Синяя птица смысл сказки

Содержание произведенияв произведении синяя птица сюжет разворачивается в комнате хижины, в которой живт дровосек со своей семьй. недостаточно яркое освещение

Содержание произведения

В произведении «Синяя птица» сюжет разворачивается в комнате хижины, в которой живёт дровосек со своей семьёй. Недостаточно яркое освещение в этот вечер позволяет рассмотреть обстановку вокруг, спящих животных и ребят по имени Митиль и Тильтиль. Уложив детей спать, мать ещё долго наблюдает за ними. Налюбовавшись своими малышами, она уходит из комнаты и зовёт с собой отца.

После того как родители покидают комнату, она неожиданно озаряется. Свет будит малышей. Проснувшись, они начинают беседовать между собой. В ходе их разговора становится понятно, что рождественские праздники они проведут без подарков. Усевшись на лавку, они стали наблюдать за тем, что происходит за окном. Количество подарков и сладостей ребят, чьи родители богаты, поражает Тильтиля и Митиля.

В этот момент в комнате появляется старушка. Она оказалась феей по имени Берилюна. Её внешность очень напугала ребят. Старушка рассказывает детям о заветном желании больной внучки и просит их помочь ей. Ребята соглашаются отыскать синюю птицу. Собравшись уходить, фея неожиданно начинает злиться, что никто не замечает её красоты.

Затем Берилюна уговаривает малышей примерить зелёную шапку. Она волшебная. В ней можно разглядеть внутренний мир предметов.

Фея показывает, как нужно обращаться с волшебной шапкой и надевает её на Тильтиля. В этот момент начинают происходить волшебные превращения. Скромное убранство комнаты вдруг превращается в роскошное. Души, которые есть у каждого предмета, начинают вырываться наружу. Появление душ собаки и кошки сопровождается объятиями. Оживление предметов в комнате прекращается неожиданным стуком в дверь.

Это были родители, которые пришли убедиться, что их дети уже заснули. Резкий поворот алмаза в то время как в дверь постучали, привёл к тому, что не все души успели вернуться в исходное положение. И они отправляются в путешествие через окно.

Добравшись до дворца, где проживала фея, герои разделились на 2 команды и отправились на поиски голубой птицы. Кошка говорит, что только человек сможет познать душу предметов, и если находка попадёт ему в руки, это будет означать их безграничную власть. Она убеждает своих сторонников помешать поискам синей птицы.

Основные персонажи пьесы

Главные герои:

  • Тильтиль и Митиль – брат и сестра, добрые и отзывчивые дети.
  • Душа Света – символ справедливости, предводительница в походе за Синей Птицей.
  • Синяя Птица – волшебная птица, олицетворение Счастья.

Другие персонажи:

  • Фея Берилюна – волшебница, попросившая детей отыскать Синюю птицу для ее больной внучки.
  • Мать и Отец – добрые и заботливые родители детей, простые труженики.
  • Пес – верный, преданный, готовый отдать свою жизнь за детей.
  • Кошка – воплощение коварства и предательства.
  • Души различных предметов – одушевленные привычные предметы: Огонь, Вода, Хлеб и другие.

Приключения детей

После того как души сахара и хлеба накормили голодных детей, они ушли в страну Воспоминаний. Там они повстречали бабушку и дедушку, которые умерли. Эта встреча подарила им счастье. Как оказалось, воспоминания о жителях страны дарит им радость. Дети забирают у взрослых птицу. На выходе она становится чёрной.

После герои посещают Ночь. Открывая двери её ключами, они встречаются с призраками, духами тьмы, болезнями, тайнами, ужасами. Тильтиль открыл последнюю дверь и за ней находился прекрасный сад с птицами. Позже они умрут.

Кошка опередила своих спутников и прибежала в лес, чтобы настроить его против ребят. Дух дуба изъявил желание отомстить человеку за гибель своих сородичей. Завязалась драка, в ней яростным защитником малышей выступил пёс. Душа света пришла им на помощь, она повернула алмаз. Всё вокруг погрузилось в молчание.

Далее герои сказки проходят испытание кладбищем. Восставшие из могил мертвецы пугают ребят. Сады блаженств пытаются искусить персонажей вседозволенностью в своих желаниях, но они успевают повернуть алмаз и не поддаться искушению. Следующее их знакомство происходит с радостью матери и другими её сёстрами.

Дальше герои попадают в царство Будущего, где действующие лица общаются с детьми, которые ещё не родились. Им даже удалось познакомиться с братом, который ещё не родился. Они увидели как старик по имени Время пропускал малышей, чья очередь родиться уже подошла.

Затем герои возвращаются в свой родной дом. Душа света говорит, что они отсутствовали ровно год. Мама будит своих детей, и они просыпаются в своей комнате. Они рассказывают родителям об удивительном путешествии, но те им не верят.

Тильтиль дарит зашедшей соседке, которая очень похожа на фею, горлика. Она уходит домой и её внучка излечивается. Потом девочка приходит поблагодарить детей за своё выздоровление, но птичка вырывается у неё из рук и улетает. В финале девочка плачет, а Тильтиль обещает снова отыскать для неё птицу.

«Синяя птица» очень краткое содержание

Краткое содержание «Синяя птица» Метерлинк для читательского дневника:

В преддверии Рождества, дети дровосека просыпаются ночью от чудной музыки дома напротив. Тильтиль и Митиль встречают старую женщину. Это фея Берилюна. Он дает задание детям найти Синюю птицу. Тильтиль получает подарок – шапочку с алмазов. Повернув его можно видеть скрытые души всего окружающего.

Вначале дети идут в Страну Воспоминаний, где видят много умерших родственников. И хотя там они получили синего дрозда – по уходу птица сменила окрас на черный. Митиль и Тильтиль отправились во дворец Ночи. Но и там не было птицы, способной выдержать дневной свет.

В лесу дети едва не погибли от деревьев, которые были в обиде на отца дровосека. Душа Света посоветовала чуть повернуть алмаз для обезвреживания деревьев и это послужило спасением. Посещение кладбища и Дворца блаженств не дало желаемых результатов.

В Царстве Будущего только много детей. Найти птицу не удалось. Дети проснулись и рассказали маме о путешествии. Пришла соседка Берленго очень похожа на фею. Её больной дочке Тильтиль дарит «Синюю птицу» — горлицу, но та улетает. Мальчик обещает вернуть ее.

Вывод:

Важно на миг остановиться и понять, зачем ты живешь, что можешь принести на землю. Смотря в глубину происходящего можно изменить восприятие мира. Просто так найти и удержать счастье невозможно. Нужен упорный труд и целеустремленность. Пьеса побуждает не опускать рук.

Читайте сатирическую пьесу «Клоп», которая была написана в 1928 году, так как В. В. Маяковский стремился к тому, чтобы его творчество стало достоянием широких масс. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Клоп» с цитатами. В пьесе автор высмеивает и осуждает романсово-гитарную мещанскую лирику и идиллические мещанские идеалы.

Анализ пьесы

Получается, что главная мысль книги «Синяя птица» — о чем каждому из нас говорит понятие «счастье». Для каждого оно своё. Но в пьесе «Синяя птица» значением счастья является птица. Это обобщённый образ, который ищут все люди.

Писатель выбрал форму сказки, чтобы раскрыть символические и таинственные стороны темы. Она даже ребёнку поможет понять, что такое счастье. В тексте используется масса фразеологизмов и аллегорий, которые заставляют задуматься над духовными и моральными проблемами.

Фантастическая притча затрагивает ложные и правдивые стороны в жизни человека. Матерлинк умело это показывает через детей, чьи души ещё чисты и наивны. Ведь они ещё подсознательно тянутся к добру.

Соседка-фея

Но вместо врача на пороге оказывается их соседка Берленго, которая удивительным образом похожа на фею Берилюну. Тильтиль, спутав их, признается, что так и не смог отыскать Синюю птицу. Соседка понимает, что детям пригрезилась какая-то сказка. Она начинает рассказывать про свою внучку, которая давно болеет, не встает с постели, доктора все списывают на нервы.

Тогда мать Тильтиля уговаривает его подарить дочери соседки горлицу. Она давно о ней мечтает. В пьесе «Синяя птица», краткое содержание которой поможет подготовиться к экзамену или уроку, мальчик смотрит на свою горлицу, и на мгновение ему кажется, что она и есть та самая Синяя птица. Тильтиль отдает клетку с птицей.

Интересно, что дети начинают по-другому смотреть на вещи, которые есть в их доме. На воду, хлеб, сахар, кошку и пса. Вскоре соседка возвращается вместе с белокурой девочкой, которая прижимает к груди горлицу. Тильтиль и Митиль начинает казаться, что она удивительным образом похожа на душу Света.

Тильтиль начинает ей объяснять, как ухаживать за птицей, но та улетает. Девочка плачет, Тильтиль обещает ей обязательно поймать горлицу.

Пьеса завершается обращением к зрителям, в котором Тильтиль просит обязательно принести птицу того, кто ее встретит. Это необходимо, что в будущем было счастье.

Характеристика героев

В сказке Матерлинка главные герои отправляются на поиски птицы. Они прошли множество испытаний прежде, чем её найти. Главные действующие лица пьесы и их характеристика:

  1. Тильтиль. Добрый мальчик, он честен и храбр, несмотря на то, что мал.
  2. Митиль. Сестра главного героя, робкая и отзывчивая девочка.
  3. Фея Бирилюна. Добросердечная и милосердная волшебница.
  4. Кошка Тилетта. Коварное животное, которое мечтает о гибели человечества.
  5. Пёс Тило. Настоящий, верный и преданный друг, который никогда не предаст.
  6. Душа Света. Маленькая девочка с белокурыми волосами, которая помогает Тильтилю в поисках Синей птицы.

Во время приключений герои познают жизненные ценности. Они учатся различать эгоистическое наслаждение и настоящее счастье. Важнейшим уроком становится дворец Ночи. Он олицетворяет не только зло, но и невозможность некоторых людей отличать его от добра.

Автор указывает, что нужно ценить каждую минуту в жизни. Смысл прост: время скоротечно и его не вернуть.

Короткий пересказ «Синей птицы»

Морис Метерлинк «Синяя птица» краткое содержание сказки:

Канун Рождества. Дети дровосека, Тильтиль и Митиль, спят в своих кроватках. Вдруг они просыпаются. Привлечённые звуками музыки, дети подбегают к окну и смотрят на рождественское празднество в богатом доме напротив. Слышится стук в дверь. Появляется старушонка в зелёном платье и красном чепце. Она горбата, хрома, одноглаза, нос крючком, ходит с палочкой.

Это Фея Берилюна. Она велит детям отправиться на поиски Синей Птицы. Её раздражает, что дети не различают вещей очевидных. «Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое», — говорит Берилюна и даёт Тильтилю зелёную шапочку с алмазом, повернув который человек может увидеть «душу вещей». Как только Тильтиль надевает шапочку и поворачивает алмаз, все окружающее чудесно преображается: старая колдунья превращается в сказочную принцессу, бедная обстановка хижины оживает.

Появляются Души Часов, Души Караваев, Огонь предстаёт в виде стремительно двигающегося человека в красном трико. Пёс и Кошка тоже приобретают человеческий облик, но остаются в масках бульдога и кошки. Пёс, обретя возможность облечь свои чувства в слова, с восторженными криками «Моё маленькое божество!» прыгает вокруг Тильтиля. Кошка жеманно и недоверчиво протягивает руку Митиль. Из крана начинает бить сверкающим фонтаном вода, а из её потоков появляется девушка с распущенными волосами, в как бы струящихся одеждах.

Она немедленно вступает в схватку с Огнём. Это Душа Воды. Со стола падает кувшин, и из разлитого молока поднимается белая фигура. Это робкая и стыдливая Душа Молока. Из сахарной головы, разорвав синюю обёртку, выходит слащавое фальшивое существо в синей с белым одежде. Это Душа Сахара. Пламя упавшей лампы мгновенно превращается в светозарную девушку несравненной красоты под сверкающим прозрачным покрывалом. Это Душа Света. Раздаётся сильный стук в дверь.

Тильтиль в испуге поворачивает алмаз слишком быстро, стены хижины меркнут, Фея вновь становится старухой, а Огонь, Хлеб, Вода, Сахар, Душа Света, Пёс и Кошка не успевают вернуться назад, в Молчание, фея приказывает им сопровождать детей в поисках Синей Птицы, предрекая им гибель в конце путешествия. Все, кроме Души Света и Пса, не хотят идти. Тем не менее, пообещав подобрать каждому подходящий наряд, фея уводит их всех через окно. И заглянувшие в дверь Мать Тиль и Отец Тиль видят только мирно спящих детей.

Во дворце Феи Берилюны, переодевшись в роскошные сказочные костюмы, души животных и предметов пытаются составить заговор против детей. Возглавляет их Кошка. Она напоминает всем, что раньше, «до человека», которого она именует «деспотом», все были свободны, и высказывает опасение, что, завладев Синей Птицей, человек постигнет Душу Вещей, Животных и Стихий и окончательно поработит их. Пёс яростно возражает. При появлении Феи, детей и Души Света все затихает.

Кошка лицемерно жалуется на Пса, и тому попадает от Тильтиля. Перед дальней дорогой, чтобы покормить детей, Хлеб отрезает от своего брюха два ломтя, а Сахар отламывает для них свои пальцы (которые тут же отрастают вновь, поэтому у Сахара всегда чистые руки). Прежде всего Тильтилю и Митиль предстоит посетить Страну Воспоминаний, куда они должны отправиться одни, без сопровождения. Там Тильтиль и Митиль гостят у покойных дедушки и бабушки, там же они видят и своих умерших братцев и сестриц.

Оказывается, что умершие как бы погружены в сон, а когда близкие вспоминают о них, пробуждаются. Повозившись с младшими детьми, пообедав вместе со всем семейством, Тильтиль и Митиль торопятся уйти, чтобы не опоздать на встречу с Душой Света. По просьбе детей дедушка с бабушкой отдают им дрозда, который показался им совершенно синим. Но когда Тильтиль и Митиль покидают Страну Воспоминаний, птица становится чёрной.

Во дворце Ночи первой оказывается Кошка, чтобы предупредить хозяйку о грозящей опасности — приходе Тильтиля и Митиль. Ночь не может запретить человеку распахнуть врата её тайн. Кошке и Ночи остаётся только надеяться, что человек не поймает настоящую Синюю Птицу, ту, что не боится дневного света. Появляются дети в сопровождении Пса, Хлеба и Сахара. Ночь пытается сначала обмануть, потом запугать Тильтиля и не дать ему ключ, открывающий все двери в её дворце. Но Тильтиль поочерёдно открывает двери.

Из-за одной выскальзывают несколько нестрашных Призраков, из-за другой, где находятся болезни, успевает выбежать Насморк, из-за третьей чуть не вырываются на свободу войны. Затем Тильтиль открывает дверь, за которой Ночь хранит лишние Звезды, свои любимые Ароматы, Блуждающие Огни, Светляков, Росу, Соловьиное Пение. Следующую, большую среднюю дверь, Ночь не советует отпирать, предупреждая, что за ней кроются видения настолько грозные, что не имеют даже названия.

Спутники Тильтиля — все, кроме Пса, — в испуге прячутся. Тильтиль и Пёс, борясь с собственным страхом, открывают дверь, за которой оказывается дивной красоты сад — сад мечты и ночного света, где среди звёзд и планет без устали порхают волшебные синие птицы. Тильтиль зовёт своих спутников, и, поймав каждый по нескольку синих птиц, они выходят из сада. Но вскоре пойманные птицы погибают — дети не сумели обнаружить ту единственную Синюю Птицу, что выносит свет дня.

Лес. Входит Кошка, здоровается с деревьями, разговаривает с ними. Натравливает их на детей. Деревьям есть за что не любить сына дровосека. И вот Тильтиль повержен наземь, а Пёс еле освободился от пут Плюща, он пытается защитить хозяина. Оба они на волосок от гибели, и лишь вмешательство Души Света, которая велит Тильтилю повернуть алмаз на шапочке, чтобы погрузить деревья в мрак и молчание, спасает их. Кошке удаётся скрыть свою причастность к бунту.

Дети ищут Синюю Птицу на кладбище. В полночь Тильтиль со страхом поворачивает алмаз, могилы разверзаются, и из них появляются целые снопы призрачных, волшебно прекрасных белых цветов. Птицы поют восторженные гимны Солнцу и Жизни. «Где же мёртвые?.. — Мёртвых нет…» — обмениваются репликами Тильтиль и Митиль.

В поисках Синей Птицы дети со своим эскортом оказываются в Садах Блаженств. Тучные Блаженства едва не втягивают Тильтиля и его спутников в свои оргии, но мальчик поворачивает алмаз, и становится видно, насколько Тучные Блаженства жалки и безобразны. Появляются домашние Блаженства, которых поражает, что Тильтиль не подозревает об их существовании. Это Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Любить Родителей, Блаженство Голубого Неба, Блаженство Солнечных Дней, Блаженство Видеть Зажигающиеся Звезды.

Они посылают самое быстроногое Блаженство Бегать По Росе Босиком известить о приходе детей Великие Радости, и вскоре появляются высокие прекрасные ангелоподобные существа в блистающих одеждах, Среди них Великая Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым, Радость Понимать и самая чистая Радость Материнской Любви. Она кажется детям похожей на их мать, только гораздо красивее… Материнская Любовь утверждает, что дома она такая же, но с закрытыми глазами ничего нельзя увидеть. Узнав, что детей привела Душа Света, Материнская Любовь созывает другие Великие Радости, и они приветствуют Душу Света как свою владычицу.

Великие Радости просят Душу Света откинуть покрывало, которое ещё скрывает непознанные Истины и Блаженства. Но Душа Света, исполняя приказ своего Повелителя, лишь плотнее закутывается в покрывало, говоря, что час ещё не настал, и обещая прийти когда-нибудь открыто и смело. Обнявшись на прощание, она расстаётся с Великими Радостями.

Тильтиль и Митиль в сопровождении Души Света оказываются в Лазоревом дворце Царства Будущего. К ним сбегаются Лазоревые Дети. Это дети, которые когда-нибудь родятся на Земле. Но на Землю нельзя прийти с пустыми руками, и каждый из детей собирается принести туда какое-нибудь своё изобретение: Машину Счастья, тридцать три способа продления жизни, два преступления, летающую по воздуху машину без крыльев.

Один из малышей — удивительный садовник, выращивающий необыкновенные маргаритки и огромный виноград, другой — Король Девяти Планет, ещё один призван уничтожить на Земле Несправедливость.

Двое лазоревых детишек стоят, обнявшись. Это влюблённые. Они не могут наглядеться друг на друга и беспрерывно целуются и прощаются, потому что на Земле окажутся разделены столетиями. Здесь же Тильтиль и Митиль встречают своего братика, который вскоре должен появиться на свет. Занимается Заря — час, когда рождаются дети.

Появляется бородатый старик Время, с косой и песочными часами. Он забирает тех, кто должен вот-вот родиться, на корабль. Корабль, который везёт их на Землю, проплывает и скрывается. Доносится далёкое пение — это поют Матери, встречающие детей. Время в изумлении и гневе замечает Тильтиля, Митиль и Душу Света. Они спасаются от него, повернув алмаз. Под покрывалом Душа Света прячет Синюю Птицу.

У ограды с зелёной калиткой — Тильтиль не сразу узнает родной дом — дети расстаются со своими спутниками. Хлеб возвращает Тильтилю клетку для Синей Птицы, так и оставшуюся пустой. «Синяя Птица, по-видимому, или вовсе не существует, или меняет окраску, как только её сажают в клетку…» — говорит Душа Света.

Души Предметов и Животных прощаются с детьми. Огонь чуть не обжигает их бурными ласками, Вода журчит прощальные речи, Сахар произносит фальшивые и слащавые слова. Пёс порывисто бросается к детям, его ужасает мысль о том, что он не сможет больше говорить со своим обожаемым хозяином.

Дети уговаривают Душу Света остаться с ними, но это не в её власти. Она может лишь пообещать им быть с ними «в каждом скользящем лунном луче, в каждой ласково глядящей звёздочке, в каждой занимающейся заре, в каждой зажжённой лампе», в каждом их чистом и ясном помысле. Бьёт восемь часов. Калитка приотворяется и тотчас же захлопывается за детьми.

Хижина дровосека волшебно преобразилась — все здесь стало новее, радостнее. Ликующий дневной свет пробивается в щели запертых ставен. Тильтиль и Митиль сладко спят в своих кроватках. Мать Тиль приходит будить их.

Дети начинают рассказывать об увиденном во время путешествия, и их речи пугают мать. Она посылает отца за доктором. Но тут появляется Соседка Берленго, очень похожая на фею Берилюну. Тильтиль начинает объяснять ей, что не сумел найти Синюю Птицу. Соседка догадывается, что детям что-то пригрезилось, возможно, когда они спали, на них падал лунный свет. Сама же она рассказывает о своей внучке — девочка нездорова, не встаёт, доктор говорит — нервы…

Мать уговаривает Тильтиля подарить девочке горлицу, о которой та мечтает. Тильтиль смотрит на горлицу, и та кажется ему Синей Птицей. Он отдаёт клетку с птицей соседке. Дети новыми глазами видят родной дом и то, что в нем находится, — хлеб, воду, огонь, кошку и пса. Раздаётся стук в дверь, и входит Соседка Берленго с белокурой необыкновенно красивой Девочкой. Девочка прижимает к груди горлицу Тильтиля.

Тильтилю и Митиль соседская внучка кажется похожей на Душу Света. Тильтиль хочет объяснить Девочке, как кормить горлицу, но птица, воспользовавшись моментом, улетает. Девочка в отчаянии плачет, а Тильтиль обещает ей поймать птицу. Затем он обращается к зрителям: «Мы вас очень просим: если кто-нибудь из вас её найдёт, то пусть принесёт нам — она нужна нам для того, чтобы стать счастливыми в будущем…».

Отзывы читателей

Доброго дня! Хочу поделиться с вами впечатлением о произведении Матерлинка «Синяя птица». Отличный рассказ. Легко читается, очень интересный сюжет. А также ходила на спектакль. Постановка мне очень понравилась! Всем рекомендую! Онлайн-версия краткого содержания отлично подойдёт для читательского дневника.

Марина, 15 лет

Всем здравствуйте! Стыдно признаться, но об этом произведении я узнала совсем недавно. Я купила эту книгу, чтобы читать дочери на ночь, в пересказе Леонида Яхина с картинками и иллюстрациями. Только позже я узнала, что это пьеса и написал её Морис Матерлинк. Хочу очень прочитать оригинал. Считаю, что его пока сложновато усваивать 6-летнему ребёнку, придётся повременить, так что пока читаем пересказ вместе.

Людмила, 31 год

Здравствуйте! Читала эту сказку в детстве и была в восторге от неё. Простота и гениальность сюжета поражает. Недаром говорят, что всё гениальное — просто. Смотрела также спектакль по этому произведению. Очень понравилось. Рекомендую всем, кто ещё не познакомился с этой пьесой.
Оксана, 28 лет

Содержание «Синей птицы» по главам

«Синяя птица» Метерлинк краткое содержание с описанием каждой главы (картины):

Картина первая. Хижина дровосека

В рождественскую ночь от чудной музыки проснулись дети дровосека – Тильтиль и Митиль. Они любовались торжеством, которое царило в богатом доме напротив, и искренне радовались за других детей. В бедной семье не было денег на подарки, и мать сказала детям, что рождественский дед придет к ним в следующем году.

Неожиданно дверь в комнату открылась, и вошла странного вида женщина – «она горбата, хрома, одноглаза, нос крючком, ходит с палочкой». Старуха попросила детей отыскать Синюю Птицу для больной внучки. Она призналась, что является Феей Берилюной и подарила Тильтилю волшебную шапочку с крупным алмазом, который позволял «видеть то, что заключают в себе различные предметы, например, душу хлеба, вина, перца».

Как только Тильтиль покрутил алмаз, то мир вокруг него тотчас переменился – старая горбунья превратилась в «прекрасную сказочную принцессу», убранство дома стало невероятно роскошным, у предметов появились души, а домашние животные приняли человеческое обличье.

Вдруг кто-то сильно постучал в дверь. Тильтиль резким движением повернул алмаз, и феерия прекратилась. Лишь Души Огня, Света, Хлеба, Воды и Сахара, а также Кошка и Собака не успели вернуться на свои места. Фея предложила им отправиться вместе с детьми на поиски Синей Птицы, но предупредила, что в конце путешествия их ожидает смерть.

Картина вторая. У феи

Фея повела всех в свой дворец. Кошка, не желавшая идти с детьми за Синей Птицей, стала подбивать души организовать бунт. С появлением Феи Кошка тотчас изменила свое поведение – она стала всячески показывать, как рада предстоящему путешествию.

Берюлина объявила, что «предводительницей будет Душа Света», и передала ей волшебную палочку. Перед тем как тронуться в путь, Фея разрешила детям навестить «своих умерших Бабушку и Дедушку» в Стране Воспоминаний.

Картина третья. Страна Воспоминаний

Оказавшись в Стране Воспоминаний, Тильтиль и Митиль увидели «веселый крестьянский домик, увитый плющем», в котором жили их любимые Дедушка и Бабушка, а также семеро умерших братьев и сестер. Они принялись обнимать и целовать друг друга, вспоминать былые времена. Увидев у Дедушки синего дрозда, Тильтиль подумал, что это и есть Синяя Птица, и попросил его в подарок. Но, покинув Страну Воспоминаний, мальчик увидел, что птица стала черной.

Картина четвертая. Дворец Ночи

Дети продолжили свое путешествие и оказались во владениях Ночи. Вместе с верным Псом Тильтиль принялся обходить комнаты огромного дворца, где нашел призраков, болезни, войны. Открыв последнюю дверь, дети увидели «дивный, бесконечный, неизъяснимо, сказочно прекрасный сад», в котором порхало множество птиц с синим оперением. Они очень обрадовались и принялись их ловить. Но вскоре все птицы погибли, поскольку были не настоящими.

Картина пятая. Лес

Оказавшись в лесу, Тильтиль повернул алмаз на шапке, и увидел души деревьев. Дух Старого Дуба собрал души всех лесных жителей, чтобы предупредить о возможной опасности – люди могут завладеть Синей Птицей и узнать древнюю Тайну. Чтобы этого не произошло, Дух Старого Дуба предложил убить детей. На Тильтиля бросился волк, и, несомненно, разорвал мальчика, если бы не верный Пес. При виде Души Света души лесных жителей поспешили скрыться.

Картина шестая. Перед занавесом

Душа Света сообщила детям, что получила записку от Берилюны. Фея написала, что Синяя Птица, по всей видимости, находится на кладбище – наверное, «кто-то из покойников прячет ее у себя в могиле».

Картина седьмая. Кладбище

Дети отправились на кладбище. Им было очень страшно, но они подбадривали друг друга. В полночь Тильтиль повернул алмаз, но вместо мертвецов из могил неожиданно появились сияющие цветы, превратив кладбище в «волшебный, чистый, как брачные одежды, сад».

Картина восьмая. Перед занавесом, изображающим красивые облака

Душа Света решила, что Синяя Птица непременно должна быть в волшебных садах, «где под надзором Рока обитают все земные Радости и Блаженства». Путешественники послушали ее, и отправились к садам.

Картина девятая. Сады Блаженств

В садах дети первым делом повстречали «тучные земные Блаженства» – они были «огромны, неимоверно грузны, румяны». Далее путешественники увидали безмятежные и радостные Детские Блаженства, Блаженство Заходящего Солнца, Дождя, Домашнего Очага и многих других удивительных существ.

К детям приблизились «высокие, прекрасные, ангелоподобные существа в блистающих одеждах» – это были Великие Радости. Особенно сильно поразила Тильтиля и Митиль Радость Материнской Любви, в которой они узнали черты своей матери.

Картин десятая. Царство Будущего

Далее путешественники оказались в Лазоревом Дворце, в котором маленькие дети ожидали своего появления на свет. Здесь Тильтиль и Митиль повстречали своего будущего братика, а также Время в облике высокого бородатого старика «с косой и песочными часами».

Картина одиннадцатая. Прощание

Оказавшись в стенах родного дома, Тильтиль не сразу узнал его. Он был очень огорчен, что так и не отыскал Синюю Птицу. Душа Света принялась успокаивать его – очевидно, волшебная птица счастья «или вовсе не существует, или меняет окраску, как только ее сажают в клетку». Души стали прощаться с детьми – им предстояло вновь погрузить в Молчание.

Картина двенадцатая. Пробуждение

Тильтиль и Митиль «спят сладким сном на своих кроватках», все предметы – на своих местах, кошка и собака мирно дремлют на полу. Входит мать и ласково будит детей. Брат и сестра рассказывают ей о своих удивительных приключениях, но та считает, что им все приснилось.

К дровосеку приходит «соседка – старушка, похожая на Фею». В разговоре она упоминает свою внучку, которой бы очень хотелось иметь горлицу – точно такую же, как у Тильтиля. Мальчик решает подарить птицу больной девочке. Обрадованная старушка приводит внучку – «белокурую Девочку необыкновенной красоты», которая очень похожа на Душу Света. Он принимается объяснять ей, как ухаживать за птицей, но та вырывается на свободу и улетает…

Заключение

Рассказ учит видеть прекрасное в мелочах, никогда не опускать руки, и неустанно трудиться, чтобы быть счастливым. Даже в самой прекрасной клетке невозможно удержать Синюю Птицу Счастья – она может жить только на свободе.

Это интересно: Пьесу «Утиная охота» Вампилов написал в 1967 году. Произведение отличается достаточно сложной структурой, поскольку состоит из трех частей: реалий жизни главных героев, воспоминаний и промежуточного пласта видений. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Утиная охота» по главам (действиям), которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Тема
изменения в драматургии на рубеже XIX–XX вв. Морис Метерлинк «Синий птица». М.
Метерлинк как теоретик и практик «новой драмы». Концепция символистского
театра. Идея одухотворения жизни и восстановления утраченных связей в
драме-феерии «Синяя птица».

Цель:
формирование предметных компетенций: ознакомить учащихся с жизнью и

творчеством
Мориса Метерлинка, углубить понятие о драматургии, показать влияние его

творчества
на развитие мировой литературы; развивать навыки делать выводы, составлять

конспекты,
культуру устной речи, умение работать в группах, в парах ;воспитывать

нравственные
качества, любовь к художественному слову; формирование ключевых
компетентностей:

умение
учиться: актуализировать познавательную деятельность учащихся; коммуникативной:
формировать

навыки
общения в коллективе; информационной: формировать умение находить нужную

информацию
и подавать ее; общекультурной: прививать стремление к литературной

образования,
эстетический вкус; расширять мировоззрение школьников.

Тип урока:
урок усвоения новых знаний.

Оборудование:
портрет М. Метерлинка, карточки с заданием, презентация.

Течение
урока

I.
Организационный момент

II.
Актуализация опорных знаний

Беседа

Что такое
символизм?

Что такое
импрессионизм?

Š назовите
известных вам писателей-символистов.

Каковы
главные мотивы их поэзии?

Š чем
отличаются символизм Бодлера и Верлена?

Š
раскройте особенности верленовской поэтики.

Š назовите
конкретные примеры использования символов в стихах Верлена.

III.
Объявление темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности

— Среди
известных новаторов в области драматургии можно назвать имена Б. Брехта, Г.
Ибсена, Б.

Шоу. В
развитие национального театра и драматургии каждый из них внес свое. Морис
Полидор

Мари
Бернар Метерлинк (29.08.1862–05.05.1949) также принадлежал к общепризнанным

экспериментаторов.
Этого величайшего драматурга Бельгии, которого еще при жизни называли

«бельгийским
Шекспиром», считали основателем символистского театра. Морис Метерлинк

— лауреат
Нобелевской премии (1911). величайшие произведения М. Метерлинка, созданные на
рубеже

ХіХ—ХХ
вв., правят за образец символистской драмы.

Демонстрирование
портрета М. Метерлинка

IV. Работа
над темой урока

1. Обзор
произведений писателя

2.
Выступление учащихся с сообщениями «Бельгийский Шекспир — Морис Метерлинк»

(Ученики
делают конспект по темам выступлений.)

Просмотр
экспресс-урока О. Николенко «Морис Метерлинк».

Этапы
творчества М. Метерлинка.

— М.
Метерлинка считают основателем символистского театра. Хотя он

будто и не
был в прямом смысле слова религиозным человеком, однако через мистицизм предел

между
верой в Бога и мировоззрением драматурга почти исчезла. Место Бога в его
мировоззрении заняло

еще более
смутное и неопределенное понятие — неизвестное. Трибуной неизвестного стал

символистский
театр Метерлинка,»театр смерти». Всем руководило неведомое, над миром

царили
«невиданные»,» роковые силы, намерения, которые никому не
известны». порой неведомое приобретало

облика
смерти, человек-жертва неизвестного, бессильное и жалкое существо, отданное в
плен

«бесчувственной
ночи». Все символично в» театре смерти», все — лишь намек на неизвестное.
Человек

оставлена
наедине с загадкой, с неизвестным. Драматический конфликт сужен, все

перипетии,
все возможные осложнения устранены. «Театр смерти» был первой фазой драматургии

Метерлинка.
в начале 90-х

лет он
пересмотрел свою

символистскую
концепцию. и от

«театра
смерти» Метерлинк

перешел
в»театр Надежды».

Писатель
стремился переделать

мистику,
пессимизм, воспевал

активность,
борьбу, познание, а

в плане
эстетическом дальнейший

путь
драматурга пролегал от

символизма
к романтизму, от

«театра
смерти» к «театру

надежды».
самое известное произведение этого

периода —
»Синяя птица».

«Синяя
птица» — одна из самых известных пьес М. Метерлинка-принадлежит к жанру
феерии. 

Признаками
этого жанра являются причудливо-сказочный сюжет; фольклорные и мифологические
образы;

условность
пространства и времени; символистичность ситуаций и образов; лиризм; обобщающий

содержание;
наличие ярких сценических эффектов. Пьеса «Синяя птица» вполне
соответствует законам

этого
жанра.

Словарная
работа

Драма-феерия-это
пьеса со сказочно-фантастическим сюжетом и персонажами.

Феерия-театральное
или цирковое представление, построенное на фантастически-сказочном

сюжете, в
которой с целью поразить зрителя используют разнообразные сценические

эффекты.

Работа с
ментальной картой.

Сюжетно-композиционные
особенности драмы-феерии

— В основе
сюжета — сказочное путешествие детей бедного дровосека в поисках Синей птицы,

который
принесет здоровье и счастье больной девочке — внучке феи Берилюны. Фольклорный
мотив

поисков целебного
зелья дает автору возможность провести своих героев — девочку Митиль и

мальчика
Тильтиля — через многие испытания, которые помогут им открыть вечные ценности и

смысл
жизни, а именно: за Синей птицей (символом счастья) не нужно ходить далеко, счастье

рядом.
Однако его нужно увидеть в реальной повседневной жизни — в родительской

любви, в
заботе о ближних, милосердии и бескорыстии. Образ Синей птицы

многозначный.
Он также символизирует поиски истины, познание тайн природы. это

исконное
стремление человечества требует мужества, поскольку природа не хочет отдавать
свои

тайны, а
истину нельзя открыть раз и навсегда — она бесконечна. В такой способ

фантастически-сказочный
сюжет, свойственный жанру феерии, наполняется философским смыслом.

Автор
изображает блуждание человеческой души во Вселенной, ее встречу с добром и злом
в поисках

истины и
гармонии.

Реальное и
фантастическое в сказке

В сюжете
пьесы переплетаются два пласта — реальный и фантастический. Реальная жизнь в
семье

дровосека,
обстановка в их бедной, но не убогой хижине, время, когда происходит действие —
ночь

в канун
Рождества. Рождественский мотив-ожидание чуда и рождение человека-так же

достает
реального воплощения. Дети после фантастического путешествия во сне проснулись
мудрыми и

счастливыми,
поскольку свершилось чудо рождения в них души. Вспомним: в начале пьесы

Тильтиль
на вопрос феи Берилюны, почему он не хочет расставаться со своей горлицей,

отвечает:
«Потому что она — моя». Теперь, после долгих поисков, испытаний, трудностей и

лишений,
что выпали на их долю на этом нелегком пути, он готов сразу и

бескорыстно
ее отдать. Милосердие и любовь к ближнему — условие этого чуда.

Фантастический
план сюжета, кроме путешествия, содержит персонажей, которые разделяют с детьми
их

повседневное
существование, а теперь оживают. это хлеб, Молоко, Вода, кошка и Пес. Их

сказочность
подчеркнута традиционными характерами и описанием костюмов. Однако и они

символизируют
силы добра и зла. Пес тело выступает в роли верного Санчо Пансы. Хлеб
зависимости

от
обстоятельств помогает или вредит детям. Кошка-воплощение предательства и
коварства,

олицетворяет
враждебные человеку демонические силы, вместе с ночью он охраняет тайны бытия.

Воспользовавшись
доверчивостью детей, Кошка приводит их в лес на гибель от деревьев и животных,

страдающих
от»жестокости и удивительной несправедливости человека». В такой

аллегорической
форме автор утверждает, что природа неохотно открывает тайны Бытия, и человек

может это
сделать лишь путем гармоничного взаимодействия с ней.

Композиция
драмы-феерии


Подчинена раскрытию ее философского содержания. Пьеса делится на пять действий,

двенадцать
картин, являющихся достаточно самостоятельными эпизодами. Эти картины
объединены авторской

идеей и
сквозными персонажами, отражающими этапы духовного развития детей —

будущего
человечества. Встречи с аллегорическими персонажами в символических ситуациях,

каждый из
которых несет свою мораль, обогащает опыт и воспитывает душу Тильтиля и Митиль.
Так, в

Стране
воспоминаний (действие II, картина 3) среди умерших родственников они осознают
благородную

потребность
уважать память предков. В садах Блаженств (действие IV, картина 9) дети узнают

о разных
ценностях в человеческой жизни. Одни Блаженства олицетворяют плотские
наслаждения, убогие

радости —
это «тучные земные Блаженства» (быть богатым, предаваться лени, излишествам

в еде и
питье, много спать, быть тщеславным и т. др.). Им противостоят другие
Блаженства (то есть

ценности).
По сравнению с первыми они незаметны и даже серого цвета (например,

Блаженство
любить родителей). Но само Блаженство чистых радостей, невинных мыслей,

Зимнего
очага, Блаженство любоваться красотой природы и-самое главное-чувствовать

Материнскую
любовь наполняют жизнь людей высоким смыслом и духовностью. Встреча детей с

Материнской
любовью является психологической кульминацией пьесы. Таким образом, в
аллегорических

и
символических образах пьесы утверждаются нравственные ценности: превосходство
добра над злом,

духовности
над сытой пошлостью, добродетелей над пороком. эти истины открываются детям и

создают
духовный мир Тильтиля и Митиль.

Условность
пространства и времени

— царство
будущего-заключительный этап в путешествии детей. Его главное действующее лицо

время —
бородатый старик с косой и песочными часами. Внешность персонажа, его

характер и
функция традиционны — он неумолим, равнодушен к слезам и уговорам, строго

соблюдает
порядок. Таким образом автор утверждает мнение о покорности человека времени и
судьбе,

но наряду
с этим он убежден в высоком призвании людей: «на землю с пустыми руками не

пускать».

время в
феерии подано не только в аллегорическом образе, но и в других проявлениях: в
его

конкретном
проявлении (действие пьесы — вечер накануне Рождества, одна ночь —время сна); в
свойственном

жанру
условном измерении. этот поток времени преодолевает границы жизненного опыта
детей. Да, путешествие за

Синяя
птица происходит во сне. время сна и сновидения не совпадает. в конце пьесы на
это

указано:
прошла и «только одна ночь», и целый год.

Драму-феерию
М. Метерлинка можно сравнить с пьесами Леси Украинки («Лесная песня»), которая

также
обращалась к этому жанру.

Выводы.
Особенности композиции сказки-феерии — встречи с аллегорическими персонажами в

символических
ситуациях, каждый из которых несет свою мораль, обогащает опыт и воспитывает
душу

Тильтиля и
Митиль.

(Запись в
тетради)

  • Синтепон или синтепон как правильно пишется
  • Синяя борода картинки из сказки
  • Синтепон как правильно пишется слово
  • Синяя борода о чем сказка краткое содержание
  • Синхрофазотрон как пишется правильно