Синонимы к слову сайма из рассказа приемыш

В последние годы стало популярным давать детям славянские имена. мы стараемся вспомнить свои древние корни, и, как и в давние

В последние годы стало популярным давать детям славянские имена. Мы стараемся вспомнить свои древние корни, и, как и в давние времена, хотим, чтоб благозвучное имя еще и стало оберегом. Так какие же имена встречаются в наших летописях и берестяных грамотах, что означают и что могут рассказать об обычаях и мировоззрении предков?

Сегодня постараемся приоткрыть завесу тайны этой части славянской культуры.

Какие из имен имеют славянское происхождение

Богдан Хмельницкий. Фото источник: amp.my.ua

Богдан Хмельницкий. Фото источник: amp.my.ua

Конечно же в основе славянских имен лежат и славянские корни. Читая летописи, историки часто встречают имена с корнями -миро-, -свято-, -слав-, -рад-, -стани-, -вяче-, -волод-, -миро-, -люб-, -нег- и другие. Так как в большинстве они употребляются нами и в повседневной жизни, поэтому мы на уровне врожденной интуиции понимаем смысл древних имен. К примеру, Людмила означает «милая людям», а Богдан — «данный богом». Любопытно, что такие однокоренные имена до сих пор сохранились у разных славянских народов. Например, в странах Западной Европы популярно имя Воислав (вой+слав=славный воин), наш же русский мореплаватель и географ 19 века Римский-Корсаков носил имя Воин.

Но были и некоторые предпочтения в традициях имен на разных славянских территориях. Для русских людей предпочтительными оказались имена с корнями -волод- и -влад-, такие как Всеволод и Владимир. А вот сербам больше нравятся имена с корнем -мил-: Милава, Милош, Милица, Милодух, Милодан.

Традиции княжеских имен

Памятник Ярославу Мудрому. Фото источник: pravlife.org

Памятник Ярославу Мудрому. Фото источник: pravlife.org

Ребенку, появившемуся в княжеской семье, и имя следовало выбирать исключительно благозвучное. Поэтому нам известны древние правители с традиционно «престижными» и «положительными» именами: в хрониках мы встречаем Владимира, Всеволода, Ярослава, Вячеслава. Также традиции предписывали для наследников правящей династии использовать в именах общий корень. К примеру, сыновей князя новгородского и киевского Ярослава Мудрого звали Изяслав, Святослав, Вячеслав.

А вот его внук и сын киевского князя Изяслава Святополк хоть и не унаследовал княжеского имени (поговаривают, что он был незаконнорожденным), но в именах своих детей не забыл учесть «наследственный высокий корень», и они получили имена Сбыслава, Изъяслав, Предслава, Ярослав, Мстислав и Брячислав.

Вот настолько сильно желание через имена заявить о своих правах на киевский престол! Ведь изначально имя выполняло функцию фамилии.

Еще одной любопытной традицией, дошедшей до наших дней, является преемственность имен в одной семье. Назвать малыша в честь дедушки или бабушки — это не только дань уважения предкам, но и отголоски древней веры в способность переселения душ. Ребенку желали лишь счастья, поэтому и называли его именем родственника полагая, что все хорошие качества предка передадутся представителю нового поколения.

Как защитить ребенка с помощью имени

Имена для детей на Руси. Фото источник: smi2.ru

Имена для детей на Руси. Фото источник: smi2.ru

Как на Руси, так и во многих других культурах давать при рождении ребёнку сразу несколько имён считалось обязательным. Логика проста: на людях используется одно имя в то время как остальные остаются в тайне. Соответственно, злые силы его не знают и не могут навредить. Но порой желание ввести в заблуждение духов становилось по современным меркам несколько странноватым. Так, малыша могли назвать Нелюб, Некрас, Грязной, Упырь, Бессон, Невзор.

То есть ребенок получал имя в честь какого-то изъяна, хотя в реальности мог и не обладать им. Древним славянам казалось, что с таким «испорченным» человеком вредоносные сущности не станут связываться. У филологов даже есть термин к таким именам — профилактические. Со временем от них образовались фамилии, и сейчас можно встретить Некрасовых, Бессоновых и Грязновых. Так что такая фамилия — не показатель ущербности предков, а своеобразный оберег.

Еще один вариант показать злым духам, что этого малыша не стоит трогать — это сделать вид, что ребенок не принадлежит этому роду-племени. Новорожденные получали имена Подкидыш, Приемыш, Найден, Неждан, Ненаш. Таким образом родители верили, что пущенные по ложному следу недобрые силы не смогут сделать ничего дурного ребенку. Интересно, современные папы и мамы стали бы использовать такие способы защиты от сглаза и порчи?

Особое место в славянском именослове занимали имена, образованные от тотемных животных. В древности верили, что малыш, имеющий такое имя, впитает в себя достоинства покровителя племени, ведь дикие звери в их понятиях обладали мистическими способностями. Так, медведь всегда ассоциировался с небывалой силой, волка наделяли ловкостью, смелостью и преданностью товарищам. И даже заяц могли «дать» имена детям, ведь он был символом быстроты, изворотливости и плодородия. Еще одним доводом в пользу имени-тотема была вера, что хищник не нападает на малыша, который «с ним одной крови». Так что и сейчас в Сербии можно встретить человека с именем Вук (Волк).

Впоследствии такие имена были взяты в основу многих распространенных русских фамилий: Волковы, Медверевы, Зайцевы, Воробьевы, Лисицыны, Барсуковы, Соловьевы и т.д.

В противоположность именам-оберегам славяне до сих пор любят использовать имена, отражающие положительные качества человека : Радмила (заботливая и милая), Рада (радость, счастье), Слободан (свободный, дающий свободу), Тихомир (тихий и мирный), Ясна (ясная). Родители, нарекающие так своих чад, наверняка надеются, что дети вырастут именно такими.

Прозвище — признак индивидуальности

Царь Василий II - Темный. Источник фото:facenewss.ru

Царь Василий II — Темный. Источник фото:facenewss.ru

Если сейчас наличие прозвища обычно является чем-то обидным, то у древних славян особенной разницы между именем и прозвищем не было. Второе имя, указывающее на какую-либо индивидуальность владельца, обычно давалось по мере роста ребенка и использовалось наравне с нареченным при рождении.

В нем заключался особый смысл: по прозвищу можно было легко понять, о каком человеке идет речь, какими чертами характера или внешности он обладает. Например, в истории много князей с именем Всеволод. Но вот когда в летописях сказано о Всеволоде Большое гнездо, то сразу становится понятно, что это великий владимирский правитель, сын Юрия Долгорукого (отличного воина, «собирателя земель»), который имел восемь сыновей и четырех дочерей. Мудрый, Боголюбский, Вещий, Красно Солнышко, Грозный, Невский, Донской и т.д. — все это мужественные и величавые прозвища древнерусских князей.

Однако были и не такие «доблестные» прозвища. Например, шаловливого малыша могли и впоследствии называть Прокуда, полненького — Квашней, с дефектами речи — Шевкуном, а ребенок с большой головой мог вполне стать на всю жизнь Голованом. Не думайте, что высокородные князья избегали обидных прозвищ. Так, царя Василия II называли Темным — в конце жизни ему пришлось жестоко бороться за власть с еще одним Василием — Косым. А Ивана III, как утверждает историк Карамзин, в народе величали Мучителем.

Часто прозвище указывало на род занятий. Например, дед Щукарь из рассказа Михаила Шолохова наверняка был рыбаком. Карась, Лещ, Сом — еще одни имена-прозвища.

Почему Добрыня — не обязательно добрый, и другие особенности славянских имен

Добрыня Никитич. Фото источник: ucrazy.ru

Добрыня Никитич. Фото источник: ucrazy.ru

В Древнерусской словесности было обычным употреблять как полные имена, так и их уменьшительные варианты. Ярким примером могут стать сказки, в которых главных героев зовут Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем. Имя Добрыня вполне вероятно сформировано от древнерусского Доброслав и означает вовсе не милый и сердечный, как можно подумать, а крепкий и здоровый. В современный именослов дошло множество имен в короткой форме. К примеру, Борис (Борислав), Путята (Путимир), Твердило (Твердислав), Ратша (Ратибор).

Еще одной особенностью славянских имен является отражение в имени ситуации, при которых малыш был рожден. Так, распространенная фамилия Третьяк произошла от имени, означающем, что для родителей этот малыш был третьим. А такие имена, как Мороз или Ярец могли поведать, в какую погоду был рожден ребенок.

Как приход нового вероисповедания отразился на именных традициях славян

Петр Первый. Источник фото: cyrillitsa.ru

Петр Первый. Источник фото: cyrillitsa.ru

Интеграция в европейскую культуру, которая произошла с приходом христианства, принесла и изменения в моде на имена. Так, получили распространение многие греческие, еврейские и римские имена. Стали популярны Василий, Юрий (Георгий), Александр, Петр и другие имена.

Некоторые обрели русский перевод — греческое Фотиния трансформировалось в «свет земли» — Светлану. Сейчас из древнеславянских имен наиболее часто используются лишь некоторые, и то в большей части это имена князей. А все потому, что на смену славянскому именослову пришел святцеслов — православный календарь, где каждый день года посвящен памяти того или иного святого. Поэтому туда попали лишь имена канонизированных славянских правителей.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 51-53

Читаем древнерусскую летопись

1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин и в чём заключалась хитрость воеводы Претича?

Отрок сумел переплыть Днепр и рассказал воеводе Претичу о тяжелом положении осаждённых.

Воевода сказал печенежскому князю, что за ним идут во множестве силы Святослава. Тот испугался и снял осаду.

2. Обратите внимание на повторяющиеся союзы «И», «А». Какую роль они играют в тексте?

Эти союзы придают тексту напевность, музыкальность.

3. Чем заканчивается это повествование и что хотел сказать им автор? Как относится он к героям?

Повествование заканчивается призывом к Святославу позаботиться о родной земле. Автор хотел подчеркнуть необходимость беречь родную землю, а не думать о землях чужих.

Автор любит родной народ и не хочет, чтобы ему было плохо. Он видит в князе единственного заступника, опору. Он восхищается смелостью отрока и хитростью воеводы.

Размышляем о героях литературы древней Руси

1. Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа?

Отрок был обычным воином, дружинником. Он не занимал высокого положения, но был храбрецом, «иерархом духа».

Претич был военачальником — воеводой. Князь Святослав был правителем Киева. Они занимали высокое положение.

2. Как вы понимаете слова Лихачёва «Мы должны быть благодарны сыновьям нашей великой матери — Древней Руси»? За что мы должны быть благодарны и как это может проявиться?

Мы должны быть благодарны им за то, что они сумели сберечь нашу Родину, отстояли её от врагов. А благодарность наша должна выражаться, прежде всего, в памяти об их подвигах. А также в том, чтобы продолжать их дело, беречь Родину от врагов так же, как это делали они.

3. Как вы думаете, может ли повествование о подвиге отрока служить современности?

Это повествование может служить примером для современных молодых людей. В нём показывается, как надо действовать в минуту грозной опасности для Родины: забывать о себе и действовать решительно и смело.

Обогащаем свою речь

1. Вспомните, какими словами начинается повествование о подвиге отрока-киевлянина.

В лето 6476 (968) пришли впервые печенеги…

2. О чём говорят первые слова этого повествования?

Эти слова говорят, что в то время использовалось летоисчисление от Сотворения мира параллельно с летоисчислением от Рождества Христова.

Также в первых словах говорится о вторжении печенегов и осаде Киева.

3. Прочитайте диалоги с отроком? Что для них более характерно (краткость, напевность и т.д.)? Какие ещё особенности повествования вы заметили?

Для этих диалогов характерна краткость:

— Я пройду.

— Иди.

Повествование очень конкретное, в нём нет описательного элемента, почти отсутствуют прилагательные.

4. Как вы понимаете слово отрок? Составьте предложение с этим словом.

Отрок — это младший дружинник. Сейчас так называют юношей.

Примеры предложений:

Князь подозвал отрока и передал ему колчан со стрелами.

Отрок не выучил урока и получил двойку.

5. Подерите синонимы к словам отрок, осада, дружина.

Отрок: дружинник, юноша, молодой человек, новичок.

Осада: окружение, блокада.

Дружина: рать, войско, полк.

Литература и изобразительное искусство

1. Рассмотрите репродукцию картины Иванова «Подвиг молодого киевлянина». Подумайте, таким ли вы представляли этого героя?

Я представляла героя более одетым. Это молодой человек, с длинными чёрными волосами, подвязанными в пучок. Он невысок, но крепок. В руках у него была уздечка.

Он должен был немного походить на печенегов, раз те принимали его за своего.

2. Какие краски использовал художник? Какие особенности ситуации и характера героя ими передаются?

Художник использовал мрачные тёмные, почти чёрные краски. Они передавали напряжение ситуации, угрозу.

Чёрной вражеской силе противопоставлен светящийся отрок, он словно луч света, который прорезает мрак. И красная полоска ткани символизирует надежду, это как флаг, с которым идут в бой.

Пример сочинения по картине Иванова «Подвиг молодого киевлянина» для 5 класса

На полотне Александра Иванова изображён драматический момент истории, нам знакомый по летописи «Подвиг отрока-киевлянина».

Печенеги осадили Киев и защитникам грозила смерть. Но юный отрок вызвался обмануть печенегов и добраться до другого берега Днепра, где располагались отряды воеводы Претича.

Юноша побежал через лагерь печенегов, а достигнув берега, скинул одежду и бросился в воду.

Именно этот момент выбрал для своей картины художник. На первом плане мы видим отрока, который уже пробежал весь лагерь и даже сразил нескольких врагов, лежащих у его ног. Сейчас он бросится в воду. Полоска алой ткани развивается перед ним, как флаг.

Отрок кажется символом свободы, символом борьбы и мужества. Он решительно пренебрегает опасностью, ведь речь идёт не о его жизни, а о жизни всех киевлян.

Вокруг отрока простирается мрак, из которого художник выхватывает отдельные фигуры печенегов. Мрак не в силах остановить бег отрока, а вдали у горизонта солнечные лучи уже окрашивают небо.

Это символ возрождённой надежды. Отрок справился с трудным заданием и для киевлян появилась надежда. Она придёт с другого берега, с востока, где стоят рати воеводы Претича.

Это удивительно динамичная картина, полная символов и знаков. Она производит очень сильное впечатление и вызывает подъем патриотизма.

Фонохрестоматия

1. Вы прослушали рассказ о тревожных событиях, угрожавших Киеву разорением. Но тон повествования спокойный, бесстрастный. Ни автор летописи, ни актёр, не дают воли чувствам. Как вы думаете почему?

В этом отличительная особенность летописи, как жанра литературы. Она бесстрастно излагает факты и этим напоминает научно-позновательный текст из энциклопедии.

2. В одном месте спокойное повествование прерывается взволнованным обращением к Святославу. Как вы думаете, почему именно эти строки актёр читает с эмоциональным накалом?

Эти строки выражают личную позицию автора летописи. Они передают его чувства. А потому и отличаются совершенно другим тоном, эмоциональным. 

Актёр подчеркивает боль автора и его переживания о судьбе Родины.

3. Как вы считаете, какова основная мысль, главная идея этого произведения?

Главная мысль этого произведения в том, что нужно защищать Родину, а не думать о чужих землях.

Эту мысль автор сам выражает в своём эмоциональном призыве к Святославу.

4. Подготовьте текст диалога читателей, размышляющих о подвиге отрока-киевлянина.

Диалог читателей о подвиге отрока-киевлянина для 5 класса

— Кто такой отрок из этой летописи?

— Я думаю, что это младший дружинник, который остался в Киеве охранять княжну.

— Почему он вызвался идти, хотя знал, как это опасно?

— Отрок понимал, что если не передать весть Претичу, то все в Киеве погибнут. Он хотел спасти людей.

— И он совершил подвиг. А ты заметил, какие качества при этом продемонстрировал отрок?

— Да. Он показал безумную храбрость и решительность. Он проявил находчивость и целеустремлённость. И он трезво оценивал свои силы. Он знал, что способен переплыть Днепр.

— А если бы отрок погиб?

— Я думаю, обязательно нашёлся бы кто-то ещё, кто довёл бы его дело до конца. Тем более, что пример отрока воодушевил бы людей.

— Я тоже в этом уверен.

AVvXsEju4bJk y7ScTU8bvYhFwQSnxAXq tjbkOYHX2gak0nT0eQPkL70nTnBgsleLvIJ73o ix4IWGlOsFrx6Lzu9tT26KT2s gRXdGgd5Q5gjyqWUFy7AFBqYme8duhm5LyfUWmvA86VYs dG3W2SOthySohZ dc9hJRAqva6XcbaplRNWK qPOdyJWj6riA=w374 h400

Интегрированный урок.

Русский язык и литературное чтение.

3 класс.

Тема: Произведение Д.Н. Мамина-Сибиряка. Рассказ «Приёмыш» (продолжение). Повторение частей речи и их признаков.

Цели:подготовка обучающихся к ВПР в 4 классах, на основе повторения произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»

Познавательные:

  • обучение новому способу действий;

  • изучение дополнительных свойств уже известных понятий;

  • включение факторов умения использовать приемы:
    анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить доказательства, переносить знания в новую ситуацию.

Регулятивные:

  • определение темы и цели урока;

  • составление плана;

  • самоконтроль и взаимоконтроль;

  • анализ и оценивание усвоенного.

Коммуникативные: развитие способов общения разных видов.

Ход урока.

    1. Организационный момент.

Дыхательная гимнастика.

    1. Мотивация учебной деятельности.

Работа в парах.

Собрать пословицу (рассыпана)

Один за всех и все за одного. (Ответы детей)

-Как понимаете смысл этой пословицы?

-Ребята, я предлагаю эту пословицу взять девизом урока. Вместе мы сила, вместе мы сможем решить любую проблему. А урок сегодня у нас будет не совсем обычный, поэтому помощь друзей не помешает.

    1. Подготовка к восприятию. Определение темы урока.

Звучит голос лебедя — крикуна.

-Ребята, вы узнали, голос какой птицы звучал? 

(Ответы детей, проказ иллюстрации красивого лебедя на воде)

-Кто сможет определить тему урока? (Ответы детей)

Мы сегодня будем продолжать работу над произведением Дмитрия Наркисовича Мамина — Сибиряка «Приемыш».

— Как вы думаете можно ли на уроках литературного чтения научиться русскому языку? Докажите. (Ответы детей)

Сегодня на нашем необычном уроке мы попробуем соединить изучение литературного произведения с уроком русского языка. Все выводы мы проговорим в конце нашего урока, проанализируем: получилось или не получилось, и для чего мы это делали.

  1. Работа по теме урока.

    1. Работа по первой части произведения Д.Н. Мамина — Сибиряка «Приемыш»

На слайде вы видите три слова, запишите их к себе в тетрадь по русскому языку и поставьте ударение.

Расположился, доспехи, кубарем. (проверка)

Расположился, доспехи, кубарем.

-Для чего нужно на чтении, при разговоре правильно ставить ударение в словах? (Ответы детей)

Зачитайте абзац, где описана встреча охотника с собакой Соболько. (Чтение абзаца детьми)

-Как вы думаете, что означает слово «кубарем» в данном тексте? (Ответы детей)

Посмотрите, пожалуйста, на слайд, здесь вы видите несколько значений слова «кубарем». Выпишите, то значение, которое больше подходит к тексту.

Поработайте в парах.

1) Кубарем — стремительно вниз, переворачиваясь при падении, движении.

2) Кубарем — очень быстро, стремглав, стремительно.

(проверка)

— Так почему же собака буквально вылетела на охотника? (Ответы детей)

— Что говорит о том, что рассказчик «был здесь уже»? (Ответы детей)

— Зачитайте, чем он занимался, пока ждал хозяина?

Подберите к слову «доспехи» слова синонимы. На слайде вам предлагается много синонимов, выберите те, которые подходят к данному отрывку. Работа в парах.

Вооружение, оружие, кольчуга, панцирь, наручи, латы, сбруя, хауберк, батарлык, колонтарь, амуниция, лат, зерцало, снаряжение

Доспехи – вооружение, амуниция, снаряжение охотника.

Запишите синонимы в свою тетрадь.

— Как он понял, что возвращается хозяин? (Ответы детей)

— Прочитайте эпизод появления Тараса.

— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какое чувство появляется у вас, когда вы смотрите на эту иллюстрацию?

— Что говорил Тарас лебедю? Почему? (Ответы детей)

Какова главная мысль первой части? (Ответы детей)

Физминутка:встать на носочки, руки вверх, вытянуться как струна, сосчитать до 5. Массаж шеи и ушных раковин.

    1. Работа по второй части произведения Д.Н. Мамина — Сибиряка «Приемыш»

Итак, переходим ко второй части произведения.

-Назовите главных героев произведения.

Охотник, Тарас, собака Соболько, лебедь Приёмыш.

— Как вы думаете, почему наряду с людьми животные тоже являются главными героями? (Ответы детей)

Посмотрите на слайд, найдите среди главных героев произведения слово, в котором все согласные звуки мягкие. (Лебедь)

Запишите слово лебедь в свою тетрадь.

-Как еще автор называет лебедя?

Приёмыш, гуляка, сирота, гордая и умная птица.

Допишите через запятую слова, которые относятся ко 2 части.

-Какое слово не выписали? (гуляка)

-Какие важные вопросы мы можем задать друг другу по этой части. (Ответы детей)

-Как лебедь попал к старику? (Ответы детей)

Я буду читать предложения, ваша задача – исправить ошибку. Работаем с текстом (с.20)

1. Пропадёт один-то, потому что молод ещё, не приспособлен к жизни.

Дети: Пропадёт один-то, ястреба заедят, потому как смыслу в нём ещё настоящего нет.

2. Без родителей остался.

Дети: Сиротой остался.

3. Утром рано поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой.

Дети: Утром на заре поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой.

Прочитайте фрагмент, в котором рассказывается, как старик любил лебедя.

-Как собака относилась к лебедю?

-Какой глубокий смысл можно понять в простой фразе Тараса: «Так вот и живём втроем»? (Лебедь и собака — это семья бобыля Тараса)

В каждой семье родители любят и гордятся своими детьми, так и Тарас любил и гордился своими подопечными. Найдите и зачитайте подтверждение моих слов на стр.22.

В последнем абзаце 2 части, есть предложение с однородными сказуемыми. Найдите это предложение. Запишите в тетрадь, подчеркните однородные члены.

( Работа детей в тетради, с последующей проверкой)

Умная птица вытягивала шею и шипела на собаку, как это делают гуси.

Физминутка.Погрели ладошки, подышали на них, приложили к глазам.

    1. Работа по третьей части произведения Д.Н. Мамина — Сибиряка «Приемыш»

Вот мы и приготовились к встрече с нашими героями поздней холодной осенью. Прочитайте 1 абзац третьей части. Выпишите из первого предложения сущ.+ прил., определите у имен прилагательных род и число.

Вписать в скобках сразу после имени прилагательного.

(Работа детей в тетради, с последующей проверкой)

Светлое (ед.ч., ср.р.) озеро, поздняя (ед.ч., ж.р.) осень.

— Как вы определяли признаки имен прилагательных? (опираясь на признаки имени существительного, у словосочетаний все признаки одинаковые)

Сравните, каким был старик в начале произведения и каким он показан сейчас. (Ответы детей)

Зачитайте для подтверждения предложение из этого абзаца.

Почему Тарас так изменился? (Ответы детей)

-Как менялось поведение Приемыша после встречи с другими лебедями? Почему? (Ответы детей)

Выпишите из рассказа Тараса о том, как появились лебеди 10 предложение, подчеркните главные члены, подпишите части речи.

(Работа детей в тетради, с последующей проверкой)

пр. сущ. сущ. сущ. гл. пр. сущ.

Shape1 На перелёте стадо лебедей спустилось на озеро.

— Почему Тарас считал, что лебедь пропадет? (Ответы детей)

Зачитайте, как лебеди учат птенцов летать?

Выпишите в тетрадь по 2 глагола. 1 вариант – в ед.ч., 2 вариант — во мн.ч.

(Работа детей в тетради, с последующей проверкой)

1вариант:видел, вырос, не летал, выбьется, отстанет

2 вариант: выросли, выучили, обучают, учат, сгрудятся

— Почему старик все- таки отпустил лебедя?

— Как Приёмыш простился с Тарасом и Соболько? (Ответы детей)

  1. Работа над главной мыслью произведения.

Предлагаю вам в парах обсудить следующие ситуации:

Что было бы правильнее? 

— поступить с лебедем, как это сделал Тарас;

— подрезать крылья птице и навсегда сделать ее ручной;

— силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей.

— Почему так считаете?

— Какова главная мысль произведения?

Главная мысль рассказа в том, что нужно относиться ко всему живому с любовью. Автор напоминает, что существует неразделимая связь человека и окружающего мира.

  1. Домашнее задание.

Письменно: составить и записать план данного произведения.

Устно: придумайте своё окончание этой истории.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Как вы думаете, получилось ли у нас соединить изучение литературного произведения с уроком русского языка? Для чего мы это делали? (Ответы детей)

А теперь оцените себя, если вы сегодня активно работали, все понимали — встаньте так, как будто вы большое красивое дерево. Ну а если что- то не получалось — дерево невысокое, с раскидистыми ветками. Молодцы! Не забывайте, что маленькое дерево обязательно вырастет, а большое окрепнет. Спасибо всем за урок!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/461701-integrirovannyj-urok-proizvedenie-dn-mamina-s

  • Синонимы к слову рассказчик для сочинения
  • Синонимы к слову картина для сочинения по картине
  • Синонимы к слову проблема в сочинении
  • Синонимы к слову девушка для сочинения
  • Синонимы к слову герой рассказа