Синяя борода сказка мультфильм

Советские мультфильмы, после которых наше сознание никогда не будет прежнимоткрывая для себя мир старой советской мультипликации, удивляешься такому количеству шедевров.

Советские мультфильмы, после которых наше сознание никогда не будет прежним

Открывая для себя мир старой советской мультипликации, удивляешься такому количеству шедевров. Непростое время 70-х-80-х-90-х породило плеяду талантливых режиссёров, новаторов школы мультипликации. Мультфильмы создавались по философским сказкам-притчам, рассказам выдающихся писателей-фантастов, стихам талантливых поэтов.

На создание одной картины уходили месяцы кропотливой работы команды признанных мастеров. Как вам такой факт: музыка для мультфильма «Ёжик в тумане».

Открывая для себя мир старой советской мультипликации, удивляешься такому количеству шедевров. Непростое время 70-х-80-х-90-х породило плеяду талантливых режиссёров, новаторов школы мультипликации. Мультфильмы создавались по философским сказкам-притчам, рассказам выдающихся писателей-фантастов, стихам талантливых поэтов.

На создание одной картины уходили месяцы кропотливой работы команды признанных мастеров. Как вам такой факт: музыка для мультфильма «Ёжик в тумане» писалась покадрово (!) с набросков режиссёра Юрия Норштейна. Для записи шести минут звука потребовалось целых два месяца. А знали вы, что над озвучкой мультфильма «Голубой щенок», длительностью всего 19 минут, работали Андрей Миронов, Михаил Боярский, Алиса Фрейндлих, Александр Градский, поэт-песенник Юрий Энтин?

То, что не получалось сказать прямо, авторы пытались донести с помощью образов, поражая богатством и сложностью своего внутреннего мира. Не существовало «проходных» тем. За свою «Пластилиновую ворону», которая казалась совершено безобидной, режиссёр Александр Татарский попал в опалу, мультфильм запретили, назвав «идеологически безыдейным». Его «Падал прошлогодний снег» ждала та же участь. «Крылья, ноги и хвосты» год пролежал на полке, пока не был переозвучен и допущен в эфир.

Многие из мультфильмов, которые мы включили в подборку, вы точно узнаете, некоторые – угадаете. Словно белая лошадь, они выплывут из тумана детских воспоминаний, страхов, снов. За причудливым мультяшным видеорядом вы найдете скрытые смыслы. Если же знакомство с миром советской мультипликации только предстоит, помните, что он не так прост, как кажется.

Список мультфильмов будет регулярно дополняться.

Полигон, 1977

film 833:poligon 1977

Режиссёр: Анатолий Петров

Художник-постановщик: Галина Баринова

Длительность: 10 минут 14 секунд

Уникальное по смыслу, содержанию и форме творение режиссёра Анатолия Петрова. Попытка приблизиться к возможностям компьютерной анимации без использования компьютера.

«Полигон» снят в необычной.

Режиссёр: Анатолий Петров

Художник-постановщик: Галина Баринова

Длительность: 10 минут 14 секунд

Уникальное по смыслу, содержанию и форме творение режиссёра Анатолия Петрова. Попытка приблизиться к возможностям компьютерной анимации без использования компьютера.

«Полигон» снят в необычной технике – фотографике. Для каждого персонажа использованы два слоя целлулоида. Оба слоя раскрашены определенным образом, объем возникает за счёт их наложения и того, что один из слоёв снимается не в фокусе.

Механизм танка запускает чувство страха. Противник против своей воли руководит действиями танка, «подсказывая» ему, как наступать, или как обороняться.

Создатель танка прибегает к психологическому эксперименту Вегнера, который известен как эксперимент о невозможности подавления мыслей. Ты говоришь человеку: «не думай о белом медведе» и он не может думать ни о чём другом.

Сюжет мультфильма можно рассматривать с нескольких позиций: как историю с антивоенным посылом, либо как притчу о природе человеческого страха. За его основу взят одноимённый рассказ советского писателя-фантаста Севера Гонсовского, но режиссёр несколько отходит от авторского замысла. Если у Гонсовского главная мысль о противоестественной природе войны, то Петров по-своему трактует произведение: часто изобретатели не задумываются о том, что созданное ими изобретение может принести больше вреда, чем пользы.

Персонажи «Полигона» срисованы с популярных в семидесятые актёров: Жана Габена, Пола Ньюмана, Юла Бриннера, Мела Феррера.

За кадром звучит мелодия афганского композитора и певца Ахмада Захира в аранжировке и исполнении Поля Мориа.

Очень синяя борода, 1979

3fb2db6cccf4a23383383394b28b2b31

Режиссёр: Владимир Самсонов

Художник-постановщик: Игорь Макаров

Длительность: 21 минута

В советское время этот мультфильм-мюзикл показывали в позднее время. Он шёл в подборке «Мультфильмы для взрослых» и многие дети о нём даже не слышали. Тем временем, мультфильм яркий, запоминающийся.

Режиссёр: Владимир Самсонов

Художник-постановщик: Игорь Макаров

Длительность: 21 минута

В советское время этот мультфильм-мюзикл показывали в позднее время. Он шёл в подборке «Мультфильмы для взрослых» и многие дети о нём даже не слышали. Тем временем, мультфильм яркий, запоминающийся, рисовкой и настроением похож на «Бременские музыканты» режиссёра Инессы Ковалевской.

Эта похожесть становится очевидной после того, как узнаешь, что музыку к обеим мультфильмам писал композитор Геннадий Гладков. Тот самый, что создал музыкальное сопровождение для фильмов «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Джентльмены удачи» и многих других.

Слова песен, которые тут же начинаешь напевать, принадлежат авторству Юлия Кима, который в титрах указан как Ю. Михайлов (поэт – участник диссидентского движения в открытую критиковавший реставрацию сталинского режима в СССР был вынужден работать под псевдонимом).

Сюжет самой загадочной сказки Шарля Перро «Синяя борода» писатель-сценарист Аркадий Арканов переработал в остроумный сценарий. Он вывернул историю так, что это не герцог Синяя Борода оказывается виновен в смерти многочисленных жён, наоборот – жёны спровоцировали герцога на отчаянные поступки, от которых он сам же и пострадал. Преступление берётся расследовать современный детектив, которому так же достаётся от жены за постоянные отлучки и поздние возращения с работы.

Музыкальный мультфильм получился по-настоящему «звёздным». Главные вокальные партии в нём исполняет Михаил Боярский, за одну из жён (по сюжету их три) поёт Лариса Долина. В диалоге между сыщиком и его женой, который происходит по телефону, яркую и запоминающуюся вокальную партию исполнила певица и актриса Валентина Игнатьева. Одна из песен настолько полюбилась и запомнилась зрителям, что её стали транслировать в передаче «Утренняя почта».

За рисовку и стиль графики отвечал художник-постановщик Игорь Макаров. Поскольку музыкальная история получилась необычной и гротескной, персонажей он решил создавать в том же ключе – красивых, длинноногих, с маленькими головами и изящными фигурами. Макаров признаётся, что здорово «похулиганил» во время рисовки, нарисовал лица звукорежиссёра Владимир Виноградова, сценариста Евгения Гинзбурга и даже своё. В одном из персонажей угадываются черты Михаила Боярского, в одной из жён многие узнали ведущую популярной в те годы передачи «Здоровье» Юлию Белянчикову.

Картина учит критическому мышлению. Не принимать любую историю на веру, всегда сопоставлять факты и мнения обеих сторон конфликта. Внимательнее и бережнее относиться к друг другу.

Мораль: Неуважение и придирки способны разбудить зверя даже в самом мирном человеке.

Источник

Неумойка

Каждое утро взрослые, старики, дети и даже животные по всему свету должны умываться. Это входит в распорядок дня абсолютно каждого живого существа. Но у некоторых животных на этот счет имеются свои взгляды. Все без исключения обитатели деревни принимают водные процедуры, однако маленький теленок отказывается следовать требованиям и становится грязнулей. Мать наказывает малыша, и все остальные животные начинают его обзывать. Решится ли все-таки теленок умыться или же он навсегда останется неумойкой?

Неумойка — это поучительный короткометражный мультфильм режиссерского тандема Марка Драйцуна и Бориса Храневича. Мультфильм был снят по мотивам стихотворения с одноименным названием. Издателем выступило творческое объединение художественной мультипликации Киевнаучфильм. Авторы прекрасно показали молодому поколению о том, насколько глупо пренебрегать правилами личной гигиены. Премьера цветного мультфильма Неумойка состоялась в 1964 году. А DVD версия вышла в свет спустя многие годы в сборке Несмышленый воробей.

Своим содержанием Неумойка отсылает зрителя к произведению Корнея Чуковского Мойдодыр, которое также учит детей ухаживать за собой. Только зарождавшаяся студия Киевнаучфильм подражала своим коллегам по цеху из Disney. Как говорят сами авторы, мультипликации в то время ими создавались на чистом кураже. Однако Неумойка пускай и не стал так знаменит, как Мойдодыр, но все же он также был тепло встречен зрителями. Сказка о неряшливом теленке на популярных видеосервисах в интернет, имеет довольно высокие оценки и хвалебные отзывы. Зрители отмечают яркость красок и поучительность сюжета картины.

Источник

Дело «пёстрых»

Детектив Дело пестрых рассказывает зрителю о нелегкой и опасной работе правоохранительных органов. Главный герой, бывший военный разведчик, по рекомендации райкома партии вступает в ряды московского уголовного розыска под крыло комиссара Силантьева (Андрей Абрикосов). Недолго думая, лейтенант милиции Сергей Коршунов (Всеволод Сафонов) ответил на предложение утвердительно, несмотря на волю любимой девушки Лены (Наталья Фатеева). Дела МУРа сперва не давали никаких положительных результатов, а Сергей все больше сомневался в правильности принятого им решения, однако, новое запутанное дело заставляет всех героев в корне изменить свои взгляды. Сможет ли Сергей проявить себя как талантливый и грамотный следователь? Раскроет ли он дело самой экстравагантной преступной группировки?

В 1958 году на киностудии Мосфильм был снят одноименный художественный детектив по мотивам повести Аркадия Григорьевича Адамова. Любопытно то, что сценарий к картине написан самим автором повести.

Знаменитый актер театра и кино Олег Табаков считает своим дебютом в кино роль старосты драмкружка Игоря Пересветова.

Для более убедительной игры актеров были приглашены на съемочную площадку, в качестве консультантов, комиссары милиции 2 и 3 ранга.

Премьера детектива состоялась 21 апреля 1958 года, на которую пришли более 33 тысяч советских граждан. В первые дни выхода лента сразу же обратила на себя всеобщее внимание и завоевала любовь зрителей.

Дело пестрых является последней киноработой Николая Досталя, известного по фильмам Сад, Мы с Вами где-то встречались и Все начинается с дороги.

Источник

Субтитры, Дюймовочка (мультфильм, 1964)

Dyuymovochka.srt (ВЫГРУЗИТЬ СУБТИТРЫ)

Колдунья была добрая.

Она дала женщине ячменное зернышко

и сказала: «Посади его в землю,

и увидишь, что будет.

поэтому ее и назвали Дюймовочка.

Ах! Какая хорошенькая! Кто ты?

Неподалеку от дома, где жила Дюймовочка,

Ручей впадал в речку.

На ее болотистом берегу жили две жабы:

Ква! Ну вот, поели, теперь можно и поспать.

Ну вот, поспали, [квакает] теперь можно и поесть.

Ну вот, поели, теперь можно и поспать.

Тогда давай опять есть.

Тогда займись чем-нибудь!

Как же тебе надоело,

если ты никогда не работал?

А мне заранее надоело! Ква!

учиться чему-нибудь? Ква!

Хочу жениться! [квакает]

и Дюймовочка спала с открытым окном.

Она спала в маленькой кроватке,

сделанной из скорлупы грецкого ореха.

Голубые фиалки служили ей тюфяком,

а покрывалась она лепестком розы.

Мирно и тихо спала Дюймовочка.

Тише, а то разбудишь!

Ну как? [смеется] Хороша невеста?

Жалко только, что она не зеленая!

Отнесу-ка я ее в надежное место,

чтобы она от своего счастья не убежала.

А свадьбу мы утром сыграем.

А чего мне готовиться?

Это вы меня сюда принесли?

Что вы хотите со мной сделать?

Я хочу выдать тебя замуж

После свадьбы ты будешь жить в нашей ква-ква-квартире.

В трясине, в самом тихом ква-ква-квартале.

Утром я вернусь за тобой вместе с сыном.

Ох, уж не превращается ли наша речка в море?

Только этого не доставало!

Девочка, ты о чем плачешь?

Меня хотят выдать замуж!

А что же в этом плохого?

Так не бывать же этому!

Вот когда пожалеешь, что мы не щуки!

— Вставай, пора жениться!

не согласитесь ли вы кое что перекусить?

Мы имеем в виду не еду.

Необходимо перекусить стебель кувшинки

для спасения одной девочки.

Я девочками не интересуюсь.

Но поймите, ее хотят выдать насильно замуж!

Что же вы сразу мне этого не сказали?

Я как раз из тех раков,

которые против браков.

теперь можно и жениться!

Ах, какой противный!

Догонят они меня, догонят!

Сильней тяните, сильней!

Ах, как мне здесь нравится!

Считайте мое ж-жилище своим ж-жилищем.

Давайте ж-жить вместе.

А я не помешаю вам?

О, это мое самое ж-жгучее ж-желание.

Будьте моей ж-женой, обворож-жительная!

Это так неожиданно,

позвольте мне подумать.

сколько вы пож-желаете.

А пока разрешите предлож-жить вам прогулку.

У нее даж-же нет усиков!

У нее даж-же есть талия!

Дамы ангажируют мужчин!

С вашим худож-жественным вкусом,

и вдруг опуститься

до такого убож-жества!

Ах, круж-жите меня, кружите!

Увы, мы долж-жны расстаться.

Потому что кроме меня

вы никому не понравились.

Все лето прожила бедная Дюймовочка

Она сплела себе из травинок кроватку

и подвесила ее под лист лопуха,

чтобы ее не замочил дождь.

Она ела сладкую цветочную пыльцу

Кто это пляшет у меня над головой?

Простите, я не знала, что здесь кто-то живет.

А ну-ка, спустись ко мне.

А почему же ты шатаешься?

Вот я и согрелась, и наелась.

Ну если ты так мало ешь,

оставайся у меня на всю зиму,

будешь мне помогать по хозяйству.

Вам, сосед, всегда можно.

В добром ли вы здоровии?

А что же вы делали?

Богатство свое подсчитывал.

Вам помощника нужно.

Так ведь он воровать будет.

Так ведь это какой помощник.

Выйди-ка, девочка, на минутку наружу.

Мне с кротом по секрету поговорить нужно.

Вот, закутайся в одеяльце,

Вам ведь какой помощник нужен,

вам жениться нужно, сосед.

Так ведь жену кормить надо,

Но есть такие, что и половинкой зернышка сыты бывают.

И, вдобавок, красавица!

Половина зернышка в день.

По половине зернышка в день.

Сто восемьдесят два с половиной зерна в год.

В год получается не так-то уж и мало!

не видать бы мне больше солнышка.

Спасибо тебе за все!

Будь и ты счастлива!

Всю весну и все лето

и так, и эдак прикидывал крот

Девочка, ты родилась под счастливой звездой!

только что к тебе посватался наш сосед.

Через месяц ты станешь женой крота!

от счастья не умирают.

Сжальтесь надо мной, хозяюшка!

Не выдавайте меня замуж за крота!

Лучше нашего соседа тебе мужа не найти.

сокровище, а не муж!

Такой дорогой черной шубы, как у него,

у самой королевы нет.

Лучше сядь вот сюда

В помощь Дюймовочке

полевая мышь наняла четырех пауков-ткачей.

честь имею представить тебе моих друзей.

Очень состоятельные кроты.

Прошу их любить и жаловать.

я решил сделать тебе

Любое твое желание

Позвольте мне попрощаться с солнцем.

Ха, какое смешное желание,

не правда ли, состоятельные кроты?

Вы совершенно правы.

Пожелай что-нибудь другое, дорогая.

У меня нет другого желания.

Чем хотите пока заняться, состоятельные кроты?

Источник

1a

Великая и ужасная история жизни человека, ставшего прототипом главного героя самой страшной и «недетской» сказки мировой литературы…«Доблестнейший из рыцарей», правая рука Жанны д’Арк, преданный христианин. Черный маг, педофил и убийца детей. Все это — один и тот же человек, барон Жиль де Рэ, оставшийся в памяти потомков под именем Синяя Борода…

Утром 26 октября 1440 года площадь перед нантским кафедральным собором была запружена огромной толпой. Всем хотелось поглядеть на казнь знатного сеньора, обвиненного в чудовищных преступлениях. В соборе маршал Жиль де Рэ каялся и просил прощения. У церкви — за вероотступничество, ересь, богохульство и  колдовство. У своего сеньора, герцога Жана Бретонского, — за многочисленные убийства малолетних детей.

Церемония не была долгой — уже в десятом часу с площади к месту казни тронулась процессия повозок: на первой — сам маршал, за ним — двое его ближайших слуг-телохранителей и, по их собственным показаниям, помощников в нечестивых делах — Анри Гриар и Этьен Корийо. Эти двое, люди незнатные, полчаса спустя будут заживо сожжены на костре.

Их господина палач задушит гарротой, «символически» подожжет хворост под мертвым телом, тут же вытащит труп, который и передадут родственникам. Те, впрочем, остерегутся хоронить «изверга» в фамильном склепе — он найдет вечное упокоение под безымянной плитой в кармелитском монастыре на окраине Нанта…

2

«Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Мальчик-с-пальчик», «Спящая красавица» – эти сказки взрослые рассказывали детям в самом раннем возрасте; сейчас дети чаще смотрят мультфильмы и спектакли по сказкам Шарля Перро. А вот «Синяя Борода»… Немногие взрослые решаются рассказать малышам эту страшную сказку.

Воздействие сказок на слушателя, читателя, зрителя поистине волшебное – мы с первых слов принимаем на веру чудесное, самое невероятное. Вопросы и сомнения возникают потом, когда мы, уже не дети, задумываемся: а зачем, собственно говоря, этот знатный и богатый дворянин убивал своих жён? Для чего развешивал тела несчастных жертв в потайной комнате?

Почему, наконец, у него синяя борода? И кто придумал эту жуткую историю – Шарль Перро? Или он взял за основу народную сказку? А может быть, такой злодей жил на самом деле?

Герой Столетней войны

Во французской провинции Бретань туристам и сегодня показывают развалины замка Тиффож, и гиды произносят театральным шёпотом:
– Здесь обитал знаменитый Жиль де Ре по прозвищу Синяя Борода!

Показывают и то место среди руин, где будто бы находилась комната, в которой Синяя Борода совершал убийства и хранил тела своих жертв. Полностью он именовался так: Жиль де Монморанси-Лаваль, барон де Ре. Встречается также написание «Ретц», но это не фамилия, а название его владений – обширной области Ретц, и в этом случае чаще употреблялся вариант «сеньор де Ретц».

3

Так или иначе, Жиль де Ре прославился задолго до того, как получил прозвище Синяя Борода. Он происходил из очень знатного бретонского рода, среди его предков были знаменитые полководцы и царедворцы.

Родители Жиля рано умерли, его воспитывал дед; старик обучил внука не только воинскому искусству, но и воспитал в нём стремление к знаниям, привил любовь к книгам, что было редкостью в рыцарской среде. Впоследствии барон де Ре собрал богатую библиотеку, в которой встречались редкие книги и рукописи.

В ту пору женились рано. Дед начал подыскивать невесту внуку, когда тому едва исполнилось шестнадцать лет. Известно, что несколько юных невест Жиля скончались до свадьбы. Наконец дед остановил свой выбор на Катрин де Туар – соседке и к тому же кузине жениха.

Церковь запрещала браки между родственниками, поэтому дед и внук выкрали невесту (скорее всего, сговорившись с её родителями) и сыграли свадьбу. Позднее Жиль де Ре получил прощение от Папы Римского и церковное разрешение на брак. Свадьбу сыграли во второй раз, и молодой барон вступил во владение богатым приданым, включавшим обширные земли и замки.

В этом браке родился единственный ребёнок – дочь Мария. Она была зачата между военными походами – продолжалась Столетняя война. Молодой барон со своим отрядом выступил на стороне дофина Карла (будущего короля Карла VII) против англичан.

Надо сказать, в ту пору Карл был объявлен бастардом – незаконнорождённым, лишённым прав на престол, его шансы на корону считались призрачными. Поэтому выбор Жиля де Ре был достаточно смелым. Но тут вмешалось провидение в лице знаменитой Жанны д’Арк.

5

Шестого марта 1429 года в Шиноне, где находился тогда двор дофина, Жиль де Ре был представлен этой легендарной деве. С той поры он стал её военным советником и самым влиятельным командиром ополчения. Успехи Жанны – снятие осады с Орлеана и другие победы – были во многом обеспечены умелым руководством барона де Ре.

Уже в эту пору его величали маршалом Франции, хотя этот титул был ему дарован только после коронации Карла VII в Реймсе. Вместе с маршальским жезлом он получил право поместить на своём гербе королевские лилии, «учитывая высокие и достойные заслуги, большие трудности и опасности», как было сказано в ордонансе.

Однако после вступления Карла на престол «высокие и достойные заслуги» были скоро забыты; такие люди, как Жанна д’Арк и Жиль де Ре, нужны сильным мира сего в годину тяжких испытаний, а затем… Короли не любят быть кому-нибудь обязанными. Орлеанскую деву оставили без помощи во вражеском плену, а маршала де Ре постепенно оттеснили новые люди при дворе.

На широкую ногу

В последующие десять лет мало кто видел барона за пределами его владений. Но в своей вотчине он вёл жизнь поистине королевскую. Его охрана насчитывала две сотни рыцарей; его всегда сопровождала свита – пажи, музыканты, прелаты, слуги – ещё полсотни человек.

Когда он ехал в храм, перед ним везли орган, на котором органист наигрывал торжественный марш. Храмы в его владениях были украшены с невероятной пышностью. Чтобы удовлетворить своё честолюбие, он оплатил постановку «Мистерии об осаде Орлеана», в которой сам был выведен как один из главных героев.

Вероятно, этой неумеренной роскошью Жиль де Ре пытался как бы компенсировать свою отставку. В конце концов громадные расходы принудили барона продать часть своих владений. Несколько замков с земельными угодьями достались герцогу Бретонскому Жану V и его вельможам. Видя, как уплывает в чужие руки фамильное добро, родственники барона, прежде всего его младший брат Рене, добились судебного запрета на дальнейшие продажи.

Барон не мог себя ограничить ни в чём, он отчаянно нуждался в деньгах. К тому же его высокородные покупатели не полностью расплатились за приобретённые земли. Тогда Жиль де Ре обратился к алхимикам. Ничего удивительного, в те времена алхимия была вполне респектабельной наукой, сулящей золото и власть, а учёные-алхимики часто носили сутаны священников.

Gillesderais1835

Жиль де Монморанси-Лаваль, барон де Рэ, граф де Бриен навсегда вошёл в историю как Синяя Борода.

Итак, Жиль де Ре пригласил алхимиков, оборудовал лабораторию на первом этаже замка Тиффож. Были закуплены необходимые ингредиенты, в том числе ртуть, мышьяк и акульи зубы. В ретортах закипели зловонные жидкости, в тиглях забулькали разные сплавы. Но пока на выходе получалось не золото, а простые угли…

Так прошло несколько лет, и тогда некий монах Франсуа Прелати стал уверять барона, что без помощи потусторонних сил не обойтись. Он сказал, что может вызывать демона по имени Баррон. Этот демон повелевает миром мёртвых, поэтому может предоставить все тайные знания. Так барон де Ре переступил зыбкую грань, отделявшую тогдашнюю науку от запретных колдовства и магии.

Из героев – в злодеи

В день Св. Троицы 1440 года епископ Нантский монсеньор Жан де Малеструа вёл торжественное богослужение в соборе. После окончания службы он обратился к пастве с проповедью. Сначала он обличал пороки людские вообще, но вдруг обрушился на конкретного грешника – Жиля де Ре.

– Дошли до нас сначала слухи, а затем жалобы и заявления достойных и скромных лиц, из этих показаний нам стало известно, что знатный человек, мессир Жиль де Ре, шевалье, сеньор этих мест и барон, наш подданный, вместе с несколькими сообщниками задушил и убил ужасным образом многих невинных маленьких мальчиков, что он предавался с ними греху сладострастия и содомии, часто вызывал демонов, приносил им жертвы и заключал с ними договоры и совершал другие ужасные преступления…

Собравшиеся были потрясены речью епископа; никто не мог припомнить подобных страшных обвинений. Но произнесённые главой епархии, да ещё в стенах храма, они приобретали особую убедительность. В ближайшие дни в канцелярию епископа и в суд обратилось около десятка родителей, у которых пропали дети. Их исчезновение все единодушно связывали с извергом Жилем де Ре.

Расследование велось двумя судами: светским и судом инквизиции. Вызванный для объяснений Жиль де Ре заявил:
– Я не намерен отвечать разбойникам и богохульникам! Лучше повесьте меня сразу, без вашего продажного суда!

Его заключили под стражу и пригрозили отлучением от церкви. Тут же схватили многих его приближённых и слуг. Одновременно поступали всё новые заявления о похищениях и убийствах детей. Жиль де Ре понял, что дело принимает опасный для него оборот. Он извинился перед судьями и просил не отлучать его от церкви.

dopros_thumb[4]

Когда у человека той эпохи таяла надежда оправдаться перед людским судом, у него оставалась лишь вера в высшую справедливость и безграничное милосердие Божие; поэтому так важно было оставаться в лоне церкви Христовой. Жиль де Ре признался в чтении книг по алхимии и производстве алхимических опытов. Всё остальное он категорически отрицал и сам просил суд испытать правдивость его слов калёным железом.

Однако судьи решили, что калёное железо – это слишком лёгкое испытание для такого злодея, и назначили настоящие пытки. Когда барона привели в пыточную камеру и он увидел весь ужасный инструментарий, отважный рыцарь впервые дрогнул. Ему показали первый этап – «лестницу», на которой его будут растягивать за ноги и за руки. Тут барон пал на колени и молил судей отменить пытки, обещая чистосердечное признание.

Упорствовать не было смысла. Ведь сообщников барона уже пытали, и они поведали о своём хозяине такое!.. Поэтому Жиль де Ре признался по всем пунктам, как сказано в протоколе, «свободно, без угрозы пыток, со слезами раскаяния на глазах». И всё равно его пытали, растянув на «лестнице», после чего подсудимый сознался и в том, о чём его не спрашивали.

Сорок девять пунктов обвинения вкратце сводились к следующему: за несколько лет Жиль де Ре похитил сотни детей, преимущественно мальчиков, насиловал и мучил их, затем убивал и приносил в жертву демонам и самому Дьяволу органы убитых.

Разумеется, в материалах следствия его злодеяния были описаны очень подробно; сцены половых извращений и садистских истязаний представляют настоящий учебник для маньяков и педофилов. В конце октября суд инквизиции приговорил Жиля де Ре к отлучению от церкви, а светский суд – к сожжению на костре.

execution_thumb[5]

Средневековая миниатюра с изображением казни Жиля де Ре и его пособников.

Вместе с хозяином были приговорены к такой же казни двое ближайших подручных. Перед смертью барон покаялся и примирился с церковью; в виде особой милости палач предварительно задушил его гарротой; его тело вытащили из огня почти неповреждённым и передали родственникам для христианского захоронения.

От Проклятого до Грозного

Итак, Жиль де Ре вошёл в историю не как герой, а как суперзлодей. Его имя стали отождествлять с разными легендарными и сказочными персонажами. Например, издавна в Бретани рассказывали такую легенду о Синей Бороде.

«Ехали граф и графиня мимо прекрасного замка. Вышел из замка рыцарь с рыжей бородой. «Я Жиль де Ре, хозяин этих мест», – сказал он и пригласил путников в замок на обед. Но когда отобедали, хозяин приказал слугам схватить графа и бросить его в «каменный мешок».

Жиль де Ре предложил графине забыть своего мужа и стать его женой. «Обещай мне своё тело и душу!» – потребовала графиня. Как только Жиль де Ре произнёс такую клятву, красавица превратилась в синего дьявола. «Теперь ты в моей власти!» – захохотал дьявол, и рыжая борода Жиля де Ре стала синей. С тех пор все его называли Синей Бородой».

Наверняка эта легенда была известна с раннего средневековья, но главный герой обрёл имя – Жиль де Ре – уже после знаменитого судебного процесса.

Сказки Шарля Перро появились через два с половиной столетия. Читатели сразу отождествили героя сказки «Синяя борода» с Жилем де Ре. Правда, сказочный персонаж мучил и убивал своих жён, а не детей. Ну и что? Злодей – он и есть злодей…

Возможно, люди припомнили также невест барона, умиравших одна за другой до свадьбы. Так оказались «скованы одной цепью» герой старинной легенды, реальный Жиль де Ре и сказочный персонаж Синяя Борода.

tumblr_m1nefgtky81r6eg20o1_400

Древний старец Синяя Борода на иллюстрациях Гюстава Доре к сказке Шарля Перро не имеет уже совершенно никакого сходства с реальным Жилем де Рэ.

Впрочем, существовали и другие возможные прототипы Синей Бороды.

По обе стороны Ла-Манша, во французской Бретани и в британских Уэльсе и Корнуэлле, бытовали легенды о жестоком Коморе (в других источниках – Кономор Проклятый). Легенды именуют его то королём, то графом. Комор не признавал церковного брака, а своих жён-наложниц убивал, как только они становились беременными.

Полюбилась ему Трифиния, старшая дочь графа Герока. Долго отказывал отец жестокому Комору. Наконец уговорились, что Трифиния сможет вернуться в отчий дом, как только пожелает. Всё шло хорошо, пока Трифиния не поняла, что беременна. Рано утром, пока муж ещё спал, она вышла из замка и побежала к дому. Но Комор проснулся и бросился в погоню. Женщина, обливаясь слезами, молила о пощаде, но граф схватил её за волосы и одним ударом отсёк ей голову.

Отец Трифинии обратился с мольбой к святому Гильдасу, тот приставил отрубленную голову к туловищу, и женщина ожила. Святой пошёл к замку Комора, бросил в убийцу лишь горсть пыли, и рыцарь упал замертво. А Трифиния благополучно родила мальчика, позднее она ушла в монастырь.

А вообще-то «синие бороды» водились и в недалёком прошлом: чем не прототип английский король Генрих VIII, загубивший шесть из восьми своих жён (кстати, в сказке «Синяя Борода» злодей убил именно шесть своих жён, юная героиня должна была стать седьмой). Ненамного отстаёт от английского коллеги наш Иван Грозный: из восьми жён и наложниц пять погибли, три сгинули в монастырях.

Пожалуй, легенда о Коморе и бретонская легенда о Синей Бороде послужили основой для сказки Шарля Перро. Исследователи утверждают, что была ещё и народная французская сказка на этот сюжет, но текст её до нас не дошёл. Сохранилась английская народная сказка, очень похожая на сказку Шарля Перро.

Возможно, французский вариант был записан в заветной тетрадке Перро. (Но не того Перро, о котором вы подумали. Речь о той тетрадке впереди.)

Обеление Синей Бороды

Вернёмся к Жилю де Ре, вернее, к его посмертной известности. На протяжении трёхсот лет он оставался самым первым и самым знаменитым серийным маньяком, при этом синяя борода к нему приклеилась намертво, не оторвёшь. Он неоднократно становился героем романов, пьес, поэм, стихов, опер и оперетт, кинофильмов и мультфильмов. Одним из первых кинофильмов был «Синяя борода» Жоржа Мельеса (1901).

После публикации всех обстоятельств дела, возникли обоснованные сомнения в справедливости суда и виновности Жиля де Ре.

2013-07-05_010357_thumb[7]

Гравюры XVI столетия иногда еще изображают Жиля де Рэ благородным воином (фото слева). Но лубочные листки XIX века по большей части живописуют «достоверные» сцены обнаружения чудовищных «улик»

Странным выглядело уже то, что первые обличения епископа Нантского оказались своего рода конспектом будущего судебного обвинения. Подозрения в ангажированности всего дела находили всё новые подтверждения. Оказывается, незадолго до первых обвинений Жиль де Ре со своей дружиной захватил замок Сент-Этьен-де-Мер-Морт. Этот замок до недавнего времени принадлежал барону, но был продан мессиру Жеффруа Ле Феррону, казначею герцога Бретонского.

Время шло, Ле Феррон денег не платил, несмотря на неоднократные напоминания. Тогда Жиль де Ре вернул себе замок силой оружия. Ле Феррон пожаловался герцогу, реакция последовала незамедлительно: дружину бывшего владельца выбили из замка, а на Жиля де Ре был наложен огромный штраф в пятьдесят тысяч золотых экю.

Барон считал всё это чудовищной несправедливостью, платить штраф не собирался, укрылся в замке Тиффож (приданое жены, кстати), где его никто не мог тронуть, потому что этот замок находился под юрисдикцией короля, а не местных властей.

Отношения между бароном и герцогом были непростыми. Кому понравится такой независимый вассал – увенчанный славой, чьи владения не уступают, а доходы значительно превосходят герцогские? Жан V стремился к расширению своих владений за счёт баронских имений.

Своим нападением на замок вельможи герцога Жиль де Ре окончательно вышел из повиновения. (Забегая вперёд, скажу, что Жан V ещё до окончания процесса конфисковал владения Жиля де Ре в пользу своего сына. Родственники Жиля де Ре заявили, что барон был безумен; это позволяло сохранить родовые владения; но герцог – а именно он возглавлял светский суд – просьбу родственников отклонил.)

У монсеньора Жана де Малеструа, епископа Нантского, тоже были свои счёты с Жилем де Ре. Барон содержал целый штат священников, все они кормились из его рук; он был сам себе епископ. К тому же занятия алхимией хотя и не карались по закону, но не одобрялись церковью. Поэтому епископ охотно примкнул к заговору против Жиля де Ре.

Но что ему предъявить? По-настоящему сильного обвинения не было. Надо было чем-то потрясти воображение бретонцев, возбудить всеобщую ненависть к барону. Тяжкое обвинение допускает применение пыток, а под пытками только мёртвый не сознается.

gilles_dere_01_thumb[5]

Ещё одна случайность подсказала епископу решение: совсем недавно была схвачена старуха ведьма Перрин Мартин, которую обвиняли в том числе в похищении детей. А что, если представить её как сообщницу барона-нечестивца? К тому же в канцелярии епископа скопилось несколько заявлений горожан о пропавших детях – и это лыко было в строку.

Но главное – не было найдено никаких улик – ни трупов, ни останков, ни волоска, ни ниточки. Ничего! Всё заменили признания обвиняемых, добытые под пытками…

Читая «признания» Жиля де Ре, нельзя не содрогнуться; а если их кто-то сочинил, то автор был, несомненно, скрытый или явный маньяк-педофил!

…Двадцать лет назад известный парижский адвокат Жан-Ив Го-Бризоньер собрал группу историков, юристов и других экспертов, сомневающихся в виновности Жиля де Ре. Этот трибунал заседал в зале ЮНЕСКО, затем в Люксембургском дворце. Эксперты вынесли вердикт: Жиль де Ре невиновен, дело против него сфабриковано.

Однако юридической силы эта реабилитация не имеет, и мало кто знает о ней. Страшную сказку о злодее Жиле де Ре по прозвищу Синяя Борода повторяют разные авторы, вновь и вновь…

Несказки Шарля Перро

А почему всё-таки Синяя Борода убивал своих жён?

Этот сюжет покоится на ещё более древних мифах и преданиях: боги и земные владыки убивали своих беременных жён, опасаясь будущих врагов в лице выросших сыновей. Так поступал и Комор (Кономор Проклятый), о котором уже шла речь. Такое дикое варварство осталось в глубокой древности. А сам сюжет «убийство жён» сохранился, и Шарлю Перро он достался без первопричины и логичного объяснения.

Вероятно, автор, как и мы, размышлял над причинами этих странных убийств. И, не найдя внешней причины, перенёс её внутрь убийцы. Сам Синяя Борода и есть причина, его преступления – это следствие извращённости его личности. Поняв это, Шарль Перро написал первый литературный триллер о серийном маньяке-убийце.

Он подробно рассказывает, как Синяя Борода сначала завлекает своих жертв, неспешно подкрадывается, словно растягивая удовольствие. Как помнит читатель, только младшая из трёх сестёр соглашается выйти замуж за Синюю Бороду; а тот изначально знает, что в его сети попадёт именно младшая, самая неопытная и чистая душой. И тем полнее будет его торжество!

Затем начинается дьявольская игра. Внешне он любящий муж, ничего не жалеющей для юной супруги. Уезжая, он передаёт жене все ключи, но запрещает открывать одну потайную комнату. Он ставит ей психологический капкан: знает заранее, что молодая женщина не устоит перед соблазном, нарушит запрет. И тут ловушка захлопнется, и теперь маньяк уверяет сам себя и всех вокруг: она виновна, и аз воздам!..

6

Маньяки – большие мастера переворачивать ситуацию так, чтобы представить преступниками своих жертв. Но мы-то понимаем, что жена Синей Бороды обречена не из-за того, что ослушалась мужа, а оттого, что проникла в тайну маньяка, узнала его подлинную сущность.

Вот почему в ответ на мольбы жены Синяя Борода произносит странную фразу: «Нужно умереть, мадам, и немедленно». И позднее, в ответ на её рыдания, уже занеся кинжал: «Это ни к чему не приведёт, нужно умереть».

Потому что маньяк не может отказаться от задуманного, это равносильно самоубийству. Зато как он гордился содеянным! Как бережно хранил трупы предыдущих жертв!.. Вероятно, он входил в кровавую комнату, как Скупой Рыцарь входил в свою сокровищницу (кровь и сокровища – из одного корня).

История о Синей Бороде стоит особняком среди сказок Шарля Перро. Потому что это и не сказка вовсе. В частности, в ней нет чудес и волшебства. За исключением одного волшебного предмета – ключа от потайной двери, на котором появляется несмываемое кровавое пятно.

Современные психологи-фрейдисты усматривают в ключе фаллический символ, а в пятне крови – акт дефлорации. Ну, на то они и фрейдисты, они и маму родную не пожалеют. На самом деле это древнейший мотив многих волшебных сказок: предостережение от нарушения табу. В данном случае: не заходи в запрещённые места. Мотив нарушенного табу встречается и в других сказках Шарля Перро: не балуйся с веретеном, уколешься («Спящая красавица»); не заговаривай с незнакомцами, это опасно («Красная Шапочка»).

Мотив несмываемого (неуничтожимого) знака, свидетельствующего о совершённом проступке или преступлении, тоже хорошо известен в мифологии и фольклоре. Все эти мотивы Шарль Перро искусно сплёл в цельную ткань повествования и скрепил зловещим знаком Дьявола – синей бородой.

Секреты сказочной тетради

Мы с детства знаем Шарля Перро как великого сказочника. Сам же он ценил свои сказки далеко не в первую очередь.

Выходец из парижской торговой семьи, он добился высокого положения, занимал ответственные должности в правительстве, был фактически ближайшим помощником министра финансов Кольбера, не раз виделся с королём Людовиком XIV, посвящал ему свои произведения, например, высокопарную поэму «Век Людовика Великого».

7

Портрет Шарля Перро, 1665.

Шарль Перро был одним из создателей Французской Академии, его избрали в число «бессмертных», он даже много лет председательствовал в Академии.

Женился Шарль довольно поздно, его жена умерла через шесть лет, оставив на попечение мужа троих детей – девочку и двух мальчишек. Несмотря на большую занятость, отец уделял детям много времени, часто рассказывал им сказки.

Первые сказки Шарль Перро написал уже в пожилом возрасте, они были стихотворными – «Гризельд>а», «Ослиная шкура» и «Смешные желания». В 1695 году они были напечатаны в сборнике «Сказки матушки Гусыни».

А в это время его сын, семнадцатилетний Пьер Перро, старательно записывал в тетрадку услышанные им народные сказки и побасёнки. Отец часто заглядывал в эту тетрадку. Сказки были прелестны, особенно истории о спящей красавице, о девочке и волке, о мальчике-крошке, о коте в сапожках, о замарашке и фее, о жестоком рыцаре с синей бородой. Да вот беда – сын совершенно не владел пером, не умел раскрыть материал и преподнести его читателям и слушателям.

Но вот однажды отец понял, как употребить этот сказочный материал на пользу сыну. В Версале уже подрастала любимая племянница короля принцесса Орлеанская, ей подбирали свиту. А что, если Пьер Перро поднесёт принцессе книжку своих сказок? Опыт старого придворного подсказывал: Пьера включат в свиту принцессы и, само собой, пожалуют дворянство!

Почти год Шарль Перро трудился над сказками из тетрадки сына. Поскольку книга предназначалась принцессе, из текста были исключены простонародные выражения, зато включены описания балов и великосветской жизни; взять хотя бы картины праздника и увеселений в замке Синей Бороды…

Наконец книга в одном единственном экземпляре была готова, переписана на дорогой бумаге, переплетена в красный сафьян. Труд назывался «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями». Книга открывалась посвящением принцессе за подписью молодого Пьера Перро.

Планы отца полностью осуществились: Пьер подарил книгу принцессе, его включили в свиту и возвели в дворянское достоинство. Кроме того, король дал Пьеру исключительные права на издание сказок, подаренных принцессе. В 1697 году вышла в свет книга «Истории, или Сказки былых времён (Сказки моей матушки Гусыни) с поучениями».

contes_de_Perrault_3

Казалось, отец обеспечил будущность сына. Но случилась беда: Пьер заколол шпагой своего сверстника и соседа Гийома Колля. Как это произошло, из-за чего – неизвестно до сих пор. Известно только, что Шарль Перро уплатил семье Колля две тысячи ливров и что уголовное дело было прекращено лишь через полтора года.

С придворной карьерой сына было покончено. Отец купил Пьеру чин лейтенанта королевского полка дофина, и сын уехал в армию. Он храбро воевал, всегда бросался в бой, словно искал смерти. Не прослужив и года, Пьер Перро погиб в сражении.
Силы и здоровье Шарля Перро были подорваны. Он уже не писал сказок.

Ему вослед пришла целая плеяда талантливых сочинителей, довершивших формирование жанра литературной сказки. Но никто не создал ничего лучше, например, «Синей Бороды».


link

  • Синяя птица текст сказки
  • Синяя борода сказка краткое содержание для читательского дневника
  • Синяя птица смысл сказки
  • Синтепон или синтепон как правильно пишется
  • Синяя борода картинки из сказки