Синтаксический разбор предложения посмотришь настоящая зимняя сказка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села чуваш-кубово муниципального района иглинский район республики башкортостан утверждено директором школы /коваленко п.и./

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Чуваш-Кубово»

Муниципального района Иглинский район Республики
Башкортостан

image001

Утверждено                             
директором школы _______/Коваленко П.И./                         Приказ
№____                                            «__» _________ 2019г.

 

Утверждено                             
директором школы _______/Коваленко П.И./                         Приказ
№____                                            «__» _________ 2019г.

 

 


Контрольно-измерительные материалы
учебного курса

«Русский язык»

Для 5 класса

На 2019-2020 учебный год

Составитель: учитель Антипина И.В.

2019 г.

Контрольно-оценочные материалы  по
русскому языку для 5 класса составлены на основе:

1.                              
Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
второго поколения,

2.                              
Примерной
программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по
русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов
общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.
Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014).

Критерии оценивания

Диктант.
«5» – ставится. Если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в
соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление
графического характера). «4» – ставится, если не более двух орфографических
ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от
каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана
неряшливо.
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких
слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни
в предшествующих классах не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения написано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
— два исправления;
— две пунктуационные ошибки;
— повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды
написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она
считается за ошибку.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик
обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно
применять знания при выполнении работы;
«4» — ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет
применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не
менее 3/4 заданий; «3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение
определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не
менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не
справляется с большинством грамматических заданий.

График контрольных работ

1

Входной диктант

12.09

3

Контрольный диктант по теме: «Словосочетание. Предложение»

22.10

4

Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

26.11

5

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.
Культура речи»

17.12

6

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

19.02

7

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

19.03

8

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

13.04

9

Контрольный диктант по теме «Глагол»

18.05

10

Итоговый контрольный диктант

27.05

Входной контрольный диктант

 ЦЕЛЬ: проверить  знания  детей  за  курс  4
класса.  

Осень в лесу

Мы идём по узкой
дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. Под яркими
лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут
шагать опасно.

Мы входим в
зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся
через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этой местности
живут пушистые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую
шишку.

Мы постояли  у
опушки и пошли к деревне. Крутой подъём ведёт в гору. Там конец нашего пути.

Объём слов: 89

Грамматические задания:

1.                              
Выписать из
первого предложения диктанта:
I вариант –
все существительные,
II вариант –
все прилагательные.

2.                              
Морфемный
разбор слов:
I вариант –
ближним, широкой,
II вариант –
высокие, пушистые.

3.                              
Синтаксический
разбор предложения:
I вариант –
Над ближним лесом встаёт солнце.
II вариант –
Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро.

КОНТРОЛЬНЫЙ    ДИКТАНТ

 ПО  ТЕМЕ  «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

ЦЕЛЬ: проверить, насколько  усвоена  учащимися 
данная  тема.

       Погода  стала 
меняться. Из-за  далёкого  горизонта  неслись  и  приближались  низкие  облака.
Солнце  выглянуло  из-за  туч, мелькнуло  в  голубом  просвете  и  исчезло.
Потемнело. Налетел  резкий  ветер. Он  зашумел  тростником, бросил  в  воду 
сухие  листья  и  погнал  их  по  реке. «Дождь  пойдёт», — проговорила  Нина.

      Ветер 
налетает  с  новой  силой, морщит  гладь  реки, а  потом  стихает. Зашуршал 
камыш, и  на  воде  появились  кружки  от  первых  капель. Река  покрылась 
пузырьками, когда  сплошной  полосой  хлестнул  проливной  дождь.

      Валерка 
громко  закричал: «Бежим, ребята!»

      Но  вот  ветер 
утих, появилось  солнце. Редкие  капли  дождя  падали  на  землю. Они 
повисали  в  траве, и  в  каждой  капле  отражалось  солнце. ( По  В.
Астафьеву.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ  ЗАДАНИЯ

1. Разобрать 
словосочетания

1в. Далёкий 
горизонт, выглянуло  из-за  туч.

2в. В  голубом 
просвете, громко  закричал.

2. Сделать 
синтаксический  разбор  предложения. (задание ВПР)

1в. Из-за  далёкого 
горизонта  неслись  и  приближались  низкие  облака.

2в. Редкие  капли 
дождя  падали  на  землю.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО  ТЕМЕ «СИНТАКСИС.
ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ»

ЦЕЛЬ: проверить  уровень  усвоения  данной  темы.

ЗИМНИЙ  ЛЕС

        Вьюга 
посеребрила  пышную  причёску  стройных  сосен. Ясная  берёза  распустила 
светлые  косы  покрытых  инеем  ветвей, блестит  на  солнце  нежной  тонкой 
берестой.

        Глубок 
зимний  сон  природы, но  идёт  жизнь  под  сугробом. Попробуй  разгреби  в 
лесу  снег  до  земли. На  том  месте, которое  расчистил, увидишь  кустики 
брусники, веточки  черники. Всё  ещё  зеленеют  здесь  круглые  листья 
грушанки, вереска.

        Пороша 
рассказывает  о  событиях  в  зимнем  лесу. На  лесной  поляне  вьётся  след 
лисицы. Пробороздил  сугроб  долговязый  лось, проскакал  беляк. Парочки 
следов  испятнали  снег. Это  пробежала  куница, хищница  искала  белок.
Сверкает  снег, вспыхивают  и  гаснут  снежные  искры. Хорош  снег  в  зимнем 
уборе! (94 слова.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ  ЗАДАНИЯ

1) Произвести 
фонетический  разбор  слов.

1в. –
вьюга                                      2в.- листья

2) Выпишите  из 
текста  3 слова, где  буквы  е, ё, ю, я   обозначают  два  звука. (задание ВПР)

КОНТРОЛЬНЫЙ
ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Предзимье

Отшумела
золотая осень, и наступило холодное ненастье. Солнце редко выглядывает из-за
туч и не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на
земле. Сквозь голые ветки далеко видны окрестности.

Деревья
в лесу потемнели от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой
морозной зиме. Белки запасаются вкусными орехами, грибами, съедобными семенами.
Медведь отъелся за лето, набрал толстый слой подкожного жира. Впереди у него
зимняя спячка. Охотники говорят: «Опасно будить косолапого зимой!»

Зайцы
– робкие лесные жители. Они ждут первого снега. С появлением снега они поменяют
летние серые шубки на белые. Зайца в лесу подстерегает много бедствий, а
спасают его быстрые ноги и чуткие уши. Косой хорошо чувствует опасность и не
подпускает близко к себе лисицу и волка.

Скоро
леса и поля побелеют, и зима вытеснит осень. (Н.Сладков «Лесные тайнички»
(«Рассказы и сказки»);125 слов)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ  ЗАДАНИЯ

1. Сделайте
фонетический разбор слов.

Вариант 1 –
предзимье, вариант 2 – отъелся.

2. Выпишите из
первого абзаца слова, в которых:

Вариант 1 –звуков
больше, чем букв;

Вариант 2 – звуков
меньше, чем букв

КОНТРОЛЬНЫЙ  ДИКТАНТ  ПО  РАЗДЕЛУ  ««МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ»

ЦЕЛЬ: проверить  знания  детей  по  данной  теме.

      Солнце 
выглянуло  в  последний  раз, осветило  мрачную  сторону  горизонта  и 
скрылось. Вся  окрестность  вдруг  изменяется  и  принимает  мрачный  вид. Вот 
задрожала  осиновая  роща. Листья  становятся  мутного  цвета. Верхушки  деревьев 
качаются, и  пучки  сухой  травы  летят  через  дорогу. Стрижи  и  ласточки 
пролетают  низко  над  землёй. Вспыхивает  молния, ослепляет  зрение  и 
освещает  нас. Над  самой  головой  раздаётся  оглушительный  гул, который 
заставляет  нас  трепетать.

       Но  вот 
молния  освещает  местность  шире  и  бледнее. Туча  разделяется  на 
волнистые  облака, светлеет. Сквозь  её  большие  края  виднеется  ясная 
лазурь.(82 слова.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ  ЗАДАНИЯ

1. Подобрать 
синонимы  к  словам

1 в. Метель,
отважный.

2 в. Холод, большой.

2. Подобрать 
антонимы  к  словам (задание ВПР)

1в. Рано,
далёкий.           2в. Светло, длинный.

3. Произвести 
синтаксический  разбор  предложения.

1в. Стрижи  и 
ласточки  пролетают  низко  над  землёй.

2в. Вспыхивает 
молния, ослепляет  зрение  и  освещает  нас.

КОНТРОЛЬНЫЙ  ДИКТАНТ

  ПО  ТЕМЕ  «ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

ЦЕЛЬ: проверить, насколько  усвоена  учащимися 
данная  тема.

О  МИХАИЛЕ  ПРИШВИНЕ

       Детство  и 
юность  Пришвина  прошли  в  средней  полосе  России. Его  семья  жила  в 
усадьбе  около  деревни. Здесь  от  деревни  к  деревне  тянутся  леса, поля 
и  огороды, сады  с  чудесными  растениями. Берега  рек  заросли  плакучей 
ивой.

       Ещё 
мальчиком  научился  он  всматриваться  и  вслушиваться  в  природу. Его 
чуткое  ухо  слышало  шорох  листьев  и  шёпот  ветра, а  зоркий  глаз  видел 
каждый  росточек  и  травинку.

       С  ружьём  и 
записной  книжкой  побывал  Пришвин  на  Урале, в  Сибири, в  Карелии. Он  открыл 
в  природе  много  тайн  и  подарил  их  своим  читателям.

       А  вы, ребята,
читали  его  книги? (92 слова.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ  ЗАДАНИЯ

1. Произвести 
морфологический  разбор  слов

1в. В 
Сибири                                 2в. К  деревне

2. Записать  3
примера  имён  существительных, которые  имеют  форму(задание ВПР)

1в. –  только 
множественного  числа

2в. —   только 
единственного  числа

КОНТРОЛЬНЫЙ  ДИКТАНТ   ПО  ТЕМЕ  «ИМЯ  ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

ЦЕЛЬ: проверить  уровень  усвоения  учащимися 
данной  темы.

ЯГОДНЫЕ  АДРЕСА

      Адрес 
земляники  у  лесных  пней  спрашивай. Земляника  любит  расти  там, где 
светло: по  лесным  опушкам, пригоркам  и  вырубкам.

     Адрес  черники 
и  брусники  узнай  у  лохматых  и  хмурых  елей. Это  обычная  ягода  для 
елового  бора. Только  в  брусничном  бору  будет  посуше, чем  в  черничном.

     Малине  нужна 
самая  лучшая  лесная  земля. Поэтому  она  заселяет  гари, забирается  в 
овраги.

     Адрес  клюквы  — 
болото, где  хозяином  зелёный  мох  —  сфагнум.

     Чтобы  не  зря  
ходить  по  ягодным  адресам, надо  знать  время  созревания  ягод. Земляника 
—  в  июне, черника, голубика, костяника, малина  —  в  июле, брусника  —  в 
августе. (89 слов.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ  ЗАДАНИЯ

1. Произвести 
морфологический  разбор  слов

1в. —  у  лесных 
(пней)                        2в. —  для  елового  (бора)

2.  Найти  в 
тексте  5 прилагательных, выделить  у  них  окончание  и
  обозначить  падеж. (задание ВПР)

КОНТРОЛЬНЫЙ  ДИКТАНТ  ПО  ТЕМЕ  «ГЛАГОЛ»

В  ЛЕСУ

    Молодые  осинки 
и  стройные  берёзки  спускаются  по  косогору  к  широкой  луговине. Среди 
деревьев  идёт  полная  талой  воды  дорога. Рядом  вьётся  сухая  пешеходная 
тропка, и  по  ней  мы  решаем  углубиться  в  лес.

   Вот  где 
чувствуется  настоящая  весна! Ветви  осин  кажутся  пушистыми  от  длинных 
серёжек. Вершины  молодых  берёз  стали  совсем  шоколадного  цвета.
Посмотришь  на  берёзовую  веточку, а  она  вся  в  крупных  почках. Пройдёт 
день, другой, почки  начнут  лопаться, и  из  них  покажутся  зелёные  язычки 
молодых  листьев.

   Это  самое 
хорошее  время  в  лесу. Он  ещё  не  зазеленел, стоит  прозрачный  и  такой 
радостный. А  как  чудесно  пахнет  прошлогодними  прелыми  листьями  и 
горьковатой  свежестью  почек! (98 слов.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ  ЗАДАНИЯ

1. Выписать  из 
текста  3  глагола

        1в. — 
несовершенного  вида         2в. —  совершенного  вида

2. Разобрать  по 
составу  слова

         1в. — 
спускаются, зазеленел, пушистыми, дорожка

          2в. — 
углубиться, посмотришь, горьковатой, тропка

3. Сделать 
синтаксический  разбор  предложения         (задания ВПР)

     1в. Молодые 
осинки  и  стройные  берёзки  спускаются  по  косогору  к  широкой  луговине.

      2в. Среди 
деревьев  идёт  полная  талой  воды  дорога.

ИТОГОВЫЙ  КОНТРОЛЬНЫЙ  ДИКТАНТ

ЗА  КУРС  «РУССКИЙ  ЯЗЫК. 5 КЛАСС»

ЦЕЛЬ: проверить  орфографические  и 
пунктуационные  умения  и  навыки  учащихся  за  курс  5 класса.

ДУБ

          Дуб —
удивительное  дерево. Он  распускается  позднее  других  деревьев. Лес  стоит 
зелёный, один  дуб  чернеет. Но  он  дольше  всех  деревьев  не  сбрасывает  листвы  
осенью.

          Когда 
наступает  мороз, листья  на  дубе  свёртываются  в  трубочки. Иногда  они 
держатся  всю  зиму.

           Молния 
ударит  в  него, и  всё  равно  весной  распустятся  на  нём  зелёные 
листочки.

           В 
дубовой  роще  ночью  кормятся  желудями  кабаны, а  в  дупле  живёт  сыч,
зимует  летучая  мышь.

            Иногда 
видишь, что  далеко  от  леса  растут  молодые  дубки. Ветер  не  мог  занести 
туда  тяжёлые  жёлуди. Это  сойка  осенью  подбирала  их  и  забыла  о  них, а 
они  проросли. (94 слова).

                                                                   
(По  Г. Снегирёву.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ       ЗАДАНИЯ

1. РАЗОБРАТЬ  СЛОВА 
ПО  СОСТАВУ

    1в. –
распускается, дубовой, листочки.

     2в. – наступает,
летучая, трубочки.

 2.ПРОИЗВЕСТИ 
ФОНЕТИЧЕСКИЙ  РАЗБОР  СЛОВ   

           1в. –
дуб                                          2в. – лес

Диктанты по русскому языку; 8 класс 2 четверть

Диктанты по русскому языку — 8 класс 2 четверть

Диктанты 8 класс 2 четверть

Диктанты

Контрольный диктант «Зачем я это сделал?»

Как-то, гуляя в лесу, мы нашли гнездо, свитое из прутьев.4 Гнездо мы не разорили, а задумали взять птенцов. Терпеливо и долго ходили мы к этому гнезду, ожидая появления птенчиков.4 Узнали, что это совята, и взяли себе по совёнку.

Поселил я своего в клетку. Есть из рук он не хотел, приходилось засовывать ему пищу в рот. Потом я догадался, что кормить его надо вечером или ночью. Он ведь совёнок. Я уже хотел отнести его назад, но гнездо давно опустело. А совёнок совсем занемог. Сидел в углу клетки сгорбившись и ничего не ел. Через несколько дней я нашёл его мёртвым. До сих пор мучаюсь: «И зачем я взял его из гнезда?»

Теперь буду только помогать больным и раненым. Буду ставить кормушки для животных, а не предлагать им свою нелепую помощь.

Объём слов: 128

  1. Синтаксический разбор простого предложения: Как-то, гуляя в лесу, мы нашли гнездо, свитое из прутьев. (1 вариант);
    Терпеливо и долго ходили мы к этому гнезду, ожидая появления птенчиков. (2 вариант)
  2. Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.
  3. Выпишите из текста по одному примеру разных видов сказуемых.

Контрольный диктант «Приметы»

Приметы, определяющие погоду, связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного света. В них, кроме точного знания, заключено и много поэзии.

Самая простая примета – дым костра. То он струится столбом к небу, спокойно поднимаясь вверх, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня.4 К прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды.4

Глядя на дым, можно определённо сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце поднимется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах. Безветрие и теплоту предсказывает и вечерняя роса. Она бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звёзд. И чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день.

Объём слов: 125

По К. Паустовскому

  1. Синтаксический разбор простого предложения: То он струится столбом к небу, спокойно поднимаясь вверх, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. (1 вариант);
    К прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды. (2 вариант)
  2. Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.
  3. Выпишите из текста по одному примеру разных видов сказуемых.

Контрольный диктант «Хитрость горностая»

Горностай — дерзкий, кровожадный и не по росту сильный зверёк. Обычно он охотится на мышей, полёвок, серых крыс, залезая в их норы и уничтожая семейство.4

Мне пришлось долгое время искать горностая в различных местах: в лесах, по берегам рек и озёр, на полях. Однако мои старания заканчивались неудачей. Но порой ищешь одно, а наталкиваешься на другое.

Сидел я однажды вечером на старой заросшей дамбе, проходящей поперёк плавней.4 Меня сопровождал местный двенадцатилетний мальчик Стёпа — заядлый охотник и рыболов, до тонкости знающий звериное население этих мест.

Мы расположились недалеко от норы и, притаившись, ждали. Через некоторое время послышался легкий прерывистый шорох. Мы пристально смотрели на площадку и вдруг заметили маленького зверька с большой чёрной головкой. Минуту спустя мы поняли, что это горностай держит в зубах водяную полёвку.

Объём слов: 124

  1. Синтаксический разбор простого предложения: Обычно он охотится на мышей, полёвок, серых крыс, залезая в их норы и уничтожая семейство. (1 вариант);
    Сидел я однажды вечером на старой заросшей дамбе, проходящей поперёк плавней. (2 вариант)
  2. Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.
  3. Выпишите из текста по одному примеру разных видов сказуемых.

Контрольный диктант «Зимний день»

Усадьба стояла вся белая, на деревьях лежали пушистые хлопья, точно сад опять распустился белыми листьями. В большом старинном камине потрескивал огонь, каждый входящий со двора вносил с собою свежесть и запах мягкого снега.

Поэзия первого зимнего дня была по-своему доступна слепому. Просыпаясь утром, он ощущал всегда особенную бодрость и узнавал приход зимы по топанью людей, входящих в кухню, по скрипу дверей, по острым, едва уловимым запахам, по скрипу шагов на дворе.

Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошёл к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам.

Смёрзшаяся земля, покрытая пушистым, мягким слоем, совершенно смолкла, зато воздух стал как-то особенно чуток, отчётливо перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки. По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся тонкой плёнкой первого льда.

Но речка у мельницы, отяжелевшая, тёмная, всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах.

Объём слов: 160

По В.Г. Короленко

  1. Выпишите сказуемое: простое глагольное (1 вариант); составное именное (2 вариант).
  2. Подчеркните в тексте обособленное обстоятельство (1 вариант); обособленное определение (2 вариант).
  3. Выпишите 3 словосочетания разных типов: из 1-2 абзаца (1 вариант); из 4 абзаца (2 вариант).
  4. Синтаксический разбор предложения: По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. (1 вариант); Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошёл к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам. (2 вариант).

Контрольный диктант «На деревенском дворе»

Пост кончился, была страстная неделя. Погода стояла прекрасная: дни светлые, тихие и теплые. Снег весь подёрнулся чёрным тюлем, и местами показались большие прогалины. Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали чёрными лентами. Но зато шагнёшь со двора и окунёшься в воду. Ездить можно было только по шоссе. Мужички копались на дворах, ладя бороны да сохи, ребятишки пропускали ручейки, которыми стекали в речку все плодотворные соки из наваленных посреди двора навозных куч.

Запах навоза над деревнями. Среди дня казалось, что дворы топятся. Но это никому не вредило: ни людям, ни животным. А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами. Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!»

– Этого кочета береги, – опираясь на вилы, говорил жене мужик, показывая на гуляющего петуха. – Это настоящая птица, а того, рябенького-то, надо зарезать к празднику.

И мужик, плюнув на руки, снова стал ковырять вилами.

Объём слов: 160

  1. Обозначьте виды сказуемых: 1 абзац (1 вариант); все остальные (2 вариант).
  2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения: Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали черными лентами. (1 вариант); Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!» (2 вариант)
  3. Определите в тексте вид односоставных предложений.
  4. Синтаксический разбор предложения: Но это никому не вредило: ни людям, ни животным. (1 вариант); А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами. (2 вариант)

Контрольный диктант «Превращение»

Кукла вышла из-за перегородки. Она улыбалась, наклонив набок растрёпанную голову. Волосы у неё были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. Серые глаза её весело блестели. Сейчас она казалась серьёзной и внимательной, но от её печали не осталось и следа. Напротив, сказали бы, что это шалунья, притворяющаяся скромницей.

Затем дальше. Куда же девалось её прежнее великолепное платье, весь этот розовый шёлк, золотые розы, кружева, блёстки, сказочный наряд, от которого каждая девочка могла бы походить если не на принцессу, то, во всяком случае, на ёлочную игрушку? Теперь, представьте себе, кукла была одета более чем скромно. Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. Туфли были надеты на босу ногу. Не подумайте, что от этого наряда кукла стала некрасивой. Напротив, он был ей к лицу. Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы.

Но самое главное: помните, на груди у куклы наследника Тутти были страшные черные раны? А теперь они исчезли. Это была весёлая, здоровая кукла!

Объём слов: 160

  1. Обозначьте в тексте виды сказуемых.
  2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения: Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. (1 вариант); Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы. (2 вариант)
  3. Определите в тексте вид односоставных предложений.
  4. Синтаксический разбор предложения: Она улыбалась, наклонив набок растрёпанную голову. (1 вариант); Волосы у неё были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. (2 вариант)

Диктант по русскому языку за 2 четверть 8 класс

Русская баня упоминается в самых древних исторических источниках. Легендарная княгиня Ольга своих врагов, погубивших ее мужа, сожгла в бане. В другой легенде рассказывается об иностранцах, побывавших на Руси. Их удивляло, что русские хлестали себя в жарком поту распаренным березовым веником, когда уходили в баню мыться.

Этот забавивший иностранцев удивительный обычай сыграл свою роль в судьбе народа. В средние века, когда эпидемии одна за другой косили страны Центральной и Западной Европы, обычай еженедельно мыться спасал народ от болезней, закалял людей, давал жизнестойкость.

Поразительно и то, что бани не >исчезли, когда подавляющее большинство населения переселилось в современные квартиры с ваннами. Бани потеряли свою гигиеническую функцию. В выходные дни люди ходят в баню ради закалки, ради удовольствия.

Объём слов: 114

  1. Озаглавьте текст
  2. Объясните орфограммы в подчеркнутых словах
  3. Выполните морфемный разбор слов: потеряли, погубивших, выходные (дни)
  4. Объясните постановку знаков препинания во 2 предложении 1 абзаца .

Словарные диктанты

№ 1

Экспрессивный, диалект, ситуация, раздражение, наслаждение, аттракцион, тысячелетие, будущее, бахрома, коммуникации, инициатива, ветеран, аромат, ровесник, сверстник, труженик, мошенник, идеология, кандидат, мировоззрение.

  1. составьте с данными словами словосочетания, подчеркните глагольные словосочетания;
  2. подчеркните 5 — 7 слов, которые можно использовать в текстах публицистического стиля.
№ 2

Лексикон, гарантировать, стратегия, реформа, ресурсы, архитектор, генерал, гармония, возражать, газон, дипломат, великолепный, комментировать, узорчатый, лиловый, витрина, фиолетовый, панорама, сиреневый, ландшафт.

  1. составьте с данными словами словосочетания, подчеркните глагольные словосочетания;
  2. подчеркните слова, которые можно использовать в текстах с элементами описания.
№ 3

Обаяние, артиллерия, эшелон, ансамбль, энциклопедия, философский, меланхолия, витрина, канонада, конгресс, магистраль, навигация, оккупировать, зодчество, компьютер, единомышленник, предшественник, гарнизон, кандидатура, коммюнике.

Текст тотального диктанта

Рассказывают, что древние греки очень любили виноград и после его сбора устраивали праздник в честь бога винограда Диониса. Свиту Диониса составляли козлоногие существа – сатиры. Изображая их, эллины надевали козлиные шкуры, бешено скакали и пели – словом, самозабвенно предавались веселью. Такие представления назывались трагедиями, что по-древнегречески означало «пение козлов». Впоследствии эллины призадумались: чему бы еще посвятить такие игрища?

Простым людям всегда было интересно знать, как живут богатые. Драматург Софокл начал писать пьесы про царей, и сразу стало ясно: цари и те часто плачут и личная жизнь у них небезопасна и отнюдь не проста. А для того чтобы придать повествованию занимательности, Софокл решил привлечь актеров, которые смогли бы сыграть его произведения, – так появился театр.

Вначале поклонники искусства были очень недовольны: действие видели только те, кто сидел в первом ряду, и, поскольку билеты тогда еще не были предусмотрены, лучшие места занимали самые сильные и рослые. Тогда эллины решили устранить это неравноправие и построили амфитеатр, где каждый следующий ряд был выше предыдущего, и всё, что происходило на сцене, стало видно всем пришедшим на представление.

В спектакле обычно участвовали не только актеры, но и хор, вещавший от имени народа. Например, выходил герой на арену и произносил:

– Я сейчас пойду сделаю что-нибудь плохое!

– Совершать плохое бессовестно! – завывал хор.

– Ладно, – поразмыслив, нехотя соглашался герой. – Тогда я пойду и сделаю что-нибудь хорошее.

– Хорошее делать хорошо, – одобрял его хор, тем самым как бы нечаянно подталкивая героя к гибели: ведь, как положено в трагедии, за хорошие дела неизбежно наступает расплата.

Правда, иногда появлялся «бог из машины» (машиной называли специальный кран, на котором «бога» опускали на сцену) и нежданно- негаданно спасал героя. Был ли это действительно настоящий бог или всё-таки актер – неясно до сих пор, но зато доподлинно известно, что и слово «машина», и театральные краны были придуманы в Древней Греции.

Часть 2. Вкратце об истории письменности

В те незапамятные времена, когда в междуречье Тигра и Евфрата пришли шумеры, они говорили на никому не понятном языке: ведь шумеры были первооткрывателями новых земель и язык у них был как у настоящих разведчиков – тайный, зашифрованный. Ни у кого такого языка не было и нет, разве что у других разведчиков.

А между тем народ в Месопотамии уже вовсю пользовался клиньями: юноши подбивали клинья под девушек (так они за ними ухаживали); мечи и ножи, выкованные из дамасской стали, имели клиновидную форму; даже журавли в небе – и те летали клином. Шумеры видели вокруг себя так много клиньев, что и письменностьизобрели – клиньями. Так появилась клинопись – самая древняя в мире система письма.

Во время уроков в шумерской школе ученики деревянными палочками выдавливали клинья на глиняных табличках, и оттого всё вокруг было измазано глиной – от пола и до потолка. Уборщицы в конце концов рассвирепели, потому что от такой учёбы в школе одна грязь, а им ведь надо поддерживать чистоту. А для того чтобы поддерживать чистоту, должно быть чисто, иначе нечего и поддерживать.

А вот в Древнем Египте письменность состояла из рисунков. Египтяне подумали: зачем писать слово «бык», если можно этого быка просто нарисовать? Такие слова-рисунки древние греки (или эллины, как они себя именовали) впоследствии назвали иероглифами. Уроки письма по-древнеегипетски скорее напоминали уроки рисования, а выводить иероглифы было настоящим искусством.

– Ну нет, – сказали финикийцы. – Мы люди работящие, ремесленники и мореплаватели, и нам не нужна изощрённая каллиграфия, пусть у нас будет письменность попроще.

И придумали буквы – так получился алфавит. Люди стали писать буквами, и чем дальше, тем быстрее. А чем быстрее они писали, тем некрасивее у них получалось. Больше всех писали врачи: они выписывали рецепты. Поэтому у некоторых из них до сих пор такой почерк, что пишут они вроде бы буквы, а выходят иероглифы.

Часть 3. Вкратце об истории Олимпийских игр

Древние греки придумали Олимпийские игры, пока вели одну из своих нескончаемых войн. Основных причин было две: во-первых, во время баталий солдатам и офицерам некогда было заниматься спортом, а ведь эллины (так называли себя древние греки) стремились тренироваться всё время, не занятое упражнениями в философии; во-вторых, воинам хотелось поскорее вернуться домой, а отпуск на войне не предоставлялся. Было ясно, что войска нуждались в перемирии и что единственной возможностью его объявить могли стать Олимпийские игры: ведь непременное условие Олимпиады – прекращение войны.

Сначала эллины хотели проводить Олимпийские игры ежегодно, но впоследствии поняли, что частые перерывы в боевых действиях бесконечно удлиняют войны, поэтому Олимпийские игры стали объявлять только раз в четыре года. Зимних игр в те времена, конечно же, не было, потому что в Элладе не было ни ледовых арен, ни горнолыжных трасс.

В Олимпийских играх мог участвовать любой гражданин, но богатые могли позволить себе дорогостоящее спортивное снаряжение, а бедные – нет. Чтобы богатые не побеждали бедных только оттого, что их спортинвентарь лучше, все атлеты мерились силой и ловкостью обнажёнными.

– А почему игры назывались Олимпийскими? – спросите вы. – Боги с Олимпа тоже принимали в них участие?

Нет, боги, кроме ссор между собой, никаким другим спортом не занимались, но любили с нескрываемым от смертных азартом следить за спортивными состязаниями из поднебесья. А чтобы богам сподручнее было наблюдать за перипетиями соревнований, первый стадион построили в святилище, которое называлось Олимпия, – так игры получили свое название.

Боги и те на время игр заключали между собой перемирие и клялись не помогать своим избранникам. Более того, они даже разрешали эллинам считать победителей богами – правда, временными, всего на один день. Чемпионы-олимпийцы удостаивались оливковых и лавровых венков: медалей тогда еще не придумали, а лавр в Древней Греции ценился на вес золота, так что лавровый венок тогда был всё равно что золотая медаль сегодня.

Диктанты по темам по русскому языку, 8 класс

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Контрольный диктант №1 (входной)

Однажды нам в подарок принесли берёзку, выкопанную с корнем. Мы посадили её в ящик с землёй и поставили в комнате у окна. Скоро ветки берёзки поднялись, и вся она повеселела.

В саду поселилась осень. Горели пурпуром клёны, порозовел кустарник и кое-где на берёзках появились жёлтые пряди. Но у нашего деревца мы не замечали никаких признаков увядания.

Ночью пришёл первый заморозок. Я проснулся рано, оделся и вышел в сад. Разгорался рассвет, синева на востоке сменилась багровой мглой. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частным печальным дождём.

В комнате при бледном свете зари я увидел, что и наша берёзка стала лимонной. Комнатная теплота не спасла её.

Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих подруг.

Последняя память о лете исчезла.

(По К. Паустовскому)

Грамматическое задание.

1.Обозначьте графически изученные орфограммы в 1-ом абзаце (1 вариант) во 2-ом абзаце (2 вариант).

2.Разберите по составу слова: выкопанную поставили заморозок (1 вариант) порозовел лимонный никаких (2 вариант).

3.Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения (1, 2 вариант).

Контрольный диктант №2 по теме «Главные члены предложения»

Сказочные облака

Сегодня весь день плыли по небу необычные облака, подгоняемые ветром. Эти облака – живые существа. Они то забирались ввысь, то опускались, почти касаясь крыш, то превращались в причудливые фантазии. Над цирком они приняли форму бегемота, играющего с мячом, над школой стали раскрытой книгой, а над рекой приобрели светло-голубой оттенок.

Люди ходили какие-то радостные, подняв глаза к небу, и улыбались. Сам собою в городе объявился праздник. Все вышли на улицу, а в школах отменили занятия.

«Такие облака – это сказка», — говорили люди друг другу и боялись пропустить что-нибудь интересное, потому что все чувствовали: такое бывает только раз в жизни.

«Мама, разве море вверху, там плывёт кораблик?» — спрашивал удивлённый чудом мальчик.

Весь город, попавший в сказку, стал добрым. Неожиданные облака, словно волшебники. Они помогали людям увидеть прекрасное. Ведь любоваться облаками – это понимать мечту.

А ночью, когда все ушли спать, облака опустились и окутали город тёплым, таинственным, серебряным туманом, приносящим сказочные сны.

Грамматическое задание.

1.Выделите сказуемые и определите их типы: в первом абзаце – 1 вариант; во втором абзаце – 2 вариант.

2.Объясните постановку тире между главными членами предложения, графически обозначьте повышение тона и паузу.

Контрольный диктант №3 по теме «Второстепенные члены»

Осень — пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.
Золото всех оттенков на деревьях, золото на траве, золото, отраженное в стоячих водах неширокой речонки. Тишина. Ни звука, ни ветерка. Даже легкое облачко застыло в небе.
Такой изобразил природу художник-пейзажист Левитан на своей картине «Золотая осень». Она привлекает нас гармонией красок, и в то же время легкой грустью овеяна эта поэтическая картина осени-волшебницы. Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает. Вот-вот задует холодный ветер-озорник, и уронят тогда деревья свой последний праздничный наряд.
Всматриваясь в полотно, написанное рукой большого мастера, мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника. Ведь наблюдая и изучая природу, истинный мастер кисти старается уловить в ее жизни наиболее близкое и дорогое его сердцу мгновение и отразить в своем произведении. (132 слова)

(По О. Туберовской )

Грамматическое задание

1. Подчеркните в предложениях грамматические основы с простым глагольным и составным глагольным сказуемым. (1 — 2 на каждый вид).

2. Укажите в тексте диктанта прямые и косвенные дополнения (по одному-двум на каждый вид). В 1-ом абзаце обозначьте безударные гласные в корне.

3. Произведите синтаксический разбор предложения:

Осень — пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.

Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает.

Схема анализа контрольного диктанта №3

по теме: «Второстепенные члены»

8 класс Дата _____________________

В классе _________ уч-ся

Писали диктант __________ уч-ся

Написали диктант на:

Выполнили грамматическое задание на:

«5» — _______ уч-ся

«5» — _______ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.

Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел

Проверяемые согласные в корне слова __________ чел

Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел

Разделительный ь, ъ ________________ чел

Раздельное написание предлогов с другими словами

Буквы и,у,а после шипящих ____________ чел

Употребление ь на конце существительных после шипящих ____ чел

Тире в простом предложении _________ чел

Запятая в сложном предложении _____ чел

Запятая при деепричастном обороте ____ чел

В грамматическом задании допущены следующие ошибки:

В определении простого и составного глагольного сказуемого__________ чел

В обозначении безударной гласной в корне ­­­­­­­­­­____________ чел

В синтаксическом разборе предложения __________ чел

Контрольный диктант №4 по теме «Односоставные предложения»

Осенью на Прорве.

Старое русло Оки. Его называют Прорвой. Берега здесь сплошь покрыты ольхой, шиповником, ежевикой. Нигде не видел я таких репейников, колючек, огромных грибов-дождевиков.

Густые заросли трав подходят к самой воде упругой стеной, и с лодки часто нельзя высадиться на берег.

Я люблю эти глухие места и каждую осень провожу здесь несколько недель. Устанавливаю палатку. В ней тепло и сухо. Вечером при свете фонаря я даже читаю, но недолго. На Прорве слишком много помех.

То за кустом крикнет какая-то птица, то ударит хвостом пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в кусте ивовый прут.

Начинает разгораться зарево, и мрачная луна всходит над просторами вечерней земли.

Осенняя ночь тянется медленно, ей нет конца.

К рассвету лицо обжигает лёгкий морозец. На востоке наливается тихим светом заря.

Воздух чист и прохладен. Пахнет травянистой свежестью и осокой.

Грамматическое задание

1.Найдите в тексте 2-3 односоставных предложения ( в т.ч. и те, которые являются частью сложного предложения), определите тип этих предложений.

2.Сделайте синтаксический разбор сказуемых :

1 вариант – в предложении На Прорве слишком много помех. 2 вариант – в предложении Воздух чист и прохладен.

3.Выпишите из диктанта по одному слову с безударной гласной, проверяемой ударением, непроверяемой, чередующейся.

4.Разберите по составу слова: рассвету, разгораться

Схема анализа контрольного диктанта №4

по теме: «Односоставные предложения»

8 класс Дата _____________________

В классе _________ уч-ся

Писали диктант __________ уч-ся

Написали диктант на

Выполнили грамматическое задание на

«5» — _______ уч-ся

«5» — _______ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.

Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел

Проверяемые согласные в корне слова __________ чел

Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел

Разделительный ь, ъ ________________ чел

Раздельное написание предлогов с другими словами

Буквы и,у,а после шипящих ____________ чел

Употребление ь на конце существительных после шипящих ____ чел

Запятая в сложном предложении _____ чел

Запятая при однородных членах ____ чел

В грамматическом задании допущены следующие ошибки:

В определении типа простого односоставного предложения ___ чел

В обозначении слов с безударной гласной, проверяемой ударением, непроверяемой, чередующейся­­­­­­­­­­____________ чел

В синтаксическом разборе сказуемого__________ чел

В разборе слов по составу _____________ чел

Контрольный диктант №5 по теме

«Предложения с однородными членами»

Всё: и день, и природа — великолепно. Солнце не печет, а только греет и окрашивает в бесконечно разнообразные цвета желтеющую и краснеющую зелень леса. Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. Тихо кругом: в глубине леса, на поляне. Слышно лишь, как желтый лист, отделившись от ветки, уже не питающей его своими соками, падает и задевает другие листья, еще не упавшие, но уже пожелтевшие. Они устилают всю землю.

Куда девались птицы, распевающие от зари до зари? Все прошло, замерло, как замирает этот шорох от падающего листа. Высоко-высоко в голубом небе длинной ломаной линией летят птицы. И птицы, и осенний говор природы, и грезы уходят в невозвратное прошлое. Воротятся опять и птицы, и весенний говор природы, но это будет не тот говор, не те птицы. А грезы не воротятся. (130 слов)

Грамматическое задание

1.Начертите схему предложения:

Все: и день, и природа — великолепно.- 1в,

Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. – 2в

2.Подчеркните грамматическую основу в предложениях

Они устилают всю землю. — 1в

А грезы не воротятся. – 2в

3.Объясните знаки препинания в предложениях:

Куда девались птицы, распевающие от зари до зари?

Схема анализа контрольного диктанта №5

по теме: «Однородные члены предложения»

8 класс Дата _____________________

В классе _________ уч-ся

Писали диктант __________ уч-ся

Написали диктант на

Выполнили грамматическое задание на

«5» — _______ уч-ся

«5» — _______ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.

Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел

Проверяемые согласные в корне слова __________ чел

Раздельное написание предлогов с другими словами

Буквы и,у,а после шипящих ____________ чел

Запятая в сложном предложении _____ чел

Запятая при однородных членах ____ чел

Запятая при причастном обороте ____ чел

В грамматическом задании допущены следующие ошибки:

В схеме предложения _________ чел

В выделении грамматической основы ______ чел

При объяснении постановки знаков препинания в предложении с причастным оборотом _____________ чел

Контрольный диктант №6 по теме «Обособленные члены предложения»

Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений. Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.

Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актер, был талантливым педагогом.

Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, заложена в детстве. Его мать — художница- любительница, отец — известный археолог, страстный любитель и ценитель искусства. С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в доме Поленовых.

С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника. (132 слова.)

Грамматическое задание.

1. Разобрать по составу:

2. Объяснить графически знаки препинания:

Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд».

Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.

3.Произвести синтаксический разбор предложения с обособленным определением.

Контрольный диктант №7 по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

Наука о питании, так же как и кулинарное искусство, имеет свою историю. Без сомнения, первый человек был одновременно и первым поваром. Значит, искусство приготовления пищи старше других искусств?

Ещё в каменном веке люди приготовляли пищу, используя огонь. Туши животных зажаривались на раскалённых углях или на вертеле.

При раскопках древних поселений находят глиняные горшки, которые считают почтенными предками современных кастрюль. Однако до появления глиняных сосудов пища готовилась в корытах, выдолбленных из камня. Туда насыпали раскалённые камни, доводя таким образом воду до кипения.

Тяжела была эта пища! При одной мысли о том, чем питались наши предки, становится как-то не по себе. Но человек тех далёких времён постоянно боролся со всем: с суровой природой, с врагами, болезнями. Надо полагать, такая грубая пища была ему в самый раз.

Родиной изощрённого кулинарного искусства, как говорят учёные, является Азия. Впоследствии, постоянно изменяясь, обогащаясь, подвергаясь влиянию мод и подчиняясь местным традициям, оно распространилось по миру. (149 слов)

Грамматическое задание

1.Выписать из текста диктанта одно предложение со словами или предложениями, грамматически не связанными с членами предложения, сделать письменный синтаксически разбор (по выбору учащихся).

2.Указать в тексте диктанта значения вводных слов.

Контрольный диктант №8 по теме «Чужая речь»

Итак, Петя сдал вступительный экзамен в гимназии. Однако тётя упорно утверждала: «Никакого экзамена, конечно, не было, а было лёгкое приёмное испытание» Но Петя повторял со слезами: «А вот был экзамен!» Тётя решила покривить душой: «Впрочем, я, вероятно, ошиблась. Кажется, был экзамен». Петю, однако, грызло сомнение, потому что всё прошло как-то чересчур быстро и гладко.

Вначале всё шло превосходно. Мальчика огорчало только то, что его ещё ни разу не вызвали к доске. Каждую субботу он с грустью приносил дневник, обёрнутый в роскошную бумагу, склеенную серебряными звёздами.

Однажды Петя, не раздеваясь, вбежал в комнату. Размахивая дневником, он радостно кричал: «Мне отметки поставили!» Торжественно швырнув дневник на стол, мальчик гордо отошёл в сторону, как бы не желая мешать созерцанию отметок.

Раскрыв дневник, тётя ахнула: «Сплошные двойки!» «Я так и знал! – чуть не плача от обиды закричал Петя. – Важно, что это отметки!» И, сердито выхватив дневник, мальчик помчался во двор показывать его приятелям.

Грамматическое задание.

1.Сделать синтаксический разбор предложения с чужой речью (по выбору учащихся).

2.Начертить схемы предложений с прямой речью.

Итоговый контрольный диктант №9

Наступление утра

Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и вы непременно услышите чудесные звуки земли. Во все времена люди ласково называли её матерью-землёю.

Журчание весеннего ручейка или плеск речных волн о песчаный берег, пение птиц или гром отдалённой грозы, шелест цветущих луговых трав или треск мороза в зимнюю ночь, трепетание зелёной листвы на деревьях или треск кузнечиков у протоптанной луговой тропинки – всё это бесчисленные звуки земли. Слышать их люди городские, оглушённые шумом машин, к сожалению, отвыкли. Тем радостнее такому человеку, ещё не совсем утратившему чувство родной природы, побывать в лесу, на реке, в поле, набраться душевных сил.

А как хорошо новое утро! Ещё до восхода солнца просыпаются, начиная радостно петь, птицы. Спят в каменных домах люди, редкая прошумит машина, но уже полнится жизнью пробудившийся лес, полной грудью дышит земля. В природе нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. (140 слов)

Схема анализа контрольного диктанта №9

8 класс Дата _____________________

В классе _________ уч-ся

Писали диктант __________ уч-ся

Написали диктант на

Выполнили грамматическое задание на

«5» — _______ уч-ся

«5» — _______ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.

Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел

Проверяемые согласные в корне слова __________ чел

Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел

Разделительный ь, ъ ________________ чел

Раздельное написание предлогов с другими словами

Буквы и,у,а после шипящих ____________ чел

Употребление ь на конце существительных после шипящих ____ чел

Запятая в сложном предложении _____ чел

Запятая при однородных членах ____ чел

Запятая при обособленных членах ____ чел

Знаки препинания в предложении с обобщающим словом ____ чел

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

  • Синонимы слова к слову сказка
  • Синонимы слова сказка 3 класс
  • Синонимы к слову мальчик для сочинения
  • Синонимы к слову любовь для сочинения
  • Синонимы к слову природа для сочинения