Систематизация материалов к сочинению сложный план 6 класс конспект урока ладыженская фгос

Раздел русский язык и русская литература класс 6 класс тип конспекты автор коваль н.в. дата 26.01.2016 формат doc изображения нет
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет

Поделитесь с коллегами:

УРОК №27

Р.р. Сбор и систематизация материала. Сложный план

Цели: знакомство учащихся с источниками материала для сочинений в соответствии с данной темой, приемами сбора, вариантами его систематизации; повторить правила составления плана к тексту; познакомить с разновидностями сложного плана; закрепить полученные сведения на практике; формирование навыков работы с дополнительной литературой; развитие творческого начала в ребенке через привитие чувства красоты окружающего мира.

Оборудование: памятка «Как составлять план текста» (в виде раздаточного материала, или на доске, или в виде таблицы).

ХОД УРОКА

  1. Проверка домашнего задания. Выборочная проверка упражнений.

  2. Актуализация опорных знаний

Беседа

Повторение правил составления плана.

Памятка
1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
2.. Определите тему и основную мысль текста.

3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
4. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите, все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста; нет ли повторов слов.

5. Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.
6. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.

  1. Сообщение темы, целей и задач урока

IV. Объяснение нового материала

-Что может помочь написать хорошее, интересное, подробное сочинение, точно соответствующее поставленной теме?

1. «Наш друг-учебник». Знакомство с памяткой (с.165)

2. Слово учителя

-Если хотите, чтобы ваше сочинение было интересным, необычным, то начните готовиться к его написанию заранее. Что же необходимо вам в первую очередь? Тема сочинения. Второе — отобрать необходимый материал, который вы используете. В зависимости от стиля и типа речи вы можете составить словарик. Если ваше сочинение будет о каком — то известном человеке, картине, здании и т. п., то следует прочитать и выписать из энциклопедии или другой книги необходимые сведения; если будете рассказывать что-то о семье, то расспросите родных, то есть будете пользоваться различными источниками для сбора информации.

3. Знакомство с таблицей, расположенной на доске (запись в тетрадях)

Источники сбора материала для сочинения

Методы сбора материала

Систематизация материала

Книга

Наблюдение над действительностью

План

Картина

Беседа, чтение

Вступительная, заключительная части

Фильм

Записи

Сбор доказательств, аргументация фактов

Жизнь

Опрос, беседа

Подбор примеров

— Чем же отличается простой план от сложного?

Сложный план отличается от простого тем, что отдельные пункты его, являющиеся заглавиями значительных частей текста, включают в себя подпункты (то есть заголовки более мелких частей).

Возможные образцы «скелета» сложного плана

I.
II.
1.
2.
а)
б)
3.
III.

1.
2.
а)
б)
в)
3.

— Работая над сложным планом, мы учимся обобщать материал, группировать его, систематизировать. При записи сложного плана необходимо внимательно следить за точной формулировкой пунктов (лучше использовать назывные предложения), употреблением знаков препинания, а также заглавных и прописных букв. Следует избегать повторений слов.

V.Закрепление изученного материала.

Работа с учебником

Упражнение №180 с. 102

Упражнение №181 с.103 /усно/

VI. Подготовка к написанию сочинения

Работа над сочинением.

  1. Знакомство с темой сочинения «Наш класс (кабинет)»

-Сегодня нам предстоит на основе подобранного и систематизированного
материала написать сочинение. Каждый из вас должен постараться написать
такое сочинение, чтобы оно не было похоже на работу товарища, а отражало
ваш личный взгляд на данную тему

Коллективная работа.

2. Сбор материала

-С помощью каких методов и используя какие источники мы начнем сбор информации на эту тему?

— Наша задача — написать сочинение-описание кабинета или класса в художественном стиле. Давай­те сначала составим план будущего сочинения.

1) Расположение кабинета.

2) Вход в него (дверь).

3) Освещение кабинета (окна, светильники).

4) Потолок, пол, стены.

5) Мебель (ученические столы, стулья, стол учителя, шкаф или стеллаж).

6) Общее впечатление (мое отношение к кабинету).

— Какие языковые средства необходимо использовать, что­бы написать сочинение именно в художественном стиле? (Подоб­рать яркие эпитеты и сравнения, использовать олицетворения при описании мебели, например, рассказать о сказочном разго­воре ученических столов или книг в шкафу).

Задание 2

3. Словарная работа

-Часто вам не хватает словарного запаса, чтобы избежать повторов. Какие лексические средства связи, помогающие нам с этим справиться, вы уже знаете? (Синонимы)

-Подберите синонимы к словам и запишите их:

Висят (лампы) — прикреплены.

Висит (портрет) — находится, прибит

Висит(доска) — расположена.

Стоит(стол) — находится.

Стоят(парты) — размещены

Стоит(шкаф) — поставлен.

Класс — комната, помещение, кабинет.

Варианты начала сочинения

«И вот передо мной большой светлый кабинет. Ряды парт и стульев. Чем же отличается он от многих других кабинетов-братьев?»

«Я сижу за партой. Учитель объясняет новый материал, обращаясь к стен­дам, прикрепленным к стенам, иллюстрациям, расположенным на полках ка­бинета. И я вдруг по-другому увидел то помещение, в котором так часто бываю.»

«После уроков гасят свет, и кабинет погружается во мрак, только окна, кото­рые до этого были темные, даже черные, моментально становятся светлыми…»

Варианты концовки

«Мне очень нравится наш кабинет, а вам?»

«Заходите чаще в наш кабинет литературы, и вы не заметите, как попадете в сказку.»

«Вот такой он замечательный, наш кабинет!»

VI. Итог урока

-С какими источниками и методами сбора информации вы познакомились?

-Какими источниками вы еще воспользуетесь при работе над этим сочинением?

VII.Домашняя работа:

Закончить подбор материалов к сочинению.

Урок по теме «Русский язык – один из развитых языков мира»

 (6 класс)

     Телегина Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы

Цели урока: формировать представление о русском языке как об одном из развитых языков мира; познакомить с учебником для 6 класса, его особенностями, структурой.

Планируемые результаты: умение самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; формирование стартовой мотивации к изучению предмета.

1. Вступительное слово учителя

В 6 классе мы продолжим изучение разных разделов языкознания: лексики, словообразования, морфологии, узнаем больше о богатстве словарного запаса русского языка, о самостоятельных частях речи.

На изучение русского языка в 6 классе отведено 6 ч в неделю. Но важно научиться умело пользоваться русским языком на всех уроках. Важно потому, что это поможет глубже изучить историю, литературу, математику, науки о природе. Как всегда, возьмём в помощники словари, справочники, научно-популярные книги, рассказывающие о русском языке, и прежде всего учебник.

2. Знакомство с учебником

Кто авторы учебника?

О чём ещё мы узнаем на странице с выходными данными учебника?

Над созданием учебника работал коллектив авторов под научной редакцией академика Н.М. Шанского. Значит, это серьёзный научный труд. Этот учебник и новый, и старый. Почему?

Старый — потому, что создан на основе учебника, выдержавшего более 30 изданий; учебника, которым пользовались многие поколения учеников (в том числе, наверное, и ваши родители); учебника, удостоенного Государственной премии СССР 1984 г. Новый — потому, что написан в соответствии с новыми государственными стандартами, правилами, потому, что в нём много новых интересных материалов, сведений, текстов. Кроме того, учебник оформлен по-новому: в нём новые схемы, цветные иллюстрации, удобное расположение материала.

В создании учебника участвовали художники, редакторы, корректоры, печатники. Вам предстоит осваивать учебник, работать с ним, это будет ваш труд. Важно помнить о необходимости бережного обращения с книгой, в том числе с учебником.

Атеперь займёмся практической работой. Рассмотрите рамку с условными обозначениями (с. 3), форзацы учебника с орфограммами и пунктуационными правилами. Форзацы можно использовать как краткий справочник, как подсказку, которая всегда под рукой.

По содержанию определите, какие темы будем рассматривать в 6 классе, какие из них пока совсем незнакомы, с какими уже встречались.

Перелистайте страницы приложений, ознакомьтесь с памятками, краткими словарями: орфографическим, орфоэпическим, толковым. Бегло просмотрите цветные вклейки.

3. Беседа о русском языке

Вы начинаете необычный учебный год: 6 класс можно назвать экватором. Но в данном случае экватор — не географическое понятие, а метафора. Этот учебный год делит вашу школьную жизнь на две равные части, подобно тому как экватор делит земной шар пополам — на Северное и Южное полушария.

Как видите, мы ещё не успели начать разговор о русском языке, как он сам напомнил о себе: проявилась выразительность родной речи. Кстати, русский язык занимает достойное место среди развитых языков, распространённых на земном шаре. По обе стороны от экватора можно найти людей, говорящих по-русски, изучающих русский язык.

 Как вы думаете, в каком полушарии нашей планеты русский язык распространён больше? (В Северном.)

Конечно, в Северном, ведь именно здесь находится наша огромная страна, в которой живёт больше ста разных народов, больших и малых, и все они умеют (лучше или хуже) говорить на русском языке — государственном языке России.

4. Работа со словарями

Русский язык не только один из распространённых языков мира, он один из самых развитых. Чтобы понять, что это значит, обратимся за помощью к толковым словарям. Найдём значение слова развитой.

Словарь А.П. Евгеньевой: 1. Достигший полного физического развития, созревший, окрепший. 2. Достигший высокого уровня, высокой стадии развития. 3. Духовно зрелый, просвещённый, культурный, обладающий широким кругозором.

Словарь СИ. Ожегова: 1. Достигший высокой степени развития. 2. Духовно зрелый, просвещённый и культурный.

— Как вы думаете, в каком значении употреблено слово развитой по отношению к языку? (Достигший высокого уровня, высокой стадии развития (по А.П. Евгеньевой); достигший высокой степени развития (по СИ. Ожегову).)

Материал для учителя

Ещё вXVIII в. М.В. Ломоносов оценил, какое богатое наследство досталось нам от наших далёких предков -русский язык: «Красота, вели-колепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, впрошлые веки писанных, когда ещё не токмо никаких правил для со-чинений наши предки не знали, но и отом едва ли думали, что оные есть или могут быть».

Ломоносов же в своей «Грамматике» приводит слова Карла Пято-го о роли европейских языков: «гишпанскимс Богом, французским -с друзьями, немецким — с неприятельми, итальянским — с женским по-лом говоритьприлично». А дальше Ломоносов добавляет: «Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, ктому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепиеишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство исильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».

Великий поэт Г.Р. Державин позже перефразировал эти слова так: «Славяно-российский язык, посвидетельству самих иностранных эсте-тиков, не уступает ни в мужестве латинскому, ни в плавностигреческому, превосходя все европейские: итальянский, французский и испанский, кольми паче немецкий».

На русском языке написаны великие литературные произведения. Русские писатели и поэты А.С. Пушкин,М.Ю. Лермонтов, И.С. Турге-нев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.А. Бунин, А.А. Блок, А.А. Ах-матова имногие другие известны во всём мире. В их произведениях про-являются красота, выразительность, меткость,точность, мелодичность, звучность русского языка.

4. Подведение итогов урока

 Что нового вы узнали на уроке?

5.Домашнее задание

Учебник: упр. 2, 3.

РЯ 6 РР У № _____. Систематизация материалов к сочинению. Сложный 
план.Описание помещения.
Цели:
­ образовательная: познакомить с особенностями построения текста
описательного характера, учить описывать помещение, его
внутреннее пространство, характеризуя его обитателей,
повторить типы и стили речи (официально­деловой,
художественный), уметь определять тип и стиль речи, отличать
тексты разных стилей друг от друга;
­ развивающая: развивать образное и логическое мышление, речь учащихся;
­воспитывающая: воспитывать внимательное отношение к миру вещей,
способствовать развитию эстетического вкуса учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, подготовленная презентация к уроку, 
рабочий лист, памятка «Как писать сочинение – описание помещения», рабочие материалы 
с текстами, опорные конспекты : «Художественный стиль», «Официально­деловой стиль»
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Мотивация..
Игра «Кто, кто в теремочке живет?»
Условия игры: зачитывается отрывки из художественных произведений ,тексты­описания 
помещения, задача: узнать, кто живет в этом домике.
Игра «Кто, кто в теремочке живет?»
Текст 1. И вдруг на одной из крыш он действительно увидел домик. Очень симпатичный с 
зелеными ставенками и маленьким крылечком. Малышу захотелось как можно скорее 
войти в этот домик и своими глазами увидеть все паровые машины и все картины с 
изображением петухов, да и вообще все, что там находилось.
В домике было очень уютно. Это малыш сразу заметил: красный деревянный диванчик, 
который стоял у стены. Кроме деревянного диванчика, в комнате стоял верстак, 
1 служивший также и столом, шкаф, два стула и камин с железной решеткой, и таганком, но 
паровой машины пока что­то не было видно. (Карлсон ­маленький сказочный человечек – 
озорник, мечтатель, выдумщик. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»))
Текст 2. А он знал много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на 
столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где
бы не лежали книги. От чтения книг он сделался очень умным. Поэтому все его слушались 
и очень любили. Одевался он всегда в черный костюм, а когда садился за стол, надевал на 
нос очки и начинал читать какую­нибудь книгу, то совсем становился похож на 
профессора. (Знайка Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей)
Текст 3. Герасиму отвели над кухней коморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: 
соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую 
кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью 
находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле 
столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, 
поднимет его, уронит и ухмыльнётся… (Герасим Тургенев «Му­му»)
III. Определение темы урока.
Как вы узнали героев,ведь их имена не были названы? (по описанию их жилищ)
К какому типу речи относятся данные тексты? (описание)
Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать, чему должны научиться?
Запись темы в тетради и на доске. Эпиграф к уроку: «Обычно дом становится похож на 
тех, кто в нем живет».( М Рощин)
IV. Объяснение нового.
1.Словарная работа.(из толкового словаря Ожегова)
Помещение – это здание, место, где что­нибудь, кто­нибудь помещается.
Каждое помещение имееи свой интерьер.
Интерьер – (с франц. обозн. «внутренний») внутреннее пространство здания, помещения, а 
также его устройство, убранство. Интерьер может быть общественный, жилой, 
театрализованный, спортивный, школьный.
2. Работа над построением текста­описания помещения.
2 На что мы должны обратить внимание при написании текста­описания? Например, нашего 
кабинета? (с впечатления о нем, затем перечислить предметы, которые здесь находятся)
Достаточно ли будет просто перечислить предметы, находящиеся в нашем кабинете? (нет, 
т.к. таких кабинетов много)
Что же нужно сделать еще? На что обратить внимание? ( на уточнение, где стоит предмет).
3. описание кабинета русского языка и литературы.
Давайте попробуем описать наш кабинет.
Краткое описание.
1. Кабинет.
2. Три ряда парт.
3. Три окна.
4. Учительский стол.
5. Классная доска.
6. Книжные полки.
7. Стенды.
Развернутое описание.
1. Светлый небольшой кабинет.
2. Посередине ­ три ряда парт.
3. Напротив дверей ­ три окна.
4. На первом ряду ­ учительский стол.
5. На стене справа ­ классная доска.
6. На стене слева ­ книжные полки.
7. Напротив окон ­ стенды.
Т.о., записав данный перечень, мы с вами составили план нашего будущего сочинения­
описания: краткий и развернутый.
Но ведь таких кабинетов тоже много. Что же еще нужно сделать, чтобы было более 
понятно, о каком помещении идет речь? (описать каждый предмет более подробно)
3 Построение текста­описания помещения: при описании нужно указывать предмет и место 
его нахождения.
Т.о., описание может быть сжатым и подробным. Сжатое описание напоминает план. 
Поэтому, чтобы грамотно построить свой текст, нужно для начала просто перечислить в 
нужном порядке все предметы в данном помещении.
4. Словарная работа.
При описании можно использовать следующие слова, указывающие на место положения 
предметов.
Запомните, как они пишутся: справа, слева, напраыо, неподалеку, здесь, здесь же, тут, тут 
же, напротив, посреди, посередине
5. Устно описать данный кабинет.
V.
Работа над стилем текста.
Задание: прочитать тексты, определить тип и стиль речи. ( для доказательства можно 
использовать опорные конспекты по стилям речи)
Текст 1.
Объявление
Сдается однокомнатная квартира. Комната большая, одно окно. Имеется мебель: 
тумбочка, телевизор, шкаф­стеллаж, пианино, диван, стол.
Цена договорная. Телефон: 5­48­31, звонить после 18.00.
Текст 2.
Каждой вещи – свое место.
Мы переехали в новую квартиру и сразу же стали расставлять мебель в зале – в большой 
светлой комнате с одним , но широким , во всю стену, окном . И вот что у нас получилось.
У окна , на высокой подставке , весело зазеленели цветы . В углу справа удобно устроилась
тумбочка с телевизором. Рядом с ней засверкал чисто вымытыми стеклами шкаф­стеллаж, 
а за шкафом заблестело пианино . Напротив с удовольствием заняли места диван и стол . 
Над диваном уцепились за стенку часы .
Каждой вещи нашлось свое место , и в зале стало очень уютно.
4 Какого стиля тексты. которые прозвучали в начале урока? Почему?
Вывод: в художественном стиле очень часто используется прием очеловечивания вещей, 
метафоры, эпитеты. Используют описание помещения для раскрытия характера своего 
героя.
VI.
Творческая работа .
Написать сочинение­загадку : описать помещение какого­нибудь литературного или 
мультипликационного героя в художественном стиле так, чтобы по описанию было 
понятно, о ком идет речь.
Орфографическая работа. Предупреждение ошибок.
В своем сочинении можно использовать следующие слова. Вставьте буквы.
Подобрать синонимы к слову «стоять».
При написании используйте памятку «Как писать сочинение­описание помещения» (работа 
на Рабочем листе)
VII.
Рефлексия.
Что сегодня мы узнали на уроке? Чему научились?
VIII. Д/з : описать свою комнату в художественном и официально­деловом стиле.
5 РАБОЧИЙ ЛИСТ.
1. Теоретические сведения.
Основа описания помещения ­ ________________________________________ 
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
________________
ОПИСАНИЕ
____________________ ______________________ _____________________ 
______________________
2. Заполни таблицу: (можно использовать при написании дом. сочинения)
План наблюдения
Материалы
(слово, словосочетание)
I.
Помещение.
6 1. Пол.
2. Стены.
3. Потолок.
4. Окна.
5. Дверь.
II. Мебель.
1.
2.
3.
Стенды.
Стол.
Стулья.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________
3. Предупреждение ошибок:
1. Подбери синонимы к слову СТОЯТЬ ­
_______________________________________________________ 
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__
2. Пиши правильно: справа, слева, направо, неподалеку, здесь, здесь же, тут, тут же, 
напротив, посреди, посередине
3. Вставь буквы, запомни: Комн..та, зан..веска, порт..ера, д..ван, кр..вать, п..анино, 
т..л…фон, п..лас, т..ршер, к..ртина, п..т..лок, инт..рьер, пом..щение.
Памятка
“Как написать сочинение­описание помещения”.
Работая над сочинением­описанием помещения, помните о последовательности изложения 
материала! Очень часто учащиеся допускают ошибки, «перескакивая» при описании с 
предмета на предмет, например: пол, стены, мебель, окно, описание того, что висит на 
стенах и т.д. Чтобы этого не случилось, обязательно составьте план, затем 
7 систематизируйте собранные материалы (т.е. приведите все записи в определенный 
порядок, сгруппируйте в соответствии с планом). Избегайте повторов слов, используя 
синонимы. Помните, что описание должно быть в едином временном плане. В предложении 
при опущенном сказуемом ставится ТИРЕ.
Пример: Направо от двери – книжный шкаф.
8

11.10.17 год. Конспект урока оп русскому языку. 6 класс. (35 урок)

Тема: «РР. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план».

Цель: знакомство учащихся с источниками материала для сочинений в соответствии с данной темой, приемами сбора, вариантами его систематизации; формирование навыков работы с дополнительной литературой; развитие творческого начала в ребенке через привитие чувства красоты окружающего мира.

Планируемые результаты:

Личностные: интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметыне:

Комментирование: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать).

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста-описания.

Предметные: знать о соответствии последовательности расположения мыслей в тексте и пунктов простого (сложного) плана; структуру сложного плана; способы переработки простого плана в сложный; определять тему сочинения; делить текст на смысловые части.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний

Беседа

-Что такое интерьер?

-Что характерно для описания интерьера?

III. Сообщение темы, целей и задач урока

IV. Объяснение нового материала

-Что может помочь написать хорошее, интересное, подробное сочинение, точно соответствующее поставленной теме?

3. Целеполагание.

«Наш друг-учебник». Знакомство с памяткой (с.243)

-Если хотите, чтобы ваше сочинение было интересным, необычным, то начните готовиться к его написанию заранее. Что же необходимо вам в первую очередь? Тема сочинения. Второе – отобрать необходимый материал, который вы используете. В зависимости от стиля и типа речи вы можете составить словарик. Если ваше сочинение будет о каком – то известном человеке, картине, здании и т. п., то следует прочитать и выписать из энциклопедии или другой книги необходимые сведения; если будете рассказывать что-то о семье, то расспросите родных, то есть будете пользоваться различными источниками для сбора информации.

4. Изучение нового материала.

Знакомство с таблицей, расположенной на доске (запись в тетрадях)

Источники сбора

Материала для сочинения

Методы сбора

материала

Систематизация

материала

книга

Наблюдение

Над действительностью

план

картина

Беседа, чтение

Вступительная, заключительная части

фильм

записи

Сбор доказательств, аргументация фактов

жизнь

Опрос, беседа

Подбор примеров

1. Знакомство с темой сочинения «Наш класс (кабинет)»

2. Сбор материала

-С помощью каких методов и используя какие источники мы начнем сбор информации на эту тему?

Задание 1

Оглянитесь и запишите наиболее интересные свои наблюдения словосочетаниями (образец- на доске).

-Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Что в этом случае надо делать? (обращение к словарю)

Занавеска линолеум

Кафедра деревянный

Полированный масляная краска

Мраморный бюст фотография

Иллюстрация

Задание 2

Воспользуйтесь пословицами на карточках, объясните их смысл, запишите те, которые вы могли бы использовать в своем сочинении.

-Стол спасибом красится.

-Сумеем съесть, было бы к чему сесть.

-Такой пирог, что насилу ноги переволок.

-У каждого дома свой потолок.

-В тесноте, да не в обиде.

-Живет в тоске и спит на голой доске.

-Изба красна углами, а обед пирогами.

5. Физминутка.

6. Закрепление материала.

Словарная работа

-Часто вам не хватает словарного запаса, чтобы избежать повторов. Какие лексические средства связи, помогающие нам с этим справиться, вы уже знаете? (Синонимы)

-Подберите синонимы к словам и запишите их:

Висят (лампы) – прикреплены.

Висит (портрет) – находится, прибит

Висит(доска) – расположена.

Стоит(стол) – находится.

Стоят(парты) – размещены

Стоит(шкаф) – поставлен.

Класс – комната, помещение, кабинет.

Попутно работаем с Фото из музея.

Знакомство с памяткой  «Как собирать материал к сочинению (по наблюдениям)».

1. Присмотрись внимательно к тому, о чем собираешься писать. Если это хорошо известный тебе предмет, постарайся взглянуть на него так, как будто ты видишь его впервые.

2. Постарайся увидеть самое характерное, удивительное в том, что наблюдаешь.

3. Запиши кратко самое главное из того, что заметил.

Систематизация материалов к сочинению

Работа с раздаточным материалом: распределить слова по столбикам.

Материал к сочинению:

Резное крыльцо, сени, русская печь, чугуны, ухваты, лохань с водой, вышитые рушники, красивый, светлый красный угол, божница с иконами и лампадкой, широкий деревянный стол, длинные лавки вдоль стола, вышитые полотенца, глиняная и деревянная домашняя утварь, празднично заправленная кровать, лоскутное или домотканое одеяло, вышитые наволочки, женский угол, прялка, ткацкий станок, цветные половики, подвешенная под потолком детская люлька.

Составление плана

В старинной русской избе.

1. Вход в избу.

2. Жилое помещение.

а) русская печь;

б) красный угол;

в) домашняя утварь;

г) обстановка комнаты;

7. Итог урока

-С какими источниками и методами сбора информации вы познакомились?

-Какими источниками вы еще воспользуетесь при работе над этим сочинением?

 Русская изба – это Россия в малом. 
Понятие «русская изба» содержит не только архитектурные приемы строительства, но и образ жизни, как систему эстетических и этических взглядов, вскормленных русской землей и христианским мироощущением ее народа…

Пословицы и поговорки гласят:

Всего дороже честь сытая да изба крытая.

Своя хатка – родная матка.

Изба жильем пахнет.

8. Домашняя работа.

Написать сочинение на тему «Наш класс»

Урок русского языка по развитию речи

Тема «Простой и сложный план»

6 класс

Цели урока:1.Познавательные:
а) повторить изученные речеведческие понятия (план, тема, основная мысль, заголовок, стиль, тип речи, микротемы, опорные слова в микротемах);
б) закрепить новые понятия: тезисный план, цитатный план2.Практические: 

а) составлять простой и сложный план;
а) закрепить умение работать с речеведческими понятиями при подготовке к сжатому изложению;
б) формировать умение анализировать текст, умение отделять основную информацию от второстепенной.3.Общепредметные:
а) воспитывать:
-интерес к предмету с помощью содержания текста;
-интерес к истории и литературе;
б) развивать логическое мышление во время анализа смысла и структуры текста;
в) развивать разные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);
г) формировать умение самостоятельно пополнять знания (пользоваться орфографическим  и толковым словарями).                                                     Ход урока.

I. Оргмомент. (1 минута)

  1. Актуализация знаний. (7 минут)

Мы продолжаем изучать раздел русского языка – текстоведение. Какие понятия нам уже известны? Что они обозначают?

(Текст, микротема, структура текста: зачин (вступление), основная часть (развитие темы), концовка (заключение). Текст – «это письменное по форме речевое произведение, принадлежащее одному участнику коммуникации, законченное и правильно оформленное», — такова точка зрения лингвиста Н.Д. Зарубиной

— Назовите признаки текста.  (единство темы, наличие идеи, смысловая законченность, логическая связь частей, смысловая и грамматическая связь предложений, стилевое единство)

(1слайд)- В науке даются разные определения понятию «текст». Их уже более 200. Текст – это объект изучения не только лингвистики, но и психологии, истории, философия. Подумайте над определением текста известного лингвиста Ильи Романовича Гальперина: «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовок) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую целенаправленность и прагматическую установку» (рассчитанный на практическое применение)

Микротема — это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.)

— На уроке мы будем вспоминать, что такое план. Как вы думаете, для чего нам нужно это знать?

(Он необходим при написании сочинений и изложений. При сжатом изложении мы будем составлять план, чтобы пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.)

— Действительно, задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением авторского стиля. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажений.

     II. Постановка целей урока. (2 минуты)

— Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, выделять микротемы и составлять план. Кроме того, мы расширим представление о разных видах плана.

  1. Новая тема. (33 минут)
  1. — Какой бывает план? (2 минуты)

(Простой и сложный)

(2 слайд) — Как вы думаете, какой план представлен на слайде?

(В простом плане пункты обозначаются арабскими цифрами, в сложном – римскими и арабскими цифрами или буквами).

1….

2….

3….

I….

II….

1…

2…

III…

— Чем сложный план отличается от простого?

(Сложный план – развёрнутый, объёмный, обстоятельный)

— Где нам с вами уже встречался план?

(При морфологическом разборе частей речи, составлении характеристики простого и сложного предложения и др.)

  1. Работа в парах. (5 минут). (Выдаются карточки с заданием: составить план к предложенной теме.
  1. Звуки речи (3 ряд)
  1. Гласные

1. …

2…

II. Согласные

1. …

2. …

2. Предложение (1 ряд)

I. По цели высказывания

1. …

2. …

3. …

II. По интонации

1. …

2. …

III. По количеству грамматических основ

1. …

2. …

IV. По наличию второстепенных членов

1. …

2. …

3. Жанры литературы (2 ряд)

I. Прозаические:

1. …

2. …

3. …

4. …

II. Поэтические:

1. …

2. …

3. …

III. Драматические:

1. …

2. …

3. …

  1. Работа с 3 частью учебника. (5 минут)

-Найдите примеры простого и сложного плана в 3 части учебника.

-(3 слайд) Выполним синтаксический разбор 2 предложения из стихотворения С. Есенина. В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения этого самого русского поэта.

Этой грусти теперь не рассыпать

Звонким смехом далёких лет.

Отцвела моя белая липа,

Отзвенел соловьиный рассвет.

  1. Упр. 152. (15 минут)

1. Чтение текста. 

2. Лексическая работа.

— Каковы ваши первые впечатления от текста?
— Объясним значение некоторых слов:

Лайка (4 слайд) – охотничьи собаки. С ними охотятся на медведей кабанов, пушных зверей (белок, соболей, куниц), на копытных животных (лосей и др.), на лесную и водоплавающую дичь

Хаски (5 слайд) – это порода ездовых собак, которых жители Крайнего Севера запрягают в упряжки и ездят на них по бескрайним снежным просторам, отличаются выносливостью, способны бежать без остановок целый день, лайки на такие подвиги не способны.

Новая Земля (6, 7 слайды) – архипелаг в Северном Ледовитом океане между Баренцевым и Карским морями; входит в Архангельскую область России в ранге муниципального образования «Новая Земля». Климат арктический, суровый. Зима продолжительная и холодная, с сильными ветрами (скорость ветров достигает 40-50 м/с) и метелями, в связи с чем Новую Землю в литературе иногда принято называть «Страной ветров». Морозы достигают −40 °C. Средняя температура самого тёплого месяца – августа – от +2,5 °C на севере до +6,5 °C на юге. Предположительно Новую Землю открыли в XII-XIII веках новгородские купцы, однако убедительных историко-документальных подтверждений тому не имеется. 

2. Работа с содержанием текста

— Какова тема текста? (Собаки в жизни человека)

— Какой заголовок можно придумать к этому отрывку? (Умные лайки. Собака – друг человека. Воспоминание о собаках.)

— Определите тип речи данного текста.

(Тип данного текста рассуждение с элементами повествования и описания, так как в начале автор пишет, что самые умные собаки – лайки, далее в доказательство тезиса приводит случай из собственной жизни, произошедший с ним на Новой Земле, доказывая, что лайки – дружелюбны, ласковы и умны, и в заключении делает вывод  о том, что собака доставляют радость человеку)

—  На сколько частей можно разделить текст? (На три части, где во второй части будет три подпункта)

— Каковы микротемы 1-6 абзацев?

(1. Собаки бывают разные по характеру, но особенно добрые и понятливые лайки.

2. Случай на Новой Земле

3. Воспоминание о собаках доставляет радость)

— Как вы думаете, какой план нужно составить к данному тексту?

Сложный: I. Лайки – умные собаки.

II. Случай на Новой Земле

  1. Один на берегу;
  2. Стая собак;
  3. Собаки ласковы с человеком.

III. Приятные воспоминания.

  1. Вспомните, какой ещё бывает план? Каким планом мы пользуемся на уроке литературы.

(Цитатный)

Задание: Составьте простой цитатный план (из 5 пунктов) к басне И.А. Крылова «Ларчик» (3 минуты)

Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою».
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдается:
«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется.
Потел, потел; но, наконец, устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался:
А Ларчик просто открывался.

Простой цитатный план:

  1. «Стоит только догадаться За дело просто взяться»
  2. «К кому-то принесли от мастера Ларец»
  3. «Вот входит в комнату механики мудрец»
  4. «Я отыщу секрет и Ларчик вам открою»
  5. «Как открыть его, никак не догадался:
    А Ларчик просто открывался»
  1. В чём особенность плана, представленного на слайде (2 минуты):
  1. Интонация – один из важнейших признаков предложения.
  2. Интонация – средство выражения смысла речи, чувств, отношения говорящего к тому, о чём говорится.
  3. Основные элементы интонации:

а) логическое ударение (выделение голосом наиболее важного по смыслу слова);

б) мелодика (движение голоса вверх и вниз во время речи);

в) пауза (небольшой перерыв в речи);

г) темп (скорость речи);

д) тон речи (окраска голоса, которая придаёт речи разные эмоциональные оттенки).

— Это тезисный план. Что такое тезис? (кратко сформулированная основная мысль)
VI. Подведение итогов. (2 минуты)

— Какой бывает план?

— Зачем нужен план?

VII. Подведение итогов. Д/з. (1 минута)

  1. Подготовиться к изложению по тексту упр. 152
  2. Составить тезисный план статьи из любого учебника за 6 класс.

Список литературы:

  1. Львова. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч. 1 / С.И. Львова, В.В. Львов. – 11-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2013
  2. URL: http: //doghusky.ru/статьи/отличиехаски-от-лайки.html (дата обращения 18.10.2015)

  • Система героев русских народных сказок таблица
  • Синквейн лягушка 3 класс к сказке путешественница
  • Синквейн к сказке о мертвой царевне и о семи богатырях про богатырей
  • Симфоническая сказка петя и волк сац
  • Симфоническую сказку петя и волк исполняет чтец и 7 букв сканворд