Сказка аленький цветочек слушать сказка ключницы пелагеи

Автор андрей измаилов на чтение 12 мин. просмотров 5 опубликовано 28.06.2021 пик литературной карьеры наиболее значительными работами аксакова являются семейная

На чтение 12 мин. Просмотров 5 Опубликовано

Пик литературной карьеры

Наиболее значительными работами Аксакова являются «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука». В этих книгах перед читателями раскрывается история трех поколений семьи Сергея Багрова, то есть самого писателя. Он намеренно изменил места и имена, чтобы нельзя было сопоставить их с реальными прототипами, некоторые из которых были еще живы. Однако стоило «Семейной хронике» выйти из печати, как критики моментально сопоставили персонажей с реальными людьми.

В «Семейной хронике» Сергей Аксаков удивительно точно описал быт помещиков и крепостных. По сюжету все семейство Багровых переезжает из Симбирской губернии в новое поместье. Контраст между тем, как радуются и ждут переезда люди в барском доме, и как тягостно и грустно продавать скот и весь скарб крепостным крестьянам, сразу погружает читателя в атмосферу подневольности и зависимости крепостных. Аксаков неторопливо и детально описывает действительность. Читатель словно смотрит интересное и эпическое кино.

Книга вышла из печати в самый «удачный» момент: только закончилась Крымская война, прогнивший николаевский режим был очевиден каждому. «Семейная хроника» дала отличный материал для обличения крепостничества и была чрезвычайно выгодна революционно настроенным демократам.

«Детские годы Багрова-внука» – это заключительная часть трилогии «Семейная хроника». В произведении с удивительной точностью описывается детство маленького Сережи – с рождения и до девяти лет. Темой книги является сложный и столь важный процесс формирования детской души.

В произведении показано, как медленно, но верно меняется мировоззрение мальчика, который начинает понимать, что в мире все далеко не так прекрасно. Однако он не страдает от этого осознания, не пытается что-то изменить, а лишь созерцает. Художественные описания и, конечно, язык – вот, чем прославился Сергей Тимофеевич Аксаков.

Охотничья трилогия

В 1843 году Аксаков приобрел под Москвой имение Абрамцево, где он обрел тихую и размеренную жизнь. Это спокойствие и безмятежность пробудили воспоминания о детстве и юности, о том, как часто они с отцом охотились или рыбачили.

Первая полноценная книга Сергея Тимофеевича Аксакова «Записки об уженье» должна была стать интересным пособием для узкого круга рыболовов, а прославилась на всю Россию. Даже людям, не относящим себя к любителям ловли рыбы, понравились описания подводного мира и то, с какой страстью и любовью Аксаков описывал рыбалку.

Успех побудил писателя продолжить тему. Вторая книга «Записки ружейного охотника» стала еще более глубокой и страстной в плане изображения природы, животных и эмоций охотника. Произведение получило высочайшие оценки критиков, писателей и простых читателей.

В 1855 году Аксаков завершил трилогию книгой «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах». По этим произведениям можно понять, что Сергей Тимофеевич не терпел высокопарности и праздного созерцания. Даже пейзажи играли важную роль и были наполнены интересными деталями.

Изданные по отдельности книги писатель хотел объединить в один сборник. При попытке издать его Аксаков столкнулся с серьезными препятствиями. Из-за проблем с цензурой у его сына Ивана писателю отказали. После апелляции и ходатайства процесс вновь был запущен, но сборник так и не увидел свет.

Сергей Аксаков / Биография

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 году в Уфе в семье прокурора земского суда Тимофея Степановича Аксакова и Марии Николаевны Зубовой. Его мать получила хорошее образование, вследствие чего обладала прогрессивными взглядами и даже вела переписку с либеральным просветителем Н.И. Новиковым.

На формирование личности писателя повлияла атмосфера в семье. По словам литературоведа Д. Мирского, он вырос в атмосфере любви и заботы, с ним никогда не обращались грубо или сурово. «Его чувствительность и интеллектуальная восприимчивость развились очень рано…». Кроме этого, от отца юный Тимофей унаследовал любовь к природе (его «Записки» о рыбалке и охоте, которые произвели впечатление на таких писателей, как Н.В. Гоголь, И.С.Тургенев и Н.Г. Чернышевский); он также рано полюбил книги, в четыре года уже свободно читал, а в пять — декламировал А.П. Сумарокова и М.М. Хераскова, пересказывал в лицах сказки «Тысячи и одной ночи».

Детство Аксакова прошло в Уфе и родовом имении Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. Юный писатель учился в Казанской гимназии и в Казанском университете впоследствии. Также он сотрудничал со студенческими рукописными журналами «Аркадские пастушки» и «Журнал наших занятий». Первые его стихи, написанные в стиле сентиментализма, были опубликованы именно там. Аксаков выступал в любительском театре как актёр и декламатор, а также как соавтор одной из пьес. В 1807 году, окончив университет в 15 с половиной лет, писатель переезжает в Москву.

В 1808 году в Санкт-Петербурге поступил на службу переводчиком в Комиссию по составлению законов. Позже он был переведён в Экспедицию о государственных доходах.

В 1811 году Аксаков возвращается в Москву, где знакомится с такими литераторами, как С.Н. Глинка, Н.И. Ильин, Ф.Ф. Кокошкин.

Во время Отечественной войны 1812 года Аксаков уезжает в Оренбургскую губернию, где проводит следующие 15 лет. В это время он активно переводит классическую литературу: Софокла, Мольера, Николя Буало и Вальтера Скотта. К 1812 году относится и его первая публикация в литературном журнале «Русский вестник», где была напечатана его басня «Три канарейки», а в 1821 году было опубликовано стихотворение «Уральский казак», которое сам автор позже характеризовал как «слабое и бледное подражание «Чёрной шали» Пушкина.

В 1816 году Аксаков женится на Ольге Семеновне Заплатиной. В 1826 Аксаковы вернулись в Москву, где Сергей Тимофеевич вновь поступил на государственную службу.

В 1821 году писатель был принят в «Общество любителей российской словесности», а также сотрудничал с такими журналами, как «Московский вестник», «Телескоп», «Молва» в качестве литературного и театрального критика.

В 1827–1832 годах писатель работал цензором Московского цензурного комитета, а после был уволен за разрешение к печати пародии В. А. Проташинского «Двенадцать спящих будошников».

В 1833 году Аксаков был назначен инспектором Константиновского землемерного училища (в 1835 году преобразованного в институт), затем с 1835 года по 1838 Сергей Тимофеевич работал директором Константиновского межевого института.

В 1834 году в альманахе «Денница» анонимно печатается его очерк «Буран», в котором прослеживаются стилистические черты будущих произведений писателя. После публикации очерк получил высокие оценки критиков. По достоинству описание бурана оценил Александр Сергеевич Пушкин. Ещё через двадцать лет к опыту аксаковского описания бурана обратится Лев Николаевич Толстой в своём рассказе «Метель». Это отметил и сам Аксаков в своём письме к Ивану Сергеевичу Тургеневу.

  • Аленький цветочек / Сергей Аксаков
  • 134px-Alenkij-cvetochek_%284%29.jpg

    Аленький цветочек / С. Т. Аксаков, 1885

  • 144px-Alenkij-cvetochek_%282%29.jpg

    Аленький цветочек / С. Т. Аксаков, 1912

  • Аленький цветочек / С. Т. Аксаков, 1912

  • Аленький цветочек / С. Т. Аксаков, 1938

  • Аленький цветочек / С. Т. Аксаков, 1929

В 1845 у писателя появляется новый замысел: написать книгу о рыбалке. В качестве формы Аксаков выбирает подборку очерков бывалого рыболова, и уже в 1847 году книга выходит в свет под названием «Записки об уженье». Успех книги вдохновил Аксакова на создание «Записок ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852) и «Рассказов и воспоминаний охотника о разных охотах». Главные сочинения С. Т. Аксакова — автобиографическая художественная проза: «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением Семейной хроники». Книги высоко оценили , А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин.

В «Семейной хронике» Сергей Аксаков рассказал историю Багровых — русских помещиков, прототипами которых являются сами Аксаковы. Аксаков в «Семейной хронике» изменил многие реальные имена и географические названия, чтобы избежать ссоры с родными, а в предисловиях к первому и второму изданиям подчёркивал, что между «Семейными хрониками» и «Воспоминаниями» нет ничего общего. Эта предосторожность оказалась бесполезной: после выхода книги в свет критики быстро установили всех реальных прототипов персонажей «Семейной хроники». Аксаков так и не завершил написание тематически примыкающей к «Семейной хронике» повести «Наташа», где в качестве главной героини хотел вывести свою младшую сестру Надежду, испугавшись окончательного разрыва с родными События, описанные в «Воспоминаниях», охватывают период с 1801 по 1807 год — время учёбы Аксакова в Казанской гимназии и университете. Если «Семейная хроника» в основном опирается на семейные предания и рассказы близких Аксакова, то «Воспоминания» — произведение автобиографическое, почти полностью построенное на впечатлениях детства и юности автора. В этой книге семейную тему оттесняют на задний план новые сюжетные линии, связанные с взрослением главного героя. После окончания «Семейной хроники» Аксаков писал А. И. Панаеву: «Это последний акт моей жизни».

С 1854 по 1856 годы продолжалась работа над произведением «Детские годы Багрова-внука» — действительной историей о детстве писателя. Бытописательное произведение достоверно описывает переживания впечатлительного Сережи Багрова. Радостные чувства вызывают у мальчика незабываемые летние развлечения: уженье рыбы, охота на перепелов, ловля бабочек, но глубоко ранит его душу издевательства и жестокое обращение его бабушки с крестьянами. Повествовательной манере писателя присуща документальная точность, неторопливая, спокойная простота и ясность.

В приложении к «Детским годам…» Аксаков поместил сказку «Аленький цветочек», услышанную в детстве от ключницы Пелагеи и записанную в народной манере. Сказка о «купецкой дочери» — вариант «бродячего» сюжета о красавице и чудовище, наиболее известного в обработке французской писательницы XVIII в. Лепренс де Бомон. Сказка «Аленький цветочек» многократно издавалась отдельно для детского чтения.

  • Диафильм «Аленький цветочек» / Сергей Аксаков
  • Диафильм «Аленький цветочек». Художник Ирина Большакова, 1980 год

  • Диафильм «Аленький цветочек». Художник Ирина Большакова, 1980 год

  • Диафильм «Аленький цветочек». Художник Ирина Большакова, 1980 год

  • Сергей Аксаков в 28 лет

Последними сочинениями С. Т. Аксакова были рассказы «Собирание бабочек» (1858), «Встреча с мартинистами» (1859) и «Очерк зимнего дня» (1859).

С. Т. Аксаков умер в Москве в 1859 году. В 1930 году его прах перенесён из уничтоженного некрополя Симонова монастыря на Новодевичье кладбище.

Сергей Тимофеевич Аксаков занимает особое место в истории русской культуры не только благодаря своему замечательному литературному творчеству. Абрамцевский дом Аксаковых в течение многих десятилетий был центром притяжения для большого круга писателей, журналистов, ученых и театральных деятелей.

Подмосковная усадьба Аксаковых Абрамцево, в которой бывали Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, М. П. Погодин, М. С. Щепкин, стала музеем в 1918 году Музеи С. Т. Аксакова и его семьи есть также в Уфе, в сёлах Аксаково в Оренбургской области и Надеждино в Республике Башкортостан.

Эту сказку (Аленький цветочек), которую слыхал я в продолжение нескольких годов не один десяток раз, потому что она мне очень нравилась, впоследствии выучил я наизусть и сам сказывал ее, со всеми прибаутками, ужимками, оханьем и вздыханьем Пелагеи. Я так хорошо ее передразнивал, что все домашние хохотали, слушая меня. Разумеется, потом я забыл свой рассказ; но теперь, восстановляя давно прошедшее в моей памяти, я неожиданно наткнулся на груду обломков этой сказки; много слов и выражений ожило для меня, и я попытался вспомнить ее. Странное сочетание восточного вымысла, восточной постройки и многих, очевидно переводных, выражений с приемами, образами и народною нашею речью, следы прикосновенья разных сказочников и сказочниц, — показались мне стоящими вниманья.

Примеч. молодого Багрова

Директор межевого института

Оставшись без работы, Сергей Тимофеевич оказался в незавидном положении. Фактически на любой его государственной службе был поставлен крест, но это был единственный способ достойно зарабатывать, чтобы жить с большой семьей в Москве. Писателю пришлось лично обратиться к Бенкендорфу, хотя именно он приложил усилия для увольнения Аксакова. В результате вышестоящими органами было принято решение позволить Сергею Тимофеевичу вновь работать на государственной службе.

В октябре 1833 года Аксаков получил должность инспектора Константиновского землемерного училища. Вскоре это заведение было официально преобразовано в межевой институт, а Аксакова назначили его директором.

3279725.jpg

Еще будучи цензором, Сергей Тимофеевич познакомился с множеством литераторов, среди которых был В. Г. Белинский. Молодой критик дружил с сыном Аксакова Константином. Вскоре Белинский стал частым гостем в их доме.

В 1838 году Сергей Аксаков решил окончательно оставить службу. В этот период у него начались серьезные проблемы со здоровьем, ухудшилось зрение.

Сергей Аксаков / Избранная библиография

  • Аксаков, С. Т. Записки об ужении. — Москва : тип. Николая Степанова, 1847. — XVI, 163 с. — [Хранится в РГБ].
  • Аксаков, С. Т. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии / [соч.] С. А-ва. — Москва : тип. Л. Степановой, 1852. — 444, III с. — [Хранится в РГБ].
  • Аксаков, С. Т. Записки об ужении рыбы / [соч.] С. Аксакова. — 2-е изд., знач. доп. — Москва : тип. Л. Степановой, 1854. — 274, [3] с. — [Хранится в РГБ].
  • Аксаков, С. Т. Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах : с прибавл. ст. «О соловьях» И. С. Тургенева / [соч.] С. Аксакова. — Москва : тип. Л. Степановой, 1855. — 225, [2] с. — [Хранится в РГБ].
  • Аксаков, С. Т. Семейная хроника и Воспоминания / [соч.] С. Т. Аксакова. — Москва : тип. Л. Степановой, 1856. — 565, [2] с. — [Хранится в РГБ].
  • Аксаков, С. Т. Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением Семейной хроники С. Аксакова. — Москва : тип. Каткова и К°, 1858. — VIII, 520 с. — [Хранится в РГБ].
  • Аксаков, С. Т. Аленький цветочек : сказка Сергея Тимофеевича Аксакова. — Санкт-Петербург : Спб. ком. грамотности, состоящий при Имп. Вольн. экон. о-ве, 1880. — 32 с., [4] л. ил. — [Хранится в РГБ].
  • Аксаков, С. Т. История моего знакомства с Гоголем : со включением всей переписки с 1832 по 1852 г. / соч. С. Т. Аксакова ; [предисл. : Н.М. Павлов]. — Москва : тип. М. Г. Волчанинова, 1890. — IV, 206 с. — [Хранится в РГБ].

15 сентября, 13:56

13 сентября в регионе стартовала Межрегиональная культурно-просветительская акция «Аксаковские дни в Оренбуржье», посвященная 230-летию со дня рождения Сергея Аксакова. В рамках акции учреждения культуры области проведут более 300 онлайн и офлайн-мероприятий: мастер-классы, выставки, викторины, чтения, беседы, экскурсии и многое другое.

Ключевым мероприятием станет торжественная церемония вручения Областной литературной премии имени С.Т. Аксакова. Также в эти дни в областном центре и на бугурусланской земле будет работать Всероссийский семинар-совещание молодых писателей «Мы выросли в России», подведение итогов которого и награждение победителей пройдёт 25 сентября в Музее-заповеднике Сергея Аксакова.

Традиционно областные библиотеки предложат своим читателям палитру увлекательных встреч, чтений, выставок и других событий. Оренбургская областная полиэтническая детская библиотека пригласила своих читателей на «Литературную скамейку». 14 сентября на улице Аксакова сотрудники провели беседы о творчестве писателя, подарили жителям города цветки-оригами с цитатами его произведений. 15 сентября в библиотеке откроется выставка фотографий и живописных работ фотохудожника Сергея Жданова «Аксаковская природа». В этот же день он проведёт журфикс – неформальную творческую встречу. А 24 сентября фотохудожник презентует авторский проект «Аксаковские зеркала» в Выставочном зале Областного музея изобразительных искусств.  «Аксаковский салон» откроется 28 сентября в универсальной научной библиотеке имени Крупской. В его рамках можно будет посетить три встречи: «Аксаковская лесостепь»: персональная выставка Анатолия Шлеюка, «Семья Аксаковых, как явление русской дворянской культуры» и «Сказочник земли Оренбургской».

Оренбургский губернаторский музей предложит жителям вернуться в город XIX столетия. 16 и 23 сентября все желающие смогут побывать на пешеходной экскурсии «Оренбург глазами современников Аксакова».

К акции присоединятся образовательные учреждения сферы культуры Оренбуржья. «Аксаковские дни» будут организованы в Орском колледже искусств. Запланированы выставки, инсценировки произведений Аксакова. Оренбургский художественный колледж проведёт конкурс рисунков и творческих работ среди учащихся детской студии. Бузулукский музыкальный колледж совместно с краеведческим музеем проведёт «Аксаковскую субботу» 25 сентября.

27 сентября Камерный оркестр Оренбургской областной филармонии представит зрителям музыкальную сказку «Аленький цветочек» на сцене татарского драматического театра им. Файзи.

В муниципальных музеях, библиотеках и Домах культуры в эти дни пройдёт более 300 мероприятий. Литературную гостиную «В гостях у бабушки Пелагеи» представит Дом культуры Бугуруслана, новотройчане смогут побывать на выставке детских картин из пластилина в Центральной городской библиотеке, театрализованные чтения «Таинственный цветок» ждут посетителей Саракташской библиотеки. Подробнее обо всех мероприятиях акции смотрите здесь.

Имя Сергея Тимофеевича Аксакова неразрывно связано с нашим краем. Детство писателя проходило в родовом имении Ново-Аксаково Оренбургской губернии, впечатления о котором стали основой самых известных произведений автора – «Семейная хроника», «Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Детские годы Багрова-внука» и многих других.

Программа основных мероприятий акции «Аксаковские дни в Оренбуржье» 

1 сентября – 30 сентября

«Аленький цветочек в дивном саду»: творческие мастер-классы (Оренбургская областная полиэтническая детская библиотека, Терешковой, 25)

«Аксаковской тропой»: библиокэшинг (Оренбургская областная полиэтническая детская библиотека, Терешковой, 25)

13 сентября – 3 октября

Акция Ассоциации литературных музеев России «Аксаковские зеркала» (Оренбургский областной музей изобразительных искусств, онлайн)

«Мой Аксаков»: выставка творческих работ при участии учащихся ДШИ №6 (Центральная областная библиотека для молодёжи, Сергея Лазо, 3)

«Сказка ключницы Пелагеи»: книжно-иллюстративная выставка книги С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» разных лет издания (Оренбургская областная полиэтническая детская библиотека, Терешковой, 25)

Образовательные события «Аксаковские дни в колледже» (Орский колледж искусств, Орск, Советская, 65)

Культурная акция «Оренбургские страницы Аксакова» (Оренбургский областной колледж культуры и искусств, Проектный офис «Волонтеры культуры Оренбуржья», социальные сети / улицы города Оренбурга)

13 сентября

Онлайн-викторина #ИнтерсныйФакт (13, 20, 27 сентября) (Оренбургский областной театр кукол, онлайн – социальные сети)

14 сентября

Литературная скамейка на ул. Аксакова города Оренбурга (Беседа о жизни и творчестве писателя, чтение и обсуждение фрагментов его произведений, раздача юным жителям города информационных листов (цветок-оригами) с цитатами С.Т. Аксакова) (Оренбургская областная полиэтническая детская библиотека, ул. Аксакова, 10)

15 сентября

«Аксаковская природа»: выставка фотографий и живописных работ оренбургского фотохудожника Сергея Жданова (Оренбургская областная полиэтническая детская библиотека, Терешковой, 25)

«В усадьбе Аксаковых»: журфикс с Сергеем Ждановым (Оренбургская областная полиэтническая детская библиотека, Терешковой, 25)

«Природа Оренбуржья в творчестве С.Т. Аксакова»: краеведческая лекция для старшего школьного возраста (Центральная областная библиотека для молодёжи, Сергея Лазо, 3)

Конкурс рисунков и творческих работ по сказке «Аленький цветочек» среди учащихся детской студии (Оренбургский художественный колледж, улица 8 марта, 24)

16 сентября

Пешеходная экскурсия «Оренбург глазами современников Аксакова» (16 и 23 сентября) (Оренбургский губернаторский музей, Советская, 28)

17 сентября

«Аксаковы. Судьба. Оренбуржье»: видеолекция историка, краеведа, литературоведа, доктора физико-математических наук Галины Павловны Матвиевской (Оренбургская областная полиэтническая детская библиотека, онлайн, официальный сайт и группы в социальных сетях)

Видеоурок по изготовлению аленького цветочка (Оренбургский областной театр кукол, онлайн – социальные сети)

18 сентября

Мастер-класс «Аленький цветочек» (18 и 23 сентября) (Оренбургский губернаторский музей, Советская, 28)

19 сентября

ВечернийСеанс – тизеры со спектакля «Аленький цветочек» (19, 26 сентября, 3 октября) (Оренбургский областной театр кукол, онлайн – социальные сети)

20 сентября

Тайна огненного цветка: викторина для среднего школьного возраста (Центральная областная библиотека для молодёжи, Сергея Лазо, 3)

Аксаковские чтения «Аленький цветочек Оренбуржья» (20 – 30 сентября) (Оренбургский художественный колледж, Хлеборобная, 2а)

22 сентября

Литературно-музыкальная гостиная «Его жизнь — частица нашего края» (Бузулукский музыкальный колледж, Бузулук, Чапаева, 45)

Круглый стол «Любовь к родному краю в творчестве С.Т. Аксакова» (Орский колледж искусств, Орск, Советская, 65)

23 – 25 сентября

Всероссийский семинар-совещание молодых писателей «Мы выросли в России» (Оренбург – Бугурусланский район)

24 сентября

Презентация авторского проекта оренбургского фотохудожника, члена Русского географического общества России Сергея Жданова «Аксаковские зеркала» (Выставочный зал, Володарского, 13)

Экранизации и постановки по мотивам произведений С.Т. Аксакова: онлайн-презентация (Центральная областная библиотека для молодёжи, Сергея Лазо, 3)

25 сентября

Сборные экскурсии по выставке «Аксаковские зеркала» (Выставочный зал, Володарского, 13)

«Аксаковские субботы» в Бузулукском музыкальном колледже. Совместный проект с Бузулукским краеведческим музеем (Бузулукский музыкальный колледж, Бузулук, Чапаева, 45)

27 сентября

Сказка «Аленький цветочек» с участием камерного оркестра Оренбургской областной филармонии (на сцене татарского драматического театра им. М. Файзи, Советская, 52)

27 – 30 сентября

«Сказка Пелагеи на ночь»: онлайн чтение сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» (Оренбургская областная полиэтническая детская библиотека, Zoom, Skype, телефон) 

28 сентября

Аксаковский салон:

Встреча 1. «Аксаковская лесостепь»: персональная выставка оренбургского художника Анатолия Шлеюка

Встреча 2. «Семья Аксаковых как явление русской дворянской культуры» (1 октября) (Оренбургская областная библиотека имени Крупской, Советская, 20)

Встреча 3. (28 сентября, 30 сентября, 6 октября) «Сказочник земли Оренбургской — Сергей Тимофеевич Аксаков» (Оренбургская областная библиотека имени Крупской, Советская, 20)

1 октября

Арт-час «Цветочек аленький» для детей, проходящих реабилитацию в Комплексных центрах социального обслуживания населения Оренбурга (Оренбургская областная библиотека имени Крупской, Советская, 20)

1 октября

Торжественное мероприятие, посвященное 230-летию Сергея Тимофеевича Аксакова. Церемония награждения лауреатов Областной литературной премии им. С.Т. Аксакова (ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей, ул. Советская, 17)

Автор: Марина Бошина

Теги: Аксаковские дни в Оренбуржье 2021, Акции, Встречи, Выставки, Мастер-классы, Экскурсии

Комментариев: 0

Внимание! Мероприятие пройдет в формате COVID-FREE. Для посещения спектакля, помимо билета, необходимо предъявить QR-код и паспорт! Подробнее с правилами посещения COVID-FREE-мероприятий Вы можете ознакомиться здесь.

В. Купцов

«Аленький цветочек»

Волшебный балет в двух действиях.

Либретто Владимира Купцова и Андрея Петрова по мотивам одноимённой сказки Сергея Аксакова.
Хореограф – постановщик – народный артист Российской Федерации, лауреат премии Москвы Андрей Петров.
Художник – сценограф – заслуженный деятель искусств Российской Федерации  Григорий Белов.
Художник по костюмам – Ольга Полянская. 
Ассистент хореографа – постановщика – заслуженная артистка Российской Федерации Жанна Богородицкая.
Совместная постановка театра «Кремлёвский балет» и Московской государственной академии хореографии.
Ректор – народная артистка Российской Федерации, профессор Марина Леонова.

Театр «Кремлёвский балет» приглашает вас на семейный спектакль «Аленький цветочек». Этот волшебный балет в двух действиях предназначен для семейного просмотра: детям он будет доступен и интересен в силу сказочного сюжета, а взрослые будут рады встрече с любимой, знакомой с детства русской сказкой о победе Добра над Злом. Вас ждут красочные декорации, оригинальные костюмы, выразительная хореография, представляющая яркие образы балета, и незабываемые впечатления от атмосферы спектакля.

Хореографом-постановщиком балета стал художественный руководитель театра «Кремлёвский балет», народный артист России Андрей Петров. «Один из главных персонажей здесь – Аленький цветочек, вернее, его дух, воплотившийся в образе феи. Волшебство цветочка – в способности дарить людям любовь» – рассказывает о спектакле Петров.

Художественное оформление спектакля создано сценографом Григорием Беловым и художником по костюмам Ольгой Полянской. Яркий народный быт стилизован в духе сказочной Руси Ивана Билибина, фантастический мир волшебного цветка передан импрессионистскими приемами в декорациях и костюмах, а для воплощения злого колдовства использованы средства модернизма.

В основу сюжета легла сказка, услышанная Сергеем Аксаковым, уроженцем Башкирии, от ключницы Пелагеи и записанная им по памяти. Это история о купце, который отправляется за море за Аленьким цветочком, и получает его с условием обмены на свою или чужую свободу. Его младшая дочь ради спасения жизни отца соглашается на жизнь во дворце чудовища, но влюбляется в него. Любовь снимает заклятие, и чудовище становится юношей.

Спектакль идет в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей». Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный артист России Сергей КОНДРАШЕВ.

Продолжительность: до 2 часов 30 минут (с антрактом).

Действие первое

Пролог

Сцена первая.  

В дремучем лесу,  в  непроходимой чаще есть поляна, на которой возвышается зелёный холм.  На вершине его растёт цветок – очень красивый, аленький. Но цветок этот не простой, а волшебный. Исходят от него очень сильные невидимые волны – флюиды любви и верности людей предназначенных друг для друга. Поэтому и идут к аленькому цветочку мужчины и женщины, девушки и юноши – чтобы найти свою пару и обрести счастье.

Только колдунье не помогает аленький цветочек: за её злобу  лютую отвергает её прекрасный царевич. Поэтому  обращает колдунья молодца в страшное чудище и заклинает его вечно сторожить аленький цветочек     

Картина первая.  «Пристань».

Сцена вторая. 

Собирается богатый купец Иван Васильевич  ехать  торговать в заморские страны:  он  и его друзья грузят на корабль товар для продажи. Тем временем на пристань сходится народ для проводов перед дальним походом. Юноши и девушки, среди которых и дочери купца.

Перед отплытием корабля заказывают дочери своему батюшке дорогие  подарки: старшая – золотой венец с самоцветами, средняя – бусы жемчужные. Только младшая ничего не просит.  Но Иван Васильевич  настаивает, и Настенька, наконец,   рассказывает о своём  сне, который не даёт ей  покоя. Видела она в этом сне цветочек аленький, которого нет краше на белом свете; его — то и просит Настенька привезти из заморских стран. Отец обещает исполнить желания  дочерей и вместе с купцами уплывает на корабле  с поднятыми парусами.                                            

Картина вторая. «Восточный базар».

Сцена третья.     

Восточный базар – в привычном движении и суете: торговцы бойко зазывают покупателей, демонстрируя  свой товар, в то время как китайские девушки с веерами и восточные красавицы привлекают к себе любопытные взгляды зевак прекрасными танцами;  общее внимание вызывают и ловцы жемчуга.

Между тем Иван Васильевич, продавший товар с большой прибылью, ищет подарки своим дочерям. Заказы старшей и средней он выполнил, а вот младшей  — никак не может найти: никто об аленьком цветочке и слыхом не слыхивал. В расстроенных чувствах купец садится на корабль и вместе с друзьями отплывает домой.

Злая же колдунья – тут как тут: узнав про интерес Ивана Васильевича к аленькому цветочку, она решает погубить купца; из–за  её чар и заговоров не суждено ему будет доплыть до родного берега.                               

Картина третья.  «Море».

Сцена четвёртая.

Корабль попадает в сильную бурю: молнии бьют в мачту, ветер рвёт паруса.

Не в силах удержаться Иван Васильевич падает в бушующее море. Судно    уплывает, но купцу удаётся спастись; стихия выбрасывает его на незнакомый берег.   

Картина четвёртая.  «Остров».

Сцена пятая. 

Очнулся Иван Васильевич  на неизвестном острове. Вокруг него  -зачарованный лес, а впереди, на возвышенности,  – прекрасный дворец.

Во дворце том встречают его волшебные цветы и бабочки, они угощают купца вкусными яствами и танцуют. Но нет нигде хозяина.

Вдруг видит Иван Васильевич на холме, посреди поляны, цветок, краше которого нет на белом свете.  И такое необыкновенное  от него идёт сияние, что понял купец – это и есть цветочек аленький.

Подошёл Иван Васильевич к цветку и только хотел сорвать его, как внезапно, словно из — под земли, возникло страшное Чудище и схватило купца за руку. Грозится Чудище покарать купца смертью за его дерзость. Но взмолился Иван Васильевич, просит  отпустить его, горемычного: ведь этот цветок он хотел сорвать для дочери своей младшей и любимой – Настеньки.

Выслушало его Чудище и предложило купцу уговор: он отдаст цветок и вернёт Ивана Васильевича домой, если тот вместо себя отправит к нему одну из дочерей. А, ежели, они откажутся, то придётся купцу самому вернуться к Чудищу.

Согласился Иван Васильевич. Побились они об заклад и клятвою скрепили договор. Чудище отдало купцу цветок и сняло со своей руки волшебный перстень. Иван Васильевич надел этот перстень на палец и в тот же миг….

Картина пятая. «Горница».

Сцена шестая.

… очнулся в своём доме. Стоит он в горнице с цветком в руках. Дочери радостно встречают отца с подарками. Здесь и друзья купца – женихи его дочерей: доплыл их корабль благополучно до родных краёв. Радости Ивана Васильевича нет предела. И вроде бы всё хорошо, но  только не знает он, как сказать дочерям о своём уговоре с Чудищем.

Действие второе.

Картина шестая «Горница».

Сцена седьмая.

Ночь. Все спят, кроме купца. Не смыкает глаз и Настенька: тревожится она за отца, видя в его глазах печаль. Пытается младшая дочка успокоить своего батюшку, и Иван Васильевич, не в силах больше скрывать страшную тайну, рассказывает ей свою историю. Выговорившись, купец идёт спать – утро вечера мудренее.

Настенька решает спасти отца. Взяв свой любимый аленький цветочек, она надевает на палец волшебный перстень и в тот же миг…

Картина седьмая.  «Сад и Дворец».

Сцена восьмая.

 …оказывается в прекрасном саду. Светит солнце, летают райские птицы. Девушка сажает цветок на зелёный холмик. Услышав вдруг чарующие звуки, Настенька направляется им навстречу и оказывается у Дворца. Двери распахиваются, и на пороге её встречают прекрасные феи. Они сажают девушку за стол, полный яств, и начинают исполнять все её желания.

Настенька очень рада такому приёму. Она благодарит невидимого хозяина за заботу и отходит ко сну. Феи накрывают девушку мягким одеялом из лебяжьего пуха, и она крепко засыпает.

Убедившись, что гостья спит, появляется Чудище и с любовью наблюдает за красавицей – гостьей.

Сцена девятая.

Неожиданно  Настенька просыпается. Увидев перед своими глазами страшное чудовище, девушка едва скрывает свой страх, но нежный взгляд невиданного зверя успокаивает её.

Скоро Настенька привыкает к безобразному облику Чудища: они вместе гуляют, ведя ласковые разговоры среди сказочной красоты парка в окружении танцующих бабочек и фей.

Сцена десятая.

Однажды видит Настенька плохой сон, будто отец лежит в кровати больной. Сжалось сердце девушки от  печали. Просит он у Чудища отпустить её к батюшке. Хозяин дворца соглашается, но предупреждает, что, если она не вернётся к вечерней зорьке, то умрёт он от тоски по ней. Настенька обещает быть в срок и одевает на палец волшебный перстень…

Картина восьмая. «Спальня и Горница».

Сцена одиннадцатая.

На кровати лежит больной отец. Настенька бросается к нему. Старшим  же дочерям  некогда помогать батюшке, у них свои дела: женихи, наряды. Потому и не хотят они отпускать младшую сестрицу: кто же будет ухаживать за больным  отцом? Чтобы она осталась, коварные сёстры переводят стрелки часов назад. Однако, неспокойно Настеньке на душе: чувствуя беду, она надевает перстень и за несколько минут до указанного срока возвращается на остров к Чудищу.

Картина девятая.  «Остров».

Сцена двенадцатая.

Чудище страдает от одиночества. Время уже на исходе, но Настеньки всё нет. Силы покидают его, в глазах темнеет. Обняв любимый цветочек аленький, он теряет сознание.

Сцена тринадцатая.

Настенька оказывается в страшном дремучем лесу. Свирепая гроза и сильный дождь мешают ей идти. Слуги колдуньи пытаются сбить её с дороги. Но, преодолев все преграды, она выходит на поляну – к холмику, где посадила аленький цветочек, — и видит: лежит Чудище, обняв заветный цветок, и не дышит. Стараясь оживить его, Настенька начинает звать его, обнимать и целовать. И в этот миг небо вдруг озарилось яркой вспышкой молнии, а земля задрожала от грохота! Упала Настенька без чувств, и в это время заколдованное Чудище стало подниматься во весь рост. Сбросив с себя шкуру звериную, обернулось оно прекрасным юношей. Кончилось заклятие злой колдуньи!

Обнял молодой царевич Настеньку, поцеловал её, и всё вокруг преобразилось: расцвёл прекрасный сад с райскими цветами, полетели бабочки, заблистал дворец в лучах утреннего солнца. А со всех сторон стали собираться гости, чтобы поздравить влюблённых. Тут и отец благословляет молодых, тут и сёстры коварные прощения просят. Быть свадьбе во дворце!

А Настенька и Царевич благодарят волшебный цветочек аленький – символ любви и верности!

Урок
литературного чтения в 4  классе

Тема:
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» (урок 2)

Цель:
1. продолжить работу над  сказкой  «Аленький цветочек»; обогащать
словарный

               
запас учащихся; обучать чтению по ролям,
умениям  характеризовать поступки

                героев, замечать мотивы народных сказок
в авторском тексте;

            2.развивать внимание, память, речь, мышление, выразительное
чтение;

            3.воспитывать любовь и уважение к родителям.

Планируемые результаты:

Предметные: умения читать
вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения
вслух, воспринимать на слух художественное произведение;

Метапредметные:

Регулятивные: формулирование
учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной
деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по
изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

Познавательные:
анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных
(ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации
в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге,
самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

Коммуникативные:
ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил
взаимодействия в паре  (составление плана совместных действий, умение
договариваться о совместных действиях);

Личностные:
формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою
страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни),
проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т. Аксакова.

Оборудование:
презентация, раздаточный материал.

I . Организационный 
момент. Психологический настрой учащихся.

Если только
улыбнуться,

то начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся и глаза, и небеса.
Ну-ка, взрослые и дети, улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете и светлее, и теплей! (слайд.1)

— Ребята, я вам желаю хорошего настроения.  А главное,
чтобы с урока вы вышли, почерпнув новые

  знания и закрепив знания и умения, которые уже имеете.
Для этого вам необходимо потрудиться на

  славу, как вы это умеете. Вы сами оцените свой труд на уроке,
помощником для вас будет «Лист достижений»

Ф.И.___________________________

Баллы

Всего баллов

Домашнее задание

Индивидуальная работа

 Работа в парах

Активность на уроке

II. Проверка
дом. зад.

 1) А теперь,
давайте посмотрим как вы потрудились дома.

— Ребята, с каким
произведением познакомились на прошлом уроке? Кто автор?(слайды 2,3)


Кто из вас помнит историю происхождения сказки «Аленький цветочек»?

               
(Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791г. (какой это век?) в
городе Уфе. Сказку “Аленький цветочек” он услышал в детстве во время своей
болезни. Маленький Аксаков страдал бессонницей, которая мешала его
выздоровлению. По совету тётушки позвали старую ключницу Пелагею, которая была
мастерицей сказывать сказки. Вот она то и рассказала Сереже Аксакову сказку про
цветочек аленький. Пелагея каждый день рассказывала мальчику какую-нибудь из
своих многочисленных сказок.

                
С.Т. Аксаков вырос, стал писателем и, работая над книгой “Детские годы
Багрова-внука” вспомнил ключницу Пелагею, её замечательную сказку про “Аленький
цветочек” и записал её по памяти. Впервые она была напечатана в 1858г. (какой
это век?), и с тех пор стала у детей любимой сказкой.

               
История создания сказки «Аленький цветочек» говорит о том, что это не только
приложение к повести «Детские годы Багрова-внука», но и совершенно
самостоятельное произведение. «Аленький цветочек» — одна из самых добрых и
мудрых сказок. «Сказка ключницы Пелагеи» сказано в подзаголовке.)


Ребята, кто ещё из писателей сочинял сказки, вспоминая услышанные в детстве?
(А.
С. Пушкин. Он считается родоначальником русской литературной сказки.)

   2) Какое
задание выполняли дома? (Мы должны были внимательно  дочитать сказку и
подробнее ознакомиться с сюжетом.)

— Давайте проверим
насколько внимательно вы читали. Для этого необходимо ответить на вопросы в
карточках.

Вопросы: (индивидуальная
работа –тест)

1.      Кто автор
произведения?   (ВОКАСКА)

2.      Что
просили привезти дочери? (ЦЕНЕВ, ТЕЛАВУТ, ЙИКЬНЕЛА КЕЧОТЕВЦ)

3.      На какой
палец должен был надеть перстень купец? (ЦЕНИЗИМ)

4.      Что
заставило младшую дочь отправиться домой из дворца Чудовища? (НОС)

5.      Как в
сказке называются дворцовые комнаты? (ЫТАЛАП)

Самопроверка:

— Ребята, вы
можете проверить правильность своих ответов. На обратной стороне карточки
записаны ответы, но прочитать вы их сможете, применив метод чтения палиндромов.
Все помнят, что это такое?( Слово,одинаково читающееся в обоих направлениях)

— Оцените
свою работу, выставив баллы в листе самооценки ( индив.работа)

— Поднимите руку
те, кто ответил правильно на все вопросы?


Молодцы! Вы потрудились и это радует.
Ведь терпенье и труд
всё перетрут.

III.
Речевая разминка.


Прочитайте то, что записано на доске:

 “Кашу
кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай, да на ус мотай.” (слайд 4)


Что общего между тем, что я сказала и тем, что прочитали на доске? (Это
пословицы)


Прочитайте быстро, скороговоркой.


Прочитайте выразительно.


Из какой единицы речи составлена пословица? (Пословица состоит из слов.
Слова составлены в предложение)


Что можно составить из предложений? (Из предложений можно составить текст.)


А что такое текст?( Текст – это группа предложений, объединённых в одно
целое темой и основной мыслью В русском языке он служит для письменного
изложения своих мыслей. Текст содержит внутреннюю структуру – микротемы. 
Внутренняя структура  текста состоит из зачина(вступления), основной части и
заключения. Каждая микротема последовательно раскрывает содержание текста. )


Как понимаете пословицу? (Сказки читать полезно.  В них много поучений.)

IV.
Актуализация знаний.
Сообщение темы, постановка целей урока.

— Вспомните
пословицу со смыслом схожим по смыслу с нашей пословицей (Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок)


Кому принадлежат эти слова?
(А.С. Пушкину) (слайд 5)


Сегодня эту пословица будет эпиграфом к нашему уроку. Что такое эпиграф?
(Эпиграф
– это цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать на
основную мысль произведения, создать интерес, или заинтриговать. Эпиграф
используется в литературе, кинематографе, музыке.) (слайд 6)

V.
Самоопределение к деятельности.

— Прочитайте ещё
раз наш эпиграф к уроку. Подумайте на какой вопрос мы сегодня должны ответить? («Какие уроки мудрости преподает читателям  С.Т. Аксаков
в сказке “Аленький цветочек”?» ) (слайд 7)

— Чтобы ответить
на поставленный вопрос, необходимо хорошо знать содержание сказки,
последовательность событий.

-Я думаю, что вы справитесь
со следующим заданием. У вас на столе лежат задания. Это задание выполняем в
парах.

       
Работа в парах. (Как мы
работаем в паре,

https://fs00.infourok.ru/images/doc/221/10977/1/img26.jpgвспомнили
и преступаем к работе) (слайд 8)

-Нужно 
восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте
порядок.

·        
Нашел
купец подарки для старших сестер. – И-3

·        
Три
дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки. – П-2

·        
Жил
купец и было у него три дочери. – Э-1

·        
Младшая
дочь у зверя лесного.- Т-6

·        
Скучает
Настенька по батюшке и сестрам. –Ы-7

·        
Купец
встретился со зверем лесным.- Т- 4

·        
Опечалился
купец, возвращаться к «лесному зверю» надо.-Е-5

1

2

3

4

5

6

7

Э

П

И

Т

Е

Т

Ы

Проверка
по образцу. ( слайд9)

Поднимите руку, 
кто выполнил так, как я? Оцените свою работу в листке самооценки. (работа в
парах)

— А что такое
эпитеты? (Эпитет (греч. – приложение) – художественное определение,
образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет,
события. Чаще всего выражается именем прилагательным, также наречием.)
 

Приведите примеры из текста сказки.

VI. Cловарная
работа.

 В сказке
много устаревших слов, почему?(Сказка написана 163 года назад)

Я буду называть
их, а вы их объяснять.( слайд 10)

    Оценка
работы ( дом.работа)

VII.
Исследование «Черты народной сказки»

Текст содержит
внутреннюю структур- микротему. Она состоит из зачина, основной части и
концовки. (Нахождение в сказке зачина, присказки и концовки.) ( слайды  11,12)

  VIII Работа по
теме, над поставленной целью.

— А теперь,
возвращаясь к вопросу, поставленному вами в начале урока, попробуем сделать
вывод: какой урок мудрости  преподносит автор . Для этого ответим на вопросы и выполним следующие
задания:

 
1. А мог бы купец не вернуться к зверю лесному?

  Назовите 
главную черту характера купца.

   2. Чтение по
ролям

(С. 203)  Начиная
со слов « Заутра позвал к себе купец….      До слов с.204       …. Обнял он
свою меньшую дочь, любимую…»

 — Легко ли
младшей дочери  было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит? 

Работа с Толковым
словарем

(самопожертвование)

    3. Найдите
описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка .

       Какими
положительными  качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться? 

    4. Как вы
считаете, какая пословица подходит к этому  эпизоду сказки? Почему?

(Любовь
не знает мести, а дружба лести. Любовь все побеждает!  Скромность  всякому к
лицу.)

 (составляем
кластер на доске)

 (на доске
запись — честность)

 (на доске
запись — самопожертвование).

— А вы могли бы
так поступить?

 (на доске запись
доброта)

— Некрасивый
внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым
будет счастлив.

 (на доске
запись – любовь)

-За что полюбила
младшая дочь зверя лесного, чуда морского?           

(Любят не за
красоту, а за душу.)

IХ. Подведение
итогов.

На доске
запись

Какие уроки
мудрости преподает читателям  С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”

Честность       
Самопожертвование          Доброта            Любовь

Х.
Рефлексия.  Итог урока.

— Проблему мы
решили, и урок подходит к концу.

— Чему вас научила
сказка?

       Аленький цветочек – символ настоящей любви.  Любовь,
доброта и сострадание — самые главные человеческие чувства. Они могут изменить
не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.

     
Я желаю, чтобы   вы выросли добрыми честными людьми, ради своих близких готовых
на все.
Прочитав сказку Аксакова, мы еще раз
убеждаемся в том, что часто под не­казистой
внешностью скрывается горячее сердце, верность и са­
мозабвение, доброта и духовная красота, которые
способно по­
чувствовать такое же
верное, преданное, любящее сердце.

Сегодняшний наш урок еще научил вас трудиться,
оценивать свою работу.Кто на уроке отвечал 3 и более раз за актавность
поставьте 5 баллов, 2 раза- 4 балла, 1 раз – 3 балла. Подсчитайте баллы. «5»-
19-20 б, «4» — 17-20б, «3»- 15-16б.

   ХI Домашнее
задание:
сделать иллюстрацию к сказке и подписать.

  • Сказка аленький цветочек читать полностью вся
  • Сказка аленький цветочек распечатать текст без картинок
  • Сказка аленушкины сказки слушать
  • Сказка аленький цветочек картинки к сказке
  • Сказка аленушка и братец иванушка читать полный текст с картинками бесплатно