В нашей электронной библиотеке knigamp3.com вы сможете послушать аудиокниги жанр сказки бесплатно.
Сказка — это произведение полностью вымышленное. В нём могут разговаривать все, от дерева до медведя. Это волшебный , добрый мир, без привязки к историчности.
Само слово “сказка” пошло от слова “казать”. Также ранее использовалось слово “басни”.
Как распознать сказку ?
По таким, родным и близким нашему сердцу, фразам : “Жили – были…..” ;
“В некотором царстве, в некотором государстве…”; “И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало”; “Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”.
— За стереотипными описаниями – “Баба – Яга , костяная нога” ; “Красна Девица”; “Добрый молодец”; “Встань ко мне лицом, к лесу задом” ; “куда путь дорогу держишь”; на “Ковре самолёте” и т. д.
У нас на сайте можно слушать аудиокниги жанра сказки в таких категориях :
— о неживой природе, животных и предметах;
— сказки про волшебство;
— легендарные сказки;
— сказки об одураченном черте.
Существуют сказки на разные целевые аудитории.
Детские сказки, рассказанные детьми и для детей, и взрослые.
Наш сайт knigamp3.com постоянно пополняется новыми авторами и произведениями.
Любые жанры круглосуточно без регистрации для вашего удобста.
Приятного прослушивания ?
Руслан и Людмила
Руслан и Людмила
- Автор: Александр Пушкин
- Жанр: Сказки
Предлагаем вашему вниманию аудиокнигу А.С. Пушкин — Руслан и Людмила. В данной аудиокниге вы можете послушать сказка А.С. Пушкин — Руслан и Людмила. Больше сказок: А.С. Пушкин — Сказка о рыбаке и рыбке. Аудиокнига. https://youtu.be/_yNwwPo0JPM А.С….
Сказка о рыбаке и рыбке
Сказка о рыбаке и рыбке
- Автор: Александр Пушкин
- Жанр: Сказки
Предлагаем вашему вниманию аудиокнигу А.С. Пушкин — Сказка о рыбаке и рыбке. В данной аудиокниге вы можете послушать сказка А.С. Пушкин — Сказка о рыбаке и рыбке. Больше сказок: А.С. Пушкин — Сказка о рыбаке и рыбке. Аудиокнига….
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
- Автор: Александр Пушкин
- Жанр: Сказки
Предлагаем вашему вниманию аудиокнигу А.С. Пушкин — Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. В данной аудиокниге вы можете послушать сказка А.С. Пушкин — Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Больше сказок: А.С. Пушкин — Сказка о рыбаке и…
Сказка о золотом петушке
Сказка о золотом петушке
- Автор: Александр Пушкин
- Жанр: Сказки
Предлагаем вашему вниманию аудиокнигу А.С. Пушкин — Сказка о золотом петушке. В данной аудиокниге вы можете послушать сказку А.С. Пушкин — Сказка о золотом петушке. Больше сказок: А.С. Пушкин — Сказка о рыбаке и рыбке. Аудиокнига….
Сказка о попе и о работнике его Балде
Сказка о попе и о работнике его Балде
- Автор: Александр Пушкин
- Жанр: Сказки
Предлагаем вашему вниманию аудиокнигу А.С. Пушкин — Сказка о попе и о работнике его Балде. В данной аудиокниге вы можете послушать сказку А.С. Пушкин — Сказка о попе и о работнике его Балде. Больше сказок: А.С. Пушкин — Сказка о рыбаке и рыбке….
Левша
Левша
- Автор: Николай Лесков
- Жанр: Сказки
Аудиокнига Н.С. Лесков — Левша . После окончания венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Состоящий при нем донской казак Платов «диковинам» не удивляется, потому что…
Сказка
Сказка
- Автор: Владимир Набоков
- Жанр: Сказки
Аудиокнига — В.В Набоков — Сказка. Рассказы Набокова известны менее , чем его романы. Однако “малые” произведения В.В, Набокова занимают в его творчестве совершенно особое, самостоятельное место, и каждый из них, по справедливому замечанию критиков,…
«Русалочка» Ганс Христиан Андерсен. Аудиокнига
«Русалочка» Ганс Христиан Андерсен. Аудиокнига
- Автор: Ганс Христиан Андерсен
- Жанр: Сказки
Сказка Русалочка Андерсена — добрая история о бесконечно сильной любви Русалочки к принцу. Нежная и прозрачная, как лепесток розы, с синими глазами, Русалочка стала любимой героиней маленьких девочек во всем мире. Текст читает: Ольга Феникс…
«Собачье счастье» А.И.Куприн. Аудиокнига
«Собачье счастье» А.И.Куприн. Аудиокнига
- Автор: Александр Куприн
- Жанр: Сказки
Рассказ «Собачье счастье» автора Александр Иванович Куприн о собачке по кличке Джек, которая попав в фургон живодера, знакомится с такими же бедолагами… Текст читает: Юлия Тарасова Источник:http://prochtu.ru…
Дик Уиттингтон и его кошка — Оскар Уайльд
Дик Уиттингтон и его кошка — Оскар Уайльд
- Автор: Уайльд Оскар
- Жанр: Сказки
Это история про маленького мальчика, который отправил в далекую восточную страну свою кошку, выручил за неё много денег и стал знаменитым купцом и лорд-мэром Лондона. В реальности всё было, конечно, не так эффектно, но тоже занятно. Ричард…
Аленушкины сказки — Дмитрий Мамин-Сибиряк
Аленушкины сказки — Дмитрий Мамин-Сибиряк
- Автор: Мамин-Сибиряк Дмитрий
- Жанр: Сказки
Из всех своих книг Мамин-Сибиряк особенно дорожил Аленушкиными сказками. Он говорил: Это моя любимая книжка — ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное. Маленькая дочка писателя росла без матери, и вечерами отец рассказывал ей…
Сказки для самого себя — Анри де Ренье
Сказки для самого себя — Анри де Ренье
- Автор: Ренье де Анри
- Жанр: Сказки
Анри Де Ренье – «Сказки для самого себя» Мистические, туманные, зыбкие, порою, жестокие, написанные прекрасным сложным языком сказки – сны на мифологической основе. Книга-медитация. Анри де Ренье (1864- 1936), по определению М. Кузьмина, – пленял…
Голубая змейка. Про Великого Полоза — Павел Бажов
Голубая змейка. Про Великого Полоза — Павел Бажов
- Автор: Бажов Павел
- Жанр: Аудиоспектакль / Сказки
1. Голубая змейка: Росли в нашем заводе 2. Голубая змейка: Это ты придумал Голубка гребешком вычесать 3. Голубая змейка: Время к теплу подвинулось 4. Голубая змейка: Только раз пошли они за ягодами 5. Про Великого Полоза: Жил в заводе мужик один 6….
Щелкунчик — Михаил Борисоглебский
Щелкунчик — Михаил Борисоглебский
- Автор: Борисоглебский Михаил
- Жанр: Аудиоспектакль / Сказки
Радиоспектакль по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана Щелкунчик и мышиный король Радиоспектакль по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана Щелкунчик и мышиный король…
Дева Мха — Вета
Дева Мха — Вета
- Автор: Вета
- Жанр: Сказки / Фантастика, фэнтези
Инга живёт в Лесу совсем одна. Она не помнит, как оказалась в нём не знает, почему не может покинуть его пределов. А Лес огромен и полон загадок: мертвые деревья, бредущие через чащу, спящие великаны, озорные духи и коварное Нечто притаившееся за…
Золотая змея — Андрей Кутерницкий
Золотая змея — Андрей Кутерницкий
- Автор: Кутерницкий Андрей
- Жанр: Аудиоспектакль / Сказки
Радиоспектакль по повести Андрея Кутерницкого. Молодой пастух по имени Элли пас овец среди гор и камней и неожиданно услышал в своей голове голос, раздающийся неизвестно откуда с призывом о помощи. Оглядевшись, он заметил на земле придавленную…
Слушать аудиокниги исполнителя «Новикова Нелли» онлайн бесплатно и без регистрации полностью (целиком) на сайте электронной библиотеки «audio-kniga.com.ua». Все полные и интересные аудиокниги книги в исполнении «Новикова Нелли» на телефон и андроид.
«Аленушкины сказки» — сборник сказок Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка — русского прозаика и драматурга.Весёлые и добрые сказки, которые рассказывает Алёнушке на ночь любящий папа.Содержание:01. Присказка02. Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост…
«Школьная королева» — повесть для детей, известной британской писательницы Элизабет Мид-Смит.В школе миссис Шервуд Китти О’Донован – всеобщая любимица. Девочки единодушно выбрали ее королевой мая. Она самая красивая, послушная и добрая ученица. Другая ученица этой школы, гордая и самолюбивая Генриетта не может смириться…
Здесь давно уже нет радости и счастья, не звучит больше детский смех, и не бывает гостей. В этом доме только одна гостья — смерть. Что заставляет красивых и богатых убивать себя? Найдите ключ к этой тайне. Побродите по обиталищу мертвецов, поговорите с призраками, проникнитесь их ужасом — слушайте повесть Дианы Удовиченко «Дом самоубийц&quo…
«Академия мертвых. Основы погодной некромантии» — фантастический роман Валентины Савенко, жанр любовное фэнтези. Академия мертвых — лучшее учебное заведение королевства. Здесь величайшие воины прошлого передают знания юным умам. Получить приглашение сюда честь. И упускать такой шанс глупо. Так решила Энджи, когда жених в день экзамена оказался на д…
«Счастливый рыжий закат» — фантастический роман Терезы Тур, пятая книга цикла «Империя Тигвердов», жанр детективная фантастика, любовное фэнтези. Мир рухнул. Я потеряла любовь и доброе имя. Все, что у меня было… Что же мне остается? Я потребовала правосудия императора. Я имею право на него, ведь мои родители погибли за импе…
«Заклинатель драконов» — фантастический роман Анастасии Вернер, жанр любовное фэнтези.Они оба живут двойной жизнью. Днём она — Марита Хорвин, дочь разорившегося графа. Ночью — Джон Рут, девушка переодетая парнем, участвующая в запрещённых соревнованиях. Женщинам туда путь закрыт, но только там она может на некоторое время стать д…
Королевский миньон должен обладать целым сонмом исключительных качеств. Он должен быть верен своей королеве, умен, хорош собой, куртуазен. Он должен уметь добиваться поставленных задач и не почивать на лаврах после побед. Всем этим в избытке наделен Бастиан Мартере граф Шерези — красавец и льстец, интриган и бретер. И только одно может помешать …
«Хочу потрогать тебя, дракон!» — фантастический роман Ольги Коротаевой и Надежды Олешкевич, жанр любовное фэнтези, юмористическое фэнтези.В мой массажный салон ворвался человек в странной одежде и заявил, что я обязана кого-то убить. А еще этот ненормальный похитил меня в мир, где живут эльфы, гномы… и, представляете, драконы! …
«Зови меня Смерть» — фантастический роман Мики Ртуть, третья книга цикла «Дети грозы», жанр любовное фэнтези.Ее первый бал обернулся кошмаром. Ее принуждают к браку с предателем и лжецом. Возлюбленный, который мог бы помочь, сам на пути к эшафоту. Она могла бы спасти его, но какой ценой? И как ей, хрупкой девушке с добр…
«Смертельный способ выйти замуж» – фантастический роман Вероники Крымовой, жанр героическое фэнтези, любовное фэнтези.Что делать, если нужно срочно выйти замуж, буквально в течение нескольких часов, а на горизонте нет ни одного поклонника? Выход есть, но он не слишком законный, и так случилось, что именно им и воспользовала…
«Ее высочество Аномалия» — фантастический роман Мики Ртуть, вторая книга цикла «Дети грозы», жанр любовное фэнтези.Хотите вырастить Темную Владычицу? Рецепт прост. Берете одну юную принцессу, одного черного колдуна и одного светлого магистра, добавляете в пропорции страсти, лжи и предательства, приправляете свежими прок…
«Проклятие — миньон» — фантастический роман Татьяны Коростышевской, жанр любовное фэнтези, юмористическое фэнтези.Нет ничего тайного, чтобы не стало бы явным. Вот и секрет графа Шерези надолго сохранить не удалось. О том, что под личиной королевского миньона прячется очаровательная девушка Бастиана, знает и ее величество, и лорд-…
С каждым днем все большей популярностью начинают пользоваться аудиокниги. Это неудивительно, ведь благодаря им можно совместить приятное с полезным, например, прогуливаясь по парку или за рулем автомобиля, занимаясь спортом или делая домашнюю уборку, можно слушать любимые произведения. Но многие любители аудиокниг отдают предпочтение не только автору книги, но и исполнителю аудио варианта.
Удобный фильтр книг позволяет решить и эту проблему. Вы без проблем можете найти любого исполнителя и выбрать книгу, которая Вас интересует.
Любителям аудиокниг в исполнении Новикова Нелли мы предлагаем прослушать такие произведения как:
- Аленушкины сказки
- Школьная королева
- Дом самоубийц
У нас собрано большое количество интереснейших аудиокниг различных авторов и исполнителей.
На audio-kniga.com.ua Вы всегда найдете то, что Вам нужно. Слушайте с удовольствием!
Тема
урока: Литературные сказки.
Д.Н.Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки».
Цель
урока: формирование понятие «литературные сказки»;
познакомить со сборником авторских сказок Д.Н.Мамина-Сибиряка «Аленушкины
сказки»;
учить работе с текстом.
Планируемые
результаты.
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | ||
·познакомятся с авторской · научатся | прогнозировать | читают | соблюдают | осознанно |
Структура
урока
Этап | Содержание | Содержание | ||||||||||||
Самоопределение | — — — И Они Как Кто Тому О А —
—
—
—
—
—
— — — — — — — — Учитель — | — — — — ВЫСТУПЛЕНИЕ Андрей 1) Марина 2)Самую Арина 3)Эти Оля 4)Поэтому — — | ||||||||||||
Целеполагание | — — На — | Работа У -Дети Познакомиться Развивать Уметь | ||||||||||||
Изучение | — Написать — На засмеялись, — — Можем ли Физминутка — Чтение текста учителем — У вас на столах вопросы. ПРИЛОЖЕНИЕ Характеристика 1. Смешной, 2. Несчастный. 3. Бесстрашный, – О ком можно – Почему так – Заметили ли – Зачитайте это – Скажите, а – Как вы – А что они –– А хотите ли – Перечитайте – Как метко – Обратите внимание – Почему же в – Будем дальше –– Дочитайте – Что произошло – Кто первым – Догадались ли – А волк что – «Еле жив от – За что хвалили – Какие слова – Какая черта – Итак, ответили –– Как вы –– Возьмите ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Оцените себя . –– Возьмите ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Оцените себя . Работа Каждой группе ПРИЛОЖЕНИЕ | — — — Предположения | ||||||||||||
Рефлексия | Вернемся А Молодцы! | |||||||||||||
Домашнее | Запишите Подготовить |
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.
1) Что значит: душа в пятки ушла?
а) рассмеялся б) сильно
испугался в) устал
2) Как долго боялся зайчик?
а) месяц б)
год в) всю жизнь
3) На что решился зайчик?
а) не бояться никого б)
спрятаться в) уйти в другой лес
4) Кто для зайцев был самый главный враг?
а) волк б)
лиса в) человек
5) Какими словами автор показал комичность
ситуации? (выписать из текста)
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
6)
Какие глаголы помогли
понять, что всем весело от слов зайца?
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
7) Что говорили про зайчика все собравшиеся?
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ
2.
1) Что означает выражение: язык у хвастуна точно
примёрз?
____________________________________________________________________________________________________
2) Что значит: не смел дохнуть?
___________________________________________________________________________________________________
3) Какие глаголы показывают напряжённость
ситуации?
____________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Найти соотношения.
ПРИЛОЖЕНИЕ
4.
1. У
страха глаза велики, чего нет, то и видят.
2. Язык
говорит, а голова отвечает.
3. Заяц
уж сед: навидался он бед!
4. Хвались,
да не поперхнись!
5.
Хвастать
не косить, спина не болит.
Муниципальный конкурс методических разработок
педагогических работников образовательных организаций
городского округа Ревда в 2021-2022 учебном году
«Педагогические находки в организации патриотического воспитания»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Интеллектуальная игра
«Путешествие по сказкам Урала»
Авторы:
Заколюкина Елена Дмитриевна,
учитель высшей категории
Клестова Светлана Владимировна,
учитель высшей категории
МБОУ «СОШ №1»
г.Ревда, 2021 г.
Аннотация к методической разработке
Авторы: Заколюкина Елена Дмитриевна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории, Клестова Светлана Владимировна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №1».
Название работы: методическая разработка внеклассного мероприятия «Интеллектуальная игра «Путешествие по сказкам Урала»».
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия в начальной школе, посвящена 165 – летию со дня рождения писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Мероприятие направлено на формирование преставлений у младших школьников о Родине, на воспитание любви к родному краю, к его природе, истории, культуре, на развитие основных нравственных ценностей, ориентиров в окружающем мире, адресовано детям 8-10 лет.
Сценарий поможет учителям начальных классов сделать мероприятие интересным и запоминающимся, учитывает познавательные интересы младших школьников, ориентированно на развитие творческих и актерских способностей. В процессе игры посредством сюжетных рассказов Д.Н. Мамина-Сибиряка у детей формируются образы чутких, добродушных, трудолюбивых людей Урала, которых окружает суровая, величавая природа нашего родного края.
В процессе подготовки к интеллектуальной игре проводится определенные мероприятия: знакомство с творчеством писателя на классном часе, самостоятельное чтение понравившихся рассказов, посещение видео-экскурсии в музей п.Висим. В ходе «Путешествия по сказкам Урала» ребята, взаимодействуя в команде, знакомятся с главными героями, рассуждают о нравственности поступков, ищут ответы на разные вопросы и узнают интересные факты о природе Урала.
Актуальность данной работы
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач школы.
Сегодня многие соглашаются с тем, что мы живем в интересное, но, к сожалению, жестокое время, в котором нет места состраданию, а без этого благородного качества подрастающий ребенок вряд ли может стать Человеком, открытым семье, обществу, миру. Так, русский писатель, драматург Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк был убежден, что сострадание – доброе человеческое чувство[1]. Его невозможно развить, если нет знания самого сострадания, зримого представления о нем. Именно это чувство воспитывают произведения писателя.
Не одно поколение детей выросло на таких сказках и рассказах Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка, как «Серая шейка», «Приемыш», «Лесная сказка», «Аленушкины сказки», «Медведко», «Кто умнее всех», «Сказка о славном царе Горохе» и др.[2]. И мы – современные педагоги на примере его произведений знакомим детей с миром природы, повадками и привычками животных, учим замечать разные явления, не проходить мимо тех, кто нуждается в помощи.
Цели и задачи методической разработки
Цель данного мероприятия: воспитание любви учащихся к родному краю, к его природе; формирование чувства ответственности за судьбу своей малой Родины.
Задачи:
-
приобщение детей к истории родного края, знакомство с жизнью и творчеством писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка, через занимательный материал, использование информационно-коммуникативных и мультимедийных технологий.
-
формирование чувства гордости за свой край и людей, живущих в нем, желание прославить свою малую Родину в будущем.
-
вовлечение в воспитательно-образовательный процесс семьи воспитанников, повышение родительской компетентности в области истории и культуры родного края.
-
воспитание бережного отношения к природе, учить понимать её, чувства товарищества, взаимопомощи, положительных качеств личности.
-
развитие памяти, речи, мышления, воображения;
-
развитие умений применения информационно-коммуникационных технологий
Планируемые результаты:
Личностные:
1) Воспитание читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений художественной литературы.
2) Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.
3) Развитие умения сотрудничества со сверстниками, осмысливать поступки героев.
Метапредметные:
1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2) Овладение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждения.
3) Умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Предметные:
1) Знакомство с жизнью уральского писателя Д.Н. Мамина — Сибиряка, историей создания его «детских» рассказов.
2) Совершенствование умения давать развернутую характеристику героя, умения ориентироваться в сборнике рассказов.
3) Формирование интереса к истории, природе и людям родного края.
Оборудование: ноутбук, проектор, карточки для групповой работы, презентация, мобильное приложение по считыванию QR-кодов.
Пояснительная записка
В процессе подготовки к интеллектуальной игре за две недели в уголке чтения размещается задание: прочитать рассказы Д. Н. Мамина-Сибиряка: «Емеля-охотник», «Зимовье на Студёной», «Приёмыш», «Богач и Ерёмка». Сборники рассказов писателя находятся в свободном доступе (учебный кабинет) для чтения, знакомства с иллюстрациями. Проводится классный час по знакомству с творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка, дети принимают участие в видео-экскурсии по музею в п.Висим [4]. В подготовке к интеллектуальной игре можно воспользоваться и презентацией по литературному чтению «Д.Н. М.Сибиряк» [5], аудиозаписями фрагментов рассказов. Начинаем интеллектуальную игру «Путешествие по сказкам Урала». Учащиеся делятся на три группы.
Ход занятия
Тип: интеллектуальная игра.
Форма: путешествие.
Реквизит, оформление:
-
Выставка книг Д. Мамина-Сибиряка
-
Эмблемы команд
-
Карточки с заданиями
-
Сигнальные карточки;
-
Ручки, листы бумаги;
Сегодня мы проведем интеллектуальную игру «Путешествие по сказкам Урала», посвященную творчеству нашего земляка Д. Мамина-Сибиряка.
На протяжении всего месяца мы с вами знакомились с его творчеством, с героями его произведений, прочитали много его сказок. Всем классом посетили виртуальную экскурсию в музей в п.Висим. А сейчас подведем итоги…
-
Представление жюри (педагоги школы)
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, максимальное количество баллов – 34.
-
Представление команд.
Задание 1. (максимальное количество баллов – 10)
Каждая команда выбирает правильный ответ к вопросу (обвести в кружочек)
Тест «Биография Д.Н. Мамина-Сибиряка».
1. В каком году родился писатель?
А)1752
Б)1852
В)1952
2. Отметьте настоящую фамилию Д.Н. Мамина-Сибиряка
А) Сибиряк
Б) Мамин-Сибиряк
В) Мамин
3. Какое имя носил отец писателя?
А) Николай
Б) Назар
В) Наркис
4. В какой семье родился писатель?
А) в семье священнослужителя
Б) в семье помещика
В) в семье крестьянина
5. Где родился писатель?
А) Пермская губерния
Б) Санкт-Петербург
В) Тульская губерния
6. В какой академии не учился Д.Н.Мамин-Сибиряк?
А) Медицинская
Б) Юридическая
В) Литературная
7. Настоящее имя его дочери, которой были посвящены «Алёнушкины сказки»
А) Алёнушка
Б) Елена
В) Лина
8. Сколько сказок входит в серию «Алёнушкины сказки»
А) 8
Б) 10
В) 5
9. Какое произведение не входит в серию «Алёнушкины сказки»?
А) Серая шейка
Б) Ванькины именины
В) Пора спать
10. Место захоронения писателя
А) Москва
Б) Пермь
В) Санкт-Петербург
Задание 2. (максимальное количество баллов – 5)
Вспомним героев. Для этого выполним задание
Составить синквейн на одного из героев сказок «Алёнушкины сказки» (на выбор):
А) Божья коровка (сказка «Пора спать»)
Б) Козявочка (Сказка про Козявочку)
В) Заяц (Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост). Приложение 1
Задание 3. (максимальное количество баллов – 5)
Теплые, задушевные краски нашел писатель для обрисовки простых людей Урала.
Составьте устный рассказ об одном из них.
Выступление каждой группы.
Итак, какие герои? (аншлаг — добродушные, благородные, чуткие, отзывчивые, трудолюбивые). Приложение 2
Задание 4. (максимальное количество баллов – 3)
Мамин-Сибиряк – знаток природы Урала. Читая его произведения, мы в воображении путешествуем по родному краю, как будто видим суровые уральские леса, извилистые реки, узнаем, как раньше жили на Урале простые люди. Ваше домашнее задание – подготовить выразительное чтение описания природы. Несколько учеников выступают, а остальные ребята отгадывают, из какого произведения.
Задание 5. (максимальное количество баллов – 11)
При помощи электронного приложения, считывающий QR-код, ответить на закодированные вопросы. При поиске ответов можно пользоваться всеми доступными источниками.
1. С каких слов начинается «Присказка» «Алёнушкиных сказок»?
(«Баю-баю-баю… Один глазок у Аленушки спит, другой смотрит, одно ушко у Алёнушки спит, другое слушает»).
2. Как зовут лохматого деревенского пса из присказки к «Алёнушкиным сказкам»?
Ответ: Постойко
3. Какой персонаж «Сказки про Козявочку» назвал себя существом «серьёзным»?
Ответ: Червячок
4. Перечислите всех птиц, которые встречаются в «Сказке про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».
Ответ: Воробей Воробеич, ястреб, утки, гуси, ласточки, бекасы, вороны, голуби, синичка, Бекасик-песочник
5. Кого маленькая Мушка из сказки про последнюю Муху назвала «добрым существом»?
Ответ: человека
6. Как звали героиню, которая каждый день варила ягоды в сахаре? (по «Сказке о том, как жила-была Последняя муха»)
Ответ: тётя Оля
7. В какой сезон года настроение всех мух резко падало? (по «Сказке о том, как жила-была Последняя муха»)
Ответ: с наступлением осени
8. Какая птица из «Алёнушкиных сказок» считала, что она умнее всех?
Ответ индюк
9. Какую характеристику дал Ёж сам себе в сказке «Умнее всех»?
Ответ: Ёж — середнячок-мужичок
10. Какой сосуд в «Алёнушкиных сказках» облюбовала овсяная Кашка?
Ответ: глиняную кастрюльку
11. Кем хотела быть Алёнушка в сказке «Пора спать»?
Ответ: царицей. Приложение 3
III. Подведение итогов жюри.
Слово жюри.
Награждение.
IV. Рефлексия
Какое задание понравилось больше всего?
Заключение
Можно сделать вывод, что подобные педагогические мероприятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Хочется надеяться, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к своей малой родине, своему краю; испытывать гордость и уважение за свою русскую культуру, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Приложение 1
Правила написания синквейна
1. Первая строка – одно слово, обычно существительное
2. Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
3. Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действие в рамках темы.
4. Четвёртая строка – фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме.
5. Пятая строка – слово или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, выражает личное отношение к теме.
Приложение 2
План характеристики литературного героя
1. Имя героя, его местожительство.
2. Действия и поступки, совершаемые героем.
3. Внешность, характер героя.
4. Отношение автора к герою.
5. Ваше отношение к герою.
Приложение 3
1. 2.
3.
4.
5. 6.
7.
8.
9. 10.
11.
Сказки о Мужике
Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь: — Мужик, я тебя сломаю. — Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки. — Быть так,— сказал медведь.— А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди. Сказал и ушел .
Жил когда-то на свете пан, богатый да спесивый. Ни с кем знаться не желал. А мужиков и совсем за людей не признавал: от них дух нехороший — землей пахнет. И приказывал своим лакеям гнать мужиков подальше. Собрались раз мужики, стали о пане говорить. Один говорит: — Я нашего пана близко видал — на поле .
Копал мужик погреб и нашел кусок золота. Очистил его от песка и думает: “Что ж мне с ним делать? Ежели отнести пану, то пан отберет и ничего за него не даст. Отнести шинкарю – тот обманет: скажет, что это, мол, не золото. Дома хранить – могут воры украсть. Нет, отнесу-ка лучше его самому царю. Что .
Бедный мужик шёл по чистому полю и увидел под кустом зайца. Обрадовался и говорит: – Вот теперь будет у меня дом. Сейчас поймаю этого зайца и продам за четыре рубля, на те деньги куплю свинью, она принесёт двенадцать поросят; поросят продам, богатым стану, дом построю и женюсь. Жена родит мне двух сыновей: .
Жила-была бедная семья. Детей – семеро по лавкам, а всё хозяйство – единственный гусь. И уж как не оберегал его хозяин, а настал день, когда совсем есть стало нечего. Зарезал тогда мужик гуся, изжарил его, хозяйка и на стол подала. Да вот беда, хлеба в доме нет, а уж соли отродясь не бывало. Хозяин и .
Жил-был очень богатый барин. В этой же деревне жил мужик бедный-разбедный. У этого мужика умерла жена и осталось трое детей. Вот мужик пошёл к барину просить у него помощи. А барин и говорит мужику: — Скажи мне — чего на свете нельзя сделать и чего на свете не бывает? Даю тебе сроку три дня. Если ты .
Водил мужик козу на ярмарку — продать хотел. Больно коза шкодливая. То на хату заберётся, всю крышу соломенную разворошит, то в чужой огород влезет, то ребятишек рогами распугает… А молока даёт капельку, да и то норовит подойник опрокинуть. Только не продал мужик козу. В тот раз торг плохой был — продавцов .
Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове. Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не .
Мужик уронил топор в реку; с горя сел на берег и стал плакать. Водяной услыхал, пожалел мужика, вынес ему из реки золотой топор и говорит: – Твой это топор? Мужик говорит: – Нет, не мой. Водяной вынес ему другой, серебряный топор. Мужик опять говорит: – Не мой топор. Тогда водяной вынес настоящий топор. .
Пошел раз мужик к огороднику огурцы воровать. Подполз он к огурцам и думает: “Вот дай унесу мешок огурцов, продам; на эти деньги курочку куплю. Нанесет мне курица яиц, сядет наведочкой, выведет много цыплят. Выкормлю я цыплят, продам, куплю поросеночка – свинку; напоросит мне свинка поросят. Продам поросят, .
Мужик рубит сосну, ложатся на летошнюю хвою белые щепки, дрожит сосна, а на самой её верхушке сидит жёлтая рысь.Плохо рысье дело, некуда ей перепрыгнуть и говорит она деревянным голосом, будто сосна:— Не руби меня, мужичок, я тебе пригожусь.Удивился мужик, вытер пот и спрашивает:— А чем же ты мне, сосна, .
Жила-была старуха, у ней было два сына: один-то помер, а другой в дальнюю сторону уехал. Дня три спустя как уехал сын, приходит к ней солдат и просится: – Бабушка, пусти ночевать. – Иди, родимый! Да ты откудова? – Я, бабушка, Никонец, с того свету выходец. – Ах, золотой мой! У меня сыночек помер; не .
Жил в одной деревне мужик с бабой. Всем мужик был хорош: и работящ и не ленив, да одним обижен судьбой — мало было у него ума. Раз посылает баба мужика в лес за дровами. — Съезди, — говорит, — наруби дров, я хоть печь истоплю да щей наварю. Мужик запряг лошадь и поехал. Приехал в лес, взобрался на большую .
Жил-был мужик, у него была пегая лошадь. Мужик запряг ее в телегу и поехал в лес за дровами. Только приехал в лес, а навстречу ему идет большой медведь. Поздоровался с мужиком и спрашивает: – Скажи, мужичок, кто твою лошадку пежил? Ишь какая рябенькая да славная! – Эх, брат Мишка! — говорит мужик. — .
Шел мужик дорогой. Догоняет батюшку. — Здравствуй,— говорит,— батюшка! — Здравствуй,— говорит,— свет! Куда идешь, мужичок? — А иду, батюшка, в деревню Хмельное. — А зачем, мужичок? — Да там, батюшка, сказывают, лошадка продажная есть. — А у тебя что, лошадки-то не было? — Да была — волк съел. — Вот это .
Пустил мужик петуха в подвал; петух там нашел горошинку и стал кур скликать. Мужик услыхал про находку, вынул петуха, а горошинку полил водою. Вот она и начала расти; росла — выросла до полу. Мужик пол прорубил, горошинка опять начала расти; росла, росла — доросла до потолка. Мужик потолок прорубил, .
Пахал мужик ниву, пришел к нему медведь и говорит ему: – Мужик, я тебя сломаю! – Нет, не замай; я вот сею репу, себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки. – Быть так, – сказал медведь, – а коли обманешь – так в лес по дрова ко мне хоть не езди! Сказал и ушел в дуброву. Пришло время: мужик репу копает, .
Наехал царь Петр на мужика в лесу. Мужик дрова рубит. Царь и говорит: — Божья помощь, мужик! Мужик и говорит: — И то мне нужна божья помощь. Царь спрашивает: — А велика ли у тебя семья? — У меня семьи два сына да две дочери. — Ну не велико твое семейство. Куда ж ты деньги кладешь? — А я деньги на три .
Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру, сел на берег и нечаянно уронил топор в воду. Сидит он и плачет. Вдруг из воды выходит черт и спрашивает: — Чего, мужик, плачешь? — Топор уронил. Ушел черт в воду и через недолгое время приносит мужику серебряный топор и спрашивает: — Твой топор? .
Жил-был мужичок убогий, снял он, значит, четверть под озимь. Вот подошла пора рожь сеять, а батраки и говорят: один – пять рублей давай, а другой – четверть горилки купи. Мужичок подумал-подумал. – Что ж, – говорит, – пять рублей я дам или четверть куплю. Нет, дорого будет. – И пошел на ярмарку, купил .
Ну так слушайте! Расскажу вам не сказку, а быль. Было это еще во время панщины. И злые же были паны! Не люди, а зверье. Попадешь к такому вот пану, и хоть ложись да помирай: ничем ему не угодишь. И правду говорят: “Черта нянчить – не унянчить”. Так вот и пан. Уж ты ему как стараешься и работаешь хорошо, .
Однажды два мужика из деревни Тугодумово, Ховатта да Матти, собрались на рыбалку. Дело было летом. День жаркий, солнечный. Сели они на плот, добрались до середины озера и закинули удочки. Сидят, ждут, когда клюнет. Жарко. Захотели они пить. Ховатта говорит: – Матти, я пить хочу! Отвечает Матти: -.
Старый глуповатый крестьянин поймал в силки удивительно красивую птицу и с изумлением услышал, что она заговорила с ним человеческим голосом и попросила отпустить ее на волю. — Ах, — сказал крестьянин Иоганн. — Раз ты умеешь так хорошо говорить, ты должна также понимать, что у меня тебе будет гораздо .
Как повелось на этом свете, жили в одной деревне два погонщика мулов. У каждого было по семь мулов, и работы им хватало. Крестьяне нанимали мулов возить товар на рынок. Вот погонщики и ходили туда-обратно: из деревни – на рынок, с рынка – в деревню. И так круглый год. Пришёл день, когда два погонщика.
В старину жил один бедный сапожник. У него было много детей. Сапожник работал от зари до зари, не разгибая спины, но его заработка хватало лишь на то, чтобы один раз покормить своих детей. Когда не было работы в ауле, сапожник брал на плечи свой ящичек с шилом и гвоздями и отправлялся в соседние аулы. Шел.
Сказка Умный мужик
Умный мужик слушать
Умный мужик читать
В одной деревне жили-были два мужика: один был богатый, а другой — бедный. У богатого мужика всего вдоволь, а у бедного — детей много, а всего добра один гусь.
И дошло дело до того, что нечем стало бедняку детей кормить. Что тут станешь делать? Думал-думал, как быть, чем детей накормить, и надумал:
— Жарь, хозяйка, гуся!
Зажарили гуся, поставили на стол, а хлеба нет ни крошки. Говорит мужик:
-Ну как станем без хлеба есть, надолго ли нам его хватит? Лучше отнесу гуся барину, хлеба у него попрошу.
-Ступай, муженек, ступай, — говорит жена, — может быть, хоть полмешка муки даст.
Пришел мужик к барину:
— Принес тебе гуська, не побрезгуй принять, а мне хоть немного муки дай — нечем детей кормить.
— Ну ладно, — барин говорит. — Умел ты гуся подарить, сумей его разделить промеж нас без обиды.
Разделишь без обиды – велю наградить, а не сумеешь — выпороть прикажу.
А семья у того барина: сам с женой, два сына да две дочери — всего шестеро.
Попросил мужик нож и стал гуся делить. Сперва отрезал голову, подает барину:
— Ты всему дому голова — так вот тебе гусиная голова.
Отрезал гузку, барыне подает:
— Тебе дома сидеть, за домом глядеть — вот тебе гузка.
Отрезал лапки, подает сыновьям:
— Вот вам по ножке — топтать отцовские дорожки.
А дочерям по крылышкам дал:
— Вам с отцом, с матерью не век жить — вырастете, полетите прочь, свое гнездо вить.
Остальное себе взял. А мужик сер да глуп — мне глодать хлуп.
— Хорошо, мужик, гуся разделил и сам в обиде не остался!
Поднес стаканчик винца и велел дать два мешка муки бедному мужику.
Услыхал про то богатый мужик, позавидовал бедняку. Зажарил пять жирных гусей, принес барину, сам кланяется:
— Не побрезгуй, ваша милость, принять за поклон от меня пять кормленых гусей!
— Спасибо, братец, спасибо! Сумел ты гусей подарить, сумей свой подарок промеж нас без обиды разделить. Коли разделишь без обиды — награжу, а не сумеешь разделить — велю на конюшне выпороть.
Стоит богатый мужик, прикидывает и так и сяк — никак ему пять гусей между шестью человеками не разделить.
Позвал барин бедняка:
— Можешь ли пять гусей промеж нас без обиды разделить?
— А чего не разделить! — отвечает бедный мужик.
Подает одного гуся барину с барыней:
— Вас двое — вот вам гусь. Теперь вас стало трое.
Другого гуся двум сыновьям подал:
— И вас теперь трое стало.
Третьего подает двум дочерям:
— И вас стало трое.
Двух остальных гусей себе взял:
— И нас стало трое. Никому не обидно.
— Ну, молодец, мужик! Знал, как надо разделить, и себя не забыл!
Нашли ошибку? Есть пожелания? Жми!
Детский час
для детей и родителей
«Мужик и Мороз». Русская народная сказка
Если у вас есть какие-то секреты, то не спешите о них всему миру рассказывать. Мужик, что из русской народной сказки «Мужик и Мороз» по простоте душевной в первой попавшейся избе свои тайны раскрывал. Ни к чему хорошему это не привело. Сказка сказывается, а мы на ус мотаем, и пословицу русскую вспоминаем, что «слово – серебро, а молчание – золото».
«Мужик и Мороз»
Русская народная сказка
Жил-был мужик со своею женой, злой и сварливой бабой; что ни сделает мужик — все нехорошо; целый день с утра до вечера бранит она его. Вот посеял мужик пшеницу. Славная пшеница взошла. Только пришел раз мужик посмотреть ее, глядь, Мороз всю съел. Приходит домой, рассказывает жене: так и так, мол, съел Мороз пшеницу. Накинулась баба на мужика, бранила, бранила его неизвестно за что, потом и говорит: — Иди, дурень, сыщи Мороза и проучи его хорошенько!
Нечего делать: надел мужик шапку, взял в руки дубинку да и пошел в лес Мороза искать. Шел, шел, и зашел в самую, что ни на есть, чащу; видит — сидит на пне седой старичок, борода до самой земли, белая, как снег, так и искрится на солнце. Обрадовался мужик, что нашел Мороза. Бросился к нему и давай на него кричать. Взмолился Мороз:
— Не кричи, добрый человек! Не шуми! Я тебе чудесного коня дам: одной ногой топнет — медь из-под ноги посыплется, другой, — серебро! Перестал мужик буянить.
— Ладно! — говорит,— давай!
Хлопнул Мороз в ладоши, бежит конь, только земля дрожит, а по следу медь и серебро так и звенят, так и рассыпаются. Поблагодарил мужик Мороза и пошел домой. А до дому-то не близко. Шел мужик, пока темно не стало, и попросился в деревне ночевать. Пустили его. Сели ужинать. Мужик в простоте и расскажи все, как дело было и какого коня дал ему Мороз. Как легли все спать, хозяева взяли да и подменили коня.
Наутро мужик отправился дальше. Приходит домой, и раз сказывает жене, какого коня дал ему Мороз. Вышла жена посмотреть. Топнул конь одной ногой, — ничего нет, топнул другой — тоже. Что такое? Топал, топал конь — нет! Хоть бы копеечка! Набросилась баба на мужа, ругала, ругала, целый день и всю ночь до утра ругала. Наутро посылает его опять к Морозу. Делать нечего, надел мужик шапку, взял дубинку и пошел в лес. Пришел к Морозу и давай опять на него кричать.
— А! — ты обманул меня, Морозище! Вот я тебе задам!
— Не кричи, ради бога! Я дам тебе скатерть-самобранку! Только крикнешь: „Развернись!»— она и развернется, а в ней всякие пития и яства, что только захочется тебе!
— Ладно! — говорить мужик, — давай! Подал ему Мороз скатерть-самобранку, сказал мужик спасибо и пошел домой. Опять пришлось ему заночевать у тех же хозяев. Сели ужинать, а скатерть-самобранка лежит на лавке. Спрашивают хозяева:
— Что это, добрый человек, у тебя такое? Глупый мужик возьми да опять и расскажи все, как было, и что за штуку дал ему Мороз. Легли все спать, а хозяева и подменили скатерть-самобранку. Наутро отправился мужик домой. Приходит и рассказывает все жене, показывает ей скатерть.
Крикнула баба: „Развернись!» А скатерть лежит себе, как ни в чем не бывало. Кричала, кричала баба — нет, ничего не выходит! Накинулась она на мужа, два дня и две ночи ругала, а мужик думает: „Ах, я дурак, дурак! Опять обманул проклятый Мороз!»
Ругала, ругала мужика баба и послала опять к Морозу. Пошел мужик. Дошел до Мороза и опять стал кричать на него. Взмолился Мороз:
— Не кричи меня! Я тебе чудесную торбу дам.
— Давай! — говорит мужик. Дал ему Мороз торбу и наказывает:
— Слушай хорошенько: когда ты придешь ночевать, то повесь эту торбу на гвоздь на стену; хозяева начнут спрашивать, что это такое, а ты только крикни: „Отворись!» — увидишь, что будет.
Поблагодарил мужик и пошел. Заночевал опять у тех же хозяев. Повесил, как учил Мороз, торбу на стену и сел ужинать. Посмотрели хозяева на торбу, спрашивают, что это такое. А мужик и крикнул:
— Отворись!
Батюшки светы! Выскочили из торбы двенадцать молодцов, да и давай бить хозяев плетками! Так и хлещут, так и хлещут! Заметались хозяева, завизжали, кричат:
— Все отдадим, — и коня, и скатерть! Отпусти только душу на покаяние!
— Эге! — думает мужик, — так вот оно что, вот где мои конь и скатерть!
Видит он, что довольно уж попало хозяевам, крикнул: „Затворись!» И молодцы убрались. Получил мужик от хозяев коня и скатерть-самобранку, переночевал и отправился домой. Приходит и показывает жене коня и скатерть. Обрадовалась баба, целый день была ласкова с мужем. А на другой день показалось ей этого мало, и посылает мужа опять к Морозу.
Не идет мужик. Давай она его ругать, а он слушал, слушал да и крикнул: „Отворись!» Выскочили из торбы двенадцать молодцов да и давай плетками учить сварливую жену.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Как Хома и Суслик друг другу пели – Иванов А.А., читать детям онлайн
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ХОМЫ И СУСЛИКА
ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ХОМОЙ
Вот он. Обыкновенный хомяк. Щёки — во! Шубейка из недорогого меха.
Хома стоит на задних лапах и смотрит вдаль.
Чуть какая опасность: лиса или пионеры — нырь под землю!
Тут в норе Хома никого не боится. Закроет глаза и спит. Когда мы спим, мы все хорошие.
Когда Хома не спит, он шныряет по полю. Зёрна собирает. Воришка, значит. Но это мы знаем, а он не знает. Видит, зёрна осыпались — хвать! Будто так и надо. Думает — ничьи.
Поэтому его считают вредителем. Он так не считает.
Почему? А потому!
Лучший друг Суслик нередко Хому во всём слушается:
Хома на целых полгода старше. Значит, умнее. Правда?
«Ты хорошо сохранился, — говорит ему Суслик. — Ну, уцелел!»
«А если б не уцелел?» — хмурится Хома.
«Тогда бы ты не был на полгода старше», — улыбается Суслик.
Такие вот они, дружки!
КАК ХОМА ЗАРЯДКОЙ ЗАНИМАЛСЯ
Всю ночь Хома плохо спал. Всю ночь по полю со скрежетом ходила огромная машина — комбайн. Она ярко глазела фарами, свет даже в нору проникал.
Хома было подумал, что больше не придётся светляками запасаться для освещения. Он думал, комбайн теперь каждую ночь по полю гулять будет. Шумит, правда, зря…
Так спал он и просыпался, пока не проснулся совсем.
Зарядку он делать не стал.
За него зарядку Суслик делал. Самому Хоме — лень.
— Сделай, — говорит, — за меня зарядку. А сам лежит под кустом и смотрит.
Суслик и давай за двоих стараться — приседает, подпрыгивает…
Умаялся вконец. Еле дышит! Но Хома ему:
— Какая же это зарядка без купания?! А вода в ручье холодней холодной.
Плавает Суслик, а Хома на бережку сидит.
— М-о-о-жет, х-хватит? — спрашивает его из воды лучший друг Суслик.
— Ишь ты! — возмущается Хома. — Плавай, плавай, пока я не устану. Мне плавать полезно. Мне доктор Дятел ванны велел принимать!
Наплавается Суслик до посинения и вылезет на берег.
— Славно я сегодня зарядился! — встанет довольный Хома и сладко потянется. Он уже задремать успел. А Суслика от усталости так и шатает.
— Так и быть, хватит, — расщедрится Хома. — Только завтра встань пораньше, чуть светать начнёт. И побегай за меня босиком по росе. Но смотри, не жульничай. Всё равно узнаю. Мне бегать врачи велели. Ты же не хочешь, чтоб твой лучший друг заболел? Старайся!
Ну вот. Встал Хома, а комбайна уже нет. И пшеницы нет. Всё зерно ночью собрали.
Поле будто наголо подстрижено. И Суслик бегает.
— Бегаешь? — зевнул Хома.
— А может, не надо? — взмолился Суслик.
— Ты что, устал? — удивился Хома.
— Устал, — пропыхтел Суслик.
— Чего? Это я устал! — рассердился Хома. — Ты же за меня бегаешь! Ох, как я устал… Прилягу, отдохну. А ты бегай, бегай!
КАК ХОМА НА ДАЛЬНЕЕ ПОЛЕ ЗА РОЩУ ХОДИЛ
Лежит Хома, а Суслик бегает. Вдруг трактор на поле показался.
— Все по домам! — крикнул Хома и бросился в нору. Суслик — в соседнюю.
Рычит трактор. Страшно.
Высунул Хома голову.
Трактор мимо идёт и сердито трясётся. За трактором плуг землю пашет.
А за плугом вороны вышагивают рядами, как на параде, и червяков склёвывают.
— Эй, гляди! Карр! — махнула Хоме крылом главная Ворона. — Мы трррактор приррручили! На всю стаю ррработает! Отборррные черррвячки!
— Нужны они мне! — буркнул Хома.
— Ни одного упавшего зёрнышка теперь не останется, — поддакнул ему Суслик, тоже высунув голову.
— Не пищи, — важно заметил Хома. — Там, за рощей, ещё одно поле есть.
Дальнее. Там горох растёт.
— Горох? — облизнулся Суслик.
— Ну. А ты думаешь, откуда я его ношу?
— А я не думаю, — признался Суслик. — Я его ем.
— Лентяй, — буркнул Хома.
— Я не лентяй, я шустрый, — надулся Суслик.
— Мне лучше знать! — рассердился Хома. — А ну-ка, сгоняй на Дальнее поле за стручками. Всё равно ты мало сегодня бегал, тебя трактор спугнул.
— Ого, мало! — заныл Суслик. — Три часа вместо двух!
— Три часа?! — ужаснулся Хома. — По мокрой траве?! Я же простудиться могу!
— За тебя я только два часа, — торопливо сказал Суслик. — А час за себя.
— За меня — два? А за себя — час? — Хома поспешно пощупал свои задние лапы. — То-то у меня пятки гудят. Раз ты за себя недобегал, беги за стручками. Хитрый какой. Меня чуть до смерти не загонял за два часа, а себе час выгадал.
Суслик виновато заморгал глазами.
— Не пойду, — робко пискнул он и исчез в норе.
— Я Волка боюсь, — снова высунулся он и опять скрылся.
— И Лисы! — опять показался он. Снова исчез. И больше не показывался.
— Ну, я тебе припомню, — сказал Хома.
И пошел сам. Потому что есть захотелось.
Если бы есть не хотелось, Хома никогда бы из норы не выходил. А зачем? Были бы запасы, протянул лапу — зерна сушеные. Протянул другую — горох. Лежи и в потолок смотри. Интересно!
Волка Хома не боялся. Он его совсем не боялся. Чего бояться! Трах Волка чем-нибудь по лбу — и готов! Жалко даже, что Волки в их роще не водились.
Лиса, конечно, была. Но старая. Видит плохо. Бегает с одышкой. Опасная Лиса. Хищник! Того и гляди.
Хома подумал и решил назад повернуть. Сцапает ещё! Но уж очень ему есть хотелось.
Роща была далеко, чуть виднелась на горизонте. Скошенное поле кругом…
Но мало ли что… На всякий случай Хома решил добираться ползком. Полз он медленно. Проползёт немножко, встанет, подпрыгнет, оглянется по сторонам.
Когда он ползком подобрался к роще, стемнело.
Тут Хома совсем струхнул.
Темно, ужас как темно! Шишки с деревьев падают — шлёп, шлёп! — словно шаги чьи-то.
Ползти или не ползти?
— Бежать! — храбро сказал себе Хома. — Раз — и там! Испугаться не успею.
Он решил как следует разбежаться и отошёл немножко назад.
Потом ещё немножко…
«Эх! — думал Хома, отходя. — Как разбегусь, сразу рощу проскочу! Главное — хороший разбег!»
Так он отходил, отходил, отходил…
И вдруг провалился под землю!
— Странно, — почесал Хома затылок, оглядываясь. — На мою нору похоже. А может, не моя. Проверим. Если ничего поесть нету, значит, моя.
Он обшарил все углы — пусто.
— Моя! — обрадовался Хома. — Посплю часок-другой, сил наберусь — и в путь.
Хома и правда провалился в свою нору.
— А Суслик уже небось спать ложится, — ворчал Хома, заваливаясь на постель. — Бывают же такие лентяи!
Хома проспал не только часок-другой, а ещё прихватил третий и четвёртый.
Он бы всю ночь проспал, если б налетевший ветер не угнал тучи.
Хома открыл глаза и прищурился. Яркая Луна заглядывала в нору и светила на Хому, как прожектор.
Но тут Хома вспомнил про горох и поспешил наружу.
Дальше отступать он не стал, теперь разбег у него был достаточный.
— На старт… Внимание… Марш! — сам себе скомандовал Хома и понёсся к роще.
Приключения Хомы и Суслика (полная версия)
В сборник известного писателя входят 20 сказок о приключениях знаменитого хвастуна – хомяка Хомы, его лучшего друга – пугливого мудреца Суслика, их осторожных приятелей и коварных врагов. Эти герои знакомы ребятам по нескольким книжкам и серии мультфильмов. В книге представлены и новые сказки, которые нигде раньше не публиковались..
ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ХОМОЙ 1
КАК ХОМА ЗАРЯДКОЙ ЗАНИМАЛСЯ 1
КАК ХОМА НА ДАЛЬНЕЕ ПОЛЕ ЗА РОЩУ ХОДИЛ 1
КАК ХОМА РАССМЕЯЛСЯ 2
КАК ХОМА РЫБУ ЛОВИЛ 2
КАК ХОМА СВОЮ ТЕНЬ ОБОГНАЛ 3
КАК ХОМА КЛЕТКУ НАШEЛ 3
КАК ХОМА КУДА-ТО ХОДИЛ 4
КАК ХОМА НЕВЕЖЛИВЫМ БЫЛ 4
КАК ХОМА СТРАШНЫЕ ИСТОРИИ РАССКАЗЫВАЛ 4
КАК ХОМА И СУСЛИК В ВОДУ ГЛЯДЕЛИ 5
КАК ХОМА И СУСЛИК ПОСЛЕДНЕЕ ПОДЕЛИЛИ 6
КАК ХОМА ЗИМОЙ КУПАЛСЯ 6
КАК ХОМА И СУСЛИК ДРУГ ДРУГУ ПЕЛИ 7
КАК ХОМА И СУСЛИК В ГОСТИ ХОДИЛИ 7
КАК ХОМА КОТА ВСТРЕТИЛ 8
КАК ХОМА ЗВЁЗДЫ СПАСАЛ 8
КАК ХОМА И СУСЛИК ВАЖНЫМИ СТАЛИ 9
КАК ХОМА СВОЮ НОРУ ИСКАЛ 10
КАК ХОМА С МУРАВЬЁМ ДРУЖИЛ 10
КАК ХОМА И СУСЛИК НЕ РАЗЛУЧАЛИСЬ 12
Альберт Иванов
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ХОМЫ И СУСЛИКА
ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ХОМОЙ
Вот он. Обыкновенный хомяк. Щёки – во! Шубейка из недорогого меха.
Хома стоит на задних лапах и смотрит вдаль.
Чуть какая опасность: лиса или пионеры – нырь под землю!
Тут в норе Хома никого не боится. Закроет глаза и спит. Когда мы спим, мы все хорошие.
Когда Хома не спит, он шныряет по полю. Зёрна собирает. Воришка, значит. Но это мы знаем, а он не знает. Видит, зёрна осыпались – хвать! Будто так и надо. Думает – ничьи.
Поэтому его считают вредителем. Он так не считает.
Почему? А потому!
Лучший друг Суслик нередко Хому во всём слушается:
Хома на целых полгода старше. Значит, умнее. Правда?
“Ты хорошо сохранился, – говорит ему Суслик. – Ну, уцелел!”
“А если б не уцелел?” – хмурится Хома.
“Тогда бы ты не был на полгода старше”, – улыбается Суслик.
Такие вот они, дружки!
КАК ХОМА ЗАРЯДКОЙ ЗАНИМАЛСЯ
Всю ночь Хома плохо спал. Всю ночь по полю со скрежетом ходила огромная машина – комбайн. Она ярко глазела фарами, свет даже в нору проникал.
Хома было подумал, что больше не придётся светляками запасаться для освещения. Он думал, комбайн теперь каждую ночь по полю гулять будет. Шумит, правда, зря…
Так спал он и просыпался, пока не проснулся совсем.
Зарядку он делать не стал.
За него зарядку Суслик делал. Самому Хоме – лень.
– Сделай, – говорит, – за меня зарядку. А сам лежит под кустом и смотрит.
Суслик и давай за двоих стараться – приседает, подпрыгивает…
Умаялся вконец. Еле дышит! Но Хома ему:
– Какая же это зарядка без купания?! А вода в ручье холодней холодной.
Плавает Суслик, а Хома на бережку сидит.
– М-о-о-жет, х-хватит? – спрашивает его из воды лучший друг Суслик.
– Ишь ты! – возмущается Хома. – Плавай, плавай, пока я не устану. Мне плавать полезно. Мне доктор Дятел ванны велел принимать!
Наплавается Суслик до посинения и вылезет на берег.
– Славно я сегодня зарядился! – встанет довольный Хома и сладко потянется. Он уже задремать успел. А Суслика от усталости так и шатает.
– Так и быть, хватит, – расщедрится Хома. – Только завтра встань пораньше, чуть светать начнёт. И побегай за меня босиком по росе. Но смотри, не жульничай. Всё равно узнаю. Мне бегать врачи велели. Ты же не хочешь, чтоб твой лучший друг заболел? Старайся!
Ну вот. Встал Хома, а комбайна уже нет. И пшеницы нет. Всё зерно ночью собрали.
Поле будто наголо подстрижено. И Суслик бегает.
– Бегаешь? – зевнул Хома.
– А может, не надо? – взмолился Суслик.
– Ты что, устал? – удивился Хома.
– Устал, – пропыхтел Суслик.
– Чего? Это я устал! – рассердился Хома. – Ты же за меня бегаешь! Ох, как я устал… Прилягу, отдохну. А ты бегай, бегай!
КАК ХОМА НА ДАЛЬНЕЕ ПОЛЕ ЗА РОЩУ ХОДИЛ
Лежит Хома, а Суслик бегает. Вдруг трактор на поле показался.
– Все по домам! – крикнул Хома и бросился в нору. Суслик – в соседнюю.
Рычит трактор. Страшно.
Высунул Хома голову.
Трактор мимо идёт и сердито трясётся. За трактором плуг землю пашет.
А за плугом вороны вышагивают рядами, как на параде, и червяков склёвывают.
– Эй, гляди! Карр! – махнула Хоме крылом главная Ворона. – Мы трррактор приррручили! На всю стаю ррработает! Отборррные черррвячки!
– Нужны они мне! – буркнул Хома.
– Ни одного упавшего зёрнышка теперь не останется, – поддакнул ему Суслик, тоже высунув голову.
– Не пищи, – важно заметил Хома. – Там, за рощей, ещё одно поле есть.
Дальнее. Там горох растёт.
– Горох? – облизнулся Суслик.
– Ну. А ты думаешь, откуда я его ношу?
– А я не думаю, – признался Суслик. – Я его ем.
– Лентяй, – буркнул Хома.
– Я не лентяй, я шустрый, – надулся Суслик.
– Мне лучше знать! – рассердился Хома. – А ну-ка, сгоняй на Дальнее поле за стручками. Всё равно ты мало сегодня бегал, тебя трактор спугнул.
– Ого, мало! – заныл Суслик. – Три часа вместо двух!
– Три часа?! – ужаснулся Хома. – По мокрой траве?! Я же простудиться могу!
– За тебя я только два часа, – торопливо сказал Суслик. – А час за себя.
– За меня – два? А за себя – час? – Хома поспешно пощупал свои задние лапы. – То-то у меня пятки гудят. Раз ты за себя недобегал, беги за стручками. Хитрый какой. Меня чуть до смерти не загонял за два часа, а себе час выгадал.
Суслик виновато заморгал глазами.
– Не пойду, – робко пискнул он и исчез в норе.
– Я Волка боюсь, – снова высунулся он и опять скрылся.
– И Лисы! – опять показался он. Снова исчез. И больше не показывался.
– Ну, я тебе припомню, – сказал Хома.
И пошел сам. Потому что есть захотелось.
Если бы есть не хотелось, Хома никогда бы из норы не выходил. А зачем? Были бы запасы, протянул лапу – зерна сушеные. Протянул другую – горох. Лежи и в потолок смотри. Интересно!
Волка Хома не боялся. Он его совсем не боялся. Чего бояться! Трах Волка чем-нибудь по лбу – и готов! Жалко даже, что Волки в их роще не водились.
Лиса, конечно, была. Но старая. Видит плохо. Бегает с одышкой. Опасная Лиса. Хищник! Того и гляди.
Альберт Иванов – Приключения Хомы и Суслика (полная версия)
- 80
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Альберт Иванов – Приключения Хомы и Суслика (полная версия) краткое содержание
В сборник известного писателя входят 20 сказок о приключениях знаменитого хвастуна — хомяка Хомы, его лучшего друга — пугливого мудреца Суслика, их осторожных приятелей и коварных врагов. Эти герои знакомы ребятам по нескольким книжкам и серии мультфильмов. В книге представлены и новые сказки, которые нигде раньше не публиковались..
Приключения Хомы и Суслика (полная версия) – читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок
Когда они очнулись в сугробе и взглянули высоко вверх, где разбитое оконце виднелось, Хома проворчал:
— Я больше туда не вернусь.
— И я не вернусь, — простонал Суслик.
И они дружно зашагали домой. Ушёл каждый молча в свою нору.
Есть захотелось… Пошарил, пошарил Хома на полке. Вдруг случайно горошину нашёл. Одну-единственную.
Посмотрел на неё… В лапе зажал. И к Суслику. Разломил горошину пополам — другу дал.
КАК ХОМА ЗИМОЙ КУПАЛСЯ
Шумит, метёт зима, сон нагоняет.
Забежал Суслик к Хоме в гости. Напоследок, перед спячкой. Спокойной зимы пожелать.
— Как сейчас заляжем, — деловито произнёс Суслик.
Но Хома вдруг решил: не спать!
— Ведь жизнь — одна. — заявил он Суслику. — А мы полжизни спим. Не буду спать, значит, две жизни проживу. Одну свою и одну твою, пока ты спать будешь!
— Мою не надо, — заволновался Суслик. — У меня и так-то жизни почти нет, раз я спать люблю.
— Давай не спать вместе. — великодушно предложил Хома.
— Знал бы ты, как я спать умею, — обиделся Суслик. — Куда тебе до меня!
— Это мне-то! А кто позапрошлой зимой больше тебя на два дня проспал?
— Вспомнил! — усмехнулся Суслик. — А в прошлом году? Ты меня целый месяц не мог разбудить, когда я не спал и притворялся.
— Притворялся! А я, умный такой, целый месяц тебя будил?
— Ага, — хихикнул довольный Суслик, — ты такой умный.
И повертел лапой у Хоминого виска.
— Лапы прочь! — рассердился Хома. — Спи, как хочешь, а я зато вас всех переживу!
— Уговорил. Будем всех переживать вместе! А как?
— Нужно бодрым быть, — приосанился Хома. — Тогда спать не захочется. Будем в проруби купаться.
— А не замёрзнем? — испугался Суслик.
— То-то и оно, замёрзнем! — ликовал Хома. — Разок в ручье окунуться, неделю в норе дрожать! Нипочём не уснуть! Отогреешься и…
— И спать, да? — радостно перебил его Суслик.
— Нет, снова в прорубь. И опять неделю дрожать! Здорово, да?
— Тебе, Хома, лечиться надо, — серьёзно заметил Суслик.
— А, — отмахнулся Хома, — Лечиться в будущем будем, когда воспаление лёгких схватим. Вместе! Ради долгой жизни мне ничего не жаль, даже твоего здоровья.
— А твоего? — насупился Суслик.
Хома внимательно посмотрел на него.
— И моего, — соврал Хома.
— А вдруг не заболеем? — с надеждой спросил Суслик.
— Заболеем, — заверил его Хома. — А больные, сам знаешь, плохо спят.
— Согласен, но… — предупредил Суслик — Ты сам по себе, а я в прорубь сначала кипяточку из чайника плесну, а уж потом кинусь.
— Это нечестно, — задумался Хома — Я, значит, в ледяной воде плавай, а ты — как в парном молоке купайся?
— А у тебя чайника нет! — нашёлся Суслик.
— Ну, пусть, ладно, — проворчал Хома и поднял на плечо ломик, похожий на обыкновенный гвоздь.
А Суслик за чайником побежал.
Долго они лунку долбили. Строго по очереди. Сначала Хома, потом Суслик, снова Суслик, и опять Хома. Сколько раз Суслик домой бегал: остывшую воду в чайнике разогревать!
Пробили, наконец, лунку. Свершилось.
— Чур, ты первый, — поспешно сказал Хома.
— Почему? — вздрогнул Суслик.
— A-а, хочешь после меня в нагретой водичке поплескаться? — догадался Суслик. — Пожалуйста!
Он щедро вылил кипяток из чайника в прорубь и прыгнул.
— Ой-ёй-ёй! — с душераздирающим криком он выпрыгнул из проруби и зигзагами понёсся домой.
— Во! — изумился Хома. — Как ошпаренный! Нет, глупых нету, чтобы сразу лезть.
Он подождал, ещё подождал, и снова подождал, чтобы вода в проруби хоть немного остыла. И нырнул!
— Ой-ёй-ёй! — выскочил он ещё быстрее Суслика и резво понёсся к норе. — Горю!
И на ходу с ужасом присматривался к своей шубке — от неё клубами валил пар.
Всю зиму не разговаривали Хома и лучший друг Суслик. Спали.
А когда весна разбудила их, Хома сердито сказал дружку, ощипывая себя:
— Ты меня в своём кипяточке чуть не сварил. Смотри — линяю. Чтоб и тебе повылазило!
КАК ХОМА И СУСЛИК ДРУГ ДРУГУ ПЕЛИ
Наступила весна, проложила в снегу ручейки.
Затем ни снега не стало, ни ручейков. Это пришло лето. Самое любимое время Хомы и Суслика.
Летом птицы весело поют. Летом можно бегать, где угодно, в догонялки играть, в прятки. И дни летом — длинные, можно подолгу домой не возвращаться.
Пришёл Хома к Суслику.
Суслик на пригорке у своей норы стоит и куда-то смотрит. Весь какой-то внимательный.
Встал Хома на цыпочки и тоже смотрит. Туда, куда Суслик смотрит.
Плывёт по ручью лодка. С мальчишками. Из лодки музыка доносится. Красивая. Как птичье пение.
— Они что, соловьём чирикать умеют? — спросил Суслик.
— Это не они. Это антенна поёт, — ответил Хома.
— Какая… тенна? — поразился Суслик.
— А вон та. Видишь, между мальчишками торчит? Блестящая проволочка. Когда тебя ещё на свете не было, — похвастался Хома, — я однажды у реки ночевал. И рыболов рядом в стогу ночевал. Он такую же проволочку сквозь стог просунул, а она запела и заиграла.
— Пошли искать, — воскликнул Суслик, — проволочку!
— А знаешь, ты тоже умный, — неожиданно признал Хома. — Слушать будем, как она поёт.
Искали. Нашли. Длинную такую, блестящую. Красота!
В землю проволочку воткнули. Сидят, слушают. Не поёт.
Весь день, до вечера, сидели. А она не поёт.
Свистнул мрачно Суслик и ушёл спать. А Хома остался и думал всю ночь.
— Понял! — ворвался он утром к Суслику. — Это не такая проволочка!
— А что с «нетакой» делать? — зевнул Суслик.
— Вот что! — и Хома начал привязывать проволочку к его хвосту.
— Отпусти хвост! — завизжал Суслик. — К своему привязывай!
— А я к своему уже привязал, — важно заявил Хома. — Ухожу я к себе, а ты здесь оставайся. Дёрну за проволочку, прибегай ко мне в нору, пой-чирикай.
— А если я дёрну? — изумился Суслик.
— Тогда я к тебе прибегу петь!
— Ну, пой, раз ты уже здесь — великодушно разрешил Суслик.
Засвистел, зачирикал Хома. Почти как знакомый Соловей.
Устал, домой убежал. Дёрнул за проволочку.
Суслик прибежал. Зачирикал, засвистел Суслик. Почти как знакомый Жаворонок.
Да перед самой осенью несчастье чуть не случилось. Захотели одновременно Хома и Суслик друг друга увидеть и послушать.
Дёрнули разом проволочку, чуть хвосты друг другу не оторвали!
Как Хома и Суслик друг другу пели – Иванов А.А., читать детям онлайн
Он подождал, ещё подождал, и снова подождал, чтобы вода в проруби хоть немного остыла. И нырнул!
— Ой-ёй-ёй! — выскочил он ещё быстрее Суслика и резво понёсся к норе. — Горю!
И на ходу с ужасом присматривался к своей шубке — от неё клубами валил пар.
Всю зиму не разговаривали Хома и лучший друг Суслик. Спали.
А когда весна разбудила их, Хома сердито сказал дружку, ощипывая себя:
— Ты меня в своём кипяточке чуть не сварил. Смотри — линяю. Чтоб и тебе повылазило!
КАК ХОМА И СУСЛИК ДРУГ ДРУГУ ПЕЛИ
Наступила весна, проложила в снегу ручейки.
Затем ни снега не стало, ни ручейков. Это пришло лето. Самое любимое время Хомы и Суслика.
Летом птицы весело поют. Летом можно бегать, где угодно, в догонялки играть, в прятки. И дни летом — длинные, можно подолгу домой не возвращаться.
Пришёл Хома к Суслику.
Суслик на пригорке у своей норы стоит и куда-то смотрит. Весь какой-то внимательный.
Встал Хома на цыпочки и тоже смотрит. Туда, куда Суслик смотрит.
Плывёт по ручью лодка. С мальчишками. Из лодки музыка доносится. Красивая. Как птичье пение.
— Они что, соловьём чирикать умеют? — спросил Суслик.
— Это не они. Это антенна поёт, — ответил Хома.
— Какая… тенна? — поразился Суслик.
— А вон та. Видишь, между мальчишками торчит? Блестящая проволочка. Когда тебя ещё на свете не было, — похвастался Хома, — я однажды у реки ночевал. И рыболов рядом в стогу ночевал. Он такую же проволочку сквозь стог просунул, а она запела и заиграла.
— Пошли искать, — воскликнул Суслик, — проволочку!
— А знаешь, ты тоже умный, — неожиданно признал Хома. — Слушать будем, как она поёт.
Искали. Нашли. Длинную такую, блестящую. Красота!
В землю проволочку воткнули. Сидят, слушают. Не поёт.
Весь день, до вечера, сидели. А она не поёт.
Свистнул мрачно Суслик и ушёл спать. А Хома остался и думал всю ночь.
— Понял! — ворвался он утром к Суслику. — Это не такая проволочка!
— А что с «нетакой» делать? — зевнул Суслик.
— Вот что! — и Хома начал привязывать проволочку к его хвосту.
— Отпусти хвост! — завизжал Суслик. — К своему привязывай!
— А я к своему уже привязал, — важно заявил Хома. — Ухожу я к себе, а ты здесь оставайся. Дёрну за проволочку, прибегай ко мне в нору, пой-чирикай.
— А если я дёрну? — изумился Суслик.
— Тогда я к тебе прибегу петь!
— Ну, пой, раз ты уже здесь — великодушно разрешил Суслик.
Засвистел, зачирикал Хома. Почти как знакомый Соловей.
Устал, домой убежал. Дёрнул за проволочку.
Суслик прибежал. Зачирикал, засвистел Суслик. Почти как знакомый Жаворонок.
Да перед самой осенью несчастье чуть не случилось. Захотели одновременно Хома и Суслик друг друга увидеть и послушать.
Дёрнули разом проволочку, чуть хвосты друг другу не оторвали!
Пришлось отвязаться и отказаться.
— Да и голос у тебя, Хома, извини, ужасный, — заметил Суслик.
— А тебе Слон на ухо наступил!
— Не наступал. Он тут не водится, — насупился Суслик. — Просто я от рождения петь не умею.
— И я, — признался Хома.
И порешили они больше сами не петь, а птиц слушать. Насыпят зёрен возле своих норок — стайками птицы слетаются и громко поют.
А Хома и Суслик слушают.
И на душе прекрасно. И за хвосты спокойно.
А когда осенью птицы в южные страны улетали, полились с вышины прощальные песни:
«До свидания, Хома. До свидания, Суслик. »
КАК ХОМА И СУСЛИК В ГОСТИ ХОДИЛИ
Явился однажды Хома к Суслику.
— Угощай, — говорит, — гостя.
— Какой же ты гость? — Суслик поскорей занавеску на полках с припасами задёрнул. — Ты свой.
— Ну, если свой, — отдёрнул занавеску Хома, — я у тебя поживу немного.
— Почему у меня? — встревожился Суслик.
— Дома забот много, — и Хома горстку семечек себе в рот кинул. — А еды мало.
— И у меня — мало, — жалобно сказал Суслик. — Жалко…
— Так у тебя же еда — не моя, значит — чужая. Не жалко, — разъяснил Хома. — И убирать мне теперь в норе не надо. Она тоже чужая. Верно?
— Верно, — озадачился Суслик.
— Ещё бы! — Хома набил полный рот семечками и – фрр! — шелуху на пол. — Тебе что, обидно — друг у тебя поживёт, пока не надоест?
— Пока не надо есть? — живо переспросил Суслик.
— Надо есть, — твердил Хома. — А поживу я у тебя, пока мне не надоест.
— Ладно, — шмыгнул носом Суслик. — А я у тебя поживу, а то здесь вдвоём тесно.
— А знаешь, ты прав: очень удобно друг у друга жить! Ты у меня поживёшь день-другой, я — у тебя. И припасов не жаль, и убирать в норе не нужно.
Ушёл Суслик к Хоме в нору, а Хома тут остался.
Пожил Хома день, всё съел, намусорил, и к себе вернулся.
А Суслик тоже всё у Хомы съел подчистую. И шелухи в норе — на трёх сусликах не вывезешь!
Увидел он Хому, обрадовался:
— Откуда? Там у тебя больше нет ничего!
— Как — нет? — вскипел Суслик. — Это у тебя теперь нет ничего. А у меня — ого-го! — сколько всего было.
— Не ого-го, а охо-хо, — пробурчал Хома, — после того, как я у тебя побывал. — И грустно свои пустые полки оглядел — Ничего ты мне не оставил…
— А ты? — возмутился Суслик. — А ну, пошли ко мне.
Пришли. Пуста кладовочка у Суслика. А мусору.
— Давай я у тебя уберу, — пожалел Хома друга.
— Зачем убирать, — отмахнулся Суслик, — тогда и мне у тебя убирать придётся.
— Ну и ну, — вздохнул Хома. — Зато хоть денёк да отдохнули.
Вышли из норы. Навстречу семенит Заяц-толстун. Обрадовался:
— А я к вам в гости! Как живёте-поживаете?
— Живём хорошо, — ответил Хома. — доживаем плохо. Сам посмотри.
Заглянул Заяц-толстун в нору. Ужаснулся! И домой убежал. Пошли тогда Хома и Суслик к нему. Вроде бы тоже в гости.
Вот и нора, в дверцу постучали. Громко, как два дятла-стукача.
— Кто там? — раздался незнакомый голос.
— Мы… там, — растерялся Хома.
И вдруг к ним какая-то незнакомая Зайчиха вышла. Толстая, рослая. А уши!
— Вам чего? — раскричалась она. — Чего вам?
— Ничего… нам, — оторопели они. — А вы кто?
— Я Зайцева тётка, я к нему в гости пришла, из школьного «живого уголка» убежала!
Глянули Хома и Суслик в оконце. Зайца в углу увидели — большую очищенную морковку грызёт. А ведь раньше прямо со шкуркой ел.
— Умён Заяц! — прошептал Хоме Суслик — Тётка его кормит. А чистота какая! Немыслимая!
— Позовите Зайца, пожалуйста, — попросил Хома Зайчиху.
Она сердито ушами тряхнула и в норе скрылась. Шторой оконце задёрнула и вновь выскочила:
— Нет его! — И дверцей за собой хлопнула.
— Да-а… Повезло Зайцу, — сказал Хома.
— А ты свою тётку вызови, — посоветовал Суслик. — Она ж у тебя близко, за рощей живёт. И готовить будет, и в норе убирать.
— И у тебя тётка есть, двоюродная, — вспомнил Хома. — Тоже уберёт в твоей норе.
— Из моей она прежде всего тебя уберёт, — посочувствовал ему Суслик.