала его и в скором времени появился нежный цветок, который имел форму тюльпана. На его лепестке сидела крошечная девочка с длинными ресницами. За её маленький рост, девочку назвали Дюймовочкой.

Стояла прекрасная солнечная тёплая погода. Дюймовочка спала в ореховой скорлупе прямо на подоконнике, и ласковый ветер нежно теребил её локоны. Девочка была счастлива.

Однажды ночью в открытое окно, когда Дюймовочка сладко спала, вскочила большая зелёная жаба. Она схватила ореховую скорлупу, в которой находилась девочка и поскакала на болото. Её громкое кваканье разбудило Дюймовочку, и она открыла глаза. Каково же было её удивление, когда она осознала, что находится далеко от дома, прямо на листе кувшинки. С широко раскрытыми глазами от ужаса, девочка смотрела на жабу, которая ей что-то квакала.

Всё лето жила девочка на природе. Она сплела себе небольшую кроватку из листьев и травинок. В дождь она укрывалась листом лопуха, а в ясную погоду грелась на солнышке.

Лето закончилось, а на смену ему пришла холодная осень с частыми ливнями и холодными ветрами. А затем и вовсе наступила зима. Девочка буквально умирала от холода и без пищи. Однажды она набрела на нору большой мыши, и постучала в дверь. Мышь оказалась сердобольной, и сразу же впустила Дюймовочку в дом. Девочка съела половинку зерна и сразу почувствовала себя лучше. Полевой мыше пришлось по душе, что девочка мало ест, и она оставила её у себя. По соседству жил слепой крот. Он был затворником и не любил солнечный свет. Всё его занятие сводилось к тому, что он всё время пересчитывал своё богатство. Однажды в голову мыше пришла в голову гениальная идея: она решила выдать Дюймовочку замуж за крота. Девочка сопротивлялась изо всех сил. Однажды гуляя по подземным владениям крота, она увидела большую мёртвую птицу. Она лежала на холодной земле, и не шевелилась. Это была ласточка. Девочка ласково погладила брюшко большой птицы, и вдруг услышала, что у неё бьётся сердце.

Дюймовочка образовалась и сразу же подсунула под неё несколько прошлогодних листьев, и ещё прикрыла её сверху. Всю зиму добрая девочка ухаживала за больной птицей, а когда пришла весна, ласточка окрепла, и улетела. На прощание она от всего сердца поблагодарила Дюймовочку.

Тем временем настойчивая мышь готовилась к свадьбе. Когда Дюймовочке больше ничего не осталось, как только согласиться, она попросила отпустить её полюбоваться солнышком. Крот и мышь удивились странной просьбе девочке, но всё-таки согласились.

Дюймовочка прощалась с солнечным светом, как вдруг услышала, как кто-то её зовёт. Это снова была ласточка. Она летела в тёплые края, и Дюймовочка решила лететь с ней. Она села на спинку к милой ласточке, и они полетели.

Полевая мышь выбежала посмотреть, где же Дюймовочка, и была крайне удивлена, увидев, что девочка улетела. Они летели над лесами и морями, и в конце концов прилетели в какую-то волшебную страну. К ней на встречу из цветка вылетел прекрасный эльф, и сразу пленил сердце очаровательной Дюймовочки.

1 класс

Оцените произведение: Голосов: 247

Читать краткое содержание Дюймовочка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Характер

Подобно Гадкому Утёнку и некоторым другим персонажам Андерсена, Дюймовочка является персонажем-«аутсайдером», ищущим своё место в обществе. Такие герои вызывают у автора симпатию.

Литературное направление и жанр

«Дюймовочка» – литературная сказка. Образ маленькой девочки близок образу Мальчика-с-пальчика братьев Гримм. Из фольклорных мотивов в сказке разве что рождение ребёнка из зерна у бездетной матери.

Даже в детской сказке чувствуется влияние романтизма. Хотя Дюймовочка и девочка, но она будто принадлежит другому миру. Человеческий мир враждебен хрупкой крошечной девочке, она одинока и никем не понята. Только в далёкой идеальной стране она находит себе подобных.

УникаЛьнаЯ

Заведу сейчас — вроде по календарю воскресенье же :) Хотя неделя была такая суетная, что прочитать успела только «Дети времени» Адриана Чайковски. Ну… такое. Фантастика. но попытка запихнуть много-много веков в одну книгу привела к катастрофической упрощенности персонажей, а если добавить, что сопереживать этому… зарождающемуся чуждому разуму практически нереально (для меня, по крайней мере), т о чтение оказалось максимально неэмоциональным и таким… как параграф по истории. Факты, даты, события, какие-то значимые личности вроде есть.
В общем, не могу сказать, что понравилось, хотя идея довольно хороша. Наверное, сериал бы вышел неплохой.

А вы что успели прочитать за новогоднюю неделю? :) Ну, кроме сказки Пушкина. конечно, ее большинство, думаю, практически наизусть знает :))

ЗЫ — я опять сейчас убегаю, вернусь и буду отвечать… Ну или в метро что-то смогу написать.

02.01.2022 15:24:25,

58 комментариев

нашла в мужниных запасах интересную книжку. Конзалик «Человек-катасрофа». в детективной серии издано, но это скорее-социально-психологическая драма, любимая немецкими писателями, типа «почему они такие». поколенческое, про врежное влияние старых больших денег на молодое поколение.

а вообще Конзалика я узнала сначала по его более современным романам, на немецком читала, ради языка. у него целая серия про Россию. воспринимала с гомерическим смехом


03.01.2022 00:19:47, ALora

УникаЛьнаЯ

Ух ты, я даже и не слышала. Обязательно найду, по крайней мере, человека-катастрофу :)
03.01.2022 00:46:49, УникаЛьнаЯ

ну… не обещаю, что сильно читабельно (но на фоне найденного ранее советского милицейского романа — прямо хорошо зашло). вообще-то у него самый старперский драйв пошел с темой России.Полет над Тифлисом я нашем у бюро зачитывала в моем синхронном переводе — все валялись от смеха.

03.01.2022 02:33:24, ALora

Храбрая виолончелистка

П. Хэммонд «Ричард III и битва при Босворте». Это, я вам скажу, не ангажированные Елизаветой Тюдор Шекспир, а ранее её папенькой Томас Мор…Вот так-то страшный горбун с сухой рукой превращается в храброго воина и вполне разумного и решительного правителя.
02.01.2022 21:06:53, Храбрая виолончелистка

УникаЛьнаЯ

О, интересно. Спасибо, постараюсь запомнить и когда-нибудь осилить )
02.01.2022 23:36:17, УникаЛьнаЯ

Я вторую неделю не читаю ничего! Аж страшно! Вот что то некогда. Нет конечно я нашла время досмотреть 2 сезон Ведьмака. А вот почитать нет! Вот думаю начать что ли ведьмака читать. Я когда то читала. Но только первую книгу. А там похоже дальше веселее
02.01.2022 18:39:52, Верная жена

УникаЛьнаЯ

О, я Ведьмака читала… книг пять :) Но не могу сказать, что в восторге. Там для меня все же маловато внутреннего мира персонажей и многовато действий. Ну и не развиваются герои как-то никак, придумал их автор в первой книге — так и бродят они, бедняжки, годами, не усваивая новое, не меняясь… Картонно-условные такие. И юмора практически нет вовсе, а на таком объеме это даже странно. В общем, книги скорее для мальчиков, по-моему, чем для дам-с )))

Но вообще мне и сериал ( сезон) не сказать, чтобы понравился, так что может это просто мне конкретно этот Ведьмак не глянулся, а так там все ок :)


02.01.2022 23:38:59, УникаЛьнаЯ

Манюня Хнуш

Прочитала «Объект номер 13» Алисы Чернышовой. Книга свежайшая, закончена 31.12.21.
Не свойственный автору жанр — космическая фантастика. В то же время характерный для неё стиль написания — вроде бы легко о сложном. Книга с юмором и хорошим двойным дном.

02.01.2022 18:29:11, Манюня Хнуш

УникаЛьнаЯ

вот не знаю такого автора, по-моему, совсем. Спасибо, тоже посмотрю… Фантастику я в целом очень даже да :)
02.01.2022 23:39:45, УникаЛьнаЯ

Манюня Хнуш

В основном она пишет фэнтези, такие сказки для взрослых девочек. У неё очень качественные(если так можно сказать) книги. Хорошо прописаны миры, герои, поднимаются нравственные вопросы. Мне очень нравится циклы «Демоны и демонологи» и «Очень юмористическое фэнтези».

02.01.2022 23:45:52, Манюня Хнуш

УникаЛьнаЯ

Вот Демоны (чисто по названию) мне должны зайти. Спасибо!
02.01.2022 23:54:08, УникаЛьнаЯ

Манюня Хнуш

Попробуйте, может и понравится. В цикле 3 книги:
«Три кота на чердаке, или служанка в проклятом доме»
«Зачёт по демонологии, или пшёл из моей пентаграммы»
«Посланец Небес, или Заберите его обратно!»

03.01.2022 00:01:50, Манюня Хнуш

«Лягушачий король» начала читать. И что-то у меня не пошлО. Отложила пока. Хотя книги Елены Ивановны читаю с тех пор, когда ещё она была участницей конфы.))

02.01.2022 17:43:02, oks024240

УникаЛьнаЯ

А, мне они как-то не идут вообще. При всем моем уважении. Вот жж был — там прямо зачитаться можно было :)
02.01.2022 23:40:38, УникаЛьнаЯ

Она продолжает писать в жж.

03.01.2022 09:04:30, oks024240

УникаЛьнаЯ

в жж практически нет. увы.
03.01.2022 10:53:48, УникаЛьнаЯ

Котиков 31 декабря выкладывала.

03.01.2022 10:58:39, oks024240

Мы всей семьей прочитали Рождественского поросёнка Роулинг, тематическое чтение)
Не знаю, как оценить, но может кому будет интересно узнать, что Роулинг опять что то для детей написала.

02.01.2022 17:17:39, Елна

УникаЛьнаЯ

Здорово :) Но как я рада. что больше нет в семье детей, которым нужно детское читать! Кто б знал )))
02.01.2022 23:41:15, УникаЛьнаЯ

пните меня кто-нибудь, что не нужно обязательно дочитывать многочисленные дурнопереведенные продолжения Дюны, а то я маюсь уже который месяц, из принципа)) тогда я смогу начать читать что-нибудь более читабельное))

02.01.2022 17:11:59, ТочкаNET

УникаЛьнаЯ

о, мне Дюны первой книги хватило как-то. На большее не тянет )) Так что пинаю! :)
02.01.2022 23:41:50, УникаЛьнаЯ

спасибо)))

03.01.2022 08:40:36, ТочкаNET

Я только одну книгу прочитала. И решила что будет с меня
02.01.2022 18:40:17, Верная жена

я помню, вы после фильма читали?

там потом еще пара интересных книг, но дальше переводы становятся совсем ужасными, а в оригинале я это точно не осилю)


02.01.2022 18:48:14, ТочкаNET

Думаю в оригинале оч сложно. Но зачем вам себя насиловать?
02.01.2022 19:59:02, Верная жена

Это смешно)))
Даже Дюну не обязательно дочитывать, остановитесь уже)

02.01.2022 17:13:46, Елна

))) а мне интересно же, что там дальше придумано
Дюну- люблю)) но дальше начинается какой-то совсем трудночитаемый треш))

02.01.2022 17:19:39, ТочкаNET

Начала читать Чердак не в порядке Мишеля Кузена. Приятный, очень французский стилистически детектив. И совсем небольшой, чуть больше 200 страниц, но даже его не успела дочитать. Ну некогда же в предпраздничную неделю))
02.01.2022 17:09:32, ШаНуар

УникаЛьнаЯ

О, хочу Чердак… Чтобы маленькое и приятное :)
02.01.2022 23:43:02, УникаЛьнаЯ

Солнечный Ветер

У меня из читальных событий не новая книга, а новый ридер. Мне подарили ридер! Новый и клёвый. Перед новой техникой я испытываю трепет, но вроде мы подружились :)
Читаю то, что раньше начала, ничего нового. Зато планов громадьё

02.01.2022 17:08:41, Солнечный Ветер

УникаЛьнаЯ

Супер! Поздравляю :) С читалкой все упрощается (и удешевляется в разы!) :)
02.01.2022 23:43:39, УникаЛьнаЯ

Солнечный Ветер

У меня был покетбук 616. Он не старый, но очень простой. Мне в нем не хватало разных удобных и приятных вещей, но он верой и правдой служил целый год и пока помирать не собирается :)

03.01.2022 00:31:27, Солнечный Ветер

УникаЛьнаЯ

Значит, просто качество чтения с новым ридером повысится? Тоже хорошо )
03.01.2022 00:46:01, УникаЛьнаЯ

а какой?

02.01.2022 22:29:32, AleXXX

Отлично! Еще один хороший чел в клубе ониксофилов )))

03.01.2022 17:05:20, AleXXX

Заливал себе ридер на следующий год. В т.ч. качнул себе всего Азимова и пока выбирал, что почитать, залип на его науч-попе. Раньше читал только его исторические книги… А щас неожиданно погрузился в совсем уж странное — «Кровь: река жизни. От древних легенд до научных открытий». Обалденно написано. Куча информации, очень плотно, без зауми, все понятно, насыщенность чудовищная…

Надеюсь, пройдет — она короткая.


02.01.2022 16:44:22, AleXXX

УникаЛьнаЯ

Ого. Я Азимова исключительно как фантаста знаю. Надо бы углубиться…
Эх, столько всего надо, что ведь не успею ничего :(

02.01.2022 23:46:34, УникаЛьнаЯ

если хочешь получить полные, но без излишеств знания по истории Древнего Рима — у него две прекрасные книги про республиканский Рим и про императорский. про Грецию, про Египед… про биологию- дофигищща Редкий дар.

03.01.2022 17:04:13, AleXXX

УникаЛьнаЯ

Да в вики-то я сходила ужо, там хорошо все разложено )
03.01.2022 10:54:30, УникаЛьнаЯ

Радужная Лилия некст

Ой, он настолько плодовитый автор!
Фантастика, история, филология, биология, химия, астрономия, биографии, история научных открытий, экология, социология, в общем, проще сказать, про что не писал)) Удивляет, когда все успевал, ведь он еще и преподавал в университете.
И пишет очень вкусно, все читается и воспринимается легко и просто.

03.01.2022 09:32:57, Радужная Лилия некст

Солнечный Ветер

И кстати о ридерах. Пропали Дарвины. Вообще совсем пропали. На официальном сайте в поддержке сообщили, что восьмой ждут, а ежели вашему сердцу так мил Дарвин 7, берите Фауст 4, то же самое, только без наушников.

02.01.2022 17:10:38, Солнечный Ветер

[ссылка-1]

но в принципе, думаю, и Фауст прокатит. Они все хорошие, но капельку глючат )


02.01.2022 17:25:28, AleXXX

Реклама

Солнечный Ветер

Так купить-то нельзя. Нет их в наличии.
Ну а не глючит лопата )))) сложная техника может, что делать

02.01.2022 17:36:45, Солнечный Ветер

но что-то я уже в сторону покупки большого двигаюсь мыслью. Качнул вот недавно пятитомник Вазари, а он только в джвю формате :) Хочется большего экрана

02.01.2022 19:29:36, AleXXX

Солнечный Ветер

Мне предлагали большой в прошлом году, когда покупала первый ридер. Даже примериться дали, страницы полистать, кнопки понажимать. Поскольку он был подержанный, цена была сравнима. Вспомнила название: Оникс Клеопатра.
Выбор я сделала в пользу маленького покетбука. Текст читать так нормально, в руках держать легче, а красочные пдфки или джву читаю с компа.
Но думаю, у тебя нет проблем с тем, чтобы книгу в руках удержать )))). Потому большой формат может быть интересным

02.01.2022 20:59:09, Солнечный Ветер

или с планшета читать

02.01.2022 21:13:03, AleXXX

Шалини Боланд — Соседский ребенок,Девушка из моря , Тайная мать. Понравилось, читается легко, приятный язык, подкупает тем, что такое вполне возможно .

02.01.2022 16:22:10, рица

УникаЛьнаЯ

хм. посмотрю, наверное. Хочется легкого )
02.01.2022 23:47:04, УникаЛьнаЯ

Дочитала «Сильнодействующее лекарство» Хейли — как же я сразу не узнала, это же про лекарство от токсикоза, после которого рождались… уроды грубо…. скажем так: неполноценные дети. И ведь буквально 3-4 месяца назад в одной из здешних тем я эту книгу вспоминала. С другой стороны, чуть ли не в середине книги только до этого дошло, а в начале, да и потом большей частью, автор с восторгом рассказывает про главную героиню, про которую читать, как минимум, раздражает. Не удивительно, что моя память милосердно это не сохранила )
02.01.2022 16:07:39, Flora )

УникаЛьнаЯ

о. надо запомнить, тоже хочу.
02.01.2022 23:47:58, УникаЛьнаЯ

Так я уже всё рассказала )
03.01.2022 09:39:21, Flora )

Чилим

Перед новым годом читала разные сборники рождественских рассказов. В процессе: рассказы Катишонок. Если книгу в дорогу положить некуда, неспешно читаю Андерсена «Импровизатор» открываю для себе Андерсена для взрослых. Интересно.

02.01.2022 16:06:21, Чилим

УникаЛьнаЯ

А Андерсена не надо класть в дорогу?… Сорри, просто не уловила, почему Катишонок некуда, а Андерсен при этом вполне входит :)
02.01.2022 23:56:21, УникаЛьнаЯ

у меня кризис. не могу выбрать из стопки что начать читать
02.01.2022 16:05:24, Шерлок

УникаЛьнаЯ

Берите верхнюю в стопке :)
02.01.2022 23:55:24, УникаЛьнаЯ

Mary M.

Киньте монетку)

02.01.2022 21:33:19, Mary M.

  • Сказка андерсена про элизу и 12 лебедей
  • Сказка андерсена про лебедей как называется
  • Сказка андерсена о приборе для розжига 6 букв
  • Сказка андерсена про солдата
  • Сказка андерсена оле лукойе читать